Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "И" (часть 1, "И"-"ИГН")
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИАВНЕЯ - город - см. в ст. Явнийский синедрион. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИАДОР († 249-251), мч. (пам. 4 февр.). Пострадал в правление имп. Деция. Этот святой не упоминается в греч. календарях. По всей видимости, его имя появилось в Киевском месяцеслове 1672 г. в результате искажения имени пострадавшего при Деции мч. Диодора, память к-рого отмечается 3 и 4 февр. (см. в ст. Папий, Диодор и Клавдиан, мученики Памфилийские). Ист.: ЖСв. Февр. С. 64. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 33. |
ИАКИНФ [румын. Iachint] (ок. 1300-1372, Куртя-де-Арджеш, Валахия), свт. (пам. 28 окт.), митр. Унгро-Влахийский, 1-й предстоятель правосл. Церкви в Валашском княжестве. Имеется документальное упоминание 1348 г. о пребывании И. во главе митрополии Вичина (обл. Добруджа). Ранее 1359 г. И. был приглашен валашским господарем Николае Александру Басарабом (1352-1364) на кафедру Унгро-Влахийской митрополии в Куртя-де-Арджеш (первоначально находилась, вероятно, в Кымпулунге). В мае 1359 г. К-польский патриарх Каллист I (1350-1353, 1355-1363) официально признал Унгро-Влахийскую митрополию. Годы предстоятельства И. отмечены установлением тесных связей с К-польской Патриархией, активным храмовым и монастырским строительством. В окт. 1370 г. учреждена Северинская митрополия на землях правобережья р. Олт. На заседании 8 июля 2008 г. Свящ. Синод Румынской Православной Церкви принял решение о канонизации И. Лит.: Dobrescu N. Întemeierea Mitropoliilor şi a celor dintâi mănăstiri din Ţară. Bucur., 1906. P. 35-56; Marinescu C. Înfiinţarea Mitropoliilor din Ţara Românească şi Moldova // Analele Acad. Rom. Memoriile Secţiunii Istorice. 1924. T. 2. P. 247-269; Giurescu C. C. Întemeierea Mitropoliei Ungrovlahiei // BOR. 1959. N 7-10. P. 673-697; Păcurariu. IBOR. Vol. 1. P. 239-251. Свящ. Мирча Пэкурариу |
ИАКИНФ, АЛЕКСАНДР И ТИВУРТИЙ [лат. Hyacinthus, Alexander, Tiburtius], мученики Сабинские (пам. зап. 9 сент.). В Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.) память мучеников отмечена 9 сент. с топографическим указанием: в Сабинской обл., на 30-м миллиарии от Рима. Эта заметка перешла в Мартирологи IX в. (Флора, Адона, Узуарда). В Liber Pontificalis содержится упоминание, что папа Лев III (795-816) передал драгоценные одеяния в дар базилике Иакинфа, где покоились мощи святого. Невозможно точно сказать, имеются ли в виду мощи И. или др. рим. мученика с таким же именем, поскольку 11 сент. в Мартирологе Иеронима упомянуты мученики Прот и Иакинф в катакомбах на старой Соляной дороге (MartHieron. Comment. P. 502), а 3 авг. значится мч. Иакинф на Лабиканской дороге (Ibid. P. 417). Вполне возможно, что в Cабинскую обл. были перенесены мощи или частицы мощей одного из этих 2 мучеников. Кроме того, сообщается о мч. Иакинфе в Римском порту (пам. зап. 25 июля), к-рый в Мартирологе Рабана Мавра (сер. IX в.; PL. 110. Col. 1167) отождествлен с И. (впрочем, для этого Мартиролога характерны необоснованные отождествления). А. упоминается только в Мартирологе блж. Иеронима. И. Делеэ, опираясь на указания ряда рукописей, предпочитает в данном месте читать «в Александрии» вместо «Александра», что вполне обоснованно, поскольку в Мартирологе топонимы нередко путаются с именами. Что касается Т., то речь идет о римском мученике с Лабиканской дороги (MartHieron. Comment. P. 434-435; пам. зап. 11 авг.). Однако возможно и др. толкование этого места: за именем Т. скрывается искаженное название г. Тибур (ныне Тиволи, Италия), где, по данным эпиграфики, в VI в. существовала ц. (ораторий) Александра, но какого именно - неизвестно (CIL, N 3898). Ист.: ActaSS. Sept. T. 3. P. 364-365; MartRom. P. 387; MartHieron. Comment. P. 497-498; PL. 110. Col. 1167; CIL, N 3898; LP. Vol. 2. P. 13, 42. Лит.: Lanzoni. Diocesi. P. 354-355; Delehaye. Origines. P. 314; Gordini G. D. Giacinto, Alessandro e Tiburzio // BiblSS. Vol. 6. Col. 331-332. Д. В. Зайцев |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИАКИСХОЛ - мч. Керкирский (пам. 28 апр.) - см. в ст. Саторний и др. мученики Керкирские. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИАКОВ I [серб. Jаков] († 3.02.1292), свт. (пам. 3 февр.), архиеп. Сербский (1286-1292). О жизни И. сведений почти не сохранилось. В дополненном варианте «Житий королей и архиепископов сербских» архиеп. Печского Даниила II сообщается, что И. наследовал престол Сербской Церкви в янв. 4-го года правления кор. Милутина (1282-1321), т. е. в 1286 г. Вероятно, в 1290 г. он перенес кафедру Сербской архиепископии из монастыря Жича в монастырь Печ, а в 1292 г. туда же - мощи свт. архиеп. Евстафия I. Особенно он заботился о мон-ре Студеница, обеспечив обитель богослужебными книгами и сосудами. Отличался рвением в вере и в стяжании добродетели. В мон-ре Ораховица сохранилась фреска с его ликом. Лит.: Станоjевић С. Српски архиепископи од Саве II до Данила II (1263-1326) // ГСКА. 1933. Књ. 153. С. 63-64; Милеуснић С. Свети срби. Каленић; Крагуjевац, 1989. С. 68; Слиjепчевић. Историjа. Књ. 1. С. 150-151. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИАКОВ, АВРААМ И ИОАНН - мученики Египетские (нач. IV в.), почитаемые в Коптской Церкви (пам. копт. 17 месоре (10 авг.)). Краткое Житие мучеников содержится в копто-араб. Александрийском Синаксаре (XIII-XIV вв.). Иаков был сыном богатого землевладельца-христианина из маленького сел. Менгуг в В. Египте. Его старшие сестры обучались в монастыре, где впоследствии пожелали остаться. Родители были огорчены этим, но рождение сына утешило их. В возрасте 6 (по др. версии - 16) лет Иаков отправился в соседний г. Птолемаиду Гермейскую (ныне Эль-Манша), где получил образование. Вернувшись, он по желанию отца начал управлять хозяйством. Познакомившись со старым пастухом-христианином, Иаков был поражен его аскетическими подвигами и стал ему подражать. Во время гонения имп. Диоклетиана пастух решил открыто исповедать Христа перед властями. Иаков упросил отца отпустить его с пастухом, обещав вернуться. В столице Фиваиды Антинополе (ныне Эш-Шейх-Ибада) они стали свидетелями мученичества Иуста (пам. копт. 10 амшира (4 февр.)). После исповедания Христа перед префектом пастух был усечен мечом, а Иакова подвергли пыткам. Затем по распоряжению префекта Иакова отправили в г. Пелусий (ныне Телль-эль-Фарама близ Порт-Саида), где, претерпев мучения, он был обезглавлен вместе с христианами А. и Иоанном, уроженцами г. Себеннита (ныне Саманнуд). Ист.: SynAlex. Vol. 5. P. 727-729; SynAlex (Forget). Vol. 2 [Versio]. P. 264-265. Лит.: O' Leary De Lacy E. The Saints of Egypt. L.; N. Y., 1937. Amst., 1974r. P. 162; Sauget J.-M. Giacomo, Abraham e Giovanni // BiblSS. Vol. 6. Col. 427-428; Aubert R. Jacques (6) // DHGE. T. 26. Col. 609. С. А. Моисеева |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИАКОВ БАР САЛИБИ - см. Дионисий бар Салиби. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИАКОВ ГРУЗИН (Картвели), мч.- см. Месукевийские мученики. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИАКОВ МЕСУКЕВИЙСКИЙ - мч.- см. Месукевийские мученики. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИАКОВ ПАРКЕФИМИС [Милоит; греч. ᾿Ιάκωβος Παρκεθύμης, Μηλοήτας] (1542, Патмос - после 1594), греч. церковный публицист. Воспитывался на о-ве Милос (откуда прозвание Милоит). С 20 лет путешествовал, обошел почти всю Грецию, мн. провинции Османской империи (от Алжира до Балкан), бывал в Молдавии, Польше, Литве, России, Италии, Германии. В 1586-1588 гг. побывал во мн. нем. городах, где познакомился с нем. учеными И. Камерарием, М. Дрессером, И. Неандером, М. Крузием. По просьбе последнего составил описание своих путешествий (1588). В связи с перепиской, возникшей между К-польским патриархом Иеремией II Траносом и немецкими протестантскими учеными по поводу нового григорианского календаря, И. П., состоявший на патриаршей службе, опубликовал небольшое исследование по календарному вопросу. Оно содержит окружное послание патриарха Иеремии II К-польского и Сильвестра Александрийского с осуждением папского нововведения (1583), письма к Иеремии Крузия и Х. Пеларга (1588) и ответные письма патриарха (1589), послание иерархов К-польской Церкви к рус. царю Феодору Иоанновичу и патриарху Иеремии (1589), письмо к Иеремии молдав. господаря Петра (1589) и др. документы. Сохранились также письма И. П. к Камерарию из Молдавии (1588, 1591), затрагивающие ту же тему. Соч.: De calendario novo Gregoriano. Francofurti ad Oderam, 1590; Παπαϒεωρϒίου Σ. ῾Οδοιπορικόν ᾿Ιακώβου Μηλοΐτου // Παρνασσός. 1882. Τ. 6. Σ. 632-642. Лит.: Legrand. Bibl. hell. XV-XVI ss. T. 4. P. 301-307; Καρμίρης ᾿Ι. Ν. ᾿Ιάκωβος ὁ Παρκεθύμης // ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 640-641. П. В. Кузенков |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Иаков Трикана́ [греч. ᾿Ιάκωβος Τρικανᾶς, искаженная форма Πρικανᾶς] († между окт. 1366 и апр. 1368), игум. Великой Лавры на Афоне (янв. 1351 - окт. 1366). Происходил из Фессалоники. Паламит, исихаст, друг К-польского патриарха Филофея Коккина. Преследовал в своем мон-ре противников свт. Григория Паламы. Его имя часто упоминается в церковных документах в 1351-1366 гг. Предположение, что И. Т. был митрополитом Иерисса, ошибочно (см.: PLP, N 29309). Сохранились его завещание и сочинение, направленное против лавриота Прохора Кидониса. Филофей Коккин хвалит И. Т. как «мужа, первенствующего в силе слов и духа, мудрого как божественной, так и человеческой мудростью, сколько есть сил защищающего непогрешимые и правые догматы Церкви» (PG. 151. Col. 659). Соч.: Il testamento di Giacomo Tricanas / Ed. A. Rigo // Gregorio Palamas e oltre. Firenze, 2004. P. 149-167. Лит.: Mercati G. Notizie di Procoro e Demetrio Cidone. Vat., 1931. P. 47, 321-322; Loenertz R. J. Correspondance de Demetrius Cydones. Vat., [1936]. Modena, 1983-1988. 2 vol.; Papachryssanthou D. Hiérissos, métropole éphémère au XIV siècle // TM. 1970. Vol. 4. P. 396-397; Actes de Lavra. P., 1982. T. 4: Etudes historiques. Actes serbes. Complément et Index / Éd. P. Lemerle etc. P. 34. (Archives ďAthos; 11); Aubert R. Jacques [94] de Lavra // DHGE. T. 26. Col. 688-689. |
ИАКОВ ЦУРТАВЕЛИ - см. в ст. Шушаник, мц. Грузинской Православной Церкви. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИАКОВА АПОСТОЛА ОРДЕН - см. Сантьяго, духовно-рыцарский орден. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИАКОВА ПЕРСИЯНИНА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Кишинёвской епархии митрополии Кишинёвской и всея Молдавии), находится в с. Сирець Стрэшенского (Стрэшень) р-на Республики Молдова. Основан в 1998 г. по инициативе протосинкелла Порфирия (Добре) и его помощников иером. Феодора (Гудимы) и иеродиак. Нафанаила [Натаниела] (Присэкару), к-рые служили в ц. во имя свт. Николая Чудотворца с. Сирець. 10 дек. 1998 г., в день памяти вмч. Иакова Персиянина, архиеп. Кишинёвский, митр. Бессарабский (Румынская Православная Церковь) Петр (Пэдурару) освятил место закладки буд. мон-ря. Указом митрополита Бессарабского от 1 июня 1999 г. настоятелем И. м. был назначен протосинкелл Порфирий (Добре). 24 мая 1999 г. в И. м. была заложена ц. во имя вмч. Иакова Персиянина. Она вместе с др. монастырскими постройками была освящена 29 окт. 2000 г. митр. Петром (Пэдурару) в сослужении еп. Нижнедунайского (Румынская Православная Церковь) Кассиана (Крэчуна) и собора духовенства. В алтаре церкви хранится частица мощей вмч. Иакова Персиянина, переданная мон-рем Драгомирна (Румыния). В том же храме выставлены для поклонения частицы Креста Господня и мощей святителей Василия Великого, Николая Чудотворца, Игнатия (Брянчанинова), прп. Серафима Саровского и др. святых. В обители есть поклонный крест, построены келейный корпус и трапезная. 15 сент. 2004 г. в И. м. заложена церковь с 2 приделами - в честь Благовещения Пресв. Богородицы и во имя прп. Иоанна (Якоба) Хозевита Нямецкого. Закладку освятил уроженец Бессарабии клирик Георгиевской ц. г. Торонто (Канадская епархия К-польского Патриархата) прот. Михаил Казаку с архим. Миной (Добзеу) и настоятелем монастыря архим. Порфирием (Добре). В сент. 2006 г. строительство храма было завершено. Прот. Михаил пожертвовал монастырю 3 колокола. С 2006 г. И. м. находится в юрисдикции Молдавской митрополии Московского Патриархата РПЦ. Богослужения совершаются ежедневно, кроме великих праздников и воскресений, когда Божественная литургия служится в ц. во имя свт. Николая Чудотворца с. Сирець. Братия ведет уроки Закона Божия в лицее с. Сирець. Духовником и ктитором И. м. являлся прот. Михаил Казаку (с 15 авг. 2006 иером. Михаил; † 9 марта 2007). В нояб. 2008 г. в И. м. проживало 5 насельников: архимандрит, протосинкелл, 2 иеромонаха, иеродиакон. Лит.: Deleu A. Mãnãstirea Sfêntul Iacob Persul din Sireţi // Locaєuri sfinţe din Basarabia. Chişinãu, 2001. P. 9; http://www.manastirea-sireti. md [Электр. ресурс]. Л. П. Алферьева, В. А. Содоль |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИАКХ [греч. ᾿Ιάκχος], мч. (пам. греч. 17 дек.). Память И. и стих, в к-ром говорится, что И. был усечен мечом, содержатся в визант. стишных синаксарях (напр., ГИМ. Син. греч. № 390 (354), 1295 г.), в греч. печатной Минее (Венеция, 1595) и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца. В стишном Синаксаре Paris. gr. 1578, XV-XVI вв., добавлено, что И. происходил из Триглии (ныне Зейтинбагы, Турция). Архиеп. Сергий (Спасский) предполагал, что имя Иакх возникло в результате искажения имени мч. Вакха Нового, память к-рого отмечается 15, 16, 17, 18 дек. и 11 апр. В слав. и рус. календарях не упоминается. Ист.: Владимир (Филантропов). Описание. С. 530; SynCP. Col. 321; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 344. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 386; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αϒιολόϒιον. Σ. 205. |
ИАМВЛИХ - мч. Эфесский (пам. 4 авг., 22 окт.) - см. в ст. Эфесские отроки. |
ИАНИКИТ (Аникита), мч. Никопольский (пам. 10 июля) - см. в ст. Никопольские мученики. |
ИАННЕЙ АЛЕКСАНДР (Оркада), царь иудейский (103-76 гг. до Р. Х.) - см. Александр (Ионафан) Яннай. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИАРОЯ (Ароя), мц. (пам. греч. 4, 5 июля) - см. в ст. Феодор, сщмч., еп. Киринейский. |
ИАСИМ [греч. ᾿Ιάσιμος], прп. (пам. греч. 4 февр.), чудотворец. Время и место жизни неизвестны. Память И. и стих ему, в к-ром говорится, что он скончался в мире и от его праха происходили исцеления, содержатся в визант. стишных синаксарях (напр., ГИМ. Син. греч. № 390(354), 1295 г.; Paris. gr. 1582, XIV в.), в греч. печатной Минее (Венеция, 1596) и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца. В стишном Синаксаре Basil. A.III.16, XV в., И. ошибочно назван учеником сщмч. Авраама, еп. Арбельского, память к-рого также отмечается 4 февр. Сведения об И. в XIV в. были включены в славянский перевод стишного Пролога (Словенски ракописи во Македониjа. Скопjе, 1971. Кн. 1. С. 236) и оттуда перенесены в состав ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 447 (1-я паг.)). В совр. календаре РПЦ память И. не указана. Ист.: ActaSS. Febr. T. 1. P. 491; Владимир (Филантропов). Описание. С. 536; SynCP. Col. 444; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 3. Σ. 220. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 33; ᾿Ιάσιμος // ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 683; Janin R. Jasimos // BiblSS. Vol. 7. Col. 1014-1015; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αϒιολόϒιον. Σ. 209. |
ИАСОН [греч. ᾿Ιάσων], свт. (пам. греч. 9, 12 окт.), еп. Дамасский. Время жизни неизвестно. В списках архиереев, составленных Дж. Федальто, И. не упоминается (Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 729). В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 12; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 64) и в Синаксаре К-польской ц. кон. Х в. (SynCP. Col. 124) память И. указывается под 9 окт. без к.-л. дополнительных сведений. В одних греч. стишных синаксарях, к-рые сообщали только о мирной кончине святого, память И. и двустишие ему помещены под 9 окт. (напр., ГИМ. Син. греч. № 390(354), 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 520), а в других - под 12 окт. (напр., ГИМ. Син. греч. № 369(353), 1-я пол. XIV в.- Там же. С. 521). Дата 12 окт. утвердилась в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 336). В слав. переводе стишного Пролога и в совр. календаре РПЦ И. не упоминается. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 314, 316; ᾿Ιάσων // ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 688; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αϒιολόϒιον. Σ. 209. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИБН КАБАР (Ибн Кебр) - см. Абу-ль-Баракат. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИБН ФАДЛ (Ибн аль-Фадл) - см. Абдаллах ибн аль-Фадл Антиохийский. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИБРАХИМ ИБН ЮХАННА [араб. ] аль-Антаки, правосл. арабоязычный переводчик и писатель (ок. 950 - 1-я треть XI в.). Предположительно уроженец Антиохии, воспитывался под попечением Антиохийского патриарха Христофора († 967). Как и его отец, носил почетный титул протоспафария. Возможно, тождествен с протоспафарием Авраамием, в 1030 г. подписавшим томос К-польского патриарха Алексия Студита относительно монофизитской активности в Мелитине (RegPatr, N 839). И. и. Ю. известен в первую очередь как переводчик с греч. языка на арабский ряда творений св. отцов: прп. Ефрема Сирина (сборник из 52 произведений, датирован 980), свт. Григория Богослова (сборник из 30 слов с присоединением похвального Жития, написанного кесарийским пресв. Григорием; впоследствии получил распространение у коптов), свт. Иоанна Златоуста (проповедь в утешение скорбящим об умерших), а также проповеди о добре и зле, приписываемой сщмч. Дионисию Ареопагиту (см. ст. «Ареопагитики»). Из оригинальных произведений И. и. Ю. сохранилось Житие патриарха Христофора, обладающее большой исторической и художественной ценностью; упоминаемые в нем жития учеников патриарха утрачены. Соч.: Zayat H., éd. Vie du patriarche melkite d'Antioche Christophore (967) par le protospathaire Ibrahîm b. Yuhanna: Document inédit du Xe siècle // Proche-Orient Chrétien. Jérusalem, 1952. T. 2. Р. 11-38, 333-366. Лит.: Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 45-48; Nasrallah. Histoire. Vol. 3/1. P. 289-305. С. А. Моисеева |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Невежин - см. Невежин Иван Андроников. |
ИВАН ПРОКОПЬЕВ (ПРОКОФЬЕВ) КОНЮХОВСКИЙ (? - лето 1654, Москва), государев певчий дьяк. С марта 1635 г. упоминается как певчий-нижник 2-й станицы царского хора с годовым окладом сукном в 5 р. (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. № 92. Л. 128). Ежегодно в 1635-1641 гг. и 1646 г. дополнительно получал также в качестве пожалования на 2-ю станицу певчих дьяков по 2 р. от патриаршего рождественского славленого (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. № 9. Л. 123; № 12. Л. 133; № 15. Л. 121). В 1635 г. при освящении дворцовой ц. Нерукотворного образа Спасова на Сенях пел в составе 1-й станицы (Там же. Ф. 396. Оп. 2. № 291. Л. 400 об.). В том же году 30 нояб. пел среди дьяков в придворной ц. Нерукотворного образа «перенос (т. е. херувимскую песнь.- Ред.) спускной» демественным распевом (Там же. № 92. Л. 235 об.; № 291. Л. 110). В 1638 г. его двор находился на «Микицкой» улице, в переулке недалеко от ц. сщмч. Дионисия Ареопагита; за ним числилась пищаль для обороны города (Росписной список г. Москвы 1638 г. / Изд.: И. С. Беляев // Тр. Моск. отд-я имп. Рус. военно-ист. об-ва. М., 1911. Т. 1. С. 68). В мае 1642 г., во время обряда поставления патриарха Иоасафа, он и его товарищи по станице пели и «ходили по три дни около Кремля, Китая и Белого города» (Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Т. 1. Стб. 967). До марта 1645 г. ему принадлежал певч. сборник (Обиход и Октоих двухстрочные), к-рый он продал некоему А. Б. Камынину, оставив запись на переплетном листе книги (РГБ. Ф. 37. № 142. Л. 1 об.). С сент. 1647 г. переведен в 1-ю, «большую» станицу государевых певчих дьяков с прежним окладом (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. № 303. Л. 229). В дек. 1648 г. пел среди дьяков на крещении царевича Димитрия (Там же. Оп. 1. № 4095. Л. 2). В 1649-1652 гг. ежегодно получал на всю «большую» станицу патриаршее рождественское пожалование - славленого по 2 р. (Там же. Ф. 235. Оп. 2. № 28. Л. 92, 340; и др.). В марте 1650 г. пел на крещении новорожденной царевны Евдокии (Там же. Ф. 396. Оп. 1. № 4095. Л. 1). Умер во время «морового поветрия» в Москве (ДАИ. Т. 3. С. 509). В 1657/58 г. его двор «за Неглиннинскими вороты, за Мучным рядом» был отдан государеву певчему Елисею Гаврилову (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. № 17440. Л. 8). Лит.: Парфентьев Н. П. Профессиональные музыканты Российского гос-ва XVI-XVII вв.: Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки. Челябинск, 1991. С. 250. Н. П. Парфентьев |
ИВАН ФЁДОРОВ - первопечатник, XVI в.- см. Фёдоров Иван. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Виктор Федорович (1881, Херсонская губ.- 1956), востоковед, библиограф. Родился в семье народного учителя. Среднее образование получил в Одесской ДС, высшее - в КДА, к-рую окончил в 1906 г.; был оставлен на год профессорским стипендиатом, затем стал профессором на кафедре библейской истории, читал лекции по истории Др. Востока. Научная работа И. в этот период была посвящена преимущественно истории александрийской диаспоры. И.- автор единственной капитальной отечественной монографии (магист. диссертации), посвященной Филону Александрийскому («Филон Александрийский: Жизнь и обзор литературной деятельности». 1911). Обзор предваряется сводкой материалов по биографии Филона. Работа содержит подробный систематический анализ всех сохранившихся произведений Филона. Ценность монографии заключается также в том, что большая часть творений Филона до наст. времени на рус. язык не переведена. После закрытия КДА И. был профессором Киевского ун-та, участвовал в работе историко-археологической комиссии по евр. языку. С 1921 г. работал во Всенародной б-ке Украины, где последовательно заведовал отделами библиотековедения, старопечатных книг (с 1923 зам. директора); под его рук. проходила научная деятельность б-ки, было создано изд-во, организована аспирантура. В 1933 г. И. переехал в Йошкар-Олу, работал в Республиканской научной б-ке Марийской АССР (ныне Национальная б-ка им. С. Г. Чавайна) в должности научного сотрудника, с 1937 г. заведовал справочно-библиографическим отделом; преподавал латынь в Марийском педагогическом уч-ще. И.- автор множества работ по библиографии и истории Марийского края (см.: Мансурова. 2006). Арх.: ГБЛ. Ф. № 388 (4 карт., 2 папки, 1911-1950); Личное дело // Архив Нац. б-ки им. С. Г. Чавайна. Д. 84. Л. 3-5. Соч.: Филон Александрийский: Жизнь и обзор лит. деятельности. К., 1911; О происхождении иудейского эллинизма Александрии // ТКДА. 1912. Т. 1. Кн. 2. С. 253-269; Иудейско-арамейские папирусы с острова Элефантины и их значение для науки Ветхого Завета. К., 1914; К вопросу о рехавитах. К., 1915. Вып. 1; Письмо Аристея к Филократу: Введ., пер., коммент. // ТКДА. 1916. Т. 2. Кн. 7/8. С. 153-198; Т. 3. Кн. 9/10. С. 1-37; Кн. 11/12. С. 197-225; Жидiвська мова у Г. С. Сковороди // Збiрник праць жидiвськоï iсторико-археографiчноï комiсiï. К., 1928. Т. 1. С. 98-104; Библиография марийской библиографии. Йошкар-Ола, 1948. Вып. 1; Указатель литературы о Марийской АССР за 1949 г. Йошкар-Ола, 1951. Лит.: Мансурова Л. Р. В. Ф. Иваницкий и просветительская деятельность в Марийском крае (к 125-летию со дня рождения) // Бiблiотечний вiсник. К., 2006. № 3. С. 53-55. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Ива́нович [серб. Ивановић] Евтимий (20.01.1773, мон-рь Кувеждин - 28.01.1849, Сремска-Митровица), серб. прот. и церковный писатель. В 1796 г. окончил гимназию в г. Сегедин (ныне Сегед, Венгрия), в 1798 г.- ДС в Сремски-Карловци. В 1798-1806 гг. преподавал в гимназии в г. Сремски-Карловци. В 1811-1812 гг., после рукоположения, служил в храме в с. Шид и мон-ре Кувеждин, в 1812-1834 гг.- в церквах в Земуне (Землине, ныне в черте Белграда), в 1834-1839 гг.- в Вуковаре и в 1839-1849 гг. в Сремска-Митровице. По инициативе И. 1 нояб. 1812 г. в Земуне был основан серб. церковно-школьный фонд. Для фонда он написал устав, 8-й пункт к-рого провозглашал архиеп. Сербского свт. Савву I небесным покровителем школ Земуна - с тех пор свт. Савва I почитается покровителем всех серб. школ. И. был ярким проповедником, на основе своих проповедей и отчасти проповедей митр. С.-Петербургского и Новгородского Амвросия (Подобедова) издал «Краткие поучительные беседы» (Кратке поучителне беседе. Нови Сад, 1838-1841. 2 књ.). Перевел на серб. язык соч. франц. писателя П. Бланшара «Плутарх для юношества, или Жизнь великих людей всех наций от самых отдаленных и до наших времен» (М., 1808-1810) в 8 книгах и составил сб. «Новый Плутарх, или Краткое описание известных людей всех славных народов с древних времен до настоящего» (Новый Плутархъ, или Краткое описанïе славнейши людïй свïю народа отъ древнейши времена до данасъ. Будим, 1809. Књ. 1; Крагуевац, 1834. Књ. 2; Нови-Сад, 1840. Књ. 3; 1841. Књ. 4), в к-рый включил биографии знаменитых сербов: царя Стефана Душана V, свт. Саввы I, историка архим. Иоанна (Раича) и вождя 1-го серб. восстания Карагеоргия (с последним И. встречался в 1813). За этот труд получил прозвище Плутарх. Произведения И. свидетельствуют о подъеме национального серб. сознания в 1-й пол. XIX в. Лит.: Znameniti zemunski Srbi u XIX v. Zemun, 1913. S. 2; Grujić R. Ivanović Jeftimije // Stanojević S. Narodna enciklopedija srpsko-hrvatsko-slovenačka. Zagreb, 1926. Knj. 2. S. 85; Дабижић М. А. Прилог историjи земунских школа од треће децениjе XVIII. ст. до 1918. г. // Годишњак града Београда. Београд, 1979. Књ. 26. С. 69-89; Кољанин И. Директори, професори и ученици Карловачке гимназиjи. Београд, 2005. Н. Стошич |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИВАНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (скальный) в Болгарии - см. Михаила архангела монастырь близ г. Русе. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИВЕРИЯ (Ивирия) - см. Грузия. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Иверские преподобномученики. Икона. XX в. (Афонские) (пам. 13 мая, 10 окт. вместе с Ватопедскими и Зографскими преподобномучениками, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), насельники груз. Иверского монастыря на Афоне, пострадавшие от униатов в 1275 г. (по др. источникам, в 1276 или 1280). Сведения о них содержатся в «Сказании о 26 Зографских мучениках» (РГБ. Григор. № 1706, ХVI в. Л. 19б - 22; Повесть о нашествии папистов. 2002).В источнике описываются события, связанные с заключением Лионской унии между Зап. и Вост. Церквами 6 июля 1274 г., после чего визант. имп. Михаил VIII Палеолог отправил послание папе Римскому, прося помощи в борьбе с болг. царем. Однако, как передает составитель Афонского патерика, «западные государи-католики ополчились и решились идти в Константинополь не столько на помощь, сколько на погибель» (Там же. С. 234). По пути они пришли на Афон, стремясь склонить к унии и афонских насельников. Монахи Великой Лавры через отлученного священника приняли унию. В Иверском мон-ре униаты встретили сопротивление; ок. 200 старейших монахов были утоплены в море вместе с монастырским кораблем, молодые проданы в рабство «иудеям в Италии» (Там же. С. 235). Следующими были замучены монахи Ватопеда (см. ст. Ватопедские мученики) и Зографа (см. ст. Зографские преподобномученики), после чего «беззаконные латиняне рассеялись по всей Святой горе... все было разрушено или предано огню, а имущество разграблено». Монахи Ксиропотама встретили униатов с «ветвями в руках» и приняли в качестве дара «часть награбленных богатств», после чего случилось землетрясение и многие погибли. Уцелевшие униаты вернулись на суда и поплыли в К-поль; нек-рые остались на Афоне и приняли монашество (Там же. С. 243-244). Большинство болг. ученых (М. Живоинович, И. Божилов, И. Вишенский, К. Павликянов и др.) оспаривают историческую основу «Сказания...», считая, что афонское предание базируется на фольклорных сюжетах и на фактах из истории лат. власти над Св. Горой (1204-1224), нападений каталонцев (нач. ХIV в.), войн между Болгарией и Византией (кон. ХIII в.) и др. Лит.: Память святых преподобномучеников Иверских // Афонский патерик. М., 1897⁷, 2002р. Ч. 1. С. 453; Повесть о нашествии папистов на Святую Гору // Там же. Ч. 2. С. 233-249 (10 окт.); То же // Патерик земли Болгарской. М., 2008. Т. 1. С. 38-39. Н. Т.-М. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Сарненской и Полесской епархии), в урочище Юзефин близ с. Глинного Рокитновского р-на Ровненской обл. (Украина). Основан решением Свящ. Синода УПЦ от 15 апр. 1997 г. Небольшой мон-рь расположен в лесу. В 1997-2008 гг. в И. м. построены деревянные ц. в честь Иверской иконы Божией Матери (1997-1998), келейный корпус, трапезная, дом для священнослужителей, ограда. Обитель имеет несколько гектаров земли. К апр. 2009 г. в И. м. проживали настоятельница игум. Параскева (Онищук) и ок. 15 сестер. |
ИВИСТИОН [греч. ᾿Ιβιστίων, ᾿Ιβυστίων], прп. (пам. греч. 26 авг. и в субботу сырную). Время и место жизни неизвестны. Память И. и стих ему содержатся в визант. стишных синаксарях и оттуда перешли в греч. печатную Минею и в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца. Сведения об И. были включены в стишные Прологи, переведенные юж. славянами в XIV в. (Словенски ракописи во Македониjа. Скопjе, 1971. Кн. 1. С. 274), и оттуда перешли в состав ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 437 (2-я паг.)). Ист.: SynCP. Col. 925; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 6. Σ. 279. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 259; Т. 3. С. 531; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 210. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИВХИРИОН МЕСУКЕВИЙСКИЙ - мч.- см. в ст. Месукевийские мученики. |
ИГАФРАКС - мч. Готский - см. в ст. Готские мученики. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИГНАТИЙ ΙΙ († 25.05.1868, Баня-Лука), митр. Дабро-Босанский в 1860/61-1868 гг. Сведения о жизни И. до избрания на кафедру не сохранились. Впервые его имя упоминается в послании К-польского патриарха Иоакима II пастве Дабарской епархии (см. ст. Дабро-Босанская епархия) о необходимости строительства дома для владыки, избранного на кафедру 20 нояб. 1860 г. На следующий год его избрание подтвердили власти Австро-Венгрии, об этом свидетельствует греческая печать: «Игнатий, 1861, смиренный митрополит Боснии». В 1863 г. Свящ. Синод К-польского Патриархата признал законной жалобу на И. относительно суммы пожертвований: полученные митрополитом излишки в размере 1 тыс. австр. дукатов были направлены на открытие семинарии в Баня-Луке. Рус. консул в Сараеве Е. Р. Шулепников в донесении от 16 нояб. 1865 г. рус. послу в К-поле Н. П. Игнатьеву отличительными чертами характера И. назвал «слабость, трусость пред турецкой властью и сребролюбие» и просил ходатайствовать об удалении «из Сараевской епархии митр. Игнатия» и об избрании на кафедру митр. Зворникско-Тузланского Дионисия II (Илича). В мае 1866 г. в епархии были распространены листовки с осуждением поддержки правящим владыкой школьной реформы, в результате к-рой были сожжены серб. книги, а из школ изгнаны мн. серб. учителя. В 1867 г. паства вновь подала жалобу на И. тур. властям. При этом серб. источники содержат противоречащие друг другу сведения. Они сообщают как о проблемах И. с пополнением казны и о его борьбе с нерадением священников, так и о защите священства от притеснений тур. властей и о рассмотрении епископом жалоб церковных общин на священников. Арх.: Архив САНУ. Историjска збирка. 7628-7634/1-7, 7636, 7637. Ист.: Анастасиjевић Д. Кроз jедну збирку новиjих акта Цариградске патриаршиjе о њеним епархиjама // Богословље. Београд, 1933. Књ. 8. № 2. С. 120; Освободительная борьба народов Боснии и Герцеговины и Россия, 1865-1875: Док-ты. М., 1988. С. 32-33, 53, 64. Лит.: Попов Н. А. Православие в Боснии // ПО. 1873. № 4. С. 713-716; Душанић С. Просветна делатност троjице грчких владика у Босни // ГлСПЦ. 1951. С. 114-115; Слиjепчевић. Историjа. Књ. 2. С. 456; Српски jерарси. С. 192. В. И. Косик, Н. Радославлевич |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |