Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Православный энциклопедический словарь (2009)
Статьи на букву "Н"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н"

Набедренник

Набедренник - одна из принадлежностей облачения священника. Представляет собой расшитый матерчатый квадрат на длинной ленте. Набедренник носят у бедра. Этот отличительный знак дается иерею в качестве награды за труды. Данная часть богослужебного облачения символизирует духовное оружие - Божье слово.

Нагорная проповедь

Господь был в Галилее с двенадцатью избранными Им апостолами. Однажды Он сошел с горы, на которой провел ночь в молитве и, остановившись на уступе, предстал перед народом. Затем он сел и, глядя на присутствующих, начал говорить: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они унаследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать вас и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас» (Евангелие от Матфея, 5, 3-12). Когда Иисус Христос закончил Свою проповедь, народ стал дивиться Его учению, так как Он учил не как книжник, а как облеченный властью. И когда Он спустился с горы, за ним пошло множество народа.

Надежда христианская

Надежда христианская - одна из трех главных христианских добродетелей, успокоение сердца в Боге с уверенностью, что Он заботится о нас и нашем спасении и дарует нам обещанную благодать. По словам апостола Павла, христианская надежда есть Господь наш Иисус Христос (Первое послание к Тимофею, 1, 1). А апостол Петр по этому поводу говорил: «Совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» (Первое послание Петра, 1, 13). Христианскую надежду можно обрести в молитве и последовании учению о блаженстве.

Назорей

Назорей - человек, давший старинный иудейский обет назорейства. Люди, принявшие такой обет, независимо от пола и возраста не должны пить вина, стричь волосы, входить в дом, где лежит покойник, и присутствовать на похоронах. Обет назорейства давали на восемь дней или месяц, но в некоторых случаях - и на всю жизнь (например, когда родители посвящали своего ребенка Богу). Таковыми были пророк Самуил, Самсон и Иоанн Креститель.

Наместник монастыря

Наместник монастыря - архимандрит, игумен, то есть духовное лицо, назначенное архиереем для управления монастырем, входящим в его епархию.

Наперсник

Наперсник (наперсник судный) -    Предмет одежды иудейского первосвященника с двенадцатью драгоценными камнями, на которых начертаны названия двенадцати колен израильских (Исход, 28, 15-30). Первосвященник должен был носить наперсник на груди, у самого сердца, чтобы постоянно вспоминать пред Господом о сынах израильских.

Настоятель

Настоятель - духовное лицо, назначенное архиереем для осуществления административного руководства в храме или монастыре. Настоятелем мужского монастыря обычно бывает сам архиерей, в епархии которого находится монастырь. Настоятельницей женского скита назначают игуменью.

Начало обычное

Начало обычное - ряд молитв, который принято читать в начале каждого богослужения. В храме его читает чтец после благословения священника. Начало состоит из молитвы Святому Духу «Царю Небесный», Трисвятого по Отче наш, затем после возгласа священника «Яко Твое есть царство.» следует двенадцати кратное «Господи, помилуй» и «Придите, поклонимся.». После этого начинается основная часть богослужения. В течение года молитвословия, входящие в начало, частично изменяются. Так, от Пасхи до Вознесения вместо «Царю Небесный» читают тропарь Пасхи «Христос воскресе из мертвых.». От праздника Вознесения до Троицы после благословения священника положено сразу читать «Святый Боже». Если богослужения следуют одно за другим, то после благословения священника сразу начинают читать «Придите, поклонимся». Обычное начало не читается перед Всенощной, литургией, венчанием и крещением, а также перед любой службой на пасхальной неделе.

Неделя

Неделя - название воскресного дня, бытовавшее в Древней Руси. Само слово «неделя» произошло от обычая в этот день не работать, то есть ничего «не делать».

Неделя ваий

Неделя ваий (Вербное воскресение, или Вход Господень в Иерусалим) -    название праздника, относящегося к числу двунадесятых, произошло от обычая приносить в этот день в храм пальмовые ветви - вайи, которыми, по преданию, жители Иерусалима встречали Господа. Однако в средней полосе России ко времени празднования Входа Господня в Иерусалим расцветает только одно дерево - верба. В связи с этим в нашей стране верующие приносят в храм цветущие веточки вербы. Отсюда и произошло русское название данного праздника - Вербное воскресение.

Неделя Крестопоклонная

Неделя Крестопоклонная - воскресение на третьей неделе Великого поста. В этот день все службы посвящаются Кресту Господню.

Неделя Мясопустная

Неделя Мясопустная - воскресение на второй подготовительной неделе перед Великим постом. В этот день вступает в силу церковный запрет на употребление мяса. Другое ее название - Неделя о Страшном суде.

Неделя Сыропустная

Неделя Сыропустная - воскресенье накануне первого дня Великого поста. В этот день верующие заканчивают употребление в пищу продуктов животного происхождения (сыра, масла, яиц, молока, творога и др.), то есть то, что разрешалось есть на мясопустной неделе. В этот день Церковь вспоминает изгнание Адама из рая. Сыропустная неделя иначе называется Прощеным воскресеньем, потому что в этот день по давней традиции люди просят прощения друг у друга.

Непорочны

Непорочны - псалом 118 из 17-й кафизмы, которую обычно читают за упокой. Название «непорочны» произошло от сокращения первых слов псалма: «Блаженны непорочные...».

Нищета духовная

Нищета духовная - человек не имеет ничего своего, но имеет только то, что даровал Бог. Ничего хорошего мы не можем сделать без Божьей помощи и благодати, поэтому должны считать себя за ничто и в любых начинаниях прибегать к помощи Всевышнего и Его милосердию. Святой Иоанн Златоуст называет духовную нищету смиренномудрием. Однако нищие духом могут обрести духовное богатство, если поймут, что материальные богатства скоропреходящи и не заменяют нам благ духовных.

Ной

Ной - десятый и последний допотопный патриарх, ведущий свою родословную от Адама. Его имя тесно связано со страшным событием, потрясшим всю землю, - всемирным потопом. Отец Ноя, Ламех, бывший сыном самого Мафусала, назвал ребенка Ноем, сказав: «Он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при [возделывании] земли, которую проклял Господь» (Бытие, 5, 29). О первом периоде жизни Ноя Священное Писание говорит мало. Известно только, что ко времени потопа ему было 500 лет и у него было трое сыновей, Сим, Хам и Иафет, которые стали потом родоначальниками трех основных представителей человеческого рода (Бытие, 10, 32). Кроме того, «Ной же обрел благодать пред очами Господа. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Бытие, 6, 8-9). Возможно, поэтому он был избран Богом, чтобы связать старый мир с новым. После потопа патриарх снова стал возделывать землю, посадил виноградник, затворил вино, выпил его, сделался пьян и лежал нагим в шатре своем. Хам, сын его, оказал непочтение к родителю, тогда как остальные сыновья Ноя, придя в шатер, укрыли спящего отца. За свой поступок Хам был лишен отцовского благословения, а его потомки были осуждены на рабство. А Симу и Иафету, за то, что они прикрыли наготу отца, была возвещена особая благодать: в потомках Сима сохранится вера, а потомки Иафета будут весьма многочисленными и соединятся впоследствии с потомками Сима. После потопа Ной жил еще 350 лет, после чего умер.

Предыдущая страница Следующая страница