Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Полный православный богословский энциклопедический словарь (1913)
Статьи на букву "А" (часть 6, "АНА"-"АПО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 6, "АНА"-"АПО")

Анафора

Анафора – возношение, остатки приношений для жертвы евхаристической, антидор. Иногда анафора обозначала не только приношение, т. е. хлеб и вино, необходимые для совершения литургии, но нередко и большой воздух, которым священник покрывает потир и дискос, по перенесении св. Даров с жертвенника на престол.

Анахорет

Анахорет – отшельник. Название это давалось таким людям, которые, удалившись в пустыню, молились, постились и упражнялись в благомыслии, как, напр., Павел Фивейский, Антоний Вел., Иероним, Иоанн Анахорет и иные пустынножители.

Ангел, ангелы

Ангел, ангелы – слово ангел, означая с еврейского – посланника, и с греческого – вестника, употребляется в св. Писании: а) и о самом Боге и Господе И. Христе; б) и об людях. Так, Израиль называется вестником, пророки называются ангелами, Предтеча Христов называется ангелом, священники называются ангелами, епископы церквей и др. вестники из людей; в) даже слово ангел употребляется и о бездушных вещах, о язвах, казнях, стихиях, которые Бог, как своих вестников, посылает на людей. Но в собственном смысле ангелами называются в Св. Писании сотворенные Богом высшие человека, бесплотные, духовные существа, одаренные высшим разумом, свободною волею и большим могуществом, всегда предстоящие пред престолом божиим, служащие Ему и прославляющие Его, и посылаемые в служение спасению человеков. Ангелов великое множество и разные степени. Кроме добрых ангелов, есть и злые, отпадшие от Бога, о которых также многократно говорит св. Писание, но как о врагах нашего спасения.

Ангеловцы

Ангеловцы (иначе ангелиты) – еретики. Названы так от ангелов, которых они боготворили. Св. Злат. (Бес. 7 на Колос.) пишет, что ангеловцы примирение наше с Богом приписывали не Христу, но ангелам. Ересь эта распространилась в конце 2 века; а Епифаний думает, что название это придано еретикам от некоего места Ангелины, находившегося за Месопотамией.

Ангельская песнь

Ангельская песнь – 1) та, которую немолчными устами непрестанно со страхом и трепетом, как то видел и слышал прор. Исаия, взывали Сидящему на престоле ангелы: "Свят, свят, свят Господь Саваох"; 2) та, которую ангелы воспели в ночь рождения Спасителя и которую слышали Вифлеемские пастухи: "Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение".

Ангий

Ангий – св. муч. Память его 9 марта.

Ангильберт

Ангильберт – современник Карла Великого, его друг, женат был на его дочери. До 790 г. вел жизнь светскую, но, удалившись в монастырь в 794 г., принял монашество и был назначен аббатом, умер в 814 г.

Англия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Андреев Иван Дмитриевич

Андреев Иван Дмитриевич – окончил орловскую духовную семинарию и московскую духовную академию в 1892 г. и сразу же назначен преподавателем в Таврическую духовную семинарию, а в 1895 г. помощником инспектора московской духовной академии, а затем и профессором. В настоящее время состоит профессором СПб. университета по кафедре церковной истории. Его сочинения представляют собою большую научную ценность.

Андреево стояние

Андреево стояние – церковное богослужение (собственно утреня), обычно совершаемое под четверг 5-й седмицы св. четыредесятницы; зовется так потому, что на этой утрени читается великий покаянный канон, составленный св. Андреем Критским (жил в конце VII в.). Ирмос канона: "Помощник и Покровитель..." и припевы: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя!" и: "Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас", а также: "Преподобная мати Марие, моли Бога о нас". За этим богослужением читается житие препод. Марии Египетской.

Андреевская

Андреевская - заштатная общежительная мужская пустынь; находится на Большом Заячьем острове, одном из группы Соловецких островов, в 6 вер. от Соловецкого монастыря, к которому она и приписана. Храм один, деревянный, во имя св. Андрея Первозванного.

Андреевский орден

Андреевский орден – орден св. Андрея Первозванного, старший из русских орденов, учрежденный императором Петром I в 1698 г., во имя Св. Апостола Андрея Первозванного, св. крещением первоначально пределы наши просветившего. Императорский орден Андрея Первозванного имеет одну только степень. Его знаки следующие: 1) крест синего цвета в двуглавом, тремя коронами увенчанном, орле, представляющий распятого на нем св. апостола Андрея и имеющий по четырем концам латинские буквы: – S. A. P. R., означающие: Sanctus Andreas Patronus Russiae, а на другой стороне, в средине орла, хартия, на которой написан орденский девиз: "за веру и верность"; 2) звезда серебряная, имеющая в средине, в золотом поле, двуглавого орла, тремя коронами увенчанного, а в средине орла Андреевский крест; в окружности же, в голубом поле, вверху орденский девиз золотыми буквами, а внизу две связанные лавровые ветви; звезда носится на левой стороне; 3) лента голубая чрез правое плечо; а в орденский праздник и другие дни, когда Высочайше повелено будет кавалерам быть в полном одеянии, вместо ленты орденский крест на золотой цепи. При пожаловании ордена нехристианам, изображение св. Апостола, его имени и креста заменяется изображением Императорского Российского орла. К знакам, жалуемым за военные подвиги, присоединяется по два накрест лежащих меча. Орденское одеяние составляют: 1) длинная зеленая бархатная епанча, подложенная белою тафтою с серебро-глазетовыми крагенами, завязанная серебр. снурками, с такими же кистями; на левой ее стороне вышита звезда более обыкновенной; 2) суперверст белого глазета, с золотым галуном, такою же бахромою и с нашитым на груди крестом; 3) шляпа черная бархатная, с красным пером и с крестом св. Апостола Андрея, нашитым из узкой голубой ленты. Кавалеры этого ордена считаются все в третьем классе, хотя бы на службе находились и ниже этого класса, а вместе с тем делаются кавалерами св. Александра Невского, Белого Орла и св. Анны 1 ст., хотя бы таковых прежде и не имели. – Кавалеры празднуют день установления сего ордена – 30 ноября, и ордену присвоен собор его имени, на Васильевском о-ве. Под особенным призрением и попечением кавалеров этого ордена состоятпетерб. и моск. Воспитательные дома (Св. З., т. 1, Учр. Орд., ст. 291 и сл.).

Андрей

Статья большая, находится на отдельной странице.

Андрей Боголюбский

Андрей Боголюбский – великий князь, св., родился 1111 году, происхождения был очень высокого, даже знатного: отец его был вел. кн. Юрий Владимирович Долгорукий, а мать – дочь половецкого хана Аэпы Асеневича. Выращенный в прекрасных условиях, он получил образцовое воспитание и, по тому времени, хорошее образование. Наделенный от природы глубоким умом и способностями, он, кроме этого, был еще храбр, отважен и справедлив. Также был он религиозен и набожен, но отнюдь не старался проявлять эти чувства, а наоборот, любил предаваться молитве и размышлениям втайне. Любовь к родине у него была так сильна, что заботам о ней он посвятил всю свою жизнь. Кроме внешнего благоустройства Руси ему приписывают устранение многих споров и междоусобиц, которые пагубно отражались на строе жизни. С совершеннолетия св. Андрей Боголюбский поселился в гор. Владимире на Клязьме, и с этих пор начинается его кипучая работа по заселению этого края переселенцами с юга. С отцом своим св. Андрей бывал много раз на юге России, но его всегда тянул оттуда обратно родной север. Нелюбовь к югу поддерживала в нем еще антипатия южно-русского населения к его отцу, действительно, неприятному по характеру человеку, а с отца перешедшая на него. Несмотря на желание отца иметь его при себе, св. Андрей покинул юг и ушел в свои любимые места, взяв с собою из Киева чудотворную икону Божией Матери. Намерения его пожить покойно не оправдались, так как вскоре (1157 г.) скончался его отец и его "посадили" княжить. Столицей своей он избрал Владимир, который достиг при нем своего полного благоустройства. Вблизи Владимира основал он гор. Боголюбов, давший ему его название Боголюбского. По преданию, город этот построен св. Андреем именно здесь по повелению самой Богородицы, явившейся св. Андрею во сне и приказавшей ему воздвигнуть на этом месте церковь и монастырь. Вера в Бога и любовь к Нему руководили св. Андреем во всех его деяниях, и его мнение было таково, что с помощью веры православной можно сделать все. Несмотря на такие идеально-чистые воззрения и такую благочестивую, плодотворную жизнь, конец св. Андрея был печальным: он был убит в 1175 г. В 1702 г. открылись его мощи и установлено празднование его памяти – 30-го июня.

