Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Теософский словарь (Блаватская)
Статьи на букву "М"

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М"

М.

М. - Тринадцатая буква английского и еврейского алфавитов и двадцать четвертая в арабском. В римских цифрах эта буква означает 1000, а с чертой над ней (М) - миллион. В еврейском алфавите Мем символизировало воду, а в качестве числа было эквивалентно 40. Санскритское ма эквивалентно числу 5, и также связано с водой через знак Зодиака, называемый Макара (см.) Кроме того, в еврейских и латинских цифрах м представляет "определенное числительное для неопределимого числа" (Маккензи, "Mason. Cyc."), и "еврейское священное название Бога, относимое к этой букве, есть Меборах, Бенедиктус". У Эзотериков М есть символ Высшего Эго - Манаса, Ума.

МА

МА (Санскр.) Букв., "пять". Одно из имен Лакшми.

МА, МУТ

МА, Мут (Египет.) Богиня низшего мира, другая форма Изиды, так как она есть природа, вечная матерь. Она была владычицей и Правительницей Северного ветра, предвестника разливов Нила, потому названного "открывающим ноздри живому". Ее изображают приносящей анкх или крест, эмблему физической жизни, своим поклонникам, и называют "Госпожой Неба".

МАГ

МАГ (Magician). Этот термин, бывший некогда званием известности и отличия, теперь полностью лишен своего истинного значения. Некогда синоним всего уважаемого и чтимого, обладателя знания и мудрости, он унижен до эпитета, относимого к тому, кто является притворщиком и фокусником, короче - к шарлатану, или же к тому, кто "продал свою душу дьяволу", кто злоупотребляет своим знанием и применяет его в низких и опасных целях, - согласно учениям духовенства и массе суеверных глупцов; верящих, что маг есть колдун и "Чародей". Это слово произошло от Магх, Мах, на санскрите Маха - большой; человек, сведущий в эзотерическом знании. ("Раз. Изида".)

МАГ ИЛИ MAGIAN

От Маг или Маха. Это слово есть корень английского слова magician. Маха-атма (великая Душа или Дух) в Индии имел своих жрецов в до-ведийские времена. Маги были жрецами бога огня; мы встречаем их среди ассирийцев и вавилонян, а также среди персидских огнепоклонников. Три Волхва, названные также царями, про которых говорится, что они принесли дары - золото, благовония и мирру - младенцу Иисусу, были огнепоклонниками, подобно остальным, и астрологами, ибо они узрели его звезду. Верховный жрец парсов в Сурате зовется Мобед. Другие производят это слово от Мегх, а Мех-аб означает нечто великое и благородное. Ученики Зороастра, согласно Клэукеру, именовались мегхестом.

МАГАДХА

МАГАДХА (Санскр.) Древняя страна в Индии, управлялась царями-буддистами.

МАГАС

МАГАС (Санскр.) Жрецы Солнца, упомянутые в "Вишну Пуране". Они суть позднее маги Халдеи и Ирана, предки современных парсов.

МАГИ

МАГИ (Лат.) Название древних наследственных жрецов и ученых адептов в Персии и Мидии, слово, происшедшее от Маха, большой, что позднее стало мог или маг, жрец - на языке пехлеви. Порфирий описывает их ("Abst." IV, 16) следующим образом: "Ученые люди, которые у персов заняты служением Божеству, зовутся магами", а Свидас сообщает, что "среди персов любителей мудрости (philalethai) называют магами". "Зендавеста" (II, 171, 261) разделяет их на три степени: 1) Хербеды или "Ученики"; 2) Мобеды или "Учителя"; 3) Дестур Мобеды или "Совершенные Учителя". Халдеи имели подобные школы, также как и египтяне, так что Дестур Мобеды были идентичны с Иерофантами Мистерий, практиковавшихся в Греции и Египте.

МАГИЯ, БЕЛАЯ

МАГИЯ, БЕЛАЯ - или так называемая "Благотворная Магия", есть божественная магия, свободная от эгоизма, властолюбия, честолюбия или корысти, и направленная всецело на творение добра миру в целом и своему ближнему в частности. Малейшая попытка использовать свои сверхнормальные силы для своего удовольствия, превращает эти способности в колдовство и черную магию.

МАГИЯ ВЕЛИКАЯ НАУКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАГНА МАТЭР

МАГНА МАТЭР (Лат.) "Великая Мать". Название, дававшееся в древние времена всем главным богиням народов, таким как Диана из Эфесса, Изида, Маут и многим другим.

МАГНЕТИЗМ

Сила в природе и человеке. В первом случае он представляет посредник, вызывающий различные феномены притяжения, полярности и т.д. В последнем он становится "животным" магнетизмом, в противоположность космическому, и земным магнетизмом.

МАГНЕТИЗМ, ЖИВОТНЫЙ

В то время как официальная наука называет его "мнимым" посредником и полностью отрицает его реальность, несчетные миллионы древних, а также ныне живущие азиаты, оккультисты, теософы, спиритуалисты и всякого рода и вида мистики провозглашают его хорошо установленным фактом. Животный магнетизм есть флюид, эманация. Некоторые люди могут выделять его в целях врачевания через свои глаза и кончики пальцев, тогда как все остальные существа, человечество, животные и даже каждый неодушевленный предмет выделяют его или как ауру, или как изменяющийся свет, сознательно или бессознательно. При воздействии через контакт с больным или посредством воли человека-оператора, его называют "Месмеризмом" (см.).

МАГНЕТИЧЕСКОЕ МАСОНСТВО

Называется также "Лечебным" масонством. Оно описано как Братство Целителей (от iatrike, греческого слова, означающего "искусство исцеления"), и значительно используется "Братьями Света", как Кеннет Маккензи утверждает в "Royal Masonic Cyclopedia". В некоторых тайных масонских сочинениях, по-видимому, существует предание - так, во всяком случае, говорит Рагон, крупный масонский авторитет - насчет степени Масонства, называемой Оракул Коса, "введенной в восемнадцатом веке, на том основании, что Кос был местом рождения Гиппократа". Iatrike было отличительной чертой жрецов, которые присматривали за больными древних асклепиях, храмах, в которых бог Асклепий (Эскулап) якобы исцелял больных и калек.

МАГНУМ ОПУС

МАГНУМ ОПУС (Лат.) В Алхимии - конечное завершение, "Великий Труд" или Grand Oeuvre; изготовление "Философского Камня" и "Элексира Жизни", который - хотя ни в коем случае не миф, как стали бы настаивать некоторые скептики - все же следует понимать символически, и который полон мистического значения.

МАГНЭС

Выражение, употреблявшееся Парацельсом и средневековыми теософами. Это есть дух света или Акаша. Слово, часто употреблявшееся средневековыми алхимиками.

МАДХАВА

МАДХАВА (Санскр.) 1) Имя Вишну или Кришны; 2) месяц апрель; 3) титул Лакшми, когда пишется Мадхави.

