Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Католическая энциклопедия
Статьи на букву "А" (часть 5, "АЛЬ"-"АНГ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 5, "АЛЬ"-"АНГ")

Альфред Великий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Амаларий из Меца

Статья большая, находится на отдельной странице.

Амальрикане

Амальрикане - секта, возникшая в Париже в кон. XII - нач. XIII в. и распространившаяся на северо-востоке Франции. А. - сторонники пантеистического учения ср.-век. мистика Амальрика Бенского (ум. 1206). Истоки амальриканства прослеживаются в учении Иоанна Скота Эриугены и Иоахима Флорского. А. обожествляли все сущее («все едино, т.к. все, что существует, есть Бог»), отрицали институт Церкви, обряды и таинства, существование ада и рая. А. считали себя чистыми от греха, ожидали установления Царства Божьего на земле; заявляли, что принятия учения Амальрика достаточно для спасения и что само это учение открывает эпоху Св. Духа. Секта А. сформировалась без организационного участия самого Амальрика. В 1210 с трактатом Contra amalricanos (Против амальрикан) выступил цистерцианский монах Гарнерий Рошфорский, отразив позицию Парижского собора 1210, на котором Амальрик был объявлен еретиком. В 1215 IV Латеранский собор осудил учение А.

Источн.: Martinus Polonus. Chronicon pontifi***** et imperatorum // MGHSS 22, 438; Denifle H.E. Chatelain Chartularium Universitatis Parisiensis. P., 1881, p. 71sq.; Contra Amalricanos // Jahrbuch fЯr Philosophie in spekulativer Theologie 7 (1893), 346-412.

Лит-ра: Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII- XIII вв. преимущественно в Италии. Петроград, 1915; Capelle G.C. Autour de DОcret de 1210. P., 1932, vol. 3; D’Alverny M.T. Un fragment du procПs des amalriciens // Archives d’histoire doctrinale et littОraire du Moyen еge 25-26 (1951), 325-336; Pra M. dal. Amalrico di BПne. Mi., 1951; Albert K. Amalrich von Bena und mittelalterlicher Pantheismus // Miscellanea Mediaevalia 10 (1976), 193-212.

К. Челлини

Аманд

Аманд (Amandus), св. - монах-бенедиктинец (OSB), епископ, миссионер, просветитель Бельгии; род. ок. 600 в Аквитании (ныне Франция), ум., вероятно, 6.02.684.

В юности принял монашество и 15 лет вел отшельнический образ жизни в г. Бурже, где был рукоположен в свящ. Во время посещения Рима ок. 625 А. принял решение стать миссионером. Ок. 630 был посвящен в епископы, проповедовал христианство на севере Франкского королевства (совр. Бельгия). Некоторое время был еп. Маастрихтским, основал монастыри в Генте, Антверпене и Эльноне. Деятельность А. во многом способствовала поддержанию единства Церкви Франкского королевства с Апост. Престолом.

Память А. в Католической Церкви - 6 февраля.

Источн.: MGHSSRM 5, 428-449; MGHPoetae 3, 561-610.

Лит-ра: Moreau Г. de. S. Amand le principal ОvangОlisateur de la Belgique. Bru., 1942; Idem. La «Vita Amandi prima» et les fondations monastiques de Saint Amand // AB 67 (1949), 447-464; Fritze W.H. Universalis gentium confessio // FrЯhmittelalterliche Studien 3 (1969), 84sq., 119sq.; Dierkens A. Saint Amand et la fondation de l’abbaye de Nivelles // Revue du Nord 68 (1986), 325-334.

А. Намазова

Амартиология

Амартиология (от греч. άμαρτία, άμάρτίος - грех, λόγος - учение) - раздел богословия, изучающий грех и его влияние на человека.

Амброзич, Алоизиус Маттиас

Его Высокопреосвященство кардинал Алоизиус Маттиас Амброзич (англ. Aloysius Matthew Ambrozic, словен. Alojzij Ambrožič), (род. 27 января 1930, Габрие, Югославия). Канадский кардинал. Титулярный епископ Валабрии и вспомогательный епископ Торонто 26 марта 1976 по 22 мая 1986. Коадъютор с правом наследования епархии Торонто с 22 мая 1986 по 17 марта 1990. Архиепископ Торонто с 17 марта 1990 по 16 декабря 2006. Кардинал-священник с титулом церкви Ss. Marcellino e Pietro с 21 февраля 1998.

Амвон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Амвросианский обряд

Статья большая, находится на отдельной странице.

Амвросиастр

Амвросиастр (Ambrosiaster) - автор Комментариев на 13 посланий ап. Павла. В Средние века это соч. приписывали Амвросию Медиоланскому, однако в эпоху Возрождения его авторство было отвергнуто, а неизвестный автор получил имя А. (от имени Амвросий и лат. astrum - звезда). Он работал во время понтификата Папы Дамаса I в Риме; кроме того, вероятно, бывал в Сев. Италии и Испании. Комментарии представляют собой пример проницательной экзегезы, свидетельствующей о знании автором истории. Это произведение является важным источником для реконструкции древнего лат. перевода посланий ап. Павла и примером толкования этих посланий до Августина.

Соч.: PL 17, 47-536; PL 35, 2215-2422; CSEL 50; 81.

Лит-ра: Martini C. Ambrosiaster: De auctore, operibus, theologia. R., 1944; Schepens P. L’Ambrosiastre et S. EusПbe de Verceil // Recherches de science religieuse 37 (1950); Pollastri A. Ambrosiaster, Commento alla lettera ai Romani: Aspetti cristologici. L’Aquila, 1977; Quasten 3, 169-180.

Амвросий Медиоланский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Америка

Америка - часть света, образуемая двумя материками - Северной А. и Южной А. В Сев. А. часто выделяют Центральную А. и о-ва Вест-Индии (Багамские о-ва, Большие и Малые Антильские и др. о-ва). В состав А. входят также о-в Гренландия и ряд других о-вов. Общая площадь А. - 42,05 млн. кв. км, нас. 799,8 млн. чел. В историко-культ. аспекте А. может быть разделена на Северную А. и Латинскую А.

Американизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Амиго Вальехо, Карлос

Его Высокопреосвященство кардинал Карлос Амиго Вальехо, францисканец (исп. Carlos Amigo Vallejo; род. 23 августа 1934, Медина де Риосека, Кастилия и Леон, Испания) - архиепископ Севильи с 22 мая 1982. Архиепископ Танжера c 28 апреля 1974 по 22 мая 1982. Кардинал с 21 октября 2003.

Образование

Поступил на медицинский факультет университета Вальядолида, однако вскоре его оставил и вступил в орден францисканцев. Изучал философию в Риме и психологию в Центральном университете Мадрида.

Священник

Посвящён в священники 17 августа 1960 Мигелем Новоа Фуенте, титулярным епископом Читри и помощником архиепископа Сантьяго-де-Компостела. Затем продолжал обучение в Риме, после окончания которого - на пастырской работе в Мадриде. Профессор философии науки и антропологии в различных образовательных центрах. С 1970 - провинциал францисканской провинции Сантьяго.

Архиепископ Танжера

17 декабря 1973 назначен архиепископом Танжера (Морокко). Рукоположен в сан 28 апреля 1974 в мадридской церкви San Francisco el Grande архиепископом Толедо кардиналом Марсело Гонсалесом Мартином, помощниками которого выступали архиепископ Сантьяго-де-Компостела Феликс Ромеро Менхибар и бывший архиепископ Танжера Франсиско Альдегунде Доррего, O.F.M. Несколько раз выступал как посредник на переговорах по урегулированию разнообразных конфликтов между странами Магриба (Алжир, Ливия, Морокко, Мавритания, Тунис) и Испанией.

Архиепископ Севильи и кардинал

22 мая 1982 назначен архиепископом Севильи.

Член Академий Buenas Letras, Medicina and Bellas Artes (Севилья). Награждён высшей наградой Доминиканской Республики орденом al Mérito de los Padres de la Patria Dominicana (февраль 1995). Почётный доктор Технологического университета Сибао, Доминиканская республика (февраль 1995). Награждён серебряной медалью Республики Панама (сентябрь 2000).

Возведён в сан кардинала на консистории 21 октября 2003. Кардинал-священник церкви S. Maria in Montserrato degli Spagnoli.

Участвовал в конклаве 18-19 апреля 2005.

Амикт

Амикт (лат. amictus - накидка) - предмет литург. облачения в зап. литург. обрядах, представляющий собой белый прямоугольный плат с тесемками по двум верхним углам. По-видимому, первоначально А. помещали на голову, но со временем он стал повязываться вокруг шеи перед облачением клирика в альбу. До литург. реформы II Ватиканского собора А. был при служении мессы необходимой частью облачения всех степеней клириков от субдиакона и выше. После реформы клирикам предписывается использовать на мессе А. в том случае, если альба не закрывает полностью шею.

Лит-ра: Braun J. Die priesterlichen GewКnder des Abendlandes. Fri., 1897, S. 1-15; Ermoni V. // DACL 1, 1597-99.

П. Сахаров

Аминь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Амодрю, Жан

Амодрю, Морис-Мария Феликс, монаш. имя Жан (31 августа 1878 - 12 октября 1961) - католический епископ, монах доминиканец, Апостольский администратор Ленинграда.

Биография

Морис-Мария Феликс Амодрю родился 31 августа 1878 в г. Дол, провинция Юра (Франция) в семье адвоката.

Образование высшее богословское, доктор богословия. Монах Ордена проповедников (доминиканцев). Рукоположен во священники в 1901 г. c именем Жан.

С 1902 по 1907 гг. служит в Канаде (преподаватель в Оттаве, затем священник монастыря божией Матери Милосердия в Монреале).

С 1907 г. служит в Санкт-Петербурге в церкви святой Екатерины.

С 1908 по 1935 гг. - настоятель церкви Французской Божией Матери.

С 1907 по 1918 гг. - преподаватель французского языка в Петербургской католической духовной семинарии.

С 1923 г. - администратор церкви Непорочного зачатия Девы Марии, а с 1926 г. церкви св. Петра в Колпино.

С 1929 года обслуживал, из-за отсутствия священников, большую часть католических церквей Ленинграда и области.

30 апреля 1935 года тайно рукоположен епископом Неве во епископа Пиргосского (Pyrgensis) и назначением Апостольским администратором Ленинграда

14 августа 1935 года, под давлением советских властей, вынужден покинуть СССР.

С 1935 по 1936 гг. - духовный отец у сестер-доминиканок в Шато-Тери.

С 1936 по 1951 гг. - духовный отец в монастыре в Пенсне (Швейцария). Затем в доме престарелых во французском кантоне Луара (1956-1958) и в доме престарелых г. Руана (1959-1961).

Скончался 12 октября 1961 г. в Руане. Похоронен на городском кладбище Бонсекур.

Амоса пророка книга

Амоса пророка книга - одна из пророческих книг Ветхого Завета (древнеевр. имя пророка ‘Amos, греч. Άμώς, лат. Amos).

Книги Амоса и Осии, датируемые временем израил. царя Иеровоама II (783-743 до н.э.), являются древнейшими пророческими книгами ВЗ. Важнейшая тема речей Амоса - социальная несправедливость, царящая в израил. царстве. Согласно пророчествам Амоса, Господь накажет Израиль за притеснение бедных богатыми, ибо Господь ненавидит страну, где царят насилие и грабеж. Среди пророческих книг ВЗ А.п.к. содержит наиболее суровые слова в отношении израил. народа: за исключением эпилога (Ам 9, 11-15; некоторые исследователи полагают, что этот эпилог принадлежит редактору, жившему в эпоху после Вавилонского пленения) в книге нет почти ни слова ободрения или надежды. Катол. экзегеты утверждают аутентичность этой книги, допуская при этом возможность того, что кто-либо из учеников Амоса ее отредактировал еще при жизни пророка.

Память пророка Амоса в Католической Церкви (по Римскому мартирологу) - 31 марта, в Русской Правосл. Церкви - 15 июня.

Лит-ра: Селезнёв М.Г. Амос 7:14 и пророческая риторика // Библия: Литературные и лингвистические исследования. М., 1998, с. 113-122; Mays J.L. Amos: A Commentary. Philadelphia, 1969; Wolff H.W. Joel and Amos. Philadelphia, 1977; De Waard J., Smalley W.A. A Translation’s Handbook on the Book of Amos. NY., 1979; Soggin J. A. The Prophet Amos: A Translation and Commentary. L., 1987; Andersen F.J., Freedman D.N. Amos: A New Translation with Introduction and Commentary. NY., 1989; Barre M.L. Amos // The New Jerome Biblical Commentary. Englewood Cliffs, 1990, p. 209-216; Paul Shalom M. Amos. Minneapolis, 1991; Auld A.G. Amos. Sheffield, 1995.

М. Селезнёв

Ампер

Ампер (Ampere) Андре-Мари

франц. физик, математик и философ; род. 22.01.1775, Полемье, близ Лиона (Франция), ум. 10.06.1836, Марсель.

Отец А. погиб на эшафоте в 1793 во время якобинского террора, приняв смерть с христ. смирением; гибель отца потрясла А. и стала для него нравственным уроком. Молодой А. увлекался точными науками, поэзией, философией.

К вере А. обратился после смерти жены в 1803. В 1804 А. основал и возглавил в Лионе об-во «Societe chretienne», ставившее целью изучение христианства и дух. совершенствование верующих. В это время А. написал Изложение исторических доказательств христианства (опубл. посмертно в 1886). Впоследствии, пройдя через период рел. сомнений, окончательно укрепился в катол. вере.

С 1805 А. преподавал математику в Политехнической школе в Париже, в 1808 стал ген. инспектором Парижского ун-та; в 1824 начал преподавать философию, а в 1829 - физику в Коллеж де Франс. Исследовав связь электричества с магнетизмом, А. заложил основы электродинамики. В математике А. известен как один из первых исследователей уравнений с частными производными, приложивший вариационное исчисление к задачам механики. В конце жизни он начал писать Опыт о философии наук, где предложил свою классификацию наук.

Соч.: Journal et correspondance. P., 1872; Correspondance / PubliОe par L. de Launay. P., 1936-43. 3 vol.

Лит-ра: Белькинд Л.Д. Андре Мари Ампер. М., 1968; Valson C.A. La vie et les travaux d’A.M. AmpПre. Lyon, 1886; Launay L. de. Le grand AmpПre, d’aprПs des do*****ents inОdits. P., 1925; Plisowska Z.T. Entuzjasta nauki i Boga Andrzej Maria AmpПre. Poznaf, 1937; Sartori R. AmpПre. Brescia, 1946; Ferrier R. De Descartes И AmpПre, ou ProgrПs vers l’unitО rationnelle. P., 1953.

Е. Гречаная

Ампулы

Ампулы - стеклянные, металлические или керамические сосуды, в которых подаются вино и вода во время Приготовления даров в начале Евхаристической Литургии и для очищении сосудов после Причащения. Кроме того, это сосуды для омовения рук священника - небольшой кувшин с водой и тазик. Эти сосуды должны, по возможности, находиться на специальном столике слева от алтаря.

Амудрю

Амудрю (Amoudru) Жан-Морис

титулярный епископ Пиргосский, апост. администратор Ленинграда, монах-доминиканец (OP); род. 31.08.1878, Доль (Франция), ум. 12.10.1961, Руан (Франция).

После вступления в Доминиканский орден получил богосл. образование в мон. Св. Стефана в Иерусалиме. Рукоположен в свящ. 21.09.1901; в 1902-03 - проф. апологетики в Иерусалиме, в 1903-07 - проф. богословия в ун-те Оттавы. По направлению ген. настоятеля Ордена доминиканцев прибыл 30.11.1907 в С.-Петербург, где вплоть до 1935 исполнял обязанности настоятеля церкви Лурдской Божией Матери. До 1918 преподавал франц. яз. в С.-Петерб. католической дух. семинарии. С марта 1923 А. - администратор церкви Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, с 1926 - церкви Свв. Петра и Павла в Колпине. С 1929 из-за нехватки священников он служил в катол. храмах Ленинграда и пригородов, однако в начале 1930-х ему как священнику-иностранцу было запрещено служить в иных местах, кроме франц. церкви. Пастырская деятельность А. шла под неусыпным контролем агентов ОГПУ-НКВД, а сам он постоянно находился под угрозой высылки. После ареста и высылки из СССР апост. администратора Ленинграда еп. А. Малецкого (1934) А. был тайно посвящен в епископы 30.04.1935 в Москве (в церкви Св. Людовика епископом П.-Э. Невё) и назначен апост. администратором Ленинграда. Вскоре об этом стало известно сов. властям, которые по дип. каналам добились высылки А. из СССР 14.08.1935. Его последними словами, обращенными к ленинградской пастве, были: «До свидания, мои дорогие дети, до свидания на небе».

В февр. 1936 А. принял Папа Пий XI, которому он дал подробный отчет о положении Католической Церкви в СССР. По возвращении из России А. был капелланом доминик. сестер в Шато-Тьерри (Франция), а в 1936-51 - в Пансье (Швейцария); в 1952-58 он - капеллан доминиканцев в Шатнэ (Франция), а затем, в 1958-60 - в мон. Св. Августина в Онзене. Последние годы провел в доме для престарелых в Руане, где и умер. Похоронен на кладбище Бонсекур.

Лит-ра: Шкаровский, 212-213; Венгер, 449-458; Книга памяти, 305-306; Dzwonkowski, 137-138.

А. Юдин

Амьо

Амьо (Amyot) Жак

епископ, переводчик; род. 30.10.1513, Мелан (Франция), ум. 6.02.1593, Оксерр (совр. Осер, Франция). После обучения в Париже преподавал древнегреч. и лат. языки в Буржском ун-те, исполнял дип. миссии франц. двора, в т.ч. в 1551 - на Тридентском соборе. Затем стал воспитателем сыновей франц. короля Генриха II. В 1560 назначен «великим подателем милостыни» франц. короля, в 1570 возведен в сан еп. Оксеррского. Литературную известность А. принесли его соч. Euvres morales (Моралии, 1572), а также переводы с древнегреч. Эфиопики Гелиодора (1547), семи книг Исторической библиотеки Диодора Сицилийского (1554) и Сравнительных жизнеописаний Плутарха (1559). Благодаря высоким худож. достоинствам этих переводов А. стоит в одном ряду с творцами франц. лит. языка П. Ронсаром и Ж. Дю Белле. Лит-ра: Sturel R. Jacques Amyot: Traducteur des Vies parallПles de Plutarque. P., 1908; Cioranescu A. Vie de Jacques Amyot d’aprПs les do*****ents inОdits. P., 1941; Aulotte R. Amyot et Pluta rque: La tradition des «Moralia» au XVIe siПcle. GenПve, 1965.

В. Кисунько

Анабаптизм

Анабаптизм (от греч. άναβαπτίζω - «опять погружать», в смысле «заново крестить») - радикальное течение в Реформации XVI в., признававшее недействительным крещение в Католической Церкви. Отрицая крещение младенцев, анабаптисты требовали сознательного принятия крещения. Началом А. послужило движение, возникшее в г. Цвиккау (Саксония), где суконщик Н. Шторх, один из первых т.н. «цвиккауских пророков», знавший хорошо Св. Писание и считавший себя озаренным наитием Св. Духа, стал проповедовать новое учение. В 1520 проповедники подверглись преследованию: некоторых посадили в тюрьму, затем изгнали из Цвиккау. Явившись в Виттенберг, проповедники вновь начали свою проповедь и вскоре движение приняло фанатический характер: анабаптисты выступали против обществ. увеселений и во имя Евангелия требовали, чтобы богатые разделили свое имущество между бедными. А. быстро распространялся в Германии, Швейцарии и Голландии, где возникали мелкие рел. общины анабаптистов. Их вероучение и образ жизни в каждом городе различались, и не было даже попыток объединить эти общины в одном исповедании; уже в XVI в. в рамках А. существовало 40 сект. Анабаптисты отрицали суды, воен. службу, повиновение пр-ву, которое они не считали христианским. При этом некоторые из них ограничивались пассивным сопротивлением тому, что считали незаконным и противоречащим заповедям Божиим, а другие шли дальше и требовали насильственного ниспровержения существующих порядков. Постепенно анабаптисты пришли к проповеди кровавой революции, истребления огнем и мечом нечестивых и подготовки этим путем окончательного торжества «святых» на земле. С подавлением восстания в Мюнстере в 1535, а затем в Амстердаме, закончился агрессивный период в истории А. Последователи А. вынуждены были переселиться в другие страны, в т.ч. в Англию. Некоторые положения А., утратив воинствующий характер, легли в основу многих протест. направлений (напр. баптистов).

Источн.: Quellen zur Geschichte der (Wieder-)TКufer. Lpz.-GЪ., 1930-88. 16 Bd.; Do*****enta anabaptistica Neerlandica. Leiden, 1975-95. 7 Bd.

Лит-ра: Taufertum und radicale Reformation im 16. Jahrhundert / Hrsg. J.-G. Rott, S.L. Verheus. Baden-Baden, 1987; Goertz H.-J. Die TКufer. MЯ., 1988; KlЪtzer R. Die TКufer-Herrschaft von MЯnster. MЯnster, 1992; Williams G.H. The Radical Reformation. Kirksville (Montana), 1992.

А. Намазова

Анаклет

Анаклет (Anacletus), Клет (Cletus), св. - Папа Римский (76-88), римлянин, второй после Лина преемник ап. Петра. Из-за различного написания его имени Каталог Либерия ошибочно различал двух пап: Клета и Анаклета, но совр. исследования установили, что это одно и то же лицо.

Память А. в Католической Церкви - 26 апреля. Согласно Полному месяцеслову Востока архиеп. Сергия, память А. в Правосл. Церкви - 7 июня.

Источн.: LP 1, 122, 125; Irenaeus. Adversus haereses, 3, 3; Eusebius Caesariensis. Historia ecclesiastica, 3, 13; 5, 6; Epiphanius. Panarion omnium haeresium, 27, 6.

Лит-ра: Задворный В.Л. История Римских пап. М., 1995, т. 1, с. 16; Kelly, 7; EP 1, 197-199.

В. Задворный

Аналогия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Анамнесис

Анамнесис (греч. άνάμνσιςη - воспоминание) - литург. воспоминание совершенных Богом дел спасения. А. восходит к в.-з. пасхальному богослужению, особенно к пасхальной вечере, на которой участники переживали исход народа Израиля из Египта, словно присутствуя при этом спасительном событии (см. Исх 12, 14); совершались также молитвенные воспоминания др. событий спасения (завета Бога с Авраамом, возвращения из Вавилонского пленения, победы Маккавеев над Антиохом Эпифаном). В христ. богослужении А. в той или иной форме имеет место при совершении таинств, но в особенности Евхаристии, установленной Христом «в воспоминание» о Нем (Лк 22, 19; 1 Кор 11, 24-25). Уже в самых ранних из дошедших до нас текстов евхаристических молитв присутствуют упоминания двух осн. моментов спасительного дела, совершенного Христом, - Его смерти и воскресения. В дальнейшем к ним добавляются воспоминания страданий, погребения, сошествия в ад и вознесения Христа. В IV в. появляются длинные анафоры, перечисляющие все этапы истории спасения, начиная с Сотворения мира. Такие анафоры сохранились по сей день в ряде вост. евхарист. молитв, напр. в Литургии св. Василия Великого, а также в IV евхарист. молитве мессы лат. обряда (после литург. реформы II Ватиканского собора); построенные в перспективе истории спасения, эти анафоры, по сути, полностью имеют характер А. В зап. литургике термин А. традиционно используется в более узком смысле; так называется часть анафоры, читаемая после тайноустановительных слов. В этой молитве вспоминаются пасхальные события - страдания и смерть, воскресение, вознесение Христа, а также ожидаемое Его Второе пришествие. Лит-ра: Casel O. Das christliche Kultmysterium. Regensburg, 1932; Lallou W.J. Unde et memores // American Ecclesiastical Review 13 (1945), 81-93; Botte B. ProblПmes de l’anamnПse // The Journal of Ecclesiastical History 5 (1954), 16-24; Giraudo C. La struttura letteraria della Preghiera Eucaristica. R., 1981.

К. Войцель, А. Горелов

Анапа

Анапа - город в РФ, районный центр в Краснодарском крае, приморский курорт на Черноморском побережье Кавказа; нас. 57,9 тыс. чел. (1996).

В древности на месте А. находился античный город Синдика; с присоединением к Боспорскому гос-ву (IV в. до н.э. - III в. н.э.) он стал называться Горгиппия. В XIV в. А. была генуэзской колонией, получив название Мапа. В 1475 А. захватила Турция; в 1781-82 в А. была построена крепость, которую осаждали рус. войска в 1791, 1808 и 1828. Окончательно город был присоединен к России в 1829; в 1836 на месте крепости была заложена станица Николаевская, а в 1846 город получил название А.

В XIII-XIV вв. терр. совр. А. находилась под юрисдикцией Боспорской катол. епархии (Крым). В 1866 в окрестностях А. поселились выходцы из Богемии, основавшие несколько деревень. Храмов в них не было, католики посещали часовню в Новороссийске, существовавшую с 1898.

В последние десятилетия XX в. в А. переселилось неск. польских семей, сосланных в 1930-е из Центр. Украины в Казахстан. Ими было организовано польское нац. общество «Наш дом». В нач. 1990-х католиков А. посещал о. Анджей Моравский. В 1993 в А. был зарегистрирован катол. приход Св. Ядвиги. Численность прихода в 1996 составила 70 чел. 12.07.1996 настоятелем анапского прихода был назначен о. Мирослав Яняк. Богослужения совершались ежедневно в часовне, расположенной в каменном доме в станице Анапской. 18.03.1999 рядом с часовней было начато строительство храма Свв. Ядвиги и Либория, закладной камень которого был освящен в Ватикане 17.04.1999 Папой Иоанном Павлом II. Освящение этого храма состоялось в сент. 2000. В наст. время существует также катол. община в г. Крымске (70 км от А.), состоящая из ассирийцев. При катол. приходе А. действуют курсы катехизации для взрослых и детей. Приход оказывает поддержку малообеспеченным семьям и детским учреждениям. Катол. приход А. относится к Апост. администратуре Юга европ. части России.

Анастасий I

Анастасий I (Anastasius), св. - Папа Римский (27.11.399-19.12.401), римлянин. Известен прежде всего своей объективной, твердой и принципиальной позицией в спорах, разгоревшихся вокруг учения Оригена, толчок которым дал перевод на лат. язык главного его соч. О началах, выполненный Руфином Аквилейским. Осудив ошибки в учении Оригена, А. предостерег от осуждений в адрес переводчика. А. был близким другом самых известных мыслителей и литераторов той эпохи: Августина, Иеронима Стридонского, Павлина Ноланского и др. Иероним восхищался им настолько, что в скорой кончине Папы увидел знак Провидения, не желавшего сделать А. свидетелем взятия Рима ордами вестготов Алариха, произошедшего уже при его преемнике: «Анастасия... Рим не удостоился иметь долго, чтобы глава мира не была усечена при таком епископе» (Ep. 127 10). Память А. в Католической Церкви - 27 апреля.

Соч.: PL 20, 51-80; PLSupp 1, 790-792.

Источн.: Hieronymus. Epistolae, 95; 127, 10; 130, 16; Paulinus Nolanus. Ep. 20; LP 1, 218-219; JaffО 1, 42sq.

Лит-ра: Задворный В.Л. История Римских пап. М., 1995, т. 1, с. 194-198; Fliche-Martin 4, 39-40; Kelly, 36-37; EP 1, 381-385.

В. Задворный

Анастасий I Антиохийский

Анастасий I Антиохийский (Άναστάσιος), св.; род. в нач. VI в., ум. ок. 599, Антиохия. В юности поступил в монастырь Св. Екатерины на Синае. Избран патр. Антиохийским в 559. В 565 отверг эдикт визант. имп. Юстиниана I, защищавший учение афтартодокетистов, которые считали, что Тело Христа не было подвержено страданию. В 570 визант. имп. Юстин II по ложному обвинению в растрате церк. денег сместил А. и отправил его в ссылку. Благодаря вмешательству Папы Григория I Великого визант. имп. Маврикий позволил А. вернуться в Антиохию в 593. Большинство соч. А. до нас не дошли. В частности, не сохранилось его полемическое произведение Против разделителя, где он подверг критике Иоанна Филопона. В лат. переводе сохранились его трактаты о Боге, о Боговоплощении, о страдании и воскресении Христа. Благодаря любви к точности определений и ясности языка А. считается одним из предтеч схоластики. Память А. в Католической Церкви - 21 апреля, в Русской Правосл. Церкви - 20 апреля. Соч.: PG 89, 1309-89. Источн.: AS Apr. 3, 850-854. Лит-ра: Devreesse R. Le patriarcat d’Antioche. P., 1945; Weiss G. Studia Anastasiana: Studien zum Leben, zu den Schriften und zur Theologie des Patriarchen Anastasius I. MЯ., 1965; BS 1, 1064-65.

И. Лупандин

Анастасий II

Анастасий II (Anastasius) - Папа Римский (24.11.496-19.11.498), римлянин. Его избрание Папой отражало настроения неудовлетворенности во влиятельных кругах Рима жесткой линией во взаимоотношениях с Визант. Церковью (эта линия проводилась Феликсом II и Гелазием I в связи с Акакиевой схизмой). Сразу же после интронизации А. направил миссию в Константинополь к имп. Анастасию I с посланием, в котором выражал надежду на восстановление церк. единства. Хотя А. был согласен с обвинениями патр. Акакия в гетеродоксии, тем не менее он признал действительными совершенные им и его духовенством рукоположения и крещения. В своем послании А. изложил традиционное для катол. богословия учение о независимости действенности таинств от личных качеств совершающего их дух. лица, сравнивал благодать с лучами солнца, которые остаются чистыми и неискаженными, хотя порой проникают сквозь грязнейшие места. Из этой умозрительной богосл. предпосылки Папа сделал практические полит. выводы: признав посвящения, совершенные патр. Акакием, действительными, он счел, что после смерти Акакия есть все основания для восстановления общения между Рим. и Константиноп. Церквями. При этом А. принял диакона Фотина, представителя Фессалоникийского архиеп. Андрея (в прошлом сторонника патр. Акакия), и направил его в Константинополь для участия в богосл. диспутах. Такое поведение А. ужаснуло многих в Риме, а сам факт принятия Фотина был расценен как предательство катол. веры. В это время Папа внезапно скончался, и его противники увидели в этом несомненный знак Божественного суда. Имя А. не было включено в древние мартирологи; даже тени подозрения о каких-то соглашениях с гетеродокс. визант. иерархами и властями было достаточно для того, чтобы он стал вторым (после Либерия) из неканонизированных Римских пап, хотя его предполагаемая вина так и осталась неподтвержденной. Согласно ср.-век. легенде, нашедшей отражение в Божественной Комедии Данте, А. был ввержен в ад: «Здесь Папа Анастасий заточен / Вослед Фотину правый путь забывший» (Ад, XI, 8-9).

Сохранилось послание А. к епископам Галлии, посвященное богосл. проблеме происхождения души, в котором он, развивая идеи августинистского креационизма, выступил против традукционизма.

А. похоронен в соборе Св. Петра.

Соч.: Thiel A. Epistolae Romanorum Pontifi***** genuinae a S. Hilaro usque ad Pelagium II. Brunsbergae, 1868, t. 1, p. 615-639.

Источн.: LP 1, 44.

Лит-ра: Задворный В.Л. История Римских пап. М., 1995, т. 2, с. 56-59; Viani L. Vite dei due pontefici S. Gelasio e Anastasio II. Modena, 1880; Grisar H. Geschichte Roms und der PКpste im Mittelalter. Fr., 1901, S. 457-460; Richards J. The Popes and the Papacy in the Early Middle Age: 476-752. L., 1979; Kelly, 49-50; EP 1, 462-464.

В. Задворный

Анастасий II Антиохийский

Анастасий II Антиохийский (Άναστάσιος), св.; род. в VI в., ум. в 609, Антиохия.

Был непосредственным преемником Анастасия I на Антиох. кафедре (599). А. перевел с лат. на греч. Пастырское правило Папы Григория I Великого. В 609 был убит в Антиохии во время восстания при имп. Фоке. Память А. в Католической Церкви - 21 декабря.

Источн.: Theophanes. Chronographia // PG 108, 624.

Лит-ра: Devreesse R. Le patriarcat d’Antioche. P., 1945; Altaner B. Patrologie. Fri., 1958, p. 432, 477; BS 1, 1052-53.

И. Лупандин

Анастасий III

Анастасий III (Anastasius) - Папа Римский (апрель 911 - июнь 913), римлянин.

Точная дата избрания и кончины неизвестны, равно как и обстоятельства его избрания. Возможно, был кандидатурой консула Теофилакта, захватившего в это время власть в Риме. Современник А., историк и поэт Флодоард, восхваляет в своих стихах его милостивое и добродетельное правление; Флодоарду вторит и сохранившаяся эпитафия на гробнице Папы.

Подлинность двух посланий, приписываемых А. (PL 131, 1181-86), в которых он предоставляет привилегии Верчелльской и Гамбургской кафедрам, а их епископам направляет паллии, подвергается сомнению. Его ответ на письмо Константинопольского патриарха Николая Мистика (PG 111, 196-220), написанное по поводу четвертого брака имп. Льва VI с его наложницей Зоей, не сохранился, но, видимо, Папа выражал отрицательное отношение к этому браку, разделяя позицию патр. Николая, т.к. тот включил имя А. в диптихи Константинопольской Церкви.

Источн.: LP 2, 239; Flodoardus T. De Christi triumphis apud Italiam: Cap. VII // PL 135, 831; JaffО 1, 448; 2, 706.

Лит-ра: Goggi P. // EC 1, 1155-56; Zimmermenn H. Das dunkle Jahrhundert. Graz, 1971; Kelly, 120; EP 2, 63-64.

В. Задворный

Анастасий IV

Анастасий IV (Anastasius), Кóнрад (Conradus) - Папа Римский (12.07.1153-3.12.1154), римлянин. Ок. 1126 стал кардиналом-еп. Сабины. Был приверженцем Папы Иннокентия II и во время схизмы антипапы Анаклета II, когда Иннокентий II вынужден был уехать во Францию, являлся его викарием в Италии (1130-37). Избранный Римским Папой в преклонном возрасте, опытный и осторожный политик, А. не встретил никакой оппозиции в Риме, и его краткий понтификат прошел мирно и спокойно. В эти годы легат Апост. Престола Николай Брейкспир (будущий Папа Адриан IV) отправился в Скандинавию с дип. миссией, итогом которой было принятие Швецией обязательства платить грош св. Петра, а также учреждение в Норвегии митрополии в Нидаросе (Тронхейм). Сохранились послания А., большинство из которых составляют различного рода документы, предоставляющие привилегии монастырям и церквям.

Соч.: PL 188, 986-1088.

Источн.: LP 2, 388; JaffО 2, 89-102.

Лит-ра: Грегоровиус 4, 442; Schmale F.J. Studien zum Schisma des Jahres 1130. KЪln, 1961; Kelly, 173-174; EP 2, 285-286.

В. Задворный

Анастасий Библиотекарь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Анатолий Лаодикийский

Анатолий Лаодикийский (Άνατόλιος), св. - епископ, математик, полит. деятель; род. в 1-й пол. III в., Александрия Египетская, ум. в кон. III в., Лаодикия Сирийская.

Во время антиримского восстания в Египте (ок. 263) участвовал в обороне осажденной римлянами крепости Брухий. Во избежание ненужных жертв тайно организовал переход на сторону римлян части восставших, среди которых был Евсевий, предшественник А. на Лаодикийской кафедре. Одновременно А. организовал исход из осажденной крепости женщин, детей и стариков. После подавления восстания А. и Евсевий перебрались в Палестину. А. был посвящен в сан епископа Кесарии Палестинской. Отправившись на собор в Антиохию (268), созванный для осуждения ереси Павла Самосатского, А. был удержан жителями Лаодикии и впоследствии стал епископом этого города.

Сведения о жизни и деятельности А. сообщают Евсевий Кесарийский и Иероним. Из многочисл. сочинений А., среди которых были толкования на книги ВЗ и НЗ, Введение в арифметику в десяти частях, уцелел только фрагмент трактата О Пасхе. Этот фрагмент свидетельствует о блестящем знании автором различных календарных систем народов Средиземноморья (египтян, греков, евреев, римлян), изобилует ссылками на Филона Александрийского, Иосифа Флавия, Аристобула (одного из 70 толковников), а также на апокрифическую Книгу Еноха. Впоследствии Беда Достопочтенный опирался в своем соч. о праздновании Пасхи на правила расчета дня Пасхи, выработанные А. Память А. в Католической Церкви - 3 июля.

Соч.: PG 10, 209-236.

Источн.: Eusebius Caesariensis. Historia ecclesiastica 7, 32; Hieronymus. De viris illustribus 73; AS Iul. 1, 642-644.

Лит-ра: Heiberg I.L. Anatolius sur les dix premiers nombres. Macon, 1901; Borghorst G. De Anatolii fontibus. B., 1905; DHGE 2, 1493-94; Grumel V. La date de l’Оquinoxe vernal dans le canon pascal d’Anatole de LaodicОe // MОlanges E. Tisserant. R., 1964, vol. 2, p. 217-240; Strobel A. Ursprung und Geschichte des frЯhchristlichen Osterkalenders. B., 1977, S. 133-137; Schmidt C. Lexikon der antiken christlichen Literatur. Fr., 1998, S. 27-28.

Анафема

Анафема (греч. άνάθεμα) - отлучение от Христа и Его Церкви.

Слово А. употреблялось еще древнегреч. авторами и обозначало вещи, пожертвованные божеству, которые больше не могли использоваться обычным, житейским образом. В Септуагинте А. - перевод древнеевр. слова herem, которое в Синодальном переводе Библии передано как «заклятое». В наиболее древних библ. текстах обычай заклятия - одно из рел. правил священной войны. Чтобы достичь победы, Израиль налагал заклятие на добычу, т.е. отказывался извлекать из нее выгоду для себя (Числ 21, 2; Ис Нав 6, 16-18), что влекло за собой полное уничтожение добычи (1 Цар 15).

В Деян 23, 14 А. выступает в значении клятвы, которой поклялись евреи, желавшие убить ап. Павла. Сам ап. Павел пишет, что он готов стать А., т.е. отлученным от Христа, ради своих братьев (евреев). Из слов ап. Павла следует, что А. назывались те, кто превратно толковал Евангелие и не любил Христа (1 Кор 16, 22; Гал 1, 8). В ранней Церкви А. приобрела значение отлучения от церк. общения. С IV в. слово А. в смысле проклятия осквернителям могил появлялось на древнехрист. надгробиях. Провозглашение А. соборами и епископами, прежде всего по отношению к еретикам, стало обычной практикой. С VI в. источники канон. права различают, с одной стороны, А., или великое отлучение, предполагающее полное отделение от общины верных, а с другой - малое отлучение (простое исключение из участия в таинствах). Когда это последнее перестало применяться, А. и «отлучение» стали синонимами; слово А. при этом относилось в основном к особо торжественно провозглашенным отлучениям. В ныне действующем ККП (1983) термин А. более не используется.

(См. также Экскоммуникация).

Лит-ра: Анафема: История и XX век / Сост. П. Паламарчук. М., 1998; Brun L. Segen und Fluch im Urchristentum. Oslo, 1931; Fransen P. Die Formel «si quis dixerit ecclesiam errare» im Kanon 6 und 8 der 24 Sitzung des Trienter Konzils // Scholastik 25 (1950), 492-517; Idem. RОflexions sur l’anathПme au Concile de Trente // Ephemerides Theologicae Lovanienses 29 (1953), 657-672; Doskocil W. Der Bann in der Urkirche: Eine rechtgeschichtliche Untersuchung. MЯ., 1958; Mein K. Eucharist and Excommunication: A Study in Early Christian Doctrine and Discipline. Frankfurt a.M., 1975.

В. Никитин

Анафора

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ангарск

Ангарск - город в РФ, в Иркутской обл.; нас. 267,7 тыс. чел. (1996). Осн. в 1948 близ пос. Китой, стал городом с 1951. На терр. А. находился лагерь для заключенных, среди которых были католики из числа японцев с о-ва Сахалин, поволжских немцев, поляков, литовцев и латышей.

В 1992 А. впервые посетил катол. священник - настоятель иркутского прихода Успения Божией Матери о. Игнатий Павлусь. В том же году в А. был основан катол. приход Св. Иосифа; первое богослужение состоялось 8.12.1992. До авг. 1993 богослужения совершались в одном из городских домов культуры, а с авг. 1993 до Пасхи 1999 - на квартире одной из прихожанок. В февр. 1999 для ангарского прихода была приобретена квартира и переоборудована в часовню. 27.12.1998 настоятелем прихода Св. Иосифа был назначен о. Пётр Фидермак. В наст. время катол. община А. насчитывает ок. 80 верующих. Ангарский приход относится к Иркутскому деканату Апост. администратуры Вост. Сибири.

Ангел

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ангел Господень

Ангел Господень (Angelus Domini), Ангелус - повседневная катол. молитва во славу Воплощения Сына Божьего и Богоматеринства Девы Марии. Произносится три раза в день: утром, в полдень и вечером. Время этой молитвы во многих городах, селах и монастырях возвещается особым колокольным звоном, имеющим то же наименование. А.Г. состоит из трех прочтений молитвы Ave Maria, которые предваряются стихами, повествующими о трех главных моментах тайны Боговоплощения - Благовещение (ср. Лк 1, 26-38), согласие Девы Марии (Лк 1, 38), осуществление Воплощения (Ин 1, 14), - и завершающей молитвы, обращенной к Богу Отцу.

Согласно общепринятой точке зрения, молитву А.Г. в 1-й пол. XIII в. ввели в употребление францисканцы; поначалу она читалась, когда вечерний колокольный звон возвещал об окончании дня. Традиция чтения А.Г. распространилась повсеместно в XIV в. В 1456 Папа Каликст III ввел в Церкви чтение А.Г. в полдень для испрашивания у Богородицы защиты от турецкого нашествия. Нынешнюю форму этой молитвы утвердил Папа Пий V. В общее употребление в течение всего года ее ввел в 1742 Папа Бенедикт XIV, предписав, чтобы в Пасхальное время она заменялась антифоном Regina coeli.

В последние десятилетия XX в. сложилась традиция воскресной молитвы А.Г. в полдень на площади Св. Петра в Риме. Появляясь в это время в окне Ватиканского дворца, Папа обращается с кратким приветствием к верующим, собравшимся на площади, после чего вместе с ними читает А.Г.

Лит-ра: Esser T. Das Ave-Maria-LКuten und der «Engel des Herrn» // Historisches Jahrbuch 23 (1902), 22-51, 247-269, 775-825; Cresi D. Il beato Benedetto Sinigardi d’Arezzo e l’origine dell’ «Angelus Domini». Fi., 1958; Angelus Domini. Padova, 1959; Ducouret R. Dire l’AngОlus... P., 1960.

И. Баранов, П. Сахаров

Ангелология

Ангелология - раздел богословия, изучающий ангелов (их сущность, роль в истории спасения и т.д.).

Ангелус Силезиус

Ангелус Силезиус (Angelus Silesius), Иоганн Шеффлер (Johannes Scheffler) - нем. поэт, философ и богослов; род. в 1624, Бреслау (совр. Вроцлав, Польша), ум. 9.07.1677 там же.

Сын польского дворянина-лютеранина, И. Шеффлер был придворным врачом герцога Эльского в Силезии, когда изучение соч. Отцов Церкви и Якоба Бёме привело его к католичеству, которое он принял 12.06.1653, получив имя Ангелус. В 1654 он был назначен придворным медиком имп. Свящ. Рим. империи Фердинанда III. 21 мая того же года А. был рукоположен в свящ., а в 1664 назначен советником епископа в Бреслау. Умер во францисканском мон. Св. Матфея.

А. написал более 200 дух. стихотворений. Наиболее известен его сборник поэтических афоризмов Cherubinischer Wandersmann (Херувимский странник, 1674), в котором воплощены идеи и образы катол. мистики (Таулера, Руйсбрука, Бонавентуры, Бернарда Клервоского, Августина). Др. его сборник Heilige Seelenlust (Святая жажда души, 1657) состоит из дух. песнопений, многие из которых исполняются и по сей день; в них он воспевает мистический союз души с Богом.

В России поэтические соч. А. были особенно популярны в кон. XVIII - нач. XIX вв. В основном они имели хождение в рукописях, но А. Новиков и Н. Лопухин выпустили и неск. изданий рус. переводов. Изданный анонимно сборник стихов А. Райские цветы был конфискован в моск. книжных лавках в 1787 по указу имп. Екатерины II о запрещении печатания в частных типографиях книг, «до святости касающихся».

А. также издал более 50 богосл. сочинений, полемически направленных против лютеранского вероучения. Он критикует протестантизм прежде всего за его рационализм и отрицание Церкви как обители Св. Духа.

Соч.: Sammtliche poetische Werke / Hrsg. von H.L. Held. MЯ., 1924. 3 Bd.; Cherubinischer Wandersmann / Hrsg. von L. GnКdinger. Stuttgart, 1984; Райские цветы, помещенные в седми цветниках. М., 1784; Херувимский странник / Пер. Н.О. Грушинской. СПб., 1999.

Лит-ра: Sammons J.L. Angelus Silesius. NY., 1967; Reichert E.O. Johannes Scheffler als Streittheologe. GЯtersloh, 1967.

М. Афанасьева, И. Лагутина

Ангел-Хранитель

Ангел-Хранитель (Angelus custos), согласно традиционному учению Церкви - ангел, которому Бог поручил охранять конкретного человека и помогать ему. В ВЗ нет термина А.-х., но есть свидетельства о вере в охраняющих духов. В НЗ народная вера в А.-х. засвидетельствована в Деяниях апостолов (Деян 12, 15) и подтверждается словами Иисуса Христа (Мф 18, 10).

Данные древней христ. письменности свидетельствуют об отсутствии четкого учения об А.-х. В Пастыре Ерма утверждается, что А.-х. есть у каждого человека. Амвросий Медиоланский считал, что у праведника отнимается А.-х., чтобы тот самостоятельно боролся со злом и достигал бóльшей славы. По мнению Иеронима и Василия Великого, грех отгоняет от христианина его А.-х. Учение об А.-х. развивал Гонорий Августодунский, утверждавший, что каждая душа препоручается своему А.-х. в момент ее соединения с телом. Согласно Фоме Аквинскому, только ангелы низшего порядка исполняют эту функцию; Дунс Скот считал, что она может быть доверена представителю любого ангельского чина.

В IX в. все А.-х. почитались в день празднования архангела Михаила - 29 сентября. Самостоятельное празднование А.-х. в лат. обряде появилось в Португалии в 1513; в 1608 Папа Павел V утвердил в честь А.-х. отдельный праздник, в 1670 Папа Климент X ввел его празднование 2 октября.

Лит-ра: Duhr J. Anges gardiens // DSp 1, 586-598; Wilmart A. PriПres И l’Ange Gardien // Auteurs spirituels et textes dОvots du Moyen-еge latin. P., 1932, p. 537-558; RОgamey R.P. Les anges. P., 1946; Fallon T.L. // NCE 1, 516-519.

П. Сахаров

Ангельское приветствие

Ангельское приветствие (salutatio angelica), в зап. традиции - одна из основных молитв, обращенная к Богоматери, именуемая также по первым словам своего лат. текста Радуйся, Мария (Ave Maria). Она основана на двух еванг. текстах (Лк 1, 28 и Лк 1, 42): приветствии архангела Гавриила, возвестившего Деве Марии, что Она станет Матерью Спасителя (отсюда название молитвы), и приветствии Елизаветы, матери Иоанна Крестителя.

Первая часть А.п. (известная на Западе уже в XI в.) представляет собой хвалу Богородице ввиду Ее особого места в замысле спасения. Этому тексту на визант. Востоке соответствует молитва Богородице Дево, радуйся. Вторая часть А.п. является прошением о непрестанном молитвенном заступничестве Девы Марии (это добавление вошло в обиход только к XV в.).

А.п. представляет собой неотъемлемый элемент катол. благочестия. Впервые официально введенное в Римский бревиарий Папой Пием V в 1568, оно настоятельно рекомендуется Католической Церковью как общинная и индивидуальная молитва. Троекратное А.п. входит в молитву Ангел Господень. Повторение А.п. в сочетании с размышлениями о радостных, скорбных и славных тайнах из жизни Иисуса Христа и Девы Марии составляет основу молитвы розария.

Лит-ра: Leclercq H. PriПre И la Vierge Marie sur un ostracon de Lougsor // Bulletin d’ancienne littОrature et d’archОologie chrОtiennes 2 (1912), 3-32; Thurston H. The Origins of the Hail Mary // The Month 71 (1913), 162-176, 379-384.

П. Сахаров

Англиканская церковь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Англокатолицизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница