Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "И"
Иволгинский дацан (тиб. название - Гандан Даши Чойнхорлинг) - ламаистский монастырь, расположенный в 30 км от столицы Бурятии Улан-Удэ. Основан в 1946. Божество-охранитель И. д. - Лхамо. Совр. главный храм И. д. построен и освящен в 1972. И. д. имеет библиотеку с богатой коллекцией будд. канонич. литры. Кроме ежедневных молебствий и др. спец. служб в И. д. ежегодно отправляются 6 гл. будд. хуралов (см. Ламаизм в Бурятии). И. д. является резиденцией Центрального Духовного Управления буддистов СССР и его главы - бандидо хамбо-ламы. - Л. Л. Абаева |
ИДАМ, Идам Лха (тиб.), Иштадевата (санскр.) (букв. «бог, связанный обетом») - в религ. практике буддизма ваджраяны - гл. божество мандалы, является объектом медитации; созерцание И. и отождествление созерцателя с ним, по представлениям буддистов, способствует достижению просветления. В Тибете И. выступает как персональное божество - покровитель конкретной будд. школы и персональное божество - покровитель верующего, принявшего обет. И. различают по полу (мужские и женские), по эмоциональному состоянию (спокойный, гневный и спокойно-гневный), что обусловливает их различный иконографич. облик. Лама начинает день с почитания своего И. Е. Д. Огнева |
Икко-икки - крестьянские восстания в Японии 15-16 вв., возглавлявшиеся духовенством школы Икко-сю, имевшей многочисл. приверженцев среди сельского населения. Эти восстания, в к-рых принимали участие десятки тыс. крестьян, носили ярко выраженный антифеод. характер, скрывавшийся под религ. оболочкой. - А. Н. Игнатович |
Икко-сю - название яп. будд. школы Дэёдо-синсю после оживления ее деятельности в 15 в. В названии школы («икко» - «одно направление», «следование чему-л. одному») нашло отражение основополагающее догматич. положение ее учения: перерождение человека в «чистой земле» обеспечивается исключительно его молениями будде Амиде. И.-с. являлась организатором крестьянских восстаний в 15-16 вв. (см. Икко-икки). - А. Н. Игнатович |
ИКЭДА Дайсаку (р. 1928) - яп. обществ.-религ. деятель, лидер крупнейшего необудд. движения Сока гаккай. В 1960- 1979 -президент, в наст. вр.- почетный президент Сока гаккай, с 1975 - президент Интернационала Сока гаккай - объединения зарубежных орг-ций этого движения. Внес большой вклад в организационное укрепление движения, расширение его рядов и внедрение в разл. сферы обществ.-политич. жизни. Виднейший теоретик движения, сформулировавший концепцию создания на базе слияния вероучения Нитирэн-сёсю с политикой «об-ва третьей цивилизации, преодолевающего недостатки совр. капитализма и социализма». В многочисл. работах И. (многотомная «Человеческая революция», «Наука и религия» и др.) религ. догматика интерпретируется как «философия жизни» , соответствующая сегодняшнему уровню развития об-ва, использующая новейшие достижения всевозможных областей знания; иными словами, ставится задача осуществить «науч. рационализацию» религии, подкрепить положение буддизма ссылками на науч. достижения современности. Активный участник междунар. антивоенного движения. Неоднократно посещал Советский Союз. Г. Е. Светлов |
Индрия (санскр.) - «воспринимающая способность», «орган чувства», инструмент непосредств. чувственного восприятия внешнего мира. В «Абхидхармакоше» их 6: орган зрения, орган слуха, орган обоняния, орган вкуса, орган осязания, сознание, или познавательная способность. И. образуют: 6 внутр. баз (адхьятма-аятана) во второй классификации элементов - дхарм. Сознание считается самой главной воспринимающей способностью, т. к. оно присутствует в каждом акте восприятия, связывая возникающее ощущение с субъектом восприятия; оно является опорным элементом для сознания «Я». Буддисты понимают это сознание как чистую чувственность и чистую субъективность. - Н. А. Канаева |
Иппэн (1239-1289) - яп. будд. монах, основатель амидаистской школы Дзи-сю. Трактовал «чистую землю» как некое психич. состояние, присущее живому существу, достигшему просветления. Такая интерпретация важнейшей категории догматики амидаизма сближала учение И. с доктринами последовательно махаянистских школ (Кэгон-сю, дзэн) и приводила к размежеванию с ортодоксальными амидаистами. И. уделял много внимания распространению своего учения среди народных масс, ввел в обиход произнесение молитвы будде Амиде в сочетании с танцами под музыку, признавал чудодейственную силу амулетов с написанными на них молитвами. - А. Н. Игнатович |
Истинная "великая колесница" -доктрины в догматике школ Хуаянь-цзун (Кэгон-сю), Тяньтай-цзун (Тэндай-сю), Нитирэн-сю и их ответвлениях, в к-рых запечатлена и разъяснена «сокровенная» суть учения Будды. Противопоставляется временной «великой колеснице». Исключ. большое внимание И. «в. к.» уделяется в доктринальном комплексе школы Нитирэн-сю, где она использовалась для дискредитации учений и деятельности фактически всех других будд. школ, причислявшихся к хинаяне, или временной «великой колеснице». - А. Н. Игнатович |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Ицзин (635-713) - кит. будд. монах, путешественник, один из наиб. выдающихся переводчиков будд. канонической лит-ры на кит. язык. Родился в Цичжоу (ныне Личэн, провинция Шаньдун), а по др. сведениям - в Фаньяне (к юго-зап. от совр. Пекина). В 671 отправился морем в Индию за будд. текстами. В Индии изучал будд. философию в монастырском «университете» Наланда. В 695 вернулся в Китай, где развернул широкую переводческую деятельность. Помимо переводов он написал биографич. трактат «Жизнеописания достойных монахов, ездивших на Запад в поисках Закона при Великой династии Тан». - Е. А. Торчинов |
Иштадевата - см. Идам. |