Андрей Христа ради юродивый

Андрей Христа ради юродивый – св., был рабом у царского телохранителя в Константинополе с молодых лет. Он был скиф по рождению. Заметив его склонность и способность к науке, господин его научил греческому языку, и он так хорошо усвоил все, преподаваемое учителем, что стал у своего господина секретарем. Но не это было его призванием: его манила к себе подвижническая жизнь. После ночного видения он оставил все свои мирские занятия и, приняв вид юродивого, начал служить Богу. Приняв за безумного, отправили его в церковь Анастасии и следили там за ним. Явившаяся ему во сне мученица Анастасия укрепила его в его подвиге, и он начал юродствовать настолько сильно, что его признали неизлечимым и из храма выпустили. Он, как юродивый, терпел везде поношения, побои, был грязен, но, вместе с тем, творил много чудес и предсказывал разные события. К этому времени относится его дружба с юношей Епифанием, сыном богатого, знатного человека. Они были неразлучны, вместе и молились и вместе были удостоены великой милости Божией: видения в храме св. Богородицы. Помолясь на коленях, Богоматерь, обернувшись к ним своим ликом, простерла над ними свой плат (омофор), подобный молнии, и, как бы осеняя их, держала его над ними некоторое время. Затем это чудное видение скрылось. Глубоко потрясенные Андрей и Епифаний поведали всем об этом чуде, и в память его возник день празднования Покрова Пресвятой Богородицы. Кончину св. Андрей принял в доме Епифания в 936 г., причем от тела его сразу распространилось небывалое благоухание. Но желающие взять тело для погребения уже не нашли его; на том же месте, где оно лежало, оставалось некоторое время благоухание.

Андроник

Андроник – св. ап., проповедовал веру Христову, разрушал языческие храмы, воздвигал церкви, творил чудеса. Помощница его Гуния была его верной сподвижницей, оттого они всегда упоминаются вместе. Оба скончались естественной смертью. Память их празднуется 17-го мая.

-----------------------------------

– св. муч. (304 г.), память его 12-го октября.

-----------------------------------

– преп., строитель Московского Андроникова монастыря (1474 г.).

Андроникова греческая

Андроникова греческая - икона Божией Матери. Образ этот составлял домашнюю святыню греческого императора Андроника III Палеолога. В 1347 году царь пожертвовал икону Монемвайскому монастырю. Во время нападения турок на Грецию, епископ этого монастыря Агапий, спасаясь в 1821 г. от турок, бежал и захватил с собою образ в город Патрас. Перед смертью Агапий образ Божией Матери завещал своему родственнику, а последний препроводил образ в Петербург к Императору Николаю Павловичу. В Петерб. икона находилась сначала в Зимнем дворце, потом в Троицком соборе, на Петербургской стороне. Отсюда образ был перевезен в Казанский монастырь Тверской губ., где находится и доныне.

Аникита (князь Ширинский-Шихматов)

Аникита (князь Ширинский-Шихматов) (князь Ширинский-Шихматов) – иеромонах, родился в 1783 г. Образование получил военное, окончив в 1800 г. морской кадетский корпус. Прослужив до 1827 г., в чине капитана вышел в отставку, чтоб посвятить себя на служение Богу, постригся в монашество в 1830 г. и вскоре рукоположен был в иеромонаха. Много путешествовал, был начальником миссии в Афинах. Удалился на покой и скончался в 1837 г. Погребен на Афоне. Оставил массу сочинений, большинство из которых дает о нем представление, как о народнике, глубоко любившем свою родину, так как многие песни его и стихи посвящены важнейшим военным моментам 1812 года из жизни России. Кроме того, им написаны молитвы, стихиры, духовные песнопения, душеполезное чтение и путевые записки.

Анисия

Анисия – св. муч. Солунская, пострадала при Максимиане (286 - 305 г.). Память – 30-го декабря.

Анкирский собор

Анкирский собор – созван в 314 г. для исправления церковного благочиния и упорядочения церковной дисциплины. Состоя из 18 епископов преимущественно из Малой Азии и ближайших стран, собор издал 24 или, как утверждают иные, 25 правил, где высказался по вопросу о принятии в церковь падших, т. е. отвергшихся Христа.

Анна

Анна – это имя в переводе с еврейского обозначает "благодать", и его носили многие женщины библейские.

-----------------------------------

– жена Елканы, бывшая долго бесплодной, родившая сына, давшая имя ему Самуил и воспевшая Господу хвалебную, благодарственную песнь. Память ее – 9 октября.

-----------------------------------

– проведшая всю жизнь в храме, встретившая, вместе со старцем Симеоном Богоприимцем, Иисуса Христа. Память ее – 3-го февраля.

-----------------------------------

– мать Пресвятой Девы Марии. По преданию, она была дочерью священника, в браке со св. Иоакимом долго была бесплодной и уже в зрелом возрасте родила Пресвятую Деву, за что и именуются она и св. Иоаким родителями Богородицы. Память ее чтится несколько раз в году: 9-го октября, вместе со св. Иоакимом; 9-го декабря – зачатие ею Богородицы; 25-го июля – ее кончина. Католическая церковь также почитает ее и празднует в честь ее 26-го июля.

-----------------------------------

– св. муч., пострадавшая в Персии в 343 г., память ее – 20-го ноября.

-----------------------------------

– св. муч., пострадавшая при Валенте, память – 26-го марта.

-----------------------------------

– св. муч., пострадавшая в Адрианополе, память 22-го октября.

-----------------------------------

– св. муч., память 5-го июля.

-----------------------------------

– преп., память 13-го июня и 29-го октября.

-----------------------------------

– преп., супруга великого князя Ярослава I, мощи коей обретаются в Новгороде, в Софийском соборе; память 10-го февраля и 4-го ноября.

-----------------------------------

– Янка, дочь великого князя Всеволода I, основательница в Киеве первого в России училища для девиц, проведшая жизнь монахиней в Андреевском женском монастыре.

-----------------------------------

– первосвященник, живший во время земной жизни Иисуса Христа, судивший Его перед Его крестными страданиями. Долгое время стоял во главе иудейского народа, был человеком вспыльчивого и властолюбивого характера.

Анна Кашинская

Анна Кашинская – великая благоверная княгиня, память ее 2-го октября.

Аномеи

Аномеи – ариане, веровавшие в происхождение Бога Сына из "ничего", а потому доказывающие, что Бог-Отец и Бог Сын не равны по существу. Главами и проповедниками этого учения были: Аетий-диакон (350 г.) и его ученик Евномий. В своих речах и проповедях отвергали единосущие и подобосущие Сына с Отцом.

Аносинская

Аносинская - икона Божией Матери – принадлежит к числу чудотворных и в настоящее время находится в Борисоглебском Аносином монастыре, Московской губернии Звенигородского уезда. Привезена икона в Аносин монастырь одною монахинею из города Курска. В 1864 г. от иконы получил исцеление московский купец Симеон Пыхов. У него болела поясница, а потом боль перешла в живот. Доктора не помогли, а между тем боли усиливались, больной едва мог передвигаться с места на место, положение его было ужасно. Один из друзей Пыхова посоветовал помолиться перед иконой Божией Матери, в Аносином монастыре. Пыхов немедленно отправился в этот монастырь, помолился, поцеловал образ и тотчас получил исцеление.

Ансгар

Ансгар – род. в 801 г., умер в 865 г., миссионер, насадивший и утвердивший христианство в Дании. С 831 г. был епископом Гамбургским, в 864 г. – архиепископом.

Ансельм

Ансельм – епископ Гавельбергский, обсуждал в 1135 г. в Константинополе с архиепископом Никитой причины разногласия между церквами римской и греческой. Отчет об этом издан был по желанию папы, который хотел выставить его в противовес греческому епископу, доказывавшему правильности греческой литургии (1145 г.).

Ансельм Кентерберийский

Ансельм Кентерберийский – род. в 1033, умер в 1109 г. Происходя из знатного рода, пожелал, отказавшись от всего, заняться в монастыре изучением богословских наук, следствием чего было принятие сана священника. В 1063 г. он был приором, а в 1078 – аббатом Беккским. В 1093 г. состоялось его назначение архиепископом Кентерберийским. Не сойдясь в религиозных взглядах с королем Вилльямом Руфом, был изгнан этим последним в 1097 г. Возвратившись обратно при Генрихе I, опять был изгнан, так как снова вступил с ним в пререкания. Только с 1106 г. Ансельм вполне примиряется с королем, который отвергает инвеституру. Ансельм был поклонник догматов церкви и не разрешал ни себе, ни другим разбираться в них путем рассуждений. Оставил несколько сочинений, трактующих о бытии Божием ("Размышления", "Беседы").

Ансельм Лионский

Ансельм Лионский – известный схоластик (1076 г.), преподававший богословие в Париже. Был архидиаконом и, нося этот сан, одновременно управлял богословской школой. Любимым его делом было преподавание, в пользу которого он несколько раз отказывался от епископства. Скончался в 1117 г.

Антер

Антер – епископ римский (235 г.), постановивший условия о переводе епископов на новые кафедры. Скончался мученической смертью.

Антигон

Антигон (Antigonus, 42 - 37 г. до Р. Хр.) – первосвященник и царь иудейский, сын Аристовула 2-го, внук Александра Ианнея. В Библии не упоминается его замечательная история. По пророчеству патриарха Иакова, его смертью оканчивается царская власть Иуды (Быт. 41, 10). Действительно, после Маккавея Симона (Мак. гл. 13 и 14) царствовал Иоанн, а после сын Иоаннов Аристовул I (104 - 103 до Р. Хр.); затем Александр Ианней (103 - 76 г. до Р. Хр.) и наконец царица Александра, супруга последнего (76 - 67 до Р. Хр.). Ее сыновья Гиркан и Аристовул вступили в борьбу из-за престола, в которую вмешались римляне и завоевали Иудею (64 г. до Р. Хр.), а обоих противников пленили. В 42 г. до Р. Хр., когда Иудеей правил Антипатр, назначенный Юлием Цезарем, сыну Аристовула, Антигону, удалось бежать. С помощью самарян он занял вновь престол Иудеи. Тогда Ирод, сын Антипатра, расположил к себе Антония и Сенат, набрал легионы и свергнул Антигона, царствовавшего всего 2 года, до Р. Хр. Злосчастный Антигон был казнен по повелению Антония в Антиохии, и с тех пор прекратилась династия Маккавеев и Иудея потеряла свою независимость. Но скоро Бог Отец послал людям всеобщего освободителя-Христа.

Антидикомарианизы

Антидикомарианизы (Антимариане) – отвергавшие девство Божией Матери. До них еще евиониты утверждали, что Иисус Христос плотски родился от Девы Марии и ее мужа Иосифа. Антидикомарианизы же доказывают, что рождение Христа от Девы Марии возможно с точки зрения Евангелия, но что после этого сверхъестественного чуда Иосиф и Мария состояли в плотском сожитии и произвели на свет еще сыновей, именуемых "братьями Иисуса". По прошествии 200 лет с Р. Хр. это доказывалось Тертуллианом, а затем арианами. В Аравии, на основании этого лжеучения, появилась секта, против которой восстал с опровержением св. Епифаний.

Антидор

Антидор (с греческого – вместодарие) – это части просфоры, из которой был вынут Агнец для совершения Таинства Причащения, раздаваемый молящимся по окончании литургии. В древности все присутствовавшие при служении литургии приобщались Св. Даров Тела и Крови Христовых. Затем эта практика начала изменяться, и Св. Церковь, как бы не желая отпустить молящихся из храма без участия в Св. трапезе, ввела в обычай раздавать "антидор". Возникновение этого оделения даром было в VII в. в Галлии, в восточной же церкви позднее, в IX в. Ввиду большого количества молящихся, в настоящее время пользуются для антидора не только той просфорой, из которой вынут Агнец, но и Богородичной. Иноверцы и состоящие под церковным покаянием должны быть антидора лишаемы.

Антиливан

Антиливан – гора на севере Палестины, противоположная Ливану. Последний тянется к Средиземному морю, а Антиливан – к востоку, имея на юге границею горы Ермонские (Иудф. 1, 4).

Антиминс

Антиминс (греч. ΑΝΤΙ – вместо и лат. mensa – стол). У римлян А. называется стол, стоящий перед дикастерией, а восточные христиане называют так плат, на котором можно совершать богослужение и который заменяет престол; теперь на нем изображается положение Христа во гроб и в него влагается частица св. мощей. Письменные свидетельства об употреблении антиминса относятся к VIII в., но предание свидетельствует об употреблении антиминса в первые в. в. христианства; богослужения совершались обычно на гробах св. мучеников; если же не было гроба с мощами, то заменяла его частица св. мощей, зашитая в антиминс, который полагался на простом столе или ином предмете при совершении таинства. При устройстве новых церквей часто не хватало мощей, да и неудобно было перевозить с собой мощи на далекие расстояния на кораблях, на войне. При устроении, совершении антиминсов произносились те же молитвы, что при освящении храмов (описание Симеона Солунского). Чаще всего А. полагались, очевидно, на неосвященных престолах, но возможны были случаи возложения А. на освященные престолы. В русской церкви А. употреблялись, вероятно, с введения христианства; есть антиминсы XII в., мощи прикреплялись снаружи или изнутри. Первоначально А. употреблялись только на неосвященных престолах (указание на это в требнике Никона). Вскоре было сделано постановление полагать А. на все престолы без исключения (пост. собора 1675 г. в Москве). Первоначально А. были из льна, позже шелковые. Размеры А.: в XII в. 6×7 верш., более позднего периода 4×5, 9×11 1/2, 10 1/2 - 12 верш. Современные антиминсы около 6×7 верш. Антиминс складывается и влагается в илитон; развертывается на литургии при возгласе: "Да и тии с нами славят"... На старинных антиминсах встречаются различные рисунки, изображения крестов; до печатания А. расписывались и приготовлялись священнослужителями; когда появились печатные А., то на обязанности свящ. лежит пришивание мешочка для св. мощей. В XVIII в. антиминсы выдавались из казенного приказа. За приготовление А. взималась плата; в XVI в. А. стоил 1 - 1 1/2 р. (8 - 12 руб.), при митр. Макарии – 25 к. Плата несколько раз отменялась вовсе, то назначалась – 4 коп. (1725 г.), 1 р. 75 к. (1690 - 1700). В 1753 г. была отменена плата, но в 1868 Св. Синод установил плату за А. по 1 руб. Антиминсы бывают подвижные и неподвижные. Подвижные А. находятся в церквах не постоянных, на А. делается надпись: "для совершения службы на всяком месте". Неподвижные А. находятся во всех церквах; новые А. полагаются при освящении храма, при переименовании имени св. покровителя храма, при осквернении церкви; старые А. заменяются новыми, а обветшавшие сдаются в ризницу.

Антиномизм

Антиномизм (греч. противозаконие) – А. называется не только поведение, несогласное с требованиями законов нравственных и общественных, но и отрицание существа и необходимости известных, главным образом нравственных, законов. Антиномисты встречались всегда и старались оправдать свои поступки иные ссылкою на Свящ. Писание, иные на свои якобы отличительные индивидуальные особенности. Греховное поведение, по словам А., предохраняет от греховных стремлений и содействует развитию благодати; против них ясно свидетельствует Свящ. Писание (напр., Рим. 6. 1, 2). Индивидуалистам же следует указать на их зависимое от общества положение и отсюда необходимость согласовать свои действия с требованиями общественными. Иные ссылаются на высшие цели, которые они преследуют, но очевидно, что из зла может произойти только зло же. Представителями А. социального являются иезуиты – их основная мысль: "цель оправдывает средства", разрешает им все противозаконные поступки. А. же можно назвать политиков, которые, преследуя известные политические цели, позволяют себе незаконные действия: клевету, обман; как иезуиты, так и политики могут ошибаться в необходимости того, к чему стремятся – тогда как оправдать все зло, которое они причиняют? К антиномистам же можно отнести и социалистов, которые стремятся к созданию неизвестного нового, а для достижения этого полагают необходимым разрушать моральные основы и устои общественного строя.

Антиох

Антиох – св. муч. Севастийский, врач, обезглавленный за верность Христу при Диоклетиане. Пам. 16 июля.

-----------------------------------

– преп. Сирийский (V в.). Пам. 23 февраля.

-----------------------------------

– монах палестинской лавры св. Саввы, родился в конце VI в. и уже в молодости удалился от мира и поселился в монастыре Атталинском. Затем побывал в Иерусалиме и избрал своим местожительством монастырь св. Саввы. Здесь им создан был огромный труд "Пандекты", в которых, в сокращенном виде, изложена вся суть христианского учения: осуждение пороков и восхваление добродетелей. Прекрасно зная Ветхий и Новый заветы, Антиох путем извлечений из сочинений древних богословов создал это сочинение свое замечательно цельным и убедительным.

Антиох IV Епифан

Антиох IV Епифан (176 - 164 до Р. Хр.) – упоминаемый в Вет. Завете (1 Макк. 1, 11 - 15, 21, 41, 51 - 63; 3, 34 и др.; 2 Макк. 5, 21; 9, 8; 6, 7 и др.) как противник Господа и Его народа, а в Новом (Откр. 13, 5) – как прообраз антихриста, неожиданно вступил на Сирийский престол после смерти своего брата и сразу же обнаружил не только наклонности восточного деспота, но и стремление заставить своих подданных признать в своем лице Бога, которому должно воздаваться поклонение. Как сторонник греческой культуры, он старался распространить этот культ и среди иудеев. В 175 г. первосвященник Ония был низвергнут своим братом Иисусом, который купил у Антиоха сан первосвященника и ввел в храме греческие игры. Во время походов против Египта Антиох ограбил Иерусалимский храм и затем воздвиг гонение на иудеев. Так, он отменил поклонение Иегове, обрезание, субботу, велел сжечь священные книги и воздвигнуть алтари, на которых должны были приноситься жертвы Зевсу. Однако многие из иудеев, несмотря на пытки, остались верными Богу. Среди последних выделялся особенно энергичный священник Маттафия, который поднял против Антиоха восстание. Восстание имело успех, и полководец Антиоха – Лисий был разбит Иудой Маккавеем. Иудеи снова овладели храмом, обращенным в языческое капище, и в 165 г. он был торжественно очищен и освящен. В воспоминание этого дня было постановлено ежегодно совершать празднество ("Праздник Обновления"). Эта неудача так сильно повлияла на Антиоха, что он умер в 164 г. в Табе.

Антиох V Евпатор

Антиох V Евпатор (164 - 162) – сын Антиоха Епифана, занял престол после смерти отца несовершеннолетним. При нем продолжались гонения на иудеев (1 Макк, 6, 21 - 27; 6, 51, 52; 2 Макк. 13, 3, 23). В 163 г. в Иудею вторглось громадное войско. Крепость Бефсура сдалась, а Иерусалим был сожжен. Только необходимость обороняться от Филиппа, который шел из Персии с большим войском, заставила Антиоха заключить мир с Иудой Маккавеем. В 162 г. Антиох был обезглавлен бежавшим из Рима Димитрием, который, высадившись в Триполи, завладел престолом Сирии.

Антиохийская школа

Антиохийская школа – Антиохия сирийская со времен апостольских защищала христианство и выдвинула целый ряд ученых и писателей. Первоначально А. ш. существовала, как простое училище, основана она пресв. Лукианом. Затем в ней воспитывались борцы с ересями (с арианством IV в.) и защитники православия (Златоуст, Феодорит Киррский и мн. др.). Школа, постепенно преобразовываясь, приняла вид как бы высшей духовной академии с монашеским направлением; образуется целый ряд отдельных училищ – и для взрослых, и для детей. Вот некоторые из ученых А. ш.: Лукиан – пресвитер ант. (290 - 311), основатель школы, Дорофей, Евсевий, Феогоний, Евстафий из Памфилии († 360 г.). Мелетий – учитель И. Златоуста (с 360 г. патриарх ант.). Эти лица положили основание А. ш. и дали возможность плодотворно работать последующим отцам церкви под руководством Диодора (с 378 г.); при нем жил и трудился И. Златоуст, его друг Феодор с братом Полихронием, Исидор Пелусиот († 434 г.), Несторий († 440 г.); этот последний впал в ересь (учение несторианское о двух ипостасях Христа) и был предан анафеме (431 г. Эфесский собор); его последователи привели к упадку А. ш., т. к. оставшиеся верными Церкви должны были бороться с несторианами. Известны имена учеников Златоуста: Марка, Нила, Виктора, Кассиана. Ант. шк. была экзегетической по преимуществу и своим направлением существенно отличалась от александрийской школы. Антиохийцы положили твердые основания экзегетике, ученые последующих веков, вплоть до последнего времени, пользуются их трудами и, главное, их методом исследования.

Антиохия сирийская

Антиохия сирийская – один из населеннейших и культурных городов древнего классического мира – находилась в 500 верстах от Иерусалима и в 30 верстах от Средиземного моря. Основную часть населения составляли иудеи. Для христианства Антиохия получила особое значение, во-первых, потому, что в ней впервые последователям Христа усвоено было наименование христиан; во-вторых, отсюда началось первое проповедническое путешествие ап. Павла; в-третьих, Антиохия была местом многих, имевших огромное значение, соборов, и в-четвертых, Антиохия была первым центром развития богословской мысли (см. Антиохийская школа). По разрушении Иерусалима Антиохия заняла первенствующее место, но особого значения антиохийская церковь достигла при Иоанне Златоусте. Значение антиохийского патриархата начало падать с возвышением иерусалимского и константинопольского патриархатов.

Антипа

Антипа – священномученик, епископ Пергамский, творил много чудес, главное – исцелял от недугов. Кончина его была мученическая, память – 11-го апреля.

-----------------------------------

– иеросхимонах, род. в 1816 г.; хотя и был духовного происхождения, но неспособность к учению не дала ему возможности быть кем-либо иным, кроме пастуха. Желание постичь науки было в нем так велико, что он молился со слезами Богу о ниспослании ему способностей. Уже будучи ремесленником, он понял, что душа его скорбит о небесном, а потому решил оставить все земное и на 20-м году ушел в монастырь. Много с тех пор трудов и лишений выпало на его долю, но он безропотно нес крест свой, добровольно возложенный им на свои плечи. Пострижение принял он на Афоне, где много трудился на пользу обители. Затем на Афоне же принял схиму, но отозван был снова с Афона для созидания скита в Яссах, где он, по повелению о. Нифонта, был келарем, экономом и часто замещал о. Нифонта во время его отсутствия. Несмотря на суету, его окружавшую, был великий молитвенник и строгий постник. От поста не отступал и во время путешествий по сбору пожертвований, а побывал даже в России, в самом Петербурге, где и познакомился с Валаамом. В 1815 г. он поселился в Валаамском монастыре, в уединении, без всяких даже самых необходимых для жизни условий, непрерывно молясь и принимая пищу не каждый день. Сильно скорбел он о монахах, украшающих монастыри и церкви, считая, что это вовсе не нужно ни Богу, ни душе. Скончался в 1882 г., тихо уснул под чтение акафиста Пресвятой Богородице. Житие его записано иеромонахом Валаамск. монаст. Пименом и издано в 1883 и 1893 гг.

Антипа Ирод

Антипа Ирод – рос и воспитывался в Риме, у отца своего Ирода Великого, получил прекрасное воспитание и имел все данные и права к тому, чтоб унаследовать от отца престол, но не получил его благодаря наветам Саломии и должен был уступить царство брату Архелаю. Сам же, получив в виде доходной статьи Галилею и Перею, остался четвертовластником (с 4 по 39 г. по Р. Χ). Влюбившись в жену своего брата, Иродиаду, Антипа подпал всецело под влияние этой жестокой женщины. По ее желанию развелся он со своей женой, по ее же приказанию, безумно любя ее, велел обезглавить Иоанна Крестителя. Отвращение к этому человеку усиливает еще и то, что он, во время суда над Христом, издевался над ним. Жизнь кончил печально: в изгнании, причиной которого была та же Иродиада.

Антипапа

Антипапа – человек, пробивающий себе дорогу к папству не каноническими путями, а хитростью или силой. В 1046 г. церковь католическая переживала смутное время, так как появилось сразу четыре антипапы: Сильвестр III, Бенедикт IX, Григорий II и Климент П. Был случай даже пятидесятилетнего существования антипапства (1378 - 1429), причем папы, установившие догмат собственной непогрешимости, отлучали друг друга и осуждали друг друга.

Антипасха

Антипасха – греч. слово, воскресение, следующее за Пасхой; называется так потому, что, заменяя Светлый праздник Пасхи, служит его обновлением в восьмой день.

Антипатр

Антипатр – св. мученик, пострадавший в Кизике. Память 29 апреля.

Антитакты

Антитакты – еретическая секта гностиков во II в. Учили, что Всеотец создал все и поэтому верить следует во все. Сын же восстал против воли Отца и дал закон, т. е. ограничил волю Всеотца. Отсюда вытекал их антиномизм; они творили противозакония, прикрываясь любовью и верностью Всеотцу.

Антитринитарии

Антитринитарии – А. назывались секты, отвергавшие догмат или учение о св. Троице. Догмат св. Троицы установлен Никейским собором в 325 г. И до, и после постановления собора являлись сомневающиеся в триединстве Бога или в равной силе Божественной власти Лиц Св. Троицы. Из древнейших сект известны: монархиане, евиониты (существовали во времена апостолов) – они признавали Бога-Отца высшим из 3 Лиц Св. Троицы. Являлись и другие защитники монархианизма; высшего проявления монархианизм достиг в учении Ария. К А. относится патрипассианство (Праксей, Ноет, Савелий), возрождение которого видим во времена реформации (анабаптисты; Сервет). С другой стороны, уч. о Троице приводило к пантеистическим (савелианство, схоластики, мистики) и политеистическим ересям. Все вольнодумцы, так или иначе неправильно истолковывающие отношение между собою Лиц Св. Троицы, – атитринитариане.

Антифон

Антифон – слово греческое, обозначающее попеременное пение. Некоторые псалмы в церкви поются на два хора поочередно. Это введено в VI в., но мнение относительно лиц, введших антифоны, разделяется; кто приписывает это Игнатию Богоносцу, а кто Флавиану и Диодору, которые перевели псалмы с сирского языка на греческий. В IV в. пение псалмов во время каждого богослужения было распространено почти во всех церквах. Думая подобным пением украсить церковную службу и сделать ее благолепнее арианского богослужения, антифоны ввел Иоанн Златоуст. Антифоны поются пред праздниками, в отдание праздников и по воскресеньям. На западе антифоны существуют с V в., пелись они во Франции и в Риме.

Антифонов молитвы

Антифонов молитвы – молитвы согласия, молитвы 1, 2 и 3 антифона, читаемые на литургии иереем или архиереем во время пения антифонов.

Антифоны изобразительные

Антифоны изобразительные – псалмы, содержащие изображения Спасителя, состоят: первый из 102 пс., а второй из 145 пс. и поются на литургии перед малым входом. Третий антифон составляют евангельские стихи – Блаженны, в коих Христос обещает блаженство за различные добродетели.

Антифоны кафизм

Антифоны кафизм – части кафизм, называемые славою, ибо Устав назначает петь их стихи попеременно двум ликам.

Антифоны литургии вседневные

Антифоны литургии вседневные – поются на литургии пред малым входом во все седмичные дни, в которых не случится никакого праздника, и состоят из стихов псалм. 9, 92, 98 с припевами.

Антифоны праздничные

Антифоны праздничные – поются на литургии пред малым входом только в 8 Господских праздниках и состоят из пророческих стихов и псалмов, приличествующих воспоминаемому событию, с припевами.

Антифоны степенны

Антифоны степенны – назыв. так потому, что составлены применительно к 15 псалмам (119 - 133), называемым "песнями степеней" – поются на утрени, пред чтением евангелия, в честь Пресв. Троицы.

Антолептский Рождество-Богородичный

Антолептский Рождество-Богородичный - женский монастырь в мест. Антолептах, Ново-Александровского уезда, Ковенской губ.; общежительный, 2-го класса. Основан в 1893 г. Монастырь получает казенного пособия 647 р. 80 к.

Антонелли Джиакомо

Антонелли Джиакомо – родился в 1806 г., умер в 1876 г. Был в почете у пап Григория XVI (1845 г.) и у Пия IX (1847 г.), возведших его в звания министра секретаря, кардинал-диакона. В 1868 г. был деканом ордена кардинал-диаконов. При нем на престол вступил Виктор-Эммануил (1871 г.), что ему, противнику светской власти, было очень тяжело видеть. Его смерть породила большой процесс, бросавший тень на его репутацию, и без того не блестящую: некая графиня Ламбертини, называя себя его незаконной дочерью, требовала для себя его огромных богатств в наследство, но в этом ей было отказано, т. к. римский суд ее происхождения от Антонелли не признал.

Антониане

Антониане – сектанты, последователи учения Антона Унтернерера (1759 - 1824), под влиянием чтения и богословских наук возомнившего себя сыном Божиим (1802 г.). Подвергнутый сначала за подобное богохульство тюремному заключению, впоследствии, выпущенный на свободу, начал опять смущать народ, уже взволнованный и отчасти принявший его сторону. После того, 5 лет провел он в доме умалишенных, но, и выйдя оттуда, не излечился от своих сумасбродных мнений, за что до конца жизни пробыл в тюрьме. В своих книгах учение свое он излагает так: Бог дал человеку две заповеди: 1) любить и размножаться и 2) не есть от древа познания. Человек, искушенный сатаною, поел плода от этого древа, а потому стал сатанински мудр и изобретателен; но на нем лежит проклятие, от которого избавиться может лишь тот, кто будет выполнять заповедь о любви и размножении. Секта эта много раз подавлялась и даже суровыми мерами, но снова возникала. В 1838 - 40 г. она существовала в Генте.

