Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
Статьи на букву "Н"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н"

НАВАГРАХА

НАВАГРАХА (букв, девять планет) - устойчивый комплекс небесных объектов, включающий Солнце, Луну, 5 реальных планет: Юпитер, Марс, Сатурн, Венеру и Меркурий, а также 2 мифические - Раху и Кету. Н. имеет важное значение в индийской науке джъотиша. Сочетание Н. с накшатрами (зодиакальными созвездиями) является осн. предметом наблюдения астрологов и основанием для их прогнозов. Групповое скульптурное изображение 9 планет - обязательный атрибут индуистского храма.

Н. Краснодембская

НАВАГРАХА-ШАНТИ

НАВАГРАХА-ШАНТИ - умилостивление 9 планет (наваграха); ритуал, к-рый устраивается для обретения благоденствия и долголетия, а также для устранения всевозможной скверны и ритуальной нечистоты. Согласно предписаниям, многие, если не все ритуальные церемонии должны начинаться с Н.-ш.

М. Альбедиль

НАВАРАТНА

НАВАРАТНА (букв, девять сокровищ) - набор драгоценных камней, включающий жемчуг, изумруд, рубин, алмаз, коралл, сапфир, топаз, ляпис-лазурь и кошачий глаз. Н. также - ожерелье из 9 драгоц. камней. И то и другое - особые магич. средства. В переносном смысле Н. - девять выдающихся личностей (напр., 9 мудрецов при дворе Викрамадитьи). Выражение "один из Н. " может употребляться как эпитет почитаемого лица (напр., в отношении Калидасы). Н. играет значит, роль в нек-рых ритуалах. Напр., во время закладывания здания (дома, храма) в его основание кладется Н., с тем чтобы сделать его прочным и процветающим.

Н. Краснодембская

НАВАРАТРИ (НАВАРАТРА)

НАВАРАТРИ (НАВАРАТРА) (букв, девять ночей), иначе Дурготсава (праздник Дурги) - один из крупнейших праздников индуистов, прежде всего шиваитов. Отмечается дважды в год: в светлую половину весеннего месяца чайтра (апрель-май) и осеннего месяца ашвина (сентябрь-октябрь) - к последнему приурочиваются наиболее пышные празднества. Существует обширная литература, посвященная мифической истории и правилам проведения праздника Н., отражающая различия и развитие в его традициях. Н. ашвина можно рассматривать и как предварительную часть праздника дасера, или дасаин, который называется также виджаядасами (победный десятый день), празднуется на десятый день светлой половины ашвина и посвящен победе Рамы над Раваной; существуют легенды о том, что сам Рама и основал празднование осеннего Н. Посвящен Н. преимущественно Дурге, называемой разными именами (Дурга, Кали, Чанди, Чандика, Махишасурамардини и др.). С Н. увязывается легенда о победе Дурги над демоном Махишей. Имеются региональные различия в проведении Н. В Пенджабе этот праздник отмечают постом, в Гуджарате - особыми женскими танцами. В Бенгалии изображения Кали проносят в пышных шествиях. В Тамилнаду устраивают кукольные горки - специальные платформы, заставленные матерчатыми и глиняными куклами, изображающими богов и богинь индуистского пантеона. Нередко первые три дня Н. посвящают Лакшми, следующие три - самой Дурге (Шакти), а последние - Сарасвати. В дни Н. проходят большие храмовые праздники.

Н. Краснодембская

НАВЬЯ-НЬЯЯ

НАВЬЯ-НЬЯЯ (новый метод, новая логика) - философская школа, являющаяся прямой преемницей ньяи и основанная в XIII в. великим логиком Гангешей в его труде "Таттвачинтамани", т. е. "Самоцвет категориального мышления". Жива до наст, вр., преподается и развивается на санскрите в западно-бенгальском ун-те Навадвипа (Надия), Дарабханге и др. центрах. Виднейшие представители: Пакшадхара (XV в.), Рагхунатха Шаромани (XV-XVI вв.), Матхуранатха (XVII в.). Н.-н. развивалась в эпоху, когда буддийская философия исчезла из Индии и осн. противниками в диспуте и полемике стали для этой школы веданта и миманса. Школа целиком посвятила себя методологии и технике дискурсивного мышления, логике, проблемам семантики; типологически сопоставима с поздней схоластикой в Европе или нынешней англоязычной аналитической философией. Из 16 топик старой ньяи подробно разрабатывается лишь первая, т. е. "инструменты достоверного познания". Произведения авторов школы отличает скрупулезность и мощь анализа, тщательность определений, разработка нередко таких логич. проблем, к-рые в европейской логике выразимы только посредством символики, средствами специально организованного обычного языка. Стиль сочинений по Н.-н. - предельно сложный санскрит. Лишь в поел, десятилетия наблюдаются первые попытки индологов освоить их содержательное богатство.

А. Парибок

НАГА

НАГА (жен. р. - нагини) - змея; мифич. существо, получеловек-полузмея, божество низшего разряда, к-рое может быть и милостивым, и грозным по отношению к человеку; Н. - противники и богов, и демонов. Н. - осн. объект почитания в культе змей. См. также НАГАЛОКА, НАГАПАНЧАМИ, ЗМЕЙ КУЛЬТ.

Н. Краснодембская

НАГАЛОКА

НАГАЛОКА (мир змей) - один из подземных миров, где обитают мифич. существа нага; ад, преисподняя.

НАГАПАНЧАМИ

НАГАПАНЧАМИ - народный праздник, посвященный поклонению змеям. Имеются некоторые региональные и этнические различия в его проведении. Осн. адорантами в Н. нередко выступают девушки. Матери в этот день молятся о благополучии своих детей. В праздник Н. запрещается пахать землю. Н. обычно отмечается в пятый день (панчами) светлой половины месяца шраван (июль-август). См. также ЗМЕЙ КУЛЬТ, НАГА.

Н. Краснодембская

НАЙВЕДЬЯ

НАЙВЕДЬЯ - ритуальное подношение пищи богам, один из 16 обязат. элементов богослужения (пуджи). Подношение обычно включает 5 типов пищи - для проглатывания, разжевывания, слизывания, сосания и питья. Н. предварительно показывается божеств, изваянию, затем устанавливается по правую руку божества и совершающий богослужение поочередно подносит ко рту изваяния то или иное кушанье. Н., предлагаемую Вишну, обычно съедают те, кто ее предлагает; Н. других богов отдается брахманам; Н. Шивы, как правило, выбрасывается. По особым - сезонным - календарным датам или в связи с семейными событиями богов угощают маханайведьей - праздничной едой. У нек-рых богов есть личные пристрастия в отношении тех или иных видов кушаний.

И. Глушкова

НАКУЛА, САХАДЭВА

НАКУЛА, САХАДЭВА - сыновья царя Панду от Мадри, братья-близнецы, младшие из пятерых Пандавов; согласно "небесной" родословной, они происходят от близнечной пары божеств - Ашвинов, наследуя их красоту и юный облик.

С. Невелева

НАКШАТРА

НАКШАТРА (букв, звезда, планета, созвездие) - в индийской науке джъотиша "дом", или знак зодиака. В солнечном календаре насчитывается 12 Н.: Меша, Вришабха, Митхуна, Кирк, Синха, Канья, Тула, Вришика, Дхану, Макара, Кумбха, Мина (т. е. от Овна до Рыб соответственно), а в лунном - 27 или 28.

Н. Краснодембская

НАМА-КИРТАНА

НАМА-КИРТАНА - песнопение, в к-ром восхваляются имена бога. См. КИРТАН (КИРТАНА).

НАМАСМАРАНА

НАМАСМАРАНА - рецитация имени бога в традиции индуизма. Божье имя считается наделенным не меньшим могуществом, чем его обладатель, и соотносится с Брахманом - мировой душой, к слиянию с к-рой стремится индивидуальная душа - Атман. Рецитация имени непосредственно связана с медитацией и может быть выраженной или мысленной. Осн. итогом любого вида рецитации является освобождение от всех грехов и желаний и конечное освобождение верующего, к-рый сливается с обладателем имени. Традиция особого отношения к имени бога характерна для философско-религиозной мысли Индии от древности до сегодняшнего дня, но наивысшего расцвета достигает в ср.-век. религиозно-реформаторском движении бхакти. См. также ДЖАПА.

И. Глушкова

НАМДХАРИ (КУКИ)

НАМДХАРИ (КУКИ) - секта в сикхизме, представители к-рой верят в живого гуру. Н. представляют собой хорошо организованную сплоченную группу. Имеют выразительный внешний вид - носят белые одежды домотканого полотна и белые тюрбаны, повязанные особым образом, прямо надо лбом, без острых углов. Движение Н. зародилось как одно из реформаторских движений вт. пол. XIX в. Основатели Н. - Бхагат Джавахар Мал (1799-1862) и его ученик Балак Сингх - призывали к очищению от влияния индуизма и возврату к традициям десяти гуру. После аннексии Пенджаба англичанами Н. культивировали чувства неприятия и сопротивления новым правителям и мечтали восстановить сикхскую государственность. Эта политич. направленность стоила Н. пристального внимания англичан к их деятельности. При Баба Рам Сингхе (1815-1885), преемнике Балак Сингха, движение Н. приобрело законченные формы. Рам Сингх, сын плотника-рамгархия, в молодости был солдатом, но стал учеником Балак Сингха. В 1857, имея много последователей, он провел первый обряд посвящения в Н., ознаменовав тем самым отделение Н. от "менее благочестивых" сикхов. Требования к своим последователям он изложил в сочинении "Рахатнама" (1863). Н. предписывалось строгое вегетарианство и благочестивая жизнь; в числе пр. этических норм упоминались требование защищать животных, запрет инфантицида и детских браков. Особо оговаривалось требование не сотрудничать с англ. правительством, не учить детей в государств, школах, не обращаться в государств, суды, не пользоваться государств, почтовой связью и иностранными товарами. Н. вели активную миссионерскую деятельность, и их число и влияние росло. Н. создали свою торговую сеть, почтовую связь (всадники по эстафете доставляли все очень быстро), свои храмы. Н. придают большое значение чтению молитв и, проведя за этим мн. часы, приходят в экстатическое состояние, кричат, за что и получили название "куки". В 1871 Н. вступили в открытое противостояние с англ. властями Индии на почве неуважения теми релит, чувств сикхов. Произошло неск. кровавых инцидентов, и в янв. 1872 англичане казнили без суда 66 Н. (эпизод этой казни запечатлел выдающийся русский художник В. В. Верещагин на картине "Английская казнь в Индии"). Лидеры движения Н. во главе с Рам Сингхом были арестованы и сосланы в Бирму, где Рам Сингх и умер через 13 лет. После высылки гуру Рам Сингха политич. активность движения резко прекратилась. Гуру Рам Сингху наследовали его младший брат и его потомки по прямой мужской линии. Новые гуру Н. сосредоточивали деятельность в основном на религ. и обществ, делах, хотя, напр., Н. принимали активное участие в секретной кампании за возвращение Дилип Сингха на престол в 80-х гг. XIX в. После 1947 центр общины перенесен в Индию и находится в Сирса.

Е. Успенская

НАМДЭВ

НАМДЭВ (1270-1350) - поэт-проповедник, один из наиб, почитаемых представителей традиции варкари. Родился в касте портных, занимался разбоем. Затем раскаялся и, получив наставление от Висобы Кхечара, авторитета сразу двух традиций - варкари и натхов, обратился всеми помыслами к Виттхалю. Н. перебрался в Пандхарпур и создал более 2000 абхангов, прославляющих путь бхакти. В цикле "Тиртхавалице абханг" ("Абханги о паломничестве") описал жизнедеятельность Днянешвара и совместные с ним путешествия по святым местам и рассказал о способах достижения духовного начала, соединив идеи "Бхагавадгиты " с образом Виттхаля. В зрелые годы Н. предпринял вторичное путешествие на север Индии - в Пенджаб, где способствовал распространению идей бхакти. Н. приписываются 61 абханг, созданные на смешанных сев. диалектах и входящие в состав свящ. книги сикхов 'Туру Грантхсахиб". Существует, однако, предположение, что эти строки не связаны с пандхарпурским Н. или что он жил на столетие позднее, а следовательно, не мог общаться с Днянешваром. Особой заслугой Н. считается широкое введение намасмараны - рецитации имени бога и распространение практики исполнения киртанов. Вокруг Н. группировалось много единомышленников, в т. ч. и его ближайшие родственники, создававшие абханги в духе традиции варкари. Среди прочих - выходцы из низших каст Гора Кумбхар, Савта Мали, Нарахари Сонар, Цокха Мела, а также женщины - служанка Дзанабаи, танцовщица Канхопатра и т. д.

И. Глушкова

НАМ-МАРГ

НАМ-МАРГ (путь имени) - путь спасения в сикхизме. Также сахадж-йога. Сикхизм учит, что человек, как высшее из творений бога, получает исключительную возможность выйти из круга перерождений. Человек должен достичь того, чтобы эгоизм и сосредоточение на самом себе заместить сосредоточением на боге. Гуру Нанак учил, что преданность богу имеет большее значение, чем религ. обряды. Преданная любовь к богу объявляется самой истинной добродетелью, основополагающим условием для того, что ищет освобождения. Высшая духовная добродетель - это постоянное размышление о боге, способность концентрироваться на мыслях о боге, постоянное держание в уме и повторение его имени - симран (нам-смарана, нам-джапан). Без этого на пути Н. невозможно достичь ничего. Следует постоянно ощущать присутствие бога. Преданностью и погружением в имя бога человек достигает контроля над разумом и духовно эволюционирует до понимания Имени как Абсолюта. Все моральные и духовные добродетели происходят из всепоглощающего действия любви к богу и сосредоточения на его имени. В таком случае человек, установив связь с богом, поняв его волю, выполняет ее, поднимается до высших ступеней сознания. На этом пути к высшей ступени духовного самосовершенствования исключительно велико значение гуру, который указывает путь и ведет ученика, сикха. Сикхизм учит, что служение богу - это служение его созданиям. Жизнь дает человеку возможность делать добро другим. Религ. человек не должен уходить из мира, он должен бороться в открытую, имея сердце, наполненное любовью, и контролируя свой разум. Безбрачию, аскетизму, монашеской жизни в сикхизме нет места. Нравственное поведение, активная праведная жизнь имеют гл. значение ("Выше истины - жизнь по истине"). Наиболее ценимые качества сикха: стойкость, воздержанность, самообладание, мудрость, покорность воле бога. Сикх должен зарабатывать на жизнь собств. трудом, делиться с др. результатами своего труда. Но все деяния бывают эффективными только тогда, когда их пронизывает Нам.

Е. Успенская

НАНАК

НАНАК - гуру (15 апр. 1- 7 сент. 1539) - основатель сикхизма, первый сикхский гуру. Н. был по происхождению индуистом кхатрийской касты беди (см. КХАТРИИ). Н. создал свое учение на основе идей бхактов и суфизма, с к-рым был знаком через бхактов и натхов в том виде, в каком он бытовал в Пенджабе. Н. провозгласил равенство всех людей независимо от религии, касты, пола, как созданий единого бога, как бы его ни именовали в разных религиях. Н. отрицал аскетическое служение богу, проповедуя благочестивую мирскую жизнь. При Н. в Картарпуре сложилась община его учеников - сикхов. Сочинения Н. и его живая мысль дошли до нашего времени в книге "Ади Грантх", свящ. для сикхов, где представлено 976 его гимнов. Учение Н. было дополнено и развито его преемниками. Но неоспорим тот факт, что идея всеобщего равенства людей, строгий монотеизм, настрой на благочестивую деятельную жизнь и взаимопомощь в об-ве единомышленников, отрицание идолопоклонничества были провозглашены в сикхизме именно Н. Учение Н. нашло горячий отклик в сердцах и душах индийцев, воспитанных в жесткой, часто бесчеловечной иерархичности кастовой системы, с одной стороны, и противопоставления индуистов и мусульман - с другой. Сикхская община существует уже полтысячелетия. Н. в конце жизни назвал преемником своего ученика Лахину, будущего гуру Лнгада.

Е. Успенская

НАНДА

НАНДА - предводитель племени пастухов в Гокуле, приемный отец Кришны и Баларамы.

А. Цубянский

НАНДИ

НАНДИ - священный бык, вахана и один из символов Шивы; выступает также как индивидуальный объект почитания в индуизме, как воплощение сексуальной мощи, идеи плодородия и чадородия. В шиваитских храмах скульптурное изображение Н. ставится перед входом, головой к алтарю. В этом случае бык воплощает преданного адепта бога, бхакта.

Н. Краснодембская

НАНДЬЯВАРТА

НАНДЬЯВАРТА - разновидность благопожелательной мистич. диаграммы. Графически представляет собой лабиринт, в к-ром линии свастики переплетаются т. обр., что в каждом направлении образуется 9 углов. Н. является также символом тиртханкара Аранатхи в иконографии шветамбаров.

М. Альбедиль

НАРАДА

НАРАДА - божественный мудрец, риши. Он считается сыном Брахмы, хотя существуют иные версии его происхождения (порождение Ману, аватара Вишну и т. д.) Н. - посланец и советчик богов, хотя его советы и сообщения нередко приводят к негативным последствиям (именно он, напр., предупредил Кансу о рождении Кришны, и тот стал уничтожать детей Васудэвы), размолвкам и ссорам. В "Махабхарате" Н. выступает как учитель дхармы. Он - любимый сын Сарасвати и, как и она, связан с искусством - хорошо играет на вине, с к-рой, как правило, и изображается.

А. Дубянский

"НАРАДА-СМРИТИ"

"НАРАДА-СМРИТИ" - одна из дхарма-шастр, составленных в стихотворной форме. Содержание "Н.-с." практически сводится к изложению судебных дел (отдельные главы посвящены судебной процедуре, каждому из 18 поводов тяжбы, розыску и наказанию преступников). Наиб, ранняя версия памятника освящена авторитетом имени Ману, к Ману возводится "Н.-с." и в прозаическом предисловии. Осн. текст "Н.-с." может быть датирован I-V вв. "Н.-с." часто цитировалась ср.-век. комментаторами и принадлежит к числу важнейших источников по классич. индийскому праву. Видимо, аналогичный характер имели не сохранившиеся дхарма-шастры "Брихаспатисмрити" и "Катьяяна-смрити".

А. Вигасин

НАРАКА 1

1) Ад или совокупность адов в индуистской мифологии. Они находятся под подземным миром, ниже столицы царства бога смерти Ямы. В разных версиях мифов называется 6, 7, 21, 28 или 50 кругов ада, расположенных друг под другом. Каждый круг имеет свое название, несколько подразделений и "специализацию" по типам грешников: первый предназначен для бездетных, следующий - для ожидающих очередного воплощения и т. д. Чем глубже круг ада, тем тяжелее и страшнее наказания. В последнем, погруженном в вечную тьму, горя г и не могут сгореть в пылающей яме преступники, а демоны усугубляют их муки, раздирая их на части, варя в раскаленном масле, бросая на острые колья и т. п Чувства пребывающих в аду предельно обострены, и потому мученья их особенно невыносимы. Обитатели верхних кругов, отбыв положенный срок, вновь попадают в Kpyг бытия - сансару; обитатели же нижних обречены на муки до конца кальпы.

2) Имя демона, сына Вишну и богини земли Бхуми.

М. Альбедиль

НАРАКА 2

1) ад,

2) существа, обитающие в адах.

Ады описываются как ямы, усеивающие каждую из земель нижнего мира и являющиеся их единственной достопримечательностью, т. к., кроме этих ям, на нижних землях нет ничего - "ни гор, ни морей, ни островов, ни городов, ни деревень, ни людей, ни богов".

3 млн адов расположены на земле Ратнапрабха, 2,5 млн - в Шаркарапрабха, 1,5 млн - в Валукапрабха, 1 млн - в Панкапрабха, 300 тыс. адов - в Дхумапрабха, 95995 - в Тамахпрабха и 5 адов - в Махатамахпрабха, итого 8 400 000 адов. Страдания находящихся в адах обусловлены прежде всего холодом или жарой, к-рые там царят. Ады трех верхних земель горячие, затем следуют две земли, где есть и горячие и холодные ады, а в темных нижних землях ады только холодные. Н., обитатели адов, живущие там в результате греховных деяний прошлой жизни, испытывают страдания также и от своих товарищей по несчастью: внешность и нравы их настолько омерзительны, что не выносят друг друга, Н. подвергают своих собратьев разнообразным пыткам, усугубляя тем самым и свои собственные муки. Бесполые, дурно пахнущие, похожие на черных ощипанных птиц, живущие в постоянном страхе взаимного преследования, они вдобавок подвергаются гнету бывающих на первых четырех землях нижнего мира асуров (см. ДЭВА и АСУРА). Хотя время пребывания в адах и ограничено кармой, тянется оно чрезвычайно долго - миллионы и миллионы лет. Каждая земля имеет свои пределы удержания грешников в адах, причем максимальное время пребывания в адах одной земли равно минимальному времени пребывания в нижележащей.

А. Терентьев

НАРАСИМХА

Человек-лев, полуантропоморфная аватара Вишну, отражающая демоноборческие мотивы его образа: появившись из колонны, Вишну карает смертью отца своего почитателя Прахлады - демона Хираньякашипу, не уверовавшего в вездесущность бога.

С. Невелева

НАРАЯНА

НАРАЯНА - возможно, аборигенное по происхождению божество, в ведизме отождествляемое с богом-творцом, Брахмой-Праджапати. Владыка аскетов и учитель йоги, Н. некогда был связан с человеческим жертвоприношением и погребальным обрядом; издревле именуется Бхагаваном - "Владыкой", "Подателем благ". Согласно брахманской концепции 4 въюх, первыми двумя манифестациями Н. выступают Васудэва-Кришна и Санкаршана-Баларама, - свидетельство синкретизма его мифологии. Связь Н. е водной стихией отражена в космогонич. мифе "Махабхараты": перед творением он пребывает в мировых водах (отсюда одна из интерпретаций его имени как "Тот, чье обиталище - воды"), погруженный в сон, пока все живое гибнет во вселенской катастрофе. В эпосе Н. отождествляется с Кришной как Все-богом и одновременно с Вишну как верховным божеством. То же имя в "Махабхарате" носит древний мудрец, к-рый в паре с другим риши - Нарой прославлен демоноборчеством; в новом рождении Н. является как Васудэва-Кришна, тогда как Нара - как эпический герой Арджуна.

С. Невелева

НАРМАДА (РЕВА)

НАРМАДА (РЕВА) - свящ. река, а также имя богини, ее персонифицирующей. С ней связано не так много легенд, как, напр., с Гангой. Согласно одной из известных легенд, бог Сурья некогда благословил ее, повелел течь на запад и называться Н. Быстрое течение реки обкатывает гальку, придавая ей форму линги, что усиливает репутацию реки как священной. Добродетельной акцией почитается паломничество от устья Н. до ее истоков по одному берегу и возвращение обратно по другому (в общей сложности это занимает около двух лет). Считается, что одно лишь созерцание вод Н. избавляет от всех прегрешений. Индуисты верят, что в каждой белой гальке, найденной на берегу Н., обитает Шива, и почитают его специальными ритуалами.

М. Альбедиль

НАСИК (НАШИК)

НАСИК (НАШИК) - один из священных для индуистов городов. Расположен в верховьях р. Годавари в сев. Махараштре. Один из 4 городов (наряду с Праягом, Харде аром и Удджаини), в к-ром проводится праздник Кумбхамела. Существует предание, согласно к-рому после пахтания Молочного океана боги и асуры устроили бой за обладание напитком бессмертия (амрита) и другими драгоценностями, добытыми со дна океана. Сосудом с амритой сперва овладели асуры, но затем Джаянта, сын бога Индры, превратившись в огромную птицу, схватил сосуд и полетел на небо. Полет длился 12 дней богов, т. е. 12 человеч. лет. За это время уставший Джаянта 4 раза останавливался отдохнуть, ставил на землю сосуд и нечаянно проливал в каждом месте по капле амриты. В этих местах теперь и находятся города Насик, Праяг, Хардвар и Удджаини. Раз в 12 лет в каждом из них происходит Кумбхамела. Причем порядок проведения этих празднеств таков, что они следуют порядку остановок Джаянты, и раз в три года можно застать Кумбхамелу в одном из упомянутых городов. Паломников привлекают прежде всего гхаты священной реки Годавари и пещера, известная как Пещера Ситы. По преданию, в районе Н. находился в изгнании Рама со своей женой Ситой и братом. Здесь Ситу похитил могущественный правитель ракшасов Равана. Здесь же Лакшмана отрубил нос ракшаси Шурпанакхе (отсюда название места, происходящее от слова "нос"). Недалеко от Пещеры Ситы находится вишнуитский храм Кала Рам ("Черный Рама"), очень почитаемый в Махараштре. Долгое время шла борьба за разрешение неприкасаемым входить в него. К западу от Н. расположен другой знаменитый храм - Сундар Нараян мандир. Самый старый храм в городе - расположенный вверх по течению Годавари Капалешвар мандир (т. е. "Храм Шивы, владыки черепа").

И. Котин

НАСТИКА

НАСТИКА - исходно, в сер. I тыс. до н. э., последователь учений, согласно к-рым нет (санскр.-"насти") того света, нет посмертного воздаяния и вознаграждения за свершенные в этой жизни деяния, нет смысла в жертвоприношениях и раздаче даров, помимо материальной выгоды ("глупые дары приносят, умные их получают"), т. е. нет онтологич. оснований нравственности, добра и зла. Т. обр., это в строгом смысле слова "нигилист". К началу н. э. такие взгляды по большей части не разделялись, за исключением локаяты. Впоследствии слово стало употребляться идеологически-бранно и расширительно по отношению к учениям, не признававшим авторитета Вед, социального статуса брахманов или отрицавших бога, т. е., напр., к буддистам, джайнам. Фактически это уже неверно, ибо данные учения не придерживаются имморализма. См. АСТИКА.

А. Паривок

НАТАРАДЖА

НАТАРАДЖА (Царь танцоров) - один из эпитетов Шивы, характеризующий его способность к экстатическому танцу, имеющему космич. влияние - в результате танца Шивы-Н. гибнут и рождаются миры. Известное скульптурное изображение Шивы-Н. находится в одноименном храме в Чидамбараме. (См. также ТАНДАВА.)

Н. Краснодембская

НАТХА-ПАНТХ

НАТХА-ПАНТХ - эзотерическое течение, сложившееся в Сев. Индии в I тыс. У его истоков стоят два вероучителя: Минанатх (или Матсъендранатх), историч. достоверность к-рого не установлена, и Горакханатх. Приверженцы Н.-п. почитают Шиву как верховное божество и считают сиддхов его инкарнациями. В культовой практике сочетаются элементы шиваизма, тантризма и психофизиологии хатха-йоги. Н.-п. до сих пор популярен в Индии и Непале. См. НАТХИ.

М. Альбедиль

НАТХИ

НАТХИ (натх букв. - господин, повелитель) - религиозная секта эзотерического, мистич. толка. Ее адепты встречаются в Индии, Бангладеш, Непале и Тибете. Странствующие аскеты-н. называют себя "горокханатхи" (последователи Горакханатха) и "канпхата" (с надрезанными ушами), т. к. при инициации посвящаемому делается надрез в ушах длиною до 6 мм для особых серег. Учение Н. держится в тайне и постигается неофитом в общении с наставником - гуру. Культ Н., возникший в Индии, - древнейший. Его особенность - оккультизм, вера в возможность обретения сверхъестественных способностей. Это указывает на присутствие пережитков архаического, магич. сознания в учении Н. Их цель - достичь физич. бессмертия. Под влиянием индуизма, приблизительно к XIII в., это стало пониматься как "освобождение (мукти) при жизни", преодоление "цепи перерождений (сансары)", к-рым по законам кармы подвержены все живые существа. Сложные ритуальные действия Н. направлены на то, чтобы сберечь в своем теле прану, к-рая понимается и как дыхание, и как некая метафизич., мистич. субстанция, "жизненная энергия", и т. обр. достичь состояния равновесия и покоя, при к-ром человеческое тело не подвластно времени, старению и смерти. Для этого Н. используют в ритуале комплекс физических упражнений хатха йоги, медитацию и многоразовое повторение мантр, что помогает им контролировать физиологич. и психич. процессы в своем теле. Ритуальная практика Н. осуществляется под знаком регрессии, движения назад, противоположного естественному ходу развития в космосе и природе, где все движется от возникновения (рождения) до исчезновения (смерти). Они как бы пытаются возвратиться в состояние покоя, неизменяемости космоса до акта божественного творения. Жизненная энергия (прана) на физиологич. уровне понимается как половая энергия, мужское семя. Трата его ведет к смерти, отсюда требование к йогам-Н. строго соблюдать обет аскетизма и целомудрия. В этом обете отразились древние архаич. представления о том, что отношения полов могут быть средством воздействия на природу. Ритуал Н., построенный, как и во всех йогических культах, на идее изоморфизма вселенной и человеческого тела (макрои микрокосмосы), совершается каждым адептом индивидуально, независимо от др. членов секты. У Н. нет формализованного группового поклонения: религиозных праздников, общих богослужений и жертвоприношений в храмах. Единственное божество из индусского пантеона, почитаемое Н., - Шива, одна из ипостасей к-рого йог-аскет, создатель йоги. Считается, что он был хранителем "божественного знания" о бессмертии, к-рое от него получили первые на земле вероучители Н. - Минанатх (Матсъендранатх) и его ученик Горакханатх.

И. Товстых

НАЯНАРЫ

НАЯНАРЫ (от "ная" - вождь, глава) - общее наименование 63 ср.-век. шайва-бхактов, к-рым приписывается авторство 12 "Священных сборников" (тамильск. "Тирумурей"), систематизированных в XI в. Первые 7 сборников составляют гимны, объединенные в собрание "Гирлянда богу" (тамильск. "Дэварам"). Их авторы - Аппар, Самбандар, Сундарар. Восьмой сборник - "Священное речение" (тамильск. "Тирувасагам") принадлежит Маниккавасагару и являет собой кульминацию гимнового творчества в ср.-век. шиваитской традиции бхакти на дравидском юге. Четыре Н. - авторы первых 8 сборников считаются "великими учителями шиваизма". Наибольшей известностью среди остальных Н. пользуется поэтесса Карайккал, отмеченная исключительной одаренностью. Гимны Н. содержат хвалебные обращения Шиве и их просьбы к божеству, призывающие его явиться, дать возможность постичь себя и слиться с собой. В нек-рых гимнах описываются злоключения бхактов, их терзания по поводу собственной бесцельной суетности, к-рая, как правило, соседствует с просветленным ожиданием милости Шивы. Интимный характер богопочитания выражен в гимнах, предельно глубоко и часто описывается в терминах канонической любовной лирики. Многие гимны исполнены чувства иррациональной любви-веры, бесконечной до самозабвения. Творчество бхактов осознавалось ими самими и осознается внутри традиции как форма служения богу и ничего общего не имеет с творчеством профессиональных литераторов. Рецитация гимнов Н., почитающихся святыми, и сейчас расценивается в Юж. Индии как храмовый ритуал богопочитания или как его важная составная часть. Они являются предметом познания, а иногда и философско-теологических размышлений. Канонический список Н. составил Сундарар, и развил и доработал его Намби-Андар-Намби, один из авторов одиннадцатого "Священного сборника", приведя жизнеописания всех 63 Н. Завершает традицию Секкилар (XII в.), создавший "Перия пуранам" ("Большую пурану"), или "Пурану о святых рабах Шивы".

М. Альбедиль

НЕОВЕДАНТИЗМ, НЕОВЕДАНТА

НЕОВЕДАНТИЗМ, НЕОВЕДАНТА - условное название возникшего внутри индуизма и получившего развитие преимущ. в XX в. течения, целью к-рого было переосмысление и приближение к насущным задачам индийского об-ва философских идей веданты. Тот или иной вклад в Н. внесли почти все крупные релит, и обществ, деятели Индии кон. XIX - нач. XX в. - Вивекананда, Абхедананда Свами, Б. Г. Тилак, Ауоробиндо Гхош и др. В результате их усилий появилось понятие "практической" и даже "политической" веданты. См. также РЕФОРМАЦИЯ ИНДУИЗМА.

А. Дубянский

НЕОИНДУИЗМ

НЕОИНДУИЗМ - см. РЕФОРМАЦИЯ ИНДУИЗМА.

НЕПРИКАСАЕМЫЕ

НЕПРИКАСАЕМЫЕ - принятое в лит-ре общее наименование ряда каст, занимающих самое низкое место в кастовой иерархии, считающихся не входящими в систему четырех варн, обладающих, по брахманским представлениям, особой нечистотой и поэтому способных осквернять членов более высоких каст, особенно брахманов. Группа каст неприкасаемых возникла в глубокой древности из местных племен, не включенных в арийское об-во. И м приписывались загрязняющие и оскверняющие занятия (уборка, работа с кожей, с глиной). Члены таких каст жили в отдельных кварталах или поселках на обочине поселений "чистых" каст, не имели своей земли и большей частью являлись зависимыми работниками в чужих хозяйствах. Они считались индуистами, но им запрещалось входить в индуистские храмы, брахманы не обслуживали их ритуально, в связи с чем у них были свои боги, свои жрецы и ритуалы. В XX в. началась борьба Н. за равноправие. Борьба с неприкасаемостью стала одним из осн. направлений деятельности М. К. Ганди. Чтобы подчеркнуть приоритетность обеспечения их прав, М. К. Ганди стал называть их хариджанами (людьми бога). Превратить Н. в сплоченную политич. силу в 30-40-е гг. попытался Б. Р. Амбедкар. Он называл Н. далитами (угнетенными). Ему удалось добиться закрепления еще в законах колониальной Индии, а затем и в конституции независимой Индии 1950 системы резервирования. По этой системе за членами каст, занесенных в особый список, закреплялись квоты вакансий на государств, службе, мест в законодат. органах, в высших учебных заведениях. В связи с этим Н. в совр. Индии носят официальное название "списочные касты". Они составляют 16-17% населения. Практика неприкасаемости по конституции запрещена, и дискриминация по кастовому принципу считается уголовным преступлением. Однако предоставленные Н. правовые гарантии не отменили низкий социальный статус Н., их социальную и экономич. эксплуатацию. Н. продолжают бороться за свои права, часто с оружием в руках. В деревнях и ряде городов Индии идет "кастовая война", в ходе к-рой Н. отказываются выполнять оскверняющие виды работ, подчиняться правилам сегрегации и т. п.

Л. Алаев

НИЛАКАНТХА

НИЛАКАНТХА (Синегорлый) - эпитет Шивы, связанный с мифологическим эпизодом пахтания Молочного океана дэвами и асу рами. Среди появившихся из океана предметов оказался яд калакута, грозивший гибелью богам и всему живому на земле. Чтобы предотвратить опасность, Шива выпил яд и задержал его в горле, отчего оно посинело.

А. Цубянский

НИРАНКАРИ

НИРАНКАРИ (от Ниранкар - Бестелесный, Бесплотный. Один из эпитетов бога в сикхизме) - секта, почитающая живого гуру. Н. зародилась как сикхское пуританское движение, начатое с целью возврата к традициям и учению первых гуру. Н. не признавали воинственные традиции хальсы и реформы гуру Гобинд Сингха в целом. Н. очень почитают гуру Нанака и имеют собственных гуру. Основателем движения Н. был Дайал Дас, учение к-рого изложено в "Книге Законов" ("Хукмнама"), почитаемой Н. наравне с "Ади Грантх". Во времена Дайал Даса и его ближайших преемников Н. не принимали посвящения в хальсу. Преемник Дайал Даса, его сын Дарбара Дас, как считается, ввел в практику большинство сикхских ритуалов, в части, брачный обряд "ананд". В 1873 в движении Н. произошел раскол. Ортодоксальные Н. остались в незначит, меньшинстве. Есть сведения, что в наст. вр. в общине Н. велик процент кастовых индуистов и хариджанов, а также мусульман. К кон. 70-х гг. конфликты между Н. и сикхами, к-рые обвиняют Н. в узурпации их имени и разлагающем влиянии на хальсу, обострились.

В 1973 верховные жрецы Акал Тахт издали указ, к-рым объявили Н. антирелиг. группой и предписывали сикхам не иметь с ними никаких отношений. В 1978-1979 произошли открытые столкновения Н. и сикхов, а в 1980 сикхские экстремисты убили руководителя Н. Гурбачан Сингха.

Е. Успенская

НИРАНКАРИ ДАРБАР

НИРАНКАРИ ДАРБАР - секта в сикхизме, основанная в Равалпинди Дайал Дасом в 1851. В 1873 в движении ниранкари произошел раскол, была создана Миссия Ниранкари, а Н. Д. остался ортодоксальной сектой, численность к-рой невелика.

Е. Успенская

НИРГУНА-БХАКТИ

НИРГУНА-БХАКТИ - ниргун-бхакти (от ниргуна - не имеющий качества) - направление в бхакти, оформившееся в XV-XVI вв. Его последователи отрицали внешние проявления религ. культа. Они расценивали Раму, Кришну и др. богов как имена единого бога - высшего Абсолюта, растворенного в природе, не имеющего видимой формы и жизненной истории, а потому не нуждающегося в жрецах, храмах, обрядах, свящ. книгах, паломничествах и аскетич. подвигах. Внешнюю форму религии они противопоставляли ее внутр. сути, решительно отходя т. обр. от многих канонов индуизма. Духовным центром Н.-б. был Бенарес. Самые яркие представители этого направления - Рамананда, Равидас, Кабир, Гарибдас и др.

М. Альбедиль

НИТИ

НИТИ - умение вести себя должным образом в любой ситуации. В древних текстах обычно ассоциируется с искусством политики, наукой о применении власти, наказания (т. наз. данданити). В классич. санскр. лит-ре значение слова "Н. " постепенно ограничивается лишь правилами житейской мудрости. В средние века большой популярностью пользовались сборники афоризмов о Н. (в части., приписываемые Чанакье "Чанакья-нити" и др.).

А. Вигасин

НИХАНГИ

НИХАНГИ - акали - военизированный орден аскетичных защитников Бессмертного Бога, считающих своей задачей охрану гурдвар. Н. играли важную роль в хальсе, но со времен Ранджит Сингха потеряли свое исключит, значение в ней. Н. подчиняются только своему главе, хорошо вооружены и одеваются в одежды синего цвета. Считается, что "безрассудные" Н. всегда готовы пожертвовать собою для пантха. Их штаб-квартира находится в Акал Тахте.

Е. Успенская

НЬЯГРОДХА

НЬЯГРОДХА - баньян, один из индийских видов смоковницы (ботаническое определение: Ficus indica или Ficus bengalensis). Название этимологически раскрывается как "растущая вниз"; Н. действительно выбрасывает вниз отростки ("воздушные корни"), к-рые, укоренившись, дают жизнь новым мощным стволам; дерево может превратиться, т. обр., в целую рощу под единой кроной, иногда достигающей в окружности 500 метров и более. Наряду с другими видами смоковницы (ашваттхой, удумбарой и плакшей) Н. издревле принадлежит к числу самых почитаемых деревьев. Исторически засвидетельствован культ отдельных деревьев Н. (другое название: вата), напр., в Гае и в Праяге (соврем. Аллахабад, где свящ. баньян почитается и поныне). Согласно индуистскому космогонич. мифу, во время пралаи Вишну в облике младенца спит на листе Н., плавающем по волнам Мирового океана (или играет на ветвях Н., стоящей среди вод); поэтому в индуизме Н. является свящ. деревом прежде всего для вишнуитов.

Я. Васильков

НЬЯСА

НЬЯСА - ритуал посвящения адептом тела или его частей божеству или нескольким божествам-покровителям. Тем самым, по индуистским воззрениям, устанавливается связь адепта с божеством и обеспечивается магич. защита его от болезней, несчастий и разных бед. Ритуал основан на магич. тождестве частей тела и атрибутов почитаемого божества. Во время его совершения определенные мандалы, соотносящиеся с осн. элементами мира и атрибутами богов, мысленно размещаются на частях тела: руках, ногах, голове, сердце и т. п. Ритуал надлежит сопровождать чтением предписанных мантр. Различается несколько видов Н.: матриканьяса, анганьяса, питханьяса, шаданганьяса и т. д.

М. Альбедиль

НЬЯЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"НЬЯЯ-СУТРА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница