Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Католическая энциклопедия
Статьи на букву "А" (часть 1, "ААР"-"АГА")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "ААР"-"АГА")

Аарон

Аарон (древнеевр. имя 'Ahăron, греч. Άαρών, лат. Aaron) - старший брат Моисея, первосвященник. В повествованиях Пятикнижия А. олицетворяет собой священническое сословие. Отношения Моисея-законодателя и А.-священника символически изображают примат Закона Божьего над священством (ср. Исх 4, 14-16; 7, 1).

Моисей и А. вместе уговаривают израильтян поверить Господу, вместе творят чудеса перед фараоном (в рассказах о первой, второй, третьей и шестой «казнях египетских»). Но далее - в рассказах о последних четырех «казнях», о переходе через Чермное море, о странствовании по пустыне - чудеса совершает уже один Моисей. В Исх 32 действия Моисея и А. прямо противопоставляются: Моисей выступает в качестве ходатая и посредника при заключении Завета израильтян с Богом, а А. тем временем, нарушая веления Бога, делает «идола» - золотого тельца, - навлекая на весь народ гнев Божий. Однако грех А. не отменяет священнического призвания ни его самого, ни его детей. А. умирает «на горе Ор, у пределов земли Эдомской», и первосвященнический сан переходит к его сыну Елеазару (Числ 20, 23-29). В НЗ «преходящему священству» А. противопоставляется «вечное священство» Христово (Евр 7, 11-28).

Память А. в Католической Церкви по Римскому мартирологу - 1 июля.

Лит-ра: SeebaІ H. Mose und Aaron: Sinai und Gottesberg. Bonn, 1962; Mulhall M.M. Aaron and Moses. Wa., 1973; Schmid H. Die Gestalt des Mose. Darmstadt, 1986.

М. Селезнёв

Абакан

Абакан - город в РФ, столица Республики Хакасия, расположен в Вост. Сибири; нас. 163,1 тыс. чел. (1996). Основан в 1675 как Абаканский острог, с 1780-х по 1931 - с. Усть-Абаканское.

Хотя католики проживали в городе еще в XIX в., до нач. 1990-х в А. не существовало приходской общины. После освобождения узников из сталинских лагерей в 1956 несколько священников литовского происхождения посещали А. В нач. 60-х, после освобождения из норильского лагеря, в городе жил иезуит Уолтер Чишек.

В 1992 по приглашению местного нем. общества А. посетил еп. Иосиф Верт. С 1993 в катол. общине А. несут пастырское служение монахи из конгрегации кларетинцев. В апр. 1994 А. вошел в состав деканата, объединившего Красноярский край, Республику Хакасия и Туву. Катол. община А., зарегистрированная в июле 1994 и насчитывающая несколько десятков верующих (в большинстве своем потомков ссыльных поляков, немцев, украинцев и белорусов), проводит богослужения на квартире. С 1998 в катол. приходе А. служит настоятель прихода из Ачинска. Катол. приход относится к Апост. администратуре Вост. Сибири.

о. А. Бадура

Аббат

Аббат (лат. abbas) - глава аббатства, монастыря, относящегося к одному из древних монаш. орденов, таких, как бенедиктинцы, цистерцианцы и др. На ранних этапах истории христ. монашества А. (от арам. abba - отец) называли опытного в аскезе монаха, благодаря своему дух. дару наставлявшего молодых монахов, не будучи при этом их руководителем в церковно-правовом смысле. После распространения общежитийных монастырей (киновий) А. стали называть настоятелей монастырей. Согласно Уставу св. Бенедикта (Regula Benedicti 2, 1; 64, 13 и др.), А. (dominus et abbas) является прежде всего духовным отцом, учителем и пастырем, а потому должен заботиться как о материальном благосостоянии монастыря, так и о спасении душ братьев (Regula Benedicti 2, 33); он избирается братьями и исполняет свои обязанности пожизненно, разделяя их со своими помощниками и прислушиваясь к советам др. монахов. В VIII-IX вв. должность А. становится одной из ключевых в полит. системе ср.-век. Запада. Григорианская реформа вывела А. из подчинения императорской власти. На соборах в Риме (826) и Пуатье (1078) было впервые определено, что А. должен иметь священнический сан; Вьеннский собор распространил это решение на всю Церковь. Однако в связи с тем, что аббатства подчас владели большими материальными ценностями, имели место злоупотребления, когда лицам, не являвшимся монахами, разрешалось пользоваться доходами на правах А. (abbas in commendam). Эта практика была запрещена Тридентским собором.

В ККП 1983 А. приравнен к настоятелю монастыря или монаш. общины.

Лит-ра: Vogue A. de. La communautО et l’abbe dans la Regle de Saint Benoit. P., 1961; Salmon P. L’abbО dans la tradition monastique. P., 1962; Felten F.J. Аbte und LaienКbte im Frankenreich. Stuttgart, 1980; Penco G. La figura dell’abate nella tradizione spirituale del monachesimo // Medioevo monastico. R., 1988, p. 371-385.

Аббатиса

Аббатиса (лат. abbatissa) - глава женского аббатства, монастыря некоторых монаш. орденов - прежде всего бенедиктинок, а также кларисс, бригитток и др. В сфере поддержания монаш. дисциплины и управления монастырем А. выполняет функции, аналогичные функциям аббата, но не обладает полномочиями, относящимися к священному сану. Впервые термин А. встречается в надписи на гробнице Серены (ум. 514), настоятельницы монаш. обители при рим. церкви Св. Агнессы.

Лит-ра: Hilpisch S. Aus fürh-mittelalterlichen FrauenklЪstern. Düsseldorf, 1926; Bowe T.J. Religious Superioresses: A Historical Synopsis and a Commentary. Wa., 1946; EscrivЗ de Balaguer J. La Abadesa de las Huelgas: Estudio teologico jurТdico. Ma., 1988.

