Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
Статьи на букву "К"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К"

КАБИР

КАБИР (XV в.) - выдающийся поэт-проповедник ниргунбхакти, ткач из Варанаси. Согласно традиции, рожден индуской и воспитан мусульманами. Стихотворное наследие Кабира - религ.-филос. лирика малых форм - известно как в устной традиции, так и в письменной: наиболее ранней версией последней считают гимны, вошедшие в свящ. книгу сикхов "Ади Грантх" (1604), помимо нее популярны более поздние по фиксации версии "Грантхавали" (или западная) и "Биджак" (или восточная), а также стихи, вошедшие в различные ср.-век. антологии. Ученик и последователь Рамананды, Кабир проповедовал веру в единого бога, известного людям под разл. именами, обличал алчность и стяжательство, резко критиковал лицемерие профессиональных священнослужителей. Поэт был непримиримым противником релит, фанатизма и конфессиональной вражды, выступал против кастового неравенства и связанных с ним представлений о ритуальной чистоте, святости и знатности. В совр. Индии насчитывается ок. миллиона последователей Кабира, объединенных в секту "Кабирпантх" ("пантх" - путь).

Е. Ванина

КАЙЛАСА, ХЕМАКУТА

КАЙЛАСА, Хемакута (Златоверхая), участок Гималайского хребта в районе Камаона; согласно древним мифологич. представлениям, сев. горы служат местопребыванием богов, в части. Шивы и Куберы.

С. Невелева

КАЛА

КАЛА (Время) - архаич. божество, персонификация циклич. времени (существительное "кала" в санскрите восходит к индо-европ. корню со значением вращения, ср. русск. "коло " и т. п.). Издревле циклич. время в инд. традиции метафорически описывается в виде Колеса Времени (калачакра). Времени как гл. космогонич. фактору посвящены два гимна "Атхарваведы" (XIX, 53, 54).

Архаич. представление о круговороте времени как о благом явлении, залоге вечного возвращения души в мир живых сменяется затем в проникнутом пессимизмом и фатализмом мировоззрении эпоса на концепцию К. как всепожирающего божества всеобщей неизбежной гибели (см. КАЛАВАДА). В этой функции К. практически сливается в эпосе с эпич. божествами светопреставления (см. ПРАЛАЯ): Ямой, Мритью (Смертью), Антакой (Губителем). Применительно к участи отдельного человека К. в раннем индуизме выступает как субъект судьбы, совпадая в этой функции с собственно судьбой (дайва). В классич. индуизме К. интерпретируется как одно из имен, ипостась или особая энергия (шакти) верховного бога: Шивы - для шиваитов, Вишну - для вишнуитов, Ишвары - для тех и других. Именно этой энергией бога производятся циклические сотворения и разрушения вселенной. В шиваизме К. представляет собой "темный", временной аспект Шивы, и ему противопоставляется другая ипостась бога: Махакала - "Великое Время", т. е. трансцендентное "Время над временем", Вечность.

Я. Васильков

КАЛАВАДА

КАЛАВАДА (времясловие, доктрина Времени) - мифопоэтич. учение, представлявшее собой, по-видимому, экспликацию пессимистич. и фаталистич. мировоззрения др.-инд. героич. эпоса. Тексты К. содержатся гл. обр. в "Махабхарате". Осн. идеи К.: Время (Кала) - величайший бог, к-рый создает и разрушает мир; оно обтекает или объемлет собой весь мир. Вселенная тонет в океане Времени, где таятся чудища - Старость и Смерть. Время - все уносящий поток, ветер, играющий людьми, как стеблями травы, огонь, сжигающий все живое. Время "печет" живые существа на вертеле месяцев и сезонов или "заставляет вызревать" их, словно плоды на дереве (в обоих случаях используется один глагол: пач). Т. обр., время намечает людей для гибели: прежде чем пасть в битве, воины "уже убиты Временем". Кала сокрушает все живое своей палицей или пожирает (мотив разверстой пожирающей пасти является общим для Кала-Времени и Мритью-Смерти). Все эти мотивы сопряжены с гл. темой коловращения Времени; ламентации по поводу всесилия Времени с его превратностью (в силу к-рой сменяют друг друга творение и светопреставление, жизнь и смерть, блаженство и страдание) доминируют в текстах К. Многократно обсуждается в них и этическая проблема: как вести себя перед фактом всесилия Времени. Ответов два: либо надо отказаться от деятельности, так как она не изменит предопределенного, либо следует стоически осуществлять героич. деятельность, в надежде, что Время рано или поздно окажется к ней благоприятно, но при этом необходимо культивировать в себе незаинтересованность, отрешенность от плодов деятельности, не печалясь при неудаче и не радуясь успеху. В окончат, индуистской редакции "Махабхараты " во многих местах налицо стремление затушевать и переосмыслить идеи К. в духе концепций кармы, мокши и теизма; тем не менее очевидно и влияние, оказанное идеями К. на ранний индуизм (напр., на учение "Бхагавадгиты").

Я. Васильков

КАЛАЧАКРА

КАЛАЧАКРА (колесо времени) - осн. категория джайнских представлений о "мировой истории". По этим представлениям мир вечен и неизменен, однако условия существования его центр, части, на уровне срединного мира, включающей области Бхарата и Айравата, подвержены ритмическим колебаниям. Остальная часть мира пребывает в постоянном неизменяющемся потоке времени. "Колесо времени" имеет 12 "спиц" - веков; шесть из них относятся к "прогрессивному", восходящему полуобороту колеса, а шесть - к нисходящему.

А. Терентьев

КАЛИ

КАЛИ (Черная), иначе Махакали (т. е. Великая Кали), также Шьяма (Черная) - одно из имен супруги Шивы. В образе К. воплощается наиб, грозная сторона характера богини. К. изображается чернотелой, обнаженной женщиной, с гирляндой срубленных голов на шее, с высунутым окровавленным языком (иногда и с торчащими изо рта клыками), распущенными волосами, с разл. видами оружия в руках (числом от 4 до 10). Подножием богини в этом образе обычно служит сам божественный ее супруг, выступая, т. обр., как сдерживающая сила ее разрушительной мощи. В обрядовой практике за ритуалами поклонения богине в этом ужасающем обличье обычно следует почитание ее и в более милостивом облике. См. также ДУРГА.

Н. Краснодембская

КАЛИДАСА

КАЛИДАСА - великий поэт и драматург древней Индии, творчество к-рого относят к V в. н. э. (в инд. Традиции - к I в. до н. э.). Согласно преданию, К. - брахман по происхождению, по милости богини Кали постигший в совершенстве традиционное знание санскрита и религиозной лит-ры. В своих поэмах и драмах К. широко использует образы фольклора и индуистской мифологии. Поэма "Род Рагху" ("Рагхувамша") представляет собой хронику легендарной Солнечной династии, включающую сюжет "Рамаяны"; поэма "Рождение Кумары ("Кумарасамбхава"), незаконченная, основана на сюжете мифа о Шиве и Парвати, лирич. герой поэмы "Облако-вестник" ("Мегхадута") - якша, слуга бога Куберы, описание полета облака над Индией изобилует мифологич. образами и реминисценциями. Две пьесы К. (из трех) созданы на мифологич. сюжеты - "Признанная Шакунтала" ("Абхиджняна Шакунтала") и "Мужеством добытая Урваши ("Викраморваши"). Традиционные вступительные благословения (нанди) ко всем пьесам К. посвящены Шиве, что подтверждает принадлежность автора к приверженцам шиваизма.

