Приглашаем посетить сайт

Барокко (17v-euro-lit.niv.ru)

Полный православный богословский энциклопедический словарь (1913)
Археология церковная или христианская

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Археология церковная или христианская

Археология церковная или христианская (греч. ΑΡΧΙΟΓΟΛΙΑ – наука о старине) – слова А. было известно народам древнего мира и употреблялось в смысле науки о древнейшей истории народа. Интерес к жизни предков всегда был, но разыскания производились бессистемно, случайно; начало А. как науке положено германским ученым Зибенкесом, издавшим руководство по А. в 1794 г. Его дело продолжал ученик Гейне. Особенный расцвет археологических изысканий был в эпоху возрождения. Заинтересовавшись жизнью древних римлян и особенно греков, ученые стали жадно отыскивать все, что уцелело от этих народов. В это же время возникает и христианская, церковная археология. Средние века характеризуются, как полный застой, полное омертвление всех форм как общественности, так и искусства. При общем пробуждении в XVI в. пробудилась и Церковь и ревностно начала отыскивать и собирать оставшееся от первых веков христианства. Беспорядочность, бессистемность А. изысканий, часто варварское обращение с предметами старины, расхищение найденного – вызывали заботу просвещенных лиц о приведении в порядок этого нового и важного дела. Так, папа Лев X издал в 1515 г. декрет, повелевающий представлять найденное при раскопках правительству. Благодаря находкам расширялся взгляд на христианство, появляются исследования и описания древних обычаев. Появляется ряд интереснейших книг. Являются описания и снимки рисунков катакомб, переводятся надписи и другие письменные памятники. В XVII веке Чампини исследует древнейшие церкви. С XVI до XVII вв. накопилось много материала, и в XVIII в. этот материал обрабатывается. В XIX в. появилось много ценных трудов по христианской А. Иезуит Марки издал "Монументы первобытн. искусства" (1844 г.). Работы итальянцев собрали, обработали и систематизировали ценный материал, рисующий историю христианства. В России занятие А. началось с Петра Великого. Была построена кунсткамера, издана инструкция производства раскопок и представления найденного правительству. Но, как и многие начинания Петра В., А. разыскания успеха не имели, и некоторый интерес в древности пробуждается только в XIX ст., усиливается и захватывает самые широкие слои интеллигенции к XX веку. В 1815 г. основано общество русск. ист. древностей. Иродион Ветринский издает "Памятники др. хр. ц." (1829). Выходит труды ученых: Прохорова, Мартынова, Снегирева, Макария, Толстого, Рихтера, митр. Евгения, Фундуклея, Закревского, Сементовского, прот. Лебединцева, Лашкарева, Уварова, Даля, Забелина, Буслаева, Кондакова, Покровского и мн. др. Ими разрабатываются многие вопросы, общие и частные; кроме того издаются снимки с икон и текстов. С 1869 изучение А. вводится в число предметов духовных академий – старейшая кафедра при Киевской дух. ак. В 1889 г. в Киеве грандиозные раскопки. Церковная и светская власть в ряде распоряжений заботятся о сохранении старины. Во многих епархиях возникли арх. общества, комитеты, которые проявляют деятельность изданием отчетов, трудов. Существует 23 церковных А. общества в губерниях: 1) Киевской с 1873 г., 2) Нижегородской (1887 г.). 3) Воронежской (1840 г.), 4) Волынской (1843 г.), 5) Новгородской (1849 г.), 6) Ставропольской (1894 г.), 7) Бессарабской (1904 г.), 8) Вологодской (1846 г.), 9) Смоленской (1846 г.), 10) Калужской (1900 г.), 11) Пензенской (1901 г.), 12) Тверской (1902 г.), 13) Подольской (1903 г.), 14) Гродненской (1904 г.), 15) Обл. в. Донского (1904 г.), 16) Архангельской (1905 г.), 17) Орловской (1905 г.), 18) Полтавской (1906 г.), 19) Черниговской (1908 г.), 20) Казанской (1907 г.), 21) Минской (1907 г.), 22) Курской (1908 г.), 23) Псковской (1909 г.), 24) Екатеринбургской (1911 г.), 25) Тамбовской (1912 г.). В 1911 г. Св. Синодом сделано распоряжение о возможно большем открытии по епархиям церковно-археологических учреждений.

В начало словаря