Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
Статьи на букву "С"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С"

САВАРКАР, ВИНАЯК ДАМОДАР

Статья большая, находится на отдельной странице.

САВИТРИ

САВИТРИ (Солнечная)

1. Название мантры, части гимна "Ригведы" (III. 62.10), обращенный к богу солнца: "Мы хотели встретить этот желанный блеск бога Савитара, к-рый должен поощрять наши поэтические мысли" (пер. Т. Я. Елизаренковой). Эта наиб, священная мантра, именуемая также Гаятри, считается "Матерью Вед" и может быть произносима только "дваждырожденными".

2. Богиня, олицетворение мантры, появилась из разделившегося надвое Брахмы и стала его супругой. Иногда С. считается дочерью Савитара или Дакши. В шиваизме иногда ассоциируется с Парвати.

3. Эпитет богини Сарасвати.

4. Имя царевны, героини "Сказания о Савитри " ("Махабхарата", III, 277), к-рая силой подвижничества и преданности своему супругу, Сатьявану, вернула ему жизнь в споре с богом смерти Ямой.

А. Дубянский

САГУНА

САГУНА (окачествленный) эпитет Брахмана при связывании этого понятия с идеей личного бога - Шивы или Вишщ в направлениях бхакти. Личностное понимание абсолютного. Поклонение богу в сагуна-бхакти всегда связано с его иконографией и мифологией.

А. Парибок

САГУНА-БХАКТИ, САГУН-БХАКТИ

САГУНА-БХАКТИ, САГУН-БХАКТИ (от сагуна - имеющий качества) - направление в бхакти, оформившееся в XV-XVI вв. Его адепты, следуя принципам единобожия, почитали бога в антропоморфной ипостаси, напр., в образе царя Рамы или пастушка Кришны (см. РАМАИЗМ, КРИШНАИЗМ). В основе С.-б. лежало земное индивидуальное чувство родителей к ребенку (младенец Кришна), влюбленной женщины к мужчине (юноша Кришна), слуги к господину (царь Рама) и т. д. Подобное восприятие божества создавало предпосылки для возникновения разнообр. внешних форм богопочитания (изображения божества, храмовые службы, штаты жрецов). Крупнейшими представителями С.-б. были Валлабха, Сурдас, Тулсидас, Видьяпати, Мира Баи, Чайтанья и др.

М. Альбедиль

САДХАНА

САДХАНА - в йоге процесс или средство осуществления духовных целей. Как процесс, обычно мыслится стадиальным, с предсказуемыми успехами и трудностями на каждой стадии. Как средство, С. есть развернутая инструкция с предписанием нравственных, психических, духовных, энергетических упражнении, их очередности, периодичности, интенсивности и пр., указание применяемых средств - мантр, икон, воображаемых персонажей и пр. Как правило, С. лишь отчасти изложена в доступных текстах, ключ же к практике дает гуру. Успех не гарантируется, но при должном рвении весьма вероятен. Интенсивная С. занимает не менее нескольких лет. Занимающийся С. называется садхака, а достигнутый результат - сйддхи, частные (паранормальные физические, психические, духовные способности) и окончательные (освобождение и преображение тела).

А. Парибок

САДХУ

САДХУ (букв, прямой, правильный, превосходный, "добродетельный") - термин, обычный в применении к аскетам и святым в индуизме, а также иногда и к ревностно верующим мирянам.

Н. Краснодембская

САИ БАБА ИЗ ШИРДИ

САИ БАБА ИЗ ШИРДИ (Ширди ка Саи Баба, 1856-1918)

- великий индусский святой, проповедник равенства людей независимо от касты и сторонник единства индусов и мусульман. Учение С. близко учению Кабира и др. бхактов. Он почитается как воплощение Шивы. Места, связанные с жизнью С, ежегодно посещают миллионы паломников. С. род. в деревне Панни в Махараштре. Неизвестно, к какой касте принадлежали его родители и были они индусами или мусульманами. В возрасте 16-17 лет С. поселился в деревне Ширди в разрушенном храме. Во многом С. походил на др. аскетов: одевался в рубище и довольствовался тем, что давали ему в кач-ве подаяния. Однако в отличие от индусских садху С. демонстративно совершал намаз в мечети и молился в индусском храме, подчеркивая, что обращается при этом к одному и тому же богу; он творил чудеса, избавлял от болезней и выполнял др. сокровенные желания пришедших к нему за помощью. С. был одним из первых индусских святых, на кого обратили внимание англичане, однако его учение не было для них привлекательным. Учение С. в целом оказало на современников и потомков меньше влияния, чем собственно личность С, но секты последователей не возникло. Книги и брошюры, излагающие суть его учения, ограничиваются общ. положениями о едином боге, единстве человечества, о необходимости вести праведный образ жизни, руководствуясь добрыми помыслами, о том, что нужно быть милосердным и стремиться к "освобождению". Вряд ли можно говорить о том, что та или иная мысль из вышеупомянутых есть собственное достижение С. Но примечательно, что о единстве индусов и мусульман и о необходимости милосердия индийцы часто говорят, ссылаясь на С. В народе популярны ре лиг. гимны (бхаджаны) и др. поэтические произведения, приписываемые С, мн. индийцы хранят дома его портреты либо носят его маленькие „ изображения с собой как обереги. С, вероятно, наиб, почитаемый святой в самой Индии, и это пытаются использовать нек-рые совр. проповедники. Популярный сейчас в Индии святой Сатья Саи Баба объявил себя аватарой С.

И. Котин

САЛЛЕКХАНА-ВРАТА

САЛЛЕКХАНА-ВРАТА - пятый дисциплинарный обет джайна (см. ШИКША-ВРАТЫ). Саллекхана - это оставление тела при неотвратимости смерти в несчастье, в голоде, в старости, в болезни ради сохранения достигнутого уровня духовности. С в . осуществляется посредством усиливающегося до крайней степени поста и включает требование удержания сознанием нескольких свящ. мантр. Т. обр. джайны признают правомерность религ. смерти.

А. Дюранов

САМАВАРТАНА

САМАВАРТАНА (возвращение), или снана (санскр. омовение) - обряд, совершаемый над дваждырожденными после завершения периода ученичества и возвращения их из дома учителя в свой дом. Возвращение ученика в родной дом и совершение им там ритуального омовения дали два названия этому обряду. Совершивший обряд омовения становился "снатака" ("омывшийся") - совершеннолетним мужчиной, к-рому вскоре надлежало вступить в брак и стать домохозяином (грихастха). Ученик перед уходом от учителя испрашивает у него на это разрешение, а также платит ему за обучение в зависимости от достатка (предпочтительны дарения коров и земли). Ученик испрашивает разрешение вступить в брак. Именно это обстоятельство и определило значение обряда, к-рый в совр. Индии часто совершается вне зависимости от характера и срока ученичества и носит форму своеобразного ритуала получения разрешения на брак. В настоящее время возможно даже совмещение этого обряда с обрядами упанаяна или виваха.

И. Котин

"САМАВЕДА"

"САМАВЕДА" ("Книга песнопений") - одна из четырех священных Вед, в к-рой текст, почти целиком заимствованный из "Ригведы", располагается в соответствии с последовательностью исполнения его певцами-удгатарами на литургии. Сохранились две редакции "С" . - "Каутхума" (вульгата, 1810 стихов) и "Ранаяния". "С. " разделяется на две части: первая включает гимны Агни, Индре и Соме; вторая посвящена полностью ритуалу жертвоприношения сомы. К "С. " прилагаются "песенники" (ганы), в к-рых текст ее сопровождается нотами (с ними "С. " представляет собой древнейший памятник инд. музыки).

В. Эрман

САМАДХИ

САМАДХИ (этимологически примерно - "сонакладывание, соналагание") - психическое сосредоточение; важнейший термин любых направлений йоги. Оттенки значения многообразны, но выделяются прежде всего понимания С. как:

1) функции, кач-ва сосредоточенности, присущего сознанию в какой-то мере всегда и

2) как состояния сознания, характеризующегося особой интенсивностью этого кач-ва.

Это состояние специально культивируется йогой. Существуют разные классификации С, напр.: "С . с переживанием чувства Я " и, более высокое, без оного; "С . с интеллектуальной деятельностью" - и превзошедшее интеллект; особо важно различение "С . с семенами (кармы)", в к-ром происходит лишь временное замораживание кармических потенций, и очень глубокого "С . без семян" (или "выжигающего семена кармы"), устраняющего возможности проявления последствий былых поступков. Согласно "Йога-сутрам", С. есть остановка всей психич. активности, но это лишь предельный случай толкования термина. Выражением "великое (-маха-) С." обозначается сосредоточение, приводящее у совершенных йогов к отбрасыванию тела и освобождению от него. В телесных останках это выражается, по-видимому, в инсульте. В глубоком С. температура тела понижается на несколько градусов, все функции организма едва теплятся, возможно длительное пребывание почти без воздуха.

А. Парибок

САМАЙИКА-ВРАТА

САМАЙИКА-ВРАТА - первый дисциплинарный обет (см. ШИКША-ВРАТЫ), к-рый берет на себя последователь джайнизма. Он состоит в обязательстве полностью соблюдать осн. обеты (см. АНУ-ВРАТЫ) в течение 48 минут. Это время проводится в медитации или чтении свящ. текстов. С. в. должен выполняться не менее одного раза в сутки.

А. Дюранов

САМАН

САМАН - песнопение, мелодия, свящ. текст или стих, предназначенный для пения, одна из трех разновидностей ведийской мантры (см. "САМАВЕДА").

В. Эрман

САМАНТАБХАДРА

САМАНТАБХАДРА - один из величайших диалектиков-парадоксалистов школы дигамбаров, живший, вероятно, в нач. IV в. О жизни его сохранилось мало достоверных сведений. По-видимому, он происходил из Каньчи и был сыном раджи Урагапуры. Из дошедших до нас работ С. наибольшее значение имеет написанная в стихах "Аптамиманса". Имеется много комментариев на это философское произведение. Ряд работ С. утрачен, в т. ч. и наиб, ранний дигамбарский комментарий на "Таттвартхадхигама-сутру" - "Гандхахастимахабхашья".

А. Терентьев

САМХИТА

САМХИТА - собрание свящ. текстов (гимнов, жертвенных формул или заклинаний), составляющее основу каждого из четырех сводов ведийского канона, четыре С. представляют его самую древнюю часть, пользовавшуюся особенным авторитетом (см. ВЕДЫ).

В. Эрман

САНИ

САНИ - название планеты Сатурн, а также имя персонифицированного божества этой планеты в астрологии народов Юж. Азии. С ним связано название шестого дня недели (субботы). Астрологически влияние С. считается постоянным и наиб, вредоносным; одним взглядом С. может нанести непоправимое увечье. В иконографии С. - нередко уродливый, злой старик. Символический цвет - черный, растение - Mimosa albida.

Н. Краснодембская

САНИТАР

САНИТАР (Побудитель) - бог, в "Ригведе" олицетворяющий животворящую силу солнца, отец солнечной девы Сурьи (см. АШВИНЫ). Молитва С. в "Ригведе" позднее персонифицируется в образе богини Савитри. В Ведах С. дарует бессмертие богам, долгую жизнь людям, но заметного места в пантеоне не занимает, еще менее значителен его образ в послеведийской мифологии, где он включается в группу Адитья.

В. Эрман

САНКАРШАНА

САНКАРШАНА - некогда самостоятельное божество, почитание к-рого вошло в культ Нараяны (в части., почитаемого в виде вепря). Часто под именем Баладэвы он выступает воплощением космического змея, поддерживающего Землю. (Шеши - в "Махабхарате", Ананты - в "Рамаяне" Связь со змеями и, следовательно, с плодородием прослеживается и в его иконографии: С. изображается со змеиным капюшоном на голове, с тремя заостренными выступами на эмблеме-знамени. В пуранах с ним связываются нек-рые черты религ. практики тантризма: употребление наркотиков, культовый экстаз и т. п. В соответствии с представлением о четырех вьюхах С.-Баларама почитается одной из форм Нараяны.

С. Невелева

САНКХЬЯ

САНКХЬЯ (размышление, исчисление) - одна из ортодоксальных даршан, весьма популярная в древности. Основатель - легендарный Катила (до VI в. до н. э.). Произведения ранних авторов Панчашикхи, Варшаганы и др. утрачены, отчасти известны из медицинских трактатов, "Махабхараты" и др. текстов. Самое раннее из дошедших сочинений - "С.-карика" Ишваракришны (III в. н. э.). Важный ее комментарий подготовлен Вачаспати. "С.-правачана-сутра" псевдо-Капилы относится к XIV в. Труд Виджнянабхикшу (XVI в.) притягивает С. к теистической веданте. Классическая С. - система онтологического дуализма. Есть два вечных начала: единая и вечно изменчивая материя-природа (пракрити) и множество вечно неизменных индивидуальных духов (пуруш). Последствие уже скрытым образом содержится в причине (теория саткарьявада), развитие есть проявление потенциального. Основа всего мира - непроявленная (бесструктурная) пракрити. Она разворачивается в ряд типов сущего (таттв), что происходит при нарушении равновесия трех ее сил - гун: ясности, активности, инертности, в нач. каждого мирового периода (признается цикличность существования мира). Первая таттва - великий (махат), его аналог в индивидууме - интеллект; затем - ахамкара - чувство индивидуальности. Далее при господстве гуны ясностъ-саттва из ахамкары порождается рассудок (манас), по пять индрий (органов) познания и действия. Параллельно этому при преобладании гуны инертности-гаалшся образуются "пять зародышей" элементов-стихий (зримого, слышимого и др.). Из них далее возникают физические элементы, составляющие тела живых существ и неодушевленные вещи. Итого насчитывается 25 типов сущего вместе с пракрити и Пурушей. Пуруша, т. е. дух, понимается как бездействующий зритель материальных, в т. ч. психических, процессов, понимаемых как преобразования гун. В мирском индивидууме наличествует смешение, неразличение интеллекта и духа. Духовной целью является осознание действительной несвязанности их, порождение в сознании их различения. Это возможно с помощью чистого умозрения, а также йоги. Типов правильного познания три: восприятие, вывод и авторитет. Виды активности сознания делятся на познание (вновь, впервые, правильное и неправильное), память, сон и оперирование словами. В неклассич. вариантах С. вводится 26-я таттва - господь бог, что явно излишне для самой системы. С. является теоретич. фундаментом йоги Патанджали; в истории философии большое значение сыграли ее споры с представителями школы ньяя и буддистами по проблеме причинности. После XVI в. традиция С. прекращается, последователей ее нет.

А. Парибок

"САНКХЬЯ-КАРИКА"

"САНКХЬЯ-КАРИКА" ("(Сочинение по) санкхъе (в форме) стихотворных афоризмов") - первый текст классической санкхьи, написанный Ишваракришной (III в. н. э.), состоит менее чем из 100 стихов размером арья; авторы важнейших комментариев - Гаудапада (VI в.), Вачаспати (IX в.).

А. Парибок

САННЬЯСИН

САННЬЯСИН - аскет, последняя, четвертая ступень в законе четырех стадий жизни (варна-ашрама-дхарма). Проведя 3 стадии жизни, изучив надлежащим образом свящ. тексты и выполнив предписанные обряды, человеку следовало покинуть лесную обитель и стать бездомным странником. Обзаведясь посохом и сосудом для воды, аскет должен странствовать один, без товарищей, при полном молчании и в небрежении к своей плоти. Отринув все земные притязания, следовало оставаться равнодушным и бесстрастным ко всему окружающему. Следуя наставлениям упанишад, человек в этой стадии должен устремляться к конечной цели своей жизни - освобождению из круговорота рождений и смертей (мокше).

М. Альбедиль

САНСАРА

САНСАРА - странствование из жизни в жизнь; мир конечного, превратного, невечного; все мирское. Представление о С. развилось после эпохи старших упанишад из учения о "путях предков" (питрияна) и "пути богов" (дэваяна), в период зарождения буддизма и джайнизма. В индуизме С. понимается как мир перевоплощений индивидуального Атмана в разных телах и разных сферах бытия, от мучительнейших адов до высших областей преходящего рая. Областей С. насчитывают множество, среди них есть и более, и менее счастливые, чем обитель людей. Смена тел в С. регулируется законом кармы. С. может пониматься как реальная или как царство кажимости - в утонченной метафизике. С. циклична во времени: мир конечного периодически разрушается и созидается вновь (то ли волей бога, то ли безлично-законосообразно, в зависимости от интерпретации). Освобождение от С. (или, при возвышенном метафизическом понимании, осознание того, что на деле С. нет, это лишь наваждение) - предельная экзистенциальная цель индуиста.

А. Парибок

САНСКАРА

САНСКАРА (исполнение, приукрашивание, обряд, ритуал) - в широком смысле этого слова: различные ритуальные действия, в т. ч. жертвоприношения, способствующие совершенствованию лица или предмета. В узком смысле слова под С. понимают обряды жизненного цикла, как, напр.: гарбхадхана (при зачатии), пумсавана (для обеспечения рождения мальчика), джатакарма (церемония в связи с рождением ребенка), намакарана (наречение имени), аннапрашана (первое кормление твердой пищей), чудакарана (первая стрижка), упанаяна (посвящение в ученичество), кешанта (первое бритье), самавартана (церемония завершения ученичества) и виваха (свадьба). Обычно речь идет о 16 С, но в разных текстах их число варьируется от 13 до 48, обряды, связанные со смертью и поминанием умерших (антьешти, шраддха), иногда не перечисляются среди основных С. В нек-рых случаях в понятие С. включаются многочисл. жертвоприношения, как домашние, так и шраута-ритуала, сопровождаемые, в части., возлиянием сомы. С. как часть ведийского ритуала в принципе предназначались лишь для трех высших варн, т. е. для "дваждырожденных ", и для них почти все они считались обязательными. Большинство С. включает такие общие обрядовые элементы, как подготовка сакрального участка для совершения церемонии, смазывание его коровьим навозом, окропление водой, устройство огненного алтаря и раскладывание вокруг него свящ. травы (куша или дарбха), призывы к богам вкусить порции очищенного топленого масла (гхи), одаривание брахманов (дакшина) и др. Выполнение осн. С. считается достаточным для рядового индуса, чтобы после смерти он достиг неба (сварга). Многие С. возникли в глубокой древности, нек-рые упоминаются в Ведах, эпосе, брахманах, однако были приведены в систему позднее-создателями грихья-сутр (сер. - вт. пол. I тыс. до н. э.).

А. Вигасин,

И. Котин

САНСКРИТ

САНСКРИТ (отделанный, обработанный) - созданный в древней Индии литературный язык, главный языковой носитель общеинд. высокой культуры, язык подавляющего большинства филос, религ., литературных и ученых соч. древней и ср.-век. Индии вплоть до XVIII в., живой до сих пор. Основа его - обработанный в грамматической традиции, прежде всего в труде Панины, разговорный язык брахманов Сев.-Зап. Индии IV в. до н. э. С этой эпохи случайное языковое изменение, характерное для обычных языков, почти полностью прекратилось (исключения: утрата музыкального ударения, переход нек-рых слов в пассивный запас, большая свобода образования сложных слов), и язык стал непрерывно развиваться, становясь все более искусственным, богатым, совершенным и разнообразным в своих возможностях. Грамматически С. характеризуется богатством словоизменения (8 падежей, 3 числа в именах, неск. сотен глагольных и отглагольных форм), словообразования и сосуществованием существенно различных функциональных стилей в синтаксисе, от классич. флективного до изобилующего многочисл. сложными словами именного-инкорпоративного. В лексике отмечается широкая синонимия (десятки слов со значением "солнце, вода, свет, земля " и пр.), многозначность употребительных слов и свободное образование многочисл. производных слов по надобности; т. е. они не воспринимаются единицами сло варя. Стили С. по нек-рым параметрам могут разниться более, чем обычные близкородственные языки. Как инструмент выражения, рассмотренный в отрыве от круга выражаемых смыслов, С. несопоставимо совершеннее любого совр. языка. В нем совмещаются возможности передачи строго аналитичной фи л ос. мысли и богатого ассоциативными смыслами, ассонансами и пр. суггестивного поэтич. письма. Разговорный С. может обходиться меньшей частью выразительных средств языка. С точки зрения социальной лингвистики С. обладает существенным недостатком, ибо он весьма избыточен для средних выразительных потребностей обычного индивидуума. Средний человек выучить С. не в состоянии, т. к. это требует чрезмерного напряжения рассудка, памяти и воображения. Полноценное овладение С. уже более тысячи лет подразумевает изучение его в системе традиц. грамматики. Используемые для передачи С. алфавиты разнообразны, могут применяться любые инд. системы письма, кроме тамильского, но преобладают шрифты дэванагари и бенгальский.

А. Парибок

САНТ 1

САНТ 1 (букв, существующий, благой, святой) - одно из названий святых, чаще всего поэтов-бхактов Севера и Запада Индии.

А. Дубянский

САНТ 2

САНТ 2 (Святой человек) - уважительное звание, к-рое сикхи дают человеку, имеющему особые заслуги перед общиной, ведущему праведный образ жизни и заслужившему высокий авторитет.

Е. Успенская

САПТАМАТРИКА

САПТАМАТРИКА (семь матерей) - группа богинь, имеющих неарийское происхождение, обладающих опасным, непредсказуемым характером. Способны насылать болезни и несчастья. В средневековом индуизме становятся воплощением шакти различных богов. В "Дэви-махатмья " описываются как отряд воительниц, произведенных богами для помощи Дэви в ее борьбе с асурами. Их имена: Брахмани, произведенная Брахмой, Махешвари - Шивой, Каумари - Карттикейей, Вайшнави - Вишну, Варахи - Варахой, Нарасимхи - Нарасимхой, Айндри - Индрой. Набор богинь в группе может варьироваться. С. ассоциируются также с женами семерых риши (саптариши). В этом случае шесть из них (кроме Арундхати) считаются матерью Сканды и имеют благой характер. Однако "Махабхарата" содержит историю о том, что богини-матрики (число их неопределенно) были посланы Индрой на место рождения Сканды, чтобы убить его. Но при виде ребенка в них проснулись материнские чувства, и они попросили его принять их в кач-ве матерей. Несомненно, подобные мифы отражают процесс втягивания в пантеон индуизма и "приручения" аборигенных божеств, становящихся т. обр. защитниками дхармы.

А. Дубянский

САПТАРИШИ

САПТАРИШИ (Семь провидцев) - мифические 7 мудрецов, отождествляемые с 7 звездами Большой Медведицы. К ним принадлежат: Бхарадваджа, Кашьяпа, Гаутама, Вишвамитра, Джамадагни, Васиштха и Атри (в пуранах имена варьируются).

В. Эрман

САРАСВАТИ

САРАСВАТИ (Богатая водами)

1) Название реки и имя персонифицирующей ее богини. С. - некогда мощная река, не уступавшая по размерам Инду, протекавшая через Пенджаб и Раджастхан к морю; ее берега были усеяны поселениями. В кон. хараппской эпохи тектонические сдвиги привели к уходу притоков С. в системы др. рек и постепенному пересыханию, к-рое завершилось к середине I тыс. до н. э. С тех пор С. (совр. Сарсути) - небольшая речка, теряющаяся в песках пустыни, но окруженная особым почитанием. "Ригведа" посвящает ей 3 гимна и восхваляет как величайшую из рек, текущую с небес; ее призывают вместе с др. божествами явиться на жертвоприношение. Отождествление С. в поздневедийской литературе с богиней свящ. речи Вач обусловлено, возможно, тем, что именно на берегах С. протекал важный этап формирования ведийско-брахманской культуры, причем, как показывают археологич. данные, при контактах с наследниками хараппской цивилизации.

2) Богиня мудрости и красноречия, супруга (или дочь) Брахмы, покровительница учащихся, писцов и книжников.

Я. Васильков

САРДАР

САРДАР - уважительное обращение к сикху, особенно незнакомому. Исторически - сикхский феодал-землевладелец и военный глава мисаля в XVIII-XIX вв.

Е. Успенская

САТ

САТ (сущее, истинно-сущее) - в веданте компонент троичного определения абсолюта, или истинной природы духа: С.-чит-ананда, т. е. "сущее-сознание-блаженство". Здесь первый атрибут соотносим с онтологией, второй - с гносеологией, третий - с сотериологией (учением о снятии конечного), а их бытие вместе - атрибут единого - означает осуществленность снятия конечного и наступление - как осознание - освобожденности.

А. Парибок

САТИ

САТИ (от "сат" - существующий, имеющий быть; истинная, добродетельная)

1) Дочь Дакши, вопреки его воле пожелавшая выйти замуж за Шиву. Рассерженный Дакша не пригласил Шиву на устроенное им великое жертвоприношение. С. безуспешно пыталась убедить отца в превосходстве Шивы над всеми богами и в конце концов бросилась в жертвенный костер. Узнав об этом, Шива отсек Дакше голову и, обезумев, стал танцевать, держа в объятиях тело супруги. Чтобы прервать этот танец, Вишну рассек тело С. На 50 частей, упавших в раз л. частях земли, ставших святыми местами. С. вновь возродилась в виде Умы.

2) Добродетельная супруга, преданная мужу вдова.

3) Обычай самосожжения вдовы на погребальном костре мужа. Восходит, видимо, к глубокой древности и связан с практикой аборигенных племен. Он упоминается в рассказах греков об индийском походе Александра Македонского. В ведической лит-ре ссылки на него единичны, а в эпосе С. совершают жены высокопоставленных кшатриев. Начиная с н. э. этот обычай все больше распространяется в инд. об-ве, захватывает брахманские слои, а в ср. века к нему иногда прибегают и члены низких каст: известны случаи массового самосожжения женщин (среди маратхов и раджпутов). Теоретически С. было добровольным, но чаще всего совершалось под давлением родственников и обществ, мнения. Многие неортодоксальные течения и секты внутри индуизма были настроены против этого обычая, но более широкое движение протеста возникло в XIX в. в Бенгалии при непосредственном участии Рам-мохана Роя. В этом оно совпало с устремлениями христ. миссионеров и британской администрации, и в 1829 при генерал-губернаторе В. Бентинке обычай С. был законодательно запрещен.

Н. Краснодембская,

А. Дубянский

САТТВА

САТТВА (истовость)

1) В философии санкхья одна из трех гун, связанная с гармонией, постижением, ясностью, прозрачностью.

2) В буддийской философии, реже в нек-рых индуистских школах - существо, индивидуум. Термин употребляется в случае, когда не предрешается вопрос о способе бытия индивидуума: если Атман есть бытие индивида как субстанции, то С. может означать и бытие процесса или акциденции.

А. Парибок

САТЬЯ

САТЬЯ (истинно-сущее; утверждение истинно-сущего) - в йоге один из пяти ограничительных обетов, составляющих первый ее уровень - "правдивость". Понимается как говорение вслух и про себя только того, что есть на самом деле, без обмана, без ошибки, не впустую и не во вред кому-либо. Благодаря неукоснительному соблюдению правдивости, как утверждается, осуществляются выраженные пожелания йога. Т. обр., в совершенной правдивости каждое слово становится или констатацией того, что есть, или обращенным к реальности и выполняемым ею повелением.

А. Парибок

САТЬЯ САИ БАБА

САТЬЯ САИ БАБА (род. 23 ноября 1926) - современный религиозный деятель, чудотворец, мн. последователями воспринимаемый как воплощение бога. Почитается также как перевоплощение мистика Шри Саи Баба из Ширди. Род. в Путтапартхи (штат Андхра Прадеш). О детских годах его рассказываются самые удивительные истории, в части., о том, что ему неоднократно удавалось материализовывать для заболевших друзей редкие лекарственные растения, произрастающие только в Гималаях. В 1940 он прошел через неистолкованный врачами стресс, длившийся около двух месяцев и характеризовавшийся сильными болевыми ощущениями и периодич. потерями сознания. Очевидцы утверждают, что после этой странной болезни его парапсихологические способности возросли и расширились - так, говорят, что он начал цитировать филос. изречения на санскрите - языке, к-рого он не знал. Рассказы о чудесах, совершаемых им, сопровождают всю его жизнь. Паломники приезжают со всего мира, и мн. из них, особенно иностранцев, привлекает именно возможность увидеть совершаемые им чудеса (известно, что индусы, как правило, относятся к чудесам как к чему-то второстепенному, отвлекающему от главного - постижения бога и растворения в нем). Чудеса, творимые С, включают в себя чтение мыслей, исцеление больных, снятие боли, предсказания, но прежде всего и больше всего материализацию разл. предметов, от свящ. пепла до массивных золотых лингамов, вытаскиваемых изо рта. Скептики утверждают, что примерно 60% всех чудес, демонстрируемых С, могут быть объяснены как фокусы, хотя и свидетельствуют о высочайшем профессионализме исполнителя; остается, однако, вопрос - а кто может объяснить оставшиеся 40%? Феномену С. посвящены десятки монографий, его молитвенные собрания и исполняемые им материализации зафиксированы во мн. фильмах, снятых не только любителями, но и профессиональными кинематографистами. С. - автор мн. книг, его выступления и диалоги с верующими распространяются в видеозаписях. С именем С. связаны десятки различных организаций - больницы, школы, гостиницы, художественные студии - в разных городах и регионах Индии, а также во мн. странах мира. Главный ашрам С. находится близ Бангалора. Согласно его собственным предсказаниям, умрет в 2022.

Р. Рыбаков

САТЬЯГРАХА

САТЬЯГРАХА (приверженность истине) - термин, к-рый использовал М. Ганди для обозначения избранного им способа борьбы с британскими колонизаторами; ненасильственное, упорное сопротивление.

А. Дубянский

САХАДЖДХАРИ

САХАДЖДХАРИ - одно из двух основных подразделений сикхской общины - С и кешдхари (хальса). С. - те, кто не принимает новаций десятого гуру Гобинда, т. е. не становится членом хальсы. С. сикхи и хальса имеют концептуальные идеологич. различия: С. не приемлют воинственности хальсы, лояльно относятся к индуистскому влиянию и т. д. Различия проявляются и во внешнем облике, т. к. С. не принимают обязательных для хальсы знаков отличия (см. ПЯТИ "К" ПРАВИЛО) - стригут волосы, бреются и т. д. С. называются также Нанакпантхи (следующие по пути Нанака).

Е. Успенская

САХАДЖИЯ

САХАДЖИЯ - одно из ответвлений вишнуизма, оформившееся в XVI в. в виде эзотерич. сект (не без влияния буддийского тантризма). Последователи С. более всего были озабочены поисками методов непосредств. постижения истинной реальности. В основе культа лежит эротич. чувство Кришны к Радхе, к-рое истолковывается как метафора религ. чувства. В центре метафизики сахаджиев - идея о сексуальном энергетич. начале, и поэтому ритуально оформленный половой акт посвященных адептов расценивается как быстрый путь к духовному озарению. При этом его участники внутренне уподобляются Кришне и Радхе, тем самым меняя свой психофизиологич. статус. Человеческое тело сахаджии воспринимали как микрокосм, обладающий всеми потенциальными возможностями макрокосма (бога, вселенной и т. п.).

Особый акцент в культовой практике делался на роли учителя (гуру-вада) и связи обрядов с йогич. практикой. Сахаджии создали свой корпус религ, лирики, близкой поэзии баулов.

М. Альбедиль

САХАДЖ-ЙОГА

САХАДЖ-ЙОГА - см Нам-марг.

САЯНА

САЯНА - составитель наиб, авторитетного и полного комментария к "Ригведе", жил в XIV в. в Юж. Индии. На С. опираются первые европ. переводчики и исследователи "Ригведы", хотя не все темные места текста он смог удовлетворительно объяснить.

В. Эрман

СВАДЬБА

СВАДЬБА - см. ВИВАХА.

СВАМИН (СВАМИ, САМИ)

СВАМИН (СВАМИ, САМИ) - хозяин, повелитель - название бога или индуистского святого, подвижника, монаха. См. ГОСВАМИ (ГОСАИН, ГОСАМИ, СВАМИ, САМИ).

А. Дубянский

СВАРГА

СВАРГА - небо, высший из трех миров индуистской космографии, обитель света, куда уходят после смерти души добродетельных людей, прежде чем вернуться к земному существованию по закону кармы; рай, царство Индры; иногда С. помещают на вершине горы Меру.

В. Эрман

СВАСТИКА 1

СВАСТИКА 1 ("су" - благой и "асти" - быть) - знак благопожелания и благоденствия. Представляет собой крест с концами, загнутыми против или по часовой стрелке (левои правосторонняя С) . Правосторонняя С. расценивается как благопожелательная, левая - злонамеренная. Изображение свастики встречается на протоиндийских объектах и др. предметах с глубокой древности как знак солнца и света, а значит - жизни и благоденствия. Начиная с ведийских времен существует как эмблема Вишну - солярного божества. "Брихатсамхита" предписывает изображать С. в кач-ве охранительного знака на дверях дома, на воротах храмов, на предметах бытового назначения и т. п. В специфич. значении употребляется в астрономии для обозначения дней солнцестояний и равноденствий. В инд. календаре есть обряд "свастика врата": во время сезона дождей женщины каждый вечер рисуют С. и совершают обряд ее почитания. В кон. сезона они подносят брахману или иному жрецу блюдо с изображением С.

М. Альбедиль

СВАСТИКА 2

СВАСТИКА 2 - наиб, часто встречаемый знак в джайнизме. Как символ святого знания полностью она представлена: собственно С , каждая ветвь к-рой означает одну из четырех ступеней бытия души, возрождающейся в мире (верх - существование в мире богов, низ - в адах, справа и слева, геральдически, - рождение среди животных и в мире людей). Над С. изображают три точки, означающие три драгоценности: праведное знание, праведное воззрение, праведное действие. Третий член изображения С. - полумесяц с точкой над ним - олицетворяет освобождение. Близок по построению рисунка к С. знак нандъяварта.

О. Горовая

СВАЯМБХУ

СВАЯМБХУ (букв. Самосущий)

1) Эпитет Брахмы как первозданного (несозданного) существа. В упанишадах определяет природу Абсолюта - Брахмана.

2) Образ бога, возникающий по его воле или стихийно в природных объектах.

Так, С. являются камни, наросты на деревьях или отдельные предметы, хотя бы отдаленно напоминающие иконографический облик бога или его символа и становящиеся местами поклонения.

В. Эрман ,

А. Дубянский

СИДДХА 1

СИДДХА 1 - обладатель сиддхи. См. МАХАСИДДХИ.

СИДДХА 2

СИДДХА 2 - джива, достигший освобождения (см. МОКША). Отделяясь от "кармического" вещества, С. лишается всех качеств, за исключением "абсолютной праведности", "абсолютного воззрения" ( т. е. абсолютно правильного воззрения - джайнского), "абсолютного познания" и "сиддхости" (т. е. "достигнутости"), невозможности пасть назад в сансару. Несмотря на "абсолютность" своих атрибутов, С. сохраняет индивидуальность, а не сливается с к.-л. рода "абсолютным духом", Богом и т. п. Индуистские представления о первоначале, творце мира и т. д. подвергаются джайнскими логиками уничтожающей критике. По их мнению, сохраняющие индивидуальность С. по достижении освобождения взлетают вертикально вверх до высшей точки вселенной, "места С" , Сиддхакшетры. Эта обитель освобожденных душ, именуемая также Сиддхашила и Ишатпрагбхара, располагается над небесами Ануттара и имеет форму диска.

А. Терентьев

СИДДХАНТА

СИДДХАНТА - в традиции ньяи термин означает "основоположение к.-л. философской школы". Если есть предмет, к-рый можно трактовать по-разному, напр, познание, то принятие определенной т. зр. на него, встроенной в филос. традицию, называется С. Так, для ньяи С. Будет "познание - мгновенный акт", а для санкхъи - "познание есть длительно существующий материальный орган". Расширительно слово "С. " означает филос. или теоретич. традицию, школу, обладающую своими принципами и прибегающую к рациональной аргументации. В композиции схоластических текстов инд. философии С. есть изложение позиции автора по проблемному вопросу, следующее за изложением мнения оппонента и содержащее опровержение его.

А. Парибок

СИДДХАСЕНА ДИВАКАРА

СИДДХАСЕНА ДИВАКАРА (Дивакара-Чудотворец) - это прозвище известного джайнского логика связано с легендой, рассказывающей, как С. Д. сотворил чудо в храме Махакалы во времена раджи Викрамадитьи. Центр, место среди его работ по логике занимает "Ньяяаватара". По мнению Г. Якоби, эта работа демонстрирует знакомство с "Ньяябинду" Дхармакирти, поэтому С. Д. не мог жить ранее VIII в. Обе джайнские секты, дигамбары и шветамбары, признают С. Д. своим. Из сохранившихся произведений С. Д. известностью пользуется также "Самматитарка-сутра". Из 32 его работ по логике до нас дошла 21.

А. Терентьев

СИДДХА-ЧАКРА

СИДДХА-ЧАКРА - свящ. колесо. Является символом джайнской веры, присутствующим в каждом храме. С.-ч. изображается в виде восьмилепесткового лотоса. Его центр означает архата, четыре основных лепестка - сиддхи, ачарья, упадьяя и садху, а четыре промежуточных - праведное знание, праведное воззрение, праведное действие и аскезу (тапас). С.-ч., часто создаваемая из драгоценных металлов, имеет такое огромное значение, что дважды в год происходит праздник, связанный с почитанием ее (сиддха-чакра-пуджа).

О. Горовая

СИДДХИ

СИДДХИ (осуществленность, реализованность) - также вибхути, риддхи - паранормальные телесные или психич. способности, обретаемые благодаря практике йоги. Физические С. обретаются через освоение и просветление первостихий, имеющихся в теле, откуда появляется власть над первостихиями во внешнем мире. Так, господство над первостихией огня дает йогу возможность не гореть в огне, переварить все что угодно и пр.; господство над стихией ветра - летать по воздуху. Психические С. означают прямое видение состояния сознания др. людей, связь с иными мирами (адским, небесным и пр.), знание своих и чужих прошлых и будущих жизней, управление процессом перевоплощения и т. д. Во всех традициях, описывающих методы получения С, подчеркивается, что не следует увлекаться ими, иначе они станут соблазном. С. являются лишь симптомом духовного прогресса, причем не непременным, а если они становятся чисто техническим умением, то сродни высшему цирковому искусству и духовно опасны. Обычными средствами достижения С. считаются методы йоги, в т. ч. хатха-йоги, и тантры.

А. Парибок

СИКХ

СИКХ - последователь религии сикхизма. Слово произошло от санскритского "шишья" - "ученик". По традиции считается, что С. - тот, кто следует учению десяти гуру и почитает "Ади Грантх". Две большие группы С , различающиеся своим отношением к реформам Гобинд Сингха, это: ортодоксальная хальса (кешдхари) и бритые сахадждхари. Сикхские секты могу г быть отнесены к сикхизму лишь условно, т. к. ортодоксальный сикхизм их не признает. Это удаси, отличающиеся неверием в десять гуру, а также намдхари и ниранкари, к-рые считают, что традиция живых гуру продолжается и после гуру Гобинд Сингха, и поэтому имеют своих гуру, к-рых почитают наравне с десятью сикхскими. Есть и нек-рые другие сикхские секты. По переписи 1971 в Индии насчитывалось 10 378 797 С. Из них 8,8 млн проживало в штатах Пенджаб и Хариана. Ко вт. пол. XX в. община С. получила такое развитие, что сейчас можно говорить о сложившейся этноконфессиональной общности С.

Е. Успенская

СИКХИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИНГХ САБХА

СИНГХ САБХА - одно из реформаторских движений в сикхизме во вт. пол. XIX - нач. XX в. Просветительская направленность С. с , имевшая целью соц. реформы, стремление к восстановлению чистоты веры и учения десяти гуру, имела огромное влияние на духовное развитие сикхской общины. Во вт. пол. XIX в. в духовной жизни инд. об-ва отчетливо обозначилось противостояние традиц. ценностей и европ. влияния в культуре, что привело к буржуазной реформации индуизма. С. с. - реакция сикхской интеллигенции на сложный период в жизни сикхской общины, когда очевидным стал отход от учения гуру и преобладание индуистского влияния в доктрине, ритуале, повседневной бытовой практике, чему способствовала деятельность махантов. Положение усугублялось повсеместным распространением христ. миссионерского влияния. Вызов зап. науки и христ. морали традиционным сикхским обычаям привел к необходимости творческого осмысления места сикхов в об-ве. Задача осложнялась тем, что сикхизм рассматривался в это время как ересь индуизма, а сами сикхи - как составная часть инд. нации (в противоположность мусульманам). Активные политич. процессы в стране вызвали необходимость осознания сикхами своих интересов, и С. с. способствовала возрождению конфес. и нац. самосознания сикхов Пенджаба и их самоопределению как отдельной от индуистов общины. В 1873 была создана ассоциация Шри Гуру С. с , провозгласившая задачи восстановления чистоты сикхизма, издания религ. и историч. книг, пропаганды совр. знания на языке панджаби, создания просветительских программ, возвращения в лоно сикхизма вероотступников. Просветительская деятельность С. с. имела долговременное значение. Были открыты многочисленные школы, в т. ч. для девочек, колледжи, в т. ч. знаменитые Хальса Колледжи в Амритсаре и Гуджранвале, госпитали, сиротские дома. Началось издание газет и журналов, ре лиг. и историч. литературы на панджаби. Были узаконены сообразующиеся с сикхской традицией обряды и церемонии. Было обращено внимание на положение дел в сикхских храмах. С. с. получила широкую поддержку в сикхском об-ве, мн. авторитетные люди присоединились к движению. В 1879 была создана С. с. в Лахоре, а в 1880 - объединенная С. с. в Амритсаре.

Эти орг-ции получили поддержку правительства Индии. В 1902 образовался Главный совет хальсы (ЧХД), и все С. с. оказались под его руководством, а ЧХД стал политической орг-цией. Со временем, когда речь зашла о борьбе за контроль над гурдварами, инициатива перешла oт ЧХД и С. с. к Акали, а ЧХД потерял влияние в сикхских массах.

Е. Успенская

СИНДХУ

1) Река Инд (в этом значении склоняется, начиная уже с "Ригведы", то в женском, то в мужском роде). В "Ригведе" реке С. и ее притокам посвящен исключительно поэтичный, насыщенный звукописью гимн Х.75. С. и Сарасвати - две наиболее свящ. реки у индоариев эпохи "Ригведы", лишь в поздневедийский или даже в послеведийский период уступившие свое место в этом кач-ве Ганге.

2) Народ и страна, расположенная в нижнем течении Инда; в источниках часто упоминается в сочетании с др. этногеографическим названием, Саувира (народ и область к востоку от нижнего Инда) - как страна С.-Саувира. Начиная с "Ригведы", страна С. постоянно выступает как прославленный центр коневодства. В "Махабхарате" царь и народ страны С. описаны сражающимися на стороне "отрицательных" героев - Кауравов. В ряде послеведийских источников страна С. характеризуется как "нечистая", "варварская", населенная млеччхами страна, стоящая вне круга ведийско-брахманской культуры.

Я. Васильков

СИТАЛА

СИТАЛА (бенг. - Шитола) - одно из имен богини оспы (нередко к нему добавляется слово "мать"). Существуют храмы, посвященные С. В наст, время ежегодно торжественно почитают С. в месяц чайтра (март-апрель); также совершаются специальные жертвоприношения в случае начала эпидемии. В обрядах в честь С. принимают участие гл. обр. женщины. Исторически предписывались и др. сроки их исполнения: в 8-й день темной половины пхалгуна (февраль-март), а также в 7-й день светлой половины магха (январь-февраль).

Н. Краснодембская

СЙДДХА-ЧАКРА-ПУДЖА

СЙДДХА-ЧАКРА-ПУДЖА - особый праздник джайнов, выражающийся в почитании всех святых. Он проходит дважды в год, весной и осенью, и длится девять дней. В эти дни в храмах почитают священное колесо (сиддха-чакра), совершают праздничные церемонии. Каждый день совершают омовение священного колеса в пруду. В дни праздника соблюдается строгий пост.

О. Горовая

СКАМБХА

СКАМБХА (Опора) - в Ведах означает космический столп, поддерживающий небо и землю, ось вселенной, воплощает также сущность жизни, Атман. В послеведийский период с осью вселенной отождествляется преимущественно как мировое дерево свящ. смоковница, ашваттха. Понятие "столпа" (теперь именуемого стамбха) продолжает играть существенную роль в ритуале и религ. архитектуре. Воздвигаются вотивные колонны, посвященные Вишну, Шиве, Раме и т. д., а также в честь победы и т. п.; один из столбов дома может посвящаться Лакшми и т. п.; столб может сочетаться с изображением лингама. Особенно известны грандиозные монолиты императора Ашоки (III в. до н. э.).

В. Эрман

СКАНДА

СКАНДА (отпрыск, излитый) - бог войны, юный предводитель войска богов (сенапати) в их битве с асурами. По одной из мифологических версий С. - сын Агни, к-рый сочетается с дочерью ведийского бога Дакши Свахой, принимающей облики шести жен из "семерых риши (саптариши), кроме Арундхати. Из сосуда, в к-рый Сваха шесть раз помещала семя Агни, рождается шестиголовый младенец. Более известна версия о рождении С. от Шивы, излившего свое семя в огонь. Огонь, т. е. бог Агни, не смог удержать его и бросил в Гангу, на берегу к-рой и родился С. Там его и нашли шесть жен риши и усыновили его. Потом они взошли на небо и превратились в созвездие Криттика (Плеяды), отчего С. получил прозвище Карттикея. Шести дней от роду С, приняв облик могучего юноши, вступил в борьбу с асурами, разбил их войско и обезглавил основного врага богов - Тараку. Корни образа С. лежат в доведийских слоях мифологии индуизма и, возможно, связаны с древним образом "юного бога", олицетворявшего физическую мощь, военную доблесть. Несомненна связь С. с огнем и через него - с солнцем (присущие С. цвета - красный и золотой). Исследователи отмечают и календарные мотивы в связи со С, одним из прототипов к-рого может быть протоиндийский персонаж с копьем, убивающий буйвола, рога к-рого отмечены 12 кольцами (символ года). Канонический образ С. формируется в эпосе и закрепляется в пуранах (Матьсьл-пурана, Шива-пурана, Сканда-пурана). В нач. н. э. он вбирает в себя образ древнетамильского бога Муругана и становится популярным на юге. Одна жена С. - дочь Индры - Дэвасена, другая, тамильская, - Валли. С. называют также Кумара, Субрахманъя, Шанмукха. Изображается шестиликим, двенадцатируким юношей, сидящим на павлине (иногда на слоне). Атрибуты С. - копье с алым наконечником, цветочная гирлянда, флаг с изображением петуха.

А. Дубянский

СМАРТА

СМАРТА (приверженность смрити) - вообще человек, придерживающийся наставлений смрити, ортодоксальный брахман. В ср. века оформилась секта, члены к-рой стараются подчинить свою жизнь указаниям таких текстов, как "Ману-смрити", "Яджнавалкъя-смрити", "Баудхаяна грихья-сутра". Культовая практика секты состоит в равном поклонении пяти богам - Шиве, Вишну, Шакти, Ганеше, Суръе, образы к-рых по возможности сближаются с персонажами пантеона Вед.

А. Дубянский

СМРИТИ

СМРИТИ (букв. память) - свящ. Предание, противополагаемое Откровению - шрути. Основой С. считалась традиция, мнение др. мудрецов, дававших свое истолкование буквы и духа свящ. Знания - Веды. Соответственно С. обладало меньшим авторитетом, чем сама Веда - шрути. В широком смысле к С. причислялись практически любые сакрально значимые тексты (за исключением шрути) - не только ведийской, но и эпико-пуранической традиции (напр., "Махабхарата"). В узком смысле слова название "С. " прилагалось к лит-ре дхарма-шастр и преимущественно не к др. дхарма-сутрам, а к более поздним текстам, составленным обычно в стихотворной форме ("Ману-смрити ", "Яджнавалкъя-смрити", "Нарада-смрити").

А. Вигасин

СОМА

СОМА - ритуальный напиток, изготовлявшийся в эпоху Вед из сока одноименного растения (предположительно эфедры, точная идентификация теперь невозможна) и приносившийся в жертву богам. Культ С , восходящий к индоиранской эпохе (ср. культ хаомы в древнем Иране), вместе с культом огня занимал центр, место в ритуале и религии др. ариев. Ритуальное выжимание сока С. и состояние религ. экстаза, происходящее от его наркотического воздействия, описываются гиперболически в гимнах "Ригведы". Растение С. также обожествляется в гимнах, воспевается небесный С. "Ригведа" упоминает миф об орле, похитившем С. с небес и принесшем его на землю, где Ману совершил первое жертвоприношение Индре. Гимны 9-й кн. "Ригведы" обращены к С. - персонификации свящ. напитка, в раннем пантеоне С. по значению занимает 3-е место после Индры и Агни, но образ его слабо антропоморфизован и целиком подчинен ритуальному аспекту; С , как и Агни, считается жрецом богов. Но уже в Ведах С. начинает отождествляться с луной и возникает представление о том, что луна состоит из С ; она убывает по мере того, как боги и предки поглощают из нее С , и прибывает, вновь наполняемая солнцем. В послеведийской мифологии С. почитается как бог луны, сын Атри, внук Брахмы, супруг 27 дочерей Дакши, олицетворяющих накшатры, созвездия лунного зодиака. Значение С. в пантеоне умаляется, он включается в число 8 локапалов. В эпосе упоминается миф о войне богов, вступившихся за своего наставника Брихаспати, у к-рого С. похитил жену, с асурами, защищавшими похитителя. Сыном С. и похищенной им Тары (тоже олицетворение звезды) был Будха (персонификация планеты Меркурий), чей сын Пуруравас стал родоначальником Лунной династии царей.

В. Эрман

СОМНАТХ

СОМНАТХ - легендарный индуистский храм, якобы построенный богом Сомой и посвященный Шиве. С. находился на берегу Аравийского моря на территории совр. штата Гуджарат. Легенда гласит, что храм, построенный Сомой из золота, неоднократно разрушался и воссоздавался вновь: Равана построил его из серебра, Кришна - из дерева, а Бхима - из камня. С. был самым богатым индусским храмом и в 1024 был разграблен мусульманским правителем Газни Махмудом. Сопровождавший его в походах на Индию хорезмиец аль Бируни дал описание С , в к-ром в момент разграбления якобы оказалось 300 музыкантов, 300 дэвадаси, 500 цирюльников, не говоря о тысячах жрецов и паломников. Махмуд Газневи разрушил храм, но С. вновь восставал из руин после этого и др. разрушений (в 1297, 1394). От храма XIII в. сохранились ворота (торана) ограды, ныне известные как Джунагадхские ворота. В XVIII в. Аурангзеб, последний Великий Могол, приказал разрушить мн. великие индусские храмы, в т. ч. и С. В последний раз храм был восстановлен, вероятно, на том же месте недалеко от г. Веравал на п-ове Катхьявар в 1950. Инициатором восстановления храма был выдающийся политич. деятель Валлабхабхаи Сардар Патель. Индийцы утверждают, что была воспроизведена форма древнейшего из 7 некогда существовавших здесь храмов и что работа производилась с учетом результатов археологич. раскопок. Напротив входа в храм - огромный памятник В. С. Пателю. С. сегодня - один из популярных индусских храмов, одно из гл. святилищ Шивы. Однако здесь есть святилища и др. индуистских богов. К вост. от города расположено место, известное как Бхалка-тмртха. Здесь некогда легендарный Кришна был согласно проклятью сражен охотником, принявшим его, завернувшегося в оленью шкуру, за оленя. Это место особенно почитаемо вишнуитами. К сев. от Бхалка-тиртха находится Сурья мандир - Храм бога солнца.

И. Котин

"СОЮЗ ВОСЬМИ ПОЭТОВ"

"СОЮЗ ВОСЬМИ ПОЭТОВ" ("Аштачхап") - поэтич. сообщество членов кришнаитской общины, основанной Валлабхачарьей в первой пол. XVI в. Наиболее знаменитым членом Союза являлся Сурдас; кроме него в сообщество входили Кумбхандас, Параманандадас, Кришнадас, Чхита Свами, Говинда Свами, Чатурбхуджадас и Нандадас. Во время храмовых ритуалов поэты исполняли гимны (киртаны) Кришне, чаще всего импровизируя. Союз сыграл важную роль в развитии поэзии на брадже; произведения членов "Аштачхап" до сих пор популярны и являются обязательным элементом ритуала во мн. кришнаитских храмах.

Е. Ванина

СУБРАХМАНЬЯ

СУБРАХМАНЬЯ (Расположенный к брахманам) - одно из имен Сканды, подчеркивающее его связь с Агни, имеющего ипостась ведического жертвенного огня, и с ведическими риши (через их жен), и его роль (в ср.-век. индуизме) знатока и учителя свящ. текстов, защитника брахманов. Имя особенно распространено на юге Индии.

А. Дубянский

СУГРИВА

СУГРИВА - в "Рамаяне" - сын Солнца, обезьяний царь, верный соратник Рамы в борьбе с Раваной за возвращение Ситы; по истокам образа - возможно, аборигенное божество.

С. Невелева

СУД И НАКАЗАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУДАРШАНА

СУДАРШАНА - название диска-чакры, оружия Кришны, полученного им, согласно "Махабхарате", от Агни за содействие ему в противостоянии Индре при сожжении леса Кхандавы.

С. Невелева

"СУКХМАНИ"

"СУКХМАНИ" - поэма гуру Арджуна, вошедшая в Ади Грантх". Считается, что в ней гуру Арджун изложил основные догматы сикхской веры.

Е. Успенская

СУРАБХИ

СУРАБХИ - мифическая корова изобилия, праматерь коров. Дочь Дакши, одна из жен Кашъяпы; в эпосе именуется также Матерью рудр.

В. Эрман

СУРДАС

СУРДАС (ок. 1478 - ок. 1563) - выдающийся поэт кришнаитского бхакти, последователь Валлабхачарьи, член "Союза восьми поэтов ". Поэтическое наследие С. включает гимны и небольшие стихотворения религ.-философского и морализующего направления, но гл. созданием поэта является "Сурсагар" ("Океан поэзии Сура") - религ.-лирическая поэма о земных воплощениях Вишну. Самой известной частью поэмы стала "Кришнаяна" - 10-я глава, повествующая о жизни и подвигах Кришны. Поэтичное и светлое, пронизанное стихией народной песни, это произведение является свящ. книгой кришнаитского бхакти и заслуженно считается одним из шедевров ср.-век. инд. лит-ры.

Е. Ванина

СУРЬЯ

СУРЬЯ (Солнце) - бог солнца. В "Ригведе" его образ малозначителен и слабо антропоморфизован. В послеведийском пантеоне объединяет функции др. солярных божеств (Савитара, Вивасвата и др.). Включается в группу 8 локапалов. В сер. I тыс. н. э. культ С. переживает расцвет, значение его возрастает, в чем сказывается влияние пришедшего из Ирана солнечного культа бога Митры, с к-рым С. идентифицируется; это влияние сказывается также во введении в Индии храмового культа, ранее индуизму не свойственного; в этот период в стране воздвигаются мн. храмы С, из к-рых особенно известен был большой храм в Мултане, в ср. века неоднократно разграбленный завоевателями. Всемирно известен храм С. в Конараке. Статуи С. изображали его в скифском платье, с ногами в сапогах или скрытыми передком колесницы, с серьгами и диадемой на голове и лотосами в руках. По поверью, также пришедшему из Ирана, почитание бога солнца даровало исцеление от проказы. Земными сыновьями С. считаются Карна в "Махабхарате" и царь обезьян Сугрива в "Рамаяне".

В. Эрман

"СУРЬЯ-СИДДХАНТА"

"СУРЬЯ-СИДДХАНТА" (букв. "Учение о Солнце") - знаменитый инд. трактат, классич. руководство для астрономов и астрологов; в соответствии с легендами считается откровением самого бога солнца Сурьи.

Н. Краснодембская

СУТРА

СУТРА (букв, нить) - максимально лаконичная фраза и целый текст, составленный из подобных фраз. С. складывались в рамках школьной традиции, рассчитанной на устный характер обучения. Известное изречение гласило, что составитель С, найдя возможность сократить один лишь слог, радуется не меньше, чем при рождении сына. С. предназначались для заучивания наизусть. Гуру сопровождал чтение С. своим комментарием, к-рый ученик мог воспроизводить в свободном пересказе, держась С. как путеводной нити. Интерпретация С. без комментария нередко вызывает затруднения. Древнейшие С. (I тыс. до н. э.) содержали изложение ведийских вспомогательных дисциплин, прежде всего ритуала (веданга, см. также КАЛЬПА-СУТРА, ГРИХЬЯ-СУТРЫ, ДХАРМА-СУТРЫ). Стиль С. был принят в трактатах (шастра, см. ДХАРМА-ШАСТРЫ, "АРТХАШАСТРА", КАМА-ШАСТРА). Его имитировали и в прозаических памятниках начала н. э., когда обычной стала уже письменная фиксация текста.

А. Вигасин

Предыдущая страница Следующая страница