Приглашаем посетить сайт

Американская литература (american-lit.niv.ru)

Православный энциклопедический словарь (2009)
Статьи на букву "М"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М"

Маккавеи

Маккавеи - иудеи, будучи народом малосильным, много терпели от более сильных и многочисленных соседних народов. Дошло до того, что царь Сирийский поставил идола в Иерусалимском храме. И вот в 167 году до Рождества Христова священники из семейства Маккавеев встали на защиту истинной веры (Первая книга Маккавеев, 2, 4-66). Они восстановили богослужение в храме и, сделавшись начальниками иудеев, отстояли свое отечество.

Маммона

Маммона - слово сирийского происхождения, обозначающее земные блага и богатство. Господь сказал: «Не можете служить Богу и маммоне» (Евангелие от Матфея, 6, 24; Евангелие от Луки, 16, 13), указывая на то, что не нужно иметь пристрастия к богатству, так как это несовместимо со служением Всевышнему.

Манна

Манна - «и увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу» (Исход, 16, 15). Манна была «хлебом небесным», ниспосланным Богом для пропитания народа израильского. По виду она напоминала кориандровое семя, а по вкусу лепешку с медом. Манна выпадала каждое утро в течение 40 лет и перестала падать с неба тогда, когда иудеи встали станом в Галгале, после праздника Пасхи, в первый раз отмеченного в Земле Обетованной.

Мантия

1) одежда, похожая на плащ без рукава, длиной до пят. Мантия застегивается у ворота и внизу, у подола. Ее носят поверх рясы или подрясника;

2) одна из принадлежностей облачения архиерея и архимандрита. Архиерейская мантия лилового цвета с тремя бело-красными полосами и скрижалями: двумя четырехугольными платами, на которых вышиты изображения серафимов или крестов. Скрижали считаются символическими изображениями Ветхого и Нового Заветов. Архимандрит или архиерей надевают мантию для торжественного входа в храм;

3) верхняя часть облачения монахов, по-иному называемая паллием. Всегда бывает черного цвета. Этот род мантии как часть облачения монахов появился в IV-V веках. Примерно в то же время архиереев стали избирать из среды монахов и мантия стала частью архиерейского облачения.

Мария Магдалина

Мария из города Магдалы, которую Господь избавил от злых духов (Евангелие от Луки, 8, 2) и которая из чувства благодарности присоединилась к числу благочестивых жен, помогавших Господу своим имением и служивших Ему. Она присутствовала при крестных страданиях Иисуса и Его погребении. В первый день недели она вместе с другими благочестивыми женами пришла к гробу Иисуса, чтобы помазать Его тело благовониями. Она стояла у гроба и плакала. За свою пламенную любовь к Спасителю она была удостоена высшей награды: ей первой Иисус явился по своем воскресении. Женщина бросилась к ногам Господа, а Он сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (Евангелие от Иоанна, 20, 17). Далее в Евангелиях ничего не говорится о Марии Магдалине, однако, по церковному преданию, она отправилась в Рим проповедовать Евангелие. Когда ее привели к императору Тиверию, она рассказала о Воскресении Спасителя и подала ему яйцо. Император же, взяв его, ответил Марии, что поверит в это только тогда, когда подаренное женщиной яйцо покраснеет. И тут произошло чудо: в руках императора оно стало красным. Отсюда пошел обычай красить яйца на Пасху в красный цвет.

Мария, сестра Лазаря

Мария, сестра Лазаря - того Лазаря, которого Господь воскресил на четвертый день после смерти (Евангелие от Иоанна, 11, 20). Мария со своей сестрой Марфой и братом Лазарем жили в Вифании. В Евангелии от Луки (10, 40-42) описывается случай, когда Иисус пришел в их дом и Мария села у Его ног слушать слово Божье. В это время Марфа готовила угощение и, «подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя оставила меня одну служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее». А когда Господь за шесть дней до своей крестной смерти снова пришел в Вифанию, в дом Симона прокаженного, где было и семейство Лазаря, Мария помазала драгоценным миром ноги Спасителя и отерла их своими волосами. Присутствовавший при этом Иуда Искариот был притворно возмущен таким расточительством: ведь это миро можно было продать за большие деньги и раздать их нищим. На это замечание Господь ответил: «оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего» (Евангелие от Иоанна, 12, 7). «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала» (Евангелие от Матфея, 14, 9; Евангелие от Матфея, 26, 13).

Марфа

Марфа - сестра Марии и Лазаря, живших в Вифании. В их доме часто бывал Господь во время Своей земной жизни. Когда Лазарь заболел и умер, Марфа вышла навстречу Господу и сообщила Ему о смерти брата. Она же служила Иисусу на вечери в доме Симона прокаженного.

Масленица

Сырная седмица, последняя неделя перед Великим постом. В это время Устав разрешает употребление масла, молока, молочных продуктов и яиц, но уже запрещает мясо.

Матфей

Левий Матфей, бывший мытарь и будущий апостол и евангелист, который последовал за Господом сразу после того как был призван (Евангелие от Матфея, 9, 9). О его призвании упоминается также в Евангелии от Луки (5, 27) и в Евангелии от Марка (2, 14). Но о том, что будущий апостол собирал подати, то есть был мытарем, говорится только в его собственном Евангелии: остальные евангелисты об этом умалчивают. Из дальнейшего повествования мы узнаем, что Матфей после обращения к Христу устроил в своем доме большое угощение, на котором присутствовал Господь, Его ученики и множество мытарей и грешников. Затем он оказывается в числе двенадцати первых учеников, которых Иисус послал на проповедь Евангелия в городах иудейских. После Вознесения Господа и сошествия на апостолов Святого Духа Матфей долгое время проповедует в Палестине, после чего отправляется к другим народам. Перед отбытием апостола в чужие земли верующие иудеи попросили его оставить им в письменном виде то, что тот проповедовал устно. И тогда он написал для них Евангелие, известное ныне как Евангелие от Матфея. Что касается его дальнейшей судьбы, здесь мнения сильно расходятся: одни считают, что он принял мученическую кончину в Эфиопии, другие же предполагают, что он мирно почил.

Мегиддо

Мегиддо (Мегиддон) -    город, расположенный неподалеку от потока Киссон и равнины Израильской. В свое время царь Соломон укрепил его, обустроил и сделал местом пребывания своих приставников. Здесь умер от ран царь Охозия и был убит благочестивый царь Иосия. Вершина, на которой стоял город, в Откровении Иоанна названа Армагеддоном (Откровение Иоанна Богослова, 16, 16).

Мелхиседек

Мелхиседек - «царь Салимский... он был священник Бога Всевышнего» (Бытие, 14, 18). По возвращении Авраама с трофеями от четырех восточных царей он вышел ему навстречу с вином и хлебом, благословил его и принял десятую часть добычи. Возможно, Мелхиседек жил в том месте, на котором впоследствии был построен Иерусалим.

Мелхола

Мелхола - младшая дочь царя Саула, любившая Давида и выданная за него замуж. Выдавая ее замуж за Давида, Саул хотел использовать ее в качестве орудия его уничтожения (Первая книга Царств, 18, 19-21), однако молодая женщина, напротив, спасла будущего царя от гнева Отца. Однажды, когда Саул послал своих слуг арестовать Давида, Мелхола предупредила возлюбленного, поэтому тот успел убежать. Пришедшим воинам женщина сказала, что Давид заболел, и показала им постель, в которую она положила статую и козью шкуру. Однако Саула такой ответ не удовлетворил, он послал воинов вторично: «И пришли слуги, и вот на постели статуя, а в изголовье ее козья кожа». Хитрость Мелхолы удалась, но царь был разгневан. Женщине пришлось сказать ему, что Давид хотел ее убить, если она его не отпустит (Первая книга Царств, 19, 11-17). Через несколько лет Мелхолу еще раз выдали замуж. После смерти Саула Давид забрал ее от второго мужа, однако к тому времени чувства между ними остыли: когда иудеи вернули Ковчег Завета, Мелхола увидела его «скачущего и пляшущего пред Господом, уничижила его в сердце своем» (Вторая книга Царств, 6, 16).

Давид вернулся в дом радостный, чтобы благословить всех домашних, но Мелхола вышла к нему со словами упрека. Женщина сказала ему, что его поведение неприлично царю. На это Давид ей ответил: «Пред Господом играть и плясать буду», после чего чувства Давида и Мелхолы совершенно остыли и у нее «не было детей до дня смерти ее» (Вторая книга Царств, 6, 21-23).

Мене, мене, текел, упарсин

Мене, мене, текел, упарсин - слова, которые написала на стене появившаяся из воздуха рука во время пиршества царя Вавилонского Валтасара. Призванный к царю Даниил объяснил смысл этих слов следующим образом: «Мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел - ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес [упарсин] - разделено царство твое и дано Мидянам и Персам» (Книга пророка Даниила, 5, 25-28). В ту же ночь Валтасар был убит персами, осаждавшими Вавилон, а на его престол взошел Дарий Мидянин.

Место горнее

Место горнее - место в алтаре между восточной стеной и престолом. На горнем (высоком) месте обычно размещают кафедру священника или архиерея.

Месяцеслов

Месяцеслов - православный церковный календарь, в котором указаны даты праздников и дней поминовения святых. В нем могут быть помещены и уставные указания. Месяцеслов может быть издан отдельно, в виде церковного календаря. Кроме того, он является частью таких книг, как служебник и Типикон.

Милосердие

Милосердие - одна из очень важных христианских добродетелей. Милосердие (или милость) оказывается как делами материальными, так и делами духовными. По словам святителя Иоанна Златоуста, «различен милования образ и широка заповедь сия». Дела милости материальной (телесной) таковы: поить жаждущих, кормить голодных, одевать нагих либо не имеющих средств для покупки необходимой одежды, посещать заключенных и больных, принимать путешественников, погребать умерших в нищете. Духовные милости состоят в следующем: обращать грешников от их заблуждений, просвещать несведущих истиной и добротой, подавать ближнему совет в затруднении или неведомой ему опасности, утешать печальных, не воздавать злом за зло, прощать обиды и молиться за ближних. Господь обещает милостивым, что они помилованы будут от греха и вечного осуждения на грядущем Страшном суде.

Милостыня

Милостыня - это слово обозначает дела милости телесной (материальной). Раздавать милостыню предписывает Священное Писание (Деяния апостолов, 10, 2-4).

Минея

Минея - богослужебная книга, в которой содержатся тексты изменяемый песнопений и молитвословий непреходящего богослужебного годового круга. Может быть месячной, общей и праздничной. В месячных минеях содержатся праздничные службы и службы святым, расположенные в соответствии с календарными датами. Таких миней всего двенадцать - по числу месяцев в году (некоторые месячные минеи не умещаются в один том, поэтому на каждом томе одного месяца стоит одна и та же цифра, например июльских миней целых три, но все они обозначены одним номером - 11). В праздничной минее содержатся службы двунадесятых и некоторых других особо важных праздников. В общей минее собраны службы святым в зависимости от их ранга: служба общая мученикам, служба общая святителям и т. п. Общую минею используют в тех случаях, когда нужно совершить богослужение святому, служба которого отсутствует в минее месячной.

Мирница

Мирница - емкость, сосуд, в котором хранится освященное миро.

Миро

Миро - благовоние, масло, в котором содержится большое количество ароматических веществ. Его освящают особым чином на литургии в Великий четверг. Делать это имеет право только архиерей, а Русской православной церкви - патриарх.

Миропомазание

Миропомазание - одно из таинств Православной церкви. Помазанный миром человек освящается сошествием Святого Духа. После этого он становится полноправным членом Православной церкви. Миропомазание совершается во время таинства крещения, когда крещаемому помазывают миром лоб, глаза, ноздри, рот, уши, грудь, ладони и ступни. При этом священник или архиерей произносит молитву: «Печать дара Духа Святого. Аминь». Миропомазание совершают над человеком только один раз в жизни. В древней Византии (а впоследствии в России) второе миропомазание совершали только над монархами при возведении их на трон.

Миряне

Миряне - основная часть верующих, принимающая участие в молитве при совершении богослужений. Они имеют право самостоятельно совершать богослужения, изложенные в часослове, и, страха смертного ради, таинство крещения.

Митра

Митра - головной убор, которым награждают архиерея, архимандрита или священника за отличную службу. Это сугубо служебный убор, надеваемый священнослужителями только во время храмовых богослужений. Форма митры близка к сферической. По сторонам митры помещены четыре крохотные иконки Спасителя, Божьей Матери, Иоанна Крестителя, а также святого или праздника. Пятая иконка находится вверху митры. Обычно на ней изображена Святая Троица или серафим. Архиерейская митра отличается от священнической тем, что вместо иконки на ее верху красуется маленький крест.

Митрополит

Митрополит - в первоначальном значении глава митрополии, обширной церковной области, в которую входили несколько епархий. Руководящие епархиями архиереи подчинялись митрополиту. Но в связи с тем что церковное разделение страны территориально совпадало с государственными границами областей, кафедры митрополитов находились в столицах республик. Позднее звание митрополита стали присваивать архиереям, которые руководили особо крупными епархиями. В наши дни Православная церковь присваивает звание митрополита особо отличившимся архиереям в качестве награды за достойные подражания труды. Титул «митрополит» стал почетным званием, которое на иерархической лестнице стоит выше звания «архиепископ». Главным отличием облачения митрополита от других представителей духовенства является клобук белого цвета.

Михаил архангел

Михаил архангел - почитание архангела Михаила восходит к древним временам. В Священном Писании он упоминается в Книге пророка Даниила (10, 13), где тот называет его «один из первых князей». Апостол Иуда в своем Послании именует его «Михаил Архангел», а в Откровении Иоанна Богослова (12, 7) описывается война между ангелами света под предводительством архангела Михаила против дракона и духов тьмы.

Моисеево Пятикнижие

Моисеево Пятикнижие - пять законоположительных книг Ветхого Завета, написанных пророком и вождем израильского народа Моисеем.

Бытие повествует о создании мира и человека, происхождении первородного греха и вере в его искупление. Здесь же повествуется о жизни патриархов от Адама до Иосифа.

Исход содержит повествование об исходе евреев из Египта и Законе, данном Моисею на горе Синай. В этой книге описана история избранного народа Божьего от смерти Иосифа до обустройства Скинии. Левит содержит законы относительно богослужений и иудейских праздников, а также частично описывает продолжение странствия евреев.

Числа. В этой книге описана история еврейского народа, подробно изложен закон, данный Моисею в пустыне, а также содержит повествование о войнах, которые израильтяне вели с Мадианитянами и царями Аморрейскими.

Второзаконие - книга, в которой повторяется закон Моисеев для нового поколения иудеев, выросшего в Аравийской пустыне. В ней описаны и последние дни жизни Моисея.

Иисус Христос называет эти книги законом Моисеевым (Евангелие от Луки, 24, 44).

Моисей

Статья большая, находится на отдельной странице.

Молебен

Молебен - краткое богослужение, совершаемое после литургии по заказу верующих. На молебне совершают малое освящение воды и благодарят или просят Господа, Божью Матерь и святых мучеников о ниспослании здоровья и других благ. Его также служат во время таких бедствий, как засуха, война и пр. Вседневные молебны обычно проводят в храме, но этот чин можно служить и вне помещения, например в поле, если есть необходимость освятить посевы, или в жилом доме при его освящении. Последование чина молебна можно найти в требнике.

Молитва

Молитва - возношение к Богу ума и сердца, благоговейное слово человека к Всевышнему. Образцом для любой молитвы служит молитва Господня, которую дал нам Сам Иисус Христос.

Молитва Господня

Молитва Господня - «Отче наш». Ее Господь оставил Своим ученикам. С первых веков христианства ее употребляют в богослужебной практике, а также включают в келейное правило.

Молитва Ефрема Сирина

Молитва Ефрема Сирина - самая известная покаянная молитва, начинающаяся словами «Господи и Владыко живота моего.». Она была составлена в IV веке преподобным Ефремом Сирином. В наши дни ее читают ежедневно на службах Великого поста.

Молитва заамвонная

Молитва заамвонная - молитва, читаемая священником в самом конце литургии. В это время он стоит перед амвоном лицом к алтарю. В древности существовало множество заамвонных молитв, которые читали на различных богослужениях в течение года. В наши дни их читают на литургиях Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных даров. В заамвонной молитве содержатся прошения о Церкви, священстве, мирянах и др.

Молитва Иисусова

Молитва Иисусова - очень краткая молитва, обращенная к Спасителю: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя».

Молитвослов

Молитвослов - одна из книг, которую должен иметь у себя каждый верующий. В нем есть утреннее и вечернее молитвенные правила, последование ко Святому причащению, тропари праздникам, покаянный канон, благодарственные молитвы, акафисты Иисусу Сладчайшему, Божьей Матери, канон ко ангелу-хранителю, молитвы на всякую потребу и др.

Молитвы благодарственные

Молитвы благодарственные - пять молитв, которые положено читать верующим после Святого причащения. Их можно найти в любом молитвослове и следованной Псалтири.

Молитвы иерейские

Молитвы иерейские - к иерейским молитвам относят молитвы, которые имеет право читать только священник и только во время богослужений.

Молитвы коленопреклоненные

Молитвы коленопреклоненные - читают на вечерне в праздник Пятидесятницы. В самый праздник положено служить вечерню утром, сразу после литургии. Священник встает на колени в проеме Царских врат лицом к народу и читает молитвы, составленные Василием Великим Каппадокийским в IV веке. В это время весь народ также преклоняет колена.

Молитвы светильничные

Молитвы светильничные - молитвы, читаемые священником на вечерне, когда на клиросе поют или читают псалом 103 (предначинательный).

Монастырь

1) монашеская община, объединенная единым уставом. Административно монастырь подчинен либо архиерею, либо самому патриарху. Управление монастырем осуществляет наместник в чине игумена или архимандрита. Крупные монастыри принято называть лаврами. На некотором отдалении от него располагается пустынное место, где селятся монахи, ищущие уединения. Первые монастыри стали появляться в Палестине и Египте в IV веке. Затем они получили широкое распространение во всем христианском мире. Первым монастырем на Руси был Киево-Печерский, который был организован в XI веке;

2) комплекс жилых, богослужебных и хозяйственных строений, принадлежащих монашеской общине.

Монах

Монах - человек, посвятивший свою жизнь Богу путем принятия в торжественной обстановке ряда обетов, которые сопровождаются постригом волос. К подготовительной степени относят рясофорных монахов малой схимы. Они принимают три обета: послушания, целомудрия и нестяжательства. К более высокой степени относят монахов «ангельского образа» (великой схимы), или схимонахов. Они дополнительно принимают обет отречения от мира, то есть от всего мирского. Тех же, кто только готовится к постригу, называют послушниками: перед окончательным выбором эти люди проходят в монастыре ряд испытаний.

Мощи

Мощи - нетленные останки святых. Частицы мощей по обычаю зашивают в антиминс.

Мученик

Мученик - человек, причисленный к лику святых за то, что принял мученическую смерть от гонителей Христовой веры.

Мученичен

Мученичен - особый тропарь, в котором прославляется один из мучеников.

Мщение

Мщение - еще в Ветхом Завете Господь через Моисея дал иудеям следующий урок нравственности: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Левит, 19, 18). Во времена Иисуса Христа ни книжники, ни фарисеи не только не соблюдали эту заповедь, а, наоборот, учили народ ненавидеть своих врагов. Поэтому Господь в Нагорной проповеди и в притче о благодетельном самарянине с особой силой изъяснял народу святость и важность любви к врагам (Евангелие от Матфея, 5, 43-48; Евангелие от Луки, 10, 25-37). Апостол Павел по этому поводу говорит следующее: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте месть гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его, если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Послание к Римлянам, 12, 19-20).

Мытарь

Мытарь - сборщик пошлин и податей, которыми Римский император облагал иудеев. Главные сборщики пользовались уважением и доверием, но их подчиненные часто допускали хищения и вымогательство, поэтому иудеи нередко запрещали таким людям посещать храм и участвовать в богослужениях. Таким образом, понятия «язычник», «грешник» и «мытарь» были для благочестивых иудеев тождественными, поэтому Господа часто укоряли в том, что Он «друг мытарей и грешников», поскольку ел и пил с ними (Евангелие от Луки, 7, 34).

Мясоед

Мясоед - определенное время между постами, когда Церковь разрешает вкушать мясную пищу.

Предыдущая страница Следующая страница