Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Православный энциклопедический словарь (2009)
Статьи на букву "П"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П"

Павел апостол

Павел апостол - имя, данное ему родителями, - Савл. Только после обращения к Христу его стали звать Павлом. Савл родился в Тарсе, был высокообразованным человеком и имел римское гражданство. Он также принадлежал к секте фарисеев и ревностно защищал древние законы. Именно поэтому Савл сделался ярым преследователем Христин. Однажды он взял от иудейских священников полномочия отправиться в Дамаск, чтобы отыскать и привести в Иерусалим всех последователей Христа. Но на пути его озарил столь яркий свет с неба, что гонитель христиан ослеп (Деяния апостолов, 22, 11). В то же время Иисус открылся ему, спросив, зачем он гонит Его (Деяния апостолов, 26, 15). Получив повеление от Господа стать апостолом язычников, Савл отправился в Дамаск, где к нему чудесным образом возвратилось зрение. После этого будущий апостол крестился и стал проповедовать истинную веру под именем Павла. Совершенные им чудеса, основанные им церкви, произнесенные им проповеди, написанные им послания и мученическая смерть полностью оправдывают его звание первоверховного апостола. Написанные им книги (Послания) принадлежат к каноническим, так как Христианская церковь всегда признавала их источниками истинного христианского учения. Это Послание к Римланам, Первое и Второе послания к Коринфянам, Послание к Галатам, Послание к Ефесянам, Послание к Филиппийцам, Послание к Колоссянам, два Послания к Тимофею, Послание к Титу, Послание к Филимону и Послание к Евреям.

Палица

Палица - одна из принадлежностей богослужебного облачения архиереев, архимандритов и священников. Последним она дается в качестве награды. Палица представляет собой матерчатый ромб, который подвешивают на ленте за один их углов и помещают у правого бедра. Символически палица изображает духовное оружие: Слово Божье.

Панагия

Панагия (в переводе с греческого означает «всесвятая») -    1) служебная просфора, из которой во время литургии изъяли частицу в память Божьей Матери;

2) энколпион с изображением Божьей Матери, который архиерей носит на груди вместе с наперсным крестом.

Панихида

Панихида - основное богослужение, за которым поминают умерших. Панихиды служат как по просьбе верующих, так и в дни особого поминовения усопших, в так называемые родительские субботы и на Радоницу. При совершении службы в память усопшего на канун принято приносить кутью.

Паперть

Паперть - крыльцо храма, образующее внешнюю часть притвора.

Параклис

Параклис - канон Божьей Матери, который читают или поют верующие в душевной скорби.

Параман

Параман - одна из частей облачения монахов малой схимы. Представляет собой небольшой квадратный плат с изображением креста. Его носят под одеждой, на теле, а закрепляют его четырьмя шнурами, пришитыми к его углам. В чине пострига параман называют «образ знамения Креста Господня».

Параэклесиарх

Параэклесиарх (по-славянски «кадиловозжигатель») -    служитель церкви, в обязанность которого входит приготовление вина, воды, просфор и пр. По благословению настоятеля параэклесиарх может звонить в колокола, зажигать свечи и кадило, а на церковной службе - выносить свечу во время входа.

Паримия

Паримия - положенное по Уставу чтение из книг Ветхого Завета. Паримии читают в дни великих праздников, Великим постом, в последовании Царских часов, на утрени Великой субботы, а также в дни великого освящения вод. Делает это чтец либо дьякон. Число паримий на разных службах может быть самым различным, но обычно их от одной до восьми. Однако в Великую субботу по Уставу положено читать 15 паримий. Что касается содержания, эти чтения являются выдержками из книг ветхозаветных пророков, которые задолго до рождения Христа предсказали то или иное празднуемое событие.

Пасха ветхозаветная

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пасха новозаветная

Светлое Воскресение Христово. Главный праздник всего христианского мира. В этот день Церковь вспоминает Воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа, которое, как Он и предсказал, произошло на третий день после Его распятия. Сам праздник входит в число преходящих: Пасху отмечают в первое воскресение после первого весеннего полнолуния, поэтому каждый год дата этого праздника приходится на другое число (см. Пасхалия). Особенностью пасхальной службы является то, что в этот день все, положенные по Уставу молитвословия не читают, а поют. Кроме того, богослужение совершают несколько священников, а Евангелие читают на всех известных клиру языках. В этот день по окончании субботней полунощницы бывает крестный ход, который обходит храм и останавливается у закрытого к тому времени притвора. В это время закрытые двери храма символически изображают гробницу Спасителя. Затем священник подает возглас «Христос воскресе» и начинается праздничная утреня. Пасхальные богослужения идут всю неделю (Светлая седмица) вплоть до Недели Фоминой.

Пасхалия

Пасхалия - определение времени празднования Пасхи. Это событие, имеющее громадное значение для всего христианского мира, согласно правилу Первого Вселенского собора, происходившего в Никее в 325 году, отмечают в первое воскресение после весеннего равноденствия и первого весеннего полнолуния, но только в том случае, если это время выпадает на дни, следующие за еврейской пасхой. Если же описанный день наступает раньше еврейской пасхи, то празднование христианской Пасхи переносится на первое воскресенье, следующее за пасхой еврейской. Таким образом, христианскую Пасху празднуют от 4 апреля (22 марта) до 8 мая (25 апреля).

Патриарх

Патриарх - в отдельных церквах титул патриарха носит глава поместной Церкви. Он избирается поместным собором. Сам титул был установлен в 451 году IV Вселенским собором в городе Халкидоне. На Руси патриарха стали избирать с 1589 года. Однако к 1721 году патриаршество было заменено коллегиальным органом - Священным синодом. Позднее - в 1918 году - Русской православной церковью вновь стал управлять патриарх. В наши дни существует несколько православных патриархатов: в Турции - константинопольский, в Египте - александрийский, в Сирии - антиохийский, в Израиле - иерусалимский, в России - московский, в Грузии - грузинский и др.

Первосвященник

Первосвященник - начальник священников и глава Иудейской церкви. Таковыми были Аарон и его преемники. Они были прообразом Господа нашего Иисуса Христа, «Первосвященника великого, прошедшего небеса» (Послание к Евреям, 4, 14).

Перебор

Перебор - неторопливый звон во все колокола поочередно, начиная с самого маленького и заканчивая самым большим. После удара в большой колокол следует удар во все колокола одновременно. Перебором звонят перед отпеванием покойника или в момент выноса гроба из дверей храма.

Перезвон

Перезвон - неторопливый звон во все колокола поочередно, по одному или по несколько ударов в каждый колокол, начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким. Печальный и очень медленный перезвон (с одним ударом в каждый колокол) совершают на вечерне в Великую пятницу, во время выноса плащаницы, а также на утрене в Великую субботу, когда из храма выходит крестный ход с плащаницей. Кроме того, перезвон бывает на утрене в день Воздвижения Креста Господня и на службах Крестопоклонной недели.

Частый перезвон с многократными ударами в каждый колокол совершают перед хиротонией, малым освящением вод и во многих других торжественных случаях.

Петр апостол

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пилат

Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, живший в Кесарии и по особым дням являвшийся в Иерусалим для судебных разбирательств и сбора податей. Иудеи относились к нему с крайней неприязнью, так как он мог продать правосудие за деньги и произнести приговор вопреки справедливости. Особое значение личность Пилата имеет для христиан, так как по его суду Иисус Христос был предан крестной смерти. Явная невиновность Спасителя долго удерживала Пилата от окончательного решения. Он старательно уклонялся от суда над Мессией и смертного приговора, несмотря на настойчивые требования первосвященников и спровоцированного народа (Евангелие от Луки, 23, 4-5). К заступничеству за Сына Божьего призывала Пилата и его жена: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Евангелие от Матфея, 27, 19). Но первосвященники, фарисеи и книжники требовали смертной казни, вопя вместе с народом: «Кровь Его на нас и на детях наших». После этого Пилат велел бичевать Иисуса, а затем, умыв перед народом руки, сказал: «Невиновен я в крови Праведника Сего», и предал Иисуса на распятие (Евангелие от Матфея, 27, 24-25). После крестной смерти Иисуса иудеи просили Пилата сменить надпись, которую они же сами и поместили на Его крест, чтобы представить Христа важным государственным преступником. Однако в этом случае Пилат отказался идти у них на поводу и надпись не сменил (Евангелие от Иоанна, 19, 19-22). Зато он позволил Иосифу снять тело Иисуса с креста и положить его в гроб. Однако по просьбе первосвященников Пилат все-таки поставил к гробу Спасителя стражу (Евангелие от Матфея, 27, 57-66).

Писание Священное

Статья большая, находится на отдельной странице.

Плащаница

Плащаница - плат, на котором изображен Иисус Христос после снятия Его с креста, либо плат с изображением усопшей Божьей Матери. Первый используют во время богослужений Великой субботы и Великий пятницы, а второй - при богослужении в день Успения Пресвятой Богородицы.

Плевелы

Плевелы - сорные травы, похожие на пшеницу, но непригодные в пищу. В притче Господа о плевелах слуги просили своего господина разрешить им выполоть их. Но господин ответил: «Нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы» (Евангелие от Матфея, 13, 29-30).

Плотник

Плотник - ремесленник, изготавливающий из дерева различные предметы обихода: мебель и пр. По преданию, святой Иосиф, с которым была обручена Дева Мария, занимался плотницким ремеслом. Господь наш Иисус Христос во всем подражал Иосифу и так же, как и он, зарабатывал Свой земной хлеб в поте лица.

Повечерие

Повечерие - вечернее богослужение, которое больше характерно для монастырей. Название произошло от монастырской практики служить повечерие после вечерней трапезы. Оно может быть малым и великим. В монастырях малое повечерие служат каждый день. Великое повечерие положено по Уставу в праздники Рождества и Крещения Господня, а также в дни Великого поста. В приходских храмах повечерие служат очень редко: только в дни Великого поста, когда положено читать Великий канон Андрея Критского.

Подризник

Подризник - часть богослужебного облачения священника или архиерея. Представляет собой видоизмененный стихарь с узкими рукавами желтого или белого цвета. Это одеяние обычно шьют из шелка. Подризник архиерея имеет источники, или гамматы,

ленты, которыми рукав стягивают у запястья. Они символически изображают кровь, текшую из ладоней распятого Христа. Священник или архиерей при совершении литургии надевает подризник вместо рясы.

Подрясник

Подрясник - самая нижняя часть облачения духовных лиц. Представляет собой длинную одежду с узкими рукавами, приталенную, обычно черного цвета.

Покров

Покров - тканевые платы, которыми накрывают потир и дискос во время литургии. Платы меньшего размера называют покровцами, а большего - воздухом. Обычай использовать покрова возник на Ближнем Востоке. Там они предохраняли Святые дары от попадания в них летающих насекомых.

Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы - великий Богородичный праздник, отмечаемый Церковью 14(1) октября. Он был установлен в память о чудесном избавлении Константинополя от нашествия сарацинов в 910 году. В этот день народ собрался во Влахернском храме, где хранились погребальные пелены и омофор Пресвятой Богородицы, чтобы просить Приснодеву о заступничестве. В это время блаженному Андрею Христа ради юродивому и его ученику Епифанию было видение: Божья Матерь в окружении ангелов и святых стояла на воздухе, простирая свой покров над молящимися людьми. Видение вскоре исчезло, но благодать, которую явила Приснодева, осталась: полчища сарацинов отошли от города, так и не начав сражения.

Покровец

Покровец - малый крестообразный покров, которым покрывают потир или дискос.

Полиелей

Полиелей - часть великой утрени. Начинается пением «Хвалите Имя Господне.», которое следует сразу после чтения кафизм. На полиелее происходит помазание мирян елеем, которое часто затягивается и продолжается до тех пор, пока не прочтут и не споют праздничный канон. Полиелей служат по воскресным и праздничным дням на утрени.

Полунощница

Полунощница - одно из самых поздних по времени богослужений, которое принято совершать в полночь. Посвящается Страшному Суду и будущему пришествию Господа. Полунощница бывает вседневной, воскресной и субботней. В наши дни в приходских храмах ее служат только один раз в году: в полночь перед Пасхой.

Поминание

Поминание (помянник) -    небольшая записная книжка, в которую верующие записывают имена близких людей, о которых им следует молиться. Обычно она разделена на две части: в первой записывают имена живых, о здравии которых следует молиться, а во второй - имена усопших, за которых молятся об упокоении.

Пономарь

Пономарь - алтарник, параэклесиарх.

Попразднество

Попразднество - несколько дней после праздника до его отдания. В течение этого периода времени поют и читают молитвословия праздника. Попразднество есть у всех двунадесятых праздников, кроме Входа Господня в Иерусалим, а также у некоторых других великих праздников. Самое долгое попразднество у Пасхи, оно длится до самого Вознесения (38 дней). У других праздников оно менее длительное - от одного дня до недели. В последний день попразднества бывает отдание праздника.

Поручи

Поручи - одна из деталей богослужебного облачения. Они представляют собой широкие ленты со шнурками, надевающиеся на запястья поверх рукавов подризника или подрясника. Надевая поручи, священнослужитель произносит особую молитву.

Посвящение

Посвящение - рукоположение в чтеца, иподьякона, дьякона или другой священнический сан. Посвящение в чтеца и иподьякона имеет особый чин и называется хиротесией. В дьякона, священника и другие священнические чины посвящают во время литургии, это чинопоследование называют хиротонией.

Послушник

Послушник - будущий монах, который только готовится к принятию схимы и находится в монастыре на испытательном послушании.

Посох

Посох - символ церковной власти архимандрита, архиерея или игумена. Во время богослужений используют богато украшенные посохи, а в иное время - более скромные. Богослужебный посох имеет навершие в виде креста. Различают два вида навершия: более древнее, похожее на перевернутый якорь, и форму, сложившуюся к XVI-XVII веку, которая представляет собой двух извивающихся кверху змей. Русские посохи имеют сулок - двойной плат, прикрепленный к навершию для защиты рук от мороза.

Пост

Пост - дни усиленной молитвы и воздержания. В пост не едят скоромного, то есть продуктов животного происхождения. В церковной практике существуют многодневные и однодневные посты. Однодневный пост соблюдают по средам и пятницам в течение всего года, а также в дни праздников Воздвижения Креста Господня, Усекновения главы Иоанна Предтечи, в рождественский и крещенский сочельники. Исключение составляют несколько недель, которые называют сплошными седмицами. Многодневных постов всего четыре: Великий пост, Апостольский (или Петров) пост, Успенский и Рождественский посты. Петров пост начинается через неделю после Троицы и заканчивается праздником в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, который Церковь отмечает 12 июля. Успенский пост начинается 14(1) августа и заканчивается в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, то есть 28(15) августа. Заговенье на Рождественский пост начинается 28(15) ноября. Пост продолжается до 6 января (24 декабря) и заканчивается рождественским сочельником. Время Великого поста зависит от наступления Пасхи, то есть Великий пост, как и Пасха, является преходящим церковным событием. Однако его продолжительность остается неизменной, поскольку он является каноническим постом, предусмотренным еще апостольскими правилами. Остальные посты являются уставными, то есть они были введены в церковную практику благодаря монастырским уставам и только через много лет стали распространяться и на мирян. Постом не совершают венчание. Кроме того, не венчают и накануне однодневных постов.

Пост великий

Пост великий - главный многодневный пост года. Заговенье на Великий пост начинается за семь недель до Пасхи. Сам пост продолжается вплоть до Великой субботы на Страстной седмице. Великий пост предваряют подготовительные три недели, которые призваны напомнить верующим о приближении этого события. Это неделя о мытаре и фарисее, неделя о блудном сыне и Неделя мясопустная, или Неделя о Страшном суде. Недели считают начиная с воскресенья. Воскресенье Мясопустной недели называется Неделей сыропустной (Адамово изгнание), после чего со следующего за ней понедельника начинается Великий пост, в течение которого звучат покаянные молитвы и песнопения. Главной из молитв считается молитва Ефрема Сирина, написанная святым в IV веке: «Господи и Владыко живота моего.». В течение всего поста по средам и пятницам совершают литургию Преждеосвященных даров. Этот чин служат и на Страстной Седмице в Великий понедельник и Великий вторник. По субботам и в воскресенье на шестой неделе положена литургия Иоанна Златоуста, а в остальные воскресенья, в Великий четверг и Великую субботу служат литургию Василия Великого. В остальные дни литургию совершать не положено.

В первые дни Великого поста читают Великий канон Андрея Критского, составленный в VIII веке. Каждое воскресенье Церковь вспоминает разные события: например, первое воскресенье - это Торжество православия. В этот день вспоминают события, связанные с восстановлением почитания святых икон, которые произошли в Византии в 842 году. Второе воскресенье поста посвящено памяти архиепископа города Солунь (Салоники), святому Григорию Паламе, византийскому богослову. Третье воскресенье - Неделя Крестопоклонная, на которой отдают честь Кресту Господню ежедневным поклонением от воскресенья до текущей пятницы. Четвертое воскресенье - день памяти Иоанна Лествичника, игумена монастыря, располагавшегося на Синайской горе и автора знаменитой Лествицы, датированной VI-VII веками. С четверга пятой недели Великого поста снова начинают читать канон Андрея Критского и канон Марии Египетской. Посвященная ее памяти служба так и называется - «Стояние Марии Египетской». В субботу на пятой неделе поста Церковь вспоминает избавление Константинополя от аварского и персидского нашествий, произошедших в 626 году. В этот день читают Великий акафист Божьей Матери, который в церковной практике часто называют «Суббота Акафиста» и «Похвала Пресвятой Богородицы». Суббота на шестой неделе Великого поста называется Лазаревой субботой. В этот день вспоминают чудесное воскрешение Господом его друга Лазаря, который к этому моменту пролежал в гробу уже три дня. Шестая неделя поста - это Вербное воскресение, или Вход Господень в Иерусалим. Следующая за этим событием неделя называется Страстной Седмицей. Богослужебные тексты, используемые во время Великого поста, можно найти в постной Триоди.

Постриг

Постриг - действо, совершаемое на определенных службах. Например, во время Таинства Крещения у новокрещенного стригут волосы в знак будущего служения Христу. Пострижение волос совершают во время хиротесии, а также в чине посвящения в монашеский или священнический сан. Чинопоследование пострига можно найти в Большом требнике.

Потир

Потир - освященный сосуд, чаша, в которой во время таинства евхаристии вино и вода преосуществляются в кровь Христову. Он символизирует чашу, из которой Господь предлагал испить всем, говоря о ее содержимом, что это «Кровь Моя Нового Завета» (Евангелие от Луки, 26, 28; Евангелие от Марка, 14, 24). Из потира на литургии причащают священнослужителей и мирян.

Потоп

Статья большая, находится на отдельной странице.

Похоть

Похоть - всякое беззаконное желание или страсть, а также развращение сердца, влекущее к греху. «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех» (Соборное послание Иакова, 1, 14-15).

Поцелуй

Поцелуй - лобзание во Христе, род приветствия, означающий любовь и уважение.

Пояс

Пояс - деталь богослужебного облачения священнослужителей и монахов. Предназначен для стягивания рясы, подризника или епитрахили. Надевая пояс, архиерей или священник произносит особую молитву. При надевании пояса вновь постриженным монахом читают молитву с просьбой препоясать его силой истины.

Праведный

Праведный - канонизированный святой, который, не будучи священником и живя среди себе подобных, вел праведную, святую жизнь.

Правило ко святому причащению

Правило ко святому причащению - особые молитвы, которые необходимо прочесть верующим во время подготовки к таинству причастия. Эти молитвы можно найти в молитвослове и следованной Псалтири.

Правило молитвенное

Правило молитвенное - вечерние и утренние молитвы, которые верующий читает ежедневно. Эти молитвы можно найти в любом молитвослове и часослове.

Правосудие

Правосудие - одно из совершенств Божьих, означающее истинную правоту самой Его природы, Его закона, Его действий, Его правления миром и Его отношения ко всему миру и населяющим его тварям.

Праздник храмовый

Праздник храмовый (престольный) -    праздник, приуроченный ко дню памяти святого, в честь которого освящен храм.

Праздники и празднования в честь памяти святых - ежедневно в течение всего года Церковь поминает того или иного святого. Причем большинство дней в году посвящено воспоминанию не одного, а множества святых. По степени торжественности эти даты разделены Уставом на несколько типов. В Типиконе тип службы обозначается специальными знаками. Например, знак великих праздников с Всенощным бдением отличается от знака праздников с полиелеем, а знак праздника со славословием - от знака, когда святому поется только тропарь.

Праздники двунадесятые

Праздники двунадесятые - двенадцать важнейших после Пасхи праздников. Непреходящими двунадесятыми праздниками, то есть привязанными к определенной календарной дате, являются следующие: Рождество Христово, отмечаемое 7 января (25 декабря); Богоявление или Крещение Господне - 19(6) января; Сретение Господне - 15(2) февраля; Преображение Господне - 19(6) августа; Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля (25 марта); Успение Пресвятой Богородицы - 28(15) августа; Воздвижение Креста Господня - 27(14) сентября; Рождество Пресвятой Богородицы - 21(8) сентября; Введение Пресвятой Богородицы во храм - 4 декабря (21 ноября); Вербное воскресенье, или Вход Господень в Иерусалим, - шестое воскресение Великого поста, перед Страстной Седмицей; Вознесение Господне - в сороковой день по Пасхе; День Святой Троицы, или Пятидесятница, - в пятидесятый день по Пасхе.

Предание

Предание (Священное Предание) -    в Православной церкви Божественное откровение сохраняется двумя способами: в Священном Писании и Священном Предании. Последний способ заключается в том, что верующие из поколения в поколение передают потомкам учение веры, таинства, Закон Божий и священные обряды. Таким образом, Церковь является хранилищем Священного Предания и собранием всех верующих: «.который есть Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины (Первое послание к Тимофею, 3, 15). От Адама до Моисея священных книг не было. И даже Сам Господь наш Иисус Христос Свое Божественное учение передал ученикам примером и словом, но не книгой. Тем же способом первые апостолы распространяли веру и утверждали Церковь. Таким образом, предание необходимо людям, так как книгами имеют возможность пользоваться не все, а преданием - каждый.

Предначинательный псалом

Предначинательный псалом - псалом 103, который читают или поют в самом начале вечерни. Этот псалом посвящен прославлению величия Бога и красоте созданного Им мира.

Предпразднество

Предпразднество - день или дни перед праздником, в которые на богослужениях звучат песнопения и молитвословия, посвященные грядущей дате. Предпразднества имеют все двунадесятые праздники, за исключением Входа Господня в Иерусалим, Пятидесятницы и Вознесения. Предпразднество может продолжаться от одного до пяти дней.

Преображение Господне

Преображение Господне - один из двунадесятых Господских праздников, который отмечают 19(6) августа. В этот день Церковь вспоминает о явлении Иисуса Христа, облеченного Божественной Славой трем Свом избранным ученикам: Иакову, Петру и Иоанну. Спаситель возвел их на высокую гору и преобразился: Его лицо просияло «как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Евангелие от Матфея, 17, 2). «И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Евангелие от Луки, 9, 30-31). «При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Евангелие от Матфея, 17, 4-5). В Средние века появилась традиция отождествлять не названную в текстах Евангелий гору с горой Фавор. В наше время ученые выяснили, что на горе Фавор во времена Иисуса Христа была расположена хорошо укрепленная крепость. События же Преображения скорее всего происходили на горе Ермон, расположенной в Кесарии Филипповой. По существующей традиции в этот день Церковь освящает яблоки.

Преподобномученик

Преподобномученик - иерей, монах или иеромонах, принявший мученическую смерть за веру Христову.

Преподобный

Преподобный - человек, достигший вершин монашества, жизнь и вера которого стали образцом для подражания.

Престол

Престол - стол особой конфигурации, стоящий посредине алтаря и освященный архиереем. На нем совершают божественную литургию, так как он есть место невидимого присутствия Спасителя. Приступать к престолу имеют право только священнослужители. Престолы изготавливают как из дерева, так и из камня. Обычно их высота составляет около 1 м. Готовый престол облачают в две одежды: белую нижнюю, обвитую веревкой (срачица), и цветную верхнюю (индития). Сверху полагают антиминс, на него кладут напрестольное Евангелие, крест, ставят лампаду и дарохранительницу. В больших храмах и соборах над престолом устанавливают киворий.

Придел

Придел - часть храма с дополнительным алтарем и престолом. Он нужен для того, чтобы в воскресенье или большой праздник в одном храме можно было отслужить несколько литургий. Ведь согласно Уставу Православной церкви в один день, в одном храме, на одном престоле положено служить только одну литургию. А существование придела дает возможность отслужить ее еще один раз с другим священником, поскольку один священник тоже не имеет права служить более одной литургии в день.

Притвор

Притвор - вход в храм, который располагается на его западной стороне. Со стороны улицы в нем расположена паперть, а с другой - проход в центральную часть храма. По Уставу в притворе положено совершать чин оглашения, чин обручения, литию и некоторые другие богослужения.

Притчи

Притчи - духовные наставления, данные на примерах из окружающей природы и обыденной жизни. Первые образцы притчей мы встречаем еще в Ветхом Завете. Это притча Иофама о деревьях, возжелавших избрать себе царя (Книга Судей, 9, 7-20), притча пророка Нафана к царю Давиду о богаче, отнявшем у бедняка единственную овечку (Вторая книга Царств, 12, 1-9) и др. Притчи Иисуса Христа, изложенные во всех четырех Евангелиях, наиболее многочисленные и понятные. Видя засеянное поле, Спаситель говорил о сеянии, а поскольку его ученики были рыболовами, Он предлагал им притчу о рыбной ловле и т. д. Наиболее трогательными и назидательными являются притчи о благочестивом самарянине, о десяти девах, о богаче и Лазаре, о блудном сыне и т. д.

Приход

Приход - низшая ступень в церковной иерархии, включающая церковную общину, клир и само здание храма.

Причастен

Причастен - киноник, однострофное песнопение, которое поет хор в момент причащения священнослужителей. Причастны бывают дневные и праздничные, то есть в одних случаях поют причастный стих дня, в других - праздника. На практике причастны дня часто соединяют с праздничными причастными.

Причащение

Причащение (евхаристия) -    одно из таинств Православной церкви. В момент причащения человек в виде вина и хлеба принимает кровь и плоть Самого Иисуса Христа и становится «сопричастным» Спасителю. Таинство причащения совершает священник или архиерей во время Божественной литургии. В тех случаях, когда людей нужно причастить на дому (больных или умирающих), причастие совершают запасными дарами. Обычно же причастие приготавливают в потире, смешивая частицы просфор с разбавленным вином. К таинству причащения мирянам следует приступать натощак и только после исповеди. Исключение составляют только младенцы. Кроме того, детям до шести лет исповедоваться необязательно.

Прозорливец

Прозорливец - так называли некоторых пророков за то, что им Господь давал чудесные видения, в том числе и видения будущего.

Прокимен

Прокимен - изменяемое краткое молитвословие, за редким исключением представляющее собой строки из псалмов. Прокимены предвосхищают чтения из книг Нового Завета. Сначала прокимен читает чтец, затем его повторяет хор. После этого чтец читает положенные стихи, а хор многократно поет прокимен, отвечая ему. Затем чтец возглашает первую половину прокимена, а хор допевает его вторую часть. Прокимены бывают малые и великие. Последние состоят из большего количества строф и поются по особым дням.

Проклятие

Проклятие - слово, противоположное слову «благословение», под которым обычно подразумевают лишение благословения и осуждение человека на лишения и бедствия.

Проповедь

Проповедь - главное орудие распространения и познания веры. Во времена апостолов она считалась делом священным, а дар проповедника отождествлялся с пророческим даром. В наши дни читать проповеди входит в служебные обязанности каждого священника.

Пророк

Пророк - человек, по особому внушению Святого Духа умеющий предсказывать будущее и говорить людям слова назидания, утешения и увещевания.

Проскомидия

Проскомидия - начальная часть литургии. В это время священнослужители приготавливают хлеб и вино для совершения великого таинства евхаристии. Проскомидия начинается уже во время чтения третьего и шестого часа. Вино должно быть виноградным, обязательно красным (кагор) и разбавленным водой. Хлеб (просфоры) - дрожжевым и обязательно пшеничным. Обычно на проскомидии используют пять так называемых служебных просфор: из одной извлекается агнец, из другой - частица в память Божьей Матери, из третьей - частицы в память Иоанна Крестителя, апостолов, пророков, мучеников, святителей, бессребреников, преподобных, равноапостольных и пр. Последнюю частицу вынимают в память составителя литургии - Василия Великого или Иоанна Златоуста. Из четвертой просфоры извлекают частицы во здравие живых, а из пятой - в память усопших. Помимо частиц из служебных просфор, на евхаристии вынимают частицы из обычных просфор (тоже за здравие живых и упокой усопших). Простые просфоры подают верующие вместе со списками имен людей, о которых они будут молиться. После литургии обычные просфоры раздают верующим.

Просфора

Просфора - литургический хлеб, употребляемый в таинстве евхаристии и при поминовении на проскомидии усопших и живых. Приготавливают из дрожжевого теста, для замеса которого берут пшеничную муку, соль и воду. На верхней части просфор с помощью специального штампа помещают изображение креста и надпись ИСХС и НИКА (то есть Иисус Христос и победа) либо изображение святого. Просфоры формуют из двух половинок в знак двух ипостасей Иисуса Христа - божественной и человеческой.

Протодьякон

Протодьякон - старший из дьяконов в белом духовенстве. Это звание присваивают дьякону в виде награды за службу.

Протоиерей

Протоиерей - старший священник в белом духовенстве. Данное звание присваивается священнику в виде награды за труды.

Псалмы избранные

Псалмы избранные - особые псалмы, строфы из которых читает чтец на праздничной утрене.

Псалмы изобразительные

Псалмы изобразительные - псалмы 102 и 145, которые по Уставу положено петь на литургии и изобразительных в воскресные и праздничные дни. В больших храмах и соборах эти псалмы исполняют два хора антифонами.

Псалтирь

Псалтирь - книга Ветхого Завета. Ее относят к поучительным, это связано с тем, что большая часть содержащихся в ней псалмов содержит благодарение и хвалу Богу. В древности псалмы пели под аккомпанемент древних инструментов, внешний вид которых напоминал на арфу. Псалтирь содержит 150 псалмов и еще один, которого нет на еврейском языке. Помимо псалмов, написанных царем Давидом, в книге есть псалом, принадлежащий Моисею, двенадцать псалмов сынов Кореевых, один - Ефама и один - Енама, которые были современниками царя Давида. Все перечисленные псалмы были собраны в одну книгу первосвященником Ездрой.

Псалтирь следованная

Псалтирь следованная - богослужебная книга, в которой содержатся псалмы Давида. Они объединены в двадцать кафизм. Кроме того, в ней указаны молитвы и тропари, которые положено читать после каждой кафизмы. Следованная псалтирь может объединять в себе три книги: Псалтирь, месяцеслов и часослов.

Пустынь

Пустынь - скит или монастырь, расположенный в пустынном, отдаленном месте.

Пятидесятница

1) второе название праздника Святой Троицы, относящегося к числу двунадесятых преходящих праздников. Пятидесятницу (Троицу) празднуют в пятидесятый день по Пасхе. Праздник посвящен сошествию на апостолов Святого Духа. Его события таковы: на пятидесятый день после воскресения Христова апостолы собрались в одном доме и «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния апостолов, 2, 2-4); 2) пятьдесят дней, проходящих от Пасхи до Троицы.

Первое воскресение по Пасхе называют Неделей Фоминой в честь явления Спасителя апостолу Фоме, который не хотел верить, что Учитель воскрес, пока не увидел Его собственными глазами (Евангелие от Иоанна, 20, 24-29).

В следующий за Неделей Фоминой вторник Православная церковь отмечает Радоницу: дань поминовения всех усопших, который еще называют Пасхой для умерших.

Третье воскресение по Пасхе посвящено памяти жен-мироносиц, пришедших ко гробу Спасителя и не обнаруживших Его тела (Евангелие от Матфея, 28, 1-6).

Четвертая неделя Пятидесятницы посвящена воспоминанию исцеления Спасителем расслабленного, который более тридцати лет ждал чуда у Овчей купели (Евангелие от Иоанна, 5, 1-15).

Пятое воскресение - память о встрече Иисуса Христа и самаряныни, пришедшей к колодцу за водой, которой Спаситель обещал воду жизни (Евангелие от Иоанна, 4, 5-42).

В шестое воскресение церковь вспоминает исцеление Иисусом слепого (Евангелие от Иоанна, 9, 1-38).

В сороковой день Пятидесятницы, который выпадает на четверг шестой недели, Церковь празднует Вознесение Господне (Евангелие от Луки, 24, 50-52).

Суббота седьмой недели - это Троицкая родительская суббота, когда Церковь вспоминают всех усопших.

Седьмое воскресенье Пятидесятницы - день памяти отцов I Вселенского собора.

В восьмую неделю по Пасхе Церковь празднует День Святой Троицы, который также является днем сошествия на апостолов Святого Духа. На следующий день, то есть в понедельник, Церковь отмечает День Святого Духа.

Первое воскресенье по Пятидесятнице - неделя Всех святых, а с понедельника второй недели начинается Петров (Апостольский) пост.

Во второе воскресенье по Пятидесятнице Русская православная церковь вспоминает Всех святых, в земле Российской просиявших. Все богослужения Пятидесятницы, вплоть до дня Всех святых, написаны в цветной Триоди.

Предыдущая страница Следующая страница