Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Полный православный богословский энциклопедический словарь (1913)
Августин

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Августин

Августин – Аврелий, блаж. еп. Иппонский, знаменитый учитель церкви IV в. (353 - 430), оказавший огромное влияние на развитие богословской мысли на Западе.

Августин

Воспитанный под двухсторонним влиянием отца-язычника и матери-христианки, А., после бурно проведенной молодости, искал успокоения и удовлетворения своим философским и религиозным запросам сначала в секте манихеев, а затем в школе неоплатоников. Познакомившись в Медиолане со св. Амвросием, под влиянием последнего А. принял христианство (в 387 г.), раздал затем бедным все имущество и предался аскетическим подвигам. В 391 г. он выступил в Иппоне на поприще пастырской и учительской деятельности, сначала в сане пресвитера, а с 395 г. – в сане епископа, заявив себя ревностным борцом с ересями, расколами и язычеством. Последнему он нанес решительный удар знаменитой апологией "О граде Божием", над которой трудился 14 лет. Основными пунктами философско-догматического богословствования А. являются учения о Св. Троице, о грехе и благодати. Догматическими и преимущественно полемическими трактатами по этим вопросам он положил начало новому направлению богословской мысли, впервые выдвинув в богословской науке так называемые антропологические вопросы, т. е. об отношении человека к Богу. Из догматических и полемических трудов А. выделяются "Энхиридион" и трактаты против манихеев, донатистов, пелагиан и полупелагиан. Глубокое понимание Св. Писания он обнаружил в "Комментарии" на значительную часть библии, ораторские дарования – в проповедях, а возвышенное нравственное учение – в ряде этических трактатов. Автобиографические сочинения А. – "Исповедь", "Исправления" и "Письма" – являются главным источником сведений о знаменитом учителе церкви. В русской литературе имеются исследования: арх. Сергия "Учение бл. Августина в связи с обстоятельствами его жизни", Красина "Творение бл. Августина "De civitate Dei", как апология христианства в борьбе с язычеством", Родникова "Учение бл. Августина об отношении между церковью и государством" (докт. дисс.), Писарева "Учение бл. Августина о человеке в его отношении к Богу" и др. Главнейшие творения А. изданы в русском переводе при Киевской дух. академии. Память его 15 июня.

-----------------------------------

– св. муч., пострадавший в Никомидии. Память 7 мая.

-----------------------------------

– св. муч. Антиохийский. Память 16 ноября.

-----------------------------------

(или Аустин) – просветитель англосаксов и первый архиепископ Кентерберийский, причисленный католическою церковью к лику святых.

-----------------------------------

– архиепископ Московский, в мире А. В. Виноградский (1766 - 1819), управлявший Московской митрополией в тяжелую для нее годину нашествия французов. Пройдя последовательно должности префекта, профессора философии и ректора Московской семинарии, затем настоятеля монастырей Можайского, Лужецкого и Московских Богоявленского и Заиконоспасского и, наконец, ректора Московской академии, А. в 1804 г. был хиротонисан во епископа Дмитровского. Московский митрополит Платон, любивший и ценивший умного и талантливого викария, возложил на него бремя всего епархиального управления. Обладая даром красноречия, А. особенно блеснул им в слове по случаю Тильзитского мира и в напутственной речи Государю и войскам в 1812 г., чем обратил на себя царское внимание. За деятельность и заслуги в 1812 г. он был назначен после митр. Платона управляющим Московской митрополией, но только в сане архиепископа. Ученые труды А. – курсы богословия, толкования на апостольскиепослания, латинские трактаты и др. – сохранились преимущественно в рукописях.

В начало словаря