Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
Статьи на букву "Р"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р"

РАВАНА

РАВАНА - в "Рамаяне" - десятиголовый демон-ракшаса амбивалентной природы: сын риши Вишраваса и брат бога богатства Куберы, подвижничеством он обретает от Брахмы дар неуязвимости, так что его не могут покарать ни боги, ни демоны; эта задача по силам лишь человеку. Правитель Ланки, т. е. чужеземец ("чужеземных" царей сев.-инд. санскритский эпос обычно наделяет демоническими чертами), Равана похищает Ситу и погибает в битве от руки ее супруга Рамы, в котором воплощается Вишну.

С. Невелева

РАВИ

РАВИ - одно из названий Солнца и имя персонифицированного божества этого светила в мифологии и астрологии народов Юж. Азии (см. также СУРЬЯ). Поклонение Солнцу известно с ведического периода и актуально до наших дней. Благочестивому индусу полагается приветствовать Солнце каждое утро, оборотясь лицом на восток и предлагая ему в дар воду (в идеале - смешанную с водой из Ганги) и цветы. В календаре с этим светилом связаны 7-й день светлой половины каждого месяца и воскресенье (равивар). Отмечаются также моменты перехода Солнца из одного знака зодиака в другой (санкранта; см. также НАКШАТРА). Особенно чтим макара-санкранта, т. е. переход Солнца из знака Стрельца в знак Козерога; у мн. народов Юж. Азии к этому моменту приурочены особые праздники (макара-санкранти в Сев. Индии и Непале; понгалъ - в Юж. Индии; пауша-парвана в Бенгалии; рангали-биху в Ассаме и нек-рые др.). Особыми магико-обрядовыми мероприятиями отмечаются и затмения Солнца. Р. как божество воскресного дня, по астрологич. понятиям, исполнен зловещего влияния; родившиеся под этим знаком, считается, обладают возбужденной психикой, являются объектом болезней и др. страданий, им придется перенести много потерь; чтобы избежать этого, следует особо почитать Р. Однако воскресенье считается благоприятным для начала нек-рых предприятий - строительства дома, коммерции и т. п. Символический цвет Р. - зеленый; посвященное ему растение - кустарник арка (Ascelepias Calotropus gigantica). В традиционном инд. календаре солнечный день - "дйваса" - делится на 60 частей (гхатика), каждая из них равняется 24 мин.

Н. Краснодембская

РАВИДАС

РАВИДАС - или Раидас (XV в.) - поэт и проповедник ниргун-бхакти, последователь Рамананды, единомышленник Кабира. Принадлежал к неприкасаемой касте чамаров-кожевенников. Сочинял стихи и в духе бхакти, и в духе суфизма, резко обличал кастовое неравенство. В стихотворении "Город без несчастий" создал утопический образ идеального города, где все счастливы и равны, не надо платить налоги, где "нет людей второго и третьего сорта".

Е. Ванина

РАГА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАГХУ

РАГХУ - царь Солнечной династии, прапрадед Рамы. В поэме "Род Рагху" Калидасы рассказывается о единоборстве Р. с Индрой, похитившим у него жертвенного коня, и о его победоносных завоевательных походах.

В. Эрман

РАДЖА

РАДЖА - см. ЦАРЬ.

РАДЖАГРИХА

РАДЖАГРИХА - свящ место джайнов к югу от Патны, древняя столица Магадхи. По преданию, здесь родился 20-й тиртханкар, муни Суврата; Махавира провел здесь 14 дождливых сезонов.

М. Альбедиль

РАДЖА-ЙОГА

РАДЖА-ЙОГА ("царственная" йога) - более позднее ср.-век. название "восьмичленной" йоги Патанджали и традиции йога-даршаны. Цель ее - достижение мокши путем пробуждения кундалини, но методы хатха-йоги и очищение тонкого и физического тела используются ограниченно, асаны применяются лишь те, к-рые служат прямому положению позвоночника; пранаямы используются не все. Термин "Р.-й." подразумевает либо высшую ступень после подготовки в хатха-йоге, либо отличие этого пути от сверхрациональной интуиции в джняна-йоге и эмоциональных методов бхакти-йош.

А. Парибок

РАДЖАС

РАДЖАС (букв, пыл, страсть) - одна из трех гун санкхьи, ответственная за энергию, проявление активности, стремления, неравновесности, страдания, разогрева и пр. (см. ГУНА).

А. Парибок

РАДЖАСУЯ

РАДЖАСУЯ (рождение царя) - сохраненный и переработанный жреческой ведийской традицией ритуал царского посвящения, совершавшийся над кшатрием при его вступлении на престол. После дикши и ряда др. предварительных обрядов следует абхишека - окропление царя свящ. водой; затем царь совершал круговой объезд на колеснице. Предпринимался также игровой "набег" на стадо коров, принадлежавшее родичам царя; он "захватывал" стадо, а затем "возвращал" его владельцам. По возвращении из "набега" царь садился играть в кости с 4 противниками (брат царя, его родич, колесничий-сута и сельский старейшина); ставкой в игре было царство. Игра велась условно, с предрешенным результатом (царь обязательно выигрывал), имея целью лишь продемонстрировать "избранность" царя богами. В символике Р. (в совокупности с абхишекой) явны две мифологич. идеи: овладения пространством вселенной и начала нового временного цикла.

Я. Васильков

РАДЖНИШ

РАДЖНИШ (1931-1989) - популярный на Западе неоиндуистский наставник, снискавший скандальную известность проповедью "раскрепощения" от цивилизации и традиций. Род. в джайнской семье, преподавал философию в инд. вузах, с конца 60-х гг. полностью отдался пропаганде собственного пути к просветлению через разработанную им "динамическую медитацию" и очищению сознания от культурно обусловленных стереотипов. В 1974-1981 возглавляет основанный им в г. Пуне ашрам, в 1981 перебирается в США, где также основывает ашрам (Раджнишпурам, штат Орегон) и активно продолжает наставническую деятельность. В 1985 был выслан из США под давлением общественности и вернулся в Индию. Р. принадлежит огромное число книг, преимущественно - записи его лекций и бесед с последователями. Осн. содержание - анализ мистич. течений религий мира и доказательство их идентичности установкам самого Р. По внешним признакам система Р. выглядит полным отходом от индуизма. Однако в ней сохраняются выраженные европеизированным языком кардинальные принципы веданты (безличность Абсолюта и его тождество с индивидуальным сознанием, свобода просветленного от этических и соц. принципов эмпирического мира, категория "санньяса " - отречение от мира и др.) и в особенности инд. тантризма. Как и у тантриков "левой руки", просветление в системе Р. достигается через эротику, искусственно вызываемые экстатические состояния, отказ от обществ, табу и пр. Большое влияние на Р. оказали также взгляды Д. Кришнамурти. В России имеются приверженцы Р., издавались его книги.

А. Ткачева

РАДХА (РАДХИКА)

1) Возлю бленная Кришны-Гопала, герои ня мифич. сказаний о его жизни среди пастухов во Вриндаваие Иногда рассматривается как воплощение Лакшми. В ранней инд. поэзии (антология Халъ "Гахасаттасаи"), в пуранах (в т ч. в "Вишну-пуране" и "Бхагавата-пуране") это имя встречается редко, и обозначаемый им образ пастушки расплывчат и не выделяется среди других гопи В тамильской поэзии ("Повеет i о браслете", гимны альваров1 подругой Кришны-Мялл явля ется Наппиней, его двоюродная сестра. В санскр. антологиях X-XII вв. и поэме "Гитаговинда" связь Кришны с Радхой закрепляется, но серьезное культовое значение она приобретает, будучи философски осмысленной Нимбаркой и Валлабхачарьей и воспетой кришнаитскими поэтами средневековья {Мира Баи, Чондидаш, Сур-дас и др.), Для к-рых Р. была символом человеческой души, устремленной к богу. Колоссальное значение культ Кришны и Радхи приобрел в экстатическом бхакти Чайтанъи.

2) Приемная мать Карны, воспитавшая его, рожденного от Кунти до ее брака с Панду.

С. Невелева ,

А. Лубянский

РАДХАВАЛЛАБХА

РАДХАВАЛЛАБХА (возлюбленные Радхи) - название кришнаитской секты, основанной в Брадже проповедником и поэтом Хариваншем (Хит Хариванш Госвами, 1502-1552). Идеология секты состояла в обожествлении Радхи, в толковании Кришны как подчиненного ей возлюбленного и в воспевании их любовного единения.

А. Дубянский

РАДХАКРИШНАН САРВЕПАЛЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАКША

РАКША (букв, защита, охрана)

1) Амулет, талисман, обычно в виде браслета той или иной формы (иногда просто заговоренная нить, повязанная вокруг запястья), долженствующий защищать человека от несчастья. Важное и распространенное магич. средство в культовом обиходе индуистов. В нек-рых обрядах повязывание Р. используется как средство, символизирующее мистич. связь между людьми и дарующее особую магич. Защиту (напр., брату от сестры в известном ритуале "ракша-бандхан", или повязывание Р.). Лучшим моментом для манипуляций с Р. считается полнолуние месяца шраван.

2) Свящ. пепел коровьего навоза, тоже употребляемый в кач-ве магич. защитного средства. См. БХАСМАН.

Н. Краснодембская

РАКШАСЫ

РАКШАСЫ - один из трех осн. классов демонов (см. АСУРА 1 и ПИШАЧИ). Упоминаются уже в "Ригведе" как обитатели лесов, нападающие на ариев, и впоследствии изображаются как демонич. враги брахманистской религии, осквернители обрядов, особенно преследующие брахманов, людоеды, бродящие по ночам, колдуны и оборотни, принимающие любой облик, способные вселяться в людей и лишать их рассудка. В др.-инд. лит-ре в образах Р. отразились черты аборигенов, с племенами к-рых арии вели борьбу во время продвижения на восток и юг Индии. В эпосе Р. обретают черты цивилизованного народа, столица их помещается на острове Ланка, во главе со своим царем Раваной они ведут войны со всем миром, побеждая даже богов; Р. побеждает только Рама. Р. считаются обычно потомками Пуластьи, сына Брахмы, ассоциируются с якшами, иногда выступают в положительной роли (брат Раваны Вибхишана, сын Бхимы Гхатоткача).

В. Эрман

РАМ ДАС

РАМ ДАС - гуру (1534-1581) - четвертый гуру сикхов. Р. родился в индусской семье, но рано пришел к гуру Амар Дасу, став его лучшим учеником и преемником. Р. был прекрасным знатоком и толкователем сочинений своих предшественников; ему приписываются 679 гимнов, включенных в "Ади Грантх". Р. вошел в сикхскую историю как создатель свящ. города Амритсара. В 1577 он купил участок земли и заложил город Гуру Чакк. В этом городе был при Р. вырыт свящ. пруд Амритсар ("Океан амриты") - отсюда название выросшего здесь большого города. Считается также, что именно Р. стал назначать масандов в сикхские общины.

Е. Успенская

РАМА

РАМА - см. "РАМАЯНА".

РАМАИЗМ

РАМАИЗМ - одно из направлений вишнуизма, имеющее в своей основе почитание 7-й аватары Вишну - героя-царя Рамы, сошедшего на землю ради уничтожения зла, персонифицированного в образе царя ракшасов Раваны. Тождество Рамы и Вишну утверждается в эпосе и в пуранах. Герой и богочеловек Рама расценивался приверженцами рамаизма как высшее проявление божественности, а отношения Рамы и Ситы - как пример высшей божеств, любви. Как религ. направление Р. получил воплощение в разл. общинах и сектах, возглавляемых наставниками-гу/туПервым рамаистским гуру был Рамананда (XV в.), в прошлом - последователь Рамануджи. Основанная им секта отличалась широкой веротерпимостью. Одним из ярких представителей Р. был поэт Тулсидас, автор поэмы "Рамачаритаманаса" (XVI в.). Созданная им утопия - "царство Рамы" сочетает идеалы бхакти с идеалами государств, устройства. Один из самых значит, храмовых праздничных ритуалов рамаитов является день рождения Рамы - Раманавами, отмечаемый в 9-й день светлой половины месяца чайтра (март - апр.). В ежедневных богослужениях центральное значение имеет постоянное повторение имен бога (джапа), что приравнивается к пудже, и медитация. Наиб, ревностные почитатели Рамы покрывают все тело татуировкой, нанося на кожу имя Рамы или Рамы и Ситы. С культом Рамы связано почитание Ханумана - обезьяньего полководца, почитателя и друга Рамы. Иногда в пунджу Раме входят жесты, имитирующие обезьяну и воспроизводящие образ Ханумана.

М. Альбедиль

РАМАКРИШНА (ГАДАДХАР ЧАТТОПАДХЬЯЯ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАМАЛИНГА СВАМИ

РАМАЛИНГА Свами (1823-1874) - тамильский поэт, религ. реформатор. С детства был рьяным шиваитом, демонстрировал незаурядные йогические, телепатические и поэтические способности. К 60-м гг. пришел к убеждению в существовании абстрактного, общего для всех людей бога и основал "Об-во единого пути всех религий". Резко критиковал индуистскую ортодоксию, кастовую систему, идолопоклонство, межобщинную рознь, за что подвергался травле со стороны брахманов. Поэтическое творчество Р. представлено собранием "Тируварутпа" ("Стихи о священной милости"), в к-ром содержатся страстные призывы Р. к объединению "людей мира".

А. Дубянский

РАМАНА МАХАРИШИ (ВЕНКАТАРАМАНА АИЯР)

РАМАНА Махариши (Венкатарамана Аияр) (1879-1950) - духовный учитель, йог, создатель оригинальной филос. концепции на основе адвайта-веданты. Родился в Тричуле (штат Тамилнад). В 17 лет в состоянии самадхи испытал духовное озарение и осознал независимость своего "Я " от тела. В том же году приехал в город Тируваннамалай рядом с горой Аруначала, местом древнего шиваитского культа, и поселился на ее склоне навсегда. Необыкновенность личности Р., его духовная сила, простые и убедительные поучения привлекали многих. Его стали называть Бхагаваном ("Господом"), Махарйши ("Великим учителем"). За год до смерти он основал ашрам, ныне пользующийся широкой известностью.

"Философия самопознания" Р. базируется на анализе присущего каждому человеку ощущения своего "Я", на самовопрошании ("Кто я?", "Чт о такое я?" и т. п.), постижении отличия эмпирического "Я-эго" от абсолютного "Я", т. е. Атмана, на самоотречении от мира. Последнее понималось Р. как чисто внутренняя процедура, не обязательно связанная с обретением статуса санньясина.

А. Дубянский

РАМАНАНДА

РАМАНАНДА (1400-1470 или 1440-1518) - мыслитель и религ. реформатор, проповедник ниргун-бхакти. Уроженец Юга, жил и проповедовал в Варанаси. Создал общину бхактов, в к-рую допускались представители низших каст и мусульмане. Проповедовал равенство людей перед богом, осуждал идолопоклонство и формальный, не связанный с внутренним убеждением культ. Считал бога единым, лишенным зримого образа и полагал, что все религии под разными именами почитают одного и того же бога - Абсолюта. Среди учеников Р. традиция называет Кабира и Равидаса.

Е. Ванина

РАМАНУДЖА

РАМАНУДЖА (XII в.)-величайший вишнуитский вероучитель и создатель философии вишишта-адвайты, основатель одной из четырех традиций бхакти - шрисампрадаи. В юности принадлежал к школе Шанкары, затем обратился в вишнуизм и создал монотеистич. вариант веданты, в противоположность монизму адвайты. Родом тамильский брахман, основал монастырь в Шрирангаме, где и прожил большую часть жизни. Гл. труды - комментарии на "Брахма-сутры" ("Шрибхашья"), на "Бхагавадгиту", "Ведантадйпа", "Ведантасара". Ум. в 1137. v4.

А. Парибок

"РАМАЯНА"

"РАМАЯНА" - др.-инд. эпическая поэма на санскрите, состоит из 7 книг, заключающих в себе 24 000 двустиший. В ней повествуется о похищении Ситы, супруги Рамы, царевича из Айодхьи, царем демонов-ракшасов Раваной, о поисках Ситы Рамой и о походе Рамы на царство Раваны - остров Ланку при поддержке войска обезьян во главе с хитроумным Хануманом. По мнению специалистов, "Р." , используя архаич. сюжетную схему (похищение и поиск жены), обобщенно отражает историч. реальность военной и культурной экспансии индоарийской цивилизации на юг субконтинента, населенный племенами дравидов. Как и "Махабхарата", "Р. " зародилась в устной традиции (но не в сев., а в юж. части долины Гонги) и сохраняет нек-рые черты эпич. формульного стиля. Но в то же время "Р. " подверглась более значительной, в сравнении с "Махабхаратой", литературной обработке и местами приближается по стилю к санскр. поэзии классич. периода (кавья). Авторство "Р. " традиция приписывает мудрецу Вальмики. Изложение сюжета "Р. " в "Махабхарате", а также его варианты, распространившиеся вместе с инд. культурой в странах Центр, и Юго-Вост. Азии, восходят не к "Р . Вальмики", а к иным, по-видимому, устным версиям. "Р." прошла многовековой путь развития: первые сказания на ее сюжет сложились, вероятно, в V-IV вв. до н. э., ко II в. до н. э. "Р. " уже существовала в виде большой устно-эпич. поэмы, а оформление "версии Вальмики" закончилось, по-видимому, лишь к IV в. н. э. Мифология "Р. " многослойна. Первоначально "фоном" или "моделью" эпич. повествования служил архаич. миф: Рама мыслился земным двойником Индры - во-первых, идеального "небесного" царя, а во-вторых - бога грозы и дождя, победителя демонов. Супруга Рамы Сита воспроизводила на эпич. уровне фигуру богини Ситы ("Борозды"), олицетворявшей землю с ее плодородием. Однако в I и VII книгах "Р." , к-рые большинство исследователей считает поздними по содержанию, Рама провозглашен аватарой Вишну, а Сита - воплощением супруги Вишну, богини Лакшми (или Шри). Благодаря этому "Р." , как и "Махабхарата", стала священной книгой индуизма. В ней, однако, в отличие от "Махабхараты", почти нет дидактических глав. Две великие индийские эпопеи реализуют два раз л. варианта развития героич. эпоса на позднем этапе: "Махабхарата" трансформируется в религ.-дидактическую эпопею, а "Р. " развивается в направлении к "искусственному" романическому эпосу и ре лиг. лирико-эпической поэзии. В ср. в. появляются многочисл. переложения "Р. " на местных языках, трактующие сюжет и героев поэмы в духе вишнуитского (рамаитского) бхакти (см. КАМБАН, ТУЛСИДАС).

Я. Васильков

РАМГАРХИЯ

РАМГАРХИЯ - ремесленная каста в сикхской общине. Ее основу составили плотникитаркханы, вошедшие в общину вслед за землевладельцами-джатами, которым они служили. В сикхской общине плотники стали называть себя "рамгархия" по имени одного из знаменитых представителей своей касты. Джасса Сингх Рамгархия, глава одного из мисалов (см. МИСАЛЬ), командовал крепостью Рамгарх в Амритсаре и прославился своей храбростью в сражениях. В касту Р. влились также представители других ремесленных каст, перешедшие в сикхизм: кузнецы (лохар), каменщики (радж), парикмахеры (наи). Р. в значит, степени сохранили свои традиционные занятия, применяясь к новым условиям. Мн. из них повысили свой экономич. и социальный статус. Большое кол-во Р. эмигрировало в страны Восточной Африки, а также в Англию.

Л. Хохлова

РАМДАС

РАМДАС (наст, имя Нараян Тхосар, 1608-1681) - поэт-проповедник, идейный вдохновитель религ. и националистич. борьбы маратхов против мусульманского господства, духовный наставник Шиваджи (1630-1680), военачальника и основателя независимой Империи маратхов. Род. в Дзамбе в Маратхваде в брахманской семье. За усердные размышления-медитации на берегу р. Годавари был вознагражден видением Рамы и стал называть себя Р. ("слуга Рамы"). Ранние произведения Р. "Карунаштака" ("Печальные стихи") и "Манаце шлока" ("Стихи, идущие из души") обобщили его опыт путешествий по Индии, описывая страдания индусской Индии под гнетом мусульман. Поэмы "Сундара" и "Юддха", основанные на главах из "Рамаяны", прославляют боевые подвиги Рамы и Ханумана. В целях пропаганды патриотич. идей Р. основал религ.-политический орден "дхаркари" ("держащий меч") с опорными пунктами в монастырях, возглавляемых его учениками. Осн. трудом Р., создававшимся на протяжении 20 лет, является "Дасбодх" ("Наставление в разуме слуги") - поэтический диалог между Учителем и Учеником. Он содержит квинтэссенцию представлений Р. о религии, философии, политике и этике и характеризуется практической направленностью. Р. считал, что достижение маратхами "свараджья" (собственной государственности) возможно только при возрождении религии на принципах ведического брахманизма.

И. Глушкова

РАМДАСИ

РАМДАСИ - сикхская ремесленная каста, соответствует джулаха-ткачам в индусской кастовой структуре. Р. считают себя последователями четвертого гуру Рам Даса, к-рому, по преданию, помогали копать свящ. пруд в Амритсаре Научные изыскания, однако, заставляют думать, что эта группа ведет свое происхождение от чамаров, к-рые, став сикхами, повысили свой статус и изменили род занятий. Зато они особо почитают санта Равидаса, чамара по происхождению, чьи стихи вошли в "Ади Грантх", а гуру Рам Дас, как они говорят, принял их в сикхизм из уважения к Равидасу.

Е. Успенская

РАМЛИЛА

РАМЛИЛА - мистериальная народная драма Сев. Индии, связанная с культом Рамы. Ее появлению способствовала деятельность Нараянадаса, последователя Тулсидаса. Центр представлений Р. - Варанаси. Р. имеет циклический характер, исполняется в течение нескольких недель и в дни праздника дасера. Рассказчиком выступает персонаж Вьяс, читающий эпизоды из "Рамачаритаманасы" Тулсидаса. Р. несет функции коллективного религ. действа, в ней участвуют все жители деревни или городского района. Заканчивается она церемонией сожжения трех гигантских чучел демонов, символизирующей победу Рамы над врагами. В отличие от др. форм мистериального театра участие в Р. не требует профессиональной подготовки, а является актом благочестия.

А. Суворова

РАНДЖЙТ СИНГХ

РАНДЖЙТ СИНГХ (1780-1839) - создатель независимого сикхского гос-ва, короновавшийся в 1801 махараджей Пенджаба, род. в семье главы мисаля Сукерчакия и унаследовал его. В условиях распада Могольской империи и вмешательства англичан в политику на сев.-западе Индии Р. сумел объединить сикхские мисали и создать сильное гос-во с хорошо оснащенной и организованной армией. Период существования независимого сикхского гос-ва в сикхской идеологии воспринимается как "золотой век" в истории Пенджаба, а Р. является любимым нац. героем.

Е. Успенская

РАСА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАСЛИЛА

РАСЛИЛА - см. КРИШНАЛИЛА.

РАСТЕНИЙ КУЛЬТ

РАСТЕНИЙ КУЛЬТ - один из древнейших в традиц. культуре народов Индии, связан с почитанием деревьев, лиан, трав в кач-ве священных. Идеологич. основы Р. к. исторически разновременны и разнообразны: здесь присутствуют символика мирового дерева, идеи вегетации в общем смысле, плодородия, анимистич. и тотемистич. представления, знания о лекарственных и асептич. свойствах растений и т. Д. Среди наиб, известных объектов Р. к. - мифическое древо Индры Париджата, почти мифическое растение сома, из к-рого в древности изготовляли дурманящий напиток, использовавшийся в ритуально-магич. целях; а также реальные растения - деревья ашваттха, оно же пипал (Ficus religiosa), ашока (Jonesia Asoka Roxburgh), ват-баньян (Ficus indica), кадамба (Nauclea cadamba); травы дурва (Cynodon dactilum), дурга (Agrostis linearis), куша (Роа Cynosuroides), кустарник myласи и др. Кроме объектов священных в растительном мире индуистами традиц. выделяются объекты "чистые" и "нечистые" (в магич. смысле), что, в части., имеет значение при выборе подношений богам. К разряду чистых обычно относятся те, у к-рых гладкие, мягкие, сладкие плоды, с приятным ароматом. Различаются также растения "нагревающие" и "охлаждающие". К последним, напр., относятся белый жасмин, лимон, маргоза или ним (Azadirachta Indica). Их цветы, листья или плоды используются в ритуалах как очистительные, успокоительные, защитные средства. В ритуалах используются сами объекты Р. к., их части, а также символич. изображения. Священные растения старательно оберегаются; нельзя наносить им вред, ломать, даже иногда дотрагиваться. В символич. системах священные растения нередко увязываются с конкретными божествами: так, ашваттха может символизировать трех главных богов индуизма - Брахму, Вишну и Шиву; туласи - Вишну; баньян ассоциируется с Савитри. "Свои" растения имеются у планетарных божеств. У нек-рых народов нек-рые растения или их части считаются тотемами. Р. к. нередко совмещается с поклонением др. природным объектам. См. также ДЕРЕВЬЕВ КУЛЬТ, РУДРАКША, ТУЛАСИ (ТУЛСИ).

Н. Краснодембская

РАТИ

РАТИ - супруга Камы. Когда Шива испепелил Каму, Р. обратилась к Парвати с мольбой о заступничестве за мужа перед Шивой, и Шива вернул Каме телесный облик.

А. Дубянский

РАТХА

1) Колесница, на к-рой "едут" боги во время специального храмового праздника ратха-ятра ("путешествие на колеснице"). Ярко украшенную Р., на к-рую водружены изображения богов (как правило, скульптурные), тянут за канаты многочисленные адепты. Путешествие сопровождается барабанным боем, песнопениями, танцевальными представлениями. Осн. детали Р. - платформа гарба-гриха и башня (вимана) - повторяют форму одного из типов индусского храма. С др. стороны, сам храм воспроизводит облик мифич. летающей колесницы богов (виманы). Платформа Р. в плане может быть прямоугольной, многоугольной, круглой, число ее колес доходит до 16, а вес до 200-300 т. Одними из самых крупных в Индии являются Р. храмов Тъягараджи в Тируваруре (Тамилнад) и Джаганнатха в Пури (Орисса). Последняя приобрела всемирную известность как символ неостановимо надвигающейся колоссальной силы ("колесница Джаггернаута").

2) Разновидность индуистского храма.

А. Дубянский

РАХУ

РАХУ - демон солнечного и лунного затмений. Согласно мифу, излагаемому в эпосе, Р. единственному из асуров удалось, приняв образ бога, отведать амриты, когда боги им завладели после пахтания океана. Но Солнце и Месяц узнали его и выдали Вишну, к-рый отсек Р. голову, прежде чем он успел проглотить амриту. Голова Раху, оставшись бессмертной, поднялась в небо и с тех пор мстит Солнцу и Луне, периодически проглатывая их (см. также КЕТУ).

В. Эрман

РАШТРИЯ СВАЯМСЕВАК САНГХ (РСС)

РАШТРИЯ СВАЯМСЕВАК САНГХ (РСС) - "Союз добровольных слуг родины" - правая коммуналистская орг-ция, основанная в 1925 Хедгеваром. В 1940 ее лидером стал Голваркар. Организована на принципах единоначалия и строгой партийной дисциплины. С самого начала была связана с Хинду махасабхой, вела активную антимусульманскую политику, провозглашала необходимость построения религиозного индусского гос-ва. В период раздела страны в 1947 была одним из организаторов индусско-мусульманских столкновений. В связи с покушением на М. Ганди была запрещена, но в 1949 вновь легализована, поскольку формально заявила об отказе от политич. деятельности и выдвинула задачу сплочения нации на основе древней индийской культуры и обогащения человечества ее духовными богатствами. Вместе с тем в 1951 из РСС выделилась дочерняя партия Бхаратия джан сангх (Союз индийского народа), а в 80-е гг. - Вишвахинду паришад (Всеиндусское собрание), к-рые фактически представляли интересы РСС на политич. арене. В 1993 после резкого обострения индусско-мусульманских отношений в Индии, вызванного разрушением индусскими экстремистами мечети в Айодхье, РСС вновь была запрещена. Однако ни она, ни связанные с ней партии ("семья РСС") своей деятельности не прекратили и избранным им идеологии и принципам не изменяют.

А. Дубянский

РЕК КУЛЬТ

РЕК КУЛЬТ - существовал, возможно, еще в доарийской Индии (есть гипотеза о том, что индуистская практика ритуальных омовений в св. водах восходит к эпохе цивилизации долины Инда). В "Ригведе" реки не раз названы божественными и бессмертными, но наибольшим почитанием окружены Синдху и Сарасвати. В индуизме они сохраняют определенное значение, но первое место по святости, безусловно, отводится Ганге.

Кроме того, почитаются Ямуна, Годавари, Каушики, Сараю, Тапти и практически все крупные реки; мифологически каждая из них представлена персонифицирующей ее богиней того же имени. Ритуалом предписывается паломничество к свящ. реке, совершение в ней очистительных омовений и возлияний (тарпана), нередко - обход ее (напр., от истока к устью и обратно) по направлению прадакшины.

Я. Васильков

РЕЛИГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕФОРМАЦИЯ ИНДУИЗМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"РИГВЕДА"

"РИГВЕДА" ("Книга гимнов") - древнейший памятник инд. лит-ры, самая древняя и авторитетная из 4 Вед (самхит). "Р. " сложилась в среде арийских племен в эпоху переселения их в Сев.-Зап. Индию прибл. в XV-X вв. до н. э. (существуют и др. датировки) в осн. на территории Пятиречья (совр. Пенджаба). В дошедшей до нас редакции Шакала "Р. " состоит из 1028 гимнов и разделяется на 10 мандал (букв, "циклов"). Мандалы II-VII ("родовые книги") считаются самыми древними; каждая из них принадлежит определенному жреческому роду, в к-ром ее гимны передавались из поколения в поколение (2-я Гритсамада, 3-я Вишвамитра, 4-я Вамадева, 5-я Атри, 6-я Бхарадваджа, 7-я Васиштха); 8-я кн. примыкает к "родовым" (роды Канва и Ангирас), в 7-й собраны гимны, посвященные богу Соме, самые поздние - 1-я и 10-я. Гл. содержание "Р. " составляют гимны (сукта или рич), обращенные к божествам арийских племен, восхваляющие их подвиги и величие, взывающие к ним о даровании благ, мужского потомства, победы. Каждая из "родовых" мандал начинается с гимнов Агни и Инд ре - самым значительным богам пантеона; мандалы 1-я и 10-я также начинаются гимнами Агни. Выделяются свадебные и похоронные гимны "Р.", гимны-заклинания и гимны-загадки, близкие по содержанию немногим космогоническим гимнам 10-й кн., в к-рых усматривают начала развития филос. мысли Древней Индии. Ряд стихотворений светского содержания в "Р. " носит дидактич. характер и отражает черты соц. жизни эпохи. В гимнах-восхвалениях даров (данастути) приводятся названия арийских племен и содержатся определенные историч. сведения. Около 20 гимнов "Р. " построены в диалогической форме, в них исследователи полагают тексты ритуальных драм типа мистерий; они представляют особенные трудности для понимания. Диалог Ямы и Ями отражает, по-видимому, инд. версию мифа о первородном грехе; миф о любви смертного к существу иного мира находит отражение в диалоге Пурураваса и Урваши, к сюжету к-рого восходит знаменитая драма Калидасы. Значительная часть гимнов "Р. " связана с общеплеменным культом Сомы, но ритуалу посвящено далеко не все содержание памятника, остающегося осн. источником наших сведений об эпохе его создания.

В. Эрман

РИТА (РТА)

РИТА (РТА) - мировой порядок, вселенский закон, обеспечивающий регулярность космических процессов (смену дня ночью, движение светил, течение рек и т. п.); одновременно и моральный закон, управляющий соц. жизнью. В "Ригведе" его блюстителем выступает бог Варуна. Позднее в индуизме понятию Р. соответствует понятие дхармы.

В. Эрман

РИТУАЛ В ДЖАЙНИЗМЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИТУАЛ В ИНДУИЗМЕ

Индуистский ритуал (как и сама религия) претерпел за тысячи лет развития значительную трансформацию. Существуют и территориальные различия в исполнении ритуала. Но все же частичная унификация ряда наиб, важных обрядов оказалась возможной благодаря наличию их описания в авторитетных памятниках др.-инд. и ср.-век. инд. лит-ры. Особая роль ритуала, возможно, объясняется древностью самой религии, являющейся продуктом длительной эволюции представлений человека о себе и о мире. Человек древности верил в особую связь между собой и макрокосмом. Любое событие в жизни человека проецировалось на окружающий его мир. И наоборот, все в мире - положение звезд и планет, погодные условия, ландшафт, флора и фауна, изменения в них влияли на судьбу человека. Ради собственного благополучия и сохранения мирового порядка человек совершал различные обряды. Менялись представления о мире, о сильных мира - богах, о способах воздействия на них. Если ведийский арий часто совершал жертвоприношение (яджня) животного божеству при посредничестве обожествленного огня, то в настоящее время главная форма поклонения божеству - пуджа, служба перед его изображением, приношение фруктов и цветов, ублажение божества благовониями, музыкой и танцами. Различные стадии развития ритуала зафиксированы в памятниках инд. лит-ры: Ведах, брахманах, упанишадах, эпических поэмах "Махабхарата"и "Рамаяна", ученых трактатах, ср.-век. религ. Гимнах (см. БХАДЖАНЫ, КИРТАН (КИРТАНА)), современных романах на новоиндийских языках. Особая категория источников - специальные трактаты, описывающие жертвоприношения на больших алтарях (шраута-сутры) и совершение домашних обрядов домохозяином (грихья-сутры). Роль последних текстов особенно велика. Будучи описанием некоей идеальной модели совершения домашних обрядов (санскар), они способствовали их нек-рой унификации. Традиция написания руководств по совершению обряда либо переводов с санскрита наиб, известных текстов, создания разл. компиляций сохраняется. Особая роль ритуала в жизни индуса определила и первое место брахмана - лица, совершающего или контролирующего совершение обряда, - в иерархической структуре индусского об-ва. Можно выделить совершаемые им храмовые обряды и домашние обряды-санскары, совершаемые специально приглашенным жрецом (пурохита, арччакара) или домохозяином (грихастха). Особые представления о ритуальной чистоте, нечистоте и ритуальном осквернении породили многочисл. обряды очищения. Часть индусов - неприкасаемые, к-рые считаются ритуально нечистыми, не допускалась в храмы и не могла пользоваться услугами брахманов. В наст, вр. среди них наблюдается мощное движение за приобщение к культуре и ритуалам индуизма. Стремясь добиться более высокого социального статуса, неприкасаемые публично совершают нек-рые запрещенные им традицией обряды, напр, упанаяну. Среди части индусов в последнее время отмечается интерес к возрождению ведийской обрядности.

И. Котин

РИТУАЛЫ МОНАХОВ И АСКЕТОВ В ДЖАЙНИЗМЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИЧ

РИЧ - священный стих, гимн "Ригведы", читаемый при обряде, разновидность мантры.

В. Эрман

РИШАБХА

РИШАБХА (также Вришабха, Адинатха, Адидэва и пр.) - первый из 24-х тиртханкаров джайнизма, к-рый играет роль культурного героя: обучает людей искусствам и ремеслам, устанавливает социальную структуру и обычаи общества, впервые проповедует религию (джайнизм). Его дочь Брахми изобретает письменность ("брахми" - одна из систем древнеиндийского письма), а сын Бхарата становится первым чакравартином, по имени к-рого называют и страну (Индию) - Бхарата.

А. Терентьев

РИШИ

РИШИ (провидец) - легендарные мудрецы, родовые певцы и жрецы арийских племен, создатели священных текстов Вед, обретенных ими, согласно традиции, через откровение; также святые мудрецы эпоса и пуран (трех родов: божественные, брахманы и царственные).

В. Эрман

РИШИКЕШ

РИШИКЕШ (Власа отшельника) - свящ. для Индии место в Гималаях - центр паломничества и место отдыха паломников, направляющихся в более дальний путь - к истокам Ганги в район Бадринатха, Кедарнатха и Ганготри. Р. известен храмами (Лакшмана мандир, Сомешвара мандир), гхатами (Тривени гхат), ашрамами. В Р. Свами Шивананда создал "Общество божественной жизни" и ашрам. В 60-е гг. в Р. прибывали тысячи европейцев и американцев, увлеченных йогой, нек-рыми аспектами инд. культуры. В Р. изучали йогу под руководством Махариши Махеш Йоги музыканты знаменитого ансамбля "Битлз".

И. Котин

РОЙ, РАММОХАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОХИНИ

1. Персонификация одноименного созвездия (9-й накшатры лунного зодиака, включающей Альдебаран и еще 4 звезды созвездия Тельца), дочь Дакши, любимая из 27 жен бога луны Сомы.

2. Супруга Васудэвы, мать Баларамы.

В. Эрман

РУДРА

РУДРА - в пантеоне "Ригведы" бог, олицетворяющий разрушительную силу грозы; занимая в нем малозаметное место, от других богов отграничивается. Впоследствии значение его возрастает, и в индуистском пантеоне он отождествляется с Шивой, имя Р. становится его эпитетом. В Ведах Р. изображается в облике одетого в шкуру дикого охотника, с иссиня-черными волосами, заплетенными в узел; ассоциируется с красным цветом (одно из толкований имени Р. - "Красный"). Зооморфные атрибуты Р. - вепрь или бык. Гимны Р. выражают страх перед его гневом; Р. насылает болезни на людей и порчу на скот, его молят о пощаде, приносят жертвы, чтобы "откупиться". Но он же - величайший из целителей. Р. - одновременно губитель и хранитель скота, его употребительный эпитет в Ведах (унаследованный Шивой) - Пашупати (Владыка скота). Р. ассоциируется с животными вообще, особенно со змеями. В змеином облике иногда изображаются зловещие спутники Р. - рудры; иногда рудры отождествляются с антропоморфными Марутами, сыновьями Р. В Ведах приводится миф о прегрешении бога-творца Праджапати, вступившего в кровосмесительную связь со своей дочерью Ушас; Р. его карает, пронзая стрелой; Праджапати в образе оленя возносится на небо; впоследствии он отождествляется с созвездием Мригаширша (Мригаишрас - Голова Оленя, часть Ориона), Ушас - с Рохини, Р. - со звездой Мригавьядха (Охотник за Оленем, Сириус). В Ведах Р. посвящается осеннее жертвоприношение сакамедха, завершающее год ведийского ритуального календаря. Р., вездесущему, приносят также жертвы на перекрестках дорог. Предполагают доарийское происхождение нек-рых черт его культа.

В. Эрман

РУДРАКША

РУДРАКША (букв, глаз Рудры) - плодики дерева рудракша (бот. Eleocarpus ganitrus), красновато-коричневого цвета, из к-рых шиваиты делают четки (рудракша-лш./ш), являющиеся одновременно и талисманом. Такие четки нередко носят на шее шиваитские брахманы - жрецы, садху, отшельники. Р. может быть 14 разновидностей. Считается, что каждая из них обладает большей или меньшей способностью помогать духовному совершенствованию.

Н. Краснодембская

РУДРЫ

РУДРЫ - группа богов, в Ведах иногда отождествляются с Марутами, иногда означают класс демонич. существ, спутников Рудры, духов болезней, приходящих из лесного безлюдья. В послеведийском пантеоне определяется группа Р., числом 11, куда включаются нек-рые очень древние образы, также ипостаси Шивы (Аджа Экапад, Ахир-будхнья, Хара, Ниррита, Ишвара, Бхувана, Ангарака, Ардхакету, Мритью, Сарпа, Капалин; есть др. версии перечня).

В. Эрман

РУКМИНИ

РУКМИНИ - дочь Бхишмаки, царя бходжей, похищенная у отца Кришной и ставшая его любимой женой. Позднее отождествляется с Лакшми.

В. Эрман

РУПА

РУПА - облик, образ. Обыденное значение слова углубляется в направлении, аналогичном греческому "эйдос"; образ, отделенный от материального наполнителя, субстрата; прообраз. Часто выступает в парном термине "нама-Р." уже с упанишад. Здесь первый член соответствует словесному, языковому, дискретному, слышимому, а второй - зримому, континуальному, образному; вместе это - "понятие и эйдос", хотя исходно проще - "имя и облик". В религ. практике Р. есть иконический образ божества, а нама - имя и/или мантра его. Понимание Р. как формы неверно.

А. Парибок

Предыдущая страница Следующая страница