Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
Статьи на букву "У"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У"

УДАСИНЫ, УДАСИ

УДАСИНЫ, УДАСИ - аскетическая сикхская секта, основанная старшим сыном гуру Нанака Шри Чандом (1494-1629). У. особо почитают первых гуру и не признают установлений десятого гуру Гобинд Сингха. У. - сахадждхари-сикхи. По обычаям и обрядности они мало отличаются от индуистов. До начала XX в. У. пользовались большим влиянием в сикхской общине, т. к. члены этой секты по традиции управляли сикхскими гурдеарами (см. МАХАНТЫ). Сейчас У. имеют мало соприкосновений с халъсой, имеют свои собственные молитвенные дома, школы и т. д.

Е. Успенская

УДГАТАР

УДГАТАР - один из четырех гл. жрецов на большом жертвоприношении сомы ведийского ритуала, сопровождающий исполнение обряда пением гимнов согласно текстам "Самаведы".

В. Эрман

УДДЖАИНИ

УДДЖАИНИ (совр. Удджайн в зап. части штата Мадхья-Прадеш) - столица др. царства Аванти, в VI-V вв. до н. э. соперничавшего с Магадхой. Впоследствии управлялся магадхскими династиями (Нанда, Маурья, Шунта), Сатаваханами, Шаками, Гуптами, Парамарами и др. Захвачен мусульманами в 1401. На протяжении своей долгой истории был крупнейшим центром торговли и культуры. В фольклоре У. выступает как столица легендарного царя Викрамадитьи, при дворе к-рого блистали величайшие ученые и литераторы. При Маурьях здесь распространился буддизм и, в меньшей степени, джайнизм, однако изображения Шивы на местных монетах начиная с III в. до н. э. свидетельствуют о раннем начале в У. брахманистско-индуистского возрождения.

Я. Васильков

УДУМБАРА

УДУМБАРА - один из инд. видов фигового дерева, смоковницы (в европ. классификациях - Ficus glomerata или Ficus racemosa). Отличается плодоносностью; согласно "Айтарея-брахмане" (V.24) плодоносит три раза в год. Уже с ведийского периода - одно из наиб, почитаемых свящ. деревьев. Особое значение У. имела в кшатрийской обрядности; напр., в обряде царского посвящения использовались трон и чаша, изготовленные из У., производились разл. манипуляции с ветвью У., выступавшей как символ плодородия и изобилия. В брахманских ритуалах также употреблялись разл. изготовленные из У. предметы: жертвенные ложки, чаши, мутовки, всевозможные амулеты и т. п.

Я. Васильков

УМА

УМА (букв, свет, сияние, величие) - богиня, впервые в др.-инд. лит-ре появляющаяся в "Кена-упанишаде" как У .-Хаймавати - "дочь Химавата " (т. е. бога Гималаев); здесь она выступает в связи с идеей царской власти (см. ШРИ (ЛАКШМИ)) и мифологич. ассоциируется с богом Индрой. В индуизме У. - др. имя Парвати - юной богини, подвижничеством добившейся осуществления своего заветного желания и ставшей супругой Шивы.

Я. Васильков

УМАСВАТИ

УМАСВАТИ - или УМАСВАМИ, как его именуют дигамбары, - основоположник джайнской систематич. философии на санскрите. Ему приписывается ок. 500 работ, центр, место среди к-рых занимает "Таттвартхадхигама-сутра". Существует две дигамбарские версии жизнеописания У. Согласно обеим он считается учеником знаменитого Кундакунды, но по одной версии он стал преемником Кундакунды в 44 г., а по другой - жил с 135 по 219 г. Версия шветамбаров, представляющаяся более достоверной, отрицает связь У. и дигамбара Кундакунды, и утверждает, что отец У. был из брахманского рода Каубхишана и звался Свати. Мать, Ума, происходила из рода Ватса. Монашество У. принял в 19 лет, его учителями были Шри Гхошанандин и Шри Мула. Датировка времени жизни У. проблематична, и традиционное представление, что он жил в I-II вв., вполне вероятно.

А. Терентьев

УПАНАЯНА

УПАНАЯНА - посвящение в ученичество, инициация, один из осн. обрядов жизненного цикла (санскара). Название - от глагола "упа-ни" (приводить), ибо отец приводил мальчика в дом учителя - гуру. У. рассматривалась как "второе рождение" и была доступна лишь для семей, принадлежавших к одной из трех высших варн, т. е. к "дваждырожденным", или ариям. Отдельные детали церемонии указывают на символич. смерть, далекое путешествие и возрождение, на причастность ведийскому культу и особый характер тех отношений, к-рые устанавливаются с учителем. Основными элементами У. являлись повязывание мальчику "жертвенного шнура" (яджнопавита) через левое плечо, вручение ему страннического посоха, сделанного из дерева, пригодного для жертвоприношений (удумбара, палаша и др.), повторение мантры Гаятри (или Савитри). При этом нек-рые действия и формулы сходны со свадебным ритуалом. После У. учитель нек-рое время должен был воздерживаться от супружеской жизни, как "забеременевший учеником". У. совершалось обычно над мальчиком 8-12 лет, хотя возраст для начала ученичества, его сроки, последовательность совершения процедур в разных источниках варьируют. С У. начиналась ашрама брахмачарина (жизнь в доме гуру, приобщение к ведийским обрядам и текстам, соблюдение особых обетов, собирание милостыни для учителя, поддержание свящ. огня и т. д.). Прохождение У. и постоянное ношение "жертвенного шнура" являлись необходимыми условиями принадлежности к "дваждырожденным", давая право участвовать в ведийских ритуалах. Не прошедшие своевременно У. считались вратьями, "отпавшими от Савитри". Они могли быть приняты в среду ариев лишь после определенных покаяний и совершения У. Окончание ученичества знаменовалось церемонией самавартана. Со вт. пол. XIX в. представители т. наз. низких и неприкасаемых каст предпринимают попытки приобщиться к индусской обрядности, дабы добиться более высокого социального статуса. Типичным примером этого является публичное исполнение членами каст, не считающихся "дваждырожденными", запрещенного для них обряда У. Часто этот обряд сводится у них только к надеванию на юношу "жертвенного шнура". Совершение представителями указанных групп обряда У. приводило и приводит до сих пор к многочисл. столкновениям с представителями др. каст.

А. Вигасин,

И. Котин

УПАНИШАДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УРВАШИ

УРВАШИ - прекраснейшая из апсар (первонач., очевидно, олицетворение зари). В "Ригведе" один из гимнов-диалогов строится на сюжете любви земного царя Пурураваса к небожительнице У.; впоследствии он неоднократно используется в индийской лит-ре (лежит в основе знаменитой драмы Калидасы). В Ведах миф связывается с ритуалом добывания свящ. огня, воплощением к-рого считается сын Пурураваса и У. Аюс.

В. Эрман

УРДХВАЛОКА

УРДХВАЛОКА - верхний мир (см. КОСМОГРАФИЯ ДЖАЙНОВ).

Выше Срединного мира одно над другим располагаются небеса, населенные божествами племени Вайманика. Нижнее из небес, Саудхарма, начинается всего на волос выше горы Меру. Небеса делятся на три осн. группы: Кальпа включает 12 нижних небес, следующие 9 небес именуются Грайвейака ("шейные"), что связано с популярным джайнским изображением структуры мироздания в виде стоящей женщины: небеса Гравейака находятся на уровне ее шеи. 5 высших Небес именуются Ануттара - "Высочайшие", однако еще выше их располагается обитель освободившихся джив - Сиддхакшетра. В традиции дигамбар между небесами Грайвейака и Ануттара введены еще 9 небес под названием Анудиша. Каждое из небес дробится на "этажи", уровни, причем дигамбары и шветамбары иногда расходятся в мнении относительно числа этих уровней. Важной характеристикой каждого из небес считается цвет лешья и способ совокупления божеств, к-рые его населяют.

А. Терентьев

УШАС

УШАС - богиня утренней зари, самое значит, из женских божеств ведийского пантеона. На глубокую древность образа У. указывают индоевропейские параллели ее имени (греч. Эос, лат. Аврора, рус. утро и др.). В гимнах "Ригведы" У. воспевается как прекрасная дева, появляющаяся в небе на блистающей колеснице, запряженной багряными конями или коровами, рассеивающая тьму и пробуждающая живые существа; особенно прославляется за неукоснительное следование закону риты. У. тесно связана с др. божествами света - Суръей, Ашвинами (иногда именуется их матерью), а также со своей сестрой Ратри (Ночью). Отмеряющая дни смертных, У. связана также с культом предков. В ритуале У. посвящалось новогоднее весеннее жертвоприношение сомы, знаменовавшее возвращение света после темного времени, посвященного предкам. Иногда У. противопоставляется Индре, к-рый сокрушает ее колесницу, - здесь усматривают отражение вытеснения архаического культа У., близкой образу богини-матери, патриархальным началом, воплощенным в Индре. В Ведах сохраняются отголоски мифа об инцесте, связанного с образом У. (см. РУДРА). В послеведийский период У. исчезает из пантеона, ее сменяет мужское божество зари Аруна.

В. Эрман

Предыдущая страница Следующая страница