Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Библейская Энциклопедия Архимандрита Никифора
Статьи на букву "А" (часть 5, "АПО"-"АРХ")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 5, "АПО"-"АРХ")

Аполлофан

Аполлофан (2Мак.10:37) - Сириец, убитый Иудою Маккавеем.

Апостол

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аппиева площадь

Аппиева площадь (Деян.28:15 ) - место, где ап. Павел был встречен Римскими христианами, когда он шел по этой дороге из Путеол в Рим, как узник, под надзором сотника. Оно находилось в 43 римск. милях от Рима. Это место отождествляется с настоящим Трипонто и стоит на дороге в Неаполь. Название объясняется теми обстоятельствами, что оно находилось на знаменитой Аппиевой дороге, ведущей из Рима в Капую и устроенной Аппием Клавдием, и что оно содержало в себе форум, или торговый рынок с гостиницами для проезжающих, на который сбирались в большом числе продавцы и мелкие торговцы.

-----------------------------------

’Аппиева пл’ощадь (Деян.28:15 ) - площадь на дороге Рим - Капуя примерно в 69 км от Рима. Дорога была построена Аппием Клавдием, выложена каменными плитами и богато украшена.

Апфия

Апфия (увеличивающая) (Фил.1:2 ) - христианка Колосская, почитаемая супругою Филимона. Из послания апостола видно, что они имели домашнюю церковь и отличались гостеприимством и любовью к святым. Скончалась вместе с Филимоном мученически в Колоссах, в царствование Нерона. Память их 19-го февраля и 22-го ноября.

-----------------------------------

’Апфия (Флм.1:2 ) - как полагают, жена Филимона.

Апфус

Апфус (1Мак.2:5) - так прозывался Ионафан, брат Иуды Маккавея.

Ар

Ар (город) (Втор.2:9,18,29) - главный моавитский город южнее реки Арнон (в Чис.21:15 назван Шебет-Ар, а в Чис.21:28 ; Ис.15:1 - Ар-Моав). Во Втор.2:9 так названа вся земля моавитян.

Ар, Ар-Моав

Ар, Ар-Моав (Чис.21:28 ) - некогда главный Моавитский город; был расположен в 20 или 20 англ. милях на ю. от реки Арнон. Он называется иначе Раббас, а Греками Ареополем. Некогда был завоеван и сожжен Сигоном, царем Амморейским (Чис.24:28 ); после принадлежал колену Рувимову, и около времен Иеронима, в 342 по Р.Х., был разрушен землетрясением. В настоящее время называется Эль-Рабба, и еще в недавнее время путешественники открыли здесь, вблизи развалин древнего города, два обильных источника.

Ара

Ара (1Пар.7:39 ) - сын Уллы, из колена Ассирова.

II. Ара (1Пар.5:26 ) - название города и, может быть, области в Мидии, в которой, как и в некоторых других городах, были размещены пленные Израильтяне. Ее полагают в нынешнем Персидском г. Ираке, между Багдадом и Каспийским морем.

-----------------------------------

’Ара -

а) (гористый) (1Пар.5:26 ) - город (или район) в Ассирийском царстве, куда были переселены израильтяне (срн. 4Цар.17:6 );

б) (1Пар.7:38 ) - один из сыновей (потомков) Иефера из колена Асирова, глава поколения.

Арав

Арав (засада) (Нав.15:52 ) - город колена Иудина на ю. от Хеврона.

-----------------------------------

Ар’ав (засада) (Нав.15:52 ) город в уделе Иудином на юг от Хеврона.

Арава

Арава - или Араба (сухая, бесплодная страна) (Втор.1:1 ,7, Втор.2:8 , Втор.3:17 , Втор.4:49 ) - обширная равнина, идущая по обеим сторонам Иордана от Геннисаретского озера до Мертвого и на ю. от Мертвого моря до Елафа. В настоящее время под равниною Арава разумеется только южная половина оной, т.е. равнина между Мертвым и Чермным морем. Чрез северную часть ее протекает река Вади-Эль-Шейб, впадающая в Мертвое море. Самая же большая река в 4-х милях. На ю. от Акравиля есть Аин (Эль-Вейбег). О пустыне Арава, между прочим, упоминают пр. Моисей и Иеремия. Первый называет ее великою и страшною пустынею (Втор.1:19 ), а второй называет ее пустою и необитаемою землей сени смертной (Иер.2:6 ). Весьма замечателен также тот факт, что свящ. писатель, описывая положение народа Израильского в пустыне Арава, представляет Евреев крайне утомленными и ропщущими на тягость своего странствования. Евреи дважды располагались станом в этой равнине, именно в Кадесе (Ain-El-Weibeh), как это видно из кн. (Втор.1:19 ) и (Чис.20:1 ). В настоящее время среди этой пустынной долины кое где зеленеют оазисы с кустарниками и пальмами. В ней нередко происходят миражи и водятся опасные ядовитые змеи, как-то: длинные скорпионы и др. Обширные груды лежащего мусора указывают на место, где стоял г.Хорма (заклятие) (Чис.21:4 ,6).

Аравва

Аравва (Нав.15:60 ) - город колена Иудина, очевидно в нагорной стране, но теперь неизвестный.

-----------------------------------

Ар’авва (Нав.15:60 ) - город в уделе Иудином юго-западнее Вифлеема.

Аравийский залив

Аравийский залив, см. Чермное море .

Аравитяне

Аравитяне (2Пар.9:14, Неем.2:19, Ис.13:20, Деян.2:11 ). Аравитяне в древности назывались вообще сынами востока (Быт.29:1 ); по Арабски впоследствии назывались Шаркиин, т.е. восточные, отсюда образовалось слово Сарацины. Все они жили в Аравии и составляли народ большею частью кочующий, а частью оседлый. Как в древности, так и доныне считаются за один народ, но по первоначальному своему происхождению вели свой род от разных родоначальников, как-то: от Иоктана, сына Еверова, от Измаила, сына Агари и др.

-----------------------------------

Аравит’яне (2Пар.17:11 ; 2Пар.26:7 ; Неем.2:19 ; Неем.6:1 ; Ис.13:20 ; Иер.3:2 ; Деян.2:11 ) - жители Аравии, которые в древности назывались в общем сынами востока (Быт.29:1 ). Являются потомками Иоктана, сына Еверова (Быт.10:26 -29), Авраама (Быт.25:2 -4), Измаила (Быт.25:13 -15) и Исава (Быт.36:8 ).

Аравия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Арад

Арад - . см. 1Мак.15:23.

II. Арад (Суд.1:16 ) (место диких ослов) - город на южной окраине Палестины, царь которого воспрепятствовал сынам Израилевым пройти чрез свои владения и даже взял нескольких в плен (Чис.21:1 ,3), за это жители города были прокляты, а самый город разрушен. По Робинсону, это нынешний Тель-Арад - холм, лежащий в 8 часах пути к ю. от Хеврона.

-----------------------------------

Ар’ад (дикий осел) -

а) (Чис.21:1 ; Чис.33:40 ; Нав.12:14 ; Суд.1:16 ) - город в уделе Иудином на юг от Хеврона;

б) (1Пар.8:15 ) - один из сыновей (потомков) Берии из колена Вениаминова, глава одного из поколений, поселившихся в Иерусалиме.

Арам

Арам (высокий) - имя четырех лиц:

а) (Быт.10:22 ) младший сын Сима;

б) (Быт.22:21 ) внук Нахора, брата Авраамова;

в) (1Пар.7:34 ) сына Шемера, из колена Ассирова;

г) (Руф.4:19, Мат.1:3, 4, Лук.3:33 ) из сынов Есрома, сына Фаресова лицо, упоминаемое в родословии Господа Иисуса Христа.

-----------------------------------

Ар’ам -

а) (Быт.10:22,23; 1Пар.1:17 ) - один из сыновей (потомков) Сима, сына Ноя. В древних текстах на еврейском языке этим словом также обозначается Сирия, отсюда Лаван и Вафуил в Быт.25:20 ; Быт.28:5 и сам Израиль во Втор.26:5 названы Арамеянами; (см. тж Месопотамия, Сирия)

б) (Быт.22:21 ) - сын (потомок) Кемуила, сына Нахора, брата Авраама;

в) (1Пар.2:9,10; Руф.4:19 ; Мат.1:3,4; Лук.3:33 ) - один из сыновей Есрома, предок Давида и один из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа;

г) (1Пар.7:34 ) - один из сыновей (потомков) Шомера из колена Асирова, глава поколения.

Арам, Арамея

Арам, Арамея (страна высокая) (Быт.24:10, Быт.25:10 ) - под этим именем вообще разумеется Сирия в смысле не одной Сирии, но Сирии и Месопотамии вместе. Это возвышенное плоскогорье, в 2,000 фут, над уровнем моря, простирающееся от истоков Иордана до Евфрата. Слово Арам часто соединяется с другими словами, как например Арам-Мааха, Арам-Хамав, Арам-Нагаром, и означает Сирию с некоторыми другими царствами, принадлежавшими ей в древности.

Арамеи

Арам’еи (Суд.10:6 ; 3Цар.10:29 ; 4Цар.18:16 ; Ис.36:11 ; Иер.35:11 ; Дан.2:4 ; Ам.1:5 ) - племена, населявшие в древности Сирию, которая по-арамейски называется Арам (см. Арам,а). Арамейский язык (см.) был самым распространенным языком восточных народов. После возвращения иудеев из плена он стал основным разговорным языком и в Палестине. (см. тж Арамеяне, Арамляне, Сирия, язык)

Арамейский язык

Арамейский язык - арам’ейский яз’ык - см. язык.

Арамеяне

Араме’яне (Быт.25:20 ; Быт.28:5 ; Быт.31:20 ,24; Втор.25:6 ; 1Пар.7:14 ; Иез.27:16 ) - то же, что Арамеи.

Арамляне

Арамл’яне (Ам.9:7 ) - то же, что Арамеи.

Аран

Аран (горный) - имя следующих яиц:

а) (Быт.11:26,29) старший брат Авраама, сын Фарры. "И умер Аран при Фарре отце своем, замечает священный бытописатель, в земле рождения своего, в Уре Халдейском". Лот был его сыном;

б) (Быт.36:28 ) сын Дишона Хорреянин;

в) (Чис.26:36 ) из сынов Шутелы, Ефремлянин.

-----------------------------------

Ар’ан (дикий козел) -

а) (Быт.11:26 -29,31) - сын Фарры, брат Авраама;

б) (Быт.36:28 ; 1Пар.1:42 ) - один из сыновей (потомков) Дишана, сына Сеира;

в) (Чис.26:36 ) - сын (потомок) Шутелы.

Арарат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Араритянин

Араритянин, иначе Гараритянин (горец) (2Цар.23:33 ) - один из храбрых воинов Давида, Ахиам, так названный по месту своего жительства.

-----------------------------------

Арарит’янин (2Цар.23:33 ) - Ахиам (в 1Пар.11:35 назван Гараритянин) (значение слова не известно).

Арах

Арах (путешественник) - имя трех лиц:

а) (Езд.2:5 ) современник Зоровавеля;

б) (1Пар.7:39 ) сын Улла из колена Асирова;

в) (Неем.6:18 ) отец Шехании, тестя Товии, в дни Неемии.

-----------------------------------

Ар’ах (путник) -

а) (1Пар.7:39 ) - один из сыновей (потомков) Уллы из колена Асирова, глава поколения;

б) (Езд.2:5 ; Неем.7:10 ) - один из родоначальников израильского народа, вернувшегося из плена с Зоровавелем (числа народа различаются на 123);

в) (Неем.6:18 ) - отец (предок) Шехании.

Арба

Арба (квадратный, или четверичный) - имя лица и название города:

а) (Нав.14:15 ) князь Хананейский, родоначальник великанов, по Финикийской и Вавилонской мифологии;

б) (Нав.15:13 ) Хананейский город, основанный вышеупомянутым лицом, назывался также Кириаф-Арба, иначе Хеврон (см. Хеврон). Здесь жительствовали Авраам, Исаак и Иаков, по своем возвращении в Ханаан. Первоначально он был назначен колену Иудину, но потом был отдан Халеву (Нав.15:13 ), и впоследствии, без отъятия у Халева права собственности на городские поля и селения, передан сынам Каафовым, из поколения Ааронова, и сделался городом убежища (Нав.21:11,13).

Арбатитянин

Арбатитянин, или Арбитянин (2Цар.23:35 ) (уроженец Арбы) - это имя усвояется Паараю, одному из сильных Давида.

-----------------------------------

Арбатит’янин (2Цар.23:31 ; 1Пар.11:32 ) - Ави-Албон, уроженец Арбы или Кириаф-Арбы. Арба является праотцом великанов енаков, живших в Кириаф-Арбе (городе Арбы), позже названном Хевроном.

Арбитянин

Арбит’янин (2Цар.23:35 ) - аналог. Арбатитянин.

Арвад

Арв’ад (блуждание) (Иез.27:8 ,11) - город на небольшом острове у северного побережья Финикии, построенный и населенный потомками Арвадея. Теперь это поселок Руад.

Арвад, Арад

Арвад, Арад (место скитающихся, беглых) (Иез.27:8,11), называемый также Арпадом и Арфадом, а у Турок Руад - город, по Страбону, построенный беглыми Сидонянами, в Финикии, на острове того же имени, близ восточного берега Средиземного моря, в 20 или 30 англ. милях, к с. от Триполя. В древности это был богатый Финикийский город и особенно процветал при Селевкидах. Впоследствии разрушен полководцем Омара, Моавием, и больше не возникал. Теперь это небольшое бедное селение, состоящее из развалин.

Арвадеи

Арвадеи (Быт.10:18 ) - Хананейское племя, населявшее город Арад и другие близлежащие острова Финикии, и во времена пр. Иезекииля считавшееся искусным в мореплавании и воинственным на службе царей Ассирийских (Иез.17:8,11).

Арвадей

Арвад’ей (Быт.10:18 ; 1Пар.1:16 ) - сын Ханаана, один из родоначальников хананейских племен. (см. народы древней Палестины )

Арватты

Арватты (1Мак.5:23). По общему мнению, это страна Нарвата, находившаяся в 60 стадиях от Кесарии, по пути к Самарии.

Арвиллы

Арвиллы, иначе Арбела (1Мак.9:2) - местность в Галилее, где лежало селение Месалоф, взятое Вакхидом в царствование Дмитрия Сотера. Описываемой Флавием означенной местности вполне соответствует нынешнее укрепление Калаат Ибн-Маан, с лежащими на ю. от него развалинами Ирбита, в которых Робинсон признает древнюю Арбелу.

Арге

Арге - . см. 2Езд.5:13. В (Езд.2:12 ) стоит: Азгад.

Аргов

Аргов (4Цар.15:25 ) - одно из лиц, участвовавших в заговоре против Факии, царя Израильского.

II. Аргов (груда камней) (Втор.3:4 ) - дикая страна по ту сторону Иордана, в Васане, принадлежавшая Огу, царю Васанскому. Эта область и вся страна Васанская была отдана Моисеем полуколену Манассиину. Эта страна, состоящая из черного базальта, около времени Иисуса Христа называлась Трахонитидою, лежала к в. от Иордана, близ моря Галилейского, и имела некогда 60 больших городов со стенами и медными затворами (3Цар.14:13 ). Ныне называется Леджа, к ю. от Дамаска.

-----------------------------------

’Аргов (груда) -

а) (Втор.3:4,13; 3Цар.4:13 ) - местность на восток от верхнего течения Иордана и Галилейского озера (район Васана), которая во времена Христа называлась Трахонитскою областью; (см. Иаир,а)

б) (4Цар.15:25 ) - один из приближенных царя Факии, убитых вместе с ним Факеем.

Ард

Ард (бегство) - имя двух лиц:

а) (Чис.26:40 ) сын Белы, внук Вениаминов;

б) (Быт.46:21 ) сын Вениамина.

-----------------------------------

(Быт.46:21 ; Чис.26:40 ) - один из сыновей (потомков) Вениамина, глава поколения (в 1Пар.8:3 назван Аддар).

Ардаф

Ардаф (3Езд.9:26) - поле в Вавилоне, где после молитвы были ниспосланы Ездре от Бога различные откровения.

Ардон

Ардон (потомок) (1Пар.2:18 ) - сын Халева от жены его Азувы.

-----------------------------------

Ард’он (1Пар.2:18 ) - один из сыновей (потомков) Халева.

Арей

Арей (1Мак.12:7,19) - царь Спартанский во времена Маккавеев.

Арели

Арели (родившийся от героя) (Быт.46:16 ) - один из сынов Гада.

-----------------------------------

Ар’ели (Быт.46:16 ) - один из сыновей Гада, родоначальник поколения (в Чис.26:17 назван Арелий).

Арелий

Ар’елий (Чис.26:17 ) - см. Арели.

Ареопаг

Ареопаг - ареоп’аг (греч. холм Ареса, бога войны) (Деян.17:19 ,22) - верховный суд в Афинах, находившийся на холме того же названия. Важнейшей заботой ареопага была охрана местных религий от оскорблений, почему ап. Павел и был приведен туда ревностными греками.

Ареопаг, Ареопагит

Ареопаг, Ареопагит (Деян.17:19,34) - второе слово есть название судей верховного судилища в Афинах. Название это происходит от слова ареопаг (холм Марса), что означает или самое судилище, или место, на котором происходили заседания оного, всегда под открытым небом. Это было скалистое возвышение, или утес Ареоса, почти в самой средине города. Суд, собиравшийся здесь, имел главным делом дознания и судопроизводство о богохульствах против языческих богов; потому-то св. ап. Павел, так резко обличавший идолопоклонство Афинян и убеждавший их искать и служить Господу, как единому живому и истинному Богу, был приведен в ареопаг за проповедь о чужих божествах (Деян.17:18 ). Здесь-то, в виду множества храмов и алтарей, среди которых находился даже жертвенник неведомому Богу, в виду алтарей разнообразных языческих богов, апостол произнес свою высокую и глубоко - замечательную проповедь к Афинянам (Деян.17:22,34). В силу этой увлекательной проповеди некоторые уверовали в Господа Иисуса Христа, как например один из членов Ареопага - Дионисий, женщина Дамарь и другие с ними Место, на котором, как полагают, находился холм Арея, покрыто в настоящее время развалинами больших зданий: это, как думают, остатки домов Дионисия и Дамари, состроенных, без сомнения, незадолго до введения Христианства в Афинах. Говорят, что заседания ареопага собирались только по ночам с тою целью, чтобы умы судей ареопагитов не развлекались ничем посторонним.

Ареопагит

Ареопаг’ит (Деян.17:34 ) - Дионисий, как полагают, один из судей ареопага, хотя это имя имели люди и не связанные с ареопагом (напр., также Дионисий Ареопагит - богослов и философ 5 в. ).

Арес

Арес - . см. 2Езд.5:10. В (Езд.2:5 ) - Арах.

Арета

Арета (добродетельный) - имя двух лиц:

а) (2Кор.11:32 ) царь Сирийский, тесть Ирода Антипы, владевший Дамаском. Областной правитель Дамаска, когда ап. Павел находился в этом городе, хотел было, благоприятствуя Иудеям, схватить его; но апостол избежал опасности, будучи спущен из окна верующими в корзине по городской стене, о каковом событии ап. Павел и упоминает в означенном месте своего послания;

б) (2Мак.5:8) Арета - царь Аравийский. Имя это носили цари Наватеев, столицею коих был город Петра.

-----------------------------------

Ар’ета (2Кор.11:32 ) - царь Аравии (Идумеи), тесть Ирода Антипы. Его наместник в Дамаске пытался схватить ап. Павла.

Арехьяне

Арехьяне (жители Эреха) (Езд.4:9 ) - один из восточных народов, область которых - Эрех издревле входила в состав Вавилонского царства и лежала на Тигре между Сузианою и Вавилониею.

-----------------------------------

Арехь’яне (Езд.4:9 ) - жители города Эреха, переселенные в Самарию после покорения ее Ассирией.

Ариараф

Ариараф (1Мак.15:22) Ариараф VI - Филопатор, царь Каппадокийский, собственно Митридат.

Аридай

Аридай (слово Персидское) (Есф.9:9 ) - из сынов Амана.

-----------------------------------

Арид’ай (Есф.9:9 ) - аналог. Адалья.

Аридафа

Аридафа (Есф.9:8 ) - из сынов Амана.

-----------------------------------

Арид’афа (Есф.9:8 ) - аналог. Адалья.

Ариил

Ариил (лев Божий). Это слово одно из аллегорических наименований Иерусалима у пр. Исаии (Ис.29:1,2-7). Так как Иерусалим был главным городом Иудеи, и эмблемою Иудеи был лев, поэтому он и называется аллегорически Ариилом. Это же слово название следующих лиц:

а) (2Цар.23:20 ) Моавитянин. Его два сына, отличавшиеся необыкновенною силою, убиты Ванеею, военачальником Давида.

б) (Езд.8:16 ) Иудейский старейшина при Ездре в Вавилоне, пред его возвращением в Иерусалим. Во (2Езд.8:43) стоит: Идуил.

-----------------------------------

Ари’ил (лев Божий) -

а) (2Цар.23:20 ; 1Пар.11:22 ) - некий моавитянин, двух сыновей которого убил Ванея;

б) (Ис.29:1,2,7) - аллегорическое название Иерусалима, поскольку эмблемой Иудеи был лев.

Арий

Арий (лев) (4Цар.15:25 ) - вельможа царя Израильского Факии, убитый вместе с Факиею Факеем, занявшим потом престол Факии.

-----------------------------------

’Арий (лев) (4Цар.15:25 ) - аналог. Аргов,б.

Аримафея

Аримафея (высоты) - город в Палестине, из которого, по единогласному свидетельству 4-х ев. (Мат.27:57, Мар.15:43, Лук.23:51, Иоан.19:38 ) происходил Иосиф, муж богатый и праведный, испросивший у Пилата для погребения тело распятого Иисуса. В Н.З. название означенного места упоминается только в связи с означенным событием и, вероятно, оно тождественно с Рамою или Рамафаим-Цофим, в колене Ефремовом, недалеко от Лидды или Диосполя (1Цар.1:1,19), и известно, как место рождения и погребения пр. Самуила, где также во времена его существовала пророческая школа. Близ древней Рамы была погребена Рахиль, которую пр. Иеремия представляет плачущею о своих детях и не хотящею утешиться (Иер.31:15, 1Цар.2:11, 1Цар.4:19,20,1Цар.7:17 ). В средние века она называлась Сент-Самуэль, а в настоящее время называется Эль-Раме и находится близ Хеврона, но более к с. от него, приблизительно в расстоянии двух часов пути к с. от Иерусалима.

-----------------------------------

Аримаф’ея (высоты) (Мат.27:57 ; Мар.15:43 ; Лук.23:51 ; Иоан.19:38 ) - город, из которого происходил Иосиф, снявший тело Иисуса с креста и похоронивший его. Полагают, это - Рама (см. Рама,д), родина пророка Самуила.

Ариох

Ариох (львиный) - имя трех лиц:

а) (Быт.14:9 ) имя царя Еласарского, современника Аврааму, пораженного последним при долине Сиддим;

б) (Дан.2:14,15 начальник Навуходоносоровой стражи.

в) (Идф.1:6) союзник Навуходоносора царь Елимейский.

-----------------------------------

Ари’ох (слуга бога луны) -

а) (Быт.14:1,9) - царь Елласарский, один из захватчиков Лота;

б) (Дан.2:14,15,24,25) - начальник личной стражи царя Навуходоносора.

Арисай

Арисай (Есф.9:9 ) - из сынов Аман. Он, как и упомянутые выше Аридай и Аридафа, был убит вместе со своими братьями Иудеями, в дни Мардохея.

-----------------------------------

Арис’ай (Есф.9:9 ) - аналог. Адалья.

Аристарх

Аристарх (лучший начальник) (Деян.19:29, Деян.20:4, Деян.27:2 ) - Македонянин из Фессалоники, спутник и сотрудник ап. Павла и соучастник его страданий в Ефесе (Кол.4:10, Флм.1:23 ). Находясь с апостолом в этом городе, он едва не погиб по случаю народного возмущения, произведенного Димитрием серебреником (Деян.20:4 ). По преданию, был епископом в Апамее Сирской и обезглавлен в Риме. Память его 4-го января и 13-го апреля.

-----------------------------------

Арист’арх (наш лучший управитель) (Деян.19:29 ; Деян.20:4 ; Деян.27:2 ; Кол.4:10 ; Флм.1:23 ) - македонянин из Фессалоник, верный сотрудник ап. Павла и участник его страданий.

Аристовул

Аристовул (превосходный советник) - имя следующих лиц:

а) (2Мак.1:10) сын и преемник Иоанна Гиркана;

б) Аристовул II, сын царя Александра Ианнея, брата Аристовула I, ведший междоусобную войну с братом своим Гирканом за право на престол Иудейский, и через то повергший Иудею во власть Римлян (за 64 до Р.Х.);

в) Аристовул III, внук Аристовула II, последний первосвященник из племени Асмонеев, утопленный слугами Ирода в пруде, где он с ними купался;

г) (Рим.16:10 ) житель Рима. В означенной цитате приветствуются ап. Павлом некоторые из его домашних, греч. минологий считает его в числе 70 и говорит, что он проповедовал Евангелие в Британии. Память его 4-го января и 16-го марта.

-----------------------------------

Аристов’ул (наилучший советник) (Рим.16:10 ) - глава дома, близких которого приветствует ап. Павел.

Ариэл

Ари’эл (лев Божий) (Езд.8:16 ) - один из глав народа израильского, посланных Ездрою к Иддо.

Аркей

Арк’ей (Быт.10:17 ; 1Пар.1:15 ) - сын Ханаана, сына Хама, родоначальник хананейского племени на севере Финикии. (см. народы древней Палестины )

Аркей, Арукей

Аркей, Арукей (Быт.10:17, 1Пар.1:15 ) - лицо из сынов Ханаана, сына Хамова, от которого произошло Хананейское племя Аркеев, обитавшее, как полагают, в северной части Финикии. Арка, по Иосифу, бывший главным городом оного, часто упоминается древними писателями, и несколько развалин оного доселе еще видны на западном склоне г.Ливана, под названием: Тель-Арка.

Армагеддон

Армагеддон (Отк.16:16 ) (вершина Мегиддо) - город при подножии горы Кармил, получивший известность, как место кровавых битв и умерщвления Иосии (4Цар.23:29, Суд.5:19 ). Название означенного города вследствие прежней истории и событий оного употребляется также в Откровении св. Иоанна, как символическое наименование какого либо ужасного события в будущих судьбах Христовой Церкви.

-----------------------------------

Армагедд’он (гора Мегиддо) (Отк.16:16 ) - город и место юго-восточнее горы Кармил и западнее Назарета, место многих кровавых побоищ, умерщвления царя Охозии и гибели Иосии, схваток армий Египта и востока и место будущей последней битвы на земле. (см. тж Изреельская долина, Мегиддо)

Арман

Арм’ан (2Цар.21:8 ) - сын Саула от Рицпы, выданный Давидом гаваонитянам.

Армения

Армения (см. Арарат) (4Цар.19:37 ) - внутренняя страна на восточной оконечности Малой Азии, простирающаяся на 430 англ. миль от в. к з. и на 300 англ. миль от с. к ю.; граничит Средиземным морем к ю.-з., Черным к с.-з., Каспийским на в., западная граница находится в 600 англ. милях на з. от Константинополя. Евфрат, Тигр и другие реки берут свое начало в пределах Армении. Она разделяется на 15 областей, из коих центральная называется Араратскою. В последней области находилась Библейская гора, на которой, как полагают, остановился ковчег Ноев. В свящ. книгах Армения называется обыкновенно землею Араратскою. Армяне суть Христиане, мало чем разнствующие от христиан Греко-восточной Церкви, за исключением меньшинства их, - римско-католиков, признающих главенство папы; все они считают своим духовным владыкою и главою патриарха Эчмиадзинского, пребывающего обыкновенно в Эчмиадзине, близ Тифлиса на Кавказе.

Ар-Моав

Ар-Мо’ав (Чис.21:28 ; Ис.15:1 ) - см. Ар.

Армон

Армон (рожденный во дворце) (2Цар.21:8,9) - сын Саула от Риццы, его наложницы, повешенный, вместе с братом своим Мемфивосфеем и пятью другими Сауловыми сыновьями от Мелхолы, Гаваонитянами, в заглаждение вины Саула против Гаваонитян.

Арна

Арна (3Езд.1:2) - предок Ездры. В (Езд.7:4 ) читается: Зерахия, а во (2Езд.8:2) - Зарей.

Арнан

Арнан (быстрый, проворный) (1Пар.3:21 ) - потомок Давида.

-----------------------------------

Арн’ан (ловкий, проворный) (1Пар.3:21 ) - в оригинале не ясно. Возможно, все сыновья Исаии от Рефаии до Шехании, есть его братья, либо вообще главы отдельных семей, современников Зоровавеля (ст. 21 аналогичен по структуре ст. 19). Только в этом случае Хаттуш в 1Пар.3:22 и в Езд.8:2 может быть одним и тем же лицом. Кроме того, Ездра - автор книг Паралипоменон, живший всего несколько десятилетий после Зоровавеля, не мог записать десять (!) поколений после него. (см. тж Елиашив,в; Шемаия,а)

Арнон

Арнон (шумящий, журчащий поток) (Втор.2:24 ) - река или поток на ю.-в. Палестины, составлявший некогда границу между Моавом и Аммонитянами и наконец между Моавом и коленом Рувимовым. Истекая из гор пустынной Аравии при одной из станций при дороге пилигримов в Мекку, поток впадает в Мертвое море против Энгедди. В настоящее время Арнон известен под именем Эль-Моджеба. Поток во время зимы переполнен водою, и течение его бывает очень быстро, но летом почти совсем высыхает.

-----------------------------------

Арн’он (шумящий, журчащий) (Чис.21:13,15,24,26; Втор.2:24,36; Втор.3:8,12,16; Нав.13:9,16; Суд.11:22,26; Ис.16:2 ; Иер.48:20 ) - самая крупная река, впадающая с восточной стороны в Мертвое море, бурная зимой и почти исчезающая летом.

Арод

Арод, иначе Ароди (дикий осел, по Гезению; по Фюрсту, потомство) (Чис.26:17 , Быт.46:16 ) - один из потомков Гада, родоначальник племени, называемого Ародовым.

-----------------------------------

Ар’од (Чис.26:17 ) - аналог. Арели (в Быт.46:16 назван Ароди).

Ароди

Ар’оди (Быт.46:16 ) - см. Арод.

Ароер

Аро’ер (голый, обнаженный) -

а) (Нав.13:25 ; 2Цар.24:5 ) - город в уделе Гадовом (в земле аммонитской, близ Раввы);

б) (Чис.32:34 ; Втор.4:48 ; Нав.12:2 ; Нав.13:9 ,16; Суд.11:33 ; 1Пар.5:8 ; Иер.48:19 ) - город на северном берегу потока Арнон (частично расположенный на острове), построенный сынами Гада, но затем отданный колену Рувимову (во Втор.2:36 ; Суд.11:26 назван Ароир);

в) (Ис.17:2 ) - по-видимому, образное обозначение городов и земель на восточной стороне Иордана.

Ароер, Ароир

Ароер, Ароир (голый, бедный) - название двух городов:

а) (Втор.2:36, Втор.4:48 ) город на с. берегу потока Арнон, называемый в настоящее время Араир, Выражение "город, который среди потока" (Нав.13:9 ) объясняется тем обстоятельством, что город стоял частью на островке, образуемом рекою;

б) Ароер, что пред Раббою (Аммонитскою) (Нав.13:25 ) - город, как полагают, расположенный среди долины Гадовой к Иазеру и отданный Моисеем колену Гадову. В настоящее время это быть может Kul-at-Zerka (Кул-Зерка),

в) (1Цар.30:28 ) город колена Иудова, в который Давид послал дары из добычи, отнятой у Амаликитян. Это, быть может, настоящая Арара, стоящая на пути из Петры в Газу. У Исаии (Ис.17:2 ) под Ароирскими городами вообще разумеется вся страна Заиорданская с ее городами, которые по его пророчеству будут покинуты некогда жителями и останутся только пристанищем для пастухов со стадами.

Ароерянин

Ароер’янин (1Пар.11:44 ) - Хофам, житель или уроженец Ароера, отец двух из главных воинов Давида.

Ароир

Аро’ир (голый, обнаженный) -

а) (Втор.2:36 ; Суд.11:26 ) - см. Ароер,б;

б) (1Цар.30:28 ) - город на юге Иудеи, возм., нынешняя Арара (или Араир) недалеко от Вирсавии, один из городов, которые давали пристанище Давиду во время его скитаний.

Аром

Аром - . см. 2Езд.5:16.

Ароматы

Ароматы, или благовонные вещества (Исх.30:23 , Песн.4:10 ), употребление коих было многоразлично, так например нард, смирна, благовонная корица, алое, касия и др. Большею частью ароматические вещества составлялись из смешения разных благовонных эссенций: то в роде благовонного порошка для курения, то в роде мази для намащения тела и проч. (Прит.7:17 , Лук.23:56 ). Некоторые из ароматических веществ были туземными в Палестине, другие были привозимы в Иудею из южной Аравии и Индии. Ароматы, упоминаемые в Евангелии Марка (Мар.14:3 ) означают просто благовонное миро, употребляемое для возливания на голову и помазания ног дорогих гостей (Лук.7:37 ,38). В числе ароматических веществ библ. времен находится много таких, которые даже в настоящее время составляют предмет значительной торговли между Европою и Индиею. Особенно много благовоний употреблялось у Иудеев при погребении мертвых, Еврейские женщины носили сткляночки с духами при поясах и намащали ими свои тела (Есф.2:12 ).

-----------------------------------

Ароматы - аром’аты (Исх.25:6 ; 4Цар.20:13 ; 2Пар.32:27 ; Есф.2:12 ; Песн.4:10 .16; Ис.39:2 ; Мар.16:1 ) - специи или вещества с сильным благовонным запахом (благовония), которые в Библии упоминаются под следующими наименованиями:

| название | назначение

| аир (тростник благовонный) | миро,

| алой | душистые составы,

| благовонное дерево | благовонные вещества,

| касия | миро, душистые составы,

| корица | миро, душистые составы,

| ладан (ливан) | курение,

| мирра | (см. смирна ниже),

| нард | миро,

| ониха | курение,

| смирна (мирра) | миро, душистые составы,

| стакти | курение,

| стиракса | благовонные вещества,

| халван | курение,

| шафран | душистые составы.

