Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "М"
Греческое слово ""космос"" означает физический, сотворенный мир. В Новом Завете так называется мир, созданный Богом. Слово ""космос"" в Библии нередко означает мир в его нынешнем падшем состоянии. ""Мир"" враждует с Богом. Поэтому сатана может быть назван князем или правителем ""мира"". ""Мир"" ненавидит Христа и выказывает ту же ненависть к Его последователям. Однако Бог возлюбил мир. Христиане не принадлежат миру, но они живут в нем. Они не должны разделять принятые в мире мнения или приспосабливаться к эгоистическим взглядам материалистов. Однако христианину следует терпимо относиться к неверующим, ибо Бог любит и их и за них тоже умер Иисус Христос. Ин.1:10; 14:30; 1 Ин.5:19; Ин.15:18-19; 17:16-17; Рим.12:2; Ин.3:16-21 |
Греческое слово ""космос"" означает физический, сотворенный мир. В Новом Завете так называется мир, созданный Богом. Слово ""космос"" в Библии нередко означает мир в его нынешнем падшем состоянии. ""Мир"" враждует с Богом. Поэтому сатана может быть назван князем или правителем ""мира"". ""Мир"" ненавидит Христа и выказывает ту же ненависть к Его последователям. Однако Бог возлюбил мир. Христиане не принадлежат миру, но они живут в нем. Они не должны разделять принятые в мире мнения или приспосабливаться к эгоистическим взглядам материалистов. Однако христианину следует терпимо относиться к неверующим, ибо Бог любит и их и за них тоже умер Иисус Христос. Ин.1:10; 14:30; 1 Ин.5:19; Ин.15:18-19; 17:16-17; Рим.12:2; Ин.3:16-21 |
Маленькое арамейское государство к юго-востоку от горы Ермон. Мааха упоминается в рассказах о военных походах царя Давида. Уроженцем Маахи был один из воинов Давида, Элифелет, сын Ахасбая. Нав.12:5; 2Цар.10:6-19; 23:34 |
См. Гог. |
Часть Аравии к востоку от Акабского залива (см. Мадианитяне). После убийства египетского надсмотрщика Моисей,спасая свою жизнь, бежал из Египта в Мадиан. Он женился на мадианской женщине и жил здесь до тех пор, пока Бог не послал его обратно в Египет, чтобы освободить угнетенных израильтян. Во времена Судей Гедеон нанес поражение огромному войску бедуинов, вторгшемуся в Израиль из Мадиана на своих боевых верблюдах. Быт.25:1-6; Исх.2:15-21; Суд.6 - 7 Македа (Маккеда) Город на юге Ханаана,взятый Иисусом Навином. В близлежащей пещере Иисус захватил пятерых аморрейских царей, воевавших против него, и казнил их. Македа была отдана в удел племени Иуды. Нав.10:10,16-29; 15:41 |
Часть Аравии к востоку от Акабского залива (см. Мадианитяне). После убийства египетского надсмотрщика Моисей,спасая свою жизнь, бежал из Египта в Мадиан. Он женился на мадианской женщине и жил здесь до тех пор, пока Бог не послал его обратно в Египет, чтобы освободить угнетенных израильтян. Во времена Судей Гедеон нанес поражение огромному войску бедуинов, вторгшемуся в Израиль из Мадиана на своих боевых верблюдах. Быт.25:1-6; Исх.2:15-21; Суд.6 - 7 Македа (Маккеда) Город на юге Ханаана,взятый Иисусом Навином. В близлежащей пещере Иисус захватил пятерых аморрейских царей, воевавших против него, и казнил их. Македа была отдана в удел племени Иуды. Нав.10:10,16-29; 15:41 |
Область в северной Греции. Главным городом Македонии была Фессалоника. Из городов, упоминаемых в Библии, в состав римской провинции Македонии, кроме Фессалоники, входили также Филиппы и Верия. Находясь в Троаде, апостол Павел имел видение, в котором человек из Македонии просил его прибыть в эту область и помочь македонянам. Переправившись через Эгейское море в Македонию, Павел впервые ступил на европейскую землю. Три Павловых послания (Филиппийцам, 1 и 2 фессалоникийцам) адресованы македонским христианам. Македонские верующие щедро жертвовали деньги для нуждающихся христиан Иудеи. Некоторые македоняне стали постоянными помощниками Павла. Деян.16:8 - 17:15,20:1-6; 2Кор.8:1-5; 9:1-5 и др. |
Последний из ветхозаветных пророков. Жил примерно в середине V века до н.э. К тому времени евреи уже вернулись из вавилонского плена и восстановили Иерусалимский Храм, но народ не служил Богу подобающим образом. ""Обратитесь ко Мне"", - говорил Бог через Малахию. Имя ""Малахия"" означает ""мой вестник"". Как Божий вестник, он говорит о грядущем Мессии и о великом дне, когда Бог будет вершить Свой суд. Мал. |
Последний из ветхозаветных пророков. Жил примерно в середине V века до н.э. К тому времени евреи уже вернулись из вавилонского плена и восстановили Иерусалимский Храм, но народ не служил Богу подобающим образом. ""Обратитесь ко Мне"", - говорил Бог через Малахию. Имя ""Малахия"" означает ""мой вестник"". Как Божий вестник, он говорит о грядущем Мессии и о великом дне, когда Бог будет вершить Свой суд. Мал. |
Остров в центральной части Средиземного моря, расположенный между Сицилией и северным побережьем Африки. У берегов Мальты потерпел крушение корабль, на котором апостола Павла везли под конвоем в Рим на суд Цезаря. Все пассажиры и команда благополучно достигли берега и были хорошо приняты местными жителями. Павел и его спутники провели на Мальте всю зиму, а затем отплыли в Италию. Деян.28:1-10 |
Место вблизи Хеврона. Авраам и позднее Исаак часто ставили свои шатры у дубравы Мамре. Именно здесь Авраам услышал о пленении Лота. У Мамре Бог обещал Аврааму сына, и здесь же Авраам ходатайствовал перед Богом о пощаде для грешного Содома. Быт.13:18; 14:13; 18; 23:17; 35:27 |
1. Старший сын Иосифа и внук Иакова. Иаков усыновил и благословил Манас-сию. Потомки Манассии образовали одно из двенадцати племен Израиля. Быт.41:51; 48:1-20 2. Царь Иудеи, правивший сорок пять лет (696- 642 гг. до н.э.), сын царя Езекии. Сбил с пути истинного свой народ, насаждая идолопоклонство. Ассирийцы взяли Манассию в плен и отвели в Вавилон. Вернувшись домой, Манассия обратился к Богу и отрекся от идолов. 4Цар.21:1-18; 2Пар.33 |
1. Старший сын Иосифа и внук Иакова. Иаков усыновил и благословил Манас-сию. Потомки Манассии образовали одно из двенадцати племен Израиля. Быт.41:51; 48:1-20 2. Царь Иудеи, правивший сорок пять лет (696- 642 гг. до н.э.), сын царя Езекии. Сбил с пути истинного свой народ, насаждая идолопоклонство. Ассирийцы взяли Манассию в плен и отвели в Вавилон. Вернувшись домой, Манассия обратился к Богу и отрекся от идолов. 4Цар.21:1-18; 2Пар.33 |
Отец Самсона. Суд. 13; 14:3-6 |
Отец Самсона. Суд. 13; 14:3-6 |
Город на Иудейском нагорье. Здесь жил Навал, муж Авигеи. Давид дважды останавливался в Маоне, когда скрывался от царя Саула. Нав.15:55; 1Цар.23:24-25; 25:2-42 |
Двоюродный брат и опекун Есфири, еврей Мардохей жил в Сузах, столице Персии. Есфирь стала персидской царицей. Мардохей узнал о заговоре, целью которого было истребление всех евреев, и убедил Есфирь вступиться за свой народ перед царем Артаксерксом. После этого Мардохей был назначен первым министром царя. Есф. |
Двоюродный брат и опекун Есфири, еврей Мардохей жил в Сузах, столице Персии. Есфирь стала персидской царицей. Мардохей узнал о заговоре, целью которого было истребление всех евреев, и убедил Есфирь вступиться за свой народ перед царем Артаксерксом. После этого Мардохей был назначен первым министром царя. Есф. |
Город в нижней части Иудейского нагорья, примерно в 32 км к юго-западу от Иерусалима. Мареша была укреплена царем Ровоамом. Позднее царь Аса уничтожил здесь войско, возглавленное кушитом Зараем. Нав.15:44; 2Пар.11:8; 14:9-12; 20:37; Мих.1:15 |
Сестра Моисея и Аарона. Она виде ла, как дочь египетского фараона подобрала младенца Моисея, пущенного по реке в тростниковой корзине. Когда израильтяне перешли через Красное море, Мариамь и другие женщины пели и танцевали от радости. Позднее Мариамь позавидовала власти Моисея и поссорилась с ним. В наказание ее постигла ужасная кожная болезнь. Моисей просил Бога об исцелении несчастной женщины. Мариамь умерла в Кадесе перед тем, как израильтяне вступили в Ханаан. Исх.2:4,7-8; 15:20-21; Числ.12; 20:1 |
Сестра Моисея и Аарона. Она виде ла, как дочь египетского фараона подобрала младенца Моисея, пущенного по реке в тростниковой корзине. Когда израильтяне перешли через Красное море, Мариамь и другие женщины пели и танцевали от радости. Позднее Мариамь позавидовала власти Моисея и поссорилась с ним. В наказание ее постигла ужасная кожная болезнь. Моисей просил Бога об исцелении несчастной женщины. Мариамь умерла в Кадесе перед тем, как израильтяне вступили в Ханаан. Исх.2:4,7-8; 15:20-21; Числ.12; 20:1 |
1. Мать Иисуса Христа, жена плотника Иосифа. Ангел возвестил ей, что она зачнет от Духа Святого и родит Мессию, Сына Божьего. Перед рождением Младенца Мария побывала у своей родственницы Елисаветы (матери Иоанна Крестителя). Там Мария произнесла замечательную песнь хвалы Богу ""Величит душа моя Господа"". Римляне проводили в стране перепись населения, и Мария с мужем отправились из Назарета в Вифлеем, родной город Иосифа, намереваясь пройти регистрацию. В Вифлееме и родился Иисус. Спустя несколько дней Иисуса принесли в Храм, и старец Симеон предсказал Марии: ""Тебе самой оружие пройдет душу"". Марии и Иосифу пришлось бежать с Младенцем Иисусом в Египет, так как царь Ирод считал Его своим соперником и, стремясь обезопасить себя, приказал убить всех новорожденных мальчиков в Вифлееме. После смерти Ирода семья Иосифа вернулась в Назарет. Когда Иисусу было двенадцать лет, родители взяли Его с собой в Иерусалимский Храм на праздник Пасхи. Иосиф и Мария изумились и встревожились, узнав, что Он остался в Храме беседовать с учителями. Мария была вместе с Иисусом на свадьбе в Кане Галилейской и видела Его первое чудо. Во время казни Иисуса она стояла рядом с крестом, Иисус же просил одного из Своих учеников заботиться о ней. После вознесения Иисуса на небеса Мария молилась вместе с Его учениками. Мф.1:18-25; 2:11; 13:55; Лк.1 - 2; Ин.2:1-12; 19:25-27; Деян.1:14 2. Сестра Марфы и Лазаря из Вифании. Мария очень любила слушать Иисуса. Незадолго до казни Иисуса она помазала Его драгоценным миром и отерла Его ноги своими волосами. См. также Марфа, Лазарь. Лк.10:38-42; Ин.11; 12:3-8 3. Мария Магдалина. Иисус Христос изгнал из Марии нечистых духов, и она стала Его ученицей. Мария первой увидела Иисуса после Его Воскресения из мертвых и рассказала об этом ученикам. Мк.16:9; Лк.8:2; 24:10; Ин.20:1-18 4. Мать Иакова и Иосифа (Иосии). Присутствовала при распятии Иисуса Христа. Вместе с другими женщинами пришла в утро Воскресения помазать тело Иисуса и обнаружила, что гробница пуста. Вероятно, речь идет об этом же человеке, когда упоминается ""другая Мария"" и ""Мария, жена Клеопы"". Мф.27:56,61; 28:1; Ин.19:25 5. Мать Иоанна Марка. Первые христиане собирались в ее иерусалимском доме. Деян.12:12 |
1. Мать Иисуса Христа, жена плотника Иосифа. Ангел возвестил ей, что она зачнет от Духа Святого и родит Мессию, Сына Божьего. Перед рождением Младенца Мария побывала у своей родственницы Елисаветы (матери Иоанна Крестителя). Там Мария произнесла замечательную песнь хвалы Богу ""Величит душа моя Господа"". Римляне проводили в стране перепись населения, и Мария с мужем отправились из Назарета в Вифлеем, родной город Иосифа, намереваясь пройти регистрацию. В Вифлееме и родился Иисус. Спустя несколько дней Иисуса принесли в Храм, и старец Симеон предсказал Марии: ""Тебе самой оружие пройдет душу"". Марии и Иосифу пришлось бежать с Младенцем Иисусом в Египет, так как царь Ирод считал Его своим соперником и, стремясь обезопасить себя, приказал убить всех новорожденных мальчиков в Вифлееме. После смерти Ирода семья Иосифа вернулась в Назарет. Когда Иисусу было двенадцать лет, родители взяли Его с собой в Иерусалимский Храм на праздник Пасхи. Иосиф и Мария изумились и встревожились, узнав, что Он остался в Храме беседовать с учителями. Мария была вместе с Иисусом на свадьбе в Кане Галилейской и видела Его первое чудо. Во время казни Иисуса она стояла рядом с крестом, Иисус же просил одного из Своих учеников заботиться о ней. После вознесения Иисуса на небеса Мария молилась вместе с Его учениками. Мф.1:18-25; 2:11; 13:55; Лк.1 - 2; Ин.2:1-12; 19:25-27; Деян.1:14 2. Сестра Марфы и Лазаря из Вифании. Мария очень любила слушать Иисуса. Незадолго до казни Иисуса она помазала Его драгоценным миром и отерла Его ноги своими волосами. См. также Марфа, Лазарь. Лк.10:38-42; Ин.11; 12:3-8 3. Мария Магдалина. Иисус Христос изгнал из Марии нечистых духов, и она стала Его ученицей. Мария первой увидела Иисуса после Его Воскресения из мертвых и рассказала об этом ученикам. Мк.16:9; Лк.8:2; 24:10; Ин.20:1-18 4. Мать Иакова и Иосифа (Иосии). Присутствовала при распятии Иисуса Христа. Вместе с другими женщинами пришла в утро Воскресения помазать тело Иисуса и обнаружила, что гробница пуста. Вероятно, речь идет об этом же человеке, когда упоминается ""другая Мария"" и ""Мария, жена Клеопы"". Мф.27:56,61; 28:1; Ин.19:25 5. Мать Иоанна Марка. Первые христиане собирались в ее иерусалимском доме. Деян.12:12 |
См. Мицпа. |
После предательства и смерти Иуды Искариота ученики Иисуса избрали Матфия в число двенадцати апостолов. Деян.1:21-26 |
После предательства и смерти Иуды Искариота ученики Иисуса избрали Матфия в число двенадцати апостолов. Деян.1:21-26 |
Мафусал известен как человек, проживший самую долгую жизнь. Он умер в год Великого потопа в возрасте 969 лет. Быт.5:21-27 |
Мафусал известен как человек, проживший самую долгую жизнь. Он умер в год Великого потопа в возрасте 969 лет. Быт.5:21-27 |
Город в Галааде к востоку от Иордана, недалеко от потока Иавок. В Маханаиме Иакову перед его встречей с Исавом явились ангелы. Краткое время город был столицей сына царя Саула, Иевосфея. Здесь же во время восстания Авессалома располагалась ставка Давида. Во времена Соломона Маханаим был центром округа и резиденцией одного из двенадцати ""приставников"". Быт.32:2; 2Цар.2:8-9; 17:24-29; 3Цар.4:14 |
Когда Сарра умерла в Хевроне, у Авраама еще не было своей земли, где бы он мог ее похоронить. Поэтому он купил у Ефрона Хеттеянина участок земли с пещерой Махпела. Впоследствии там же был похоронен сам Авраам, а затем Исаак, Иаков, Ревекка и Иаков. Много позднее то место, где по преданию находились пещера и гробница, Ирод Великий обнес великолепной оградой. Это сооружение можно видеть и в настоящее время. Быт.23; 25:9; 49:30; 50:13 |
Город на краю Изреельской равнины, примерно в 32 км к юго-востоку от современной Хайфы. Благодаря своему исключительно важному стратегическому положению (город господствовал над главным переходом через Кармильскую возвышенность), Мегиддо играл значительную роль в ветхозаветной истории. Здесь происходило так много сражений, что в Новом Завете (Откр. 16:16) название города входит в символическое имя места, где будет последняя великая битва между Богом и силами сатаны, - ""Армагеддон"", т.е. ""гора Мегиддо"". Во время израильского завоевания Ханаана Иисус Навин нанес поражение хананейскому царю из Мегиддо. Окрестные земли были отданы племени Манассии.Евреи заставили живших в Мегиддо хананеев работать на себя, вместо того чтобы изгнать их, как повелел им Бог. Царь Соломон сделал Мегиддо (наряду с Хацором и Гезером) одной из своих главных крепостей. В городе были построены конюшни, где размещалось множество лошадей и колесниц. В Мегиддо умер иудейский царь Охозия, раненный людьми Ииуя. Здесь же скончался царь Иосия, пытавшийся остановить продвижение войск египетского фараона Нехо. Ныне на месте города возвышается курган высотой 21 м и площадью у вершины 4 га. При раскопках были найдены: хананейская ""высота"" (место, где хананеи отправляли свой религиозный культ), система городского водоснабжения, укрепленные городские ворота, сооруженные по одному проекту с воротами Гезера и Хацора, множество резных изделий из слоновой кости и большие конюшни (построенные, вероятно, во времена царя Ахава). Нав.12:21; Суд.1:27-28; 5:19; 3Цар.9:15; 4Цар.9:27; 23:29 |
См. Мальта. |
Царь и священник Бога Всевышнего в Салиме (Иерусалиме). Встретил и благословил Авраама, когда тот возвращался после сражения с четырьмя царями. В новозаветном Послании к Евреям Иисус Христос назван ""священником вовек по чину Мелхиседека"". Как и Мелхиседек, Иисус был одновременно царем и священником - царем Божьего Царства и священником, принесшим в жертву Богу собственную жизнь. Быт.14:18-20; Пс.109:4; Евр.5:6-10 |
Царь и священник Бога Всевышнего в Салиме (Иерусалиме). Встретил и благословил Авраама, когда тот возвращался после сражения с четырьмя царями. В новозаветном Послании к Евреям Иисус Христос назван ""священником вовек по чину Мелхиседека"". Как и Мелхиседек, Иисус был одновременно царем и священником - царем Божьего Царства и священником, принесшим в жертву Богу собственную жизнь. Быт.14:18-20; Пс.109:4; Евр.5:6-10 |
Младшая дочь царя Саула, жена Давида. Когда Саул хотел убить Давида, Мелхола помогла мужу бежать и спасла его жизнь. После этого Саул отдал ее в жены другому. 1Цар.14:49; 18:20-29; 25:44; 2Цар.3:13-16; 6:16-23 |
Младшая дочь царя Саула, жена Давида. Когда Саул хотел убить Давида, Мелхола помогла мужу бежать и спасла его жизнь. После этого Саул отдал ее в жены другому. 1Цар.14:49; 18:20-29; 25:44; 2Цар.3:13-16; 6:16-23 |
Сын Ионафана, лучшего друга царя Давида, и внук царя Саула. Давид дал Мемфивосфею слуг и место при своем дворе. 2Цар.4:4; 9; 16:1-4; 19:24-30; 21:7 |
Сын Ионафана, лучшего друга царя Давида, и внук царя Саула. Давид дал Мемфивосфею слуг и место при своем дворе. 2Цар.4:4; 9; 16:1-4; 19:24-30; 21:7 |
Один из последних царей Израиля (752-742 гг. до н.э.). Менаим, жестокий и злой идолопоклонник, убил Селлума, правившего всего месяц, и стал царем. Во время его правления в Израиль вторглось войско ассирийского царя Тиглатпаласара III (Фула). Чтобы остаться на престоле, Менаим заплатил Тиглатпаласару огромную сумму денег. 4Цар. 15:14-22 |
Один из последних царей Израиля (752-742 гг. до н.э.). Менаим, жестокий и злой идолопоклонник, убил Селлума, правившего всего месяц, и стал царем. Во время его правления в Израиль вторглось войско ассирийского царя Тиглатпаласара III (Фула). Чтобы остаться на престоле, Менаим заплатил Тиглатпаласару огромную сумму денег. 4Цар. 15:14-22 |
Сын Левия. Потомки Мерари образовали один из левитских родов. Исх.6:16,19; Числ.3:17,20,33-37 |
Дочь царя Саула. Саул обещал ее в жены Давиду, но выдал за другого. 1Цар.14:49; 18:17-19 |
Дочь царя Саула. Саул обещал ее в жены Давиду, но выдал за другого. 1Цар.14:49; 18:17-19 |
Царь Вавилона. Отправил послов в Иерусалим к царю Езекии, надеясь на союзничество в войне против Ассирии, Ис.39 |
Царь Вавилона. Отправил послов в Иерусалим к царю Езекии, надеясь на союзничество в войне против Ассирии, Ис.39 |
Большое озеро, замечательное чрезвычайно высокой концентрацией соли в его водах. Быт.14:3; Числ.34:3,12 |
Земля между реками Тигр и Евфрат. Центр нескольких древнейших цивилизации, включая шумерскую, вавилонскую и ассирийскую. В Месопотамии находились такие знаменитые города, как Ур, Вавилон и Ниневия. Частью Месопотамии была и область Паддан-Арам с городом Харраном, где поселились родственники Авраама. В Месопотамии жил Валаам, пророк, который был призван царем Валаком проклясть израильтян. Месопотамский царь Хусарсафем угнетал израильтян во времена правления Судей. Жители Месопотамии находились в Иерусалиме на празднике Пятидесятницы и слышали, как Петр и другие апостолы обращались к ним на их собственных языках. Быт.24:10; Втор.23:4; Числ.23:7; Суд.3:8,10; Деян.2:9 |
Древнееврейское слово ""Мессия"", как и его древнегреческий эквивалент ""Христос"", означает ""помазанный"", т.е. ""помазанный на царство"", ""законный царь"". На протяжении всей сложной истории израильского народа в нем росла надежда, что однажды Бог пошлет великого царя - Мессию, который установит свое вечное всемирное царство. Во времена Иисуса многие иудеи жили в ожидании этого дня. Вот почему, слыша об учении и чудесах Христа, они спрашивали: ""Не Он ли Мессия?"" Иисус обычно избегал прямо называть Себя Мессией, поскольку евреи придавали этому титулу политическое значение. Согласно Евангелиям, Иисус заявил о Себе как о Мессии лишь однажды - разговаривая у колодца с бедной грешной женщиной. Когда апостол Петр сказал Иисусу: ""Ты - Мессия (Христос)"", - Спаситель просил его хранить это в тайне. Тем не менее главным вопросом, который иудейские власти задали Ему на суде, было: ""Ты ли Мессия (Христос), Сын Благословенного?"" ""Я"", - ответил Иисус, и первосвященник, взбешенный подобным ""богохульством"", добился вынесения смертного приговора. Но Иисус подлинно был Мессией - и Бог доказал это, воскресив Его из мертвых. Апостол Петр сказал в день Пятидесятницы: ""Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Мессией (Христом) сего Иисуса, Которого вы распяли!"" См. также Иисус Христос. Втор. 18:15-22; Пс.2; 44:7-8; 71; 109; Ис.9:2-7; 11; 42:1-9; 49:1-6; 52:13 - 53:12; 61:1-3; Иер.23:5-6; 33:14-16; Иез.34:22-24; Дан.7; Зах.9:9-10; Мф. 1:18,22-23; 16:16,20; 26:68; Мк.8:27-30; 14:61-64; Лк.2:11,26; Ин.4:25-26; 7:26-27,31,41-42; 9:22; Деян.2:36; 3:20-21; 4:26-28; 10:38; 18:28; 26:22-23 |
Древнее государство на северо-западе современного Ирана. В VIII в. до н.э. мидийцы попали под ассирийское владычество. В конце VII в. до н.э. мидийские племена объединились в единое государство и в союзе с вавилонянами разгромили Ассирию. Позднее Мидией завладел персидский царь Кир. См. главу ""Мидийцы"" в Части 11: "".Народы Библии"". Милет Морской порт на западном побережье Малой Азии. Апостол Павел останавливался в Милете в конце своего третьего миссионерского путешествия, направляясь в Иерусалим. Чтобы сберечь его время, старейшины соседней эфесской церкви прибыли в Милет увидеть Павла и выслушать его прощальное наставление. Позднее Павел писал Тимофею, что оставил в Милете своего заболевшего помощника Трофима. Деян.20.15-38; 2Тим.4:20 |
Начиная с IX в. до н.э. ассирийские цари сталкивались в северо-западной Персии с мидийскими племенами. На протяжении двухсот лет между ассирийцами и мидянами сохранялись довольно хорошие дипломатические отношения. Затем мидяне, вступив в союз со скифами и вавилонянами, участвовали в разгроме Ассирии (612 г. до н.э.). К тому моменту мидяне уже в течение нескольких десятилетий испытывали сильное давление со стороны скифов. Но в конце VII века до н.э. мидийский царь Киаксар значительно укрепил государство и смог подчинить своей власти все области вплоть до границ Лидии на западе и Персии на юге. Следующий мидийский царь - Астиаг - в 549 г. до н.э. был свергнут с престола своим зятем Киром Персидским. Мидия стала провинцией вновь созданной Персидской империи. Мидяне активно участвовали в победоносной войне Кира с Вавилоном. Столица Мидии Экбатаны (современный Хамадан) стала столицей Персии. Многие мидяне занимали высокое положение при персидском дворе, большое количество мидийских слов вошло в персидский язык. Мидийское влияние в Персидской империи было столь сильным, что о ее населении часто говорили как о ""мидянах и персах"". А греки называли свою великую войну с Персией ""мидийской войной"". Одно из мидийских племен, маги, занимало особое положение в религиозной жизни народа (подобное положению левитов в Израиле). Иер.25:25; 51:11,28; Дан.5:28 |
См. Милет. |
Древнееврейское слово, часто переводимое как ""милость"", встречается в Ветхом Завете около 250 раз. Оно выражает любовь и терпение Бога, Его доброту и готовность прощать. Особенно ярко Божья милость проявляется в Его отношении к израильскому народу. Бог заключил со Своим народом соглашение-завет, и, хотя израильтяне часто нарушали это соглашение, Он не отрекся от них. В Новом Завете ""милость"" - выражение любви к тем, кто страдает. Господь есть ""Отец милосердия и Бог всякого утешения"". Только благодаря Его милости мы обретаем спасение. Сам Иисус, движимый состраданием, благотворил людям, находившимся возле Него. Испытав милость Господа, христиане должны с таким же милосердием относиться к другим людям. Исх. 34:6-7; Втор.7:9; Неем.9:31; Пс.22:6; 24:6; 39:11; 50:3; 102:4,8; Дан.9:9; Ион.4:2; Мих.6:8; Мф.5:7; Лк.6:36; 18:13; Рим.9:15; 12:1; 2Кор.1:3; Еф.2:4 |
Значение древнееврейского слова ""шалом"", обычно переводимого как ""мир"", очень широко. Фактически оно выражает жизнь во всей полноте ее проявлений. Оно может относиться к телесному здоровью или к долгой жизни, заканчивающейся естественной смертью. Это слово также употребляется, чтобы выразить безопасность и гармонию, в которых пребывает личность или община. Мир - самый драгоценный из всех даров, он исходит от Самого Бога. ""Господь есть мир"". ""Нечестивым... нет мира, говорит Господь"". Мир - отличительный признак будущего века, когда Бог установит Свое Царство. Мессия, Который должен принести это Царство на землю, назван ""Князем мира"". В Новом Завете утверждается, что Иисус ""есть мир наш"". Он ""благовествовал мир-дальним и близким"" - мир, купленный ценой Его крестной смерти. Его дар каждому христианину - мир с Богом и мир с собратьями. Этот глубочайший мир воцаряется в сердце и разуме независимо от жизненных обстоятельств. ""Мир оставляю вам, - сказал Иисус ученикам во время Своей последней вечери с ними, - мир Мой даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается"". См. также Примирение. Быт. 15:15; Пс.4:9; 84:9-11; Суд.6:24; Ис.48:22; 2:2-4; 9:6; Рим.5:1; Еф.2:14-18; Ин. 14:27; 2 Фес.3:16 |
Значение древнееврейского слова ""шалом"", обычно переводимого как ""мир"", очень широко. Фактически оно выражает жизнь во всей полноте ее проявлений. Оно может относиться к телесному здоровью или к долгой жизни, заканчивающейся естественной смертью. Это слово также употребляется, чтобы выразить безопасность и гармонию, в которых пребывает личность или община. Мир - самый драгоценный из всех даров, он исходит от Самого Бога. ""Господь есть мир"". ""Нечестивым... нет мира, говорит Господь"". Мир - отличительный признак будущего века, когда Бог установит Свое Царство. Мессия, Который должен принести это Царство на землю, назван ""Князем мира"". В Новом Завете утверждается, что Иисус ""есть мир наш"". Он ""благовествовал мир-дальним и близким"" - мир, купленный ценой Его крестной смерти. Его дар каждому христианину - мир с Богом и мир с собратьями. Этот глубочайший мир воцаряется в сердце и разуме независимо от жизненных обстоятельств. ""Мир оставляю вам, - сказал Иисус ученикам во время Своей последней вечери с ними, - мир Мой даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается"". См. также Примирение. Быт. 15:15; Пс.4:9; 84:9-11; Суд.6:24; Ис.48:22; 2:2-4; 9:6; Рим.5:1; Еф.2:14-18; Ин. 14:27; 2 Фес.3:16 |
Портовый город в Ликии, на юго-западе Малой Азии (современная Турция). Апостол Павел и его спутники, направлявшиеся в Рим, пересели здесь на другой корабль. Деян.27:5 |
См. Авденаго. |
См. Авденаго. |
Область на северо-западе Малой Азии(современная Турция), входившая в римскую провинцию Асию. Апостол Павел посетил Ми-сию во время своего второго миссионерского путешествия. Дух Божий не разрешил ему переходить границу между Асией и Вифинией, поэтому Павел повернул на запад, и только когда он пришел в Троаду, ему было открыто, куда следует идти дальше. Деян.16:7-8 |
Важнейший город и порт на греческом острове Лесбос, расположенном неподалеку от западного побережья Малой Азии. Апостол Павел останавливался там на одну ночь во время своего последнего путешествия в Иерусалим. Деян.20:14 |
Архангел. В книге пророка Даниила о Михаиле говорится как о защитнике еврейского народа. Дан.10:21; 12:1; Иуд.9; Откр.12:7 |
Архангел. В книге пророка Даниила о Михаиле говорится как о защитнике еврейского народа. Дан.10:21; 12:1; Иуд.9; Откр.12:7 |
1. (Миха) Ветхозаветный пророк, современник Исайи, Амоса и Осии (VIII в. до н. э.). Жил в одной из деревень Иудейской долины. Пророчествовал в Иерусалиме, а также в Самарии - столице Израильского царства. Предсказал падение обоих городов из-за жестокого обращения богачей с бедняками. Столетие спустя Иеремия напомнил народу о словах Михея. Иер.26:18-19; Мих. 2. (Михайа) Пророк, живший во времена правления царя Ахава. Собираясь на войну с сирийцами, Ахав спрашивал у многих пророков, одержит ли он победу. Четыреста пророков предсказали победу, и только один Михей - поражение. По приказу Ахава Михея бросили в тюрьму, однако именно его пророчество оказалось верным. 3Цар.22 |
Город, находившийся в 11 км к северо-востоку от Иерусалима у деревни, которая ныне называется Мухмас. Михмас был отделен от Гевы глубокой долиной, которую можно было пересечь только в одном месте, называвшемся ""Михмасской переправой"". Вторгшиеся в Израиль филистимляне расположили свой лагерь в Михмасе, угрожая столице царя Саула Гиве. Ионафан и его оруженосец застигли врага врасплох, подобравшись к его стану по отвесной скале. Их нападение вызвало у врага панику, и войско Саула одержало победу. Через Михмас проходили отряды ассирийцев, шедшие на Иерусалим с севера. После возвращения евреев из вавилонского плена город вновь был заселен. 1Цар.13 - 14; Ис.10:28; Езд.2:27; Неем.7:31; 11:31 |
Сын Лота, прародитель моавитского народа. Быт. 19:36-37 |
К югу от реки Арнон лежала страна моавитян. Этот народ, родственный Израилю и Аммону через Лол (Быт. 19:37), не позволил израильтянам пройти в Ханаан через и землю. Почти всю ветхозаветную историю моавитяне досаждали евреям. Моав перечислен среди стран, завоеванных фараоном Рамсесом II (ок. 1283 г. до н.э.). Рамсес, в частности, взял моавитскии город Дивон, где много веков спустя дарь Меша повелел высечь на камне знаменитую надпись о своем триумфе над Израилем (Моавитскии камень). Она свидетельствует о близости языка моавитян к древнееврейскому. Вера Меши в то, что его бог Кемош (Хамос) активно действует в человеческой истории, очень похожа на представления израильтян. Числ.21; Суд.11:17; 3:12-30; 1Цар.14:47; 2Цар.8:2,12; 4Цар.13:20; 24:2; 1:1; 3:4-27 |
Местность к востоку от Иордана, напротив Иерихона, где израильтяне расположились перед тем, как вступить в Ханаан. Числ.22:1; 35:1; Нав.13:32 |
Моисей родился и получил образование в Египте во время пребывания евреев в египетском рабстве (его воспитывала дочь фараона). Моисея возмущало положение евреев в Египте. Однажды в приступе гнева он убил египетского надсмотрщика, избивавшего израильтянина. Фараон узнал об этом, и Моисею пришлось бежать из Египта. Беглеца приютил в пустыне мадианитянин Иофор. Моисей пас стада Иофора и вскоре женился на его дочери. Прошло сорок лет. Однажды в пустыне Моисею было видение - куст, который горел, не сгорая. Будущий вождь понял: с ним будет говорить Бог. Бог повелел ему вернуться в Египет и просить фараона, чтобы тот позволил израильтянам покинуть страну. Фараон отказал Моисею, и Египет подвергся десяти ужасным бедствиям. Только тогда фараон разрешил Моисею вывести евреев из Египта, но вскоре передумал и преследовал израильтян вплоть до Красного моря. Евреи перешли через море, а войско фараона утонуло. Через три месяца израильский народ достиг горы Синай. Здесь Бог дал Моисею Десять Заповедей. Затем Моисей привел народ к оазису а Кадесе и послал оттуда в Ханаан лазутчиков. Десять из двенадцати вернулись с ужасными сведениями о могуществе обитающих в Ханаане народов. Народ, позабыв о силе Бо-жией, возопил и восстал против Моисея. Отвергнув Бога, евреи были осуждены блуждать по пустыне, пока не умерли все бунтовщики. Сделав вождем Иисуса Навина и благословив народ, Моисей поднялся на гору Нево, откуда мог видеть Ханаан - страну, в которую ему так и не суждено было войти. Моисей умер в земле Моав в возрасте 120 лет. В час преображения Иисуса Христа, когда ученики узрели Его славу, они видели Моисея и Илию, двух великих мужей Ветхого Завета. Моисей и Илия говорили с Иисусом о Его грядущей крестной смерти. Исх.2 - Втор.34; Лк.9:28-ЗЭ |
Моисей родился и получил образование в Египте во время пребывания евреев в египетском рабстве (его воспитывала дочь фараона). Моисея возмущало положение евреев в Египте. Однажды в приступе гнева он убил египетского надсмотрщика, избивавшего израильтянина. Фараон узнал об этом, и Моисею пришлось бежать из Египта. Беглеца приютил в пустыне мадианитянин Иофор. Моисей пас стада Иофора и вскоре женился на его дочери. Прошло сорок лет. Однажды в пустыне Моисею было видение - куст, который горел, не сгорая. Будущий вождь понял: с ним будет говорить Бог. Бог повелел ему вернуться в Египет и просить фараона, чтобы тот позволил израильтянам покинуть страну. Фараон отказал Моисею, и Египет подвергся десяти ужасным бедствиям. Только тогда фараон разрешил Моисею вывести евреев из Египта, но вскоре передумал и преследовал израильтян вплоть до Красного моря. Евреи перешли через море, а войско фараона утонуло. Через три месяца израильский народ достиг горы Синай. Здесь Бог дал Моисею Десять Заповедей. Затем Моисей привел народ к оазису а Кадесе и послал оттуда в Ханаан лазутчиков. Десять из двенадцати вернулись с ужасными сведениями о могуществе обитающих в Ханаане народов. Народ, позабыв о силе Бо-жией, возопил и восстал против Моисея. Отвергнув Бога, евреи были осуждены блуждать по пустыне, пока не умерли все бунтовщики. Сделав вождем Иисуса Навина и благословив народ, Моисей поднялся на гору Нево, откуда мог видеть Ханаан - страну, в которую ему так и не суждено было войти. Моисей умер в земле Моав в возрасте 120 лет. В час преображения Иисуса Христа, когда ученики узрели Его славу, они видели Моисея и Илию, двух великих мужей Ветхого Завета. Моисей и Илия говорили с Иисусом о Его грядущей крестной смерти. Исх.2 - Втор.34; Лк.9:28-ЗЭ |
Люди были сотворены для того, чтобы жить в общении с Богом. Но в мир проникли грех и зло, разрушив прежние отношения людей со своим Творцом, и теперь молитва представляется многим чем-то неестественным и ненужным. Верующие в Бога соединяют с Ним свою жизнь в молитвенном общении. Мы открываем перед Ним наши сердца. Мы доверяемся Богу, исповедуя перед Ним наши грехи. Мы обращаемся к Нему с различными просьбами, веря: Он отвечает на молитвы. И всегда наши молитвы содержат благодарение Богу. Правоверный иудей молился три раза в день. Для христиан не существует каких-либо особых предписаний относительно молитвы, но апостол Павел полагает, что молитва должна занимать главное место в жизни каждого верующего и всей Церкви. Молитва - личное дело христианина. Первая Церковь собиралась для совместной молитвы в домах своих членов, - так, верующие пришли в дом матери Иоанна Марка, чтобы молиться за освобождение Петра. В молитве христианам помогает Святой Дух, просвещающий их умы познанием Бога. ""Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными"", - писал апостол Павел римлянам. Пс.61:9; 1 Ин.1:9; Мк.11:24; Флп.4:6; 1 Цар. 12:23; Кол.4:2; Иак.1:5-6; Деян.12-,12; Рим.8:26 Учение Иисуса о молитве: Мф.6:5-15; 7:7-11; 26:41; Мк.12:38-40; 13:33; 14:38; Лк.11:1-13; 18:1-14 Молитвы Иисуса: Мф.6:9-13; 11:25-26; 26:36-44; Мк.14:32-39; Лк.10:21; 11:2-4; 22:46; 23:34,46; Ин.11:41-42; 12:27-28; 17 Некоторые другие примеры молитв из Библии: Исх.15; 32:7-14,30-35; 33:12-16; Втор.32 - 33; Нав.7:6-9; 10:12-15; Суд.5; 6:36-40; 1 Цар.1:9-17; 2:1-10; 2 Цар.7:18-29; 22; 3 Цар.3:3-14; 8:22-53; 18:36-38; 19:4-18; 4 Цар.19:14-19; Езд.9:6-15; Неем.1; 9:6-38; Иов 42:1-9; Псалтирь; Дан.2:17-23; 9:3-19; Ион.2:2-11; Авв.3; Лк.1:46-55,67-79; 2:29-35; Деян.4:24-30 и многие молитвы в новозаветных посланиях |
Холм в нескольких километрах к северо-западу от горы Гелвуй. Здесь располагался лагерь мадианитянского войска, атакованного Гедеоном. Суд.7:1 |
Гора, на которой по повелению Бога Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака. Автор Второй книги Паралипоменон говорит, что Храм Соломона был построен ""в Иерусалиме на горе Мориа"". (Самаряне, впрочем, считали, что местом Авраамова жертвоприношения был не Иерусалим, а гора Гаризим.) Быт.22:2; 2Пар.3:1 |