Приглашаем посетить сайт

Средние века (svr-lit.ru)

Теософский словарь (Блаватская)
Статьи на букву "С"

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С"

С

С - Третья буква английского алфавита, не имеющая эквивалента в еврейском, за исключением Caph, о котором см. под буквой К.

САБАО

САБАО (Греч.) Гностическое имя гения Марса.

САБЕИЗМ

Религия древних халдеев. Последние, веря в единый безличный, универсальный, божественный Принцип, никогда не упоминали Его, но поклонялись солнечным, лунным и планетарным богам и владыкам, рассматривая звезды и другие небесные тела как их соответствующие символы.

САБЕЯНЕ

Так называемые астролатры; те, кто поклонялись звездам или, вернее, их "правителям". (См. "Сабеизм".)

САБХА

САБХА (Санскр.) Собрание; место для собраний, общественных или политических. Также Махасабха, "сверток чудесных (майавических или иллюзорных) вещей", дар Майасура Пандавам ("Махабхарата").

САВАОФ

САВАОФ (Евр.) Армия или воинство, от Saba - идти на войну; отсюда и название сражающегося бога - "Владыка Саваоф".

САГА

САГА (Санскр.) Богиня, поющая о подвигах богов и героев", и которой черные вороны Одина открывают историю Прошлого и Будущего в древнескандинавской "Эдде". САГАРА (Санскр.) Букв., "Океан"; царь, отец 60 000 сыновей, которые, за непочтение, выказанное мудрецу Капиле, были испепелены одним-единственным взглядом последнего.

САГАРДАГАН

Один из четырех путей к Нирване.

САДАКАЙРУПА

САДАКАЙРУПА (Санскр.) Сущность неизменной природы.

САДИК

То же, что библейский Мельхиседек, который мистическими поклонниками Библии отождествлен с Иеговой, и Иисусом Христом. Но так как идентичность Отца Садика с Ноем доказана, то его можно далее отождествить с Кроносом-Сатурном.

САДУКЕИ

Секта последователей некоего Задока, ученика Антигона Сакхо. Их обвиняют в отрицании бессмертия (личной) души и воскресения (физического и личного) тела. То же делают и теософы; хотя они не отрицают ни бессмертия Эго, ни воскресения всех его многочисленных и последовательных жизней, которые сохраняются в памяти Эго. Но вместе с саддукеями - сектой ученых философов, которые для всех остальных евреев были тем же, чем изысканные и образованные гностики являлись для прочих греков в первые столетия нашей эры - мы решительно отрицаем бессмертие животной души и воскресение физического тела. Саддукеи были учеными и образованными людьми Иерусалима, и занимали высшие должности, как например, верховных жрецов и судей, тогда как фарисеи почти с начала и до конца были Пекснифами Иудеи.

САДХЬИ

САДХЬИ (Санскр.) Одно из названий "двенадцати великих богов", сотворенных Брамой. Космические боги; "божественные жертвователи". Садхьи имеют большое значение в Оккультизме.

САИС

САИС (Егип.) Место, где был обнаружен знаменитый храм Изиды-Неит, внутри которого находилась вечно сокрытая статуя Неит (Неит и Изида являются идентичными), со знаменитой надписью, "Я - все, что было, есть и будет, и мой пеплум ни один смертный не поднимал". (См. "Сириус".)

САКА

САКА (Санскр.) Букв., "Единый", или Эка; относится к "Дракону Мудрости" или проявляющимся божествам, вместе взятым.

САККАЯДИТТХИ

Обманчивость личности; ошибочное представление, что "Я есмь Я", мужчина или женщина с определенной фамилией, а не неотделимая часть целого.

САКРАДАГАМИН

САКРАДАГАМИН (Санскр.) Букв., "тот, кто получит рождение (только) еще раз" перед достижение Нирваны; тот, кто вступил на вторую из четырех стезей, ведущих к Нирвани и почти достиг совершенства.

САКРАРИУМ

САКРАРИУМ (Лат.) Название комнаты в домах древних римлян, в которой находилось то особое божество, которому поклонялась семья; также святая святых  храма.

САКШИ

САКШИ (Санскр.) Имя зайца, который в легенде о "луне и зайце" бросился в огонь, чтобы спасти от голодной смерти нескольких паломников, которые не хотели его убивать. За эту жертву Индра, как утверждается, перенес его в центр луны.

САЛАМАНДРЫ

Розенкрейцерское название элементалов Огня. Это животное, также как и его имя, полно самого оккультного значения и широко используется в поэзии. Это название почти идентично на всех языках. Так, на греческом, латинском, французском, испанском, итальянском и т.д. языках это Саламандра, на персидском Саламандел и на санскрите - Саламандала.

САМА ВЕДА

САМА ВЕДА (Санскр.) Букв., "Писание - или Шастра - покоя". Одна из четырех Вед.

САМАДЖНА

САМАДЖНА (Санскр.) Букв., "озаренный (или светящийся) Мудрец". Если перевести буквально, то Самгхарана Самаджна, знаменитая вихара близ Кустаны (Китай), означает "монастырь светящегося Мудреца".

САМАДХАНА

САМАДХАНА (Санскр.) То состояние, в котором йог больше не может уклониться от пути духовного продвижения; когда все земное, за исключением видимого тела, перестало для него существовать.

САМАДХИ

САМАДХИ (Санскр.) Состояние экстатического и полного транса. Этот термин происходит от слов Сам-адха, "само-обладание". Тот, кто обладает этой силой, способен осуществлять абсолютный контроль над всеми своими способностями, физическими и ментальными; это высшее состояние Йоги.

САМАДХИНДРИЯ

САМАДХИНДРИЯ (Санскр.) Букв., "корень сосредоточения"; четвертый из пяти корней, называемых Панча Индрияни, которые, как указано в эзотерической философии, являются посредниками в достижении высоко нравственной жизни, ведущей к святости и освобождению; когда это будет достигнуто, два духовных корня, дремлющих в теле (Атма и Буддхи), пустят побеги и расцветут. Самадхиндрия - это орган экстатической медитации в упражнениях Радж-йоги.

САМАЙА

САМАЙА (Санскр.) Религиозное предписание.

САМАНА

САМАНА (Санскр.) Одно из пяти дыханий (Пран), которые осуществляют химическое действие в животном теле.

САМАНАТТИ

САМАНАТТИ (Санскр.) Абсолютное сосредоточение в Раджа-Йоге; процесс развития, с помощью которого достигается (апатти) совершенное безразличие (Само). Это состояние - последняя ступень развития перед тем, как достигается возможность вступления в Самадхи.

САМАНЕРА

Начинающий; кандидат в буддийские жрецы.

САМАНТА БХАДРА

САМАНТА БХАДРА (Санскр.) Букв., "Вселенский Мудрец". Имя одного из четырех Бодхисаттв Школы Йогачарья, Махаяны (Большой Колесницы), Мудрости этой системы. Существует четыре земных и три небесных Бодхисаттвы; только первые четыре действуют в теперешних расах, но в середине пятой Коренной расы появился пятый Бодхисаттва, который, согласно эзотерической легенде, был Готама Будда, но, появившись слишком рано, должен был телесно исчезнуть на время из мира.

САМАНТА ПРАБХАСА

САМАНТА ПРАБХАСА (Санскр.) Букв., "вселенский блеск" или ослепительный свет. Имя, под которым каждый из 500 совершенных Архатов вновь появляется на земле как Будда.

САМАНЬЯ

САМАНЬЯ (Санскр.) Объединение или смешение качеств, абстрактное понятие рода, напр., человеческого.

САМАЭЛЬ

САМАЭЛЬ (Евр.) Каббалистический титул Князя тех злых духов, которые олицетворяют воплощение человеческих пороков; ангел Смерти. Отсюда появилась идея Сатаны.

САМБХОГАКАЯ

САМБХОГАКАЯ (Санскр.) Одно из трех "Одеяний" славы или тел, приобретаемых аскетами на "Пути". Некоторые секты считают это второй, тогда как другие - третьей из Буддакшетр или форм Будды. Букв., "Тело Возмещения" (см. "Голос Безмолвия", Словарь III). Существуют семь таких Буддакшетр, причем из них Нирманакая, Самбхогакая и Дхармакая составляют Трикаю или тройное свойство.

САМВАРА

САМВАРА (Санскр.) Божество, которому поклоняются тантрики.

САМВАРТА

САМВАРТА (Санскр.) Меньшая Кальпа. Период в творении, после которого происходит частичное уничтожение мира.

САМВАРТТА КАЛЬПА

САМВАРТТА КАЛЬПА (Санскр.) Кальпа или период разрушения, то же, что Пралайа. Каждая коренная раса и под-раса подвержены подобным Кальпам разрушения; пятая коренная раса имеет шестьдесят четыре подобных катаклизма через определенные промежутки времени, а именно: пятьдесят шесть от огня, семь от воды и одну небольшую Кальпу от ветров или циклонов.

САМВАТ

САМВАТ (Санскр.) Название индийской хронологической эры, которая, как считают, началась за пятьдесят семь лет до Р.Х.

САМВРИТИ

САМВРИТИ (Санскр.) Ложное умозаключение - источник иллюзий.

САМВРИТИСАТЬЯ

САМВРИТИСАТЬЯ (Санскр.) Истина, перемешанная с ложными умозаключениями (Самврити); противоположность абсолютной истины - или Парамартхасатьи, самосознания в абсолютной истине или реальности. САМЬЯГАДЖИВА (Санскр.) Нищенство в религиозных целях; правильный обет. Это четвертая Марга (путь), клятва бедности, обязательная для каждого Архата и монаха.

САМГХА

САМГХА (Санскр.) Корпоративное собрание или кворум жрецов; называется также Бхикшу Самгха; слово "церковь", употребляемое в переводах, совершенно не отражает подлинный смысл.

САМЕРЛЭНД

Название, данное американскими спиритуалистами и феноменалистами земле или области, где живут их "Духи" после смерти. Она расположена, как заявляет Эндрю Джексон Дэвис, либо внутри, либо за Млечным Путем. В ее описании фигурируют города и прекрасные строения, Дворец Конгрессов, музеи и библиотеки для наставления подрастающих поколений молодых "Духов". Нас же извещают, подвержены ли последние болезням, разложению и смерти; но если нет, то утверждение, что развоплощенный "Дух" ребенка и даже новорожденного младенца растет и развивается во взрослого, трудно согласуемо с логикой. Но нам решительно заявляют, что Духи Самерлэнда вступают в брак, рождают духовных (?) детей и даже занимаются политикой. Все это не является ни сатирой, ни преувеличением с нашей стороны, так как доказательство этому - многочисленные труды м-ра Э. Джексона Дэвиса, напр., "Internationai Congress of Spirits", если мы правильно запомнили название. Именно этот грубо материалистический взгляд на развоплощенный дух заставил отвернуться от Спиритуализма и его "философии" многих нынешних теософов. Величие смерти, таким образом, осквернено, и ее страшная и священнае тайна становится просто фарсом.

САМКХАРА

САМКХАРА (Пали.) Одна из пяти Сканд или атрибутов в Буддизме.

САММА САМБУДДА

САММА САМБУДДА (Пали.) Память о всех прошлых воплощениях; феномен йоги.

САМОФРАКИЙЦЫ

САМОФРАКИЙЦЫ (Греч.) Название Пяти богов, которым поклонялись во время Мистерий на острове того же названия. Их считают идентичными с Кабейри, Диоскурами и Корибантами. Они носили мистические имена, отвечающие Плутону, Церере и Прозерпине, Вакху и Эскулапу, или Гермесу.

САМОФРАКИЯ

САМОФРАКИЯ (Греч.) Остров, прославленный благодаря своим Мистериям, по-видимому, самым древним из когда-либо учреждавшихся в нашей теперешней расе. Самофракийские Мистерии были известны во всем мире.

САМПАДЖНАНА

САМПАДЖНАНА (Санскр.) Сила внутреннего просветления.

САМСКАРА

САМСКАРА (Санскр.) Букв., от Сам и Кри, улучшить, утончить, внушить. В индийской философии этот термин используется для обозначения отпечатков, оставленных в уме индивидуальными действиями или внешними обстоятельствами, и способных выявляться при любом благоприятном случае в будущем - даже в будущем рождении. Поэтому Самскара означает зачатки наклонностей и импульсов из предыдущих рождений, которые должны развиться в этой или в следующих джанмах или реинкарнациях. В Тибете Самскара называется Дудьед, а в Китае определяется - или по крайней мере связывается с этим - как действие или Карма. Строго говоря, это метафизический термин, который в экзотерических философиях определяется по-разному; напр., в Непале как иллюзия, в Тибете - представление, а на Цейлоне - пристрастие. Истинный смысл таков, как указано выше, и. как таковая, Самскара связана с Кармой и ее работой.

САМТАН

САМТАН (Тибет.) То же, что Дхиана или медитация.

САМЬЯГДРИШТИ

САМЬЯГДРИШТИ (Санскр.) Способность обсуждать истину. Первая из восьми Марг (путей) аскета.

САНАКА

САНАКА (Санскр.) Сокровенное растение, волокна которого вплетаются в желтые одежды буддийских жрецов.

САНАТ КУМАРА

САНАТ КУМАРА (Санскр.) Самый выдающийся из семи Кумар, Вайдхатра, первые из которых зовутся Санака, Сананда, Санатана и Санат Кумара; все эти имена суть важные модификации степеней человеческого интеллекта.

САНАТ СУДЖАТИЯ

САНАТ СУДЖАТИЯ (Санскр.) Труд, посвященный учениям Кришны, подобным тем, что в "Бхагавад Гите" и "Анугите".

САНГХАЙ ДАГ-ПО

САНГХАЙ ДАГ-ПО (Тибет.) "Сокрытый Владыка"; титул тех, которые растворились в Абсолюте и отождествили себя с Ним. Употребляется по отношению к "Нирвани" и "Дживанмуктам".

САНГЬЕ КХАДО

САНГЬЕ КХАДО (Санскр.) Царица Кхадо или гений женского рода; Дакини индусов и Лилит евреев.

САНДАЛФОН

САНДАЛФОН (Евр.) Каббалистический Князь Ангелов, символически представленный как один из Херувимов Ковчега.

САНДЖНА

САНДЖНА (Санскр.) Духовное Сознание. Жена Сурьи, Солнца.

САНДХЬЯ

САНДХЬЯ (Санскр.) Период между двумя Югами, утро-вечер; все что вступает между двумя Югами и соединяет их. Букв., "сумерки"; период между полной Манвантарой, или "Днем", и полной Пралайей, или "Ночью", "Брамы".

САНДХЬЯМСА

САНДХЬЯМСА (Санскр.) Период, следующий за Югой.

САНКХЬЯ

САНКХЬЯ (Санскр.) Философская система, основанная Риши Капилой, системой аналитической метафизики, и одна из шести Даршан или школ философии. Она занимается численными категориями и значением двадцати пяти татв (сил природы различных степеней). Эта "атомистическая" школа, как некоторые называют ее, объясняет природу с помощью взаимодействия двадцати четырех элементов с пурушей (духом), модифицируемого тремя гунами (качествами); учит вечности прадханы (извечной, однородной материи), или само-преображению природы и вечности человеческих Эго.

САНКХЬЯ КАРИКА

САНКХЬЯ КАРИКА (Санскр.) Труд Капилы, содержащий его афоризмы.

САНСАРА

САНСАРА (Санскр.) Букв., "вращение", океан рождений и смертей. Человеческие перевоплощения, представленные в виде непрерывного круга, колеса, которое всегда в движении.

САНСКРИТ

САНСКРИТ (Санскр.) Классический язык браминов, который никогда не был известен и на котором никогда не говорили в его правильной систематизированной форме (позже приблизительно данной Панини), за исключением посвященных браминов, так как это был преимущественно "язык мистерий" . Теперь он выродился в так называемый Пракрит.

САНТА

САНТА (Санскр.) Букв., "спокойствие". Первичное качество латентного, недифференцированного состояния элементарной материи.

САНТАТИХ

САНТАТИХ (Санскр.) "Отпрыск".

САНХУНИАФОН

САНХУНИАФОН (Греч.) До-христианский писатель по финикийской Космогонии, труды которого больше недоступны. Филон Библейский приводит только так называемые фрагменты Санхуниафона.

САНЧА-ДВИПА

САНЧА-ДВИПА (Санскр.) Один из семи больших островов Сапта-Двип.

САПТА БУДДХАКА

САПТА БУДДХАКА (Санскр.) Описание в "Маханидана Сутре" Сапта Будд, семи Будд нашего Круга, из которых Готама Шакьямуни эзотерически пятый, а экзотерически, как маскировка, седьмой.

САПТА САМУДРА

САПТА САМУДРА (Санскр.) "Семь океанов". Они имеют оккультное значение на более высоком плане.

САПТА СИНДХАВА

САПТА СИНДХАВА (Санскр.) "Семь священных рек". Ведийский термин. В трудах Зенда они названы Хапта Хэандо. Эти реки тесно связаны с эзотерическими учениями восточных школ, и имеют большое оккультное значение.

САПТА ТАТХАГАТА

САПТА ТАТХАГАТА (Санскр.) Главные семь Нирманакай среди бесчисленных древних охранителей мира. Их имена высечены на семиугольной колонне, хранимой в тайной комнате почти во всех буддийских храмах Китая и Тибета. Востоковеды ошибаются, считая, что они суть "семь буддийских заменителей Риши браминов". (См. "Татхагата-гупта".)

САПТАДВИПА

САПТАДВИПА (Санскр.) Семь священных островов или "континентов" в "Пуранах".

САПТАЛОКА

САПТАЛОКА (Санскр.) Семь высших областей, начиная от земли и выше.

САПТАПАРНА

САПТАПАРНА (Санскр.) "Состоящий из семи частей". Растение, давшее свое имя знаменитой пещере, вихаре, в Раджагрихе, теперь близ Буддагайи, где Владыка Будда обычно медитировал и наставлял своих Архатов, и где после его смерти состоялся первый Собор. Пещера эта состояла из семи залов, отсюда и название. В Эзотеризме Саптапарна есть символ "состоящего из семи частей Человека-Растения".

САПТАРШИ

САПТАРШИ (Санскр.) Семь Риши. Как звезды они суть созвездие Большой Медведицы, и как таковые называются Рикша и Читрашикхандины, ярко-увенчанные.

САР ИЛИ САРОС

САР или Сарос (Халд.) Халдейский бог, имя которого, представленное кругообразным горизонтом, греки заимствовали для своего слова Сарос, цикл.

САРАМА

САРАМА (Санскр.) В "Ведах" собака Индры и мать двух псов, названных Сарамейами. Сарама - "божественных страж" этого бога и то же, что и тот, который охранял "золотую стаю звезд и солнечных лучей"; то же, что планета Меркурий и греческий Гермес, называемый Сарамеем.

САРАСВАТИ

САРАСВАТИ (Санскр.) То же, что Вак, супруга и дочь Брамы, сотворенная из одной из половин его тела. Она богиня речи и сокровенного или эзотерического знания и мудрости. Также называется Шри.

САРАФ

САРАФ (Евр.) Летающий змий.

САРВА МАНДАЛА

САРВА МАНДАЛА (Санскр.) Название "Яйца Брамы".

САРВАГА

САРВАГА (Санскр.) Наивысшая "Мировая Субстанция".

САРВАДА

САРВАДА (Санскр.) Букв., "все жертвующий". Титул Будды, который в одной из прежних Джатак (рождений) пожертвовал своим царством, свободой и даже жизнью, чтобы спасти других.

САРВАТМА

САРВАТМА (Санскр.) Наивысшая Душа; все-проникающий Дух.

САРВЕША

САРВЕША (Санскр.) Всевышнее Существо, контролирующее каждое действие и силу во вселенной.

САРГОН

САРГОН (Халд.) Царь Вавилона. Эта история, как теперь установлено, является первоисточником повествования о Моисее и плоте из камыша на Ниле.

САРИСРИПЫ

САРИСРИПЫ (Санскр.) Змеи, ползающие насекомые, пресмыкающиеся, "бесконечно малые".

САРКОФАГ

САРКОФАГ (Греч.) Каменная гробница, вместилище для мертвого; sarc = плоть, phagein = питаться. Lapis assius, камень, из которого делались саркофаги, встречается в Ликии, и он обладает свойством поглощать тела всего за несколько недель. В Египте саркофаги делались из разных других камней - из черного базальта, красного гранита, алебастра и других материалов, так как они служили всего лишь внешними хранилищами деревянных гробов, содержавших мумии. Эпитафии на некоторых из них столь же замечательны, сколь и высоко этичны, и ни один христианин не мог бы пожелать ничего лучшего. Одна эпитафия, датированная тысячелетиями до первого года нашей современной эры, гласит: "Я подал напиться тому, кто жаждал, и одел того, кто был наг. Я не делал зла ни одному человеку." Еще одна: "Я совершал дела, желанные людям, и те, что предписаны богами." О красоте некоторых из этих гробниц можно судить по алебастровому саркофагу Ойменефта I, в Музее сэра Джона Соуна, Линкольн Инн. "Он был высечен из монолитной глыбы прекрасного алебастра, и имеет 9 футов 4 дюйма в длину, 22 - 24 дюйма в ширину, и 27 - 32 дюйма в высоту... Выдолбленные точки и проч., снаружи некогда были заполнены синей медью для олицетворения небес. Попытка описать прекрасные фигуры внутри и снаружи выходит за рамки настоящей работы. Многие из наших знаний о мифологии этого народа получены благодаря этому чудесному памятнику, с сотнями фигур, иллюстрирующими последний суд и жизнь по ту сторону могилы. Боги, люди, змеи, символические животные и растения высечены с изумительной красотой." ("Funeral Rites of the Egyptians.")

САРКУ

САРКУ (Халд.) Букв., светлая раса; раса богов в противоположность темной расе, называемой захмат гагнади, или падшей расой, т.е. смертным людям.

САРПА РАДЖНИ

САРПА РАДЖНИ (Санскр.) Царица змей в "Брахманах".

САРПЫ

САРПЫ (Санскр.) Змии, царем которых был Шеша, змий - или, вернее, один из аспектов Вишну - правивший в Патале.

САТ

САТ (Санскр.) Единая вечно-сущая Реальность в бесконечном мире; божественная сущность, которая есть, но о которой нельзя сказать, что она существует, так как это Абсолютность, сама Бытийность.

САТИ

САТИ (Егип.) Триадическая богиня, с Аноуки египетского бога Хнума.

САТИА

САТИА (Санскр.) Высшая истина.

САТИА ЛОКА

САТИА ЛОКА (Санскр.) Мир беспредельной чистоты и мудрости, небесная обитель Брамы и богов.

САТИА ЮГА

САТИА ЮГА (Санскр.) Золотой век, или век истины и чистоты; первая из четырех Юг, также называемая Крита Югой.

САТТА

САТТА (Санскр.) "Единственное и единое Существование" - Брахма (сред. р.).

САТТИ ИЛИ SATWA

САТТИ или SATWA (Санскр.) Доброта; то же, что Sattva, или чистота; одна из тригун, или трех подразделений природы.

САФАР

САФАР (Евр.) Серафим; один из тех, которые в Каббале зовутся - Сефер, Сафар и Сипур или "Число, Числа и Перечисленные", посредством которых был создан мир.

САФЕК

САФЕК (Егип.) Пишется также Sedek и Sedakh, бог тьмы и ночи, его символ - крокодил. В легенде о Тифоне и его метаморфозах он есть то же, что Тифон. Он связан как с Озирисом, так и с Гором, и является их неистовым врагом на земле. Он часто встречается под названием " тройной крокодил". В астрономии он то же, что Макара или Козерог, самый таинственный из знаков Зодиака.

САХА

САХА (Санскр.) Маха или Парабрахм.

САХАРАКША

САХАРАКША (Санскр.) Огонь Асуров; имя сына Павамана; один из трех главных оккультных огней.

САЧА КИРИЯ

САЧА КИРИЯ (Санскр.) У буддистов сила, схожая с магическим мантрамом браминов. Это чудесная энергия, которую может применять любой адепт, все равно, жрец или мирянин, и "наиболее действенная, когда сопровождается бхаваной" (медитацией). Она заключается в перечислении своих "благих дел, совершенных в этом или каком-либо предыдущем рождении" - как считает и излагает это Преп. м-р Харди, но на самом деле зависит от напряжения воли, добавленного к абсолютной вере в свои собственные силы, либо от йоги - проявления воли - либо от молитвы, как в случае мусульман и христиан. Сача означает "истинный", а Кириянг - "действие". Это сила заслуг, или святой жизни.

СВАБХАВАТ

СВАБХАВАТ (Санскр.) Востоковедами объясняется как "пластическая субстанция", что является неадекватным определением. Свабхават есть мировая субстанция и вещество, или, вернее, то, что стоит за ним - дух и сущность субстанции. Это название происходит от Субхава и состоит из трех слов: су - хороший, совершенный, прекрасный, красивый; сва - самость; и бхава - бытие, или же состояние бытия. Из него вся природа исходит и в него все возвращается в конце жизненных циклов. В Эзотеризме он назван "Отец-Матерь". Это - пластическая сущность материи.

СВАБХАВИКА

СВАБХАВИКА (Санскр.) Древнейшая из существующих школ Буддизма. Они относили проявление вселенной и физических феноменов к Свабхаве или соответственной природе вещей. Согласно Уильсону, Свабхавы вещей суть "врожденные свойства качеств, посредством которых они действуют как успокаивающие, ужасающие или же ошеломляющие, а Сварула-формы суть отличие двуногих, четвероногих, зверей, рыб, животных и т.п.".

СВАДХА

СВАДХА (Санскр.) Жертва; аллегорически называемая "женой Питри", Агнишваттов и Бархишадов.

СВАПАДА

СВАПАДА (Санскр.) Протоплазма, клетки, или микроскопические организмы.

СВАПНА

СВАПНА (Санскр.) Транс или состояние сновидений. Ясновидение.

СВАПНА АВАСТХА

СВАПНА АВАСТХА (Санскр.) Состояние сновидений; один из четырех аспектов Пранавы; упражнение в Йоге.

СВАРАДЖ

СВАРАДЖ (Санскр.) Последний или седьмой (синтетический) луч из семи солнечных лучей; то же, что Брама. Эти семь лучей образуют полную гамму семи оккультных сил (или богов) природы, как это отлично показывают их соответствующие названия. Они суть: Сушумна (луч, который переносит солнечный свет на луну); Харикеша, Вишвакарман, Вишватриярчас, Саннадхас, Сарвавасу и Сварадж. Так как каждый из них означает одного из творящих богов или Сил, то легко усмотреть, какими значительными являлись функции солнца в глазах древних, и почему оно обожествлялось простонародьем.

СВАРГА

СВАРГА (Санскр.) Небесная обитель, то же, что Индра-лока; рай.

СВАР-ЛОКА

СВАР-ЛОКА (Санскр.) Рай на Горе Меру.

СВАСАМ ВЕДАНА

СВАСАМ ВЕДАНА (Санскр.) Букв., "размышление, которое анализирует само себя"; синоним Парамартхи.

СВАСТИКА

СВАСТИКА (Санскр.) В народном представлении - крест Джайна, или "четвероногий" крест (croix cramponnee). В масонских учениях говорится, что "самый древний Орден Братства Мистического Креста" был основан Фохи, в 1027 г. до Р.Х., и введен в Китае 52 года спустя; он состоит из трех степеней. В Эзотерической Философии - это самое мистическая и древняя диаграмма. Это "создатель огня через трение и создатель "Сорока девяти Огней"." Этот символ был запечатлен на сердце Будды, и поэтому называется "Печатью Сердца". Его кладут на грудь Посвященных после их смерти; и он с величайшим почтением упомянут в "Рамаяне". Он высечен на каждой скале, храме или доисторическом памятнике в Индии, а также всюду, где буддисты оставили свои вехи; он встречается также в Китае, Тибете и Сиаме, и, как Молот Тора - среди древнегерманских народов. Как его описал Эйтель в своем "Hand-Book of Chinese Buddhism": (1) "он встречается среди бонпо и буддистов"; (2) это "одна из шестидесяти пяти фигур Шрипады"; (3) это "символ эзотерического Буддизма"; (4) "отличительный знак всех божеств, которым поклонялись в Школе Лотоса в Китае". И, наконец, в Оккультизме для нас он столь же священен, как Пифагорейский Тетрактис, символом-двойником которого он поистине является.

СВАСТИКАСАНА

СВАСТИКАСАНА (Санскр.) Вторая из четырех основных поз из восьмидесяти четырех, предписанных в упражнениях Хатха Йоги.

СВАХА

СВАХА (Санскр.) Привычное восклицание, означающее "Пусть это сохранится навеки" или, вернее, "пусть будет так". Когда употребляется при родовых жертвоприношениях (браминских), оно означает "Пусть этот род сохранится навеки!".

СВАЯМБХУ

СВАЯМБХУ (Санскр.) Метафизический и философский термин, означающий "спонтанно само-порожденный" или "само-сущее существо". Эпитет Брамы. Сваямбхува также является именем первого Ману.

СВАЯМБХУ ШУНЬЯТА

СВАЯМБХУ ШУНЬЯТА (Санскр.) Спонтанное само-развитие; само-существование реального в нереальном, т.е. Вечного Сат в периодическом Асат.

СВЕДЕНБОРГ ЭММАНУИЛ

Великий шведский провидец и мистик. Он родился 29 января 1688 г., и был сыном д-ра Джаспера Сведберга, епископа Скары в Вестготланде; умер в Лондоне, на Грейт Бас Стрит, Клепкенвиль, 29 марта 1772 г. Из всех мистиков, Сведенборг, несомненно, больше всех повлиял на "Теософию"; однако он оставил еще более глубокий след в официальной науке. Ибо если как астроном, математик, физиолог, натуралист и философ он не имел себе равных, то в психологии и метафизике он, несомненно, был позади своего времени. Когда ему исполнилось 46 лет, он стал "теософом" и "провидцем"; но хотя его жизнь всегда была безупречной и почтенной он никогда не был истинным филантропом или подвижником. Его способности ясновидения, все же, были замечательными; однако не вышли за пределы этого плана материи; все, что сказано им о субъективных мирах и духовных существах, очевидно является больше плодом его буйной фантазии, нежели его духовного проникновения. Он оставил множество трудов, которые ужасно неправильно поняты его последователями.

СВЯТАЯ ВОДА

Один из древнейших обрядов, практиковавшихся в Египте, и оттуда - в языческом Риме. Он сопровождал ритуал хлеба и вина. "Египетский жрец кропил святой водой равно на изображения своих богов и на верующих. Ее и разливали и разбрызгивали. Была найдена кисточка, которой, как полагают, пользовались для этой цели, как и в наши дни." (Бонвик, "Egyptian Belief".) Что касается хлебов, то "лепешки Изиды ... возлагались на алтарь. Глиддон пишет, что они "по форме были идентичны с освященной лепешкой римской и восточной Церквей". Мелвилл уверяет, что "египтяне ставили на этом святом хлебе крест Св. Андрея". Хлеб Присутствия преломлялся жрецами перед раздачей народу, и по поверью становился плотью и кровью Божества. Это чудо творилось рукою жреца, совершавшего богослужение, который освящал пищу. ...Руже сообщает, что "приношения хлебов имели следы от пальцев, знак их освящения". (Ibid., с. 418.) (См. также "Хлеб и Вино".)

СВЯТАЯ СВЯТЫХ

Ассириологи, египтологи и вообще ориенталисты указывают, что такое место существовало в каждом храме древности. В большом храме Бэла-Меродаха, стены которого были обращены к четырем странам света, в самом конце находилась "Святая Святых", скрытая от профанов завесой: тут "в начале года "восседает сам божественный царь неба и земли, владыка небес"." Согласно Геродоту, там находилось золотое изображение бога с золотым столиком перед ним, похожим на еврейский столик для приношения хлебов, и на него, видимо, ставили пищу. В некоторых храмах имелся также "небольшой металлический сундук или ковчег с двумя резными каменными табличками на нем" ("Каббала" Мейера). Короче, теперь достаточно хорошо доказано, что "избранный народ" не имел ничего собственного и оригинального, но каждая деталь их обрядности и религии была заимствована у более древних народностей. "Hibbert Lectures" проф. Сейса и другие труды ясно доказывают это. Рассказ о рождении Моисея идентичен с повествованием о Саргоне, вавилоняне, жившим на пару тысячелетий ранее Моисея; и не удивительно, что, как сообщает д-р Сейс, имя Моисея, Моше, имеет связь с названием вавилонского бога солнца как означающее "герой" или "вождь" ("Hib. Lect.", с. 46 и след.) М-р Дж. Мейер говорит: "Духовные саны жрецов делились на: высших жрецов, прикрепленных к определенным богам - подобно еврейским левитам; помазывающих или очищающих; Кали, "прославленных" или "старцев"; предсказателей, и Makhkhu, или "великого", в котором проф. Делич видит Раб-мага Ветхого Завета. ... Аккадийцы и халдеи соблюдали Саббат, день отдыха, один раз в каждые семь дней; они также имели дни благодарения и дни покаяния и молитв. Жертвовались овощи и животные, мясо и вино. ... Число семь считалось особо священным. ... Большой храм Вавилона существовал задолго до 2250 г. до Р.Х. "Святая Святых" его находилась внутри святилища Нэбо, пророчествующего бога мудрости." Бог Мардак к ассирийцам перешел от аккадийцев, а до того он был Меродахом, "милосердным", вавилонян, единственным сыном и толкователем воли Эа или Хэа, великого Божества Мудрости. Короче говоря, ассириологи разоблачили всю систему "избранного народа".

СВЯЩЕННАЯ НАУКА

Название, данное внутренней эзотерической философии, тайнам, которые в древности преподавались посвященным кандидатам, и провозглашались Иерофантами во время последнего и высшего Посвящения.

СВЯЩЕННОЕ СЕРДЦЕ

В Египте - сердце Гора; в Вавилоне - бога Бэла; и растерзанное сердце Вакха в Греции и других местах. Его символом служила persea. Грушеподобные контуры ее плода и, особенно, ее сердцевины по форме напоминают сердце. Он иногда встречается на голове Изиды; матери Гора, причем плод разрублен и сердцеподобная середина выставлена на всеобщее обозрение. Отсюда римские католики заимствовали поклонение "священному сердцу" Иисуса и Девы Марии.

СЕАНС

Слово, которое у теософов и спиритуалистов стало означать прибывание с медиумом в ожидании феноменов, материализации "духов", и других манифестаций.

СЕБ

СЕБ (Егип.) Сатурн Египтян; отец Озириса и Изиды. Эзотерически - единственный принцип перед творением, по смыслу ближе к Парабрахму, чем к Браме. Он упоминается уже начиная со второй Династии, и статуи Себа можно видеть в музеях, выставленные вместе с гусем или черным лебедем, который снес яйцо мира на его голове Ноут или Неит, "Великая Матерь" и все же "Непорочная Дева" - жена Себа; она самая древняя из упоминающихся богинь, и встречается на памятниках первой династии, которую Мариетт Бей относит почти к 7 000 г. до н.э.

СЕВЕКХ

СЕВЕКХ (Егип.) Бог времени; Кронос; то же, что Сефекх. Некоторые востоковеды переводят это как "Седьмой".

СЕДЕКЛА

СЕДЕКЛА (Евр.) Эндорская колдунья.

СЕИР АНПИН ИЛИ ЗАУИР АНПИН

СЕИР АНПИН или Зауир Анпин (Евр.) В Каббале - "Сын сокрытого Отца"; тот, кто объединяет в себе всех Сефиротов, Адам Кадмон, или первый проявленный "Небесный Человек", Логос.

СЕКТЕН

СЕКТЕН (Егип.) Дэвачан; место посмертного вознаграждения, состояния блаженства, но не местность.

СЕКХЕМ

СЕКХЕМ (Егип.) То же, что Сектен.

СЕН ЖЕРМЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕН МАРТЕН, ЛУИ КЛОД ДЕ

Родился во Франции (в Амбуазе) в 1743 г. Выдающийся мистик и писатель, который продолжил свои философские и теософские занятия в Париже во время Революции. Он был усердным учеником Якоба Беме, учился у Мартинеза Пасквали, и в конце концов основал мистическую полу-масонскую Ложу, "Исправленный Ритуал Сен Мартена", с семью степенями. Он был истинным теософом. В данный момент некоторые тщеславные шарлатаны в Париже пытаются подражать ему и выдают себя за посвященных мартинистов, таким образом позоря имя покойного Адепта.

СЕНЗАР

Мистическое название тайного жреческого языка или "языка Мистерий" посвященных Адептов, во всем мире.

СЕРАФИМЫ

СЕРАФИМЫ (Евр.) Небесные существа, описанные Исайей (vi, 2) как имеющие человеческую форму с добавлением трех пар крыльев. Их еврейское название - SHRPIM, и за исключением вышеупомянутого случая переводится как змии, и связано с глагольным корнем SHRP, разжигатель. Слово это употребляется для обозначения змиев в "Числах" и "Второзаконии". Моисей, по преданию, воздвиг в пустыне SHRP или Сераф из Меди как символ. Это светлый змий используется также и как символ Света. Сравнение с мифом об Эскулапе, врачующем божестве, который, по преданию, был привезен в Рим из Эпидаура как змий, и которого в статуях изображают с жезлом, вокруг которого обвилась змия. (См. Овид., "Метам.", кн. XV.) Серафимы "Ветхого Завета", видимо связаны с Херувимами (см.). В Каббале Серафимы - это группа ангельских сил, связанных с Сефирой Гебурой - Суровостью.

СЕТ ИЛИ SETH

СЕТ или SETH (Егип.) То же, что Сын Ноя и Тифон - темная сторона Озириса. То же, что Тот и Сатана, противник, но не дьявол, представляемый христианами.

СЕФЕР ИЕЦИРА

СЕФЕР ИЕЦИРА (Евр.) "Книга Формирования." Очень древний каббалистический труд, приписываемый патриарху Аврааму. В нем сотворение вселенной представлено по аналогии с двадцатью двумя буквами еврейского алфавита, распределенными на триаду, гептаду и додекаду, соответственно трем материнским буквам А, М, S, семи планетам и двенадцати знакам Зодиака. Он написан на ново-еврейским языке Мишна.

СЕФЕР СЕФИРОТ

СЕФЕР СЕФИРОТ (Евр.) Каббалистический трактат, касающийся постепенной эволюции Божества от негативного покоя к активному эманированию и творению.

СИДДХАНТА

СИДДХАНТА (Санскр.) Любой научный труд астрономии или математике в Индии.

СИДДХИ

СИДДХИ (Санскр.) Святые и мудрецы, ставшие почти божественными, также иерархия Дхиан-Коганов.

СИЛЬФЫ

Розенкрейцерское наименование элементалов воздуха.

СИМВОЛИЗМ

Образное выражение идеи или мысли. Изначальное письмо сперва не имело букв, обычно символ выражал целую фразу или предложение. Символ, таким образом, есть записанное иносказание, а иносказание - устный символ. Китайская письменность представляет собой ничто иное, как символическое письмо, каждый из нескольких тысяч знаков которого является символом. СИЗИГИ (Греч.) Гностический термин, означающий пару: один - активный, другой - пассивный. Относится главным образом к Зонам.

СИМОН МАГ

Величайший самаритянский гностик и тавматург, прозванный "великою Силою Бога".

СИМОН-БЕН-ИОХАИ

Раввин-Адепт, автор "Зохара" (см.).

СИНАЙ

СИНАЙ (Евр.) Гора Синай, Нисси "Исхода" (XVII, 15), место рождения почти всех солнечных богов древности, таких как Дионис, рожденный в Ниссе или Нисе, Зевс из Нисы, Вакх и Озирис (см.). Некоторые древние народы считали Солнце потомком Луны, которая сама некогда была солнцем. Sin-ai - это "Гора Луны", отсюда и соответствие.

СИНГ БОНГА

Дух Солнца у коларианских племен.

СИНТО

СИНТО (Яп.) Древняя религия Японии до Буддизма, основанная на поклонении духам и предкам.

СИРИУС

СИРИУС (Греч.) По-египетски - Сотис. Звезда пса: звезда, которой поклонялись в Египте и которая почитается оккультистами; первые почитали ее, потому что ее восход вместе с солнцем был знаком благодатного наводнения Нила, а последние - потому что она таинственно связана с Тотом-Гермесом, богом мудрости, и, в другой форме, Меркурием. Таким образом, Сотис-Сириус обладал и по-прежнему обладает мистическим и непосредственным воздействием на все живое небо, и связан почти с каждым богом и богиней. Это была "Изида на небесах", и называлась она Изидой-Сотис, ибо Изида находилась "в созвездии Пса", как провозглашается на ее изваяниях. "Считалось, что душа Озириса пребывает в существе, которое большими шагами шествует впереди Сотиса со скипетром в руке и плетью через плечо." Сириус есть также Анубис, и непосредственно связан с кольцом "Не преступи"; кроме того, он идентичен с Мифрой, персидским богом Мистерий, и с Гором и даже Хатор, называемой иногда богиней Сотис. Будучи связан с Пирамидой, Сириус, вследствие этого, был связан с посвящениями, которые происходили в ней. Некогда внутри великого храма Дендеры существовал храм, посвященный Сириус-Сотису. Суммируя сказанное, все религии конечно же не произошли от Сириуса, звезды пса, как стремился доказать Дюфо, французский египтолог, но Сириус-Сотис, несомненно, тесно связан с каждой из религий древности.

СИФРА ДИ ЦЕНИУТА

СИФРА ДИ ЦЕНИУТА (Халд.) Книга Сокрытой Тайны; один из разделов "Зохара". (См. Матерс, "Kabbalah Unveiled".)

СИ-ЦЗАН

СИ-ЦЗАН (Кит.) Китайское название Тибета; в Императорской Библиотеке столицы Фу Цзянь упомянут как "великое местонахождение Оккультного знания" в 2207 г. до Р.Х. ("Тайная Доктрина", I, 338.)

СКАНДА ИЛИ SKHANDA

СКАНДА или SKHANDA (Санскр.) Букв., "свертки", или группы атрибутов; все конечное, неприменимое к вечному и абсолютному. Существуют пять - эзотерически семь - атрибутов в каждом человеке, которые называются Панча Сканды. Они суть 1) форма, рупа; 2) восприятие, видана; 3) сознание, санджна; 4) действие, санскара; 5) знание, видьяна. Они соединяются при рождении человека и образуют его личность. Достигнув зрелости, эти Сканды начинают разъединяться и слабеть, после чего следует джарамарана, или дряхлость и смерть.

СКАРАБЕЙ В ЕГИПТЕ

СКАРАБЕЙ В Египте - символ воскресения, также перевоплощение; воскресения для мумии или, вернее, для высших аспектов личности, которая оживляла ее, и перевоплощения для Эго, "духовного тела" низшей, человеческой Души. Египтологи раскрывают лишь половину истины, когда, размышляя над значением некоторых надписей, они говорят, "оправданная душа, раз достигшая определенного периода своих странствий (просто, по смерти физического тела), должна быть соединена со своим телом (т.е. Эго), чтобы никогда больше не отделятся от него" (Руже). Что есть это так называемое тело. Может ли оно быть муми. Несомненно нет, ибо выпотрошенный мумифицированный труп никогда воскреснуть не может. то может быть лишь вечное, духовное одеяние, Эго, которое никогда не умирает, но дает бессмертие всему, что соединятся с ним. "Освобожденный Разум, (который) вновь облачается в свою светящуюся оболочку и (вновь) становится Daimon", как выражается проф. Масперо, есть духовное Эго; а личное Эго или Кама-Манас, его прямой луч, или низшая душа, есть то, что стремится стать Озирифицированным, т.е. соединяется со своим "богом"; и та частица его, которая преуспеет в этом, никогда больше не отделится от него (бога), даже тогда, когда последний будет воплощаться вновь и вновь, периодически сходя на землю в своем странствии, в поисках дальнейшего опыта и следуя велениям Кармы. Хем, "сеятель семян", на стелле в картине Воскресения после физической смерти, показан как творец и сеятель злаковых зерен, которые, после разложения, прорастают вновь и каждый раз в новом колосе, на котором держится скарабей; и Девериа очень правильно указывает что "Птах является инертной, материальной формой Озириса, который станет Сокари (вечным Эго), чтобы возродиться, и после этого стать Хармахом", или Гором в его превращении, воскресшим богом. Молитва, так часто встречающаяся в надгробных надписях - "желание воскресения в своей живой душе", или Высшим Эго - всегда имеет в конце скарабея, олицетворящего личную душу. Скарабей является самым почетаемым, также самым частым и привычным из всех символов египтян. Ни одна мумия не обходится без нескольких скарабеев, - это священный жук является излюбленным украшением высеченных изображений, домашней утвари и мебели, и Пьерре в своей "Livre des Morts" уместно замечает, что сокровенное значение этого иероглифа достаточно ясно объясняется тем, что египетская название скарабея, Хепер, означает быть, стать, выстроить вновь.

СМЕРТЬ, ЕЕ ПОЦЕЛУЙ

Согласно Каббале, самые ревностные последователи умирают не от силы Злого Духа, Иепир а Ра, но от поцелуя рта Иеговы Тетраграмматона, встречая его в Айкал Ахаба или Дворце Любви.

СМРИТИ

СМРИТИ (Санскр.) Предания, передаваемые устно, - от слова Смрити, "Память", дочь Дакши. Теперь это узаконенные и обрядовые писания индусов; противоположные "Ведам" и поэтому менее священные, чем последние, являющиеся Шрути, или "откровением".

СОД

СОД (Евр.) "Арканум", или религиозная мистерия. Мистерии Ваала, Адониса и Вакха, причем все солнечные боги в качестве символа имели змия, или, как в случае Мифры, "солнечного змия". Древние евреи также имели свой Сод, не исключая и символов, так как у них был "медный змий", воздвигнутый в Пустыне; этот особый змий был персидским Мифрой, символом Моисея как Посвященного, но, конечно, никогда не предназначался для представления исторического Христа. "Тайна (Сод) Господа принадлежит тем, кто боятся его", говорит Давид в "Псалтыре", XXV, 14. Но в еврейском оригинале мы читаем : "Сод Ihoh (или Мистерии) Иеговы для тех, кто боятся его". Ветхий Завет переведен столь ужасно неправильно, что стих 7 в "Псалтыре", IXXXIX, который в оригинале гласит - "Ал (Эл) ужасен в великом Соде Кедешимов" (галли, жрецы еврейских внутренних мистерий), в искаженном переводе читается: "Бога нужно страшно бояться в собрании святых". Симеон и Леви устраивали свой Сод, и это неоднократно упоминается в Библии. "О, душа моя", восклицает умирающий Иаков, "не входи в их тайну (в ориг. - Сод), в их собрание", т.е. в Sodality Симеона и Леви ("Бытие", XIIX, 6). (См. Данлэп, "Sod, the Mysteries of Adoni".)

СОДАЛЬСКАЯ КЛЯТВА

Наиболее священная из клятв. Нарушение Содальской клятвы для обета каралось смертной казнью. Клятва и Сод (тайное знание) более ранние, чем Каббала или Предание, и в древнейших "Мидрашимах" исчерпывающе говорится о Мистериях или Сод, прежде чем они перешли в "Зохар". Теперь они упоминаются как Тайные Мистерии Торы, или Закона, нарушение которого имеет фатальные последствия.

СОМА

СОМА (Санскр.) Луна, а также сок одноименного растения, используемый в храмах для целей транса; священный напиток. Сома, луна, есть символ Тайной Мудрости. В "Упанишадах" слово это употреблено для обозначения грубой материи (по ассоциации с влагой), которая способна производить жизнь под воздействием тепла. (См. "Сома-напиток".)

СОМА-ЛОКА

СОМА-ЛОКА (Санскр.) Нечто вроде лунной обители, где пребывает бог Сома, правитель луны. Обитель Лунных Питри - или Питрилока.

СОМА-НАПИТОК

Приготовляется из редкого горного растения посвященными браминами. Этот индусский священный напиток соответствует греческой амброзии или нектару, испиваемой богами Олимпа. Мисты в Элевзинских посвящениях также осушали чашу кикеона. Пьющий его легко достигает Брадхны, или места сияния (Небес). Известный европейцам напиток сома не есть настоящая сома, но ее заменитель, ибо только посвященные жрецы могут пробовать настоящую Сому; и даже цари и раджи при жертвоприношениях получают заменитель. Хауг подтверждает это признанием в своей "Айтарейя Брахмане", что то, что он пробовал и нашел отвратительным, не была Сома, но сок из корней Ньяградха, растения или кустарника, растущего на холмах Пуны. Мы имеем достоверную информацию, что большинство жрецов Деккана, совершающих жертвоприношения, утеряли секрет настоящей Сомы. Его нельзя найти ни в ритуальных книгах, ни в устных преданиях. Истинных последователей первоначальной ведийской религии осталось очень мало; они - предполагаемые потомки Риши, истинных Агнихотри, посвященных великих Мистерий. Напиток Сома отмечен даже в индусском Пантеоне, где он называется Царь-Сома. Тот, кто пьет его, приобщается к царю небесному, он наполняется его сущностью, подобно тому, как христианские апостолы и их обращенные наполнялись Святым Духом, и очищались от своих грехов. Сома делает из посвященного нового человека; он перерождается и преображается, и его духовная природа берет верх над физической; она наделяет божественной силой вдохновения, и развивает до предела способность ясновидения. По экзотерическим объяснениям, сома есть растение, но в то же время ангел. Она накрепко соединяет внутренний, высший "дух" человека - этот дух есть ангел, подобно мистической Соме - с его "неразумной душой", или астральным телом; и, объединенные силою магического напитка, они вместе возносятся над физической природой и приобщаются во время жизни к блаженству и невыразимой славе Небес. Таким образом, индусская сома мистически и во всех других отношениях есть то же, что для христиан причастие. Идея подобна. Посредством жертвенных молитв - мантр - это жидкость считается мгновенно претворенной в настоящую Сому, или ангела, и даже в самого Браму. Некоторые миссионеры с большим возмущением высказывались об этой церемонии, тем более, видя, что брамины обычно употребляют в качестве заменителя разновидность спиртного напитка. Но разве христиане менее горячо верят в претворение вина, во время причастия, в кровь Христову только потому, что вино попадается более или менее алкогольное? Разве идея этого символа не та же самая? Но миссионеры говорят, что час испития сомы есть золотой час Сатаны, притаившегося на дне жертвенной чаши индусов. ("Разоблаченная Изида".)

СОФИЯ

СОФИЯ (Греч.) Мудрость. Женский Логос гностиков; Вселенский Разум; и женский Святой Дух у прочих.

СОФИЯ АХАМОТ

СОФИЯ АХАМОТ (Греч.) Дочь Софии. Персонифицированный Астральный Свет или низший план Эфира.

СПЕНТА АРМАЙТА

СПЕНТА АРМАЙТА (Зенд.) Женский гений земли; "прекрасная дочь Ахура Мазды". У маздеян Спента Армайта есть персонифицированная Земля.

СПИРИТУАЛИЗМ В ФИЛОСОФИИ

СПИРИТУАЛИЗМ В философии - состояние или положение ума, противоположное материализму или материалистической концепции сущего. Теософия, доктрина, учащая, что существующее оживлено или наполнено Всемирной Душой или Духом, и что ни один атом в нашей вселенной не может пребывать вне этого вездесущего Принципа - есть чистый Спиритуализм. Что касается верования, которое фигурирует под этим названием, а именно, верования в постоянное общение живых с мертвыми, либо посредством собственных медиумистических способностей, либо через так называемого медиума - это ни что иное, как материализация духа и деградация человеческой и божественной душ. Верующие в подобные сношения просто бесчестят умерших и постоянно кощунствуют. В древности это справедливо называлось "Некромантией". Но наши современные спиритуалисты обижаются, когда им говорят эту простую истину.

СТАРЕЦ

СТАРЕЦ (Каббал.) Одно из каббалистических названий Сефиры, именуемой также Венцом, или Кэтер.

СТАРЦЫ

Название, данное оккультистами семи созидающим Лучам, рожденным из Хаоса или "Глуби".

СТОЛБЫ ГЕРМЕСА

Подобно "столбам Сета" (с которыми они отождествляются), служили для ознаменования оккультных событий, и на них символически высекались различные эзотерические тайны. Такой обычай был всеобщим. Утверждают, что и Енох воздвигал столбы.

СТОЛБЫ, ДВА

Якин и Боаз были поставлены у входа в Храм Соломона, первый по правую, второй по левую стороны. Их символизм развит в ритуалах франкмасонов.

СТОЛБЫ, ТРИ

Когда десять Сефиротов расположены в виде Древа Жизни, две вертикальные линии разделяют их на 3 Столба, а именно: Столб Жестокости, Столб Милосердия, и центральный Столб Умеренности. Бина, Гебура и Ход образуют первый - Столб Жестокости; Кэтер, Тиферет, Иесод и Макут - центральный столб; Хокма, Хезед и Нецах - Столб Милосердия.

СТРАНА ВЕЧНОГО СОЛНЦА

Предание помещает ее за арктическими областями у Северного Полюса. Это есть "страна богов, где солнце никогда не заходит".

СТУПА

СТУПА (Санскр.) Конусообразный памятник, в Индии и на Цейлоне, воздвигаемый над останками Будды, Архатов и других великих людей.

СТХАВИРАХ ИЛИ СТХАВХРАНИКАЯ

СТХАВИРАХ или Стхавхраникая (Санскр.) Одна из самых ранних философских созерцательных школ, основанная за 300 лет до Р.Х. В 247 г. до Р.Х. она раскололась на три части: Махавихара Васинах (школа больших монастырей), Джетаваниях и Абхаягири Васинах. Это одно из четырех ответвлений Школы Вайбхачика, основанной Катьяяной, одним из великих учеников Владыки Готамы Будды, автором "Абхидхарма Джнана Прастхана Шастра", появление которого ожидается уже в качестве Будды. (См. "Абхаягири" и т.д.) Все эти школы высоко мистичны. Букв., Ставираникая переводится как "Школа Главы" или "Президента" (Когана).

СУ-ДАРШАНА

СУ-ДАРШАНА (Санскр.) Диск Кришны; пламенное оружие, играющее значительную роль в биографиях Кришны.

СУКХАВАТИ

СУКХАВАТИ (Санскр.) Западный Рай необразованной толпы. В народном представлении существует Западный Рай Амитабхи, где добрые люди и святые проводят время в физических наслаждениях, пока Карма снова не уносит их в круг перевоплощений. Это преувеличенное и ошибочное представление о Дэвачане.

СУКШМА ШАРИРА

СУКШМА ШАРИРА (Санскр.) Сну-подобное, призрачное тело, родственное Манасарупе или "телу мысли". Это одеяние богов или Дхиани и Дэв. Пишется также Сукшама Шарира, и Тарака Раджа Йогами называется Сукшмопадхи ("Тайная Доктрина", I, 211).

СУ-МЕРУ

СУ-МЕРУ (Санскр.) То же, что Меру, мировая гора. Приставка Су подразумевает восхваление и возвеличение предмета или имени собственного, следующего за ней.

СУН-МИН-ШУ

СУН-МИН-ШУ (Кит.) Китайское древо знания и древо жизни.

СУРАБХИ

СУРАБХИ (Санскр.) "Корова изобилия"; сказочное существо, одна из четырнадцати драгоценностей, извлеченных из океана молока при пахтании его богами. "Корова", исполняющая все желания своего владельца.

СУРАРАНИ

СУРАРАНИ (Санскр.) Титул Адити, матери богов,или суров.

СУ-РАСА

СУ-РАСА (Санскр.) Дочь Дакши, супруга Кашияны, мать тысячи многоголовых змеев и драконов.

СУРТУР

СУРТУР (Сканд.) Предводитель огненных сынов Муспела в "Эддах".

СУРУКАЯ

СУРУКАЯ (Санскр.) Один из "Семи Будд", или Сапта Татхагат.

СУРЫ

СУРЫ (Санскр.) Общее название богов, то же, что и дэвы; противоположность асуров, или "не-богов".

СУРЬЯ

СУРЬЯ (Санскр.) Солнце, которому поклонялись в "Ведах". Отпрыск Адити (Пространства), матери богов. Супруг Санджны, или духовного сознания. Великий бог, которого Вишвакарман, его тесть, создатель богов и людей, и их "плотник", распинает на верстаке, укорачивает на восьмую часть его лучи, лишает его голову лучезарности, образуя вокруг нее темный ореол. Тайна последнего посвящения и аллегорическое ее представление.

СУРЬЯВАНША

СУРЬЯВАНША (Санскр.) Солнечная раса. Сурьяванши - тот, кто заявляет о своем происхождении от рода, возглавляемого Икшваку. Таким образом, тогда как Рама принадлежал к Айодхья Династии Сурьяванши, Кришна принадлежал к роду Яду лунной расы, или Чандраванши, как и Готама Будда.

СУРЬЯВАРТА

СУРЬЯВАРТА (Санскр.) Степень или стадия Самадхи.

СУРЬЯСИДДХАНТА

СУРЬЯСИДДХАНТА (Санскр.) Санскритский трактат по астрономии.

СУТРА

СУТРА (Санскр.) Вторая группа священных писаний, предназначенная для буддистов-мирян.

СУТРАТМАН

СУТРАТМАН (Санскр.) Букв., "нить духа"; бессмертное Эго, Индивидуальность, которая воплощается в людях жизнь за жизнью, и на которую, подобно бусам, нанизаны его бесчисленные Личности. Всемирный жизне-поддерживающий воздух, Самашти пран; всемирная энергия.

СУФИЗМ

СУФИЗМ (Греч.) От корня София, "Мудрость". Мистическая секта в Персии, напоминающая ведантистов; и хотя она довольно многочисленная, но включает в себя лишь очень образованных людей. Они заявляют, и вполне справедливо, что обладают эзотерической философией и учением истинного Магометанства. Учение Суффи (или Софи) во многом соприкасается с Теософией, поскольку проповедует одну всемирную веру, и внешнее уважение и терпимость ко всем народным экзотерическим верованиям. Оно также соприкасается с Масонством. Суфии имеют четыре ступени и четыре степени посвящения: 1-я, испытательная, со строгим внешним соблюдением мусульманских обрядов, с объяснением кандидату сокровенного значения каждой церемонии и догмы; 2-я, метафизическое обучение; 3-я, степень "Мудрости", когда кандидат посвящается в самую сокровенную природу вещей; и 4-я, заключительная Истина, когда Адепт достигает божественных сил, и завершает единение с Единым Вселенским Божеством в экстазе или Самадхи.

СУШУМНА

СУШУМНА (Санскр.) Солнечный луч - первый из семи лучей. Также название спинного нерва, соединяющего сердце с Брамарандрой и играющего крайне важную роль в практике Йоги.

СУШУПТИ АВАСТХА

СУШУПТИ АВАСТХА (Санскр.) Глубокий сон; один из четырех аспектов Пранавы.

СЧАСТЛИВЫЕ ПОЛЯ

Название, данное ассиро-халдеями своим Елисейским Полям, которые были смешаны с их Гадисом. Как м-р Боскавен сообщает: "Царство Подземного Мира было царством бога Хэа, и Гадис ассирийских легенд был помещен в подземном мире, и им правила богиня Нин-Кигал, или "Хозяйка Большой Страны". Ее также называют Аллат." Одна переведенная надпись гласит: - "После даров этих текущих дней, в празднествах страны серебряного неба, в сверкающих дворах, в обители блаженства и в свете Счастливых Полей, да пребудет он в жизни вечной, святой, в присутствии богов, которые обитают в Ассирии." Это достойно христианской могильной надписи. Иштар, прекрасная богиня, спустилась в Гадис за своим возлюбленным Таммузом и обнаружила, что это мрачное место теней имеет семь сфер и семь врат, у каждых из которых она должна была оставить что-то принадлежащее ей.

СЫН ВДОВЫ

Имя, данное французским масонам, вследствие того, что масонские церемонии главным образом основаны на приключениях и смерти Хирама Абифа, "сына вдовы", который якобы помогал строить мифический Храм Соломона.

СЮАН ЦЗАН

Крупный китайский писатель и философ, путешествовавший по Индии в шестом столетии, чтобы узнать больше о Буддизме, которому он был предан.

СЮОЙЯТЕР

СЮОЙЯТЕР (Фин.) В эпосе финнов "Калевала" - имя предвечного Духа Зла, из слюны которого был рожден змей зла.

Предыдущая страница Следующая страница