Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Подробный словарь библейских имен
Статьи на букву "М"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М"

Мір

Греческое слово ""космос"" означает физический, сотворенный мир. В Новом Завете так называется мир, созданный Богом.

Слово ""космос"" в Библии нередко означает мир в его нынешнем падшем состоянии. ""Мир"" враждует с Богом. Поэтому сатана может быть назван князем или правителем ""мира"". ""Мир"" ненавидит Христа и выказывает ту же ненависть к Его последователям.

Однако Бог возлюбил мир. Христиане не принадлежат миру, но они живут в нем. Они не должны разделять принятые в мире мнения или приспосабливаться к эгоистическим взглядам материалистов. Однако христианину следует терпимо относиться к неверующим, ибо Бог любит и их и за них тоже умер Иисус Христос.

Ин.1:10; 14:30; 1 Ин.5:19; Ин.15:18-19; 17:16-17; Рим.12:2; Ин.3:16-21

Мір вселенная

Греческое слово ""космос"" означает физический, сотворенный мир. В Новом Завете так называется мир, созданный Богом.

Слово ""космос"" в Библии нередко означает мир в его нынешнем падшем состоянии. ""Мир"" враждует с Богом. Поэтому сатана может быть назван князем или правителем ""мира"". ""Мир"" ненавидит Христа и выказывает ту же ненависть к Его последователям.

Однако Бог возлюбил мир. Христиане не принадлежат миру, но они живут в нем. Они не должны разделять принятые в мире мнения или приспосабливаться к эгоистическим взглядам материалистов. Однако христианину следует терпимо относиться к неверующим, ибо Бог любит и их и за них тоже умер Иисус Христос.

Ин.1:10; 14:30; 1 Ин.5:19; Ин.15:18-19; 17:16-17; Рим.12:2; Ин.3:16-21

Мааха

Маленькое арамейское государство к юго-востоку от горы Ермон. Мааха упоминается в рассказах о военных походах царя Давида. Уроженцем Маахи был один из воинов Давида, Элифелет, сын Ахасбая.

Нав.12:5; 2Цар.10:6-19; 23:34

Магог

См. Гог.

Мадиан

Часть Аравии к востоку от Акабского залива (см. Мадианитяне). После убийства египетского надсмотрщика Моисей,спасая свою жизнь, бежал из Египта в Мадиан. Он женился на мадианской женщине и жил здесь до тех пор, пока Бог не послал его обратно в Египет, чтобы освободить угнетенных израильтян. Во времена Судей Гедеон нанес поражение огромному войску бедуинов, вторгшемуся в Израиль из Мадиана на своих боевых верблюдах.

Быт.25:1-6; Исх.2:15-21; Суд.6 - 7

Македа (Маккеда)

Город на юге Ханаана,взятый Иисусом Навином. В близлежащей пещере Иисус захватил пятерых аморрейских царей, воевавших против него, и казнил их. Македа была отдана в удел племени

Иуды. Нав.10:10,16-29; 15:41

Мадиан Мидиан

Часть Аравии к востоку от Акабского залива (см. Мадианитяне). После убийства египетского надсмотрщика Моисей,спасая свою жизнь, бежал из Египта в Мадиан. Он женился на мадианской женщине и жил здесь до тех пор, пока Бог не послал его обратно в Египет, чтобы освободить угнетенных израильтян. Во времена Судей Гедеон нанес поражение огромному войску бедуинов, вторгшемуся в Израиль из Мадиана на своих боевых верблюдах.

Быт.25:1-6; Исх.2:15-21; Суд.6 - 7

Македа (Маккеда)

Город на юге Ханаана,взятый Иисусом Навином. В близлежащей пещере Иисус захватил пятерых аморрейских царей, воевавших против него, и казнил их. Македа была отдана в удел племени

Иуды. Нав.10:10,16-29; 15:41

Македония

Область в северной Греции. Главным городом Македонии была Фессалоника. Из городов, упоминаемых в Библии, в состав римской провинции Македонии, кроме Фессалоники, входили также Филиппы и Верия.

Находясь в Троаде, апостол Павел имел видение, в котором человек из Македонии просил его прибыть в эту область и помочь македонянам. Переправившись через Эгейское море в Македонию, Павел впервые ступил на европейскую землю. Три Павловых послания (Филиппийцам, 1 и 2 фессалоникийцам) адресованы македонским христианам. Македонские верующие щедро жертвовали деньги для нуждающихся христиан Иудеи. Некоторые македоняне стали постоянными помощниками Павла.

Деян.16:8 - 17:15,20:1-6; 2Кор.8:1-5; 9:1-5 и др.

Малахия

Последний из ветхозаветных пророков. Жил примерно в середине V века до н.э. К тому времени евреи уже вернулись из вавилонского плена и восстановили Иерусалимский Храм, но народ не служил Богу подобающим образом. ""Обратитесь ко Мне"", - говорил Бог через Малахию. Имя ""Малахия"" означает ""мой вестник"". Как Божий вестник, он говорит о грядущем Мессии и о великом дне, когда Бог будет вершить Свой суд.

Мал.

Малахия Малахи

Последний из ветхозаветных пророков. Жил примерно в середине V века до н.э. К тому времени евреи уже вернулись из вавилонского плена и восстановили Иерусалимский Храм, но народ не служил Богу подобающим образом. ""Обратитесь ко Мне"", - говорил Бог через Малахию. Имя ""Малахия"" означает ""мой вестник"". Как Божий вестник, он говорит о грядущем Мессии и о великом дне, когда Бог будет вершить Свой суд.

Мал.

Мальта

Остров в центральной части Средиземного моря, расположенный между Сицилией и северным побережьем Африки. У берегов Мальты потерпел крушение корабль, на котором апостола Павла везли под конвоем в Рим на суд Цезаря. Все пассажиры и команда благополучно достигли берега и были хорошо приняты местными жителями. Павел и его спутники провели на Мальте всю зиму, а затем отплыли в Италию.

Деян.28:1-10

Мамре

Место вблизи Хеврона. Авраам и позднее Исаак часто ставили свои шатры у дубравы Мамре. Именно здесь Авраам услышал о пленении Лота. У Мамре Бог обещал Аврааму сына, и здесь же Авраам ходатайствовал перед Богом о пощаде для грешного Содома.

Быт.13:18; 14:13; 18; 23:17; 35:27

Манассия

1. Старший сын Иосифа и внук Иакова. Иаков усыновил и благословил Манас-сию. Потомки Манассии образовали одно из двенадцати племен Израиля.

Быт.41:51; 48:1-20

2. Царь Иудеи, правивший сорок пять лет (696- 642 гг. до н.э.), сын царя Езекии. Сбил с пути истинного свой народ, насаждая идолопоклонство. Ассирийцы взяли Манассию в плен и отвели в Вавилон. Вернувшись домой, Манассия обратился к Богу и отрекся от идолов.

4Цар.21:1-18; 2Пар.33

Манассия Менашше

1. Старший сын Иосифа и внук Иакова. Иаков усыновил и благословил Манас-сию. Потомки Манассии образовали одно из двенадцати племен Израиля.

Быт.41:51; 48:1-20

2. Царь Иудеи, правивший сорок пять лет (696- 642 гг. до н.э.), сын царя Езекии. Сбил с пути истинного свой народ, насаждая идолопоклонство. Ассирийцы взяли Манассию в плен и отвели в Вавилон. Вернувшись домой, Манассия обратился к Богу и отрекся от идолов.

4Цар.21:1-18; 2Пар.33

Маной

Отец Самсона.

Суд. 13; 14:3-6

Маной Маноах

Отец Самсона.

Суд. 13; 14:3-6

Маон

Город на Иудейском нагорье. Здесь жил Навал, муж Авигеи. Давид дважды останавливался в Маоне, когда скрывался от царя Саула.

Нав.15:55; 1Цар.23:24-25; 25:2-42

Мардохей

Двоюродный брат и опекун Есфири, еврей Мардохей жил в Сузах, столице Персии. Есфирь стала персидской царицей. Мардохей узнал о заговоре, целью которого было истребление всех евреев, и убедил Есфирь вступиться за свой народ перед царем Артаксерксом. После этого Мардохей был назначен первым министром царя.

Есф.

Мардохей Мордехай

Двоюродный брат и опекун Есфири, еврей Мардохей жил в Сузах, столице Персии. Есфирь стала персидской царицей. Мардохей узнал о заговоре, целью которого было истребление всех евреев, и убедил Есфирь вступиться за свой народ перед царем Артаксерксом. После этого Мардохей был назначен первым министром царя.

Есф.

Мареша

Город в нижней части Иудейского нагорья, примерно в 32 км к юго-западу от Иерусалима. Мареша была укреплена царем Ровоамом. Позднее царь Аса уничтожил здесь войско, возглавленное кушитом Зараем.

Нав.15:44; 2Пар.11:8; 14:9-12; 20:37; Мих.1:15

Мариамь

Сестра Моисея и Аарона. Она виде ла, как дочь египетского фараона подобрала младенца Моисея, пущенного по реке в тростниковой корзине. Когда израильтяне перешли через Красное море, Мариамь и другие женщины пели и танцевали от радости. Позднее Мариамь позавидовала власти Моисея и поссорилась с ним. В наказание ее постигла ужасная кожная болезнь. Моисей просил Бога об исцелении несчастной женщины. Мариамь умерла в Кадесе перед тем, как израильтяне вступили в Ханаан.

Исх.2:4,7-8; 15:20-21; Числ.12; 20:1

Мариамь Мириам

Сестра Моисея и Аарона. Она виде ла, как дочь египетского фараона подобрала младенца Моисея, пущенного по реке в тростниковой корзине. Когда израильтяне перешли через Красное море, Мариамь и другие женщины пели и танцевали от радости. Позднее Мариамь позавидовала власти Моисея и поссорилась с ним. В наказание ее постигла ужасная кожная болезнь. Моисей просил Бога об исцелении несчастной женщины. Мариамь умерла в Кадесе перед тем, как израильтяне вступили в Ханаан.

Исх.2:4,7-8; 15:20-21; Числ.12; 20:1

Мария

1. Мать Иисуса Христа, жена плотника Иосифа. Ангел возвестил ей, что она зачнет от Духа Святого и родит Мессию, Сына Божьего. Перед рождением Младенца Мария побывала у своей родственницы Елисаветы (матери Иоанна Крестителя). Там Мария произнесла замечательную песнь хвалы Богу ""Величит душа моя Господа"". Римляне проводили в стране перепись населения, и Мария с мужем отправились из Назарета в Вифлеем, родной город Иосифа, намереваясь пройти регистрацию. В Вифлееме и родился Иисус. Спустя несколько дней Иисуса принесли в Храм, и старец Симеон предсказал Марии: ""Тебе самой оружие пройдет душу"". Марии и Иосифу пришлось бежать с Младенцем Иисусом в Египет, так как царь Ирод считал Его своим соперником и, стремясь обезопасить себя, приказал убить всех новорожденных мальчиков в Вифлееме.

После смерти Ирода семья Иосифа вернулась в Назарет.

Когда Иисусу было двенадцать лет, родители взяли Его с собой в Иерусалимский Храм на праздник Пасхи. Иосиф и Мария изумились и встревожились, узнав, что Он остался в Храме беседовать с учителями. Мария была вместе с Иисусом на свадьбе в Кане Галилейской и видела Его первое чудо. Во время казни Иисуса она стояла рядом с крестом, Иисус же просил одного из Своих учеников заботиться о ней. После вознесения Иисуса на небеса Мария молилась вместе с Его учениками.

Мф.1:18-25; 2:11; 13:55; Лк.1 - 2; Ин.2:1-12; 19:25-27; Деян.1:14

2. Сестра Марфы и Лазаря из Вифании. Мария очень любила слушать Иисуса. Незадолго до казни Иисуса она помазала Его драгоценным миром и отерла Его ноги своими волосами.

См. также Марфа, Лазарь.

Лк.10:38-42; Ин.11; 12:3-8

3. Мария Магдалина. Иисус Христос изгнал из Марии нечистых духов, и она стала Его ученицей. Мария первой увидела Иисуса после Его Воскресения из мертвых и рассказала об этом ученикам.

Мк.16:9; Лк.8:2; 24:10; Ин.20:1-18

4. Мать Иакова и Иосифа (Иосии). Присутствовала при распятии Иисуса Христа. Вместе с другими женщинами пришла в утро Воскресения помазать тело Иисуса и обнаружила, что гробница пуста. Вероятно, речь идет об этом же человеке, когда упоминается ""другая Мария"" и ""Мария, жена Клеопы"".

Мф.27:56,61; 28:1; Ин.19:25

5. Мать Иоанна Марка. Первые христиане собирались в ее иерусалимском доме.

Деян.12:12

Мария Мириам

1. Мать Иисуса Христа, жена плотника Иосифа. Ангел возвестил ей, что она зачнет от Духа Святого и родит Мессию, Сына Божьего. Перед рождением Младенца Мария побывала у своей родственницы Елисаветы (матери Иоанна Крестителя). Там Мария произнесла замечательную песнь хвалы Богу ""Величит душа моя Господа"". Римляне проводили в стране перепись населения, и Мария с мужем отправились из Назарета в Вифлеем, родной город Иосифа, намереваясь пройти регистрацию. В Вифлееме и родился Иисус. Спустя несколько дней Иисуса принесли в Храм, и старец Симеон предсказал Марии: ""Тебе самой оружие пройдет душу"". Марии и Иосифу пришлось бежать с Младенцем Иисусом в Египет, так как царь Ирод считал Его своим соперником и, стремясь обезопасить себя, приказал убить всех новорожденных мальчиков в Вифлееме.

После смерти Ирода семья Иосифа вернулась в Назарет.

Когда Иисусу было двенадцать лет, родители взяли Его с собой в Иерусалимский Храм на праздник Пасхи. Иосиф и Мария изумились и встревожились, узнав, что Он остался в Храме беседовать с учителями. Мария была вместе с Иисусом на свадьбе в Кане Галилейской и видела Его первое чудо. Во время казни Иисуса она стояла рядом с крестом, Иисус же просил одного из Своих учеников заботиться о ней. После вознесения Иисуса на небеса Мария молилась вместе с Его учениками.

Мф.1:18-25; 2:11; 13:55; Лк.1 - 2; Ин.2:1-12; 19:25-27; Деян.1:14

2. Сестра Марфы и Лазаря из Вифании. Мария очень любила слушать Иисуса. Незадолго до казни Иисуса она помазала Его драгоценным миром и отерла Его ноги своими волосами.

См. также Марфа, Лазарь.

Лк.10:38-42; Ин.11; 12:3-8

3. Мария Магдалина. Иисус Христос изгнал из Марии нечистых духов, и она стала Его ученицей. Мария первой увидела Иисуса после Его Воскресения из мертвых и рассказала об этом ученикам.

Мк.16:9; Лк.8:2; 24:10; Ин.20:1-18

4. Мать Иакова и Иосифа (Иосии). Присутствовала при распятии Иисуса Христа. Вместе с другими женщинами пришла в утро Воскресения помазать тело Иисуса и обнаружила, что гробница пуста. Вероятно, речь идет об этом же человеке, когда упоминается ""другая Мария"" и ""Мария, жена Клеопы"".

Мф.27:56,61; 28:1; Ин.19:25

5. Мать Иоанна Марка. Первые христиане собирались в ее иерусалимском доме.

Деян.12:12

Массифа

См. Мицпа.

Матфий

После предательства и смерти Иуды Искариота ученики Иисуса избрали Матфия в число двенадцати апостолов.

Деян.1:21-26

Матфий Маттия

После предательства и смерти Иуды Искариота ученики Иисуса избрали Матфия в число двенадцати апостолов.

Деян.1:21-26

Мафусал

Мафусал известен как человек, проживший самую долгую жизнь. Он умер в год Великого потопа в возрасте 969 лет.

