Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
Статьи на букву "А" (часть 2, "АНА"-"АЮР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АНА"-"АЮР")

"АНАНДА МАРГ"

"АНАНДА МАРГ" ("Путь радости") - религ.-шовинистическая орг-ция правого толка, создана в 1955 в штате Бихар. Основатель ее - бенгальский брахман П. Р. Саркар, мелкий путейский чиновник из г. Джамальпур. Идеология "А. м. " соединяет мистицизм йоги и тантру, которая понимается как средство овладения космическим сознанием. Орг-ция жестко структурализована и строится по принципу пирамиды с неукоснительным подчинением низших высшим и высших верховному вождю. Внутри орг-ции существует железная дисциплина и культ беспрекословной покорности. В рамках "А. м." функционируют "департаменты" образования, внешних сношений, внутренних дел и т. п., созданные, как отмечают исследователи, по принципу теневого правительства. По сообщениям индийской прессы, попытки выйти из "А. м." караются смертью. Поскольку члены "А. м." обычно имеют при себе чашу для подаяний, сделанную из человеч. черепа, многие индусы считают, что орг-ция похищает детей и убивает их с целью добыть черепа. Это объясняет нередкие случаи самосуда над членами "А. м." в индийских городах. Причастность "А. м." к террористич. актам, включая покушения на государств, деятелей Индии, не раз становилась предметом судебного разбирательства. В своих социально-экономич. доктринах лидеры "А. м." выступают против капитализма и коммунизма, выдвигая взамен некую теорию прутизма (от англ. сокращения слов "теория прогрессивной утилизации"). Под знаменем этой доморощенной и нарочито туманной теории "А. м." создает многочисл. дочерние орг-ции, творческие союзы, рабочие и студенч. профсоюзы и т. д. Для деятелей "А. м." характерно мессианское возвеличивание индуизма, однако секретность орг-ции, ее агрессивность и насаждаемый в ней культ насилия отпугивают от нее демократич. круги страны. Отделения "А. м." существуют и за пределами Индии, в т. ч. и в России. По данным российского индолога Б. Н. Клюева, в мире насчитывается от 85 до 96 заграничных отделений "А. м.".

Р. Рыбаков

АНАНТ

А (букв, бесконечный, беспредельный) - великий змей в индуистской мифологии, всегда сопутствующий Вишну. Участвует в одной из устойчивых иконографич. композиций вишнуизма: Вишну в йогическом сне возлежит на огромном змее (А.), свернувшемся в кольца; у ног бога - его супруга Лакшми; из пупа Вишну вырастает лотос, на к-ром восседает Брахма. Мифологически эта сцена чаще всего локализуется в небесном царстве Вишну Вайкунтхе; в нек-рых мифах - в царстве Вод, расположенном за царством Ночи. А. также по приказу Брахмы поддерживает Землю. Когда боги снаряжали Дургу на войну с демонами, А. снабдил ее браслетом, сплетенным из змей (см. также ШЕША). Иногда А. считается царем змей.

Н. Краснодембская

АНВИКШИКИ

АНВИКШИКИ - по толкованию Пакшиласвамина (см. НЬЯЯ), вторичное рассмотрение, т. е. рефлексия, по поводу содержаний, данных нам в чувственном опыте или из традиции, понятая как особая область деятельности. Т. обр., А. можно определить как методически ориентированное философствование, в отличие от чистых спекуляций о духе и Абсолютном. В раннюю эпоху (до I в. до н. э.) термин мог применяться к различным направлениям мысли, в т. ч. к санкхье, локаяте. С возникновением школы ньяи стал ее малоупотребительным синонимом.

А. Парибок

АНГАД

АНГАД - гуру (1504-1552) - второй сикхский гуру, был лучшим учеником основателя сикхизма гуру Нанака, к-рый назначил его своим преемником и дал это имя, хотя от рождения А. звался Лахина. В юности Лахина был ревностным шиваитом, ежегодно совершал паломничества в Гималаи. И уже в возрасте 28 лет, услышав гуру Нанака, остался с ним. В общине Нанака А. выделялся своим благочестием и скромностью, был любимым учеником гуру, к-рый считал А. более достойным преемником, чем собственные сыновья. Став гуру в 1539, А. сохранил и развил заложенные Нанаком идеи и традиции. В своем религ. центре в Кхадуре он проповедовал учение Нанака, лечил больных, учил детей грамоте. А. создал по всей Сев. Индии манджи, вокруг к-рых создавались общины последователей гуру Нанака. А., как считается в сикхской традиции, изобрел алфавит гурмукхи, свящ. для сикхов. Этим шрифтом он первый записал все гимны гуру Нанака. Считается также, что именно А. положил начало письменной литературе сикхов: при нем было составлено первое жизнеописание гуру Нанака "Бала Джанам сакхи". А. был талантливым поэтом, и сочиненные им 61 гимн также вошли позднее в "Ади Грантх".

Е. Успенская

АНГИ

АНГИ - в джайнизме 8 "опор" правильного воззрения (см. ФИЛОСОФИЯ ДЖАЙНИЗМА), к-рые включают: отсутствие сомнений относительно истин, исходящих от всеведущих, отсутствие интереса к мирским удовольствиям и ложным учениям, отсутствие отвращения к ч.-л., неприятие ложной веры, усиление правильного воззрения через развитие доброжелательности и др. моральных качеств, поддержание веры в случае отклонения от истинного пути, любовь к учению и единоверцам, деятельность, направленную на укрепление и распространение учения.

А. Дюранов

АНГИРАС

АНГИРАС - известный в Ведах дивным пением мудрейшим, основатель рода Ангирасов, прославившегося созданием гимнов, в части. IX мандалы "Ригведы ", посвященной Сгше-Павамане; в более позднее время - персонификация планеты Юпитер и его регент. В кач-ве жреца богов Ангирас отождествляется с Брихаспати.

С. Невелева

АНГКБР ВАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНКЬЯ-НАТ

АНКЬЯ-НАТ - мистериальная музыкальная драма Ассама, возникшая в XV в. Создателем А.-н. является вишнуитский проповедник Шанкарадэва, автор многих пьес на сюжеты "Бхагавата-пураны ", "Матсья-пураны" и "Маркандея-пураны". Традицию Шанкарадэвы продолжили его ученики Мадхавадэва, Рамананда, Рамачарана, считающиеся классическими авторами А.-н. Языком А.-н. является браджбули - смесь майтхили и ассамского. В представлении А.-н. "чистый" танец (нриттья) сочетается с пантомимой (абхиная). А.-н. исполнялась только мужчинами, членами вишнуитской общины. Обязательными персонажами А.-н. являются рассказчик Сутрадхара и шут Бехува. Наиболее популярные пьесы А.-н.: "Похищение Рукмини" ("Рукминихарана"), "История Прахладьи ("Прахладачарита"), "Убиение змея Калия" ("Калиядамана"). Для А.-н. характерен лирич. характер представления (стиль сангит).

А. Суворова

АНТЬЕШТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНУ-ВРАТЫ

АНУ-ВРАТЫ - пять основных этических обетовневреждения, отказа от ложной речи, воровства, нецеломудрия, привязанности ко всему мирскому.

А. Дюранов

АНЭКАНТАВАДА

АНЭКАНТАВАДА - "доктрина неодносторонности", знаменитая методологич. доктрина джайнизма, формулируемая в виде двух самостоятельных доктрин: сьявады ("доктрина "некоторым образом") и наявады ("доктрина "отношений"). Эти доктрины, в особенности первая, имели такую известность, что индуистские оппоненты джайнизма иногда использовали название "сьявада" как общее обозначение джайнистской философии. Центр, идея А. состоит в требовании учитывать неодносторонность, неоднозначность (анэканта) реальности и отказаться поэтому от попыток абсолютизировать любой подход к ее интерпретации. Реальность конкретна, поэтому любое высказывание о ней может быть истинным только "некоторым образом" (сьяд), с определенной точки зрения (пая). Однако существует множество точек зрения, множество отношений, следовательно, истинность или неистинность всякого высказывания остается относительной, неполной. Полная абсолютная истинность внедискурсивна и возможна только на уровне абсолютного (кевала) познания.

А. Терентьев

АПАРИГРАХА

АПАРИГРАХА (нестяжание) - одно из пяти ограничивающих поведенческих предписаний (санскр. "яма"), входящих в первую ступень восьмизвенной йоги. Понимается как отказ от принятия (лишних) даров и довольствование тем. что необходимо для достижения духовной цели йога.

А. Парибок

АПСАРА

АПСАРА (букв, движущаяся в водах) - класс мифологич. существ, упоминаемых уже в Ведах. В "Атхарваведе" - демонич. духи леса и вод, подобные славянским русалкам, завлекающие и губящие смертных. В послеведийской мифологии - небесные нимфы, танцовщицы, развлекающие небожителей в царстве Индры, по поручению к-рого нисходят иногда на землю, чтобы соблазнить и отвлечь от исполнения обетов святых отшельников, могущество к-рых грозит поколебать власть богов; постоянно ассоциируются со своими супругами гандхарвами, небесными музыкантами. Возникли из вод Молочного океана, при пахтании его богами (дэвами) и асурами.

В. Эрман

АРАНЬЯКА

АРАНЬЯКА (лесная (книга)) - тексты, составляющие один из циклов ведийского канона (между брахманами и упанишадами). Содержание А. составляют в осн. рассуждения о сущности обрядности, подготовившие переход к более глубоким философским обобщениям упанишад. См. также ВЕДЫ.

В. Эрман

АРАТИ

1) Вечернее поклонение богу в индуистских храмах, во время к-рого зажигают бронзовые или глиняные (аратрика) светильники и под чтение мантр или пение гимнов совершают ими движение по часовой стрелке перед изображением бога.

2) Круговые движения зажженным светильником перед лицом бога или уважаемого человека в знак его почитания.

А. Дубянский

АРДЖУН

АРДЖУН - гуру (15 апр. 1- 30 мая 1606) - пятый сикхский гуру. Сыграл выдающуюся роль в развитии сикхизма, и жизнь, и мученическая смерть этого великого человека оказали огромное влияние на историч. судьбу сикхской общины. Хотя А. был младшим из трех сыновей гуру Рам Даса, но рано проявил себя незаурядной личностью и благочестивым сикхом, и отец назначил его своим преемником. Став гуру, А. завершил строительство свящ. пруда в Амритсаре, начатое отцом. 15 окт. 1588 в центре этого пруда А. заложил храм, к-рому было суждено сделаться одной из гл. сикхских святынь - Золотым храмом. Выдающийся вклад А. в развитие сикхизма состоит в том, что именно он дал этой религии свящ. Писание - "Ади Грантх". А. с помощью Гурдаса составил эту книгу, куда вошли сочинения гуру Нанака, остальных сикхских гуру, в т. ч. 2216 сочинений самого А., а также др. свящ. тексты. Позднее "Ади Грантх" дополнялась, но идея сохранить на века слово гуру была осуществлена именно А. При А. сикхская религия приобрела законченные формы, а сикхская община окрепла и усилилась. Уделяя мн. внимания социально-экономич. проблемам сикхской общины, А. поддерживал земледелие и торговлю, ввел систему сбора десятины в пользу общины, заложив прочную экономич. основу ее существования. При Могольском императоре Акбаре, отличавшемся веротерпимостью, А. удалось получить разрешение на то, чтобы оставлять часть земельного налога в пользу общины. А. много ездил по стране, проповедовал учение сикхских гуру. Община росла, усилились ее влияние и авторитет. При преемнике императора Акбара падишахе Джахангире отношения сикхов с Моголами резко ухудшились, а сам А. был обвинен в том, что обращает в свою веру мусульман, составил книгу, якобы порочащую мусульманство, поддерживает мятежного принца Хусро. В мае 1606 А. был схвачен в Лахоре, его истязали и изощренно пытали. Гибель А. оказалась поворотным моментом в истории сикхизма. Сикхи поняли, что община должна уметь защитить себя, и с этого времени начали уделять вопросам военной орг-ции особое внимание.

Е. Успенская

АРДЖУНА

АРДЖУНА - третий по старшинству (после Юдхиштхиры и Бхимасены) сын царя Панду от Кунти, один из Пандавов - героев "Махабхараты". Согласно "небесной" родословной, он является сыном бога Индры и одновременно сближается вплоть до отождествления с Кришной-Васудэвой, с к-рым связан двойными узами родства: по матери, к-рая приходится сестрой отцу Кришны, а также благодаря женитьбе на Субхадре, его сестре. Кришна - колесничий А. в великой битве, именно ему он открывается в образе вишварупа, Все-бога мироздания, и излагает учение "Бхагавадгиты ". Другая линия отождествления Арджуны с Кришной - пара мудрецов-риши Нара (А.) - Нараяна (Кришна). Любимый ученик военного наставника Пандавов и Кауравов, героя старшего поколения Дроны, А. впоследствии обучается военному искусству у Парашурамы ("Рамы с топором"), вошедшего позднее в канонич. список аватар Вишну. За содействие в сожжении леса Кхандавы А. получает от бога Лгни свой знаменитый лук Гандиву, от богов-локапал - небесное оружие, а от Индры, к-рому помогает сокрушить демонов - дайтъев и данавов, - принимает в дар диадему, отчего и зовется Киритином, "Увенчанным диадемой". Так вокруг образа этого эпич. героя происходит циклизация сюжетов, соединяющих мифологию "старых", восходящих к ведизму, и "новых", собственно индуистских богов. В битве "Махабхараты" от руки А. принимают смерть наставник героев мудрый Бхишма и старший брат Карна, - свидетельство амбивалентности сложного эпич. образа, к-рая послужила важным импульсом к появлению в XIX в. "теории инверсии", усматривавшей первоначальную героич. основу эпоса в действиях не Пандавов, а их соперников Кауравов.

С. Невелева

АРДХАНАРИ

АРДХАНАРИ - манифестация бога Шивы в слиянном с его такты образе; представляется как единое существо, соединяющее в себе мужское и женское начало. В иконографии - полумужчина, полуженщина, с атрибутами Шивы и Парвати, в т. ч. и с их ваханами - быком и львом. В поздних легендах происхождение данного образа трактуется в сюжете о заботливой жене, к-рую супруг от полноты чувств обнял так крепко, что превратился в одно целое с ней.

Н. Краснодембская

АРОРА

АРОРА - близкая к кхатриям торговая каста, представители к-рой заняты в осн. в сфере мелкого бизнеса.

Л. Хохлова

АРТХА

АРТХА - польза, материальная выгода как одна из "трех целей человека" (триварга) наряду с дхармой и камой. Преимущественное значение придается А. для царя (см. "АРТХАШАСТРА"). В этом случае А. определяется как приобретение новых земель, население к-рых может быть обложено податями и повинностями.

А. Вигасин

"АРТХАШАСТРА"

"АРТХАШАСТРА" - санскр сочинение, посвященное различным аспектам деятельности царя. Традиция А. как особой дисциплины формировалась во вт. пол. I тыс. до н. э. Ее божественным покровителем считался учитель богов Брихаспати, а земными авторитетами - легендарные советники царей предмаурийской эпохи. Сохранившаяся А. приписывается Каутилье, отождествляемому с Чанакъей, советником Чандрагупты Маурья. Современные исследователи склоняются к мнению, что окончат, вид текст получил не ранее I-II вв. А. состоит из 15 разделов: о поведении царя и выборе им советников, о способах пополнения казны, осуществлении суда и следствия, тяжбах, преступлениях и наказаниях, о тайных мерах устранения противников и соперников, методах политики и военного искусства, отношении к немонархич. объединениям, применении тайных осведомителей и колдовских средств, наконец, о методике изложения, принятой в шастре. Идейные истоки А. находят в представлениях о том, что для царя политич. Выгода - превыше всего; ради нее он может пренебречь любыми моральными нормами. Источники А. многообразны - составители опирались на предания об эпич. героях, использовали специальные трактаты по различным отраслям знания - о земледелии и архитектуре, ремеслах и судопроизводстве, стратегии и т. п. В А. содержатся детальные схемы и классификации: "семи элементов царства" и "семи возможных пороков царя", "шести методов внешней политики" и "шести видов крепостей" и мн. др. Цель политики определяется как расширение подвластной царю территории с податным населением, поэтому соседи царя являются его естественными врагами, а соседи соседей - союзниками. Изучивший А. в идеале способен стать главой общинного конгломерата полузависимых союзников и слуг (т. наз. мандалы) и даже достичь положения "мирового владыки" (чакреартина). Несмотря на весьма отвлеченный и часто схоластич. характер А., она служит осн. источником при изучении древнеиндийского об-ва и государственности. Влияние традиции А., а частично и самого текста А., проявляется в дхарма-шастрах, гл. обр. в "Яджнавалкъя-смрити". А. лежит в основе ср.-век. книг об искусстве политики (нити-шастра), прежде всего "Нитисары" Камандаки. Отдельные положения А. нашли отражение в классич. санскр. лит-ре: в сборниках поучительных историй (напр., в "Панчатантре", причисляемой в Индии к нити-шастрам), в пуранах и "афоризмах Чанакьи", в драме Вишакхадатты на сюжет преданий о борьбе Чандрагупты за власть ("Мудраракшаса").

А. Вигасин

АРУНДХАТИ

АРУНДХАТИ - супруга Васиштхи, одного из семи великих мудрецов-имш (саптариши); персонифицирует слабую звезду Алькор в созвездии Большой Медведицы. В отличие от других жен риши отказалась принять семя Шивы, была вознесена на небо и стала символом женской супружеской верности.

С. Невелева

АРЬЯ

АРЬЯ (благосклонный, благородный хозяин) - самоназвание древних индийских и иранских племен. В лит-ре Вед означает "житель Аръявартьи" (страны ариев, Северной Индии) и противопоставляется неариям, потомкам аборигенов, оттесненных или порабощенных арийскими племенами, к-рые переселились в Индию в кон. II тыс. до н. э.

В. Эрман

"АРЬЯ САМАДЖ"

"АРЬЯ САМАДЖ" (букв "Общество ариев", но по сути - "Общество просвещенных") - религ.-реформаторское об-во в индуизме. Возникло в Бомбее в 1875, но активную деятельность развернуло два года спустя, когда штаб-квартира была перенесена в Лахор. Основателем "А. с." был гуджаратский странствующий монах Даянанда Сарасвати (1824-1883). Реформаторская программа "А. с." во многом смыкалась с установками "Брахмо самадж " - монотеизм, отрицание идолопоклонства, рационалистский подход к догмам индуизма, к обычаям и традициям, отрицание детских браков и др. Однако в отличие от брахмосамаджистов Даянанда и "А. с." решительно провозгласили непогрешимость и богодуховенность Вед. "Назад, к Ведам!" - таков был лозунг "А. с" . Проповедь "А. с." носила определенно националистич. характер. Постепенно в деятельности "А. с." начинают проявляться и коммуналистские тенденции. У самого Даянанды антимусульманство было вторичным по отношению к прославлению индуизма и к критике христ-ва, превращавший его выступления почти в политич. памфлет против англичан. Однако после его смерти массовые движения, развернутые "А. с", в части, шуддхи (очищение), -з а возвращение в лоно индуизма тех, кто когда-то (или его предки) перешел в ислам или христ-во, все чаще смыкались с наступательным коммунализмом. В целом деятельность "А. с." во многом входила в русло национально-освободит. движения, но отдельные арьясамаджисты активно сотрудничали и с деятелями индусского коммунализма.