МАДХАСАДАНА ИЛИ МАДХУ-СУДАНА

МАДХАСАДАНА или Мадху-Судана (Санскр.) "Сразивший Мадху" (демона), титул Кришны в связи с умерщвлением им последнего.

МАДХЬЯ

МАДХЬЯ (Санскр.) Десять тысяч биллионов.

МАДХЬЯМА

МАДХЬЯМА (Санскр.) Употребляется по отношению к чему-то безначальному и бесконечному. Так, считается, что Вак (Звук, женский Логос, или женская копия Брамы), существует в нескольких состояниях, одно из которых есть состояние Мадхьямы, - что равносильно утверждению, что Вак вечна в одном смысле: "Слово (Вак) было с Богом и в Боге", ибо эти двое суть одно.

МАДХЬЯМИКИ

МАДХЬЯМИКИ (Санскр.) Секта, упомянутая в "Вишну Пуране". Согласно востоковедам, "буддийская" секта, но это анахронизм. В начале это была, вероятно, секта индусских атеистов. Более поздняя школа под этим названием, обучавшая системе софистического нигилизма, который сводит каждое утверждение к тезису и его антитезису, а затем отрицает оба, возникла в Тибете и Китае. Она принимает несколько принципов Нагарджуны, который был одним из основателей эзотерических систем Махаяны, но не их экзотерических пародий. Аллегория, рассматривающая "Парамартху" Нагарджуны как дар Нагов (Змиев), доказывает, что он получил свои учения от тайной школы адептов, и что настоящие доктрины хранятся, следовательно, в тайне.

МАЗДЕЯНЕ ОТ (АХУРА) МАЗДА

МАЗДЕЯНЕ От (Ахура) Мазда (См. Шпигель, "Ясна", XI.) Это была древне-персидская знать, они поклонялись Ормазду и, отвергая идолов, заразили евреев тем же отвращением к любому конкретному изображению Божества. По-видимому, во время Геродота они были вытеснены приверженцами религии Магов. Парсы и геберы (геберим, могущественные люди из "Кн. Бытия", VI и X, 8), похоже, являются последователями религии Магов.

МАЗДИАСНЕЕЦ

Зороастриец; букв., "поклоняющийся богу".

МАЗОРА

МАЗОРА (Евр.) Это название в первую очередь относится к своду примечаний - разъясняющих, грамматических и критических, встречающихся на полях древнееврейских рукописей или свитков Ветхого Завета. Эти мазореты назывались также мелхитами.

МАЗОРЕТСКИЕ ТОЧКИ ИЛИ ГЛАСНЫЕ

МАЗОРЕТСКИЕ ТОЧКИ или Гласные (Евр.) Или, как эта система теперь называется, Мазора, от Massoreh или Massoreth - "предание", и Masar - "передавать". Раввины, занимавшиеся Мазорой, названные вследствие этого мазоритами, были также изобретателями мазоретских точек, которые, как полагают, придали безгласным словам Священных Писаний их правильное произношение добавлением к согласным точек, представляющих гласные. Это было изобретением ученых и хитроумных раввинов из Тиверийской Школы (в девятом веке нашей эры), которые этим придали совершенно новую конструкцию главным словам и именам в Книгах Моисея, и таким образом еще более запутали эту путаницу. Истина такова, что эта система лишь прибавила дополнительные маскировки к уже существовавшим в "Пятикнижии" и других трудах.

МАЙА

МАЙА (Санскр.) Иллюзия; космическая сила, делающая возможным феноменальное существование и вследствие того - перцепции. В индусской философии лишь то, что неизменно и вечно, называется реальностью; все то, что подвержено изменению через разложение и дифференциацию и что имеет, вследствие этого, начало и конец, считается майей - иллюзией.

МАЙА МОХА

МАЙА МОХА (Санскр.) Иллюзорная форма, принятая Вишну, чтобы ввести в заблуждение аскетических Дайтьев, которые становились чересчур святыми посредством аскетизма и поэтому слишком опасными своей мощью, как говорит "Вишну Пурана".

МАЙАВИ РУПА

МАЙАВИ РУПА (Санскр.) "Иллюзорная форма"; "двойник" в эзотерической философии; доппелгенгер или perisprit, по-немецки и французски.

МАЙАВИЧЕСКИЙ УПАДХИ

МАЙАВИЧЕСКИЙ УПАДХИ (Санскр.) Покрывало иллюзии, феноменальная внешность.

МАЙТРЕЙЯ БУДДА

МАЙТРЕЙЯ БУДДА (Санскр.) То же, что Калки Аватар Вишну (Аватар "Белого Коня"), и Сосиоша и других Мессий. Единственная разница заключается в датировке их появлений. Так, тогда как появление Вишну на белом коне ожидается в конце настоящего периода Кали Юги, "для окончательного уничтожения нечестивых, обновления творения и восстановления чистоты", Майтрейю ожидают раньше. Экзотерическое или популярное учение, слегка отличаясь от эзотерической доктрины, утверждает, что Шакьямуни (Готама Будда) навестил его в Тушите (небесной обители) и поручил ему придти оттуда на землю в качестве своего преемника по истечении пяти тысячелетий после его (Будды) смерти. С нашего времени это было бы меньше, чем через 3000 лет. Эзотерическая философия учит, что следующий Будда появится в течение седьмой (под) расы этого Круга. Фактом является то, что Майтрейя был последователем Будды, известным Архатом, хотя и не прямым учеником его, и что он был основателем эзотерической философской школы. Как показал Эйтель ("Sanskrit-Chinese Dict."), "статуи в его честь воздвигались уже за 350 лет до Р.Х."

МАКАРА

МАКАРА (Санскр.) "Крокодил". В Европе то же, что Козерог, десятый знак Зодиака. Экзотерически - мистический класс дэв. У индусов колесница Варуны, бога воды.

МАКАРА КЕТУ

МАКАРА КЕТУ (Санскр.) Одно из имен Камы, индусского бога любви и желания.

МАКАРАМ ИЛИ ПАНЧАКАРАМ

МАКАРАМ или Панчакарам (Санскр.) В оккультном символизме пятиугольник, пятиконечная звезда, пять членов или конечностей человека. Крайне мистично.

МАКАРЫ

МАКАРЫ (Санскр.) Пять М тантриков. (См. "Тантра".)

МАКОМ

МАКОМ (Халд.) "Сокровенное место", во фразеологии "Зохара", скрытый участок, относящийся ли к священному алтарю во храме, к "Утробе Мира" ли, к человеческому ли лону. Каббалистический термин.

МАКРОКОСМ

МАКРОКОСМ (Греч.) Буквально - "Великая Вселенная" или Космос.

МАКРОПРОСОПУС

МАКРОПРОСОПУС (Греч.) Каббалистический термин, образованный из составного греческого слова, означающий Огромное или Большое Лицо (см. "Каббалистические Лики"); название Кэтер, Венца, высшей Сефиры. Это есть наименование Вселенной, называемой Арик-Анпин, - то целое, от которого Микропросопус или Зауир-Анпин, "меньшее лицо", есть часть и его противоположность. В своем высшем или абстрактном метафизическом смысле Микропросопус есть Адам Кадмон, проводник Эйн-Софа и венец Древа Сефиротов, хотя, поскольку Сефира и Адам Кадмон фактически есть одно в двух аспектах, то это ведет к тому же. Интерпретаций много и они различны.

МАЛАХИМ

МАЛАХИМ (Евр.) Вестники или ангелы.

МАЛКУТ

МАЛКУТ (Евр.) Царство, десятая Сефира, соответствующая конечному H (he) Тетраграмматона или IHVH. Она есть Низшая Матерь, Невеста Микропросопуса (см.); называется также "Царицей". В одном смысле она есть Шекина.

МАМИТУ

МАМИТУ (Халд.) Богиня Судьбы. Вид Немезиды.

МАНАВА

МАНАВА (Санскр.) Земля древней Индии; Кальпа или Цикл. Название оружия, которым пользовался Рама; означает - "от Ману".

МАНАВА ДХАРМА ШАСТРА

МАНАВА ДХАРМА ШАСТРА - есть древний свод законов Ману.

МАНАС

МАНАС (Санскр.) Букв., "ум", ментальная способность, превращающая человека в разумное и нравственное существо и отличающая его от простого животного; синоним Махата. Эзотерически, однако, это означает, в широком смысле, Высшее Эго или чувствующий перевоплощающийся Принцип в человеке. В узком смысле теософы называют его Буддхи-Манасом или Духовной Душой, в противоположность его человеческому отражению - Кама-Манасу.

МАНАС, КАМА

МАНАС, КАМА (Санскр.) Букв., "ум желаний". У буддистов это шестой из Чадаятаны (см.) или шести органов познания - потому высший из них, синтезированных седьмым, называемым Кличта, духовным восприятием того, что загрязняет этот (низший) Манас или "Человеко-животную Душу", как его называют оккультисты. Тогда как Высший Манас или Эго прямо связан с Виджнаной (10-я из 12-ти Нидан) - что есть совершенное знание всех форм знания, относящихся к объекту или субъекту в ниданическом сцеплении причин и следствий, - низший или Кама Манас есть лишь одна из Индрий или органов (источников) Чувства. О двойственном Манасе здесь может быть сказано очень мало, так как учение, рассматривающее его, правильно изложено лишь в эзотерических сочинениях. Упоминание о нем может быть, таким образом, лишь весьма поверхностным.

МАНАС САНЬЯМА

МАНАС САНЬЯМА (Санскр.) Совершенное сосредоточение ума и контроль над ним во время упражнений Йоги.

МАНАС ТАЙДЖАСИ

МАНАС ТАЙДЖАСИ (Санскр.) Букв., "лучистый" Манас; состояние Высшего Эго, которое лишь высокие метафизики могут осознать и постичь.

МАНАСА ДХИАНЫ

МАНАСА ДХИАНЫ (Санскр.) Высшие Питри в "Пуранах"; Агнишватты, или Солнечные Предки Человека, те кто превратили Человека в разумное существо, воплотившись в бесчувственные формы полу-эфирной плоти людей третьей расы. (См. т. II "Тайной Доктрины".)

МАНАСА ИЛИ МАНАСВИН

МАНАСА или Манасвин (Санскр.) "Исток божественного разума", и поясняется, что этот исток означает манаса или божественных сынов Брамы-Вирадж. Нилакантха, являющийся автором этого высказывания, дальше разъясняет термин "манаса" с помощью маноматрашариры. В другом варианте эти Манаса суть Арупа или бестелестные сыны Праджапати Вирадж. Но, так как Арджуна Мишра отождествляет Вирадж с Брамой, и так как Брама есть Махат, всемирный разум, то эта экзотерическая маскировка становится ясной. Питри тождественны Кумарам, Вайраджам, Манаса-Путрам (сынам разума) и, в конечном итоге, отождествляются с человеческими "Эго".

МАНАСАСАРОВАРА

МАНАСАСАРОВАРА (Санскр.) Фонетически произносится Мансоравара. Священное озеро в Тибете в Гималаях, называемое также Анаватапта. Манасасаровара есть имя божества-хранителя этого озера, и, согласовано народному фольклору, это нага, "змий". Истолкованное эзотерически, это означает великого адепта, мудреца. Это озеро является крупным центром ежегодного паломничества индусов, так как утверждается, что "Веды" были написаны на его берегах.

МАНАСЫ

МАНАСЫ (Санскр.) Те, кто одарили человечество манасом или разумом, бессмертные ЭГО в людях. (См. "Манас").

МАНВАНТАРА

МАНВАНТАРА (Санскр.) Период проявления, в противоположность Пралайе (растворению, или покою), относится к различным циклам, особенно ко Дню Брамы в 4 320 000 000 Солнечных лет, и ко времени царствования одного Ману - 308 448 000 лет. (См. "Тайная Доктрина", т. II, с. 88 и след.) Букв., Мануантара - между Ману.

МАНДАКИНИ

МАНДАКИНИ (Санскр.) Небесная Ганга или Ганг.

МАНДАЛА

МАНДАЛА (Санскр.) Круг; также десять разделов Вед.

МАНДАРА

МАНДАРА (Санскр.) Гора, употребленная богами в качестве мутовки для пахтания океана молока в "Пуранах".

МАНДЖУШРИ

МАНДЖУШРИ (Тибет.) Бог Мудрости. В Эзотерической философии определенный Дхиан Коган.

МАНДРАГОРА

МАНДРАГОРА (Греч.) Растение, корень которого имеет форму человека. В Оккультизме оно употребляется черными магами в разных незаконных целях; некоторые из оккультистов "левой руки" создают с его помощью гомункулов. Обычно его называют mandrake, и полагают, что оно кричит, когда его вырывают из земли.

МАНИХЕИ

МАНИХЕИ (Лат.) Секта третьего столетия, которая верила в два вечных принципа добра и зла, - первый одарил человечество душами, а последний - телами. Эта секта была основана неким полу-христианским мистиком Мани, который выдавал себя за ожидаемого "Утешителя", Мессию и Христа. Много столетий спустя, когда эта секта уже не существовала, возникло Братство, называвшее себя "манихеями", - масонского типа с несколькими степенями посвящения. Их идеи были каббалистическими; но были неправильно поняты.

МАНО

МАНО (Гност.) Владыка Света. Rex Lucis в "Кодексе Назареев". Он есть Вторая "Жизнь" второй или проявленной троицы, "небесная жизнь и свет, и более древняя, чем зодчий небес и земли" ("Код.Наз.", т. I, с. 145). Эти троицы суть следующие. Верховный Владыка великолепия и света, светящийся и сияющий, прежде которого никто другой не существовал, называется Корона (венец); Владыка Ферхо, непроявленная жизнь, которая существовала в первом извечно; и Владыка Иордан - дух, живая вода милосердия (ibid., II, 45-51). Он есть тот единственный, через которого мы можем быть спасены. Эти трое составляют троицу in abscondito. Вторая троица состоит из трех жизней. Первая есть подобие Владыки Ферхо, из которого она произошла, и этот второй Ферхо есть Царь Света - Мано. Вторая жизнь есть Иш Амон (Плерома), чаша предопределения, содержащая видимую мысль Jordanus Maximus&a - типа (или его доступное понимаю отражение), прообраза живой воды, который есть "духовный Иордан". (Ibid., II, с. 211.) Третья жизнь, созданная обеими другими, есть Абатур (Аб, Родитель или Отец). Это таинственный и ветхий "Старейший из Старейших", Старец "Senem sui obtegentem et grandaevum mundi". Эта последняя, третья Жизнь является Отцом Демиурга Фетахила, Творца мира, которого офиты называют Ильда-Баофом (см.), хотя Фетахил есть единородный, отражение Отца, Абатура, который производит его смотрением в "темную воду". София Ахамот также рождает своего Сына Ильда-Баофа, Демиурга, смотрением в хаос материи. Но Владыка Мано, "Владыка величественности, Владыка всех гениев", в этом каббалистическом "Кодексе" является более высоким, чем этот Отец, ибо один чисто духовный, другой - материальный. Так, например, тогда как "единородный" Абатура есть гений Фетахил, Творец физического мира, - Владыка Мано, "Lord of Celsitude", являющийся сыном Того, кто есть "Отец всех, кто проповедует Евангелие", также производит "единородного", Владыку Лехдайо, "справедливого Владыку". Он есть Христос, помазанник, который изливает "милосердие" Невидимого Иордана, Духа Высшего Венца. (Для дальнейших сведений см. "Раз. Изиду", т. II, с. 263, и след.)

МАНОДХАТУ

МАНОДХАТУ (Санскр.) Букв., "Мир ума", означая не только все наши ментальные способности, но также одно из подразделений умственного плана. Каждый человек имеет свой Манодхату или мысленный план, пропорциональный степени его интеллекта и ментальных способностей, за пределы которого он может выйти лишь изучая и развивая свои высшие духовные способности в одной из высших сфер мысли.

МАНСМАЙА КОША

МАНСМАЙА КОША (Санскр.) Ведантический термин, означающий Оболочку (Коша) Мансмайи, эквивалент четвертого и пятого "принципов" в человеке. В эзотерической философии эта "Коша" соответствует двойственному Манасу.

МАНТИКА ИЛИ МАНТИЧЕСКОЕ БЕЗУМИЕ

В этом состоянии приобретался дар пророчества. Эти два слова почти синонимы. Одно почиталось так же, как другое. Пифагор и Платон высоко оценивали ее, а Сократ советовал своим ученикам изучать Мантику. Отцы Церкви, которые так сурово осудили мантическое безумие у языческих жрецов и пифий, были не прочь применить его в своих собственных целях. Монтанисты, получившие свое название от Монтана, епископа Фригии, который считался божественно вдохновленным, соперничали с (мантеис) или прорицателями. "Тертуллиан, Августин и мученики Карфагена были из их числа", говорит автор книги "Prophecy, Ancient and Modern". "По-видимому, монтанисты напоминали вакханок тем диким энтузиазмом, которым отличались их оргии", - добавляет он. Что касается происхождения слова Мантика, то тут мнения расходятся. Существовал знаменитый Мантист Провидец в одни Мелампа и Проэта, Царя Аргоса; и была Манто, дочь прорицателя Фив, и сама прорицательница. Цицерон описывает прорицание и мантическое безумие, говоря, что "во внутренних закоулках ума скрыта способность божественного прорицания, божественный импульс, который, когда разгорается сильнее, называется безумием", неистовством. ("Разоблаченная Изида".)

МАНТРА ТАНТРА ШАСТРЫ

МАНТРА ТАНТРА ШАСТРЫ (Санскр.) Сочинения о заклинаниях, но особенно - о магии.

МАНТРА ШАСТРА

МАНТРА ШАСТРА (Санскр.) Брахманистские писания по оккультной науке заклинаний.

МАНТРИКА ШАКТИ

МАНТРИКА ШАКТИ (Санскр.) Сила или оккультная мощь мистических слов, звуков, чисел или букв в этих Мантрах.

МАНТРЫ

МАНТРЫ (Санскр.) Стихи из ведийских сочинений, употреблявшиеся в качестве заклинаний и магических формул. Под Мантрами подразумеваются все те части Вед, который отличаются от "Брахман", или их толкования.

МАНУ

МАНУ (Санскр.) Великий индийский законодатель. Это имя происходит от санскритского корня ман, "мыслитель"; на самом деле - человечество (mankind), но относится к Сваямбхуве, первому из Ману, который возник от Сваямбху, "самосущего", поэтому - Логос и прародитель человечества. Ману является первым Законодателем, почти Божественным Существом.

МАНУ СВАЯМБХУВА

МАНУ СВАЯМБХУВА (Санскр.) Небесный человек, Адам-Кадмон, синтез четырнадцати Ману.

МАНУШИ ИЛИ МАНУШИ БУДДЫ

МАНУШИ или Мануши Будды (Санскр.) Человеческие Будды, Бодхисаттвы, или воплощенные Дхиан Коганы.

МАНЫ ИЛИ МАНУС

МАНЫ или Манус (Лат.) Благожелательные "боги", т.е. "призраки" низшего мира (Камалоки); обожествленные тени умерших - для профана древности, и "материализовавшиеся" духи - для современного спритуалиста, принимаемые за души умерших, тогда как на самом деле они суть лишь их пустые оболочки, или образы.

МАРА

МАРА (Санскр.) Бог Искушения, Соблазнитель, который пытался отвратить Будду от его Пути. Он назван "Разрушителем" и "Смертью" (Души). Одно из названий Камы, Бога любви.

МАРАБУТ

Магометанский паломник, побывавший в Мекке, святой. После его смерти тело его помещается в открытую гробницу, построенную на земле, подобно другим зданиям, но посредине улиц и публичных мест населенных городов. Их помещают в маленькую и единственную комнату внутри гробницы ( несколько таких публичных саркофагов из кирпича и извести по сей день можно увидеть на улицах и площадях Каира), и поклонение прохожих поддерживает светильник постоянно горящим у его изголовья. Гробницы некоторых марабутов весьма прославленны вследствие чудес, которые якобы там происходят.

МАРГА

МАРГА (Санскр.) "Путь", Аштханга марга, святой или священный путь, есть тот, который ведет к Нирване. Восьмиричный путь возник от семиричного, добавлением (теперь) первого из восьми Марг, что есть "обладание ортодоксальными воззрениями", с чем истинный йогачарья не имел бы ничего общего.

МАРИЧИ

МАРИЧИ (Санскр.) Один из "разумом-рожденных" сынов Брамы в "Пуранах". Брамины делают из него олицетворенный свет, родителя Сурьи, Солнца, и прямого предка Махакашьяпы. Северные буддисты Школы Йогачарья видят в Маричи - Дэва, Бодхисаттву, тогда как китайские буддисты (особенно даоисты) превратили это понятие в Царицу Неба, богиню света, владычицу солнца и луны. У благочестивых, но неграмотных буддистов очень могущественна ее магическая формула "Ом Маричи сваха". Говоря о Маричи, Эйтель упоминает Джорджи, который разъясняет это название как "китайскую транскрипцию имени святой Девы Марии" (II). Так как Маричи является главным среди Марутов и одним из семи первичных Риши, то предполагаемая этимология кажется немного натянутой.

МАРИША

МАРИША (Санскр.) Дочь Мудреца Канды и Прамлочи, апсары-демона с небес Индры. Она была матерью Дакши. Аллегория, относящаяся к Тайне Второй и Третьей человеческих Рас.

МАРКИОНИТЫ

Древняя гностическая сета, основанная Маркионом, который был искренним христианином, до тех пор пока догмы человеческого происхождения не начали искажать чисто трансцендентальные и метафизические концепции и первоначальные верования ранних христиан. Именно такими и были верования Маркиона. Он отрицал исторические факты ( сейчас находимые в Евангелиях) Христова Рождения, воплощения и страстей, а также и воскресение тела Иисуса, заявляя, что такие утверждения были просто огрублением метафизических аллегорий и символизма, и вырождением истинной духовной идеи. Наряду со всеми другими гностиками, Маркион обвинял "Отцов Церкви", как жалуется сам Ириней, в "приспосабливании своих (христианских) доктрин к способностям их слушателей, путем выдумывания бессмыслиц для слепых в соответствии с их слепотой, для глупых - в соответствии с их глупостью, для заблуждающихся в соответствии с их заблуждениями".

МАРТАНДА

МАРТАНДА (Санскр.) Ведийское название Солнца.

МАРТИНИСТЫ

Общество во Франции, основанное крупным мистиком по имени маркиз де Сен Мартен, учеником Мартинеза Пасквали. Оно было вначале учреждено в Лионе в виде оккультного масонского Общества; члены его верили в возможность общения с Планетарными Духами и второстепенными Богами, и гениями надземных Сфер. Луи Клод де Сен Мартен, родившийся в 1743 г., начал жизнь как блестящий офицер армии, но оставил это, чтобы посвятить себя учебе и belles lettres, и закончил свою карьеру, став страстным теософом и учеником Якоба Беме. Он старался вернуть Масонству его первоначальный характер Оккультизма и Теургии, но потерпел неудачу. Вначале его "Очищающий Ритуал" состоял из десяти степеней, но благодаря изучению первоначальных масонских порядков, их число было уменьшено до семи. Масоны жалуются, что он ввел некоторые идеи и принял ритуалы, "не совпадающие с археологической историей Масонства"; но так поступали до него Калиостро и Сен Жермен, так же как и все те, кто хорошо знал происхождение Франкмасонства.

МАРУТ ДЖИВЫ

МАРУТ ДЖИВЫ (Санскр.) Монады Адептов, которые достигли конечного освобождения, но предпочитают воплощаться на земле ради Человечества. Однако, их не следует смешивать с Нирманакаями, которые намного выше.

МАРУТЫ

МАРУТЫ (Санскр.) У востоковедов - Боги Грозы, но в "Веде" нечто очень мистическое. В эзотерических учениях, так как они воплощаются в каждом круге, они просто идентичны с некоторыми Агнишватта Питри, Человеческими разумными Эго. Отсюда - аллегория о Шиве, превращающем частицы плоти в мальчиков и называющим их Марутами, чтобы показать бесчувственных людей, преобразованных через превращение в Проводников Питри или Марутов Огня, и таким образом - в разумных существ.

МАСБЕН

МАСБЕН (Халд.) Масонский термин, означающий "Солнце в разложении". Имеет прямое отношение - возможно, забытое масонами - к их "Слову при Нижнем Дыхании".

МАСТАБА

МАСТАБА (Егип.) Верхняя часть египетской могилы, которая, говорят египтологи, всегда состояла из трех частей, а именно: (1) Мастаба, или мемориальная часовня на земле, (2) Яма от двадцати до девяноста футов глубиной, которая через проход вела в (3) Погребальное Помещение, где стоял Саркофаг, содержавший мумию, погруженную в свой многовековой сон. Когда последнюю погребали, яма засыпалась и вход в нее маскировался. Так говорят востоковеды, подразделяющие место последнего отдохновения мумии по почти таким же принципам, как теологи - человека: на тело, душу и дух или разум. На самом же деле эти могилы древних были символичны, подобно остальным их священным сооружениям, и этот символизм прямо указывает на семеричное деление человека. Но со смертью этот порядок становится обратным; и, в то время как Мастаба с ее сценами повседневной жизни, нарисованными на стенах, с ее столом пожертвований Ларве, призраку, или "Линга Шарире", была мемориалом, возведенным двум Принципам и Жизни, которая оставила то, что было низшим трио на земле, - Яма, Проход, Погребальные Помещения и мумия в Саркофаге были объективными символами, воздвигнутыми двум тленным "принципам", личному разуму и Каме, и трем нетленным, высшей Триаде, теперь слитой в одно. Это "Одно" было Духом Блаженного, теперь отдыхающего в Счастливой Сфере Анру.

МАТАРИ СВАН

МАТАРИ СВАН (Санскр.) Воздушное существо, в "Риг-Веде" изображенное приносящим агни или огонь для Бхригус, названных "Потребителями" и описанных востоковедами как "класс мифических существ, принадлежащих к средней или воздушной группе богов". В Оккультизме Бхригус суть просто "саламандры" розенкрейцеров и каббалистов.

МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ

В Спиритуализме это слово означает объективное появление так называемых "Духов" умерших, которые временами снова облекают в материю, т.е. создают для себя  из материалов, находимых в атмосфере и эманациях присутствующих, временное тело, имеющее человеческое подобие умершего, каким он выглядел при жизни. Теософы признают феномен "материализации"; но они отклоняют теорию, что это совершается "Духами", т.е. бессмертными принципами развоплощенных личностей. (См. "Камадхату", "Камалока" и "Камарупа".) Поскольку Камалока находится на земном плане и отличается от его степени материальности лишь степенью своего плана сознания, из-за чего она сокрыта от нашего обыкновенного взгляда, случайное появление таких оболочек столь же естественно, как и появление электрических шаров и других атмосферных феноменов. Электричество как флюид или атомическая материя (ибо теософы вместе с Максвелом считаю, что оно действительно атомично), хотя и невидимое, постоянно присутствует в воздухе и проявляется в различных формах, но лишь тогда, когда имеются определенные условия для "материализации" этого флюида, когда тот переходит из своего собственного на наш план и становится объективным. Так же и с эйдолами умерших. Они присутствуют здесь, вокруг нас, но, будучи на другом плане видят нас не более, чем мы их. Но когда сильные желания живых людей и условия, созданные анормальной конструкцией медиумов, соединяются вместе, эти эйдолы привлекаются - даже выбиваются из своего плана вниз на наш и делаются объективными. Это есть Некромантия; это не приносит ничего хорошего умершему и причиняет огромный вред живым, к тому же это - вмешательство в закон природы.  Случайная материализация "астральных тел" или двойников живых людей есть совсем другое дело. Эти "астралы" часто ошибочно принимаются за призраки умерших, так как, подобно хамелеонам, наши собственные "элементарии", вместе с элементариями развоплащенных людей и космическими элементалами, часто принимают вид тех образов, которые наиболее ярки в наших мыслях. Короче, на так называемых сеансах "материализации" именно присутствующие и медиум творят характерное сходство этих призраков. Независимые "призраки" принадлежат к иному виду психических феноменов материализации называются также "проявлениями форм" и "портретными статуями". Называть их материализовавшимися духами недопустимо, ибо они являются не духами, но оживленными портретными статуями, поистине.

МАТРА

МАТРА (Санскр.) Кратчайший период времени, относящийся к длительности звуков, равный миганию глаза.

МАТРИПАДМА

МАТРИПАДМА (Санскр.) Мать-логос; чрево Природы.

МАТРОНЕТА

МАТРОНЕТА (Евр., Каббал.) Идентична с Малкут, десятой Сефирой. Букв., Матрона есть "низшая матерь".

МАТРЫ

МАТРЫ (Санскр.) "Матери", божественные матери. Число их семь. Они являются женскими аспектами и силами богов.

МАТСЬЯ

МАТСЬЯ (Санскр.) "Рыба". Матсья аватар был одним из самых первых инкарнаций Вишну.

МАТСЬЯ ПУРАНА

МАТСЬЯ ПУРАНА (Санскр.) Священное Писание или Пурана, повествующая об этой инкарнации.

МАТХАДХИПАТЫ

МАТХАДХИПАТЫ (Санскр.) Руководители различных религиозных Братств в Индии, Верховные Жрецы в монастырях.

МАХА БУДДХИ

МАХА БУДДХИ (Санскр.) Махат. Разумная Душа Мира. Семь Пракрити, или семь "природ", или планов перечисляются начиная с Махабуддхи и вниз.

МАХА ВИДИА

МАХА ВИДИА (Санскр.) Великая эзотерическая наука. Лишь одни высшие Посвященные владеют этой наукой, которая охватывает почти всемирное знание.

МАХА ГУРУ

МАХА ГУРУ (Санскр.) Букв., "великий учитель". Посвящающий.

МАХА ДЭВА

МАХА ДЭВА (Санскр.) Букв., "великий бог"; титул Шивы.

МАХА ЙОГИН

МАХА ЙОГИН (Санскр.) "Великий аскет". Титул Шивы.

МАХА КАЛА

МАХА КАЛА (Санскр.) "Великое Время". Имя Шивы как "Разрушителя", и Вишну как "Сохранителя".

МАХА КАЛЬПА

МАХА КАЛЬПА (Санскр.) "Великий Век".

МАХА КОГАН

МАХА КОГАН (Санскр.) Руководитель духовной Иерархии или школы Оккультизма; глава Трансгималайских мистиков.

МАХА МАЙА

МАХА МАЙА (Санскр.) Великая иллюзия проявленного. Эта вселенная, и все в ней в их взаимодействии, называется великой Иллюзией или Махамайей. Это есть также обычный титул, даваемый Беспорочной Матери Готамы Будды-Майадэви или "Великой Тайне", как она зовется Мистиками.

МАХА МАНВАНТАРА

МАХА МАНВАНТАРА (Санскр.) Букв., большой промежуток между "Ману". Период вселенской деятельности. Манвантара означает здесь просто период деятельности, в противоположность Пралайе или отдыху, - безотносительно к длительности этого цикла.

МАХА ПАРИНИББАНА СУТТА

МАХА ПАРИНИББАНА СУТТА (Пали.) Одно из самых авторитетных буддийских священных писаний.

МАХА ПРАЛАЙА

МАХА ПРАЛАЙА (Санскр.) Противоположность Махаманвантары, буквально - "великое Растворение", "Ночь", следующая за "Днем Брамы". Она представляет собой великий отдых и сон всей природы после периода активного проявления; ортодоксальные христиане относились бы к ней как к "Разрушению Мира".

МАХА РАДЖИКИ

МАХА РАДЖИКИ (Санскр.) Гана или класс богов, общим числом в 236. Определенные Силы в эзотерических учениях.

МАХА ЮГА

МАХА ЮГА (Санскр.) Совокупность четырех Юг или периодов, 4 320 000 солнечных лет; "День Брамы" в брахманистической системе; букв., "великий век" .

МАХАБХАРАТА

МАХАБХАРАТА (Санскр.) Букв., "великая война"; прославленная эпическая поэма Индии (возможно длиннейшая поэма в мире), которая включает как "Рамаяну" так и "Бхагавад Гиту", "Песнь Небесную". Нет двух востоковедов, соглашающихся относительно времени ее происхождения. Но, несомненно, она чрезвычайно древняя.

МАХАР ЛОКА

МАХАР ЛОКА (Санскр.) Сфера, в которой во время Пралайи, согласно пураническим сказаниям, обитают Муни или "Святые". Это обычная обитель Бхриги, Праджапати (Прародителя) и Риши, одного из семи, о которых говорится как о со-существующих с Брамой.

МАХАРАДЖИ, ЧЕТЫРЕ

МАХАРАДЖИ, Четыре (Санскр.) Четыре великий кармических божества, у северных буддистов помещенные в четырех странах света для наблюдения за человечеством.

МАХАТ

МАХАТ (Санскр.) Букв., "Великий". Первый принцип Всемирного Разума и Сознания. В пуранической философии - первый продукт первоприроды или Прадханы (то же, что Мулапракрити); создатель Манаса, мыслящего принципа, и Аханкары, эгоизма или чувства "я есмь я" (в низшем Манасе).

МАХАЯНА

МАХАЯНА (Пали.) Школа; букв., "большая колесница". Мистическая система, основанная Нагарджуной. Ее книги были написаны во втором веке до Р.Х.

МАШ-МАК

По преданию - слово атлантов четвертой Расы для обозначения таинственного Космического огня или, скорее, Силы, которая, как утверждалось, могла в один миг стереть в порошок целые города и разрушить мир.

МЕРКАВА

МЕРКАВА - или Меркаба (Евр.) Колесница: каббалисты говорят, что Верховный, после того как учредил Десять Сефиротов, использовал их как колесницу или трон славы, на котором нисходит на души людей.

МЕРУ

МЕРУ (Санскр.) Название горы, якобы находящейся в центре (или "пупе") земли, где расположена Сварга, Олимп индийцев. Она содержит "города" величайших богов и обители различных Дэв. В географическом значении, она есть неизвестная гора к северу от Гималаев. По преданию, Меру была "Страной Блаженства" самых ранних ведийских времен. Ее называют также Хемадри, "золотая гора", Ратнасану, "вершина драгоценного камня", Карникачала, "гора лотоса", и Амарадри и Дэва-парвата, "гора богов". Оккультные учения помещают ее в самый центр Северного Полюса, выделяя ее как место нахождение первого континента на нашей земле, после отвердения этого глобуса.

МЕСМЕР, ФРИДРИХ АНТОН

Знаменитый целитель, который вновь открыл и применил практически тот магнетический флюид в человеке, который называли животным магнетизмом, а с того времени - месмеризмом. Он родился в Швабене в 1734 г. и умер в 1815. Он был посвященным членом Братств "Fratres Lucis" и Лукшура (или Луксора), или египетского ответвления последнего. Именно совет "Луксора" избрал его - согласно указам "Великого Братства" - для действия в XVIII столетии в качестве их очередного первопроходца, посылаемого в последней четверти каждого столетия для просвещения небольшой части западных народов в оккультном знании. Именно Сен Жермен наблюдал за развитием событий в этом случае; а позднее Калиостро был послан для помощи, но после совершения ряда ошибок, более или менее роковых, он был отозван. Из этих трех людей, которые сперва считались шарлатанами, Месмер уже реабилитирован. Оправдание двух других последует в следующем столетии. Месмер основал в 1783 г. "Орден Всемирной Гармонии", в котором, как полагают, учили лишь животному магнетизму, но на самом деле в нем разъясняли учение Гиппократа, методы древних Асклепиев, Храмов Целения, и многие другие оккультные науки

МЕТАТРОН

МЕТАТРОН (Евр.) Каббалистический "Принц Ликов", Разум Первой Сефиры, и предполагаемый руководитель Моисея. Числовое значение его 314, - такое же, как у титула божества "Шаддай", Всемогущий. Он есть также Ангел мира Бриа, и тот, кто вел израильтян через Пустыню, и поэтому то же, что "Господь Бог" Иегова. Это слово напоминает греческое слово метатрон или "близ Трона".

МИМАНСА

МИМАНСА (Санскр.) Школа философии; одна из шести в Индии. Существуют две Мимансы, старая и новая. Первую, "Пурва-Мимансу", создал Джамини, а более позднюю или "Уттара-Мимансу" - один из Вьяс, - и теперь ее называют школой Веданты. Шанкарачарья был самым выдающимся апостолом последней. Школа Веданты является древнейшей из всех шести Даршана (букв., "проявлений"), но даже в отношении Пурва-Мимансы не допускают большей древности, как 500 лет до Р.Х. Востоковеды в своем пристрастии к абсурдной идеи, что все эти школы возникли "благодаря греческому влиянию", для того, чтобы те соответствовали их теории, хотели бы приписать им еще более позднее происхождение. Шат-даршана (или Шесть Проявлений) имеют все одну общую отправную точку и утверждают, что ex nihilo nihil fit.

МИР

МИР (World). Как префикс к горам, деревьям и так далее это означает мировое верование. Так, "Мировой Горой" индусов была Меру. Как сказано в "Разоблаченной Изиде": "Все мировые горы и мировые яйца, мировые деревья и мировые змии и столбы могут быть объяснены, как воплощающие научно доказанные истины натурфилософии. Все эти горы содержат, с очень незначительными вариациями, аллегорически выраженное описание первичной космогонии; мировые деревья - последующей эволюции духа и материи; мировые змии и столбы - символические памятники различных атрибутов этой двоякой эволюции в ее бесконечном соотношении космических сил. В таинственных глубинах этой горы - матрицы вселенной - боги (силы) подготовляют атомистические зародыши органической жизни, и в то же время напиток жизни, который, когда его пьют, пробуждает в человеке-материи человека-духа. Сома, жертвенное питье индусов, является этим священным напитком. Ибо, при сотворении prima materia, в то время как ее грубейшие частицы были использованы для физического эмбрио-мира, ее более божественная сущность наполнила вселенную, невидимо пронизывая и заключая в свои эфирные волны новорожденного младенца, развивая и стимулируя его к деятельности, по мере его медленного выявления из вечного хаоса. Из поэзии абстрактных представлений, эти мировые мифы постепенно превратились в конкретные образы космических символов, какими их теперь раскрывает археология." Другим и еще более принятым префиксом ко всем этим объектам служит слово "Mundane". (См. "Мировое Яйцо", "Мировое Дерево" и "Иггдрасил".)

МИРОВОЕ ЯЙЦО ИЛИ ДРЕВО

МИРОВОЕ Яйцо или Древо - или любой подобный символический объект в мировых Мифологиях. Меру есть "Мировая Гора"; Древо Бодхи или Ficus religiosa, есть Мировое Древо буддистов, также как Иггдразил является "Мировым Древом" древних скандинавов.

МИРЫ, НИЗШИЕ И ВЫСШИЕ

Оккультисты и каббалисты сходятся в разделении вселенной на высшие и низшие миры, миры Мысли и миры Материи. "Как вверху, так и внизу", утверждает Герметическая философия. Этот низший мир сформирован по своему прообразу - высшему миру; и "все, что в низшем, есть лишь образ (отражение) того, что в высшем". ("Зохар", II, fol. 20a.)

МИРЫ, ЧЕТЫРЕ

Каббалисты различают Четыре Мира Существования, а именно: Ацилут, или прототипный; Бриа, или творящий, первое отражение высшего; Иецира, или формирующий; и Ассия, Мир Оболочек, или Клиппот, и материальная вселенная. Сущность Божества, концентрируясь в Сефиротах, сперва проявляется в Мире Ацилут, и их отражения воспроизводятся последовательно в каждом из четырех планов, постепенно уменьшаясь в светоносности и чистоте, пока не достигнута материальная вселенная. Некоторые авторы называют эти четыре плана Разумным, Нравственным, Чувственным и Материальным Мирами.

МИСТЕРИИ

Греческие телетаи или завершения, празднества посвящения или Мистерии. Это были ритуалы, обычно державшиеся в секрете от профанов и непосвященных, в которых посредством драматизированных представлений и других методов преподавалось происхождение вещей, природа человеческого духа, его отношение к телу и метод его очищения и возвращения к более возвышенной жизни. Физика, медицина, законы музыки, прорицание - преподавались таким же образом. Гиппократова клятва была ничем другим, как обязательством мистика. Гиппократ был жрецом Асклепия, и некоторые из его сочинений случайно стали общедоступными. Но асклепиды были посвященными Эскулапского культа змия, как вакханки были посвященными Дионисий; и оба ритуала были в конце концов объединены с Элевзиниями. Священные Мистерии разыгрывались в древних Храмах посвященными Иерофантами для пользы и обучения кандидатов. Самыми торжественными и оккультными Мистериями являлись, несомненно, те, которые совершались в Египте "группой хранителей тайн", как м-р Бонвик называет Иерофантов. Морис описывает их природу очень наглядно в нескольких строках. Рассказывая о Мистериях, разыгрываемых в Филэ (на острове Нила), он говорит, что "в этих темных пещерах великие и мистические тайны богини (Изиды) раскрывались поклоняющемуся ученику, в то время как торжественный гимн посвящения отдавался эхом через обширное пространство этих каменных тайников". Слово "мистерии" произошло от греческого muo, "закрывать рот", и каждый символ, связанный с ними, имел сокровенное значение. Как подтверждают Платон и многие другие мудрецы древности, Мистерии были очень религиозными, нравственными и благотворными в качестве школы этики. Греческие мистерии - таинства Цереры и Вакха - были лишь подражаниями египетским; и автор книги "Egyptian Belief and Modern Thought" сообщает, что наше "слово chapel или capella есть, как утверждают, Caph-El или школа Эла, Солнечного божества". С Мистериями связаны знаменитые Кабиры. Короче говоря, Мистерии в каждой стране были рядом драматизированных представлений, в которых тайны космогонии, и природы вообще, олицетворялись жрецами и неофитами, разыгрывавшими роли различных богов и богинь, повторяя предполагаемые сцены (аллегории) из их соответственных жизней. Их тайное значение разъяснялось кандидатам на посвящение и воплощалось в философские доктрины.

МИСТЕРИУМ МАГНУМ

МИСТЕРИУМ МАГНУМ (Лат.) "Великая Тайна", термин, употребляемый в Алхимии в связи с изготовлением "Философского Камня" и "Элексира Жизни".

МИТРА

МИТРА - или Мифра (Перс.) Древнеиранское божество, бог солнца, о чем свидетельствует его голова льва. Это имя существует и в Индии и означает одну из форм солнца. Персидский Мифра, изгнавший из небес Ахримана, является своего рода Мессией, возвращения которого ожидают в качестве судьи людей, и он есть грехо-несущий бог, искупляющий беззакония человечества. Как таковой, однако, он прямо связан с высшим Оккультизмом, учения которого излагались во время Мистерий Мифры, которые вследствие этого носили его имя.

МОБЕДЫ

МОБЕДЫ (Зенд.) Жрецы парсов или зороастрийцев.

МОЛОТ ТОРА

Оружие, которое имело форму Свастики; европейские мистики и масоны называли это "Герметическим Крестом", также "Крестом Джайна", croix cramponnee; самый архаический, также как и самый священный и всемирно почитаемый символ. (См. "Свастика".)

МОНАДА

МОНАДА (Греч.) Единство, один; но в Оккультизме это часто означает объединенную триаду, Атма-Буддхи-Манас, или дуаду, Атма-Буддхи, ту бессмертную часть человека, которая перевоплощается в низших царствах и постепенно продвигается через них к Человеку и затем к конечной цели - Нирване.

МОРИА

МОРИА (Санскр.) Одна из буддийских царских династий Магадхи, к которой принадлежали Чандрагупта и Ашока, его внук; также название племени раджпутов.

МОРИА, ГОРА

Согласно традиции, местонахождение первого храма Царя Соломона в Иерусалиме. На эту гору отправился Авраам, чтобы принести в жертву Исаака.

МОТ

МОТ (Финик.) То же, что ilus, ил, предвечный хаос; слово, употребленное в Тирренской Космогонии.

МОУТ ИЛИ МУТ

МОУТ или Мут (Египет.) Богиня-матерь; изначальная богиня, ибо говорится, что "все боги родились от Мут". Астрономически - луна.

МУ

МУ (Сензар.) Мистическое слово (или, вернее, часть его) в Северном Буддизме. Оно означает "уничтожение искушения" во время практикования упражнений Йоги.

МУДРА

МУДРА (Санскр.) Называется мистической печатью. Система оккультных знаков, образуемых пальцами. Эти знаки имитируют древние санскритские буквы магической силы. Первоначально употреблялись в Школе Йогачарья северных буддистов, позднее были приняты индусскими тантриками, которые часто злоупотребляют ими в целях черной магии.

МУДРОСТЬ

МУДРОСТЬ - "Сама сущность мудрости содержится в Не-Бытии", говорят каббалисты; но они также относят это термин к Слову или Логосу, Демиургу, которым эта вселенная была вызвана к существованию. "Единая Мудрость - в Звуке", говорят оккультисты, - где опять-таки Логос подразумевается под Звуком, который есть субстрат Акаши. В "Зохаре", "Книге Великолепия", говорится: "Это есть Принцип всех Принципов, таинственная Мудрость, венец всего, что имеется от Всевышнего". ("Зохар", III, fol. 288, "Каббала" Мейера.) И это объясняется: "Над Кэтер есть Айин или Энс, т.е. Эйн, Ни-что". "Это так названо потому, что мы не знаем, и не возможно узнать, что в этом Принципе, потому что... это выше самой Мудрости" (III, fol. 288). Это доказывает, что истинные каббалисты соглашаются с оккультистами, что сущность или то, что есть в принципе Мудрости, еще выше этой высшей Мудрости.

МУЛАПРАКРИТИ

МУЛАПРАКРИТИ (Санскр.) Парабрахмическая основа, абстрактный божественный женский принцип - недифференцированная субстанция. Акаша. Буквально - "корень Природы", (Пракрити) или Материи.

МУНДАКЬЯ УПАНИШАДА

МУНДАКЬЯ УПАНИШАДА (Санскр.) Букв., "эзотерическое учение   Мундаки", сочинение огромной древности. Оно было переведено Раджа Рамохан Роем.

МУНИ

МУНИ (Санскр.) Святые или Мудрецы.

МУРТИ

МУРТИ (Санскр.) Форма или знак, или лик, например, "Тримурти" - "три Лика" или Образа.

МУРТИМАТ

МУРТИМАТ (Санскр.) Нечто присущее или воплощенное в чем-то другом и неотделимое от него; подобно влажности воды, которая является сосуществующей и одновременной с ней. Употребляется в отношении некоторых атрибутов Брамы и других Богов.

МУСПЕЛ

МУСПЕЛ (Сканд.) Великан в "Эдде", бог Огня и отец Пламен. Эти злые сыны доброго Муспела после того, как угрожали злом в Жархейме (Муспелхейме), в конце концов собрались в грозную армию и устроили "Последний Бой" на поле Вигред. Муспел представлен как "Мировой Огонь". Концепция Темного Суртура (черного дыма), из которого вспыхивают языки пламени, связывает Муспела с индусским Агни.

МУТХАМ ИЛИ МАТТАМ

МУТХАМ или Маттам (Санскр.) Храмы в Индии с кельями и монастырями для монашеских аскетов и ученых.

Предыдущая страница Следующая страница