Приглашаем посетить сайт

Иностранная литература (ino-lit.ru)

Полный православный богословский энциклопедический словарь (1913)
Статьи на букву "А" (часть 3, "АГА"-"АЗЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 3, "АГА"-"АЗЕ")

Агафоклия

Агафоклия – св. мученица, раба, умерщвленная своей госпожой-язычницей после 8-летних ежедневных истязаний. Память 17 сентября.

Агафон

Агафон – св. муч., из числа 37, пострадавших в Египте. Память 18 января.

-----------------------------------

– св. Память 22 января.

Аггей

Аггей – ветхозаветный пророк послепленного периода, книга которого занимает 10-е место в ряду "12 малых пророков". Его именем надписываются также несколько псалмов (137, 145, 147 и 148), но не как автора их, а потому, вероятно, что при его участии псалмы эти были введены в богослужебное употребление ветхозаветной церкви. По преданию, прор. А. родился в Вавилоне во время плена, из коего возвратился в молодых годах. Некоторые, впрочем, предполагают, что он был одним из тех старцев, которые видели еще великолепие первого храма (1 Ездр. 3, 12 - 13). Св. Писание не дает сведений о личности и жизни А. и указывает только время и место его пророчествования в Иерусалиме, во 2-й год царствования Дария Гистаспа, царя Персидского (520 г. до Р. Хр.). Вместе с прор. Захарией призывал иудеев к скорейшей постройке второго храма иерусалимского, предсказывая этому храму большую славу, чем имел первый, ибо в него придет "желаемый всеми народами". Книга прор. А. содержит 4 речи с таким призывом к постройке храма. В последней из них, обращенной к правителю Иудеи Зоровавелю, пророк указывает на последнего, как на особенного избранника Божия. Пророчествам А. о славе второго храма и о Зоровавеле Церковь издревле усвояла мессианский смысл. Превосходство второго храма над первым заключались, по мнению отцов церкви, не во внешнем великолепии, а в том, что в нем явился Мессия и отсюда по всему миру разнеслась проповедь Евангелия. В лице же Зоровавеля Церковь всегда видела прообраз Христа Спасителя, так как только к Нему одному всецело приложимы изречения пророка, обращенные к Зоровавелю. В русской литературе на книгу пр. А. имеются толкования: еп. Иринея, еп. Палладия, Ив. Смирнова. Память пр. А. 16 декабря и в неделю св. праотец (пред праздником Рождества Христова).

-----------------------------------

– 1) св. муч., славянин, пострадавший в Бононии (Сербии) во II в. Память 4 января; 2) св. муч., пострадавший в Далмации в I в. Память 31 декабря.

Аггел

Аггел – св. Память 12 августа.

Аггифа

Аггифа – жена царя Давида, мать 4-го его сына Адонии, казненного Соломоном (2 Цар. 3, 4 и др.).

Агенда

Агенда (латин. – "устав", "последование") – древнее католическое название собраний богослужебных уставов и чинопоследований, а равно и самих чинопоследований. В лютеранской церкви термин этот был усвоен для обозначения преимущественно ритуала литургии, причем протестантские агенды представляли собою большое разнообразие и вызывали попытки к их объединению, к выработке однообразного чинопоследования (напр. в Пруссии). В настоящее время термин этот у реформатов употребляется редко.

Агиасма

Агиасма – наименование "Живоносного источника" св. Афанасия на Афоне. Происхождение этого источника, по преданию, таково. При жизни св. Афанасия (X в.) в основанной им лавре случился голод, и иноки разбрелись на поиски хлеба. Вынужден был отправиться и Афанасий. На том месте, где ныне источник, он встретил прекрасную женщину, присутствию которой удивился, так как женская нога никогда не вступала на Афон. На вопрос Афанасия: "Кто ты?" – Жена ответила: "Матерь Господа твоего". Упрекнув святого в маловерии, она повелела ему вернуться в обитель и обещала навсегда быть ее домостроительницей, а в удостоверение своей Божественной личности приказала Афанасию ударить жезлом о скалу. Афанасий ударил, камень расщепился, и из трещины его истек поток воды. Ключ этот течет доныне и является целебным.

-----------------------------------

– наименование святой воды, освящаемой накануне праздника Богоявления.

Агиасма великая

Агиасма великая – вода, остающаяся после крещения младенца, которую, по указанию Номоканона, надлежит выливать в непопираемое место.

Агиест

Агиест – св. муч., пострадавший во Фракии в царствование Диоклетиана. Память 13 ноября.

Агиография и Агиология

Агиография и Агиология – описание святых, повествование о святых. В широком смысле эти термины обозначают все относящееся к жизни, деятельности, почитанию и прославлению святых. В более же тесном значении они употребляются для обозначения тех отделов церковной истории и литературы, которые занимаются исключительно изучением житий святых.

Аглаида праведная

Аглаида праведная – богатая и знатная римлянка (III в.), первоначально жившая нечестиво, а затем покаявшаяся и проведшая остаток жизни в великих подвигах благочестия. Память 19 декабря.