В. Эрман

КАЛИ-ЮГА

КАЛИ-ЮГА - в мифологич. хронологии последняя из 4 юг, "век демона Кали", называемый также "железным веком". Ее продолжительность 1200 (1+ 100 х 2 "время сумерек") "божественных" лет или 432 000 человеческих. Это самый плохой век. От первонач. добродетелей остается лишь 1/4 часть, к тому же быстро убывающая. Люди подвержены собственным пагубным страстям, ими овладевают злоба, страх, глупость, ненависть, лживость и др. пороки. В наст. вр. мы находимся в эпохе К.-Ю., к-рая началась, по традиции, в 3102 г. до н. э. (год войны, описанной в "Махабхарате").

М. Альбедиль

КАЛКИ(Н)

КАЛКИ(Н) - последняя, согласно канонич. списку, аватара Вишну (откуда его второе имя - Вишнуяшас, Наделенный славой Вишну), относимая обычно к будущему (хотя в свете цикличности юг можно предполагать повторяемость нисхождения К. на землю) и открыто выражающая мессианскую идею. Сюжет впервые появляется в "Махабхарате", вписанный в брахманское учение о мире и его гибели вследствие моральной деградации человечества; используется также в "Вишну-", "Агни-" и "Бхагавата-пуране ". Родившийся в брахманской семье в селении Самбхала (будд. Шамбала), К. становится свидетелем деградации человечества в период Кали-юги. Он видит порочность людей, нарушение вековечных обычаев, установлений и обрядов, миграцию населения под угрозой голода и притеснений, власть шщъроъ-млеччхов, сменяющих ничтожных правителей, наступление смуты, возбуждаемой "низкими" - дасью и шудрами. К. восстает против этого и уничтожает варваров и низких , с помощью царских обрядов (ашвамедха и дивиджая) восстанавливает пределы власти царя-чакравартина (правителя мира) и возрождает социум, основанный на варна-ашрама-дхарме, универсальном религ. законе, предписывающем каждому сословию (варне) на соответствующей стадии жизни (ашрама) исполнять опред. обязанности. В складывании мифологии К. прослеживается свойственная индуизму уже на ранней стадии его оформления тенденция к ассимиляции инородных верований, поддерживаемая сотериологич. направленностью концепции аватар. В деятельности К., воплощающей три важнейшие функции идеального царя - военную, магико-юридич. и плодородия, выявляется также роль спасения человечества. В условиях укрепления позиций буддизма эта индуистская фигура может расцениваться как "реплика" на образ будды Майтреи, тогда как параллели между раннехрист. и индуистским мессией лежат скорее в русле типологич. схождений между сюжетами, возникающими в сходных историч. обстоятельствах (хотя и здесь нельзя полностью исключить ближневосточное влияние).

С. Невелева

КАЛЬПА

КАЛЬПА - одна из осн. космических единиц времени в мифологич. астрономии.

1 К. равна 1000 махаюг или 4320 млн земных лет. К. приравнивается к 1 дню Брахмы, по длительности равному 1 ночи. 360 дней и ночей Брахмы составляют "год Брахмы", его жизнь равна 100 таким годам (существование одного космич. цикла). Божеств, хронология в космич. масштабе повторяет структуру солнечного (земледельческого) года. Другая пураническая система делит К. на 14 манвантар, каждая из к-рых содержит 71 махаюгу, что в итоге дает 994 (14 х 71) махаюг. К. бесконечно следуют одна за другой, отражая длительность существования мира.

М. Альбедиль

КАЛЬПАВРИКША

КАЛЬПАВРИКША (кальпатару, кальпадрума) - в индийской мифологии дерево, исполняющее все желания, одно из 5 волшебных деревьев в сварге, раю Индры.

А. Дубянский

"КАЛЬПА-СУТРА"

"КАЛЬПА-СУТРА" (на ардхамагадхи - Каппа, именуемая также "Брихаткальпа-сутра", или "Брихатсадхукальпа-сутра") - пятый и древнейший текст из группы Чхеда-сутр джайнского канона (Агама). Осн. содержание текста - правила поведения монахов и монахинь. Одноименная "К.-с." - сочинение Бхадрабаху (ок. 300 г. до н. э.) является восьмым разделом "Ачарадаша" (на ардхамагадхи Аярадаса) - 4-го текста из группы Чхеда-сутр. Содержание "К.-с." Бхадрабаху - биографии джин, и, в части., Махавиры - хорошо известно по англ. переводу Г. Якоби (1884).

А. Терентьев

-----------------------------------

КАЛЬПА-СУТРА - разряд ведийской лит-ры сутр. К. посвящены изложению ритуала (кальпа) как одной из вспомогательных дисциплин (веданга), связанных с изучением Вед. Составлялись К. в рамках опред. брахманских школ, что объясняет их тяготение к той или иной редакции самхит (гл. обр. "Яджурведы") и текстов брахманич. прозы. Полный сборник К. может включать в себя шраута-сутру, грихъя-сутру, дхарма-сутру, шулба-сутру (где излагались правила устройства алтаря), а также сборник мантр в той редакции, в к-рой их принято читать в данной школе.

А. Вигасин

КАМА

1) Желание, чувственная страсть, наслаждение как одна из "трех целей человека" (тршарга), наряду с дхармой и артхой. Ассоциируется с Нанди (Нандином), к-рому приписывалось авторство кама-шастры.

2) Бог, персонифицирующий каму. Сын Брахмы. Изображается как прекрасный юноша, сидящий на попугае и держащий знамя с изображением макары и лук, в котором вместо тетивы - пчелы. К. стреляет 5 цветочными стрелами и возбуждает в своих жертвах любовную страсть. К. часто называют Ананга (Лишенный тела), что связано с историей о его попытке соблазнить Шиву. Пребывавший в состоянии медитации Шива огнем лобного глаза испепелил К., но затем восстановил его в облике Прадьюмны, сына Кришны и Рукмини. Супруга К. - Рати, олицетворение страсти. В древности и ср. в. были популярны посвященные К. весенние празднества, насыщенные эротическими играми, обрядами, песнями.

А. Вигасин,

А. Дубянский

КАМАДХЕНУ

КАМАДХЕНУ (букв. Корова желания) - волшебная корова, исполняющая все желания владеющего ею. Принадлежала мудрецу Васиштхе, послужила причиной раздора между ним и мудрецом Вишвамитрой.

