Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Полный православный богословский энциклопедический словарь (1913)
Аскетизм

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Аскетизм

Аскетизм (ΆΣΧΗΣΙΣ – упражнение, подготовление к борьбе, позже – упражнения для добродетельной жизни) – слово А., употреблявшееся у древних греческих писателей для обозначения приготовлений к борьбе, телесных упражнений, в средние века получило иной смысл – упражнение духа и тела, как путь к спасению и достижению небесного блаженства в будущей жизни. Идея А. очень древняя, и можно найти указания на аскетические требования в различных религиях у многих народов в разные времена. А. является почти неизбежной принадлежностью религии, дисциплиной религии. Бог сам положил запрет на древо позн. д. и з., указал на необходимость аскетизма – упражнения воли и помыслов. В Библии пример аскетизма – назорейство у иудеев, т. е. обет девственности для служения при скинии; отшельничество прор. Илии, Иоанна Предтечи – это образцы А. Ветхого завета. Иисус Христос в Евангелии неоднократно указывал на необходимость труда, самосовершенствования для достижения Царствия Божия. Он проповедовал воздержание, строгость жизни, нищету – да и вся жизнь Его, св. Учеников и Апостолов была аскетична, основана на отрицании себя для счастья ближних. В первые века христианства А. выразился в форме поста, отшельничества, презрения к пыткам и мученьям. Когда христианство стало господствующей религией, А. выражался в форме схимничества. Отцы церкви много потрудились над выяснением сущности и необходимости А. Самая религия христианская построена на самоотвержении, что уже есть А. Но вместе с тем религия предъявляет к человеку известные требования по отношению к членам Церкви – вот почему А. не является необходимым признаком религии, почему и указано: "могий вместити, да вместит". Требования воздержания понимались различно о. о. церкви. Наряду с проповедью отшельничества (особенно в IV в.) раздавались речи о большем подвиге: воздержании в обыденной жизни (св. Григорий богосл., Василий Вел.). Более распространенное понятие А. – умеренность в желаниях и стремлениях, строгий контроль своих страстей, сообразование своих поступков с интересами ближних. Против А. возражают материалисты, не признающие духовного начала в людях. По их воззрениям тело должно стремиться к удовлетворению малейшего желания, что приведет к более полному развитию личности. Материалисты закрывают глаза на проявления духа в жизни, так что можно им не возражать, пока не убедятся, не поверят. Но даже с точки зрения только одной материи – и то необходима известная дисциплина тела, потому что излишества, капризное удовлетворение страстям разрушают организм. Есть много представителей материализма, противников церковности и веры, но все они, уже самым толкованием положений Церкви, признают ее существование, а то, что их ученье после нескольких лет забывается, в то время как Церковь незыблема, доказывает ошибочность и ложность их теорий; то же самое в частности можно сказать и о их воззрении на А., который был, есть и будет, видоизменяясь по времени и в зависимости от общественной среды, но оставаясь непременным подвигом христианина. А. в нехристианских религиях также играет важную роль. Так, весь буддизм построен на отрицании мира, на стремлении к сосредоточиванию человека в себе. "Нирвана" – это торжество аскетизма. В религиях египтян, персов и прочих язычников, где жрецы-священники были в то же время очень часто и народными властителями, А. не был в числе обязательных требований для всех, но сами жрецы были аскетами. Религия греков, хотя и была философской по существу, признавала А.; отдельные философы проповедовали воздержание (стоики) или даже полную бездеятельность ради познания (Диоген). Хотя раздаются голоса о несамостоятельности христианского А., о заимствовании его у индусов, греков и др. народов, но можно сказать, что если и были вначале сходные черты в А. языческом и христианском, то во всяком случае аскетизм христианский запечатлен совершенно особым характером.

В начало словаря