Быт.5:21-27

Мафусал Метушелах

Мафусал известен как человек, проживший самую долгую жизнь. Он умер в год Великого потопа в возрасте 969 лет.

Быт.5:21-27

Маханаим

Город в Галааде к востоку от Иордана, недалеко от потока Иавок. В Маханаиме Иакову перед его встречей с Исавом явились ангелы. Краткое время город был столицей сына царя Саула, Иевосфея. Здесь же во время восстания Авессалома располагалась ставка Давида. Во времена Соломона Маханаим был центром округа и резиденцией одного из двенадцати ""приставников"".

Быт.32:2; 2Цар.2:8-9; 17:24-29; 3Цар.4:14

Махпела

Когда Сарра умерла в Хевроне, у Авраама еще не было своей земли, где бы он мог ее похоронить. Поэтому он купил у Ефрона Хеттеянина участок земли с пещерой Махпела. Впоследствии там же был похоронен сам Авраам, а затем Исаак, Иаков, Ревекка и Иаков.

Много позднее то место, где по преданию находились пещера и гробница, Ирод Великий обнес великолепной оградой. Это сооружение можно видеть и в настоящее время.

Быт.23; 25:9; 49:30; 50:13

Мегиддо

Город на краю Изреельской равнины, примерно в 32 км к юго-востоку от современной Хайфы. Благодаря своему исключительно важному стратегическому положению (город господствовал над главным переходом через Кармильскую возвышенность), Мегиддо играл значительную роль в ветхозаветной истории. Здесь происходило так много сражений, что в Новом Завете (Откр. 16:16) название города входит в символическое имя места, где будет последняя великая битва между Богом и силами сатаны, - ""Армагеддон"", т.е. ""гора Мегиддо"".

Во время израильского завоевания Ханаана Иисус Навин нанес поражение хананейскому царю из Мегиддо. Окрестные земли были отданы племени Манассии.Евреи заставили живших в Мегиддо хананеев работать на себя, вместо того чтобы изгнать их, как повелел им Бог. Царь Соломон сделал Мегиддо (наряду с Хацором и Гезером) одной из своих главных крепостей. В городе были построены конюшни, где размещалось множество лошадей и колесниц. В Мегиддо умер иудейский царь Охозия, раненный людьми Ииуя. Здесь же скончался царь Иосия, пытавшийся остановить продвижение войск египетского фараона Нехо.

Ныне на месте города возвышается курган высотой 21 м и площадью у вершины 4 га. При раскопках были найдены: хананейская ""высота"" (место, где хананеи отправляли свой религиозный культ), система городского водоснабжения, укрепленные городские ворота, сооруженные по одному проекту с воротами Гезера и Хацора, множество резных изделий из слоновой кости и большие конюшни (построенные, вероятно, во времена царя Ахава).

Нав.12:21; Суд.1:27-28; 5:19; 3Цар.9:15; 4Цар.9:27; 23:29

Мелит

См. Мальта.

Мелхиседек

Царь и священник Бога Всевышнего в Салиме (Иерусалиме). Встретил и благословил Авраама, когда тот возвращался после сражения с четырьмя царями. В новозаветном Послании к Евреям Иисус Христос назван ""священником вовек по чину Мелхиседека"". Как и Мелхиседек, Иисус был одновременно царем и священником - царем Божьего Царства и священником, принесшим в жертву Богу собственную жизнь.

Быт.14:18-20; Пс.109:4; Евр.5:6-10

Мелхиседек Мелхицедек

Царь и священник Бога Всевышнего в Салиме (Иерусалиме). Встретил и благословил Авраама, когда тот возвращался после сражения с четырьмя царями. В новозаветном Послании к Евреям Иисус Христос назван ""священником вовек по чину Мелхиседека"". Как и Мелхиседек, Иисус был одновременно царем и священником - царем Божьего Царства и священником, принесшим в жертву Богу собственную жизнь.

Быт.14:18-20; Пс.109:4; Евр.5:6-10

Мелхола

Младшая дочь царя Саула, жена Давида. Когда Саул хотел убить Давида, Мелхола помогла мужу бежать и спасла его жизнь. После этого Саул отдал ее в жены другому.

1Цар.14:49; 18:20-29; 25:44; 2Цар.3:13-16; 6:16-23

Мелхола Михал

Младшая дочь царя Саула, жена Давида. Когда Саул хотел убить Давида, Мелхола помогла мужу бежать и спасла его жизнь. После этого Саул отдал ее в жены другому.

1Цар.14:49; 18:20-29; 25:44; 2Цар.3:13-16; 6:16-23

Мемфивосфей

Сын Ионафана, лучшего друга царя Давида, и внук царя Саула. Давид дал Мемфивосфею слуг и место при своем дворе.

2Цар.4:4; 9; 16:1-4; 19:24-30; 21:7

Мемфивосфей Мефивошет

Сын Ионафана, лучшего друга царя Давида, и внук царя Саула. Давид дал Мемфивосфею слуг и место при своем дворе.

2Цар.4:4; 9; 16:1-4; 19:24-30; 21:7

Менаим

Один из последних царей Израиля (752-742 гг. до н.э.). Менаим, жестокий и злой идолопоклонник, убил Селлума, правившего всего месяц, и стал царем. Во время его правления в Израиль вторглось войско ассирийского царя Тиглатпаласара III (Фула). Чтобы остаться на престоле, Менаим заплатил Тиглатпаласару огромную сумму денег.

4Цар. 15:14-22

Менаим Менахем

Один из последних царей Израиля (752-742 гг. до н.э.). Менаим, жестокий и злой идолопоклонник, убил Селлума, правившего всего месяц, и стал царем. Во время его правления в Израиль вторглось войско ассирийского царя Тиглатпаласара III (Фула). Чтобы остаться на престоле, Менаим заплатил Тиглатпаласару огромную сумму денег.

4Цар. 15:14-22

Мерари

Сын Левия. Потомки Мерари образовали один из левитских родов.

Исх.6:16,19; Числ.3:17,20,33-37

Мерова

Дочь царя Саула. Саул обещал ее в жены Давиду, но выдал за другого.

1Цар.14:49; 18:17-19

Мерова Мерав

Дочь царя Саула. Саул обещал ее в жены Давиду, но выдал за другого.

1Цар.14:49; 18:17-19

Меродах Валадан

Царь Вавилона. Отправил послов в Иерусалим к царю Езекии, надеясь на союзничество в войне против Ассирии,

Ис.39

Меродах Валадан Меродах Баладан

Царь Вавилона. Отправил послов в Иерусалим к царю Езекии, надеясь на союзничество в войне против Ассирии,

Ис.39

Мертвое/Соленое море

Большое озеро, замечательное чрезвычайно высокой концентрацией соли в его водах.

Быт.14:3; Числ.34:3,12

Месопотамия

Земля между реками Тигр и Евфрат. Центр нескольких древнейших цивилизации, включая шумерскую, вавилонскую и ассирийскую. В Месопотамии находились такие знаменитые города, как Ур, Вавилон и Ниневия. Частью Месопотамии была и область Паддан-Арам с городом Харраном, где поселились родственники Авраама. В Месопотамии жил Валаам, пророк, который был призван царем Валаком проклясть израильтян. Месопотамский царь Хусарсафем угнетал израильтян во времена правления Судей.

Жители Месопотамии находились в Иерусалиме на празднике Пятидесятницы и слышали, как Петр и другие апостолы обращались к ним на их собственных языках.

Быт.24:10; Втор.23:4; Числ.23:7; Суд.3:8,10; Деян.2:9

Мессия

Древнееврейское слово ""Мессия"", как и его древнегреческий эквивалент ""Христос"", означает ""помазанный"", т.е. ""помазанный на царство"", ""законный царь"".

На протяжении всей сложной истории израильского народа в нем росла надежда, что однажды Бог пошлет великого царя - Мессию, который установит свое вечное всемирное царство. Во времена Иисуса многие иудеи жили в ожидании этого дня. Вот почему, слыша об учении и чудесах Христа, они спрашивали: ""Не Он ли Мессия?""

Иисус обычно избегал прямо называть Себя Мессией, поскольку евреи придавали этому титулу политическое значение. Согласно Евангелиям, Иисус заявил о Себе как о Мессии лишь однажды - разговаривая у колодца с бедной грешной женщиной. Когда апостол Петр сказал Иисусу: ""Ты - Мессия (Христос)"", - Спаситель просил его хранить это в тайне.

Тем не менее главным вопросом, который иудейские власти задали Ему на суде, было: ""Ты ли Мессия (Христос), Сын Благословенного?"" ""Я"", - ответил Иисус, и первосвященник, взбешенный подобным ""богохульством"", добился вынесения смертного приговора.

Но Иисус подлинно был Мессией - и Бог доказал это, воскресив Его из мертвых. Апостол Петр сказал в день Пятидесятницы: ""Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Мессией (Христом) сего Иисуса, Которого вы распяли!""

См. также Иисус Христос.

Втор. 18:15-22; Пс.2; 44:7-8; 71; 109; Ис.9:2-7; 11; 42:1-9; 49:1-6; 52:13 - 53:12; 61:1-3; Иер.23:5-6; 33:14-16; Иез.34:22-24; Дан.7; Зах.9:9-10; Мф. 1:18,22-23; 16:16,20; 26:68; Мк.8:27-30; 14:61-64; Лк.2:11,26; Ин.4:25-26; 7:26-27,31,41-42; 9:22; Деян.2:36; 3:20-21; 4:26-28; 10:38; 18:28; 26:22-23

Мидия

Древнее государство на северо-западе современного Ирана. В VIII в. до н.э. мидийцы попали под ассирийское владычество. В конце VII в. до н.э. мидийские племена объединились в единое государство и в союзе с вавилонянами разгромили Ассирию. Позднее Мидией завладел персидский царь Кир. См. главу ""Мидийцы"" в Части 11: "".Народы Библии"". Милет Морской порт на западном побережье Малой Азии. Апостол Павел останавливался в Милете в конце своего третьего миссионерского путешествия, направляясь в Иерусалим. Чтобы сберечь его время, старейшины соседней эфесской церкви прибыли в Милет увидеть Павла и выслушать его прощальное наставление. Позднее Павел писал Тимофею, что оставил в Милете своего заболевшего помощника Трофима.

Деян.20.15-38; 2Тим.4:20

Мидяне

Начиная с IX в. до н.э. ассирийские цари сталкивались в северо-западной Персии с мидийскими племенами. На протяжении двухсот лет между ассирийцами и мидянами сохранялись довольно хорошие дипломатические отношения. Затем мидяне, вступив в союз со скифами и вавилонянами, участвовали в разгроме Ассирии (612 г. до н.э.). К тому моменту мидяне уже в течение нескольких десятилетий испытывали сильное давление со стороны скифов. Но в конце VII века до н.э. мидийский царь Киаксар значительно укрепил государство и смог подчинить своей власти все области

вплоть до границ Лидии на западе и Персии на юге.

Следующий мидийский царь - Астиаг - в 549 г. до н.э. был свергнут с престола своим зятем Киром Персидским. Мидия стала провинцией вновь созданной Персидской империи. Мидяне активно участвовали в победоносной войне Кира с Вавилоном. Столица Мидии Экбатаны (современный Хамадан) стала столицей Персии. Многие мидяне занимали высокое положение при персидском дворе, большое количество мидийских слов вошло в персидский язык. Мидийское влияние в Персидской империи было столь сильным, что о ее населении часто говорили как о ""мидянах и персах"". А греки называли свою великую войну с Персией ""мидийской войной"".

Одно из мидийских племен, маги, занимало особое положение в религиозной жизни народа (подобное положению левитов в Израиле).

Иер.25:25; 51:11,28; Дан.5:28

Милит

См. Милет.

Милость

Древнееврейское слово, часто переводимое как ""милость"", встречается в Ветхом Завете около 250 раз. Оно выражает любовь и терпение Бога, Его доброту и готовность прощать. Особенно ярко Божья милость проявляется в Его отношении к израильскому народу. Бог заключил со Своим народом соглашение-завет, и, хотя израильтяне часто нарушали это соглашение, Он не отрекся от них.

В Новом Завете ""милость"" - выражение любви к тем, кто страдает. Господь есть ""Отец милосердия и Бог всякого утешения"". Только благодаря Его милости мы обретаем спасение. Сам Иисус, движимый состраданием, благотворил людям, находившимся возле Него. Испытав милость Господа, христиане должны с таким же милосердием относиться к другим людям.

Исх. 34:6-7; Втор.7:9; Неем.9:31; Пс.22:6; 24:6; 39:11; 50:3; 102:4,8; Дан.9:9; Ион.4:2; Мих.6:8; Мф.5:7; Лк.6:36; 18:13; Рим.9:15; 12:1; 2Кор.1:3; Еф.2:4

Мир

Значение древнееврейского слова ""шалом"", обычно переводимого как ""мир"", очень широко. Фактически оно выражает жизнь во всей полноте ее проявлений. Оно может относиться к телесному здоровью или к долгой жизни, заканчивающейся естественной смертью. Это слово также употребляется, чтобы выразить безопасность и гармонию, в которых пребывает личность или община. Мир - самый драгоценный из всех даров, он исходит от Самого Бога. ""Господь есть мир"". ""Нечестивым... нет мира, говорит Господь"".

Мир - отличительный признак будущего века, когда Бог установит Свое Царство. Мессия, Который должен принести это Царство на землю, назван ""Князем мира"". В Новом Завете утверждается, что Иисус ""есть мир наш"". Он ""благовествовал мир-дальним и близким"" - мир, купленный ценой Его крестной смерти. Его дар каждому христианину - мир с Богом и мир с собратьями. Этот глубочайший мир воцаряется в сердце и разуме независимо от жизненных обстоятельств. ""Мир оставляю вам, - сказал Иисус ученикам во время Своей последней вечери с ними, - мир Мой даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается"".

См. также Примирение.

Быт. 15:15; Пс.4:9; 84:9-11; Суд.6:24; Ис.48:22; 2:2-4; 9:6; Рим.5:1; Еф.2:14-18; Ин. 14:27; 2 Фес.3:16

Мир спокойствие

Значение древнееврейского слова ""шалом"", обычно переводимого как ""мир"", очень широко. Фактически оно выражает жизнь во всей полноте ее проявлений. Оно может относиться к телесному здоровью или к долгой жизни, заканчивающейся естественной смертью. Это слово также употребляется, чтобы выразить безопасность и гармонию, в которых пребывает личность или община. Мир - самый драгоценный из всех даров, он исходит от Самого Бога. ""Господь есть мир"". ""Нечестивым... нет мира, говорит Господь"".

Мир - отличительный признак будущего века, когда Бог установит Свое Царство. Мессия, Который должен принести это Царство на землю, назван ""Князем мира"". В Новом Завете утверждается, что Иисус ""есть мир наш"". Он ""благовествовал мир-дальним и близким"" - мир, купленный ценой Его крестной смерти. Его дар каждому христианину - мир с Богом и мир с собратьями. Этот глубочайший мир воцаряется в сердце и разуме независимо от жизненных обстоятельств. ""Мир оставляю вам, - сказал Иисус ученикам во время Своей последней вечери с ними, - мир Мой даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается"".

См. также Примирение.

Быт. 15:15; Пс.4:9; 84:9-11; Суд.6:24; Ис.48:22; 2:2-4; 9:6; Рим.5:1; Еф.2:14-18; Ин. 14:27; 2 Фес.3:16

Миры

Портовый город в Ликии, на юго-западе Малой Азии (современная Турция). Апостол Павел и его спутники, направлявшиеся в Рим, пересели здесь на другой корабль.

Деян.27:5

Мисах

См. Авденаго.

Мисах Мешах

См. Авденаго.

Мисия

Область на северо-западе Малой Азии(современная Турция), входившая в римскую провинцию Асию. Апостол Павел посетил Ми-сию во время своего второго миссионерского путешествия. Дух Божий не разрешил ему переходить границу между Асией и Вифинией, поэтому Павел повернул на запад, и только когда он пришел в Троаду, ему было открыто, куда следует идти дальше.

Деян.16:7-8

Митилена

Важнейший город и порт на греческом острове Лесбос, расположенном неподалеку от западного побережья Малой Азии. Апостол Павел останавливался там на одну ночь во время своего последнего путешествия в Иерусалим.

Деян.20:14

Михаил

Архангел. В книге пророка Даниила о Михаиле говорится как о защитнике еврейского народа.

Дан.10:21; 12:1; Иуд.9; Откр.12:7

Михаил Михаэл

Архангел. В книге пророка Даниила о Михаиле говорится как о защитнике еврейского народа.

Дан.10:21; 12:1; Иуд.9; Откр.12:7

Михей

1. (Миха) Ветхозаветный пророк, современник Исайи, Амоса и Осии (VIII в. до н. э.). Жил в одной из деревень Иудейской долины. Пророчествовал в Иерусалиме, а также в Самарии - столице Израильского царства. Предсказал падение обоих городов из-за жестокого обращения богачей с бедняками. Столетие спустя Иеремия напомнил народу о словах Михея.

Иер.26:18-19; Мих.

2. (Михайа) Пророк, живший во времена правления царя Ахава. Собираясь на войну с сирийцами, Ахав спрашивал у многих пророков, одержит ли он победу. Четыреста пророков предсказали победу, и только один Михей - поражение. По приказу Ахава Михея бросили в тюрьму, однако именно его пророчество оказалось верным.

3Цар.22

Михмас

Город, находившийся в 11 км к северо-востоку от Иерусалима у деревни, которая ныне называется Мухмас. Михмас был отделен от Гевы глубокой долиной, которую можно было пересечь только в одном месте, называвшемся ""Михмасской переправой"". Вторгшиеся в Израиль филистимляне расположили свой лагерь в Михмасе, угрожая столице царя Саула Гиве. Ионафан и его оруженосец застигли врага врасплох, подобравшись к его стану по отвесной скале. Их нападение вызвало у врага панику, и войско Саула одержало победу. Через Михмас проходили отряды ассирийцев, шедшие на Иерусалим с севера. После возвращения евреев из вавилонского плена город вновь был заселен.

1Цар.13 - 14; Ис.10:28; Езд.2:27; Неем.7:31; 11:31

Моав

Сын Лота, прародитель моавитского народа.

Быт. 19:36-37

Моавитяне

К югу от реки Арнон лежала страна моавитян. Этот народ, родственный Израилю и Аммону через Лол (Быт. 19:37), не позволил израильтянам пройти в Ханаан через и землю. Почти всю ветхозаветную историю моавитяне досаждали евреям. Моав перечислен среди стран, завоеванных фараоном Рамсесом II (ок. 1283 г. до н.э.). Рамсес, в частности, взял моавитскии город Дивон, где много веков спустя дарь Меша повелел высечь на камне знаменитую надпись о своем триумфе над Израилем (Моавитскии камень). Она свидетельствует о близости языка моавитян к древнееврейскому. Вера Меши в то, что его бог Кемош (Хамос) активно действует в человеческой истории, очень похожа на представления израильтян.

Числ.21; Суд.11:17; 3:12-30; 1Цар.14:47; 2Цар.8:2,12; 4Цар.13:20; 24:2; 1:1; 3:4-27

Моавские равнины

Местность к востоку от Иордана, напротив Иерихона, где израильтяне расположились перед тем, как вступить в Ханаан.

Числ.22:1; 35:1; Нав.13:32

Моисей

Моисей родился и получил образование в Египте во время пребывания евреев в египетском рабстве (его воспитывала дочь фараона). Моисея возмущало положение евреев в Египте. Однажды в приступе гнева он убил египетского надсмотрщика, избивавшего израильтянина. Фараон узнал об этом, и Моисею пришлось бежать из Египта. Беглеца приютил в пустыне мадианитянин Иофор. Моисей пас стада Иофора и вскоре женился на его дочери.

Прошло сорок лет. Однажды в пустыне Моисею было видение - куст, который горел, не сгорая. Будущий вождь понял: с ним будет говорить Бог. Бог повелел ему вернуться в Египет и просить фараона, чтобы тот позволил израильтянам покинуть страну. Фараон отказал Моисею, и Египет подвергся десяти ужасным бедствиям. Только тогда фараон разрешил Моисею вывести евреев из Египта, но вскоре передумал и преследовал израильтян вплоть до Красного моря. Евреи перешли через море, а войско фараона утонуло.

Через три месяца израильский народ достиг горы Синай. Здесь Бог дал Моисею Десять Заповедей. Затем Моисей привел народ к оазису а Кадесе и послал оттуда в Ханаан лазутчиков. Десять из двенадцати вернулись с ужасными сведениями о могуществе обитающих в Ханаане народов. Народ, позабыв о силе Бо-жией, возопил и восстал против Моисея. Отвергнув Бога, евреи были осуждены блуждать по пустыне, пока не умерли все бунтовщики.

Сделав вождем Иисуса Навина и благословив народ, Моисей поднялся на гору Нево, откуда мог видеть Ханаан - страну, в которую ему так и не суждено было войти. Моисей умер в земле Моав в возрасте 120 лет.

В час преображения Иисуса Христа, когда ученики узрели Его славу, они видели Моисея и Илию, двух великих мужей Ветхого Завета. Моисей и Илия говорили с Иисусом о Его грядущей крестной смерти.

Исх.2 - Втор.34; Лк.9:28-ЗЭ

Моисей Моше

Моисей родился и получил образование в Египте во время пребывания евреев в египетском рабстве (его воспитывала дочь фараона). Моисея возмущало положение евреев в Египте. Однажды в приступе гнева он убил египетского надсмотрщика, избивавшего израильтянина. Фараон узнал об этом, и Моисею пришлось бежать из Египта. Беглеца приютил в пустыне мадианитянин Иофор. Моисей пас стада Иофора и вскоре женился на его дочери.

Прошло сорок лет. Однажды в пустыне Моисею было видение - куст, который горел, не сгорая. Будущий вождь понял: с ним будет говорить Бог. Бог повелел ему вернуться в Египет и просить фараона, чтобы тот позволил израильтянам покинуть страну. Фараон отказал Моисею, и Египет подвергся десяти ужасным бедствиям. Только тогда фараон разрешил Моисею вывести евреев из Египта, но вскоре передумал и преследовал израильтян вплоть до Красного моря. Евреи перешли через море, а войско фараона утонуло.

Через три месяца израильский народ достиг горы Синай. Здесь Бог дал Моисею Десять Заповедей. Затем Моисей привел народ к оазису а Кадесе и послал оттуда в Ханаан лазутчиков. Десять из двенадцати вернулись с ужасными сведениями о могуществе обитающих в Ханаане народов. Народ, позабыв о силе Бо-жией, возопил и восстал против Моисея. Отвергнув Бога, евреи были осуждены блуждать по пустыне, пока не умерли все бунтовщики.

Сделав вождем Иисуса Навина и благословив народ, Моисей поднялся на гору Нево, откуда мог видеть Ханаан - страну, в которую ему так и не суждено было войти. Моисей умер в земле Моав в возрасте 120 лет.

В час преображения Иисуса Христа, когда ученики узрели Его славу, они видели Моисея и Илию, двух великих мужей Ветхого Завета. Моисей и Илия говорили с Иисусом о Его грядущей крестной смерти.

Исх.2 - Втор.34; Лк.9:28-ЗЭ

Молитва

Люди были сотворены для того, чтобы жить в общении с Богом. Но в мир проникли грех и зло, разрушив прежние отношения людей со своим Творцом, и теперь молитва представляется многим чем-то неестественным и ненужным.

Верующие в Бога соединяют с Ним свою жизнь в молитвенном общении. Мы открываем перед Ним наши сердца. Мы доверяемся Богу, исповедуя перед Ним наши грехи. Мы обращаемся к Нему с различными просьбами, веря: Он отвечает на молитвы. И всегда наши молитвы содержат благодарение Богу.

Правоверный иудей молился три раза в день. Для христиан не существует каких-либо особых предписаний относительно молитвы, но апостол Павел полагает, что молитва должна занимать главное место в жизни каждого верующего и всей Церкви.

Молитва - личное дело христианина. Первая Церковь собиралась для совместной молитвы в домах своих членов, - так, верующие пришли в дом матери Иоанна Марка, чтобы молиться за освобождение Петра. В молитве христианам помогает Святой Дух, просвещающий их умы познанием Бога. ""Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными"", - писал апостол Павел римлянам.

Пс.61:9; 1 Ин.1:9; Мк.11:24; Флп.4:6; 1 Цар. 12:23; Кол.4:2; Иак.1:5-6; Деян.12-,12; Рим.8:26

Учение Иисуса о молитве: Мф.6:5-15; 7:7-11; 26:41; Мк.12:38-40; 13:33; 14:38; Лк.11:1-13; 18:1-14

Молитвы Иисуса: Мф.6:9-13; 11:25-26; 26:36-44; Мк.14:32-39; Лк.10:21; 11:2-4; 22:46; 23:34,46; Ин.11:41-42; 12:27-28; 17

Некоторые другие примеры молитв из Библии:

Исх.15; 32:7-14,30-35; 33:12-16; Втор.32 - 33; Нав.7:6-9; 10:12-15; Суд.5; 6:36-40; 1 Цар.1:9-17; 2:1-10; 2 Цар.7:18-29; 22; 3 Цар.3:3-14; 8:22-53; 18:36-38; 19:4-18; 4 Цар.19:14-19; Езд.9:6-15; Неем.1; 9:6-38; Иов 42:1-9; Псалтирь; Дан.2:17-23; 9:3-19; Ион.2:2-11; Авв.3; Лк.1:46-55,67-79; 2:29-35; Деян.4:24-30 и многие молитвы в новозаветных посланиях

Море

Холм в нескольких километрах к северо-западу от горы Гелвуй. Здесь располагался лагерь мадианитянского войска, атакованного Гедеоном.

Суд.7:1

Мориа

Гора, на которой по повелению Бога Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака. Автор Второй книги Паралипоменон говорит, что Храм Соломона был построен ""в Иерусалиме на горе Мориа"". (Самаряне, впрочем, считали, что местом Авраамова жертвоприношения был не Иерусалим, а гора Гаризим.)

Быт.22:2; 2Пар.3:1

Предыдущая страница Следующая страница