В. Эрман

"КАМАСУТРА"

"КАМАСУТРА" - см. КАМА-ШАСТРА.

КАМА-ШАСТРА

КАМА-ШАСТРА - дисциплина (шастра), предметом к-рой является чувственное наслаждение (кама). Истоки традиции К. связаны с сакрализацией эротики в инд. религиях. Ее основание приписывалось быку Шивы Нандину. Огромную роль в становлении К. сыграло развитие утонченной городской культуры, центрами к-рой были, в части., дома куртизанок. Осн. текстом К. является "Камасутра" Ватсьяяны, составленная, видимо, в Западной Индии в III-IV вв. По характеру изложения материала образцом для "Камасутры" явилась "Артхашастра" Каутильи, откуда заимствована часть терминов и фиктивные дискуссии между древними авторитетами. Основную часть текста составляют главы о том, как мужчина может завоевать сердце девушки, как ему следует вести себя с собственной супругой (и как предотвращать ссоры в гареме), какие существуют способы обольщения чужих жен (и что можно сделать для предотвращения супружеской неверности), наконец, о поведении публичных женщин. Т. обр., построение трактата подчиняется строгой логике: о женщинах ничьих, своих, чужих, общих. Как и другие шастры, "Камасутра" изобилует детальными классификациями: особые разделы составляют перечни разновидностей объятий, поцелуев, поз, особых медицинских средств, любовных чар и заклинаний. Описания городского быта, досуга и развлечений состоятельной молодежи представляют огромный интерес с культурно-историч. т. зр. Знание "К. " необходимо для правильного понимания классич. индийской поэзии и театра. Позднейшая эротич. лит-ра ср.-век. Индии ("Анангаранга", "Панчасаяка" и др. тексты) ограничивается преимущественно техникой супружеских отношений и находится под влиянием мистики тантризма.

А. Вигасин

КАМБАН

КАМБАН (Камбанадан, Камбанадальвар) - прозвище великого индийского (тамильского) поэта. Наст, имя, биография, точное время жизни (в пределах с IX по XII в ) неизвестны. Автор поэмы ' Аватара Рамы", называемой также "Камбарамаянам" (т. е. "Рамаяна" Камбана), тамильской версии санскритской эпич. поэмы. Сохраняя осн. сюжет оригинала, К. перерабатывает поэму в духе вишнуитского бхакти. Рама действует и чувствует как человек, но сущность его трансцендентна: он полное воплощение Вишну, а нек-рые персонажи (Бхарата, Лакшмана, Хану май) - преданные ему бхакты. Очеловечен и образ Раваны, не лишенный благородства и трагизма. Глубина религ, чувства, за что К. часто называют алъваром, его гуманизм, поэтич. дар сделали поэму выдающимся явлением не только индийской, но и мировой лит-ры.

А. Дубянский

КАМНЕЙ КУЛЬТ

КАМНЕЙ КУЛЬТ - в индуизме пережиток одного из древнейших верований. Проявляется преимуществ, в форме поклонения местным божествам, а именно богинямматерям в образе бесформенного или грубо отесанного камня или небольшой груды камней. Этим богиням приписывается большое могущество и целительные силы; в их природе преобладает грозный аспект, и поэтому их требуется умилостивлять. Святилища камней помещаются обычно на краю селений, вблизи больших деревьев, колодцев и др. водоемов. Обычные приношения для них, как и для богов индуизма, включают рис, молоко, кокосовые орехи, цветы, фрукты. Но предполагается, что в более древние времена им приносили и кровавые жертвы; так, в части., объясняется обычай периодически окрашивать эти камни в красный цвет. В целом подобные объекты почитания пользуются популярностью преимуществ, в низших слоях индуистского об-ва, а также на этнич. периферии. Иногда с К. к. увязываются целительные действа типа шаманских. У народа нага сохраняется представление, что камни различаются своим полом и могут вступать в брак. Частный случай К. к. - почитание больших камней, скал (а также ущелий), напоминающих по форме лингам и йони. См. также ШАЛАГРАМЫ.

Н. Краснодембская

КАНАДА

КАНАДА - легендарный основатель филос. школы вайшешика, автор "Вайшешикасутр". Ближе неизвестен.

А. Парибок

КАНЬЧИПУРАМ

КАНЬЧИПУРАМ (Каньчи, Каччи) - один из самых священных городов индуизма, место многочисл. паломничества. Расположен в штате Тамилнад. Столица гос-ва Паллавов (III-IX вв. н. э.), центр санскритской и тамильской учености, связанный с именами Чанакьи, Дандина, Шанкары, Рамануджи, нек-рых альваров и наянаров. На рубеже н. э. - центр буддизма и джайнизма. К середине I тыс. в связи с подъемом бхакти становится крупным индуистским центром. При Паллавах начинается интенсивное строительство храмов. Сейчас в К. ок. 200 больших индуистских храмов и несколько джайнских. Из шиваитских особенно известны Кайласанатха, Камакши, Муругана, из вишнуитских - Варадараджи Перумаля. В К. находится резиденция одного из гл. авторитетов шиваизма, носящего титул шанкарачарии, духовного наследника Шанкары, возглавляющего монастырь, основанный Шанкарой в VIII в.

А. Дубянский

КАНЬЯКУМАРИ

1) "Дев ственница" - эпитет богини, одно из воплощений Парвати в южноиндийском цикле мифов. Богиня побеждает асуру Бану на берегу Южного моря и затем сидит на мысе, ожидая прибытия Шивы, обещавшего жениться на ней, когда наступит пралая. По др. версии, она ждет Шиву, совершая на том же месте тапас. Мотив заключенного в девственницах мощного энергетического начала характерен для дравидской мифологии.

2) Мыс (мыс Коморин) на юге Индии, ее крайняя точка, связанная с мифами о кумари, богине-девственнице, к-рой посвящен находящийся здесь храм. Место многочисл. паломничества (каньятиртха), известное с древности. На К. побывал Вивекананда и медитировал, сидя на морской скале, носящей теперь его имя. На ней построено здание мемориала Вивекананды.

А. Дубянский

КАПАЛА

КАПАЛА (букв, "чаша для подаяний, череп") - название древней шиваитской секты, возможно, ответвившейся от пашупата. Ее члены поклонялись Бхайраве и проповедовали возможность овладения чудо действ, силой через уподобление себя Шиве и усвоение необычной, вызывающей манеры поведения. Они посыпали тело пеплом, облачались в тигровую шкуру, питались несъедобными вещами, предавались пьянству и повсюду носили с собой череп-капалу, отчего и стали называться капаликами. Не исключено, что в их среде практиковались и человеческие жертвоприношения. Несомненна связь секты с аборигенными верованиями и с шактизмом. В наст. вр. практически не существует.

А. Дубянский

КАПАЛИКА

КАПАЛИКА (капалин)

1)(Носящий) череп - член секты капала.

2) Один из эпитетов Шивы.

А. Дубянский

КАПАЛИН

КАПАЛИН - то же, что капалика.

КАПИЛА

КАПИЛА - единодушно признаваемый традицией, но вполне легендарный основатель философии санкхъя. Вероятно, историческое лицо, жил прежде Будды.

Приписываемые ему "Санкхья-сутры" суть на деле поздний средневековый текст.

А. Парибок

КАРМА

КАРМА (поступок, деяние, ритуал) - по общеинд. представлениям, отвергаемым лишь в локаяте, закон причинно-следственной зависимости, обусловливающий для живых существ приятность или тягость их переживаний, опыта, а также значит, долю его содержания их поступками в прошлых жизнях. Т. обр., К. есть закон воспроизводства сансары. К. применяется для понимания лишь причинно-следственных связей, выходящих за пределы одного существования. Так, цирроз печени как последствие пьянства не связан с К., будучи естественным результатом, К. же - сверхъестественная причинность. Любой намеренный поступок, производя результаты во внешнем мире, изменяет и самого деятеля; это изменение откладывается в его глубинной памяти, становясь склонностью (обычно не осознаваемой), т. наз. васана, и пребывает в его лингашарйре, хранясь там до поры, покуда внешние обстоятельства - уже в ином существовании - не окажутся благоприятными для "созревания" К., т. е. проявления последствий. Иллюстрируется закон К. обычно либо обращением ролей в ситуации (убийца будет сам убит), либо попаданием в соотв. слой мира (многократный и жестокий убийца попадет в ад, спаситель многих - на небеса), либо изменением природных наклонностей в будущих жизнях (любитель учености родится умным, драчливый снова станет драчлив). Создание себе благой К. по объему понятия соответствует добродетели, дурной - пороку. Для освобождения же из сансары нужно отказаться от создания всякой К. и нейтрализовать ("выжечь") следы старой - метафизич. интуицией, самадхи и т. п. В филос. традициях идея К. описывается и многими иными понятиями - в нъяе адришта (невиданное), в мимансе апурва (не прежнее) и пр. Представление о К. выросло из метафизич. размышлений о механизме ритуала, но затем было решительно обобщено. Гл. шаг в становлении его сделан в раннем буддизме и джайнизме. Оно в сущности альтернативно религ, представлению о боге, награждающему и карающему тварей, может считаться предельным обобщением принципа причинности, совершенно неопровержимо и, скорее всего, так же недоказуемо. Принятие идеи К. избавило индийцев от теоретич. мук теодицеи и упреков на несправедливость мира. Сочетание К. с идеей личного бога нередко, но явно вызвано внефилософскими причинами и непоследовательно. Нек-рые параллели К. наблюдаются в опытных данных новейших школ глубинной психологии.

А. Парибок

КАРМА-МАРГА

КАРМА-МАРГА (путь (ритуально чистых) деяний) - в древней культуре праведный экзотерический путь ария, заключающийся в следовании своей дхарме, отправлении ритуалов и жизни в об-ве согласно традиционным нормам. Это должно было приводить к благополучию в этой и преуспеянию в следующих жизнях - рождению на небесах, в высшей касте и т. п. Альтернативным и одновременно высшим, доступным для избранных путем был "путь сверхрациональной интуиции" - джняна-марга, данный откровением упанишад и ведущий к познанию Брахмана, т. е. к мокше. Значит, позднее, при систематизации типов жизненного пути, ведущих к полному самоосуществлению и интеграции личности, К.-м. стала пониматься как бескорыстные деяния, исполнение долга без привязанности к результатам, т. е. с внутренним отречением, невовлеченностью. Такое действование также мыслилось ведущим к мокше. Зачатки этого представления есть уже в "Бхагавадгите", затем высокая оценка К.-м. характерна для неадвайтистских школ веданты. Идущий путем деятельности без оглядки на себя как деятеля и на плоды трудов как "своих", т. е. переживающий их как жертву и служение, называется карма-йогом. Известнейший пример в XX в. - Махатма Ганди.

А. Парибок

КАРНА

КАРНА - сын Суръи-Солнца и Кунти, матери главных героев "Махабхараты" - "Юдхиштхиры, Арджуны и Бхимасены, рожденный ею до брака с Панду и усыновленный царем Адхиратхой (родословная Карны-подкидыша вписывается в мировой цикл преданий о происхождении вождя-героя). Обида на младших братьев Пандавов приводит его в стан противника, так что во время решающей битвы он выступает полководцем Кауравов. Редкий по накалу трагизма эпич. образ К. сближается с героем греч. эпоса Ахиллом.

С. Невелева

КАРТТИКEЯ

КАРТТИКEЯ (рожденный от Криттик) - прозвище Сканды, обозначающее его связь с женами шестерых риши.

А. Дубянский

КАСТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАСТЫ В СИКХСКОЙ ОБЩЙНЕ

Наиб, ранним источником сведений о пестром кастовом составе ранней сикхской общины, главенствующая роль в к-рой принадлежала торговой касте кхатриев, являются произведения Бхаи Гурдаса, относящиеся к нач. XVII в. Регулярное упоминание кастовой принадлежности членов общины, встречающееся у Бхаи Гурдаса и позднейших авторов, заставляет уточнить распространенное представление об отрицании каст в сикхизме. Подобно другим школам бхакти, сикхи считают, что путь к спасению равно открыт для представителя любой касты и освобождение достигается благодаря божественной милости (надар) и духовным усилиям индивида. В социальном плане отвергается идея ритуального осквернения при общении с представителями низших каст. Между тем при выборе брачного партнера как правило соблюдаются кастовые предписания, поэтому каста у сикхов сохраняется как устойчивая общность и ин-т социальной мобилизации. Практически сохраняется и отвергаемая в идеале кастовая иерархия Главенствующее положение занимают численно доминирующая земледельческая каста джатов и небольшая по численности, но очень влиятельная каста кхатриев К кхатриям непосредственно примыкает также небольшая по численности торговая каста арора. Далее следует каста ремесленников рамгархия. Внизу социальной пирамиды находятся мазхаби (рангрета) и рамдаси, бывшие неприкасаемые, основная масса к-рых перешла в сикхизм в кон. XIX - нач. XX в. для повышения своего социального статуса,

Л. Хохлова

КАТХАКАЛИ

КАТХАКАЛИ - мистериальная танцевальная драма Кералы. Возникла в XVII в. на основе классич. театра Кералы куддияттам. Для К. характерны следование классич. канону, высокая отточенная техника, передача мастерства по наследству. К. развивалась в среде керальских брахманов-нз-мбуцари и членов военно-земледельч. касты наяров. Сюжеты К. почерпнуты из "Махабхараты " и "Рамаяны". Представление К. состоит из пантомимы и "чистого" танца (каласам), к-рые сопровождают певец и хор, излагающие содержание драмы. В К. играют только мужчины, но с сер. XX в. стали участвовать и женщины. Особенностью К. являются сложный объемный символический грим (окаймление лица белой полосой-чутти и др.), массивные головные уборы в виде многоярусных корон, костюмы в форме пышных юбок и т. д. К нач. XX в. искусство К. пришло в упадок. Возрождено усилиями малаяльского поэта Валлаттола, организовавшего ведущую школу К. "Керала Каламандалам".

А. Суворова

КАУМАРА

КАУМАРА - название одной из важнейших сект в Южной Индии. Ее приверженцы считают Кумару, или Сканду, высшим божеством и посвящают себя служению лишь ему.

М. Альбедиль

КАУРАВЫ

КАУРАВЫ - потомки царя Куру из Лунной династии, общее название царского рода куру, или бхаратов (см. БХАРАТА), к-рое в эпосе определяет преимуществ, сыновей Дхритараштры во главе с Дурьодханой и их сторонников. Сто братьев-Кауравов отмечены, как и Пандавы, чудесным рождением, но не от богов, а из бесформенного кома мяса, разделенного в соответствующем ритуале на 101 часть, одна из к-рых превратилась в девочку, их сестру. Если Пандавы по "небесной" родословной и в своих действиях ассоциируются с ботами-дэвами, то Кауравы - с демонами-асурами.

С. Невелева

КАУТИЛЬЯ

КАУТИЛЬЯ - лицо, к-рому традиция приписывает авторство "Аршхашастры". Возможно, первоначальная форма имени - Кауталья (принадлежащий к готре Кутала), претерпевшая изменение под влиянием "кутила" (хитроумный, коварный). Отождествлялся с Чанакьей.

А. Вигасин

КАШИ

КАШИ - см. ВАРАНАСИ.

КАШЬЯПА

КАШЬЯПА (букв, черепаха) - в Ведах упоминаеется как мудрец или как класс; мифич. существ, направляющих путь солнца. В брахманах К. в образе черепахи творит живы существа и отождествляется с Праджапати (см. ВЕДЫ). В шослеведийской мифологии 1С. - сын Маричи, внук Брахмы, супруг 13 дочерей Дакши, породшвших от него богов, асуров и др. сверхъестественные существа.

В. Эрман

КЕДАРНАТХ

КЕДАРНАТХ - шишаитский храм в Гималаях (штат Уттар-Прадеш) на высоте 3600 м. По легенде, в этом месте останавливались по пути на небо Пандавы, медитировали и призывали к себе Шиву. Храм начал строить Шанкара, к-рый, по шек-рым версиям биографии, здесь и умер. Шива пре летав лен в храме большой каменной глыбой. Кроме того, егсть еще изображение Кришны, 5 Пандавов, Драупади и Кунти.

А. Дубянский

КЕТУ

КЕТУ - демон, олищетворяющий мифич. 9-ю планету или точку пересечения орбит, отождествляется с хвостом дцракона-Раху, обезглавленного Вишну; считается сыном Брихаспати и демоницы Симхики.

В. Эрман

КЕШАЛУНЧАНА

КЕШАЛУНЧАНА - удале ние волос с головы, включая бороду и усы, у джайнских аскетов. В отличие от буддистов, джайнские аскеты не употребляли бритву и, в отличие от индуистов, не отращивали волосы. Они выщипывали их руками. К. считалась важной процедурой, и адепты собирались и присутствовали при ее совершении.

М. Альбедиль

КЕШДХАРИ

КЕШДХАРИ - одна из двух основных групп сикхов - К. и сахадждхари. См. ХАЛЬСА.

Е. Успенская

КИННАРА

КИННАРА - в послеведийской мифологии - класс полубожественных существ; К. обитатели гор и лесов, изображаются как люди с конскими головами, сладкозвучные певцы и музыканты.

В. Эрман

КИРТАН (КИРТАНА)

КИРТАН (КИРТАНА) (восхваление) - форма религ. песнопения. Предположительно восходит к буддийским песням и, возможно, к "Гитаговинде". Интенсивно развивается в движении бхакти, особенно в Ассаме, Бенгалии, Ориссе. Начиная с Чайтаньи, К. используется наряду с танцами в кач-ве осн. формы ритуального почитания Кришны (санкиртан). Возникает множество стилей и вариантов К., в т. ч. большие композиции, состоящие из сольных номеров, хоровых рефренов и иногда - драматич. вставок. В нама-К. на разные лады воспеваются имена Кришны, в лила-К. - эпизоды кришнаитского мифа. В Тамилнаде К. получили развитие в XVII-XVIII вв. в кач-ве составных частей музыкально-поэтических драматич. представлений (также называемых К.), в к-рых в основном воспевался Шива и его приверженцы-бхакты, хотя существуют К. о Раме и др. божеств, персонажах. В Махараштре К. представляют собой сложное единство прозаич. и поэтич. частей. Прозаические состоят в рассуждениях на опред. тему. Ею могут быть: конкретная философская или нравственная категория, добродетельный поступок, то или иное деяние мифологич. персонажа или поэта-проповедника и т. д. Просветительско-дидактич. вступление сопровождается поэтич. иллюстрацией-песнопением под аккомпанемент традиц. музыкальных инструментов. Исполняются обычно гимны-абханги поэтов традиции бхакти. К. всегда однозначно отвечают на вопрос: "Как надо себя вести?" и представляют наглядную манифестацию идей бхакти.

И. Глушкова,

А. Дубянский

КОММУНАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНАРАК

КОНАРАК - селение в 70 км от Бхубанешвара, известное храмом Солнца (Сурьи). Построено в XIII в. царем Нарасимхой Дэвой I, правителем Калинги. В основе архитектурного плана лежит идея мифич. колесницы бога солнца, запряженной семью конями. Сурья изображен похожим на Вишну. Все детали храма подчинены этому замыслу и образуют единый комплекс. Храм разрушен. Почти полностью сохранились джагамохан - приемный зал, зал ритуальных танцев, части нек-рых скульптурных композиций, а также ряд вспомогат. храмовых сооружений. Стены храма украшены резьбой, многочисл. барельефными изображениями и скульптурами гл. обр. эротич. характера, изображающими любовные пары, слившиеся в тесных объятиях.

М. Альбедиль

КОРОВА

КОРОВА - объект почитания в индуизме, животное, получившее статус священного в послеведич. период. Считается, что Брахма создал К. в один день с брахманом. Одно из небес бога Вишну названо "мир коровы" - голока. Ритуальный статус К. подчеркивается строгим запретом на употребление говядины; убийство К. является одним из тягчайших грехов для индуистов всех сект и каст. Существуют легенды о К., исполняющей все желания, к-рая появилась при пахтании Молочного океана. Ее называют именами Саурабхи, Камадхену, Нандини и Шабала; иногда последние три считаются дочерьми первой. Камадхену, по нек-рым легендам, принадлежала одному из мифич. Риши - Васиштхе. Вишнуиты особенно почитают К. в связи с легендами о воспитании Кришны пастушьим племенем. У шиваитов бык считается ездовым животным их верховного божества (см. НАНДИ). В народных традициях культ К. подкрепляется почитанием домашнего крупного рогатого скота, в части, исполнением особых обрядов в соответствующие праздники.

Н. Краснодембская

КОСМОГРАФИЯ ДЖАЙНОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОСМОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОТТРАВЕЙ

КОТТРАВЕЙ (Убийственная) - богиня войны, победы, охоты у древних тамилов, воплощение разрушительного аспекта сексуальной женской энергии. Культ сопровождался оргиастическими плясками, кровавыми жертвоприношениями. К. легко сливается с образом богини Махишасурамардини, убивающей своего супруга, демона-буйвола. В тамильской поэме "Силаппадигарам" ("Повесть о браслете", V-VI вв.) К. описана в виде стоящей на голове быка женщины, покрытой шкурами слона и тигра, с мечом в руках, со змеями и полумесяцем в волосах. К. - мать Myругана и сестра Маля (Вишну). В индуизме К. сливается с Дургой-Кали, супругой Шивы, на юге Индии также с местными богинями - Бхагавати, Мариямман, Елламман и др.

А. Дубянский

КРИТА-ЮГА

КРИТА-ЮГА - в мифологич. хронологии 1-я из 4 юг. Она длится 4800 (4000 + 400 х 2 "время сумерек") "божественных" лет или 1 728 000 человеческих. Отражает представление о "золотом веке" в истории человечества, когда не было болезней, несчастий, страха, бедствий и т. п. зла. Люди жили по 4 тыс. лет, не ведая нужды. Господствовал божеств, порядок (дхарма), прочно стоявший на 4 "ногах", т. е. опирающийся на 4 добродетели: правдивость, приветливость, почитание и сострадание. Члены каст исполняли свои обязанности и получали по желанию любые земные плоды.

Н. Краснодембская

КРИТТИКА

КРИТТИКА - созвездие Плеяд, называемое уже в Ведах. Имеет важное значение в мифологии индуизма. Персонифицирует 6 из 7 жен семи мифических риши (саптариши), ставших 6 матерями Сканды, или Карттикейи. Седьмая жена, Арундхати, почитается отдельно.

Н. Краснодембская

КРИШНА

КРИШНА (Черный) - одно из наиб, популярных божеств индуизма, почитаемое в разл. ипостасях:

1) как племенной герой, сын царя вришниев Васудэвы от Дэваки, предводитель союза пастушеских племен (ядавов, абхиров и др.), в "Махабхарате " - родственник Пандавов, колесничий героя Арджуны и его советник;

2) как одна из главных "героических" аватар Вишну со свойственными тому именами и асуроборческими деяниями;

3) как верховное божество кришнаизма.

Имя Кришны впервые встречается в "Ригведе" без связи с более поздним образом; впервые о нем как о сыне Дэваки упоминается в "Чхандотъя-упанишаде", где он предстает наставником-гуру. "Махабхарата" вкладывает в его уста учение "Бхагавадгиты", адресуемое герою Арджуне в критич. для того обстоятельствах: предстоит братоубийственная битва Пандавов и Кауравов. "Бхагавата-пурана" подробно описывает детство и юность Кришны, прошедшие среди пастухов Вриндавана, - излюбленные темы индийской лит-ры и искусства. Фигура Кришны стоит в ряду образов героев-вождей мирового цикла преданий, в к-рых мотив "божественного происхождения" замещен своим вариантом - мотивом "подкидыша": ребенком Кришна был отправлен на воспитание в семью пастухов (Нанды и Яшоды) из-за грозившей ему гибели от руки захватившего царский престол его родственника, брата матери - Кансы. Другим вариантом мотива "божественного происхождения" является объяснение темной внешности Кришны в "Махабхарате" и пуранах тем, что он рожден от черного волоса Вишну (тогда как его старший брат Баларама происходит от белого волоса). С др. стороны, чернота Кришны свидетельствует об аборигенных истоках этого образа, возможно, восходящих к протоиндийской эпохе (культ юного бога-героя). Известны его связи с местными культами пастушеских племен, с божествами плодородия, с культом камней. Возможны и его календарные ассоциации (см. МАЛЬ). "Биография" Кришны изобилует асуроборческими деяниями; в "Махабхарате", выступая на стороне Пандавов, он предоставляет свое войско их противникам Кауравам. Погибает Кришна в лесу, убитый случайным охотником, принявшим его за оленя, а его столицу Двараку вскоре поглощает море. В сложном генезисе индуистского образа наряду с аборигенными чертами усматриваются иногда и ближневосточные мотивы, в частности ассоциации с образом Христа-младенца.

С. Невелева

КРИШНАИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРИШНАЛИЛА

КРИШНАЛИЛА (или раслила) - мистериальная народная драма Сев. Индии, связанная с культом Кришны. Ее происхождение видят в эпизоде кришнаитского мифа, когда пастушки-голм танцуют круговой танец, изображая Кришну и его подвиги. Видя их преданность ему, сам Кришна включается в их игру. Ранний вариант этого танца можно увидеть в тамильской "Повести о браслете" (V-VI вв.), но полнокровная К. возникает в XVI в. в связи с движением кришнаитских бхактов и развитием общины Валлабха-сампрадай. Историч. центрами К. являются г. Матхура и обл. Вриндаван. Представление К. состоит из церемонии поклонения богам, "чистого" танца (рас) в стиле катхак и собственно игровой части (лила). Повествователем является постоянный персонаж Свами (или Госаин). Роли богов играют мальчики из касты брахманов. В песнях используются стихи на яз. брадж поэтов-бхактов Сурдаса, Харидаса и др. Поздняя форма К. - рахас - оказала сильное влияние на становление нового театра хиндустани в XIX в.

А. Суворова

КРИШНАМУРТИ

Джидду (псевдоним Алсион) - индийский мыслитель, философ, поэт. Родился в 1895 (по др. данным, в 1897) на юге Индии, в Маданапалли (штат Мадрас), умер в 1986 в Калифорнии. С детства он был необычным мальчиком, слабым и болезненным, с обостренным и глубоким вниманием к окружающему миру, созерцательным отношением к жизни и склонностью впадать в экстаз. Экстатические переживания и позже играли для него большую роль. В 1909 его увидел Ч. Лидбитер, член Теософского об-ва, и признал мессией. Активное участие в его судьбе приняла Анни Безант, председательница об-ва. Мальчика увезли в Англию. После длит, конфликта с теософами в 1929 К. публично отказался от звания мессии и от участия в делах "Ордена Звезды", председателем к-рого он был, и Теософского об-ва. После этого он поселился в Америке, в Калифорнии. К. несколько раз выезжал в Индию, а после 1947 и до самой смерти много путешествовал по Индии, Америке и странам Европы и выступал перед разными аудиториями. Темы его бесед и лирич. импровизаций бесчисленны и неисчерпаемы. К. просил не записывать его и не перечитывать, а только слушать и сопереживать, тем не менее его лекции и беседы часто записывались и издавались (3 тома "Комментариев к жизни", "Парижские беседы" и др. эссе, а также 2 тома стихов). С самого начала К. выступал против организованных религий, их "вечных" символов и всяческих авторитетов, поставив своей целью "воспитание свободы в поисках истины". Он пытался помочь избавиться слушавшим его людям от гнетущих и сковывающих их страхов, ограниченности и обусловленности. К. следовал своим путем непосредственного, неконцептуального восприятия истины и считал возможным самостоятельное открытие и переживание ее для каждого: "Только переживание того, что есть, не называя его, приносит свободу от того, что есть". Духовные искания К. лежали в русле традиц. для Индии религ.-филос. воззрений.

М. Альбедиль

КУБЕРА

КУБЕРА - бог богатства, владыка Севера (см. ЛОКАПАЛЫ), повелитель якшей и др. горных духов, сводный брат Раваны, к-рый изгнал его с принадлежавшего прежде К. острова Ланки. Изображается как уродливый карлик с тремя ногами и одним глазом. Вахана К. - человек, и сам К. считается человеком, к-рого Брахма сделал богом в награду за великое подвижничество (см. ТАПАС). Местопребывание К. - на горе Кайласа в Гималаях, в великолепном дворце, окруженном садами. К. тесно связан с Шивой.

В. Эрман

КУЛА

1) Большая патриархальная семья в Индии. Играла особенно большую роль в социально-экономич. и ритуальной жизни в древности. Глава семьи (кулапати) обладал полной властью над членами семьи, включая жен, детей, зависимых, рабов. С переходом преобладания к индивидуальным семьям единство К. сохраняет нек-рое значение, особенно в среде высших каст.

2) В тантрической лит-ре - духовная родословная гуру, возводящая его к Парамашиве. Каждая К. практиковала свойственный только ей путь почитания бога (каула-марга, или кулачара). В кач-ве синонима К. в этом значений употреблялся также термин готра.

Л. Алаев

КУЛАДЭВАТА

КУЛАДЭВАТА (букв, божество рода) - объект коллективного, семейно-родового почитания у индуистов. Входит в число 3 осн. божественных персон - наряду с личным и местным божествами (соответственно абхиштадэвата и грама-дэвата), почитаемых каждым верующим. Ассоциируется больше с домом и его окрестностями, нежели с членами семьи. Когда семья переезжает в другое место, ее члены периодич. возвращаются для почитания К.-Д. или устанавливают в новом доме сосуд, к-рый представляет божество.

Н. Краснодембская

КУМАРА

КУМАРА (юноша, дитя) - популярный мифологич. персонаж, глубоко укорененный в индуизме. К. - одно из имен Сканды, Карттикеи, "юного бога". В мифах даны разные версии его происхождения: он провозглашается сыном Агни, Брахмы, Криттик (созвездия Плеяд). Его рождение обусловлено необходимостью укрепить небесное воинство, к-рое проявляет слабость в противоборстве с лемоками-асурами. Кумара-Сканда должен возглавить небесную рать и обеспечить ей победу над демоном Таракой, к-рому предсказана смерть от руки шестидневного младенца. Нередко изображается как обладатель шести голов, шести ликов, шести пар рук и ног при одном теле, причем одна из его голов иногда изображается козлообразной. В поздней мифологии и иконографии неразрывно связан со своей ваханой - павлином, а на его знамени изображен петух. Осн. мифологич. характеристики "юного бога" закрепляют ассоциации его иконографич. образа с солнцем и календарными циклич. явлениями.

М. Альбедиль

КУМАРИЛА БХАТТА

КУМАРИЛА БХАТТА (VII в.) - виднейший философ мимансы и основатель одной из двух ее подшкол. Автор пространного комментария в 3 частях на "Миманса-сутры" и первичный комментарий Шабары. Первая, философски значимая часть этого труда, составленная в стихах, называется "Шлокаварттика" и посвящена большей частью ожесточенной гносеологич. полемике с буддийской логикой и мадхьямикой. Невосприятие и подразумевание обосновываются здесь как источники верного знания, утверждается нетварность и непогрешимость Вед и др.; см. МИМАНСА.

А. Парибок

КУМБХАМЕЛА

КУМБХАМЕЛА (праздник (букв, ярмарка) сосуда) - празднество, справляемое раз в 12 лет при опред. астрономич. обстоятельствах в нескольких свящ. городах Индии; связано с мифом о пахтании океана, при к-ром из вод явился сосуд (кумбха) с амритой, напитком бессмертия. Сначала сосуд был захвачен асурами, но затем похищен у них сыном Индры Джаянтой, принявшим облик птицы; 12 дней летал он, преследуемый асурами, и опускался отдохнуть поочередно в Праяге, Хардваре, Насте и Удджаиш. Эти города, освященные прикосновением к их земле сосуда с амритой, стали тиртхами. К. справляется поочередно в каждом из них, но самая торжественная, собирающая по нескольку миллионов паломников, празднуется в Праяге (см. АЛЛАХАБАД). Многолюдные периодич. релит, праздники в Праяге засвидетельствованы Сюань Цзаном в VII в., но тогда периодичность была иной (раз в 5 лет). Миф о полете Джаянты - весьма поздний, однако в нем явно отразились и древний ведийский сюжет о похищении сомы орлом, и эпический - о похищении амриты Г ару доп.

Я. Васильков

КУНДАКУНДА

КУНДАКУНДА - известный также под именем Падманандин - джайнский философ, выходец из Юж. Индии (Андхры?), жил в I в. н. э. или во II-II I вв. н. э. К. был одним из первых систематизаторов и теоретиков школы дигамбаров, и к его работам восходят почти все позднейшие направления дигамбарской мысли. Для соч. К. характерно смелое диалектич. использование джайнской доктрины анэкантавада, с помощью к-рой он пытается интерпретировать плюралистич. онтологию джайнов в духе спиритуалистич. монизма. К. приписываются 84 труда, но до нас дошло лишь 15 из них, все написаны на пракрите. Есть мнение, что лишь 3 из упомянутых сочинений действительно принадлежат К.

А. Терентьев

КУНДАЛИНИ

КУНДАЛИНИ - в тантре символ особого рода созидательной латентной энергии, находящейся в основании позвоночного столба и воображаемой в виде змеи, свернувшейся в три с половиной кольца. Ее требуется разбудить и направить вверх по центральному каналу (сушумна), к-рый представляется как находящийся в позвоночнике; проходя по жизненно важным центрам (чакрам), нанизанным на сушумну, эта энергия преображает физич. и психич. процессы в теле йога. Погрешности в работе с К. могут приводить к тяжелым недугам. Методы пробуждения К. включают в себя тщательное выпрямление позвоночника, нек-рые асаны и пранаямы. Работа с К. необходима при желании не только освободиться сознанием, но и преобразить тело в нетленное. Когда К. достигает высшей чакры Сахасрара, соответствующей головному мозгу, она соединяется с Шивой, чем достигается состояние, при к-ром тело выводится из процесса старения. Буквальное связывание К. с анатомич. структурами беспочвенно, этот символ отражает процессы лишь в живом и одушевленном теле и соответствий в мертвых останках не имеет.

А. Парибок

КУРМА

КУРМА (Черепаха) - аватара Вишну (в "Шатапатха-фялсмане" - Праджапати) в зооморфном облике, символизирующем, в соответствии с ранними космологич. представлениями, дуальное строение космоса (верх и низ панциря), а также миросозидающую силу.

С. Невелева

КУРУ

КУРУ - царь Лунной династии, общий предок обоих ветвей правящего рода "Махабхараты".

С. Невелева

КУРУКШЕТРА

КУРУКШЕТРА (Поле Куру) - священная земля индуизма, расположенная между реками Сарасвати (совр. Сарсути) и Дришадвати (Читанг) в сев. части совр. штата Харьяна. Название получила в честь царя Куру из Солнечной династии, к-рый, по преданиям, совершал здесь жертвоприношения или подвижничал. На небольшой территории К. сосредоточено огромное кол-во тиртх (согласно традиции - 360); особенно ими богаты окрестности г. Тханесара. Нек-рые из тиртх связаны с событиями ведийских (напр., битва Индры с Вритрой) и индуистских (напр., аватары Вишну) мифов, другие - с деятельностью легендарного Парашурамы (5 "прудов Рамы", к-рые этот брахман-воитель якобы наполнил некогда кровью кшатриев); но большинство тиртх освящено памятью о великой битве народов Индии, по преданиям, соКхаджурахо стоявшейся некогда на К. и воспетой в "Махабхарате". Тиртхи К. были опустошены мусульманскими завоевателями, но в XV-XVI вв. индуисты восстановили их, используя для правильной локализации тиртх их описания в эпосе и в пуранах.

Я. Васильков

КУША

КУША (дарбха)

1) Свящ. трава (Роа cynosoroides Retz.). Относится к роду осоковых (типа нашего мятлика), употребляется в религиозных и ритуально-магич. церемониях; из нее делают амулеты и обереги, магически охраняющие от всевозможных бед и прегрешений и ограждающие от разного рода ритуальной нечистоты. Ее кладут на алтарь, а также на те места, куда в ритуале приглашаются боги, т. к. она считается "безупречным прибежищем для богов". Считается, что она была первым растением, созданным богами. В народной медицине считается кровоочистительным средством.

2) Название одного из семи континентов в индуистской космографии.

М. Альбедиль

КХАДЖУРАХО

КХАДЖУРАХО - селение в Центральной Индии (штат Мадхья Прадеш), где сохранилась группа храмов, построенных в X-XI вв. при династии Чанделлов выдающейся архитектурной школой. В прошлом К. был огромным городом. Сейчас его живописные руины занимают площадь примерно 14 кв. км. Из 85 храмов сохранилось 20. Храмы К. сохраняют стилевую общность с храмами северного, индоарийского типа, но обладают особенностями в композиции, интерьере, пластическом убранстве. Почти все храмы построены из светло-коричневого песчаника на высокой массивной платформе без характерной для индийских храмов ограды. Храмы расположены тремя компактными группами. Лучшими считаются храмы зап. группы. Среди них выделяется храм Чаунсат Йогини (храм 64 послушниц) - один из самых древних храмов, посвященных богине Кали. Самый крупный храм в этой же группе - Кхандария Махадэва, посвящен Шиве. Стены храмов сплошь покрыты резьбой. Скульптуры и рельефы изображают различных мифологич. героев, животных, музыкантов, танцоров, влюбленных, слившихся в страстных объятиях.

М. Альбедиль

КХАНДОБА

КХАНДОБА - имя бога, составляющего вместе с Мхасобой и Биробой тройку богов, широко распространенных на Декане и генетич. связанных с единым протобожеством горных лесов и пастбищ, когда-то бытовавшим в Юж. Индии. В процессе шедших с сев. "санскритизации" и "брахманизации" был включен в систему нормативного индуизма в кач-ве регионального воплощения Шивы, обладает также мн. чертами и кач-вами ведического Рудры. Культ К. как самостоят, локального божества особенно популярен в Махараштре и сев. Карнатаке; ему поклоняются дхангары, гавли и др. - ранее кочевые, а теперь полукочевые или оседлые группы населения. Гл. храм К., расположенный на вершине холма, находится в деревне Джедзури недалеко от г. Пуны. В празднествах, посвящ. выезду К. на охоту и т. д., активное участие принимают вагхъя и мурли - слуги-"собаки" К. и храмовые танцовщицы. Для привлечения внимания К. вагхъя занимаются самоистязанием. В отличие от классич. богов индусского пантеона К. обладает способностью вселяться в адептов-мужчин, и деврши (дэва-риши) - одержимые - становятся рупором его распоряжений и предсказаний. К. активно помогает принявшим обет адептам, способствует плодородию, заживлению переломов и т. д.

Я. Глушкова

КХАТРИИ

КХАТРИИ - влиятельная торговая каста в сикхской общине, претендующая на кшатрийское происхождение. Все сикхские гуру были К. В отличие от джатов мн. К. отказались войти в хальсу гуру Гобинд Сингха. Они составили большую часть сахадждхари сикхов. Позже, с развитием движения Сингх сабха, часть сахадждхари К. согласилась пройти обряд посвящения в хальсу. К., прошедшие обряд посвящения, скрупулезно следуют правилам поведения сикха ("рахат"). Остригшего волосы К. члены общины перестают считать сикхом и он сам более таковым себя не считает. У К. больше, чем у джатов, кастовых ограничений на выбор брачного партнера. К. занимаются крупным и средним бизнесом, а также составляют сикхскую интеллектуальную элиту. Большинство ученых, теологов, писателей, профессоров-сикхов принадлежит к касте К.

Л. Хохлова

КШАТРИИ

КШАТРИИ - члены второй по статусу варны в древней Индии. Дхармой К. была охрана подданных (по др. источникам - война и управление). К. не признавали свое второе место в иерархии и боролись с брахманами за верховенство в об-ве. Кланы К. вели свое происхождение от Солнца (Сурьявамса) или Луны (Сомавамса). В первые века н. э. появились кланы, претендующие на происхождение от свящ. огня на г. Абу (Агникула). Варна К. инкорпорировала в свой состав группы неарийских этносов, удерживавших или захватывавших власть - правящие слои местных племен и удачливых завоевателей. Поэтому современные касты, считающие себя К. (раджпуты, тхакуры и др.), могут иметь самое различное происхождение.

Л. Алаев

Предыдущая страница Следующая страница