Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Ч"
ЧАДАЯТАНА (Санскр.) Букв., шесть жилищ или врат в человеке для восприятия ощущений; так, на физическом плане это: глаза, нос, уши, язык, тело (или осязание) и ум, как продукт физического мозга, и на ментальном плане (эзотерически): духовные зрение, обоняние, слух, вкус, осязание и восприятие, все вместе синтезированные Буддхи-атмическим элементом. Чадаятана является одной из 12 Нидан, образующих цепь непрерывного возникновения причины и следствия. |
ЧАЙТАНЬЯ (Санскр.) Основатель мистической секты в Индии. Довольно современный мудрец, считающийся аватаром Кришны. |
ЧАЙТЬЯ (Санскр.) Любая местность, сделанная священной в связи с каким-либо событием в жизни Будды; термин, означающий то же по отношению к богам, и любое место или объект поклонения. |
ЧАКНА-ПАДМА-КАРПО (Тиб.) "Тот, кто держит лотос", употребляется по отношению к Ченрези, Бодхисаттве. это не чисто тибетское слово, а наполовину санскритское. |
ЧАКРА (Санскр.) Обычно - колесо, диск или круг Вишну. Также употребляется как цикл времени и в других смыслах. |
ЧАКРА или CHAKRA (Санскр.) Заклинание. Диск Вишну, служивший в качестве оружия; колесо Зодиака, а также колесо времени и т.д. У Вишну он был символом божественной власти. Одна из шестидесяти пяти фигур Шрипады, или мистического отпечатка ступни Будды, который содержит это число символических фигур. Чакра используется в месмерических феноменах и других анормальных опытах. |
ЧАКЧУР (Санскр.) Первая Виджнана (см.). Букв., "око", подразумевая способность зрения или, вернее, оккультное восприятие духовных и субъективных реальностей (Чакшур). |
ЧАКШУБ (Санскр.) "Око". Лока-чакшуб, или "око мира", есть титул Солнца. |
ЧАЛА (Санскр.) Ученик, воспитанник Гуру или Мудреца, последователь определенного адепта какой-либо школы философии (букв., дитя). |
ЧАНДАЛЫ или CHHANDALAS (Санскр.) Изгнанные или люди без касты, название, которое теперь дается всем низшим классам индусов; но в древности оно относилось к определенному классу людей, которые, потеряв право на какую-либо из четырех каст - браминов, кшатриев, вайшьев и шудр - изгонялись из городов и искали убежища в лесах. После они стали "каменщиками", пока окончательно изгнанные, они не покинули страну, примерно за 4000 лет до н.э. Некоторые видят в них предков ранних евреев, племена которых начались с А-брама, или "Не-Брама". Вплоть до наших дней этот класс наиболее презирается браминами в Индии. |
ЧАНДРА (Санскр.) Луна; также божество. Термины Чандра и Сома являются синонимами. |
ЧАНДРАВАНША (Санскр.) "Лунная Раса" в противоположность Сурьяванша, "Солнечной Расе". Некоторые востоковеды считают непоследовательным то, что Кришна, чандраванша (из рода Яду), должен быть провозглашен Аватаром Вишну, который есть проявление солнечной энергии в Риг-Веде, труде непревзойденного авторитета среди браминов. Однако, это являет глубокое оккультное значение Аватара, разъяснить которое может лишь эзотерическая философия. Словарь - неподходящее место для подобных толкований; но полезно будет напомнить тем, кто знает и учит тех, которые не знают, что в Оккультизме человек назван солнечно-лунным существом: солнечным в его высшей триаде, и лунным - в его четверичности. Кроме того, именно Солнце наделяет своим светом Луну - так же, как человеческая триада излучает свой божественный свет на смертную оболочку грешного человека. Жизнь небесная оживляет жизнь земную. Кришна метафизически представляет Эго, соединенное с Атма-Буддхи, и мистически выполняет те же функции, что и Христос гностиков: оба являются "внутренним богом храма" - человека. Люцифер есть "яркая утренняя звезда", широко известный символ в "Откровениях", и, как планета, соответствует Эго. И этот Люцифер (или планета Венера) есть Шукра-Ушанас индусов, а Ушанас есть Дайтья-гуру, т.е. духовный руководитель и учитель Данавов и Дайтьев. Последние являются великанами-демонами в "Пуранах", а в эзотерических толкованиях - прототипным символом телесного человека, физического человечества. Говорится, что Дайтьи могут возвыситься, с помощью знания, "аскетизма и преданности" до " класса богов и до класса Абсолюта". Все это очень многозначительно в легенде о Кришне; и еще больше заставляет задуматься то, что так же, как Кришна, Аватар великого Бога в Индии, происходит из рода Яду (Yadu), так и другая инкарнация, "сам воплощенный Бог", или "Богочеловек Христос" - так же из рода Иаду (Iadoo), как называют евреев по всей Азии. Более того, как его мать, изображенная Царицей Небесной, стоящей на лунном серпе, тождественна в гностической философии и также в эзотерической системе с самой Луной, подобно всем прочим лунным богиням, как Изида, Диана, Астарта и другие - Матери Логосов, так и Христос в римско-католической церкви неоднократно назван Солнцем-Христом, Christ-Soleil и так далее. Если последнее есть метафора, то таково же и первое. |
ЧАНДРАГУПТА (Санскр.) Первый буддийский Царь в Индии, дед Ашоки; Sandracottus все перепутывающих греческих писателей, посещавших Индию во время Александра. (См. "Ашока".) |
ЧАНДРА-КАНТА (Санскр.) "Лунный камень", самоцвет, который якобы возникает и растет под солнечными лучами, что придает ему оккультные и магические свойства. Оказывает сильное охлаждающее воздействие при горячке, если приложить его к обоим вискам. |
ЧАНДРАМАНАМ (Санскр.) Метод исчисления времени с помощью Луны. |
ЧАНДРАЯНА (Санскр.) Хронология по лунным годам. |
ЧАНТОНГ (Тиб.) "Имеющий 1000 Глаз", имя Падмапани или Ченрези (Авалокитешвары). |
ЧАРАКА (Санскр.) Писатель по Медицине, живший в ведические времена. Он считается инкарнацией (Аватаром) Змия Шеши, то есть воплощением божественной Мудрости, так как Шеша-Нага, Царь расы "Змиев", есть синоним Ананты, семи-главого Змия, на котором покоится Вишну во время пралай. Ананта есть "бесконечный" и символ вечности, и, как таковой, един с Пространством, в то время как Шеша есть лишь периодический в своих проявлениях. Поэтому, тогда как Вишну отождествляется с Анантой, Чарака есть просто Аватар Шеша. (См. "Ананта" и "Шеша".) |
ЧАРВАКА (Санскр.) Было два знаменитых существа под этим именем. Первый был Рокшаса (демон), который переоделся брамином и вошел в Хастина-пур, после чего брамины раскрыли обман и испепелили Чарваку огнем своих глаз - то есть магнетически с помощью того, что в Оккультизме называется "черным взглядом" или злым глазом. торой был ужасный материалист и отрицатель всего за исключением материи, который, если бы мог вернуться обратно к жизни, посрамил бы всех "вольнодумцев" и "агностиков" наших дней. Он жил до периода Рамаяны, но его учение и школа пережили до сего дня, и он даже теперь имеет последователей, в основном в Бенгалии. |
Крупный алхимик шестнадцатого столетия; хирург, живший и работавший недалеко от Солсбери, изучая эту науку в соседних монастырях у некоего священника. Говорят, что он был посвящен в последнюю тайну трансмутации знаменитым мистиком Уильямом Бердом, который "был приором монастыря Бат и оплачивал расходы по восстановлению монастырской Церкви золотом, которое он делал с помощью красного и белого эликсиров" ("Royal Mas. Cycl."). Чарнок написал свой "Конспект Философии" в 1557 году, и "Загадку Алхимии" - в 1574-ом году. |
ЧАТУР ВАРНА (Санскр.) Четыре касты (букв., краски). |
ЧАТУР МАХАРАДЖА (Санскр.) "Четыре царя", Дэвы, которые сторожат четыре стороны вселенной, и связаны с Кармой. |
ЧАТУР МУКХА (Санскр.) "Четырехликий", имя Брамы. |
ЧАТУРДАСА БСУВАНАМ (Санскр.) Четырнадцать лок или планов существования. Эзотерически - двойственные семь состояний. |
ЧАТУРИОНИ (Санскр.) То же, что Кармайа или "четыре формы рождения" - четыре способа вступления на путь рождения, как обусловлено Кармою: (а) рождение от чрева - как у людей и млекопитающих; (б) рождение из яйца - как у птиц и пресмыкающихся; (в) от влаги и зародышей воздуха - как у насекомых; и (г) мгновенным самопреобразованием, как Бодхисаттвы и Боги (Анупадака). |
Оккультно и каббалистически человечество в целом символизируется Ману в Индии; Ваджрасаттвой или Дорджесемпой, руководителем Семи Дхиани, в Северном Буддизме; Адамом Кадмоном в Каббале. Все они представляют все человечество целиком, начало которого в этом андрогинном первообразе, а конец - в Абсолюте, по ту сторону всех этих символом и мифов человеческого происхождения. Человечество есть великое Братство благодаря тождеству материала, из которого оно создано физически и духовно (morally). Однако, пока оно не станет Братством и интеллектуально, оно есть не более, чем высший класс животных. |
ЧЕНРЕЗИ (Тибет.) Тибетский Авалокитешвара. Бодхисаттва Падмапани, божественный Будда. |
ЧЕРНАЯ МАГИЯ (Оккульт.) Колдовство; некромантия, или воскрешение мертвых, и другие эгоистические злоупотребления анормальными силами. Это злоупотребление может быть ненамеренным, но все же это "черная магия" всякий раз, когда что-либо произведено феноменальным образом просто ради собственного удовлетворения. |
ЧЕРНО-БОГ (Слав.) "Черный бог"; главное божество древнеславянских народов. |
Название Эльфов Тьмы, ползающих по темным пещерам земли и изготовляющих оружие и утварь для своих божественных отцов, Эсир, или Асов. Именуются также "Черными Эльфами". |
ЧЕРНЫЙ ОГОНЬ (Зохар.) Каббалистический термин для обозначения Абсолютного Света и Мудрости; "черный" потому, что непостижим для нашего ограниченного рассудка. |
Магический меч, оружие "бога-Меча" Херу. В "Эдде" сага описывает его как уничтожающего своего обладателя, если тот недостоин им владеть. Он приносит победу и славу лишь в руке добродетельного героя. |
Оазис в Центральной Азии, расположенный где-то в 4000 футах над рекой Черчен Дарья; самый очаг и центр древней цивилизации, со всех сторон, над и под землей, окруженный бесчисленными руинами городов и мест погребений всех видов. Как сообщил покойный полковник Пржевальский, этот оазис населен примерно 3000 людьми, "которые представляют собой остатки примерно ста народностей и рас, ныне исчезнувших, сами имена которых неизвестны современным этнологам." |
Символические животные в видении Иезекиила (Меркаба). "У первых христиан празднование Мистерий Веры сопровождалось горением семи лампад с ладаном, Тришагионом, и чтением книги евангелий, на которой - как на обложках, так и на страницах - были изображены крылатый человек, лев, бык и орел." ("Каббала" Исаака Мейера, LL.В.) По сей день этих животных изображают рядом с четырьмя евангелистами, и они предпосылают их соответствующие евангелия в изданиях Греческой Церкви. Каждое из них представляет один их четырех низших классов миров и планов, в подобие которым отлита каждая личность. Так, Орел (связанный со Св.Иоанном) олицетворяет космический Дух или Эфир, все-проникающее Око Ясновидца; Бык Св.Марка - огненную энергию, неустрашимую смелость и космический огонь; тогда как человеческая Голова или Ангел, стоящий рядом со Св.Матфеем, представляет синтез всех трех, объединенных в высшем Разуме человеком и в космической Духовности. Все эти символы суть египетские, халдейские и индийские. Многочисленные боги с головами Орла, Быка, и Льва, и все они представляют одну и ту же идею как в египетской, халдейской, индийской, так и в еврейской религиях, но, начиная с Астрального тела, они не шли дальше космического Духа или Высшего Манаса - так как Атма-Буддхи, или Абсолютный Дух, и его проводник Духовная Душа, не поддаются символизированию в конкретных образах. |
ЧИДАКАСАМ (Санскр.) Поле, или основа сознания. |
ЧИКИЦА ВИДИА ШАСТРА (Санскр.) Трактат по оккультной медицине, содержащий значительное количество "магических" рецептов. Это одна из "Панча Видиа Шастр", или Священных Писаний. |
ЧИНА (Санскр.) Название Китая в буддийских трудах; это страна называется так начиная с династии Цинь, которая была основана в 349 г. до н.э. |
ЧИТ (Санскр.) Абстрактное Сознание. |
ЧИТАГНИКУНДУМ (Санскр.) Букв., "очаг огня в сердце"; место средоточия силы, уничтожающей все личные желания. |
ЧИТКАЛА (Санскр.) В эзотерической философии идентичны с Кумарами; те, кто первые воплотились в людей Третьей Коренной Расы. (См. "Тайн. Доктр.", I, 357.) |
ЧИТРА ГУПТА (Санскр.) Дэва (или бог), который является писцом Ямы (бога смерти) и имеет обязанность читать отчет о жизни каждой Души из рекорда, называемого Агра Сандхани, когда эта душа предстает перед троном Суда. (См. "Агра Сандхани".) |
ЧИТРА ШИКАНДИНА (Санскр.) Созвездие Большой Медведицы; обитель семи Риши (Сапта-Рикша). Букв., "ярко-увенчанный". |
ЧИТТА РИДДХИ ПАДА (Санскр.) "Ступень памяти". Третье состояние мистического ряда, ведущего к достижению адептства; т.е. отречение от физической памяти, и от всех мыслей, связанных со светскими или личными событиями в жизни - благами, личными радостями или ассоциациями. Физической памятью необходимо пожертвовать, и призывать ее силою воли, тогда когда она абсолютно необходима. Риддхи Пада, букв., четыре "Ступеньки к Риддхи", суть четыре способа управления и, наконец, уничтожения желания, памяти, и в конечном счете самой медитации - постольку, поскольку они связаны с каким-либо усилием физического мозга - и тогда медитация становится чисто духовной. |
ЧИТТА СМРИТИ УПАСТХАНА (Санскр.) Одна из четырех целей Смрити Упастхана, т.е. постоянное удерживание в памяти преходящего характера человеческой жизни, и непрекращающегося вращения колеса существования. |
ЧИЧХАКТИ (Санскр.) Чих-Шакти; мощь, производящая мысль. |
Десять органов человека. В экзотерическом Пантеоне и аллегориях Востока, это суть эманации десяти меньших богов, земных Праджапати или "прародителей". Чтобы отличить их от пяти физических и семи сверхфизических, их называют "элементарными чувствами". В Оккультизме они тесно связаны с различными силами природы, и с нашими внутренними организмами, в физиологии называемыми клетками. |
ЧХАЙА (Санскр.) "Тень" или "Призрак". Название существа, созданного Санджной, женой Сурьи, из самой себя "астральное тело". Будучи не в силах выносить жар своего супруга, Санджна оставила вместо себя в качестве жены Чайю, удалившись, чтобы предаться аскетизму. В эзотерической философии Чхайа есть астральный образ человека. |
ЧХАЙА ЛОКА (Санскр.) Мир Теней; подобно Гедесу - мир Eidola и Umbrae. Мы его называем Камалокой. |
ЧХАНАГАРИКА (Тибет.) Букв., школа шести городов. Знаменитая философская школа, где готовят Чела перед их вступлением на Путь. |
ЧХАНДА РИДДХИ ПАДА (Санскр.) "Ступень желания", термин, употребляемый в Раджа Йоге. Это конечное отречение от всех желаний как sine qua non условие феноменальных сил, и вступление на прямой путь Нирваны. |
ЧХАНДОГА (Санскр.) Одна из Самхит (собраний) Сама Веды. Также жрец, поющий Сама Веду. |
ЧХАНМУКА (Санскр.) Великий Бодхисаттва у северных буддистов, известный своей пылающей любовью к Человечеству; в эзотерических школах считается Нирманакаей. |
ЧЬЮТА (Санскр.) Означает "павший" в зарождение, как сказал бы каббалист; противоположные ачьюте, тому, что не подвержено перемене или дифференциации; применяется по отношению к божеству. |