Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Полный православный богословский энциклопедический словарь (1913)
Статьи на букву "А" (часть 7, "АПО"-"АРТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 7, "АПО"-"АРТ")

Апокрисиарий

Апокрисиарий – Α. назывались посредники между патриархами восточн. церкви и императорами. Константин Великий и все последующие императоры считались покровителями Церкви, и патриархам необходимо было поддерживать постоянные сношения с двором. А. сопровождал патриарха и епископов, когда они посещали двор. До разделения церквей при дворе папы также находился А. для сношения с греческим императором.

Апокрифы

Апокрифы – А. называются книги, трактующие о предметах, содержащихся в св. Писании, но не признанные церковью за боговдохновенные и даже впоследствии запрещенные. Буквальный перевод: отреченные книги (греч.). Возникновение апокр. книг относится к первым векам христианства; первоначально они писались благочестивыми людьми, желавшими разъяснить и дополнить священное писание (так, напр., в А. "Хождение Богородицы по мукам" описывается нисхождение Божией Матери в в ад и затем предстательство "я пред престолом Сына); А. не запрещались, читались верующими, как теперь читаются жития святых, на них смотрели, как на интересное чтение. Но вскоре на А. книги, пользовавшиеся уважением, стали ссылаться наравне со Священным Писанием, еретики основывали на них свои лжеучения, тогда А. стали запрещаться и уничтожаться; на соборах составлялись списки отреченных книг (первый список сост. V в.). В настоящее время А. имеют историческое значение, так как в них отражаются взгляды христиан первых веков. Из А. одни описывают ветхозаветные события (напр., Псалмы Соломона, Заветы 12 патриархов, книга Еноха, Апокалипсисы Ездры и Варуха и др.), другие трактуют о Новом Завете (Евангелия, Откровения). Α. евангелий дошло до нас числом до 50. Авторы собирали те изустные предания, которые могли забыться, или описывали те события, о которых в евангелии были только намеки; иногда излагали в разговорной форме евангельские рассказы. Имен своих авторы не подписывали, а часто, для придания большего значения своим произведениям, выставляли имя апостола или учен. ап-го. Содержание А. еванг. разнообразно. "Первоевангелие Иакова" (брата Господня) описывает время от рождения Спасителя до избиения младенцев. В "Евангелии (Псевдо) Матфея, или книге о происхождении блаженной Марии и детстве Спасителя" говорится о юности Иисуса. " Евангелие о рождестве Марии", "История Иосифа Плотника", "Ев. Фомы" (чтилось гностиками во II в.), "Арабское ев. детства" (о пребывании Спасителя в Египте), "Ев. Никодима", "Ев. Апеллеса", "Ев. 12 апостолов" и др. А. Деяния Апостолов: "Деяния Петра и Павла"; "Деяния Варнавы"; "Деяния Филиппа в Элладе"; "Деяние Фомы" (древнего происхождения) и мн. др. Главные А. Послания: "Послание Авгаря ко Христу" и "Христа к Авгарю"; "Переписка Ап. Павла с Сенекой" (6 писем); многие были убеждены в подлинности писем, и только позднейшие исследования раскрыли их подложность. А. апокалипсисов было также много, но целиком дошли только немногие. "Апокалипсис Иоанна" – существенно отличается от канонического. В 1595 г. открыли другой "Апокалипсис Иоанна". Кроме того были "Апокалипсис Петра", "Павла", "Откровение Варфоломея" и др. Порфирьев. Апокр. сочинения в др.-русск. письменности. Собрание апокрифов. Acta Apostolorum Apocrypha (Tilo. Codex Apocruphys); Неандер – "Собрание апокрифов" – самое раннее (1564 г.). Переводов апокрифов на русский язык не имеется.

Аполлинарий

Аполлинарий – священномуч., сопутствовал апостолу Павлу, был его учеником, вместе с ним благовествовал, был первым епископом гор. Равенны. Мученическую кончину принял около 75 г. при Веспасиане. Память его 23 июля.

Аполлинарий Клавдий

Аполлинарий Клавдий – известный апологет христианства и противник монтанизма. Современник Марка Аврелия (161 - 180). Оставил много литературных трудов ("5 книг против язычников", "Об истине" и др.), к сожалению, не сохранившихся. Существуют лишь небольшие отрывки его сочинений о Пасхе.

Аполлинарий Лаодикийский

Аполлинарий Лаодикийский – учение Аполлинария направлено было против никейского символа. По учению никейского символа, во Христе сочетались две сущности – совершенное Божество и совершенное человечество. Апол. Мл. усмотрел в этом учении логическое противоречие. Если, говорил он, каждая из них полна и совершенна во всех своих проявлениях и свойствах, то как они могут слиться в одну личность. Там, где есть человеческое, потенциально заложено греховное, а если мыслить греховное во Христе, то искупление станет неприемлемым. Учение о Богочеловеке – это, по А., повторная мифологическая идея о кентаврах, минотаврах и т. д. Если считать сочетание это механическим и только механическим, то во Христе страдал и был распят человек, а смерть человека не попирает смерти. По учению Ап. Мл., человеческое во Христе было телом и животной душой, в которых обитал божественный Логос. В 362 году Александрийским собором это учение было осуждено, затем в 375 г., когда Ап. отделился от Церкви и начал составлять секту, последовало второе осуждение на Римском соборе, а в 381 г. в окончательной форме на 2-м вселенском соборе. На борьбу с лжеучением Аполлинария выступали лучшие представители православной церкви, как, напр., Афанасий Вел. Против же приверженцев Аполлинария изданы императорские декреты (388 - 428 гг.).

Аполлинарий Младший

Аполлинарий Младший – был сыном Аполлинар. Старшего. Он начал свою деятельность учителем риторики, но впоследствии, вникнув в христианское богословие, написал комментарии к Библии, защищал никейский символ, опровергал арианство. Благодаря своей деятельности он сошелся с представителями православной Церкви, среди которых находился св. Афанасий, и был рукоположен в сан епископа Лаодикийского. С этого времени он разрабатывает собственное учение и образует секту аполлинариан. Умер он в 390 г.

Аполлинария

Аполлинария – преп., внучка императора Маркиона. Несмотря на знатность и богатство, проявляла смолоду наклонности к скромной и подвижнической жизни. Оставив родителей и пышный дом свой, уехала в Александрию, там переоделась в платье евнуха и вступила и мужской скит преп. Макария под видом скопца. Пол ее был узнан лишь после ее кончины (470 г.). Память ее 5 января.

Аполлон

Аполлон – св. муч. пострадал в Египте при Максимилиане. Память 5 июня.

Аполлоний Тианский

Аполлоний Тианский – родился в Тиане в Каппадокии, возможно, что в том же году, в котором родился Христос, изучал медицину, философию, был приверженцем новой пифагорийской системы. Много путешествовал с целью приобретения познаний, запасшись коими, возвратясь из Индии, много послужил на пользу религии в Малой Азии, Греции, Италии и Испании. Многие императоры знали его лично и уважали его деятельность и образованность, но Домициан подвергнул его тюремному заключению в 94 г. по Р. Х., которое он отбывал недолго. Прожил Апол. около 100 лет и исчез неизвестно куда из храма Олимпия, где он вел жизнь аскета и где был окружен многочисленными последователями.

Аполлос

Аполлос – родом иудей, но, познав христианство, проникся к нему такой глубокой верой и любовью, что всю жизнь посвятил проповедничеству. Был учеником Иоанна Крестителя. Аполлос не любил славы и похвал, старался даже как можно реже посещать церковь, так как в то время в ней происходили несогласия, но в то же время он считался главою одной из партий. Ему приписывают "Послание к Евреям". Память 8 декабря и 30 марта.

-----------------------------------

– св. муч., пострадал в 303 г., память его 21 апреля.

Апологетика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Апологеты

Апологеты – А. называются ученые лица, выступавшие в защиту учения Христа и Церкви против нападок и лжеучений язычников и еретиков; особенно известны под этим именем писатели и проповедники II и III вв. по Р. Хр. Труды апологетов имеют вид прошений (Аристид, Кодрат) или полемических произведений (Тертуллиан, Арнобий); среди последних есть очень остроумные, осмеивающие язычников (Ермий).

Апология

Апология (греческ. слово) – защитительная или оправдательная речь, главным образом в пользу христианства. Таковы апологии, составленные в первые века христианства св. мучениками и церковными писателями, напр. св. Иустином, Татианом, Тертуллианом, сенатором Аполлонием, Арнобием и др.

Апостата

Апостата – греч. слово, значит отступник, имя, усвояемое имп. Юлиану Отступнику.

Апостол

Апостол – в переводе означает "посланник", потому что апостолы посланы были Иисусом Христом благовествовать миру о Христе и Его учении.

Апостол

Главным образом апостолами называются те 12 человек, которых избрал Христос; но и те из первых последователей И. Х., которые труды по обращению в христианство делили с апост., называются апостолами. Ученики Христовы (количество 12 по количеству колен Израильских) были людьми неучеными, но сердца их были объяты такой любовью к Христу и так глубоко восприняли они Его учение, что Христос приблизил их к себе и сделал своими помощниками. Апостолы все время земной жизни Христа находились с ним и знали его жизнь и учение до мельчайших подробностей для того, чтобы передать свои знания всему миру. И на место Иуды-предателя, по настоянию ап. Петра, был избран Матфей, один из достойных последователей Христа, который знал все течение Его жизни от крещения до вознесения. Апостолы Петр, Филипп и Иаков были главами остальных, которые, разделившись на 3 группы, подчинялись своей главе. Все они облечены были большой властью: именем Христа они творили чудеса, давали отпущение грехов, проповедовали Царствие Божие. По Воскресении из мертвых, пред Вознесением на небо, Христос послал их возвещать миру Евангелие Царствия. Насколько в обществе самого Христа апостолы были нерешительны и боязливы, настолько они стали смелы и сильны после смерти Христа. Появление же воскресшего Спасителя и сошествие на них Святого Духа окончательно сделали из них ревностнейших проповедников. Ими основана церковь в Иерусалиме. Апостол Петр первый допустил язычников к святому крещению, а апостол Павел начал проповедовать учение Христа всему миру. Хотя о деятельности остальных учеников Христовых не имеется определенных известий, но, несомненно, что и они ревностно несли возложенное на них самим Иисусом Христом поручение, иначе христианство не смогло бы так быстро распространиться и Евангелие не сделалось бы так скоро известным миру.

-----------------------------------

– древняя богослужебная книга, содержащая в себе Деяния Апостолов и их Послания. Рукописные "Апостолы" (Охридский, Слепченский, Македонский, 2 Хлудовских) сохранены по сие время и представляют из себя драгоценные памятники. В основанной при Иоанне Грозном типографии в России (1553 г.) первой напечатанной книгой был "Апостол".

Апостолики

Апостолики – еретики конца II и начала III века. Назывались они также апотактики, т. е. бесчинники, как поступавшие против чина и обычая церковного; они гнушались брака и собственности, являясь коммунистами.

Апостольские братья

Апостольские братья – апостолики, сектанты, имеющие своей главой Гергарда Сагарелли. Возникла секта в Верхней Италии в XIII веке на почве упрощения пышности и обрядности римской Церкви, основываясь на простоте жизни самого Иисуса Христа и его последователей. Гонения на Сагарелли и его секту (1280 - 1287) обратили на себя внимание окружающих, и учение его, поначалу не сильно привившееся, стало распространяться. В 1294 г. Сагарелли, по принуждению, отрекся от своего учения, а в 1300 г., выступив с ним снова, сожжен. С его смертью секта хотя и не уничтожилась, но и не развилась, так как на нее со всех сторон были гонения.

Апостольские мужи

Апостольские мужи – современники и сотрудники апостолов. Многие из них (св. Варнова, св. Климент, св. Игнатий, св. Поликарп и др.) оставили свои писания, которые были составлены на греческом языке, а затем переведены на сирский, коптский, эфиопский, армянский и русский.

Апостольские Постановления

Апостольские Постановления – так называются правила об устройстве Церкви; происхождение их относят к V в. Русский перевод (1864 г.) озаглавлен: "Пост. св. апостолов через Климента епископа и гражданина римского". Сборник делится на 8 книг. Их содержание: I книга – обязанности мирян в их сношениях между собой; II кн. – обязанности священнослужителей; III кн. – о вдовах и о крещении детей; IV кн. – о сиротах, об отношениях детей и родителей; V кн. – о мучениках и некоторых праздниках церковных; VI кн. – о еретиках; VII кн. – собрание молитв, гимнов, разъяснений и толкований их; VIII кн. – о церковных обрядах и обычаях; в восьмой книге содержится древнейшая литургия. "Ап. Пост." можно разделить на 3 части – по характеру письма и по иным указаниям; источники, которые удалось отыскать, относятся ко II – III вв. Сборник Ап. Пост. пользовался большим значением, даже был включен в число книг Нов. Зав.; но, с другой стороны, в книгу вкралось так много ошибок, текст так долго не был закреплен, что явились и противники распространения "Ап. Пост.", и римский собор (496 г.) признал "Ап. П." неканоническими. Некоторые из молитв и доныне употребляются в литургиях и служениях; многие правила вошли в "Кормчую книгу".

Апостольские правила

Апостольские правила – называются так не потому, чтобы они были написаны рукою самих апостолов, но потому, что они представляют собою свод преданий и обычаев древней Церкви, ведущих свое начало от времен апостольских, а равно и свод правил, составленных на основании этих преданий поместными соборами доникейского периода. Первоначально они не были известны всем Церквам в полном своем составе и сохранялись в разных Церквах по частям; в одно же целое они собраны были, по мнению ученых, разными лицами, в разные времена и не раньше начала IV века. Первоначальное значение их основывалось не на церковно-юридическом характере их (который они получили только со времени VI всел. собора), а на глубоком уважении к преданию и церковной практике первых трех веков, выраженной в этих правилах, и на согласии их, по содержанию и сущности, с новозаветным учением. Соборы и отцы Церкви, ссылаясь на апостольские правила, не определяют числа их. Римский аббат Дионисий Малый (в конце V в.) первый поместил их в своем латинском переводе (с греческого) канонов восточной церкви в числе 50; но церковный писатель VI в. Иоанн Схоластик (бывший потом константинопольским патриархом) в своем изложении церковных правил поместил апостольские правила в числе 85. Трулльский собор признал их каноническими также в количестве 85. Затем и вся восточная Церковь, вместе со всеми своими знаменитыми канонистами (Фотием, Вальсамоном, Зонарою и др.), признает каноническими 85 апостольских правил. Западная же Церковь признает и доселе только первые 50 правил, а остальные 35 хотя и помещает в своих сборниках церковных правил, но отмечает их как сомнительные. Апостольские правила представляют собою образцы первоначальных церковных отношений и жизни во всей их свежести и полноте религиозного одушевления, и потому легли в основу всего последующего церковного законодательства. Соборы, начиная с IV в., ссылаются на них, как на древние, осуждают произвольное отступление от них (1 всел. 2 и 15 пр., 11 всел. 6 пр., Гангр. 21 и пр.) и свои постановления подтверждают ссылками на них, как на свидетельства древности (III всел. 8 п., IV вс. 40 и т. п.).

Апостольский собор

Апостольский собор – состоялся в Иерусалиме по поводу обсуждения вопроса об обрезании язычников при их переходе в христианство. Обращенные в христианство иудеи настаивали на этом и вообще на совершении всех обрядов Моисеева закона, собрание же апостолов, во главе с апостолом Петром, обратившим многих язычников без этих обрядов, постановило поступать в духе христовой свободы и этим привлекло к спасению многих язычников.

Апостольское величество

Апостольское величество – титул, данный папой Сильвестром первому христианскому королю Венгрии Стефану, как ревностному распространителю христианской веры (999 - 1093 г.). Подтвержденный Марией-Терезией, существовал до 1848 г., когда был отменен, но снова восстановлен в 1852 г.

Апотактики

Апотактики (апостолики) – сектанты, отрицавшие брак, частную собственность и пр., основываясь на примере апостолов. Существовали во II и III вв. во Фригии, Киликии и Памфилии.

Аппиева площадь

Аппиева площадь – небольшой городок, лежавший на Аппиевой дороге в 43 милях от Рима. Здесь римляне воздвигли памятник создателю Римской дороги, Цензору Аппию Клавдию (312 г. до Р. Х.). Неподалеку от площади находилось местечко Трех гостиниц с гостиницами для приезжих. Когда ап. Павел шел из Путеол в Рим, его встретили здесь римские христиане, приветствовавшие узников. Ап. Павел ободрился, поблагодарил Бога, ибо понял, что узничество не помешает его деятельности при таком сочувствии лиц, разделяющих его верования (Рим. 1, 10; Деян. 19, 21).

Апракос

Апракос – греческое евангелие, в котором текст располагается не по евангелистам, как в Тетро-Евангелии, а по неделям и дням, т. е. по порядку чтения при общественном богослужении, начиная с первого дня Пасхи (Ев. Иоанна).

Апрель

Апрель (от слова aperire – вскрывать, открывать) – название месяца, заимствованное от происходящих в его течение явлений природы, когда земля после холодной зимы "вскрывается" от окоченелого состояния и под влиянием благодатного солнца и дождя родит цветы и листву.

Апсида

Апсида – так наз. в древн.-церк. зодчестве ниша в восточн. стене храма, имевшая полукругл. форму с куполообразным верхом. Заимствована с плана базилик, где в апсидах помещалось седалище правителя или судии. В апсиде помещаются изображения Спасителя или Богоматери, а у основания апсиды поставляется епископская кафедра.

Араб

Араб – Панагийская икона, или Меланхрини, т. е. "Черная". Она находится в предместье Константинополя, называемом Пера, в Введенской церкви.

Арава

Арава (или Араба, по-еврейск. значит степь, бесплодная пустыня) – равнина, идущая по обеим сторонам Иордана, от моря Геннисаретского до Мертвого, и на юг от Мертвого до Элафа, северного конца Черного моря. В Св. Писании путь от Элафа мимо Идумеев наз. путем равнины Аравы (Втор. 2, 8), Мертвое море – морем равнины Аравы (Втор. 3, 17), а сама равнина – Иорданской, начиная от Киннерефа до самого моря (Втор. 4, 19). В настоящее время это – равнина между Чермным и Мертвым морями, т. е. только южная часть древней, лежащая на скалах Акраввима, отделяющих ее от болот Ель-гхорской долины. Она начинается возвышением в 700 футов, постепенно падает к Чермному морю и представляет собою дикую пустыню, голое, песчаное море, на котором кое-где попадаются оазисы. От жары и ветра на ней происходят часто миражи; в Араве много ядовитых змей. На северо-востоке, где некогда находился Элаф св. Писания, теперь груды мусора, а южнее руины Акаба, т. е. замка Элафа, построенного крестоносцами, от чего древнийзалив Еланитский теперь наз. Акабой. Ученые считают эту расселину древним руслом Иордана.

Аравиане

Аравиане – сектанты-христиане, признававшие смерть тела вместе со смертью души и их одновременное воскресение. Секта эта возникла в начале III века в Аравии, и в 246 г. была опровергаема Оригеном на так называемом аравийском соборе.

Аравийская

Аравийская - икона Божией Матери – одна из древнейших икон. Сведений о месте и времени ее явления не сохранилось никаких.

Аравия

Аравия – огромный, густонаселенный полуостров, между Красным морем и Персидским заливом. В древности страну разделяли на три самостоятельные части: на Каменистую Аравию, представляющую из себя местность, покрытую массами гранитных пород. В этой части Аравии находится и известная гора Синай; на Пустынную Аравию – пустыню, знойную, песчаную, с небольшим населением, состоящим из племен номадов; и Счастливую Аравию – местность малоизвестную, но очень плодородную и красивую. Народ, населяющий Аравию – семиты, но можно найти там и куширские племена. Столица Аравии Мариаба, или Мареб, находилась в царстве Савском, где, по преданию, сосредоточены были все богатства страны. Савеяне жили мирной городской жизнью, в отличие от иных племен, промышлявших разбоями и грабежами. Впоследствии Мареб до основания уничтожен наводнением. В отношении религиозном древние аравитяне разделялись на верующих в единого Бога, о чем свидетельствуют историки и клинообразные надписи VII и VIII вв. до Р. Хр., на поклонявшихся светилам небесным и, наконец, на язычников. Язык арабский, легкий и богатый, делится на южный и северный диалекты. Аравия страна издревле христианская, так как там проповедовали учение Христово сами апостолы. В 330 г. в христианство перешел царь Мартад, возникла архиепископия и была выстроена церковь. В Бостре уже в III в. были епископы. Но в VII в. в Аравии подвился ислам, который так прочно укоренился там, что почти совершенно уничтожил христианство; так продолжается и до сих пор. Священное Писание начали переводить на арабский язык лишь в X в., а Библия переведена только в 1671 г.

Арад

Арад – в настоящее время называется Телл-Арад. Древний город, расположен в 35 в. от Хеврона, на холме. Населен был хананеями. Еще поныне сохранились развалины древних построек.

Арам

Арам – в Ветхом Завете так называлась страна, в которую входила Сирия и Месопотамия; так как народы, жившие в этих странах, не составляли целого племени, то и Арам обозначает, собственно, местность и подразделяется на части: 1. Арам Нагараим (местность между Тигром и Евфратом, наз. также Остров); 2. Арам Даммесек – Палестина; 3. Арам Совба – окрестности Дамаска и Амафа; 4. Арам беф-Рехов – север Галилеи; 5. Арам Мааха; 6. Арам Гесур. Арамеяне распространились постепенно по стране, выйдя из Кира (4 кн. царств); некоторые под этим именем понимают область р. Куры (на Кавказе); арамеяне считаются предками армян. Страна, назыв. Арам (гл. гор. Дамаск), завоевана ассириянами и считалась ассир. провинцией; была покорена Алекс. Вел., после его смерти обратилась в Сирийское царство; в 64 г. подчинена Риму. Язык арамейский принадлежит к языкам семитическим. Из него образовался сирийский яз., на котором существует богатая литература (IV – VII вв. расцвет). В XIII в. сирийский яз., подавленный арабским, исчез. Из арам. яз. произошел и халдейский. После Вавилонского плена халдейский (арамейский яз.) распространился по Палестине; на нем говорил Иисус Христос и апостолы. Язык этот дошел в отрывках и сильно смешан с еврейским.

Арарат

Арарат (святая или высокая земля, Урарти – ассирийск., Армения) – так в Библии называется гора, на которой остановился Ноев ковчег. Теперь название перенесено на две вершины кряжа у р. Аракс, называемые Большим и Малым Араратом. На Большом А., или Масис, Вараз-Барис, Куги Ну (гора Ноя, перс.), по преданию, остановился ковчег; другое предание указывает на вершину Курдистанских гор – Арарата, как на место остановки ковчега.

Аргентина

Аргентина – открыта в 1516 г. В настоящее время состоит из многих независимых республик. Господствующее вероисповедание – католическое. В 1813 г. значение римско-католической церкви уменьшилось; народ стал требовать закрытия монастырей, конфискации их имущества и, наконец, веротерпимости, которая вместе с разрешением смешанных браков была провозглашена в 1834 г. Первое насаждение христианства среди индейцев и переселение их в Аргентину совершено иезуитами – людьми энергичными и умевшими влиять на сердца обращаемых. Когда же иезуиты были изгнаны, то дело это упало, так как католические монахи не умели действовать на язычников так, как иезуиты. В 1835 г. в Аргентину впервые пришли миссионеры-протестанты и нашли много последователей своему учению. С 1888 г. началось сильное движение в пользу учения православной Церкви. Трудами миссионеров там выстроены церкви и возвращено в православие несколько сот униатов.

Арелат

Арелат – город, известный многочисленными соборами, которые там происходили. Находится на юго-востоке Франции, очень древнего происхождения. Всех соборов было там с 314 по 1275 г. до 15, но первый, самый многочисленный, по результатам является наиважнейшим. На нем постановлено: празднов. св. Пасху всюду в один и тот же день; считать крещение во имя св. Троицы действительн. на всю жизнь крещенного, даже в случае его отпадения и вторичного возвращения в христианство.

Арета

Арета – 1) (2 Макк. 5, 8) Современник царя Антиоха Епифана (170 л. до Р. Х.). 2) Царь Аравии, тесть Ирода Антипы. При нем хотели арестовать ап. Павла (ок. 38 г.).

Арефа

Арефа – архиепископ Кесарийский, писатель (р. 860, † ок. 932 г.). Родился в г. Патрах; получив образование в Константинополе, назначен архиепископом. Написал "Толкование Апокалипсиса" (ок. 895 г.); многое заимствовал из толкования св. Андрея (VI в.). Составил: похвалу муч. Самону, Гурию и Авиву, эпитафию Евфимию († 717 г.). Писал комментарии на многих писателей, сохранив, таким образом, много отрывков Платона, Лукиана, Евклида, Евсевия, Татиана, Афинагора. Сборник соч. Арефы (XVI в.) в Моск. син. библиотеке; здесь же и его письма.

-----------------------------------

(орел, араб.) – и др. Негранские мученики, скончавшиеся в Аравии 523 г., пам. 24 октября.

-----------------------------------

– преп. Подвизался в Киево-Печерской лавре в XII в. (в Печерском Патерике).

Арзамасская-Казанская

Арзамасская-Казанская - икона Божией Матери, находится в Спасском монастыре Нижегородской епархии. 2-го июня 1739 т. во время чтения акафиста Богоматери ударом молнии был разбит свод собора. Молящаяся братия была спасена от гибели благодатью иконы.

Арзамасский Николаевский

Арзамасский Николаевский - женский монастырь, в гор. Арзамасе, Нижегородской губ. Основан свящ. Феофилактом Яковлевым около 1580 г. В настоящее время монастырь общежительный, 3-го класса; владеет 244 дес. земли. Храмов три: 1) во имя св. Николая Чудотворца с приделом во имя свв. Кои Дамиана; 2) в честь Богоявления Господня с приделами в честь Боголюбской иконы Б. М. и во имя Всех Святых; 3) в честь иконы Б. М. Всех Скорбящих Радости. Кроме того имеются 2 часовни. В соборном храме находятся местночтимая икона св. Николая Чудотворца и Владимирская икона Б. М. (дар основателя монастыря).

Арзамасский Новодевичий Алексия человека Божия

Арзамасский Новодевичий Алексия человека Божия - женский монастырь в гор. Арзамасе, Нижегородской губернии. Основан в 1634 г. князем Никитой Шаховским; в 1764 г. упразднен, а в 1813 – восстановлен. С 1897 г. монастырь общежительный 1-го класса; владеет 1128 дес. земли. Храмов три: 1) в честь Вознесения Господня с 7-ю приделам. 2) в честь Успения Пресв. Богородицы с приделом во имя Алексия, человека Божия; 3) во имя св. Иоанна Лествичника и св. Варвары при больнице. В монастыре находится 2 местночтимых иконы: 1) Б. М. Утоли моя печали и 2) св. Николая Чудотворца, и 3 иконы, пожертвованные царем Михаилом Федоровичем. Известна золотошвейная мастерская этого монастыря.

Ариадна

Ариадна (охраняющая супружескую верность, греч.) – св. мученица, раба в г. Промисе. За отказ участвовать в языч. празднике ее пытали и заключили в тюрьму. Ей удалось бежать; когда за ней погнались, то она подбежала к горе, и та скрыла А. Пам. 18 сент.

Ариан

Ариан (Мариан) – св. муч. Пам. 30 дек.

Арианство

Арианство – ересь, возникшая в IV в.; название получила от александрийского пресвитера Ария, учившего, что сын Божий не подобен во всем Отцу, но создан Им, т. е. является творением. Бога, но не Богом. Арий выступил со своим учением в 318 году, указывая на различие слов "единосущный" (принято Церковью) и "подобный" (как сказано в Библии). В 325 году на Вселенским Никейском соборе было признано правильным слово "единосущный"; арианство же разделилось на два течения: последователи одного признавали, что Сын Божий не подобен Отцу (наз. аномои), другие, что подобен, но не по существу (омои); Арий учил, что, создав мир, Бог создал и посредника между Собой и миром – Сына Божия; аномои и учили, что, если Сын Божий не рожден Отцом, то, следовательно, не подобен Ему ни в чем; число аномоев было невелико. Омои (Аэций, Евномий) полагали, что, если Сын Божий – посредник между Богом и миром, то у него есть подобие с Богом Отцом, но не полное; омоев обвиняли в проповеди многобожия (св. Василий Вел., бл. Августин). Ариане отделились от церкви, ими созывались самостоятельные соборы (в Антиохии 344 г., в Медиолане 345 г., в Сирмии 351). В 353 г. арианство получило распространение, т. к. Констанций, властвовавший над зап. и вост. империей, сочувствовал учению А. Было составлено арианское исповедание веры. Но среди ариан выделилась новая секта "василиан" (Василий анкирский), еще ближе стоявших к православным, которых оказалось большинство; омои были сосланы, отставлены от должностей. По смерти Констанция († 361 г.), ариане постепенно потеряли свое значение и силу. На последовавших православных соборах подтверждали Никейские постановления, так что в VI в. осталось не особенно значительное число ариан.

Арии

Арии – народ, предки индийцев и иранцев.

Арий

Арий – ересиарх IV в. Род. в 256 г. Был пресвитером александрийской церкви; в 318 г. начался спор о сущности Сына Божия и о подобии Его с Отцом. В 320 г. А. был осужден и изгнан из Александрии, но нашел покровителей (Евсевий Кесарийский) и последователей. В 325 г. был осужден вселенским собором и изгнан в Иллирию. Но среди христиан явилось много приверженцев А., и сам Констанций был на его стороне, поэтому А. скоро был возвращен из ссылки; но накануне принятия его в лоно Церкви А. умер в 336 году. Кончина его, по преданию, была нечестивая, и современники сравнивают его смерть со смертию Иуды. Сочинения А. дошли в отрывках; главное произведение называлось "Фалия", "Пир", уцелело несколько писем А.

-----------------------------------

– св. муч., пам. 5 июня; пострадал в Египте при имп. Максимиане.

Арий Монтан Бенедикт

Арий Монтан Бенедикт (р. 1527, † 1598) – испанский богослов. Был член бенедиктинского ордена, затем библиотекарь и приор в монастырях этого ордена. Терпел нападки от иезуитов, обвинявших его в ереси.

Аримафея

Аримафея – родина Иосифа, на земле кот. погребено тело Иисуса; иудейский город.

Арис

Арис (Марс. Арес – бог войны, греч.) – св. муч. Палестинский, † 308 г. с Ильей и Провом. Пам. 19 декабря.

Аристарх

Аристарх – сопровождал ап. Павла в его путешествиях, был заключен в темницу; по прибытии в Рим расстался с ним. По преданию, был епископом; замучен при Нероне в Риме; есть канон Аристарха. Память 15 апр. и 27 сент.

Аристей

Аристей – египтянин, отправленный Птоломеем в Иерусалим, чтобы достать подлинный список библии; с ним прибыли и 70 толковников-евреев, которые перевели библию на греческий яз.

Аристид

Аристид – апологет. См. Апологеты.

Аристин Алексей

Аристин Алексей – канонист правосл. церкви (XII в). Грек, очень образованный; судья, затем диакон в Константинополе. Участник собора 1166 г. Императором И. Комнином ему было поручено написать толкование канонов. Толкование сделано тщательно, видна рука ученого. Толкования Аристина вошли в переводе в русск. Кормчую книгу и в румынские церковные постановления и пользуются авторитетом.

Аристион

Аристион – 1) апостол и ученик Иисуса, еписк. Смирнский. Пам. 4 янв. с 70 ап.; 2) св. муч. киликийский, епископ Александрии; был схвачен за обращение язычников и сожжен. Пам. 3 сент.

Аристовул

Аристовул – 1) священник, жил в Египте; некоторые считают его автором недошедшего сочинения о Пятокнижии, где он старался доказать происхождение учений Египта из уч. Моисея. 2) А., царь и сын царя Иоанна Гиркана, умертвил мать, умер и сам вскоре (106 г. до Р. Х.). 3) А., брат царя Гиркана. В 70 г. до Р. Х. прогоняет брата; Гиркан возвращается с Аретой аравийским и осаждает Иерусалим (65 г.), Аристовул обращается за помощью к римлянам; Помпей, прогнав Гиркана, завладел Иерусалимом; А. отправлен в Рим; бежал из плена; снова сражался и был вторично пленен. Цезарь освободил его (49 г.), но А. умер по дороге от яда. 4) А., сын Ирода Великого и Мариамны, жил с братом бедствуя, т. к. отец подозревал его в измене, братья были задушены (1 г. по Р. Х.). 5) А., внук Ирода, жил при дворе имп. Клавдия. 6) Α., правнук Ирода, царь Малой, а через 5 лет Большой Армении (61 г.). Женат на Саломии, дочери Иродиады.

-----------------------------------

– один из 70 апостолов. Спутник ап. Павла; послан в Британию, где основал Церковь. Пам. 15 марта и 30 октября.

Аристоклей

Аристоклей (благозванный, благославный, греч.) – св. муч. Кипрский вместе с Димитрианом и Афанасием. Память 20 июня. При имп. Максимиане, во время гонения, бежал, но когда ему было видение, вернулся и принял смерть – был обезглавлен.

Аристотель

Аристотель (384 - 322 до Р. Хр.) – философ греческий, создал стройную философскую систему, причем обосновал монотеистическое учение; его учение пользовалось громадным влиянием, особенно в схоластические средние века.

Аристотель

Этика А. построена на психологическом основании: в душе он видит две деятельности: – разумную, обдумывающую, и неразумную, животную, растительную. Высшая степень блаженства – созерцание, когда живет первая часть души. Будучи язычником, он полагал, что для счастья необходимы внешние блага жизни, что здоровье, удобство, власть составляют высшую ступень для разумной, созерцательной личности. В своем этическом учении А. является как бы продолжателем Платона, но он потому, может быть, и не достиг полного понимания истины, что не был просвещен Божественной Истиной. Этика А. выражает состояние ума лучших людей предрассветной эпохи (IV в. до Р. X), А. является завершителем и выразителем эллинского периода всемирной истории, корни его учения глубоко лежат в идеях предшественников, а его учением пользовались философы позднейшие (стоики, эпикурейцы, эклектисты); мыслители настоящего времени считают А. своим духовным отцом. Если смотреть на А. с чисто формальной стороны, то его учение представится чисто материалистическим, учением язычным; но нельзя забывать, что его не коснулось веяние Божественной благодати. Вот некоторые из принципов Α., противные христианскому взгляду на жизнь: он предоставлял полную свободу человеку, считая, что люди рождаются с душою свободною, которую можно развить в любом направлении; что нет точного разграничения между добром и злом, что эти понятия относительны; что нельзя отделить духовных способностей человека от телесных, – словом, в учении А. нет тех элементов, которые неизбежно мыслятся христианином: нет самоотречения, нет понятия загробной жизни, смирения, терпения. Изучение А. необходимо, потому что это великий ум и в нем, как в отличном зеркале, отразилась эпоха, предшествовавшая рождению Спасителя.

Аркадий

Аркадий – сын Феодосия Великого, современник Иоанна Златоуста. Ревностный поборник христианства, которое особенно процветало за время, когда он был императором восточной римской империи (395 г.).

-----------------------------------

(пастух, греч.) – св. муч., кончина около 361 г. Память его 6 марта.

-----------------------------------

– преп. новоторжский, в Новоторжском Борисоглебском монастыре обретаются мощи. Скончался в XI в.

-----------------------------------

– Новгор. еп. преп., скончался в 1165 г. Память его 10 февраля и 4 окт.

-----------------------------------

– архиепископ олонецкий, родился в 1784 г. Получил духовное образование и по окончании владимирской семинарии учительствовал там с 1807 по 1814 г., когда принял постриг, рукоположен в иеромонаха. С этих пор начинается духовная его деятельность: в 1818 г. – он уже архимандрит, настоятель Боголюбова монастыря; в 1823 – ректор могилевской духовной семинарии и настоятель оршанского монастыря; в 1824 – ректор минской семинарии и настоятель грозовского монастыря; 1825 – настоятель пинского монастыря; в 1827 – ректор ярославской семинарии; 1829 – епископ оренбургский; в 1833 г. – архиепископ; в 1869 г. удалился от дел, принял схиму и в 1870 г. скончался. Много потрудился по обращению раскольников, о чем оставил и сочинения.

-----------------------------------

– епископ, бывший Рязанский и Зарайский, высшее образование получил в Московской академии. В 1879 г. назначен смотрителем Клевинского дух. училища, в 1889 г. – инспектором Могилевской семинарии. Монашество принял в 1893 г., в том же году возведен в сан архимандрита, в 1896 г. возведен во епископы и назначен епископом Балахнинским. До епископства был последовательно ректором Волынской и Могилевской семинарий. В 1897 г. переведен в Туркестан, в 1902 г. – в Рязань и в 1906 г. уволен, согласно прошению, на покой.

Аркадий преп.

Аркадий преп. – живший в V в. Память его 26 января.

Аркей

Аркей – родоначальник племени в Ханаане. Жил в городе Арке, который в 1202 г. разрушен землетрясением. Город этот во время крестовых походов представлял из себя крепость (1099 г.), там родился Александр Север (205 г. по Р. Хр.).

Арктур

Арктур – название главной звезды в созвездии Волопаса; всегда видна по направлению хвоста Большой Медведицы (Иов. 9, 9).

Армения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Арменопул

Арменопул (Гарменопул-Константин, 1320 - 1382 г.) – известен своим сочинением "Шестокнижие". Особенно важно его другое сочинение, канонически-юридического характера: "Сокращенное изложение законов"; относится к избраниям священно-церковнослужителей и к пострижению в монашество мужчин и женщин.

Арминианство

Арминианство – религиозное движение XVII в. Взгляд реформатов на безусловное предопределение, характеризующий реформацию, привел к полному забвению божественной благодати – его защитником и явилось арминианство. Возникает спор (в Лондонском университете) между сухими формалистами и живыми проповедниками слова Божия; важным противником безусловного избрания явился Арминий (р. 1560, † 1609 г.), образованный в духе Церкви человек, лучший догматик, противник Аристотелевой философии; с 1588 г. проповедует в Амстердаме и выступает на диспутах о предопределении и благодати. Последователи его образовали секту, распространившуюся в Голландии и Америке.

Армия Спасения

Армия Спасения – возникла в Лондоне в 1865 г. под видом союза, руководителем и организатором которого был Вильям Буц. Он обратил внимание на огромное количество так называемых подонков общества, которые были лишены какой бы то ни было нравственной поддержки со стороны английского общества. Со своей женой, а впоследствии и с дочерью, ходили по самым грязным и темным закоулкам и трущобам Лондона и обращали внимание падших людей на их жизнь и проступки, проповедовали им о Христе и спасении. Нашли себе массу последователей. Деятельность Буца поощрялась церковью и королевой. С 70-х годов эта нравственно-религиозная организация совершенно меняет свой внешний облик: все принадлежащие к ней исполняют как бы военную службу, носят воинские чины (Буц – генерал, его жена – адъютант, дочь – фельдмаршал, офицеры). Появились отряды, бригады, знамена, форма, маршировка, орган печатный "Боевой клич". Богослужениям и молитвам придавался вид войны с сатаной. Из Лондона секта распространилась в С. Америке, а затем приобрела последователей даже в Африке и Новой Зеландии.

Арндт Иоанн

Арндт Иоанн – родился в 1555 г., умер в 1621 г. С 1581 г. был пастором, но в 1590 был удален. Но в том же году снова был приглашен занять должность пастора, затем придворного проповедника. Всемирно известно его сочинение "Об истинном христианстве", переведенное на все европейские языки.

Арнольдисты

Арнольдисты – секта, образовавшаяся после смерти основателя ее, Арнольда Бресчийского, и исчезнувшая после 50-летнего существования, так что от нее не осталось и следов.

Арнон

Арнон – река, называемая ныне Вади-эл-Моеб, впадает в Мертвое море. Берега дики, суровы; развалины строений, мостов и пр. указывают на ее прежнее значение.

Аррион

Аррион – св. муч., пострадал в Египте при Диоклетиане, память его 14 декабря.

Арсак

Арсак – имя парфянских царей; под ним разумеется знаменитый царь Митридат I (Арсак VI), во II в. до Р. Хр.

Арсениево-Одигитриевская

Арсениево-Одигитриевская - мужская пустынь приписана к Вологодскому Свято-Духову монастырю. Находится в Вологодской губернии в 40 вер. от г. Вологды. Основана препод. Арсением Кошельским в 1529 г., в 1764 г. упразднена.

Арсений

Арсений – преп. Керкирский, родился в Палестине, был человеком высокого образования и большой начитанности, вел переписку с патр. Фотием. Жизнь вел подвижническую. Умер в конце VIII в. в дороге, возвращаясь из Константинополя от императора. Оставил несколько сочинений духовного содержания.

-----------------------------------

– преп. Латрский (время жития его неизвестно), был игуменом в Келливарском монастыре; своей ученостью известен и славен чудесами. Память 13 декабря.

-----------------------------------

– патриарх константинопольский, известен своей справедливостью, не пощадившей даже императора Михаила Палеолога, которого осудил за его жестокий нрав (1262 г.), за что был изгнан и в изгнании, на острове Мраморного моря, скончался (1267 г.).

-----------------------------------

– монах Афонского монастыря, по мнению некоторых был два раза константинопольским патриархом, хотя это остается под сомнением.

-----------------------------------

– архиепископ Сербский, ученик св. Саввы Сербского, принявший от него же и сан. Его усердием построен в Пече храм во имя апостолов Петра и Павла. Сконч. в 1266 г. Память – 28 октября.

-----------------------------------

– преп., создал обитель в Новгороде в 1562 г., был обличителем Иоанна Грозного, умер в затворе в 1570 г. Память его 8 мая.

-----------------------------------

– епископ тверской, св., родившись в Твери, духовную свою деятельность начал в Киево-Печерской лавре, где встретил его и узнал живший там в то время митрополит Киприан, впоследствии взявший его с собою в Москву и рукоположивший в сан архидиакона, а затем и епископа.

Арсений

Несмотря на его занятия письмоводством по митрополии, что требовало постоянного общения с посторонними людьми, всегда в нем проявлялась наклонность к одиночеству. Его усердиями на его родине созданы церковь и монастырь, куда он любил удаляться из Москвы для духовного подвига. Скончался он в 1410 г., а через 73 года открыты его мощи. Память его 2 марта.

Арсений (Брянцев)

Арсений (Брянцев) (Брянцев) – архиепископ Харьковский. Родился в 1839 г., в бедной семье дьячка, но образование, как среднее (смоленское училище и семинария), так и высшее (киевская духовная академия) получил и окончил академию со степенью магистра (1867 г.). Затем учительствовал до 1868 г., когда был рукоположен во священника и перевелся на служение в Киев, где был законоучителем в очень многих мужских и женских учебных заведениях, проявив себя в этой области опытным и знающим человеком. В 1873 г. он назначается ректором Таврической духовной семинарии и возводится в сан протоиерея. В 1875 г. постригается и возводится в архимандриты. В 1882 г. он уже епископ Ладожский, викарий С.-Петербургской митрополии, а в 1883 г. назначен ректором Петербургской духовной академии. За время его службы в ней многое изменилось там к лучшему, особенно отношение студентов к Церкви. Сам Арсений был большой любитель церковного благолепия, службы любил длинные, торжественные, любил хорошее, стройное пение. Его близкое общение со студентами, его убеждения подействовали на учащуюся молодежь так сильно, что среди них сразу оказалось много желающих принять монашество. В 1887 г. преосвященный Арсений получает новое назначение: епископом рижским и митавским. В этом краю он изыскивал средства для постройки храмов, открыл много приходских школ, ввел духовные беседы с народом, устроил библиотеки, занимался изданием брошюр духовного содержания, его усердиями создан даже Пюхтицкий женский монастырь и в Риге основана женская община. В 1893 г. преосв. Арсений возводится в сан архиепископа, а в 1897 г. назначается в Казань, где деятельность его носила миссионерский характер. Его труды представляют из себя в большинстве его путевые заметки, проповеди и диссертация на тему: "Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для православной церкви". В 1903 г. высокопреосв. Арсений перемещен на харьковскую кафедру.

Арсений (Иващенко)

Арсений (Иващенко) (Иващенко) – епископ, родился в 1830 г., окончил курс Киевской духовной академии со степенью магистра богословия, принял монашество и назначен инспектором одесского духовного училища. В 1854 г. был преподавателем в Волынской духовной семинарии, в 1859 г. – в Воронежской семинарии, а в 1863 г. назначен инспектором Воронежской семинарии и возведен в сан игумена. В 1868 г. ректор Полоцкой семинарии и архимандрит; в 1872 г. член С.-Петербургского духовно-цензурного комитета. В 1886 г. настоятель Московского Заиконоспасского монастыря; в 1889 г. – член московской синодальной конторы, в 1893 г. возведен в сан епископа и назначен епископом Кирилловским, викарием Новгородской епархии, † 1908 г. Известен своими трудами по византологии, по которой у него множество сочинений, кроме того существует еще одно его огромное произведение: "Летопись церковных и гражданских событий, поясняющих церковные от Рожд. Христова до 1898 г." и др.

Арсений (Мацеевич)

Арсений (Мацеевич) (Мацеевич) – митрополит, родился в 1697 г. в семье священника, образование получил и закончил среднее в Польше в 1715 г. Со следующего же года начинается его разносторонняя деятельность. В 1716 г. принял монашество и рукоположен в иеродиакона, но в 1718 г. возвратился из монастыря и окончил академию, где и остался с 1723 г. проповедником в сане иеромонаха. С 1728 до 1729 г. пробыл в Киево-Печерской лавре, в 1730 г. уехал для проповеди в Тобольск. В 1734 г. был членом экспедиции по открытию морского пути в Камчатку. С 1737 по 1742 г. был законоучителем, соборным иеромонахом, возведен в митрополита сибирского, назначен членом Синода. Но с 1763 г. положение его резко изменяется; он лишается сана за выраженный протест против отобрания церковных имений в казну при Екатерине II, его ссылают в дальний скит. В 1767 г. лишается даже монашеского звания и ссылается в крепость в Ревель, где и умирает под именем Андрея Враля (1772 г.). Его многочисленные труды посвящены осуждениюинославных вероисповеданий и увещанию раскольников.

Арсений (Могилянский)

Арсений (Могилянский) (Могилянский) – митрополит, родился в 1704 г., образование получил в Киевской академии и в Харьковском коллегиуме, с 1739 г. по 1742 учительствовал, принял монашество и назначен в 1743 г. придворным проповедником; в 1744 г. возведен в сан архимандрита и архиепископа. В 1752 г. удалился на покой, но в 1757 назначен Киевским митрополитом и скончался в Киеве в 1770 г. Его сочинения напечатаны; между ними его служба с акафистом св. Димитрию Ростовскому.

Арсений великий

Арсений великий – преп. Египетский, родился в 354 г., очень знатный по происхождению, получил блестящее образование, так что даже был приглашен воспитателем сыновей императора Феодосия. Сильно тяготел к уединению и религиозным размышлениям, мечтал о подвиге и решился на него, когда, услышав чудесный голос с неба, принял его, как призыв. Удалившись от мира, он наложил на себя обет молчания, делая только исключения в случае важных вопросов духовного содержания; светских книг не читал, светские науки оставил, только молился и занимался ручным трудом. Слава о нем, далеко прошедшая, направляла к нему многих, искавших его совета и благословения; его нежелание общения с людьми заставляло его даже убегать от них. Скончался глубоким старцем, 95 лет от роду, причем 55 лет из них посвятил своему трудовому подвигу. Память его – 8 мая.

Арсений Коневецкий

Арсений Коневецкий – родился в Новгороде и существовал медным ремеслом, служа в то же время и Богу в Новгородской обители. Затем, прожив 3 года на Афоне и обратив на себя внимание игумена, получил назначение просветить духовным светом крайний север, куда и направился. Путешествовал долгое время, нигде не останавливаясь, посетил и Валаам. Плывя оттуда в лодке, был застигнут бурей и прибит волнами к острову Коневцу. Приняв это за указание свыше, он и основал здесь известный ныне Коневецкий монастырь, проведя сначала на острове 5 лет в полном уединении, посте и молитве. Затем, испросив благословение на Афоне, обратил место своего уединения в обитель, которая его трудами и под его руководительством приняла цветущий вид. Основание этого монастыря было в 1393 г. Скончался преп. Арсений в 1447 г. Память его 12 июня.

Арсений (Минин)

Арсений (Минин) (Минин) – иеромонах, родился в Тверской губ., в купеческой семье, образование получил в светском училище, затем занимался службой и, после смерти отца, имел свое коммерческое дело. Неудавшееся семейное счастие и ранняя смерть юноши-брата навели его на мысли о суетности жизни, и он, отрешившись от всего земного, посвятил себя небесному. Вступил в Пантелеймонский монастырь и в 1859 г. постригся в монашество. В 1861 г. он был рукоположен в иеромонаха. В 1862 г. был послан за сбором подаяний по России и этому посвятил себя всецело. Его хождение ознаменовалось не только большими денежными сборами, но еще и другими, гораздо более важными событиями. Неся при себе великие святыни, как то: св. мощи и часть животворящего креста Господня, он, сам глубоко веря, возбуждал в людях такую веру, что многие, помолившись, исцелялись от недугов душевных и телесных. Несмотря на преклонный возраст и слабое здоровье Арсения, его послали на Кавказ приискать место для обители, что было им выполнено с большим успехом. Скончался в 1877 г. При жизни издавал свои проповеди, беседы с народом. После его смерти напечатано много его духовных сочинений.

Арсений (Москвин)

Арсений (Москвин) (Москвин) – митрополит, родился в 1797 г., образование получил в Костроме в училище и семинарии, а затем окончил его магистром в С.-Петербургской духовной академии в 1823 г. Монашество принял, будучи на 4-м курсе академии, а затем рукоположен в иеромонаха. С 1825 по 1832 г. он занимал должности ректора уже в сане архимандрита во многих духовных семинариях, так как считался опытным и образцовым руководителем. Хиротонисан он в 1832 г., в 1841 г. переведен архиепископом в Подольскую епархию, а в 1848 г. – в Волынскую. В 1860 г. назначен Киевским митрополитом. Скончался в 1876 г. Много трудов положил он на борьбу с сектантами-молоканами.

Арсения Великого

Арсения Великого - мужской скит, приписанный к Святогорской Успенской пустыни, находится в Харьковской губернии, в Изюмском уезде, на берегу реки Сев. Донца, в урочище "Святое место". Существовал с давних пор. Вновь устроен в 1859 году. Храм один, каменный, во имя преп. Арсения Великого; в нем хранится мраморный ковчег с частицами мощей препод. Арсения.

Арсеньев Иоан. Вас.

Арсеньев Иоан. Вас. – свящ. и магистр богословия. Род. в 1862 г. в чиновничьей семье. Кончил Моск. акад. и назначен в Вифанскую семинарию преподавателем. В 1902 г. переведен законоучителем в Моск. учит. институт, а в 1904 г. в Моск. уч. ордена св. Екатерины. Магистерская диссертация – об ультрамонтанах XIX в. О. Арсеньев много писал и сотрудничал в журналах.

Артакс

Артакс – св. мученик. Память 2-го января.

Артаксеркс

Артаксеркс ("великий воин") – имя персидских царей. 1) А. I (464 - 424 до Р. Хр.) – вероятно о нем упоминается у Ездры, что он запретил восстановление храма (Ездр.). 2) А. II (405 - 358) – Ездра говорит, что А. разрешил иудеям устраивать свои дела в Иерусалиме. Нет точного разделения этих двух царей, но вряд ли один и тот же человек мог так противоположно относиться к одному делу.

Артема

Артема – св. муч. Память его 29 апреля.

Артемида

Артемида – греческая богиня. Считалась покровительницей Эфеса, где был выстроен посвященный ей храм, в котором воздвигнута была статуя богини, по мнению язычников, чудесно упавшая с неба. Апостол Павел, оскорбивший будто бы эту богиню, вызвал в Эфесе большое волнение, во главе которого стояли мастера, изготовлявшие драгоценных божков и испугавшиеся, что убеждениями апостола уничтожится идолопоклонство.

Предыдущая страница Следующая страница