Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "И" (часть 1, "И"-"ИГН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 1, "И"-"ИГН")

И

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАВНЕЯ

ИАВНЕЯ - город - см. в ст. Явнийский синедрион.

ИАДГАРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАДОР

ИАДОР († 249-251), мч. (пам. 4 февр.). Пострадал в правление имп. Деция. Этот святой не упоминается в греч. календарях. По всей видимости, его имя появилось в Киевском месяцеслове 1672 г. в результате искажения имени пострадавшего при Деции мч. Диодора, память к-рого отмечается 3 и 4 февр. (см. в ст. Папий, Диодор и Клавдиан, мученики Памфилийские).

Ист.: ЖСв. Февр. С. 64.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 33.

ИАКИНФ

ИАКИНФ [румын. Iachint] (ок. 1300-1372, Куртя-де-Арджеш, Валахия), свт. (пам. 28 окт.), митр. Унгро-Влахийский, 1-й предстоятель правосл. Церкви в Валашском княжестве. Имеется документальное упоминание 1348 г. о пребывании И. во главе митрополии Вичина (обл. Добруджа). Ранее 1359 г. И. был приглашен валашским господарем Николае Александру Басарабом (1352-1364) на кафедру Унгро-Влахийской митрополии в Куртя-де-Арджеш (первоначально находилась, вероятно, в Кымпулунге). В мае 1359 г. К-польский патриарх Каллист I (1350-1353, 1355-1363) официально признал Унгро-Влахийскую митрополию. Годы предстоятельства И. отмечены установлением тесных связей с К-польской Патриархией, активным храмовым и монастырским строительством. В окт. 1370 г. учреждена Северинская митрополия на землях правобережья р. Олт.

На заседании 8 июля 2008 г. Свящ. Синод Румынской Православной Церкви принял решение о канонизации И.

Лит.: Dobrescu N. Întemeierea Mitropoliilor şi a celor dintâi mănăstiri din Ţară. Bucur., 1906. P. 35-56; Marinescu C. Înfiinţarea Mitropoliilor din Ţara Românească şi Moldova // Analele Acad. Rom. Memoriile Secţiunii Istorice. 1924. T. 2. P. 247-269; Giurescu C. C. Întemeierea Mitropoliei Ungrovlahiei // BOR. 1959. N 7-10. P. 673-697; Păcurariu. IBOR. Vol. 1. P. 239-251.

Свящ. Мирча Пэкурариу

ИАКИНФ, АЛЕКСАНДР И ТИВУРТИЙ

ИАКИНФ, АЛЕКСАНДР И ТИВУРТИЙ [лат. Hyacinthus, Alexander, Tiburtius], мученики Сабинские (пам. зап. 9 сент.). В Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.) память мучеников отмечена 9 сент. с топографическим указанием: в Сабинской обл., на 30-м миллиарии от Рима. Эта заметка перешла в Мартирологи IX в. (Флора, Адона, Узуарда). В Liber Pontificalis содержится упоминание, что папа Лев III (795-816) передал драгоценные одеяния в дар базилике Иакинфа, где покоились мощи святого. Невозможно точно сказать, имеются ли в виду мощи И. или др. рим. мученика с таким же именем, поскольку 11 сент. в Мартирологе Иеронима упомянуты мученики Прот и Иакинф в катакомбах на старой Соляной дороге (MartHieron. Comment. P. 502), а 3 авг. значится мч. Иакинф на Лабиканской дороге (Ibid. P. 417).

Вполне возможно, что в Cабинскую обл. были перенесены мощи или частицы мощей одного из этих 2 мучеников. Кроме того, сообщается о мч. Иакинфе в Римском порту (пам. зап. 25 июля), к-рый в Мартирологе Рабана Мавра (сер. IX в.; PL. 110. Col. 1167) отождествлен с И. (впрочем, для этого Мартиролога характерны необоснованные отождествления).

А. упоминается только в Мартирологе блж. Иеронима. И. Делеэ, опираясь на указания ряда рукописей, предпочитает в данном месте читать «в Александрии» вместо «Александра», что вполне обоснованно, поскольку в Мартирологе топонимы нередко путаются с именами. Что касается Т., то речь идет о римском мученике с Лабиканской дороги (MartHieron. Comment. P. 434-435; пам. зап. 11 авг.). Однако возможно и др. толкование этого места: за именем Т. скрывается искаженное название г. Тибур (ныне Тиволи, Италия), где, по данным эпиграфики, в VI в. существовала ц. (ораторий) Александра, но какого именно - неизвестно (CIL, N 3898).

Ист.: ActaSS. Sept. T. 3. P. 364-365; MartRom. P. 387; MartHieron. Comment. P. 497-498; PL. 110. Col. 1167; CIL, N 3898; LP. Vol. 2. P. 13, 42.

Лит.: Lanzoni. Diocesi. P. 354-355; Delehaye. Origines. P. 314; Gordini G. D. Giacinto, Alessandro e Tiburzio // BiblSS. Vol. 6. Col. 331-332.

Д. В. Зайцев

ИАКИНФА МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАКИСХОЛ

ИАКИСХОЛ - мч. Керкирский (пам. 28 апр.) - см. в ст. Саторний и др. мученики Керкирские.

ИАКОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАКОВ I

ИАКОВ I [серб. Jаков] († 3.02.1292), свт. (пам. 3 февр.), архиеп. Сербский (1286-1292). О жизни И. сведений почти не сохранилось. В дополненном варианте «Житий королей и архиепископов сербских» архиеп. Печского Даниила II сообщается, что И. наследовал престол Сербской Церкви в янв. 4-го года правления кор. Милутина (1282-1321), т. е. в 1286 г. Вероятно, в 1290 г. он перенес кафедру Сербской архиепископии из монастыря Жича в монастырь Печ, а в 1292 г. туда же - мощи свт. архиеп. Евстафия I. Особенно он заботился о мон-ре Студеница, обеспечив обитель богослужебными книгами и сосудами. Отличался рвением в вере и в стяжании добродетели. В мон-ре Ораховица сохранилась фреска с его ликом.

Лит.: Станоjевић С. Српски архиепископи од Саве II до Данила II (1263-1326) // ГСКА. 1933. Књ. 153. С. 63-64; Милеуснић С. Свети срби. Каленић; Крагуjевац, 1989. С. 68; Слиjепчевић. Историjа. Књ. 1. С. 150-151.

ИАКОВ I ПУТНЯНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАКОВ II

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАКОВ III

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАКОВ, АВРААМ И ИОАНН

ИАКОВ, АВРААМ И ИОАНН - мученики Египетские (нач. IV в.), почитаемые в Коптской Церкви (пам. копт. 17 месоре (10 авг.)). Краткое Житие мучеников содержится в копто-араб. Александрийском Синаксаре (XIII-XIV вв.). Иаков был сыном богатого землевладельца-христианина из маленького сел. Менгуг в В. Египте. Его старшие сестры обучались в монастыре, где впоследствии пожелали остаться. Родители были огорчены этим, но рождение сына утешило их. В возрасте 6 (по др. версии - 16) лет Иаков отправился в соседний г. Птолемаиду Гермейскую (ныне Эль-Манша), где получил образование. Вернувшись, он по желанию отца начал управлять хозяйством. Познакомившись со старым пастухом-христианином, Иаков был поражен его аскетическими подвигами и стал ему подражать. Во время гонения имп. Диоклетиана пастух решил открыто исповедать Христа перед властями. Иаков упросил отца отпустить его с пастухом, обещав вернуться. В столице Фиваиды Антинополе (ныне Эш-Шейх-Ибада) они стали свидетелями мученичества Иуста (пам. копт. 10 амшира (4 февр.)). После исповедания Христа перед префектом пастух был усечен мечом, а Иакова подвергли пыткам. Затем по распоряжению префекта Иакова отправили в г. Пелусий (ныне Телль-эль-Фарама близ Порт-Саида), где, претерпев мучения, он был обезглавлен вместе с христианами А. и Иоанном, уроженцами г. Себеннита (ныне Саманнуд).

Ист.: SynAlex. Vol. 5. P. 727-729; SynAlex (Forget). Vol. 2 [Versio]. P. 264-265.

Лит.: O' Leary De Lacy E. The Saints of Egypt. L.; N. Y., 1937. Amst., 1974r. P. 162; Sauget J.-M. Giacomo, Abraham e Giovanni // BiblSS. Vol. 6. Col. 427-428; Aubert R. Jacques (6) // DHGE. T. 26. Col. 609.

С. А. Моисеева

ИАКОВ, АЗАДАН И АВДИКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАКОВ АЛФЕЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАКОВ БАР САЛИБИ

ИАКОВ БАР САЛИБИ - см. Дионисий бар Салиби.

ИАКОВ БАР ШАККО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАКОВ БАРАДЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАКОВ ВАСИЛЬЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАКОВ ГРУЗИН

ИАКОВ ГРУЗИН (Картвели), мч.- см. Месукевийские мученики.

ИАКОВ ЗЕВЕДЕЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАКОВ И ИОАНН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАКОВ ИЗ ВАРАЦЦЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАКОВ ИЗ МАРКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАКОВ КОККИНОВАФСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАКОВ МЕСУКЕВИЙСКИЙ

ИАКОВ МЕСУКЕВИЙСКИЙ - мч.- см. Месукевийские мученики.

ИАКОВ МНИХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАКОВ НОВЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАКОВ НОТАРИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАКОВ ОТШЕЛЬНИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАКОВ ПАРКЕФИМИС

ИАКОВ ПАРКЕФИМИС [Милоит; греч. ᾿Ιάκωβος Παρκεθύμης, Μηλοήτας] (1542, Патмос - после 1594), греч. церковный публицист. Воспитывался на о-ве Милос (откуда прозвание Милоит). С 20 лет путешествовал, обошел почти всю Грецию, мн. провинции Османской империи (от Алжира до Балкан), бывал в Молдавии, Польше, Литве, России, Италии, Германии. В 1586-1588 гг. побывал во мн. нем. городах, где познакомился с нем. учеными И. Камерарием, М. Дрессером, И. Неандером, М. Крузием. По просьбе последнего составил описание своих путешествий (1588). В связи с перепиской, возникшей между К-польским патриархом Иеремией II Траносом и немецкими протестантскими учеными по поводу нового григорианского календаря, И. П., состоявший на патриаршей службе, опубликовал небольшое исследование по календарному вопросу. Оно содержит окружное послание патриарха Иеремии II К-польского и Сильвестра Александрийского с осуждением папского нововведения (1583), письма к Иеремии Крузия и Х. Пеларга (1588) и ответные письма патриарха (1589), послание иерархов К-польской Церкви к рус. царю Феодору Иоанновичу и патриарху Иеремии (1589), письмо к Иеремии молдав. господаря Петра (1589) и др. документы. Сохранились также письма И. П. к Камерарию из Молдавии (1588, 1591), затрагивающие ту же тему.

