Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
Статьи на букву "Т"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т"

ТАГОР (ТХАКУР), ДЕБЕНДРАНАТХ

ТАГОР (ТХАКУР), Дебендранатх (1817-1905) - инд. общественный деятель, релит, реформатор, сын Дварканатха и отец Рабиндраната Тагора. В 1839 под влиянием идей Р. Роя создал религ.-реформаторское об-во "Таттвабодхини сабха" ("Собрание ищущих Истину"), к-рое в 1842 официально слилось с об-вом Брахмо самадж", основанным Р. Роем и существовавшим до его отъезда в Англию благодаря финансовой поддержке Дварканатха Тагора. Т. Д. вводит в практику брахмоистов обряд посвящения, присягу, ежедневную утреннюю молитву, что способствует организационному укреплению об-ва. Постепенно Т. Д. создает специальный брахмоистский ритуал, призванный заменить традиционные индуистские обряды. Разделяя реформаторские воззрения своего учителя Р. Роя, Т. Д. сделал решительный шаг по рационализации учения "Брахмо самадж" - отказавшись от догмата о непогрешимости и богодухновенности Вед, а за ними и остальных свящ. книг индуизма. Разум человека и "внутренний свет" становятся критерием истинности текстов. Т. Д., как и Р. Рой, отвергал идолопоклонство, политеизм, кастовые различия, понятия кармы и майи, доктрину об аватарах, составляющие философское ядро индуизма. В 1866, после раскола "Брахмо самадж", Т. Д. отошел от активной деятельности, а к концу жизни все более склонялся к пантеизму; его религ. концепция последних 40 лет жизни (обожествление природы, признание реальности мира) и возрожденческое внимание к человеку интересны своим влиянием на формирование взглядов Рабиндраната Тагора, но не имеют уже отношения к ходу реформации индуизма. Духовная революция Т. Д. искренне и поэтично изложена им в "Автобиографии", выдержавшей несколько переизданий.

Р. Рыбаков

ТАГОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАМАС

ТАМАС - одна из трех гун санкхьи, проявляющаяся в косности, пассивности, тупости, неведении, тяжести, глупости, отсутствии реакции, темном покое и пр. При эволюции первоматерии господством Т. обусловлено порождение неодушевленного мира.

А. Парибок

ТАНДАВА

ТАНДАВА (от тамильск. "танду" - прыгать, танцевать) - танец Шивы, проявляющий его божественную сущность. Известно 7 (иногда называют 9) разновидностей Т., из к-рых наиб, знаменита ананда-Т. - "танец радости", экстатический танец, символизирующий 5 функций Шивы в их единстве: создание (мира), его охранение, разрушение, сокрытие (тайны), милосердие. В иконографии ананда-Т. Шива представлен с 4 руками, с поднятой до половины тела левой ногой. Полусогнутая правая попирает карлика - демона невежества Муялаку (Апасмару). В руках Шивы - барабанчик-дамару и огонь. На голове - павлиньи перья, полумесяц, череп, в волосах течет Ганга. Иногда фигуру окружает полукольцо из языков пламени. Несомненно южноиндийское происхождение этого образа, накрепко увязанного в мифологии Шивы с тамильским городом Чидамбарам и его храмом Шивы-Натараджи.

А. Дубянский

ТАНТРА

ТАНТРА (прядка, ткань) - один из типов текстов (наряду с Ведами, смрити и пуранами), на к-рых основывается индуистская традиция. Появились Т. позже всех прочих и, вероятно, под влиянием текстов буддийских тантр, принадлежащих ваджраяне. Относятся к шиваитскому или шактистскому вариантам индуизма. Изложение в Т. строится обычно как беседа богов (напр., Шивы с супругой). Содержание многообразно, включает в себя ритуалы, техники йоги, теологические спекуляции, сакрализованные медицинские предписания и пр. Современный индуистский ритуал в основном является тантрическим, а не ведическим. Для Т. характерно представление о божеств, энергии (шакти), символизируемой в женском облике и пробуждаемой особыми практиками йоги, в т. ч. кундалини-йоти. Социальный исток многих Т., вероятно, низкокастовая среда; в Т. был в свое время элемент протеста против застывших форм жреческой религии; возможно, отсюда нередкие упреки против тантристов в безнравственности, потворстве похоти и др., что подтверждается лишь в крайних и выродившихся формах традиции. Комментарии на Т. писались великими мыслителями: Абхинавагуптой и др. Общее число Т., по названиям, множество десятков; далеко не все сохранны. Из известнейших: "Маха-нирвана-тантра"; "Рудраямала-тантра"; "Дамара-тантра". Первый европ. исследователь Т. - Артур Авалон.

А. Парибок

ТАНТРИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАПАС

ТАПАС (тепло, жар, пыл)-система аскезы в индуизме. Происхождение термина, по-видимому, связано, во-первых, с распространенной практикой нагревания, "иссушения" тела (напр., в форме "стояния между пяти огней", т. е. между четырех костров, под находящимся в зените солнцем) и, во-вторых, с представлением о накапливаемом в подвижничестве особом внутреннем жаре или пыле, с помощью к-рого аскет способен магич. воздействовать на окружающее. В "Ригведе" Т. (жар) выступает в нек-рых "философских" гимнах как космогонич. фактор. Однако практика Т. известна нам прежде всего как элемент народной религии поздневедийской и послеведийской эпох. "Махабхарата" содержит многочисл. описания подвигов Т., совершаемых странствующими аскетами, могущества к-рых страшатся окружающие; высшей целью подвижников является достижение посмертного блаженства в одном из небесных миров (аскет, накопивший исключительное "сокровище Т.", способен даже на время заместить Индру на престоле царя богов). Но с т. зр. нарождающихся сотериологических религий этот идеал, как не дающий спасения, выхода из круга перерождений, оказывается явно недостаточным. Известно, что Будда в начале своего духовного пути практиковал вместе со своими первыми пятью учениками жестокое самоистязание, однако затем отверг его, выработав свой "срединный путь", чуждый крайностей и ведущий к спасению - нирване. Индуистская йога Патанджали признает Т. как один из необходимых элементов "йоги действия" (см. "ЙОГА-СУТРЫ" II. 1) и один из принципов (подразумевающий соблюдение постов, обетов и т. п.), входящих во 2-е звено (нияма) его "восьмизвенной йоги" (11.31). В "Бхагавадгите" различаются три вида благой ("саттвичной") аскезы: Т. тела (чистота, целомудрие, почитание богов, брахманов, старцев, гуру и т. д.), Т. речи (рецитация Вед, правдивость и т. д.), Т. сердца (дружелюбие ко всему живому, умиротворенность сознания и т. д.) Но если Т. совершается ради славы или др. корысти - он проникнут уже не саттвой, а гуной "страстности" - раджасом; если же аскеза превращается в самоистязание или практикуется во вред др. людям, то она проникнута гуной тамас и безоговорочно осуждается. Тем не менее именно самоистязание остается по сей день осн. практикой многих индуистских странствующих аскетов (садху).

Я. Васильков

ТАРА (ТАРАКА)

ТАРА (ТАРАКА) (звезда) - супруга небесного жреца Брихаспати, и, по одной из версий, мать Будхи (Меркурия). Согласно пуранам, она была похищена богом луны Сомой, что привело к войне между богами и демонами-асурами, конец к-рой положил Брахма, вернувший Т.

С. Невелева

ТАРПАНА

ТАРПАНА (от каузативной формы глагола "тарп" - насыщаться, удовлетворяться) - "насыщение" богов, святых мудрецов (риши) и предков (питри), осуществляемое в ритуале посредством возлияний воды. Возлияния входят как обязательный элемент в каждодневную ритуальную практику индуистов, но считаются особенно действенными, если совершаются во время паломничества, в той или иной тиртхе. Паломник должен выполнять Т. три раза в день. При возлиянии богам воду выливают из сложенных ладоней так, что она стекает по кончикам пальцев; при возлиянии риши вода стекает по запястьям; при возлиянии предкам сливают воду с ладони правой руки, пропуская между большим и указательным пальцами.

Я. Васильков

ТАТ ТВАМ АСИ

ТАТ ТВАМ АСИ (ты еси то) - одно из "великих речений" упанишад. Его произнес, обучая своего сына Шветакету, учитель Уддалака Арунея. Им намекается на тождество сокровенной сути человека с последним основанием внешнего мира, Атманом и Брахманом. В позднейшей веданте были разработаны методы постижения экзистенциального смысла этого речения, т. е. освоения истинности его в собственном духовном опыте. При этом возникают и должны преодолеваться семантические парадоксы.

А. Парибок

ТАТТВА

ТАТТВА (от основы указательного местоимения "то " + суффикс абстракции) - род сущего, признаваемый в той или иной онтологии. Особенно употребителен термин в джайнской философии и в санкхье, где в канонической версии признается 25 Т.

А. Парибок

"ТАТТВАРТХАДХИГАМАСУТРА"

"ТАТТВАРТХАДХИГАМАСУТРА" - первое систематич. изложение джайнской догматики, написанное на санскрите ачарьей Умасвати, вероятно, в I в. н. э. Текст "Т.-с" , состоящий из 357 афоризмов, разделен на 10 глав, в связи с чем это произведение также именуют "Дашадхьяя" - "Десятиглавное". Все школы джайнизма признают "Т.-с." авторитетнейшим изложением своего учения, и нет ни одного крупного джайнского мыслителя, не оставившего комментарий на этот текст. Содержание сутры раскрывается уже в ее названии: "таттвартхадхигама" означает "возводящая к смыслу категорий (таттва)". "Таттвы" - основные понятия джайнизма, содержание к-рых включает всю реальность в джайнском понимании. "Т.-с." последовательно раскрывает это содержание, являясь как бы энциклопедией джайнского миросозерцания. Текст "Т.-с." впервые был переведен Г. Якоби в 1906 и с тех пор переводился на мн. языки, включая русский.

А. Терентьев

ТАТТВЫ

ТАТТВЫ - девять осн. онтологических и экзистенциальных категорий джайнизма: джива, аджива, асрава, бандха, самвара, нирджара и мокша (см. ФИЛОСОФИЯ ДЖАЙНИЗМА).

А. Дюранов

ТВАШТАР

ТВАШТАР - древнее божество ведийского пантеона, принадлежащее к старшему поколению (асурам). Не связан явно с к.-л. природным явлением, но имеет прямое отношение к культу огня и (особенно) сомы, изначальным хранителем к-рого Т. является. По-видимому, Т. оттесняется Индрой с господствующей позиции в эпоху "Ригведы", в пантеоне к-рой он занимает подчиненное положение божественного мастера, создателя оружия для Индры (ваджры) и др. чудесных вещей (в этой функции в послеведийском пантеоне его сменяет Вишвакарман) - кубка для амриты, боевого топора Брихаспати и т. п. Сыном Т. именуется в Ведах трехглавый дракон Вишварупа, обезглавленный Индрой; в нек-рых версиях Т. создает Вритру ради мести (см. ИНДРА).

В. Эрман

ТЕГХ БАХАДУР

Гуру (1621-1675) - девятый сикхский гуру, преемник гуру Хар Кришана. Т. был младшим из пяти сыновей гуру Харгобинда и получил совершенное сикхское образование и воспитание: классич. науки, физическое развитие, верховая езда, стрельба из лука. Он достиг большого мастерства во всем и обнаружил глубоко мистич. характер, любовь к размышлениям и одиночеству. Т. был талантливым поэтом - в "Ади Грантх" представлены 118 написанных им гимнов. Т. в юности принимал участие в военных сражениях рядом с отцом, а позже жил с отцом в Киратпуре, где гуру Харгобинд создавал сикхскую общину. Через неск. лет Т. уехал с матерью и женой в родную деревню матери Бакала. В 1644 стал сикхским гуру и пользовался большим уважением современников. Гл. внимание он уделял развитию духовной стороны жизни общины, учил сикхов всепрощению. Т. заложил новый город Анандпур, бывший при нем гл. городом сикхов. При Т. была восстановлена связь с отдаленными общинами через масандов. В 1665 Т. отправился в длительное путешествие на восток - до Дакки и Ассама; он хотел повторить путь гуру Нанака и донести слово гуру до самых отдаленно живущих своих учеников. В 1666 в г. Патне родился его единственный сын Гобинд Дас, к-рого отец впервые увидел уже трехлетним мальчиком по окончании своего путешествия. Служение гуру Т. проходило во времена Могольского падишаха Аурангзеба, отличавшегося крайней нетерпимостью к иноверцам. Желая превратить страну в оплот ислама, он жестоко подавлял сопротивление методично проводившейся им политике исламизации коренных жителей Индии. Гуру Т. был вынужден вступить в открытое противостояние с Аурангзебом. Понимая, что обречен, он назначил своим преемником сына Гобинд Даса. По приказу Аурангзеба Т. более трех месяцев держали закованным в цепи в тюрьме, принуждая отречься от своей веры и принять ислам. Несломленный, он был посажен в железную клетку и доставлен в Дели, где и был публично казнен - обезглавлен на Чандни Чауке 11 нояб. 1675. Мученическая гибель гуру Т., защищавшего право сикхов сохранить свою веру, сплотила их в борьбе за выживание. Считается также, что своей смертью Т. утвердил право немусульман Индии на свою религию. Сын и преемник Т. гуру Гобинд Сингх радикально реформировал сикхскую общину и сделал ее способной защищать себя.

Е. Успенская

ТЕДЖАС

ТЕДЖАС (пламень, жар) - благая тонкая психическая (но не непременно духовная!) энергия, разжигаемая в тонком теле (см. ЛИНГАШАРИРА) и проявляющаяся блеском зримого облика, энергичностью и общим экзистенциальным величием. Как правило, Т. есть результат упражнений йоги. Часто приписывается рйши в Махабхарате, героям, подвижникам и пр. См. ТАПАС.

А. Парибок

ТЕОЛОГИЯ

ТЕОЛОГИЯ - учение о боге и толкование текстов откровения. Боги политеизма признаются во всех даршанах, но они подвержены закону кармы, находятся в пределах сансары и суть просто более могучие и счастливые сравнительно с людьми существа. Верховное божество отрицается в атеистич. системах философии - мимансе (отвергающей реальность даже ведийских богов) и санкхъе. В йога-даршане Патанджали признается господь (Ишвара) как особый индивидуальный дух, не подверженный закону кармы, предвечный и всеведущий. Он служит образцом для йога. Вверение ему всех своих дел есть одно из средств достижения самадхи (неясно почему, и, возможно, это просто констатация фактов духовного опыта теистов, без выражения своего отношения к нему) В нъяе и вайшешике бог есть личное совершенное существо, праведное, всеведущее и сосредоточенное. Он действует во благо создаваемых им существ, периодически творит и разрушает миры для них. Выдвигаются доказательства бытия бога. В веданте предложены многочисл. варианты Т. Адвайта понимает бога как безличное единое; господь - творец мира ею признается условно реальным. В теистич. школах веданты бог мыслится как демиург, вечный дух, управитель мира, творящий мир из материи; души же вечны, как и он. Аналога библейскому творению из ничего нет. В вишнуизме (в шиваизме меньше распространено) есть учение о "нисхождении" бога в мир ради блага существ (аватара), к к-рому бог прибегает в опасные для мира эпохи. Есть представление и об имманентном, и о трансцендентно-имманентном боге. Бог как верховное существо всегда строго отличается от старых политеистич. божеств; для обозначения их употребляются разные санскритские слова.

А. Парибок

ТИЛАК (ТИКА)

ТИЛАК (ТИКА) - знак, наносимый на тело, чаще всего налобный, свидетельствующий об определенном статусе индивида. Выполняется с помощью краски, лака, различных паст (в т. ч. сандаловой), пеплом от сожжения коровьего навоза. Прежде по Т. можно было узнать принадлежность к секте, касте, семейное положение индивида. Теперь Т. преимущественно сохраняется в сфере сугубо магико-ритуальной: используется жрецами, аскетами; простыми верующими - во время праздников и особых обрядов (напр., свадебного, ракшя-бандхан и т. п.), а также повседневно - замужними женщинами (в виде красного пятнышка на лбу между бровями; оно называется также бинду, потту и т. д.), для к-рых появление на людях с Т. и окрашенным в красный цвет пробором в волосах считается обязательным. Новацией является использование Т. в женском уборе (в т. ч. даже девичьем) как украшения - под цвет сари; такие Т. теперь иногда изготовляются из бумаги, картона, мишуры и наклеиваются на лоб.

Н. Краснодембская

ТИРТХА

ТИРТХА - термин, обозначающий объект паломничества, святое место, обычно расположенное у реки или на морском берегу, где на мелководье удобно совершать ритуальные возлияния и омовения. Буквально Т. означает "переправа", "брод", но необходимо учитывать, что глагол "три", от к-рого образован термин, имеет, помимо значения "переправляться", еще и значение "спасаться" (в релит, смысле). К Т. обычно относятся также местные храмы и др. "религиозные достопримечательности", с к-рыми за плату знакомят паломников местные брахлшны-"гиды".

Я. Васильков

ТИРТХАНКАР

ТИРТХАНКАР (букв, переправу создающий) - по джайнским верованиям человек, достигший освобождения (мокша), т. е. сиддха, к-рый начал проповедовать и обновил т. обр. учение. Т. почитаются джайнами как высшие божества; традиция наделяет каждого из них 34 благими свойствами: тело Т. блестит и не боится болезней, речь их понятна людям, богам и животным, вокруг головы сияет нимб и т. д. Джайны почитают 24 Т. Их имена: Ришабха, Аджита. Самбхава, Абхинандана. Сумати, Падмапрабха, Супаршва, Чандрапрабха, Сувидхи ( = Пушпаданта), Шитала, Шреямса, Васупуджья, Вимала, Ананта, Дхарма, Шанти, Кунтху, Ара, Малли (единственная Т. - женщина, что оспаривается дигамбарской традицией), Мунисуврата, Неми, Ариштанеми, Паршва, Махавира. Биографии всех Т. сходны между собой: рождается будущий Т. в царской семье, его мать видит набор стандартных сновидений и т. д. Особняком стоят жизнеописания двух последних Т., к-рые считаются историч. личностями.

А. Терентьев

ТИРУМАЛЬ

ТИРУМАЛЬ - см. МАЛЬ.

ТИРУПАТИ

ТИРУПАТИ (Тирумала-Тирупати девастханам) - богатейший храм в Индии. Расположен в штате Андхра-Прадеш на границе с Тамилнадом в 200 км от Мадраса. Посвящен Вишну в образе Венкатешвары (Баладжи). Его изображают существом, у к-рого видны только голова и ступни ног. Божество украшено бесчисл. цветочными гирляндами. Глаза Венкатешвары закрыты, ибо он способен взглядом испепелить мир, но уши - открыты и слышат жалобы и просьбы верующих. Индийцы считают, что просьба, произнесенная верующим в храме Венкатешвары, обязательно будет исполнена. Мн. миллионы индийцев ежегодно посещают храм, делая богатые приношения. Полукружье возвышающихся в этом месте 7 горных вершин мыслится верующими как кольца Шеши, на к-ром возлежит бог, называемый также Ежумалеиян ("Семигорец"). Это место считалось святым с древности, но основание храма относят к IX в. Первонач. храм посещался как вишнуитами, так и шиваитами, но в XI в. их борьба завершилась в пользу первых, чему способствовал не раз посещавший Т. Рамануджа, к-рый упорядочил систему богослужения и праздников в храме. Ныне работающие здесь брахманы считают себя его потомками. Расположенный в горном районе храм оказался недосягаемым для исламских завоевателей. Благодаря этом> он превзошел богатством не раз подвергавшиеся разграблению храмы Матхуры и Варанаси. Храм - интересный памятник архитектуры. Здесь хранит ся богатейшая коллекция скульптуры. Среди дарений - золотые и серебряные украшения и деньги. На средства храма содержатся ун-т и школы, места ночлега паломников Часть денег идет на поддержк бедных, на значит, штат служителей храма.

И. Котин

ТИТХИ

ТИТХИ - лунные сутки, осн. временная единица для датировок ритуалов, празднеств, паломничеств и др. релит, событий. В лунном месяце содержится прибл. 30 Т. (4 фазы луны). Лунные сутки не совпадают с солнечными. Их начало может приходиться на любое время солнечных суток. Месяц (синодический) делился на две половины - светлую и темную (шукла-пакша и кришна-пакша), по 15 Т. в каждой. Светлая половина начинается с новолуния, темная - с полнолуния. В Сев. Индии месяц начинается и заканчивается полнолунием, в нек-рых областях Юж. Индии - новолунием.

М. Альбедиль

ТРАДИЦИЯ ДУХОВНАЯ

ТРАДИЦИЯ ДУХОВНАЯ - в Индии до XIX в. единственный способ существования, трансляции и развития духовной культуры. Т. предполагает, что обучение ее содержанием охватывает всю личность человека, во всех ее аспектах - интеллектуально, эмоционально, поведенчески, деятельностно. Возможность обучения открывается инициацией; оно продолжается в тесной личной связи с учителем (гуру), в т. ч. в быту, и подразумевает научение подражанием, т. е. воспроизведение в себе существенных черт его личности. Такое личностно-связанное содержание нередко крайне существенно и для чисто интеллектуальной области деятельности, тем более для духовного опыта. Оно никогда не претворялось в текстовую форму и плохо для этого приспособлено. Без него, однако, и текстовое содержание зачастую вовсе не понимается, понимается частично или извращенно. Для разных конкретных духовных традиций Индии характерны различные соотношения элементов, к-рые в европ. терминах называются философскими, научными, религиозными, духовно-практическими и т. п.: традиция может быть школой логики, адвайтийской метафизики, общиной почитателей Вишну или сектой хатха-йогов. Традиционность имеет положительной стороной высочайший профессионализм и такой уровень личной развитости адепта, к-рый в Европе кажется почти чудом (в Европе аналог этому способу бытия культуры есть разве что у цирковых артистов и колдунов); недостаток ее - в затрудненности обмена содержаниями между отдельными традициями и хрупкость: если цепь поколений прерывается, то по текстам восстановить традицию будет уже невозможно.

А. Парибок

ТРЕТА-ЮГА

ТРЕТА-ЮГА - в мифологич. хронологии 2-я из 4 юг. Она длится 3600 (3000 + 300 х 2 - "время сумерек") "божественных лет" или 1 296 000 человеческих. Добродетель людей при этом уменьшается на ¼ по сравнению с предыдущим периодом (крита-юга): дхарма "стоит на трех ногах", люди начинают приносить жертвы и обращаться к богам для удовлетворения мирских желаний.

М. Альбедиль

ТРИВАРГА

ТРИВАРГА (три разряда)

1) Три жизненных цели индуиста: дхарма, артха, кама.

2) Объединенное обозначение трех высших варн: брахманов, кшатриев, вайшьев.

А. Дубянский

ТРИВИКРАМА

ТРИВИКРАМА (Трижды шагнувший) - наименование Вишну в "Ригведе" согласно его деянию - трем космическим шагам, интерпретируемым, исходя из солярной природы образа Вишну, как три фазы солнца (восход, зенит, закат) либо же в космогонич. плане - как установление трех сфер мироздания (земля, атмосфера, небо). Заслуживает внимания т. зр., по к-рой первый шаг Вишну соответствует нижнему миру (включая землю), второй - верхнему, а третий, наиб, существенный, представляет собой синтез первых двух и символизирует целокупность вселенной. Этим определяется и мифологич. роль самого Вишну, скрепляющего, поддерживающего и т. обр. охраняющего мир. Эпизод трех шагов Вишну трансформировался в миф об одной из его аватар - Вамане.

С. Невелева

ТРИЛОКА

ТРИЛОКА (букв, три мира) - три сферы мироздания в индуистской космологии: небо, земля и пространство между ними, отражавшие представления др. индийцев об упорядоченном мире (в противоположность хаосу). Наиб, важной считалась промежуточная сфера, соединявшая небо и землю: с ней связывалась сложная символика центра. Космогонич. акт сводился к отделению неба от земли и к установлению посредника, их соединяющего. Каждая из трех сфер могла и далее делиться на три. См. ЛОКА.

М. Альбедиль

ТРИМУРТИ

ТРИМУРТИ ((имеющий) три образа) - божественная триада Брахма, Вишну и Шива, выполняющая в мифологии функции сотворения, сохранения и разрушения вселенной и мыслимая как единое целое. Воплощает в себе др. идею троичности и триединства божеств, сил. Разл. секты и учения толкуют Т. по-разному, исходя из своих осн. постулатов. В иконографии изображается в виде трех божеств или стоящих рядом, или словно вырастающих один из другого.

М. Альбедиль

ТРИПУРА

Троеградье или тройная крепость, тройное ограждение. В брахманах встречаются упоминания о "тройном городе", к-рым боги оградили место жертвоприношения от козней асуров; в ритуале этому мифологич. мотиву соответствовал троекратный обход места жертвоприношения участниками обряда с огнем в руках по кругу прадакшины. В индуистском мифе ("Махабхарата", пураны) Т. - три неприступных города, дарованных Брахмой асурам за их подвижничество: железный - на земле, серебряный - в воздушном пространстве, золотой - на небесах. Разрушить их мог бы только Шива, если бы ему удалось поразить их все вместе одной стрелой. Видя в этом гарантию своей безнаказанности, асуры развязали жестокую борьбу с богами за власть над миром. Решил дело в пользу богов только Шива, выступивший против асуров на чудесной колеснице с Брахмой в роли возничего. При уникальных астрономич. обстоятельствах все три города (до этого двигавшиеся, по-видимому, как планеты - по разным орбитам) сблизились, оказавшись на одной линии; тут и поразил их Шива своей стрелой. В каменной и бронзовой скульптуре существует несколько вариантов иконографии Шивы-Трипурантаки (Разрушителя Т.). В земном географическом пространстве действие мифа традиционно привязывается к городу Теор (Трипури) на р. Нармаде, неподалеку от г. Джабалпура в Центр. Индии.

Я. Васильков

ТРИШУЛА

ТРИШУЛА (трезубец) - эмблема и атрибут Шивы, означающие в шиваизме его тройственную функцию бога, сотворяющего, сохраняющего и разрушающего вселенную. В ранних скульптурных изображениях, а также в нумизматике Т. ассоциируется не только с Шивой, но и с Вишну, а также является свящ. символом шакти Шивы-Дурги. Божеств, оружие богов служит объектом культового почитания: в его честь совершаются специальные ритуалы. Нередко трезубец помещается на верхушках шиваитских святилищ. В разных школах и учениях символика трезубца толкуется по-разному. Так, согласно одной из йогических интерпретаций три зубца связываются с тремя тонкими каналами: ида, пигала и сушумна, к-рые проходят вдоль позвоночника от его основания до верхней чакры на макушке головы.

М. Альбедиль

ТРЙКА, ТРИКАШАСАНА

ТРЙКА, ТРИКАШАСАНА - шиваитская секта, основанная в Кашмире Васугуптой (770-830). К X в. сложилась как комплексная мистико-психологич. система. Ее название обусловлено тем, что она опиралась на три гл. принципа:

1) Шива как высшая реальность,

2) Шакти как трансцендентная энергия и

3) ану как индивидуальная душа, связанная путами сансары.

Наиб, крупный и выразительный представитель кашмирского шиваизма - Абхинавагупта (X в.), блестящий поэт и теолог. В 105 стихах его произведения "Парамартхасара" изложены все осн. аспекты кашмирского шиваизма.

М. Альбедиль

ТУКАРАМ

ТУКАРАМ (1598/1608-1649/1650) - последний великий поэт традиции варкари, автор более 4500 абхангов. Родился в деревне Деху недалеко от г. Пуны в касте кунби (шудра). В соответствии с семейной традицией занимался торговлей и ростовщичеством, в неурожайные годы разорился, потерял много близких и, забросив дела, обратился к богу - Виттхалю. В результате многодневных медитаций, повторения имени бога, пения киртанов и бхаджанов был одарен мантрой явившимся во сне Бабаджи, последователем Чайтаньи. Импульс к творчеству был также получен во сне - поэт-проповедник XIII-XIV вв. Намдэв попросил Т. продолжить традицию создания песнопений во славу Виттхаля. Брахманы, считавшие кощунственным превращение низкого шудры в проповедника, жестоко преследовали Т. Но после того как свершилось чудо и р. Индраяи вернула Т. брошенные в воду поэтич. труды, брахманы отступили, а мн. из них стали преданными его учениками. Мировоззрение Т. не укладывается в четкие рамки, его поэзия - это история человеческой души, ищущей слияния с божеством. Абханги Т. отличает явное переплетение вишнуитских и шиваитских мотивов, что является характерной чертой традиции варкари. Его творчество считается жемчужиной маратхской лит-ры, хотя нек-рым его произведениям не чужды и вульгаризмы, и острое словцо. Множество строк из его произведений стали афоризмами, вошли в идиоматику языка маратхи.

И. Глушкова

ТУЛАСИ (ТУЛСИ)

ТУЛАСИ (ТУЛСИ) - базилик священный (Ocium sanctum), кустарник, имеющий большое ритуально-магич. значение в вишнуитском культе. Специально выращивается верующими в садах, дворах, горшках. Т. является символом Вишну и самостоятельным объектом поклонения. По мифу, Т. первоначально - заколдованная Вишну жена демона-асура Джаландхара; позже начинает считаться любимой женой самого бога. В кришнаитских легендах листок Т. выступает выкупом за Кришну от имени Рукмини у риши Нарады. В ритуале Т. почитается преимущественно женщинами, особенно в месяце карттик (окт.-нояб.). См. ТУЛАСИ-ВИВАХА. Из веток Т. вытачивают бусы (туласи-мала), свящ. атрибут вишнуитов и кришнаитов.

Н. Краснодембская

ТУЛАСИ-ВИВАХА

ТУЛАСИ-ВИВАХА (букв, свадьба туласи) - обряд, совершаемый женщинами-вишнуитками в 11-12-й день светлой половины месяца карттик (октябрь-ноябрь). Символизирует брак туласи с Вишну. Совершающая обряд женщина выступает как бы в роли матери туласи и исполняет все ритуалы, положенные к совершению матерью, выдающей дочь замуж и соответственно обретающей опред. нравственные заслуги. Среди высших индуистских каст распространен обычай начинать свадебный "сезон" именно после Т.-в.

Н. Краснодембская

ТУЛСИДАС

ТУЛСИДАС (прибл. 1532-1623) - крупнейший поэт рамаитского бхакти, автор поэтич. сборников "Дохавали" ("Собрание двустиший") и "Кавитавали" ("Собрание строф"). Гл. сочинением поэта является эпич. поэма "Рамачаритаманаса" ("Священное озеро деяний Рамы"), излагающая "Рамаяну" Валъмики в духе рамаитского бхакти, с чем связаны значит, изменения в сюжетной канве и ценностной ориентации классич. эпоса. В поэме социально-этич. идеалы бхакти органично слиты с традиционными кастовыми ценностями, в нарушении к-рых поэт видел причину социального зла. "Рамачаритаманаса" и в наши дни является популярнейшим произведением везде, где понимают язык хинди; это и свящ. текст, и любимая в широких массах лит-ра, вызвавшая к жизни множество интерпретаций в живописи, на сцене, экране и т. д.

Е Ванина

ТЬЯГА

ТЬЯГА (покидание, оставление, отказ, самопожертвование) - обозначение духовной практики, связанной с самоотречением, аскезой.

А. Дубянский

ТЬЯГАРАДЖА

ТЬЯГАРАДЖА (царь тъяги)

1) Эпитет Шивы в образе аскета, подвижника. Крупнейший храм Т. находится в Тируваруре (Тамилнад).

2) Великий музыкант, принадлежавший к карнатакской традиции. Родился в Тируваруре (Тамилнад) в 1757. Был глубоко духовным человеком, бхактом Рамы, выдающимся йогом. В Индии почитается как святой. Пел, играл на вине, сочинял вдохновенные композиции в форме крити, близкой к киртану. Автор циклов киртанов и двух музыкальных драм - "Наукачарита" (по "Гитаговинде" и "Прахлада бхактивиджая" ("Победа бхакти Прахлады"). Проникновенность и эмоциональность, в то же время простота и естественность его музыки, совершенство и разнообразие композиций сделали имя Т. синонимом и символом карнатакской традиции. Дом в Тирувеияру неподалеку от Танджавура, где жил Т., в наст. вр. является местом паломничества, центром ежегодных фестивалей духовной музыки. Умер Т. в 1847, став в конце жизни санньясином.

А. Цубянский

Предыдущая страница Следующая страница