Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Католическая энциклопедия
Статьи на букву "А" (часть 2, "АГА"-"АДР")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АГА"-"АДР")

Агапа

Агапа (от греч. άγάπη - любовь)

I. христианская любовь;

II. братская христианская трапеза.

1) В греч. яз. имеется 4 слова для обозначения любви: ερως (чувственная любовь), στοργή (гл. обр. любовь между родителями и детьми), φιλία жймЁб (дружба, любовь к друзьям) и, наконец, άγάπη (А.). Последнее слово практически не используется античными авторами и впервые появляется, по-видимому, в Септуагинте, где служит единственным словомί, используемым для передачи слова ahabah, означающего любовь на древнеевр. языке. Для выражения христ. любви в НЗ используется преимущественно слово А.

2) Традиция А. возникла в апост. период истории Церкви. Соединяясь с совершением таинства Евхаристии, А. представляли собой двоякое общение: с Господом и, братское, друг с другом. Каждый из участников приносил на А. пищу с собой. Постепенно А. утратили прежнее литург. значение и получили характер братской трапезы. Ввиду того что А. часто теряли характер христ. собраний и превращались в увеселительные пиршества, Лаодикийский собор (363) постановил: «Не должно в местах Господних или в церквях устраивать так называемые агапы». Трулльский собор (692) повторил это запрещение.

В наст. время обычай братских А. возрожден в отдельных общинах Католической Церкви и др. христ. конфессий; как правило, А. устраивают в дни особенно важных церк. праздников.

Лит-ра: Соколов П. Агапы, или Вечери Любви в древнехристианском мире. Сергиев Посад, 1906; Spicq C. Agape dans le Nouveau Testament. P., 1958. 3 vol.; Joly R. Le vocabulaire chrОtien de l’amour est-il original? Bru., 1968; Penna A. Amore nella Bibbia. Brescia, 1972.

В. Никитин

Агапит I

Агапит I (Agapitus), св. - Папа Римский (13.05.535- 22.04.536); сын знатного римлянина Гордиана, после смерти жены ставшего священником. А. входил в состав кружка, объединявшего почитателей классической античной культуры. Вместе с Кассиодором А. намеревался организовать в Риме высшую школу (отдаленный прототип христ. ун-та). А. собрал богатую библиотеку, а также отреставрировал и оформил для нее здание, о чем сохранилась надпись в стихах. Тем не менее планы создания школы не осуществились в связи с начавшейся войной Византии с остготами. Под давлением остготского короля Тотилы в 536 А. отправился с посольской миссией в Константинополь с целью заключить мирный договор между Остготским королевством и Византией, но миссия не принесла результатов - визант. войска вторглись в пределы Италии. Во время пребывания в Константинополе А. в присутствии имп. Юстиниана I провел богосл. диспут с патр. Анфимом, в результате чего выяснилась приверженность последнего монофизитству. На предложение Юстиниана I избрать нового патриарха А. посвятил на Константинопольскую кафедру свящ. Мину. Вскоре после этого А. заболел и умер в Константинополе; останки его были перенесены в Рим и захоронены в соборе Св. Петра.

Рассказ о посещении А. Константинополя помещен в рус. агиографическом своде XV в., Великих Минеях-Четиих митр. Макария. В древнерус. лит. традиции было известно также еще одно повествование о Папе А., которое визант. писатель Иоанн Мосх поместил в своем сборнике Луг духовный (гл. 150). Память А. в Католической Церкви - 22 апреля, в Русской Правосл. Церкви - 17 апреля.

Соч.: PL 66, 35-80.

Источн.: LP 1, 287-289; Liberatus Diaconus. Breviarium causae Nestorianorum et Entychianorum, 21-22 // PL 68, 1038-42; JaffО 1, 113-115; Макарий, митр. Великие Минеи-Четии: Апрель 8-12. СПб., 1912, вып. 16, тетрадь 2; Иоанн Мосх. Луг духовный. Сергиев Посад, 1915 (репринт: М., 1992), с. 178-180.

Лит-ра: Задворный В.Л. История Римских пап. М., 1997, т. 2, с. 86-91; Marrou H.-J. Autour de la bibliothПque du Pape Agapit // MОlanges d’archОologie et d’histoire. P., 1931, 48, p. 124-169; Fliche-Martin 4, 453; Ensslin W. Papst Agapet I und Kaiser Justinian I // Historisches Jahrbuch der GЪrres-Gesellschaft 77 (1957), 459-466; Kelly, 58-59; EP 1, 504-508.

В. Задворный

Агапит II

Агапит II (Agapitus) - Папа Римский (10.05.946 - декабрь 955), римлянин.

Его понтификат пришелся на время усиления герм. королевства, благодаря союзу с которым папство уже при ближайших преемниках А. смогло ликвидировать свою полит. зависимость от рим. аристократии. Если в принятии полит. решений А. находился под давлением правителя Рима Альберика, то в управлении Церковью он действовал самостоятельно. Поддерживая монастыри, А. пытался наметить пути реформирования Церкви. Под председательством его легата, еп. Марина, в 948 состоялся собор в Индельгейме, посвященный разрешению спора между претендентами на Реймсскую кафедру. В 955 Папа предоставил герм. королю Оттону I (будущему имп.) широкие полномочия по организации Церкви, в т.ч. и на территориях зап. славян, но приписываемый ему документ, признающий юрисдикцию еп-ва Пассау над Паннонией и др. славянскими землями, является более поздней фальсификацией.

Источн.: PL 133, 889-932; MGHL 2, 19-26; JaffО 1, 459-463; LP 2, 245; Flodoardus. Annales // PL 135, 464-483.

Лит-ра: Kolmel W. Rom und der Kirchenstadt im 10. und 11. Jahrhundert. B., 1935; Brezzi P. Roma e l’Impero medievale (777-1252). Bol., 1947; Fliche-Martin 7, 41-44; Zimmermann H. Das dunkle Jahrhundert. MЯ., 1973; Kelly, 125-126; EP 2, 77-78.

В. Задворный

Агарь

Агарь (древнеевр. Hagar), в ВЗ - рабыня Сарры.

Бесплодная Сарра отдала А. своему мужу Аврааму в наложницы (Быт 16, 1-4). А. родила Аврааму сына Измаила. Впоследствии Сарра тоже родила сына, Исаака; из-за конфликта с госпожой А. была вынуждена вместе с Измаилом отправиться в изгнание в пустыню. Ангел спас А. и Измаила от смерти, и Измаил стал родоначальником двенадцати племен, населивших Аравийский п-ов. Арабы считают себя потомками Измаила, это мнение было распространено также и у ср.-век. христиан; отсюда, напр., древнерус. название мусульман - «агаряне».

В богословии ап. Павла А. выступает как символ ВЗ, «рождающего в рабство» (Гал 4, 24-25).

Лит-ра: Heitzer A. Hagar: Eine kritische und exegetische Untersuchung zu Gen 16 und 21, 1-21. Bonn, 1934.

М. Селезнёв

Агата

Агата (Agatha), Агафия, св. - мученица III в., ум. в Катании (Сицилия), вероятнее всего, во времена гонений при имп. Деции.

Имя А. включено в канон рим., амвросианской и равеннской литургии, что подтверждает древнее происхождение ее почитания; ее имя упоминается в Мартирологе Иеронима (сер. V в.) и в Карфагенском календаре. О раннем причислении А. к лику святых свидетельствует также Liber Pontificalis, согласно которой Папа Симмах построил в честь А. базилику, а Папа Григорий I Великий назвал ее именем храм (Санта Агата деи Готи); вероятно, VI в. датируется несохранившееся Мученичество св. Агаты, которое считается источником трех более поздних житий. Согласно им, А. происходила из богатого рода в Катании; за отказ стать женой городского префекта Квинтилиана она была осуждена на пребывание в публичном доме, после чего ее бросили в тюрьму и там отсекли обе груди; излеченная явившимся ей в видении ап. Петром, она была приговорена гонителями к смертной казни и сожжена на костре. А. почитают как покровительницу Катании (по преданию, А. неоднократно спасала город от извержения вулкана Этны), а также как защитницу от пожаров и покровительницу литейщиков. Память А. в Католической Церкви и в Русской Правосл. Церкви (под именем Агафия) - 5 февраля.

В иконографии до XIV в. А. изображалась с пальмовой ветвью или крестом в руках (мозаика VI в. в храме Сант Аполлинаре ин Классе в Равенне; фреска XI в. в Софийском соборе в Киеве). Святую изображали также с зажженным факелом (статуя в соборе Св. Стефана в Вене, XIV в.), с символическим пылающим домом, с отсеченной грудью. Изображения А. в окружении святых чаще всего встречаются в поздней нем. готике, а также в итал. и исп. искусстве Ренессанса и барокко.

Источн.: AS Febr. 1, 595-659.

Лит-ра: Du Fourcq A. // DHGE 1, 909-910; Delehaye OC, 311; Consoli G. Santa Agata vergine e martire catanese. Catania, 1951; BS 1, 320-335.

(EK)

Агафон

Агафон (Agatho), св. - Папа Римский (27.06.678- 10.01.681), монах-бенедиктинец (OSB), родом из Сицилии. Понтификат А. прошел под знаком глубоких перемен в отношениях между Римом и Константинополем. Значительная часть вост. районов Византийской империи, где доминировали последователи монофизитства, оказалась захваченной арабами, вследствие чего отпала необходимость искать варианты компромисса с монофизитами; последним таким компромиссом было монофелитство. Имп. Константину IV теперь было важнее восстановить рел. согласие на терр., оставшихся в его власти, и поэтому он решил созвать собор. С этой целью Константин IV обратился в Рим, и А. направил в Византию своих легатов для участия в соборе (III Константинопольский собор), на котором на основании двух богосл. посланий Папы монофелитство было отвергнуто и подтверждена халкидонская христология (Халкидонский собор). Сам Папа не дожил до окончания собора, завершившегося 16.09.684.

При А. окончательно прекратилась схизма 648-680 между Римом и Равеннской Церковью, начавшаяся во время понтификата Папы Виталиана. Избранный на Равеннскую кафедру еп. Феодор принял посвящение от А. На Римском соборе 679 А. рассмотрел дело смещенного со своей кафедры Йоркского еп. Вильфрида и принял решение о его восстановлении на ней.

Память А. в Католической Церкви - 10 января, в Русской Правосл. Церкви - 20 февраля. Житие А. было включено в Великие Минеи-Четии митр. Макария, в Пролог, а также в Жития святых Димитрия Ростовского.

Соч.: PL 87, 1161-1258.

Источн.: Пролог: Февраль. М., 1755, с. 350-358; Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996, т. 4, с. 31-70, 243-248; Beda Venerabilis. Historia ecclesiastica gentis Anglorum, 4, 18; 5, 19; JaffО 1, 238-240; LP 1, 350-358.

Лит-ра: Грегоровиус 2, 141-146; Scorso F. Vita Agathonis. Panormi, 1640; Kirsch J.P. // DHGE 1, 916-918; Jugie M. Le Schisme Byzantin. P., 1941, p. 79sq.; Kelly, 77-78; EP 1, 612-616.

В. Задворный

Аггея пророка книга

Аггея пророка книга - одна из пророческих книг Ветхого Завета (древнеевр. имя пророка Haggai», греч. Άγγαϊος, лат. Aggaeus).

А.п.К. - это собрание нескольких кратких пророчеств, произнесенных во второй год правления персидского царя Дария I (520 до н.э.). Важнейшее место среди них занимают призывы восстановить Иерусалимский храм, обращенные к Зоровавелю, которого персы назначили правителем Иудеи, и к иерус. первосвященнику Иисусу (до времени Дария храм все еще лежал в развалинах после вавилонского нашествия 587 до н.э.). Аггей объясняет бедствия иерус. общины тем, что она не заботится о строительстве храма, и обещает, что с началом строительства храма Бог благословит поля и сады жителей Иерусалима. Согласно пророчеству Аггея, несмотря на то что в сравнении с прежним храмом, разрушенным вавилонянами, новый храм «как бы ничто», он еще наполнится сокровищами и его «славаѕ будет больше, нежели прежнего» (Агг 2, 9); в христ. традиции эти слова были осмыслены как предвестие посещения храма Иисусом Христом. В А.п.К. чувствуется влияние апокалиптической традиции (Бог сотрясет небо и землю, ниспровергнет престолы царей, уничтожит их войска).

Память пророка Аггея в Католической Церкви (по Римскому мартирологу) - 4 июля, в Русской Правосл. Церкви - 16 декабря.

Лит-ра: Ackroyd P.R. Exile and Restoration. L., 1968; Petersen D.L. Haggai and Zechariah 1-8. Philadelphia, 1984; Meyers C.L., Meyers E.M. Haggai, Zechariah 1-8: A New Translation with Introduction and Commentary. NY., 1987; Wolf H.W. Haggai. Minneapolis, 1988; Cody A. Haggai // The New Jerome Biblical Commentary. Englewood Cliffs, 1990, p. 349-351; Coggins R.J. Haggai, Zechariah, Malachi. Sheffield, 1996.

М. Селезнёв

Агиография

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аглона

Аглона (Aglona) - город в Латвии, известный благодаря находящейся вблизи него церкви Успения Пресвятой Богородицы, построенной доминиканцами в XVII в. В ней находится чудотворный образ Богоматери, для почитания которого в А. ежегодно приезжают десятки тысяч паломников. В 1980 храму был присвоен титул базилики. После реконструкции в 1993 под храмом была освящена подземная часовня с усыпальницей, где захоронены останки выдающихся деятелей Католической Церкви: кардинала Юлиана Вайводса, епископа Болеслава Слоскана и др. 8.09.1993 А. посетил с пастырским визитом Папа Иоанн Павел II; на встрече с ним присутствовала большая группа паломников из России, впервые получивших возможность встретиться с Папой Римским на терр. одной из стран бывшего СССР.

Лит-ра: Chodzko D.C. Agłona // Pamiętnik religijno-moralny 31 (1856), 121-165, 241-267; Wołyniak (J.M. Giэycki). Wiadomoжci o dominikanach prowincji litewskiej. Kr., 1917, t. 1, s. 49-61.

о. В. Пентюшс

Агнелу, Жеральду Маджелла

Его Высокопреосвященство кардинал Жеральду Маджелла Агнелу (порт. Geraldo Majella Agnelo), (род. 19 октября 1933, Жуиш де Фора, Бразилия). Бразильский кардинал. Епископ Толедо (Бразилия) с 14 мая 1978 по 4 октября 1982. Архиепископ Лондрины с 4 октября 1982 по 16 сентября 1991. Секретарь Конгрегации Богослужения и Дисциплины Таинств 16 сентября 1991 по 13 января 1999. Архиепископ Сан Сальвадора да Байя с 13 января 1999. Председатель епископской конференции Бразилии с 5 мая 2003. Кардинал-священник с титулом церкви S. Gregorio Magno alla Magliana Nuova с 21 февраля 2001.

Агнесса

Агнесса (Agnes), св. - рим. мученица, жившая на рубеже III и IV вв., одна из наиболее известных раннехрист. святых. Согласно преданию, А. приняла мучения за веру в юном возрасте (12-13 лет) - вероятно, при имп. Диоклетиане: ок. 304 ее приговорили к смерти за отказ совершить жертвоприношение языческим идолам. Катакомбы, в которых она была похоронена, ныне носят ее имя. Почитание А. возникло в Риме уже в IV в., а затем быстро распространилось во всей Зап. Европе, во многом благодаря панегирикам, сочиненным в честь нее Отцами Церкви - свв. Амвросием, Августином, Иеронимом, - для которых она была образцом девственной чистоты и духовной силы. В 342 Констанция, дочь имп. Константина, воздвигла в честь А. базилику в Риме (на месте гибели святой), которая при Папе Гонории I была перестроена в визант. стиле и сохранилась в этом виде до наших дней (Санта Аньезе фуори ле Мура). Ежегодно в день праздника А. в этой базилике благословляют двух агнцев, из шерсти которых изготовляются паллии для архиепископов. Другая известная рим. базилика в честь А. - Санта Аньезе ин Агоне (фасад работы Борромини). Имя А. уже в ранние времена было включено в Римский канон мессы. А. почитается как покровительница девственниц, а также садовников. В христ. искусстве А. изображается как невеста Христа, с белым агнцем (символом непорочности) на руках или рядом с нею; с длинными волосами, скрывающими ее тело (по легенде, когда мучители сорвали с нее одежду, она закрывалась волосами); с пальмовой ветвью (знаком победы); на костре среди языков пламени; с кровавой полосой на шее. Жизнь и мучения А. представлены на фресках XIV в. в мон. Санта Мария ди Донна Реджина в Неаполе; к ее образу обращались в своем творчестве Джотто ди Бондоне, Дуччо ди Буонинсенья, Андреа дель Сарто и др. выдающиеся мастера. Память А. в Католической Церкви и в Русской Правосл. Церкви - 21 января.

Источн.: MartRom, 17.

Лит-ра: Franchi de Cavallieri P. Santa Agnese nella tradizione e nella legenda. R., 1899; DACL 1, 905-965; Jubaru F. Sainte AgnПs. P., 1909; Cecchelli C. S. Agnese fuori le mura e S. Costanza. R., 1924; Eimer G. La Fabbrica di S. Agnese in Navona. Stockholm, 1970; BS 1, 382-411; GLS, 37-40.

И. Баранов

Агнесса Богемская

Агнесса Богемская (Agnes de Bohemia), Агнесса Пражская, св. - дочь короля Богемии Оттокара I и двоюродная сестра Елизаветы Венгерской, сподвижница Клары Ассизской; род. в 1205, Прага, ум. 2.03.1282 там же.

Уже в 1208, когда А. было всего три года, ее обручили с Болеславом, сыном Генриха, герцога Силезии, и отправили в монастырь Требницы (в Силезии), где она получила начальное образование. После смерти Болеслава А. вернулась в Богемию. В девять лет А. обручили с сыном имп. Фридриха II, но и эта помолвка не завершилась свадьбой. В то же время А. все больше обращалась к Богу, отрешаясь от мирских благ. Однако ей пришлось пережить еще одно сватовство: на этот раз ее руки попросил сам имп. Фридрих II, к тому времени овдовевший. Король Венцеслав, брат А., вопреки воле сестры, ответил императору согласием. А. неустанно молилась, совершала умерщвления плоти (носила власяницу, ходила босиком в церковь), веря, что Бог поможет ей избежать супружества. Наконец, она написала письмо Папе Григорию IX, в котором попросила о помощи и выразила свое желание посвятить себя Христу. Вмешательство Папы заставило Венцеслава усомниться в возможности брака. В свою очередь, Фридрих II, узнав о воле А., предоставил ей свободу, произнеся знаменитую фразу: «Если бы она оставила меня ради простого смертного, я бы дал ей почувствовать силу моего гнева, но я не могу быть оскорбленным, если она предпочла мне Царя Небесного». После этого А. целиком посвятила себя делам благочестия и благотворительности. Ок. 1233 она основала в Праге на свои средства больницу для бедных и привлекла к работе в ней иоаннитов, а также построила монастырь кларисс, в который в 1234 поступила сама и который благодаря ей стал центром рел. обновления в Центр. Европе. Клара Ассизская, написавшая А. 4 письма, называла ее своей «второй половиной». Беатифицирована в 1874 Папой Пием IX, канонизирована Папой Иоанном Павлом II в 1989. Память А. в Католической Церкви - 2 марта.

Лит-ра: Seton W. Some New Sources for the Life of Blessed Agnes of Bohemia. L., 1915; VysokoЛil J.K. BlahoslavenЗ Aneмka ЙeskЗ. Pr., 1933; Fassbinder M. Die Selige Agnes von Prag. Lpz., 1960; Marini A. Agnese di Boemia. R., 1991.

Агнец

Статья большая, находится на отдельной странице.

Агностицизм

Агностицизм (от греч. άγνωστος- неизвестный) - термин, введенный в 1869 англ. естествоиспытателем Т. Гексли для обозначения позиции, выражающейся словами: «Я не знаю и не могу знать истину и Высшее бытие». А. обычно относят к одному из видов скептицизма. Согласно А., только научно обоснованное знание заслуживает доверия, а для филос. и рел. идей нет строгих объективных средств их проверки. Агностик - не обязательно атеист, но при этом он утверждает, что невозможно получить достоверное и конкретное знание о Боге, опирающееся на обычный опыт и возможности естественного разума. Отцы I Ватиканского собора сформулировали догм. определение, согласно которому естественный разум может получить такое знание о Боге, и, тем самым, в явной форме осудили А. (DH 3004).

Лит-ра: Ward J. Naturalism and Agnosticism. NY., 1899. 2 vol.; Flint R. Agnosticism. L., 1903; Der moderne Agnostizismus / Hrsg. H.R. Schlette. DЯsseldorf, 1979.

Л. Василенко

Аграфa

Аграфa (греч. άγραφα - досл. «не записанные») - изречения, приписываемые Иисусу Христу и не отраженные в четырех канонических Евангелиях. Источниками А. являются: 1) н.-з. сочинения, за исключением Евангелий; 2) вариантные чтения и дополнения (интерполяции) в рукописях Евангелий; 3) цитаты из Отцов Церкви и другой раннехрист. лит-ры. Термин А. был введен в употребление в 1776 нем. исследователем Кёрнером. На выбор термина повлияла концепция, согласно которой первоначально речения (логии) Иисуса, не вошедшие в Евангелия, сохранялись в устной традиции и лишь потом были записаны.

Примеры наиболее известных А. из НЗ: Деян 20, 35; 1 Кор 7, 10; 1 Фес 4, 15-17.

А. представляют большую ценность для исследователей НЗ как источники, в которых, возможно, сохранилось несколько подлинных речений Иисуса. Не менее важно и то, что они помогают понять, как развивалась христ. традиция.

Лит-ра: Таубе М.Л. Аграфа у Отцов Церкви. Варшава, 1937; Он же. Аграфа в древнехристианских апокрифах. Париж, 1947; Хосроев А.Л. Из истории раннего христианства. М., 1997; Скотарев А.П. // Православная энциклопедия. М., 2000-, т. 1, с. 265-266; Resch A. Agrapha: AuІerkanonische Evangelienfragmente. Lpz., 1889; Preuschen E. Antilegomena: Die Reste der auІerkanonischen Evangelien und urchristlichen Жberlieferungen. Giessen, 1901; Resch A. Agrapha: AuІerkanonische Schriftfragmente. Lpz., 1906; KЪster H. Die auІerkanonischen Herrenworte als Produkte der christlichen Gemeinde // Zeitschrift fЯr die neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde der Кlteren Kirche 48 (1957), 220-237; Jeremias J. Unknown Sayings of Jesus. L., 1964.

И. Левинская

Агре, Бернар

Его Высокопреосвященство кардинал Бернар Агре (фр. Bernard Agré), (род. 2 марта 1926, Монга, Кот-д'Ивуар). Кот-д'Ивуарский кардинал. Епископ Мана с 8 июня 1968 по 6 марта 1992. Архиепископ Ямусукро с 6 марта 1992 по 19 декабря 1994. Архиепископ Абиджана с 19 декабря 1994 по 2 мая 2006. Кардинал-священник с титулом церкви S. Giovanni Crisostomo a Monte Sacro Alto с 21 февраля 2001.

Агустони, Джильберто

Его Высокопреосвященство кардинал Джильберто Агустони (итал. Gilberto Agustoni), (род. 26 июля 1922, Шаффхаузен, Швейцария). Швейцарский куриальный кардинал и ватиканский чиновник. Титулярный архиепископ Каорле с 18 декабря 1986. Секретарь Конгрегации по делам Духовенства с 18 декабря 1986 по 2 апреля 1992. И. о. префекта Верховного Трибунала Апостолической Сигнатуры и и. о. председателя Апелляционного Суда Ватикана со 2 апреля 1992 по 26 ноября 1994. Префект Верховного Трибунала Апостолической Сигнатуры и председатель Апелляционного Суда Ватикана с 26 ноября 1994 по 5 октября 1998. Кардинал-дьякон с дьяконством Ss. Urbano e Lorenzo a Porta Prima с 26 ноября 1994 по 24 февраля 2005. Возведён в кардиналы-священники с титулом церкви pro hac vice Ss. Urbano e Lorenzo a Porta Prima с 24 февраля 2005.

Ад

Статья большая, находится на отдельной странице.

Адальберт Магдебургский

Святой Адальберт Магдебургский (лат. Adalbertus Magdeburgensis; около 910 - 20 июня 981 года) - первый архиепископ магдебургский, миссионер, историк, первый латинский епископ, побывавший на Руси.

Адальберт был выходцем из Лотарингии, в 953 году поступил на службу Оттону I, будущему императору Священной римской империи, в 958 году принял монашество в Трире, а в 961 году посвящён в сан епископа.

В 959 году русская княгиня Ольга послала Оттону I просьбу прислать на Русь епископа для проповеди христианства. В 961 г. Адальберт был отправлен в Киев, но по причине враждебного отношения к христианству сына Ольги Святослава и части знати был вынужден уехать, а некоторые из его спутников были убиты.

На обратном пути Адальберт совершил таинство миропомазания в чешском городе Либице над юным Войцехом Славниковичем, дав ему имя своего небесного покровителя. Впоследствии Адальберт-Войцех стал мучеником и святым (см. Адальберт Пражский).

В 963-965 гг. Адальберт служил при дворе престолонаследника Оттона II, а в 966 году стал аббатом эльзасского монастыря Вайсенбург, где создал большую часть своего исторического труда «Хроники Регинона».

В 968 году Адальберт был назначен магдебургским архиепископом. Главным делом Адальберта стала организация при архиепископстве знаменитой школы, которую заканчивали многие выдающиеся личности: уже упоминавшийся выше Адальберт Пражский, Бруно Кверфуртский, Титмар Мерзебургский и др.

Память в Католической церкви - 20 июня.

Адальберт Пражский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Адам

Статья большая, находится на отдельной странице.

Адам Бременский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Адам, Карл

Адам, Карл (Adam)

нем. богослов, священник; род. 22.10.1876, Пурсрук (Германия), ум. 1.04.1966, Тюбинген (Германия).

В 1900 А. был рукоположен в свящ.; с 1903 - приват-доцент Мюнхенского ун-та, с 1917 - профессор нравственного богословия в Страсбурге; в 1919-49 - профессор катол. догматики в Тюбингене. А. был одним из предшественников экумен. движения, организовав вместе с М. Мецгером, Й. Лортцем и др. в 1938 братство «Una sancta» с целью содействовать церк. единству через молитву и братское общение; в 1939-40 это братство проводило большие собрания в Майтингене (ок. Аугсбурга).

Главные работы А. посвящены христологии (человеч. природа Иисуса Христа и Его искупительная миссия) и экклезиологии (Церковь как Тело Христово). По взглядам А. был близок к Тюбингенской богосл. школе. Свое богословие А. строил на основе историко-догм. исследований, стремясь приблизить догматику к совр. мировосприятию и связать ее с живой верой. Ортодоксальное катол. учение о познании верой соединялось в его работах с либерально-новаторскими тенденциями философии, психологии и феноменологии религии (А. во многом следует М. Шелеру). Самый известный труд А. - Das Wesen des Katholizismus (Сущность католичества, 1924), задуманный как реакция на протест. идеи, - посвящен раскрытию мистического понимания христианства и Церкви, продолжающего линию, идущую от Августина до И.А. Мёлера (Церковь - продолжение воплощения Христа). Учение А. о Церкви повлияло на вероучительные документы Католической Церкви XX в. (от энц. Папы Пия XII Mystici corporis, 1943, до догм. конституции Lumen gentium II Ватиканского собора). В работе Jesus Christus (Иисус Христос, 1933) А. в доступной форме раскрывает библ. и догм. основы христологии, воссоздавая живой облик Христа и избегая при этом крайних выводов либерального богословия.

Соч.: Glaube und Glaubens-Wissenschaft im Katholizismus. Rottenburg, 1923; Das Wesen des Katholizismus. DЯsseldorf, 1924; Gesammelte AufsКtze zur Dogmengeschichte und Theologie der Gegenwart. Augsburg, 1936; Una sancta in katholischer Sicht. DЯsseldorf, 1948; Jesus Christus. DЯsseldorf, 1949; Der Christus des Glaubens. DЯsseldorf, 1954; Christus, unser Bruder. Regensburg, 1960; Иисус Христос. Б., 1961.

Лит-ра: Abhandlungen fЯr Theologie und Kirche: Festschrift fЯr Karl Adam / Ed. M. Reding. DЯsseldorf, 1952; Vitae et veritati: Festgabe fЯr Karl Adam. Ibid., 1956; Krieg R. Karl Adam’s Christology: Toward a Post-Critical Method // Heythrop Journal 25 (1984), 456-474; Kreidler H. Eine Theologie des Lebens: GrundzЯge im theologischen Denken Karl Adams. Mainz, 1988; LThK 1, 141-142; Krieg R. A. Karl Adam: Catholicism in German Culture. Notre Dame (Indiana), 1992.

С. Никитин

Адам Марш

Адам Марш (англ. Adam Marsh, лат. Adam de Marisco) - монах-францисканец (OMin), англ. церк. и гос. деятель, богослов, Doctor illustris (Доктор прославленный); род. ок. 1200, ок. Бата (Англия), ум. 18.11.1259, Линкольн (Англия).

Учился в Оксфорде у Роберта Гроссетеста. Вступив в Орден францисканцев (1233), стал членом орденской комиссии, убедившей ген. настоятеля не смягчать устав св. Франциска. Являясь другом и советником Гроссетеста, А. сопровождал его во время поездки на I Лионский собор. В 1247-49 (либо в 1248-50) А. был первым франциск. преподавателем богословия в Оксфордском ун-те.

Являясь представителем Оксфордской естественнонауч. школы и сторонником экспериментальной науки, А. был, по словам Роджера Бэкона, одним из тех, кто «благодаря хорошему знанию математики достиг знания всех наук» и «силою математики сумел объяснить причины всего и удовлетворительно изложить как человеческие, так и Божественные науки» (Opus maius IV, 1, 3). По-видимому, А., как и Р. Бэкон, развивал доктрину о «мультипликации видов» (multiplicatio specierum), т.е. «трансмиссии по силовым лучам форм действующей причины». Кроме того, он проявил себя как вдохновитель церк. реформ, направленных против пороков духовенства, а также выступал за проповедь христианства среди монголов. Благодаря широким познаниям и проницательности А. влиял на умы представителей высшего англ. об-ва, его советами пользовались король Генрих III, королева Элеонора, Симон де Монфор, Бонифаций Савойский и Папа Александр IV.

Из трудов А. сохранилось лишь 247 писем к королеве, С. де Монфору, Ричарду Чичестерскому, Бонавентуре и др. Известно, что А. был автором комментариев к Книге Бытия, Песни Песней, Посланию к евреям и, вероятно, к Сентенциям Петра Ломбардского; ему принадлежали также: парафраз на книги Псевдо-Дионисия Ареопагита, несколько Quaestiones (Вопросы) и лекционный курс (Lectiones ordinariae). Кроме того, А. был соавтором Гроссетеста в написании Hexaemeron (Шестоднев, ок. 1237) и Concordantia Sacrae Scripturae et S. Patrum (Согласование Священного Писания и святых Отцов), снабженного ключом из 400 символов для определения исходного места цитаты; а также возможным автором трактата De fluxu et refluxu maris (О приливах и отливах моря, ок. 1226-28), обычно атрибутируемого Гроссетесту.

Соч.: Epistolae / Ed. J.S. Brewer // Monumenta Franciscana. L., 1858, vol. 1, p. 75-489.

Лит-ра: Cantini G. Adam de Marisco O.F.M.: Auctor spiritualis // Antonianum 23 (1948); Emden A.B. Marsh, Adam // A Biographical Register of the University of Oxford to A.D. 1500. Ox., 1958, vol. 2; Brown M.A. Adam Marsh: The First Franciscan «Magister regens» at Oxford // The Cord 14 (1964).

А. Шишков

Адам Сен-Викторский

Адам Сен-Викторский (Adam a Sancto Victore) - монах-августинец (CRSA), поэт; род. ок. 1110, ум. в 1180.

Ок. 1130 А. стал монахом аббатства Сен-Виктор и оставался в нем до конца жизни. Наряду с Гуго Сен-Викторским и Ришаром Сен-Викторским А. является выдающимся представителем дух. культуры этого аббатства. Авторство значительной части стихотворений, традиционно приписываемых А., является спорным, но про большинство из них известно, что они возникли в аббатстве Сен-Виктор. В творчестве А. секвенция, как жанр возникшая в XI в., достигла своего совершенства. По содержанию поэзия А. - литургическая. Она продолжает традицию аллегорического истолкования Св. Писания; прославление Христа, Церкви и Девы Марии наполнено у А. образами в.-з. истории. Среди наиболее известных стихов А. - секвенции на праздник Св. Троицы и на Пасху, о св. Стефане Первомученике и ряд секвенций, посвященных Пресвятой Деве Марии, самая знаменитая из которых - Salve Mater Salvatoris.

Соч.: PL 196, 1423-1534; кuvres poОtiques / Ed. L. Gautier. P., 1894; Les proses / Ed. E. Misset, P. Aubry. P., 1900; SКmtliche Sequenzen. MЯ., 1955; Пасхальная песнь; На праздник Святой Троицы; О святых апостолах; О святом Стефане первомученике / Пер. С.С. Аверинцева // Памятники средневековой латинской литературы: X-XII вв. М., 1972, с. 315-318.

Лит-ра: Raby F.J.E. A History of Christian Latin Poetry. Ox., 1953, p. 345-375; Spanke H. Die Kompositionskunst der Sequenzen Adams von St. Victor // Studi medievali 14 (1941), 1-29; Fassler M.E. Who Was Adam of S. Victor? The Evidence of the Sequence Manuscripts // Journal of the American Musicological Society 37 (1984), 233-269.

Д. Маслов

Адвент

Статья большая, находится на отдельной странице.

Адвокат дьявола

Адвокат дьявола (лат. advocatus diaboli) - это неофициальное название должности института канонизации католической церкви. Официально эта должность называлась укрепитель веры (лат. promotor fidei). Она была введена в 1587 году папой Сикстом V и официально отменена в 1983 Иоанном Павлом II.

Функция адвоката дьявола заключалась в том, чтобы собрать все возможные аргументы, которые могли бы помешать канонизации потенциального святого. Канонизация могла состояться только в том случае, если укрепитель веры не находил аргументов достаточной важности для того, чтобы отменить процедуру. До 1983 года ни один акт канонизации не мог быть признан законным, если при этом акте не присутствовал адвокат дьявола.

В современном языке этот термин часто употребляется для обозначения людей, которые защищают позицию, которой сами не придерживаются. Иногда они делают это просто для того, чтобы поспорить, иногда для того, чтобы выявить возможные логические недочёты собственной позиции или попытаться доказать свою позицию «от противного».

Термин advocatus diaboli более точно переводится на русский как защитник дьявола.

Адельгейда

Адельгейда (Adelheid), Аделаида, св. - императрица; род. ок. 931, ум. 16.12.999, Зельце (Германия).

Дочь короля Верхней Бургундии Рудольфа II, А. в 6 лет была обручена с королем Италии Лотарем, вышла замуж в 947, овдовела в 950. Бежала из заточения от захватившего ее владения короля Беренгара II. В 951 А. вышла замуж за Оттона I. В 962 в Риме Папа Иоанн XII увенчал А. вместе с Оттоном I императорской короной. А. проявила себя незаурядным гос. деятелем. В период младенчества Оттона III она была регентшей совместно со своей невесткой Феофано, а после ее смерти - единоличной регентшей (991-994). Широко образованная и благочестивая, А. поддерживала монастыри и содействовала осуществлению Клюнийской реформы. Она дружила с выдающимся ученым Гербертом Орильякским, будущим Папой Сильвестром II, отзывавшимся о ней как о «матери империи». А. поддерживала отношения с клюнийскими аббатами Майолом и Одилоном, основала монастырь в Зельце. Эпитафия Одилона положила начало почитанию А. в клюнийских монастырях, которое способствовало ее канонизации при Папе Урбане II (1097). А. изображается обычно в императорской короне, со скипетром, раздающей милостыню; маленький кораблик в ее руке символизирует счастливое спасение из плена. Память А. в Католической Церкви - 16 декабря.

Источн.: MGHSS 4, 633-649.

Лит-ра: Clauss J.C. Die Heiligen des ElsaІ. DЯsseldorf, 1935; BКumer G. Otto I. und Adelheid. T., 1951; Wienbruch A. Adelheid, KЪnigin und Kaiserin. Lahr, 1978; Lexicon des Mittelalters. MЯ.-ZЯrich, 1980, Bd. 1, S. 145-146; Corbet P. Les saints ottoniens. Sigmaringen, 1986.

Р. Черкасов

Аделяр Батский

Аделяр Батский (Adelardus Bathoniensis) - англ. философ, математик, астроном и переводчик; род. ок. 1070, Бат (Англия), ум. ок. 1150.

Преподавал в Лане и Париже; путешествовал по Юж. Италии, Сицилии, Сев. Африке, Мал. Азии, Греции и Испании; ок. 1130 вернулся в Англию. Перевел астрон. таблицы аль-Хорезми, благодаря чему лат. Запад познакомился с араб. числами, функциями синуса и тангенса; перевел также Начала Евклида. А. принадлежит трактат Quaestiones naturales (Вопросы о природе, ок. 1110-20), посвященный проблемам астрономии, географии, метеорологии, биологии, анатомии и включающий в себя сведения о греч. атомизме и некоторых аристотелевских концепциях. При этом, согласно А., при изучении природы следует руководствоваться разумом, а не авторитетом. Кроме того, А. принадлежат работы об астролябии, абаке и соколиной охоте.

В трактате De eodem et diverso (О тождественном и ином, ок. 1108-09), написанном в форме диалога Философии (представляющей сферу неизменного разума) и Филокосмии (представляющей сферу изменчивого мира чувственного опыта), А., решая вопрос о статусе универсалий, примирял взгляды Платона и Аристотеля и утверждал, что познаваемые объекты являются индивидами, видами или родами, в зависимости от способа их рассмотрения: с точки зрения «науки» Аристотеля, роды и виды, имманентные единичным вещам, получают существование в человеч. разуме в качестве универсальных понятий в результате абстрагирующего процесса; с точки же зрения «мудрости» Платона, они существуют вне единичных вещей в Божественном разуме (здесь А. следует Августину). Таким образом, согласно А., то, что едино и просто в умопостигаемом мире Философии, является в то же время разделенным и множественным в чувственно воспринимаемом мире Филокосмии.

Соч.: De eodem et diverso / Ed. H.E. Willner. MЯnster, 1903; Quaestiones naturales / Ed. H.E. Willner. MЯnster, 1934; De cura accipitrum / Ed. A.E. Swaen. Groningen, 1937.

Лит-ра: Райт Дж. Географические представления в эпоху крестовых походов. М., 1988; Haskins C.H. Adelard of Bath // English Historical Review 26 (1911), 491-498; Bliemetzrieder F.J.P. Adelard von Bath. Eine Kulturgeschichtliche Studie. MЯ., 1935; Jolivet J. Les Quaestiones naturales d’AdОlard de Bath, ou La nature sans le Livre // MОlanges E.R. Labande. Poitiers, 1974, p. 437-446.

А. Шишков

Адемар

См. Аймар де Монтейль.

Адемар Шабанский

Адемар Шабанский (Ademarus Cabannensis, AdОmar de Chabannes) - монах-бенедиктинец (OSB), хронист; род. ок. 988, ум. в 1034, Иерусалим.

Принадлежал к аристократическому аквитанскому роду, происходившему из Шабане (юго-запад совр. Франции), получил образование в школе при аббатстве Св. Марциала в Лиможе, где его дядья занимали должности декана и кантора; с 1010 - монах и пресвитер мон. Св. Сибара в Ангулеме. А. был неутомимым переписчиком книг; он - автор большого числа гимнов, проповедей, ист. записок, посвященных монастырям Св. Сибара и Св. Марциала. Наиболее известное соч. А. - Historia, объемлющее период от начала истории народа франков и до 1028, - в значительной части основано на Истории франкских королей (IX в.) и Лоршских анналах (VIII-IX вв.) и заслуживает особого доверия в описании истории Аквитании времен А. Одна из рукописей хроники (Париж, Нац. библиотека, № 5926, кон. XII в.) содержит рассказ о деятельности на Руси лат. миссионеров, которую есть основания относить ко времени киевского кн. Ярополка Святославича. Долгое время этот рассказ считали интерполяцией XII в.; ныне полагают, что он принадлежит самому А. Рассказ является вариантом легенды о крещении Руси св. Бруно Кверфуртским, которая основана на развитии факта пребывания Бруно в Киеве в период княжения св. Владимира. Согласно хронике, Бруно, крестив Венгрию, направился на Русь и, проповедуя среди печенегов, претерпел мученическую смерть; его тело было «за большую цену» выкуплено «народом руссов», которые построили в память о нем монастырь, где при гробнице святого случились многочисл. чудеса. «Через несколько дней на Русь пришел некий греч. епископ и обратил половину этой провинции, до тех пор поклонявшуюся идолам, и убедил их принять греч. обычай в отпускании бороды и в прочих вещах». А., таким образом, представлял крещение Руси как результат совместных усилий христиан Запада и Востока.

Соч.: PL 141, 9-124; MGH 4, 106-148, 129-130; Commemoratio abbatum Lemovicensium / Ed. DuplПs-Agier // Chronicon de St-Martial de Limoges. P., 1874, p. 1-8; Notae historiae de monasterio S. Cybarii Engolismensis et S. Martialis Lemovicensis / Ed. O. Holder-Egger // Neues Archiv der Gesellschaft fЯr Кltere deutsche Geschichtskunde. Han., 1881, Bd. 7, S. 632-637; Chronique / Ed. J. Chavanon. P., 1897.

Лит-ра: Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа XII-XVII вв. М., 1973; Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999; Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. М., 2001, с. 339-356, 442-443; Molinier A. Les sources de l’histoire de France dПs origines aux guerres d’Italie (1494). NY., 1964, vol. 2, p. 3-6; Werner K.F. AdОmar von Chabannes und die Historia pontifi***** et comitum Engolismensium // Deutsches Archiv fЯr Erforschung des Mittelalters 19 (1963), 297-326.

Н. Усков

Аденауэр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Адеодат

Адеодат (Adeodatus), Адеодат II

Папа Римский (11.04.672-17.06.676), римлянин. В старых списках Римских пап из-за смешения имен Adeodatus и Deusdedit (первое имя означает «данный Богом», второе - «Бог дал») А. назывался Адеодатом II. До избрания на Римский престол был монахом рим. мон. Св. Эразма. Во время своего понтификата поддерживал развитие монашества, реконструировал мон. Св. Эразма, а также отреставрировал церковь Св. Петра на Портуэнской дороге. Два послания А., приводимые в Patrologia Latina (87, 1139-46), в которых речь идет о привилегиях кентерберийского мон. Свв. Петра и Павла и аббатства Св. Мартина Турского, возможно, не являются подлинными.

Источн.: LP 1, 346; JaffО 1, 237.

Лит-ра: Comobreco F. Il monastero di S. Erasmo sul Monte Celio // Archivio della Reale SocietИ Romana di Storia Patria 28 (1905), 265-300; Kelly, 76-77; EP 1, 609-610.

Аджорнаменто

Аджорнаменто (итал. aggiornamento - обновление) - термин, означающий приспосабливание к актуальным условиям; в Католической Церкви стал широко применяться во время понтификата Папы Иоанна XXIII (см. энц. Ad Petri cathedram от 29.06.1959; апост. послание Oe*****eni***** Concilium от 28.04.1962; речь на открытии 1-й сессии II Ватиканского собора). В языке Церкви времен II Ватиканского собора и после него термин А. синонимичен терминам адаптация и аккомодация.

Обоснованием необходимости А. в Церкви являются изменения, происходившие в ней на протяжении истории, но не затрагивающие то, что не подлежит изменению, поскольку было установлено Богом (таинства, незыблемое устройство Церкви, в отличие от ее изменяемых структур).

Причина перемен в Церкви заключается в стремлении наиболее совершенным образом исполнять свое предназначение, достигая результата и отвечая требованиям времени; это желание выражено в древнем изречении Ecclesia semper reformanda («Церковь должна постоянно обновляться»). Отдельные этапы церк. реформ и обновления Церкви всегда начинались на Вселенских соборах. Напр., IV Латеранский собор был созван propter reformationem universalis Ecclesiae (ради реформирования Вселенской Церкви). Особую роль в обновлении и реформировании Церкви сыграл II Ватиканский собор.

Лит-ра: Hollis Ch. Newman and the Modern World. L., 1967; Baum G. The Credibility of the Church Today. NY., 1968; Congar Y. Vraie et fausse rОforme dans l’Гglise. P., 1969; Die Funktion der Theologie in Kirche und Gesellschaft: BeitrКge zu einer notwendigen Diskussion. MЯ., 1969; Wojtyła K. U podstaw odnowy: Studium o realizacji Vaticanum II. Kr., 1972; Alberigo G. L’amore alla Chiesa - dalla riforma all’aggiornamento // «Con tutte le tue forze»: I nodi della fede cristiana oggi. Genova, 1993, p. 169-194.

(EK)

Администратор

Статья большая, находится на отдельной странице.

Администратура Апостольская

Администратура Апостольская - разновидность отдельной Церкви, приравниваемая к епархии (CIC 368), но ввиду особых и веских причин не учреждаемая в качестве таковой (CIC 371 § 2). К числу этих причин могут быть отнесены, напр., трудности установления границ епархии из-за территориальных претензий между различными гос-вами, сложности в отношениях между Церковью и гос-вом и др. А.а. может устанавливаться в качестве постоянной структуры на определенное или неопределенное время. А.а. руководит апост. администратор, пользующийся полномочиями епарх. епископа.

Лит-ра: May G. Bemerkungen zu den Apostolichen Administratoren und Administrationen // Theologie und Glaube 78 (1988), 415-429.

Адольф Кольпинг

Адольф Кольпинг (Adolf Kolping), блаж. - священник, один из основоположников католического рабочего движения; род. 8.12.1813, Керпен, ок. Кёльна, ум. 4.12.1865, Кёльн.

Происходил из бедной многодетной семьи; выучился ремеслу сапожника. Посещал гимназию Марцеленна (1837-41) в Кёльне, изучал богословие в Мюнхене, Бонне и Кёльне, в 1845 стал свящ. Будучи капелланом в Эльберфельде, А. вступил в основанный местным учителем И.Г. Броером союз молодых рабочих. Став в 1849 викарием кафедр. собора в Кёльне, А. основал там катол. рабочий союз; благодаря усилиям А. и поддержке со стороны Папы Пия IX разветвленная сеть подобных организаций впоследствии была создана в Европе и США (они существуют и в наше время). К 1855 было создано 104 союза, насчитывающих 12 тыс. чел., преимущественно в Рейнланде и Вестфалии. В 1862 А. стал камергером Папы и ректором церкви конвентуальных францисканцев в Кёльне, где впоследствии и был похоронен. Он одним из первых уделил внимание не только рел., но социальной роли катол. объединений, «социальному вопросу» в целом, интерес к которому со стороны нем. Церкви резко возрос после революции 1848. А. не стал систематизатором социального учения, однако на практике был подлинным «народным воспитателем» и «народным писателем». Негативно относясь к идеям эпохи Просвещения, либерализма и социализма, он выступал за организацию об-ва по профессионально-сословному признаку. Во время своих многочисл. миссион. поездок по Германии, Австрии и Швейцарии А. пропагандировал идеи нравственного обновления юношества, возрождения христ. семьи и стремления к социальной справедливости в духе «социального католичества». А. был причислен к лику блаженных Папой Иоанном Павлом II в 1991. Память А. в Католической Церкви - 4 декабря.

Соч.: Der Gesellenverein. KЪln-Neuss, 1849; Rheinische VolksblКtter fЯr Haus, Familie und Handwerk. KЪln, 1854-65; Mitteilungen fЯr die PrКsides. KЪln, 1863-65.

Лит-ра: SchКffer S.C. Adolf Kolping, der Gesellenvater. Paderborn, 1880; Schmolke M. Adolf Kolping als Publizist. MЯnster, 1966; Kracht H.J. Adolf Kolping, Priester, PКdagoge, Publizist im Dienst christianischer Sozialreform. Frankfurt, 1993.

Н. Сокольская

Адон Виеннский

Святой Адон Виеннский, Адо Виеннский (лат. Ado Viennensis); родился ок. 800; умер 16 декабря 875, Вьенн - монах-бенедиктинец, историк, хронист, деятель Каролингского возрождения.

Биография

Родился в знатной франкской семье. В юности Адон получил хорошее образование, он обучался в Ферьерском аббатстве, где его наставником был один из самых видных гуманистов того времени аббат Серват Луп. В школе Адон принёс обеты и вступил в орден бенедиктинцев. После получения образования Адон преподавал в школе монастыря города Прюм, затем уехал в Рим, где прожил пять лет.

В 853 году вернулся в Лотарингию, в 860 году получил пост архиепископа в городе Виенна (совр. Вьенн).

На посту архиепископа Адон проводил активные реформы, упорядочивая монашескую и приходскую деятельность. Будучи одним из самых образованных людей своего времени, вёл активную переписку, в том числе и с папами Николаем I и Адрианом II.

В деле со скандальным разводом короля Лотарингии Лотаря II, оклеветавшего свою жену Теутбергу, Адон занял принципиальную позицию, а когда подкупленный королём синод дал ему разрешение на новый брак, сообщил о преступлении в Рим, после чего папа аннулировал это разрешение.

Умер архиепископ Адон в 875 году.

Труды

Главными трудами Адона Виенского стала историческая «Хроника», в которой он описывал современные ему события и которую довёл до 869 года; жизнеописание ряда святых эпохи Меровингов и «Мартиролог».

Прославление

Католическая церковь отмечает память Адона Виенского 16 декабря.

Адонай

Адонай (от древнеевр. ‘Adonai - «мой Господь») - одно из сакральных имен Божиих. Важнейшим из них в ВЗ было Яхве; в силу своей величайшей святости это имя не произносилось вслух, а заменялось словами Haš-Šem (Имя) или А.

Словосочетание Адонай Элохим (‘Adonai ‘Elohim) в рус. переводе звучит как Господь Бог.

Лит-ра: Baudissin W. Kyrios als Gottesname im Judentum und seine Stelle in der Religionsgeschichte. Giessen, 1929. 4 Bd.; Der Name Gottes / Hrsg. H. von Stietencron. DЯsseldorf, 1975.

В. Никитин

Адопционизм

Адопционизм (от лат. adoptio - усыновление) - гетеродоксальное учение о природе Иисуса Христа, согласно которому Он был не Богом, а только человеком, возвышенным, «усыновленным» Богом Отцом; этот акт усыновления заключается в получении Иисусом особой благодати в определенный момент Его жизни (при крещении или, согласно позднему А., при воскресении). А. отрицает троичность Лиц в Боге, представляя собой разновидность монархианства. Византиец Феодот Старший (кон. II в.) пытался обосновать А. с помощью некоторых цитат из Библии (Мф 12, 31-32; Втор 18, 15); его ученик Феодот Младший, ссылаясь на Евр 5, 6, считал, что у Мелхиседека было больше Божественной силы, чем у Иисуса Христа. Антиохийский еп. Павел Самосатский, осужденный Антиохийским собором 268, согласно многим свидетельствам, также придерживался А.

В расширенном смысле термин А. применяется также к некоторым концепциям богословов, исповедовавших никейское учение об Отце и Сыне (Никео-Константинопольский символ веры), но слишком подчеркивавших различие между Божественной и человеч. природами Христа, между рожденным предвечно Богом Сыном - Логосом, Вторым Лицом Троицы, с одной стороны, и человеком Иисусом, сыном Марии - Сыном Божиим по усыновлению, которое совершилось, когда Бог Сын принял плоть сына Марии. Адопционистские термины использовали поздние антиох. богословы (Антиохийская богословская школа): Феодор Мопсуэстийский, Несторий - в борьбе с аполлинаризмом.

Возрождение А. произошло в Испании в VIII в. в проповедях епископов Элипанда Толедского и Феликса Урхельского. Использование выражения «усыновление» в применении ко Христу было осуждено в письмах Папы Адриана I к исп. епископам (DH 595) и в актах II Никейского собора (DH 610-611). Согласно решению Франкфуртского собора (DH 612-615), созванного Карлом Великим, осн. ошибка А. состоит в недостаточном различении понятий «личность» и «природа»: слово «Сын» относится не к природе (Божественной или человеческой), а лишь к личности Христа. Осуждение А. подтверждено при Папе Льве III на соборах во Фриули (796; DH 619), в Риме (798) и Ахене (800).

Лит-ра: Walch W. Historia Adoptianorum. GЪ., 1755; Solano J. El Concilio de Chalcedonia y la controversia adopcionista del siglo VIII en EspaЦa // Das Konzil von Chalkedon: Geschichte und Gegenwart. WЯ., 1951-54, Bd. 2, S. 841-871; Ternus J. Das Seelen- und BewuІtseinsleben Jesu: Problemgeschichtlich-systematische Untersuchung // Ibid., Bd. 3, S. 117-157.

А. Горелов

Адоратки

Адоратки (от лат. adoratio - поклонение) - общее название женских монашеских конгр., духовность которых основана на поклонении Святым Дарам. Многие конгрегации А. занимаются также воспитанием молодежи и уходом за больными; другие ведут созерцательный образ жизни.

Первая конгр. А., Сестры постоянного поклонения Святым Дарам (Religieuses Adoratrices PerpОtuelles du Saint-Sacrement), была основана в 1659 во Франции и приняла устав св. Августина. Большинство конгр. А. было основано в XIX в. (более 20); в наст. время среди наиболее многочисленных: Адоратки Крови Христовой (Suore Adoratrici del Sangue di Cristo, ASC), в 1998 - 1996 сестер и 327 монаш. обителей; Сестры поклонения Святым Дарам (Suore dell’Adorazione del S. Sacramento, SABS), в 1998 - 4165 сестер и 408 обителей; Адоратки - служительницы Святых Даров и милосердной любви (Adoratrici Ancelle del S. Sacramento e della CaritИ, AASC), в 1998 - 1577 сестер и 176 обителей.

Лит-ра: S. Congregazione dei riti. Inquisizione della sezione storica sull’origine delle Sacramentine. Va., 1941; EK 1, 105-107; DIP 1, 103-125; AnPont 2000.

И. Баранов

Адриан I

Адриан I (Hadrianus) - Папа Римский (1.02.772- 25.12.795). Происходил из аристократического рим. семейства. Получил хорошее образование, при Папе Стефане II был рукоположен в диаконы. С начала своего понтификата последовательно проводил политику союза с Франкским королевством. Ему удалось предать суду замешанного в различных преступлениях могущественного Павла Афиарту, возглавлявшего пролангобардскую партию, тем самым ослабив влияние лангобардов в Риме. После вторжения лангобардского короля Дезидерия на принадлежащие Риму территории А. обратился за помощью к Карлу Великому, и в результате победоносного похода последнего Лангобардское королевство в Италии прекратило свое существование. А. получил от Карла Великого подтверждение грамоты Пипина Короткого, положившей начало Церковному государству, к которому Карл Великий присоединил также Имолу, Болонью и Феррару.

В 787 по просьбе визант. имп. Ирины А. направил своих легатов на II Никейский собор, утвердивший иконопочитание в Византии. После этого отношения Рима с Визант. Церковью были восстановлены. А. дополнил собрание канонов Дионисия Малого и торжественно подарил книгу Карлу Великому. Этот сборник (Codex Hadrianeus) стал офиц. кодексом церк. права во Франкском королевстве. Другой сборник А., сакраментарий Hadrianum, имел очень большое значение в распространении рим. литургии. В связи с негативным отношением во Франкском королевстве ко II Никейскому собору, А. дал разъяснения неясных мест лат. перевода постановлений собора, а также указал на отличие поклонения Богу (adoratio) от почитания икон (veneratio).

А. развернул в Риме широкомасштабное строительство и украшение интерьеров храмов (прежде всего собора Св. Петра), превзойдя в этом многих своих предшественников. Он восстановил водопроводы Рима, в течение двух столетий страдавшего от недостатка воды, а также заботился об улучшении продовольственного снабжения столицы. С 781 А. начал чеканить свою монету и датировать офиц. документы по годам понтификата, а не по годам правления визант. императоров, т.о. фактически разорвав ставшую уже номинальной зависимость Италии от Византии. Плодотворное сотрудничество и искренняя дружба связывали А. с Карлом Великим, который после кончины А. прислал в Рим надгробную плиту с надписью: «Имена наши соединяются в этой надписи: Адриан и Карл - я король, ты отец».

Соч.: PL 96, 1167-1244; MGHEp 3, 567-657.

Источн.: LP 1, 486-523; Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996, т. 4, с. 369-385; 625-629.

Лит-ра: Грегоровиус 2, 291-344; Sefton D.S. The Pontificate of Hadrian I (772-795): Papal Theory and Political Reality in the Reign of Charlemagne. Ann Arbor, 1975; Kelly, 96-97; EP 1, 681-695.

В. Задворный

Адриан II

Адриан II (Hadrianus) - Папа Римский (14.12.867- 14.12.872). Происходил из знатного рим. рода; с 842 - кардинал-пресвитер базилики Св. Марка. Начало понтификата А. было омрачено двумя трагическими событиями: разграблением Рима Сполетским герцогом Ламбертом, а год спустя - личной драмой в семье А.: его дочь и жена (до принятия священного сана А. был женат) были похищены и убиты Элевтерием, кузеном Анастасия Библиотекаря.

А. пытался проводить политику укрепления руководства Церковью. Кроме того, он выступил против второго брака короля Лотаря, оставившего свою законную жену. В 869 был созван IV Константинопольский собор, который прошел под председательством легата Папы. На этом соборе был низложен Константинопольский патриарх Фотий и восстановлен патриарх Игнатий.

А. оказал торжественный прием в Риме Кириллу и Мефодию и благословил их миссию. Он посвятил Мефодия в сан епископа, назначил его архиепископом Великой Моравии и своим легатом. Сохранился текст буллы А., утвердившей богослужение на славянском языке, что положило начало слав. письменности и лит-ры.

Соч.: PL 122, 1259-1320; MGHEp 6, 691-765.

Источн.: Сказания о начале славянской письменности / Вступ. статья, пер. и коммент. Б.Н. Флоря. М., 1981; LP 2, 173-190.

Лит-ра: Грегоровиус 3, 138-148; Dvornik F. Les slaves: Byzance et Rome au IX siПcle. P., 1926, p. 173-217; Dvornik F. The Photian Schisme: History and Legend. C., 1948; Grotz H. Erbe wider Willen: Hadrian II (867-872) und seine Zeit. W., 1970; Kelly, 109-110; EP 2, 22-28.

В. Задворный

Адриан III

Адриан III (Hadrianus), св. - Папа Римский (17.05. 884 - сент. 885), римлянин. О кратком понтификате А., а также о его деятельности до избрания на папский престол практически не сохранилось никаких сведений. В отношении Визант. Церкви А. продолжал примирительную политику пап Иоанна VIII и Марина I, направив послание патриарху Фотию, в котором сообщил о своем избрании. Отправившись в Вормс в 885 по приглашению имп. Карла Толстого для решения вопроса о престолонаследии, А. скончался в пути, ок. Модены (Италия), и был похоронен в аббатстве Нонантола. Его могила вскоре стала местом почитания и паломничества. Папа Лев XIII канонизировал А. в 1891. Память А. в Католической Церкви - 8 июля.

Польский хронист XIII в. Мартин Полон атрибутирует А. два декрета, но их подлинность вызывает сомнения.

Источн.: LP 2, 225.

Лит-ра: Грегоровиус 3, 176-177; Kelly, 112-113; EP 2, 37-38.

В. Задворный

Адриан IV

Адриан IV (Hadrianus), Николай Брейкспир (Nicolaus Breakspear) - Папа Римский (4.12.1154-1.09.1159); род. ок. 1100, Лангли (Англия), ум. в Ананьи (Италия).

Происходил из бедной семьи. В юности покинул Англию, учился во Франции, вступил в Орден регулярных каноников св. Августина в мон. Св. Руфа в Авиньоне, а в 1137 стал аббатом этого монастыря. По-видимому, жалобы на введенные им строгие правила стали причиной его вызова в Рим, но Папа Евгений II, сразу оценивший способности энергичного и образованного аббата, посвятил его в сан еп. Альбанского и назначил кардиналом. В 1150 Николай Брейкспир в качестве папского легата был направлен в Скандинавию. Блестяще выполнив возложенную на него миссию по организации Церкви в Норвегии и Швеции, он после кончины Папы Анастасия IV единодушно был избран на кафедру ап. Петра.

Став Папой, А. сразу приступил к решению важных полит. проблем, главной из которых были взаимоотношения Апост. Престола с рим. коммуной, во главе которой стоял Арнольд Брешианский, бывший приор августинского монастыря. После убийства людьми Арнольда одного из кардиналов А. наложил на Рим интердикт, а самого Арнольда передал в руки императорского суда. А. короновал имп. Фридриха Барбароссу (1155), но в дальнейшем отношения между ними стали напряженными, т.к. император стал претендовать на верховную власть над Церковью.

А. последовательно проводил политику укрепления централизованного управления Церковью, энергично действуя в русле Григорианской реформы. Он направлял своих легатов в различные страны, тем самым укрепляя связи отдельных церк. провинций с Римом. О его неутомимой адм. деятельности свидетельствуют написанные им многочисл. послания.

Соч.: PL 188, 1361-1644.

Источн.: LP 2, 388-397.

Лит-ра: Грегоровиус 4, 443-453; Mann H.K. Nicholas Breakspear. L., 1914; Almedingen M.E. The English Pope. L., 1925; Ulmann W. The Pontificate of Adrian IV // Cambridge Historical Journal 11 (1953-55), 233-252; Maccarone M. Papato e Impero dalla elezione di Federico I alla morte di Adriano IV (1152-1159). R., 1959; Kelly, 174-175; Farley M.F. Adrian IV, England’s Only Pope // History Today 28 (1978), 530-536; EP 2, 286-291.

В. Задворный

Предыдущая страница Следующая страница