Антонианцы

Антонианцы – общество верующих, составивших так называемый "орден святого Антония". Возник он во Франции в XI веке во время ужасной эпидемии болезни, называемой "огнем святого Антония", так как считали, что только этот святой даст людям исцеление от нее. Среди многочисленных жертв болезни оказался сын знатного вельможи (1095 г.). Обезумевший от горя отец дал клятву в храме, где находились мощи святого, пожертвовать все свое состояние для спасения народа от болезни, если Бог пошлет выздоровление его сыну. Сын выздоровел, и отец его, он сам и несколько их друзей организовали помощь, выстроили госпиталь, где сами же служили больным. Впоследствии к ним примкнуло еще много желающих посвятить себя этой полезной деятельности, и таким образом возникло братство мирян, которое в 1208 г. уже имело свою церковь, а в 1228 г. превратилось в монастырь, так как все составлявшие его приняли постриг. Орден этот нашел многих последователей и появился также в Германии и Италии. В 1774 г. этот орден, соединившийся с Мальтийским, был уничтожен.

Антониев Дымский

Антониев Дымский - мужской монастырь; находится в Тихвинском уезде, Новгородской губернии, в 15 вер. от гор. Тихвина, на берегу Дымского озера. Основан в половине XIII века преподобным Антонием Дымским; в 1764 г. упразднен, а в 1794 г. восстановлен. Храмов два: 1) соборный каменный во имя св. Троицы с 2 приделами: в честь Казанской иконы Б. М. и во имя преп. Антония Дымского и Антония Великого; в нем под спудом почивают мощи пр. Антония Дымского; 2) деревянный в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Монастырь числится заштатным, общежительным; владеет 315 дес. земли.

Антониева башня

Антониева башня (или крепость) – лежала на северной стороне иерусалимского храма и построена, вероятно, Гирканом, назвавшим ее Гоарис. В ней он сам жил, и здесь же хранилась его первосвященническая одежда, в которую никто не смел облекаться. Ирод, завоеватель Иудеи, перестроил и разукрасил башню и назвал в честь своего друга Антонией. Ан. башня, высотою 50 локтей, построена на скале и соединяется с 2 галереями храма аркой. Покатая скала, на которой она покоится, выложена плитами для украшения, частью в целях неприступности. От башни начиналось самое здание Антонии, вышиной 40 локтей. Это дворец с комнатами, галереями и проч., имеющий вид четырехугольной башни с 4 башнями, по 50 - 70 локтей вышины каждая, по углам. В нее собирались по праздникам римляне и следили за народом, находящимся в храме, не допуская беспорядков и волнений. Кроме того Ан. башня была для храма своего рода оплотом, цитаделью. Иногда в ней жил Ирод и оберегал первосвященническую одежду, но после Архелаяримляне выдавали ее на праздники каждому первосвященнику.

Антониево-Сийский

Антониево-Сийский - мужской монастырь; находится в Холмогорском уезде, Архангельской губернии, на полуострове Михайловского озера, через которое протекает река Сия, и в 90 в. от гор. Холмогор. Основан преподобным Антонием Сийским в 1520 г. При игумене Ионе шесть лет провел здесь в заточении боярин Феодор Никитич Романов, постриженный под именем Филарета. Храмов каменных четыре и деревянных два: 1) соборный Троицкий с южным приделом во имя препод. Антония; 2) в честь Благовещения Пресв. Богородицы с приделом во имя св. Николая Чудотворца; 3) во имя святителей Петра, Алексия и Ионы; 4) во имя препод. Сергия Радонежского; 5) кладбищенский деревянный Успенский; 6) деревянный Крестовоздвиженский. Мощи преподобного Антония Сийского почивают под спудом в Троицком соборе. Над гробницей его висит образ св. Троицы, писанный, по преданию, самим преподобным. В ризнице монастыря хранятся: духовная грамота препод. Антония, братии монастыря и книга, содержащая службу препод. Антонию, составленная царевичем Иваном Ивановичем в 1579 г. В архиве и библиотеке монастыря хранились в большом числе старинные документы и рукописные книги, но в настоящее время они сданы в Архангельское древлехранилище. Монастырь необщежительный 2-го класса; получает от казны 1249 р. 58 к.

Антоний

Статья большая, находится на отдельной странице.

Антоний I (Рафальский)

Антоний I (Рафальский) (Рафальский) – митрополит с.-петербургский, сын священника Волынской епархии, образование получил сперва в униатском духовном училище, а затем в волынской духовной семинарии, по окончании которой был назначен в ней учителем поэзии. Затем был рукоположен во священника в г. Острог. В 1821 г. он овдовел. Одно время состоял экономом архиерейского волынского дома при преосв. Стефане и членом консистории. Затем был переведен священником в г. Кременец. На его просветительную пастырскую деятельность обратили внимание военный губернатор Потемкин и генерал-губернатор Левашев, которые доложили о нем Государю. В духовном мире он обратил на себя внимание обращением униатских монахов почаевской лавры в православие. По совету московского митрополита Филарета, он в 1833 г. принял монашество и был назначен наместником этой лавры, с возведением в сан архимандрита. В 1834 г. был хиротонисан во епископа и получил вновь открытую варшавскую кафедру. Благодаря своим высоким душевным качеством – благоразумию, любви и отзывчивости – он расположил к себе не только русское, но и все польское население г. Варшавы. Когда в 1843 р. скончался петербургский митрополит Серафим, государь назначит на эту кафедру Антония, о котором он имел самые лучшие представления. В Петербурге Антоний скоро приобрел всеобщую любовь, и когда он скончался в 1841 г., государь сказал: "да, у меня митрополит будет, но Антония уже не будет".

Антоний (Амфитеатров)

Антоний (Амфитеатров) (Амфитеатров) – архиепископ. Родился в 1815 г., первоначальное и среднее образование получил в Калуге (дух. уч. и семинария), высшее – в Киеве (дух. академия). По окончании академии со степенью магистра был оставлен при ней бакалавром. В 1840 г. принял монашество и получил назначение сперва ректором киево-софийских духовных училищ, а затем, в 1841 г., и инспектором киевской семинарии. В 1845 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором семинарии. В 1848 г. получил степень доктора богословия за учебник по догматическому богословию. С этого же года он состоял настоятелем Никольского монастыря, а с 1851 г. – ректор киевской дух. академии. В 1858 г. хиротонисан во епископа чигиринского, киевского викария, в 1859 г. переведен в Смоленск, в 1866 г. – в Казань. В 1867 г. получил архиепископство. Скончался в 1879 г. Как епископ, он старался о развитии миссии, о поддержании деятельности церковно-пр. попечительств и о поднятии духовного образования.

Антоний Андрейкович Новгородец

Антоний Андрейкович Новгородец (XII) – оставил описание своего путешествия в Царьград.

Антоний (Зубко)

Антоний (Зубко) (Зубко) – один из ревностных помощников Иосифа Семашки в деле воссоединения православных с униатами, родился в 1797 г. Образование получил в полоцкой униатской семинарии, в полоцкой иезуитской академии, которую окончил со степенью кандидата богословия в 1818 г., и в главной виленской семинарии, по окончании которой в 1822 г. со степенью магистра богословия был назначен профессором полоцкой семинарии. В 1824 г. был рукоположен во священника полоцкого каф. собора (униатского), в 1825 г. назначен в Петербург для присутствия в римско-католической коллегии по униатскому ее отделению. В 1827 г. определен ректором вновь открытой в Жировицах литовской униатской семинарии, а с 1833 г., с сохранением этой должности, – епископ брестский, викарий литовской униатской епархии. Когда в 1839 г. совершилось воссоединение униатов с православными, Антоний был принят в его епископском сане. В 1840 г. он получил назначение епископом минским и бобруйским, в 1841 г. возведен в архиепископы, а в 1848 г. вследствие болезни, по вторичному прошению, был уволен на покой и скончался в 1884 г. За 11 дней до его смерти истек срок его пятидесятилетнего пребывания в епископском сане, и этот юбилей был торжественно и сердечно отпразднован православной Западной Россией, видевшей в нем стойкого защитника православия и русской народности.

Антоний (Медведев)

Антоний (Медведев) (Медведев) – архимандрит. Родился в 1792 г. Смолоду, несмотря на тяготение к духовному служению, нес различные светские обязанности до 1818 г., когда вступил в Саровскую пустынь. С 1820 г. по 1822 г. прожил в Высокогорской Вознесенской пустыни, где и был пострижен. В 1826 г. получил назначение строителем Высокогорской пустыни и привел эту пустынь в полное благоустройство. В 1831 г. возведен в сан архимандрита и назначен наместником Троице-Сергиевой лавры, где и провел целых 46 лет, постоянно заботясь о лавре, и поэтому привел ее в лучшее ее состояние. В звании наместника в 1840 г. удалился на покой и умер в 1877 г. Имеются его труды: кроме многих духовно-нравственных сочинений, издал свою переписку с Московским Митрополитом Филаретом, под заглавием "Письма Митрополита Московского Филарета к наместнику Святотроицкие Сергиевы лавры архимандриту Антонию".

Антоний Печерский

Антоний Печерский – пр., с юности посвятил себя иноческим подвигам и на Афоне принял монашество, где, по указанию своего духовного наставника старца Феоктиста, удалился для подвигов в пещеру, расположенную недалеко от Евсигменовой обители этого старца.

Антоний Печерский

После того как А. достаточно окреп в иноческом подвиге, Феоктист велел ему возвратиться в Россию и там насаждать иночество. Прибыв в Киев в 1013 г., А. стал искать места, напоминающего Афон, и после долгих поисков выбор его остановился на Берестовой горе. Однако смуты после смерти Владимира и разбои варягов, которые находили себе приют в пещерах этой горы, не дали возможности прочно основаться здесь, и он снова отправился на Афон, откуда, в 1028 г., с успокоением в Киеве, вернулся обратно и выкопал себе пещеру на Берестовой горе. Слава о его подвижничестве распространилась по Киеву и окрестным селениям. К нему шли богатые, бедные, знатные и убогие за советом, благословением и поучением. В 1054 г. к нему явился со своей дружиной князь Изяслав – испросить его благословения. Однако этот же князь сильно разгневался на А. за пострижение двух придворных – Варлаама и Ефрема, и лишь заступничество супруги Изяслава спасло А. от гонения. Скоро около А. собралось 15 человек монашествующих, но он, чувствуя призвание к отшельничеству, назначил им игуменом Варлаама, а сам удалился в другую пещеру. Здесь он продолжал подвижническую жизнь, и слава о его мудрости, чудесах и откровениях привлекала ищущих монашеского подвига и спасения. Князь Изяслав дал всю Берестовую гору под монастырь, и великий подвижник удостоился утешения видеть закладку Киево-Печерской лавры, для построения которой из Константинополя прибыли опытные зодчие. Во время смут в Киеве, когда сперва на место Изяслава был посажен его брат Вячеслав, а затем Изяславу опять удалось вернуть свой престол, А. удалился из Киева в Чернигов, так как Изяслав подозревал участие Антония в этой смуте. Однако непричастность А. к этим событиям скоро же обнаружилась, и Изяслав упросил его вернуться в Киев. Пр. А. сконч. 7 мая 1073 г., на 90-м г. жизни. Мощи его покоятся под спудом в той пещере, где он подвизался. Память его 10 июля.

Антоний (Путилов)

Антоний (Путилов) (Путилов) – игумен. Родился в 1795 г. в купеческой семье и занимался долго комиссионерством. В 1812 г. попал в плен к французам, но бежал оттуда. Любимым чтением с детства было чтение книг духовного содержания, которые возбудили в нем стремление к уединению и к посвящению себя Богу. С 1816 г. он отрекается от мира, постригается и рукополагается сначала во иеродиакона, затем во иеромонаха, в 1825 г. назначается начальником скита Оптиной пустыни. В 1839 г. он уже игумен Малоярославецкого Черноостровского Николаевского монастыря. На покой удалился в 1853 г. в Оптину пустынь и скончался схимником (1865 г.). Литературные труды его состоят из записок, воспоминаний и переписки.

Антоний римлянин

Антоний римлянин – новгородский преподобный, родом из Рима, сын богатых православных греков, живший во второй половине XI века и в XII веке. В родном своем городе Риме Антонию не пришлось долго оставаться. В юные годы его произошло разделение церквей на восточную и западную, и, как православный, он подвергся вместе со своими единоверцами преследованиям и издевательствам со стороны папистов и, приняв пострижение, удалился в пустыню. Но преследования отшельников-православных со стороны папы не прекращались, и они должны были искать себе другого убежища. Антоний тоже переменил место своего подвига и поселился на одной приморской скале. Во время бури на море сильным ураганом часть скалы оторвало и понесло в море. На этом обломке оказался Антоний. Промысл Божий сохранил его невредимым: скала плыла, как корабль, и через некоторое время (в 1106 г.) ее прибило к городу, где говорили непонятным для него языком. То был Новгород Великий. А. нашел здесь своего соплеменника – торговца-грека, который объяснил ему, куда он приплыл. Освоившись немного с местом и языком, А. явился к епископу Новг. и рассказал ему историю своего плавания. С благословения епископа он построил в трех верстах от города небольшой храм и затем устроил обитель, в которой был поставлен игуменом. Как памятник и свидетельство истинности всего происшедшего с ним, в этой обители и до сего времени хранятся иконы и вещи с латинскими надписями. Его ученик Кирик при жизни Антония написал статью о счислении лет, что говорит о том, что А. много заботился о просвещении иноков своего монастыря. Скончался А. в 1147 г., 3 августа, в каковой день и чтится его память. Его мощи открыты в 1597 г.

Антоний Сийский

Антоний Сийский (XVI в.) – основатель Сийского монастыря, Холмогор. у., Арханг. губ., пам. 7 дек.

Антоний (Смирницкий)

Антоний (Смирницкий) (Смирницкий) – архиепископ, родился в 1773 г. Образование получил в киевской духовной академии. В 1796 г., по окончании учения, он поступил в лавру и в следующем году был пострижен. В 1799 г. он был посвящен в иеромонахи, в 1808 г. назначен начальником лаврской типографии, в 1814 г. – начальником ближних пещер и наконец в 1815 г. наместником Киево-Печерской лавры. Своим милосердием, которое выражалось в том, что он раздавал бедным все, что имел, и своим красноречием, неотразимо действовавшим на слушателей, он приобрел и всеобщую любовь, и широкую известность. В 1816 г. император Александр I при своем посещении Киево-Печерской лавры пожаловал ему усыпанный алмазами наперсный крест. В 1817 г. Антоний возведен был в архимандриты, а в 1826 г. хиротонисан во епископа воронежского. С истинно подвижнической жизнью А. сочетал милосердие, любовь и участие к своей пастве, и слава о нем, как о человеке святой жизни, как о духовном врачевателе, распространилась далеко за пределы Воронежской епархии, и в Воронеж устремлялись отовсюду, чтобы получить его благословение и наставление. В 1832 г. он был возведен в сан архиепископа и в этом же году открывал мощи святителя Митрофания воронежского. Скончался А. в 1846 г. Могила его до сих пор привлекает богомольцев, которые служат над ней панихиды и по милости Божией и по вере своей получают исцеление.

Антоний (Храповицкий)

Антоний (Храповицкий) (Храповицкий) – архиепископ Волынский, родился в 1864 г., по рождению и среднему образованию человек светский (из дворян Новгородской губ.). Высшее образование получил в С.-Петербургской духовной академии, окончив которую, в том же 1885 г. принял монашество и рукоположен в иеромонаха. В сравнительно короткое время он побывал и преподавателем, и инспектором, и ректором Московской и Казанской духовн. Академий. В 1888 после защиты диссертации на тему "Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности" иеромон. Антоний получил степень магистра богословия. В 1897 г. он уже в сане епископа. Преосвященный Антоний пользовался глубокой любовью молодежи и окружающих его, а скромность его и простота все увеличивали толпу его приверженцев. На людей действовал он не строгостью и законностью, а добрым, кротким словом. Сочинения его собраны в 3 тома и первоначально изданы в Казани. В 1911 г. вышло новое издание, за которое Высок. Антоний удостоен степени доктора богословия. В 1900 г. владыка назначен на кафедру Уфимской епархии, в 1902 г. епископом Волынским, а в 1906 г. возведен в сан архиепископа.

Антонин

Антонин – архимандрит, родился в 1817 г. Происхождения был духовного и образование получил духовное. В 1843 г. окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра. Постригся в монашество в 1845 г., в 1850 г. был настоятелем посольской церкви в Афинах, в 1853 г. возведен в сан архимандрита, в 1856 г. назначен миссионером в Константинополе, а в 1865 г. – в Иерусалиме. Здесь он пробыл до своей кончины, причем о нем сохранилась там самая добрая память. Его кротость, незлобивость, желание идти каждому навстречу со своею помощью, а также труды по миссионерству, оставившие по себе такие следы, как храмы, монастыри и прекрасные сочинения, создали ему не только любовь окружающих, но и славу. Кроме массы написанных им книг, им произведено несколько раскопок, причем предметы, найденные им, считаются очень ценными и помещены в музее. Погребен Антонин в храме на Елеонской горе.

-----------------------------------

– еп., бывш. Нарвский, пребывающий на покое. Урож. Полт. еп. (Александр Грановский), оконч. Киевск. акад. в 1891 г., состоял на дух. уч. службе, в 1908 г. удостоен степ. магистра бог., знаток языков, в 1903 г. хиротонисан во еп. Нарвского, в 1908 г. уволен на покой.

Антонин Пий

Антонин Пий – римский император, родился в 138, умер в 161 г., известен своим заступничеством за христиан, вероятно, благодаря апологии Иустина-философа.

Антонина

Антонина – св. муч. Память 10 июня.

Антропоморфизм и Антропопатум

Антропоморфизм и Антропопатум (греч. человекоподобие) – некоторые еретики учили, что Бог обладает человеческими свойствами и чувством, т. е. антропоморфичен (напр., авдиане в IV и V вв.). В библии говорится об очах, лице, руках Божиих – названные еретики и принимали это грубо, т. е., раз Бог обладает человеческими членами, то он и во всем подобен людям. Конечно, раз Бог сотворил нас по образу и подобию своему, то обладает всеми членами и свойствами человеческими, но это надо понимать в высшем духовном смысле и считать, что способности Его бесконечны в сравнении с нашими слабыми силами.

Анфим

Анфим – 1) св. муч. и с ним многие другие, пострадавшие 302 - 303 г. Память 3 сентября. 2) Анфим св. муч., пострад. вместе с Козьмою и Дамианом, память 17 сентября. 3) Анфим (Анфимий), св. муч., вместе с Павлином и др. муч., память 30 декабря.

Анфипат

Анфипат (греч. слово, проконсул или правитель провинции, т. е. области) – римская государственная должность, упоминаемая в житиях святых и актах мучеников (Деян. 19, 12; 8, 43; Эф. 23, 1).

Анфир

Анфир – папа римский, св. муч. Память 5 августа.

Анфиса

Анфиса – преп. игумения и 90 сестер ее, пострадавшая за иконопочитание, память 27 июля.

Анфия

Анфия – св. мученица, память 15 декабря.

Апеллий

Апеллий (или Апелл) – св. ап., из 70, память 31 окт. и 10 сент.

Апелляционная жалоба

Апелляционная жалоба – приносимая духовными лицами Святейшему Синоду (Уст. Дух. ст. 171) на решение Епархиального начальства, если этим решением присуждаются: священники и диаконы к лишению сана, а псаломщики – к исключению из духовного звания.

Апелляция

Апелляция – обращение; А. к папе признана на соборе 343 г. Каждый епископ, осужденный собором, мог обращаться к папе. С развитием папской власти было признано, что ему принадлежит высшее судебное право, так что каждый мог обращаться к папе с А. на решения суда. Начало ограничения этой власти пап относится к XV в. – В "Золотой булле" есть постановление, чтобы А. рассматривались особыми куриями при местных соборах, а впоследствии архиепископами.

Апион

Апион – ученый I в. по P. Хр., египтянин, написал много ученых сочинений (история Египта, о Гомере), но они почти не сохранились. Главной известности достиг благодаря особой ненависти к иудеям, которым приписывал даже такую нелепость как поклонение ослу в храме. Был во главе александрийского посольства, чтоб возбудить к иудеям неприязнь императора Калигулы.

Апокалипсис

Апокалипсис (ΑΠΟΧΙΛΟΨΙΣ – апокалипсис) откровение. Обыкновенно под словом А. разумеется "Откровение Иоанна Богослова", которым заканчивается Новый Завет. Проследив историю сотворения мира, его развитие, поняв и приняв пришествие Мессии, читающий в последней из священных книг, Α., узнает о судьбе христианского мира. Иоанн Богослов, любимый ученик Христа, написал книгу и о земной жизни Иисуса, и о последующей жизни первых христиан (соборные послания). Подвергшийся в числе прочих последователей Христа гонению, Иоанн был сослан на о. Патмос, где жил долгое время и только к концу жизни был возвращен в Эфес. На Патмосе и написано боговдохновенное пророчество о судьбах мира и Церкви. Хотя были сомнения в подлинности написания А. Иоанном Б. (Каий, св. Дионисий александр.), но большинство писателей признают подлинность текста (св. Иустин, св. Ириней ок. 195 г., Климент александр., Туруллиан ок. 207 г.). Написан А. в конце I в. с целью придать мужество гонимым христианам, раскрыв значение воинствующей Церкви Христовой. Содержание А. распадается на 4 части: 1 часть. Сын Божий является Иоанну; в его руках судьбы Церквей, в виде 7 светильников; о каждой Церкви особое пророчество; здесь описывается современное состояние христианства. II часть. Иоанн восхищен на небо и здесь, представ пред престолом Бога, видит открывающиеся перед ним одно за другим 7 тайн Божественных; последняя тайна – вскрытие последней печати, сопровождаемое трубными звуками, – начало Царства Божия на земле, второе пришествие Сына Божия. III часть. Борьба последователей Христа с приверженцами дракона на небесах и на земле. IV часть. Земля поклоняется дракону, слушает лжепророков, за что на нее изливается гнев неба, от которого гибнут все, не принадлежащие к Истине. Ввиду того, что А. написан образным языком, который должен действовать непосредственно на душу человека, и так как не все могут воспринимать даже божественно-простые и образные слова Христа, А. был не понят и вызвал много толкований (больше 80). Одно из древнейших толкований Андрея Кесарийского. В средние века было много толкований, но не по существу А., а относительно частностей Откровения. Относительно толкования А. в новые века можно найти изъяснения и литературу в книге Барсова "Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний св. Апост. и Апокалипсиса". Из русских исследователей можно указать: Жданов "Откровение Господа о семи азиатских церквах", Еписк. Петр "Объяснение Α."; Никольский "Апокалипсис"; переведены на русск. яз. труды св. Андрея Кесарийского, Обернена, Фаррара.

Предыдущая страница Следующая страница