Вещества эти употреблялись (как указано выше) для приготовления священного мира, курений и душистых составов (для ароматизирования одежд, помещений и приготовления мастей). Некоторые из этих веществ добывались в самой Палестине, но большинство доставлялось из Аравии, Африки, Индии. Ароматы как драгоценность хранились при царском дворце и храме (1Пар.9:29 ). В некоторых местах названия ароматов в русской Библии переведены произвольно. Например, в Быт.37:25 словом «ладан» переведено то же слово, которое в Мат.2:11 переведено как «смирна», а общее понятие «благовония» в двух местах переведено словом «стиракса» (см.). (см. тж курение, масть, миро, фимиам)

Арпад

Арпад (сила, подпора) (Ис.10:9 ) - Сирийский город, всегда упоминаемый в связи с Емафом и вероятно находившийся вблизи Дамаска. Имя его доселе сохраняется в названии селения Арфад, в северной Сирии, в 7 часах к с. от Алеппо.

-----------------------------------

Арп’ад (4Цар.18:34 ; 4Цар.19:13 ; Ис.10:9 ; Ис.36:19 ; Ис.37:13 ; Иер.49:23 ) - город в Сирии, как полагают, недалеко от Алеппо.

Арса

Арса (земля) - начальник дворца Ваасы, царя Израильского в Фирце (3Цар.16:9 ). В его доме Замврий умертвил охмелевшего царя Ваасу.

-----------------------------------

’Арса (восторг, восхищение) (3Цар.16:9 ) - начальник дворца царя израильского Ваасы, в доме которого Вааса был умерщвлен.

Арсак

Арсак (1Мак.14:2,3,15) - общее имя царей Парфянских. В указанных местах вероятно разумеется Арсак IV, иначе Митридат I.

Арсареф

Арсареф (3Езд.13:45) - страна за Евфратом, по-видимому очень обширная, упоминаемая только в означенной цитате.

Арсиноя

Арсиноя (3Мак.1:1,4) - сестра и супруга Птоломея IV-го Филопатора, царя Египетского.

Арсифуриф

Арсифуриф - . см. 2Езд.5:16. В (Езд.2:18 ) читается: Иора.

Артаксеркс

Артаксеркс - почетный титул царей Персидских. В Русских переводах Ветхозаветных книг встречаются три Мидо-Персидских царя под означенным названием:

а) (Езд.4:7 , Езд.7:7 ) один из царей этого имени препятствовал построению Иерусалимского храма. Этот царь, так много покровительствовавший врагам Иудеев, как не без основания думают, был лже-Смердиз из волхвов и царствовал только 8 месяцев.

б) (Езд.7:1 ,8, Неем.2:1 ,5) царь Персидский, царствовавший 47 лет, особенный покровитель Иудеев. На седьмом году своего царствования он дал позволение Ездре возвратиться в Иудею с теми из соотечественников, которые решатся следовать за ним, а через 14 лет после того дозволил Неемии, своему виночерпию, отправиться в Иудею для возобновления Иерусалима. Этот царь, как думают, был Артаксеркс Лонгиман.

в) (Есф.1:1 ,2) супруг Есфири, предшественник Ксеркса, сына и преемника Дария Истаспова. Мы знаем, что он царствовал от Индии до Ефиопии над сто двадцатью семью областями, что дворец его находился в Сузах, столице Персии, и что в 3-й год своего царствования он устроил блестящий пир для своих князей; слуг и народа, - пир подробно описанный в кн. (Есф.1:3 ,8). Среди этого великолепного пира царь позвал пред свое лице Астинь, свою жену, чтобы показать ее гостям во всей красоте; она отказалась идти и посему была отделена от царя и лишена царского достоинства. Супругою Артаксеркса после сего сделалась Есфирь, двоюродная сестра и приемная дочь Мардохея, который в то время жил при дворце.

-----------------------------------

Артакс’еркс - общее наименование нескольких персидских царей. В период от Зоровавеля до Неемии Персией правили следующие цари:

Кир (536-529 гг. до-РХ),

Камбиз (529-522 гг. до-РХ) (Езд.4:7 ,8,11,23),

Дарий I Гистасп (522-485 гг. до-РХ) (см. Дарий),

Ксеркс (485-465 гг. до-РХ) (Есф.1:1 ,2),

Артаксеркс I Лонгиман (длиннорукий) (465-425 гг. до-РХ) (Езд.6:14 ; Езд.7:1 ,7,11,21; Езд.8:1 ; Неем.2:1 ; Неем.5:14 ). (см. тж Персия)

Артема

Артема (здоровый, невредимый) (Тит.3:12 ) - сотрудник ап. Павла, один из 70 апостолов, бывший по преданию епископом в Листре. Более о нем ничего неизвестно. Память его 30 октября и 4 января.

-----------------------------------

Арт’ема (дар Артемия) (Тит.3:12 ) - сотрудник ап. Павла.

Артемида

Артемида, иначе Диана (непорочность) (Деян.19:28 ) - известная языческая богиня у Греков, по мифологии дочь Юпитера и Латоны, обыкновенно изображаемая с башнею на голове и с луком в одной руке, а другою держащею за рога оленя. Служение ей отправлялось с особенным великолепием и блеском, преимущественно в Ефесе. Храм, посвященный ей в этом городе, был так обширен и красив, что считался в числе 7-ми чудес света. Плиний говорит, что он был 425 футов в длину и 220 футов в ширину и украшался сотнею богато украшенных колонн. В 356 храм Артемиды, над постройкою которого трудились 220 лет между прочим известнейшие художники, Пракситель и Апеллес, был сожжен безумцем Геростратом и вновь построен с большим великолепием Малоазийскими Греками. Маленькие серебряные модели храма, с изображением в средине их языческой богини, делались для продажи и продавались в таком количестве, что составляли весьма выгодное занятие для многих рук, как например для известного Дмитрия серебреника и др. ап. Павел сделался ненавистен идолопоклонникам в Ефесе за свою проповедь о том, что боги, делаемые руками человеческими, не суть боги (Деян.19:26 ). Вследствие сего, серебреники из опасения, чтобы их ремесло не утратило своего значения, возмутились сами и возмутили народ против ап. Павла, с криками: велика богиня Артемида Ефесская! Это народное возмущение было однако прекращено благоразумным объяснением народу "блюстителя порядка" (Деян.19:35 ,40). Из слов его видно, что причиною возмущения было одно корыстолюбие ремесленников и что проповедники Евангелия, открывая язычникам ничтожество их идолов, не хулили однако их богов и не издевались над ними. Сожженный при Нероне храм Дианы, был впоследствии разрушен Готфами при Галлиене.

-----------------------------------

Артем’ида (Деян.19:24 ,27,28,34,35,37) - богиня луны и плодородия у греков (называется также Дианою), особенно пышно почитавшаяся в Малой Азии. Храм ее имени в Ефесе строился и украшался почти 200 лет (начиная с 550 г. до-РХ), имел длину около 140 м и ширину около 70 м и считался одним из «семи чудес света». Сожженный в 356 г. до-РХ безумным Геростратом, он был вскоре восстановлен малоазийскими греками с не меньшим великолепием. Службы в этом храме и продажа его изображений шли с большим успехом, чем и объясняется дикое возбуждение толпы, подстрекаемой Димитрием, серебряником. Храм был сожжен при Нероне и окончательно разрушен при Галлиене. (см. Ефес)

Арума

Ар’ума (возвышение, высота) (Суд.9:41 ) - селение близ Сихема (предполагают, то же место названо Рума в 4Цар.23:36 ).

Арума, Рума

Арума, Рума (возвышение, высота) (Суд.9:41 ) - город или селение близ Сихема, в котором жил Авимелех.

Арфа

Арфа - ’арфа (Пс.136:2 ) - струнный музыкальный инструмент, который в других местах обозначается также словами «гусли», «цитра» или «псалтирь». (см. музыка)

Арфаксад

Арфаксад - имя двух лиц:

а) (Быт.10:22 ,24, Быт.11:10 , 1Пар.1:17 ,24) третий сын Сима, сына Ноева, от которого произошел Авраам. Он родился спустя два года после потопа и был отцом Салы. Имя патриарха Арфаксада упоминается в родословии Господа Иисуса Христа у ев. Луки (Лук.3:35 , 36).

б) (Идф.1:1,13) царь Мидийский, царствовавший в Экбатанах и убитый Навуходоносором на горах Рагава во время войны с ним.

-----------------------------------

Арфакс’ад (Быт.10:22 ,24; Быт.11:10 -13; 1Пар.1:17 ,18; Лук.3:36 ) - один из сыновей (потомков) Сима, сына Ноя, предок Авраама и Иосифа в родословии Иисуса Христа, родоначальник некоторых племен, населявших Халдею.

Арха

Арха - ’Арха (Нав.16:2 ) - город в уделе Ефремовом между Вефилем и Атарофом. (см. Архитянин)

Архангел

Архангел (начальник Ангелов, высший Ангел) (1Фес.4:16, Иуд.1:9 ). Различных чинов или степеней Ангельских в свящ. Писании обозначается девять, именно: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы и Ангелы. Имена Архангелов, известные из свящ. Писания, суть следующие: Михаил, означающий: кто яко Бог (Дан.10:13, Иуд.1:9 ), Гавриил (сила Божия) (Дан.8:16, Лук.1:26 ), Рафаил (помощь, исцеление Божие) (Тов.3:16), Уриил (огонь и свет Божий) (3Езд.4:1) и Салафиил (молитва к Богу) (3Езд.5:16). К Архангелам причисляются еще: Иегудиил (хвала Божия) и Варахиил (благословение Божие), коих имена не встречаются в свящ. Писании. В (3Езд.4:36) упоминается еще Архангел Иеремиил (высота Божия).

-----------------------------------

Арх’ангел (Иуд.1:9 ; 1Фес.4:16 ) - главный, высший Ангел, исполняющий особые Божие повеления. Полагают, в Отк.8:2 имеются в виду Архангелы, ибо они стоят пред лицом Божиим. (см. Ангел, власть)

Архелай

Архелай (начальник народа) (Мат.2:22 ) - сын Ирода Великого. По смерти своего отца, в самый год рождения по плоти Господа Иисуса, Архелай вступил в управление Иудеею и царствовал в ней в то время, как Иосиф и Мария с Богомладенцем Иисусом предприняли было возвращение из Египта, куда удалились для спасения от ярости Ирода. Впрочем Архелай много походил на своего отца по жестокости и злобе своего характера; по сему-то св. Семейство устрашилось возвратиться в Вифлеем и поселилось на время в Галилейском городе, Назарете. На десятом году своего правления Архелай был низложен и заточен в Виенну в Галлии, где и умер. Причиною тому была его непомерная жестокость и гордость, которые довели Иудеев до жалобы на него пред императором: так однажды в праздник Пасхи он умертвил 3,000 Иудеев в храме и городе (Древ., кн.IX, §§2-3).

-----------------------------------

Архел’ай (начальник, главный) (Мат.2:22 ) - сын и преемник Ирода Великого, жестокий правитель Иудеи, Идумеи и Самарии. По жалобе иудеев был сослан римским императором в Виенну (Галлия, нынешняя Франция), где и умер. (см. Ирод,б)

Предыдущая страница Следующая страница