Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Православие. Словарь-справочник.
Статьи на букву "Э"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э"

Эдем

Эдем (евр. «блаженство») - местопребывание первого человека до грехопадения.

См. Рай.

Экзарх

Экзарх (греч. «правитель») - архиерей, управляющий крупной церковной областью - экзархатом, как правило лежащей за пределами страны, в которой расположен патриархат. В состав экзархата могут входить несколько епархий, епископы и архиепископы которых подчинены экзарху. Экзарх подчинен центральной церковной власти - патриарху или Синоду, но пользуется определенной самостоятельностью. Русская Православная Церковь имеет экзархаты в Белоруссии, Западной и Средней Европе, Центральной и Южной Америке.

Экзархат

См. Каноническая территория.

Экзегетика

Экзегетика (от греч. «истолковываю») - богословская дисциплина, занимающаяся толкованием священных текстов, прежде всего Библии. В Православии экзегетика тесно связана с принципами мистического богословия, традиционности и соборности, которые предполагают духовно-символическое понимание Священного Писания сквозь призму живого опыта Церкви, воплощенного в Священном Предании. Православная экзегетика использует следующие методы: буквально исторический, символико-аллегорический, тропологический (прообразовательный) и историко-филологический. Принципы экзегетики заложены уже в Священном Писании. Так, в Новом Завете содержатся символические истолкования ветхозаветных пророчеств, апостольские послания истолковывают и комментируют различные высказывания Христа, приводимые в Евангелиях. Следующую ступень экзегетики по отношению к Библии представляют собой сочинения отцов Церкви. Существенно ограничивая возможность индивидуальных теоретических построений, в раскрытии полноты смысла текста экзегетика стремится сохранить откровение первоначальной Божественной истины.

Экклезиология

Экклезиология (от греч. «учение о Церкви») - раздел богословия, занимающийся уяснением мистического смысла и спасительного предназначения Церкви Христовой.

Элогим

Элогим (Елогим, Элохим) - одно из наименований Бога в еврейской Библии, где оно упоминается попеременно, а иногда и вместе с другими наименованиями Божества - Иегова, Адонай и т.д. По своей этимологии это - множественное число слова Элоах или Эл, общего названия для божества у семитических народов (у ассириян, например, Ил, Илу). В основе этого слова лежит понятие могущества и творчества (в отличие от Иегова, в основе которого лежит понятие безличного бытия или безусловной сущности), и потому оно встречается уже в первой главе Библии, где говорится о сотворении мира. Тут же употреблена и та форма сочетания его со сказуемым, которая издавна возбуждала необычайный интерес: множественная форма его соединена с единственным числом глагола «бара» (дословно: «Боги сотворил»).

В разъяснение этого сочетания приводились разные мнения. Очевидно, здесь надо видеть указание на троичность Лиц в едином Божестве. По аналогии с другими словами, для выразительности употребляющимися во множественном числе (например, шаммаим - небо, небеса), можно и в Элогиме усматривать смысл величия и беспредельности.

Эммануил

Эммануил (Еммануил)

(евр. «с нами Бог»)

Спас Эммануил - иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте. Наименование образа связано с пророчеством Исаии, исполнившимся в Рождестве Христовом (см. Мф. 1, 21-23). Имя Эммануил присваивается любым изображениям Христа-отрока - как самостоятельным, так и в составе композиций икон Богородицы с Младенцем, Отечества, Собора Архангелов и др. Спас Эммануил - образ Христа в возрасте двенадцати лет. Лик Спасителя соотносится с евангельским текстом: И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник (Лк. 2, 42). У Исаии, старшего из четырех ветхозаветных пророков Израиля, читаем: Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7, 14). Отрок-Христос изображается в хитоне и гиматии и со свитком в руках. Образ встречается сравнительно редко.

Энколпион

Энколпион (Наперсник) - См. Нанедренник.

Эсхатология

Эсхатология (греч. «учение о конце земного мира») - комплекс воззрений на окончание земной истории, последние судьбы мира и человека. Так как христианское вероучение предполагает не уничтожение, но преображение и спасение тварной реальности, то эсхатология учит не столько о конце падшего мира, сколько об исполнении изначального замысла Бога, о всеобщем воскресении и соединении твари с Творцом. В результате исчезнет различие между миром небесным и земным. В небо вознесется все, предназначенное к вечной жизни, а все недостойное ее исчезнет из состава мироздания. Мы не имеем ясного представления о возможном состоянии людей, которое явится результатом соединения земного и небесного миров, но, согласно учению Церкви, это состояние должно оказаться в зависимости от отношения к Христу. В частности, разница между праведностью неверующих или нехристиан и праведностью, достигнутой посредством общения в Евхаристии с самим Существом Спасителя, обнаружится после Страшного суда и окажется главным фактором дальнейшего бытия личности. По учению святых отцов, эсхатологическое преображение мира призвано открыть его духовное существо, спрятанное до поры под покровом реальности, и привести возрожденное человечество к уяснению истинной основы жизни в Божественном свете. Но для неверующей души это уже будет не сознание Бога, свободно осуществляющееся в согласии с благодатью, но сознание, принудительно возникшее помимо воли личности, а потому способное причинить мучительные страдания.

Предыдущая страница Следующая страница