Аглаий

Аглаий (или Аглай) – св. муч., из числа 40 севастийских мучеников, пострадавших в 320 г. Память 9 марта.

Агн

Агн – св. муч., из числа 26, пострадавших в Готфии ок. 375 г. Память 26 марта.

-----------------------------------

– св. муч., из дружины св. священномуч. Стефана, пострадал в Регии. Память 5 июля.

Агнат

Агнат – св. муч., пострадавший в Александрии. Память 16 августа.

Агнесса

Агнесса – 1) славянка, пострадавшая в Томах в царствование Диоклетиана. Память 9 июля; 2) св. муч., пострадавшая в Риме в царствование Диоклетиана. Память 17 октября.

Агнец

Агнец (молодой ягненок, молодая овца) – один из самых употребительных в Ветхом Завете предметов жертвоприношения Богу. Первый принес в жертву агнца Авель, и жертва его была угодна Богу (Быт. 4, 4). Моисеем был указан целый ряд жертв, для которых должны были употребляться агнцы (напр. ежедневные утренние и вечерние жертвы и др.). Особенное значение в ветхом Завете имел агнец пасхальный, которого, со времени исхода из Египта, каждое еврейское семейство должно было в праздник Пасхи заколоть и вкушать с особыми обрядами и который из всех ветхозаветных жертв наиболее прообразовал собою новозаветного Агнца-Христа. Пасхальный агнец должен был быть мужеского пола, однолетний и без всякого порока (Исх. 12, 3 - 11; Числ. 9, 10 - 12). Прор. Исаия образ агнца употребил для изображения страждущего Мессии (Ис. 53).

Агнец Божий

Агнец Божий – символическое наименование Спасителя, указывающее на Него, как Жертву за грехи всего мира. Наименование это впервые употребил по отношению к Иисусу Христу св. Иоанн Креститель (Иоан. 1, 29, 36), позаимствовав образ, наверное, у прор. Исаии (53 гл.). Ап. Петр указывает на Христа, как на Агнца, кровью Которого искуплено человечество (1 Петр 1, 19), а ап. Павел называет Его новозаветной Пасхой (1 Кор. 5, 7), т. е. новозаветным пасхальным агнцем. Св. Иоанн Богослов образом агнца пользуется для изображения Сына Божия в Апокалипсисе (Апок. 5, 6; 7, 9 - 10 и др.). Символ этот издревле усвоила и Церковь. Агнец с крестом, как символ Христа, был в большом употреблении у древних христиан; такие, напр., изображения, сделанные из воска, раздавались всем верующим после принятия крещения; наименование же "Агнец Божий" вошло в церковные песнопения. Образ агнца, овцы, нередко употреблял и Иисус Христос, но уже в совершенно ином смысле и значении – для обозначения слабости, немощности, – посылая, напр., своих учеников "как агнцев среди волков" (Лук. 10, 3) или поручая ап. Петру "пасти агнцев Своих", т. е. верующих (Иоан. 21, 15 и др.).

Агнец евхаристический

Агнец евхаристический – четырехугольной формы частица, вынимаемая из просфоры во время проскомидии и пресуществляемая затем, во время освящения Св. Даров, в Тело Христово. Агнец вырезывается с особыми молитвословиями и обрядами из первой (из пяти) проскомидной просфоры, причем для него выбирается лучшая из всех просфор и обязательно с изображением Св. Креста. Для каждой литургии приготовляется только один агнец, хотя бы число причастников было очень велико. В воскресные дни великого поста, если на неделе предстоит совершение литургий Преждеосвященных Даров, приготовляются и освящаются агнцы и для последних, при чем на проскомидии над каждым агнцем повторяются положенные молитвословия и обряды, освящаются же они все вместе. Начало приготовления агнцев восходит приблизительно только к VIII в. Впервые упоминает о них Константинопольский патриарх Герман († 740 г.) в своем толковании на литургию. В древней же церкви для евхаристии брался хлеб в целом, нетронутом виде. Чин приготовления агнца в нынешнем его виде выработался постепенно и окончательно установился в XIV – XV вв.

Агний

Агний – св. муч. из числа 40 севастийских мучеников, пострадавших в 320 г. Память 9 марта.

Агния

Агния – св. муч., дева, именуемая на Западе Агнессой и особенно чтимая там как патронесса или покровительница христианской девственности. Пострадала в Риме ок. 304 - 305 г., 13 лет от роду. Прежде обезглавления была обнажена и нагою влачима по людным улицам города. Но, по одним сказаниям, никто не осмелился взирать на святое тело мученицы, а дерзнувший на то юноша был ослеплен огненным светом. По другим же редакциям ее жития – у ней чудесным образом вдруг появились длинные и густые волосы, которые до ног прикрыли ее наготу. Житие А. излагают великие отцы Запада: Амвросий, Августин, Иероним, в трогательных чертах изображающие мученический подвиг св. девы и прославляющие ее, как высший образец девственности. Гробница св. А. находится в катакомбах ее имени, где доселе сохранилась часть ее надгробной плиты с надписью. Саркофаг с мощами муч. А. находится в церкви, воздвигнутой в честь ее Императором Константином Великим. Другой храм ее имени находится, по преданию, на месте тюрьмы, где она была заключена. В этом храме ежегодно в день ее памяти папа освящает двух агнцев, из руна которых делаются затем паллиумы или омофоры, вручаемые папой вновь поставляемым епископам. Память св. муч. Агнии 21 января. Некоторые, впрочем, отождествляют с ней св. муч. Агнию, воспоминаемую Церковью 14 января.

-----------------------------------

– св. мученица, по сказанию некоторых житий, скончавшаяся в темнице. Память 14 января. Некоторые агиологи отождествляют ее с муч. Агнией, воспоминаемой 21 января.

Агноиты

Агноиты (или евномиофеофрониане, по наименованию историка Сократа) – арианская секта, основанная в конце IV в. Евномием и Феофронием. А. учили, что прошлое Бог знает по памяти, будущее – по догадке, всеведение же Его ограничивается только настоящим.

-----------------------------------

(или фемистиане) – монофизитская секта, основанная в VI в. александрийским диаконом Фемистием. Ссылаясь на слова Спасителя: "О дне же том, или часе, никто не знает... ни Сын, но только Отец" (Map. 13, 32) и на вопрос Христа о Лазаре: "Где вы положили его?" (Иоан. 11, 34), – фемистиане утверждали, что Иисус Христос, подобно всем людям, был ограничен в знании и вообще душевных свойствах и способностях. Учение это в VIII в. было повторено ересью адопциан.

Агностицизм

Агностицизм – философское учение, утверждающее, что для человеческой души невозможно познание сверхчувственного и, следовательно, невозможно Богопознание. Всякое познание, по мнению агностиков, приобретается только при посредстве органов чувств; следовательно, предметом человеческого познания может быть лишь то, что доступно этим чувствам, т. е. один чувственный мир. Создаваемые же человеком нравственные принципы и представления о Высшем Существе, о Боге, суть не более, как результат того же опыта и ассоциирующей деятельности души и ее естественного стремления найти вездеприсущую и всепроникающую силу, которая обусловливает и сохраняет мировой строй. Учение это создано английскими философами, которых делят обыкновенно на агностиков старых, или доэволюционистов, и агностиков новых, или эволюционистов. Наиболее видными представителями являются: первых – Джон Стюарт Милль, вторых – Герберт Спенсер. Разница между ними заключается в том, что одни образование в человеке нравственных принципов признают делом личного, а другие – наследственного опыта.

Агобард

Агобард – еп. Лионский (779 - 840 гг.), известный своей полемикой против адопционистов и евреев и либеральными воззрениями на учение о боговдохновенности.

Аголиав

Аголиав – имя помощника главного художника в деле постройки скинии при Моисее. Он был "резчик и искусный ткач, и вышиватель по голубой, пурпуровой, червленной и виссонной ткани" (Исх. 28, 23) и учил своему искусству других (Исх. 35, 34 - 35).

Агонистики

Агонистики (с греч. борцы) – название одной из отраслей секты донатистов в сев. Африке (IV в.). Последователи ее вели упорную и ожесточенную борьбу против своих преследователей, откуда и получили наименование. Исчезли с нашествием вандалов.

Агрикола

Агрикола – 1) св. муч., пострадавший при Диоклетиане в Болонье (в Италии). Память 17 октября; 2) св. муч., пострадавший в Паннонии. Память 3 декабря.

Агриппа Ирод II

Агриппа Ирод II – последний царь Иудейский, сын Агриппы I. Жил в кровосмешении со своею сестрою Вероникою, вместе с которой упоминается в книге Деяний (25 гл.). Во время осады Иерусалима сражался в рядах римлян против своего же народа.

Агриппин

Агриппин – 1) блаж., епископ г. Августодуна (ныне Отюн) во Франции. Память 1 января; 2) св., патриарх Александрийский, занимавший патриаршую кафедру с 167 г. по 179 г. Память 30 января; 3) св. муч., память 15 июля; 4) св., епископ Неапольский. Память 9 ноября.

Агриппина

Агриппина – св. муч., дева, пострадавшая в Риме в 275 г. Мощи ее были перенесены в Сицилию. Память 23 июля.

Агро

Агро – св. муч., пострадавший в Александрии. Память 13 ноября.

Ад

Ад – греческое слово (Ί ΑΕΙΔΗΣ), которым в Библии переведено еврейское слово "шеол". По греческому словопроизводству, от отрицания Α и глагола Ε'ΙΔΕΙΝ – видеть, оно обозначает место, лишенное света, или нечто невидимое. Древние греческие писатели этим словом обозначали мир духов или царство, обиталище умерших, находящееся под управлением Плутона. Еврейское "шеол" означает такое место, которое всех к себе требует, всех поглощает, ничем не насыщается. В Св. Писании "ад" и "шеол" употребляются в нескольких значениях. В одних случаях этими словами обозначается гроб или могила (напр. Быт. 42, 38; Псал. 6, 6). В других они обозначают место и состояние, общее для всех умерших, без различия праведных и грешных (Быт. 37, 35; Псал. 88, 49; Исаии 14, 15), где все равны (Иов. 3, 13 - 19; Исаии 14, 9 - 11). Это место, или преисподняя, изображается при этом то в виде некоего всепоглощающего чудовища (Притч. 1, 12; Исаии 5, 14), то в виде страны, лежащей в глубине земли и исполненной мрака и сени смертной (Иов. 10, 21 - 22; Псал. 48, 20; Притч. 9, 18), то в виде подземного царства, где смерть владычествует над умершими как над пленниками (2 Цар. 22, 6; Псал. 17, 5 - 6) и т. п. В некоторых местах Св. Писания "ад" и "шеол" представляются местом или состоянием хотя и общим для всех умерших, но с некоторым различием для праведников и грешников. Первые здесь наслаждаются покоем, ожидают избавления отсюда и получают таковое (Псал. 15, 9 - 11; Лук. 18, 7; 1 Петр. 3, 18 - 19 и др.); вторые – покрыты вечным стыдом и не имеют никакой надежды на будущее (Иез. 32, 18 - 32). Иногда "ад" и "шеол" обозначают состояние только одних нечестивых и грешников (Прем. Сол. 3, 18 - 19; Иов. 24, 19; Лук. 16, 19). Наконец, в новозаветных книгах слово "ад" употребляется для обозначения вечного осуждения, вечной погибели, вечного мучения, на которое осуждены грешники. Таким образом, по библейскому учению, "ад" является загробным состоянием душ после смерти. Постигнуть тайну загробной жизни и развить представление об "аде" было много попыток со стороны христианских богословов и философов. Но все это не более, как простые умозрения, желающие проникнуть в непостижимое. По учению православной церкви, "ад" является загробным состоянием грешных душ, которые в этом состоянии находятся во власти диавола и духов злобы. А кто со Христом, для того нет "ада" и смерть для того является переходом в жизнь вечную, в царство Христово (Лук. 23, 43; Филип. 1, 21 - 23). Христос во время крестных страданий сошел во "ад", кратковременно приобщился общему для всех умерших загробному состоянию и разрушил ветхозаветную силу "ада", владычествовавшего над всем человечеством. Учение о сошествии Спасителя во "ад" является одним из твердых догматов Церкви и основывается на ясном свидетельстве Св. Писания (1 Петр. 3, 18 - 20; 4, 6; Эфес. 4, 8 - 10).

Ада

Ада – 1) библейск. имя жены Ламеха, потомка Каина (Быт. 4, 19 - 21) и жены Исава, иначе называемая Васемафа (Быт. 36, 2; 26, 34 и др.); 2) св. муч., пострадавшая со своими сыновьями. Память 2 июня.

Адавкт

Адавкт (или Адавка) – св. муч., пострадавший в 303 г. во Фригийском городе Антандро. Память 7 февраля.

Адавкт (или Давикт)

Адавкт (или Давикт) (или Давикт) – св. муч., эпарх Эфесский, обезглавленный в Мелитине Армянской, куда был сослан. Память 4 октября.

Адальберт

Адальберт – епископ Пражский, известный как апостол Пруссов. Оставив свою кафедру, он в 997 г. отправился для проповеди христианства в Пруссию и здесь был убит языческим жрецом. Католическая церковь причислила его к лику святых.

Адам

Адам – первый человек, родоначальник всего человечества, венец Божественного творения. Имя А. значит "красный" и указывает на красную землю, из которой, по библейскому сказанию, праотец был создан. Существует другое объяснение слова Адам. Это слово производят от евр. "дама", уподоблять, так что слово "адам" буквально значит: я уподобил, и т. о. в этом наименовании первого человека звучит высшее достоинство человека: подобие Богу. Что же касается евр. наименования земли: "гаадама" – то это слово является производным от "адам" и обозначает то, что земля составляет принадлежность первого человека – "Адама". Современное естествознание стремится ниспровергнуть богооткровенное учение о творении первого человека и доказать происхождение его от одного из животных (Дарвинизм). Но все подобные попытки были и будут, несомненно, безуспешны. Христианская же церковь никогда не сомневалась в действительности библейских сказаний о сотворении первых людей, об их жизни в раю и грехопадении, и эти сказания находят себе подтверждение в преданиях и верованиях других народов. Наукой установлено, что у некоторых древних народов, напр. ассиро-вавилонян, персов, за 200 лет до Моисея существовали, хотя и искаженные, но сходные с библейским, повествования о первых людях. Такие же предания сохранились у китайцев, индусов, греков, в Коране и пр. Грехопадение Адама является одним из центральных пунктов христианского догматического учения. Чрез А. грех и смерть вошли во весь мир, во все человечество, и только чрез второго Адама – Господа Иисуса Христа – людям даровано оправдание, спасение и жизнь. Верующие во Христа в таинстве крещения очищаются от наследуемого каждым человеком греха Адамова и становятся потомками второго Адама. Прожил А. 930 лет и, по церковному преданию, погребен был на Голгофе, на том месте, где потом водружен был крест Спасителя. Память праотца А. 1 апр. и в неделю Св. Праотец (пред праздником Рождества Христова). Изгнание Адамово из рая воспоминается Церковью в неделю Сыропустную.

-----------------------------------

– преп., подвижник Синайский (IV в.), в числе 40 других отшельников подвергшийся избиению от сарацин. Память в соборе преп. отец, в Синае и Раифе избиенных, 14 января.

-----------------------------------

– упоминаемый только однажды в Библии (1 Нав. 3, 16) город, при Иордане, в колене Манассиином.

Адам Черниговец

Адам Черниговец – протестантский богослов XVII в., много потрудившийся над изучением истории древнехристианской и восточной церкви и по искреннему убеждению принявший православие. Переселившись в Россию, жил в Чернигове и назвал себя Черниговцем. Составленное им на латинском языке исследование об исхождении Св. Духа от Отца (De processione Spiritus Sancti a suo Patre) хранилось в библиотеке Киевской академии и в 1774 и 1776 гг. было напечатано в Кенигсберге иждивением Киевского митрополита Самуила. В 1797 г. в Петербурге был издан на средства кабинета Императрицы Екатерины II перевод этого труда на греческий язык, сделанный митрополитом Евгением Булгаром. По поручению Императрицы был сделан иеромонахом Копцевичем и русский перевод книги, но не напечатан.

Адамантовы

Адамантовы – раскольнический беспоповщинский толк, выделившийся из поморского. Основателем его (во 2-й пол. XVIII в.) был пастух Степанов, почему он и называется также "пастуховым" согласием. Но сами последователи этого толка называют себя не иначе, как адамантовы, т. е. твердые последователи старой веры. Соглашаясь в общих чертах с учением поморцев, А. не берут в руки денег, паспортов и других предметов с изображением государственного герба, считая последний печатью антихриста. Брак, где бы он ни был заключен, признают, во избежание разврата.

Адамиты

Адамиты (или Адамиане) – секта, существовавшая во II и III вв. в северной Африке, последователи которой обоего пола, для проявления, якобы, своего возвращения к невинности первых людей, присутствовали на богослужениях нагими. Фактически же здесь царил грубый разврат. В XV, XVIII и XIX ст. подобные секты, с тем же и другими наименованиями, появлялись в Богемии, но скоро были изгоняемы.

Адамово согласие

Адамово согласие – раскольнический беспоповщинский толк.

Адар

Адар – послепленное наименование у евреев 12-го священного и 6-го гражданского месяца, соответствующего нашему февралю и марту. Название заимствовано у арамеев и персов, у которых с этим именем было известно божество огня. В Библии месяц этот отмечен несколькими памятными для еврейского народа событиями (напр. 1 Ездр. 6, 15 и др.).

Адвент

Адвент – св. муч., пострадавший в Сирии. Память 15 февраля.

Адвентисты

Адвентисты – секта, проповедующая скорое второе присшествие Спасителя. Основана она была в Америке в 1833 г. В. Миллером, фанатичным исследователем пророчеств, который точно назначал и время кончины мира – сначала в 1843 г., а затем в 1847 г. В настоящее время от подобных предсказаний сектанты воздерживаются, а вообще только ожидают скорой кончины мира. Отрасль этой секты – "адвентисты седьмого дня", или "субботники", настаивают на соблюдении субботнего дня. Последователи секты обязываются к строгому воздержанию. В последнее время адвентисты в России проявляют энергичную деятельность к распространению своего учения, в особенности в г. СПб., где ими ведутся систематически беседы. Все учение адвентистов построено на неправильном, извращенном и механически подтасованном сопоставлении разных мест из книг Св. Писания. Последователи адвентизма отрицают национальность, существующие религиозные формы и являют собою сборище просто ложно мыслящих и при этом фанатически настроенных людей.

Адвокат Божий и Адвокат диаволов

Адвокат Божий и Адвокат диаволов – наименования двух лиц, которым в Западной Церкви, при обряде канонизации святых, поручались, согласно практике римской Церкви, одному защита, а другому обвинение канонизуемых лиц.

Адвокат церкви

Адвокат церкви – особая должность в Западной церкви, первоначально возникшая в Африке в V в., потом учрежденная при всех церквах и монастырях (VIII в.) и упраздненная папой Иннокентием III. На обязанности адвокатов лежало заведование мирскими делами духовных учреждений и защита их судебная и вооруженная. Однако нередко адвокат вместо защитника оказывался тираном и полным властелином духовных учреждений, грабил их и наносил большой ущерб интересам духовенства.

Адвот

Адвот – св. муч., пострадавший в Александрии. Память 14 февраля.

Адганий

Адганий – св. Память 29 декабря.

