Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Полный православный богословский энциклопедический словарь (1913)
Статьи на букву "А" (часть 8, "АРТ"-"АЭН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 8, "АРТ"-"АЭН")

Артемий

Артемий (здоровый, греч.) – св. великомуч. Был командующим египетскими войсками. По приказанию Констанция перенес мощи св. ап. Андрея и Луки из Ахаии в Рим. Распространял христианство в Египте, за что, по вступлении на престол Юлиана Отступника, подвергся гонениям от него. Был схвачен, мучен и убит (363 г.). Пам. 20 окт. Мощи его в Царьграде.

Артемия

Артемия – царевна, дочь Диоклетиана, замученная вместе с Маркеллом, папой римским. Память – 7 июня.

Артемон

Артемон – епископ гор. Селевиц, отличался великой добротой и отзывчивостью к нуждам бедных, врачуя их духовно и телесно. Скончался глубоким старцем. Память его – 24 марта.

-----------------------------------

– св. великомученик. Не только житие его пока не исследовано, но и кончина его трактуется различно. Из одного источника видно, что он умер собственной смертью, из другого же, что, разорив языческий храм, погиб в 303 г. мученической смертью. Память его – 13 апреля.

Артемон (Артем)

Артемон (Артем) (Артем) – В III в. в Риме основал секту; учил, что Христос был совершеннейшим человеком, но не Богом, за что и был отлучен от церкви. Его последователи были довольно многочисленны.

Артемониане

Артемониане – еретики, происходящие от Артемона фригийца.

Артоболевский Ив. Ал.

Артоболевский Ив. Ал. – магистр богословия; из духовн. звания. Окончил пенз. семинар., моск. дух. акад. (в 1895 г.), был секретарем и инспектором академии. Степень магистра получил за исследование "Первое путеш. ап. Павла" (1899 г.). Сотрудничал в духовных журналах.

Артокрасия

Артокрасия (греч. слово) – чин благословения хлебов, раздробления хлебов. В древности совершался так: при чтении Апостола, после вечерни, келарь, раздробив благословенные хлебы, раздает братии и почерпает по одной чаше вина всем находящимся в обители. В вечер приятия хлеба и вина, ради причащения пречистых святых Христовых Тайн, никто не смеет вкушать пищу. Поэтому Уставом запрещается летом, когда ночь бывает коротка и вечерня начинается поздно, раздаяние и вкушание хлебов, хотя на бдении положено благословение их.

Артолатрия

Артолатрия – по-греч. знач. хлебопоклонение, т. е. честь, свойственная единому Богу и воздаваемая от невежд хлебу (облич. неправд. раскол. гл. 9, лист. 32 на об.).

Артос

Артос (хлеб квасной в противоположность иудейским опреснокам) – хлеб, который освящается в день св. Пасхи особою молитвою. Его сохраняют в храме всю светлую седмицу на аналое пред иконостасом, а в пасхальную субботу раздробляют и раздают верующим, как святыню, долженствующую напомнить о пребывании с нами Спасителя.

Артофорион

Артофорион – ковчег, иначе кивот, дарохранительница, куда полагаются Святые Дары – Св. Тело Христа Спасителя с Кровию, сохраняемые для больных, а в великом посту – агнец, пропитанный Кровию Господней и приготовленный для преждеосвященной литургии.

Арфаксад

Арфаксад – сын Сима; род. через 2 года после потопа, ум. 438 г. (Быт. 10, 22; 11, 10 - 13). А. – название местности, теперь – Агбак, Албан, на востоке от Гордиены. Переводят слово А. различно: граница или крепость халдеев и рассеяние.

Архаизмы

Архаизмы – так называются слова и понятия, вышедшие ныне из употребления; в Библии А. очень много в пророческих книгах, особенно Иезекииля. По А. можно определить порядок написания книг: так, название месяца "Авив" (мес. колосьев) встречается только в Пятокнижии.

Архангел

Архангел (начальник ангелов, гр.) – слово это по образованию новозаветное, нет его ни у писателей древности, ни в Ветхом Завете. Но понятие о старшинстве ангелов было и раньше; так, называли: "один из первых князей", "князь великий", так что слово образовалось для определения сложившегося понятия.

Архангельская епархия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Архангельские Епархиальные Ведомости

Архангельские Епархиальные Ведомости – выходят с 1885 г., сперва назывались "Известия", издавались при консистории, выходили 2 раза в месяц. В "Ведомости" переименованы в 1888 г. Журнал занимается разработкой истории церквей и учреждений арх. епархии; в приложениях дается много ценного материала; особенно много исторических данных находится в журнале в 1890 г. Кроме истории края, в журнале разрабатываются и общие вопросы по истории Церкви и богословским вопросам.

Архангельский

Архангельский – 1) Алекс. Иван., магистр богословия. Кончил симбирск. семин., каз. академию. Звание магистра за сочинение о магометанской (мусульманской) космогонии. Знаток мусульманства, преподает в оренб. дух. учил. противомусульманские предметы (с 1889 г.); 2) Алекс. Петр., магистр богословия. Окончил пенз. семин., каз. акад. По окончании курса священствовал и учительствовал; знаток эпохи Петра I; за диссертацию о духовном развили при П. I (1883) получил степень магистра; 3) Никол. Павл., магистр богословия; окончил пенз. семин., каз. академию. Преподавал языки и словесность; диссертация на степень магистра: "О православно-христианском нравоучении" (1894 г.).

Архангельский Юрьевский

Архангельский Юрьевский - мужской монастырь в гор. Юрьеве-Польском, Владимирской губернии. Монастырь 3 класса, необщежительный. Существовал уже в 1238 году. Храм один во имя св. арх. Михаила; в нем хранятся под спудом мощи местночтимого кн. Димитрия Святославовича. Монастырь получает казенного пособия 668 р. 58 коп.

Архелай

Архелай (начальник народа, греч.) – сын Ирода Великого; по смерти отца был назначен его преемником (1 г. по Р. Хр.) и правителем Иудеи, Самарии. На празднике Пасхи иудеи потребовали от А. низложения Иосафа первосвященника; вследствие отказа вспыхнул мятеж, который А. подавил (3.000 иудеев убито). Недовольный династией народ отправил посольство к имп. Августу; А. отправился лично с братом, чтобы оправдаться. Август оставил его в звании народоправителя (этнарха), но не дал царского титула. Август, до которого дошли слухи о жестокости А., потребовал его в Рим и лишил власти. А. умер в ссылке. Восстановил Иерихонский дворец. Женат был дважды и, подобно отцу, невоздержан в отношениях к женщинам.

Архелая

Архелая (начальница людей, греч.) – св. мучен. римск., сконч. в 293 г. при Диоклетиане в Салерне. Пам. 6 июня.

Археология

Археология – наука о древностях или памятниках древности. Одного строго научного определения А. ни в русской, ни в иностранной литературе не выработано, и на ее предмет, задачи и методы ученые смотрят весьма различно. Под древностями, напр., одни разумеют вообще остатки древнего быта, другие – только религиозно-художественные памятники, притом или одни вещественные, или вместе и письменные; иные же ограничивают предмет А. изучением лишь церковной обрядности. Столь же различно устанавливаются и пределы древности памятников, подлежащих изучению А. Одни ограничиваются древностями только первых трех веков христианства, другие предметом археологического исследования полагают весь период влияния на христианство греко-римской античной культуры (кончая VII или VIII вв.), иные границей древности памятников ставят век реформации, некоторые же расширяют пределы древности до наших дней. В цикл богословских наук входят две самостоятельных отрасли А.: 1) Археология библейская и 2) Археология церковная, или христианская.

Археология библейская

Археология библейская – наука о библейских древностях, или древностях народа библейского, т. е. древнееврейского, имеющая целью всестороннее исследование жизни последнего, по данным Библии и гражданской литературы и по сохранившимся памятникам его старины. Она изучает все проявления и особенности религиозной, семейной, общественно-государственной и вообще культурной жизни этого исключительного в древнем мире народа. А так как основой и регулятором всех означенных форм древнееврейской жизни являлась религия, то А. б. ставит своей задачей уяснить и определить и религиозное миросозерцание библейского народа и установить связь с этим миросозерцанием всех жизненных проявлений древних евреев. Некоторые ученые включают в задачи Б. А. изучение древностей и других народов, с которыми евреи входили в соприкосновение (египтян, ассиро-вавилонян, персов и др.). В русской литературе имеется ряд специальных исследований и журнальных статей по отдельным вопросам библейской археологии (Лопухина "Законодательство Моисея", Олесницкого "Святая Земля" и др.) и один только систематический курс – "Библейская археология" архим. Иеронима.

Археология церковная или христианская

Статья большая, находится на отдельной странице.

Архив

Архив – место хранения разного рода документов и актовых бумаг какого-нибудь учреждения, округа или даже государства.

Архивариус

Архивариус – лицо, которое заведует архивом и ведет опись книгам, документам и т. п.

Архивы духовного ведомства

Статья большая, находится на отдельной странице.

Архидиакон

Архидиакон – старший, первый диакон. В русской церкви этот почетный титул дается главному из монашествующих диаконов и притом только в лаврах и некоторых больших монастырях. При богослужении архидиаконы, как и протодиаконы, отличаются правом ношения особого длинного ораря. В англиканской церкви архидиаконы имеют административную власть и являются своего рода наместниками епископов в делах епархиального управления. До XIII в. архидиаконы пользовались большою административною властью и в римской церкви.

Архиепископ

Архиепископ – архиепископ (архибискуп, архипискуп), собственно – начальный, главный епископ. Хотя епископы все равны по власти, но для сохранения единства между церквами и для взаимной помощи в затруднительных обстоятельствах еще Апостольскими правилами некоторым из епископов усвояется право верховного надзора за другими. В 34 прав. постановлено: епископам всякого города подобает знать первого из них, и признавать его яко главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения. Епископу александрийскому первому усвоено было титло архиепископа, вероятно, по обширности его епархии, ибо он управлял церковными делами во всем Египте, Ливии и Пентаполисе. С учреждением патриархатов название архиепископа стало усвояться исключительно патриархам и тем митрополитам, которые остались автокефальными, т. е. не были в зависимости от того или другого патриарха, напр., Каирский. Впрочем, надо заметить, что, как мы видим из Деяний вселенских соборов, и патриархи, и архиепископы, и митрополиты всегда подписывались просто епископами того или другого города. В России первый из епископов, получивший звание архиепископа, был новгородский, в 1165 г. Теперь это звание – почетный титул и дается как награда епископам.

Архиерей

Архиерей – так называется епископ, начальник епархии. В Ветхом Завете этим именем назван первосвященник (Лев. IV, 3), в Новом Завете – Иисус Христос (Евр. IV, 4). Архиереи различаются на епархиальных и викарных. Еп. архиереям принадлежит: а) все епархиальное управление и духовный суд, как над духовными лицами, так и мирянами; те и другие вверены его пастырскому надзору, и о душах их он должен дать ответ перед Богом; б) попечение о местных духовн. уч. зав. и церк. школах, а также и наблюдение за религ. нрав. сост. учащихся других ведомств; в) заведование всеми вообще церковными учреждениями в его епархии. Викарные архиереи являются помощниками епархиальных архиереев.

Архиерейские дома

Архиерейские дома – первое время после учреждения епархий А. дома имели важное значение. Они являлись церковно-административными учреждениями, к ним были приписаны огромные вотчины. А. дом управлял епархией; в его распоряжении была богатая казна. Не только духовные лица были в зависимости от А. домов, но и светские по делам семейным. Обилие и разнообразие дел вызывало содержание многочисленного штата служащих. Особенным богатством и могуществом отличались А. дома патриарха Филарета и позже Никона. Петр Великий ограничил значение А. домов; с половины XVIII в. они являются лишь резиденцией архиереев. В настоящее время хозяином А. дома является архиерей; ему подчиняется эконом, заведующий хозяйством и представляющий отчеты в консисторию. А. дома могут владеть угодьями, рыбными ловлями – на общих основаниях. Владение является принадлежностью дома, но не лица. В собственность же А. дома могут приобретать как движимость, так и недвижимость. А. домам предоставлены известные льготы, напр., освобождение от квартирн. налога, некот. городск. повинностей.

Архиерейские школы

Архиерейские школы – так называются епархиальные школы, открытые согласно Духов. Регл. Петра Вел. Существовали и раньше духовные училища, но А. ш. были устроены по обширной программе: курс был 8-летний. При школах было общежитие со строгим порядком. Заботились не только о просвещении, но и об общем развитии учащихся, для чего полагали желательным поездки на судах, знакомство с техникой, драматическим искусством. Подчинены школы были архиереям и Св. Синоду. Содержать школы должны были А. дома, уделявшие 30 долю хлебного дохода, и монастыри, дававшие 20 долю. Но развиваться по начертанию регламента школы не могли из-за недостатка хороших руководителей и ввиду нерасположения духовенства к новым школам – детей отдавали неохотно. В 1722 г. программа шк. сокращена.

Архиллий

Архиллий – священномуч. (иерей). Память 6 апр.

Архимандрит

Архимандрит (греч. ΑΡΧΟΣ – начальник и ΜΑΝΔΡΑ – хлев, овчарня; переносн.: духовная овчарня, монастырь) – в греческой церкви титул этот первоначально (с V в.) усвоялся игуменам, надзиравшим за монастырями, а позднее настоятелям важнейших монастырей. В древнерусской церкви его имели очень немногие игумены-настоятели монастырей, причем одно и то же лицо носило два титула, напр., "печерский игумен архимандрит". Ныне сан архимандрита в русской церкви строго отделяется от сана игумена и дается не только настоятелям монастырей, а и другим монашествующим лицам, занимающим высшие административные должности (напр., ректор семинарии), или как высшая награда священнослужителям из черного духовенства. Возведение в сан архимандрита совершается епископом за литургией по особому чину.

Архипастырь

Архипастырь – то же, что архиерей, начальник иереев, называемых пастырями словесных овец, – эпитет, приуроченный сану епископа.

Архипп

Архипп – св. ап. из 70. Память 19 февр. и 22 ноября.

Архистратиг

Архистратиг – военачальник (Иис. Нав. 5, 14).

Архитектон

Архитектон – собст. начальник кузнецов, мастер, художник относ. изделий дер. или металлич. (Ис. 3, 3; Сир. 38, 27); архитектор, зодчий (2 Макк. 2, 30); архитектонствую – мастерски делаю, художничаю (Исх. 35, 32).

Архитриклин

Архитриклин – начальник триклиния. На пиршествах у древних греков и евреев скамьи или лежанки для гостей располагались вокруг стола с 3-х только сторон, а 4-я оставлялась свободной для прислуживания. Такое устройство называлось триклиний. Отсюда архитриклин в переносн. см. – начальник, распорядитель пира, на обязанности коего лежало приготовление столов и лежанок, наблюдение за порядком и ходом пиршества, проба блюд и вина и т. п. Такой распорядитель упоминается в ев. Иоанна (II, 8).

Архонтики

Архонтики – еретическая гностическая секта, появившаяся в окрестностях Иерусалима в IV в. и нашедшая много последователей среди богатых и знатных людей. В основе их догматической системы лежало учение о 7 небесах, из которых каждое имеет своего особого правителя – "архонта", откуда сектанты и получили свое наименование. Основателем секты считается Петр Кафар-Барихский. Последователи жили в Армении. Архонтики отвергали таинство св. крещения.

Аса

Аса – царь иудейский (955 - 914 гг. до Р. Хр.), сначала отличавшийся благочестием и заботившийся об искоренении идолопоклонства, а впоследствии оставивший Господа, за что был обличен пророком Ананиею. Он успешно вел войны с соседними народами и построил и укрепил несколько городов. Скончался от болезни ног (вероятно, от подагры).

Асенефа

Асенефа – служительница Нейты (Neith, богиня мудрости у египтян), дочь илиопольского жреца Потифера, данная в жены Иосифу, мать Манассии и Ефрема, усыновленных Иаковом (Пост. 41).

Асидеи

Асидеи – иудейское общество времен Маккавеев (1 Мак. 2, 42). Они ставили себе целью сохранение веры и в этих видах благотворительствовали, делая добро более, чем предписывал закон. Многие под асид. разумеют фарисеев. Однако кн. Маккавеев этим именем называют лишь ревнителей веры (1 Мак. 7, 13. 2 Мак. 1. 4. 6) в противоположность отступникам (1 Мак. 3. 6. 8. 6, 21. 7. 5). Флавий, упоминая о ревнителях веры и Закона, ограждавших Иудею от нечестия первосвященника Алкина и нападения Никанора, называет их Асидеями (1 Мак. 7. 13. 2 Мак. 14. 6) и не смешивает их с фарисеями, которых называют их собственным именем. Вероятно, истинно преданные вере израильтяне, защищая ее от угнетения со стороны язычества, для общего блага и дружного содействия соединились в особую партию благочестивых.

Асинкрит

Асинкрит – св. ап. из 70. Память 8 апр.

Асир

Асир – 8-й сын Иакова, родоначальник колена Асирова. Из этого колена происходила Анна пророчица, участвовавшая в евангельском событии Сретения Господня.

Асия

Асия (от корня ас – "страна солнца", "страна востока") – древнее название нескольких стран, находившихся в западной части нынешней Азии и составлявших с 129 г. д. Р. Хр. провинцию Римской империи. В богатейшей и цветущей во всех отношениях провинции Асии славились города: Эфес, Лаодикия, Пергам, Филадельфия, Сарды и Смирна, упоминаемые и в новозаветных книгах Св. Писания. Здесь много потрудился в деле проповеди христианства св. ап. Павел.

Аскалон

Аскалон – завоеванный евреями при вступлении в землю обетованную один из главных городов филистимлян, существовавший затем до крестовых походов, когда был разрушен сарацинами (в 1191 г.).

Аскет

Аскет (ΑΣΚΕΩ – упражняю, приучаюсь) – отшельник, подвижник.

Аскетизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аскоченский Викт. Ипат.

Аскоченский Викт. Ипат. (1813 - 79) – сын священника Воронежск. губ. Окончил Ворон. семинарию, Киевскую духовную акад., получил звание магистра и бакалавра патрологии; преподавал в акад. до 1849 г., затем служил советником губерн. правл., а в 1849 г. был судьей в Каменец-Подольске. Оставив должность в 1851 г., А. с 1858 издавал журн. "Домашняя Беседа". Человек твердых и определенных убеждений, А. всю жизнь боролся за проведение в жизнь своих взглядов и принципов. Будучи отлично знаком со Св. Писанием к историей, он в первые годы деятельности пишет исторические труды. Выступив на литературное поприще, А. напал на обличительную литературу того времени. Общее брожение умов после Крымской кампании, появление новых типов в литературе и жизни (главный выразитель – Тургенев в типе Базарова), – все это было не по душе А., и он выступил с отповедью. В 1857 г. появляется его "Асмодей нашего времени". Выводя в этом романе человека (Пустовцев), похожего на Базарова, А. раскрывает всю пустоту и бессодержательность его холодного ума. Роман тенденциозен, но и цель его учительная. За этим произведением появляется ряд работ А. в его журнале. После смерти остался обширный дневник, печатавшийся в 1872 г. в "Историческом Вестн.".

Асмодей

Асмодей (Ашмедай) – в еврейской литературе считается главою демонов (Талмуд). Упоминается в Библии (Товия 8, 3) и апокрифах. Рассказывается, что А. умертвил 7 мужей Сарры, дочери Рагуила, будучи влюблен в нее. Но Товия женился на Сарре и прогнал демона. В апокрифе рассказывается, что Соломон заковал в цепи Α., но, желая знать, что тот сделает, выпустил и отдал А. свой магический перстень. А. лишил Соломона царства и правил его именем, приняв его образ, пока Соломон не изгнал его снова. А. считается разрушителем браков.

Асмонеи

Асмонеи – прозвание сынов священника Маттафии, правнука Симонова.

Аспид

Аспид – круглый, большой щит; войско, вооруженное щитами; род ядовитого змея, аспид; в богослужебн. книгах под аспидом разумеется диавол.

Ассарий

Ассарий – еврейская монета, которая в четыре раза меньше драхмы. По счету самих евреев, ассарий составлял девяносто шестую часть сикля (сикль – 80 коп.), а двадцатую – динария (Матф. 10, 29). Веса в нем полторы драхмы.

Ассирия

Ассирия – древняя восточная монархия на месте нынешнего Курдистана, занимавшая верхнюю часть Месопотамии. К югу была расположена Вавилония, не отделенная никакими границами, так что оба царства то сливались, то снова разделялись. На севере А. находятся Нифатские горы, на востоке – мидийские Загр и Хотрос, на западе – Тигр. Характер местности холмистый, много рек. Первоначально А. была меньше, но усиливаться начала за 3 тысячи лет до Р. Хр. Была присоединена Ниневия, и сюда переносится столица из древнего Ассура. В течение ряда веков (XVI – XII вв. до Р. Хр.) цари А. завоевывают соседние земли, овладевают Вавилоном. С XII – Х вв. А. была в упадке. Ададнирари (911 - 890) начинает ряд могущественных владык. Во время царствования его династии ассирияне вели войны с израильтянами, о чем свидетельствует Библия. Так, известна битва Салманассара (860 - 825) при Каркаре (854). В 745 г. Тиглат Палассар IV, тиран, овладевший престолом, отнял у израильтян Галаад и Галилею и престол. В 721 г. Саргон (Ис. XX, 1) покорил Самарию. Синхериб (704 - 680) осадил Иерусалим. Преемник его Асархаддон (680 - 667) покорил Египет, Ассурбанапал овладел снова Вавилоном (647). Этот царь завершает блестящий период существования Α.; это был образованный человек и славился составлением при нем библиотеки. В 607 году Ассирия покорена мидянами и вавилонянами и забыта на долгое время. В Ассирии правление было деспотическое, по образцу всех восточных царств. Царь распоряжался из своего дворца подданными с помощью приближенных, среди которых важное место занимали евнухи. Покоренные народы облагались данью, в случае недовольства высылались с родины в какие-нибудь отдаленные области. Иудеи много терпели от ассирийцев. Первый потребовал с них дани Ассур-Назир-Абал (885 - 860); дань была тяжелая, но когда Оссия отказался от платежа, то Салманассар увел много иудеев в плен (4 Цар. 17, 4). В зависимости от А. иудеи находились до времени Ассурбанипала. Культура ассирийская не была самостоятельною, а заимствована у вавилонян, у евреев. Долгое время А. была в забвении, пока, в 1620 году учен. Pura не стал производить раскопки. Продолжали его дело: Бота и Лейярд (1845 - 49); благодаря им имеются обширные сведения об Α., дающие возможность лучше изучить историю древности вообще и разъясняющие многие места Библии.

Ассур

Ассур – 1) имя сына Сима (Быт. 10, 22). Он считается родоначальником ассириян (Ис. 31, 8). По ассирийскому верованию – одно из главных божеств. 2) нынешний город Калах-Шергат назывался Ассуром.

Астарта

Астарта (евр. Ашторет, ассир. Иштар) – имя древней богини семитов-язычников (особенно финикиян), которой соответствовало мужское божество Ваал (Ваал-Хамман, Ваал-Мелкарт). Символом ее были рога – олицетворение луны. Ее почитали как богиню войны, но чаще, как плодородия. Планетой А. является Венера, и в культе Афродиты-Венеры много общего с культом А. Празднества А. отличались особой разнузданностью и развратом и совершались обыкновенно в рощах и садах. Почитание Астарты распространено было между ханаанскими народам очень рано, еще до Моисея, и потому в законе Моисея содержатся самые строгие запрещения вступать в союзы с ханаанскими жителями и самые решительные повеления истреблять их идолов и жертвенники (Исх. 34, 12 - 16; Второз. 7, 2 - 6). Но несмотря на это евреи очень рано стали увлекаться примером хананеев и предавались служению Астарте и др. идолам (Суд. 2, 13; 3, 7; 10, 6; 1 Цар. 12, 10). Под видом Астарты воздавали поклонение луне, почему она и называлась иногда царицею небесною (4 Цар. 23, 4 - 7; Иерем. 7, 18; 44, 17 - 19), в противоположность Ваалу, в образе которого чтили солнце, как царя неба. Как богиня, олицетворяющая собою луну, Астарта изображалась в виде женщины с серповидною луною на голове, как бы с рогами. Так как служение Астарте совершалось в рощах и садах, поэтому и богиня эта называется часто богинею дубравы или рощи.

Астерий

Астерий – арианский философ, жил при имп. Констанции (337 - 361). Ученик Лукиана антиохийского, принадлежал к антиохийской экзегетической школе. Под влиянием Ария (был его другом) впал в ересь. Писал толкования псалмов, евангелия.

-----------------------------------

(ум. 401 г.) – епископ Амасийский, современник Иоанна Златоуста. О жизни его мало сведений; не многие данные можно почерпнуть и из его сочинений. Дошли его проповеди, или беседы. 22 сохранились вполне.

-----------------------------------

– св. муч., пострадавший с другими в 269 г. Пам. 6 июля.

-----------------------------------

– св. муч., постр. в 284 г. в Киликии. Пам. 20 мая.

-----------------------------------

– св. муч. Киликийский. Пам. 29 окт.

Астиаг

Астиаг (вавил. Истувегу, 584 - 549) – последний царь Мидии. В переводе Библии Феодотиона и Вульгате об А. упоминается в кн. Дан. 14, 1, по поводу смерти А. и занятия Киром Мидии. По рассказу Геродота А. был дедом Кира, по другим источникам – родства между ними не было и А. называется вассалом Кира, возмутившимся против него.

Астраханская епархия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Астраханские Епархиальные Ведомости

Астраханские Епархиальные Ведомости – первый номер вышел 7 сент. 1875 г. во время епископства Хрисанфа. Первоначально издание было еженедельное, первым редактором был ректор семинарии арх. Александр. С 1882 г. до 1886 г. Ведомости выходили только 2 раза в месяц по недостатку материала и, главным образом, средств. В Ведомостях содержатся статьи: 1) по истории епархии; 2) о местных иноверцах, сектантах и раскольниках; 3) хроника местной жизни; 4) богословского содержания (статей немного); 5) статьи общего, характера.

Астрология

Астрология (ΆΣΤΡΟΝ – светило, ΛΌΓΟΣ – наука) – в древнейшие времена человечество, уклонившееся от истинного богопознания в тьму язычества, поклонялось звездам и светилам, что известно под названием астролатрии, или сабеизма. Позднее люди стали изучать законы движения светил и приписывали им влияние на судьбы земли и людей; – так появилась астрология; из А. возникла современная наука о законах небесных тел – астрономия. Астрология была известна, и некоторые законы движения планет были изучены за 2 тыс. лет до Р. Хр. в Месопотамии. Широкое развитие астрология получила в Вавилоне среди жрецов-халдеев. Составление гороскопов было распространено в Ассирии; для составления гороскопа тело делилось на 36 частей и определялось влияние "деканов". Древние очень верили в предсказание астрологов; этими предсказаниями интересовались императоры, напр., с. Север, Каракалла, Ал. Север; но другие с. изгоняли астрологов (Диоклетиан). Отцы церкви боролись с влиянием астрологов; Ориген считал невозможным познание будущего без Божественного откровения. Снова начинается интерес и увлечение А. в XIV – XV вв. Гороскопы опять в почете и уважении. Противниками выступают Савонарола и Пико де Мирандола; но астрологи пользовались все-таки влиянием; так, при дворе Екатерины Медичи был постоянный А. Нострадамус (1503 - 1566). Даже Кеплер, один из основателей точной астрономии, составлял гороскопы. Последним астрологом, пользовавшимся влиянием, можно считать Жана Батиста Морена (1583 - 1656). А. различается на естественную – натуральную, т. е. касающуюся предсказаний погоды, и на астрологию, занимающуюся предсказанием судьбы. Из натуральной А. вышла впоследствии астрономия. Особенное влияние приписывалось планетам, которых считалось 7: Солнце – главная планета; она покровительствует царям, властителям; Луна – планета ростовщиков, актеров, кабатчиков; Меркурий – науки, искусства, астрологии; Марс – палачей, воинов, кузнецов, ювелиров; Юпитер – философов, поселян; Сатурн – старцев, священников, монахов. Кроме планет оказывали влияние знаки зодиака (12).

Астрономия

Астрономия – наука о законах движения небесных тел (небесная механика) и строении планет и звезд (небесная физика, астрофизика). Хотя в древности было произведено много довольно точных наблюдений над небесными явлениями, но наблюдения эти не были научными, ввиду того, что Земля почиталась неподвижной; только когда Землю приняли за планету, носящуюся в мировом пространстве, стало возможно более точное изучение астрономических законов.

