Приглашаем посетить сайт

Американская литература (american-lit.niv.ru)

Полный православный богословский энциклопедический словарь (1913)
Статьи на букву "А" (часть 4, "АЗЕ"-"АЛЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 4, "АЗЕ"-"АЛЕ")

Азелла

Азелла – св., римская подвижница IV в. Память в субботу сырную.

Азель

Азель – название камня, служившего местом свидания Давида, во время укрывательства его от Саула, с сыном последнего Ионафаном (1 Цар. 20, 19).

Азиил

Азиил – левит, певец с псалтирью, один из участников торжества перенесения Ковчега Завета в новоустроенную скинию Давидову (Парал. 15, 20).

Азинарии

Азинарии – насмешливое прозвище, дававшееся сначала евреям, а затем и христианам, и указывавшее на мнимое поклоненье их якобы ослу (asinus), в чем тех и других упрекали. Возможно, что упрек этот по отношению к христианам распространялся евреями, с целью отклонить его от себя.

Азириан

Азириан – св. муч. Память 31 октября.

Азия

Азия – самый большой материк Старого света, составляющий 1/2 всей суши земного шара. Библейское название этой части света – Асия. Последнее наименование (от корня ас) означает "страну солнца" или "страну востока" и противополагается Европе – стране запада. В Св. Писании, однако, под Асией разумеется не вся нынешняя Азия. В книгах Маккавейских этим наименованием обозначается царство селевкидов, а в Новом Завете – римская провинция, образовавшаяся в 129 г. до Р. Хр. В состав этой провинции входили области: Мизия, Эолида, Лидия, Иония и Кария, а в 82 г. к ним присоединены Фригия и Киликия. Асия была богатейшей и цветущей римской провинцией. Здесь много потрудился над проповедью евангелия св. ап. Павел. Главнейшие города Асии – Эфес, Лаодикия, Пергам, Филадельфия, Сарды и Смирна упоминаются в Апокалипсисе как главные церкви Асийские (Апок. 1 - 3). Азия является колыбелью человечества, где обитали первые люди. Здесь же была сосредоточена жизнь избранного народа Божия. В Азии же впервые раздалась и проповедь Евангелия. В настоящее время – это самая разнообразная по населению часть света и является сосредоточием всех религий, от грубого язычества до самых великих проявлений христианского подвижничества.

Азмавеф

Азмавеф – библейский город, находившийся недалеко от Иерусалима и называемый в Библии также Беф-Азмавеф и Вефасмон (1 Ездр. 2, 24; Неем. 7, 28; 2 Ездр. 5, 18). Близ этого города жили певцы Иерусалимского храма.

Азор

Азор – упоминаемый в родословии Спасителя (Мф. 1, 13 - 14) потомок Зоровавеля, сын Елиакима и отец Садока. В книгах Ветхого Завета имя это не упоминается и приводится евангелистом или на основании фамильных записей, или по преданию.

Азот

Азот – древний филистимский город, один из пяти главных (И. Нав. 13, 3), богатый и укрепленный, со знаменитым храмом идолу Дагону. При разделе обетованной земли он отошел к колену Иудину, но все время оставался враждебным народу Израильскому, пользовался независимостью и только при Соломоне подчинялся последнему. Иудой Маккавеем он был разрушен, а Иоанафаном Маккавеем сожжен, но впоследствии восстановлен. Ныне здесь небольшое селение Эшуд. Христианство насаждено было в А. апостолами (Деян. 8, 40), и впоследствии здесь была епископская кафедра.

-----------------------------------

– упоминаемая в 1 Макк. 9, 15 гора, быть может, при городе Азоте.

Аиаф

Аиаф – упоминаемый в книге пророка Исаии (10, 28) город колена Вениаминова.

Аифал

Аифал – св. муч., персианин; до обращения ко Христу был идольским жрецом; усекнут мечом в Арбессе. Память 11 декабря.

Айсоры

Айсоры – семитический народ, живущий, главным образом, в Персии (в Урмии) и отчасти в России (в Эриванской губ.). А. производят себя от Ассура, сына Сима, внука Ноя, и называют себя сирийцами и халдеями. Урмийские айсоры ранее исповедовали несторианство, а в 1898 г. приняли православие, причем воссоединение представителей их, во главе с епископом Мар-Ионаном († в 1910), совершилось в С.-Петербурге. В настоящее время во главе Урмийской церкви стоит епископ Мар-Илия, получивший образование в Киевской академии. Для руководства новообращенной епархией, подчиненной Русскому Св. Синоду, учреждена Урмийская миссия (начальник-архимандрит Сергий Лавров). Айсоры, живущие в России, православные.

Акавг

Акавг – св. Память 23 января.

Акакий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Акакий Новый

Акакий Новый – преп. Кавсокаливгийский, родом из Галиции, подвизался на Афоне и † в 1730 г. Память 12 апр. и в соборе преподобных, на Афоне подвизавшихся, в 1-ю неделю по неделе Всех Святых.

-----------------------------------

– преподобномуч., подвизавшийся на Афоне и усекнутый мечом турками в Константинополе в 1816 г. Память 1 мая и во 2-ю неделю по неделе Всех Святых, в соборе св. мучеников, просиявших на Афонской горе.

Акафист

Акафист – наименование особенных хвалебных песнопений в честь Спасителя, Божией Матери и святых. Наименование это, от греческого слова ΑΚΑΘΙΣΤΟΣ, что буквально значит "неседальный", указывает на то, что означенные песнопения исполняются молящимися стоя. Акафисты состоят из 25 отдельных песнопений – 13 кондаков и 12 икосов, из коих 1-й кондак и икосы оканчиваются восклицанием "радуйся", а 12 кондаков припевом "аллилуйя".

Акафист Божией Матери

Акафист Божией Матери – является древнейшим и вместе образцом для всех остальных акафистов. Составление его относят к VII в. По сказанию так называемых "повестей о неседальном", одна из коих помещена и в нашей Триоди Постной, акафист этот представляет собою хвалебно-благодарственный гимн Богоматери по случаю чудесного избавления Константинополя от осады персами и аварами в 626 г. Указания на этот повод к написанию акафиста находятся и в нем самом, особенно в 5-м икосе. Автором акафиста одни полагают Романа Сладкопевца, другие – Сергия, патриарха Константинопольского, современника осады 626 г., третьи – другого современника и описателя того же события Георгия Писиду. Последнее мнение подтверждается как формой, так и содержанием акафиста. Он написан тем же ямбическим стихом, как и другие сочинения Писиды, и содержит мысли, встречающиеся в его сочинениях "о творении мира" и "о суете мира". Икосы и кондаки акафиста, начиная с 1-го икоса, в греческом подлиннике расположены в алфавитном порядке, т. е. 1-й икос начинается альфой, второй витой и т. д. Последний кондак начинается омегой. Первоначально акафист исполнялся только в Константинопольском Влахернском храме, где он и был воспет в первый раз в ночь после чудесного события. С IX в. он вошел в состав богослужения субботы 5-й недели великого поста. Указания на употребление его в русской церкви сохранились от XII в. В 1855 г. акафист Божией Матери переведен на русский язык Митрополитом Московским Филаретом.

Акафист Иисусу Сладчайшему

Акафист Иисусу Сладчайшему – одними приписывается иноку Студийского монастыря Феоктисту (IX в.), другими – Иоанну Евхаитскому (XI в.), но когда последний писал канон Иисусу Сладчайшему, акафиста еще не было, и сказать что-либо определенное о времени его составления и об авторе трудно. С уверенностью можно сказать только, что образцом для его составления послужил акафист Божией Матери.

Акафист св. Николаю Чудотворцу

Акафист св. Николаю Чудотворцу – считается произведением Константинопольского патриарха Исидора Бухариса (1341 - 1349 гг.). Современная редакция его, по сравнению с древними, представляет немало особенностей. Тому же автору приписываются акафисты: Успению Божией Матери, св. Иоанну Предтече, св. апп. Петру и Павлу и архангелу Михаилу. Несомненно, что Исидор при составлении акафистов как образцом руководствовался акафистом Божией Матери. В Киевском издании акафистов 1607 г. и в Могилевском 1698 г. был помещен еще акафист Гробу Господню и Воскресению. Но Регламент Петра Великого осудил этот акафист, так как Воскресению Христову церковь радуется, а не совершает покаянных молитв.

Акафистная

Акафистная - икона Божией Матери, именуемая Предвозвестительница, находится в Зографском монастыре на Афоне. Прославилась она в 1276 г. и название свое получила по следующему поводу. С целью подчинения Римскому престолу восточной церкви, латиняне напали на Афонскую гору и насилием вынуждали православные обители признать власть папы. В это время вблизи Зографского монастыря подвизался в уединении старец, который по нескольку раз в день читал акафист Божией Матери пред Ее иконою. Однажды во время акафиста он услышал от иконы голос: "Иди скорее в монастырь и объяви братии и игумену, что враги Мои и Моего Сына уже близко. Кто слаб духом, пусть на время сокроются, а желающие мученических венцов пусть остаются". Придя в монастырь, старец увидел у монастырских ворот икону, пред которой молился и вместе с ней пошел к настоятелю. Часть иноков удалились в горы, а 26 подвижников с настоятелем мужественно встретили врага и твердо заявили о своей верности православию. Не добившись признания власти папы увещаниями монахов, латиняне обложили монастырь хворостом и сожгли. Благословляя Господа, иноки скончались. Икона Богоматери, находившаяся при страдальцах, найдена была потом в пепле невредимой. Празднование иконе совершается 10 октября, в день сожжения латинянами монастыря, и 28 июля в воспоминание чудесного избавления Зографской обители от пожара.

Акафистная-Хилендарская

Акафистная-Хилендарская - икона Божией Матери, находящаяся в Хилендарском монастыре на Афоне.

Акафистная-Хилендарская

Наименование "Акафистной" получила потому, что во время бывшего в монастыре в 1837 г. пожара пред Нею читался акафист и она осталась невредимою. Празднование ей совершается 12 января.

Акафистник

Акафистник – собрание акафистов в честь Спасителя, Божией Матери и разных святых. Первоначальный собиратель акафистов в Греции неизвестен, в России же первый издал собрание акафистов Виленский ученый и типографщик Скорина, в 1525 г. Состав акафистников неодинаков. В настоящее время самым полным является изданное С.-Петербургской Синодальной Типографией собрание акафистов в 3 томах. Имеются собрания акафистов и Киевского издания.

Аквила

Аквила – иудей-прозелит (II в.), известный как переводчик с еврейского языка на греческий ветхозаветных книг Св. Писания. Родом из Синопа Понтского, он был родственником императора Адриана и, под впечатлением чудес, совершавшихся в христианской церкви, принял крещение. За дурное поведение, однако, он был изгнан из церкви, принял тогда иудейство и занялся изучением еврейского языка. Перевод Библии был сделан им с целью противопоставить его переводу 70-ти и уничтожить из Св. Писания свидетельства, благоприятствовавшие Христу. Перевод этот, отличавшийся рабским буквализмом, весьма ценился евреями, хотя местами оказывался и непонятным для не знавших еврейского языка. Он воспроизведен Оригеном в его Экзаплах. Сведения об А. и его переводе дают также свв. Ириней и Епифаний. Некоторые отождествляют А. с Онкелосом, автором Таргума.

Аквилея

Аквилея – североиталийский город, в 25 верстах от Венеции, почитающий основателем своей церкви св. ап. Марка и известный в церковной истории как место нескольких соборов, колыбель особого Символа веры и местопребывание патриархов, соперничавших во власти и влиянии с папами. Соборы в А. происходили в 381, 698, 1305, 1311 и 1339 гг. Символ аквилейский отличается некоторыми дополнительными формулами. Еще в 381 г. аквилейский епископ присвоил себе митрополичьи права над несколькими церквами и упорно отстаивал свою независимость от папы. В VII в. папа Гонорий I вынужден был возвести епископа аквилейского в патриархи Градонские, чтобы поддержать хоть видимость своего главенства. В начале же средних веков между папой и патриархом возникли серьезные споры. В 1451 г. патриаршая кафедра была перенесена в Венецию, а в 1751 г. папа совсем упразднил аквилейский патриархат и заменил его незначительным удинским.

Аквилонов Евгений Петрович

Аквилонов Евгений Петрович – протопресвитер военного и морского духовенства, доктор богословия. Уроженец Тамбовской губ., Е. П., по окончании в 1886 г. курса С.-Петербургской духовной академии, был определен помощником инспектора той же академии, а с 1890 г. до назначения в 1910 году на пост протопресвитера, занимал там же профессорскую кафедру по "Введению в круг богословских наук", сначала в звании доцента, с 1900 г. – экстраординарного профессора и с 1905 г. – ординарного. В то же время он священствовал сначала во Входо-Иерусалимской (Знаменской) церкви г. С.-Петербурга, а с 1903 г. в Кавалергардском полку и состоял профессором богословия в С.-Петербургском историко-филологическом институте.Степени доктора богословия удостоен в 1905 г. за сочинение "Телеологическое доказательство бытия Божия". Магистерское сочинение Ε. П. вышло в 2-х изданиях с различными заглавиями. Первоначально оно было представлено в 1892 г. и защищено в 1894 г. под заглавием: "Церковь. Научные определения церкви и апостольское учение о ней, как теле Христовом". Совет академии признал сочинение и защиту удовлетворительной для получения степени магистра, но Св. Синод не утвердил А., ввиду возражения со стороны некоторых богословов, усмотревших в труде Ε. Π. уклонение от установившегося в православном богословии воззрения на Церковь. По переделке, 2-е издание сочинения вышло под заглавием: "Новозаветное учение о Церкви. Опыт догматико-экзегетического исследования", за каковой труд А. и был удостоен искомой степени в 1899 г. Из других трудов Е. П. известны: "На рубеже двух заветов" ("Странник, 1888 г.) – ряд библейско-исторических переводов, "Рабы Рима и Талмуда во II веке по Р. Хр. и раввин Меир" ("Странник", 1889 г.) – ряд церковно-исторических статей, "Научно-богословское самооправдание христианства. Введение в православно-христианскую апологетику" – ряд апологетических статей ("Странник", 1893 - 1894 гг.) и др. В должности протопресвитера Е. П. оставил по себе память как об энергичном, честном, умном начальнике, справедливом и отзывчивом на чужое горе. Скончался 30 марта 1911 г., на 49 году от роду.

Акелдама

Акелдама – земля крови, название места, купленного у горшечника для погребения странников на те 30 серебренников, за которые Иуда предал Спасителя и которые затем возвратил первосвященникам (Mф. 27, 8; Деян. 1, 19). Это место ныне показывают на юге Иерусалима, близ горы злого совещания.

Акепсий

Акепсий – св. муч., пресвитер, пострадавший в Персии, в Арбессе, вместе со св. муч. диаконом Аифалом. Память 11 декабря.

Акепсим

Акепсим – преп., подвизавшийся в Сирии, недалеко от Кира, во времена Валента и Феодосия Великого (в конце IV или начале V в.). 60 лет провел он в затворе, питаясь одною моченою чечевицею, которую ему подавали в небольшое отверстие в хижине, и выходя за водой раз в неделю. Только за 50 дней до кончины он принял, по предложению епископа, священный сан, предсказав свою скорую кончину. Память 29 янв. и 3 нояб.

-----------------------------------

– св. муч., епископ Наессонский, в Персии, пострадавший в гонение Сопора, в 376 г. Память 3 нояб.

-----------------------------------

– св. муч., вместе с другими сожженный в храме. Память 7 декабря.

Акефалы

Акефалы (с греч. "безглавые") – термин, прилагавшийся к некоторым церковным партиям. Таковы, напр., партия, не захотевшая на Соборе Эфесском (431 г.) идти ни за Кириллом, ни за Иоанном Антиохийским, партия, отделившаяся от Александрийского патриарха, когда он подписал Энотикон и др.

Акиба

Акиба – выдающийся еврейский раввин, живший во II в. Он обладал обширными познаниями и отличался большим остроумием в истолковании Торы – отдел Свящ. Пис. В. З., содержащий "Закон". Здесь он умел находить значение не только во всяком слове, но и в том способе, как написаны были буквы. Ему принадлежит систематизирование и кодификация Галахи. За участие в восстании Бар-Кохбы (132 г.), которого А. поддерживал своим влиянием и выставил народу в качестве Мессии, он подвергся жестокой пытке.

Акила

Акила – св. муч., пострадавший в Трапезунде в 303 г. Память 21 янв.

-----------------------------------

– св. муч., пострадавший со св. муч. Ираклием чрез побиение камнями. Память 14 июля.

-----------------------------------

– св. мученик, пострадавший в Филадельфии, в земле аммонитской. Память 1 авг.

-----------------------------------

– св. апостол из 70, вместе с супругой своей Прискиллой оказавший большие услуги ап. Павлу в деле евангельского благовестия. Иудей, родом из Понта, он жил в Риме, откуда, вследствие повеления Клавдия, в 52 г. был изгнан и поселился в Коринфе. Здесь супруги познакомились с ап. Павлом, которым и были обращены в христианство. В их доме регулярно совершалось затем богослужение (1 кор. 16, 19). Отправившись в Рим, они и там совершали богослужения (Рим. 16, 3, 4). Во время гонения Нерона они удалились в Эфес (2 Тим. 4, 19), а затем ап. Акила проповедовал евангелие и запечатлел свою проповедь мученической кончиной. Память его 13 февраля и 14 июля.

Акилин

Акилин – св. муч., пострадавший со св. муч. Викторином в Исаврии. Память 16 мая.

-----------------------------------

(или Аккул) – св. муч., пострадавший в Александрии. Память 27 мая.

Акилина

Акилина – св. муч., именуемая юнейшей. Пострадала вместе со св. муч. диаконом Руфином в 310 г. Память 7 апр. Юнейшей, т. е. позднейшей, называется в отличие от св. муч. Акилины, пострадавшей 17-ю годами ранее ее и воспоминаемой 13 июня.

-----------------------------------

– св. муч., пострадавшая в Ликии в 249 г. Она уверовала во Христа, видя твердость во время страданий и чудеса св. муч. Христофора, и тотчас была обезглавлена. Память 9 мая.

-----------------------------------

– св. муч., усекнутая мечом на 12 году от рождения, в гонение Диоклетиана, в 293 г., в родном своем городе Вивлосе в Финикии. Память 13 июня.

-----------------------------------

– св. муч., родом из селения Закливери Адрианопольской епархии, замучена турками на 16 году от рождения, в 1764 г. Память 27 сент.

Акилла

Акилла – евионитствующий иудей из Синопа, II в. до Р. X., один из переводчиков текста свящ. книг В. З. на греческий язык.

Акиндин

Акиндин – св. мученик, память 18 апр. Уверовал в Христа, видя твердость св. великомученика Георгия, и за это был после мук обезглавлен в 304 г. в царствование Диоклетиана.

-----------------------------------

– св. мученик Фракийский; память 22 августа. Потерпел мученическую кончину в царствование Максимиана.

-----------------------------------

– преп., архимандрит печерский; память 28 августа. Мощи его почивают в Киево-Печерской лавре.

-----------------------------------

– св. мученик; память 2-го ноября. Пострадал вместе с другими в Персии в 355 г.

Аколуф

Аколуф – св. мученик. Память 6 сент. Пострадал вместе с другими 11 мучениками в царствование Декия в 250 г. и погребен в Александрии.

-----------------------------------

– св. муч. Память 14 мая.

Аколуфы

Аколуфы ("последователи") – первый из четырех низших церковных чинов в древней Церкви; как особый чин существовал в Западной Церкви. Обязанности аколуфа состояли, главным образом, в услужении священнодействующему священнику при совершении евхаристии, а также в зажигании свечей в церкви. В Восточной Церкви это название применялось к чину иподиаконов.

Акоминат Михаил

Акоминат Михаил – митрополит афинский, выдающийся писатель и общественный деятель XII – XIII века. Родился около 1140 г. и еще в детском возрасте был причислен к церковному клиру. Первоначальное образование получил в родном городе Хоны, а затем отправился для продолжения образования в Константинополь. Находясь среди лучших ученых Константинополя, Михаил в совершенстве изучил современную науку, так что потом сам руководил занятиями своего брата Никиты Акомината, впоследствии знаменитого историка. Во время патриаршества Феодосия Ворадиокта Михаил был назначен помощником секретаря патриарха, а в 1182 г. назначен митрополитом гор. Афин. Как митрополит Михаил Акоминат усердно поучал афинян с церковной кафедры и в то же время защищал их от притеснений и вымогательств византийских чиновников, о чем он подал даже докладную записку императору Алексею III Ангелу. Ему пришлось также бороться и с врагами внешними. Он руководил защитою Афин против Льва Сгура в 1203 г., а в 1204 г. – против маркиза монферратского Бонифация, но принужден был сдать последнему город, после чего здесь водворился латинский митрополит. Акоминат же переселился сперва в Фивы, а впоследствии в монастырь Иоанна Предтечи на остров Кос, где и скончался в 1220 г. После Акомината осталось большое число литературных произведений: проповеднические слова, похвальные и надгробные речи, письма и поэтические произведения. Все эти сочинения его имеют весьма важное историческое значение.

Акоминат Никита

Акоминат Никита – знаменитый византийский писатель XII века, младший брат Михаила Акомината, под руководством которого он и получил свое образование. Около 1180 г. он занял должность секретаря при дворе малолетнего императора Алексея II Комнина. Когда дядя императора Андроник Комнин произвел государственный переворот, Акоминат должен был удалиться в уединение. Но в 1185 г. с воцарением Исаака Ангела он снова вернулся на прежнюю должность и с тех пор стал быстро преуспевать по службе, так что впоследствии занимал должность великого логофета (государственного канцлера). В 1204 г., после взятия Константинополя латинскими крестоносцами, Никита должен был бежать. Он удалился сначала в город Селимврию, а затем в Никею, где уже в 1204 г. образовалась новая греческая империя. Акоминат снова занял в ней высокое положение и оказал ей немало услуг. Год смерти его приходится между 1210 и 1215 годами. Никита Акоминат известен как замечательный историк и богослов. Главнейший его труд есть "История", состоящая из 21 книги и обнимающая период от 1118 г. до 1206 г. К "Истории" приложена его статья: "О статуях города Константинополя". Из богословских трудов Никиты Акомината (или Хониата, по месту рождения) известно его догматико-полемическое сочинение: "Сокровище православия", написанное между 1204 - 1210 годами. Сочинение это состоит из 27 книг. Кроме того Акоминату принадлежат еще несколько ораторских произведений.

Акра

Акра – св. мученик. Память 8 июня.

Акрат

Акрат – св. мученик. Память 10 августа.

Акриды

Акриды – род саранчи, которая бывает разных видов. Употребление в пищу разрешено законом. Некоторые роды ее доселе употребляются в пищу на востоке. Бедуины и арабы собирают ее в большом количестве и употребляют различным образом: жарят, варят, коптят, сушат, солят, предварительно очистив ее.

Акрозия

Акрозия – св. отец обители Асса. Память 29 июня.

Акроний

Акроний – св. Память 29 мая.

Акрополит Георгий

Акрополит Георгий – выдающийся византийский писатель XIII века. Родился в 1217 г. в Константинополе, где и получил первоначальное образование. В 1233 г. он отправился ко двору императора Иоанна Дуки Ватаци, который находился в Никее, так как Константинополь был захвачен латинянами. В Никее Акрополит изучал науки под руководством Феодора Экзаптерига и Никифора Влеммида. По окончании образования он был назначен императорским секретарем; в 1244 г. он получил звание великого логофета (государственного канцлера), а в 1246 г. ему было поручено преподавать философию сыну и наследнику императора Иоанна Дуки Феодору Ласкарису. В 1257 г., по воцарении воспитанника Акрополита Феодора, он был назначен начальствовать над войском, посланным в поход против Эпирского деспота Михаила Ангела, но войско его было разбито, и сам он попал в плен. Из плена Акрополит был освобожден только по воцарении Михаила VIII Палеолога, в государственной деятельности которого он принимал серьезное участие. Умер в 1282 году. Георгий Акрополит известен, как историк и богослов. Из исторических трудов ему принадлежит "Хроника", или летопись, в которой излагаются события за период времени от взятия Константинополя латинянами до освобождения его императором Михаилом VIII Палеологом. Из богословских сочинений Акрополита известны его "Два слова об исхождении Духа Святого", написанные им во время пребывания в плену в обличение латинских заблуждений.

Акростих

Акростих – то же, что краестрочие, краеграничие. Этим словом называется такой стих, из которого взятая каждая буква каждого его слова начинает собою песнь или тропарь канона, так что, если соединить по одной первой букве из каждой песни, составится целая мысль поставленного в начале канона акростиха, соответствующая содержанию празднуемого события или прославляющая угодника Божия, которому составлен канон. Но греческий акростих не виден в славянских переводах канонов; он строго соблюдается только в греческих канонах, и то не во всех; в славянских же, писанных в России, весьма редко.

Аксуя

Аксуя – св. мученица, дочь Сапора, царя персидского. Память 19 сентября.

Акут

Акут – св. мученик. Память 6 января.

-----------------------------------

– св. мученик. Память 2 января.

Акута

Акута – св. мученица. Память 15-го апреля.

Акутион

Акутион – св. мученик. Пострадал при Диоклетиане и Максимиане и усечен мечом в Путеолах в 305 г. Память 21 апреля и 19 сентября.

-----------------------------------

– св. мученик. Память 2-го января.

Алавастр

Алавастр (или алебастр) – род мрамора или твердого известняка, белый или цветной камень с разными цветными волокнами или полосками, из которого древние греки и римляне выделывали разные сосуды. Добывается в Египте, Сирии, Греции и других местах. В Египте есть целые горы, которые называются алебастровыми, потому что там в больших массах добывается алебастр. Он употребляется для выделывания ваз, урн, чаш, кувшинов; также для разных слепков, для украшений статуй, колонн, карнизов и т. п. Алебастровый сосуд, в котором одна благочестивая женщина принесла драгоценное миро и возлила на главу И. Христа во время вечери Его в доме Симона прокаженного, – это продолговатый сосуд с узким отверстием вверху. В таких сосудах, хорошо закупоренных, обыкновенно хранилось миро, ароматы и другие благовонные мази и жидкости. Чтобы откупорить сосуд, нужно или отбить горлышко у сосуда, или разломать печать, которая употреблялась с укупоркой как для сохранения аромата от испарения, так и для означения натуральногодостоинства и неподдельности хранимой в нем благовонной жидкости.

Алаверди

Алаверди – старинный (реставрированный) храм св. Георгия, в 15 верстах от г. Телава Тифлисской губернии, построенный в V веке Аввою Иосифом, одним из 13 сирийских отцов, проповедовавших христианскую веру в Грузии. Реставрирован в 1741 г. В этом храме – усыпальница кахетинских царей. В день храмового праздника, 14 сентября, сюда стекаются тысячи богомольцев.

Алакок (Маргарита)

Алакок (Маргарита) (Маргарита) – учредительница культа "Святого Сердца Иисуса", род. 22 июля 1647 в Лотекуре близ Отена. Ее отец, адвокат, умер в молодых летах, и после его смерти (1655) она поступила в монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы в Шаролле. Здесь она подверглась параличу, исцеление от которого она приписала заступничеству Пресвятой Девы, после чего решилась вести аскетическую жизнь, вступила в 1671 г. в монахини в Визатандинский монастырь в Парэ-ле-Мониале и там назвалась, по имени Пресвятой Девы, Марией, как она по большей части и зовется. В своем религиозном экстазе она написала мистическое сочинение "La dovotion au coeur de Jesus", обнародованное в 1698 патером Круазе и послужившее поводом к основанию культа Святого Сердца Иисуса, о распространении которого еще в то время стали заботиться иезуиты и который в новейшее время нередко употреблялся ими для политических и клерикальных агитаций. Алакок скончалась 17 окт. 1690 и в 1864 была причислена папою Пием IX к лику святых.

Алалия

Алалия (греч., т. е. бессловесность) – полное отсутствие способности произносить членораздельные звуки.

Алатырский Киево-Николаевский

Алатырский Киево-Николаевский - женский монастырь, находится в гор. Алатыре, Симбирской губ. Основан в 1639 г. Монастырь необщежительный, 3-го класса; владеет 226 дес. земли.

Алатырский Троицкий

Алатырский Троицкий - мужской монастырь. Находится в гор. Алатыре Симбирской губ., на берегу р. Алатыря. Время основания его неизвестно; можно думать, что он основан во второй половине XVI века. В настоящее время 3-го класса, необщежительный. Храмов – два каменных: 1) соборный Троицкий с приделом во имя св. Дмитрия Ростовского; 2) во имя преп. Сергия Радонежского, с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя св. Иоанна Богослова. Монастырь получает от казны 668 р. пособия и владеет 517 десятинами земли.

Алатырь

Алатырь – был горюч камень. В Голубиной книге объясняется сионскими преданиями о камне, положенном Спасителем в основание сионской церкви: вм. алатарь из алтарь. Алатырским морем называлось в старину Балтийское, алатырь-камень – янтарь, который искони привозился в Россию из стран Прибалтийских и служил у нас не только ожерельем, но и лекарством, чему вполне соответствует употребленное о нем в Голубиной книге выражение: снадобье.

Алвиан

Алвиан – св. мученик, епископ анейский. Пострадал вместе с учениками в царствование Максимиана в 304 году. Память 4 мая.

Алгабрил

Алгабрил – епископ, св. Память 27 ноября.

Алевтина

Алевтина (или Валентина) – св. мученица. Пострадала в царствование Максимиана в числе других христиан Фиваиды в 308 г. Память 16 июля.

Александр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Александр I

Александр I – папа римский, священномученик, страдал и скончался от меча в царствование Адриана, пробыв папою с 109 по 119 год. Память его 16 марта.

Александр I Благословенный

Статья большая, находится на отдельной странице.

Александр II

Статья большая, находится на отдельной странице.

Александр III Миротворец

Статья большая, находится на отдельной странице.

Александр Вала

Александр Вала – грек, выдававший себя за незаконного сына царя Антиоха Епифана. Он, высадившись в 152 г. до Р. Хр. в Птолемаиде, завладел сирийским престолом после борьбы с Дмитрием Сотером, которого разбил и умертвил в 150 г. Но в 147 г. сын Дмитрия Сотера Дмитрий Никатор, при содействии египетского царя Птоломея, разбил Александра; последний в 146 г. был убит в Абах, в Аравии, куда бежал после неудачного сражения.

Александр Великий

Александр Великий – царь македонский, знаменитый завоеватель.

Александр Великий

Родился в 361 г. и с самого восшествия своего на престол после смерти отца, Филиппа Македонского, в 336 до Р. Хр., он непрестанно совершал походы. Он покорил Египет, Сирию, Палестину, Персию и Вавилонию, проник вглубь Азии до Пенджаба в Индии. Умер от горячки в Вавилоне в 323 г., причем основанная им грандиозная империя распалась на несколько. Победы Александра Великого имели огромное значение для судеб народа иудейского, так как он очень милостиво относился к иудеям; благодаря его завоеванию иудеи подпали под власть его преемников, Селевкидов и Лагидов, что повлекло за собой события, описанные в книгах Маккавеев. Кроме того победы Александра подготовили почву для распространения христианства. Имя Александра встречается в 1 Макк. 1, 1 - 7; 6, 2; иносказательно о нем говорится в Дан. 2, 39; 7, 6; 8, 5; 11, 3, 4.

Александр Галес

Александр Галес – выдающийся средневековый богослов. Родился в Глостерском графстве в Англии, образование получил в Оксфорде и Париже, в 1222 г. вступил в орден францисканцев; был известен, как руководитель в богословских науках и оставил после себя богословские сочинения. Некоторые учения католической церкви, как-то: "о сокровищнице сверхдолжностных совершенств", "о неизгладимом характере крещения, конфирмации и священства" и проч. разработаны Галесом и утверждены его авторитетом. Умер Галес в Париже в 1245 г.

Александр и Руф

Александр и Руф – дети Симона Киринейского, на которого возложено было нести крест Спасителя на Голгофу. Верно, они известны были древней Церкви, когда еванг. Марк нарочито упоминает о них.

Александр Ианней

Александр Ианней – царь иудейский (104 - 78 г. до Р. Хр.), третий сын Иоанна Гиркана. Вступил на престол, умертвив одного из своих братьев, за что пользовался нерасположением своих подданных. Все свое царствование он должен был или воевать с соседями, или же усмирять внутренние мятежи, следовавшие один за другим почти непрерывно. После его смерти, вдова его предоставила, с целью сохранить престол за своими детьми, некоторую долю в управлении фарисеям, откуда и началось политическое влияние фарисеев.

Александр медник

Александр медник – много причинивший зла Ап. Павлу в деле апостольского служения его слову евангелия. Упоминая о нем во втором послании своем к Тимофею, еп. Эфесскому, и предостерегая от него Тимофея, апостол дает как бы видеть, что Александр этот жил в Эфесе и был известен Тимофею, и его нельзя, кажется, смешивать ни с Александром Деяний Ап. (19 г. 33.), ни с Александром, упоминаемом в 1 посл. к Тим. вместе с Именеем. Первый представляется как оратор, вызванный для защиты иудеев, что Александру меднику едва ли может идти; последний, как отступник от веры, прямо и явно отлучен апостолом от общества верующих, чего о меднике Александре не говорится.

Александр Невский

Александр Невский – св. благов. великий князь; сын вел. кн. Ярослава Всеволодовича второго, родился 30 мая 1220 г. Юность провел в Новгороде, где был князем с 1228 года.

Александр Невский

Когда в 1237 г. папа Григорий IX, видя в России единственный оплот православия, организовал крестовый поход для покорения русских земель, на защиту православной веры выступил князь Александр и в сражении при устье р. Ижоры разбил ополчение крестоносцев (1240 г.). Тогда наступление латинско-германского спора сказалось с другой стороны: на новгородские земли стали надвигаться меченосцы из Ливонии. Ими были уже захвачены Юрьев и Псков, когда снова на защиту родной земли выступил Александр Невский, освободил Псков и на льду Чудского озера разгромил ливонское воинство ("Ледовое побоище" 1242 г.). Не меньшую благодарность народа заслужил кн. Александр своей благоразумной политикой по отношению к татарам, особенно с тех пор, как сделался великим князем (1252 г.). Скончался, приняв пострижение с именем Алексея, 14 нояб. 1263 года. Нетленные мощи его, открытые в 1380 г., были торжественно перенесены в Петербург (1724 г.) по воле императора Петра и покоятся в Александро-Невской лавре. Память св. Александра-Невского 23 ноябр.; перенесение мощей – 30-го августа.

Александр Свирский

Александр Свирский – препод. Родился в Олонецкой губ., в селе Мандере.

Александр Свирский

Будучи отроком, соблюдал строгий пост, в молодых летах был побуждаем родителями к браку, но отказался; тайно удалился в Валаамскую обитель и принял там иночество на 26 году от рождения. Через 13 лет он удалился на озеро Рощинское, в 6 вер. от реки Свири, и подвизался здесь 7 лет. В 1508 г. основал здесь обитель и поставлен был в ней игуменом. Преставился 30 авг. 1641 года, 85 лет от роду. Мощи его открыты в 1641 году. Память 30 августа.

Александра

Александра – св. мученица. Пострадала в числе 7-ми дев из Амнисы, на берегу Черного моря, в царствование Максимиана в 310 г. Память 20 марта.

-----------------------------------

– св. мученица, царица. Супруга царя Диоклетиана, уверовала во Иисуса Христа, видя твердость исповедания веры св. велик. Георгия. Скончалась на пути к казни, в Никомидии, в 303 году. Память 23-го апреля.

-----------------------------------

– св. муч. В числе других семи дев анкирских, проживших до старости в целомудрии, за исповедание веры христианской была предана мучениям и брошена в озеро с камнем на шее. Память 18-го мая.

-----------------------------------

– св. мученица. В числе 7-ми дев из селения Мол, близ Коринфа, была потоплена. Тела их похоронил св. Феодот корчемник. Память совершается 6-го ноября.

-----------------------------------

– препод. Спасалась в могильной пещере близ Александрии. Когда один человек прельстился ее красотой, она решила лучше заключить себя живою в гробнице, чем возбуждать невольно греховные чувства в ближних. День и ночь подвизалась в молитве; пищу, которую она принимала в малом количестве, ей приносила одна добрая женщина. Затворница не показывалась ни мужчине, ни женщине 12 лет. Чувствуя приближение кончины, приготовила сама себя к погребению и скончалась в 376 году. Память ее 3-го марта.

Александра (или Александрия)

Александра (или Александрия) (или Александрия) – св. муч. В числе других славян пострадала в царствование Ликиния в Новидуне 6 июня 300 г. Память 6-го июня.

Александрийская библиотека

Александрийская библиотека – это величайшее и знаменитейшее книгохранилище древнего мира основано египетским царем Птоломеем II Филадельфом. Уже при первом Птоломее – Сотере, афинянин Димитрий Фалерский собрал около 50 т. книг или свитков, а во время наибольшего процветания эта библиотека, хранителями которой были такие знаменитые ученые, как Зенодот, Каллимах, Эратостен, Аполлоний Родосский, Аристофан Византийский, Аристарх и др., заключала 490 т., а по одному известию, со всеми дублетами, – даже 700 тыс. т. Большая часть этой библиотеки, обнимающая всю римскую, греческую, индийскую и египетскую литературы, помещалась в здании, примыкавшем к царскому дворцу, в квартале Брухийском. Она сгорела во время ожесточенной борьбы между Юлием Цезарем и египтянами, в 48 и 47 г. до Р. Хр., но была восстановлена впоследствии, когда Марк Антоний подарил царице Клеопатре пергамскую библиотеку. Другая, меньшая библиотека, собранная при Птоломее II, помещалась в Серапионе, в кварт. Ракотис. Она заключала 42800 том. специально учебных книг, в том числе много дублетов сочинений, находившихся в большой библиотеке, и сохранилась до Феодосия Великого, в царствование которого толпа возгоревших ревностию о Христовой вере, возмущенных продолжавшимся служением Серапису, под предводительством патриарха Феофила, напала на Серапион и разгромила его (341). При этом случае, а не при взятии Александрии арабами, при Омаре, погибла знаменитая сокровищница знаний.

Александрийская школа

Александрийская школа – отличалась мистико-созерцательным направлением. Она усвоила учение греческих философов и стремилась сделать греч. философию пособием к раскрытию христианских истин. Прославлена трудами Пантена, Климента, Оригена, Афанасия В., Дидима и Кирилла; впоследствии заразилась ересью монофизитов и окончила свое бытие во время нашествия арабов.

Александрийцы

Александрийцы – разумеются здесь иудеи, жившие в Александрии, и имевшие свою синагогу в Иерусалиме. Синагоги иудейские устроялись по всем местам и, по-видимому, имели своим назначением не совершение одних молитв, но преимущественно упражнение в учении, чтении и объяснении закона. Поэтому вступившие в спор александрийцы, либертинцы, киринейцы и другие были не простые иудеи, но люди книжные, знакомые со школьною фарисейскою ученостью, и вместе с тем люди, слепо привязанные к букве закона и преданиям старцев, не способные возвышаться к духу закона и с ревностью по вере соединять благоразумную терпимость и спокойное рассуждение. И потому, когда в состязаниях своих не могли противостоять мудрости Стефана, исполненного духом Божиим, то под влиянием страстей своих прибегли к клевете и насилию, и св. Стефан сделался жертвою их фанатизма. Событие это имело важные последствия для христианской церкви. Отселе началось открытое гонение на верующих. Последние должны были рассеятьсяпо разным странам и, к большей славе евангелия, разнести с собою проповедь о Христе.

Александрин

Александрин – св. муч. Пострадал в Никомидии. Память 25-го марта.

Александрион

Александрион – св. муч. Память 7-го июля.

Александрия

Александрия – главный торговый город Египта. Построен Александром Македонским в 332 г. до Р. Хр. Лежит на берегу Средиземного моря в нижнем Египте. Во времена Птоломеев был столичным городом Египта; туда переселялись многие иудеи и там имели свой Синедрион. В Александрии была знаменитая библиотека, собранная при Птоломее Филадельфе. При нем же в Александрии за 271 год до Р. Хр. семьюдесятью толковниками составлен был перевод Ветхозаветных книг с еврейского языка на греческий. Александрия после Рима была первым городом в мире и в первые века христианства была центром христианского просвещения. Христианство принесено было сюда, по преданию, еванг. Марком, около 50 - 60 года. Во 2-м веке число христиан было здесь уже весьма велико. От Марка производят начало и знаменитого огласительного Александрийского училища. Во 2-м и 3-м веках были здесь знаменитейшие учители христианские: Пантен, Климент Александрийский († 220 г.), Ориген († 254 т.), и много отсюда выходило просвещенных пастырей и учителей христианских. Но немало возникло здесь и ложных учений: отсюда распространилось ложное направление гностицизма, явились неоплатоники, арианское лжеучение и ересь монофизитов. Благосостояние Ал. в гражданском отношении возвышалось до 638 г., когда она подпала под власть арабов и быстро стала клониться к упадку. При мамелюках и турках она потеряла всякое значение. В последнее время Мегмет Али старался снова возвысить ее, и ныне она – в числе важнейших торговых мест при Средиземном море.

Александро-Афонская Зеленчукская

Александро-Афонская Зеленчукская - нештатная общежительная мужская пустынь. Находится в Кубанской области, Баталпашинского отдела, в 7 в. от поселка Хасаутского, на берегу руке Больш. Зеленчука. Основана в 1887 г. старцем Хиландарского монастыря иеромонахом Серафимом. Храмов в пустыни три: 1) во имя св. Александра Невского; 2) во имя св. Живоначальной Троицы; 3) древний храм в развалинах. Первые два также возобновлены из развалин в 1889 и 1899 г. В пустыни находится местночтимая икона Б. Μ., копия с Гребенской иконы, писанная в 1889 г. Д. М. Струковым на доске, бывшей св. престолом. В трапезной Александра-Невского храма хранится крест из дикого камня с греческой надписью, сооруженный в 1013 г. Пустыни принадлежит 180 дес. земли.

Александровский

Александровский - общежительный женский монастырь Тверской губ., Калязинского уезда, при сельце Моклокове. Основан по указу Св. Синода от 4 сент. 1895 г. Храмов два: 1) каменный во имя св. Александра Невского, с приделами во имя св. Николая Чудотворца и преп. Иоанна Лествичника 2) домовый в честь иконы Б. М. "Утоли Моя Печали".

Александровский орден

Александровский орден – русский орден Св. Александра Невского. Учреждение этого ордена определено императором Петром I, готовившимся к походу в Персию. Но кончина Императора не дозволила ему осуществить это намерение, и по его кончине императрица Екатерина I, в 1725 г., учредила кавалерский орден Св. Князя Александра Невского, в воздаяние трудов, для отечества подъемлемых. В изданном при императоре Павле I 5 апреля 1797 г. Установлении о Российских императорских орденах (1-е П. С. No 17907) помещен статут и этого ордена. Этот орден имеет одну степень, или класс. Его знаки следующие: 1) крест золотой с красною с обеих сторон финифтью, имеющий между четырьмя концами своими четырех, золотых же, двуглавых орлов под Императорскою короною, с распущенными крыльями, коими они на поверхности лицевой стороны креста и соединены между собою, имея в когтях перуны и лавровые венки; в средине креста, на облачном финифтяном поле, изображение на коне св. Александра Невского, а на другой стороне – латинский его вензель под княжескою короною; 2) звезда серебряная, в средине которой в таковом же поле вензелевое имя Св. Александра Невского под княжескою короною; в окружности на красном поле изображен золотыми буквами орденский девиз: "за труды и отечество"; 3) лента красная, носимая чрез левое плечо. – К знакам, жалуемым за военные подвиги, присоединяются по два накрест лежащих меча, посредине креста и звезды. При пожаловании этого ордена инославным, вместо изображения Св. Александра Невского и вместо вензелевого его имени изображается Императорский Российский орел. Одеяние орденское следующее: 1) длинная красная бархатная епанча, подбитая белою тафтою с серебряным глазетовым крагеном, на левой стороне оной звезда более обыкновенной; 2) супервест серебряный глазетовый; 3) шляпа черная бархатная с пером белым и с красным, нашитым из узкой красной ленты, крестом. Кавалеры ордена празднуют день установления оного (30 августа), и младшие его кавалеры назначаются к сопровождению крестного хода в СПб. в Александро-Невскую Лавру. Ордену присвоена в СПб. соборная церковь в Александро-Невской Лавре, где почивают мощи Св. Александра. Кавалерам ордена поручаются в призрение и попечение инвалидные дома и училища.

Александро-Мариинский

Александро-Мариинский - нештатный общежительный женский монастырь, при дер. Евлевой, Егорьевского уезда, Рязанской губ. Основан в 1897 г.

Александро-Невская Лавра

Александро-Невская Лавра - в С.-Петербурге знаменита по своим богатствам и внешнему виду: она представляет как бы особый городок со множеством величественных храмов и роскошных построек и зданий. По преданию, она построена на том самом месте, где св. Александр-Невский одержал победу над шведами. Постройки начаты в 1712 году по указу Петра I и производились по его плану и под его личным наблюдением. При его же непосредственном участии в 1724 г. с большим торжеством происходило и перенесение мощей св. Патрона лавры из Владимирского Рождественского монастыря в Александро-Невский монастырь, где они покоятся и поныне. В 1797 г. монастырь возведен на степень лавры. Непосредственное заведование всеми делами обители принадлежит особому духовному собору, которой назначается митрополитом из архимандритов, игуменов и опытных иеромонахов лавры. Число храмов лавры достигает 12, в главном Свято-Троицком соборе почивают св. мощи Александра Невского в массивной серебряной раке за правым клиросом. Рака, весом 86 п. 30 ф., сделана из чистого серебра, впервые полученного из Колыванских рудников. Гробницу осеняет серебряный балдахин; позади нее трофеи св. князя, знаки его побед и старинное оружие. Пред ракою висит икона Божией Матери (Владимирской), принадлежавшая, по преданию, Александру Невскому. Вблизи свв. мощей – серебряный аналой с кивотом, в котором хранятся многие частицы св. мощей – это дар императора Александра I. По левую сторону монастырских ворот находится церковь Благовещения, построенная раньше других лаврских храмов и служившая усыпальницей царственных особ и знаменитых в истории лиц. Здесь, между прочим, покоятся царица Прасковья и супруга царя Иоанна Алексеевича, Наталья Алексеевна, его сестра, царевич Петр, дочь Петра III Анна, супруга и дочь Павла I, дочери Александра I... Генералиссимус Суворов, над могилой которого укреплена доска с надписью: "здесь лежит Суворов". Остальные храмы: в честь Воскрешения Лазаря, во имя св. кн. Федора Новгородского, во имя Архангела Михаила (в митрополичьих покоях), в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радости", во имя Сошествия Св. Духа, в честь Тихвинской иконы Богоматери, крестовый Успенский, во имя св. Николая Чудотворца, во имя св. Исидора Пелусиота, и трапезный – в честь Покрова Пр. Богородицы. При лавре находится 3 кладбища, на которых похоронено в числе других лиц много знаменитостей науки, литературы, искусства, много известных полководцев и общественных деятелей. К лавре примыкают все мужские духовные учебные заведения столицы: духовное училище, семинария и академия. Главный праздник в лавре, привлекающий сюда множество богомольцев, бывает 30 августа – память св. князя Александра Невского. В ведении лавры находится и лаврская киновия, стоящая на берегу Невы. При ней имеется особый игумен, управляющий живущей здесь небольшой братией.

Александро-Невский

Александро-Невский - общежительный женский монастырь при сельце Щурове, Ряжского уезда, Рязанской губ. Основан в 1904 г.

-----------------------------------

общежительный женский монастырь при деревне Кимляль, Краснослободского уезда, Пензенской губ. Основан 1896 г.

-----------------------------------

общежительный мужской монастырь. Находится близ села Большой Грибановки, Борисоглебского уезда, Тамбовской губернии. Основан в 1867 г. на пожертвованной А. П. Хренниковым земле в количестве 1785 дес. и открыт определением Св. Синода от 10 авг. 1904 г. Храм один, во имя св. Александра Невского, каменный. Приделы во имя: св. Василия Великого, митроп. Алексия, Марии Египетской и великомученицы Варвары.

Предыдущая страница Следующая страница