Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Католическая энциклопедия
Аверроизм

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я

Аверроизм

Аверроизм - направление в западноевроп. ср.-век. философии, восходящее к учению араб. философа Ибн Рушда (Аверроэса), труды которого в осн. представлены комментариями к Аристотелю. Возникший и получивший развитие во 2-й пол. XIII в. на ф-те свободных искусств Парижского ун-та, А. представляет собой переработку учения Аристотеля, не ставящую (в отличие от томизма) цели согласования этого учения с положениями христ. вероучения и морали. В нем постулируется извечность (несотворенность) мировой материи и ее движения. Бог понимается в А. не как христ. Творец, а скорее как аристотелевский Перводвигатель, являющийся лишь принципом вечного движения; как следствие, отрицается возможность творения из ничего, что ставит под сомнение всемогущество Творца, прямое влияние которого на мир оказывается ограниченным. Характерным для А. является учение о «едином разуме», согласно которому высшая способность человеч. души - разум - в своей основе является единой нематериальной и вечной субстанцией, что противоречит догматам о сотворенности конкретной человеч. души и ее индивидуальном бессмертии. В А. возрождается античный космический детерминизм, проповедующий жесткую зависимость происходящего в подлунном мире (как в природе, так и в сфере человеч. истории) от присутствующей в природе естественной необходимости, которая проявляет себя закономерным движением небесных светил. Как следствие, в области антропологии А. отрицает свободу выбора, подчиняя волю человека действию небесных тел. В области этики А. заимствовал аристотелевскую версию эвдемонизма (стремления к счастью), вследствие чего вся проблематика блаженства оказалась ограниченной земным существованием. Средством достижения блаженства считается филос. созерцание истины.

Для разрешения противоречий между положениями А. и христ. догматами в А. была разработана теория «двух истин».

Осн. распространение А. получил в Европе в XIII-XVI вв. В XIII в. его представителями в Парижском ун-те были Сигер Брабантский и Боэций Дакийский, в XIV в. - Жан Жанден. Осн. противниками А. были Альберт Великий и Фома Аквинский, а также Бонавентура, Эгидий Римский, Раймунд Луллий и др. А. был дважды (1270, 1277) осужден парижским еп. Стефаном Тампье, однако идеи А. продолжали оказывать влияние вплоть до XVI в. В XIV-XVI вв. гл. центрами А. стали Падуанский и Болонский ун-ты, где его сторонниками были Марсилий Падуанский, Паоло Венето и др. В XVI в. идеи А. были заметны в творчестве Пьетро Помпонацци, Джордано Бруно и др. В XV-XVI вв. возрождение А. вызвало резкое противодействие Католической Церкви. В 1489 в связи с усилением позиций аверроистов в Падуанском ун-те был обнародован Декрет против спорящих о единстве разума местного еп. Петра Бароцци и инквизитора Маркантонио ди Ленидинара, запрещавший аверроистские споры в Падуанской епархии. На V Латеранском соборе в 1513 А. был официально осужден Церковью. К началу XVII в. А. окончательно изжил себя в связи с общим кризисом аристотелевской физики и космологии.

Лит-ра: Ренан Э. Аверроэс и аверроизм. К., 1903; Шевкина Г.В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты XIII в. М., 1972; Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1972; Mandonnet R.P.M. Siger de Brabant et l’averroХsme latin au 13e siПcle. Lv., 1911; Grabmann M. Der lateinische Averroismus des 13. Jahrhunderts und seine Stellung zur christlichen Weltanschauung. MЯ., 1931; Werner K. Der Averroismus in der christlich-peripatetischen Psychologie des spКteren Mittelalters. Amsterdam, 1964; Kuksewicz Z. Awerroizm łacifski XIII wieku. Wwa, 1971; Ivry A.L. Averroes and the West: The First Encounter-Nonencounter. Wa., 1988.

Е. Зайцев

В начало энциклопедии