Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Католическая энциклопедия
Статьи на букву "А" (часть 3, "АДР"-"АЛЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 3, "АДР"-"АЛЕ")

Адриан V

Адриан V (Hadrianus), Оттобóно Фиески (Ottobono Fieschi) - Папа Римский (11.07.1276-18.08.1276); род. ок. 1205, Генуя. Происходил из аристократической семьи графов Лаванья и был племянником Папы Иннокентия IV. В 1244 стал кардиналом-диаконом. В 1265 Папа Климент IV направил его в качестве легата в Англию, где он выступил посредником в конфликте между королем Генрихом III и англ. баронами. Успех миссии укрепил его положение в Римской курии. Он был избран Папой, при поддержке короля Карла I Анжуйского. Понтификат А. был чрезвычайно кратким: Папа скончался через месяц после выборов, не будучи даже рукоположен в свящ. Единственным его актом в качестве Папы было упразднение конституции Папы Григория X Ubi periculum, регламентирующей порядок избрания пап.

Источн.: LP 2, 457.

Лит-ра: Graham R. Letters of Cardinal Ottoboni // The English Historical Review 15 (1900), 87- 120; SchЪpp N. Papst Hadrian V. Heidelberg, 1916; Kelly, 199-200; Iazeolla T. Il monumento funebre di Adriano V in S. Francesco alla Rocca a Viterbo // Scultura e monumento sepolcrale del tardo medioevo a Roma e in Italia. W., 1990, p. 143-157; EP 2, 425-427.

В. Задворный

Адриан VI

Адриан VI (Hadrianus), Адриан Флóренс (Adrian Florensz) - Папа Римский (9.01.1522-14.09.1523); род. 2.03.1459, Утрехт (Голландия), ум. в Риме.

В 1474 поступил на филос. ф-т Лувенского ун-та, после окончания которого продолжил обучение на ф-тах богословия и канон. права. Защитив докторскую диссертацию в 1491, он начал преподавать в Лувенском ун-те. Будучи проф. богословия, а затем ректором, А. учредил на собственные средства стипендии для бедных студентов. Среди его учеников были Эразм Роттердамский и др. известные ученые, которые впоследствии издали его лекции.

В 1507 А. был назначен воспитателем наследника исп. трона, будущего имп. Карла V; в 1516 стал еп. Тортозы (Испания), в 1517 - кардиналом и инквизитором Арагона и Наварры, а затем также Кастилии и Леона (1518). В качестве наместника императора в Испании проводил жесткую и строгую политику.

Избранный на Римский престол кардиналами, стремившимися осуществить реформу Церкви, А. поставил перед собой две главные задачи: очистить Церковь от чрезмерной роскоши, характерной для эпохи Возрождения, и организовать коалицию европ. государств с целью отражения нашествия турок, захвативших в 1522 о-в Родос, а также нанесших сокрушительное поражение армии европ. гос-в под Белградом. Ведя аскетический образ жизни, А. сильно сократил расходы Римской курии, приступил к упорядочению финансовой системы Церковного гос-ва, а также решительно выступил против симонии и непотизма. Эти меры вызвали резкое противодействие со стороны части курии и рим. аристократии, привыкших к роскоши и видевших в Папе-голландце лишь северного варвара. А призыв А. к объединению для обороны христ. Европы от турок не был услышан.

Кроме того, А. мечтал сделать Рим крупнейшим науч. центром, приглашал прославленных ученых, в т.ч. Эразма Роттердамского, но не успел реализовать эти планы за время своего краткого понтификата. А. стал последним Папой неитальянского происхождения вплоть до избрания на папский престол Иоанна Павла II.

Лит-ра: Reusen E.H.J. Syntagma doctrinae theologicae Adriani Sexti, Pontifici Maximi. Lv., 1862; HЪfler C. von. Papst Adrian VI. W., 1880; Pasolini G. Adriano VI. R., 1913; Hocks E. Der letzte deutsche Papst Adrian VI, 1522-1523. Fr., 1939; Brachin P. Adrian VI et la devotio moderna // Гtudes Germaniques 14 (1959), 97-105; Posner J. Der deutsche Papst Adrian VI. Recklinghausen, 1962; Kelly, 258-259; EP 3, 64-70.

В. Задворный

Адриан Никомидийский

Адриан Никомидийский (греч. Άδριανός, лат. Hadrianus), св.; род. во 2-й пол. III в., ум. в нач. IV в., Никомидия (совр. Измит, Турция).

Претерпел мученическую смерть за Христа при имп. Максимиане (286-305), соправителе имп. Диоклетиана. Согласно Мартирологу Иеронима, А. был рим. офицером; став свидетелем мужественного исповедания веры 23 христианами, сам принял христианство, за что вместе с ними был брошен в тюрьму, а потом казнен. Жена А., Наталия, в тюрьме поддерживала своего мужа и стала свидетельницей его кончины. Останки А. были перевезены в Аргирополь (ныне район Фундуклу в Стамбуле), где впоследствии в его честь была воздвигнута церковь; в день освящения этой церкви, 26 авг., на Востоке отмечается память А. В кон. VI - нач. VII вв. мощи А. перевезли в Рим. Папа Гонорий I преобразовал зал заседаний Сената на Римском Форуме в церковь, и она была освящена в честь А. Согласно предписанию Папы Сергия I, 8 сент., в день перенесения мощей А. в Рим, от церкви Св. Адриана совершалась торжественная процессия к базилике Санта Мария Маджоре, поскольку 8 сент. - также праздник Рождества Пресв. Богородицы. А. почитают как покровителя солдат и кузнецов. Память А. в Католической Церкви - 8 сентября, в Русской Правосл. Церкви - 26 августа.

На фресках XI-XII вв. в Софийском соборе в Киеве А. изображен с крестом в руках; в зап. традиции А. изображали с наковальней (на которой, согласно преданию, ему были отрублены конечности); с топором и отрубленной кистью руки; со львом, символом мужества.

Источн.: AS Sept. 3, 209-255; PL 30, 446; 94, 853-854; MartRom, 225.

Лит-ра: Salaville S. // DHGE 1, 608-610; GLS, 25-26; BS 1, 269-271.

И. Баранов

Азербайджан

Статья большая, находится на отдельной странице.

Азия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Азов

Азов - город в РФ, районный центр в Ростовской обл., речной и морской порт; нас. 80,7 тыс. чел. (1996).

В X-XII в. на месте А. существовало слав. поселение в составе Тмутараканского княжества. В XIII-XV вв. А. являлся одним из главных пунктов венецианской и генуэзской торговли с Персией, Индией и Китаем и одновременно центром Танcкой епархии (Тана). Через этот город проходили пути миссионеров, направлявшихся в столицу Золотой Орды и далее в Китай. В 1395 А. был разрушен войсками Тимура, в 1471 захвачен турками. В 1696 его заняли рус. войска. С 1708 А. - центр Азовской губ., в 1711 возвращен Турции; окончательно закреплен за Россией в 1775. В 1776-82 А. - вновь центр Азовской губ.; с 1784 - заштатный город; с 1801 - посад Ростовского у. Екатеринославской губ.; с 1888 - в составе Области войска Донского; в 1926 вновь получил статус города.

Католическая община в А. сложилась в 1992, пастырскую работу в ней вел настоятель прихода в г. Батайске о. Ярослав Вишневский. Летом 1997 в А. был официально зарегистрирован приход Св. Марка, который приобрел частный дом, расположенный на месте, где в XIII-XV вв. находился кафедр. собор Св. Марка. В этом доме устроена часовня. В 1999-2000 в приходе А. несли пастырское служение монахи Ордена капуцинов. В наст. время большинство прихожан (ок. 50 чел.) составляют немцы, переселившиеся из Казахстана. Настоятель прихода - кармелит о. Павел Бодзиньский. При приходе действует воскресная школа, проводятся занятия по катехизации. Приход осуществляет благотворительную деятельность, опекая детей из неблагополучных семей и проводя реабилитацию наркоманов. Азовский катол. приход принадлежит к Апост. администратуре Юга европ. части России.

А. Меленберг

Аймар де Монтейль

Аймар де Монтейль (Адемар или Аймар де Монтейль)

(фр. Adhémar de Monteil, ум. 1 августа 1098) - участник 1-го крестового похода, епископ города Ле-Пюи (c 1077). Выходец из знатной семьи Валанса, сын графа де Валентинуа, владельца замка Монтелимар.

Когда на Клермонском соборе 1095 года было принято решение о крестовом походе за освобождение Иерусалима и Гроба Господня от мусульман, Адемар с большим рвением выразил готовность отправиться на Восток. Получив от Урбана II полномочия папского легата при крестоносцах, он присоединился к армии графа Раймунда Тулузского и выдвинулся вместе с ним к Константинополю, где произошло объединение крестоносных войск.

Пока военачальники похода оспаривали друг у друга право на лидерство, за епископом закрепилась роль духовного предводителя Христовых воинов. В Константинополе Адемар вел переговоры с императором Алексеем Комниным, призывал крестоносцев к порядку у Никеи, принимал участие в битве при Дорилее.

Во время осады Антиохии во многом благодаря епископу, который следил за соблюдением церковных обрядов и праздников и наравне с остальными выдерживал пост, крестоносцы не потеряли боевого духа. После падения Антиохии, когда город окружила армия мосульского эмира Кербоги, Адемар прошёл с процессией по улицам Антиохии и запер городские ворота, чтобы поддавшиеся панике крестоносцы не смогли бежать. Когда в соответствии с предсказанием монаха Пьера Бартелеми в Антиохии было обнаружено Святое копье, Адемар был одним из немногих, кто скептически отнесся к находке, так как знал, что эта реликвия находится в Константинополе. Однако, увидев, какое воодушевление охватило крестоносцев, он не стал публично делиться своими подозрениями.

После поражения Кербоги епископ делал попытки уладить раздоры в стане предводителей крестоносцев, но 1 августа 1098 года скончался во время эпидемии, вероятно от сыпного тифа - и тогда «охватила великая скорбь воинство Христово, ибо папский легат был поддержкой бедным и советником богатым».

Оставшись без духовного лидера, крестоносцы отправились дальше, но память об Адемаре продолжала жить среди простых воинов. Так, во время осады Иерусалима один из участников похода утверждал, что видел дух епископа, который предписал воинам поститься на протяжении трех дней, а затем босыми обойти с процессией вокруг стен Иерусалима. Крестоносцы выполнили этот наказ и через неделю, 15 июля 1099 года, Иерусалим пал.

Айона

Айона (Iona) - древний ирландский монастырь, осн. монахом Колумбой на одноименном острове, входящем в состав Внутренних Гебридских островов (Шотландия). Согласно одной из гипотез, на о-ве находилось святилище друидов, почитавших солнце.

В 563 на остров прибыл Колумба. Около 565 он основал там монастырь, который стал одним из важнейших центров ср.-век. христианства. Сам Колумба умер на о-ве А. в 597. Упадок монастыря, основанного им, наступил в IX в. в результате набегов викингов.

На о-ве А. находится бенедикт. монастырь, который был построен в 1200 на месте мон., основанного Колумбой. По пути к бенедикт. монастырю находятся развалины женского монастыря XII в. Неподалеку расположено кладбище Орана, где покоятся более 60 королей Шотландии, Ирландии и Норвегии. Маленькая часовня Св. Орана (XII в.) является древнейшим строением на о-ве. Напротив монастыря возвышается Торр-Абб - скалистый холм, где, по преданию, находилась келья Колумбы. Каждый год в А. прибывают около 200 тыс. паломников.

Лит-ра: Trenholme E.C. The Story of Iona. Edinburg, 1909; Ryan J. Irish Monasticism: Origins and Early Development. Dublin, 1931; Morton T.R. The Iona Community Story. L., 1957.

Академия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Академия Св. Луки

Академия Св. Луки (Accademia di San Luca) - одна из старейших в Европе худож. академий, осн. в 1577 в Риме с целью поддержать религиозную живопись в Италии и во всем католическом мире. Ее небесным покровителем был избран св. Лука (согласно легенде, сам написавший первый образ Пресв. Богородицы).

По уставу 1588, утвержденному буллой Папы Сикста V, глава А. (принцепс) избирался из состава ее членов и утверждался Папой. Учебная программа, разработанная в А., служила образцом для многих европ. худож. академий.

В 1702 Папа Климент XI учредил академические конкурсы, проводившиеся раз в три года (последний в 1869). С 1705 конкурсные экспозиции и награждение лауреатов проводились на Капитолии; высшей наградой было избрание в состав А.

В 1730 в уставе появился пункт, по которому принимать участие в заседаниях А. могли только те ее члены, кто принес ей в дар свою работу; с 1768 возникли новые конкурсы и премии на средства членов А. и меценатов. Стало традицией завещать ей денежные средства, мастерские, худож. коллекции, библиотеки. Период, когда А. возглавляли А. Канова (с 1810) и сменивший его Б. Торвальдсен (1825-38), стал ее последним взлетом.

А. изначально конституировалась как папская, что в условиях Церковного гос-ва со столицей в Риме само собой разумелось. В обиходе и в документах А. именовали просто Римской академией или Академией св. Луки. В 1818, в новой полит. ситуации, при утверждении Папой Пием VII нового устава А., она стала называться Папской Римской академией изящных искусств, что подчеркивало ее принадлежность к гос. институтам Св. Престола; с 1872, после упразднения Церковного гос-ва, она получила название Королевской римской академии св. Луки; устав 1948 дал А. ее совр. название - Национальная академия св. Луки. Картинная галерея А. располагает ценной коллекцией, в т.ч. уникальным собранием портретов и автопортретов европ. художников XVI-XX вв.; большую ценность представляет архив А.

Лит-ра: Pevsner N. Academies of Art in Past and Present. C., 1940; L’Accademia Nazionale di San Luca / Crocetti V. ecc. R., 1974.

В. Кисунько

Академия Св. Цецилии

Академия Св. Цецилии (Accademia di Santa Cecilia) - муз. сообщество, осн. в 1584 как церк. братство при участии Дж.П. да Палестрины и Луки Маренцио (ум. 1599). Особую заботу об этой академии проявляли папы Григорий XII и Урбан VIII; в 1839 она была переименована в Папскую Академию св. Цецилии; реформированная в 1875 итал. властями, А. обрела статус гос. учреждения. А. выпускает издание Biblioteca musicale governativa di S. Cecilia. Традицию изучения сакральной музыки продолжила основанная Папой Пием X в 1911 Высшая школа сакральной музыки (Папские институты).

