Приглашаем посетить сайт

Русская библиотека (biblioteka-rus.ru)

Полный православный богословский энциклопедический словарь (1913)
Статьи на букву "А" (часть 2, "АВЕ"-"АГА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АВЕ"-"АГА")

Авенир

Авенир – двоюродный брат Саула и главный начальник его войск, перешедший впоследствии на сторону Давида и погибший от руки властолюбивого военачальника Давидова Иоава. В Хевроне, в Палестине, доселе показывают гробницу Авенира.

-----------------------------------

– св., царь индийский, отец Иоасафата, или Иоасафа царевича, обращенный ко Христу своим сыном. Память 19 ноября.

Авентин

Авентин – св. муч., пострадавший в Египте. Память 12 января.

Аверкиева эпитафия

Аверкиева эпитафия – надпись на камне гробницы св. Аверкия Иерапольского, сделанная, по преданию, еще при жизни самим святителем. Эпитафия эта, свидетельствующая о существовании в церкви во II в. важнейших догматов о крещении, евхаристии и приснодевстве Богоматери, первоначально была известна из жития святителя и древних документов. В 1883 г. подлинность ее была подтверждена найденным при раскопках в Иераполе камнем, признанным учеными за подлинный камень с гробницы Аверкия.

Аверкий

Аверкий – св. и равноап., еп. Иерапольский, скончавшийся, на 72 г. от роду, в 163 г. В древних сказаниях о нем останавливает на себе внимание интересное путешествие его в Рим. Бесы похвалились, что заставят старца пойти в Рим, и, войдя в дочь римского царя Марка Аврелия, внушили ей потребовать для ее исцеления Аверкия. По настоянию дочери царь вызвал святителя, и последний должен был совершить далекое путешествие. Освободив больную от мучившего ее беса, Α. повелел ему отнести в Иераполь огромный жертвенный камень, валявшийся около языческого капища, что бес и должен был исполнить. Камень этот, по преданию, с заранее высеченною святителем надписью был положен на его гробнице (См. Аверкиева эпитафия). Память св. А. 22 октября.

Аверкий (Аврикий)

Аверкий (Аврикий) (Аврикий) – св. муч. Память 28 февраля.

Авессалом

Авессалом – третий сын Давида, убивший своего брата за оскорбление сестры и пытавшийся завладеть престолом отца. Он отличался красивой наружностью и длинными, густыми волосами, которые сыграли роковую роль в его жизни. Спасаясь, во время поднятого им против Давида восстания, от войск отца, А. запутался волосами в ветвях дуба и был убит. При жизни на память о себе он поставил памятник в царской долине. Но показываемая ныне в долине Иосафатовой "гробница Авессалома" позднейшего происхождения и не может быть принимаема за указанный памятник.

-----------------------------------

– имя двух библейских лиц времен Маккавеев (1 Мак. 11, 70; 2 Мак. 11, 17).

Авеста

Авеста (Зенд-Авеста) – название священных книг древних мидян и персов и нынешних парсов, или гебров. Из этих книг, по утверждению ученых рационалистов, евреи и христиане якобы заимствовали некоторые пункты вероучения, напр., о божественном единстве, о Логосе, о ходатае между Богом и человеком, о воскресении и будущей жизни, о земном рае и др. Но в действительности одни из этих пунктов, напротив, заимствованы персами у евреев, а по другим – между Авестой и Библией и христианским вероучением нет ничего общего и сходного. В русской литературе по этому вопросу имеется исследование свящ. Источникова "Мнимая зависимость библейского учения от Зороастра".

Авиасаф

Авиасаф (или Евиасаф) – прямой потомок Левия, родоначальник певца Эмана и пророка Самуила (Исх. 6, 24; 1 Пар. 6, 23, 33).

Авиафар

Авиафар – 10-й по счету первосвященник иудейский, носивший также имя отца своего Ахимелеха. Он проходил свое служение при Сауле, Давиде и Соломоне и был последним низложен за приверженность к Адонии. Имя А. носил также и первосвященник Ахимелех, при котором Давид съел хлебы предложения (1 Цар. 21). Так называет его и евангелист Марк (2, 26). Впрочем, некоторые толковники полагают, что евангелист разумел именно первосвященника Авиафара, так как, хотя во время упомянутого события он не был еще первосвященником, но совершилось оно, главным образом, при его посредстве.

Авив

Авив – св. муч., пострадавший в Самосаиде. Память 29 января.

-----------------------------------

св. муч., диакон, пострадавший от Лисания, правителя Эдессы, в 322 г. Вместе со свв. муч. Гурием и Самоном почитается особенным ходатаем пред Богом за обращающихся к ним в семейных неурядицах. Память 15 ноября.

Авив (или Вив)

Авив (или Вив) (или Вив) – св. муч., диакон, скончавшийся от меча в Александрии в 250 г. Память 6 сентября.

Авигея

Авигея – имя двух библейских женщин: 1) жены Давида, спасшей его от кровопролития и мести (1 Цар. 25, 14 - 42), и 2) сестры Давида (2 Цар. 17, 25).

Авидан

Авидан – начальник ополчения Вениаминова, участник в исчислении народа израильского при Синае (Числ. 1, 11).

Авилинея

Авилинея – сирийская область, которой, при выступлении на проповедь св. Иоанна Предтечи, управлял тетрарх Лисаний (Лук. 3, 1). В главном городе этой области "Авила" в первые века христианства была епископия, находившаяся в зависимости от антиохийского патриарха. Ныне здесь развалины "Неби-Авиль". В Палестине был другой город Авила, который не следует смешивать с столицей Авилинеи.

Авим

Авим – св. ветхозаветный муч., из 7-ми братьев Маккавеев, пострадавших за 183 г. до Р. Хр. от сирийского царя Антиоха. Мощи св. братьев покоятся в Риме. Память 1 августа.

Авимелех

Авимелех – имя, с которым в Библии упоминается несколько лиц: 1) три царя филистимских, или герарских, из коих один был современником Авраама (Быт. 20 и 21, 22 - 23), другой – Исаака (Быт. 26) и третий – Давида, называемый также Анхусом (Псал. 33, 1; 1 Цар. 21, 10 - 15); Василий Великий высказывает предположение, что имя А. было титулом царей герарских, каким у царей египетских было наименование фараон; 2) сын судии Израильского Гедеона, отличавшийся властолюбием и жестокостью, истребивший 70 своих братьев и добившийся того, что сихемляне провозгласили его царем, но чрез три года он был убит во время восстания против него сихемлян мельничным жерновом, брошенным женщиной; и 3) первосвященник, называемый в Библии также Ахимелехом (1 Пар. 18, 16 и Цар. 8, 17).

Авинадав

Авинадав – имя нескольких библейских лиц: 1) левита, в доме которого в Кириафариме 20 лет находился Ковчег Завета по возвращении его филистимлянами (1 Цар. 7, 2); 2) брат Давида, второй сын Иессея; и 3) сын Саула.

Авиньон

Авиньон – французский город на р. Роне, резиденция римских пап во время так называемого "Вавилонского (Авиньонского) плена пап" (1305 - 1377 гг.).

Авирам (или Авирон)

Авирам (или Авирон) (или Авирон) – старший сын Ахиила, дерзнувшего, вопреки заклятию Иисуса Навина, восстановить Иерихон и за то наказанного Богом смертью первенца (3 Цар. 16, 34).

Авирон

Авирон – один из числа восставших против Моисея и Аарона, поглощенный вместе с Кореем и Даваном разверзшеюся под ними землей (Числ. 16).

Ависага

Ависага – молодая красивая сунамитянка, приставленная к 70-летнему Давиду в качестве второстепенной жены, для ухаживания и согревания престарелого царя. 4-й сын Давида Адония впоследствии домогался жениться на А., в целях получения престола, и был за то казнен Соломоном (3 Цар. 1, 1 - 4; 2, 13 - 25).

Авит

Авит – св. муч., пострадавший в Никомидии. Память 23 июня.

Авита

Авита – св. подвижница IV в., супруга св. Априкиана и мать св. девы Евномии. Память в субботу сырную.

Авитала

Авитала – имя одной из жен Давида (2 Цар. 3, 4).

Авиуд

Авиуд – имя нескольких библейских лиц, из коих одно упоминается евангелистом Матфеем в родословии Спасителя (Мф. 1, 13).

Авишуа

Авишуа (или Авишуй) – библейское имя 1) внука Вениаминова, сына Белы, и 2) 4-го первосвященника Иудейского. Последний в русском переводе Библии именуется также Авиудом.

Авия

Авия – имя нескольких библейских лиц, в том числе одной женщины – матери царя Езекии. А., сын пророка Самуила и судия в Вирсавии, своим неправосудием, вместе с братом Иоилем, подал повод к перемене правления в народе израильском, к избранию царя (1 Цар. 8). А. царь иудейский, внук Соломона и преемник Ровоама, царствовавший всего 3 года, известен своим распутством и идолопоклонством, которые и привели его к погибели. А. священник, получивший по распределению Давида 8-ю чреду служения при храме (Парал. 24, 10), был предком св. Иоанна Крестителя. К его чреде принадлежал отец Предтечи священник Захария (Лук. 1, 5).

Авкселий

Авкселий – св. муч., пострадавший в числе 45 мучеников в Никополе Армянском в IV в. Память 10 июля.

Авксентий

Авксентий – св. муч., убитый мечом в Константинополе в 1720 г. Источает исцеления от чумы и других заразительных и смертоносных болезней. Память 25 января.

-----------------------------------

– преп., сирианин, бывший царедворец Феодосия Младшего, подвизался первоначально в Вифинии, затем на горе Оксии близ Халкидона, скончался в октябре 470 г. на Синае. Был борцом за православие против евтихиан и несториан и участвовал на 4-м вселенском соборе. Память 14 февраля и в субботу сырную.

-----------------------------------

– св. муч. Память 10 апреля.

-----------------------------------

– пр. еп., сподвижник св. Косьмы, епископа Халкидонского, претерпевший с ним гонение и изгнание за иконопочитание. Память 18 апреля.

-----------------------------------

– преп., основавший вместе с преп. Онуфрием Перцеву Свято-Троицкую обитель, в 45 верстах от г. Вологды. Преставился в 1521 г. Мощи его покоятся под спудом в приходском ныне храме бывшей обители. Память 12 июня.

-----------------------------------

– св. муч., пострадавший в числе 45 мучеников в Никополе Армянском в IV в. Память 10 июля.

-----------------------------------

– св. муч., пострадавший в Лаодикии во Фригии. Память 28 июля.

-----------------------------------

– св. муч., пресвитер, убитый мечом в Севастии Армянской в гонение Диоклетиана. Мощи его покоятся в Риме в церкви св. Аполлинария Равеннийского. Память 13 декабря.

Авксивий

Авксивий – св. испов., первый епископ г. Солия, или Солона, на о. Кипре. Крещение и посвящение во епископский сан он получил от св. ап. и евангелиста Марка. Скончался в 102 г., после 50-летнего управления Солийскою паствою. Память 17 февраля.

Авксилий

Авксилий – св. муч., пострадавший в Антиохии. Память 27 ноября.

Авлюцент

Авлюцент (или Авлюцин) – св. испов., эфиоплянин. Память 12 ноября.

Авраам

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авраамиев Покровский Городецкий

Авраамиев Покровский Городецкий - мужской монастырь Костромской епархии, в 11 верстах от уездного города Чухломы, на берегу Чухломского озера. Основан в XIV в. преп. Авраамием Чухломским. М-рь общежительный, с 1764 г. заштатный, имеет 337 десятин земли. Храмов в м-ре три: 1) соборный, в честь иконы Божией Матери "Умиление", с приделами во имя преп. Авраамия и св. пророка Илии, построенный в XIX в.; 2) в честь Покрова Божией Матери, построенный в 1608 - 1631 гг.; и 3) во имя св. Николая Чудотворца, построенный в XVII в. Святыни обители: 1) мощи преп. Авраамия, почивающие под спудом в Ильинском приделе соборного храма; 2) чудотворная икона Божией Матери "Умиление", называемая Галичскою или Чухломскою, находится в соборном храме; 3) местночтимая икона преп. Авраамия, находящаяся в том же храме; и 4) вериги преп. Авраамия, хранящиеся в Покровском храме. В монастыре находятся могилы княжны Елены Владимировны Долгорукой и представителей старинных родов Лермонтовых и Мамаевых.

Авраамиевский скит

Авраамиевский скит – приписанный к Валаамскому монастырю, Финляндской еп., в 7 верстах от монастыря, на отдельном островке. Основан в 1873 г. и имеет храм во имя преп. Авраамия Ростовского, освященный в том же году.

Авраамий

Авраамий – преп., монах монастыря св. Макария. Память 4 января.

-----------------------------------

– преп., монах мануфенский, современник преп. Пахомия Великого. Память 27 октября.

-----------------------------------

– епископ Суздальский, спутник Московского митрополита Исидора в его поездке на Флорентийский собор (1438 г.), на котором митрополит изъявил было свое согласие на унию русской церкви с Римом.

-----------------------------------

– игумен Коряжемского монастыря, подвизавшийся в XVII в., не канонизованный. Мощи его покоятся в часовне упраздненного ныне Коряжемского монастыря. Память его в синодике этого монастыря 1621 г. значится под 2 марта.

-----------------------------------

– инок, один из выдающихся первых расколоучителей, духовный сын и ближайший ученик протопопа Аввакума. По ссылке последнего в Пустозерск, А. сделался главою и руководителем московских раскольников, пользовался среди них большим авторитетом и прославился своими обширными сочинениями и посланиями. В 1670 г. он был взят под стражу и в 1671 г. казнен. Из трудов А. первое место по своей обширности занимает "Христианоопасный щит веры против еретического ополчения" – полемический против православия сборник. В посланиях инок особенно много потрудился над раскрытием учения об антихристе и кончине мира. Вопреки протопопу Аввакуму, А. отрицал попов "нового" (по новым книгам) поставления и требовал даже перекрещивания переходящих из православия в раскол. Сочинения А. изданы проф. Субботиным в "Материалах для истории раскола" (т. VII). Разбор их сделан в исследовании проф. С.-Петербургской Дух. Акад. П. С. Смирнова "Внутренние вопросы в расколе в XVII в.".

Авраамий (или Аврамий Болгарский)

Авраамий (или Аврамий Болгарский) (или Аврамий Болгарский) – св. муч., из камских болгар, живших около Казани, которыми и был обезглавлен в 1229 г. Русские купцы в 1230 г. перенесли мощи его во Владимир, где они и ныне покоятся в Успенском храме Княгининского монастыря. Память 1 апр. (день кончины) и 6 мар. (перенесение мощей). Жители Владимирской губ. совершают в честь муч. А. торжество еще в 4-ю неделю по Пасхе (о Расслабленном), в воспоминание перенесения мощей в 1712 г. на место нынешнего их пребывания из придела Благовещения Пресвятые Богородицы, где они находились со времени принесения их во Владимир.

Авраамий (или Аврамий Мирожский)

Авраамий (или Аврамий Мирожский) (или Аврамий Мирожский) – преп., основатель Спасо-Мирожского монастыря во Пскове (в XII в.). Здесь под спудом почивают его мощи. Память 24 сентября.

Авраамий (или Аврамий Печенгский)

Авраамий (или Аврамий Печенгский) (или Аврамий Печенгский) – преп., вместе с преп. Коприем основал в 1492 г. монастырь на р. Печенге, в 20 верстах от г. Вологды, где и подвизался. Мощи его почивают под спудом в бывшем монастырском, ныне приходском храме погоста Владимирско-Печенгского. Память 4 февраля.

Авраамий (или Аврамий Печерский)

Авраамий (или Аврамий Печерский) (или Аврамий Печерский) – именуемый трудолюбивым, преп., подвизавшийся в XII или XIII вв. и бывший игуменом Печерского монастыря. Мощи его почивают в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры. Память 21 августа, а также в субботу по отдании Воздвижения Креста Господня, в числе 73 угодников печерских, и во 2-ю неделю Великого поста, в числе (соборе) всех преподобных печерских.

Авраамий (или Аврамий Ростовский)

Авраамий (или Аврамий Ростовский) (или Аврамий Ростовский) – преп., архимандрит, подвизавшийся в XI в. и много потрудившийся по распространю и утверждению христианства среди языческого населения Ростовского края. По преданию, А. чудесным образом получил от ап. Иоанна Богослова жезл, которым обратил в прах каменного идола Белеса, наводившего ужас и страх на всех проходивших мимо него, и на том месте, где стояло чудовище, построил Богоявленский монастырь. По ходатайству ростовских князей, почитавших преподобного, А. удостоен был сана архимандрита. Мощи его были обретены в 1210 г. и почивают в главном храме монастыря. Жезл, чудесно полученный от ап. Иоанна, находится в Зимнем дворце в СПб., в Сретенском соборе, из части же его сделан крест, составляющий святыню Богоявленского монастыря. Память пр. А. 29 октября.

Авраамий (или Аврамий Смоленский)

Авраамий (или Аврамий Смоленский) (или Аврамий Смоленский) – преп., подвизавшийся в XII и в начале XIII вв. Оставив богатых родителей, А. удалился сначала в Селищенский монастырь, в 5 верст. от Смоленска. Зависть братии к славе о его подвигах вынудила его удалиться в Смоленск, в монастырь Св. Креста; но и здесь слава о нем вызвала зависть и клеветы городского духовенства, и преподобный был отослан епископом в Селище, с запрещением священнослужения. Клеветничество, однако, скоро выяснилось, и после того, как по молитвам подвижника прекратилась страшная засуха, еп. Игнатий назначил его настоятелем своего вновь основанного монастыря. Мощи А. почивают под спудом в Смоленском Богородичном училищном монастыри. Память 21 августа.

Авраамий (или Аврамий Чухломский, Галичский)

Авраамий (или Аврамий Чухломский, Галичский) (или Аврамий Чухломский, Галичский) – преп., ученик и постриженик преп. Сергия Радонежского. Удалившись из Троице-Сергиевой обители для подвигов в пределы нынешней Костромской губ., составлявшей тогда Галицкое княжество, А. основал здесь несколько монастырей и много потрудился над распространением и утверждением христианства среди дикого языческого и полуязыческого населения того края. Скончался в 1375 г. Канонизован на соборе 1621 г. Мощи его почивают под спудом в основанном им Городецком, ныне заштатном, монастыре, в 12 верст. от г. Чухломы. Здесь же сохраняются вериги преподобного. Память 20 июля.

Авраамий Палеостровский

Авраамий Палеостровский – преп., ученик преп. Корнилия, основателя монастыря на острове Палей (на Онежском озере), и игумен этого монастыря. Память 21 августа.

Авраамий (Палицын)

Авраамий (Палицын) (в. мире Аверкий Иванович Палицын) – келарь Троице-Сергиевой Лавры, известный в русской истории выдающеюся патриотическою деятельностью в эпоху смутного времени. А. принадлежал к древней дворянской (литовской) фамилии Палицыных и родился в Ярославской губ. О его мирской жизни сведения очень скудны. При царе Федоре Иоанновиче он подвергся опале, был сослан и постригся в Соловецком монастыре, откуда в 1594 г. прибыл в Троицкий монастырь, а затем до 1608 г. жил в Свияжском, Казанской губ., монастыре, занимая здесь, вероятно, какую-либо монастырскую должность. Назначенный на весьма важную в то время и влиятельную должность келаря Троицкого монастыря, А. в первые же годы наступившей смутной эпохи заявил себя энергичным общественным деятелем. Он рассылал грамоты, призывавшие народ на защиту Шуйского против Лжедимитрия, и, живя в Москве, оказывал большое влияние на царя. По его настоянию, между прочим, Шуйским была послана военная помощь Лавре во время знаменитой осады ее, в 1608 г., войсками Сапеги и Лисовского. Его же заботливости Москва обязана облегчением сильного голода, во время которого он распорядился вывезти на рынок хлеб из всех Московских монастырских житниц и продавать его по низкой цене, чем влиял на понижение поднятых купцами цен. После низложения в 1610 г. Шуйского А. участвовал в посольстве к польскому королю Сигизмунду III с просьбой за избранного на Московский престол королевича Владислава, сына Сигизмунда. Роль А. в измене этого посольства, присягнувшего самому Сигизмунду, не выяснена. Современники обвиняли знаменитого келаря в участии в измене и дали ему за то прозвище "короля"; однако предполагают, что А. употребил хитрость, дабы, под предлогом дружбы с поляками, получить возможность возвратиться в Москву, где затем и начал, вместе с патр. Гермогеном, архим. Дионисием и др. патриотами того времени, энергичную деятельность против поляков. В этой деятельности его имя тесно связано со славными именами Минина и Пожарского, которых он вдохновлял на патриотическую борьбу, закончившуюся изгнанием поляков из Москвы. При выборах за тем царя А. много содействовал избранию Михаила Феодоровича Романова и в первые годы его царствования принимал деятельное участие в государственных делах. Скончался в 1627 г. в Соловках. В русской литературе Α. известен как автор "Сказания келаря Авраамия Палицына", являющегося любопытным памятником письменности XVII в. и представляющего собою описание событий смутного времени, главным образом осады Троицкой Лавры. Его же перу приписывают так называемую "Повесть 1606 г." и "Утешительное письмо преп. Дионисию". В русской литературе деятельности А. и его "Сказанию" уделено внимание во многих монографиях и журнальных статьях, посвященных осаде Троице-Сергиевой Лавры и истории смутного времени, и имеются специальные исследования С. И. Кедрова "Авраамий Палицын" и "Авраамий Палицын как писатель".

Авраамий Флоринский

Авраамий Флоринский – воспитанник и преподаватель Киевской академии († 1797 г.). По предписанию Св. Синода им были редактированы беседы Иоанна Златоуста на Евангелия Матфея и Иоанна.

Авраамово лоно

Авраамово лоно – употреблявшееся у евреев во времена Спасителя образное, иносказательное выражение, обозначавшее место покоя и блаженства праведников после смерти. Иисус Христос воспользовался этим образом в притче о богаче и Лазаре (Лук. 16, 19 - 31). Среди памятников древнехристианского искусства встречаются реальные изображения этого иносказания, в виде возлежания праведников на лоне Авраама.

Аврей

Аврей – св. муч., пострадавший в Антиохии. Память 22 июля.

Аврелиан

Аврелиан – римский император (270 - 275), сначала благосклонно относившийся к христианам и даже разрешавший их внутренние споры, а под конец жизни сделавшийся виновником 9-го из десяти гонений, хотя сам он, за смертью, не успел начать преследования христиан.

-----------------------------------

– св. муч., пострадавший вместе с другими в Томах в царствование Диоклетиана. Память 10 июля.

Аврелий

Аврелий – св. муч., пострадавший в Никомидии. Память 24 февраля.

-----------------------------------

– св. муч., пострадавший в Александрии. Память 18 марта.

-----------------------------------

– св. муч., из числа 45, пострадавших в Никополе армянском. Память 10 июля.

-----------------------------------

– св. священномуч., епископ, страдальчески скончался в Азии. Память 12 ноября.

Аврея

Аврея (латин.) или Хрисия (греч.) – св. мученица, утопленная с камнем на шее в гонение Клавдия II (III в.). Память 30 января.

Аврига

Аврига – св. мученица, пострадавшая в Эфиопии. Память 2 января.

Аврика

Аврика – св. мученица, пострадавшая в Антиохии. Память 16 ноября.

Аврикий

Аврикий (или Аверкий) – св. муч. Память 28 февраля.

Аврон

Аврон – одна из остановок евреев, на севере. Еланитского залива, во время путешествия их из Египта (Числ., 33 34 - 35).

Авсаний

Авсаний – св. Память 19 февраля.

Австралия

Австралия – 5-я часть света, открытая французами в XVII в.; проповедью христианства была оглашена впервые только в 1788 г., англиканским священником Джонсоном. С 1809 г. существует здесь пресвитерианская церковь, в 1835 г. основана баптистская община, в 1836 г. открыта первая англиканская епископия, с 40-х годов XIX ст. быстро стала расти римско-католическая церковь, а с прибытием в конце XIX столетия греческих и арабских поселенцев устроился первый православный приход, и в 1899 г. в Сиднее освящена первая православная церковь. Православная паства Австралии находится в ведении Иерусалимского патриарха.

Австрийщина

Австрийщина – раскольнический поповский толк, приемлющий так называемую Австрийскую, или Белокриницкую, иерархию, получившую начало в 1846 г. в Австрии, в селении Белая Криница (см. Белокриницкая иерархия). Толк этот в настоящее время самый многочисленный в России, имеет определенную и устойчивую организацию и управляется целым штатом своих епископов, с Московским архиепископом во главе. С 1863 г. австрийщина делится на две партии – окружников и противоокружников.

Австрия

Австрия (или Австро-Венгрия) – большое европейское государство, в состав которого входит целый ряд издревле христианских областей, со значительным в некоторых православным населением (напр. в Буковине, Далмации и др.). Господствующей религией является католическая, которую исповедует более 3/4 населения; римская церковь, кроме того, насчитывает здесь до 4 миллионов униатов (в Галиции), все более и более окатоличиваемых. Всегда предоставляя католицизму широкую свободу пропаганды и покровительствуя ему, австрийское правительство, однако, до 1855 г. держало себя по отношению к папе свободно и независимо, а в XVIII в. влияние римского престола в А. было совсем ничтожно и католическое духовенство испытывало даже некоторые стеснения. В целях получения от римской церкви политической поддержки, император Франц-Иосиф I в 1855 г. заключил с папой конкордат, который и упрочил в А.-В. первенствующую роль, значение и громадное влияние католицизма, стремящегося теперь подавить и искоренить здесь протестантство и православие. – Реформация в пределах А. первоначально имела успех, но в XVI в. протестанты подверглись преследованию со стороны правительства и римского духовенства и насильственному обращению в католичество, чем вызван был даже крестьянский мятеж. В настоящее время протестантов (лютеран и кальвинистов) насчитывается до 4 миллионов, и они испытывают ограничения и стеснения не только в пропаганде своих учений, но и в удовлетворении своих религиозных потребностей. В некоторых местностях, напр., им не позволяется иметь церкви с колоколами и органами, а только часовни, без входов с улицы и т. п. При содействии Германского императора и путем личного обращения к Австрийскому монарху они добиваются все-таки некоторых прав. – Православная церковь имеет своих последователей в различных областях А. с преимущественным славянским населением и состоит из одной митрополии-патриархии (в Сремских Карловцах), нескольких архиепископий-митрополий и епископий. До 1781 г. православная церковь была здесь совершенно бесправною, переживала всевозможные притеснения воинствующего католицизма и паства ее часто силой принуждалась к переходу в католичество. Последовавшие в 1781 и 1867 гг. акты веротерпимости, провозгласившие в А. свободу вероисповедания, фактически не улучшили положения православной церкви, и теперь ей приходится много переживать от произвола католических властей и происков римского духовенства. При полном содействии правительственных властей, среди православного населения ведется самая широкая пропаганда католицизма. Между тем, переход в православие, даже из близкой к нему унии, сопряжен с большими затруднениями, чем в иудейство и магометанство. Бывали случаи, что таким переходам придавалась политическая окраска и против принимающих православие возбуждались уголовные процессы по обвинению в государственной измене в пользу России.

Автиций

Автиций – св. муч., из числа 45, пострадавших в Никополе армянском. Память 10 июля.

Автокефальная церковь

Автокефальная церковь – самоглавенствующая (от греч. слов ΑΥΤΌΣ – сам и ΚΕΦΑΛΉ – голова) церковь. Образование такой церкви, называемой иначе поместною, совершается с согласия государственной власти, и самостоятельность ее канонически устанавливается признанием со стороны той церкви, из которой она выделилась. Православные церкви составляют части вселенской церкви и по единству верования и основным началам устройства и управления пребывают одна с другой в общении. В основе первоначального образования поместных церквей, в виде патриархатов – римского, константинопольского, иерусалимского и александрийского – лежало отчасти политическое значение городов, сделавшихся центральными при делении единой римской империи на округа, отчасти самая национальность населения известного патриархата. Впоследствии же право на церковную автокефальность признавалась вселенскою церковью за каждым православным народом, который по своему национальному развитию, а равно по условиям своей политической жизни оказывался способным к самостоятельному церковному управлению. Во главе управления поместных церквей находится единоличная или коллегиальная церковная власть. Из современных автокефальных церквей 3 имеют синодальное устройство (русская, элладская и румынская), а во главе остальных стоят патриархи, митрополиты и архиепископы (4 патриархата, архиепископии Кипрская и Синайская, Сербская церковь, Болгарский экзархат, митрополии: Черногорская и 3 в Австро-Венгрии: Буковинско-Далматинская, Германштадтская и Карловицкая).

Автоном

Автоном – св. священномуч., епископ италийский. В гонение Диоклетиана он удалился из Италии в Вифинию, поселился в местечке Сорес, откуда с проповедью о Христе совершил два путешествия по Малой Азии и берегам Черного моря. Убит язычниками в 313 г. в Соресе. Мощи его открыты в V в. Память 12 сент.

Автономисты

Автономисты – мыслители, отрицающие всякую зависимость нравственности от религиозных основ вообще и христианских в частности. Из них наиболее известны в древности Аристотель, а в новое время – Кант, Фихте, Гегель, Гартман и др. Из русских мыслителей проповедником автономной нравственности был Кавелин. В русской литературе имеются исследования: проф. Гусева "Религиозность как основа нравственности. Против автономистов", проф. Линицкого "Религия и нравственность", проф. Городенского "Отношение нравственности к религии" ("Богосл. Вестн.", 1896 г.) и др.

Авув

Авув – отец Птоломея, зятя первосвященника и правителя Иудеи Симона Маккавея (1 Макк. 16, 11, 15).

Авудим

Авудим – св. муч. с острова Тенедоса, усекнутый мечом в гонение Диоклетиана и явившийся мучителю во сне с угрозой Божественного возмездия, почему тот, придя в еще большую ярость, приказал сжечь тело мученика. Память 15 июля.

Авундий

Авундий – св. муч., пострадавший в Риме в 258 г. (потоплен в нечистотах). Мощи его находятся в Риме. Память 13 августа.

Авций

Авций (или Рикс) – св. муч., царь Сицилии, обращенный ко Христу св. муч. девой Лунией и вместе с нею усекнутый мечом в 301 г. в Риме. Память 6 июля.

Агава

Агава – упоминаемые в Библии (1 Ездр. 8, 15, 21, 31) Ассирийская область и река, через нее протекающая.

Агавва

Агавва (или Авваса) – преп., измаильтянин, ученик и сподвижник преп. Евсевия Сирийского (V в.). Память 22 ноября.

Агапа

Агапа (от греч. ΆΓΑΠΉ – любовь) или агапы (множ. числ.) – "вечери любви", устраивавшиеся древними христианами в воспоминание Тайной вечери, с совершением на них таинства Евхаристии. Позднее агапы превратились в пиршества, и на них иногда возникали беспорядки, почему, напр., св. Амвросий Медиоланский счел нужным воспретить их. В 391 г. собор Карфагенский (3-й) сделал постановление о выделении из агап Евхаристии, а ряд последующих поместных соборов запретил совершать их в храмах, и в начале V в. они стали постепенно совсем исчезать. В русской литературе имеются исследования: "Агапы, или вечери любви, у христиан" ("Воскр. Чт.", 1848 г.), Прилуцкого "Христианские вечери любви", В. Л. – на "Вечери Любви у древних христиан" ("Прав. Обозр.", 1870 г.), переводный труд Ульгорна – "Христианская благотворительность в древней Церкви".

-----------------------------------

– св. мученица, пострадавшая в Антиохии. Память 10 марта.

-----------------------------------

– св. мученица, из числа многих, пострадавших в Солуни. Память 1 июня.

Агапий

Агапий – преп., архимандрит. Память 11 января.

-----------------------------------

– св. муч., ученик св. муч. Вавилы Сицилийского, с коим вместе и пострадал за обращение неверных в Сицилии в III в. Память 24 января.

-----------------------------------

– преп., послушник Ватопедского монастыря на Афоне. Память 1 марта и в соборе афонских подвижников – в первое воскресение по неделе Всех Святых.

-----------------------------------

– св. муч., родом из Газы, пострадал в 304 г. в Кесарии Палестинской. Память 15 марта.

-----------------------------------

– св. муч., чтец, пострадавший в Тарсе Финикийском. Память 28 апреля.

-----------------------------------

– преп., подвизавшийся близ г. Вифара на морском берегу. Память 19 мая.

-----------------------------------

– св. муч., пострадавший в 304 г. от префекта Палестинского Урбана. Память 19 августа.

-----------------------------------

– св. муч., сын св. мученицы Вассы, пострадал в Эдессе. Память 21 августа.

-----------------------------------

– св. муч., сын св. муч. Евстафия Плакиды, пострадал вместе с родителями и братом в 118 г. Память 20 сентября.

-----------------------------------

– св. муч., пострадавший при Ликинии в Севастии (в Армении). Память 2 ноября.

-----------------------------------

– св. муч., сожженный в числе других 10 севастийских мучеников в царствование Декия, в Севастии. Память 3 ноября.

-----------------------------------

– св. муч., пострадавший в 304 г. в Палестине. Память 22 ноября.

-----------------------------------

– св., муч., усекнутый мечом. Память 3 декабря.

Агапион

Агапион (или Агапий) – св. муч., римлянин, после терзаний медведем брошенный в море, в 306 г. Память 19 ноября.

Агапит

Агапит – преп. исповедник и чудотворец, епископ Синадский, или Синайский. Уроженец Каппадокии, он во время отбывания военной службы при Ликинии претерпел истязания за веру во Христа, а при Константине Великом избран епископом г. Синаи во Фригии, где и скончался в глубокой старости 18 февраля. Он же, вероятно, с именем священномученика воспоминается 5 июля.

-----------------------------------

– св. муч., пострадавший в Солуни. Память 2 апреля.

-----------------------------------

– св. папа Римский, избранный на римский престол в 535 г. и занимавший его всего 11 мес. и 2 дня. Скончался в Константинополе, куда он ездил с целью отклонить военные намерения императора Юстиниана и обличить патриарха Анфима в монофизитской ереси. Память 17 апреля.

-----------------------------------

– преп. Маркушевский, подвизавшийся в XVI в. сначала в Соловецком, а затем в Сольвычегодском Борисоглебском монастырях и основавший, после особенного ему видения св. Николая, собственный монастырь на реках Маркуше и Тарнаге (в 100 верстах от Тотьмы). Скончался страдальчески от жителей одного из соседних селений, озлобившихся на него за отошедшие к монастырю земли и утопивших преподобного в р. Уфтюге. Мощи преп. А. почивают под спудом в храме упраздненной ныне его обители. Здесь же находится чудотворная икона св. Николая, явившаяся преподобному в Сольвычегодском Борисоглебском монастыре и взятая им с собою в новую обитель. Память 21 мая.

-----------------------------------

– преп. Печерский, постриженик и сподвижник преп. Антония, прославившийся чудесным даром исцелений, за которые ничего не брал, почему и наименован "безмездным врачом". В числе исцеленных им был великий кн. Владимир Мономах. Скончался св. в 1095 г. Мощи его почивают в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры. Память 1 июня, а также в соборе угодников Печерских, почивающих в Антониевых пещерах, – в субботу по отдании Воздвижения Креста Господня и в соборе всех угодников Печерских – во вторую неделю великого поста.

-----------------------------------

– св. муч., диакон, обезглавленный в 258 г. в Риме, где и почивают его мощи. Память 10 августа.

-----------------------------------

– св. муч., пострадавший во Фракии. Память 20 ноября.

-----------------------------------

– преп., ученик преп. Саввы Освященного и наставник преп. Евфоринии александрийской. Память в субботу сырную.

-----------------------------------

– св. муч., пострадавший в Персии при Сапоре II. Память 1 марта.

Агапит (Вишневский)

Агапит (Вишневский) (Вишневский) – еп. Екатеринославский, род. в 1867 г. в Волынской губ., в которой и священствовал по окончании дух. семинарии до поступления в 1892 г. в Киевскую академию. По окончании академии, где был пострижен в монашество, занимал должности инспектора Полтавской и ректора Екатеринославской семинарий. В 1902 г. возведен в сан епископа Уманского, викария Киевского, в 1908 г. назначен на самостоятельную кафедру во Владикавказ, а в 1911 г. перемещен в Екатеринослав.

Агапия

Агапия – св. муч. Память 2 апреля.

-----------------------------------

– св. муч., пострадавшая в Солуни в 304 г. Память 3 апреля.

-----------------------------------

– св. муч., пострадавшая вместе с сестрами Хионией и Ириной в Иллирии в 304 г. Память 16 апреля.

Агарь

Агарь – рабыня и наложница ветхозаветного патриарха Авраама, имевшая от него сына Измаила, родоначальника измаильтян.

Агарь

Изгнанная с сыном из дома Авраама после рождения у Сарры Исаака, А. едва не умерла с Измаилом в пустыне от жажды, но была чудесно спасена ангелом. Ап. Павел в истории А. указывает иносказание – символ ветхозаветного синайского закона (Гал. 4, 24 - 25). Магометане почитают А. как свою родоначальницу и совершают паломничества к показываемой в Мекке ее гробнице.

Агасвер

Агасвер – упоминаемое в книге Есфирь имя персидского царя, в коем ученые предполагают известного в истории Ксеркса, сына Дария Гистаспа (519 - 465 гг. до Р. Хр.).

Агатик

Агатик (или Аттик) – св. муч., пострадавший во Фригии. Память 20 августа.

Агатоп

Агатоп – св. муч., пострадавший на востоке. Память 9 августа.

Агатоф

Агатоф – св. муч., пострадавший в Солуни. Память 2 апреля.

Агафангел

Агафангел – св. преподобномуч., подвизавшийся на Афоне и усекнутый мечом на 19-м году от рождения в Смирне, в 1819 г. В 1844 г. мощи его перенесены из Смирны на Афон. Память 19 апр., 29 окт. и в соборе св. мучеников, просиявших на Афоне, во вторую неделю по неделе Всех Святых.

Агафангел (Преображенский)

Агафангел (Преображенский) – архиепископ Литовский (в мире А. Преображенский). Уроженец Тульской губ. (род. в 1854 г.), по окончании в 1881 г. Московской академии со степенью кандидата богословия, в том же году был определен сначала преподавателем Раненбургского духовного училища, а затем помощником смотрителя Скопинского дух. училища. В 1884 г. принял монашество, в 1885 г. назначен инспектором Томской семинарии, с возведением в сан игумена, с 1888 г. в сане архимандрита занимал должность ректора Иркутской семинарии и в 1889 г. хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутского. До назначения архиепископом Виленским занимал самостоятельные кафедры Тобольскую (с 1893 г.) и Рижскую (с 1897 г.). В сан архиепископа возведен в 1904 г.

Агафангел (Соловьев)

Агафангел (Соловьев) (в мире Α. Ф. Соловьев) – архиепископ, знаток древних, особенно еврейского, и новых языков, известный своими переводами Св. Писания и экзегетическими трудами. Уроженец Владимирской епарх. (род. в 1812 г.), А., по окончании курса Московской академии со степенью магистра богословия, здесь же занимал должности бакалавра по кафедре Св. Писания, библиотекаря, инспектора и профессора нравственного богословия. Затем был ректором Харьковской и Костромской семинарий и Казанской академии, в которой основал издаваемый и ныне журнал "Православный Собеседник". В 1857 г. хиротонисан во епископа Ревельского, в 1860 г. назначен на самостоятельную Вятскую кафедру, а в 1866 г. переведен в Житомир, где в 1868 г. получил сан архиепископа. Скончался в 1876 г. Из трудов его наиболее известны: переводы "Книги Иова", с подстрочными примечаниями, "Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова" и "Книги правил", и экзегетические: объяснения послания ап. Павла к Галатам и первых семи глав евангелия Матфея.

Агафемер

Агафемер – св. муч., пострадавший в Мизии. Память 3 апреля.

Агафия

Агафия – св., супруга благоверного великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского. Память 4 февраля.

-----------------------------------

– св. мученица, девица из Палермо (в Сицилии), отличавшаяся необыкновенною красотою. Пострадала в Катании в 251 г., претерпев сосцов отрезание, огня опаление и строгание тела. На западе, особенно в Италии, в Палермо и Катании, св. А. пользуется большим почитанием и славою. Память 5 февраля.

Агафия Карпова

Агафия Карпова – в иночестве Анастасия, известная в XVIII в. в Москве хлыстовская богородица, устраивавшая радения в своих кельях в Ивановском монастыре. В 1734 г. казнена.

Агафодор

Агафодор – св. муч., пострадавший в Тиане Каппадокийской. Память 2 февраля.

-----------------------------------

– св. священномуч., епископ, пострадавший в IV в. от евреев и язычников в Херсоне (близ нынешнего Севастополя), куда был послан святительствовать патриархом Иерусалимским Ермоном. Память 7 марта.

-----------------------------------

– архиепископ Ставропольский (в мире Протоиерей П. Φ. Преображенский). Уроженец Ярославской губ. (род. в 1837 г.), по окончании курса Ярославской семинарии со званием студента, священствовал в родной епархии и отличался особенными заботами о народном образовании и просвещении. Овдовев, в 1888 г. принял монашество, возведен в сан архимандрита и хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородского. В 1891 г. назначен епископом Сухумским, а с 1893 г. занимает Ставропольскую кафедру. В 1907 г. возведен в сан архиепископа. Известен особенными заботами по распространению в епархии церковно-приходских школ и трудами по составлению руководств по Закону Божию. Его перу принадлежат "Наставление в Законе Божием для начальных училищ", выдержавшее 12 изданий, церковно-археологическое исследование "Успенско-Эрандский общежительный монастырь в Абхазии, на Кавказе, близ г. Сухума" и проповеднические труды – "Речи и слова", "Катехизические поучения о вере" и "Катехизические поучения о христианской надежде и любви". Замечателен своими крупными пожертвованиями в пользу храмов, духовных академий, учителей церковно-приходских школ и на разные благотворительные и просветительные учреждения. Перечень трудов Архипастыря следует дополнить следующим: учебник его "Наставление в законе Божием для начальных училищ" выдержал ныне сорок два издания; им изданы: "Толковый молитвенник", выдержавший восемь изданий; церковно-археологические исследования "Успенско-Драндский (а не Эранский) общежительный монастырь в Абхазии, на Кавказе, близ г. Сухума" и "Воскресенский храм и его приход, Мышкинского уезда, Ярославской губернии"; проповеднические труды: "Речи и слова", "Катехизические поучения о вере", "Катехизические поучения о христианской надежде и любви", пастырские послания к духовенству ставропольской епархии о развитии женского церковно-школьного образования и по поводу свободы совести и несколько статей в периодических журналах.

Предыдущая страница Следующая страница