Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Католическая энциклопедия
Статьи на букву "А" (часть 4, "АЛЕ"-"АЛЬ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 4, "АЛЕ"-"АЛЬ")

Александр Константинопольский

Александр Константинопольский (Άλέξανδρος, Alexander), св. - епископ Константинопольский (314-337), убежденный противник арианства. Участвовал в I Никейском соборе. Долгое время считалось, что А. было адресовано послание Александра Александрийского против ариан. Память А. в Католической Церкви (по Римскому мартирологу) - 28 августа, в Русской Правосл. Церкви - 30 августа.

Источн.: MartRom, 214; Socrates. Historia ecclesiastica, II, 7; Sozomenus. Historia ecclesiastica, III, 3; AS Aug. 6, 195-198.

Лит-ра: Fisher F. De patriarcharum Constantinopolitanorum catalogo et de chronologia octo primorum patriarcharum // Commentarii philologici Ienenses 3 (1894), 313sq.; Winkelmann J. Die BischЪfe Metrophanes und Alexander von Byzanz // Byzantinische Zeitschrift 59 (1966), 47-71; Dragon G. Naissance d’une capitale: Constantinople et ses institutions de 330 a 451. P., 1974.

Александр Невский

Александр Невский - великий князь, военачальник, святой Русской Правосл. Церкви; род. 30.05.1219, Переславль Залесский, ум. 14.11.1263, Городец.

Сын князя Ярослава Всеволодовича, А. с 1236 княжил в Новгороде. 15.07.1240 разгромил в устье Невы шведский воен. отряд; за эту победу А. был прозван «Невским». 5.04.1242 А. одержал победу над соединенными войсками Ливонского и Тевтонского орденов. В 1249, после смерти отца, А. получил в Золотой Орде титул вел. князя Киевского. Вскоре после этого к А. прибыло посольство от Папы Иннокентия IV, предлагавшего совершить совместный крестовый поход против татар. А. отверг это предложение Папы, выбрав союз с татаро-монголами, гарантировавший относительную стабильность в Северо-Вост. Руси. Тем самым были подорваны связи Руси с лат. Западом. В 1252, в результате борьбы с братом, А. получил великое княжение Владимирское. В дальнейшем он проявил себя умелым дипломатом во взаимоотношениях с Золотой Ордой. В 1380 в Новгороде было установлено местное почитание А., общерус. канонизация состоялась в 1547. В 1724 мощи А. были перевезены в С.-Петербург. Память А. в Русской Правосл. Церкви - 30 августа и 23 ноября.

Лит-ра: Послание Папы Иннокентия IV к Александру Невскому // Historica Russiae Monumenta. СПб., 1841, т. 1, с. 68-69; Охотникова В.И. Повесть о житии Александра Невского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987, вып. 1, с. 354-363, 487; Рошко Г. Иннокентий IV и угроза татаро-монгольского нашествия: Послания Папы Римского Даниилу Галицкому и Александру Невскому // Символ 20 (1988), 92-114; Князь Александр Невский и его эпоха: Исследования и материалы / Под ред. Ю.К. Бегунова и А.Н. Кирпичникова. СПб., 1995; Кирпичников А.Н. Александр Невский: Между Западом и Востоком // Вопросы истории 11-12 (1996), 115-118; Горский А.А. Два «неудобных» факта из биографии Александра Невского // Александр Невский и история России. Новгород, 1996, с. 64-75.

Я. Кротов, И. Семененко-Басин

Александрийская богословская школа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Александрийский патриархат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Александров Николай

Николаевич

священник визант. обряда; род. в 1884, Москва, ум. 29.05.1937, ок. станции Медвежья Гора (совр. г. Медвежьегорск), по др. сведениям 29.05.1936, Соловецкий лагерь.

Происходил из мещан, по профессии инженер-механик, член московского катол. прихода Рождества Пресвятой Богородицы. Принес монаш. обеты в моск. доминик. общине, приняв имя Пётр. В нач. 1922 рукоположен в свящ. архиеп. Я. Цепляком и после ареста в авг. 1922 свящ. В. Абрикосова стал настоятелем моск. прихода. 13.11.1923 арестован в Москве вместе с др. членами рус. катол. общины, а 19.05.1924 постановлением Коллегии ОГПУ приговорен к 10 годам тюремного заключения и отправлен на Соловки. А. первым из катол. священников стал узником Соловецкого лагеря. На Соловках по инициативе А.В. и В.В. Балашова заключенные-католики получили разрешение совершать богослужения в Германовской часовне в 2,5 км от соловецкого Кремля; эти богослужения продолжались с мая 1926 по дек. 1928. 9.06.1929 А. выслали на о-в Анзерский, где он пребывал до июля 1932 вместе с еп. Б. Слосканом и 32 др. катол. священниками. По свидетельству еп. П.-Э. Невё, в 1933 А. был освобожден и работал в г. Дмитрове (Московская обл.) инженером в управлении «Москва-Волгоканалстрой». Арестован 15.08.1935, последние годы жизни провел в заключении.

Лит-ра: Новицкий Д. Мои воспоминания (машинопись); Осипова; Венгер; Книга памяти, 10-11; Dzwonkowski, 136.

А. Юдин

Алексей I Комнин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Алексей Эдесский

Алексей Эдесский (Άλέξιος, Alexius), св. - аскет. Исторически достоверных данных о жизни А. не сохранилось. Все сведения основаны на сир. легенде, возникшей в 450-475 (в которой А. называется «человеком Божиим»). Согласно этому повествованию, А. был сыном знатных римлян, получил обычное для того времени светское образование и христ. воспитание. По воле родителей должен был сочетаться браком с девицей из аристократической рим. семьи, но у А. созрела мысль отказаться от семейной жизни и оставить мир. Он тайно покинул отчий дом и отбыл в Эдессу, где собирал подаяние ок. храма и раздавал его нищим. Перед смертью А. рассказал свою историю служителю из эдесской церкви, который после кончины А. пересказал ее епископу.

Согласно более позднему греч. житию А. (IX в.), после долгих скитаний А. вернулся в Рим, где в течение 17 лет жил неузнанным в помещении для слуг в доме родителей; свое настоящее имя он открыл только перед смертью.

Почитание А. широко распространилось на Востоке; в Зап. Церкви почитание А. связано с прибытием из Дамаска в Рим митрополита Сергия в 977, который поселился в мон. Св. Бонифация на Авентинском холме. После смерти митр. Сергия в 981 монастырь получил имя Свв. Алексея и Бонифация. Позднее предание отождествило этот монастырь с местом тайного подвига А. в Риме. На Руси, еще в домонгольский период, получил распространение слав. перевод визант. жития А., включенный в XVI в. митр. Московским Макарием в Великие Минеи-Четии. Память А. в Католической Церкви - 17 июля, в Русской Правосл. Церкви - 17 марта.

Источн.: AS Iul. 4, 238-270.

Лит-ра: Адрианова В.П. Житие Алексея Человека Божия в древней русской литературе и народной словесности. Петроград, 1917; Мурьянов М.Ф. Алексей Человек Божий в славянской рецепции византийской культуры // Труды Отдела древнерусской литературы 23 (1968), 109-126; Nerini F.M. De templo et coenobio SS. Bonifacii et Alexii historica monumenta. R., 1752; Amiaud A. La lОgende syriaque de S. Alexius, l’Homme de Dieu. P., 1889; De Gaiffier B. Intactam sponsam relinquens: ю propos de la vie de S. Alexis // AB 65 (1947), 157-195.

И. Лупандин

Алексиане

Алексиане - или целлиты

католический орден. Возник в начале XIV века на территории современной Бельгии во времена тяжёлых эпидемий чумы. Несколько мирян собралось под предводительством Тобиаса (фамилия не известна) для организации помощи пострадавшим от эпидемии. Постепенно движение Алексиан распространилось на другие европейские страны.

Своим святым покровителем Алексиане считают Алексия, человека Божия. Алексиане опекали осуждённых на смерть, помогали психическим больных, погребали умерших от чумы. С 1459 года орден принял устав св. Августина.

По данным Annuario Pontificio на 1997 г., в составе ордена находилось 124 чел.

Алексий I

Статья большая, находится на отдельной странице.

Алексий II

Алексей Михайлович Ридигер

патриарх Московский и всея Руси; род. 23.02.1929, Таллин (Эстония).

Сын правосл. священника, А. с 15 лет служил иподиаконом при архиеп. Таллинском и Эстонском Павле (Дмитровском), а затем при еп. Исидоре (Богоявленском). Окончил рус. школу, в 1947-49 обучался в Ленинградской дух. семинарии, в 1950-53 - в Ленинградской дух. академии. 15.04.1950 рукоположен в диаконы, 17.04.1950 - в свящ. и назначен настоятелем Богоявленской церкви г. Йыхви Таллинской епархии; пастырское служение совмещал с заочной учебой в Академии. С 15.07.1957 - настоятель Успенского собора в Тарту; 17.08.1958 стал протоиереем. 3.03.1961 принял монаш. постриг, 14.08.1961 назначен еп. Таллинским и Эстонским с временным управлением Рижской епархией; 3.09.1961 посвящен в сан епископа. В 1961 на III ассамблее Всемирного совета Церквей А. был избран членом центр. комитета этой организации. 23.06.1964 А. возведен в сан архиепископа. С 1964 А. - постоянный член Свящ. Синода Русской Правосл. Церкви; в 1964-86 - управляющий делами Московской патриархии; в 1965-86 - председатель Учебного комитета Московской патриархии. Начиная с 1964, избирался в руководство Конференции европейских Церквей (КЕЦ), с 1987 по 1992 - председатель Президиума КЕЦ. 25.03.1968 возведен в сан митрополита. В 1984 А. присвоено звание доктора богословия за трехтомный труд Очерки по истории Православия в Эстонии. 29.07.1986 А. назначен на Ленинградскую кафедру с оставлением за ним управления Таллинской епархией. После смерти патр. Пимена Поместный собор Русской Правосл. Церкви 7.06.1990 избрал А. патриархом Московским и всея Руси. В 1989 вместе с кард. К.-М. Мартини А. был модератором I Европейской экуменической ассамблеи (Базель, Швейцария), в 1997 участвовал во II Европейской экуменической ассамблее (Грац, Австрия).

В авг. 2000 под председательством А. состоялся Архиерейский собор, на котором был принят ряд важных документов, в т.ч. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви и Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию.

Соч.: Слово Патриарха. СПб., 1991; Сборник избранных трудов к годовщине интронизации: 1990-1991. М., 1991; Речи при вручении архиерейского жезла новопоставленным епископам. М., 1993; Церковь и духовное возрождение России: Слова, речи, послания, обращения. М., 1999-2000. 2 т.

Лит-ра: Комаров Е.В. Патриарх. М., 1993; Цыпин В. История Русской Церкви: 1917-1997. М., 1997, с. 480-552; ЖМП 2 (1999), 4-61.

О. Васильева

Алжир

Статья большая, находится на отдельной странице.

Алиса, княгиня Антиохии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Алкуин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аллегория

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аллегри

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аллилуйя

Аллилуйя - аллилуия

(древнеевр. halalu-Yah - хвалите Господа; в греч. приобрело написание άλληλούια, в лат. - alleluia, однако в амвросианском обряде - hallelujah) - библ. молитвенное возглашение, славословие Бога, широко употребляемое в иуд. и христ. молитвах. В в.-з. богослужении А. - припев к псалмам и гимнам (возможно, первоначально обращение регента к народу с призывом восхвалить Господа). В НЗ А. встречается только в Откр 19, 1-6. С апост. времен возглашение А. прочно вошло в христ. богослужебную практику.

В зап. обрядах А. воспринимается как особое проявление ликования: поэтому А. не произносится в период Великого поста (до литург. реформы II Ватиканского собора А. опускалась также в предначинательные недели Великого поста, в будни Адвента и некоторые др. дни, а также в заупокойных богослужениях); напротив, в Пасхальное время А. добавляется к ряду песнопений и др. богослужебных текстов. Поскольку в дореформенном богослужении А. впервые после долгого перерыва звучала на мессе Великой субботы, этот день в некоторых странах назывался «Аллилуйной субботой».

С древности общим для многих литург. традиций стало пение А. перед чтением Евангелия на Божественной литургии.

Лит-ра: Elbogen I. Der jЯdische Gottesdienst in seiner geschichtlischen Entwicklung. Fr., 1931; Glibotic J. De cantu Alleluia in patribus saeculo VII antiquioribus // Ephemerides liturgicae 50 (1936), 101-123; Jammers E. Das Alleluja in der gregorianischen Messe. MЯnster, 1973.

Ю. Рубан, П. Сахаров

Алоизий Гонзага

Алоизий Гонзага (Aloisius Gonzaga), св. - монах-иезуит (SJ); род. 9.03.1568, Кастильоне-дель-Стивере (Италия), ум. 21.06.1591, Рим.