Соч.: De calendario novo Gregoriano. Francofurti ad Oderam, 1590; Παπαϒεωρϒίου Σ. ῾Οδοιπορικόν ᾿Ιακώβου Μηλοΐτου // Παρνασσός. 1882. Τ. 6. Σ. 632-642.

Лит.: Legrand. Bibl. hell. XV-XVI ss. T. 4. P. 301-307; Καρμίρης ᾿Ι. Ν. ᾿Ιάκωβος ὁ Παρκεθύμης // ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 640-641.

П. В. Кузенков

ИАКОВ ПАТМОССКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАКОВ ПЕРСЯНИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАКОВ САРУГСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАКОВ ТРИКАНА

Иаков Трикана́ [греч. ᾿Ιάκωβος Τρικανᾶς, искаженная форма Πρικανᾶς] († между окт. 1366 и апр. 1368), игум. Великой Лавры на Афоне (янв. 1351 - окт. 1366). Происходил из Фессалоники. Паламит, исихаст, друг К-польского патриарха Филофея Коккина. Преследовал в своем мон-ре противников свт. Григория Паламы. Его имя часто упоминается в церковных документах в 1351-1366 гг. Предположение, что И. Т. был митрополитом Иерисса, ошибочно (см.: PLP, N 29309). Сохранились его завещание и сочинение, направленное против лавриота Прохора Кидониса. Филофей Коккин хвалит И. Т. как «мужа, первенствующего в силе слов и духа, мудрого как божественной, так и человеческой мудростью, сколько есть сил защищающего непогрешимые и правые догматы Церкви» (PG. 151. Col. 659).

Соч.: Il testamento di Giacomo Tricanas / Ed. A. Rigo // Gregorio Palamas e oltre. Firenze, 2004. P. 149-167.

Лит.: Mercati G. Notizie di Procoro e Demetrio Cidone. Vat., 1931. P. 47, 321-322; Loenertz R. J. Correspondance de Demetrius Cydones. Vat., [1936]. Modena, 1983-1988. 2 vol.; Papachryssanthou D. Hiérissos, métropole éphémère au XIV siècle // TM. 1970. Vol. 4. P. 396-397; Actes de Lavra. P., 1982. T. 4: Etudes historiques. Actes serbes. Complément et Index / Éd. P. Lemerle etc. P. 34. (Archives ďAthos; 11); Aubert R. Jacques [94] de Lavra // DHGE. T. 26. Col. 688-689.

ИАКОВ ЦУРТАВЕЛИ

ИАКОВ ЦУРТАВЕЛИ - см. в ст. Шушаник, мц. Грузинской Православной Церкви.

ИАКОВ ЭВБЕЙСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАКОВ ЭДЕССКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАКОВА АПОСТОЛА ОРДЕН

ИАКОВА АПОСТОЛА ОРДЕН - см. Сантьяго, духовно-рыцарский орден.

"ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ, ШЕСТОДНЕВ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАКОВА ПЕРСИЯНИНА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ИАКОВА ПЕРСИЯНИНА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Кишинёвской епархии митрополии Кишинёвской и всея Молдавии), находится в с. Сирець Стрэшенского (Стрэшень) р-на Республики Молдова. Основан в 1998 г. по инициативе протосинкелла Порфирия (Добре) и его помощников иером. Феодора (Гудимы) и иеродиак. Нафанаила [Натаниела] (Присэкару), к-рые служили в ц. во имя свт. Николая Чудотворца с. Сирець. 10 дек. 1998 г., в день памяти вмч. Иакова Персиянина, архиеп. Кишинёвский, митр. Бессарабский (Румынская Православная Церковь) Петр (Пэдурару) освятил место закладки буд. мон-ря. Указом митрополита Бессарабского от 1 июня 1999 г. настоятелем И. м. был назначен протосинкелл Порфирий (Добре).

24 мая 1999 г. в И. м. была заложена ц. во имя вмч. Иакова Персиянина. Она вместе с др. монастырскими постройками была освящена 29 окт.

2000 г. митр. Петром (Пэдурару) в сослужении еп. Нижнедунайского (Румынская Православная Церковь) Кассиана (Крэчуна) и собора духовенства. В алтаре церкви хранится частица мощей вмч. Иакова Персиянина, переданная мон-рем Драгомирна (Румыния). В том же храме выставлены для поклонения частицы Креста Господня и мощей святителей Василия Великого, Николая Чудотворца, Игнатия (Брянчанинова), прп. Серафима Саровского и др. святых. В обители есть поклонный крест, построены келейный корпус и трапезная.

15 сент. 2004 г. в И. м. заложена церковь с 2 приделами - в честь Благовещения Пресв. Богородицы и во имя прп. Иоанна (Якоба) Хозевита Нямецкого. Закладку освятил уроженец Бессарабии клирик Георгиевской ц. г. Торонто (Канадская епархия К-польского Патриархата) прот. Михаил Казаку с архим. Миной (Добзеу) и настоятелем монастыря архим. Порфирием (Добре). В сент. 2006 г. строительство храма было завершено. Прот. Михаил пожертвовал монастырю 3 колокола.

С 2006 г. И. м. находится в юрисдикции Молдавской митрополии Московского Патриархата РПЦ. Богослужения совершаются ежедневно, кроме великих праздников и воскресений, когда Божественная литургия служится в ц. во имя свт. Николая Чудотворца с. Сирець. Братия ведет уроки Закона Божия в лицее с. Сирець. Духовником и ктитором И. м. являлся прот. Михаил Казаку (с 15 авг. 2006 иером. Михаил; † 9 марта 2007). В нояб. 2008 г. в И. м. проживало 5 насельников: архимандрит, протосинкелл, 2 иеромонаха, иеродиакон.

Лит.: Deleu A. Mãnãstirea Sfêntul Iacob Persul din Sireţi // Locaєuri sfinţe din Basarabia. Chişinãu, 2001. P. 9; http://www.manastirea-sireti. md [Электр. ресурс].

Л. П. Алферьева, В. А. Содоль

ИАКОВА ПОСЛАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАКОВА ПРОТОЕВАНГЕЛИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАКОВОВ СВЯТЫХ АРМЯНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ИЕРУСАЛИМЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАКХ

ИАКХ [греч. ᾿Ιάκχος], мч. (пам. греч. 17 дек.). Память И. и стих, в к-ром говорится, что И. был усечен мечом, содержатся в визант. стишных синаксарях (напр., ГИМ. Син. греч. № 390 (354), 1295 г.), в греч. печатной Минее (Венеция, 1595) и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца. В стишном Синаксаре Paris. gr. 1578, XV-XVI вв., добавлено, что И. происходил из Триглии (ныне Зейтинбагы, Турция). Архиеп. Сергий (Спасский) предполагал, что имя Иакх возникло в результате искажения имени мч. Вакха Нового, память к-рого отмечается 15, 16, 17, 18 дек. и 11 апр. В слав. и рус. календарях не упоминается.

Ист.: Владимир (Филантропов). Описание. С. 530; SynCP. Col. 321; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 344.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 386; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αϒιολόϒιον. Σ. 205.

ИАМВЛИХ

ИАМВЛИХ - мч. Эфесский (пам. 4 авг., 22 окт.) - см. в ст. Эфесские отроки.

ИАНИКИТ

ИАНИКИТ (Аникита), мч. Никопольский (пам. 10 июля) - см. в ст. Никопольские мученики.

ИАННЕЙ АЛЕКСАНДР

ИАННЕЙ АЛЕКСАНДР (Оркада), царь иудейский (103-76 гг. до Р. Х.) - см. Александр (Ионафан) Яннай.

"ИАННИЙ И ИАМВРИЙ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАННУАРИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАРЕД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАРЛАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАРМУФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАРОЯ

ИАРОЯ (Ароя), мц. (пам. греч. 4, 5 июля) - см. в ст. Феодор, сщмч., еп. Киринейский.

ИАСИМ

ИАСИМ [греч. ᾿Ιάσιμος], прп. (пам. греч. 4 февр.), чудотворец. Время и место жизни неизвестны. Память И. и стих ему, в к-ром говорится, что он скончался в мире и от его праха происходили исцеления, содержатся в визант. стишных синаксарях (напр., ГИМ. Син. греч. № 390(354), 1295 г.; Paris. gr. 1582, XIV в.), в греч. печатной Минее (Венеция, 1596) и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца. В стишном Синаксаре Basil. A.III.16, XV в., И. ошибочно назван учеником сщмч. Авраама, еп. Арбельского, память к-рого также отмечается 4 февр.

Сведения об И. в XIV в. были включены в славянский перевод стишного Пролога (Словенски ракописи во Македониjа. Скопjе, 1971. Кн. 1. С. 236) и оттуда перенесены в состав ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 447 (1-я паг.)). В совр. календаре РПЦ память И. не указана.

Ист.: ActaSS. Febr. T. 1. P. 491; Владимир (Филантропов). Описание. С. 536; SynCP. Col. 444; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 3. Σ. 220.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 33; ᾿Ιάσιμος // ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 683; Janin R. Jasimos // BiblSS. Vol. 7. Col. 1014-1015; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αϒιολόϒιον. Σ. 209.

ИАСОН

ИАСОН [греч. ᾿Ιάσων], свт. (пам. греч. 9, 12 окт.), еп. Дамасский. Время жизни неизвестно. В списках архиереев, составленных Дж. Федальто, И. не упоминается (Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 729). В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 12; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 64) и в Синаксаре К-польской ц. кон. Х в. (SynCP. Col. 124) память И. указывается под 9 окт. без к.-л. дополнительных сведений. В одних греч. стишных синаксарях, к-рые сообщали только о мирной кончине святого, память И. и двустишие ему помещены под 9 окт. (напр., ГИМ. Син. греч. № 390(354), 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 520), а в других - под 12 окт. (напр., ГИМ. Син. греч. № 369(353), 1-я пол. XIV в.- Там же. С. 521). Дата 12 окт. утвердилась в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 336). В слав. переводе стишного Пролога и в совр. календаре РПЦ И. не упоминается.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 314, 316; ᾿Ιάσων // ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 688; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αϒιολόϒιον. Σ. 209.

ИАСОН И СОСИПАТР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИАФЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИБАР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИБЕРВЕГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИБН АБИ ЗИМРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИБН АРАБИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИБН БУТЛАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИБН ГЕБИРОЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИБН ДЖАРИР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИБН ЗУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИБН КАБАР

ИБН КАБАР (Ибн Кебр) - см. Абу-ль-Баракат.

ИБН КАТИБ КАЙСАР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИБН РУШД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИБН СИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИБН ТУФАЙЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИБН ФАДЛ

ИБН ФАДЛ (Ибн аль-Фадл) - см. Абдаллах ибн аль-Фадл Антиохийский.

ИБН ЭЗРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИБРАХИМ ИБН ЮХАННА

ИБРАХИМ ИБН ЮХАННА [араб. ИБРАХИМ ИБН ЮХАННА ИБРАХИМ ИБН ЮХАННА ИБРАХИМ ИБН ЮХАННА ] аль-Антаки, правосл. арабоязычный переводчик и писатель (ок. 950 - 1-я треть XI в.). Предположительно уроженец Антиохии, воспитывался под попечением Антиохийского патриарха Христофора († 967). Как и его отец, носил почетный титул протоспафария. Возможно, тождествен с протоспафарием Авраамием, в 1030 г. подписавшим томос К-польского патриарха Алексия Студита относительно монофизитской активности в Мелитине (RegPatr, N 839).

И. и. Ю. известен в первую очередь как переводчик с греч. языка на арабский ряда творений св. отцов: прп. Ефрема Сирина (сборник из 52 произведений, датирован 980), свт. Григория Богослова (сборник из 30 слов с присоединением похвального Жития, написанного кесарийским пресв. Григорием; впоследствии получил распространение у коптов), свт. Иоанна Златоуста (проповедь в утешение скорбящим об умерших), а также проповеди о добре и зле, приписываемой сщмч. Дионисию Ареопагиту (см. ст. «Ареопагитики»).

Из оригинальных произведений И. и. Ю. сохранилось Житие патриарха Христофора, обладающее большой исторической и художественной ценностью; упоминаемые в нем жития учеников патриарха утрачены.

Соч.: Zayat H., éd. Vie du patriarche melkite d'Antioche Christophore (967) par le protospathaire Ibrahîm b. Yuhanna: Document inédit du Xe siècle // Proche-Orient Chrétien. Jérusalem, 1952. T. 2. Р. 11-38, 333-366.

Лит.: Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 45-48; Nasrallah. Histoire. Vol. 3/1. P. 289-305.

С. А. Моисеева

ИВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИВАН

ИВАН - иконописец XII в. Его имя было обнаружено в надписи: «ИВАН ИВАН ИВАН ...», оставленной художником в каморе в толще стены лестничной башни Юрьева монастыря в Вел. Новгороде. Художник-реставратор Г. С. Батхель с учетом реконструкции фрагментов после буквы предложил читать надпись так: «Иване писал левое размерение». Идентичность краски (красная охра) автографа и рисунков на стене лестничной башни позволила предположить, что И. являлся одним из мастеров, расписывавших ок. 1130 г. Георгиевский собор, а именно его сев. часть («левое размерение»). Палеографические особенности надписи не противоречат ее датировке 1-й пол. XII в.

Лит.: Батхель Г. С. Реставрация стенописи XII в. башни Георгиевского собора в Новгороде // ПКНО, 1990. М., 1992. С. 208-209; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 144.

ИВАН АНДРОНИКОВ

Невежин - см. Невежин Иван Андроников.

ИВАН ПРОКОПЬЕВ (ПРОКОФЬЕВ) КОНЮХОВСКИЙ

ИВАН ПРОКОПЬЕВ (ПРОКОФЬЕВ) КОНЮХОВСКИЙ (? - лето 1654, Москва), государев певчий дьяк. С марта 1635 г. упоминается как певчий-нижник 2-й станицы царского хора с годовым окладом сукном в 5 р. (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. № 92. Л. 128). Ежегодно в 1635-1641 гг. и 1646 г. дополнительно получал также в качестве пожалования на 2-ю станицу певчих дьяков по 2 р. от патриаршего рождественского славленого (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. № 9. Л. 123; № 12. Л. 133; № 15. Л. 121). В 1635 г. при освящении дворцовой ц. Нерукотворного образа Спасова на Сенях пел в составе 1-й станицы (Там же. Ф. 396. Оп. 2. № 291. Л. 400 об.). В том же году 30 нояб. пел среди дьяков в придворной ц. Нерукотворного образа «перенос (т. е. херувимскую песнь.- Ред.) спускной» демественным распевом (Там же. № 92. Л. 235 об.; № 291.

Л. 110). В 1638 г. его двор находился на «Микицкой» улице, в переулке недалеко от ц. сщмч. Дионисия Ареопагита; за ним числилась пищаль для обороны города (Росписной список г. Москвы 1638 г. / Изд.: И. С. Беляев // Тр. Моск. отд-я имп. Рус. военно-ист. об-ва. М., 1911. Т. 1. С. 68). В мае 1642 г., во время обряда поставления патриарха Иоасафа, он и его товарищи по станице пели и «ходили по три дни около Кремля, Китая и Белого города» (Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Т. 1. Стб. 967). До марта 1645 г. ему принадлежал певч. сборник (Обиход и Октоих двухстрочные), к-рый он продал некоему А. Б. Камынину, оставив запись на переплетном листе книги (РГБ. Ф. 37. № 142. Л. 1 об.). С сент. 1647 г. переведен в 1-ю, «большую» станицу государевых певчих дьяков с прежним окладом (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. № 303. Л. 229). В дек. 1648 г. пел среди дьяков на крещении царевича Димитрия (Там же. Оп. 1. № 4095. Л. 2). В 1649-1652 гг. ежегодно получал на всю «большую» станицу патриаршее рождественское пожалование - славленого по 2 р. (Там же. Ф. 235. Оп. 2. № 28. Л. 92, 340; и др.). В марте 1650 г. пел на крещении новорожденной царевны Евдокии (Там же. Ф. 396. Оп. 1. № 4095. Л. 1). Умер во время «морового поветрия» в Москве (ДАИ. Т. 3. С. 509). В 1657/58 г. его двор «за Неглиннинскими вороты, за Мучным рядом» был отдан государеву певчему Елисею Гаврилову (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. № 17440. Л. 8).

Лит.: Парфентьев Н. П. Профессиональные музыканты Российского гос-ва XVI-XVII вв.: Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки. Челябинск, 1991. С. 250.

Н. П. Парфентьев

ИВАН ФЁДОРОВ

ИВАН ФЁДОРОВ - первопечатник, XVI в.- см. Фёдоров Иван.

ИВАН ЧЁРНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИВАН ЮРЬЕВ НОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИВАНД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИВАНИЦКИЙ Виктор Федорович

Виктор Федорович (1881, Херсонская губ.- 1956), востоковед, библиограф. Родился в семье народного учителя. Среднее образование получил в Одесской ДС, высшее - в КДА, к-рую окончил в 1906 г.; был оставлен на год профессорским стипендиатом, затем стал профессором на кафедре библейской истории, читал лекции по истории Др. Востока. Научная работа И. в этот период была посвящена преимущественно истории александрийской диаспоры. И.- автор единственной капитальной отечественной монографии (магист. диссертации), посвященной Филону Александрийскому («Филон Александрийский: Жизнь и обзор литературной деятельности». 1911). Обзор предваряется сводкой материалов по биографии Филона. Работа содержит подробный систематический анализ всех сохранившихся произведений Филона.

Ценность монографии заключается также в том, что большая часть творений Филона до наст. времени на рус. язык не переведена.

После закрытия КДА И. был профессором Киевского ун-та, участвовал в работе историко-археологической комиссии по евр. языку. С 1921 г. работал во Всенародной б-ке Украины, где последовательно заведовал отделами библиотековедения, старопечатных книг (с 1923 зам. директора); под его рук. проходила научная деятельность б-ки, было создано изд-во, организована аспирантура. В 1933 г. И. переехал в Йошкар-Олу, работал в Республиканской научной б-ке Марийской АССР (ныне Национальная б-ка им. С. Г. Чавайна) в должности научного сотрудника, с 1937 г. заведовал справочно-библиографическим отделом; преподавал латынь в Марийском педагогическом уч-ще. И.- автор множества работ по библиографии и истории Марийского края (см.: Мансурова. 2006).

Арх.: ГБЛ. Ф. № 388 (4 карт., 2 папки, 1911-1950); Личное дело // Архив Нац. б-ки им. С. Г. Чавайна. Д. 84. Л. 3-5.

Соч.: Филон Александрийский: Жизнь и обзор лит. деятельности. К., 1911; О происхождении иудейского эллинизма Александрии // ТКДА. 1912. Т. 1. Кн. 2. С. 253-269; Иудейско-арамейские папирусы с острова Элефантины и их значение для науки Ветхого Завета. К., 1914; К вопросу о рехавитах. К., 1915. Вып. 1; Письмо Аристея к Филократу: Введ., пер., коммент. // ТКДА. 1916. Т. 2. Кн. 7/8. С. 153-198; Т. 3. Кн. 9/10. С. 1-37; Кн. 11/12. С. 197-225; Жидiвська мова у Г. С. Сковороди // Збiрник праць жидiвськоï iсторико-археографiчноï комiсiï. К., 1928. Т. 1. С. 98-104; Библиография марийской библиографии. Йошкар-Ола, 1948. Вып. 1; Указатель литературы о Марийской АССР за 1949 г. Йошкар-Ола, 1951.

Лит.: Мансурова Л. Р. В. Ф. Иваницкий и просветительская деятельность в Марийском крае (к 125-летию со дня рождения) // Бiблiотечний вiсник. К., 2006. № 3. С. 53-55.

ИВАНОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИВАНОВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИВАНОВИЧ

Ива́нович [серб. Ивановић] Евтимий (20.01.1773, мон-рь Кувеждин - 28.01.1849, Сремска-Митровица), серб. прот. и церковный писатель. В 1796 г. окончил гимназию в г. Сегедин (ныне Сегед, Венгрия), в 1798 г.- ДС в Сремски-Карловци. В 1798-1806 гг. преподавал в гимназии в г. Сремски-Карловци. В 1811-1812 гг., после рукоположения, служил в храме в с. Шид и мон-ре Кувеждин, в 1812-1834 гг.- в церквах в Земуне (Землине, ныне в черте Белграда), в 1834-1839 гг.- в Вуковаре и в 1839-1849 гг. в Сремска-Митровице. По инициативе И. 1 нояб. 1812 г. в Земуне был основан серб. церковно-школьный фонд. Для фонда он написал устав, 8-й пункт к-рого провозглашал архиеп. Сербского свт. Савву I небесным покровителем школ Земуна - с тех пор свт. Савва I почитается покровителем всех серб. школ.

И. был ярким проповедником, на основе своих проповедей и отчасти проповедей митр. С.-Петербургского и Новгородского Амвросия (Подобедова) издал «Краткие поучительные беседы» (Кратке поучителне беседе. Нови Сад, 1838-1841. 2 књ.). Перевел на серб. язык соч. франц. писателя П. Бланшара «Плутарх для юношества, или Жизнь великих людей всех наций от самых отдаленных и до наших времен» (М., 1808-1810) в 8 книгах и составил сб. «Новый Плутарх, или Краткое описание известных людей всех славных народов с древних времен до настоящего» (Новый Плутархъ, или Краткое описанïе славнейши людïй свïю народа отъ древнейши времена до данасъ. Будим, 1809. Књ. 1; Крагуевац, 1834. Књ. 2; Нови-Сад, 1840. Књ. 3; 1841. Књ. 4), в к-рый включил биографии знаменитых сербов: царя Стефана Душана V, свт. Саввы I, историка архим. Иоанна (Раича) и вождя 1-го серб. восстания Карагеоргия (с последним И. встречался в 1813). За этот труд получил прозвище Плутарх. Произведения И. свидетельствуют о подъеме национального серб. сознания в 1-й пол. XIX в.

Лит.: Znameniti zemunski Srbi u XIX v. Zemun, 1913. S. 2; Grujić R. Ivanović Jeftimije // Stanojević S. Narodna enciklopedija srpsko-hrvatsko-slovenačka. Zagreb, 1926. Knj. 2. S. 85; Дабижић М. А. Прилог историjи земунских школа од треће децениjе XVIII. ст. до 1918. г. // Годишњак града Београда. Београд, 1979. Књ. 26. С. 69-89; Кољанин И. Директори, професори и ученици Карловачке гимназиjи. Београд, 2005.

Н. Стошич

ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ И КИНЕШЕМСКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИВАНОВ-РАДКЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИВАНОВСКИЙ Арсений Алексеевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИВАНОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИВАНОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИВАНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ИВАНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (скальный) в Болгарии - см. Михаила архангела монастырь близ г. Русе.

ИВАНО-ФРАНКОВСКАЯ И КОЛОМЫЙСКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИВАНЦОВ-ПЛАТОНОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИВЕРИЯ

ИВЕРИЯ (Ивирия) - см. Грузия.

ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИВЕРСКАЯ ЧАСОВНЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИВЕРСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ

Иверские преподобномученики. Икона. XX в.

Иверские преподобномученики. Икона. XX в.

(Афонские) (пам. 13 мая, 10 окт. вместе с Ватопедскими и Зографскими преподобномучениками, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), насельники груз. Иверского монастыря на Афоне, пострадавшие от униатов в 1275 г. (по др. источникам, в 1276 или 1280). Сведения о них содержатся в «Сказании о 26 Зографских мучениках» (РГБ. Григор. № 1706, ХVI в. Л. 19б - 22; Повесть о нашествии папистов. 2002).

В источнике описываются события, связанные с заключением Лионской унии между Зап. и Вост. Церквами 6 июля 1274 г., после чего визант. имп. Михаил VIII Палеолог отправил послание папе Римскому, прося помощи в борьбе с болг. царем. Однако, как передает составитель Афонского патерика, «западные государи-католики ополчились и решились идти в Константинополь не столько на помощь, сколько на погибель» (Там же. С. 234). По пути они пришли на Афон, стремясь склонить к унии и афонских насельников. Монахи Великой Лавры через отлученного священника приняли унию. В Иверском мон-ре униаты встретили сопротивление; ок. 200 старейших монахов были утоплены в море вместе с монастырским кораблем, молодые проданы в рабство «иудеям в Италии» (Там же. С. 235). Следующими были замучены монахи Ватопеда (см. ст. Ватопедские мученики) и Зографа (см. ст. Зографские преподобномученики), после чего «беззаконные латиняне рассеялись по всей Святой горе... все было разрушено или предано огню, а имущество разграблено». Монахи Ксиропотама встретили униатов с «ветвями в руках» и приняли в качестве дара «часть награбленных богатств», после чего случилось землетрясение и многие погибли. Уцелевшие униаты вернулись на суда и поплыли в К-поль; нек-рые остались на Афоне и приняли монашество (Там же. С. 243-244).

Большинство болг. ученых (М. Живоинович, И. Божилов, И. Вишенский, К. Павликянов и др.) оспаривают историческую основу «Сказания...», считая, что афонское предание базируется на фольклорных сюжетах и на фактах из истории лат. власти над Св. Горой (1204-1224), нападений каталонцев (нач. ХIV в.), войн между Болгарией и Византией (кон. ХIII в.) и др.

Лит.: Память святых преподобномучеников Иверских // Афонский патерик. М., 1897⁷, 2002р. Ч. 1. С. 453; Повесть о нашествии папистов на Святую Гору // Там же. Ч. 2. С. 233-249 (10 окт.); То же // Патерик земли Болгарской. М., 2008. Т. 1. С. 38-39.

Н. Т.-М.

ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Сарненской и Полесской епархии), в урочище Юзефин близ с. Глинного Рокитновского р-на Ровненской обл. (Украина). Основан решением Свящ. Синода УПЦ от 15 апр. 1997 г. Небольшой мон-рь расположен в лесу. В 1997-2008 гг. в И. м. построены деревянные ц. в честь Иверской иконы Божией Матери (1997-1998), келейный корпус, трапезная, дом для священнослужителей, ограда. Обитель имеет несколько гектаров земли. К апр. 2009 г. в И. м. проживали настоятельница игум. Параскева (Онищук) и ок. 15 сестер.

ИВИСТИОН

ИВИСТИОН [греч. ᾿Ιβιστίων, ᾿Ιβυστίων], прп. (пам. греч. 26 авг. и в субботу сырную). Время и место жизни неизвестны. Память И. и стих ему содержатся в визант. стишных синаксарях и оттуда перешли в греч. печатную Минею и в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца. Сведения об И. были включены в стишные Прологи, переведенные юж. славянами в XIV в. (Словенски ракописи во Македониjа. Скопjе, 1971. Кн. 1. С. 274), и оттуда перешли в состав ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 437 (2-я паг.)).

Ист.: SynCP. Col. 925; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 6. Σ. 279.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 259; Т. 3. С. 531; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 210.

ИВО ШАРТРСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИВХИРИОН МЕСУКЕВИЙСКИЙ

ИВХИРИОН МЕСУКЕВИЙСКИЙ - мч.- см. в ст. Месукевийские мученики.

ИГАФРАКС

ИГАФРАКС - мч. Готский - см. в ст. Готские мученики.

ИГГДРАСИЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИГЕМОНИЙ Псевдо-Игемоний

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИГНАТИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИГНАТИЙ ΙΙ

ИГНАТИЙ ΙΙ († 25.05.1868, Баня-Лука), митр. Дабро-Босанский в 1860/61-1868 гг. Сведения о жизни И. до избрания на кафедру не сохранились. Впервые его имя упоминается в послании К-польского патриарха Иоакима II пастве Дабарской епархии (см. ст. Дабро-Босанская епархия) о необходимости строительства дома для владыки, избранного на кафедру 20 нояб. 1860 г. На следующий год его избрание подтвердили власти Австро-Венгрии, об этом свидетельствует греческая печать: «Игнатий, 1861, смиренный митрополит Боснии». В 1863 г. Свящ. Синод К-польского Патриархата признал законной жалобу на И. относительно суммы пожертвований: полученные митрополитом излишки в размере 1 тыс. австр. дукатов были направлены на открытие семинарии в Баня-Луке. Рус. консул в Сараеве Е. Р. Шулепников в донесении от 16 нояб. 1865 г. рус. послу в К-поле Н. П. Игнатьеву отличительными чертами характера И. назвал «слабость, трусость пред турецкой властью и сребролюбие» и просил ходатайствовать об удалении «из Сараевской епархии митр. Игнатия» и об избрании на кафедру митр. Зворникско-Тузланского Дионисия II (Илича). В мае 1866 г. в епархии были распространены листовки с осуждением поддержки правящим владыкой школьной реформы, в результате к-рой были сожжены серб. книги, а из школ изгнаны мн. серб. учителя. В 1867 г. паства вновь подала жалобу на И. тур. властям. При этом серб. источники содержат противоречащие друг другу сведения. Они сообщают как о проблемах И. с пополнением казны и о его борьбе с нерадением священников, так и о защите священства от притеснений тур. властей и о рассмотрении епископом жалоб церковных общин на священников.

Арх.: Архив САНУ. Историjска збирка. 7628-7634/1-7, 7636, 7637.

Ист.: Анастасиjевић Д. Кроз jедну збирку новиjих акта Цариградске патриаршиjе о њеним епархиjама // Богословље. Београд, 1933. Књ. 8. № 2. С. 120; Освободительная борьба народов Боснии и Герцеговины и Россия, 1865-1875: Док-ты. М., 1988. С. 32-33, 53, 64.

Лит.: Попов Н. А. Православие в Боснии // ПО. 1873. № 4. С. 713-716; Душанић С. Просветна делатност троjице грчких владика у Босни // ГлСПЦ. 1951. С. 114-115; Слиjепчевић. Историjа. Књ. 2. С. 456; Српски jерарси. С. 192.

В. И. Косик, Н. Радославлевич

ИГНАТИЙ III

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИГНАТИЙ IV

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИГНАТИЙ АГАЛЛИАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИГНАТИЙ ДИАКОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница