Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
Статьи на букву "П"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П"

ПАДМА

ПАДМА (лотос) - один из древнейших и ведущих символов как в индуизме, так и в джайнизме и в буддизме. Он является наиб, ранней и распространенной эмблемой солнца и творящей космич. силы, а также незапятнанной чистоты и духовного совершенства. Видимо, сложная символика лотоса начала складываться на древнейшей доземледельческой стадии развития об-ва, когда лотос был одним из важных продуктов питания (его корни, стебли и листья содержат крахмал, жиры, сахар и клетчатку, из семян получается мука более высокого качества, чем из хлебных злаков). Ассоциация лотоса с солнцем обычно объясняется тем, что его цветы раскрываются при свете солнца, а многочисл. лепестки напоминают его лучи. Лотос так или иначе участвует во многих космогонич. мифах и легендах древней Индии, передавая образ творящего лона, источника божественного принципа и особой сакральной силы. Соотнесенный с женским детородным органом, лотос олицетворяет женское творческое начало, богиню-мать и символизирует плодородие, процветание и потомство (культ лотосовой богини, многочисл. лотосовые богини плодородия в сельских культах). Он участвует также в более сложных мифологич. образах, связанных с женским и мужским началами мира. Лотос является символом или атрибутом многих солнечных божеств (Суръи, Вишну, Лакшми); гигантский лотос вырастает из пупка Вишну, и на нем покоится творец Брахма-Праджапати; боги восседают на тронах, опорах, седалищах в виде лотоса, в иконографии часто используются орнаменты, розетки, медальоны с изображением лотоса. Образ лотоса - один из ведущих в изобразительном искусстве, архитектуре, поэзии. С названием лотоса связаны многие имена божественных и иных персонажей, людей, растений, созвездий и т. д. В древних и совр. языках известны десятки названий лотоса. Красный лотос - эмблема совр. Индии.

М. Альбедиль

ПАЛОМНИЧЕСТВО

ПАЛОМНИЧЕСТВО - путешествие к святым местам с целью поклонения известным святыням; древнейшие памятники индийской лит-ры - Веды и брахманы - не признают института П.; лишь в эпосе "Махабхарата" и пуранах появляются тексты, восхваляющие различные объекты паломничества. Отличительную особенность П. в Индии составляет практика ритуальных омовений в священных реках и водоемах, восходящая, возможно, к доарийской цивилизации долины Инда (III тыс. до н. э.). Маршрут П. вокруг почитаемого объекта (храма, священного города, реки, области, всего субконтинента) строится обычно в направлении "по ходу солнца", "слева направо" (прадакшина). Во многих местах П. (тиртхах) омовения, поминальные приношения предкам, дарения брахманам и др. обряды совершаются с годичной или большей периодичностью (напр., раз в 6,12 лет), в определенные дни, и многотысячное скопление паломников сопровождается ярмаркой (мела). К числу древнейших (но посещаемых и доныне) тиртх относятся Хардвар, Праяга (Аллахабад) и Сагар на Ганге, Пушкар и гора Абу в Раджастхане (последняя стала со временем главным центром джайнского П.), Матхура на Ямуне, тиртхи на Курукшетре ("поле Куру"), Гая в Бихаре, Каньякумари на крайнем юге. В средние века обрели популярность новые центры: храм Джаганнатха в Пури, Шрингери и Шрирангам на юге, Пандхарпур в Махараштре, неизмеримо вырос в значении священный город Варанаси (Каши, Бенарес) на Ганге. П. поныне остается популярнейшей религиозной практикой в Индии, ежегодно в нем участвуют многие миллионы верующих.

Я. Васильков

ПАНДАВА

ПАНДАВА - имя по отцу - Панду - каждого из пятерых братьев, героев "Махабхараты"; чаще других относится к старшему из них - Юдхиштхире.

С. Невелева

ПАНДИТ

ПАНДИТ - человек, получивший традиционное образование, знающий шастры. В наст, вр. может употребляться как уважительный титул образованного человека.

А. Вигасин

ПАНДХАРПУР

ПАНДХАРПУР - город на юге штата Махараштры в низовьях реки Бхимы, называемой здесь из-за характерного изгиба Чандрабхагой, т. е. "полумесяцем". Площадь - 13 кв. км, население около 80 тыс. Священное место, центр паломничества приверженцев традиции варкари. В городе находится храмовый комплекс бога Виттхаля (Витхобы) и его жены Рукмини (Ракхумаи), заложенный до XII в. В период правления маратхиязычной династии Ядавов (XIII в.) комплекс подвергся значит, реконструкции и, благодаря покровительству правителей, приобрел высокий статус. В комплексе объединены 28 храмов и рак. На одиннадцатый день светлой половины лунного месяца ашадх (июнь-июль) сюда приходят колонны паломников со всех уголков Махараштры. Они несут паланкины с отпечатками стоп (падука) великих поэтов - проповедников традиции Днянешвара, Намдэва, Экнатха, Тукарама и др., распевают сочиненные ими во славу Виттхаля гимны. Целью паломничества являются даршана и падаспарша - лицезрение бога и прикосновение лбом к его стопам.

Особенностью паломничества в Пандхарпур - "вари" - является его коллективный характер: поклонение Виттхалю происходит в обществе единомышленников - живых и умерших (присутствие последних манифестируется падуками и гимнами). Кроме Виттхаля в городе имеется еще 17 храмов, большинство из к-рых связаны с осн. храмовым комплексом.

И. Глушкова

ПАНИНИ

ПАНИНИ (IV в. до н. э.) - великий древний грамматист, создатель гениальной программы-порождения санскрита несколькими тысячами кратчайших правил-сутр; П. почти полностью нормировал санскрит грамматически и фонологически. Труд П. "Восьми книжие" ("Аштадхьяи") лег в основу гл. ветви грамматической традиции (см. ВЬЯКАРАНА). Фундаментальное традиционное образование требовало знания "Восьмикнижия" наизусть и проработки комментариев к нему.

А. Паривок

ПАНТХ

ПАНТХ - сикхская община, хальса. В сикхской традиции П. является со времен гуру Гобинд Сингха законодателем и судьей. Решения, принятые выборными представителями об-ва в присутствии гуру Грантх (т. е. "Ади Грантха") и П., представленным не менее чем пятью сикхами, становятся обязательными для исполнения как "гурумата", решение гуру.

Е. Успенская

ПАНЧАБХУТА

ПАНЧАБХУТА - пять элементов мироздания. См. БХУТЫ.

ПАНЧАГАВЬЯ

ПАНЧАГАВЬЯ - традиционный набор получаемых от коровы продуктов: молоко, простокваша, топленое масло, навоз и моча. Они почитаются индуистами священными и обладающими очистительной магической силой, а потому широко используются в ритуальных целях.

Н. Краснодембская

ПАНЧАКШАРА

ПАНЧАКШАРА (букв, пять букв) - название самых употребительных шиваитской и вишнуитской мантр, состоящих из пяти слогов: шиваитской "на-ма-ши-ва-я" или "ши-ва-я-на-ма" ("хвала Шиве") и вишнуитской "на-мо-ви-шна-ве" ("хвала Вишну"). Каждый слог считается соответствующим одной из 5 функций творения, приписываемых божеству его адептами: создание, сохранение и разрушение вселенной, затемнение или воплощение душ и их освобождение.

М. Альбедиль

ПАНЧАМАКАРА

ПАНЧАМАКАРА (букв. - пять М) - обозначение 5 элементов тантрийского ритуала, название к-рых начинается с буквы М: мадья (алькоголь), мамса (мясо), матсья (рыба), мудра (употребление жареных зерен, др. значение - символические жесты рук), майтхуна (ритуальное соитие). "Пять М" в ритуале соответствуют 5 великим элементам или стихиям (бхута).

М. Альбедиль

ПАНЧА-МАХАЯДЖНА

ПАНЧА-МАХАЯДЖНА (пять великих жертвоприношений) - 5 жертвоприношений, ежедневное принесение к-рых предписывалось "дваждырожденным" домохозяевам: брахма-яджна (жертва Брахме) - изучение и рецитация ведийских мантр; питри-яджна (жертва предкам) - приношение воды и пищи, возлияние предкам: дэва-яджна (жертва богам) - возлияние масла в семейный очаг; бхута-яджна (жертва духам) - разбрасывание зерен и остатков пищи за порогом дома; манушья-яджна (жертва людям) - гостеприимство и подача милостыни.

М. Альбедиль

ПАНЧАМРИТА

5 видов божеств, пищи: молоко, простокваша, масло, мед и сахар, к-рые предписывается приносить в жертву божеству во время пуджи.

М. Альбедиль

ПАНЧАНАНА

ПАНЧАНАНА (букв. Пятиликий) - один из эпитетов бога Шивы, символизирующий его природу как состоящую из 5 "великих элементов" ("махапанчабхута"), или стихий, а также 4 осн. направления плюс центр, что в целом в представлении шиваитов отражает всеобъемлющую сущность бога.

Н. Краснодембская

ПАНЧАРАТРА

ПАНЧАРАТРА (пять ночей)

1) Упоминаемый в древних текстах (напр., "Шатапатха-брахмане") архаич. ритуал, во время к-рого Пуруша, называемый Нараяной, совершает человеч. жертвоприношение, в результате чего вбирает в себя весь мир и становится вездесущим и всеобъемлющим.

2) Название древней вишнуитской секты, в к-рой разрабатывается представление о верховном боге Васудэва-Нараяне, проявляющем себя через систему вьюх путем эманации. Васудэва мыслится как обладающий 6 гунами (джняна - всезнание, бала - сила, айшварья - активность, вирья - мужество, шакти - энергия, теджас - блеск могущества), к-рые не принадлежат тварной природе и составляют "тело" высшего бога. Каждая вьюха обладает лишь парой гун, определяющих процесс цепной манифестации Васудэвы, сущность к-рого, однако, остается неизменной.

Что касается его шакти, Шри-Лакшми, то, как считают панчаратрины, она сама собой отделяется от бога, чтобы помочь освобождению людских душ. В связи с развитием концепции аватар секта П. отходит в вишнуизме на второй план.

А. Дубянский

ПАНЧАРАТРИН

ПАНЧАРАТРИН - последо ватель учения секты панчаратра.

ПАНЧА-УПАСАНА

ПАНЧА-УПАСАНА - почитание 5 богов индуистского пантеона: Шивы, Вишну, Шакти, Ганапати и Сурьи. Адепты образуют 5 гл. сект, в совокупности известных под названием П.-у. Популярны в высших слоях индуистского об-ва. В наст. вр. число сект в Юж. Индии увеличилось до 6 за счет приверженцев Кумары - каумаров - самой популярной в Юж. Индии секты.

М. Альбедиль

ПАНЧАЯТ

ПАНЧАЯТ (хинди букв, пятерка) - 1) Традиционный коллективный орган в Индии, совет, состоящий не обязательно из 5 человек (старейшин), стоящий во главе касты в целом или кастовой группы в опред. местности, деревне и т. п., основными обязанностями к-рого было рассмотрение конфликтов между членами касты, наложение наказаний за нарушение кастовых правил и т. п. П. землевладельческой касты иногда выполнял также функции местного самоуправления в квартале, деревне, группе деревень, округе. В этом случае в его функции входили также вопросы регулирования землевладения, орошения, раскладки налога, решение споров между членами разных каст. 2) Органы местного самоуправления на уровне блока, т. е. объединения нескольких деревень, в современной Индии (введены рядом законов после 1947, основные - в 1959). Избираются на 5 лет прямым тайным голосованием всеми жителями блока при условии предоставления гарантированных мест членам списочных (неприкасаемых) каст и женщинам. На средства, полученные от сбора налогов (5%), занимаются ремонтом дорог, мостов, вопросами санитарии, охраной поселений и полей, способствуют развитию здравоохранения и образования. Мелкие правонарушения и споры разбирает особый орган - адолят П. Образуют более высокие органы самоуправления на уровне района и области. Три ступени самоуправления, по мысли законодателей, должны составлять единую систему (панчаяти радж).

Л. Алаев

ПАРАМАХАМСА

ПАРАМАХАМСА (букв, высочайший гусь) - термин, обозначающий высшее состояние духа, совершенный Атман. Применяется к выдающимся духовным авторитетам (Рамакришна Парамахамса). См. ХАМСА.

А. Дубянский

ПАРАМАШИВА

ПАРАМАШИВА (Высочайший Шива) - титул Шивы как высшей духовной реальности, Абсолюта.

А. Дубянский.

ПАРАМЕШВАРА

ПАРАМЕШВАРА (Высочайший повелитель) - титул бога как высшей духовной реальности, Абсолюта. Применяется в основном к Шиве. Иногда - к Вишну, Индре.

А. Дубянский.

ПАРАШУРАМА

ПАРАШУРАМА (Рама с топором; иначе: Рама Джамадагнья, Рама Бхаргава) - легендарный брахмян-воитель, живший в Трета-югу. Первоначально, по-видимому, шиваитский герой, П. начал со временем рассматриваться, однако, как одна из аватар Вишну.

Сын брахмана-подвижника Джамадагни (из рода Бхригу) и царевны Ренуки, он с детства обнаруживал воинственность и, в части., никогда не расставался с железным боевым топором. Одним из величайших подвигов П. индуисты считают то, что он, по приказу своего отца и наставника Джамадагни, заподозрившего Ренуку в греховных помыслах, без колебаний обезглавил собственную мать, продемонстрировав тем самым, что преданность наставнику - выше любви к матери. Но главной миссией П. как воплощения Вишну на земле явилось убийство им тысячерукого царя хайхайев Арджуны Картавирьи, захватившего власть над всем миром и жестоко притеснявшего брахманов. Мстя за смерть отца, убитого кшатриями - родичами Картавирьи, долгожитель П. трижды 7 раз полностью истреблял заново нарождавшиеся поколения кшатриев, кровью к-рых он наполнил 5 озер на Курукшетре. Передав затем власть над землей брахманам, П. забросил свой боевой топор в реку Брахмапутру и удалился навеки в пещеры горы Махендра. По другим версиям, топор П. упал в море у юго-зап. побережья, отчего возник удлиненный кусок суши, ставший территорией теперешнего штата Керала. В сказаниях о П., безусловно, нашло отражение острое соперничество брахманов и кшатриев за господствующее положение в др.-инд. об-ве.

Я. Васильков

ПАРВАТИ

ПАРВАТИ (Дочь гор) - супруга Шивы, дочь персонифицированного божества Гималаев и его супруги Мены (Менаки), сестра богини Гонги. П. считается образцом идеальной, верной жены, еще в девичестве заслужившей своего супруга преданным поклонением ему, хотя семейная жизнь этой божественной пары не лишена, по легендам, споров и ссор. Иконографически П. изображается в виде прекрасной женщины; обычны изображения Шивы и П. в покойном уединении на горе Кайласа, а также и в полном семейном коллективе, с сыновьями Ганешей и Скандой-Карттикеей. Др. имена П. - Ума и Гаури; с последним связаны праздники (напр., Гаури-утсав и нек-рые др.), когда эта богиня особенно почитается в своей дочерней ипостаси. П. считается вторым рождением супруги Шивы, после Саши.

Н. Краснодембская

ПАРДЖАНЬЯ

ПАРДЖАНЬЯ - ведийское божество дождя и грома. Воплощает плодоносящую силу дождя, почитается также как бог плодородия. Сын Дьяуса, в Ведах именуется сыном или супругом Притхиви, богини земли; иногда именуется отцом Сомы. Выступает обычно в образе быка. Его супруга Ваша - олицетворение дождевой тучи в образе коровы. Уже в Ведах П. затмевается фигурой Индры, окончательно вытеснившего П. из пантеона в послеведийский период. Индоевропейские корни прослеживаются в имени Перкунаса, бога грозы литовской мифологии.

В. Эрман

ПАРИДЖАТА

ПАРИДЖАТА (достигшее полного развития) - мифическое дерево, появившееся во время пахтания дэвами и асурами Молочного океана. Индра взял его и посадил в своем саду. Ствол П. был сотворен из золота, с ветвей свисали гроздья разнообразных ароматных плодов.

А. Дубянский

ПАРШВА (НАТХА)

23-й, предпоследний тиртханкар джайнизма, живший приблизит, за 250 лет до Махавиры. Его жизнеописание резко отличается от стандартизированных жизнеописаний предшествовавших тиртханкаров и изобилует таким кол-вом реальных деталей, что позволяет рассматривать П. как историческую личность. В части., утверждается, что он был сыном раджи Бенареса Ашвасены, победил в битве раджу Явана (явана на санскр. - грек) из Калинги и был женат на Прабхавати, дочери раджи Прасенаджита, в 30 лет стал аскетом. В жизнеописании Махавиры говорится, что его родители были последователями учения П., а также упоминается, что уже после достижения всеведения Махавира встречался со сторонниками П. и обращал их в свою версию джайнизма.

А. Терентьев

ПАРЬЮШАНА

ПАРЬЮШАНА - гл. священный праздник в джайнизме. П. проводят во время сезона дождей, следуя предписанию Махавиры, т. к. в этот сезон монахи и миряне могут совершать длительные релит, обряды. Праздник П. начинается с поста. Затем миряне принимают обеты пошадхи и живут как монахи. Целый день они проводят в медитации или в благочестивых занятиях в монастыре или в уединении. На 5-й день шветамбары празднуют день рождения Махавиры. Последний день П., называемый самватсари, и последний день ритуального года джайнов начинается с большой исповеди, имеющей целью не допустить ни одного прегрешения в новый год.

О. Горовая

ПАТАНДЖАЛИ

1) Автор знаменитого "Великого комментария" ("Махабхашья") на грамматику Панины (II в. до н. э.), текста, фундаментального не только для грамматики, но и для индийской образованности вообще.

2) Автор "Йога-сутр", осн. сочинения традиции санкхъя-йоги; вероятно, III в. н. э.

Проводимое иногда отождествление авторов этих двух текстов мало убедительно. Изображаются оба Патанджали часто в виде человека со змеиным туловищем, с молитвенно сложенными руками.

А. Парибок

ПАТНИ

ПАТНИ (жена), Пашни-Дэви - богиня, воплощающая женскую супружескую чистоту. Ее образ, возникший в Юж. Индии в джайнско-буддийской среде, был заимствован индуизмом. Статус П. обретает Каннахи, героиня тамильской поэмы "Силаппадигарам" ("Повесть о браслете"), к-рая, мстя за убитого мужа, испепеляет Мадурай, столицу пандийского царя. Это деяние приравнивает ее к сонму местных богинь-матерей, свирепых и своенравных (см. АММА). Впрочем, культ Каннахи-П. в Индии большого распространения не получил и переместился на Ланку, где закрепился в индуистской (гл. обр. тамильской) среде как культ Кали и приобрел популярность у буддистов (в особенности на уровне неродного буддизма), к-рые чтут П. как воплощение буддийской чистоты и святости.

А. Дубянский

ПАТТАВАЛИ

ПАТТАВАЛИ - генеалогические списки джайнских ачарьев. Каждая секта имеет свой список П. У шветамбаров он начинается с Махавиры, у дигамбаров - с Бхадрабаху II, жившего, по преданию, на рубеже нашей эры.

М. Альбедиль

ПАУРНАМАСЬЯ

ПАУРНАМАСЬЯ (пурнима - ночь полнолуния) - один из важнейших моментов в лунном календаре, обозначающий границу между "светлой" и "темной" половинами лунного месяца. Многие праздники индийцев приходятся на П. и отмечаются, в части., постами.

Н. Краснодембская

ПАШУПАТА

ПАШУПАТА - название шиваитской секты, члены к-рой поклонялись Шиве в образе Пашупати. Характерным элементом их культовой практики являлось вызывающе свободное, часто непристойное поведение, во многом имитировавшее повадки животных - быка, петуха, воробья. Дикими криками и танцами, странными телодвижениями и поступками, "купанием" в пепле с кремационных площадок (см. БХАСМАН) они стремились произвести на окружающих впечатление сумасшедших. Идея такого поведения, несомненно восходящая к древним пластам шаманской практики, состояла в том, что, уподобляя себя животным, они наилучшим образом служили своему повелителю - Шиве, а отбрасывание всех социальных норм как бы делало их равными абсолютно свободному всесильному богу. Конечная цель индуизма, мокша, так и интерпретировалась ими как свобода от всяких ограничений (в т. ч. от личных неудобств и страданий). Основателем секты считается некий Лакулиша ("Повелитель дубинки" - один из эпитетов Шивы), живший, видимо, ок. 100 г. н. э. Ему приписывается создание текста "Пашупата-сутра", в к-ром, в части., содержится изложение системы тренировки и воспитания члена секты. Исследователи отмечают сходство идей П. с воззрениями древнегреческих школ киников и отчасти стоиков.

А. Дубянский

ПАШУПАТИ

ПАШУПАТИ (Владыка животных) - один из эпитетов Рудры, а позже Шивы, отражающий глубокие историч. корни в происхождении данного божества, имеющего, по-видимому, связь с еще доарийским культом бога - покровителя охоты и скотоводства. Это качество П. запечатлено, в части., в одном из атрибутов Шивы - лани, к-рую он держит в одной из рук (иногда она сопутствует ему). Шива в образе П. представляется гл. божеством для секты пашупата. В философском смысле П. рассматривается и как "Владыка душ", т. е. всего одушевленного (см. ШАЙВА-СИДДХАНТА). В нек-рых шиваитских мифах подчиненность всех других богов Шиве подчеркивается через признание ими себя "пашу" ("животными") в отношении к нему.

Н. Краснодембская

ПЕПЕЛ СВЯЩЕННЫЙ

ПЕПЕЛ СВЯЩЕННЫЙ - см. БХАСМАН, ВИБХУТИ.

ПИНДА

ПИНДА - клёцка, шарик из вареного риса и муки, иногда с добавлением кунжутовых семян или мяса, приносимый в жертву предкам (питри) в поминальных обрядах шраддха. Круг родственников, сообща приносивших П. в жертву отцу, деду и прадеду, определялся термином "сапинда" (букв, "одноклёцники", ср. русское "однокашники").

Я. Васильков

ПИТРИ

ПИТРИ - питары (отцы, праотцы) - обожествленные души усопших предков. Каждый усопший (при наличии у него сына или иного потомка мужского пола, единственно способного совершать необходимые обряды) может быть причислен к сонму П. посредством ритуала экоддишта. П. бессмертны и блаженны; на широком светлом пастбище, под тенистым деревом они пируют с богом Ямой. Тем не менее потомки должны поддерживать блаженное существование П. специальными приношениями (шраддха). П., в свою очередь, обладают, как и боги, способностью оказывать благоприятное воздействие на судьбы живых людей. В Ведах нет указаний на возможность для П. последующей реинкарнации, нового рождения на земле. В индуизме культ П. вступает в нек-рое противоречие с широко распространенной концепцией трансмиграции ("переселения душ"), но сохраняется до наст, вр. (См. ПРЕДКОВ КУЛЬТ, ПИТРИЛОКА, ПИТРИЯНА.)

Я. Васильков

ПИТРИЛОКА

ПИТРИЛОКА - в космографии индуизма - мир предков, обожествленных праотцев, живущих после смерти на небесах и сохраняющих связь со своими потомками, к-рые должны приносить им поминальные жертвы.

С. Невелева

ПИТРИЯНА

ПИТРИЯНА - путь предков, к-рым идут после смерти не постигшие высшую истину, ограничивающиеся предписанной обрядностью, чтобы после ряда превращений вернуться к мирскому существованию (см. УПАНИШАДЫ).

В. Эрман

ПИТХА

1) Место, пьедестал, на к-ром устанавливается изображение божества в святилище.

2) Название магич. геометрич. рисунка, или янтры, связанного с почитанием Шакти.

3) Святилища - места почитания Шакти.

Согласно мифу о жертвоприношении Дакши, разные части тела Сати, сжегшей себя на костре оттого, что ее супругу Рудре не оставили доли в жертвоприношении, упали в разных местах Индии; там и существуют П. В нек-рых текстах (питха-нирная) приводится наименование 51 П. В каждом месте богиня почитается в опред. облике вместе со своим божеств, супругом. Так, в Калькутте, куда, согласно мифу, упал палец от правой ноги богини, существует П. Калигхат, где богиня почитается в образе Кали и ее супруга Накулиши.

М. Альбедиль

ПИШАЧИ

ПИШАЧИ - низший из 3 осн. классов демонов (еще асуры и ракшасы). Упоминаются уже в Ведах как отвратительные бесы, пожиратели трупов, мучители больных, вселяющиеся в одержимых. Позднее постоянно ассоциируются с мертвыми, описываются как обитатели кладбищ; вместе с бхутами и др. низшими злыми духами появляются и пляшут на полях сражений. Считаются детьми Пулахи, сына Брахмы, или одноименного злого духа, или порождениями тьмы.

В. Эрман

ПОНГАЛЬ

ПОНГАЛЬ - крупнейший южноиндийский (Тамилнад, Андхра-Прадеш) праздник, посвященный сбору урожая риса и сахарного тростника. Проходит в течение 3 дней в середине января (время поворота солнца на север). Гл. боги праздника - Индра и Суръя. Их почитают приношением сваренного в горшках риса ("понгаль"). Один из дней посвящен крупному рогатому скоту. Характерная часть П. - гонки на бычьих повозках. Кое-где сохранился древний обычай борьбы юношей с молодыми быками.

А. Дубянский

ПОСТЫ

ПОСТЫ - распространенное в индуизме обрядово-магич. средство, к-рое служит ритуальному очищению верующего и т. обр. делает более безопасными его контакты с сакральными уровнями бытия (в части., во время праздников). Соблюдение П. считается и определенной нравственной заслугой для верующего.

Н. Краснодембская

ПОШАДХА-УПАВАСА ВРАТА

ПОШАДХА-УПАВАСА ВРАТА - второй дисциплинар^ный обет (см. ШИКША-ВРАТЫ) в джайнизме. П. в. - это обет 2-дневного абсолютного поста, к-рый необходимо соблюдать каждую неделю.

А. Дюранов

ПРАБХАКАРА

ПРАБХАКАРА - ученик Кумарилы, основатель одного из двух гл. направлений мимансы, комментатор "Шабарабхашьи". Время жизни - приблизит. VII-VIII вв.

М. Альбедиль

ПРАБХУПАДА БХАКТИВЕДАНТА СВАМИ

ПРАБХУПАДА БХАКТИВЕДАНТА СВАМИ (1896-1977) - неоиндуистский наставник, гуру - основатель Международного общества сознания Кришны. Родился в Калькутте, до 1959 вел жизнь благочестивого мирянина, занимался бизнесом, вместе с тем активно участвуя в деятельности кришнаитской Гаудия Мишн, от к-рой и получил в 1947 титул "Бхактиведанта" в знак признания его учености и религиозных заслуг. В 1959 принимает монашеский обет, в 1965 отправляется в США для пропаганды кришнаизма. В 1966 основывает в Лос-Анджелесе Международное общество сознания Кришны. В 60-70-х гг. Свами П. много ездит по свету, выступая с лекциями, миссионерской проповедью, дает инициации неофитам. В 1971 посетил Советский Союз, где дал инициацию первым отечественным кришнаитам, заложив тем самым основу их движения в нашей стране. Перу Свами Прабхупады принадлежит свыше 60 томов комментированных переводов и тематических сборников индуистской классики. Наиб, монументальная его работа - многотомный перевод "Бхагавата-пураны" ("Шримадбхагаватам"). Труды Свами П. сыграли заметную роль в знакомстве западной аудитории с мифологией и философией индуизма, хотя их интерпретация и выдержана сугубо в духе проповедовавшейся им разновидности кришнаизма.

А. Ткачева

ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАДАКШИНА

ПРАДАКШИНА - ритуальный обход вокруг святыни, почитаемого человека или статуи божества "слева направо", "по ходу солнца", или, как мы теперь говорим, "по часовой стрелке". При таком обходе правое плечо обращено к объекту почитания. Противоположностью П. является апасавья - левосторонний обход, совершаемый "против солнца"; он использовался в заупокойных обрядах (шраддха) и в актах вредоносной (в части., воинской) магии. И П., и апасавья имеют аналогии в обрядности др. индоевропейских народов (напр., славян, кельтов).

Я. Васильков

ПРАДЖАПАТИ

ПРАДЖАПАТИ (Владыка порождений) - первоначально, по-видимому, божество, связанное с деторождением и конкретно - с зачатием, а также с соответствующим вариантом мифологич. Космогонии (как бог, породивший мир от своего семени). Начиная с поздних гимнов "Ригведы", космогоническая функция П. осмысливается уже в более абстрактных, философских терминах. В брахманах П. - гл. бог и отец всех богов, породивший вселенную уже не плотски, а духовным усилием или посредством жертвоприношения. Он сливается с др. богами-творцами (Вишвакарман, Дхатар). В упанишадах П. приобретает черты универсального безличного принципа, Абсолюта (связь образа П. с религ.-философским понятием Брахман намечена уже в "Атхарваведе"). Начиная с сутр, П. отождествляется с Брахмой, и затем, в эпосе и в др. индуистских памятниках, "П. " становится эпитетом или одним из имен этого бога.

Я. Васильков

ПРАЗДНИКИ В ИНДУИЗМЕ

ПРАЗДНИКИ В ИНДУИЗМЕ - это прежде всего религиозно-магические акции, совершаемые коллективно и индивидуально; идеологич. их основанием являются мифы и легенды различного историч. корня и стадиального уровня. Многие П., будучи посвящены различным божествам индуистского пантеона, оказываются также связаны с древнейшими магич. культами природы, плодородия, кален дарно-хозяйственным и циклами и т. п.; поэтому они являются "многослойными" с т. зр. и мифологической и обрядовой. Исчисление П. ведется преимущественно по лунному календарю. Обрядовые их формы весьма разнообразны: это домашние и храмовые богослужения, торжественные шествия, театрализованные действа, включающие музыку, танцы, пение, и нек-рые др., в т. ч. экстатические. Общий смысл П. - приобщение верующих к благости сверхчувственных сфер и сил, умилостивленных людским религиозным служением, обретение благоприятного их влияния и, нередко, морально-нравственных заслуг. П. являются также великолепным объектом для приложения художеств, способностей в разного рода искусствах и ремеслах, т. к. они требуют соответствующего эстетического оформления и высокого исполнительского мастерства. Число П. в индуистском календаре очень велико (в части., см. ДАСЕРА, ПОНГАЛЬ, ОНАМ, НАВАРАТРИ (НАВАРАТРА), НАГАПАНЧАМИ и др.). Возможна классификация П. как общеиндийских, регионально-локальных, этнических, сектантских и кастово-семейных.

Н Краснодембская

ПРАКРИТИ

ПРАКРИТИ - в санкхье первоматерия в смысле, очень близком аристотелевскому; вечное (наряду с духом) и неоформленное начало, разворачивающееся в ходе своей эволюции в мир психических способностей, живых индивидуальных существ и неодушевленных предметов.

А. Парибок

ПРАКРИТЫ

ПРАКРИТЫ (от "пракрита" - производный (от санскрита) или природный) - индоарийские языки древности и раннего средневековья. В традиц. индийском понимании это языки, производные от санскрита и описываемые в терминах отклонений от него, применявшиеся в художественной лит-ре, особенно поэзии и драме, в II-VII вв. н. э. Гл. П. - шаурасени, магадхи, махараштри (поэтический пракрит). В индологии понимание шире, а именно как название стадии развития индоарийских языков, промежуточной между санскритом и новоиндийскими языками, т. е. от V в. до н. э. до X в. н. э.; так называют тогда и язык пали буддийского тхеравадинского и ардхамагадхи джайнского канонов, а также поздние (VIII-XI вв.) апабхрамша, на к-рых сохранились нек-рые тексты махасиддхов. Культурное значение текстов на П., сравнительно с санскритскими, незначительно.

А. Парибок

ПРАЛАЯ

ПРАЛАЯ - периодически уничтожающая вселенную космическая катастрофа, вызываемая, согласно эпосу, целым комплексом последовательно действующих природных факторов (засуха, пожар, ураган, ливень, наводнение); знаменует кару за попрание людьми универсального закона - дхармы и одновременно очищение мира водами потопа перед возрождением вселенной и началом Крита-юги - Золотого века.

С. Невелева

ПРАМАТТА-ЙОГА

ПРАМАТТА-ЙОГА - в джайнизме бесконтрольная активность, являющаяся гл. причиной химсы, т. е. причинения вреда живым существам. П.-й. включает в себя стремление к чувственным удовольствиям, деятельность под влиянием аффектов, сон и т. д.

А. Дюранов

ПРАНА

ПРАНА - жизненосная тонкая энергия в теле, не тождественная чисто физической силе. Может при нек-ром навыке непосредственно ощущаться. Тесно связана с процессами дыхания; управление П. достигается гл. обр. дыхательными упражнениями (пранаяма), сопровождаемыми часто визуализацией. Представление о П. восходит к упанишадам. В йоге, особенно в хатха-йоге и тантре, считается, что в теле обычного человека непременно имеются многочисл. искажения потоков П. и закупорки каналов, по к-рым она течет, и предлагаются методы исправления. Правильный и совершенный ток П. важен для прогресса в йоге, иначе неизбежны болезни. Есть 5 видов П.: передне-верхне-вбирающая, нижне-извергающая, восходящая, центробежная и центростремительная. Между движениями П. и психическими состояниями имеется тесная связь. Пространство в физическом теле и непосредственном его окружении, организованное токами П. и центрами - пересечениями их, называется в веданте "оболочкой (Атмана) из праны".

А. Парибок

ПРАНАЯМА

ПРАНАЯМА - контроль над дыханием; четвертое звено восьмизвенной йоги Патанджали. Букв, означает растяжение дыхания, и действительно, регуляция дыхания в П. гл. обр. сводится к его замедлению и к увеличению интервалов между его фазами (т. е. к продлению задержек дыхания). Наряду с др. звеном древней йоги Патанджали

- асаной, П. лежит в основе поздней системы хатха-йоги. Главной целью П. является посредством регуляции дыхания установить контроль над тесно с ним связанным потоком сознания. Побочным следствием П. может быть, согласно традиционным представлениям, исцеление астмы, кашля, икоты, головных болей и др. болезней, а также общее омоложение всего организма, вплоть до достижения бессмертия. Авторитетные тексты призывают практикующих П. к предельной осторожности, подчеркивая опасность этой практики. Так, "Хатха-йогапрадипика" (II. 15) сравнивает ее с приручением дикого слона, льва или тигра: если не действовать постепенно, шаг за шагом, то дрессировщик может поплатиться жизнью.

Я. Васильков

ПРАННАТХ

ПРАННАТХ (1618-1694) - мыслитель и религ. реформатор, основатель секты "праннатхи" или "дхами", члены к-рой, представители индуизма, ислама и иных религий, отрицают конфессиональную рознь и кастовые различия. Автор религ.-философской лирики на синдхи, гуджарати и хинди, а также трактатов "Каямат-нама" ("Книга предопределения") и "Кульзум-и-Шариф" ("Море достоинства"), в к-рых на основании сравнит, анализа догматов индуизма, ислама, христ-ва и иудаизма пришел к выводу о равной истинности и изначальной сходности всех религий. Обличал религ. рознь, проповедовал приход мессии, к-рый должен отменить законы дхармы и шариата и установить царство справедливости. Преследуемый, бежал в Бунделкханд, где стал духовным наставником махараджи Чхатрасала, возглавлявшего вооруженную борьбу против могольского господства.

Е. Ванина

ПРАСАДА

ПРАСАДА (букв, доброта, милость, дар) - в культовом контексте индуизма подношение, жертва; а также специфически та часть жертвоприношения (чаще всего в виде фруктов и сластей), к-рая возвращается верующим после исполнения жрецом всех положенных богослужением действий, молений и заклинаний как символ божественной благодати и затем распределяется между присутствующими. Нек-рые кусочки припасаются и для отсутствующих родственников и друзей, дабы приобщить их к свершившемуся магико-ритуальному акту общения с богом.

Н. Краснодембская

ПРАТИВАСУДЭВА

ПРАТИВАСУДЭВА - см. БАЛАДЭВА.

ПРАХЛАДА

ПРАХЛАДА - в послеведийской мифологии - сын царя демонов Хираньякашипу, враждовавший с Индрой. Преданный почитатель Вишну, П. стойко выдерживает гонения со стороны своего отца, пока Вишну не приходит к нему на помощь в образе человекольва (Нарасимха) и не убивает царя демонов.

В. Эрман

ПРАШАСТАПАДА

ПРАШАСТАПАДА (ок. V в н. э.) - крупнейший философ школы вайшешика, автор трактата "Падартхадхармасанграха" ("Компендиум свойств, предицируемых предметам, которые называются словами"). Дополнил перечень качеств вайшешики с 17 в исходных сутрах до окончательных 24; расклассифицировал типы восприятия, виды содержательных психических событий с т. зр. вайшешики, развил атомистическую теорию и пр. Существенны достижения в логике: впервые в индуистской философии ввел т. наз. "трехчленный канон силлогизма", т. е. строгие правила корректного умозаключения (почти одновременно с буддистским философом Дигнагой). Имеется 4 главных комментария на его труд, самым популярным из них остается труд Шридхары.

А. Парибок

ПРАЯГА

ПРАЯГА - см. АЛЛАХАБАД.

ПРЕДКОВ КУЛЬТ

ПРЕДКОВ КУЛЬТ - один из древнейших и исторически важных культов, к-рый в том или ином виде существует у различных народов Южной Азии. П. к. в этом регионе освящен и мифологической и классич. литературной традицией. Обожествленные души предков называются питри, питар. Терминами "питри-титхи" (то же "питра-титхи") или "питри-дина" называется день полнолуния (в др. системах и новолуния), когда считается особенно уместным приносить жертвы предкам, в т. ч. совершать питри-гая/?пан - особый обряд жертвоприношения воды. Считается, что питар произошли от риши; от "питар" - боги и демоны; от богов - животные и растения. С П . к. связаны погребальные обряды и обряды поминовения усопших (шраддха), к-рые совершаются в годовщину смерти умерших родственников, прежде всего родителей. Предкам посвящена вторая - темная - половина лунного месяца, иногда называемая "питри" ("питра-пакша"). У нек-рых народов поклонение предкам включается в обрядовую программу праздника дивали. Большинство индусов особо чтут новолуние ашвина (сент.-окт.) как день поминовения покойных членов семьи и ее предков. В дни поминовения предков соблюдается ряд табу (напр., мужчинами - на бритье). Существуют нек-рые различия в проявленных формах почитания предков и умерших у разных народов, особенно в этнической периферии. П. к. отчасти коррелирует с анимистич. и тотемистич. воззрениями. См. ПИТРИ, ПИТРИЛОКА, ПИТРИЯНА.

Н. Краснодембская

ПРЕТА

ПРЕТА - в ведийской традиции: дух усопшего, к-рому с помощью обряда экоддишта необходимо придать новое тело, дабы он мог присоединиться к сонму блаженствующих в царстве Ямы божественных "отцов" (питри). В случае, если экоддишта не совершалась, П. оставался бесприютным, бестелесным духом. Позднее в индуизме П. понимается как враждебный людям дух или бес, родственный бхутам, пишачам и ракшасам и странствующий по земле, либо как душа грешника,, претерпевающая мучения в том или ином из многочисл. мифологических адов.

Я. Васильков

ПРЕТАЛОКА

ПРЕТАЛОКА - в индуистской космографии - подвластный богу Яме подземный "мир претов" - злых духов, связанных со смертью и опасных для человека.

С. Невелева

ПРИТХИВИ

ПРИТХИВИ (Земля) - богиня Земли, в "Ригведе" упоминается обычно в неразрывной связи с Дьяусом, Небом. Почитается как мать богов и всех живых существ. Нередко выступает в зооморфном образе коровы. Фигурирует в эпосе как мать Ситы, героини "Рамаяны". В пуранах именуется дочерью мифич. царя Притху.

В. Эрман

ПУДЖА

ПУДЖА - осн. форма почитания богов в индуизме, сменившая ведийское жертвоприношение (яджна), П. совершается обычно перед освященным изображением бога (к-рый почитается в нем обитающим), заключается в приношении воды для омовения ног, цветов и бетеля; утром бога пробуждают музыкой, звоном колокольчиков, дуя в раковины, почитают его цветами, благовониями, раскачиванием светильников, приношениями риса и плодов (предполагается, что бог вкушает долю, остальное жертвуется бедным). При больших святилищах бога развлекают плясками храмовые танцовщицы (дэвадаси); в праздничные дни изображение его возят нередко на колеснице по улицам (ратха-ятра). Кровавые жертвоприношения животных почти полностью исчезают в вишнуизме, но сохраняются (в упрощенной форме) в нек-рых шиваитских сектах и у почитателей Дурги. Казнь преступников нередко мыслится как человеческое жертвоприношение.

В. Эрман

ПУДЖАРИ

ПУДЖАРИ - тот, кто исполняет весь набор действий, заклинаний и молитв, составляющих богослужение (см. ПУДЖА); чаще всего П. принадлежат к касте брахманов. П. исполняют свои обязанности в храме, а также по приглашению в домах верующих.

Н. Краснодембская

ПУДЖЬЯПАДА

ПУДЖЬЯПАДА - дигамбарский философ, известный также под именами Деванандин и Джинендрабуддхи; жил в нач. V в. О его жизни нет достоверных сведений, однако хорошо известны его работа по грамматике "Джайнендра" и "Сарвартхасиддхи" - комментарий на "Таттвартхадхигама-сутру ", считающийся основополагающим текстом дигамбарской традиции.

А. Терентьев

ПУНА (ПУНЕ)

ПУНА (ПУНЕ) - город в Махараштре, один из центров индуизма и индусской учености. Расположен на плоскогорье Декан к востоку от Бомбея (192 км). В наст. вр. - второй по значению город Махараштры с более чем двумя миллионами жителей, множеством предприятий, учебных заведений. П. - город с преимущественно маратхским индусским населением, хотя сюда приезжают на учебу и индусы из др. штатов. Всемирную известность имеет Ин-т санскритских исследований им. Бхандаркара. Считается, что лишь здесь да в Каши можно научиться говорить на санскрите. В П. немало известных индусских храмов - центров паломничества верующих. Наиб, известен храм Парвати, расположенный на окраине города. Богиня считается покровительницей неприкасаемой касты махаров, хотя их, так же как неиндусов, в храм до недавнего времени не допускали. Скальный храм Панчалешвар мандир (VIII в. н. э.) в П., современник храмов в Эллоре, привлекает туристов больше, чем паломников. Многие индийцы посещают мемориал "Отца нации" Махатмы Ганди в П. в здании бывшего дворца Ага Хана, где Ганди с женой находился в заключении в годы борьбы за независимость Индии. Здесь жена М. К. Ганди Кастурбаи умерла, и здесь находится ее мемориал. В 1934 в П. был подписан знаменитый пакт между Ганди и лидером неприкасаемых Б. Р. Амбедкаром, согласно к-рому неприкасаемые отказывались от ряда преимуществ отдельного представительства в законодательных органах колониальной Индии, но признавались полноправными индусами. После подписания Пунского пакта Ганди начал активную кампанию за допуск неприкасаемых в индусские храмы, поддержанную ИНК и всеми прогрессивно мыслящими индийцами. Однако, будучи местом, где зародилось движение за допуск неприкасаемых в храмы, город П. оставался и остается оплотом высококастовых индусов. Здесь было совершено (неудачное) покушение на М. К. Ганди, здесь находился центр заговора, закончившегося убийством Махатмы Ганди в 1948. В П. активно действуют орг-ции индусских коммуналистов Раштрия сваям севак сангх и Шив сена. Многочисл. европейских и американских туристов, а также лиц, увлеченных учением гуру Раджниша, этот город привлекает его ашрамом.

И. Котин

ПУРАНЫ

ПУРАНЫ (букв, древние предания) - класс свящ. текстов индуизма, по времени своего создания более поздних, чем эпические поэмы (см. ИТИХАСА). Первонач. представляли, по-видимому, особый жанр устной поэзии - мифологич., космологич. и историко-генеалогич. содержания. Письменное оформление П. имело место в основном в I тыс. н. э., хотя отдельные их части могут быть как более поздними (1-я пол. II тыс. н. э.), так и более ранними (первые века до н. э.) по происхождению. Основных П. насчитывается 18, из них наиб, значительны по своему содержанию Вишну-, Ваю-, Матсъя (эти три считаются также и древнейшими), Бхагавата-, Маркандея и Агни-пураны. Одни П. являются шиваитскими (Шива, Линга, Сканда, Ваю, Агни, Матсья, Курма), другие - вишнуитскими (Вишну, Бхагавата, Нарадия, Гаруда, Падма, Вараха). Известно также несколько десятков "малых пуран" (упапурана). Традиция считает обязат. для всякой П. пять тематических рубрик (панча-лакшана): космогония; описание гибели мира и нового творения; генеалогия богов и риши; периоды различных Ману (манвантары); и, наконец, родословия и легендарная история важнейших царских династий. Этот набор выдерживался полностью далеко не всегда. В П. содержится также разнообразный повествовательный материал: мифы (большинство индуистских мифов известно именно из П.), сказки (в Агни-пурану, напр., включен целый сказочный сборник "Двадцать пять рассказов Веталы"). Иногда включаются в их состав и специальные трактаты по разл. отраслям традиционной науки. Значит, место в содержании П. отводится ритуальным предписаниям, а также подробному описанию маршрутов и объектов паломничества. Для историков особый интерес имеют списки царей разл. династий с указанием продолжительности правления (иногда эти списки даны как пророчества о будущем, возвещеннные мудрецами древности); установлено, что в этих списках содержится немало достоверных сведений. Разновидностью П. являются стхала-пураны (местные пураны), посвященные истории свящ. мест, в части, храмов. Такие П. обычно насыщены местным мифологич. и фольклорным материалом. Часто бытуют в двух языковых вариантах - на санскрите и на местном языке.

Я. Васильков

ПУРАШЧАРАНА

ПУРАШЧАРАНА - сложный и длительный тантрийский ритуал, предваряющий работу адепта с мантрой, полученной во время посвящения, и подготавливающий к ней. Только после его совершения дремлющая энергия мантры (мантравирья) может быть пробуждена и направлена на духовное совершенствование адепта. Обсуждению деталей ритуала посвящено несколько объемистых сочинений, напр. "Пурашчарана-дипика" Чандрасекхара (1590).

М. Альбедиль

ПУРИ

ПУРИ - город, расположенный на берегу Бенгальского залива в штате Орисса. Крупнейший центр паломничества индуистов. Прославлен грандиозным храмовым комплексом Джаганнатха, основанным в XII в. Примыкающая к нем}/ прибрежная территория считается священной на расстоянии не менее 16 км. В П. находится множество индуистских храмов и монастырей-матхов, в т. ч. связанных с именами известных философов (Рамануджи, Мадхвы, Нимбарки), поэтов ( Джаядэвы, Мирабаи, Кабира), духовных учителей (Валлабхи, Гуру Нанака, Чайтанъи) и др. Кришна Чайтанья долгое время жил в П. и здесь же, как рассказывают легенды, приблизившись к Джаганнатху, растворился в нем. В П. находится монастырь, основанный Шанкарой, одна из резиденций индуистских шанкарачарий. Центральное событие религ. жизни П. - ратха-ятра, праздник колесниц Джаганнатха, его брата Балабхадры и сестры Субхадры, длящийся 9 дней и собирающий громадные толпы народа.

А. Дубянский

ПУРОХИТА

ПУРОХИТА - родовой жрец. Первонач. - жрец, обеспечивавший обрядами благополучие и победу племени в войне, позднее - царский жрец, обычно пользовавшийся большим влиянием во дворце. Впоследствии П. может означать жреца семьи или группы семей.

В. Эрман

ПУРУША

ПУРУША (Человек) - в "Ригведе" - имя первозданного гиганта, принесенного в жертву богами, сотворившими вселенную из его расчлененного тела. В поздневедийской лит-ре П. отождествляется с Праджапати, богом-творцом. В упанишадах слово "П. " приобретает значение индивидуальной души, в дальнейшем, в эпосе, нередко отождествляется с понятием Атмана или Брахмана. В системе классич. философской школы санкхья П. - духовный принцип, противопоставляемый пракрити, материи, мужское (пассивное) начало, существование к-рого есть необходимое условие для активности женского, материального; санкхья признает множественность П., душ. Содержание понятия "П.", однако, весьма противоречиво толкуется в индуистской философской лит-ре.

В. Эрман

ПУРУШАМЕДХА

ПУРУШАМЕДХА (человеческое жертвоприношение) - описывается в "Яджурведе "; речь идет явно о символическом обряде, в к-ром отражается, однако, архаическая стадия, когда действительно совершались такие жертвоприношения. Текст предписывает "принести в жертву" 184 человека различных типов, сословий и каст.

В. Эрман

"ПУРУШАРТХАСИДДХЬЮПАЯ"

"ПУРУШАРТХАСИДДХЬЮПАЯ" ("Средства для достижения истинной цели души") - работа известного джайнского дигамбарского ср.-век. автора Амритачандры. Имеет еще одно название - "Джина правачана рахасья коша" ("Сокровищница сущности учения Джины"). Язык трактата - санскрит, он состоит из 226 строф, написанных в метре "арья".

"П. " - это изложение джайнской этики, предназначенное для мирских последователей Амритачандры. "П. " начинается с разъяснения важности постижения абсолютных характеристик реальности в их соотношении с феноменальными. Осн. же содержание посвящено раскрытию джайнского учения о пути освобождения. Подробнейшим образом в трактате разбираются все обеты и предписания, к-рые должен выполнять джайн, предупреждаются самые разные вопросы относительно религ.-этической практики, ставится цель не только научить мирянина праведно жить, но и сориентировать его на конечное освобождение (мокша). Осн. средством достижения мокши, по мысли автора, является соблюдение принципа ненанесения вреда живому - ахимса. В "П. " этот принцип получает универсальное значение для всей ре лиг. практики. Амритачандар чуть ли не единственный автор в джайнской философской лит-ре, всесторонне рассмотревший все тонкости понимания ахимсы.

А. Дюранов

ПУШАН

ПУШАН - древнее солярное божество Вед, покровитель скота и путей, обеспечивающий их безопасность. Носит стрекало, его колесницу влекут козы. В послеведийской мифологии заметной роли не играет; включается в группу Адитья.

В. Эрман

ПУШКАР

ПУШКАР - город и озеро в 11 км от Аджмера (штат Раджастхан), центр паломничества индусов. П. известен своими гхатами и храмами, однако храмы эти - не древние: они построены в осн. в XVII-XVIII вв. Более древние храмы были разрушены по приказу Могольского падишаха Аурангзеба. Среди храмов П. наиб, известен храм Брахмы, вероятно, единственный или один из немногих в Индии. Считается, что Брахма сам определил место для постройки своего святилища. Примечателен также храм Рангджи мандир, посвященный Кришне.

И. Котин

ПУШПАКА

ПУШПАКА - чудесная колесница бога Куберы, двигавшаяся по воздуху по воле владельца; была отобрана у бога его сводным братом Раваной, царем демонов, и возвращена Рамой, к-рый после победы над Раваной вернулся на ней в свое царство.

В. Эрман

ПУШТИ-МАРГ

ПУШТИ-МАРГ (букв путь поддержки) - кришнаитская секта, основанная одним из крупнейших проповедников, бхакти Валлабхачарьей (1478-1531), в Брадже - районе близ г. Матхура, священном для всех кришнаитов месте, где прошли детские и юношеские годы Кришны. Центром секты, ее гл. духовной святыней является заложенный Валлабхачарьей в 1499 в Брадже храм Шри Натхджи, ставший одним из важнейших очагов ср.-век. культуры. Именно при этом храме сложился знаменитый союз "Аштачхап" - сообщество восьми поэтов-кришнаитов, среди к-рых особенно знаменит Сурдас. Члены союза сочиняли и исполняли в храме свои произведения - гимны, молитвы, песни о Кришне, мистерии. Окончательно секта сложилась при Виттхальнатхе, сыне Валлабхачарьи, к-рый получил от могольских падишахов ряд привилегий и даже право суда. Отделения (бейтхаки) секты разбросаны по всему району Брадж (в местах, связанных с жизненной историей Кришны), а также в др. местах; современный глава секты живет в Бомбее. Ежегодно при огромном стечении паломников и гостей со всей Индии в Брадже проводятся праздники, посвященные Кришне; в храмах секты каждодневный ритуал проходит в том же порядке, как было при основателях. Секта внесла большой вклад в развитие идей бхакти и особенно - в литературное и музыкальное наследие индийского средневековья.

Е. Ванина

ПЯТИ "К" ПРАВИЛО

ПЯТИ "К" ПРАВИЛО - мнемотехнический прием для заучивания названий (на панджаби) тех символич. особенностей, к-рые определяют внешний вид сикха. Их ввел в практику десятый гуру Гобинд Сингх как знаки принадлежности к халъсе, имея к-рые легко быть узнанным и трудно отречься от своей веры. П. "к" , обязательные для сикхов хальсы, следующие; кеш - длинные волосы, борода и усы, никогда не стриженные и не бритые; кангха - гребень в волосах, к-рый помогает аккуратно их уложить, а не распускать в беспорядке, как это делают порицаемые сикхами аскеты; кара - стальной (железный) браслет на правом запястье; качх - штаны особого покроя; кирпан - меч.

Е. Успенская

Предыдущая страница Следующая страница