Р. Рыбаков

АРЬЯВАРТА

АРЬЯВАРТА (др.-инд. букв, путь, страна благородных - ариев; ед. число арья, во мн. числе - обозначение жителей этой страны) - в др.-инд. мифологии страна, где обычно развертываются мифологии, сюжеты, имеющие подлинное географич. приурочение. Реальная А. - это первонач. территория расселения ведийских ариев в Индии. Она зани мала Великую Северо-Индийскую равнину от зап. моря до восточного и от Гималаев на севере до гор Виндхья и Сатпура на юге (в ведийские времена - Дандакаранья и Махакантара), за к-рыми находилась чуждая ариям страна неарийских племен Дакшинапатха (совр. Декан). В ведийскую эпоху арийские племена не переходили эту границу. А. стала центром индийской цивилизации, оказавшей впоследствии сильные культурные влияния на юг Индии и Юго-Восточную Азию. Именно здесь сложились индуизм, буддизм, джайнизм В текстах и мифологич. мотивах А. противопоставляется как неарийскому югу, так и Ирану - на северо-западе, другой стране ариев.

В. Топоров

АСАНА

1) В общеязыковом смысле - акт сидения, а также предмет, предназначенный для сидения (стул и пр.) и поза сидения.

2) В йоге - поза, принимаемая для выполнения упражнения или сама им являющаяся. По "Йогасутрам", А. должна быть удобной и способствовать занятиям по задержке дыхания и сосредоточению. Такова известная поза лотоса или более легкие сидячие позы, подобные ей, требующие лишь строго вертикального положения позвоночника. В хатхайоге разработано большое число асан, в т. ч. стоячие, перевернутые (стойка на голове), неустойчивые (упражнения на равновесие) и пр. Гл. цель занятий А. в хатха-йоге - прочистка пранических (энергетических) потоков в теле, выпрямление и развитие максимальной гибкости позвоночника для последующего пробуждения и управления кундалини. Попутно достигается общая гибкость тела, идеальная осанка, улучшение кровообращения, дыхания, пищеварения и пр. Многие А. являются эффективными упражнениями лечебной физкультуры. Достижение мастерства в А. требует в молодом возрасте пяти лет ежедневных упражнений, в более зрелом - значит, больше. Методы освоения А. хатха-йоги были до нач. XX в. секретом странствующих и уединенных йогов и передавались традиционным способом, теперь же они широко известны в мире. Занятие А., как физическая культура, часто отрывается от духовных целей, к-рым они служат в традиции, и используется вполне эффективно для обретения здоровья и работоспособности.

А. Парибок

АСКЕЗА

АСКЕЗА - см. ТАПАС.

АСТЕЯ

АСТЕЯ (букв, неворовство) - одно из пяти ограничивающих поведенческих предписаний (санскр. "яма"), входящих в первую ступень восьмизвенной йоги и в джайнскую йогу. Определяется как отказ от беззаконного присвоения чужого.

А. Парибок

АСТИКА

АСТИКА - первонач. тот, кто утверждает и верит, что есть бытийные, объективные основания нравственности, т. е. есть тот свет и посмертное воздаяние (награда или расплата) за свершенные в этой жизни деяния, есть потусторонний смысл в принесении жертв и даров, есть невидимые обычным смертным существа иных миров. В таком значении это слово употреблялось в текстах сер. I тыс. до н. э. Впоследствии значение его идеологич. сузилось и приобрело оценочность: верующий (в авторитет Вед, а часто и в бога), социально и религиозно ортодоксальный, правоверный. См. НАСТИКА.

А. Парибок

АСТРОНОМИЯ (АСТРОЛОГИЯ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

АСУРА 1

АСУРА 1 - сверхъестеств. существо, дух. В "Ригведе" означает древних богов изначального мира (см. ВЕДЫ), но уже в младших Ведах утверждается в значении демона, врага богов (дэва). А. рассматриваются затем постоянно как класс демонич. существ, противопоставляемый богам (как ракшасы - людям, пишачи - теням усопших). В Ведах А. выступают обычно в змееподобном облике, в послеведийской мифологии их образы антропоморфизуются; они разделяются на 2 рода - дайтьи и данавы, сыновья Дити и Дану, старших (вместе с Адити) жен Кашьяпы. В древнем эпосе сохраняется представление об А. как старших братьях богов. В Ведах с драконами А. сражается Индра, в послеведийской мифологии А. периодич. ведут войны с богами, возглавляемыми Индрой, одерживают временные победы, но потом терпят поражение, обычно благодаря вмешательству высших богов - Вишну, реже - Шивы.

В. Эрман

АСУРА 2

АСУРА 2 - так именуют опред. классы божеств, к-рые в джайнизме (в отличие от др. индийских религий) не являются антагонистами прочих божеств. См. ДЭВА и АСУРА.

А. Терентьев

АТИЧАРА

АТИЧАРА - термин, к-рым в джайнизме обозначается нарушение обетов и правильного воззрения (см. ФИЛОСОФИЯ ДЖАЙНИЗМА). Выделяется по пять нарушений каждого обета и правильного воззрения - всего 70 нарушений.

А. Дюранов

АТМАН

АТМАН - в общеязыковом значении существительное, выполняющее функцию возвратного местоимения в именительном и косвенных падежах, т. е. "сам, сам себя: собою" и пр. Отсюда очень рано, уже в упанишадах, развилось общекатегориальное философское значение: рефлексия, положенная как нечто сущее. Все прочие содержательные и предметные употребления этого термина в философии суть результат истолкования и применения этого значения в согласии с нек-рыми предпосылками. В самом широком смысле А. чего-то или (гораздо чаще) кого-то есть то, что делает это нечто или этого некто самим собою, т. е. суть, сущность, самотождественность. Обычно понятие "А." применяется к живым существам, однако можно очень по-разному понимать, что же есть в живом существе А. Так, локаятик отождествляет А. с живым телом: "мой организм и есть я сам". Обыватель может считать А., т. е. самого себя, более внешним: "мои дети, мое социальное положение - это и есть я сам". Для полагания чего-то А. существен еще в момент распоряжения, господства: А. есть хозяин, владыка, тот, кто присваивает. В даршанах А. понимается как духовная субстанция, т. е. сверхчувств. вещь, при этом обычно нетождественная сознанию. В вайшешике - это вечная всепроникающая субстанция, носитель ощущений удовольствия и неудовольствия, желаний, волевых усилий, познания и праведности или неправедности. В санкхье и йоге А. часто называют Пуруша (букв, "муж"), это вечный бездеятельный свидетель материальных, в т. ч. психических и интеллектуальных, процессов, чистое бессодержательное сознание. В адвайта-веданте А. мыслится как абсолютный субъект, не могущий быть объектом, однако познаваемый в особом опыте самопереживания и тождественный абсолютному началу мира - Брахману. В разл. философиях употребляются термины "дживатман", т. е. "А. конечного существа", и "Параматман" - "Господь Бог как А." Вопрос об А. является одним из важнейших в индийской философии. Непризнание реальности А., т. е. утверждение, что эта категория не находит себе соответствия в обыденном или духовном опыте, является характерной чертой буддийской философии в отличие от индуистской.

А. Парибок

"АТМИЯ САБХА"

"АТМИЯ САБХА" ("Дружеское собрание") - религ.-реформаторский кружок, возникший в 1815 в Калькутте после переезда туда Раммохан Роя. В кружок входило весьма огранич. число лиц, и его естественным центром притяжения и главой был Р. Рой, превосходивший всех остальных участников ("братьев", как было принято в их среде называть друг друга) не только по фил ос. подготовке и знаниям, но и по возрасту (ему было за 40, тогда как мн. из его соратников еще не достигли 20 лет). В то же время почти все они принадлежали к богатым брахманским семьям (напр., Тагоров), хорошо владели англ. языком и имели представление о достижениях европ. мысли. Члены "А. с." собирались раз в неделю и читали вслух тщательно подобранные тексты из Вед (исключалось все, что противоречит монотеистич. взглядам), затем следовало пение религ. гимнов, как древних, так и новых, написанных Р. Роем или др. участниками кружка, и исполнение музыкальных импровизаций. Члены кружка активно поддержали начатую Р. Роем кампанию за запрещение самосожжения вдов (сати), нередко рискуя при этом жизнью.

"А. с." просуществовала до 1819; постепенно собрания перешли из дома Р. Роя в дома его друзей, стали нерегулярными, а затем прекратились вообще. Возникшее в 1828 об-во "Брахмо самадж", сыгравшее значит, роль в реформации индуизма, явилось развитием и продолжением "А. с" . Почти все члены "А. с." стали позднее брахмосамаджистами, их деятельность по-прежнему направлялась Р. Роем.

Р. Рыбаков

"АТХАРВАВЕДА"

"АТХАРВАВЕДА" - "Книга заклинаний", занимающая особое место среди 4 Вед и связанная не с общеплеменным ритуалом, а преимущ. с домашними обрядами, с к-рыми сочетаются составляющие ее заговоры. Сложилась позднее др. Вед и позднее была причислена к канону, но отразила чрезвыч. архаические представления народных верований и суеверий, во многом восходящие, по-видимому, к доарийской эпохе. "А." состоит из 20 книг, содержащих (в разных редакциях) 6-6,5 тыс. стихов. Книги 1-13 считаются самыми древними, текст остальных в значит, мере заимствован из "Ригведы". Содержание "А." составляют в осн. заклинания против болезней и демонов, их вызывающих, против оборотней, колдунов, ядовитых змей, всякого рода бедствий и опасностей, а также любовная ворожба, заклинания о счастье в семейной жизни, о долголетии и благосостоянии, благополучии потомства и т. д. Заклинания разделяются на атхарваны и ангирасы, по названию жреческих родов, т. е. на "белую" и "черную" магию (как полагают, первонач. название "А." - "Атхарвангираса"). Поздние книги включают гимны космогонич. и теософского содержания (в них получают развитие нек-рые идеи космогонич. гимнов "Ригведы"); начала филос. осмысления мироздания еще связаны в "А." с символикой магич. обрядов. Мн. заклинания "А." отмечены яркой образностью и выразительностью, но поэтика их подчинена магич. (а не эстетическим) целям. Исследователи отмечают поразительные совпадения в форме этих заговоров с такими же заклинаниями других народов и ценность текстов "А." для изучения особенностей архаич. мышления и мировоззрения. Описание симптомов болезней в нек-рых из соответствующих заклинаний позволяет рассматривать "А." также как древнейший в Индии памятник медицинской лит-ры.

В. Эрман

АТХАРВАН

АТХАРВАН - жрец культа огня, восходящего к индоиранскому периоду; также - имя мифич. прародителя этих жрецов. Название "А." носят также магич. заклинания, видимо, изначально связанные с этим культом (см. "АТХАРВАВЕДА".

В. Эрман

АУМ

АУМ - см. ОМ.

АУРОБИНДО

АУРОБИНДО (Ауробиндо Гхош) - см. ГХОШ АУРОБИНДО.

АХАВАНИЯ

АХАВАНИЯ - один из 3 священных огней, возжигаемый с вост. стороны; первый, на к-рый совершается жертвенное возлияние при ведическом обряде (см. ГАРХАПАТЬЯ, ДАКШИНА).

В. Эрман

АХИМСА

АХИМСА (невреждение) - одно из важнейших нравств. понятий и требований, принимаемых почти всеми школами индийской философии (кроме мимансы, признающей кровавые жертвоприношения) и в еще большем объеме и со всей строгостью - джайнизмом. Понимается как отказ от причинения вреда, порчи или ущерба любой живой особи, не только человеку. У джайнов - распространяется и на микроорганизмы. Причинение вреда может быть прямым (телесно осуществленным), опосредованным (приказ или побуждение причинить вред) и сторонним (одобрение вредительского поступка, совершенного другим), что тоже есть нарушение А. Признание А. сыграло огромную роль в отказе от кровавых жертв, освящении коров, переходе индийцев в массе своей к вегетарианству. Наблюдались и крайности, нарушавшие хозяйств, жизнь или угрожавшие биологич. существованию человека: запрет на земледелие, потому что при пахоте гибнут мелкие животные и насекомые, или отказ бороться с паразитами. В йоге и джайнизме А. - одно из 5 начальных нравственно-поведенческих самоограничений (яма), необходимых для дальнейшего совершенствования. Считается, что в присутствии человека, строго соблюдающего А., агрессивность др. существ временно пропадает.

А. Парибок

АЧАМАНА

АЧАМАНА - ритуал очищения тела перед совершением пуджи, чтением Вед, принятием пищи, а также после произнесения лживых слов, соприкосновения с нечистым предметом или человеком. Ритуал состоит в окроплении или ополаскивании водой нек-рых частей тела, прихлебывании воды мелкими глотками и чтении соответствующих мантр.

М. Альбедиль

АЧАРЬЯ

АЧАРЬЯ - духовный вероучитель и одновр. профессор. В отличие от гуру, А. означает либо интеллектуально признанного главу духовной традиции (напр., ньяи, вшиишта-адвайты и пр.) в данном поколении, либо родоначальника новой традиции. Как правило, А. - философы или теологи.

А. Парибок

АШВАМЕДХА

АШВАМЕДХА - жертвоприношение коня. Древнейшее отражение этой практики - гимны "Ригведы" (1.162 и 163); детальные описания даны в "Шатапатха-фахманв", "Вадж.а.сшеии-самхите" и шраута-сутрах. Правитель, совершивший этот обряд, обретал статус миродержца (сарвабхаума). После очень долгих подготовит, обрядов жертвенного коня отпускали пастись на воле в течение года под охраной военного отряда. Правители стран, по землям к-рых проходил конь, если не изъявляли покорности сами, приводились к ней силой. Через год, по возвращении коня, совершалась серия обрядов, в к-рой центральным моментом было умерщвление коня посредством удушения; жены царя оплакивали жертву, а главная царица ложилась рядом с убитым животным под покрывало и имитировала совокупление с ним; жрецы и женщины участвовавшие в обряде, обменивались при этом репликами эротич. содержания. Параллели этому ритуалу нек-рые исследователи усматривают в обрядности кельтов, римлян, тюркских племен Алтая.

Я. Васильков

АШВАТТХА

АШВАТТХА (букв, стоянка коня) - дерево Ficus Religiosa Linn; один из индийских видов смоковницы, издревле окруженный религ. почитанием. Уже на печатях цивилизации долины Инда присутствуют изображения ее листа и самой А. в роли мирового древа. Ту же роль сохраняет А. и в ведийской культуре, причем ритуальным аналогом мифологич. мировой А. является жертвенный столб (юпа). В ранней мистич. философии Индии висение человека на мировой А. и стремление к "сладкому плоду" на ее вершине символизирует путь религ. познания. Если образ обычной, "растущей вверх" А. связан с идеей "восхождения" человеч, духа к Абсолюту, то образ "перевернутой" А., растущей "корнями вверх, ветвями вниз", служит символом "развертывания" Брахмана, "нисхождения" его в мир. По буддийским легендам, Будда обрел просветление, сидя под А., почему буддисты и чтут ее как "дерево бодхи" ("дерево просветления").

Я. Васильков

АШВИНЫ

АШВИНЫ (букв. Конники) - двое божеств, братьев-близнецов; в Ведах ассоциируются с предрассветными и вечерними сумерками; входят в число 33 богов ведийского пантеона. А. сопровождают в небе солнечную деву Сурью, дочь Савитара, к-рую сватают за Сому, бога луны; именуются также братьями (или сыновьями) Ушас, богини зари. В Ведах А. прославляются как наиб, благосклонные к людям божества, исцеляющие от болезней, возвращающие жизнь умершим, спасающие от беды (особенно гибнущих в водах). Из-за близости к людям они занимают относительно низкое место среди др. богов (Индра только после борьбы допускает их к жертвоприношению сомы). Позднее А. считаются сыновьями бога солнца Вивасвата и божеств, кобылицы Саранью, дочери Тваштара, братьями Ямы; их зооморфные ипостаси - кони или птицы. В послеведийском пантеоне А. заметной роли не играют. В образах А. отражаются следы индоевроп. культа и мифологии изначальных близнецов. Исследователи указывают на родство А. с Диоскурами греч. мифологии; образ богини, сопровождаемой двумя зооморфными (кони или птицы) спутниками, параллель образам Ушас и А. (Елены и Диоскуров), известен в мифологии и иконографии др. народов (обнаруживается и в памятниках протоиндийской цивилизации). А. неразлучны и обычно неразличимы, но позднее называют их индивидуальные имена - Насатья и Дасра (изначально означавшие обоих наряду с гл. именем). Первое встречается еще в переднеазиатском тексте II тыс. до н. э. и имеет параллель в иранской мифологии.

В. Эрман

АШРАМА

1) Место уединения риши, аскета или отшельника, лесная обитель.

2) Наименование стадий, на к-рые делилась жизнь индуистов, принадлежащих к трем высшим варнам: брахманов, кшатриев и вайшьев. Женщины и шудры из этого процесса исключались. Всего выделялись 4 стадии: брахмачарин, грихастха, ванапрастха и саннъясин. Для каждой стадии определялись предпочтительная установка социальной деятельности, круг чтения и нормативная поведенческая программа. Каждая А. соотносилась также с одной из четырех жизненных целей, или принципов (дхармой, артхой, камой и мокшей). Переход от одного периода жизни к другому отмечался специальными ритуалами перехода; специальные ритуалы предписывались и для каждой А.

3) Религ. орг-ция, основанная к.-л. духовным авторитетом или его последователями для пропаганды идей и образа жизни духовного учителя, а также для привлечения адептов. Основные виды деятельности: религ.-просветительская, издательская, благотворительная. Типичные примеры: А. Ауробиндо в Пондишери, Раманы Махариши в Тируваннамалай.

М. Альбедиль

АШТАМАНГАЛА 1

АШТАМАНГАЛА 1 - восемь счастливых знаков - эмблемы, символизирующие благополучие. В разных ритуалах и текстах встречаются разные наборы эмблем, напр, лев, бык, слон, сосуд для воды, опахало, штандарт, барабан, светильник; или: брахман, корова, огонь, золото, коровье масло, солнце, вода и царь.

Интерпретация символов в разных текстах не совпадает.

М. Альбедиль

АШТАМАНГАЛА 2

АШТАМАНГАЛА 2 (восемь благих эмблем) - распространеннейшие символы джайнизма. К ним относятся свастика, нандьяварта, шриватса, вардхамана, бхадрасана (трон), калаша (сосуд для воды), дарпана (зеркало) и знак "матсья-югма" (две рыбы). Существуют специальные ритуалы поклонения свастике (храмовые или связанные с большими праздниками, напр, в дни празднования Дивали).

О. Горовая

"АШТАЧХАП"

"АШТАЧХАП" - см. "СОЮЗ ВОСЬМИ ПОЭТОВ".

АЮРВЕДА

АЮРВЕДА (наука долголетия) - традиционная медицина, согласно преданию воспринятая людьми от бога врачевания Дханвантари, к-рый получил ее от Брахмы через посредство Ашвинов и Индры. Сохранившиеся медицинские трактаты Чараки (I-II вв.) и Сушруты (IV в.) ссылаются на изначальную А. (дополнение к "Атхарваведе"), состоявшую из 8 разделов: "Шалья" (хирургия), "Шалакья" (хирургия уха, горла, носа и глаза), "Кайя-чикитса" (общая терапия), "Бхута-видья" (экзорцистика, лечение одержимых), "Каумара-бхритья" (педиатрия), "Агада-тантра" (наука о противоядиях), "Расаяна-тантра" (фармакопея), "Ваджикарана-тантра" (укрепление потенции).

В. Эрман

Предыдущая страница Следующая страница