Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Буддизм
Статьи на букву "И"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И"

ИВОЛГИНСКИЙ ДАЦАН

Иволгинский дацан (тиб. название - Гандан Даши Чойнхорлинг) - ламаистский монастырь, расположенный в 30 км от столицы Бурятии Улан-Удэ. Основан в 1946. Божество-охранитель И. д. - Лхамо. Совр. главный храм И. д. построен и освящен в 1972. И. д. имеет библиотеку с богатой коллекцией будд. канонич. литры. Кроме ежедневных молебствий и др. спец. служб в И. д. ежегодно отправляются 6 гл. будд. хуралов (см. Ламаизм в Бурятии). И. д. является резиденцией Центрального Духовного Управления буддистов СССР и его главы - бандидо хамбо-ламы. - Л. Л. Абаева

ИДАМ, ИДАМ ЛХА, ИШТАДЕВАТА

ИДАМ, Идам Лха (тиб.), Иштадевата (санскр.) (букв. «бог, связанный обетом») - в религ. практике буддизма ваджраяны - гл. божество мандалы, является объектом медитации; созерцание И. и отождествление созерцателя с ним, по представлениям буддистов, способствует достижению просветления. В Тибете И. выступает как персональное божество - покровитель конкретной будд. школы и персональное божество - покровитель верующего, принявшего обет. И. различают по полу (мужские и женские), по эмоциональному состоянию (спокойный, гневный и спокойно-гневный), что обусловливает их различный иконографич. облик. Лама начинает день с почитания своего И. Е. Д. Огнева

ИККО-ИККИ

Икко-икки - крестьянские восстания в Японии 15-16 вв., возглавлявшиеся духовенством школы Икко-сю, имевшей многочисл. приверженцев среди сельского населения. Эти восстания, в к-рых принимали участие десятки тыс. крестьян, носили ярко выраженный антифеод. характер, скрывавшийся под религ. оболочкой. - А. Н. Игнатович

ИККО-СЮ

Икко-сю - название яп. будд. школы Дэёдо-синсю после оживления ее деятельности в 15 в. В названии школы («икко» - «одно направление», «следование чему-л. одному») нашло отражение основополагающее догматич. положение ее учения: перерождение человека в «чистой земле» обеспечивается исключительно его молениями будде Амиде. И.-с. являлась организатором крестьянских восстаний в 15-16 вв. (см. Икко-икки). - А. Н. Игнатович

ИКЭДА ДАЙСАКУ

ИКЭДА Дайсаку (р. 1928) - яп. обществ.-религ. деятель, лидер крупнейшего необудд. движения Сока гаккай. В 1960- 1979 -президент, в наст. вр.- почетный президент Сока гаккай, с 1975 - президент Интернационала Сока гаккай - объединения зарубежных орг-ций этого движения. Внес большой вклад в организационное укрепление движения, расширение его рядов и внедрение в разл. сферы обществ.-политич. жизни. Виднейший теоретик движения, сформулировавший концепцию создания на базе слияния вероучения Нитирэн-сёсю с политикой «об-ва третьей цивилизации, преодолевающего недостатки совр. капитализма и социализма». В многочисл. работах И. (многотомная «Человеческая революция», «Наука и религия» и др.) религ. догматика интерпретируется как «философия жизни» , соответствующая сегодняшнему уровню развития об-ва, использующая новейшие достижения всевозможных областей знания; иными словами, ставится задача осуществить «науч. рационализацию» религии, подкрепить положение буддизма ссылками на науч. достижения современности. Активный участник междунар. антивоенного движения. Неоднократно посещал Советский Союз. Г. Е. Светлов

ИНДРИЯ

Индрия (санскр.) - «воспринимающая способность», «орган чувства», инструмент непосредств. чувственного восприятия внешнего мира. В «Абхидхармакоше» их 6: орган зрения, орган слуха, орган обоняния, орган вкуса, орган осязания, сознание, или познавательная способность. И. образуют: 6 внутр. баз (адхьятма-аятана) во второй классификации элементов - дхарм. Сознание считается самой главной воспринимающей способностью, т. к. оно присутствует в каждом акте восприятия, связывая возникающее ощущение с субъектом восприятия; оно является опорным элементом для сознания «Я». Буддисты понимают это сознание как чистую чувственность и чистую субъективность. - Н. А. Канаева

ИППЭН

Иппэн (1239-1289) - яп. будд. монах, основатель амидаистской школы Дзи-сю. Трактовал «чистую землю» как некое психич. состояние, присущее живому существу, достигшему просветления. Такая интерпретация важнейшей категории догматики амидаизма сближала учение И. с доктринами последовательно махаянистских школ (Кэгон-сю, дзэн) и приводила к размежеванию с ортодоксальными амидаистами. И. уделял много внимания распространению своего учения среди народных масс, ввел в обиход произнесение молитвы будде Амиде в сочетании с танцами под музыку, признавал чудодейственную силу амулетов с написанными на них молитвами. - А. Н. Игнатович

ИСТИННАЯ "ВЕЛИКАЯ КОЛЕСНИЦА"

Истинная "великая колесница" -доктрины в догматике школ Хуаянь-цзун (Кэгон-сю), Тяньтай-цзун (Тэндай-сю), Нитирэн-сю и их ответвлениях, в к-рых запечатлена и разъяснена «сокровенная» суть учения Будды. Противопоставляется временной «великой колеснице». Исключ. большое внимание И. «в. к.» уделяется в доктринальном комплексе школы Нитирэн-сю, где она использовалась для дискредитации учений и деятельности фактически всех других будд. школ, причислявшихся к хинаяне, или временной «великой колеснице». - А. Н. Игнатович

ИСТОРИЯ БУДДИЗМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЦЗИН

Ицзин (635-713) - кит. будд. монах, путешественник, один из наиб. выдающихся переводчиков будд. канонической лит-ры на кит. язык. Родился в Цичжоу (ныне Личэн, провинция Шаньдун), а по др. сведениям - в Фаньяне (к юго-зап. от совр. Пекина). В 671 отправился морем в Индию за будд. текстами. В Индии изучал будд. философию в монастырском «университете» Наланда. В 695 вернулся в Китай, где развернул широкую переводческую деятельность. Помимо переводов он написал биографич. трактат «Жизнеописания достойных монахов, ездивших на Запад в поисках Закона при Великой династии Тан». - Е. А. Торчинов

ИШТАДЕВАТА

Иштадевата - см. Идам.

Предыдущая страница Следующая страница