Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
Статьи на букву "Л"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л"

ЛАБАНА

ЛАБАНА - одна из сикхских кастовых групп. По-видимому, восходят к племенной группе предгорий Гималаев, известной под названием "банджара".

Л. Хохлова

ЛАКШМАНА

ЛАКШМАНА - в "Рамаяне" младший брат Рамы, сопровождавший его в изгнании, верный соратник в битве с демоном-ракшасой Раваной, похитившим супругу героя - Ситу.

С. Невелева

ЛАКШМИ

ЛАКШМИ - богиня богатства и процветания, супруга (шакти) бога Вишну, сопровождающая его повсюду, в т. ч. в разл. его аватарах (Рукмини как супруга Кришны, Сита как супруга Рамы). Имеется несколько легенд о ее происхождении: она родилась из Молочного океана во время его пахтания богами и асурами; была дочерью святого мудреца древности Бхригу; явилась как одна из трансцендентных форм праматери бы бытия Майи; возникла как третья часть женской сущности, порожденной слиянным теджасом Брахмы, Вишну и Шивы. В иконографич. Традиции представляется как спутница Вишну, возлежащего на змее Ананте или летящего на Гаруде; изолированно изображается сидящей или стоящей в цветке лотоса; символич. спутниками Л. являются также пара слонов. Одним из наиб, магически благоприятных образов является Дипалакшми ("Лакшми со светильником"). В шиваитской мифологии Л. представляется иногда одним из воплощений Дурги. В празднично-обрядовой практике почитанию Л. отводятся особые дни во время наваратри и дивали.

Н. Краснодембская

ЛАКШМИ-АЛАКШМИ

ЛАКШМИ-АЛАКШМИ - парное противопоставление, где Л. означает счастье, удачу, успех, процветание, богатство, счастливую судьбу, а А. - несчастье, неудачу, бедность, злой рок. Л. является также именем богини богатства, супруги Вишну.

Н. Краснодембская

ЛАНГАР

ЛАНГАР - общинная трапезная при гурдваре. Совместное принятие пищи в Л. является элементом сикхского ритуала и символизирует равенство и братство сикхов, происходящие из отрицания ими кастовой иерархии. Особое значение Л. приобрели при гуру Амар Дасе, к-рый требовал, чтобы каждый пришедший к нему отобедал в Л.: это реально снимало различия в кастовом и обществ, положении (очень яркие в средневековье), что было чрезвычайно важным для установления духа братства и равноправия в сикхской общине. Участие в приготовлении пищи и любых работах на кухне рассматривается как богоугодное дело служения об-ву, и благочестивые сикхи должны принимать в ней активное участие.

Е. Успенская

ЛАНКА

ЛАНКА (др.-инд. название крупного о-ва, соседствующего с Индийским субконтинентом на юге (совр. Шри Ланка, историч. Цейлон). Прекрасная столица Л., также называвшаяся Л., была построена, по преданию, Вишвакарманом для бога Куберы, но затем ее захватил сводный брат Куберы, ракшаса Равана. Поход божеств, героя Рамы на Л. и ее освобождение от Раваны описаны в эпической поэме "Рамаяна". В будд, хрониках повествуется о переселении на Л. (приблиз. в V в. до н. э.) индоарийского племени синхалов, к-рому пришлось столкнуться с населявшими о-в якшами (пали: яккха). В рассказах о ракшасах или якшах как первонач. обитателях Л., возможно, отразилось знакомство индоариев с аборигенами о-ва, племенами веддов (ведда). ВIII в. до н. э. Синхальское царство приняло буддизм. Во II в. до н. э. сев. часть Л. была захвачена вторгнувшимися с моря, из Юж. Индии тамилами; царю Л. Дуттхагамани удалось вытеснить захватчиков, но тамильское население осталось в сев. областях о-ва, к-рые с тех пор по наст. вр. составляют предмет распри между тамилами и синхалами, исповедующими соответственно индуизм и буддизм.

Я. Васильков

ЛЕШЬЯ

ЛЕШЬЯ (аура) - ореол, окружающий всякое живое существо, но заметный только субъектам, находящимся на высоких ступенях духовного развития (гунастхана). Л. обладает цветом, вкусом и запахом, но наиб, важной характеристикой является цвет, указывающий на нравств. качества личности: чем совершеннее джша, тем светлее его Л. 6 осн. цветов Л.: черный, синий, серо-сизый, оранжевый, розовый, белый. У сиддхов Л. отсутствует.

А. Терентьев

ЛИЛА

ЛИЛА (игра, представление, развлечение, притворство)

1) Термин, означающий деяния бога, производимые им по собственной воле, легко, "играючи". Чаще всего речь идет о таких играх на земле - с людьми и для людей: проказы Кришны, подвиги Рамы. На юге тамильское слово "тирувилеиядаль" (священная игра), соответствующее Л., означает различные деяния Шивы, запечатленные в ср.-век. памятнике "Тирувилеиядальпуранам" ("Пурана о священных играх Шивы").

2) Мистериальная народная драма Сев. Индии, возникшая в XVI в. в связи с релит, движением бхакти. Существует в 2 формах: рамаитской (рамлила) и кришнаитской (кришналила, или раслила).

А. Дубянский,

А. Суворова

ЛИНГАМ

ЛИНГАМ (знак) - фаллический символ, относящийся к разряду шиваитских. Кроме того что символизирует Шиву, Л. является и самостоят, объектом культа, в особенности в секте лингаятов. Ритуальная значимость Л. подчеркивается легендами о преданном почитании этого символа: таким почитанием Парвати заслужила статус супруги Шивы, а великий мудрец Маркандея - удлинение срока жизни. В иконографии Л. изображается изолированно, а также вместе с изображениями Шивы, Парвати, Нанди; глубокий смысл содержит изображение Л. в сочетании с йони, воплощающее идею жизненной силы и плодородия. Пользуется особым почитанием у шактистов (см. ШАКТИ). В "Линга-пуране " рассказывается о том, как Шива разрешил спор между Брахмой и Вишну о превосходстве. Он явился перед ними в виде гигантского огненного столба-лингама. Чтобы достичь его границ, Брахма превратился в гуся и летел вверх тысячу лет, а Вишну в виде вепря тысячу лет рыл землю вглубь. Но ни тот ни другой не добрались до границ Л. и признали превосходство Шивы над всеми др. богами. В этом мифе огненный Л. функционально соответствует мировой оси и символизирует не только бесконечную творч. мощь Шивы, но и его непревзойденность и непознаваемость.

Н. Краснодембская

ЛИНГАРАДЖА

ЛИНГАРАДЖА (Царь лингама) - эпитет Шивы, отражающий его могучую творч. энергию. См. ЛИНГАМ.

А. Дубянский

ЛИНГАШАРИРА

ЛИНГАШАРИРА (знаковое тело, также тонкое тело - сукшмашарира) - в антропологии не грубо физическое, хотя и в обобщенном смысле материальное тело индивидуального Атмана, не гибнущее с биологич. смертью; т. обр., близко по объему европейскому понятию "душа", при всем отличии от него. Слагается из 17 составляющих:

5 воспринимающих индрий,

5 деятельных индрий,

5 видов праны, буддхи, манаса.

Объектами индрий являются не вещественные элементы, а их танматры (т. е. чистые сущности, ср. санкхъя). В веданте Л. есть обобщающий термин для трех "оболочек (коша) Атмана", созданных из знаний, ума и пран. Это тело есть носитель индивидуальной кармы.

А. Парибок

ЛИНГАЯТЫ

ЛИНГАЯТЫ (обладающие (индивидуальным) лингамом) - последователи специфич. модификации регионального бхакти, возникшего в нач. II тыс. н. э. на территории зап. Декана в соприлегающих р-нах южн. Махараштры и сев. Карнатака. Родившийся внутри шиваизма как религ.-реформаторская система, лингаятизм отрицал фундаментальные принципы, привнесенные в доарийскую шиваитскую традицию брахманическим социальным порядком и идеологией. Л. провозглашали всеобщее равенство, подрывая устои четырехварновой структуры и концепцию кармы, и доступность мукти для каждого. Они критиковали внешнюю обрядность, отрицали необходимость жесткой аскезы и длительных паломничеств и отказывались от признания ритуально чистого и оскверняющего. Л. выразили свою приверженность лингаму как концентрированной идее верховного бога Шивы и, отделив его от символич. союза с пони, превратили в единственный объект почитания. Учение и взгляды Л., или, как они предпочитают себя называть, вирашайва (героических шиваитов), запечатлено в вачанах - особом жанре религ.-дидактич. лирики малой формы. Насчитывается более 450 создателей вачан, творивших между X и XVII вв., из к-рых наиб, известные и авторитетные - Рамаййа, Басава, Аллама Прабху и Сиддхарамешвар. Несмотря на декларативное отрицание стержневых принципов индуизма, Л. не утратили с ним связи и воспринимаются как особая социальная группа или каста в рамках индуизма. В наст. вр. Л., численность к-рых оценивается в 6 млн, являются и политич. силой, претендующей на административное лидерство в каннадаязычном Карнатаке.

И. Глушкова

ЛОКА

ЛОКА - "мир " как часть др.-инд. вселенной. Наиболее ранние универсальные представления о 2 мирах на космич. вертикали - земном и небесном, зафиксированные в "Ригведе", постепенно сменяются понятием "трилока", означающим троемирие - земля, где обитают люди, небо как местопребывание богов и подземный мир, принадлежащий демонам. В индуизме по мере усложнения космографии наряду с трилокой укореняется идея "многоярусности" высшего и низшего миров, состоящих соответственно из 7 надземных и 7 подземных сфер.

С. Невелева

ЛОКАНТИКИ

ЛОКАНТИКИ ("На-рубеже мира") - племя божеств неба Брахмалоки, названное так потому, что в следующем воплощении они должны стать людьми и достичь освобождения (см. МОКША). Л. имеют 8 родов: Сарасвата, Адитья, Вахни, Аруна, Гардатоя, Тушита, Авьябадха, Аришта. Они чужды чувственным удовольствиям и постоянно предаются медитации.

А. Терентьев

ЛОКАПАЛЫ

ЛОКАПАЛЫ (хранители мира) - 4-членный, а позднее - 8-членный разряд божеств, распределенных по основным и промежуточным сторонам света как их покровители. Наиболее принятый список: Индра - восток, Варуна - запад, Яма - юг, Кубера - север; Су/?ья-Солнце - юго-запад, СомаЛуна - северо-восток, Агни-Отоъъ - юго-восток, Ваю-Ветер - северо-запад. Таким путем в индуистскую космологию вписываются "старые", гл. обр. ведийские, божества, уступающие по значению "новым", "великим" богам - Брахме, Вишну и Шиве, объединяемым в онтологически единую космологии, триаду. У каждого из Л. - свой слон-дигнага, также "хранитель мира", поддерживающий землю.

С. Невелева

ЛОКАЯТА

ЛОКАЯТА (от "распространяющееся (лишь на) мир(ское)" или "распространенное в мире/миру") - материалистич. даршана, по-видимому, довольно популярная в древности и средневековье. Осн. Текст - сутры, составленные древним мыслителем Брихаспати - утрачен вместе со всей лит-рой школы (если таковая у нее была); воззрения известны по описаниям доксографов и аргументов, вложенных в уста ее сторонников в полемич. трактатах оппонентов. Доля окарикатуренности в них весьма вероятна. Для традиции Л. - классический и ярчайший образчик взглядов настики: нет ни Атмана как духовной субстанции, ни посмертного существования и воздаяния (т. е. кармы), ни небес, ни ада; ритуалы служат лишь обогащению жречества, сословные ограничения не стоит блюсти. Сознание появляется в живом теле как продукт "брожения" материальных первостихий, подобно опьяняющей способности вина в бродильном чане. Смерть - конец всему, а цель жизни - получение удовольствий, прежде всего чувственных, и не стоит разумному отвращаться от них, даже если они нередко связаны с неприятным. Единственный источник достоверного знания - чувственное восприятие (легкоуязвимое для критики положение). Философская тупиковость и социальный нигилизм таких взглядов слишком очевидны. Возможно, что Л. сохранялась в грудах оппонентов в качестве образцового учебного "мальчика для битья" и философского пугала. Иногда близкие Л. аргументы могли выдвигаться врачами (страсти - продукт нарушений в организме и пр.). Единственный дошедший до нас текст - "Тапвопаплавасимха" ("Потоп для философских категорий") Джаярашибхатты (горделивый титул: "Профессор с ворохом побед"), VII-VIII вв. н. э. Автор не раз ссылается на Брихаспати, но излагает не сенсуалистический материализм, а крайний скептицизм: нет ничего достоверного, невозможно даже корректно определить чувственное восприятие. Диалектическое мастерство огромно.

А. Парибок

ЛОТОС

ЛОТОС - см. ПАДМА.

Предыдущая страница Следующая страница