Лит-ра: Vian N. // EC 1, 181-182.

Акакиева Схизма

Акакиева Схизма - первая схизма (484-519) между Вост. и Римской Церквями, вызванная промонофизитской (монофизитство) политикой патриарха Константинопольского Акакия. Стремясь привести к согласию и единству в вере ортодоксальных христиан, сторонников Халкидонского собора, и их противников - монофизитов, рел. сепаратизм которых мог перерасти в сепаратизм политический, Акакий и имп. Зенон (474-475; 476-491) разработали компромиссную вероучительную формулу, которая, будучи опубликована в догм. эдикте Генотикон, стала обязательной для всех подданных Византийской империи. После этого Акакий стал смещать ортодоксальных епископов, ставя на их место монофизитов. Генотикон был принят и др. вост. патриархами: Петром Монгом Александрийским и Петром Антиохийским. Лишь Папа Римский Феликс II отстаивал халкидонское вероучение; он потребовал от Акакия прибыть на собор в Рим, чтобы дать объяснения по проводимой им политике. В ответ на отказ Акакия и подкуп им папских легатов Феликс II на соборе в Риме 28.07.484 отлучил Акакия от Церкви, а тот, в свою очередь, вычеркнул имя Папы из диптихов. Так началась А.с.

После смерти Акакия в 489 и имп. Зенона в 491 Римские папы Гелазий I и Анастасий II обращались к имп. Анастасию I (491-518) с призывом отменить Генотикон. Несмотря на твердую позицию Римских пап в отстаивании халкидонского вероучения, визант. императоры не имели возможности предпринять против них репрессии, т.к. Италия находилась под властью готских королей. Восшествие на визант. трон представителя новой династии Юстина I, который решил легитимность своего избрания подтвердить авторитетом Рим. престола, положило конец А.с.

Источн.: Evagrius. Historia ecclesiastica, 3, 14; Theophanes. Chronographia, ann. 478-511; Epistolae Romanorum Pontifi***** genuinae a S. Hilario usque ad Pelagium II / Ed. A. Thiel. Brunsbergae, 1868, t. 1.

Лит-ра: Флоровский Г.В. Восточные Отцы V-VIII веков. М., 1992; Задворный В.Л. История Римских пап. М., 1997, т. 2, с. 9-71; Duchesne L. L’Empereur Anastase et sa politique religieuse // MОlanges d’archОologie et d’histoire 32 (1912), 305-336; Salaville S. L’affaire de l’HОnotique // Echos d’Orient 18 (1918), 255-265; 19 (1920), 49-68, 389-397; Schwarz E. Publizistische Sammlungen zum Acacianischen Schisma. MЯ., 1934; Charanis P. The Religious Policy of Anastasius I (491-518). Madison, 1939; Frend W.H.C. The Rise of the Monophysite Movement. C., 1972, p. 143-254.

о. В. Дегурский

Акакий

Акакий (Άκάκιος) - патриарх Константинопольский (471-489), спровоцировавший раскол между Вост. и Рим. Церквями (Акакиева схизма); ум. в 489.

Вначале был активным сторонником халкидонского вероучения (Халкидонский собор), получил от Папы Симплиция полномочия папского легата, противостоял промонофизитской (монофизитство) политике узурпатора визант. трона Василиска (475-476), но затем, сблизившись с вернувшим себе власть имп. Зеноном (476), стал одним из авторов компромиссной вероучительной формулы, опубликованной в догм. эдикте Генотикон.

За отход от халкидонского вероучения и покровительство монофизитам А. был отлучен от Церкви Папой Феликсом II на Римском соборе 484. После восстановления в Византии халкидонского вероучения при имп. Юстине I Константинопольский патр. Иоанн в 519 подтвердил осуждение А., вычеркнув его имя из диптихов Константинопольской Церкви.

Из обширной переписки А. сохранились три послания: Папе Симплицию о положении в Александрийской Церкви (478), а также Петру Фуллону (471) и Петру Монгу (483).

Лит-ра: Salaville S. L’affaire de l’HОnotique // Гchos d’Orient 18 (1918), 255-266; 19 (1920), 49-68, 389-397; Schwarz E. Publizistische Sammlungen zum Acacianischen Schisma. MЯ., 1934; Charanis P. Church and State in the Later Roman Empire. Madison, 1939.

о. В. Дегурский

Акафист

Акафист (греч. άκάθιστος) - хвалебное песнопение Вост. Церкви в честь Иисуса Христа, Богородицы или к.-л. святого; во время исполнения А. не позволяется сидеть (в этом отношении противоположность А. - седален, или кафизма). А. состоит из вступительной строфы, или кукулия, и 24 следующих за ней песен: 12 более кратких (кондаков) и 12 более продолжительных (икосов); первый икос звучит сразу после кукулия, и в дальнейшем оба вида песнопений чередуются друг с другом. Заключительную часть каждого икоса составляют т.н. похвалы, или хайретизмы (от χαϊρε - «радуйся!») - приветственные обращения, последнее из которых - припев, воспроизводящий заключительный стих кукулия; все кондаки имеют припев Аллилуйя.

Наиболее известным А. древней Церкви является А. Пресвятой Богородице, созданный в V - нач. VI в. Его автором предположительно является Роман Сладкопевец. Гимн состоит из двух частей: исторической (в ней отражены события истории спасения, связанные с Воплощением) и богословской (содержит исповедание догматов веры). Этот А. на протяжении веков исполнялся христианами как Вост., так и Зап. Церквей. В 1981 А. Пресвятой Богородице был торжественно исполнен в ознаменование 1500-й годовщины Эфесского собора в базилике Санта Мария Маджоре. По решению Папы Иоанна Павла II от 31 мая 1991 с исполнением А. Пресвятой Богородице связано получение полной индульгенции. Первый перевод на лат. язык (ок. 800) оказал заметное влияние на ср.-век. гимнографию. В наст. время известны многочисл. переводы А. на совр. языки.

Другие А. (Иисусу Сладчайшему, Страстям Христовым, Николаю Чудотворцу и т.п.), вошедшие в церк. обиход, во многом были созданы по образцу А. Пресвятой Богородице. Их исполнение в Вост. Церквях не предусмотрено богослужебным уставом, однако по желанию они могут быть включены в молебны, а иногда в вечерню или утреню; А. часто используют также в домашних молитвах.

Лит-ра: Киприан (Керн), архим. Литургика: Гимнография и эортология. М., 1997; Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Сергиев Посад, 1998; Акафист Пресвятой Богородице / Пер. с греч. яз. А. Десницкого. М., 1999; Meester P. de. L’inno acatisto. R., 1905; Wellesz E. The Akathistos Hymn. Kopenhagen, 1957; Idem. A History of Byzantine Music and Hymnography. Ox., 1961.

М. Насонова

Аквавива

Аквавива (Aquaviva) Клавдий - пятый генерал Ордена иезуитов (SJ); род. 14.09.1543, Атри (Италия), по др. источникам Неаполь, ум. 31.01.1615, Рим.

Происходил из известного рода Аквавива, герцогов Атрийских; 22.06.1567 вступил в новициат Ордена иезуитов, в 1574 был рукоположен в свящ. и назначен проф. философии в Римскую коллегию (Collegium Romanum). В 1581, в возрасте 38 лет, был избран генералом иезуитов и возглавлял орден на протяжении 34 лет. Разносторонне образованный, А. отличался твердым характером и несокрушимой волей, период его руководства орденом составил целую эпоху в истории иезуитов. А. сумел превратить орден в мощную и хорошо организованную структуру. Им была заложена основа той системы образования, которая составила особую славу Ордена иезуитов на протяжении веков. Возглавляемая А. комиссия разработала педагог. руководство Ratio atque institutio studiorum Societatis Jesu (План и распорядок учебных занятий в Обществе Иисуса), ориентированное на лучшие гуманистические образцы своего времени, и хотя оно подверглось острой критике со стороны традиционалистски настроенного исп. духовенства и даже было осуждено инквизицией, А. сумел отстоять принципиальные положения этого руководства, и с некоторыми изменениями оно было опубликовано в 1599. Опытный политик, А. сумел преодолеть конфликт с франц. королем Генрихом IV и добился возвращения иезуитов во Францию (1603).

А. всячески поддерживал науч. деятельность иезуитов; по его инициативе началось издание истории ордена, первый том которой вышел в 1614. А. выступил в защиту богосл. учения Л. Молины. В правление А. Орден иезуитов прославился многими подвижниками и богословами, наиболее известные из которых - Алоизий Гонзага, Пётр Канизий, Роберт Беллармин.

Соч.: Directorium exercitiorum spiritualium S. Ignatii. Ve., 1611; Epistolae. R., 1615; Meditationes in psalmos XLIV et CXVIII. R., 1615.

Источн.: Sacchini F. Historia Societatis Jesu. R., 1661, pars 5.

Лит-ра: Rosa E. I Gesuiti: Cenni storici. R., 1930; De Guibert J. Le gОnОralat de Claude Aquaviva // Archivum histori***** Societatis Jesu 10 (1941), 60-93; Idem. La spiritualitО de la Compagnie de Jesus. R., 1953, p. 219-270; Lamalle E. // EC 1, 242-243; Sommervogel 1, 480-491; Schneider B. Der Konflikt zwischen Aquaviva und HoffКus // Archivum histori***** Societatis Jesu 26 (1957), 1-56.

В. Задворный

Аквилейский Патриархат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Акила и Прискилла

Акила и Прискилла (Άκύλας καί Πρίσκιλλα, Aquila et Priscilla), Аквила и Присцилла, свв., муж и жена - сподвижники ап. Павла (1 Кор 16, 19; 2 Тим 4, 19); вначале жили в Риме, затем в Коринфе (Деян 18, 2), вместе с ап. Павлом достигли Эфеса (Деян 18, 18-26). Позднее они вновь вернулись в Рим (Рим 16, 3-4), где их дом стал одним из важнейших центров рел. жизни первых христиан. Вост. предание сообщает о мученической кончине Акилы.

В Католической Церкви память А. и П. - 8 июля; в Русской Правосл. Церкви память Акилы - 14 июля.

Источн.: AS Iul. 2, p. 534-37.

Лит-ра: Kirsch J.P. Die rЪmischen Titelkirchen im Altertum. Paderborn, 1918, S. 101-103; BS 2, 326-328.

(BS)

Аккомодация

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аколит

Аколит (лат. acolythus, от греч. άκόλουθος- сопровождающий, служащий) - мирянин, исполняющий определенное литург. служение. В обязанности А. входит зажжение и ношение свечей, подготовка хлеба и вина для евхаристического освящения, а также ряд других функций; А. может быть также экстраординарным служителем Евхаристии. Первые упоминания об А. появляются в Риме и в Сев. Африке в сер. III в., хотя, возможно, служение А. существовало уже во II в. На Востоке прямого соответствия А. не было. Традиционно А. причислялись к низшему клиру, представляя старший из т.н. малых чинов. С упразднением этих чинов после II Ватиканского собора служение А. стало считаться одним из служений мирян, а сами А., наряду с чтецами, стали рассматриваться как миряне в числе т.н. поставленных служителей (ministrantes assumpti), в соответствии с motu proprio Павла VI Ministeria quaedam от 15.08.1972 (ср. также инструкцию Конгрегации богослужения и таинств Immensae caritatis от 29.01.1973). Литург. чин поставления А., как и прежде, должен совершаться епископом на основании требований к А., утвержденных декретом епископской конференции (CIC 230 § 1).

Для обозначения служения А., а также самого состояния и соответствующего ему чина (института) используется понятие аколитат. На практике на протяжении неск. последних веков большинство обязанностей А. исполняют министранты и алтарники, что дозволяется канон. правом в случае необходимости (CIC 230 § 3).

Лит-ра: Альдасабаль Х. Служение мирян в церковной общине. М., 1999, с. 37-43; NuІbaum O. Lectorat und AkolythКt. KЪln, 1974.

П. Сахаров

Акоста, Хосе де

Статья большая, находится на отдельной странице.

Акт и Потенция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Акты мучеников

Акты мучеников (Acta martyrum) - документы, в которых приводятся решения римских судебных властей об осуждении на смерть христиан. Следует отличать А.м. от Страстей (Passiones), т.е. рассказов о последних днях мучеников, и от Житий (Legendae), где легендарные элементы переплетаются с ист. реальностью. В А.м. содержатся сообщения о допросах мучеников судьями. После того как христианство стало офиц. религией Римской империи, был открыт доступ в гос. архивы для ознакомления с А.м.

Заседания суда, как правило, происходили публично; при этом записывались показания свидетелей. Некоторые процессы состояли только из одного заседания, другие - из двух и более. Обвиняемому предоставлялось некоторое время для отречения от христ. веры. Если обвиняемый все же называл себя христианином, представитель власти произносил приговор, который переписывался секретарем, публично читался обвиняемому и немедленно приводился в исполнение. Если обвиняемый не был жителем столицы, готовились протокол и досье, чтобы передать их наместнику провинции. Наместник мог вести дело закрыто, в своем кабинете (in secretario), или на публичном заседании (pro tribunali). Расследование могло включать пытку (quaesitio per tormenta).

В богослужении А.м. выполняли функцию литург. чтения; они начинались с даты согласно рим. месяцу и году по правлению консулов. Христ. версия текста добавляет заглавие или предисловие, в которых обвиняемый именуется мучеником или блаженным мучеником. В тексте, представляющем собой сокращение судебного первоисточника, подчеркивается христ. характер ответов обвиняемого, изложение дополняется рассказом об исполнении приговора. В заключение приводится текст, прославляющий мученика. Латинские А.м., как правило, точно воспроизводят судебные акты и сохранились в редакции IV в. греч. А.м., кроме актов Юстина и частично Аполлония, обнаруживают развитие в сторону литературно обработанных Страстей (Passiones).

Лит-ра: Lazzati G. Gli sviluppi della letteratura sui martiri nei primi quattro secoli. Tn., 1955; Delehaye PM; Musurillo H. The Acts of the Christian Martyrs. Ox., 1972; Lanata G. Gli atti dei martiri come do*****enti processuali. Mi., 1973; Allegro C. Atti dei martiri. R., 1974. 2 vol.; Saxer V. Atti dei martiri dei primi tre secoli. Padova, 1989; Ruiz Bueno D. Actas de los mЗrtires. Ma., 1987; Wlosok A. MКrtyrerakten und Passionen // Handbuch der lateinischen Literatur der Antike. MЯ., 1997, Bd. 4, S. 419-432.

Л. Мирри

Акулов Игорь

Александрович

(монаш. имя Епифаний) - иеромонах, священник визант. обряда; род. 13.04.1897, с. Ново-Никитское Корчевского у. Тверской губ., ум. 27.08.1937, Ленинград.

А. окончил реальное училище и православные богосл. курсы. В 1920 после демобилизации из Красной Армии принял монаш. постриг в Александро-Невской лавре (Петроград) и учился в Петроградском богословском институте (1921-22). Вскоре вышел из монастыря и начал посещать рус. катол. церковь Сошествия Св. Духа. В 1922 вместе с матерью перешел в католичество. По одним сведениям, принял священный сан, еще будучи монахом в Александро-Невской Лавре (01.11.1921), по др. - был рукоположен катол. архиеп. Я. Цепляком (1922). В 1922 стал викарием в церкви Сошествия Св. Духа. В мае 1923 после закрытия церкви около месяца содержался под арестом, вновь арестован 29 нояб. того же года и 19.05.1924 по постановлению Коллегии ОГПУ осужден на 10 лет тюремного заключения. В 1924-27 содержался в Александровском изоляторе под Иркутском, затем отправлен в ссылку в Красноярский край. В 1933 освобожден из ссылки (по др. сведениям, освобожден досрочно в 1931), прибыл в Москву и был направлен еп. П.-Э. Невё в Ленинград в юрисдикцию свящ. Ж.-М. Амудрю. Служил в лат. обряде в различных катол. храмах города и его окрестностей: Святейшего Сердца Иисуса (с 21.07.1933), Св. Казимира (с 06.01.1934), Св. Франциска и Св. Алексея (с 1934). Подвергался аресту в апреле 1935, но вскоре был освобожден. Вновь арестован в Ленинграде 27.07.1937; 25 авг. приговорен к высшей мере наказания и через два дня расстрелян. Похоронен в Левашовской пустыни, месте массовых захоронений жертв НКВД.

Лит-ра: ЛФ; Осипова; Шкаровский; Венгер; Книга памяти, 8-10; Dzwonkowski, 134-135.

А. Юдин

Акциденция

Акциденция (от лат. accidere - оказываться, случаться) - философ. категория, введенная впервые Аристотелем для характеристики способа проявления субстанции вещи: субстанция не дана в опыте непосредственно, тогда как А. наблюдаема; субстанция не изменяется при взаимодействиях данной вещи с другими вещами, тогда как А. изменчивы. Схоласты, выделяя из 10 аристотелевских категорий субстанцию, относили прочие 9 к А., а именно: качество, количество, действие, отношение, длительность, положение в пространстве и пр. (см. Ф. Суарес, Disputationes metaphysicae 39). Всецелая реальность - это субстанции вместе с их А., через которые субстанции обретают полноту выражения и становятся познаваемыми. Бытие субстанции коренится в ней самой, в то время как бытие А. коренится только в субстанции.

Лит-ра: Brown B.F. Accidental Being: A Study in the Metaphysics of St. Thomas. Lanham, 1985.

Л. Василенко

Алан из Роша

Алан из Роша (Alan de la Roche) - франц. мистик, монах-доминиканец (OP); род. ок. 1428 в Бретани (Франция), ум. 8.09.1475, Зволле (Нидерланды).

А. - создатель совр. варианта молитвы розария, основатель Братства розария. Вступив в юном возрасте в Динане (Бретань) в Орден доминиканцев, по прошествии некоторого времени был послан в Париж в монастырь Св. Иакова для продолжения занятий богословием и философией. Впоследствии А. стал преподавать там эти дисциплины. Также преподавал во многих других монастырях своего ордена: в 1462-64 - в Лилле, в 1468 - в Генте. В 1470 А. основал в Дуэ первую общину Братства розария. В 1474 он прибыл в Зволле, где и скончался.

Соч.: De Psalterio seu Rosario Christi et Mariae tractatus / Ed. J.A. Coppenstein. Naples, 1642.

Источн.: Razzi S. Vite dei Santi e Beati OP. Fi., 1557, p. 236.

Лит-ра: Walz A. De Rosario Mariae. R., 1959.

Алан Лилльский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Алапа

Алапа (лат. alapa - пощечина) - символический жест, представляющий собой элемент чинопоследования таинства миропомазания. Заключается в прикосновении руки епископа к щеке или плечу принимающего миропомазание. После литург. реформы II Ватиканского собора А. не предписана чинопоследованием, но во многих регионах по традиции по-прежнему совершается.

П. Сахаров

Албания

Статья большая, находится на отдельной странице.

Албанская католическая церковь

Албанская католическая церковь - одна из Восточно-католических церквей, придерживающихся византийского обряда, то есть принадлежащая к числу греко-католических церквей. Все приходы церкви расположены на территории Албании. Не следует путать её с Итало-албанской католической церковью, которая распространена на юге Италии.

История

Христианизация Албании исторически осуществлялась как миссионерами с Востока, так и с Запада (главным образом, на севере страны). Первая община албанцев-католиков византийского обряда была основана в 1628 году. В 1765 году община была ликвидирована турецкими властями.

Восстановление деятельности греко-католиков в Албании произошло в 1900 году - священник Георг Германос, перешедший из Албанской православной церкви в католицизм, основал греко-католическую общину, обосновавшуюся 12 годами позже в городе Эльбасан. В 1939 году была учреждена апостольская администратура. В 1945 году община насчитывала 400 членов. Греко-католическая община была ликвидирована в 1967 году, когда Албания была провозглашена атеистической страной, а любое отправление религиозного культа стало караться смертной казнью.

В 1992 году после политических перемен в Албании была восстановлена апостольская администратура, а албанские греко-католики получили возможность свободно исповедовать свою веру.

Структура

Албанская католическая церковь имеет статус апостольской администратуры и входит в состав церковной провинции Тирана-Дуррес. По данным Annuario Pontificio за 2007 год насчитывает 3 600 прихожан в 9 приходах и 11 священников. С 1996 года и по настоящее время её возглавляет апостольский администратор Хил Кабаши.

Алгер Льежский

Алгер Льежский, Алгер фон Люттих, (нем. Alger von Lüttich), 1060, Люттих (совр. Льеж) - 1131, Клюни - католический писатель и составитель теологических трактатов. Он руководил монастырской школой св. Ламберта в Люттихе, до того как вступил в монастырь в Клюни, где связал себя узами дружбы с аббатом Петром Достопочтенным.

Биография

Алгер получил начальное образование в монастырской школе в Люттихе. После этого он сначала служил диаконом и схоластиком в церкви св. Бартоломео в Люттихе. В 1100 году поступил на службу секретарем к епископу Отберту и стал служить в соборе св. Ламберта. Алгер заведовал церковной школой, вел внешнюю корреспонденцию. Различные предложения других епископов поступить к ним на службу Алгер отвергал и сохранял свою должность в Люттихе в течение 20 лет, пока епископ Отберт не закончил свой жизненный путь. В 1121 году, после смерти преемника Отберта - епископа Фридриха, чьим секретарём Алгер также был - он отправился в Клюни и вступил в знаменитый бенедиктинский монастырь, где и провел около 10 последних лет своей жизни.

Работы

Алгер написал возражение против учения об причастии Беренгара Турского, которое высоко оценивал как Пётр Достопочтенный, так и 400 лет позднее Эразм Роттердамский, который в 1530 году опубликовал работу «De sacramentis corporis et sanguinis Domini libri tres».

Последующие работы Алгера также сохранились, из которых некоторые определенно, а некоторые предположительно могут быть приписаны ему. Некоторые работы, как, например, «История Люттихской церкви» были потеряны.

Алдан

Алдан - город в РФ, районный центр в Якутии в бассейне р. Алдан; до 1939 - пос. Незаметный; нас. 24 тыс. чел. (1996).

Первое катол. богослужение в районе А. было совершено священниками Романом Цалы и Лешеком Саленга в июне 1991 в пос. Якокит (40 км от А.). С сент. того же года катол. священники стали проводить богослужения и работать в школах в самом А. В янв. 1992 в А. прибыли салезианцы - священники Йозеф Даниэль Правда и Иосиф Тот. Первоначально катол. часовня размещалась в здании Алданского управления образования. В окт. 1993 в городе было закончено строительство катол. храма. 19.03.1994 в А. епископом И. Вертом был освящен храм Св. Николая. Первым настоятелем прихода стал о. Юрий Кисель. В наст. время в А. действуют благотворительное об-во «Каритас», скаутский отряд «Снежинка» и летние детские лагеря. Священники-салезианцы также несут пастырское служение в катол. общинах различных поселков Алданского района. Алданский катол. приход относится к юрисдикции Апост. администратуры Вост. Сибири.

Алевиз Фрязин

Алевиз Миланец, Алоизий да Карезано (Aloisio da Caresano)

итал. архитектор кон. XV - нач. XVI в. Некоторые итал. ученые отождествляют его с архитектором Алоизио да Каркано. Был приглашен вел. кн. Иваном III после смерти работавшего в Москве архитектора П.А. Солари. А. приехал в Москву из Милана в конце 1494 и приступил к сооружению кремлевской стены вдоль р. Неглинки (юж. часть стены возводил Антоний Фрязин). В течение трех лет он возвел большую проездную башню и (возможно, в 1515) перекинул от нее мост через Неглинку. Кроме того, А. возвел глухие башни: Граненую (Среднюю Арсенальную), Колымажную (Комендантскую), Конюшенную (Оружейную) и стены между ними. Возведению этих стен мешали небольшие овраги, тянувшиеся с вершины кремлевского холма к реке. А. перебросил через них мощные арочные перемычки и уже на них возводил стену, чтобы она была одинаковой высоты и прямая. В этом проявились эстетические убеждения мастера, воспитанного на геометрической планировке итал. замков.

Затем А. начал укрепление Кремля со стороны Красной площади. Он прорыл через всю Красную площадь ров перед вост. стеной, по обеим сторонам рва поставил крепостные стены и перекинул подъемные мосты (в XIX в. ров засыпали, стены снесли, а площадь замостили). Новый оборонительный пояс Кремля протянулся на 2235 м. Высота стен, в зависимости от рельефа, колебалась от 8 до 19 м; толщина - от 3,5 до 6,5 м.

В 1499 А. приступил к сооружению трехэтажного государева дворца, строительство которого длилось 9 лет; после перестройки в 1636 дворец получил название Теремного.

Лит-ра: Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1983; Bussi V. Storia di Caresana. Vercelli, 1975.

Ю. Овсянников

Алейжадинью

Алейжадинью (Aleijadinho) Антóниу Франсиску Лисбóа

бразил. архитектор и скульптор; род. в 1738, Ору-Прету (Бразилия), ум. 18.11.1814.

Мулат, незаконный сын порт. подрядчика-строителя и негритянки, А. по законам того времени считался рабом. Однако отец освободил его, дал свое имя и сделал помощником. Мастер известен под именем «Алейжадинью», досл. «маленький калека», поскольку его зрелые годы (с 1777) прошли под знаком разрушительной прогрессирующей болезни, скорее всего - проказы, так что под конец жизни он не мог передвигаться и слуги-помощники носили его на плечах на строительные объекты. При этом А. обладал большим творческим потенциалом, смелостью, страстью, которые позволили ему создать ряд впечатляющих архитектурно-скульптурных ансамблей Бразилии. А. работал исключительно для Церкви, много строил для францисканцев. Он продолжил и завершил линию развития барочного храма, восходящую к римской иез. церкви Иисуса Христа (Иль Джезу). Все его произведения находятся в штате Минас-Жерайс (церкви в Ору-Прету, 1766-94, и Сан-Жуан-дел-Рей, 1774-1804; отделка церкви в Сабаре).

Болезнь заставила А. отказаться от строительства, и поздние его работы связаны исключительно со скульптурой. В 1800-04 А. создал большой скульптурный комплекс для паломнической церкви Бон-Жезус-ди-Матозиньюс в Конгоньясе. Это вариант Святой горы, включающий большое сакральное пространство с садом, часовнями и собственно церковью, поднятой на высокой платформе, к которой ведут лестницы. Марши этих лестниц А. украсил монументальными каменными фигурами пророков. 64 фигуры для семи часовен Крестного пути выполнены из дерева. В то время как деревянные скульптуры выполнены в стиле барокко, монументальные каменные статуи свидетельствуют о влиянии классицизма. Скульптурные произведения А. являются лучшими образцами рел. искусства колониального периода Бразилии.

Лит-ра: Хайт В.Л. Искусство Бразилии: История и современность: Очерки. М., 1989; Bazin G. L’architecture religieuse baroque au BrОsil. P., 1956-58; Idem. Aleijadinho et la sculpture baroque au BrОsil. P., 1963; Jorge F. Aleijadinho: Sua vida, sua obra, seu henio. SЛo Paulo, 1971.

Л. Тананаева

Александр I

Александр I (Alexander), св. - Папа Римский (105- 115), римлянин. Достоверных сведений о деятельности A., кроме того факта, что он был епископом Рима, не сохранилось. Память A. в Католической Церкви - 5 мая, в Русской Правосл. Церкви - 16 марта.

Источн.: Irenaeus. Adversus haereses, III, 3, 3; Eusebius Caesariensis. Historia ecclesiastica, IV, 1, 4; V, 6, 4.

Лит-ра: Задворный В.Л. История Римских пап. М., 1995, т. 1, с. 80; LP 1, 127; Kelly, 8-9; EP 1, 213-215.

В. Задворный

Александр I Романов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Александр II

Александр II (Alexander), Ансельм (Anselmus) - Папа Римский (1.10.1061-21.04.1073); род. в Баджо, ок. Милана, ум. в Риме.

В юности был одним из предводителей миланской патарии - революционного нар. движения, боровшегося с симонией и гнетом развращенного миланского духовенства. В 1057 стал еп. Луккским. Присоединившись к партии реформ, в необходимости которых он убедился еще в молодости, стал ближайшим сотрудником Гильдебранда (будущего Папы Григория VII) и Петра Дамиана и при их поддержке был избран на Рим. престол. Противники реформ в лице рим. аристократии, найдя могущественных покровителей в Германской империи, выдвинули своего кандидата - еп. Пармского Кадала (антипапа Гонорий II), который из Германии, где произошло его избрание, во главе войска двинулся в Италию. После ожесточенного сражения он занял пригороды Рима, но проникнуть в город не смог из-за отважной обороны норманнов, вставших на защиту А. Произошедшее вскоре изменение расстановки полит. сил в Германии, связанное с борьбой за регентство при несовершеннолетнем короле Генрихе IV, было благоприятно для А., и в 1062 он был признан епископатом империи как законный Папа. Кадал, не отказавшийся от своих честолюбивых планов, попытался взять реванш с помощью наемного войска, но ожесточенные схватки на улицах Рима, продолжавшиеся в течение целого года, не принесли ему победы, и он бежал в свое Пармское еп-во.

Утвердившись в Риме, А. стал активно проводить реформы в Церкви (Григорианская реформа), борясь против симонии, конкубината и др. пороков, поразивших Церковь того времени. С целью проведения своей политики на местах он направлял легатов во все страны латинского христ. мира. Во внеш. политике опирался на герцогов Тосканских, ломбардскую патарию и норманнов, в Англии поддерживал претендента на англ. трон Вильгельма Завоевателя.

В конце его понтификата вновь сложилась конфликтная ситуация во взаимоотношениях с империей, поводом для чего стал развод Генриха IV с женой Бертой, а также назначение им архиеп. Миланского. С полной силой конфликт между Генрихом IV и Апост. Престолом развернулся во время понтификата следующего Папы - Григория VII.

Соч.: PL 146, 1271-1430.

Источн.: Jaffe 1, 566-592; LP 2, 281, 358-360.

Лит-ра: Грегоровиус 4, 101-139; Fetzer R. Voruntersuchungen zur Geschichte des Pontificats Alexander II. Strasburg, 1887; Fliche A. La rОforme gregorienne. P., 1924-37. 2 vol.; Gay J.M.M. Les papes du XI siПcle et la chrОtientО. P., 1929; Violante C. La pataria milanese e la riforma ecclesiastica. R., 1955; Schmidt T. Alexander II (1061-73) und die rЪmische Reformgruppe seiner Zeit. Stuttgart, 1977; Kelly, 152-153; EP 2, 178-185.

В. Задворный

Александр II Романов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Александр III

Статья большая, находится на отдельной странице.

Александр III Романов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Александр IV

Александр IV (Alexander), Ринальдо (Rinaldo) - Папа Римский (12.12.1254-25.05.1261); род. в Иенне (Италия), ум. в Витербо (Италия).

Был племянником Папы Григория IX, который в 1227 возвел его в сан еп. Остийского и в достоинство кардинала. Человек спокойного характера, А. не стремился к решению полит. проблем воен. средствами. В междунар. политике самой сложной и болезненной проблемой оставалась борьба гибеллинов с гвельфами. Наибольшую опасность из враждебной папам партии гибеллинов представлял Манфред, в 1258 захвативший власть в Сицилийском королевстве и аннексировавший часть терр. Церковного государства. Не меньшую проблему представляла и оппозиционная Апост. Престолу Римская республика, в выборах руководителя (сенатора) которой Папа не имел права принять участие даже в качестве гражданина Рима. Вследствие этого резиденция А. находилась вне пределов Рима (сначала в Ананьи, а затем - в Витербо). Несмотря на трудное полит. положение, А. уделял большое внимание образованию и науке. В 1256 он поручил знаменитому философу и богослову Альберту Великому подготовить опровержение учения аверроистов (аверроизм). Следя за развитием науч. мысли, А. своей буллой De fontibus paradisi от 7.10.1255 рекомендовал ун-там изучение Summa theologiae Александра Гэльского. А. активно вмешался в конфликт, возникший в Парижском ун-те, главном науч. центре христ. Европы, утвердив там франциск. и доминик. кафедры (булла Quasi lignum vitae от 14.04.1255), а также осудив тех профессоров, которые выступали против монаш. орденов. Особенной поддержкой А. пользовался Орден францисканцев, кардинал-протектором которого он являлся до избрания Папой. А. в 1255 канонизировал Клару Ассизскую, основательницу женской ветви Ордена францисканцев.

А. похоронен в кафедр. соборе Витербо.

Соч.: MGHEpR 3, 314-473; Bourel de la RonciПre C. et al. Les Registres d’Alexandre IV. P., 1902-53; Haluscynskyj T.T., Wojnar M.M. Acta Alexandri Papae IV. R., 1966.

Лит-ра: Грегоровиус 5, 241-272; Tenckhoff F. Papst Alexander IV. Paderborn, 1907; Sibilia S. Alessandro IV (1254-1261). Anagni, 1961; Kelly, 193-194; Andreotti S. La famiglia di Alessandro IV e l’abbazia di Subiaco. Subiaco, 1987; EP 2, 393-396.

В. Задворный

Александр VI

Александр VI (Alexander), Родриго Бóрджа (Rodrigo de Borgia) - Папа Римский (11.08.1492-18.08.1503), выходец из знаменитого семейства Борджа; род. 1.01.1431, Хатива (Испания), ум. в Риме.

После окончания юридического ф-та Болонского ун-та А., благодаря покровительству своего дяди Папы Каликста III, сделал стремительную духовную карьеру: в 1456 стал кардиналом, а в 1457 - вице-канцлером Римской Церкви. Возглавляя папскую канцелярию, произвел ее реорганизацию в целях усовершенствования работы.

Став Римским Папой, А. поставил себе задачу превратить Церковное гос-во в одно из ведущих европ. гос-в и неуклонно следовал этой цели: создал регулярную армию, укрепил адм. аппарат, большое внимание уделял дипломатии. Аккумулируя значительные финансовые средства всего христ. мира, А. направлял их в русло своей политики. Осознав, что он не в силах сплотить европ. гос-ва для организации крестового похода с целью защиты Европы от продолжавшегося наступления тур. армии, А. сам стал финансировать оборону Польши и Венгрии, которые находились под непосредственной угрозой завоевания.

А. был личностью противоречивой. Еще в юности полюбив Ванессу Каэтани, он имел от нее 4 детей, любовь к которым приводила его подчас к забвению пастырских и адм. обязанностей, заставляя в первую очередь руководствоваться интересами их карьеры и материального обеспечения: А. сделал своего сына Чезаре кардиналом, доверив этому беспринципному политику управление Церковным гос-вом. Вначале поддерживая монаш. реформу, проводившуюся Савонаролой, А. в дальнейшем вступил с ним в конфликт, приведший к экскоммуникации и осуждению Савонаролы. В то же время, будучи тонким ценителем искусства и знатоком античности, А. выступал как защитник гуманизма и Ренессанса. Он освободил из заключения известного философа Пико делла Мирандолу. В правление А. папский двор стал крупнейшим в Европе худож. центром, где трудились многие замечательные живописцы, в т.ч. Б. Пинтуриккьо. Во время понтификата А. в Рим приехали Браманте и Микеланджело. Но блестящая светская жизнь и расточительство папского двора привели к росту недовольства в церк. кругах, что косвенно способствовало развитию Реформации.

Источн.: Raynaldus O. Annales ecclesiastici. Lucca, 1747-56, vol. 11, p. 208-416; Bullarium Romanum. R., 1733-62, t. 5.

Лит-ра: Leonetti A. Papa Alessandro VI secondo i do*****enti e carteggi del tempo. Bol., 1880. 3 vol.; Pepe G. La politica dei Borgia. Napoli, 1946; Soranzo G. Studi intorno al papa Alessandro VI Borgia. Mi., 1950; Idem. Il tempo di Alessandro VI papa e di Fra Girolamo Savonarola. Mi., 1960; Ferrara O. Alessandro VI Borgia. ZЯrich, 1957; Shaw Ch. Alexander VI, Cesare Borgia and the Orsini // European Studies Review 11 (1981), 1-23; EP 3, 13-22.

В. Задворный

Александр VII

Александр VII (Alexander), Фабио Киджи (Fabio Chigi) - Папа Римский (7.04.1655-22.05.1667); род. 13.02.1599, Сиена (Италия), ум. в Риме.

Происходил из известной аристократической семьи; получил прекрасное образование и сохранил на протяжении всей своей жизни разносторонние науч. интересы, увлекаясь математикой, архитектурой, поэзией, искусством.

После окончания в 1626 Сиенского ун-та (со степенью д-ра богословия) и прохождения двухлетнего частного курса обучения в Риме Фабио Киджи принял свящ. сан и в 1628 поступил на службу в Римскую курию. Благодаря своей эрудиции и дип. способностям вскоре сделал блестящую карьеру: в 1629 он - вице-канцлер Феррары, в 1634 - инквизитор на Мальте, в 1639 - нунций в Кёльне, в 1651 - гос. секретарь, в 1652 - кардинал.

Избранный на Рим. престол вопреки противодействию Франции (будучи папским легатом, при заключении Вестфальского мира он отстаивал права Св. Престола в противовес франц. правительству), А. и в дальнейшем на протяжении своего понтификата имел конфликты с Францией. В 1656 А. издал конституцию Ad sanctam beati Petri sedem, в которой осуждался янсенизм. Во время его понтификата произошло знаменитое обращение в католичество Христины Шведской, дочери ярого противника Католической Церкви швед. короля Густава Адольфа. Папа с почетом принял Христину в Риме и постоянно оказывал ей поддержку.

Ценитель искусства и меценат, А. уделял большое внимание архитектурному убранству Рима. Он поддержал проекты реконструкции рим. площадей Пьяцца дель Пополо и Пьяцца делла Минерва, а также строительство и украшение многих церквей. А. содействовал развитию Ватиканской апостольской библиотеки, передав ей большое собрание книг.

А. похоронен в соборе Св. Петра, а над его могилой Дж.Л. Бернини воздвиг величественный надгробный памятник.

Соч.: Bullarium Romanum. Tn., 1869, vol. 16-17.

Лит-ра: Pallavicino S. Della vita di Alessandro VII. Prato, 1839-40. 2 vol.; Krautheimer R. The Rome of Alexander VII, 1655-1667. NY., 1985; Bernstock J.E. Bernini’s Tomb of Alexander VII // Saggi e memorie di storia dell’arte 16 (1988), 167-190, 363-373; EP 3, 336-348.

о. М. Седано

Александр VIII

Александр VIII (Alexander), Пьетро Оттобóни (Pietro Ottoboni) - Папа Римский (6.10.1689-1.02.1691), сын канцлера Венецианской республики Марко Оттобони; род. 22.04.1610, Венеция, ум. в Риме.

После окончания юридического ф-та Падуанского ун-та работал в Римской курии. В 1643 Папа Урбан VIII назначил его аудитором высшего церк. суда Рота Романа, а в 1652 Папа Иннокентий X возвел его в достоинство кардинала. С 1654 по 1656 Пьетро Оттобони - еп. Брешии; затем Папа Иннокентий XII назначил его секретарем Священной Канцелярии.

Избранный на Рим. престол уже в преклонном возрасте, А., сохранивший в свои 80 лет необычайную трудоспособность, проявил себя активным гос. деятелем и политиком. Он способствовал развитию экономики Церковного государства, в краткие сроки сбалансировал гос. бюджет. В области внеш. политики ему удалось урегулировать отношения с франц. королем Людовиком XIV, сделавшиеся очень напряженными во время предыдущего понтификата. А. оказал финансовую поддержку Венеции в ее борьбе против турецкого вторжения в Европу. Но, назначая на ответственные должности Церковного гос-ва верных себе людей из числа родственников, А. стал мишенью для критики.

Склонный идти на компромиссы в политике, А. оставался тверд и неуступчив в вопросах догматики. 4.08.1690 апост. конституцией Inter multiplices (DH 2281-85) он осудил галликанские тезисы (галликанство), а 7.12.1690 выступил с осуждением янсенизма (DH 2301-32).

А. уделял внимание развитию культуры, лично курировал Ватиканскую Апостольскую библиотеку, в дар которой передал выкупленную им значительную часть собрания книг, принадлежавшего шведской королеве Христине. Во время его понтификата в Риме была создана лит. Академия Аркадии.

Соч.: Decisiones Sacrae Rotae Romanae coram R.P.D. Petro Otthobono. R., 1657; Bullarium Romanum. R., 1870, vol. 20.

Лит-ра: Dubruel M. Le pape Alexandre VIII et les affaires de France // Revue d’histoire ecclОsiastique 15 (1914), 495-514; DHGE 2, 244-251; Repgen K. // LThK 1, 318-319; Petrucci A. // Dizionario biografico degli Italiani, vol. 2, p. 215-219; EP 3, 389-393.

о. М. Седано

Александр Александрийский

Александр Александрийский (Άλέξανδρος, Alexander), св. - архиепископ, богослов; ум. 18.04.328.

Был избран на Александрийскую кафедру ок. 312. Став свидетелем возникновения арианского спора (арианство), вначале пытался убедить Ария, что его идеи противоречат Преданию; убедившись в тщетности своих усилий, А. собрал в 318 местный собор, в котором приняло участие ок. 100 егип. епископов, осудивших арианское учение и отлучивших от Церкви Ария и его последователей. Ввиду продолжавшегося распространения арианства был созван I Никейский собор (325), на котором Арий вновь был осужден.

Согласно Епифанию Кипрскому (Panarion omnium haeresium 69, 4) существовало собрание из 70 писем А., которые не сохранились, кроме двух окружных посланий, касающихся арианского спора. Феодорит Кирский привел текст одного послания А., адресованного «Александру, епископу Константинопольскому», которое было разослано епископам за пределы Европы, чтобы предостеречь их от Ария и его учеников (Historia ecclesiastica 1, 3). Сократ Схоластик (Historia ecclesiastica 1, 6) цитирует другое окружное послание, восходящее, по-видимому, к 312 и повествующее о возникновении арианской ереси.

Память А. в Католической Церкви - 26 февраля, в Коптской Церкви - 22 апреля.

Соч.: PG 18, 571-582.

Источн.: Clavis Patrum Graecorum 2, 2000-17; AS Febr. 3, 634-639.

Лит-ра: Lueschke G. Zur Chronologie der beiden grossen antiarianischen Schreiben des Alexander von Alexandrien // Zeitschrift fЯr Kirchengeschichte 31 (1910), 584-586; Quasten 1, 37-46; Bellini E. Alessandro e Ario. Mi., 1974; Simonetti M. La crisi ariana nel IV secolo. R., 1975; Gregg R.C., Groh D.E. Early Arianism. L., 1981.

о. С. Каприо

Александр Гэльский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница