Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
Статьи на букву "М"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М"

МАДУРАИ

МАДУРАИ - город в Юж. Индии (штат Тамилнад), древняя столица царства Пандья, известного с IV в. до н. э. Центр тамильской культуры, знаменитый процветавшей при царском дворе поэтич. академией, сангой. В первые века н. э. в М. сосуществовали индуизм, буддизм и джайнизм, но начиная с VI в. главенствующее положение захватывает индуизм, и М. становится одним из свящ. мест шиваизма (хотя в городе и его окрестностях есть немало храмов, посвященных и Вишну). В средние века вокруг М. складывается цикл мифов, рассказывающих об "играх Шивы", о его чудесном появлении здесь в разл. человеческих обликах, о его покровительстве городу и бхактам-шиваитам. Женившись на дочери пандийского царя Минакши, он фактически садится на мадурайский трон и принимает титул Властителя Южной страны. История знаменитого мадурайского храма начинается с мифа о том, как Индра, спустившись на землю, обнаружил в роще деревьев кадамба каменный лингам, над к-рым была воздвигнута вимана. Наянары VII в. упоминают этот храм как храм Шивы. В XIII в. начал строиться храм, посвященный Минакши. В XVII в. храмовый комплекс приобрел свои осн. очертания, хотя продолжал достраиваться и перестраиваться вплоть до XX в. В наст. вр. этот комплекс, часто называемый храмом Минакши, - один из самых крупных и богатых в Индии. Он занимает 6 га и состоит из 2 осн. храмов - Минакши и Шивы-Сундарешвары ("Прекрасного властителя"), примыкающих к ним других храмов, многочисленных мандат, галерей, залов. Широко известен храмовый пруд Золотого лотоса. По 4 сторонам окруженного высокими стенами комплекса стоят громадные надвратные башни - гопуры. Многие архитектурные сооружения комплекса, скульптуры, настенная живопись являют собой выдающиеся образцы искусства. Гл. храмовый праздник - свадьба Шивы и Минакши, проходящий в течение 12 дней в месяце читра (март-апрель), ежегодно привлекает большое число паломников и гостей. Его кульминацией является ратха-ятра, шествие колесниц богов вокруг храма, а также "приезд" на свадьбу Вишну-Ажахара ("Красивого"), чей храм расположен недалеко от М.

А. Дубянский

МАДХВА

МАДХВА (1281-1360) -крупный вишнуитский вероучитель и создатель дуалистич. Веданты (см. ДВАЙТА), основатель одной из четырех традиций бхакти - брахмасампрадаи. Резко враждебен адвайте, противник представления о майе, отстаивал реальность различий между богом и миром, богом и индивидуальным человеч. духом, миром и духом человека, индивидуальными душами между собою. Брахман из страны Карнатака. Гл. произведения: комментарии на "Брахма-сутры", "Бхагавадгиту", "Махабхарату".

А. Парибок

МАЗХАБИ

МАЗХАБИ - сикхские "неприкасаемые". Провозглашенная сикхскими гуру идея равенства всех людей независимо от касты не сумела уничтожить касту. В сикхских деревнях сохраняется напоминающее традиц. индуистскую кастовую систему деление об-ва на соц. группы, принадлежность к к-рым определяется рождением и наследственной профессией, т. е. "сикхские касты". Одной из таких групп и являются М., занимающие низшую ступень в этой иерархии как неприкасаемые, т. к. их предки принадлежали к кастам мусорщиков и подметальщиков, а сами М. занимаются кожевенными и т. п. работами. Дискриминацию М. поддерживали маханты; в результате успехов, достигнутых движением Акали, положение М. улучшилось. В среде М., исповедующих сикхизм, сохранилось почитание местных неортодоксальных культов.

Е. Успенская

МАЙТХУНА

МАЙТХУНА - митхуна (букв, чета, пара) - распространенный в иконографии сюжет, изображающий богов и царей вместе с их супругами. В учении шактизма, в тантрич. культах М. в значении сексуального соития является одним из "пяти "м " (панчамакара), т. е. 5 средств, ведущих к "освобождению" в религ.философском смысле: мадья (опьяняющие напитки), матсья (рыба), манса (мясо), мудра (жареные зерна, употреблявшиеся как афрозиатик); М. - также название одного из знаков зодиака (Близнецы).

Н. Краснодембская

МАЙЯ

МАЙЯ (колдовские чары; наваждение) - в адвайта-веданте понятие, объясняющее (точнее, называющее, ибо М. совершенно необъяснима) мир как только-кажимость, только-явление. Мир нереален, реален лишь Брахман. То, "почему" мир кажется миром, а не Брахманом, и есть М.; хотя, будь это причиной, это было бы чем-то сущим, что неверно. Если философствовать лишь об отношении безличного Брахмана и мира, то М. несказанна: ни тождественна Брахману, ни отлична от него. Окачествленный же Брахман, т. е. Господь, обладает М. как способностью, силой как-бы-творения мира. Понятие "М. " резко критиковалось иными школами веданты.

А. Парибок

МАКАРА

МАКАРА - мифич. морское животное, отождествляемое с дельфином, крокодилом или акулой; эмблема Камы.

С. Невелева

МАЛА

МАЛА (букв, гирлянда, венок, ожерелье) - важный атрибут в ритуально-праздничном обиходе индуистов, гирлянда из цветочных лепестков, к-рую надевают на мурти богов, а также и на шею участникам обрядов (обычно центральным субъектам действа), таких, как свадьба, торжественный прием гостя и т. п. Термином "М. " нередко называются и четки.

Н. Краснодембская

МАЛЬ

Тирумаль, Майон ("Темный", "Священный Темный") - тамильское наименование Вишну и его аватары - Кришны. В тамильской традиции - брат богини Коттравей. Есть основания полагать, что до слияния с Вишну-Кришной М. - древнее дравидское пастушеское божество, воплощавшее темную половину года, сезон дождей, восходящее, как и Муруган, к "юному богу" протоиндийской мифологии.