Аббатство

Аббатство (лат. abbatia) - монастырь, находящийся под управлением аббата или аббатисы.

Первые А. возникли в VI-VII вв., хотя сам термин А. более позднего происхождения (IX в.). Покровителями, а иногда и основателями А. были короли, а затем императоры, представители знати и местные епископы. В результате Григорианской реформы А. получили бóльшую самостоятельность от светских властей и в значительной степени перешли под покровительство Апост. Престола. Отдельные А. становились для окрестных жителей центрами дух. руководства и иногда превращались в самостоятельные церк. территории: abbatia nullius (в наст. время они называются территориальными А. - abbatia territorialis). А. сыграли огромную роль в развитии европ. цивилизации. В раннем Средневековье они являлись хранителями культуры, в А. существовали крупнейшие в Европе библиотеки и скриптории. Значительна роль А. в развитии сельского хозяйства и производства (Технологическая революция).

Несомненна заслуга А. в развитии архитектуры. В А. возникали новые архитектурные формы и стили (так, в А. Клюни появились первые образцы остроконечных арок), формировались характерные архитектурные элементы, напр. внутр. дворик монастыря, окруженный портиками. Кроме того, А. оказали существенное влияние на развитие принципов градостроительства. В Средние века городская архитектура отличалась хаотичностью, недостатком единства замысла и исполнения, поскольку проекты осуществлялись разными людьми на протяжении длительного времени; напротив, архитектура А. характеризовалась наличием плана и концепции, рациональным решением, основанным на четкой планиметрии.

Наиболее известные древние А.: Боббио, Гроттаферрата, Клерво, Клюни, Корби, Монте-Кассино, Райхенау, Санкт-Галлен, Сен-Виктор, Сен-Дени, Сен-Мишель, Сито, Фульда и др.

В ККП 1983 А. приравнено к монастырю.

Лит-ра: Blum K. Abbatia: Geschichte der kirchlichen Rechtsprache. Stuttgart, 1914; Laughlin T.M. Le trПs ancien droit monastique de l’Occident. LiПge, 1935; Aubert M. L’architecture cistercienne. P., 1943; Hofmeister P. Gefreite Abtereren und PrКlaturen // Zeitschrift der Savigny: Stiftung fЯr Rechtsgeschichte. Kanonistische Abteilung 81 (1964), 127-248; GrОgorie R. et al. Die Kultur der KlЪster. Salzburg, 1985; Glanz und Ende der alten KlЪster. MЯ., 1991.

Аббатство Келсо

Аббатство Келсо (англ. Kelso Abbey) - католический монастырь в Келсо, Шотландия.

Аббатство было основано в XII в. монахами-тиронцами из французской общины в Тироне на землях, дарованных королем Давидом I. Возведение монастыря продолжалось в течение пятнадцати лет в 1128 - 1143 гг., а по завершении строительства он был посвящен Деве Марии и Святому Иоанну.

На протяжении долгого времени аббатство оставалось одним из самых богатых и влиятельных религиозных центров Шотландии - так, например, в 1460 г. в его стенах был коронован Яков III. К сожалению оно располагалось слишком близко к границе Англии и потому неоднократно подвергалось нападениям англичан во время частых в те времена англо-шотландских конфликтов. Наиболее серьезно аббатство было повреждено войсками графа Гертфорда, который в 1544 - 1545 гг. совершал набеги на юг Шотландии и разрушал монастыри и церкви.

Около 1560 г. - когда в Шотландии началась эпохи Реформации - для аббатства наступили тяжелые времена. Его перестали восстанавливать после набегов, в результате чего строения на его территории пришли в упадок, а в 1587 г. аббатство было официально закрыто.

Между 1647 и 1771 гг. в аббатстве располагалась приходская церковь. Примерно в это же время оно было частично разобрано местными жителями на камни для городских построек в Келсо. К 1805 г. от уникального строения осталась только западная башня и трансепт. В 1933 г. на территории аббатства была возведена мемориальная часовня - в стиле, характерном для религиозной архитектуры XII в. - в память о Генри Иннс-Кере, 8-м герцоге Роксбургском.

Аббатство Сен-Дени

Аббатство Сен-Дени - бенедиктинское аббатство в Сен-Дени, северном пригороде Парижа, главный монастырь средневековой Франции. Основано около 625 г. В 626 г. в него были перевезены останки Св. Дионисия, давшие название аббатству. Наибольшего расцвета аббатство достигло во времена аббата Сугерия, при участии которого в 1137-1144 гг. была построена монастырская церковь - первое сооружение в готическом стиле, оказавшее влияние на развитие готики во Франции. С XIII в. служила усыпальницей французских королей. Аббатство, где захоронены почти все (за исключением трёх человек) короли Франции, а также члены их семей, часто называют "королевский некрополь Франции". В Сен-Дени хранился королевский штандарт - орифламма. Сен-Дени было разграблено и закрыто во время Великой французской революции. Сейчас это национальный памятник.

Аббон Горбатый

Аббон Горбатый - или Сгорбленный

(фр. Abbon le Courbe, лат. Abbo Cernuus, ?-923) - монах-бенедиктинец из парижского аббатства Сен-Жермен-де-Пре. Автор поэмы «Об осаде города Парижа» (лат. «De bellis Parisiacae urbis»), в которой описывает осаду Парижа норманнами в 886-887 гг., приписывая спасение города мощам святых и сообщая многие подробности, имеющие историческую ценность.

Поэма была первоначально напечатана в 1588 году, бенедиктинец Туссен Дюплесси издал её в 1753 году в «Nouvelles annales de Paris», а Гизо поместил её французский перевод в «Collection des do*****ents relative l’histoire de France». В 1942 году поэма была перепечатана в оккупированном гитлеровскими войсками Париже.

Абеляр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аборт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Абрагам

Абрагам (Abraham) Владислав - польский историк Церкви и канон. права; род. 10.10.1860, Самбор (ныне Украина), ум. 15.10.1941, Львов.

Учился на юридических ф-тах ун-тов Кракова и Берлина, преподавал канон. право во Львовском ун-те (1888-1935), где в 1899-1900 был ректором. Участвовал в выработке конкордата независимой Польши с Ватиканом. А. - автор более 100 исследований по церковно-гос. отношениям в ср.-век. и совр. Польше. Одно из основных соч. А. - Powstanie organizacji Kościłoa łacińskiego na Rusi (Начало организации латинской Церкви на Руси, изд. 1904), являющееся первым систематическим исследованием древнейшего периода истории Католической Церкви в России, которое не утратило своей актуальности и по сей день.

Соч.: Organizacja Kościłoa w Polsce do połowy XII w. Lwów, 1860 (Poznan, 1962); Proces inkwizycyjny w ustawach Innocentego III i we wspolczesnej nauce. Kr., 1887; Powstanie organizacji Kosciola Łacińskiego na Rusi. Lwów, 1904; Studia krytyczne do dziejЧw жredniowiecznych synodЧw prowincjonalnych Koжcioła Polskiego. Kr., 1917; Gniezno i Magdeburg. Kr., 1921 (Poznań, 1962); Studia wstępne o konkordacie Stolicy Apostolskiej z RzeczypospolitИ PolskИ. Kr., 1926; Zagadnienie kodyńikacji prawa małzeńskiego. Lublin, 1929.

Лит-ра: Silnicki T. Władysław Abraham (1860-1941) // Zycie i Myжl 1 (1950), 89-135, 280-315; Sawicki J. Bibliograńia prac Władysława Abrahama (1860-1941) // Polonia Sacra 8 (1956), 173-212.

Я. Кротов

Абрантович, Фабиан

Абрантович, Фабиан - священник-марианин (MIC) лат. и визант. обряда, архимандрит Конгрегации мариан; род. 14.09.1884, Новогрудок, Минская губ., ум. 2.01.1946, Москва.

Окончил С.-Петерб. римско-катол. дух. семинарию (1905) и С.-Петерб. католическую дух. академию (1910) со степенью магистра богословия. Рукоположен в свящ. в 1908. Изучал философию в Лувенском ун-те, где ему была присвоена степень доктора философии. По возвращении в С.-Петербург назначен викарием церкви Св. Екатерины. В 1914-18 - профессор философии С.-Петерб. семинарии, в 1918-20 - организатор и ректор Минской семинарии. В 1920-26 служил в различных храмах Пинской губ. (с 1921 по 1939 входившей в состав Польши), организовал и возглавил семинарию в Пинске. В 1926 вступил в Конгрегацию мариан, в которой принес вечные монаш. обеты 3.08.1927.

Назначен главой учрежденного 20.05.1928 Св. Престолом Ординариата для католиков вост. обряда в Китае. 6.11.1928 А. прибыл в Харбин в качестве апост. администратора для католиков вост. обряда в Маньчжурии. Основными направлениями катол. миссии среди русских в Китае А. считал прежде всего просветительскую и воспитательную деятельность. При нем были реорганизованы и расширены: общеобразовательный интернат для девочек, руководимый сестрами-урсулинками, «Русский приют» под началом францисканок-миссионерок и лицей Св. Николая для мальчиков. С 1931 в Харбине стал выходить Католический вестник - одно из крупнейших период. изданий рус. католиков в эмиграции, здесь же издавалось большое количество катол. лит-ры на рус. языке.

В сент. 1939, когда СССР аннексировал Зап. Белоруссию, А. находился в своем родном городе - Новогрудке. 22.10.1939 он был арестован при переходе сов. границы в районе г. Рава-Русская (УССР), привезен в Москву и 23.09.1942 приговорен к 10 годам лагерей. Скончался в Бутырской тюрьме.

Лит-ра: «Католический вестник» Русской епархии византийско-славянского обряда в Маньчжурии. Харбин, 1931-41; Шкаровский, 211; Книга памяти, 5-7; Oriens: Dwumiesięcznik poжwięcony sprawom religijnym Wschodu. Kr.-Wwa, 1933-39; Tretjakewitsch, 253-255.

А. Юдин

Абрикосов, Владимир

Статья большая, находится на отдельной странице.

Абрикосова, Анна

Ивановна

(монаш. имя - Екатерина) - активный деятель рус. католического движения, настоятельница женской монаш. общины Третьего ордена доминиканцев в Москве; род. 22.12.1881, Москва, ум. 23.07.1936 там же.

Окончила Первую московскую гимназию, высшее образование получила в Гёртонском колледже Кембриджского ун-та. Вернувшись в Россию, вышла замуж за своего двоюродного брата В.В. Абрикосова. В 1908 перешла в католичество, чин перехода был совершен в Париже в церкви Св. Магдалины. В 1910 по возвращении в Россию супруги Абрикосовы организовали домашний кружок, целью которого было распространение катол. идей. Прекрасное образование и знание языков (франц., итал., англ. и нем., а также греч. и латыни) сделали А. заметной фигурой в интеллектуальных кругах Москвы. Вокруг А. сформировался кружок преподавательниц и студенток, проявлявших интерес к католичеству. Многие из них решили вступить в Третий доминик. орден. Духовником этой общины лат. обряда был доминиканец А. Либерсье. Однако после того как В.В. Абрикосов 29.05.1917 стал свящ. вост. обряда, община доминик. терциарок (терциарий) также перешла в вост. обряд. Если в 1917 община Третьего доминик. ордена в Москве насчитывала 6 сестер, то в 1923 их было более 20. Под руководством А. члены этой общины не только исполняли различные обязанности в церкви вост. обряда, переводили и переписывали книги катол. авторов, но и брали на себя в трудные послереволюционные годы попечение о больных, стариках и детях-сиротах. После высылки В.В. Абрикосова из России духовником сестер стал свящ. Н. Александров.

12.11.1923 А. была арестована вместе с 9 сестрами, а 8-9.03.1924 арестовали остававшихся на свободе 13 сестер моск. доминик. общины. 19.05.1924 А. «как руководительница Московской контрреволюционной организации, имевшей связь с Высшим монархическим Советом за границей», была приговорена к 10 годам тюремного заключения. Срок заключения отбывала в Екатеринбургском, Тобольском и Ярославском изоляторах. В июле 1932 А. отправили в больницу Бутырской тюрьмы для операции раковой опухоли. 9.08.1932 А. досрочно освободили по состоянию здоровья с запретом проживать в 12 крупных городах. С авг. 1932 по авг. 1933 она проживала в Костроме. 5.08.1933 А. вновь арестовали в Костроме и отправили в Москву для дальнейшего следствия. 19.02.1934 постановлением Коллегии ОГПУ ее приговорили к 8 годам лагерей. После вынесения приговора А. вновь отправили в Ярославский политизолятор. В июне 1936 ее перевели в больницу Бутырской тюрьмы, где она и скончалась.

Лит-ра: ЛФ; Новицкая А. Мать Екатерина (Абрикосова) и доминиканская община в Москве // Логос 48 (1993), 62-93; Русские католики и «дело Конради» // Там же, 93-103; Осипова; «Возлюбив Бога и следуя за Ним»: Гонения на русских католиков в СССР. М., 1999; Венгер; Книга памяти, 437-439.

А. Юдин

Абсалон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Абсолют

Абсолют (лат. absolutum - независимое, ничем не обусловленное) - филос. термин, означающий высшее, совершенное начало, имеющее источник своего существования в себе самом.

Понятие А. как высшего начала имплицитно присутствует в филос. учениях, начиная с эпохи античности. Проблема А. как проблема первоначала (άρχή) была поставлена ионийскими натурфилософами. Учение об А. как Едином невыразимом (τό έν άρρήτον) впервые было сформулировано Плотином (Энеады V, 3.13) для определения Высшего начала, из которого происходит эманация всех остальных уровней сущего.

Христианская традиция внесла новые аспекты в понимание Высшего начала: Отцы Церкви, использовавшие понятийный аппарат античной философии для объяснения догматов веры, отождествили А. как Высшее бытие с Богом. В Средние века наиболее разработанное учение о Высшем бытии было создано Фомой Аквинским.

Сам термин А. появился в идеалистической философии XIX в. (Шеллинг, Гегель), в которой было проведено четкое разграничение между Богом религии и А., который был понят как наивысшая идея, наивысший принцип мироздания. В XX в. филос. дискуссии об А. сфокусировались на проблеме познаваемости А. Представители агностицизма дали отрицательный ответ на вопрос о возможности познания А. Иррационалистическое же направление в философии настаивало на тезисе о том, что познание А. - дело интуиции, веры, «сердца», а не разума (Бергсон, Блондель).

Лит-ра: Gilson E. God and Philosophy. New Haven, 1941; Tresmontant C. Comment se pose aujourd’hui le problПme de l’existence de Dieu? P., 1966; Findlay J.N. Ascent to the Absolute. L., 1970; Rossano P. Dio o l’Assoluto nelle religioni. Fossano, 1970; Pannenberg W. Metaphysik und Gottesgedanke. GЪ., 1988.

Л. Василенкоo

Абсолютизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аваддон

Аваддон (древнеевр. Abaddon - погибель, греч. Άβαδδών) - имя «ангела бездны» (Откр 9, 11), одного из предводителей демонов. Как имя нарицательное упоминается в ВЗ (в значении «местопребывание мертвых» и вместе со словом «преисподняя») в Книге Притч (15, 11; 27, 20). В Откровении Иоанна Богослова дается греч. эквивалент имени А. - Аполлион (Άπολλύων - разрушитель). А. описывается как предводитель войска чудовищной саранчи (Откр 9, 3-11). В раввинистической лит-ре А. встречается в значении самого нижнего слоя ада.

Лит-ра: Аверинцев С.С. София-Логос. К., 2000, с. 15; Gressma H. Ursprung der israel.-judischen Eschatologie. GЪ., 1905; Allo B. L’Apocalypse. P., 1933.

О. Квирквелия

Аванчини

Аванчини (Avancini) Николай

монах-иезуит (SJ), поэт, дух. писатель и драматург; род. 1.12.1611, ок. Тренто (ныне Италия), ум. 6.12.1686, Рим.

В 1627 А. вступил в Орден иезуитов. Преподавал философию в Граце, богословие - в Вене. В 1676-80 был провинциалом австрийской иез. провинции и ассистентом Римской Курии по делам Германии. А. писал стихи на библ. и ист. сюжеты, а также драмы для исполнения в театрах при иез. коллегиях. Большую известность получила книга А. Vita et doctrina Jesu Christi (Жизнь и учение Иисуса Христа, 1655), выдержавшая более 50 изданий и переведенная на многие европ. языки.

Соч.: Vita et doctrina Jesu Christi. W., 1655; Orationes. W., 1656-60. 3 vol.; PoСsis lyrica. W., 1659; PoСsis dramatica. W., 1665-68. 3 vol.; Pietas victrix, seu Constantinus Magnus // Das Ordensdrama / Hrsg. von W. Flemming. Lpz., 1930; Vita et doctrina Jesu Christi. Tn., 1938; Life and Teaching of Our Lord Jesus Christ: Taken from the Gospels and Arranged for Daily Meditation / Transl. by B.E. Kenworthy-Browne. NY., 1962.

Лит-ра: Scheid N.P. Nikolaus Avancini, ein Ъsterreichischer Dichter des 17. Jahrhunderts. Feldkirchen, 1899; Sommervogel 1, 668-680; Scheid N.P. Nikolaus Avancini als Dramatiker. Feldkirchen, 1913; Valentin J.-M. Deutscher Dichter des 17. Jahrhunderts. B., 1984, S. 385-414.

Е. Гречаная

Авва

Авва (арам. 'abba, греч. άββα, лат. abba), в арамейском яз. - обращение к отцу, принятое в семье (близкое к слову «папочка»); в НЗ - молитвенное обращение Иисуса Христа к Богу; в ранней традиции вост. монашества - обозначение духовного наставника.

Согласно Евангелию (Мк 14, 36), Иисус Христос произнес в Гефсиманском саду молитву «Авва, Отче». Молитвенное восклицание «Авва, Отче» упоминается в посланиях ап. Павла (Гал 4, 6 и Рим 8, 15). Называя Бога своим Отцом, христианин констатирует наличие реальных отношений отцовства и сыновства между Богом и человеком, установленных во Христе.

Кроме того, А. - обращение к старшему по возрасту или званию монаху, восходящее к традициям егип. и палест. монашества IV-V вв. От этого значения слова А. происходит термин аббат.

Лит-ра: Иннокентий (Павлов), игумен // Православная энциклопедия. М., 2000-, т. 1, с. 78; JoЯon P. Abba, «le Pere» et «mon Pere» // Recherches de science religieuse 17 (1927), 212-213; Jeremias J. Abba. GЪ., 1966; Schelbert G. Sprachgeschtliches zu «Abba» // MОlanges D. BarthОlemy. Fri.-GЪ., 1981, S. 395-447; Fitzmyer J. Abba and Jesus’ Relation to God // ю cause de l’Гvangile: MОlanges J. Dupont. P., 1985, p. 15-38.

И. Лупандин

Аввакума пророка книга

Аввакума пророка книга - одна из пророческих книг Ветхого Завета (древнеевр. имя пророка Habaqquq - "объятие", греч. Abbakouvm, лат. Habacuc). На основании упоминания о халдеях, т.е. о нововавилонской империи, эту книгу (по крайней мере, первые две главы) обычно датируют рубежом VII-VI вв. до н.э.

Главы 1-2 по проблематике близки книге Иова. Пророк задается вопросами: откуда в мире так много зла, несправедливости и насилия? Почему Бог безмолвствует? Провозглашается пятикратное "Горе!" - тем, кто собирает чужое добро; тем, кто получает неправедную прибыль; тому, кто строит город на крови; тому, кто поит ближнего "питьем с примесью злобы"; горе идолопоклонникам! Социальная проблематика ("почему сильный угнетает слабого?") переплетается в А.п.к. с полит. ("почему сильные народы угнетают и грабят соседей?"). Обычно в ВЗ эти темы рассматриваются порознь, но у Аввакума сетования на социальную несправедливость сочетаются с пророчеством о нашествии халдеев (Авв 1, 6-11), а частый в древнеевр. лит-ре образ жадного и самонадеянного богача вырастает в олицетворение мировой империи (Авв 2, 5). Глава 3 имеет особый подзаголовок ("молитва Аввакума пророка") и певческие указания, подобные тем, что сопровождают псалмы; стиль и язык сближает ее с другими песнями о Боге-Воителе (Втор 33, 2-3; Суд 5, 4-5; Наум 1, 2-8; Пс 67, 8-11). Стих Авв 2, 4 - "Праведный верою жив будет" - оказался впоследствии особенно важен для богословия ап. Павла (Рим 1, 17 и Гал 3, 11).

Память пророка Аввакума в Католической Церкви (по Римскому мартирологу) - 15 января, в Русской Правосл. Церкви - 2 декабря.

Лит-ра: Clark D.J., Hatton H.A. A Translator’s Handbook on the Book of Nahum, Habakkuk, and Zephaniah. NY., 1989; Ceresko A.R. Habakkuk // The New Jerome Biblical Commentary. Englewood Cliffs, 1990, p. 261-264; Roberts J.J.M. Nahum, Habakkuk, and Zephaniah. Louisville, 1991.

М. Селезнев

Август

Статья большая, находится на отдельной странице.

Августин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Августин Кентерберийский

Августин Кентерберийский (Augustinus Cantuariensis), св. - архиепископ, просветитель Англии, монах; ум. 26.05.604.

Был аббатом рим. монастыря Св. Андрея (S. Andreae ad clivum Scauri). В 596 Папа Григорий I Великий направил А. во главе группы из 40 монахов с миссией в Англию. А. высадился в Кенте весной 597. Миссия А. была успешной: вскоре он обратил в христианство короля Этельберта и крестил за несколько месяцев ок. 10 тыс. его подданных. А. стал первым архиеп. Кентерберийским, получив в 601 паллий от Папы Григория I. Он создал церк. структуры в Англии. Благодаря его деятельности англ. Церковь перешла под непосредственную юрисдикцию Рима.

Сведения о деятельности А. содержатся в соч. Папы Григория I Великого Libellus responsionum (Книга ответов), включенном Бедой Достопочтенным в Historia ecclesiastica gentis Anglorum (1, 27). Память А. в Католической Церкви - 28 мая (в Англии - 26 мая).

Источн.: Beda Venerabilis. Historia ecclesiastica gentis Anglorum, I, 22-23; II, 2-3.

Лит-ра: Brou A. Saint Augustin de CanterbОry et ses compagnons. P., 1900; La conversione al cristianesimo nell’Europa dell’Alto Medioevo. Spoleto, 1967; DPAC 1, 90-91; Brooks N. The Early History of the Church of Canterbury. Leicester, 1984, p. 3-14; Vollrath H. Die Synoden Englands bis 1066. Paderborn, 1985; Mayr-Harting H. The Coming of Christianity to Anglo-Saxon England. L., 1991.

М. Росси

Августин Триумфус

Августин Триумфус (Augustinus Triumphus), Августин Анкóнский - монах-августинец (OESA), философ, богослов и полит. деятель; род. ок. 1241, Анкона (Италия), ум. 2.04.1328, Неаполь.

После окончания Парижского ун-та остался преподавать на богословском ф-те вначале в качестве лектора, а затем профессора. В 1274 принимал участие в заседаниях II Лионского собора. Во время конфликта между королем Франции Филиппом IV Красивым и Папой Бонифацием VIII А. занял активную позицию в поддержку Папы, написав Tractatus contra articulos inventos ad diffamandum Bonifacium VIII (Трактат против обвинений, выдвинутых с целью опорочить Бонифация VIII). В 1308 А. выступил в защиту Ордена тамплиеров, написав Tractatus brevis super facto Templariorum (Краткий трактат о деле тамплиеров). В 1318 вернулся в Италию, где преподавал богословие в Падуе; в 1322 стал советником неаполитанского короля Карла II.

Из богосл. сочинений А. наиболее известным является христологический трактат De duabus naturis in Persona Christi (О двух природах в Иисусе Христе), из философских - De cognitione animae (О познании души), в котором изложены взгляды, сходные с учением Эгидия Римского. Современники высоко ценили и филос. комментарии А. на книги Аристотеля Метафизика и Первая Аналитика. А. является также автором целого ряда экзегетических комментариев к Евангелию от Матфея, посланиям ап. Павла, молитве Magnificat и др. Заслуженную славу А. принес написанный в 1326 трактат Summa de potestate ecclesiastica (Сумма о церковной власти), в котором на основании анализа широкого круга источников (Св. Писания, сочинений Отцов Церкви, статей канон. права) было четко сформулировано и обосновано учение о примате Римского Папы и о его безошибочности в вопросах вероучения.

Соч.: Summa de potestate ecclesiastica. R., 1548; Tractatus brevis de duplici potestate praelatorum et laicorum / Ed. N. Scholz // Die Publizistik zur Zeit Philipps des SchЪnen und Bonifaz VIII. Stuttgart, 1903, S. 486-501.

Лит-ра: RiviПre J. Une premiПre «Somme» du pouvoir pontifical: Le pape chez Augustin d’AncЩne // Recherches de science religieuse 18 (1938), 149-183; Ministeri B. Agostino d’Ancona, la sua vita, le opere e la dottrina della guistificazione. Palermo, 1955; Wilks M. The Problem of Sovereignty in the Latin Middle Ages: The Papal Monarchy with Augustinus Triumphus and the Publicists. NY., 1963; Horst U. Die LehrautoritКt des Papstes nach Augustinus von Ancona // Analecta augustiniana 53 (1991), 271-303.

Л. Мирри

Августинизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Августинки

Августинки - женские монаш. ордена и конгрегации, действующие на основе устава св. Августина (уставы монашеские) и ведущие созерцательный либо деятельный образ жизни; в узком значении это название применяется к конгрегациям А., основанным Орденом августинцев-эремитов (OESA) или находящимся под его руководством, и к госпитальным А. (госпиталиты); в более широком значении к А. относятся также доминиканки, визитантки и женская ветвь Ордена регулярных каноников св. Августина (CRSA).

Представительниц женского Ордена св. Августина (OESA), приносящих торжественные обеты, называют также А.-эремитками. Возникновение этого ордена восходит к 1264, когда А. из монастыря в Оберндорфе (Германия) присоединились к августинцам-эремитам. Впоследствии монастырские общины А. находились под руководством отд. провинций августинцев-эремитов, но при этом сохраняли свои конституции и традиции. Наибольшую известность получили монастыри А. в Италии. В 1953 состоялся первый ген. капитул А. в Италии, на котором было принято решение о создании единого управления и общего новициата; подобное решение в 1955 приняли монаш. общины А. в Испании. В 1998 под руководством августинцев-эремитов находилось более 100 монаш. обителей А. и ок. 1500 сестер.

К госпитальным А. относится целый ряд женских монаш. конгрегаций, занимающихся гл. обр. уходом за больными, стариками и инвалидами, а также опекой сирот. Общины госпитальных А., как правило, не связаны с августинцами-эремитами.

Лит-ра: Disdier M.T. // DHGE 5, 595-600, 628-653; DIP 1, 155-262; Kowalczyk J. // EK 1, 1082-84; AnPont 2000.

И. Баранов

Августинцы

Августинцы - монаш. ордена, деятельность которых основана на уставе св. Августина (уставы монашеские); к ним относятся: августинцы-эремиты, регулярные каноники св. Августина и ассумпционисты, а в более широком значении - доминиканцы, сервиты, бонифратры, тамплиеры и др.

Августинцы Успения Пресвятой Богородицы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Августинцы-эремиты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аве Мария

Аве Мария (лат. Ave Maria), Радуйся, Мария - католическая молитва к Богородице, названная по её начальным словам. Эту молитву называют также ангельским приветствием или angelico salutatio, т.к. её первая половина представляет из себя приветствие архангела Гавриила, сказанное им Пресвятой Деве в момент Благовещения. В православии молитве Ave Maria соответствует молитва Богородице Дево.

Текст молитвы на русском

Радуйся, Мария, благодати полная!

Господь с Тобою;

благословенна Ты между женами,

и благословен плод чрева Твоего Иисус.

Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных,

ныне и в час смерти нашей. Аминь.

Авель

Авель (древнеевр. hebel - дуновение, аккадское apilu - сын) - второй сын Адама и Евы, младший брат Каина. В библ. повествовании (Быт 4, 1-16) говорится о том, как братья принесли Богу жертвы: Каин, земледелец, - плоды земли, а А., пастух, - лучших животных из своего стада. Из-за того, что Бог принял только жертву А., Каин убил своего брата. Богосл. содержание истории Каина и А. заключается прежде всего в последствиях первородного греха, совершенного Адамом и Евой. Уже ближайшие потомки прародителей представляют две противоположные нравственные позиции, определяющие различное отношение Бога к ним. По интерпретации ап. Иоанна, Каин совершил убийство, потому что "дела его были злы, а дела брата его праведны" (1 Ин 3,12). Ап. Павел объяснял, что именно верою "Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин" (Евр 11, 4). Кровь, пролитую праведным А., первым мучеником (Мф 23, 35; Лк 11, 51), можно рассматривать как прообраз совершенной искупительной жертвы Иисуса Христа (Евр 12, 24). Амвросий Медиоланский видел в чистой жертве А. прообраз Евхаристии (De incarnationis Domini sacramento 1, 4). Юстин Философ рассматривал А. как образ человека, праведно приносящего жертву (Dialogus ***** Tryphone Iudaeo 19, 3). Для св. Августина А. - символ Церкви, преследуемой миром и утешаемой Богом (De civitate Dei 15, 18, 2; 18, 51, 2). Жертва, принесенная праведным А., упоминается в Римском каноне Святой Мессы вместе с приношениями Авраама и Мелхиседека.

В раннехрист. искусстве А. изображался в рельефных композициях на саркофагах и в мозаиках - как правило, приносящим жертву, вместе с Каином или праведным Мелхиседеком (мозаики в церквях Св. Виталия, 547, и Св. Аполлинария, ок. 675, в Равенне). Позднее изображения А. появлялись как в мозаичных композициях (XI в., собор Св. Марка, Венеция), так и в рельефах (Л. Гиберти, двери баптистерия, XV в., Флоренция) и в живописи. Здесь А. представляли чаще в сцене братоубийства (Тициан, XVI в., Санта Мария делла Салюте, Венеция), чем во время жертвоприношения. Иногда обе эти сцены соединялись в одной картине (Я. Тинторетто, XVI в., гал. Академии, Венеция). Нередко образ А. фигурирует в произведениях искусства XIX в. (Ж. Дюпре, Авель, бронзовая скульптура), в некоторых композициях - вместе с Адамом и Евой, что добавляет новую тему в традиционный сюжет (Э. Барриас, Адам и Ева несут тело Авеля).

Лит-ра: Aptowitzer I. Kain und Abel in der Legende. W., 1922; Cabrol F. // DACL 1, 61-66; Mangenot E. // DThC. 1, 28-35; Gunkel H. Das Buch Genesis. Gц., 1967; Jakubiec C. Prehistoria biblijna. Poznaс, 1969.

И. Баранов, Л. Мирри

Аверроизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авиньон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авиньонское пленение пап

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авит Виеннский

Авит Виеннский (Avitus), св. - епископ Виеннский, богослов, поэт; род. ок. 450, Виенна (совр. Вьен, Франция), ум. ок. 518 там же.

Происходил из аристократической галло-римской семьи. Получил классическое образование, в 490 стал епископом. Виенна в V в. входила в состав Бургундского королевства, гос. религией которого было арианство. А. пытался склонить к принятию катол. веры бургундского короля Гундобальда. Но успех проповедь А. имела только у Сигизмунда, сына Гундобальда. А. был инициатором созыва собора в Эпаоне (517), на котором совершился переход бургундов в католичество. Он поддерживал Папу Симмаха во время церк. раскола, вызванного действиями антипапы Лаврентия.

Сохранилось обширное эпистолярное наследие А., а также богосл. трактаты и гомилии. Славу выдающегося поэта А. принес цикл поэм на сюжеты библ. истории: De originali peccato (О первородном грехе), De deluvio mundi (О всемирном потопе), De transitu Maris Rubri (О переходе через Красное море) и др. В этих исполненных драматизма поэмах нашли отражение и глубокие переживания А., связанные с происходившим на его глазах крушением Римской империи. Память А. в Католической Церкви (по Римскому мартирологу) - 5 февраля.

Соч.: MGHAA 6, 2; PL 59, 199-398; Oevres completes de Saint Avit / Ed. M.U. Chevalier. Lyon, 1890; De mundi initio / Ed. A. Schippers. Kampen, 1945; De spiritalis historiae gestis / Ed. D.J. Nodes. Toronto, 1985.

Лит-ра: Charaux A. Saint Avit, ОvРque de Vienne en DauphinО, sa vie, ses suvres. P., 1876; Goelzer H. Le latin de Saint Avit, ОvРque de Vienne. P., 1909; Herzog R. Die Bibelepik der lateinischen SpКtantike. MЯ., 1975; Nodes D.J. Avitus of Vienne’s Spiritual History and the Semipelagian Controversy // Vigiliae Christianae 38 (1984), 185-195.

В. Задворный

Авраам

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авраамические религии

В религиоведении

общее наименование для иудаизма, христианства и ислама. Для последователей этих трех религий библ. патриарх Авраам, поверивший в единого Бога и заключивший с Ним союз (завет), является образцом верующего. Евреи и арабы возводят свое происхождение к сыновьям Авраама - соответственно, к Исааку и Измаилу. Ап. Павел называет Авраама «отцом всех верующих», оправданным Богом за веру задолго до дарования Закона. В соответствии с этим критерием, по мнению ап. Павла, Бог оправдывает и всех остальных, включая язычников, уверовавших в Иисуса Христа. В Коране Авраам (Ибрахим) является одной из главных фигур. Мусульмане почитают его как «друга Бога», пророка и первого мусульманина, т.к. он «предал себя Богу», что на араб. яз. соответствует принятию ислама.

Строгим монотеизмом и возведением начала исповедания единобожия к Аврааму не исчерпываются общие черты трех религий. Общими для А.р. являются также учение о сотворении мира Богом из ничего (креационизм), представление о Боге как трансцендентном миру и в то же время близком каждому человеку.

Несмотря на сложную историю взаимоотношений между тремя рел. традициями, близость иудаизма, христианства и ислама часто осознавалась их последователями. В XX в. позиция Католической Церкви по этому вопросу нашла отражение в документах II Ватиканского собора. В декларации об отношении Церкви к нехрист. религиям (Nostra aetate) подчеркнуто уважительное отношение к мусульманам, «поклоняющимся Единому Богу, Живому и Сущему, милосердному и всемогущему, Творцу неба и земли, говорившему к людям» (NA 3), и подтверждена преемственность с иудаизмом: «Церковь Христова признает, что начатки ее веры и избрания обнаруживаются, по спасительной тайне Божией, уже у Патриархов, Моисея и Пророков» (NA 4).

Лит-ра: Журавский А.В. Христианство и ислам. М., 1990; ДВС, 233-237; Христианско-иудейский диалог / Сост. Х.П. Фрай. М., 1998; Христиане и мусульмане: Проблемы диалога / Сост. А. Журавский. М., 2000; Religion in the Middle East. L., 1969. 2 vol.; Wilson M. Our Father Abraham // Jewish Roots of Christian Faith. Grand Rapids (Mich.), 1989; Lewis B. Cultures in Conflict: Christians, Muslims and Jews in the Age of Discovery. NY., 1995.

Л. Жукова

Аврелий Карфагенский

Аврелий Карфагенский (Aurelius Carthaginiensis), св. - епископ, богослов, апологет; род. ок. 360 в Сев. Африке, ум. 430, Карфаген.

С 388 А. был близким другом Августина. Ок. 392 А. избрали еп. Карфагена. По его просьбе Августин в качестве наставления монахам написал De opere monachorum (О монашеском труде). А. боролся с расколом донатистов (донатизм) и особенно с пелагианством, обращаясь по этому вопросу в Рим и созывая многочисл. соборы. А. ввел псалмопение и проповедь священников во время литургии. А. принадлежит соч. De damnatione Pelagii atque Caelestii (Об осуждении Пелагия и Целестия, 419). Сохранились также неск. речей А., произнесенных им на церк. соборах. В течение всей жизни он часто прибегал к советам Августина. А. пользовался глубоким уважением Иоанна Златоуста и Папы Иннокентия I; историк Орозий называл его одним из величайших защитников веры (Liber apologeticus contra Pelagianos, 1), а Фульгенций из Руспе, принимая во внимание борьбу А. с ересью, сопоставлял его с великими Учителями Церкви (De veritate praedestinationis 2, 22, 42). Память А. в Католической Церкви - 20 июля.

Соч.: PL 20, 1009-14; 56, 418.

Лит-ра: DHGE 5, 726-738; CPL, 393-396; La BonnardiПre A.M. Aurelius von Karthago // Augustinus-Lexicon. Basel-Stuttgart, 1986, Bd. 1, S. 550-556; BS 2, 609-612; DPAC 1, 105-127.

о. П. Новак

Авсоний

Авсоний (Ausonius) Децим Магн - лат. поэт; род. ок. 310, Бурдигала (совр. Бордо, Франция), ум. в 393/394 там же.

Происходил из знатного галльского рода. С 334 по 364 был преподавателем грамматики и риторики в Бурдигале; с 364 - воспитателем будущего имп. Грациана (375-383). При Грациане А. занимал высокие должности в Римской империи, был префектом Галлии, в 379 - консулом.

В его поэзии эрудиция в области классической лат. и греч. поэзии соединяется с риторическим мастерством; большую часть наследия А. составляют лит. эксперименты: Eclogae (Книга эклог), Griphus ternarii numeri (Гриф о числе три), Technopaegnion (Технопегнии). Поэзия А. во многом автобиографична: циклы Parentalia (О родных), Commemoratio professorum Burdigalensium (О преподавателях Бурдигалы). Orationes (Молитвы), Versus paschales (Стихи пасхальные) и Oratio versibus rhopalicis (Молитва ропалическая) доказывают, что А. был истинным христианином и хорошо знал тексты Св. Писания. Кроме того, близким другом и учеником А. был Понтий Павлин (будущий еп. Павлин Ноланский). Вершина поэтического мастерства А. - поэма Mosella (Мозелла): в эпоху непрекращающихся войн А., продолжая традиции Буколик и Георгик Вергилия, создал в этом произведении идиллический образ мира, где нерушимая гармония царит в отношениях человека и природы.

Соч.: Opuscula / Rec. R. Peiper. Lpz., 1886; Стихотворения. М., 1993.

Лит-ра: Брюсов В.Л. Великий ритор: Жизнь и сочинения Децима Магния Авсония. М., 1911; Гаспаров М.Л. Авсоний и его время // Авсоний: Стихотворения. М., 1993, с. 251-272; Гtienne R. et al. Ausone, humaniste aquitain. P., 1986; Ausonius / Hrsg. M.J. Lossau. Darmstadt, 1991.

Ю. Иванова

Австралия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Австрия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автокефалия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авторитет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Агаджанян

Статья большая, находится на отдельной странице.

Следующая страница