Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Католическая энциклопедия
Авторитет

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я

Авторитет

Авторитет (от лат. auctoritas - право, власть) - общепризнанная значимость определенного лица, обществ. института или к.-л. текста, основанная на нравственных достоинствах, знаниях и т.п. Обычно различают эпистемический А. (А. знатока) и деонтический А. (А. начальника). Первый касается знаний, второй - действий. «В первом случае некто является для меня А., когда я убежден, что он знает данную область лучше меня и что он говорит правду... Некто является для меня деонтическим А., когда я убежден, что смогу достичь цели, к которой стремлюсь, только выполняя его указания» (Ю.М. Бохеньский, Сто суеверий). В богословии понятие А. рассматривается в связи с проблемой спасения и относится прежде всего к Богу, явившему Свою волю в Откровении и засвидетельствовавшему истинность Откровения чудесами и пророчествами. Следует различать А. Божественный и производный от него А. церковный.

Божественный А. Относительно значения Божественного А. со времен апологетов в христ. мысли сложились две позиции: Тертуллиан, Киприан Карфагенский, Августин, Дунс Скот подчеркивали роль воли в принятии верой авторитетности слова Божия; с другой стороны, Климент Александрийский, Ориген, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский придерживались точки зрения, в соответствии с которой следует согласовать и приспособить друг к другу требования разума и А. Откровения, а необходимость такого приспособления (аккомодация) проистекает из постулата тождественности порядка творения и спасения. Антропоцентризм нового времени привел к кризису понятия А. в европ. мысли (Декарт, Кант), что породило, с одной стороны, отрицание Божественного А. в рационализме, а с другой (как реакция на рационализм) - радикальную критику разума в фидеизме. Отцы I Ватиканского собора, принимая фундаментальную открытость человека для веры, сформулировали догм. определение о возможности познания Бога человеч. разумом (DH 3004), в то же время подчеркнув значение веры как послушания А. открывающего Себя Бога (DH 3008).

Церковный А. Руководимая Св. Духом, Церковь обладает эпистемическим А. в вопросах веры (безошибочность) и деонтическим А. в том, что касается сферы управления (каноническое право). Роль авторитетных свидетелей жизни, смерти и воскресения Господа исполняли прежде всего двенадцать апостолов, а после их смерти - преемники апостолов, епископы. В апост. времена сложилась иерархия авторитетных свидетелей воскресения Христа, во главе которой находился Петр (см. Лк 24, 34; 1 Кор 15, 5; Деян 2, 14; Ин 21, 15). А. двенадцати апостолов основывался на полученной от Христа миссии учить, назидать и создавать Церковь (Мк 16, 15). После смерти апостолов иерархия церковного А. епископских кафедр зависела от уровня авторитетности епископов, основавших ту или иную Церковь; при этом первенство А. принадлежало преемникам ап. Петра на Римской кафедре. В результате преемственности авторитетного свидетельства в Церкви сформировалось Предание - сокровищница Откровения Божия, на основе которого возник канон Св. Писания, являющийся А. также и для Предания. С течением времени церк. А. приобрели также сочинения Отцов Церкви, постановления Вселенских соборов и литург. традиции.

Лит-ра: Бохеньский Ю.М. Сто суеверий. М., 1993, с. 15-18; О’Коллинз Дж. Фундаментальная теология / Пер. Н. Вакуленко. СПб., 1993, с. 251-288; Kasper W. Die Methoden in Dogmatik. MЯ., 1967; NapiЧrkowski S.C. Teologia: Zagadnienia wstępne. Katowice, 1986; Lang A. Loci theologici // LThK 4, 1110-12; Scholtissek K., HЯnermann P. // LThK 1, 1299-1301.

К. Войцель

В начало энциклопедии