А. Дубянский

МАНАС

МАНАС (ум, рассудок) - в ньяя-вайшешике это вечная атомарная вещь (дравья), орган (индрия) Атмана. Существованием его объясняется наличие в каждый момент лишь одного содержания сознания. М. у каждого индивидуального духа один; гл. его функция - связывать внешние индрии (зрение, слух и пр.) с Атманом; это, т. обр., также и внимание. В санкхъе М. - одна из таттв; это внутренняя индрия, порождаемая из эго при доминировании гуны саттва. В веданте М. - "Внутренний орган" сознания в аспекте его функции внимания. М. тесно связан с активностью сознания, т. е. с кармой, и при уничтожении кармы в ходе духовного освобождения он тоже уничтожается (что не означает исчезновения интеллекта у освободившегося!). В обычном (нефилософском) языке слово "М. " очень расплывчато и многозначно.

А. Парибок

МАНАСА

МАНАСА - гора неподалеку от Кайласы в Гималаях Западного Тибета, а также озеро севернее одноименной горы. В "Ваю-пуране" - одно из 4 свящ. озер (южное) близ горы Меру, центра мира; эти озера образовались после того, как ушла вода 4 потоков, на к-рые, в соответствии с осн. сторонами света, разделилась при нисхождении с небес на землю река Ганга.

С. Невелева

МАНВАНТАРА

МАНВАНТАРА - период жизни Maнy в мифологич. хронологии. В каждой калъпе насчитывается 14 М. по 306 720 тыс. лет в каждой, они разделены большими интервалами. В течение каждой М. мир создается заново. Каждая М. имеет своего Ману, Индру и др. богов. В М. содержится 71 махаюга.

М. Альбедиль

МАНГАЛА

МАНГАЛА - название планеты Марс и имя персонифицированного божества, соотносимого с ней. М. считается тождественным Карттикее (он же Кумара, Сканда), является супругом Дэвасены. Влияние М. преимущественно злоносящее, особенно оно опасно для женщин. Родившиеся под знаком М. (в календаре с М. связан вторник) подвержены, как считается в индийской астрологии, многим напастям. Чтобы их избежать, почитают М. по вторникам. Символич. цвет М. - красный. Посвященное ему растение - Mimosa catechu.

Н. Краснодембская

МАНДАЛА

1) Круг, диск; орбита небесного тела; территория; участок неба с определенными созвездиями.

2) Геометрич. фигура, диаграмма, символизирующая присутствие бога или риши, построенная по определенным правилам и закономерностям с целью их почитания. Боги мыслились как "сидящие" в мандале. С ее создания начиналось строительство индуистского храма, ведического алтаря, дома.

3) Часть "Ригведы", цикл гимнов.

А. Дубянский

МАНДАРА

МАНДАРА - гора, помещаемая в Гималаях восточнее Гандхамаданы, обиталище Индры и Куберы; в мифе о пахтании Молочного океана богами и демонамк-асурами - гигантская мутовка.

С. Невелева

МАНДЖИ

МАНДЖИ - территориальная структурная единица сикхской общины в XVI-XVII вв. М. создавались как центры для пропаганды учения гуру Нанака, к-рые организовал его преемник - второй гуру Ангад по всей Сев. Индии. При третьем гуру Амар Дасе было уже 22 М. в раз л. частях страны. Вокруг этих центров группировались местные сикхские общины во главе с масандами, к-рые и стали называться М.

Е. Успенская

МАНДИРА

МАНДИРА - хинди МАНДИР (местопребывание, обитель, храм) - одно из названий индуистского храма.

А. Дубянский

МАНИККАВАСАГАР

МАНИККАВАСАГАР (IX в.) - тамильский поэт-шиваит, один из наянаров. В его творчестве традиции южного шиваитского бхакти достигли зрелости и вершины. В поэме "Тирувасагам" ("Священное речение") запечатлены интенсивные религ. эмоции адепта, его сомнения, духовные поиски и глубокие раздумья. Осн. тема поэмы - взаимоотношения человека с богом, Шивой, к-рый описывается как близкое, родное существо и как не поддающаяся осмыслению космич. сила, пронизывающая все бытие. Идеи М. во многом подготовили концептуальную базу системы шайва-сиддханта. Отличительной особенностью поэтики "Тирувасагама" является обилие фольклорных песенно-танцевальных форм, в к-рых заключено серьезное религ.-философское содержание. М. принадлежит еще "Тирукковеияр" ("Священная гирлянда") - цикл стихотворений, в к-рых религиозные чувства получают внешнее выражение в образах любовной лирики.

А. Дубянский

МАНТРА

МАНТРА (от корня "ман " - мнить, полагать + орудийный суффикс - тра, т. е. "орудие осуществления психического акта") - сугубо необыденный текст, произнесение к-рого, а нередко и твержение вполголоса или почти беззвучное бормотание многие тысячи раз считается производящим особые результаты, магические или духовные. В ведической культуре и раннем брахманизме М. назывались поэтич. части Вед и отрывки из них; использование было в основном ритуальным. Так, важнейшая из ведических М., т. наз. гаятри, ежедневно воспеваемая праведными индуистами на заре, содержит самопризыв к преуспеянию посредством благой силы солнца. Эта М. состоит из трех восьмисложных стихотворных строк. В позднейшем индуизме, особенно в тантрах, появилось великое множество М. разной длины, цели, устройства и пр. Очень часто М., в целом понимаемые как санскритские тексты, содержат в разной мере отклонения от обычного общепонятного языка; в пределе это приводит к М. как последовательности звуков, не имеющих смысла вне ее. Существует два главных класса М. Первый класс включает в себя М., требующие передачи-посвящения от лица, осуществившего в своей практике силу М. и испытавшего ее результаты. Без этого твержение М. бесполезно. Второй, как считается, производит результаты вне зависимости от такой передачи.

В этом случае важно тщательно воспроизводить звучание. Важнейшая краткая индуистская М. - Ом. Гл. шиваитская мантра - "Ом намах щивая", вишнуитская - "Ом намо нараяная". Перестановка слогов М. дает много других М. на разные случаи жизни (скажем, от зубной боли, от змей и пр.). Особый класс М. в тантрической практике составляют т. наз. "семенные" ("биджа"), т. е. слоги, воображаемые практиком в особых местах тела и разворачивающиеся в божества. М. есть модулятор энергии (праны), как внутренней, так и внешней. С индуистской точки зрения М. являются и нек-рые христианские молитвы, напр, католическая "Аве Мария" или "Отче наш". Если М. содержит в себе обращение к некоему божеств, персонажу, то предельная ее цель - причащение к нему или слияние с ним.

А. Парибок

МАНУ

МАНУ - имя нескольких персонажей индийской мифологии. М. предстает как общий предок людей (именуемых манушья или манава), как единственный человек, спасенный богом Вишну от потопа. М., сын Солнца (Вайвасвата), считался первым царем, родоначальником Солнечной и Лунной династий, прекратившим хаос и установившим на Земле законность (дхарму) и порядок налогообложения (в !/« долю доходов). М., сын Самосущего Брахмы (Сваямбхува), продиктовал мудрым риши дхарма-шастру "Ману-смрити".

А. Вигасин

"МАНУ-СМРИТИ"

"МАНУ-СМРИТИ" - наиб, авторитетная дхарма-шастра, то же, что "Манава-дхарма-шастра" или "Ману-самхита", т. наз. "Законы Ману". Состоит из 12 глав общим объемом около 2700 двустиший-шлок. Главы II-VI, посвященные дхарме брахмана, по содержанию соответствуют дхарма-сутрам. В главах VII-IX говорится об образе жизни царя-кшатрия, включая изложение не только вопросов войны и политики, но также судопроизводства и наложения наказания. Архаичные правила дхарма-сутр здесь существенно расширены за счет использования лит-ры об артхе (артха-шастра). После нескольких стихов о вайшьях и шудрах следует глава X - о кастах-джати. Первая и последние главы М.-с. повествуют - в духе философии санкхъя - о сотворении мира и законе воздаяния-кармы.

М.-с. отличается крайней противоречивостью предписаний (и даже терминологии), что связано с разнообразием источников текста, напоминающего иногда антологию популярных изречений. Сотни стихов М.-с. встречаются в "Махабхарате " и др. памятниках др.-инд. лит-ры. Составление М.-с. было завершено в первые века н. э., тогда же он был приписан прародителю людей Ману, почитавшемуся со времен "Ригведы ". Из сохранившихся комментариев наиб, ранние принадлежат Бхаручи (VIII в.) и Медхатитхи (IX в.), самый популярный - Куллуке (XV в.). М.-с. получила распространение за пределами Индии и оказала влияние на юридич. сборники Юго-Восточной Азии и Индонезии.

А. Вигасин

МАРИЧИ

МАРИЧИ (Луч) - старший сын Брахмы, отец Кашьяпы, образ, связанный, по-видимому, с солярной мифологией.

В. Эрман

МАРУТЫ

МАРУТЫ - братья-близнецы, боги бури ведийского пантеона; числом 21 (или больше). Дети Рудры и пятнистой коровы Пришни (олицетворения тучи), ассоциируются больше с Индрой, сопровождая его в боях с демонами; мчатся по небу на быстрых колесницах, проливают дожди. Их местопребыванием * считается ашваттха, свящ. смоковница. Иногда отождествляются с рудрами. В М. усматривают олицетворение муссонов, возводят происхождение М. к культу мертвых (М. от корня "мар" , умирать).

В. Эрман

МАСАНД

МАСАНД - глава манджи в XVI-XVII вв. М. наблюдали за положением дел в сикхской общине, проповедовали учение гуру, собирали пожертвования и десятину, дважды в год передавая эти средства гуру. По причине развившейся среди М. коррупции гуру Гобинд Сингх отменил этот порядок и самоё должность М.

Е. Успенская

МАСТЕР

МАСТЕР - одно из употребительных у сикхов обращений к уважаемому человеку. Букв, "учитель" (с англ.). Из обращений такого типа можно упомянуть также Гьяни - букв, "ученый".

Е. Успенская

МАТСЬЕНДРАНАТХ

МАТСЬЕНДРАНАТХ (Минанатх, Маччхендранатх) - йогин-нягах, мифический основатель натхапантха (секты "Путь натхов"), один из 84 великих сиддхов. Почитается и как учитель-гуру обожествленного натха Горакшанатха (Горакхнатха). Основатель тантрической секты в Сев.Вост. Индии (X-XI вв.), связанной с ваджраяной, особенно в Гималаях, где М. ассоциируется с первым сиддхом Луи-пада (Лухи-па), и с шиваизмом (Матсья - рыба, в образе к-рой М. внимал Шиве). Культ распространен по всей Индии, особенно в пригималайском регионе и в Махараштре. В Непале образ М. отразился в важнейшем культе неваров долины Катманду - Красного М. Патана и окрестностей: божества плодородия, риса, покровителя местной династии Малла, а затем и королевской династии всего Непала - Шаха. Образ М. идентифицируется с Бунга-дэо (архаич. местным божеством плодородия, андрогинным дарователем риса), а почитание Авалокитешвары Падмапани - покровителя неваров-буддистов ваджраяны и Карунамайи - тантрического божества Долины в средние века, с XVIII в. окончательно сливается с культом М., что связано с деятельностью в Непале секты (касты) кусле, или джоги (йоги). Осн. событие культа М. - праздник колесницы Красного М., где главное - шествие колесницы с изображением М. в период посевной перед муссоном из бывшей столицы южной части долины г. Патан в древний храм М. - Бунга-дэо в Бунгамати. Почти два месяца гощения М. в деревнях и кварталах завершаются в первые дни муссона общей церемонией бхото джатра: демонстрацией одежд М., на к-рой присутствуют живые богини районов долины (Кумари), а также король Непала. Вокруг образа М. сложился комплекс легенд - о даровании неварам риса, о борьбе Горакхнатха с местными повелителями вод нагами, о вмешательстве в эту борьбу гуру Горакхнатха

М. Б. Иванов

МАТСЬЯ

МАТСЬЯ (Рыба) - одна из первых аватар Вишну в зооморфном облике. Сюжет о рыбе, спасающей от потопа прародителя Ману, впервые появляется в "Шатапатхабрахмане" вне связи с концепцией аватар; в "Махабхарате" рыба отождествляется с Брахмой, - свидетельство того, что синтез индуистского образа Вишну осуществляется путем ассимиляции функций др. божеств.