Аструк

Жан (1684 - 1766) – врач. Основатель критического изучения библейского текста. Заметил различие названия Бога в разных местах Библии: Иагве и Элогим. Издал в 1753 году анонимно: "Предположения о первоначальных записках, которыми, по-видимому, воспользовался Моисей при составлении Пятокнижия". Эта теория вызвала большое движение в изучении Библии. Сочинение это – библиографическая редкость. Им написано также "О бессмертии, невещественности и свободе души" (1755).

Атеизм

Атеизм (гр. Α – отрицание и ΘΕΟΣ – бог) – отрицание Бога. В различные времена, у многих народов, имеющих те или иные представления о Божестве, было различное понятие А., т. е. непризнания, отрицания Божества. Теперь атеистами называются люди, теоретически отрицающие существование Бога. Уже в древности были отрицатели Божества (Юань, кит. фил., Санкия – индус, Левкипп и Демокрит, Эпикур); многих обвиняли в А., напр.: Сократа, Аристотеля; в средние века: Дж. Бруно, Спинозу; в новейшее вр.: Фихте, Гегеля, Канта; но они не являются атеистами, так как не отрицают Бога, но только по-своему представляют Божество. А. не умирал все время, и являлись его проповедники во все время существования мира. Все материалистические теории в то же время и атеистичны, так как рассматривают мир и его устройство независимо от Главной Первопричины. Из философов-атеистов XVIII в. следует назвать: Ляметри, Гольбаха (1723 - 80); XIX в. – Фейербаха (1804 - 1872), давшего критику христианства, и его учеников, – Фохта, Бюхнера, Молешота; в позднейшее время – Геккеля. Но возможен материализм и без атеизма, т. е. изучение всех явлений природы в самых первичных ее формах, при этом ученый должен помнить, что самая способность его к изучению есть не что иное, как проявление Божественной Воли. Ценные открытия науки не могут исчерпать даже всех земных проявлений материи – как же можно посягать на разрушение не Познаваемого, но Сущего и Видимого в Его проявлениях. Установив теоретически существование высшего начала, практически А. приводит к эгоизму, стремящемуся только к удовлетворению личных потребностей, отсюда вытекает нетерпимость и полное разрушение общественности.

Атталиат Михаил

Атталиат Михаил – византийский писатель XI в. Место рождения его неизвестно, но можно предположить, что его прозвище произошло от памфилийского гор. Атталии. В сороковых годах XI в. М. занимал должность судьи в Константинополе и лично был известен имп. Константину X Дуке (1059 - 67); был придворным судьей и войсковым и при его преемнике Романе IV Диогене (1067 - 71). После захвата престола Никифором Вотаниатом Μ. остался верен престолу и за заслуги получил звание магистра, а в последние годы был возведен в степень проедра. Написал "Историю" смутного периода 1034 - 79 г. и посвятил ее Никифору Вотаниату, начавшему династию Комнинов. Будучи образованным человеком, М. описывает интересно эту бурную эпоху. А. написал также устав для монастыря Всемилостивого Спаса в македонск. гор. Редесто; монастырь был основан самим А. Имеет ценность при изучении законоположений XI в. Издан Миклошичем: "Acta et diplomata graeca medii aevi" (т. V). В 1072 г. А. составил руководство для ознакомления с действующими законами.

Аттин

Аттин – патриарх константинопольский с 406 - 426 гг. Родился в Севастии, в Армении. Рано переехал в Иерусалим, был пресвитером; А. был в числе заговорщиков против св. Иоанна Златоуста и свидетельствовал против Иоанна на Придубском соборе (404 г.). Иоанн был изгнан. Аттин же вскоре занял место патриарха. Некоторые историки считают его образованным, умным и отзывчивым человеком.

Аугсбург

Аугсбург – город Баварии, Швабского округа. Основан Августом в 15 г. до Р. Хр., назывался Augusta Vindelicorum. В 506 г. присоединен к Остготскому царству. В 536 г. завоеван франками; 1084 - 1085 г. разрушен герц. Вельфоном. С 1276 г. получает права вольного имперского города, расширяется, особенно после 1386 г. В 1530 г. в А. вручается Карлу "Аугсбургское исповедание" – изложение учения первоучителей протестантизма. В 1805 г. лишен прав имперского гор. и в следующем году присоединен к Баварии.

Аугсбургский интерим

Аугсбургский интерим – Карл V задумал соединиться с протестантами, и на сейме 1547 г. в А. был составлен "интерим". Но текст интерима вызвал резкие протесты как папы, так и германских государей, и не был принят, за исключением Иоахима Бранд. и Людовика Палатинского.

Аугсбургское исповедание

Аугсбургское исповедание – в 1530 г. имп. Карл созвал сейм в А. для решения религиозных вопросов и улажения разногласий между католиками и протестантами. Правительство поручило богословам опровергнуть протестантские тезисы. Перед сеймом протестанты на собрании в Торгау поручили Меланхтону составить изложение своих взглядов. Меланхтон составил изложение, известное под названием "Α. исповедание", и представил его на рассмотрение сейма, причем возможно мягче указывал на недостатки католичества. По приказу императора, Экк и Фабер составили ответ, прочитанный 3 сент. (спустя 2 месяца после доклада Меланхтона). Для составления нового ответа протестантов им был нужен текст католической декларации, но текст им не был дан, и Меланхтон, по записи одного из друзей, составил "Апологию А. и.". Эта апология является как бы катехизисом протестантского учения. Меланхтон представил "Апологию" 22 сент., но когда король отказался принять, то на следующий день протестанты уехали с сейма.

Аутодафе

Аутодафе (Порт. Auto da Fe; лат. actus fidei) – так называлось объявление и исполнение приговора инквизиции в Испании и Португалии с XV – XVIII вв. за отступление от веры и еретичество. За несколько дней до приговора вывешивалось объявление, а самый акт происходил обычно в воскресный или праздничный день. Народа стекалось очень много. Процессию открывали доминиканские монахи с хоругвью инквизиции. За ними шли кающиеся грешники. Дальше двигались осужденные с обритыми головами, босые, в длинных одеждах с изображением дьяволов; для каждого рода преступления была особого рода повязка, накладывавшаяся на обвиняемого. Обвиняемые были окружены вооруженными всадниками. Дальше несли гробы с останками прежде казненных. Осужденным читался приговор, после которого принявших католичество удавливали и сжигали, не принявших же сжигали живыми. Были различие в исполнении приговоров в разных городах. В Испании с 1481 - 1808 гг. было сожжено 34.658человек. С половины XVIII в. приговоры инквизиции исполнялись тайно.

Афанасиевская Тихвинская

Афанасиевская Тихвинская - икона Божией Матери находится в Афанасиевском монастыре, недалеко от города Мологи, Ярославской губ. До 1377 г., когда она была передана в Афанасиевский монастырь, икона принадлежала роду князей смоленских.

Афанасий

Афанасий – еп., священном., и Анфуса прав. В царствование Валериана (253 - 259) Анфуса, язычница, отправилась к Афанасию в Тар, где он епископствовал, чтобы слышать его проповедь. Афанасий встретил ее; Анфуса не вернулась на родину, а приняла монашество. После ее кончины А. был замучен. Пам. 22 авг.

-----------------------------------

– св. муч. Киликийский при Диоклетиане. Пам. 4 янв.

-----------------------------------

– св. муч. Мелитинский. Пам. 7 ноября.

Афанасий (Василий Пархомович)

Афанасий (Василий Пархомович) (Василий Пархомович) – сын свящ. Полтавской епархии, в 1853 г. окончил Киевск. акад., служил по духовно-учебному ведомству, в 1885 г., по пострижении в монашество, назначен епископом новгород-северским, с 1894 г. по 1908 г. – архиепископ донской. Скончался в 1911 г., пребывая на покое в Бессарабии (в Гербовецком монастыре).

Афанасий Великий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Афанасий Волхв

Афанасий Волхв – св. муч. вместе с Георг. Побед. Пам. 23 апр.

Афанасий чтец

Афанасий чтец – св. муч. при Максимиане. Пам. 20 июня.

Афанасьевский

Афанасьевский - монастырь в гор. Ярославле, мужской. Основан в XVI веке; в 1658 г. сгорел дотла, но был возобновлен; в 1764 г. оставлен за штатом, а в 1858 г. снова восстановлен. В обители два храма. Вне ее находится приписанная церковь во имя древней чудотворной иконы Знамения Божией Матери. Монастырь третьего класса, управляется викарным епископом угличским.

Афек

Афек – название нескольких библейских городов: 1) город колена Асирова (Нав. 19, 30), не принадлежавший никогда израильтянам; другое название его – Афик (Нав. 13, 4); теперь – Афек, расположенный на Ливане; в этом городе был знаменитый храм Афродиты, разрушенный Констант. Вел.; 2) город на с.-з. от Иерусалима; в нем останавливались филистимляне перед битвой (1 Цар. 4, 12); может быть, царский город хананеев (Нав. 12, 18); 3) город к вост. от Галилейского моря, вероятно, Фик или Вади-Фик (Нав. XII, 18); 4) город в колене Иссахаровом на склоне Мал. Ермона близ Изрееля (I Пар. 29, 1); около этого города останавливались филистимляне перед битвой, в которой погиб Саул; около него пленен Ахавом Венад II (III Цар. 20, 26).

Афинодор

Афинодор – св. муч., пострадавший при Диоклетиане (ок. 304 г.). Память 7 декабря.

Афины

Афины – столица др.-греч. провинции Аттики, называвшейся во времена апост. Ахаией; главный город Греции, средоточие наук и искусств. Ап. Павел посетил А. во время 2 путеш. (Деян. 17, 14 - 34), проповедовал в синагоге иудеям и на площади учил народ и беседовал с философами, а в ареопаге произнес свою замечательную речь по поводу жертвенника "Неведомому Богу". В настоящее время в А. главная церковная митрополия греческого королевства.

Афон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Афонско-Иверская

Афонско-Иверская - икона Божией Матери. Царствование греческого императора Феофила (IX в.) было временем сильнейших гонений на святые иконы. Иконы всюду разыскивали, брали их из храмов и сжигали. Около города Никеи жила благочестивая вдова. У нее хранился образ Богоматери. Царские сыщики услыхали об этой святыне и потребовали ее у вдовы. Последняя, спасая икону, отнесла ее на морской берег. Икона упала не на воду, а встала прямо и понеслась по волнам к западу. В течение 2 веков неизвестно было, где икона. Однажды иноки Афонской Иверской обители увидели в море огненный столп, который стоял над иконой Богоматери. Иноки этого монастыря, во главе со старцем Гавриилом, вышли на берег с кадилами и пели молебны. Гавриил же вышел в море, прошел по волнам, как по суше, и принял св. икону. Икона была помещена в алтаре монастырской церкви. Но на другой день монахи нашли ее висевшей над вратами обители, здесь-то они и построили во славу Пресвятой Богородицы храм и поставили в нем икону, где она пребывает и доныне.

Афраат

Афраат – персидский мудрец, замучен в 345 г. Носил имя Иакова, был епископом монастыря Мар-Маттея в окрестностях Мосула. Беседы его на сирийском языке переведены на армянский с именем Иакова низибийского – так же издал их в 1756 г. Ник. Антонелли. В 1869 г. беседы А. изданы в Лондоне пр. Райтом; написаны между 336 - 344 гг. Евангельские цитаты заимствованы из очень раннего текста "Диатессарона" (четвероевангелия), что и делает беседы А. весьма ценными.

Африка

Африка – громадный материк, отданный во власть потомкам Хама. Только северная прибрежная часть и восточная, примыкающая к Палестине, были более просвещенны; в остальной же стране жили одичавшие народы, и до сих пор еще находящиеся в состояний низшей степени культуры. Благодаря близости к Месопотамии Египет достиг высокого культурного развития и был житницею древнего мира, куда обращались за хлебом израильские патриархи и где им пришлось пережить тяжелое угнетение. В эту культурную область христианство проникло довольно рано. Проповедниками христианства в А. были ап. Варфоломей в Абиссинии, ап. Фома на Сокотре, св. Марк в Александрии. В I в. по Р. Хр. А. делилась на провинции: проконсульскую, Нумидию и две Мавритании. Распространение христианства в Африке запечатлено великим множеством мучеников; об этом свидетельствуют Тертуллиан и св. Киприан. Впоследствии же в А. возникают ереси и держатся упорно и распространяются свободно и быстро. Направление церковного учения африканских христиан было реалистично и отличалось практическим характером. Из лона африканской Церкви вышли столпы католицизма – Тертуллиан и бл. Августин. В настоящее время христиан в Африке, сравнительно с общим количеством населения, небольшое количество – около 5 миллионов.

Африкан Юл.

Африкан Юл. – древнехристианский ученый и писатель, жил в Палестине в III в., родом из Африки. Полностью его сочинения не дошли, а лишь в отрывках у Евсевия, Синкелла и др. Им составлен обзор событий от сотворения мира до 221 г. по Р. Χ. Затем он составил энциклопедический трактат, из которого почерпали сведения многие позднейшие ученые. Сохранились два письма к Оригену (по поводу истории Сусанны) и к Аристиду (о генеалогии И. Христа).

Аффартодокеты

Аффартодокеты – сторонники монофизитов в VI в. В Александрии между Юлианом (ум 518), епископом Галикарнасским, и патриархом Севером возник спор о сущности телесности И. Христа в дни его земной жизни – было ли тело Его подвержено болезненности и тленности или нет (ΑΡΘΑΡΤΟΝ или ΦΘΑΡΤΟΝ). Согласно учению Юлиана, тело Спасителя было нетленно, как бы лишь видимое, вот почему по воскресении Он принял прежний вид. Страдания же, переносимые Христом, Он терпел добровольно, понимая, но не испытывая их, как все люди. Но Юлиан и его последователи сами запутались в массе логических тонкостей, и секта не имела широкого распространения, хотя и пользовалась поддержкой имп. Иустиниана, издавшего указ в пользу А. (в 163 г.).

Ахав

Ахав – нечестивейший израильский царь (877 - 854), сын Амврия. Покорил многие народы, был в союзе с Тирским царем. Подпал влиянию Иезавели, своей жены сидонянки, и ввел культ Ваала – Астарты, израильские пророки (Илья и Амос) были гонимы. Вместо них было поставлено 400 жрецов-язычников. Но многие иудеи остались верны Богу истинному. В это время Израиль был сильным народом, ц. А. царствовал 22 г. со значительным успехом, он украшал страну дворцами, вел войны. Но моральное влияние его на народ было гибельно.

Ахаз

Ахаз – 1) 11-й царь Иудейский (731 - 725 гг. до Р. Хр.), благодаря слабости и негодности сначала потерявший много областей, приобретенных предшественниками, а затем отдавший все царство в зависимость Ассирии. Под влиянием последней среди евреев усилились суеверия, нечестия и идолопоклонство, которые обличал пр. Исаия. Сам А принес собственного сына в жертву Молоху и воздвиг идолов в честь Ваала. 2) Ахаз, праведн. Память 1 апреля.

Ахаиа

Ахаиа – 1) северная часть нынешней Мореи, 2) в эпоху Римской империи – вся Морея и часть страны к северу, до самой Фессалии. Столицей Ахаии был Коринф, где жил назначаемый Римом проконсул (Деян. 18, 12; Рим. 16, 5, 1; Кор. 11, 10).

Ахаик

Ахаик – св. ап из 70. Память 4-го января.

Ахиллий

Ахиллий – св. епископ, участник 1-го всел. собора († 348 г.) Память 15 мая.

Ахимелех

Ахимелех – первосвященник при Давиде.

Ахия

Ахия – ветхозаветное имя. В Библии упоминаются: 1) Ахия первосвященник при Сауле, 2) Ахия пророк при Соломоне – память его 12 ноября, и 3) Ахия левит, поставленный Давидом над сокровищами храма.

Ахренская

Ахренская - икона Божией Матери – находится во Владимирской епархии, в церкви мужского Косминского монастыря, построенного на реке Яхроме. О явлении этого образа сказание так повествует: однажды отдыхали около источника два путника – больной старик и отрок Косма. Во время сна Кобыл пробужден видением необыкновенного света, исходившего с образа Успения Богородицы, находящегося на дереве. Ковзял образ, пришел с ним в Киево-Печерскую Лавру и отдал икону братии, а сам принял пострижение в этой обители. Потом Кооставил Киев и построил монастырь в честь Успения Божией Матери на том месте, где последовало ему явление образа. Образ Божией Матери Копоместил в этом монастырь. Впоследствии около этого храма возникла мужская Космина обитель, существующая и доныне.

Аэндорская волшебница

Аэндорская волшебница – в слав. Библии и по переводу LXX-ти волшебное искусство Аэндорской жены называется чревоволшебством, а лица, занимающиеся этим, называются чревобасниками. Но под чревоволшебством или чревовещанием нельзя разуметь простого искусства говорить из чрева не своим голосом без всякого движения губ; потому что этот род волшебства состоял в вызывании мертвых и евр. слово ов, мн. овот, по объяснению толковников, означает "душу умерших" и "вызывателя мертвых". Так, напр., еврейские выражения с указанным словом в русском переводе Пятокнижия переводятся так: "не обращайтесь к вызывающим мертвых" (Лев. 19, 31); "вызывает мертвых" (20, 27); "вызывающий духов" (Второз. 18, 11). Быть может, вызывание духов и душ умерших, принадлежащее к мрачному искусству черной магии, соединялось с простым искусством чревовещания, при чем волшебник представлял собою медиума, говорящего от лица духа (Цар. 28, 7).

Предыдущая страница Следующая страница