Был старшим сыном князя Ферранто Гонзага, состоявшего в родстве с прославленными родами Италии; с 1577 находился при флорентийском дворе, позднее был пажом короля Филиппа II в Мадриде; равнодушный к придворной жизни, предпочитал ей изучение иностр. языков и математики. Большое влияние на формирование дух. облика молодого А. оказал Карл Борромео. Вопреки желанию отца, который готовил его к воен. карьере, А. поступил в новициат Ордена иезуитов в Риме. Некоторое время пребывал под дух. руководством Роберта Беллармина; в 1587 принял монашество; в 1590 завершил богосл. образование. Умер, оказывая помощь больным во время эпидемии чумы в Риме; в 1605 был беатифицирован, в 1726 канонизирован, а в 1729 объявлен покровителем молодежи.

Проявлением почитания А. стали в т.ч. монаш. конгрегации, названные в честь этого святого - напр., осн. в 1840 в Нидерландах Конгрегация братьев св. А. (Congregatio Fratrum a Sancto Aloysio Gonzaga, CSA). Память А. в Католической Церкви - 21 июня.

Соч.: Lettere ed altri scritti / Ed. E. Rosa. Fi., 1926.

Источн.: AS Iun. 4, 847-1169; Cepari L. Vita di Luigi Gonzaga. R., 1606.

Лит-ра: Martindale G. The Vocation of A. Gonzaga. Lv., 1927; Menge G. Innerlichkeit und Weltverachtung des heiligen Aloisius. Paderborn, 1934.

(EK)

Алтарная преграда

Алтарная преграда - невысокая преграда, отделяющая пресвитерий от остального пространства храма.

Алтарная сень

Алтарная сень - надалтарная сень

на алтарях старого типа - навес на четырех колоннах над дарохранительницей.

Алтарная часть храма

Алтарная часть храма - присвитерий

та часть храма, в которой во время богослужения находится духовенство. В алтарной части храма установлен алтарь.

Алтарь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Алхерий Клервоский

Алхерий Клервоский (Alcherius Claraevallensis) - монах-цистерцианец (OCist), ученик Бернарда Клервоского; ум. ок. 1180.

Известный философ и богослов Исаак из Стеллы (1100-69) сообщает, что А. был знатоком «физики», т.е. естественных наук и медицины. В наст. время с учетом результатов филол. изысканий А. признан автором ряда трактатов, ранее приписывавшихся др. богословам. Наибольшее значение имеет труд А. De spiritu et anima (О духе и душе, ок. 1160), представляющий собой переработку фрагментов соч. Августина, Геннадия Массилийского, Кассиодора, Беды Достопочтенного, Алкуина, Боэция, Гуго Сен-Викторского и др. Этот трактат содержит ряд положений августинизма. А. понимает душу: а) как микрокосмос, связь которого с миром устанавливается посредством соответствия между 5 способностями души (чувство, воображение, рассудок, интеллект, дух) и 5 элементами мира (земля, вода, воздух, огонь, эфир); б) как образ ангельской иерархии, в котором 9 душевным добродетелям соответствуют 9 ангельских хоров; в) как подобие града Божия, в котором 3 естественным силам души соответствует трехчастная иерархия сословий: мудрецы, воины, ремесленники. Другие трактаты А. - De diligendo Deo (О любви к Богу), Manuale (Руководство), Soliloquiorum animae ad Deum liber unus (Книга монологов души, обращенных к Богу), Liber meditationum (Книга размышлений) - долгое время приписывались Августину.

Соч.: PL 40, 779-832 (под именем Августина); De spiritu et anima / Ed. C.H. Tulbot. L., 1952.

Лит-ра: Wilmart A. Les mОditations rОunies sous le nom de St. Anselme // Auteurs spirituels et textes dОvots du Moyen еge latin. P., 1932, p. 173-201; De Wulf M. Histoire de la philosophie mОdiОvale. Lv.-P., 1934, vol. 1, p. 225-227; Bouyer L. The Cistercian Heritage. Westminster (Md.), 1958; Gilson E. Philosophie au Moyen еge. P., 1962, p. 302-303, 308, 473.

Е. Зайцев

Алхимия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Альба

Альба (лат. alba - белая) - литург. облачение в зап. литург. обрядах; длинное (до пола) одеяние белого цвета (или светлого оттенка др. цвета) с длинными рукавами; подпоясывается обычно веревочным поясом.

А. восходит к светской одежде с тем же названием; использовалась в богослужении с древности, однако статус литург. облачения приобрела только к IX в. А. является облачением, общим для всех степеней служителей: без дополнительных одеяний в нее облачаются аколиты и чтецы, а также министранты, не получившие поставления; рукоположенные служители обычно надевают поверх А. другие предусмотренные богослужебными правилами облачения.

Лит-ра: Braun, 57-100; Norris H. Church Vestments. NY., 1950; Roulin E.A. Vestments and Vesture. Westminster (Md.), 1950; Dassmann E. Zur Entstehung von liturgischen GewКndern und GerКten // Schwarz auf WeiІ 16/2 (1984), 16-30.

П. Сахаров

Альбан

Альбан (Albanus), Албаний, св. - англ. первомученик III-IV вв.; ум. в Веруламе (совр. Сент-Олбанс, Великобритания).

Упоминание о мученичестве А. является одним из первых ист. свидетельств о христианстве в Англии (Великобритания). Согласно сообщениям англ. историков Гильдаса (VI в.) и Беды Достопочтенного, А. погиб во время гонений на христиан 302-305 при имп. Диоклетиане. На основании др. данных некоторые исследователи относят его кончину ко времени имп. Севера (ок. 200) или имп. Деция (249-251). А. происходил, вероятно, из языческой семьи и служил в рим. войске в Веруламе. Обратившись в христианство под влиянием свящ. Амфибала, которого он укрывал во время преследований, А. был осужден на смерть и казнен.

Первым засвидетельствованным в источниках фактом почитания А. является житие Германа Оксеррского, который совершил паломничество к могиле А. ок. 429. Почитание А. было широко распространено в Англии. На месте мученичества А. король Оффа (ум. 796), правитель Мерсии (Центр. Англия), основал бенедикт. аббатство Сент-Олбанс, одно из самых крупных и знаменитых в ср.-век. Англии. Традиция почитания А. существовала и во Франции со времени Германа Оксеррского; в честь А. было воздвигнуто несколько храмов, составлено житие, его прославлял в своих стихах Венанций Фортунат, о нем писал Парижский архиеп. Матфей.

В иконографии А. изображается как римский солдат с мечом или крестом. Память А. в Католической Церкви - 22 июня.

Источн.: AS Iun. 4; Constantius. Vita S. Germani, 16 // MGHSSRM 7, 262-265; Beda Venerabilis. Historia ecclesiastica gentis Anglorum, I, 7, 18; Gildas. De excidio et conquestu Britanniae // MGHAA 13, 31-32; Venantius Fortunatus. Carmina VIII; Matthaeus Parisiensis. Chronica Maior. 1, 149-154; Гальфрид Монмутский. История бриттов. М., 1984, с. 52.

Лит-ра: Meyer W. Die Legende des heiligen Albanus, des Protomartyr // Abhandlungen der KЪniglichen Gesellschaft der Wissenschaften. GЪ., 1904; Delehaye OC, 362; Levinson W. Saint Alban and Saint Alban’s // Antiquity 15 (1941), 337-359; Thomas Ch. Christianity in Roman Britain to AD 500. L., 1981; BS 1, 656-659.

П. Лаврова, В. Задворный

Альбани, Джузеппе

Его Высокопреосвященство кардинал Джузеппе Андреа Альбани (итал. Giuseppe Andrea Albani), (13 сентября 1750, Рим - 3 декабря 1834, Пезаро, Папская область). Итальянский куриальный кардинал. Хотя никогда не был кандидатом в папы, его роль в избрании Льва XII, Пия VIII и Григория XVI хорошо известна папским историкам.

Джузеппе Андреа Альбани родился, 13 сентября 1750, в Риме, в очень знатной аристократической семье «чёрной знати» известной многими предстваителями высшего католических духовенства: его внучатым дядей был папа римский Климент XI, а трое других родственников были также видными кардиналами. Джузеппе Андреа был сыном Орацио Альбани, князя Сориано аль Чимино и Марии Анны Матильды Чибо-Маласпины.

Хотя немного известно о его раннем образовании, однако известно, что его священническое обучение было сделано в Сиене, но в возрасте двадцати лет Альбани, возвращается в Рим, чтобы стать домашним прелатом папы римского Климента XIV. Во время своего пребывания в Риме Альбани получил огромный опыт в каноническом праве, и он должен был использовать эти знания для большого эффекта в более поздние годы. Он занимал важные посты в Римской Курии с весьма молодого возраста и ко времени, когда он был сделан кардиналом Пием VII, он был уже критикуемой фигурой в Церкви. В период французской оккупации Рима он нашел убежище в Вене, и в течение этого времени, он стал твердым союзником Священной Римской империи, которая дала ему свободу действий, чтобы управлять позднее Папскими Конклавами так, чтобы никакой кандидат к их неудовльствию не был избран.

Он стал префектом Конгрегации по делам Епископов в 1817 и на всех следующих трех конклавах, Альбани играл жизненную роль во влиянии на то, кого большинство кардиналов утвердит «за», даже при том, что его собственный кандидат на Конклаве 1830, Винченцо Макки, смог получить максимум только двенадцать голосов. Его связь с императором Францом II была решающей на Конклаве 1823 и важна в 1830 для исключения Джакомо Джустиниани, а на Конклаве 1829 - хотя он отсутствовал на ранних баллотировках - его поддержка несомненно, помогла Пию VIII стать папой римским. На двух вышеупомянутых Конклавах объявлял Habemus Papam.

Роль Альбани на этих конклавах может также быть отмечена, на которых он был тем, кто короновал и Пия VIII и Григория XVI после того, как они принимали свое избрание римскими папами.

С 30 ноября 1830 кардинал Альбани был Библиотекарем Святой Римской Церкви. Он умер в Пезаро четырьмя годами позднее - 3 декабря 1834.

Альберт Аахенский

Альберт Аахенский (лат. Alberti Aquensis, англ. Albert of Aix) - хронист 1-го крестового похода, каноник церкви в Аахене, живший в XII веке.

Биография

Происхождение и подробности жизни хрониста не дошли до наших времен. Известно лишь, что ему принадлежит авторство труда в двенадцати книгах под названием «Иерусалимская история» (лат. Chronicon Hierosolymitanum de Bello Sacro). Сочинение охватывает период с 1095 по 1121 год и начинается с рассказа о Клермонском соборе. Далее следует описание 1-го крестового похода и ранняя история Иерусалимского королевства.

Альберт писал про крестовый поход в середине XII века со слов очевидцев и на основании письменных источников, но сам не был на Востоке. Хроники Альберта пользовались популярностью среди его современников - например, Гийом Тирский использовал «Иерусалимскую историю» в качестве источника во время работы над собственными трудами.

Альберт Великий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Альберт Иерусалимский

Альберт Иерусалимский (Albertus Hierosolymitanus), св. - патриарх Иерусалимский; род. ок. 1149, Кастро-ди-Гвалтьери (Италия), ум. 14.09.1214, Акка (Палестина).

Происходил из знатной семьи Авогадро. После изучения богословия и права стал регулярным каноником мон. Св. Креста в Мортаре, где был избран приором ок. 1180. В 1185 Папа Урбан III посвятил его в еп. Верчелли. В 1205 А. был избран лат. патриархом Иерусалимским. Избрание А. было подтверждено Альмариком II, королем Иерусалимским, и Петром, латинским патр. Антиохийским. Прибыв в Святую Землю в янв. 1206, А. разместил свою резиденцию в Акке, т.к. Иерусалим в то время находился во власти сарацин. Поддерживаемый Папой Иннокентием III, А. вскоре стал влиятельной фигурой не только в церковной, но и в полит. жизни. Он стремился сохранить согласие среди крестоносцев для успешного противостояния сарацинам.

А. принадлежит редакция устава монаш. общины на горе Кармель, где, по преданию, жил пророк Илия (устав был утвержден 30.01.1226 Папой Гонорием III). Эта община положила начало Ордену кармелитов, которые поэтому считают А. одним из своих законодателей. А. был убит в Акке во время процессии бывшим великим магистром Ордена госпитальеров, смещенным А. из-за безнравственного образа жизни.

Память А. в Католической Церкви - 25 сентября.

Cоч.: Regula / Ed. C. Cicconetti. R., 1973.

Источн.: AS Apr. 1, 764-799; Regesta Regni Hierosolymitani / Hrsg. R. RЪhricht. In., 1892; Acta Innocentii papae III / Ed. T. Haluszynskyi. Va., 1944; Regesta Pontifi***** Romanorum / Hrsg. A. Potthast. Graz, 1957, Bd. 1.

Лит-ра: Kopp C. Elias und Christentum auf dem Karmel. Paderborn, 1929; Zimmermann H. Die pКpstliche Legation in der ersten HКlfte des 13. Jahrhunderts. Paderborn, 1913, S. 67-68; Friedmann E. The Latin Hermits of Mount Carmel. R., 1979; Hamilton B. The Latin Church in the Crusader States. L., 1980, p. 249-252.

И. Редькова

Альберт Кампенский

Альберт Кампенский (Albertus Campensis) - богослов, полемист, писатель; род. ок. 1490, Кампен (Нидерланды), ум. 26.12.1542, Утрехт (Нидерланды).

Отец А. долгое время жил в Москве. А. изучал философию и богословие в Лувенском ун-те, одним из его учителей был Адриан Флоренс - будущий Папа Адриан VI. В Кёльне А. получил степень д-ра богословия. В 1522 Папа Адриан VI пригласил А. в Рим. Папа Климент VII также благоволил к А. и дал ему ряд важных поручений. А. пользовался расположением и Папы Павла III. Своими соч. и участием в рел. диспутах с протестантами А. оказал значительное влияние на формирование позиции Католической Церкви в XVI в. На Тридентском соборе А. был одним из наиболее часто цитируемых авторов. А. писал также книги по астрономии и географии.

Сочинение А. о Московии (1523-24) было опубликовано в 1543 под названием De Moscovia ad Clementem VII, Pont. Max. (О Московии к Папе Клименту VII). Дж.Б. Рамузио перевел это соч. на итал. язык и опубликовал в книге Navigazioni e viaggi (1559). В переводе на рус. язык оно впервые было опубликовано в XIX в. по тексту издания Дж.Б. Рамузио. А. написал также Adversus Graecorum errores et pertinaciam (Против ошибок и упорства греков), своего рода богосл. дополнение к De Moscovia. Главная цель А. заключалась в том, чтобы, сообщив сведения о далекой стране, побудить Папу Климента VII обратить больше внимания на проблему церковно-полит. унии с Московской Русью. По мнению А., такой союз сыграл бы важную роль в борьбе против тур. опасности, послужил бы делу примирения между воюющими гос-вами Европы и поднял авторитет Св. Престола в борьбе с протестантизмом.

Соч.: De Moscovia ad Clementem VII Pontificem Maximum // Navigazioni e viaggi / A cura di M. Milanesi. Tn., 1980, vol. 3, p. 635-666; Россия и Италия. М., 1996, вып. 2, с. 180-224; Россия в первой половине XVI в.: Взгляд из Европы / Сост. О.Ф. Кудрявцев. М., 1997, с. 63-134.

Лит-ра: Шмурло Е.Ф. Рим и Москва: Начало сношений Московского государства с Папским престолом: 1462-1528 // Записки Русского исторического общества в Праге 3 (1937), 120-130; Шаркова И.С. Заметки о русско-итальянских отношениях XV - первой трети XVI в. // Средние века 34 (1971), 201-212; Д’Амато Дж. Сочинения итальянцев о России конца XV - XVI веков. М., 1995, с. 64-73; Zabughin V. Questioni religiose greco-slave negli scrittori del Rinascimento // Roma e l’Oriente 1 (1910), 111-117, 243-249; 2 (1911), 98-107; 4 (1912), 222-228; 5 (1912), 32-48; 11 (1916), 134-148, 212-231; Amann E. // DThC 12, 2094-2104.

С. Яковенко

Альберт Рижский

Альберт Рижский (Albertus Rigensis) - епископ Рижский, миссионер; род. ок. 1165 в Германии, ум. 17.01.1229, Рига.

Всю свою жизнь посвятил обращению народов Прибалтики. В 1198 был посвящен в епископы, став третьим еп. Ливонии (после Мейнарда и Бертольда). Основал г. Ригу (1201) и перенес туда епископскую кафедру. Основал монастырь Динамюндэ в устье Двины; его настоятелем назначил Теодориха из Торейды, который при поддержке А. в 1202 основал Ливонский орден (вначале названный Орденом меченосцев). Однако, как показали дальнейшие события, интересы А. зачастую расходились с политикой созданного по его указанию ордена.

Положение Церкви в Ливонии отличалось нестабильностью, она подвергалась нападениям язычников и постоянно находилась в состоянии войны. А. посетил Рим во время одной из своих поездок и получил от Св. Престола привилегию на раздел Ливонии и Лэттии. Враждебное отношение к А. датчан, которые стремились установить контроль над Прибалтикой, а также меченосцев и рус. князей привело к тому, что в конце правления А. остался один, без союзников, не получая помощи ни от Рима (он стремился возвысить еп-во до архиеп-ва или образовать митрополию, объединяющую всю Ливонию), ни от имп. Фридриха II, занятого укреплением своей власти и посоветовавшего А. до времени «держаться мира и дружбы с датчанами и русскими».

Верным сподвижником А. был хронист Генрих Латвийский, посвятивший деятельности А. свою Хронику Ливонии.

Источн.: Liv-, Esth-, und CurlКnd: Urkundenbuch / Hrsg. F.G. von Bunge u.a. Riga-Reval, 1853, Bd. 1; Arnold von LЯbeck. Chronica Slavorum / Ed. J.M. Lappenberg // MGHSSRG 21; LivlКndische Reimchronik / Hrsg. L. Meyer. Paderborn, 1876; LivlКndische GЯter-Urkunden / Hrsg. von H. von Bruiningk, N. Busch. Riga, 1907, Bd. 1; Fontes historiae medii aevi / Hrsg. von A. бvabe. Rіga, 1937-40. 2 Bd.; Heinricus Lettus. Chronicon Livoniae. WЯ., 1959; Генрих Латвийский. Хроника Ливонии / Пер., введение, коммент. С.А. Аннинского. М.-Л., 1938.

Лит-ра: Hellman M. Das Lettenland im Mittelalter. MЯnster-KЪln, 1954; Gnegel-Waitschies G. Bischof Albert von Riga. H., 1958; Benninghoven F. Der Orden der SchwertbrЯder. KЪln, 1965; Gli inizi del cristianesimo in Livonia-Lettonia. Va., 1989.

Р. Черкасов

Альберт Саксонский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Альберт Хмелёвский

Альберт Хмелёвский (Albert Chmielowski), св. - францисканский терциарий, основатель конгрегаций альбертинцев и альбертинок, живописец; род. 20.08.1845, Иголомя, ок. Кракова, ум. 25.12.1916, Краков.

Сын начальника рус. таможни в Иголоме (на австрийско-рус. границе), А. после смерти отца (1853) был отправлен в кадетский корпус в Петербурге, а через год вернулся в Варшаву. Учился в Сельскохозяйственном ин-те в Пулавах. Участвуя в Польском восстании 1863-64, был тяжело ранен и потерял ногу. С 1865 учился рисунку и живописи в Варшаве, Париже и Мюнхене. В 1870-х стал известен как живописец (полотна Явление Иисуса св. Марии Магдалине, Ecce Homo). Дружил со многими деятелями польской культуры (С. Виткевичем, Г. Сенкевичем и др.). Жил в Варшаве (1874-79), затем во Львове.

24.09.1880 вступил в новициат иезуитов, но в апр. 1881 оставил его из-за болезни. После излечения, находясь на терр. Российской империи, занимался реставрацией икон в сельских катол. храмах и активно участвовал во францисканском движении мирян. Под угрозой ссылки в Сибирь окончательно перебрался на австр. территорию и поселился в Кракове. Предоставлял в своей квартире приют бездомным. Принеся монаш. обеты в Третьем ордене францисканцев (1888), он основал конгрегации альбертинцев (1888) и альбертинок (1894), целью которых была забота о бедных, бездомных и больных. В 1888 А. издал Руководство для III ордена св. Франциска.

А. стал прототипом одного из персонажей романа С. Жеромского Обращение Иуды (Nawracanie Judasza, 1913) и главного героя драмы Кароля Войтылы (Иоанн Павел II) Брат нашего Бога (Brat naszego Boga, опубл. в 1979; одноименная кинематографическая версия пьесы появилась в 1997, режиссер К. Занусси).

22.06.1983 во время торжеств в Кракове А. был беатифицирован Папой Иоанном Павлом II, а 12.11.1989 причислен к лику святых. Христианское общественное объединение ежегодно присуждает премию им. брата Альберта за особые достижения в области сакрального искусства.

Память А. в Католической Церкви - 17 июня.

Соч.: O istocie sztuki // Ateneum 2 (1876), 428-431; Przewodnik większy do reguły III Zakonu еw. Franciszka Serafickiego. Kr., 1888; Pisma... / Wyd. A. Schletz // Nasza PrzeszłoжН 21 (1965), 1-216.

Лит-ра: Lewandowski C. Brat Albert. Kr., 1926; Janoszczanka M. Brat Albert. Kr., 1926; NiemcЧwna S. Brat Albert. Kr., 1933; Michalski K. Brat Albert. Kr., 1946; Winowska M. FrПre Albert ou La face aux outrages. P., 1953; Wojtyła K. еwiadectwo oddania bez reszty. Kr., 1984; Casieri A. Fratello Alberto Chmielowski. R., 1989.

В. Ковалёв

Альберти

Альберти (Alberti) Леóн Баттиста

итал. ученый, архитектор, писатель и музыкант эпохи Возрождения; род. 18.02.1404, Генуя, ум. 25.04.1472, Рим.

Учился в Падуе и Болонье; с 1428 служил у кардинала Альбергати, в свите которого побывал во Флоренции, Ферраре и Болонье. В эти годы им были написаны трактаты De pictura (О живописи), De statua (О ваянии), заложившие основы худож. теории Возрождения, а также этический трактат Della famiglia (О семье). В 1432-64 А. работал в Римской курии. Результатом изучения античной архитектуры и увлечения математикой стали картографический труд Descriptio urbis Romae (Описание города Рима) и трактат De re aedificatoria libri X (Десять книг о зодчестве, опубл. в 1485). Теоретические труды А. и разработанная им теория живописной перспективы оказали большое влияние на формирование классического стиля в архитектуре, живописи и пластике не только Италии, но и других европ. стран.

Начало архитектурной деятельности А. связано с градостроительными инициативами Папы Николая V, задумавшего реконструкцию базилики Св. Петра и Ватиканского дворца. Первой осуществленной постройкой по проекту А. было Палаццо Ручеллаи (1446-51) во Флоренции, на фасаде которого впервые использованы пилястры классического ордера. А. обновил фасад церкви Санта Мария Новелла (1456-70), построил Лоджию Ручеллаи и часовню Гроба Господня в церкви Св. Панкратия (1467) во Флоренции; в Римини он реконструировал готическую церковь Св. Франциска (1450-68), придав ей облик величественного античного храма. В проектах церквей Св. Себастьяна (осуществлен частично в 1460-72) и Св. Андрея (1472-94) в Мантуе А. кардинально переосмыслил в классическом духе фасад и интерьер базиликального купольного храма, создав нац. стиль церк. архитектуры. Разработанный А. тип центрического или базиликального купольного храма, обладающий математически ясными пропорциональными соотношениями структурных элементов, гармонической соразмерностью интерьера с пространственной доминантой купола, стал идеальным воплощением рел. сознания эпохи Возрождения и получил развитие в архитектуре европ. барокко и классицизма.

Соч.: De re aedificatoria libri X. Fi., 1485; Opere volgari / A cura di C. Grayson. Bari, 1960-66. 2 vol.; Десять книг о зодчестве. М., 1935-37. 2 т.

Лит-ра: Л.Б. Альберти. М., 1977; Grayson C. L.B. Alberti on Painting and on Sculpture. L., 1973; Borsi F. L.B. Alberti. Mi., 1980.

В. Дажина

Альбигойский крестовый поход

Статья большая, находится на отдельной странице.

Альбигойцы

Альбигойцы - последователи ереси катаров, жившие во франц. провинции Лангедок с XII по XIV в. Слово А. происходит от названия г. Альби (Юж. Франция), куда катары проникли, вероятно, из Сев. Франции между 1145 и 1150, а затем распространили свое влияние на весь юг Франции, включая Тулузское графство. Убийство А. папского легата в 1208 спровоцировало воен. действия, которым Папа Иннокентий III придал статус крестового похода. Война приняла затяжной и кровопролитный характер. На стороне А. выступил тулузский граф Раймонд VI, поддерживаемый королем Арагона Педро II. Однако большинство европ. правителей поддержало Папу и крестоносцев, возглавляемых графом Симоном де Монфором. После взятия крестоносцами последнего укрепленного центра A. г. Монсегюра в 1244 полит. и рел. влияние А. было окончательно подорвано. Определенную роль в борьбе с ересью А. сыграл основатель Ордена доминиканцев исп. проповедник Доминик. Для борьбы с А. были также учреждены инквизиционные трибуналы (инквизиция). В результате А. утратили свои позиции во Франции и окончательно исчезли к концу XIV в.

Лит-ра: Мадоль Ж. Альбигойская драма и судьбы Франции. СПб., 2000; Cauzons T. de. Les albigeois et l’inquisition. P., 1908; Trouzellier C. HОrОsies et hОrОtiques: Vaudois, cathares, patarins, albigeois. R., 1969; Niel F. Albigeois et cathares. P., 1990; Lambert M. Ketzerei im Mittelalter. Fr., 1991.

И. Лупандин

Альборнос

Альборнос (Albornoz) Хиль Альварес де Каррильо

исп. религиозный и полит. деятель, кардинал; род. в 1298, Куэнка (Испания), ум. 23.08.1367, Витербо (Италия).

А. был знатного происхождения: по линии отца состоял в родстве с королем Альфонсо V Леонским, а со стороны матери - с семьей Де Луна арагонского королевского двора. Получив начальное образование в Испании, он продолжил его в Тулузе, где с 1317 обучался на ф-те искусств, а потом - на ф-те права. Ок. 1325 А. получил степень доктора канон. права и стал архидиаконом Калатравы и придворным капелланом короля Альфонсо XI Кастильского. В 1338 стал архиеп. Толедским, одновременно занимая пост великого канцлера Кастильского королевства.

Благодаря воен. таланту А. добился значительной победы над сарацинами на р. Саладо (1340), а спустя четыре года под его руководством был взят город Альхесирас (1344).

В 1350 А. стал кардиналом и префектом Апост. пенитенциарии. Папа Иннокентий VI поручил ему восстановить законную власть в Церковном гос-ве, где во время пребывания пап в Авиньоне (Авиньонское пленение пап) власть захватили итал. аристократические семейства. В авг. 1353 А. получил титул папского легата и викария Церковного гос-ва. А. провел в Италии 13 лет; энергичный характер, военный талант и юридические познания позволили ему добиться примирения и навести порядок на Апеннинском п-ове. Благодаря политике А. Папа Урбан V в 1367 смог возвратиться в Италию.

В личности А. гармонично сочетались противоречивые черты. С одной стороны, он был военным гением, обладал твердым характером и умел осуществлять жесткое руководство. С другой стороны, образование дало ему тонкое дипломатическое чутье и дальновидность. Кроме того, он всегда оставался пастырем, даже пребывая в Апост. пенитенциарии, которую в те времена многие считали источником негативных тенденций в Церкви. А. был защитником искусства и науки, в т.ч. основал коллегию в Болонье для исп. студентов, изучавших право.

Лит-ра: Glenisson J., Mollat G. Gil Albornoz et Androin de la Roche 1353-67. P., 1954; Fanelli V. Roma e il cardinale Albornoz // Studi Romani 6 (1958), 413-421; Il Cardinal Albornoz nel VI centenario delle «Constitutiones» 1357-1957 // Studia Picena 27 (1959); Erler A. A. Albornoz als Gesetzgeber des Kirchenstaates. B., 1970; El Cardenal Albornoz y el Colegio en EspaЦa / Dir. E. Verdera y Truells. Bol., 1972-74. 3 vol.; Alonso B. Albornoz // Diccionario de historia eclesiЗstica de EspaЦa. Ma., 1972-75, vol. 1, p. 51-55.

о. М. Седано

Альварес Мартинес, Франсиско

Его Высокопреосвященство кардинал Франсиско Мартинес Альварес (исп. Francisco Álvarez Martínez), (род. 14 июля 1925, Санта Эулалияде Ферроньес, Испания). Испанский кардинал. Епископ Тарасоны с 13 апреля 1973 по 7 июля 1975. Апостолический администратор sede plena епархии Калаорра-Ла Кальсада-и-Логроньо с 7 июля 1975 по 20 декабря 1976. Епископ Калаорра-Ла Кальсада-и-Логроньо с 20 декабря 1976 по 12 мая 1989. Епископ Ориуэла-Аликанте с 12 мая 1989 по 23 июня 1995. Архиепископ Толедо примас Испании с 23 июня 1995 по 24 октября 2002. Кардинал-священник с титулом церкви S. Maria "Regina Pacis" a Monte Verde с 21 февраля 2001.

Альдхельм

Альдхельм (лат. Aldhelmus, древнеангл. Ealdhelm), св. - еп. Шерборнский, первый лат. англосаксонский поэт; род. ок. 640 в Уэссексе (Англия), ум. 25.05.709, Далтинг (Англия).

Вначале учился под руководством знаменитого ученого - ирл. монаха Майлдуба, а затем - в Кентерберийской школе, основанной архиеп. Феодором Кентерберийским. Принял монашество в аббатстве Малмсбери; в 690 стал аббатом, в 705 - еп. Шерборнским.

Наиболее известное соч. А. Epistula ad Acircium de metris et enigmatibus ac pedum regulis (Послание к Ацирцию о размерах, загадках и правилах стихотворных стоп) содержит рассуждения о символике числа семь, диалог между учителем и учеником по поводу построения гекзаметра, сто стихотворных загадок и полный свод метрики. Загадки в стихах А. пользовались большой популярностью и вызвали целый ряд подражаний среди англосаксонских поэтов. Стих А. отличается редкой для того времени правильностью и насыщен реминисценциями из латинских поэтов, прежде всего Вергилия и Седулия. Среди соч. богословского характера наиболее известно De virginitate (О девственности). А. стоял у истоков лит. и дух. традиции Англии и оказал существенное влияние на культуру Каролингского возрождения. Память А. в Католической Церкви (по Римскому мартирологу) - 25 мая.

Соч.: Opera omnia / Ed. J.A. Giles. Ox., 1844; PL 89, 63-314; MGHAA 15; Памятники средневековой латинской литературы IV-IX вв. М., 1970, с. 206-208.

Источн.: Beda Venerabilis. Historia ecclesiastica, 5, 18; Faricius. Vita S. Aldhelmi // PL 89, 63-84.

Лит-ра: Brown G.F. St. Aldhelm, His Life and Times. L., 1903; James M.R. Two Ancient English Scholars: St. Aldhelm and William of Malmesbury. Glasgow, 1931; Fowler J. St. Aldhelm. Scherborne, 1947; Winterbottom M. Aldhelm’s Prosestyle and Its Origin // Anglo-Saxon England 6 (1977), 39-76.

В. Задворный

Альтдорфер

Альтдорфер (Altdorfer) Альбрехт

нем. живописец, гравер, архитектор, дипломат; крупнейший представитель Дунайской школы живописи; род. ок. 1480, Регенсбург (Германия), ум. 1538 там же.

С 1526 А. - гл. архитектор Регенсбурга; с 1535 - посол Регенсбурга при императорском дворе в Вене.

В картине Битва св. Георгия с драконом (ок. 1510, Мюнхен, Старая пинакотека) А. искусно оттеняет напряженность события передачей худож. средствами тревожного состояния природы. В 1516-18 А. выполнил по заказу мон. Св. Флориана (близ г. Линца, Австрия) многостворчатый алтарь, а также ряд картин, посвященных жизни св. Флориана.

А. - один из наиболее выдающихся представителей нем. Возрождения, уникальный колорист. Изображение ландшафта у А. то созвучно евангельскому или житийному событию, то контрастно по отношению к нему. А. пришел к осмыслению пейзажа как самостоятельного жанра (Пейзаж с мостиком и Дунайский пейзаж, нач. 1520-х). Созданная в 1529 композиция Битва Александра Македонского с Дарием - шедевр А., венчающий его творчество.

Лит-ра: Либман М.Я. Искусство Германии XV и XVI веков. М., 1964, с. 120-132; Becker H.L. Die Handzeichnungen Albrecht Altdorfers. MЯ., 1938; Benesch O. Der Maler Albrecht Altdorfer. W., 1939; Baldass L. von. Albrecht Altdorfer. W., 1941; Kirchbaum J. Albrecht Altdorfer: Meister der Alexanderschlacht. KЪln, 1978.

В. Кисунько

Альтруизм

Альтруизм (от лат. alter - другой) - нравственно-филос. принцип, заключающийся в помощи и бескорыстной заботе о благе ближнего; противоположность эгоизма.

Учение об А. рассматривает обществ. отношения как отношения отд. личностей и предлагает путем соответствующего воспитания смягчить эгоистические устремления людей. С точки зрения общечеловеческих ценностей А. является этической нормой, которую необходимо культивировать из-за естественной взаимосвязи и взаимозависимости людей. К этому обязывает врожденное или благоприобретенное чувство симпатии к др. человеку как подобию самого себя.

Термин А. был введен франц. философом Огюстом Контом (1798-1857), основателем позитивизма. Конт стремился противопоставить мораль, основанную на А., христ. морали, в основе которой, согласно ему, лежит эгоистическая забота о собственном спасении. Конт различает инстинктивный А., объединяющий животных в род, и человеческий А., возникающий в условиях цивилизации и переходящий в самопроизвольное врожденное чувство. Во многом учение О. Конта об А. было предвосхищено франц. Просвещением XVIII в. (Ж.-Ж. Руссо), а также англ. философом и экономистом Адамом Смитом в его соч. Теория нравственных чувств (1759). Ф. Ницше поставил вопрос о преодолении А.; он отбросил принцип А. как «мораль слабых» и противопоставил ему «право сильного» и «волю к власти». З. Фрейд трактовал А. как своего рода аномалию, невротическую компенсацию вытесненного врожденного эгоизма.

Подлинный А. предполагает осознание высшего нравственного долга перед др. людьми. Само понятие А. возникло как обобщение принципа «жить ради других», существенного именно для христианской этики. А. как рел. принцип заповедан в Евангелии: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22, 39; см. также Мк 12, 31; Лк 10, 27). В Катехизисе Католической Церкви сказано: «В глубине своей совести человек открывает закон... призывающий его любить и делать добро» (п. 1776).

Лит-ра: Leclercq J. Les Grandes lignes de la philosophie morale. P., 1954; Bilsky W. Angewandte Altruismus-Forschung. Bern, 1989; Auernheimer G. Altruismus-Egoismus // EuropКische EnzyklopКdie zur Philosophie und Wissenschaften. H., 1990, Bd. 1, S. 99-101.

В. Никитин

Альфа и Омега (Α и Ω)

Альфа и Омега (Α и Ω) - первая и последняя буквы греч. алфавита, символ начала и конца. Впервые встречается как символ Иисуса Христа в -Откровении Иоанна Богослова (1, 8; 21, 6; 22, 13). На появление символа А и н, возможно, оказала влияние иуд. и эллинистическая лит-ра, но наиболее вероятным его источником стал текст Книги пророка Исайи (44, 6), где Бог назван «Первым и Последним». Символика А и н появляется уже у раннеср.-век. авторов: Пруденция (Cathemerinon, IX, 2), Тертуллиана (De monogamia, 5) и Исидора Севильского (Etymologiae, I, 3) - и проходит через все Средневековье. Ее использовал также Данте в Божественной Комедии (Рай XXVI, 17).

Начиная с IV в. н.э., символика А и н получает широкое распространение, ее используют в эпитафиях на гробницах, в надписях на литург. сосудах, а также в мозаиках церквей, на медалях, монетах и папских печатях. В романском и готическом искусстве символика А и н пропадает, но вновь возрождается в XIX - нач. XX в. (ее можно увидеть на алтаре, дарохранительнице, на литург. облачениях и т.д.).

Лит-ра: DACL 1, 1-25; Dornseiff F. Das Alphabet in Mystik und Magie. Lpz., 1925; Allo E.B. Saint Jean. L’Apocalypse. P., 1933; Hartig M. Cristliche Symbole. Fr., 1940; Unnik W.C. van. Het godspredikaat «Het begin en het einde» bij Flavius Josephus en in de Openbaring van Johannes. Amsterdam-Ox., 1976; EK 1, 1-2.

Альфани

Альфани (Alfani) Гвидо

священник, ученый и изобретатель; род. 17.01.1876, Флоренция, ум. 20.09.1940 там же.

Занимался сейсмологией, астрономией и метеорологией, был популяризатором науки. С 1905 - директор Ксименианской обсерватории (Osservatorio Ximeniano) во Флоренции. Изобрел различные приборы для изучения сейсмической активности; изучал вибрации и отклонения от нормального положения многих итал. архитектурных памятников (Пизанская башня, купол кафедр. собора Флоренции и др.). А. заранее известил итал. власти о ряде землетрясений (в т.ч. о Мессинском, 1908). Кроме науч. деятельности, он отдавал много сил пастырскому служению. Надпись на его могиле гласит: «Полезна та ученость, что обращает души людские на служение Богу».

Лит-ра: Pizzolani G. Padre Alfani. Mi., 1931; Alfano G.B. Il padre Guido Alfani. Napoli, 1941.

А. Горелов

Альфонс Мария де Лигуори

Статья большая, находится на отдельной странице.

Альфонсо X Мудрый

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница