Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Католическая энциклопедия
Абсолютизм

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я

Абсолютизм

Абсолютизм (от лат. absolutus - независимый, ничем не обусловленный) - гос. строй, основанный на неограниченной власти монарха.

К ранним формам А. относят вост. деспотии - напр., власть египетских фараонов, ассирийских, персидских царей, визант. императоров и др. Однако в узком смысле А. - гос. строй, пришедший в ряде европ. государств позднего Средневековья и Нового времени на смену сословной монархии. Абсолютный монарх рассматривался как главный источник законодательной и исполнительной власти, имеющий право по собственной воле устанавливать налоги и распоряжаться гос. финансами. Абсолютистское гос-во имело развитую бюрократию, постоянную армию и полицию, в то время как традиционные для эпохи Средневековья сословные учреждения утратили прежнее значение. Становление абсолютных монархий в западноевроп. странах происходило в конце XV-XVI вв. (Франция, Англия, Испания и др.). Некоторые теоретики (напр. Боссюэ) обосновывали А. рел. доводами, утверждая, что полноту власти король получает от Бога. Другое обоснование А. было связано с понятием блага гос-ва, которым руководствуется монарх, вследствие чего он должен быть независим от к.-л. другой земной власти. Влияние абсолютного монарха на жизнь Церкви усилилось в результате Реформации, поскольку принцип cujus regio, ejus religio («чья власть, того и религия») расширил его прерогативы в церк. сфере не только в протест., но и в катол. гос-вах.

В XVIII в., в эпоху Просвещения, монархия в ряде европ. стран (Австрия, Пруссия и др.) приобрела форму т.н. «просвещенного А.». В условиях разложения старого общественно-полит. строя «просвещенный» правитель стремился приспособить об-во к новым условиям, переустраивая его на «разумных началах» путем проведения сверху необходимых реформ в социально-экономической (ликвидация феодальных пережитков, поощрение торговли и промышленности) и правовой областях (кодификация права на основе новых законодательных принципов). При этом усиливалась регламентация и унификация, гос-во вмешивалось в различные сферы обществ. жизни, в т.ч. в жизнь Церкви (ограничение самостоятельности Католической Церкви в Австрии, сопровождавшееся частичным изъятием церк. имущества и закрытием ряда монастырей; секуляризация в Испании, Франции и Португалии и т.д.).

В России формирование осн. элементов абсолютной монархии (самодержавия) происходило на протяжении XVI-XVII вв. Важным этапом стало правление Ивана IV Грозного, путем террора уничтожавшего всякую оппозицию своей единоличной власти. Несмотря на некоторое ослабление самодержавного принципа после его смерти, развитие А. продолжалось и в течение XVII в. Закрепление А. в качестве главенствующего принципа гос. управления произошло в ходе реформ Петра I, превративших Россию в самодержавную империю. В правление Екатерины II рус. самодержавие приобрело ряд черт «просвещенного А.». Подобно западным, абсолютные монархи в России также вмешивались в дела Церкви (ликвидация патриаршества Петром I, секуляризация монастырского землевладения Екатериной II). Рус. самодержавие просуществовало до нач. XX в., после революции 1905-07 медленно эволюционируя в сторону парламентской монархии. Большинство абсолютистских систем правления в Зап. и Центр. Европе пали или трансформировались в конституционные монархии в результате буржуазных революций XVII-XIX вв.

Лит-ра: Ардашев П.Н. Абсолютная монархия на Западе. СПб., 1902; Кареев Н.Н. Западноевропейская абсолютная монархия XVI- XVIII вв. СПб., 1908; Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. М., 1994; Beloff M. Age of Absolutism, 1660-1815. NY., 1954; Allen J.W. A History of Political Thought in the Sixteenth Century. NY., 1957; Ducherdt H. Das Zeitalter des Absolutismus. MЯ., 1989.

В. Ковалёв

В начало энциклопедии