Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Православный энциклопедический словарь (2009)
Статьи на букву "О"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О"

Обедница

Обедница - просторечное название изобразительных.

Обедня

Обедня - просторечное название литургии.

Обет, обеты

Обет, обеты - в ветхозаветной церкви, помимо жертв, приносимых Богу по закону, жертв праздничных и жертв по усердию, существовали жертвы по обету (Левит, 22, 18; 22, 21). Обеты давались либо в качестве благодарности Богу за помощь, либо в молитве о своей нужде и помощи Господа. «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня на пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божьим; и из всего что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Бытие, 28, 20-22). Исполнение обетов было обязательным, каким бы тяжким оно ни оказывалось. Так, Иеффай, царь Израильский, перед тем как пойти на войну, обещал принести в жертву Господу первое, что встретится ему дома по возвращении. И вот, когда он вернулся с победой, навстречу ему вышла его единственная дочь с тимпанами и ликами. И, как ни было горько отцу, он был вынужден принести ее в жертву (Книга Судей, 11, 30-39). В связи с этим, прежде чем давать обет Богу, нужно хорошо подумать, исполним ли он для вас, так как его нарушение является грехом против третьей заповеди Закона Божьего.

Облачение

Облачение - священнические, монашеские и архиерейские одежды. По назначению его принято делить на три вида: богослужебное облачение, внеслужебное облачение и облачение монашеское.

1. Облачение духовенства, используемое вне церковных служб. К этому виду относят предметы одежды, позволяющие отличить духовное лицо от мирян. Вне церкви дьякону и священнику положено носить рясу и подрясник. При этом священника от дьякона можно отличить по наличию у первого наперсного креста. Архиерей вне службы носит рясу, подрясник, клобук, мантию, наперсный крест и панагию.

2. Богослужебные облачения имеют более серьезные отличия, чем одежда, носимая священнослужителями вне церковных служб. Некоторые одежды, надеваемые клириками во время богослужений, являются символами Божьей благодати, не имея их, священнослужитель не имеет права совершать богослужение. Например, чтец во время службы по благословению священника надевает стихарь, дьякон - подрясник, стихарь, поручи и орарь, а священник - подрясник (или подризник), рясу, епитрахиль, поручи, фелонь, наперсный крест и пояс. Архиерей во время церковной службы надевает подрясник (или подризник), рясу, пояс, епитрахиль, саккос (или фелонь), палицу, панагию, крест, омофор и митру. Отдельные богослужения - такие, как, например, панихида или крещение, - архиерей или священник имеют право совершать без саккоса или фелони. Кроме того, во время службы священник надевает предметы одежды, которые были даны ему в качестве награды: набедренник, камилавку, богато украшенный наперсный крест, митру, палицу и пр. Помимо этого, на разных службах цвет одеяний клириков меняется в зависимости от уставных указаний.

3. Облачение монахов является символическим отображением качеств, которыми должен обладать каждый инок. Исключением являются одежды рясофорного монаха, так как подготовительная степень монашества не предполагает подобного осмысления собственной жизни. Они мало отличаются от облачения дьякона: ему положено носить рясу и камилавку. Облачение монаха малой схимы - это параман, хитон, мантия, ряса и клобук, а схимонаха (монаха великой схимы) - ряса, аналав, хитон, куколь и мантия.

Облачение престола

Облачение престола - несколько покровов, в которые облачают престол: верхний называется индитией, а нижний - срачицей.

Образ

Господь сотворил людей по Своему образу и подобию. Об Иисусе Христе говорится, что Он является образом Божьим. Слово «образ» означает полное сходство, подобно сходству рисунка печати и отпечатка с нее. Первоначально люди были подобны Богу в своем знании, чистоте и блаженстве. К сожалению, высшие черты этого образа затмил первородный грех. Однако и до наших дней черты Божьего образа проявляются у некоторых людей в виде ума и прочих положительных черт личности, в том числе во владычестве над низшими тварями и духовном бессмертии. Точным образом Отца Небесного является Господь наш Иисус Христос, который обладает всеми Божьими совершенствами и Его славой.

Обрезание

Обрезание - обряд, заключающийся в обрезании крайней плоти у всех младенцев мужского пола. Этот обряд проводился на восьмой день после рождения ребенка и был завещан иудеям еще Авраамом. От них его переняли многие восточные народы, исповедующие ислам. Однако для большинства мусульман обрезание является не более чем традицией и нередко откладывается до достижения мальчиком 5-6-летнего возраста. Среди иудеев же обряд обрезания строго соблюдается, так как является религиозным. В первые времена Христианской церкви относительно обрезания было множество разногласий, поэтому апостол Павел подвел итог этому спору в своем Послании к Галатам: «Вот я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить закон» (Послание к Галатам, 5, 2-3), «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (Послание к Галатам, 6, 15). Что касается иносказательного смысла, то слово «необрезанный» часто употребляется для характеристики людей злобных и нечестивых, а выражение «обрезать себя для Господа» означает сделаться верным и послушным.

Обрезание Господне

Обрезание Господне - двунадесятый Господский праздник, отмечаемый 14(1) января. Этот праздник установлен в честь иудейского обряда, через который в этот день прошел младенец Иисус Христос.

Обручение

Обручение - одно из богослужений, в котором участвуют будущие супруги. При этом жених и невеста обещают друг другу перед Богом стать мужем и женой. В наши дни обручение входит в чин венчания, оно совершается священником у западной стены центральной части храма, либо в притворе. Во время обручения священник надевает на пальцы жениха и невесты кольца, освященные в алтаре.

Овид

Овид - сын Руфи и Воза, дед царя Давида, упоминаемый в Евангелии от Матфея (1, 5).

Овца

Овца - главным занятием ветхозаветных патриархов было разведение мелкого скота, в том числе и овец, которые составляли их главное богатство. В связи с этим у иудеев уход за этими животными считался занятием весьма почетным. Кротость, боязливость и беспомощность овец часто употребляется в Священном Писании в переносном смысле. Заблудшая овца является прообразом отступившего от веры: такой человек «оставил стадо» и никогда не вернется, если Великий Пастырь не найдет его и не водворит снова «на зеленые пастбища при тихих водах». Словом же «пастырь» в Священном Писании неоднократно называют Самого Бога Отца (Иегову). В Новом Завете словом «пастырь» названы Иисус Христос и все служащие Евангелию, а верующие - стадом словесным. На пастыре лежит обязанность заботиться об овцах, ежедневно считать их и отвечать пред Богом за каждую пропавшую овцу. Он должен быть достаточно сильным, чтобы защитить стадо от хищников. У пророка Исайи есть слова, характеризующие Мессию, как заботливого Пастыря по отношению к верующим в Него: «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных» (Книга пророка Исайи, 40, 11).

Оглашенные

Оглашенные - верующие, но некрещеные люди, прошедшие обряд оглашения и готовящиеся принять святое крещение. Поскольку они еще не являются членами Православной церкви, их присутствие не допускается при совершении церковных таинств. Однако им разрешено присутствовать только на литургии оглашенных. Затем перед началом литургии верных дьякон напоминает оглашенным, что им пора выходить из храма: «Оглашенные, изыдите...». В наши дни в церковной практике принято совершать чин оглашения вместе с чином крещения.

Октоих

Октоих (в переводе с греческого означает «восьмигласие») -    Богослужебная книга, в которой собраны тексты молитвословий всех восьми гласов на любой день недели. Он был составлен около VII века, а через столетие эту книгу дополнил и окончательно отредактировал Иоанн Дамаскин.

Омофор

Омофор - одна из принадлежностей архиерейского облачения, которую предстоятель носит на плечах. Омофор бывает малым и великим. Последний представляет собой длинную широкую ленту с изображениями крестов, которая, обвивая шею, одним концом спускается на спину, а другим - на грудь. Малый омофор также расшит крестами, но он спускается на грудь обоими концами и закрепляется спереди швом или пуговицами. Омофор символизирует благодать, данную архиерею, как священнослужителю. Надевают его поверх саккоса. Архиерей без омофора, так же как и священник без епитрахили, не имеет права священнодействовать. Согласно Уставу архиерей должен совершать литургию в малом омофоре, а все остальные службы - в великом.

Онан

Онан - один из сыновей патриарха Иакова, наказанный смертью от Бога за преступление в брачном союзе с Фамарью. Он не хотел иметь от нее детей, поэтому изливал свое семя на землю (Бытие, 38, 4-9).

Оникс

Оникс (сардоникс) -    драгоценный камень, занимающий второе место в четвертом ряду камней на судном наперснике иудейского первосвященника.

Опресноки

Опресноки - хлеб пресного теста. Иудеи отмечают праздник опресноков на второй день Пасхи и в течение всей пасхальной недели едят только пресный хлеб. Квасный (дрожжевой) хлеб запрещено употреблять под страхом изгнания из иудейской среды. Для евреев праздник опресноков имеет очень большое значение: он должен напомнить людям об исходе из Египта и их высшем предназначении как избранного народа. Новый Завет не так строг к употреблению хлеба, однако в иносказательном смысле апостол Павел говорит о празднике Пасхи следующее: «Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (Послание к Коринфянам, 5, 8).

Орарь

Орарь - часть богослужебного облачения иподьякона и дьякона. Представляет собой узкую длинную ленту. Дьякону положено носить его на левом плече, при этом один конец должен быть опущен на спину, а другой - на грудь. У протодьякона и архидьякона имеется по два ораря: один из них они носят таким же образом, как и дьякон, а второй соединяют концами у правого бедра. Символически орарь является изображением благодатного дара дьякона как церковнослужителя. Иподьякону положено носить орарь, повязанный крестообразно в знак того, что тот не имеет благодати священнослужителя.

Орлец

Орлец - небольшой круглый коврик с изображением парящего орла. Во время богослужения его постилают архиерею под ноги. Парящий орел - это символ епископа, наблюдающего за жизнью епархии.

Осанна

Осанна («спасение») -    в Священном Писании это слово впервые встречается в Псалтири, в одном из псалмов, который принято петь на Пасху.

Отдание праздника

Отдание праздника - день, завершающий попразднество.

Отпевание

Отпевание (погребение) -    заупокойная служба, совершаемая над телом усопшего. Существует несколько чинов отпевания усопших: чин отпевания мирян и младенцев, чин отпевания монахов, архиереев и священников. Чинопоследование отпевания можно найти в требнике.

Отпуст

Отпуст - краткое молитвословие, которое произносит священник в самом конце богослужения. Обычно он содержит короткое прошение и Божьей милости. Отпусты бывают малыми и великими. Последние дополняют поминовением святого, память которого совершалась в этот день, или святого, в честь которого освящен храм. На отпусте литургии поминают ее автора. Отпуст в Господские праздники, отпусты Великого четверга, Великой субботы и Страстной пятницы и отпусты пасхальной недели дополняют воспоминаниями событий этих дней.

Очистилище

Очистилище - у иудеев покрывало ковчега Завета, в котором хранятся скрижали Завета.

Очищение от осквернения и нечистот

Очищение от осквернения и нечистот - по Закону Моисея нечистыми считаются все прокаженные, семеноточивые, кровоточивые, рожденные (новорожденные), роженицы и все мертвые, от которых нечистота переходила на других людей и вещи, к которым они прикасаются (Левит, 12, 2-6; 15, 2; Числа, 5, 2-3).

Предыдущая страница Следующая страница