С. Невелева

МАТХА

МАТХА - матх (хижина, место для уединения, храм) - индуистский монастырь, центр региональной системы храмов, возглавляемый авторитетным духовным лидером. Ранние предшественники М. - ашрама, лесная обитель отшельников и аскетов и объединения буддийских монахов (вихары и арамы), в к-рых поддерживалась жесткая дисциплина и организация. Устроенные по их подобию индуистские, прежде всего шиваитские, монастыри известны с VI в. н. э. Их основателями были лица, известные своей святостью, чудесными способностями, духовными подвигами. Будучи признаны местной властью, монастыри получали ее поддержку в виде финансовой помощи, различных даров (в т. ч. земли и деревень), военной защиты. Ученики и последователи основателя укрепляли opr-цию монастыря, по возможности расширяли его, привлекали к его деятельности новых адептов и создавали культ своего гуру и связанных с ним реликвий (в т. ч. место его смерти и кремации). В дальнейшем учение гуру записывалось, изучалось, комментировалось, что составляло часть большой исследовательской и издательской работы, к-рую вели монастыри в различных областях индуистской теологии, философии, филологии. В наст. вр. многие монастыри содержат школы и колледжи, в к-рых помимо наук, связанных с религией, преподаются и светские дисциплины, такие, как экономика, статистика, юриспруденция. Традиционные индийские искусства также изучаются в нек-рых монастырях. Особой известностью и авторитетом пользуются М., основанные великим философом Шанкарой в городах Пури, Шрингери, Дварака, Бадринатхе, а также в Каньчипураме. Они получили название "питха" и возглавляются т. наз. Шанкарачаръями, представляющими традицию духовного водительства, идущую от самого основателя. На юге Индии общепризнанными центрами шиваизма являются монастыри Тирувавадутурей (XIV в.) и Дхармапурам (XVI в.). Они получили название "адинам" (санскр. неугнетенный), подчеркивающее их самостоятельность и влияние на местные храмы. Число таких храмов может быть более двух десятков, что делает эти монастыри центрами своего рода местной индуистской орг-ции. Из монастырей-М., возникших в более поздние времена, широкой известностью пользуется Белур-матх в Калькутте, основанный учеником и последователем Рамакришны Вивеканандой.

А. Дубянский

МАТХУРА

МАТХУРА - город в штате Уттар-Прадеш, на р. Джамне (древняя Ямуна); один из крупнейших центров индуистского паломничества. Ряд нынешних индуистских святых мест в прошлом представлял собою, по-видимому, буддийские святыни (описаны в VII в. китайским паломником Сюань Цзаном). Популярны у паломников храмы, посвященные Шиве и Дурге, но осн. объектами почитания являются места, связываемые традицией с событиями детства и юности Кришны. Особой святостью наделяет вишнуитская традиция расположенную в окрестностях М. местность Вриндаван с ее построенными большей частью в XVI-XVII вв. храмами, среди к-рых выделяется храм Говинда-дэвы (1590).

Я. Васильков

МАХАБАЛИПУРАМ (МАММАЛАПУРАМ)

МАХАБАЛИПУРАМ (МАММАЛАПУРАМ) - город в Тамилнаде недалеко от Мадраса, в прошлом морская столица гос-ва Паллавов. Известен комплексом ранних индуистских скальных и пещерных храмов (V-VII вв.). Всемирно известны высеченные из монолитов храмы, посвящ. пятерым Пандавам и Драупади, горельефные композиции, изображающие Махишасурамардини, Шиву с Умой и Скандой, Вишну, лежащего на змее Ананте, и др. Особый интерес представляет громадный многофигурный наскальный горельеф, изображающий миф о нисхождении Гонги на землю. В нем выделяется исполненная с редким совершенством фигура аскета, стоящего на одной ноге с воздетыми кверху руками. По одной версии, это Арджуна, исполняющий тапас, по другим - царь Бхагиратха. Не менее выразительны и другие фигуры - богов, гандхарвов и апсар, людей, животных и нагое. Комплекс М. - выдающийся памятник раннесредневековой индийской архитектуры и скульптуры.

А. Дубянский

"МАХАБХАРАТА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАХАВИДЬЯ

МАХАВИДЬЯ (великое ведение) - знание о тождестве своего "я " с абсолютным, полученное в личном переживании (в веданте). Вообще - метафизич. знание как свойство личности, в отличие от многих частных (не "великих") умений и навыков.

А. Парибок

МАХАВИРА

24-й тиртханкар джайнизма, родившийся, согласно традиции, 30 марта 599 г. до н. э. в семье правителя государства Вадджи. Отца его звали Сиддхартха (также Шреямса, Яшашви), мать - Тришала (также Видехадатта или Приякарни). Сам Махавира на 12-й день после рождения получил имя Вардхамана, букв. - "процветающий", "растущий", ибо ко дню его рождения процветание гос-ва достигло апогея. Из др. его имен, полученных впоследствии, наиб, популярны Джина, Махавира, Вира, Ативира, Санмати, Гьятапутра, Натапутта. По достижении совершеннолетия Вардхамана женился на Яшоде, дочери могуществ. царя Калинги (дигамбарская традиция отрицает женитьбу Вардхаманы). В 30 лет, после смерти родителей, Вардхамана стал странствующим аскетом и начал суровое подвижничество. В период подвигов, как утверждает традиция, он неоднократно совершал голодовки длительностью по нескольку месяцев и почти постоянно пребывал в медитации, пока, наконец, в 557 г. до н. э. на десятый день луны месяца вайсакх (май-июнь) в местечке Амбхигриям, что на сев. берегу р. Риджупалика, М. не достиг просветления и стал Джиной. Вскоре после этого он начал проповедовать, создал общину последователей и до конца жизни распространял учение. Кончина М. последовала на 72-м году жизни в маленьком городке Пава, недалеко от Раджагрихи в 527 г. до н. э. Относительно дат рождения и нирваны Махавиры в джайнской общине имеются разногласия. День рождения М. и ныне остается всенародным праздником в Индии. Во время праздника, как и во время дня рождения Ганди, в стране закрыты все бойни.

А. Терентьев

МАХАВРАТА

МАХАВРАТА (Великий обет) - обряд, совершаемый в предпоследний день большого ежегодного жертвоприношения сомы. М. также - человек, принявший на себя торжественный религ. обет.

В. Эрман

МАХАДЭВА

МАХАДЭВА (Великий Бог) - один из гл. эпитетов Шивы.

В. Эрман

МАХАКАЛА

МАХАКАЛА (букв. Великое Время) одна из двух ипостасей Шивы, выражающих диалектику времени и вечности. Особой энергией или формой Шивы признается Время (Кала), к-рым (или в к-ром) создается вселенная и к-рое, обратившись в грозное пламя, уничтожает ее в ходе светопреставления. Но когда "огонь светопреставления" (югант-кала), "огонь Времени" (кала-агни) затухает, Время "пожирает само себя" и превращается в М. - трансцендентное, абсолютное "Время над Временем", Вечность. Это совпадает с началом периода небытия вселенной (пралая). Концепция М. восходит, возможно, к "Атхарваведе", где говорится о "полном сосуде", помещающемся в модели мира "над Временем" и называемом "Временем в высшем небе" (XIX.53.3). С идеей М. связан мифологич. образ Бхайравы. Мифологизированная фигура М. проникла в северный буддизм, где М. выступает одним из "гневных божеств".

Я. Васильков

МАХАНТЫ

МАХАНТЫ - религ. руководители (жрецы) сикхских гурдвар, пользовавшиеся в сикхской общине большим влиянием до нач. XX в.; с 1925 отстранены от управления храмами хальсы. Первонач. М. управляли гурдварами под контролем сикхской общины; тогда доходы гурдвар расходовались на обществ, нужды и М. получали фиксированное жалованье. Со временем, ко вт. пол. XIX в., жречество стало наследственным, а доходы общины М. обратили в личную собственность. При этом в сикхских храмах появились идолы, а ритуальная практика совпала с индуистской, т. к. большинство М. были представителями секты удаси. Под влиянием движения Сингх сабха об-во осознало концептуальные разногласия между М. и хальсой, появилось стремление очистить сикхизм от неортодоксального влияния М. Началась борьба за контроль над храмами между М., поддержанными англ. правителями Индии, и сикхской общиной. В результате М. были отстранены от дел хальсы по Закону о сикхских гурдварах от 1925 (см. АКАЛИ, 2).

Е. Успенская

МАХАНУБХАВЫ

МАХАНУБХАВЫ - приверженцы одного из направлений бхакти в Махараштре, организационно оформленного в замкнутую общину в 60-х гг. XIII в. Чакрадхаром (наст, имя - Харпалдев), выходцем из Гуджарата. М. - монотеисты. Допуская существование других богов индуизма кроме Парамешвары - верховного бога, отрицают их значение. Согласно их представлениям, Парамешвара имеет множество воплощений, но только пять, называемые "Пятью Кришнами" ("Панча-Кришна") обладают антропоморфным обликом: это божества Кришна и Даттатрея, сам Чакрадхар, его гуру Гундам Раул и Чангдев Раул, гуру Гундама. Трое последних - реальные историч. личности; географические точки, связанные с их именами - а их насчитывается от 250 до 1650, - и разнообразные реликвии являются объектами почитания у М., обладающих "великим опытом". Члены общины конфронтировали с офиц. индуизмом, отвергая кастовые барьеры и признавая равные права мужчин и женщин. С сер. XIV в., спасаясь от преследований офиц. жречества, М. стали прибегать к особым шрифтам (из них самый распространенный - сакал липи) для записи своих произведений. Их ряды, не объединяемые харизматич. личностью, начали редеть, и влияние М. на жизнь маратхского общества существенно ослабло. М. сохранились до наших дней как в стенах монастырей, раскиданных по территории Махараштры, так и среди мирян: их насчитывается от 100 до 200 тыс.

И. Глушкова

МАХАРИШИ

МАХАРИШИ (Великий провидец) - эпитет легендарных мудрецов древности. Иногда определяется их число - 7 (саптариши) или больше и под М. подразумеваются сыновья Брахмы. Называют также 34 М., сотворенных Many.

В. Эрман

МАХАСИДДХИ

МАХАСИДДХИ (мн. ч. - великие осуществившиеся (методами йоги и тантры личности)) - великие йоги VI-XII вв.; обычно называют 84 М. (сакраментальное число). Открыли новую эру необычайно эффективных (но и опасных) методов реализации освобождения не только сознания, как в йоге Патанджали, но и преображения земного тела в нетленное божественное. Большинство из них основало свои линии духовной преемственности, часто продолжающиеся до наших дней; сами М. получали методы от сверхчеловеческих персонажей. М. почитаются равно в буддийских (тибетских) и индуистских традициях и, вероятно, были равнодушны к институциональной религии, работая преимуществ, практически. М. приписываются получение от Шивы методов хатха-йоги, создание нек-рых конкретных асан, многие тантры и пр. Важным аспектом их методов было совмещение прозаической мирской (профессиональной) деятельности на символическом уровне с духовной практикой. Имена нек-рых знаменитейших М.: Горакша (Горакхнатх), Матсьендранатх, Куккурипа, Наропа и др.

А. Парибок

МАХАТМА

МАХАТМА (великий Атман(ом)) - эпитет, к-рым величают высокодуховных, сверхмирских личностей - риши в эпосе, Шри-Кришну в "Бхагавадгите", нек-рых божеств и пр. В новейшее время стал иногда употребляться применительно к признанным святым, сблизившись по значению с термином парамахамса. Особенно известен как эпитет Ганди. Представление о М. не отличается особой отчетливостью и никак не связано с выдумками по поводу этого слова у теософов.

А. Парибок

МАХАТМЬЯ

МАХАТМЬЯ (величие, достоинство, величание) - название текстов, посвященных восхвалению богов или святых мест. Как правило, каждая М. посвящена одному богу (напр., "Дэви-махатмья" - "Величание богини") или одному месту ("Чидамбара-махатмья"). М. о богах включают перечисление имен бога, описание его качеств, гимны-стути, мифологии, легенды, в к-рых повествуется о его деяниях и подвигах, о взаимоотношениях с др. богами. М. о храмах дают историю их возникновения и строительства, рассуждают о святости места, о связи его с различными богами, мифологич. персонажами, а нередко и с историч. лицами, прежде всего царями. Источниками материала для М. являются Веды, пураны, эпос, а также многочисл. местные легенды и предания.

А. Дубянский

МАХАЮГА

МАХАЮГА - великая юга, большой цикл в мифологич. хронологии; подразделяется на более мелкие единицы - юги. 1 махаюга равна 4 югам или 12 тыс. божественных лет, что соответствует 4 320 000 человеческих лет.

М. Альбедиль

МАХАЯДЖНЯ

МАХАЯДЖНЯ (великое жертвоприношение) - см. ПАНЧА-МАХАЯДЖНА.

МАХИША

МАХИША (Буйвол) - демон в облике буйвола; сын Дити, во главе войска асуров победивший Индру и ставший деспотичным царем вселенной. Чтобы одолеть его, боги создали из пламени своего гнева и своей энергии грозную богиню Кали (Дургу), вступившую в бой с асурами. В кульминационный момент битвы богиня сразила демона-буйвола (см. МАХИШАСУРАМАРДИН). Конфликт богини с М. имеет и эротическую подоплеку: М. часто выступает как жених богини, гибнущий в результате совокупления с ней, нередко облик М. принимает Шива. Образ М., по-видимому, связан с обрядами жертвоприношения буйвола местным богиням и с соответствующими мифами у дравидских племен Центральной и Южной Индии. В индуистском контексте впервые засвидетельствован знаменитой поэмой "Дэвимахатмья" ("Величание богини") из "Маркандея-пураны" (оформление к-рой завершено приблизительно в VII в. н. э.).

Я. Васильков

МАХИШАСУРАМАРДИН

МАХИШАСУРАМАРДИН ((Дурга), убивающая асуру Махишу) - название популярной в индуистском искусстве иконографич. темы. В наиб, распространенном варианте богиня изображена восьмирукой (в руках - меч, копье или трезубец, палица, колокольчик, лук, крюк погонщика слонов, веревочная петля и щит) и восседающей на льве; лев терзает буйвола; из обезглавленной туши буйвола через шею пытается выскочить испуганный антропоморфный демон, с мечом и щитом в руках, однако его настигают стрелы, выпущенные из лука богини.

Я. Васильков

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕРВАРТ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ

МЕРВАРТ Александр Михайлович (1884-1932) - известный российский индолог, филолог и этнограф, собиратель этнографич. коллекций; изучал тамильский и др. дравид ские яз., театральное искусство Индии, занимался переводами с санскрита и др. языков, преподавал страноведение Индии, дравидологию в учебных заведениях Санкт-Петербурга (Ленинграда), Берлина, Мюнхена, Владивостока. Участник этнографич. экспедиции Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН 1914-1918 гг. в Индию и Цейлон (ныне Шри Ланка).

Н. Краснодембская

МЕРВАРТ ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА

МЕРВАРТ Людмила Александровна (1888-1965) - известный российский индолог, этнограф и фольклорист, собиратель этнографич. коллекций. Изучала материальную, социальную и духовную культуру, языки разл. народов Индии и Шри Ланки (бывш. Цейлон); признанный авторитет в области полевой этнографии, была участником этнографич. экспедиции Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН 1914-1918 гг. в Индию и Цейлон. Вела преподавательскую деятельность в учебных заведениях Санкт-Петербурга (Ленинграда), Владивостока, Москвы. Вт. пол. жизни работала преимущественно как индонезист.

Н. Краснодембская

МЕРУ

МЕРУ - или СУМЁРУ - мифич. гора, обитель богов, расположенная в центре серединного материка Джамбудвипа; иногда уподобляется чашечке лотоса, лепестки к-рого составляют материки земли (двипы). М. слагается из золота и драгоценных камней, вокруг вершины (местопребывания Брахмы, принимающего здесь великих мудрецов и небожителей) вращаются светила; на нее ниспадает с неба река Ганга, обтекающая затем М., разбившись на 4 потока; с 4 сторон света М. охраняют локапалы.

В. Эрман

МИМАНСА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"МИМАНСА-СУТРА"

"МИМАНСА-СУТРА" - осн. текст школы миманса, приписан авторству Джаймини (ок. IV-III вв. до н. э.). В 12 разделах систематизировано учение о ведийском ритуале и обрядах, о дхарме ариев. Философия в "М.-с." содержится лишь в зачатке.

А. Парибок

МИНАЕВ ИВАН ПАВЛОВИЧ

МИНАЕВ Иван Павлович (1840-1890) - выдающийся русский индолог: лингвист, историк, фольклорист, этнограф. Исследователь буддизма, опубликовавший ряд важных рукописных источников. Специалист по историч. географии Азии. Учился на китайско-маньчжурском отделении СПб. ун-та у В. П. Васильева, затем (1863-1868) в Германии, Франции, Англии у индологов Т. Бенфея, А. Вебера и др. Профессор СПб. ун-та по кафедре сравнительного языкознания. В 1874-1875, )880, 1885-1М. по заданию Российской Академии наук совершил три больших путешествия по Востоку, во время к-рых вел научные исследования, записывал фольклор, собирал рукописи, предметы искусства и быта в Индии, Непале, Бирме, на Шри Ланке (см. его книги: Очерки Цейлона и Индии. Из путевых заметок русского. СПб., 1878; Индийские сказки и легенды, собранные в Камаоне в 1875 г. И. П. Минаевым. М., 1966: Дневники путешествий в Индию и Бирму. М., 1955). Впервые ввел в преподавание в СПб. ун-те наряду с санскритом среднеиндииские (пракриты) и новоиндийские языки. М. первый русский индолог, получивший (прежде всего, благодаря переводам на франц. и англ. языки его лингвистич. и буддологич. работ) мировую известность. Учениками М. были академики-индологи С. Ф. Олъденбург и Ф. И. Щербатской.

Я. Васильков

МИНАКШИ

МИНАКШИ (тамильск. Миштчи-амман - "Рыбоглазая") - богиня в г. Мадурай, одно из воплощений Дурги. По одному из мифов - дочь царя Пандья, родившаяся трехгрудой. Унаследовав трон отца, начала совершать военные походы с целью завоевать мир. У г. Кайласа успешно вступила в битву с армией Шивы, но, увидев его самого, превратилась в тихую стыдливую девушку. Третья грудь ее исчезла, и голос с небес провозгласил Шиву ее женихом. После свадьбы Шива стал править в Мадурай. По др. версии, переплетающейся с сюжетом тамильской поэмы "Силаппадигарам" ("Повесть о браслете"), М. была приемной дочерью купца, и Шива женился на ней. Пандийский царь, обвинив его в краже браслета, казнил его. Разгневанная М., приняв образ Дурги, убила царя. С тех пор она стала богиней Мадурай, требующей постоянного умилостивления. Громадный храм М. образует центр города и собирает колоссальное кол-во паломников.

А. Дубянский

МИРА БАИ

МИРА БАИ (1498-1546/47) - поэтесса, проповедница кришнаитского бхакти. Раджпутская принцесса, вдова махараджи Читтора; из-за нежелания следовать предписанным для вдовы нормам поведения, и в части, совершить сати, подвергалась преследованиям со стороны родственников мужа, бежала сначала во Вриндаван, затем в Двараку. Автор лирико-религиозных гимнов Кришне, в к-рых поэтесса сама словно перевоплощается в одну из пастушек, возлюбленных Кришны. Стихи й песни М. Б. до сих пор любимы в Индии и как свящ. гимны, исполняемые в кришнаитских храмах, и как нежная и поэтичная любовная лирика.

Е. Ванина

МИСАЛЬ

МИСАЛЬ - военно-административная единица на контролируемых сикхами территориях в XVIII в., возникшая в ходе борьбы сикхов с Моголами и афганскими завоевателями; со временем М. превратились в сикхские княжества. В истории Пенджаба выделяют т. наз. "период М." (ок. 1733-1801). К 60-м гг. XVIII в. на всей территории между Индом и Джамной было 12 М.: Бханги, Ахлувалия, Рамгархия, Сукерчакия, Канхея, Наккаи, Пхулкия, Сингхпурия, Нишания, Крора Сингхия, Дилевалия, Шахид, возглавляемые феодализировавшейся сикхской верхушкой. После установления сикхского управления в М. население получило относительную безопасность и возможность восстановить хозяйство, что способствовало укреплению сикхской государственности. К нач. XIX в. эти княжества были объединены в самостоятельное сикхское гос-во главой М. Сукерчакия Ранджит Сингхом, к-рый стал махараджей Пенджаба.

Е. Успенская

"МИССИЯ РАМАКРИШНЫ"

"МИССИЯ РАМАКРИШНЫ" - религиозно-общественная орг-ция, создана в 1897 Свами Вивеканандой. Штаб-квартира в Белуре под Калькуттой (см. БЕЛУР-МАТХ). В соответствии со взглядами своего основателя, опирается на монашеский корпус нового типа, т. е. монахов, активно работающих в миру: при оказании помощи пострадавшим от стихийных бедствий, а также в сфере социального обеспечения среди обитателей трущоб, неприкасаемых, слепых от рождения и т. п., в сфере образования, в сфере медицинского обеспечения. М. Р. ведет также большую просветительскую и культурную работу, публикует обширную лит-ру по вопросам индийской и мировой культуры, проводит семинары, конференции, в т. ч. общеиндийские и международные. Наряду со светскими видами деятельности внутри орг-ции функционирует система подготовки послушников и монахов, имеются собственные храмы, ашрамы, монастыри, в т. ч. и женские. Отделения М. Р. существуют не только в Индии, но и во мн. странах мира. С 1991 открыто представительство М. Р. в Москве, проводятся регулярные богослужения, беседы об индийской культуре, ведется преподавание санскрита. Среди многочисл. религиозно-общественных и благотворительных орг-ций Индии М. Р. пользуется особым авторитетом и уважением.

Р. Рыбаков

МИТРА

МИТРА - бог, в пантеоне "Ригведы" тесно связанный с образом Варуны, в противоположность грозному аспекту к-рого представляет благую сторону владычества, ассоциируясь с днем и белым цветом. Прославляется как бог, устанавливающий мир и согласие среди людей; изначально связан с понятием договора (уже в переднеазиатском тексте сер. II тыс. до н. э.); на древность образа М. указывает также параллель в иранском пантеоне. Уступает Варуне в значении и в послеведийском пантеоне заметной роли не играет.

В. Эрман

МИФОЛОГИЯ ДЖАЙНОВ

МИФОЛОГИЯ ДЖАЙНОВ - насчитывает астрономическое кол-во божеств. Ими изобилует средний мир, ибо божества есть у каждой горы, озера, реки, дерева, ворот, океана, местности и т. п. В подавляющем большинстве текстов о них не сообщается ничего, кроме имен собственных, совпадающих, как правило, с названием соответствующего предмета, в к-ром они обитают и название к-рого всегда объясняется из имени божества. Кроме того, выделяются четыре класса божеств, живущих в осн. в нижнем и верхнем мирах. Это бхаванавасины, подземные божества, живущие во дворцах (бхавана) в Ратнапрабхе; вьянтара или ванамантара - также подземные божества, к-рые живут гл. обр. в слое, отделяющем Ратнапрабху от среднего мира; джпотишка - божества светил, обитающие в пространстве между землей и верхним миром; вайманика - небесные божества, живущие во дворцах (виманах) верхнего мира. Каждый класс делится на подклассы, а последние в большинстве случаев - на северные и южные, в зависимости от расположения района их обитания к северу или югу от центра мира. Правитель каждого подкласса (а в случае разделения на северные и южные и правитель каждого района) носит титул индры. Боги каждого класса характеризуются опред. продолжительностью жизни, частотой дыхания и принятия пищи, размерами тела, степенью способности ясновидения и трансформации в разл. облики и т. п. Они могут иметь истинную, ложную или смешанную веру, истинное, ложное или смешанное знание. У каждого индры есть неск. главных супруг, свита к-рых состоит из неск. тысяч низших богинь. Индрам бхаванавасинов и ваймаников подчиняются (или почти равны им по рангу) хранители мира - локапалы и 33 высших сановника траястримша. Индры имеют войска и военачальников и воюют друг с другом. Кроме того, у них есть совет, члены к-рого называются паршадья, и слуги - абхийогья. Самые же низкие по социальному рангу божества, нечто вроде земных париев, называются килбиша. Как и обитатели ада, божества рождаются способом манифестации упапатти - мгновенное внезапное появление без материального основания. Джайнскую мифологию отличает тяготение к созданию сложных классификационных систем и строгих иерархий, стремление к систематическим числовым способам описания. Джайнская мифология оказала сильное воздействие на культурное развитие таких областей Индии, как Гуджарат, Раджастан, Мадхья-Прадеш. Особенным блеском архитектурного мастерства и декора с бесконечно повторяющимися, в духе джайнской мифологич. картины мира, фигурками и орнаментами отличаются джайнские храмы XI-XII вв.

О. Волкова

МИФОЛОГИЯ ИНДУИЗМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЛЕЧЧХА

МЛЕЧЧХА (варвар) - слово, обозначавшее в поздневедийский период все племена и народы, стоявшие вне круга арийской, ведийско-брахманской культуры. Термин предположительно восходит к самоназванию цивилизации долины Инда, отраженному в шумерском ее названии: Мелухха.

Я. Васильков

МОКША

МОКША (избавление, освобождение) - предельная, окончат, цель стремлений индивидуума, мыслимая как избавление от всякой изменчивости, от перерождений, страданий и превратного бытия в сансаре. Представление о М. впервые засвидетельствовано в текстах упанишад; уже там эта идея выражается несколькими словами, а впоследствии появляется около 20 синонимов с буквальными значениями* затухание скорбей, сверхблаго, бессмертие, исход, свобода, самодовление, предельное блаженство, нестановление вновь и пр. Осмысление М. в философско-религиозных терминах и взгляды на средства ее обретения крайне разнообразны, настолько, что можно предполагать наличие разных конечных целей и методов их достижения. В отношении средств существовали такие альтернативы: либо

а) достаточно подавить всякую мирскую деятельность (карма) и избавиться от результатов прошлой деятельности, либо

б) необходимо еще обретение особого знания;

а) достаточно ли своих собственных усилий, или

б) необходимо наставление, обучение, или же в) деятельное соучастие бога.

Сама конечная цель могла пониматься: а) как вечное, неизменное бессознательное пребывание, "подобно деревяшке", в избавленности ото всех скорбей - в нъяе и вайшешике; б) как вечное бессодержательное сознавание и бытие в качестве "свидетеля", пребывание самодовлеющим и в себе самом - в санкхъе и йоге; в) как вечное бытие, сознание и блаженство при снятии всякой двойственности - в адвайта-веданте; г) как свобода и блаженство в боге, с сохранением отличий освобожденной души и бога - в др. школах веданты. Возможность прижизненной М. в теле одними школами признавалась, другими - отвергалась. М. не есть лишь регулятивная идея, ибо и в нашем веке засвидетельствованы случаи ее достижения, не подвергаемые сомнению в традиционной культуре.

А. Парибок

МОКША (НИРВАНА)

МОКША (НИРВАНА) - освобождение, религ. идеал джайнизма, понимаемый как освобождение дживы от "кармического" вещества, т. е. превращение сансарного дживы в сиддху.

А. Дюранов

МОХИНИ

МОХИНИ - прекрасная обольстительная женщина, героиня нескольких мифов, легенд и преданий. Согласно одному из них, Вишну принял облик М., когда во время пахтания океана появился напиток бессмертия, и унес его. По другой версии, изложенной в "Махабхарате", асуры были так пленены красотой и очарованием М., что сами отдали ей амриту. В одном из шиваитских мифов повествуется о том, что М. обольстила Шиву, вынудив его признать всесилие Вишну.

М. Альбедиль

МРИГАШИРАС

МРИГАШИРАС (букв, голова антилопы) - созвездие и звезда Орион, а также в индийской науке джьотиша - накшатра, или знак зодиака Козерог (иначе называется еще Макара). М. также - один из обликов, к-рый принимал Вритра в борьбе с Индрой. Иногда М. считается верховым животным Луны.

Н. Краснодембская

МРИТЬЮ

МРИТЬЮ (Смерть) - олицетворение смерти, иногда отождествляется с Ямой, иногда выступает как самостоятельное божество, подчиненное Яме.

В. Эрман

МУДРА

МУДРА (печать, знак)

1) Определенная позиция пальцев руки или обеих рук, имеющая магич. смысл, во время ритуалов (в первую очередь тантристских).

2) Составленные из пальцев фигура, жест, имеющие символич. и эстетич. значение в классических школах индийского танца.

3) Употребляемые в тантристских ритуалах жареные зерна, возбуждающие половое влечение. Один из элементов панчамакара. У буддийских тантриков обозначает женщину-партнера.

А. Дубянский

МУЗЫКА В ИНДУИЗМЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУКТИ

МУКТИ (освобождение) - то же, что мокша.

МУНИ

МУНИ (святой мудрец) - определение, к-рое часто применяется к создателям сутр. В отличие от многочисл.синонимов, слово несет коннотацию "тот, кто даром, впустую не проронит ни звука"; "тот, чье каждое слово веско и глубоко".

А. Парибок

МУРТИ

МУРТИ (букв, фигура, облик, воплощение) - в обрядовом контексте индуизма прежде всего изображение божества (обычно скульптурное), в к-рое, как считают, божество вселяется после совершения над ним определенных ритуальных действий. Тогда уже с М. обращаются как с воплощенным богом и отправляют обряд его почитания.

Н. Краснодембская

МУРУГАН

МУРУГАН (тамильск. юный, ароматный, красивый) - бог охоты, войны, любви у тамилов, сын Коттравей. Культ М. возник в древности среди племен горных охотников (кураваров) как результат обожествления производит, сил природы, энергии Солнца. Атрибутами являются копье с алым наконечником, гирлянда цветов, павлин, слон. Для культа характерны оргиастические пляски, элементы шаманизма. В развитом индуизме М. сливается со Скандой и становится сыном Шивы. В этом образе часто изображается шестиликим, с 12 руками. Возможна генетич. связь Сканды-Муругана с "юным богом" протоиндийской мифологии. Жена Сканды-Муругана - Дэвасена (Дэйвайаней), дочь Индры. Но местная традиция придает большее значение его второй, "местной", жене - Валли, девушке из племени кураваров. Миф о любви М. и Валли известен с древности и пользуется громадной популярностью в Тамилнаде, где М. обрел статус национального бога.

А. Дубянский

Предыдущая страница Следующая страница