Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Полный православный богословский энциклопедический словарь (1913)
Алексий

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Алексий

Алексий – митроп., св. и всея России чудотворец, родился в конце XIII в. (между 1293 - 1298 гг.) в Москве, куда отец его – черниговский боярин (Федор Бяконта), перешел на службу (при кн. Данииле Александровиче). При крещении ему было дано имя, по одному житию, Симеона, а по другому – Елевферия. Восприемником его при купели был (впоследствии вел. кн.) Иоанн Данилович, прозванный Калитою. Склонный к духовной монашеской жизни, оно рано научился "книжной премудрости" и двадцати лет ушел в монастырь – московский Богоявленский; в 1304 г. приемлет пострижение с именем Алексия, продолжая усердно заниматься чтением священных и святоотеческих писаний. Спустя свыше двадцати лет времени, озабочиваясь назначением помощника престарелому митр. Феогносту, вел. кн. Симеон Иван. (Гордый) и митрополит назначили св. Алексия митрополичьим наместником, с поручением ведать судные дела епархии и митрополии (в 1340 г.). Такое положение продолжалось 12 лет. В 1350 г. митроп. Феогност впал в неизлечимую болезнь, и вел. кн. Сем. Ив., с согласия митрополита, отправил посольство в Константинополь к императору и патриарху с прошением, чтобы в случае смерти митрополита таковым был поставлен кандидат, посланный из Москвы. Посольство еще не возвратилось, как скончался митроп. Феогност, посвятив незадолго до своей смерти св. Алексия во епископа Владимирского. Вскоре скончался и вел. кн. Сем. Ив. от чумы ("черной смерти"). При преемнике его (брате Ив. Иван.) константинопольское посольство вернулось в Москву и привезло согласие императора и патриарха на поставление в митрополита киевского и всея России св. Алексия, который и отправился с этою целью в Царьград. Посвящение он получил и возвратился в Москву в 1355 г., с какового времени и начинается его митрополичья деятельность, ознаменованная устройством монастырей (Чудов, Спасский Андроников и Алексеевский в Москве, Симонов, серпуховской Владычный – вне Москве; кроме того, два монастыря – константинопольский близ Владимира и Благовещанский в Н. Новгороде – возобновлены из развалин), заботы о благоустройстве монашеской жизни и о распространении общежития в монастырях. О церковно-учительной и книжной деятельности св. Алексия митрополита свидетельствуют учительные послания и перевод им Нов. Завета с греч. на славянский язык. Но он прославил себя в истории также своею государственною деятельностью и чудесами (особенно известно исцеление от слепоты ханши Тайдулы). Получив от умирающего вел. кн. Ивана Ивановича опеку над его малолетним сыном Димитрием (будущим Донском), он "прилагал все старания, чтобы сохранить дитя и удержать за ним страну и власть" и весь предался возложенному на него делу попечения о "государе-дитяти". Своим преемником по московской кафедре св. Алексий желал иметь преп. Сергия Радонежского, в чем и убеждал его; но препод. Сергий решительно отказался. Св. Алексий скончался в 1378 г. и был погребен в Чудовом монастыре, где находится его рака с мощами. Последние были обретены в 1431 г.; празднование его памяти установлено 12-го февраля (день преставления) и 20-го мая (день обретения его мощей).

-----------------------------------

– игумен Сурской обители; жил в конце XVI в. Написал житие своего учителя, препод. Геннадия Костромского, канон ему же и "Сказание к пастырю дома боголепного Преображения" и препод. аввы Геннадия.

-----------------------------------

(Александр Федорович Лавров) – б. архиепископ Литовский, сын священника Яросл. епархии, род. в 1829 г., окончил курс в Моск. дух. академии в 1854 г., приобрел известность, как профессор церковного законоведения, кафедру которого занял в Моск. дух. академии в 1870 г., принял монашество в 1878 г., с 1885 г. – епископ Литовский и Виленский. Кроме выдающихся лекций церковного законоведения, написал целый ряд богословских исследований. † 1890 г.

-----------------------------------

(род. в 1853 г.) – епископ Псковский, урож. Вятской епар., в мире Алексей Молчанов. В 1876 г., по окончании курса Вятской духовной семинарии, опр. сельск. учителем; в 1883 г. пост. в число студ. казанск. дух. акад.; 21 ноября рукоп. в сан диакона; в 1885 г. 22 окт. рукоп. в сан. свящ.; в 1887 г., по оконч. курса уч. в каз. дух. акад. со степ. кандид. богосл., опред. законоуч. каз. 3-й гимназии; в 1888 г. удост. степени маг. богосл.; в 1895 г. перем. на должн. зак. в Импер. каз 1 гимн.; в 1899 г. посв. в мон., назн. рект. каз. дух. сем. и возв. в сан. архим.; в 1900 г. назн. рект. казан. дух. акад.; – 27 июля Высоч. повел. о бытии еписк. Чистопольским. 1900 г. сентября 10 епископ Чистопольский. 1005 г. марта 26 епископ Таврический. в 1910 г. епископ Псковский.

-----------------------------------

– в мире Анемподист Яковлевич Дородницин, род. в 1859 г., ныне епископ Саратовский и Царицынский, магистр московской духовной академии; был противоштундинстским миссионером в гор. Херсоне, екатеринославским епархиальным миссионером, ректором литовской духовной семинарии; с 1904 г. – епископ сумский, викарий Харьковской епархии и затем ректор казанской духовной академии. Главные труды А.: "Церковно-законодательная деятельность Карла Великого. 768 - 814" (М., 1889); "Шалопутская община" (М., 1891); "Секта шалопутов" (М., 1889); "Опыт противоштундистского катехизиса. Библия, как единственный источник вероучения штундистов" (Екатеринослав, 1899); "Опыт противоштундистского катехизиса. Введение. О вере. Разделение штундистами откровенных истин на главные и не главные" (ib., 1899); "Опыт противоштундистского катехизиса о таинстве причащения" (ib., 1899); "Южно-русский необаптизм, известный под именем штунды" (Ставрополь, 1903).

В начало словаря