Приглашаем посетить сайт

Культура (cult-news.ru)

Полный православный богословский энциклопедический словарь (1913)
Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АВЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АВЕ")

А

А – начальная буква всех европейских алфавитов, кроме рунического. В алфавите финикийском А называлась "алеф", что значит телец, так как иероглифический рисунок, которым изображалась эта буква, представлял собою голову быка. Сходное название носит она и в греческом алфавите – "альфа", в славянской же азбуке называется "аз", от местоимения аз (я). Как самостоятельное слово, а употребляется в значении междометия, выражающего удивление, а также в значении разделительного союза. В качестве символического знака буквой А обозначается нечто первое, определенное, известное. Альфа (Α) и омега (Ω) греческого алфавита обозначают начало и конец и указывают на всеобщность, вечность. Отсюда в Св. Писании наименования Альфа и Омега по отношению к Богу употребляются (Апок. 1, 8; 21, 6; 22, 13) для обозначения вечности, того, что Он "начало и конец", первый и последний. Древние христиане буквы А и Ω ставили вместе с крестом на гробницах, в церквах, на изображениях религиозного характера, а также выгравировывали их на печатях, перстнях, кольцах и т. п., выражая этими символами веру в Божественность Господа Спасителя. В греческом и славянском языках а употребляется в качестве цифрового обозначения единицы.

А. Д.

А. Д. – употребляемое сокращение вместо Anno Domini, т. е. в год Господа или по Р. Хр.

Ааз

Ааз (или Азий) – св. муч. и чудотворец, пострадал в IV в. в Малоазийской области Исаврии. Схваченный в годах, где укрывался, он в пути к префекту Исаврии Аквилину обратил к Христу 150 сопровождавших его воинов, совершив пред ними чудо изведения воды из камня, а твердостью и невредимостью во время страданий поразил жену и дочь префекта, которые также обратились в христианство. Все обращенные им пострадали вместе с ним. Память 19 ноября.

-----------------------------------

(или Азес) – св. муч., сожженный в огне. Память 21 октября.

Аалар

Аалар – упоминаемый во 2-й кн. Ездры (5, 36), начальник группы вышедших из плена Вавилонского евреев, которые не могли указать своих родоначальников и тем установить свое происхождение из народа израильского.

Аарон

Аарон – первый ветхозаветный первосвященник, старший брат Моисея.

Аарон

Он помогал последнему в освобождении народа еврейского из египетского рабства, являясь перед Фараоном для косноязычного брата "пророком", участвовал, затем, в 40-летнем странствовании евреев по пустыне, где и был, по повелению Божию, поставлен в первосвященники. Скончался А. 123 лет от роду, в 1445 г. до Р. Хр., на горе Ор в пустыне, лишенный вместе с Моисеем счастия войти в землю обетованную, в наказание за ропот на Бога (Числ. 20, 10). Весь род А. избран был Богом для первосвященнического и священнического служения в ветхозаветной церкви, и звание первосвященника сохранялось за его потомками до пришествия на землю Спасителя, преемственно переходя к старшему в роде. Потомки А. в Библии называются вообще "сынами Аарона" и "домом Аарона". Как первый первосвященник Ветхого Завета, Α., по учению св. ап. Павла (Евр. 5, 4 - 6), был прообразом Иисуса Христа, Первосвященника Нового Завета. В лике святых А. чествуется православною церковью в неделю св. праотец, пред праздником Рождества Христова.

-----------------------------------

– архим. яросл. Спасск., потом Чудова монастыря, член Св. Синода (с 1734 г.), архиепископ архангелогородский с 1735 г. † 1738 г.

Аарон (Нарциссов)

Аарон (Нарциссов) (Нарциссов) – еп. архангельский и холмогорский (1826 - 1830), обладавший прекрасным знанием древних и новых языков и сделавший ряд переводов с английского и немецкого языков. † 1842 г. на покое.

Аарон-бен-Элия

Аарон-бен-Элия – ученый караим (XIV в.), написавший много толкований на пятокнижие Моисеево.

Аароновщина

Аароновщина – раскольнический беспоповщинский толк, выделившийся в XVIII в. из филипповского и существующий в Архангельской губ. Основателем его был мещанин Жуков, по прозванию Ааронов, от коего получил название и толк; сам же основатель называл его "согласием благочестивых". Вопреки филипповщине, А. признает брак, повенчанный мирянином, и не считает необходимым отречения и удаления от жизни в обществе.

Аахен

Аахен – древний германский город, где происходил целый ряд поместных соборов западной церкви. Ныне он привлекает массу римско-католических паломников своими святынями, из коих особенно почитаются: рука Пресвятые Богородицы, пелены младенца Иисуса Христа и др. Относительно сообщения, будто здесь хранится рука Пресвятые Богородицы, – надлежит иметь в виду, что так утверждают католики. Но так как, в действительности, Тело Богоматери, по учению Прав. ц., взято на небо, то степень вероятности вышеупомянутого сообщения для каждого православного должна быть понятна.

Абабковский Николаевско-Георгиевский

Абабковский Николаевско-Георгиевский - женский монастырь, Нижегородской епархии, при селе Абабкове, на берегу реки Оки, в 15 верстах от уездного города Горбатова. Основан по желанию преп. Серафима Саровского помещицей с. Абабкова Прокофьевой в 1818 г. под видом богадельни, в 1848 г. переименован в общину, а в 1859 г. возведен в монастырь. М-рь общежительный, 3-го класса, имеет рыбные ловли на р. Оке, 80 десятин пахотной земли, 21 дес. луговой, 150 дес. строевого леса и 20 дес. кустарникового и подворья в Нижнем Новгороде и селе Павлове, Горбатовского уезда. Храмов в м-ре четыре: 1) соборный во имя Св. Троицы с двумя приделами; 2) во имя Покрова Пресвятые Богородицы, с приделами во имя св. великомученика Георгия и преп. Николая воина, построенный купцом Акинфиевым в благодарность за исцеление от болезни, полученное от местночтимой иконы св. великомученика Георгия; 3) больничный, в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости; и 4) новый трехпрестольный, освященный в 1903 г. Святыню обители составляет местночтимая икона св. великомученика Георгия, написанная первой устроительницей монастыря странницей Масленниковой, в иночестве старицей Лампадией.

Абагор

Абагор – св. муч. Память 5 окт.

Абадер

Абадер – св. муч., пострадавший в Египте при Диоклетиане. Память 25 сент.

Абалацкая

Абалацкая (или Абалакская) икона Божией Матери получившая название от Абалацкого, прежде села, а ныне монастыря Тобольской губ., где она находится.

Абалацкая

Написана в 1637 г. тобольским протодиаконом Матфием и представляет собою копию иконы Знамения, но с изображением по сторонам святителя Николая и св. Марии Египетской. Празднование ей совершается 20 июля и 27 ноября.

Абамон

Абамон – св. муч. Туренский. Память 7 июля.

Абановий

Абановий – св. муч., пострадавший в Александрии в гонение Диоклетиана. Память 18 июля.

-----------------------------------

– св. исповедник, подвизавшийся при Константине Великом. Память 17 июня.

Аббат

Аббат – титул настоятелей монастырей в западной церкви, который, впрочем, носили и немонашествующие духовные лица, а также лица, не имевшие даже священного сана и только готовившиеся посвятить себя духовному званию. Во Франции в настоящее время титул этот является лишь вежливой формой обращения (в письмах или в разговоре) к молодым духовным лицам, хотя употребляется и по отношению к почетным духовным особам.

Аббатиса

Аббатиса – западный титул настоятельниц женских монастырей.

Аббатство

Аббатство – западное наименование католических монастырей, как мужских, так и женских. В протестантских странах и в Англии, где монашество уничтожено, наименование это все-таки сохранилось и усвояется некоторым бывшим монастырям, получившим иное назначение (напр. "Локкумское аббатство" в Германии, "Вестминстерское аббатство" в Англии и др.).

Абелузий

Абелузий – св. Память 15 января.

Абеляр

Абеляр (1079 - 1142) – выдающийся средневековый схоластик-богослов и философ, прославившийся своими злоключениями на романической почве, погубившими его ученую и церковную карьеру и описанными им в автобиографии ("история злоключений") и в письмах.

Абеляр

Из массы догматических, религиозно-философских, нравственных, экзегетических и катехизических сочинений этого плодовитого писателя особенного внимания заслуживают: "Христианское богословие" и "Богословие" (введение в богословие), раскрывающие учение о Св. Троице; "Да и Нет", где в 158 главах сопоставлены, по-видимому, противоречивые изречения отцов и учителей церкви, с целью показать несправедливость мнения о постоянном, якобы, единстве их догматических учений; "Диалог между философом иудеем и христианином" – сочинение религиозно-исторического характера; "Нравственность, или книга, называемая: познай самого себя", где рассматриваются вопросы нравственности; "Комментарий на послание к Римлянам" и др. В своих догматических взглядах А. был весьма близок к рационализму, чем и вызвал против себя обвинение в еретичестве. В 1121 г. суассонский собор осудил его "Христианское богословие", а в 1141 году папа приказал сжечь все сочинения Α., запретив ему впредь писать или учить. В русской литературе имеется интересная книга Протопопова – "Абейляр и Элоиза, или драгоценное собрание писем сих любовников" (изд. 1816 г.), относящаяся к романической истории знаменитого богослова. Богословские его труды на русский язык не переведены.

Абен-Езра

Абен-Езра (или Ибн-Езра) – называемый также Ебенаром или Евенаром – знаменитый еврейский ученый философ (XII в.), написавший, между прочим, грамматические и исторические комментарии на Пятокнижие, Псалмы, прор. Исаию, Даниила и др.

Абиафа

Абиафа (или Абиата) – св. муч., дева, пострадавшая в Персии в 343 г. Память 20 ноября.

Абид

Абид – св. священномуч., епископ, пострадавший при Диоклетиане. Память 18 февраля.

Абилий

Абилий – св., патриарх Александрийский. Скончался в 98 г. по Р. Хр. Память 22 февраля.

Абинн

Абинн (или Абит) – св. Память 26 марта.

Абиссиния

Статья большая, находится на отдельной странице.

Абия

Абия – св. мученица. Память 25 января.

Абкаргион

Абкаргион – св. муч., пострадавший при Максимиане. Память 19 июля.

Абклузий

Абклузий – св. Память 15 января.

Абнодий

Абнодий – преп., авва. Память 28 марта.

Або

Або – св. муч., пострадавший в Грузии (в Тифлисе) в 890 г. Память 8 января.

Абрамиты

Абрамиты – религиозная секта, появившаяся в Богемии в XVIII в. и скоро прекратившая свое существование. Абрамиты, объявив себя исповедниками древней веры Авраама, до принятия им обрезания, отвергали учение о Св. Троице и воплощении Сына Божия, не принимали ни крещения, ни обрезания и признавали из Ветхого Завета только 10 заповедей, а из Нового – одну молитву Господню.

Абрамович Д. И.

Абрамович Д. И. (р. в 1873 г.) – б. экстраординарный профессор СПб. дух. академии по кафедре русского и церковно-славянского языков и истории русской литературы, а ныне пом. библиот. Императорской Публичной Библиотеки. Его перу принадлежат: "Исследование о Киево-Печерском Патерике, как историко-литературном памятнике" (магистерская диссертация) и ряд статей в различных журналах и периодических сборниках, напр.: "К вопросу об объеме и характере литературной деятельности Нестора Летописца" (В "Трудах" XI археологич. съезда), "О рукописных и старопечатных собраниях Волынской губ." (Отчет II Отд. Имп. Акад. Наук, 1902 г.), "Памятники языка и письма и археографические на XII археол. съезде в г. Харькове" ("Христ. Чт.", 1903 г., янв.). и друг.

Абрахам

Абрахам – св. муч., архидиакон. Память 4 января.

Абрега

Абрега – св., первый христианский царь Абиссинии. Память 1 октября.

Абрех

Абрех (или "аврех", коптск. – преклонить голову) – воззвание: "преклоняйтесь!", – с которым Иосиф, по повелению фараона, был провезен на колеснице по городу, в награду за совет относительно голодных годов (Быт. 41, 43).

Аброкий

Аброкий – св., эфиоплянин. Память 9 декабря.

Абрюцкий Д. С.

Абрюцкий Д. С. – прот. (1796 - 1860), законоучитель горного корпуса в СПб. Ему принадлежат известные в свое время учебники по Закону Божию – "История церкви ветхозаветной" и "История земной жизни Христа Спасителя, божественного Основателя новозаветной церкви", а также "Слова и речи", преимущественно к воспитанникам горного корпуса.

Абсадий

Абсадий – св., пресвитер. Память 19 января.

-----------------------------------

(Псат или Абасхида) – св. священномуч., епископ верхней Фиваиды. Память 23 декабря.

Абсалон

Абсалон – св. муч., пострадавший в Кесарии Каппадокийской. Память 2 марта.

Абсей

Абсей – св., брат аввы Ора. Память 24 августа.

Абульская

Абульская - икона Богоматери, почитаемая в Испании. Наименование свое получила от г. Абула в Гнотороме, где она находится. Празднование совершается 11 июня.

Абуна

Абуна (арабск. – отец наш) – сирийское наименование священников и монахов, соответствующее восточному "авва".

Абуром

Абуром – св. Память 2 июля.

Абу-Тадра

Абу-Тадра – преп., авва Асмоненский. Память 8 декабря.

Абхазия

Абхазия – местность в Кутаисской губ., на Кавказе, принадлежащая России с 1810 г. Входя в состав древней римской империи, Α., во время гонения Диоклетиана, служила местом ссылки христиан.

Абхор

Абхор – св. муч. Память 9 января.

Аваддон

Аваддон (евр. – разрушение, погибель, смерть) – слово, встречающееся в нескольких местах ветхозаветных книг и в Апокалипсисе, но не с одинаковым значением. В Ветхом Завете (напр., Иова 26, 6; Притч. 15, 11) этим словом обозначается место смерти и погибели, царство мертвых, ад, шеол. В Апокалипсисе же Α. называется ангел бездны, царь адской саранчи, под которым древние толковники разумели сатану.

Авадиа

Авадиа (или Овадиа) – имя одного из начальников и старейшин еврейских племен, вышедших из плена Вавилонского (1 Ездр. 8, 9 и 2 Ездр. 8, 35).

Авана

Авана – упоминаемая в 4 кн. Царств (5, 12) дамасская река, которая в кн. Песнь песней называется Амана (4, 8), ныне же носит наименование "Барада".

Аварим

Аварим – цепь гор, простирающихся по восточному берегу Иордана, из которых самая высокая гора Нево, или Навав (против Иерихона), с вершинами Фазга и Фегор. С этих вершин открывается прекрасный вид на Святую Землю на далекое пространство. Отсюда Моисей пред кончиною обозревал землю обетованную и здесь скончался (Втор. 34, 1 - 5). На той же горе прор. Иеремией были сокрыты ковчег Завета и жертвенник кадильный (2 Макк. 2, 4 - 5).

Авва

Авва – арамейское слово, переводимое по-русски "отец". В новозаветных книгах, в форме молитвенного обращения к Богу Отцу, обычно употребляются оба слова рядом – "Авва Отче!" (Мрк. 14, 36; Римл. 8, 15; Гал. 4, 6). На востоке аввами называются настоятели монастырей и вообще уважаемые старцы-подвижники.

Аввакир

Аввакир (или Кир) – преп., инок египетский VI в., получивший особенную известность своею полною нестяжательностью. Память 12 марта и в субботу сырную.

Аввакум

Аввакум – св. муч., пострадавший в Риме в 269 г. вместе с родителями и братом. Память 6 июля.

Аввеи

Аввеи – древний ханаанский народ, истребленный евреями при занятии Палестины (Втор. 2, 23).

Аввив

Аввив – преп., монах, современник пр. Макария Великого. Память 22 октября.

Авгарь

Авгарь (или Абгарь) – собственное имя, а может быть, общий титул властителей небольшого Осроенского царства в Месопотамии, существовавшего с 137 г. до Р. Хр. до 216 г. по Р. Хр. 15-му по счету из этих властителей, Авгарю V Черному, древнехристианское предание, известное с IV в., приписывает переписку с Иисусом Христом и с его же именем связывает происхождение чудотворного изображения Спасителя, именуемого "Нерукотворенным образом". Страдая от болезни, Авгарь, по преданию, написал Спасителю письмо с выражением веры в Него, как сшедшего с небес Бога или Сына Божия и с приглашением прибыть в свою столицу Эдессу, исцелить его и разделить с ним царство. Но Господь отклонил приглашение, уведомив царя письмом, что Его земная миссия закончена и Он восходит ко Отцу Своему. Подлинность этой переписки наукой отвергается. По свидетельству того же предания, для исцеления Авгаря Спаситель послал ап. Фаддея, который и положил в Эдессе начало христианству, хотя, по данным исторической науки, основание Эдесской христианской общины относится лишь к XI в. Относительно происхождения "Нерукотворенного образа" предание утверждает, что после отказа Спасителя прибыть в Эдессу Авгарь пожелал все-таки иметь изображение Великого Чудотворца и послал своего художника написать лик Иисуса Христа. Художник не в силах был выполнить своей задачи вследствие чудесного сияния от лика Спасителя, почему Господь взял полотно, приложил к Своему лицу и чудесно отпечатлевшееся изображение отправил Авгарю. Копии с этого "Нерукотворенного образа" были известны под именем "Абгарских образов". Авгарь причислен к лику святых. Память 31 дек. В русской литературе имеются исследования: "Сказания о Нерукотворенном образе Спасителя" Катанского ("Христ. Чт.", 1884 г.) и "Авгарь, Едесский владетель" ("Христ. Чт.", 1884 г.).

-----------------------------------

– св. муч. Память 8 июня.

Авгед

Авгед – преп., настоятель Лионской обители. Память 1 января.

Авгул

Авгул – св. священномуч., еп. Британский, пострадавший при Диоклетиане. Память 7 февраля.

Авгурий

Авгурий – св., диакон города Таррагоны в Испании, пострадавший в 259 г. Память 2 августа.

Август

Август (лат. augustus – священный) – титул, поднесенный римским сенатом первому римскому императору Каю Юлию Цезарю Октавиану, а впоследствии перешедший ко всем римским императорам.

Август

В царствование первого Августа – Октавиана – родился Иисус Христос. В целях упорядочения финансов и экономического положения империи этот мудрый администратор ввел всеобщие переписи. Первая из них, по евангельскому сказанию (Лук. 2, 1 - 5), и привела Иосифа Обручника и Деву Марию в Вифлеем, где надлежало родиться Спасителю мира.

-----------------------------------

– название месяца, 12-го в церковном году и 8-го в гражданском. В староримском календаре он занимал 6-е место и название свое получил в честь императора Августа, именем которого сенат назвал этот месяц, как особенно счастливый в жизни императора. Старославянское его название было Серпень.

-----------------------------------

– св. муч., пострадавший в Никомидии. Память 7 мая.

Августа

Августа – св. мученица, пострадавшая при Максимине (IV в.) вместе со св. Екатериной. Память 24 ноября.

Августейший

Августейший (от сл. август – augustus – священный) – наименование, усвоенное Государю Императору и Членам Семьи Царствующего Дома.

Августин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Августин (Гуляницкий)

Августин (Гуляницкий) – епископ Екатеринославский, в мире Α. Ф. Гуляницкий († 1892 г.), автор известного семинарского учебника "Руководство к Основному богословию". По окончании в 1863 г. курса Киевской академии А. здесь же занимал должности бакалавра и экстраординарного профессора по кафедре обличительного богословия до 1870 г., когда был назначен ректором Литовской семинарии. В последней он преподавал Основное богословие и составил "Записки" по сему предмету, переработанные затем в вышеуказанное "Руководство". Хиротонисанный в 1881 г. во епископа Михайловского, викария Рязанского, А. последовательно занимал потом викариатства Аккерманское Кишиневской епархии и Аксайское Донской епархии и самостоятельные кафедры в Костроме и Екатеринославе, где и скончался. Везде он являл себя врагом лицемерия и раболепства, преданным делу работником и даровитым, хотя несколько и своеобразным, оратором. Литературными трудами он занимался еще в бытность студентом, печатая в "Воскресном Чтении" краткие благочестивые размышления. К периоду профессорской его деятельности относятся исследования: "Полемические сочинения против латинян, писанные в русской церкви в XI и XII в.", "Богословствование Шенкеля" и "Спор греков с латинянами об опресноках и квасном хлебе в таинстве евхаристии", напечатаны в "Трудах Киевской Духовной Академии" (1867, 1869 и 1870 тт.). После смерти А. издан "Сборник" его слов, поучений, бесед и речей.

Августин (Сахаров)

Августин (Сахаров) – епископ Оренбургский и Уфимский, в мире Μ. С. Сахаров (1768 - 1841). Окончив в 1792 г. СПб. Александро-Невскую главную семинарию (ныне академия) и заняв вскоре здесь же кафедру красноречия и греческого языка, А. затем в сане архимандрита проходил должности ректора Ярославской и Рязанской семинарий и законоучителя 2-го СПб. кадетского корпуса. Хиротонисанный в 1806 г. во епископа Оренбургского и Уфимского, он, ради углубления в научные занятия, ушел в 1818 г. на покой и проживал в Варницком монастыре, Ярославской епархии. Здесь был составлен им капитальный труд в 15 томах – "Полное собрание духовных законов", не признанный, однако, митр. Филаретом, которому было поручено его рассмотрение, годным к печати. Труд этот хранится в архиве Св. Синода. Дополнением к нему явилось еще 6 томов "Полного систематического свода духовных законов православной греко-российской Христовой церкви". Кроме того, после А. остались: "Библейский словарь", "73 беседы на Деяния Апостольские", перевод с греческого бесед на Пятокнижие (в 5 частях), "Записки к начертанию руководства для упражнения в словесных науках" и др., напечатаны же из его трудов очень немногие (30 проповедей, переводный трактат "О владычестве человеческого разума над страстями", лирическое творение "Евергет" и "Письма к разным лицам").

Августина

Августина – св. муч., пострадавшая в Византии в 303 г. в дружине св. муч. Акакия. Память 8 мая.

Августинцы и августинки

Августинцы и августинки – монахи и монахини католического ордена, ведущего свое начало от монашеских общин, образованных бл. Августином и его сестрой Перпетуей. Орден руководствуется правилами, носящими название "Устав бл. Августина", но не принадлежащими этому знаменитому учителю церкви.

Авда

Авда – св. священномуч., епископ, пострадавший в Персии в 418 г. Память 31 мар.

-----------------------------------

– св. мученица. Память 8 июля.

Авдакта

Авдакта – св. мученица, пострадавшая в Кесарии Палестинской. Память 28 марта.

Авделай

Авделай (или Авдалаикла, персид. имя) – св. муч., пресвитер, пострадавший в Персии в IV в. Память 17 апреля.

Авдемелет

Авдемелет – евнух иудейского царя Седекии, эфиоплянин, спасший жизнь прор. Иеремии (Иерем. 38; 39).

Авденаго

Авденаго – халдейское имя Азарии, одного из трех еврейских юношей, брошенных Навуходоносором в раскаленную печь и чудесно вышедших из нее невредимыми (Дан. 1, 7; 3, 12 - 97).

Авдиес

Авдиес – св. муч., пострадавший в Персии в 362 или 364 г. Память 9 апреля.

Авдиисус

Авдиисус – св. священномуч., епископ Каскарской области в Вавилонии, пострадавший от персов ок. 363 г. Память 16 мая.

Авдий

Авдий – ветхозаветный пророк, 4-й в ряду 12 малых пророков, книга коего по своему объему является самой малой из всех книг Ветхого Завета (одна глава в 21 стих). О лице, жизни, времени и месте пророчества Α. в Св. Писании нет никаких указаний, и в науке существуют о том различные предположения. Полагают, между прочим, что деятельность его протекала в царстве иудейском и относится ко времени царя Иорама или к ближайшему после него времени. А. пророчествовал о каре Божией Эдому или идумеям за их притеснения потомков Иакова и Иосифа и о том, что Израиль снова овладеет отнятыми у него областями, пленники его возвратятся и наступит царство Господне. Некоторые Св. отцы и учители церкви видели в Эдоме "человека земного и плотского", побежденного Христом и Его Церковью. В русской литературе на книгу прор. А. имеются толкования архиеп. Иринея, еп. Палладия и Ив. Смирнова. Память св. пророка 19 ноября и в неделю св. праотец (пред праздником Рождества Христова). С именем Авдия в Библии упоминаются еще 3 лица: 1) один из предков Эфана, начальника певцов при скинии Давидовой (1 Парал. 6, 44), 2) левит, участвовавший при Езекии в очищении храма от нечистот языческих (2 Парал. 29, 12), 3) богобоязненный домоправитель царя Ахава, скрывавший от Иезавели пророков Иеговы (3 Цар. 18, 3 - 4, 13, 16), которого иные отождествляют с пророком Авдием.

-----------------------------------

– св., епископ Вавилонский. Память 28 октября.

Авдий (Авид)

Авдий (Авид) (Авид) – св. муч., пострадавший в Персии в 412 г. Память 5 сентября.

Авдикий

Авдикий – св. муч., диакон, пострадавший в Персии в 380 г. Память 10 апреля.

Авдифакс

Авдифакс – св. муч., пострадавший в Риме в 269 г. Память 6 июля.

Авдияне

Авдияне (или Антропоморфиты) – еретическая секта в Месопотамии, возникшая в IV в. и исчезнувшая в V в. Утверждая, что все места в Библии, где Богу приписываются руки, уши, очи и другие человеческие органы, должны быть понимаемы буквально, А. проповедовали антропоморфизм, который и составлял сущность их ереси.

Авдон

Авдон – упоминаемый в Библии (Нав. 21, 30; 1 Парал. 6, 74) левитский город в колене Ассира. О местоположении его точных и определенных сведений не имеется.

-----------------------------------

– имя нескольких библейских лиц (Суд. 21, 13; 1 Парал. 8, 23; 8, 30; 2 Парал. 34, 20).

-----------------------------------

– св. муч., князь персидский, пострадавший в Риме ок. 258 г. Память 30 июля.

Аве Мария

Аве Мария (Ave Maria) – католическая молитва, соответствующая православной "Богородице Дево радуйся", но с некоторым дополнением. Всякий католик обязан читать эту молитву трижды в день – утром, в полдень и вечером. В таком же употреблении она была и среди западно-русских униатов.

Аведдар

Аведдар – житель филистимского города Гефа, в доме коего 3 месяца находился во времена Давида ковчег Завета (1 Парал. 31, 13 - 14).

Авелиты

Авелиты (или Авелиане) – упоминаемая бл. Августином, но не существовавшая уже в его время секта, вероятно, отрасль какой-либо старой гностической секты; А. заключали между собой фиктивные, бездетные браки и усыновляли мальчиков и девочек, которые обязывались впоследствии вступать также только в фиктивный брак. В этом они, будто бы, подражали ветхозаветному Авелю, от имени коего и производили свое название.

Авель

Авель – 2-й сын Адама и Евы, убитый старшим своим братом Каином.

Авель

Иисус Христос и ап. Павел называют его "праведником" (Мф. 23, 35; Евр. 11, 4), а отцы церкви – "первым мучеником", пролившим кровь за правду. 17 в. По древнему церковному учению, праведный Авель, убитый нечестивым братом, является прообразом вообще праведников, гонимых нечестивыми, особенно же Единого Великого Праведника, Иисуса Христа. По отношению к Спасителю отцами церкви указывается троякое прообразовательное значение Авеля. Во-первых, как пастух стада, он прообразовал Иисуса Христа, как истинного и доброго Пастыря. Во-вторых, приношением праведной жертвы, и при том агнца, Авель прообразовал жертвоприношение на кресте Великого Агнца, вземлющего на себя грехи всего мира. Наконец, восприяв насильственную смерть, первый мученик, предызобразил Христа, пострадавшего от злобы и ненависти иудеев. Память праведного Авеля 20 марта и в неделю св. праотец (пред праздником Рождества Христова).

Авен

Авен – наименование долины в Сирии Дамасской, тождественной, по мнению некоторых, с долиною Ливанскою (Амос. 1, 5; Нав. 11, 17).

Авен-Езер

Авен-Езер – упоминаемая в Библии местность, где прор. Самуил поставил камень в память победы над филистимлянами (1 Цар. 4, 1, 12). Точное местонахождение ее неизвестно.

Предыдущая страница Следующая страница