Аддаа

Аддаа – имя одного из 72 учеников Христовых, который, по преданию, был послан к царю Авгарю в Эдессу, проповедовал там Евангелие, крестил и основал первую христианскую общину.

Аддий

Аддий – упоминаемый евангелистом Лукой в родословии Иисуса Христа один из ближайших предков Салафииля и Зоровавеля (Лук. 3, 28).

Адельфий

Адельфий – 1) св. Память 28 сентября; 2) св., епископ. Память 23 февраля. 3) св., испов., епископ г. Онифиса в Дельте Египетской, изгнанный при Констанции арианами. Память 21 мая.

Адер

Адер – св., в иночестве Афанасий, подвизавшийся в лавре Саввы Освященного в IX в., ученик св. Феодосия Столпника. В лавру удалился, оставив богатство, жену и детей. Житие его трогательно описывает розыски его женой, смерть сына и воскрешение последнего по молитвам раскаявшейся блудницы. Память 9 июля.

Адиафоры

Адиафоры – название таких действий, поступков, намерений, мыслей и пр., которые, по мнению некоторых философов и моралистов, представляются, будто бы, безразличными в нравственном отношении. С православно-христианской точки зрения, однако, подобное безразличие не допустимо и адиафор быть не может. Нравственному закону должна быть подчинена вся жизнедеятельность христианина, и все ее проявления, сколь бы, по-видимому, ничтожны они ни были, должны находить себе ту или иную нравственную оценку. Жизнь человека слагается из суммы отдельных поступков и явлений, которые все стоят в тесной связи друг с другом, составляют нечто единое, целое, и должны так или иначе отражаться друг на друге. Отсюда, поступки, по-видимому, безразличные, не могут уже быть таковыми в связи с другими, и выделять их из области нравственной оценки всей жизнедеятельности человека – значит нарушать единство и целостность последней. Взгляд православных богословов на адиафоры основывается на Слове Божием, где ясно указывается, что христианин все должен делать только во славу Божию, едим ли, пьем ли, или иное что делаем (1 Кор. 10, 31), а все, что не по вере – грех (Римл. 14, 23).

Адида

Адида – библейский город близ Лидды при Средиземном море, отождествляемый с упоминаемым в Библии городом Хадив (1 Мак. 12, 38; 1 Ездр. 2, 33) и с нынешним селением эль-Хадит.

Адма

Адма – один из городов, погибших вместе с Содомом и Гоморрой (Быт. 14, 2).

Адна

Адна – имя нескольких библейских лиц (2 Парал. 17, 14; 1 Ездр. 10, 30 и Неем. 12, 15).

Адолий

Адолий – преп., подвижник иерусалимский IV в., пред святостью жизни коего бесы трепетали и не смели к нему приблизиться. Память в субботу сырную.

Адонаи

Адонаи – одно из библейских имен Божиих, переводимое "Господь мой" и употребляющееся в Св. Писании только в призываниях, обращенных к Богу. По форме слово это представляет собою множественное число от единственного Адони. В данном случае, как и в другом имени Божием – "Елогим", множественная форма употреблялась евреями как выражение особенного благоговения к Богу.

Адонирам

Адонирам – начальник над собиранием податей во времена Давида, Соломона и Равоама, побитый камнями возмутившимися израильтянами (2 Цар. 20, 24).

Адония

Адония – имя нескольких библейских лиц, из которых наиболее известен 4-й сын Давида от Агиффы. Еще при жизни Давида А. домогался занять престол отца, но неудачно. При Соломоне он проявил новое посягательство на царский престол, домогаясь, в целях получения его, брака с второстепенной женой отца Ависагой, за что и был казнен Соломоном.

Адопциане

Адопциане – еретики, сильно волновавшие Испанскую и Франкскую церкви в VIII в. и исчезнувшие в начале IX в. Ересь напоминала собою несторианство и, возможно, находилась с последним в тесной исторической связи, хотя возникновение ее объясняют и влиянием ислама. Первым проповедником адопцианского учения был Елипанд, архиепископ Толедский. Полемизируя с неким Мигетием против весьма грубого учения его о Св. Троице, Елипанд в послании изложил православное учение, но высказал при этом мысль, что Христос по Божественному Своему естеству есть истинный Бог, а по человеческому – только усыновлен Богом. Архиепископ был обличен в разделении личности Христа, и возникли горячие споры. Скоро учение Елипанда нашло себе поддержку во Франции, в лице Феликса, епископа пиренейского города Ургеля. Ересь была предметом рассмотрения соборов Регенсбургского (792 г.), Франкфуртского (794 г.), Римского (799 г.) и Аахенского (800 г.), которые осудили ее. Деятельное участие в борьбе с адопцианами принимал папа Адриан первый, принудивший было Феликса отречься от ереси и написать православное исповедание, хотя отречение оказалось неискренним. Только после окончательного поражения на Аахенском соборе Феликс порвал с еретиками и окружным посланием убеждал своих друзей возвратиться к православной Церкви. Елипанд же остался при своих убеждениях и имел немало последователей.

Адораим

Адораим – библейский город в Иудее, после плена Вавилонского принадлежавший к Идумее. Его отождествляют с упоминаемым в Библии г. Адарою, или Адорою, и предполагают в нынешнем селении Дура, к западу от Хеврона.

Адоратский С. И.

Адоратский С. И. – священник († 1882 г.), церковный оратор. Обучался в Киевской академии, священствовал в г. Казани, где и напечатал свои проповеднические труды: "Собрание слов, поучений и речей", "Слово на 31 декабря 1867 г." и "Слово на 1 октября 1876 г.".

Адрама

Адрама – св. мученица, пострадавшая в г. Туне, в царствование Диоклетиана. Память 23 июня.

Адрамелет

Адрамелет – божество Сепарваимцев, переселенных царем Салманассаром в Самарийские города. В жертву ему приносились дети (4 Царст. 17, 31). Полагают, что это было божество огня или солнца, тождественное с Молохом Финикийским.

-----------------------------------

– упоминаемый в Библии сын и убийца Ассирийского царя Сеннахирима (4 Царст. 19, 37 и др.).

Адрамит

Адрамит – древний приморский город в Малоазийской провинции Мизии, ныне небольшая бедная деревушка. На корабле, принадлежавшем этому городу, плыл от Кесарии до Мир Ликийских св. ап. Павел (Деян. 27, 2 - 6).

Адраник

Адраник – св. исповедник Память 3 января.

Адриан

Статья большая, находится на отдельной странице.

Адриан Публий Элий

Адриан Публий Элий – римский император (117 - 138 гг.). Отношение этого выдающегося государя к христианам определяется историками различно. Одни называют его ожесточенным врагом христиан и с его именем связывают четвертое, так называемое Адрианово, гонение; другие, напротив, считают его другом христиан и приписывают ему издание первого эдикта о веротерпимости. Оба эти мнения в настоящее время признаются односторонними, и высказывается предположение, что А. относился к христианству совершенно безразлично и даже не был знаком с ним, почему, напр., в одном послании и отождествляет христиан с поклонниками Сераписа. Несомненно, что положение христиан в царствование А. не было спокойным. К этому времени относятся страдания, напр., Дионисия Ареопагита, епископа Александра и многих других. С другой стороны, Α. действительно был издан рескрипт, воспрещающий казнить христиан по требованию фанатической толпы, однако этот акт отнюдь не был эдиктом о веротерпимости. Он подтвердил только эдикт Траяна, допускавший казнь христиан не иначе, как после законно установленного и правильного судопроизводства.

Адриановская

Адриановская - икона Успения Божией Матери – святыня Успенской Адриановой пустыни, Ярославской губ. Икона эта была получена основателем пустыни преп. Адрианом Пошехонским в благословенье от обители преп. Корнилия Комельского, пред отправлением его оттуда в Пошехонские леса.

Адриатическое море

Адриатическое море – огромный залив Средиземного моря, омывающий берега Италии, Венеции, Албании и Далмации и соединяющийся Отрантским проливом с Ионическим морем. Здесь 14 дней носился корабль, на котором плыл ап. Павел в Италию, и потерпел крушение около о. Мальты (Деян. 27, 27, 39 - 44; 28, 1).

Аерий

Аерий – основатель и глава секты, получившей от его имени название аериан. Род. в начале IV в. и сначала предавался аскетическим подвигам вместе с другом своим Евстафием, впоследствии епископом Севастийским. В 355 г. был посвящен в пресвитера и занимал должность смотрителя госпиталя для странников, калек и немощных в Севастии. Выступив со своим учением, собрал около себя достаточное количество последователей и в 360 г. оставил должность.

Аетий

Аетий (или Аеций) – св. муч., из числа 42 аморейских, греческий воин, взятый в плен сарацинами и усекнутый мечом в Сирии, в 845 г. Память 6 марта.

-----------------------------------

– св. муч., из числа 40 севастийских; пострадал с прочими в Севастии в 320 г. Память 9 марта.

-----------------------------------

– представитель арианской партии, носившей название "аномиан", "энтерусиастов" или "эксуконтиан" и "евномиан" (по имени Евномия, ученика и друга Аетия). Род. в Антиохии, был последовательно рабом, странствующим слесарем, золотых дел мастером, врачом, сапожником, богословом и наконец апостолом новой церкви. Он и его последователи учили, что Сын не подобен Отцу (ΑΝΟΜΟΙΟΣ), иной сущности (ΕΞ ΕΤΕΡΑΣ ΟΎΣΊΑΣ) и сотворен из ничего (ΕΞ ΌΝΤΩΝ).

Аза

Аза – св. Память 13 декабря.

Аза (или Азадан)

Аза (или Азадан) (или Азадан) – св. муч., диакон, усекнутый мечом в Персии, в 380 г. Память 10 апреля.

Азадис

Азадис – св. муч., пострадал в Персии в гонение Сопора, воздвигнутое в 377 г. Он был любимым евнухом царя, и последний, узнав о казни любимца, отдал приказ прекратить поголовное истребление христиан и ограничиваться только христианскими вождями и учителями. Память 3 ноября.

Азазел

Азазел – еврейское наименование "козла отпущения", которого в день очищения изгоняли в пустыню (Лев. 16). У некоторых древних христианских сектантов оно употреблялось как имя сатаны.

Азаил

Азаил – царь Сирийский, современник Охозии Иудейского и Иорама Израильского. Будучи первоначально слугой Сирийского царя Венадада, по поручению последнего пришел к пророку Елисею узнать об исходе болезни царя. Пророк со слезами предсказал ему, что он будет царем Сирийским и причинит Израилю много зла. На другой день А. задушил Венадада и занял его престол. Он вел множество войн с Охозией и Иорамом и причинил им великие бедствия (4 Цар. 8, 9, 10 и др.).

Азариел и Азариил

Азариел и Азариил – имя нескольких библейских лиц (1 Парал. 12, 6; 25, 18; Неем. 11, 13 и др.).

Азарий

Азарий – иером., автор известной "Книги о вере единой". Предполагают, что это псевдоним Захарии Копыстенского.

Азария

Азария – весьма распространенное у древних евреев имя. Из библейских лиц с этим именем наиболее замечательны: 1) Пророк во дни Асы царя Иудейского, убедивший царя и народ оставить идолослужение и обратиться к истинному Богу (2 Парал. 15, 1 - 19). Память его 3 февраля и в неделю св. праотец (пред праздником Рождества Христова). 2) Один из 3-х отроков, ввергнутых Новохудоносором в огненную пещь, названный в Вавилоне Авденаго (Дан. 1). Память его 17 декабря и в неделю св. праотец. 3) Первосвященник, обличивший царя Иудейского Озию за то, что тот дерзнул войти во святилище, чтобы возложить фимиам на алтарь кадильный (2 Парал. 26, 16 - 21). 4) Первосвященник во дни Езекии, царя Иудейского, устроивший при храме особые кладовые для хранения приношений, десятин и пожертвований (2 Парал. 31, 10 - 13). 5) Этим именем назвал себя ангел Рафаил, сопровождавший Товию во время путешествия его в Мидию (Тов. 5, 13; 6, 7 и др.).

Азарьин Симон

Азарьин Симон – келарь Троице-Сергиевой Лавры, один из видных писателей XVIII в. († 1665 г.). Из трудов его известны: "Сказание", или "Книга о чудесах преп. Сергия", "Повесть о разорении Московского государства и всея Российские земли", "Житие архимандрита Дионисия", Канон святителям Петру, Алексию и Ионе и др.

Азат

Азат – св. муч., евнух персидского царя Сопора, пострадавший около 341 г. Память 14 апреля и со св. священномуч. Симеоном 17 апреля.

Азат (или Гугсциатазад)

Азат (или Гугсциатазад) (или Гугсциатазад) – св. муч., евнух персидского сановника, пострадал в 343 г. в гонение Сопора. Память 20 ноября.

Азбуковники

Азбуковники – название древнерусских истолковательных сборников, носивших характер энциклопедических словарей, с церковно-религиозным преимущественно содержанием. Древнейшие из таких словарей сохранились от XIII в., но наименование А. прилагается собственно к сборникам XVI – XVII вв. А. имели целью, главным образом дать объяснение непонятных и непереведенных иностранных слов, встречавшихся в русской письменности того времени. Но наряду с грамматическими и лексикографическими предметами здесь помещались сведения по самым разнообразным предметам, интересовавшим современное общество, напр., по истории, философии, мифологии, символике, географии, этнографии, ботанике, зоологии, ихтиологии и проч. Объяснения претендовали на научность, но, понятно, при тогдашнем состоянии науки и просвещения они часто оказывались фантастического характера и содержали немало суеверных сказаний и нелепых вымыслов. Сохранившиеся азбуковники не указывают их авторов и имеют разнообразные заглавия: "Книга глаголемая азбуковник, или буквы", "Лексис неудобь разумеваемым речемь", "Алфавит иностранным речам" или, напр., такое пространное – "Сказание о неудобопознаваемых речах, иже обретаются во святых книгах Русского языка ихже древнии переводници не удовлишася на Русский язык преложити, понеже ова обретаются Еврейски, оваже Сирски, инаже Римски, ина Латынски, ина Гречески и инех многих язык, яже зде положены по буквам, скорого ради обретения паче же рещи яко истиною на Русский язык преложены".

Азгад

Азгад – имя нескольких библейских лиц (напр. 1 Ездр. 2, 12; Неем. 10, 15).

Азеев Евстафий Степанович

Азеев Евстафий Степанович – известный духовный композитор и знаток старинного русского пения. Род. в 1831 г. Состоит хормейстером СПб. императорской оперы.

Азел

Азел – св. муч., пострадавший в Никополе армянском. Память 10 июля.

Предыдущая страница Следующая страница