Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Полный православный богословский энциклопедический словарь (1913)
Статьи на букву "А" (часть 5, "АЛЕ"-"АНА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 5, "АЛЕ"-"АНА")

Александро-Невский Филейский

Александро-Невский Филейский - мужской монастырь. Находится в Вятском уезде, в 1/2 вер. от села Филейки и в 6 в. от гор. Вятки. Основан иеросхимонахом Слободского Крестовоздвиженского монастыря Стефаном и открыт определением Св. Синода от 11 апр. 1890 г. Храмов два деревянных: 1) в честь Успения Б. М; 2) во имя св. Александра Невского с двумя приделами: во имя св. Николая Мирликийского и св. великомуч. Пантелеймона. Монастырь нештатный общежительный.

Александро-Невский Чувашский

Александро-Невский Чувашский - мужской монастырь. Находится в Козмодемьянском уезде, Казанской губернии, и основан по определению Св. Синода от 10 - 20 мая 1902 года. Монастырь владеет 70 десятинами земли.

Александро-Ошевенский

Александро-Ошевенский - мужской монастырь; находится в Каргопольском уезде, Олонецкой губернии, при Ошевенском погосте, на р. Чурьяге. Основан в 1443 г. преподобным Александром Ошевенским († 20 апр. 1479 г.). Храм в честь Успения Б. М. с приделом в честь Сретения Господня. В этом храме покоятся под спудом мощи преп. Александра. Монастырь 3-го класса, необщежительный. Получает казенного пособия 669 р. 54 к. и владеет 208 дес. земли.

Алексеевский

Алексеевский - общежительный мужской монастырь, находится в Уфимской губернии, Стерлитамакского уезда, близ гор. Стерлитамака, в истоке рек Толчеи и Карамам. Учрежден определением Св. Синода от 17 - 26 февр. 1904 г. на земле, пожертвованной крестьянами Федотом и Тимофеем Кажаевыми (150 дес.) и крестьянами дер. Борисовки (77 дес.). Храм один, во имя св. Алексия, человека Божия.

-----------------------------------

женский монастырь в г. Москве на Красносельской улице. Основан около 1358 г. сестрами св. Алексея митрополита Евпраксией и Иулианией, на Остоженке; несколько раз вследствие пожара или разграбления менял место и в 1837 г. был переведен на теперешнее место. В настоящее время монастырь необщежительный 1-го класса; владеет 31 дес. земли. Храмов 4: 1) соборный во имя Воздвижения Креста Господня с приделами в честь Тихвинской иконы Б. М. и во имя св. Симеона Персидского; 2) во имя св. Алексея человека Божия, с приделами в честь Грузинской иконы Б. М. и во имя св. Павла Латрского; 3) во имя арх. Михаила; 4) во имя Всех Святых с левым приделом в честь Казанской иконы Б. М.; в нем находится усыпальница. В обители находятся местночтимые иконы: Б. М. Грузинская и Целительница, свв. Кирика и Иулитты. В ризнице находятся кресты с мощами; лампада 1630 г., подаренная патр. Филаретом Никитичем; кадило, дар царя Михаила Федоровича; ковш серебр., дар царя АлексеяМихайловича. В библиотеке хранятся: евангелие 1627 г. и 1681 г. и требник Петра Могилы.

Алексей I Комнин

Алексей I Комнин – император византийский, род. в Константинополе в 1048 г., был сыном Иоанна Комнина, брата Исаака I, первого императора из дома фамилии Комнина. В борьбе между Михаилом VII Парапинаком и Никифором III Ботониатом, нравственно и физически высоко одаренный, отлично воспитанный, А. оказался верным приверженцем первого. Но после отказа от престола Михаила (1078) он сумел себе приобрести доверие и последнего. Победив в службе Никифора нескольких мятежников, он отказался (1080) идти в поход против своего восставшего шурина, и очерненный по этому случаю при дворе, с помощью Дукаса и Палеолога он собрал в Цурулуне войско, овладел 1 апр. 1081 г. Константинополем и после отказа от престола Никифора захватил сам верховную власть. Чтобы вывести государство из стесненного положения, А. сначала заключил мир с сельджуками, затем союз с Венецией и германским императором Генрихом IV и обратился тогда против вторгнувшегося в империю Норманнского герцога Гискара. А. должен был всеми силами отражать печенегов на северной границе, что и удалось вследствие большой победы в 1091 г. Менее счастлив он был в борьбе против сельджуков. Только в 1092 г. он с большим трудом несколько сплотил свое государство. При таких обстоятельствах, пробудившееся на западе стремление к крестовому походу для освобождения Святой Земли было для него весьма желательно. Однако же неожиданно большое множество и необузданность крестоносцев вызвали вскоре (1096) в нем подозрения, и он старался освободиться от них, переправляя их быстро в Азию. Правда, он сумел склонить большинство франкских князей принести ему ленную присягу за все земли, которые они завоюют в Азии, но взаимное недоверие этим не изгладилось. В 1107 - 1108 г. А. вел еще одну войну против норманнов, в 1115 - 16 г. нанес немаловажные поражения сельджукам и умер 15 авг. 1118 г. В церковном отношении Алексею Комнину принадлежит много распоряжений, особенно в области брачного права.

Алексей Михайлович

Алексей Михайлович – второй царь из дома Романовых; род. 19 марта 1629 г., царствовал с 14-го июля 1645 по 28 января 1676 года.

Алексей Михайлович

До пятилетнего возраста молодой царевич Алексей оставался на попечении у царских "мам". С пяти лет под надзором Б. И. Морозова он стал учиться грамоте по букварю, затем приступил к чтению часовника, псалтыри и деяний Св. Апостолов, в семь лет начал обучаться письму, а в девять – церковному пению. В числе предметов "детской потехи" будущего царя встречаются: конь и детские латы "немецкого дела", музыкальные инструменты, немецкие карты и "печатные листы" (картинки). Таким образом наряду с прежними образовательными средствами заметны и нововведения, которые сделаны были не без прямого влияния Б. И. Морозова. Последний, как известно, одел в первый раз молодого царя с братом и другими детьми в немецкое платье. На 14-м году царевича торжественно "объявили" народу, а 16-ти лет он, лишившись отца и матери, вступил на престол московский. Со вступлением на престол царь Алексей стал лицом к лицу с целым рядом тревожных вопросов, волновавших древнерусскую жизнь XVII века. Духовная атмосфера, среди которой жил царь Алексей, его воспитание, характер и чтение церковных книг развили в нем религиозность. По понедельникам, средам и пятницам царь во все посты ничего не пил и не ел и вообще был ревностным исполнителем церковных обрядов. К почитанию внешнего обряда присоединялось и внутреннее религиозное чувство, которое развивало у царя Алексея христианское смирение. Царь был не только умным, но и образованным человеком своего века. Он много читал, писал письма, составил "Уложение сокольничья пути", пробовал писать свои воспоминания о Польской войне, упражнялся в версификации. Он был чело веком порядка по преимуществу; "делу время и потехе час" (т. е. всему свое время), – писал он; или: "без чина же всякая вещь не утвердится и не укрепится". В церковном отношении царствование Алексея Михайловича замечательно появлением русского раскола старообрядчества. Из внутренних распоряжений при царе Алексее замечательны: запрещение (в 1648 г.) беломестцам (монастырям и лицам, находившимся на государственной, военной или гражданской службе) владеть черными, тяглыми землями и промышленными, торговыми заведениями (лавками и проч.) на посаде; окончательное прикрепление тяглых классов, крестьян и посадских людей, к месту жительства; переход воспрещен был в 1648 г. не только крестьянам-хозяевам, но и детям их, братьям и племянникам.

Алексий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Алексий Человек Божий

Алексий Человек Божий – родители его были богатые и знатные римляне – патриций (сенатор) Евфемиан и жена его Аглаида (или Агласея), жившие при благочестивых царях Аркадии и Гонории (395 - 423); они были люди набожные и щедрые и долго не имели детей, несмотря на усердные молитвы Богу – даровать им детище – "утеху в житии" и "вождя в старости" их.

Алексий Человек Божий

Наконец Бог услышал их молитву и даровал им сына, которого они назвали Алексием. Все заботы родители приложили Κ тому, чтобы дать своему сыну возможно лучшее воспитание и образование по тогдашнему времени (V в.), а когда ему исполнилось совершеннолетие, нашли ему невесту, "отроковицу из рода царска", обручили и обвенчали (в Риме). Но когда окончилось брачное пиршество, молодой супруг в ту же ночь тайно оставил дом свой, сел на корабль и уехал в Лаодикию, а отсюда в Эдессу Месопотамскую, где, помолившись усердно Нерукотворенному образу Господа Нашего И. Хр. и его же Сам Господь прежде вольные своея страсти посла Авгорию, князю Эдесскому, "раздав" все, что имел при себе, бедным, "сам облекся в рубище нищеты" и стал пребывать на паперти церковной, в храме Преч. Богородицы, прося милостыню. Так провел боле 17 л. среди нищих, при дверях церковных, не отысканный родителями с молодой супругой. Сделавшись известным и почитаемым в Эдессе, он, "избегая славы человеческие и почитания", садится на корабль, чтобы отправиться в Киликию, где его никто не знал и не мог знать. Но "смотрением Божиим, не хотя" – вопреки желанию, был привезен в Рим и здесь, строением свыше, нашел приют в доме отца, как никому не известный, бесприютный нищий, безропотно перенося все лишения и невзгоды, на глазах горячо любящих его и постоянно оплакивающих родителей и осиротевшей супруги. В таком смирении и терпении Алексий прожил в доме отца еще 17 лет. Только после его смерти обнаружилось, кто был нищий. Память его 17 марта.

Алектромантия

Алектромантия – суеверный способ гадания. Он состоит в том, что по деревням во время святок снимают ночью с насестов кур и, принося их в горницу, дают им клевать хлебные зерна (пшеницы и пр.); при этом считают количество зерен, склеванных курами, чем и стараются определить свою будущую судьбу. Этот способ предвещания есть не что иное, как остаток греческой алектромантии, или птицеволхвования. Греки производили его таким образом: начертив на земле круг, делили его на 24 части, в которых писали буквы своей азбуки и при каждой букве клали по хлебному зерну, петуха же сажали в середину. Затем они старались вывести предсказываемое слово по тем буквам, около которых петух склевывал зерна.

Алеутская и Североамериканская епархия

Алеутская и Североамериканская епархия – православно-русская епархия в Сев. Америке, прежде называвшаяся А. и Аляскинскою (Российско-американские владения, XXVII, 122 - 125). Учреждена 10 июня 1870 г. В Α. епархии два викариатства: аляскинское и бруклинское. Прихожане состоят из русских, галичан, угрорусов, буковинцев (и волохов), сербов и других славян, греков, сиро-арабов, креолов, индейцев, алеутов, эскимосов, других народностей (эстонцев, американцев и проч.) Они составляют 50 приходов, в том числе пять сиро-арабской миссии. Церквей было до 60, часовен и молитвенных домов 74. Три двухклассных миссионерских школы. Епархиальным органом был "Американский Православный Вестник", выходивший в Нью-Йорке 2 раза в месяц. Раз в месяц выпускались приложения к нему на английском языке. Для инородцев в Аляске издано в 1903 г. Евангелие от Луки на алеутско-лисьевском наречии. "Церковные Ведомости" за 1900, 1903 и 1904 гг. (NoNo 11, 13 - 14 и 47).

Алешковский Успенский

Алешковский Успенский - нештатный общежительный женский монастырь, в Алешковской слободке, Днепровского уезда, Таврической губ., основан в 1864 г.

Алимпий

Алимпий – киево-печерский чудотворец и древнейший русский иконописец, учившийся у греческих мастеров в конце XI в. Составитель его жития, Поликарп, рассказывая о талантах и прилежании его, говорит, что заработанные деньги А. делил на три части: на одну покупал материалы, другую отдавал бедным, а третью – в монастырь, и трудился, "не даяше себе покоя день и нощь" (Патерик, 1702, Киев, стр. 159).

Алипий

Алипий – ученик и друг блаженного Августина, в 385 г. отправился вместе с ним в Медиолан и обратился из манихейства в православие, будучи крещен еп. Амвросием в 387 г. накануне Св. Пасхи. В 391 г. А. сделался настоятелем монастыря на Иппоке, в 394 г. был избран епископом тагасинским. В 403 г. был на карфагенском соборе. О последних днях его жизни неизвестно. Римская церковь творит его память 15 августа.

-----------------------------------

(греч. – беспечальный) – преп., столпник.

Алким

Алким (ΑΛΚΜΟΣ, вероятно, из еврейского Элиаким или, по Флавию Иосифу, Иоаким) – был поставлен первосвященником у евреев сирийским царем Дмитрием Селевкидом и водворен в эту должность его полководцем Вахтидом, в 161 г. до Р. Хр. (I Макк. 7, 5. Флав. Иос. I. с.). Ненавидимый евреями, как иноземный ставленник и приверженец греческих нравов, А., по усилении в том же году власти Маккавеев, был вынужден снова удалиться в Антиохию, где он жалобами и наветами на своих единоверцев вызвал новое нашествие на Иудею сирийцев под предводительством Никанора и был вновь водворен в Иерусалиме помощью иноземного войска. Под этою защитою А. продолжал дело эллинизирования евреев, т. е. слияния их с греками, и с этою целью распорядился разрушить во дворе храма стену, отделявшую место, куда дозволен был доступ язычникам, но в то время, как повествует хроникер (1 Мак. 9, 54 - 56), он был поражен ударом и умер в тяжких мучениях. Случилось это в 23 день месяца Хешвон (в ноябре 159 до Р. Хр.), и по окончательномвосторжествовании Маккавеев день этот был назначен народным праздником.

Алконос

Алконос – мифическая птица. "Алконос, или алконост", – читаем мы в азбуковниках: и вьет себе гнездо у самых берегов моря, и здесь кладет яйца. Детей выводит в зимний год (в зимнее время). Когда станет приближаться время вывода детей, алконост вынимает яйца из гнезда, ввергает их в морскую глубину, а сам садится на поверхности моря. В это время умолкают ветры, и морская вода не движется до тех пор, пока – в течение седми дней – алконост сидит на гнезде и пока не выведутся птенцы и познают своих родителей". Птица алконос, или алконост, представляется на лубочных картинах полуженщиной-полуптицей, с большими разноцветными перьями и девичьей головой, осененной короной и ореолом, в котором иногда помещена краткая надпись. В руках алконост держит райские цветы, а на другом изображении – развернутый сверток с объяснительной надписью. Во всех изображениях алконост называется райской птицей и обыкновенно становится рядом с птицей Сирин, от которой отличается только тем, что у алконоста постоянно венец на голове, а у Сирина одно только сияние. Значение их также тождественно, с тем лишь различием, что в некоторых описаниях алконоста упоминается, как место его пребывании, река Евфрат.

Алкуин

Алкуин (Alcuinus) – замечательнейший ученый VIII стол. в смысле ума, знаний и влияния на научное образование своего времени. Он был другом, учителем и советником Карла Великого, происходил из знатного англосаксонского рода; род. около 735 г. Будучи еще ребенком, предназначен к духовному званию; он воспитывался в Йоркской школе и получил прекрасное образование благодаря тому, что пользовался особенным вниманием со стороны самого архиепископа Эгберта. Преемник Эгберта, Эльберт, взял однажды А. во время поездки своей в Рим с собой и потом передал ему ведение Йоркской школы. В образовавшемся при дворе Карла кружке ученых А. известен был под именем Флакка Альбина. В устроенной Карлом придворной школе (schola palatina) А. поручено было преподавание; его же надзору представлено было несколько монастырей, в которых он заботился о распространении просвещения. Большинство школ во Франкской монархии обязано своим основанием Α., существовавшие же до него он старался улучшить. Между прочим, он основал школу в переданном ему в 796 г. Карлом знаменитом монастыре св. Мартина в Туре и устроил ее по образцу Йоркской; покинув в 801 г. двор, он переселился в Тур и сам взял на себя преподавание в школе; отсюда он вел довольно оживленную переписку с Карлом. А. умер 19 мая 804 г. Из многих богословских сочинений его особенно замечательны: "De ffde sanctae et individuae Trinitatis" и "De ratione animae". Кроме того, ему принадлежит много сочинений о начальном преподавании философии, математики, риторики и грамматики, которые представляют, правда, по большей части только компиляции из Боэция и Исидора; затем остались еще после него стихи и масса писем. Он владел греческим, латинским и еврейским языками.

Алла

Алла – св. мученица, из числа 26 муч. готфских, пострадала около 375 г. Память 26 марта.

Аллах

Аллах (образовано из числа al и арабского слова ilÀh) – по толкованию арабов, должно обозначать "достойный (или достойное) молитв", но происходит, несомненно, от древнесемитического имени Бога "Эль"; это – арабское имя единого Бога, почитание которого возведено для арабов в обязанность Мохаммедом. Когда Мохаммед, вследствие своих частых соприкосновений с евреями и христианами, убедился в истинности монотеистического учения, он примкнул к этому распространенному в народе верованию в А. и перенес на этого последнего, – конечно, сильно видоизмененное – еврейское понятие Бога. Мохаммедово представление об этом Боге, – как оно изложено в коране, – чисто, полно достоинства и стоит выше национального суеверия и восточной страстности. Прежде всего, он, в противоположность многобожию и некоторым ложно понятым иудейским и христианским догматам, подчеркнул решительно единство Бога, именно в словах символа веры: "Нет бога кроме Бога" (Α.). Различные качества Бога, распределенные на 99 Его имен, образуют мохаммеданские четки, заключающиеся именем А., как сотым, вмещающим в себе все прежние эпитеты.

Аллегорическое изложение

Аллегорическое изложение – А. называется такое изложение, при котором предполагается, что автор думал и желал дать понять нечто другое, чем то, что говорят слова и форма его речи, обыкновенно – нечто более отвлеченное. В собственном и определенном смысле это изложение бывает применяемо только к письменным сочинениям религиозного содержания, так как в них легче всего удержать принцип аллегорического изложения относительно почитаемого большею частью вдохновенным свыше документа и вместе с тем избежать противоречия с изменившимся религиозным убеждением. Этот способ изложения очень стар и был в употреблении еще у индийцев. Отсюда он перешел в Палестину к иудеям, между которыми его приверженцами были, по Иосифу, фарисеи, по Филону – также и эссенцы. Больше всего пользуется А. в своих сочинениях Филон, а от него его переняли александрийские богословы христианской церкви и применяли искусно, свободно и остроумно, но без твердых принципов. Новоплатоники, первоначально не расположенные к А., мало-помалу усвоили его себе от иудеев и христиан и применяли равно к древним мифам, как и к гомеровым песням.

Аллегория

Аллегория – религия, любовь, справедливость, раздор, слава, война, мир, весна, лето, осень, зима, смерть и т. д. изображаются и представляются, как живые существа. Прилагаемые этим живым существам качества и наружность заимствуются от поступков и следствий того, что соответствует заключенному в этих понятиях обособлению. Сильнее всего аллегория властвовала в поэзии и искусстве средних веков, с конца XIII столетия.

Аллилуйарий

Аллилуйарий – стих св. писания, произносимый за пением "аллилуйя", для которого он вместе с "аллилуйя" служит как бы предисловием. Он читается после пения "аллилуйя", от которого и получил свое название. Аллилуйарий называется также словом "аллилуйя". Так как "аллилуйарий" имеет кроме отношения к евангелию иногда еще отношение и к службе, то называется: "аллилуйя дня", "аллилуйя гласа", "аллилуйя праздника". Напр., на Рождество Хр. "аллилуйарий" следующий: аллилуйя, гл. 5. "Рече Господь Господеви моему", "Жезл силы пошлет ти Господь от Сиона", "Из чрева прежде денницы". Аллилуйи печатаются в Служебнике.

Аллилуйя

Аллилуйя – хвалите Господа. Слово это часто встречается в псалмах Давида и в разных других местах В. и Н. Зав. Вся Псалтырь, по преимуществу содержащихся в ней хвалений и славословий Богу, называется книгою хвалений; но в еврейском тексте особенно озаглавливаются этим названием 10 псалмов: 105, 110 - 112, 116, 134, 145, 148 - 150. Псалмы 112 - 117 назывались великое аллилуйя и употреблялись в праздники, напр., новомесячия, Пасхи, Пятидесятницы, Кущей. Может быть, из числа этих псалмов был и тот гимн, который воспет был Господом после Тайной вечери (Мф. 26, 30). Аллилуйя и одно, само по себе, как самостоятельная песнь, и в древности воспевалось народом и употребляется и в христианской церкви.

Аллокуция

Аллокуция – дипломатический термин, означающий речь папы к собранию коллегии кардиналов, касающуюся вообще отношений между римской кафедрой и иностранными государствами; в частности, она служит объяснением папской политики и часто представляет собою оговорку или протест.

Алляций

Алляций (Лев, 1586 - 1669) – писатель, олатинившийся грек. Он старался показать, что между римской и греческой церквами во всем и всегда существовало согласие. Проповедовал полное подчинение папе, как единому, обладающему непогрешимостью. Главные труды А.: "De ecclesiae occidentalis atque orientalis perpetua consensione libri tres" (Кельн, 1658); "De utriusque ecclesiae occidetalis perpetua in dogmato de purgatorio consensione" (Рим 1655); "Graeciae orthodoxae tomi duo" (Рим, 1652 - 59). Труды А. не лишены значения для науки, хотя проникающая их тенденция заставляет относиться к ним со строгой критикой. Его огромная переписка (до 1000 писем на греч. и лат. языках) хранится в библиотеке ораторианцев в Риме.

Алмаз

Алмаз (или адамант) – самый твердый и самый чистый из драгоценных камней, обыкновенно бесцветный, прозрачный, но встречаются алмазы и с разными цветами (окрашенные). Их находят в виде отдельных зерен. Обыкновенное место их – Ост-Индия; находят также в Бразилии, в Уральских горах, в Саксонии и в других местах.

Алмазов Ал. Ив.

Алмазов Ал. Ив. – доктор церковного права, профессор Новороссийского унив. Окончил курс Тамбовской семинарии, Казанской дух. акад. С 1885 г. состоял преподавателем литургики в Симбирской семинарии, с 1887 г. экстр. проф. Новорос. унив. по кафедре церковного права, а затем орд. проф. и дек. факульт. За магистерское сочинение. "История в чинопоследовании крещения и миропомазания" он получил премию преосвящ. Макария. Докторская диссертация – "Тайная исповедь в правосл. восточной церкви".

Аломантия

Аломантия – гадание посредством соли, известное еще древним народам. Соль, подобно муке, играет важную роль в народной символике, почему и составляет содержание многих поверий (договоры, союзы, клятвы во имя соли, предвещание ссоры, просыпка соли и т. п.). В древней Руси соль клали в церкви под престол, для получения целебной ее силы; Стоглавый собор воспретил это. Но и до сих пор в гадания, особенно святочные, на Руси соль прилагается многообразными способами.

Алоэ

Алоэ (алойное дерево) – встречающееся в св. Писании, не надобно смешивать с кустарным алойным растением, африканского происхождения, которое разводили в роскошных садах Палестины и разводят в наших оранжереях для украшения, которое имеет толстые и сочные листья и содержит в себе горький, смолистый сок, употребляемый как лекарственное средство. Алойное дерево – это большое, крепкое и тенистое дерево, весьма красивое на вид, горькое на вкус, но имеющее сильный и весьма благовонный запах, и потому у всех восточных народов употребляется как самый драгоценный фимиам, для курения во дни радости, во время пиршеств; алоэ также, вместе с другими душистыми веществами, наполняли комнаты, где полагали умерших. В священном писании алоэ, по своему благовонию, поставляется вместе со смирною и касиею. Алойное дерево преимущественно растет в Ост-Индии, Сиаме, Кохинхине и оттуда развозится по другим местам.

Алфавит

Алфавит – этим названием обозначается ряд письменных знаков, расположенных в известном постоянном порядке и передающих приблизительно полно и точно все отдельные звуковые элементы, из которых составлен данный язык. Алфавит в первый раз является у финикиян, когда они заняли дельту Нила и познакомились с египетским письмом. Это могло случиться за 2000 лет до Р. Хр.; но самый древний финикийский писанный памятник относится ко времени ок. 1000 лет до Р. Хр. От финикиян переняли алфавит греки: они оставили без резких перемен форму финикийских букв, сохранили их звуковое значение, даже их названия и порядок, в котором следуют одни за другими. Притом некоторые знаки оказались излишними, и напротив, некоторые звуки греческой речи не могли быть передаваемы финикийскими знаками. Должно было создать несколько новых знаков, которые в различных местах имели разнообразную форму и выражали не везде один и тот же звук; когда и кем были изобретены эти знаки – неизвестно. Алфавиты (именование произошло от первых букв греч. алфав. ΑΛΦΑ и ΒΗΤΑ и стало общим для всех звуковых систем) разделяются на несколько систем, сходных одна с другою в отношении порядка и формы букв, но различных по их количеству и значению; греческий алфавит дал начало еще албанскому, обоим церковно-славянским, готскому Ульфилы, занявшему притом часть форм у рун. Позднейшее, так называемое готическое письмо, которым писались и печатались западно-европейские (и западно-славянские) книги в средние века, происходит не из древнего готского Ульфилы, а прямо из латинского. Латинский алфавит с течением времени распространился по всем частям света.

Алфей

Алфей – имя нескольких библейских лиц: 1) отец Левия, несомненно, одно и то же лицо с ап. Матфеем, 2) отец апостола Иакова меньшего, тождествен, по-видимому, с Клеопой, мужем Марии, сестры Богоматери, называемой матерью Иакова меньшего. Пам. 26 мая.

-----------------------------------

– св. мученик, пострадал вместе с Александром и другими при Диоклетиане, в разных местах Μ. Азии. Пам. 28 сентября.

Алфий

Филадельф, Киприан, Онисим, Эсмраз и с ними другие 14 ч. – муч., пострадавшие при Декии, в 249 - 251 гг. Пам. их 10 мая.

Алфионов Яков Иван.

Алфионов Яков Иван. – магистр богословия Каз. дух. акад., сын свящ. г. Саратова, образование получил в Саратовской дух. семинарии и дух. академии, где в течение IV курса изучил исторические науки. В 1874 г. допущен к чтению лекций по общей истории, в 1878 г. назначен преподавателем истории и географии по мин. нар. просв. в Оренбургский учительский институт, в настоящее время директор классической гимназии в Перми. Магистерская диссертация его – "Импер. Юлиан и его отношение к христианству".

Алхимия

Алхимия – извлечение из составных веществ чего-то другого и составление из этого другого чего-то редкого (напр., золота), доселе не открытого. Алхимия, как способ добывать из простых элементов золото, процветала в средние века.

Альберт Великий

Альберт Великий – знаменитый схоластик, род. в Лауингене, в Баварии, в 1193 г.; умер в Кельне в 1280 г. Весьма плодовитый и многосторонний писатель, получивший в ученом мире прозвание doctor universalis; посредством свободного воспроизведения системы Аристотеля сделал ее доступной разумению своих современников. Он воспроизвел не греческий подлинник, а арабские переводы и комментарии.

Альбигойцы

Альбигойцы – заимствованное от города Альби в Тарнском департаменте название одной распространенной в южной Франции церковной секты, усвоившей религиозные принципы кафаров и их позднейших последователей – вальденсов. Сторонники этого направления явились еще в начале XI столетия и вообще считались преемниками манихеев. Они проповедовали апостольское христианство и вели простую, строго нравственную и уединенную жизнь. Поэтому их называли сначала "добрыми людьми", но "людьми темными", а после первого отлучения их от церкви, произнесенного на соборе в Тулузе, созванном папою Каликстом II (1119), стали звать "тулузскими еретиками". Это отлучение было в 1139 г. подтверждено Иннокентием II. На соборе, созванном лодевским епископом в Ломбе близ Альбы в 1176 г., они открыто высказывались насчет своего учения. Несмотря на то, они впоследствии подверглись сильному подозрению, именно в дуализме, отвержении учения о Пресвятой Троице, таинств причащения и брака, отрицании смерти и воскресения Иисуса Христа и т. п. Наконец папа Иннокентий III в в 1209 г. возбудил крестовый поход против них. Легаты – Арнольд, аббат Сито и Мило взяли приступом главный город его племянника Рожера – Безьер, и приказали умертвить 2000 его жителей без различия вероисповедания. "Убивайте их всех!" – воскликнул Арнольд, – "Господь отличит Своих и защитит!" Не лучше обошелся Симон Монфорд, граф Лейчестерский, предводительствовавший крестоносцами под руководством легатов, с другими местами во владениях Раймунда и его союзников, из которых Рожер безьерский погиб в темнице, а король Петр арагонский убит в сражении при Мюре в 1213 г.

Альбов (Михаил Павлович)

Альбов (Михаил Павлович) (Михаил Павлович) – род. в 1843 г., поэт, воспитанник СПб. дух. академии, профессор богословия в лесном институте. Труди Α.: "Апокрифические евангелия" (СПб., 1872, магистерская диссертация); "Курс церковного права" (СПб., 1882); "Очерк христианской апологетики" (СПб., 1902).

Альманах

Альманах (от араб. al-mana, время, мера) – слово, которое Западная Европа заимствовала у арабов вместе с делом. Так назывались, под конец средних веков, не только на Востоке, но и на Западе, астрономические эфемериды, или таблицы вроде календарных, к которым обыкновенно присовокуплялись еще астрологические и другие примечания. В XVII веке начали к обыкновенным календарным сведениям прибавлять астрологические заметки, предсказания и разные другие известия. Наконец календарные известия стали даже исчезать, и перевес взяли литературные произведения, имеющие целью занимать или поучать читателей.

Альт

Альт (итал. alto или contralto, франц. haute-contre) – происходит от латинского altus, что означает высокий; первоначально назывался голос, который был выше тенора (исполнявшего главную мелодию: cantus formus), иначе наз. фальцетто. В настоящее время А. обозначает низкий голос у женщин и мальчиков. Он считается вторым из четырех главных родов человеческого голоса: сопрано, альт, тенор и бас, и подобно трем остальным является в различных степенях. Поэтому различают низкий и более высокий альт. Объем первого простирается приблизительно от f в малой октаве до f или g во второй октаве, тогда как границы второго определяются одним или двумя тонами выше (от а в малой октаве до а во второй октаве). По своему объему высокий альт совпадает с меццо-сопрано, и оба голоса часто смешиваются друг с другом, тогда как, по естественному строению этих голосов и соотношению регистров, они легко отличимы. Женский А. состоит из двух регистров (голос), пределы которых доходят до h в первой октаве, у детских же мужских альтов несколькими ступенями ниже. В учении о гармонии, преимущественно в четырехголосных сочинениях, альтом называется второй верхний голос. Альтовым ключом, или знаком, в котором пишется партия альта, называется общеупотребительный ключ С, пишущийся на третьей линии нотной системы.

АЛЬТРУИЗМ

АЛЬТРУИЗМ – слово, вошедшее в обращение благодаря Огюсту Конту, для обозначения отношения человека к окружающей его среде, противоположное эгоизму, означает любовь к ближним, способность к самопожертвованию в интересах последних. Не следует смешивать с христианской любовью к ближним, так как ее мотивы и основания известны только в христианстве в их чистом и цельном виде (отношение Бога к миру и человеку, отношение человека к Богу, творение человека, падение его, искупление). Христианская любовь характеризуется как самопожертвование и служение ближним, не связанное никакими расчетами.

Альфа и Омега

Альфа и Омега – первая и последняя буквы греческого алфавита. Альфою и Омегою называет себя Господь, как первый и последний, как начало и конец всего. Это краткое, но самое величественное и знаменительное имя, усвоенное Себе И. Христом. Оно выражает Его Божество, Его вечность, Его творческое могущество и единство с Отцом. Как Он есть начало и основание всех тварей, который прежде всего и все Им и в Нем состоит, так Он есть и конечная цель всего; все к Нему должно стремиться и в Нем иметь свою силу, свое утверждение, свой мир, свою полноту и совершенство. Он вождь и царь над всем творением на небе и на земле. Под Его главою все должно соединяться, небесное и земное. Он полнота всего, и все собою наполняет; Он совершитель царства Божия и нашего спасения, в котором все отделившееся должно возвратиться к своему началу; Он ключ и разрешение всего.

Альцог

Альцог (Иоганн) – католич. церковный историк, род. 29 июня 1808 г. Благодаря своей докторской диссертации, "Explicatio catholicorum systematic de intepretatione litterarum sacrarum" (Мюнстер, 1835), А. в 1834 г. был назначен профессором при священнической семинарии в Позене; в 1845 г. он был уже членом капитула каноников и профессоров при семинарии в Гильденсгейме, а в 1853 г. духовным советником и профессором духовной истории во Фрейбурге. В 1863 г. А. вместе с Деллингером и Ганебергом созвали собрание католич. ученых в Мюнхене. В 1869 году, приглашенный в члены догматической комиссии для предварительных работ к Ватиканскому собору, он был единственным богословом, высказавшимся против провозглашения догмата о папской непогрешимости. По принятии этого последнего, он подчинился решению собора и отнесся неодобрительно к образованию старокатолицизма. † 28 февр. 1878 г.

Алякрицкий

Алякрицкий – знаток русского церковного пения; состоял певчим придворной капеллы во 2-й половине XVIII в. Ему приписывают "Проект напечатания древнего российского крюкового пения", редкий список которого хранится в СПб. в Публичной библиотеке.

Амалик

Амалик – сын Елифаза, сына Исавова, от наложницы Фимны, или Фомны. Он полагается в числе старейшин Исавовых. Впрочем, столь известные в истории амаликитяне, может быть, не от него ведут свое начало.

Амаликитяне

Амаликитяне – кочевой народ, живший на юге Палестины, в каменистой Аравии, между Идумеей и Египтом, в пустынях Син и Фаран, на севере Синайского полуострова. Относительно происхождения их мнения различны. Одни производят их от Амалика, сына Елифаза, первенца Исавова. Другие считают древнейшим, самостоятельным народом Аравии. Как бы то ни было, только амаликитяне являются в св. Писании древним, многочисленным, самостоятельным и сильным народом.

Амалфея

Амалфея – мифологическое имя козы, молоком которой вскормлен Юпитер. Рог ее, по сказанию, источал и амброзию. Слово замечательно тем, что употребляется в богослужебных книгах церковных в сочетании "Амалфеев рог".

Аман

Аман – известный вельможа персидский, любимец царя Артаксеркса, враг иудеев, задумавший истребить их, но прежде исполнения этого замысла сам повешенный на виселице, которую приготовил для привратника царского, иудея Мардохея.

Аманд

Аманд – епископ местрихтский, миссионер среди французов в царствование Дагоберта I и Зигберта III; рукоположен был в сан священн. при гробе Св. Мартина; не будучи в состоянии управлять своим духовенством, отказался от епископии, снова стал миссионером в 647 г. Умер между 661 - 684 г., называется "апостолом Бельгии".

Амасия

Амасия – бодрый, крепкий. 1) Царь иудейский, сын Иоаса, казнил убийц своего отца; одержал победу над идумеями, омрачил себя при этом жестокостью и языческим идолослужением. Воевал без причины с Иоасом, царем Израильским, был побежден и взят им в плен. По смерти Иоаса царствовал еще 15 лет и наконец был убит заговорщиками в Лахисе. 2) Отец Иосии, одного из князей племен Симеонова. 3) Из предков певца Эфана, Левитов, потомков Мерари, сына Левия. 4) Сын Зихри, из начальников тысяч Иудиных, имевший под начальством 200 тыс. воинов, во дни Иосафата, посвятивший себя Господу. 5) Священник Вефильский при царе Иеровоаме 2-м, старавшийся удалить пророка Амоса, чтобы тот не пророчествовал в Израильской земле.

Амвон архиерейский

Амвон архиерейский – возвышенное место, устраиваемое во время архиерейского служения среди храма. Большею частью он имеет две ступени. В богослужебных книгах он называется еще "облачальным местом", "уготованным местом", "рундуком". На амвоне архиерей облачается в ризы и совершает некоторые службы, напр., молебны, панихиды. Во время литургии он пребывает на нем до малого входа. На амвоне ставится седалище для архиерея, называемое кафедрою, на которую он иногда садится, напр., во время чтения часов и др.

Амвросий Александрийский

Амвросий Александрийский – друг Оригена, был диаконом и сделался исповедником во время гонения Максимина в 235 г., учитель Оригена.

Амвросий (Ключарев)

Амвросий (Ключарев) (А. И. Ключарев – в мире) – архиепископ, сын свящ. Владимир. епархии, род. в 1820 г., по оконч. моск. дух. акад. назначен профессор. философии в вифанскую семин., в 1848 г. рукоположен во священника к церкви Казанской у Калужских ворот, в 1860 г. стал издавать журнал "Душеполезное чтение", в 1864 г. возведен в сан протоиерея, в 1877 г. принял монашество, в 1878 хиротонисан во епископа можайского, в 1882 назначен архиеписк. харьковским и ахтырским. В харьковской епархии ввел единообразный церковный напев при посредстве бесплатной школы при архиерейском хоре для псаломщиков, учредил несколько крестных ходов с чудотворными иконами, на месте крушения царского поезда учредил скит, в память чудесного спасения устроил серебряный колокол на собранные от духовенства деньги на колокольне кафедрального собора, преобразовал местные епархиальные ведомости в философско- богословский журнал "Вера и разум". † 1901 г. Проповеди его, изданные пока в 2-х томах,затрагивают злободневные темы и очень интересны.

Амессай

Амессай – сын Иефера и Авигеи, сестры Давида, и поэтому племянник Давида; начальствовал над войском Авессалома, был разбит, но тем не менее предназначен был Давидом в преемники Иоаву и в конце концов пал от руки Иоава.

Аметист

Аметист – прозрачный, кристалловидный драгоценный камень смешанных цветов – от красного до белого, от голубого до фиолетового, но чаще фиолетового цвета. Это род кварца, или чистого кремнезема. Еврейское название этого камня объясняют его твердостью, другие – дремотою, которую будто бы наводит он, когда его носят при себе. Греческое название означает "непьяный, противодействующий опьянению"; древние греки приписывали ему свойство предохранять от опьянения. Плиний объясняет греческое название цветом этого камня, похожего на цвет вина.

Аминь

Аминь – слово это, с еврейского: истинно, верно, да будет, употребляется различно, напр.: 1) в подтверждение истины и непреложности произносимых слов; 2) также – судов и определений Божиих; 3) в удостоверение истины и непреложности божественных обетований; 4) для означения истины долга, хвалы и славословия Богу; 5) в знак согласия, также желания исполнения обещаний; 6) как заключительная форма молитвы, в подтверждение ее истины с надеждою услышания; 7) как самая истина в ее воплощении и олицетворении – сам Господь наш И. Христос; 8) как заключение и конец книги.

Аммиан-Марцеллин

Аммиан-Марцеллин – родом из Антиохии, в молодости изучал философию, вступив в войска, сопровождал Юлиана в войне против персов; впоследствии занялся в Риме историческими науками и там умер в 400 г. Написал Римскую историю в 31 кн., но 13 из них затеряны, с 353 г. интересны его книги для истории Христовой церкви.

Аммон

Аммон – сын Лота от младшей дочери его, родоначальник аммонитян.

-----------------------------------

– преп. Печерский. Мощи его покоятся в Феодосиевой пещере, память совершается 28 августа.

Аммоний

Аммоний – прозванный Сакк (мешок), потому что в молодости был посыльник и ходил с мешком; жил в Александрии, основал александрийскую школу философскую во II в., его уч. Плотин.

Аммоний Александрийский

Аммоний Александрийский – христианский философ, написавший "Гармонию Евангелий", но она до нас не дошла.

Аммонитяне

Аммонитяне – народ, происшедший от младшей дочери Лота и обитавший в восточной стороне Иордана, выше родственных ему моавитян, около гор Галаадских, между реками Иавоком и Арноном. Ныне нет и следов аммонитян, как народа, и никого не называют их именем, и никто не считает себя их потомками. Остаются только одни развалины их деревень и городов, свидетельствующие о древнем их могуществе и силе. Главный город их есть в собственном смысле "стойло верблюдов" и место для лежания стад; вся страна, прежде столь многолюдная и цветущая, теперь обращена в обширную пустыню; везде видны развалины древних городов; на каждом шагу видны следы разрушенных храмов, публичных зданий, греческих церквей; вся страна представляет собою лишь обширное пастбище, густо усеянное стадами бедуинов, которые одни господствуют теперь в этих странах со стадами своими.

Аммун

Аммун – диакон, св. муч., и с ним 40 дев постниц, котор. он просветил Христовым учением; взяты в Адриаполе в гонение Ликиния и замучены в Ираклии; 10 из них сожжены, 8 с А. усекнуты мечом. Пам. 1 сент.

Амон

Амон – древнее египетское божество, особенно почитаемое в древних стовратных Фивах, которые отсюда и название имели: Но – Амон, т. е. Фивский Амон. Древнейшее место его почитания был город Мероэ – в Эфиопии. Во время господства и преобладания Фив он был почитаем за одно с верховным божеством солнца – Ра – и назывался Амон-Ра, что значит господин солнца или неба. Из Фив почитание его распространялось и в пустынях Ливии, где в оазисе Сива находился знаменитый его оракул, которого в свое время посетил Александр Македонский. Потом распространилось и по всему северному берегу Африки и перешло и в Грецию, и в Рим. Здесь, во время смешения разных народных религий, ему дано название Зевса-Амона и Юпитера-Амона, потому что греки и римляне ставили его наравне со своим главным божеством Зевсом, или Юпитером, а потому и город Фивы греки называли великий город Зевса. В лице Амона, или Аммона, египтяне боготворили солнце (Ра) и притом солнце в его юной, весенней силе, в знаке овна; отсюда его и изобразили с головою овна или барана с рогами, и в его храме подле него содержался живой священный овен, как его символ. Самое слово амон с египетского или коптского означает дающий свет, податель света, и по иероглифическим подписям означает божество солнца, тождественное с финикийским божеством – Ваалом.

Амонин

Амонин – св. муч., пострадавший вместе с Иероном и его дружиной при Диоклетиане, пам. 7 ноября.

Аморийские муч.

Аморийские муч. – 42, в числе их Феодор, Константин, Каллист, Феофил и др. – были взяты в плен сарацинами в гор. Амории, во Фригии, в 84 г., отведены были в Сирию, 7 лет находились в темнице, потом усекнуты один за другим мечом 7 марта, в 847 г. Память их 6 марта.

Амос

Амос – пророк из 12 малых пророков, родом из Фекои, города колена Иудина. Сначала он был пастухом и разводил сикоморовые деревья. К пророческому служению призван он в царствование Озии, царя иудейского, и Иеровоама 2-го, царя Израильского, за два года до землетрясения, бывшего в дни Озии, и следовательно, в начале царствования Озии и в конце царствования Иеровоама. Он был современником пророков Осии, Иоиля и частью Исаии, который также пророчествовал во дни Озии, и после него во дни Иоавама, Ахаза и Езекии, царей иудейских. Хотя в это время не только царство иудейское, но и израильское, при счастливых завоеваниях Иеровоама, находились еще в силе, но нравственное и религиозное состояние, особенно в царстве израильском, находилось в крайнем упадке. Роскошь, распутство, своеволие, несправедливость знатных и богатых, притеснение и угнетение бедных не знали пределов. Бог давал им свои вразумления (засуха, саранча, моровая язва, землетрясение), но они не имели никакого действия. Обличительная и грозная проповедь Амоса встречала сильное сопротивление особенно со стороны жрецов идольских. С особенною силою против него восстал главный жрец Вефильский, Амасия, который жаловался царю, что Амос производит возмущение против него в его царстве и повелел ему удалиться в землю иудейскую, что он и сделал. Последующая жизнь и судьба пророка неизвестна. Память его празднуется 15 июня.

Амрафел

Амрафел – царь Сеннаарский, один из союзников Кедорлаомера, царя Эламского, в войне против царей содомского, гоморрского и других во дни патриарха Авраама, сделавший нашествие на Палестину, чтобы упрочить в ней свое иго. Против них соединились цари Пятиградия, но были разбиты. Эламиты разграбили затем Содом и Гоморру, часть жителей увели в рабство; среди них был и Лот; его дядя Авраам настиг их у источников Иордана и отнял добычу. До эпохи ассириологических открытий рационалисты считали эти события сказочными, но теперь установлен безусловно, благодаря клинообразным надписям, их исторический, соответствующий Библии, характер (2000 лет до Р. Хр.).

Амфиан

Амфиан – Аппиан и Едессий, брат его, св. муч., пострадавшие при Максимиане, в 306 - 308 гг., первый в Кесарии, второй в Александрии. Дети богатых и знатных родителей, они получили прекрасное образование. Возмущенные жестокими преследованиями христиан, они сами явились к судьям и протестовали; сначала подверглись мукам, а потом, искалеченные, брошены в море. Пам. их обоих 2 апр.

Амфиан, Виктор и дружина их

Амфиан, Виктор и дружина их – св. муч., мученически скончавшиеся в Африке. Пам. 2 апр.

Амфилохий (Константинович)

Амфилохий (Константинович) (Константинович) – гробовой иеромонах Ростовского Яковлевского монастыря, сын свящ. г. Ростова, род. в 1748 г., с 1765 г. служил причетником при церкви Иоанна Милостивого в Ростове. Овдовев в 1777 г., он поступил через 2 года в Ростовский монастырь, в 1779 г. принял монашество, в следующем году посвящен в иеромонахи и назначен благочинным, гробовщиком и уставщиком. Его аскетические подвиги приобрели ему широкую славу. Скончался 26 мая 1824 г. Его 2 раза посетил Император Александр II.

Амфилохий (Сергиевский)

Амфилохий (Сергиевский) (в мире Пав. Ив. Сергиевский) – казанский епископ. Будучи студ. моск. дух. акад., принял монашество, в 1852 г. получил настоятельство в Ростовском Борисоглебском монаст., в 1845 г. издал свое сочинение о трех обетах монашества, написал много палеографических трудов, за которые получал неоднократно ученые премии от акад. наук, в 1888 г. хиротонисан во еп. угличского, викария ярославск. епархии, с пребыванием в Ростове. Здесь преосв. и скончался в 1893 г. Был почетным членом многих ученых иностр. учрежд.

Амфитеатров Е. Вас.

Амфитеатров Е. Вас. – профессор. Сын свящ., род. 1815 г., оконч. пет. дух. акад., с 1848 г. состоял профессором по каф. словесности. В 1873 г. избран городским головою Сергиева Посада, где наход. моск. дух. акад. Скончался в чине д. с. с. 17 мая 1888 г., был даровитым преподавателем.

Амфитеатров Як. Космич

Амфитеатров Як. Космич – проф. Сын причетника, род. в 1802 г. в Орловск. епарх., в 1829 г. окончил курс киевской дух. акад. со степенью магистра. Имел большое влияние на своих слушателей, повлиял на разработку и направление гомилетической науки.

Анабаптисты, баптисты меннониты

Анабаптисты, баптисты меннониты - последователи Шторха, Фомы Мюнцера и Иоанна Лейденского; отвергая крещение младенцев, они перекрещивают приходящих к ним. Меннонитами они названы по имени Меннона Симониса, устроившего их общество в 1536 г.; живут в Америке, Англии, Бельгии и в России, среди немцев-колонистов. Учение русских анабаптистов изложил свящ. Иоанн Каллистов.

Анаволий

Анаволий – белая одежда, надеваемая на крещаемого.

Анакатарсис

Анакатарсис (с греч. – ревизия, пересмотр) – так называется сборник в 50 кн., изданный импер. Василием Македонянином и представляющий собой собрание Юстиниановых новелл, остававшихся в действии к этому времени.

Анаклит

Анаклит – имя двух пап. I родом из Афин, занимал римскую кафедру в 79 - 91 г., римская церковь празднует его память 13 июля. II – с 1130 - 1138 г., происходил из богатой еврейской семьи; пользуясь своими средствами, склонил на свою сторону низшее духовенство и население Рима; после смерти Гонория II голоса кардиналов разделились, и между А. II и Иннокентием III началась борьба, во время которой Анаклит умер.

Анаксагор

Анаксагор – знаменитый греч. философ ионической школы, род. ок. 500 г. до Р.

Анаксагор

Хр., умер 72 лет в 428 г. Учение его составляет поворотный пункт в философии. Он считал, что одной материей нельзя объяснить сущности явлений, есть еще высшая причина – разум, которая управляет всем.

Анаксимандр милетский

Анаксимандр милетский – один из первых философов ионической школы, преемник Фалеса, род. в 610 г. и умер в 574 г. до Р. Хр.

Аналав

Аналав – четырехугольный плат со шнурами, пришитыми по углам, объемлет плечи монаха и украшен крестами. Как при пострижении в малую схиму возлагается параманд, так великосхимнику возлагается аналав. Возлагая его, игумен говорит, что великосхимник восприемлет крест свой на рамех и следует Владыке Христу.

Анастасий

Анастасий – архиеп. воронежский, урож. Новгород. еп., в мире Алексей Добрадин, род. в 1828 г., оконч. СПб. дух. академию, магистр богословия, в 1882 г. хиротонисан во епископа выборгского, в 1882-м же году старорусский, в 1888 г. калужский, в 1890 г. воронежский.

-----------------------------------

(с греч. – воскресший) – св. муч., усечен и брошен в море при Диоклетиане, в приморском гор. Далмации, в Солоне. Пам. 25 окт.

-----------------------------------

– 1) св. муч., пострадавший при Диоклетиане вместе с Иулианом, в 313 г., пам. 8 янв; 2) преп., потерпевший гонение от монофелитов вместе с Максимом, пам. 21 янв.; 3) преп. Печерский, живший в XII в., пам. 22 янв., его мощи в Антониевой пещере; 4) и 5) I и II бл., патриархи Антиохийские, скончались – 1-й в 599 г., 2-й в 609 г., ревнители веры, пам. 20 апр.; 6) подвижник Печерский, мощи его в Феодосиевой пещере, пам. 28 августа; 7) св. Болгарский, замученный турками в Солуне, в 1794 г. за отказ перейти в магометанство.

Анастасий (Братановский)

Анастасий (Братановский) (Братановский) – архиепископ., в 1797 г. хиротонисан во еп. белорусского, в 1801 возведен в архиепископа, известен как блестящий проповедник-публицист.

Анастасий Синаит

Анастасий Синаит – св., выдающийся писатель богослов греко-восточной Церкви, жил между 600 - 700 гг., был иноком Синайской обители, много путешествовал по Сирии, Палестине и Египту, обличая еретиков. Память 20 апреля. Написал много сочинений.

Анатолиевы стихиры

Анатолиевы стихиры – стихиры, находящиеся в Октоихе, в воскресных службах на вечерне, на Господи воззвах, по содержанию воскресные. Названы они так по имени составителя их, Анатолия, патриарха Константинопольского V века. Иногда они называются восточными.

Анатолий

Анатолий - патриарх константинопольский, посвящен в 449 г., умер в 458 г., его 2 раза обвиняли в ереси, честолюбии и несправедливости, впервые короновал имп. Льва, автор нескольких церковных песен, участвовал в 4 вселенском соборе. Пам. 3 июля.

-----------------------------------

– еп. Лаодикийский в Сирии, род. в Александрии в 230 г., его сочинения изданы в Париже.

-----------------------------------

– 1) св.-муч., пострадал с Евстафием около 312 г. в Никее. Пам. 30 ноября; 2) св. муч., пострадал вместе с Георгием Победоносцем. Память 23 апреля.

Анатолий (Мартыновский)

Анатолий (Мартыновский) (Мартыновский) – архиепископ. Сын униатск. священ., обративш. в православие в 1793 г., образов. получил в каменец-подольской семинарии, был учителем синтаксимы, в 1822 г. принял монашество, в 1840 – хиротонисан во еписк. екатеринбургского. В 1853 г. назначен архиепископом бессарабским, в 1860 г. удалился на покой и остаток жизни провел в Гербовецком мон. в Бессарабии. Скончался 8 авг. 1872 г. Известен своими писаниями и борьбой с раскольниками и католиками.

Анатолия

Анатолия – св. мученица, пострадавшая вместе с Фотиной самарянкой. Пам. 20 марта.

Анафема

Анафема – отлучение в древней христианской церкви отвергающих или извращающих коренные истины веры, исключение из общества верующих, удаление от общения с верующими. В таком смысле на соборах объявлялась анафема, или отлучение, еретикам и нераскаянным грешникам. В православной церкви обряд отлучения таковых совершается доныне в неделю православия.

Анафематизмы

Анафематизмы – отлучения от церкви. В церковной истории особенно знамениты анафематизмы Кирилла Александрийского против ереси Несториевой, изданные в 12 главах, или членах, и посланные к Несторию с тем, чтобы он отказался от ложного своего учения; но Несторий на это не согласился и после на Эфесском вселенском соборе был предан анафеме.

Предыдущая страница Следующая страница