Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Ислам. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Ш"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д З И Й К Л М Н О Р С Т У Ф Х Ч Ш
Предыдущая страница

Статьи на букву "Ш"

Шавваль

Шавваль - десятый месяц мусульманского лунного календаря. Первого числа этого месяца празднуется праздник Ид аль-Фитр, который знаменует собой окончание поста в месяце Рамадан. После праздника мусульманам желательно соблюдать дополнительный шестидневный пост. Человек, который соблюдал пост в месяц Рамадан и шестидневный пост в месяце Шавваль, может считать, что постился целый год. В день праздника Ид аль-Фитр пост категорически запрещен.

Шазз

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шазили Абу аль-Хасан

Шазили Абу аль-Хасан - См. Шазилиты.

Шазилиты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ша'йа

Ша'йа - один из пророков Израиля, который проповедовал религию Мусы (Моисея). Согласно сообщению историков Табари и Ибн Асира иудеи сошли с истинного пути и Аллах отправил к ним Ша'йу, который долгое время безуспешно проповедовал среди них. Наконец, он был убит своими соплеменниками. После его убийства, навлекшие на себя гнев Аллаха иудеи, были разгромлены царем Бабила Бухтуннассаром и выселены из своих земель.

Шайтан

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шам’ун

Шам’ун - один из праведников Израиля. В одном из своих хадисов, пророк Мухаммад упоминал о нем и говорил, что Шам’ун вел на пути Аллаха джихад на протяжении тысячи месяцев. Затем Мухаммад выразил пожелание о том, чтобы Аллах дал ему и его сподвижникам возможность повторить путь Шам’уна. В ответ на это Аллах ниспослал ему коранический аят: «Как изъяснить тебе, что значит ночь аль-Кадра? Дороже тысячи месяцев она!» (Коран, 97). То есть пользы от этой ночи больше, чем от джихада, который непрерывно ведется на протяжении тысячи месяцев (См. Кадр). Шам’ун жил после пророчества Исы, но до пророчества Мухаммада. Он призывал народ к вере в Аллаха, руководствуясь Инджилом (Евангелием), который принес Иса. Однако в среде его народа было много идолопоклонников, с которыми Шам’ун вел в одиночку джихад с оружием в руках. Аллах сделал его очень сильным, смелым и бесстрашным человеком. Однажды правителю города, в котором жил Шам’ун, удалось арестовать его. Он приказал повесить его перед своим дворцом. В момент казни Шам’ун стал молить Аллаха помочь ему. В этот момент ангел развязал узлы и спас пророка. После своего чудесного спасения Шам’ун наказал правителя и его сторонников.

Шариат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шариф

Шариф - благородный, знатный, духовно возвышенный человек. Во множественном числе - ашраф, шурафа. В исламе так называют богобоязненных людей, которые следуют за дозволенным Аллахом и избегают запретного. В Коране говорится: «Ведь самый благородный из вас пред Аллахом - самый благочестивый» (49: 13). До периода правления Аббасидских халифов, шарифами называли представителей мекканского рода Хашима (См. Хашимиты), из которого происходил пророк Мухаммад. Также шарифами называли и потомков Али ибн Абу Талиба (См. Алиды). При Аббасидах же, так стали называть Алидов и потомков Аббаса - дяди пророка (См. Аббасиды), из которых происходила правящая династия. В Египте, в период правления шиитско-исмаилитской халифской династии Фатимидов (297/910-567/1171), шарифами называли потомков дочери пророка Мухаммада Фатимы от ее сыновей Хасана и Хусайна. Однако после Фатимидов так стали называть только потомков Хасана. Потомков Хусайна же стали называть саййидами (См. Саййид). Шарифы и саййиды были любимы и уважаемые в среде мусульман. Однако правящая династия Омейядских халифов, исходя из своих политических интересов, часто подвергала их гонениям. Часто они становились жертвами несправедливости. В период правления Аббасидского халифа Абу Джафара аль-Мансура (139/754-158/775) потомки Хасана подверглись массовым репрессиям. Однако после аль-Мансура Аббасидские халифы относились к ним с большим почтением и уважением. При халифах Харун ар-Рашиде и аль-Мамуне шарифы и саййиды носили длинную одежду-джуббу зеленного цвета и головные уборы с зеленной повязкой. Однако эта традиция была предана забвению к концу их правления. После них в мамлюкском Египте и Османской империи эта традиция была частично возрождена. Начиная с периода правления Аббасидов, для потомков пророка даже был учрежден специальный государственный орган, который занимался проблемами потомков пророка Мухаммада (См. Накиб). Эта традиция также была продолжена и в других мусульманских государствах, например в мамлюкском Египте, в Османской империи. Передача милостыни для нужд шарифов и саййидов в суннитском Исламе не допускалась, так как по этому поводу имелся хадис пророка. Тем не менее, они пользовались рядом льгот и преимуществ. По этой причине некоторые люди фабриковали свою родословную и представляли себя в качестве потомков пророка. Таких случаев было достаточно много. По этой причине, накибы вели специальные книги, в которых были родословные саййидов и шарифов. Но даже это не могло остановить многочисленных случаев фабрикаций. Некоторым шарифам удалось даже прийти к власти в отдельных регионах мусульманского мира. Например, шарифами были Идрисиды в северной Африке и правители Мекки.

Шарт

Шарт - необходимое условие для того, чтобы какой-либо религиозный акт считался выполненным по правилам, оговоренным в шариате. Примером шарта является омовение, которое является необходимым условием, чтобы совершенный намаз считался выполненным в соответствии с принципами шариата. (Подробнее см. Рукн и Шарт).

Шафаат

Шафаат - заступничество, которое будет разрешено Аллахом сделать в день Страшного суда пророкам во главе с Мухаммадом, за всех грешников-мусульман для того, чтобы они были избавлены от адских мук и вошли в рай. Об этом упоминается в кораническом аяте: «В тот день не поможет [ничье] заступничество, кроме тех, кому Милостивый дал [такое] право и чьими речами он будет доволен» (20: 109). После воскрешения начнется Божий суд. Судьей на нем будет Аллах. Для этого ангелы соберут (хашр) всех людей на одно место (мавкиф). В хадисах говорится, что люди будут стоять голыми, необутыми и необрезанными (т.е. у мужчин не будет обрезания крайней плоти, которое желательно иметь в этом мире. Видя безысходность своего положения они будут просить своих пророков заступиться за них перед Аллахом. Однако каждый пророк будет отсылать их к пророку, который следовал после него в земной жизни, и, наконец, все они соберутся вокруг последнего пророка Мухаммада, который заявит, что заступничество - это его дело. Помимо этого пророк Мухаммад будет заступаться за праведников еще два раза. Во второй раз он будет ходатайствовать перед Аллахом, о том, чтобы двери рая открылись для праведников, а в третий раз он будет заступником для некоторых мусульман, которым Аллах определил место в аду. Благодаря мольбе пророка Аллах смилостивится над этими людьми и откроет им путь в рай.

Шафиитский мазхаб

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шахид

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шахик аль-джабаль

Шахик аль-джабаль - люди, которые по различным причинам никогда не видели и не слышали о пророках и божественной религии. Такие люди попадают под действие коранического аята, в котором говорится: "И никогда никто не был наказан Нами, пока мы не послали (к ним) посланника..." (17: 15). Согласно ханафиту Раббани, такие люди будут воскрешены на всеобщем Суде наряду со всеми. После суда Аллах умертвит их навечно вместе с животными. Они не будут мучиться в аду и не войдут в рай.

Шахрастани Мухаммад

Шахрастани Мухаммад (ум. в 548/1153)

известный шафиитский правовед и философ. Родился в городе Шахрастане на севере Хорасана в персидской семье. Полное имя с Куньей - Абу аль-Фатх Мухаммад идн Абд аль-Карим аш-Шахрастани. Получил традиционное мусульманское образование, учился у известных ученых своего времени. Обучался фикху и каламу под руководством Абу аль-Музаффара аль-Хавафи, Абу Насра аль-Кушайри и Абу аль-Касима аль-Ансари. Хадисы изучал у Абу аль-Хасана ан-Нисабури. Много путешествовал. В Хорезме и Хорасане успешно участвовал в диспутах с различными учеными. В 510/1116 году Шахрастани приехал в Багдад и преподавал там в медресе Низамия. Его лекции принесли ему большую известность. Аш-Шахрастани придерживался суннитских воззрений, хотя имеются сведения о том, что на определенном этапе своей жизни он, возможно был исмаилитом, но затем вернулся в суннизм. Он является автором целого ряда философских, исторических и правовых книг. Всемирно известным является его труд «Китаб аль-Милал ва’н-Нихал» (Книга о религиях и сектах), где он описал воззрения и историю различных мусульманских сект, других религий и даже философских школ. Этот труд фактически является единственным примером учебника по истории философии, который был написан в эпоху средневековья. Известна также его работа по ашаритскому каламу («Китаб Нихайат аль-Икдам фи Ильм аль-Калам»). В труде «Китаб аль-Мусараа» аш-Шахрастани подверг критике положения философии Ибн Сины. Также одним из его известных работ является комментарий к Корану «Мафатих аль-Асрар ва Масабих аль-Абрар».

Шейбани Мухаммад ибн Хасан

Шейбани Мухаммад ибн Хасан (132/749-189/805)

выдающийся мусульманский правовед, один из трех самых авторитетных правоведов ханафитской правовой школы. Его отец Хасан был рабом-вольноотпущенником, родом из Сирии. Затем он поселился в Ираке. Именно там, в городе Васит, и родился Мухаммад ибн Хасан аш-Шейбани. В свои молодые годы Мухаммад ибн Хасан переехал в Куфу. Здесь он заинтересовался мировоззренческими и правовыми школами и учениями. К этому располагала его сама обстановка в городе, который в то время стал одним из культурных центров Халифата. Оставшееся от его отца наследство хватало для того, чтобы он начал изучать различные науки. Его учителями были известные ученые. Однако самым выдающимся его учителем был Абу Ханифа. Однако Мухаммад недолго был в числе его учеников, так как Абу Ханифа умер в 150/767 году. В то время Мухаммаду было всего 18 лет. После его смерти он завершил свое обучение у Абу Йусуфа. Затем он совершал путешествия и учился у многих известных ученых того времени в Сирии, Мекке, Хорасане. В Медине он учился у самого Малика ибн Анаса и изучал под его руководством сборник хадисов «Муватта». В результате всего этого, Мухаммад ибн Хасан тщательно изучил доводы школ, которые основывали свой правовой метод на хадисах, с методом сторонников ар-рая (мнения) и сделал попытку их соединения. После возвращения в Ирак, он стал известным правоведом, и к нему стали стекаться ученики из многих регионов Халифата. Одним из самых известных его учеников был Асад ибн Фурат, который позднее распространил методы ханафитской школы в Северной Африке. Другим его известным учеником был аш-Шафии - эпоним шафиитской правовой школы. Аббасидский халиф Харун ар-Рашид арестовал Мухаммада ибн Хасана на два месяца за то, что тот отказался исполнять обязанности судьи (кади), в то время как сам халиф назначил его на эту должность. Однако затем Мухаммад ибн Хасан пересмотрел свое решение и согласился стать судьей в Ракке. В 176/792 году Мухаммад ибн Хасан попал в немилость халифу в связи с тем, что он симпатизировал Алиду Йахье ибн Абдулле, который поднял восстание против Харуна ар-Рашида. В связи с этим, он был отстранен от должности судьи. Затем его отношения с халифом нормализовались и он снова был назначен судьей (кади) в Хорасан. В том же году он умер в Рее. О правовых методах и книгах Мухаммада ибн Хасана аш-Шейбани см. Ханафитский мазхаб.

Шейх

Шейх - человек преклонного возраста, которому как минимум выше пятидесяти лет. В суфизме руководитель суфийской обители. Шейх по своим функциям близок к учителю, однако в отличие от него он не только преподает предмет, но и устанавливает духовную связь с учениками и является их духовным наставником. Помимо духовного пути, шейх обязан знать и правовые науки, владеть наукой толкования Корана и хадисов. Он должен обладать самыми наилучшими моральными и нравственными качествами. Шейхи также называются муршидами.

Шейх Садук

Шейх Садук (ум. в 381/991)

один из самых известных шиитских богословов и правоведов. Настоящее имя Мухаммад ибн Али ибн Бабавайх аль-Куми. Согласно шиитской традиции он был большим знатоком шиитских преданий. В период правления династии Буидов (Бувайхидов), вел активную пропаганду имамитского шиизма в Багдаде. Умер в Рее (современный Тегеран). Шейх Садук был автором около 200 различных сочинений по различным аспектам шиитского вероучения и права. Его сборники хадисов пользуются большой популярностью у шиитов-иснаашаритов. Наиболее известной его работой является книга «Ман ла Яхзуруху аль-Факих», посвященная правовым вопросам и содержащая 5899 хадисов. Эта книга является одной из самых авторитетных в шиитском богословии.

Шиизм

Шиизм - См. Шииты.

Шииты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ширк

Ширк - признание какого-либо реального или мифического объекта или субъекта равным Аллаху в могуществе или творческой способности, а также признание в нем божественности с последующим почитанием, служением и поклонением ему. Ширком являются и различные деистические философии, которые, не игнорируя божественных качеств Творца, представляют Его бесконечно удаленным (трансцендентным) по отношению к тварному миру и вводят понятия подчиненных Ему промежуточных либо автономных божеств или полубожеств, как посредников между Ним и сотворенным мирозданием.

Согласно исламскому вероучению, ширк является самым тяжким грехом их всех существующих. Этот грех не будет прощен Аллахом, ни при каких обстоятельствах. Если человек вовремя не покается и умрет с ширком, то он вечно будет пребывать в адских мучениях. Об этом однозначно говорится в аятах Корана:

- «Пoиcтинe, Aллax нe пpoщaeт, чтoбы Емy пpидaвaли coтoвapищeй, нo пpoщaeт тo, чтo мeньшe этoгo, кoмy пoжeлaeт. A ктo пpидaeт Aллaxy coтoвapищeй, тoт измыcлил вeликий гpex» (4: 48)

- «A ктo пpидaeт Aллaxy coтoвapищeй, - тoчнo oн yпaл c нeбa, и cxвaтят eгo птицы, или зaнeceт eгo вeтep в дaлeкoe мecтo» (22: 31).

Считается, что ширк имеет две разновидности - большой (ширк аль-акбар) и малый (ширк аль-асгар): Большой ширк - это явное признание какого либо объекта достойным поклонения помимо Аллаха. Этот грех выводит человека из Ислама, так как непосредственно является язычеством;

Малый ширк же не выводит человека из Ислама потому, что явного признания человеком другого божества не происходит. Это такие "народные" поверья как ношение амулетов, вера в то, что какой-то умерший святой может быть посредником в мольбе человека Богу, вера в приметы и в другие суеверия. Но даже если малый ширк не выводит человека из Ислама, он, тем не менее, является наитягчайшим грехом. Возможно, что Аллах простит совершившего малый ширк, только если он сделал это по незнанию или по неосведомленности.

Шит

Шит - Шис

сын Адама. Ему было дано пророчество после смерти своего отца. Как известно, сын Адама Кабил из чувства зависти к своему брату Хабилу убил его (См. Кабил и Хабил). Взамен убитого Хабила Аллах даровал Адаму другого сына - Шита, что означает "подарок Аллаха". Шит был любимцем своего отца Адама, который научил его полученным им от Аллаха различным знаниям и тайнам и сделал его своим духовным наследником. Адам также поставил его во главе всех своих потомков. После смерти Адама, Аллах избрал Шита своим пророком (наби) и послал ему 50 свитков (сухуф) Откровения, в котором также содержались и знания в области отдельных наук. Шит проповедовал религию Адама. Он вместе со своими потомками построил около тысячи городов, в которых они жили мирно и счастливо. Никаких недоразумений между ними не возникало. Шит побывал во многих местах, например в Йемене, где он вел проповеди среди заблудших сынов Кабила (Каина) и наставлял их на путь Аллаха. Однако они отвергли его и он сразился с ними. Он впервые в истории человечества сразился за веру с оружием в руках. Ему удалось победить врагов, часть из которых была перебита, а часть взята в плен. Адам и Шит (возможно, и другие его братья) построили Каабу. В строительстве был использован камень, скрепленный глиной. Пророк Шит, который согласно преданиям прожил на земле свыше двухсот лет, назначил своим наследником своего сына Ануша. В преданиях говорится, что возможно Шит был похоронен возле могилы своего отца Адама в Мине. После его смерти, люди постепенно стали отходить от веры. Поэтому Аллах послал к ним пророка Идриса.

Шифа

Шифа - излечение от болезни, восстановление сил. Излечение от болезни следует ожидать только от Аллаха. Лекарственные и прочие средства сами по себе не могут излечить человека без соизволения Аллаха. Они являются лишь посредством для исполнения Божьей воли. Пророк Мухаммад применял для излечения, как чтение Корана и других молитв, так и лекарственный метод. Не отрицается и метод хирургии. Все эти методы можно при необходимости совмещать.

Согласно хадисам пророка Мухаммада, во время болезни человека рекомендуется чтение следующих аятов:

а) концовка аята Тауба, 14 (9: 14);

б) середина аята Йунус, 57 (10: 57);

в) середина аята Нахль, 69 (16: 69);

г) начало аята Исра, 82 (17: 82);

д) Шуара, 82 (26: 82);

е) начало аята Фуссилат, 44 (41: 44).

Шуайб

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница