Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
Статьи на букву "О"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О"

ОБРЯДЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА В СИКХИЗМЕ

Наречени е имен и проводится, когда ребенку всего несколько дней. Гл. момент обряда состоит в том, что свящ. книга "Ади Грантх" раскрывается наугад, и первая буква первого слова на раскрытой странице указывает, что именно с этой буквы должно начинаться имя новорожденного. Строгих предписаний насчет выбора имен нет: используются индуистские, даже мусульманские и европ. имена, хотя есть и излюбленные - имена гуру и др. великих людей. Добавление к имени "Сингх" или "Каур" сикхи получают с момента посвящения (если таковое имеет место) в хальсу.

Посвящение в сикхскую общину хальсу - "пахул " проводится в присутствии всей общины сразу для мн. мальчиков и девочек, достигших юношеского возраста и способных сознательно пойти на этот шаг. Ритуал проводится так, как некогда его провел гуру Гобинд Сингх, учреждая хальсу. Проводят обряд избранные всеми для этой цели пять особо уважаемых членов общины, к-рые называются "Панч Пьяре", - как первые пятеро, посвященные Гобинд Сингхом и посвятившие его. Обряд проводится перед книгой "Ади Грантх". Для церемонии приготовляется в железном сосуде амрита - особый ритуальный напиток, к-рому в обряде посвящения отводится гл. роль. Произносятся клятвы, и каждый посвящаемый пьет пригоршнями амриту, а посвящающие обрызгивают ею его лицо и волосы; затем новообращенные пьют амриту из общего сосуда по очереди - в знак того, что стали братьями. Приняв посвящение, новообращенные сикхи получают все права члена общины: они могут отныне посещать все святыни и вступать в брак. Все обязанности сикха должны отныне исполняться ими неукоснительно. В сикхизме предусмотрена возможность повторной инициации для тех, кто по к.-л. причинам (в т. ч. ритуального характера) выбыл из общины.

Бракосочетание, "ананд карадж" имеет много общего с индуистской церемонией бракосочетания, но нет обычая обязательно давать за невестой приданое. Обряд проводится рано утром на рассвете. Читаются гимны из "Ади Грантха". Гл. содержательный момент ритуала состоит в том, что жених и невеста четыре раза обходят вокруг "Ади Грантха". В тот же день молодая жена может перейти жить в дом мужа. В сикхской традиции нет запрета на замужество вдов.

Похоронный обряд . Сикхи кремируют умерших, и обряды, связанные с этим печальным событием, во мн. общие с индуистскими. Читаются гимны из "Ади Грантха". Считается, что ни в коем случае нельзя давать волю эмоциям. Период траура длится четыре-десять дней. Сикхизм запрещает совершать поминальные жертвоприношения (шраддха).

Е. Успенская

"ОБЩЕСТВО БОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ"

"ОБЩЕСТВО БОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ" (англ. Divine Life Society) - религиозноблаготворительная орг-ция. Создана в 1936 южноинд. философом и врачом, принявшим монашеское имя Свами Шивананда. Штаб-квартира - в Шивананданагаре в 3 км от Ришикеша (штат УттарПрадеш). Отделения в Индии и во мн. странах мира. Доступ в члены ОБЖ открыт для последователей любой религии. Осн. цели и задачи ОБЖ следующие: распространение духовных знаний; образовательная деятельность; социальная помощь; медицинская помощь. На ежегодных конференциях в штатах или на всеиндийском уровне проводятся специальные межрелигиозные сессии, призванные способствовать конструктивному диалогу между представителями разных конфессий. Ведутся постоянные занятия йогой, преподаются санскрит, веданта, музыка, физическая культура, имеются специальные курсы продвинутого менеджмента и планирования. Опытные преподаватели ведут занятия не только в штаб-квартире ОБЖ или в его центрах, но и во мн. городах Индии на фабриках и заводах, в ун-тах (в части., в делийском ун-те имени Дж. Неру). ОБЖ имеет свое издательство, публикующее в осн. труды Свами Шивананды и его последователей. Издаются журналы на англ. и хинди. Часть лит-ры бесплатно распространяется по всему миру. Социальная программа ОБЖ ориентирована на оказание немедленной помощи нуждающимся, нищим, бродягам, больным, сиротам и прокаженным. Медицинская помощь с использованием новейшего оборудования предоставляется в глазных клиниках, больницах, а также в передвижных центрах (бесплатно для представителей всех каст и конфессий). Организовано производство аюрведических лекарственных средств на основе гималайских трав.

Проблемы индийской культуры изучаются в Лесной Академии йоги и веданты. Религиозная сторона деятельности ОБЖ включает ежедневные общие молитвы и медитации; в храмах ОБЖ читаются молитвы о благоденствии всего мира и идет круглосуточное распевание божественных имен, призванное обеспечить это благоденствие. Высшие наставники ОБЖ проводят для желающих индивидуальные беседы и коллективные "культурные туры", т. е. поездки по наиб, значимым культурным центрам Индии.

Р. Рыбаков

ОЛЬДЕНБУРГ СЕРГЕЙ ФЕДОРОВИЧ

ОЛЬДЕНБУРГ Сергей Федорович (1863-1934) - выдающийся русский индолог - филолог и историк; исследователь фольклора и искусства Индии, Центральной Азии, Дальнего Востока. Ученик И. П. Минаева. Профессор Петербургского ун-та. С 1903 - экстраординарный, с 1908 - ординарный академик, в 1904 - 1929 - непременный секретарь Академии наук. Директор главного востоковедного учреждения страны - Азиатского музея АН (1916-1930). В 1919 подвергался арестам и преследованиям за свою прежнюю общественно-политич. деятельность (член ЦК конституционно-демократич. партии, министр народного образования Временного правительства в июле-авг. 1917), но затем достиг соглашения с большевистским пр-вом, выступая в роли посредника между ним и научной общественностью. Его гибкая, компромиссная политика спасла АН от разгрома в первые же годы Советской власти, и в части, сделала возможным стремительное и относительно беспрепятственное развитие в 20-е гг. исследований в области классической индологии, представленное прежде всего работами акад. Ф. И. Щербатского и его учеников. В 1929 О. подвергся новым преследованиям, был уволен с должности непременного секретаря АН и до конца жизни лишь номинально, под строжайшим партийно-чекистским контролем "руководил" деятельностью Ин-та востоковедения, в к-рый был преобразован Азиатский музей. Научно-организационная деятельность занимала у О. большую часть времени и не позволяла ему браться за крупные исследования; лучшие его работы - это статьи, посвященные будд, искусству, индийской лит-ре, театру и фольклору, странствованию сюжетов из Индии на Запад. С 1897 по 1934 О. был бессменным редактором знаменитой серии научных изданий "Библиотека буддхика". Остаются непревзойденными в стилистическом отношении выполненные О. переводы индийских народных сказок.

Я. Васильков

ОМ

ОМ (аум) - изначально, в ведическом ритуале, одно из главных возглашений, производящее благо. В принципе, оно начинает и завершает любой ритуальный текст. При громком и протяжном произнесении-пении обеспечивает идеальные условия для интроверсии. Стал предметом метафизич. и мистич. спекуляций уже в прозаических частях Вед, особенно в упанишадах, и превратился в глубочайший символ тотальности, вселенской целости, непрерывности (благодаря свойствам его произнесения), в конечном же счете - в символ Атмана и Брахмана, в главную мантру. Ом - источник всех звуков и сущность Вед. В "Мандукья-упанишаде" толкуется как прошлое, настоящее и будущее; 3 состояния сознания - явь, греза и сон, соотв. "а " - "у" - "м " и пр.; символика Ом неисчерпаема. Ом произносят в начале и конце значимых дел, в заглавиях традиционных текстов - для успешности начинания и сохранности. В раджа-йоге почти беззвучное твержение Ом является одним из важных методов осуществления самадхи, т. наз. джапа. В кундалини-йоге Ом визуализируется в виде белой акшары в головном центре, тогда как все знаки алфавита - в нижних центрах тела. Т. обр., Ом есть синтез и исток их всех. Используется также и в буддийской йоге. Постижение этого слога в традиционном духе означает глубокое проникновение в традицию.

А. Парибок

ОНАМ

ОНАМ - один из популярных и древних праздников в Керале. Приходится на полнолуние малаяльского месяца чингом (авг.-сент.). Связан с легендой о царе асуров Бали, иначе Мавели, чье могущество и добродетели вызвали ревность богов. Вишну отнял у него хитростью царство, под к-рым профанное сознание понимает не столько трилока, сколько страну малаяли - Кералу, "добытую" Парашурамой, и низверг самого царя в земные недра, оставив ему возможность навещать своих подданных лишь раз в году. Это событие свершается, по понятиям малаяльцев, именно в праздник О. Открывается празднество возжиганием факела и водружением флага. Затем устраивается красочное шествие с участием слонов в нарядном убранстве. С О. связан ритуальный предмет "онатхапан" (глиняная четырехгранная пирамидка, иногда - кусок жернова), символизирующий Мавели, и ему делаются подношения. Пятый день О. отмечается обрядовыми состязаниями на особых - "змеиных" - лодках. Устраиваются также коллективные трапезы, для к-рых готовят рис нового урожая. О. соединяет черты новогоднего празднества с мифом о культурном герое.

Н. Краснодембская

Предыдущая страница Следующая страница