Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
Статьи на букву "Б"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б"

БАДАРАЯНА

БАДАРАЯНА (ок. V - ок. II вв. до н. э.) - имя создателя "Брахма-сутр", систематизатора учения упанишад.

А. Парибок

БАДРИНАТХ

БАДРИНАТХ - центр паломничества в Гималаях (штат Уттар-Прадеш). Индусы относя! Б. к 4 наиболее почитаемым священным местам (Б., Дварка, Пури и Рамешварам). В прошлом местность, где расположен Б., была труднодоступной, в наст. вр. для удобства паломников в Б. проведена шоссейная дорога (ок. 300 км от Ришикеша). По преданиям, в районе Б. были композиционно оформлены Веды, здесь же были созданы многие пураны. Храм в Б. посвящен Вишну, к-рого так и называют здесь - Бадринатх или Бадринараяна. В местном варианте культа просматриваются элементы поклонения деревьям и горным источникам. Гл. святыня Б. - черный камень, лишенный антропоморфных очертаний. Считается, что Б. был основан Шанкарой, и потому функции главного жреца в Б. всегда исполняют южноиндийские брахманы.

Р. Рыбаков

БАЛАДЭВА

БАЛАДЭВА - см. БАЛАРАМА.

БАЛАДЭВА, ВАСУДЭВА, ПРАТИВАСУДЭВА

БАЛАДЭВА, ВАСУДЭВА, ПРАТИВАСУДЭВА ("Противо-Васудэва", именуемый также ПРАТИШАТРУ) - триада "героев", 9 раз появляющаяся в числе "63 замечательных людей" (см. ШАЛАКА-ПУРУША) на каждом полуобороте "колеса времени" (см. КАЛАЧАКРА). Знаменитая индуистская эпическая триада Рама-Лакшмана-Равана считается в джайнской мифологии явлением восьмой триады "героев". Как и прочие "замечательные люди", они происходят из благородных родов Икшвакукула и Харивамша, причем Баладэва является старшим сводным братом Васудэвы, а Пративасудэва - злокозненным врагом последнего. Васудэва часто именуется Нараяной или Вишну, а Пративасудэва соответственно Пративишну. Конфликт между ними обычно состоит в том, что Пративасудэва захватывает большую часть Бхараты, из-за чего Васудэва начинает вести против него освободит, войну и в конце концов убивает его.

Пративасудэва ввергается в ад за свои злодеяния, а Васудэва проводит остаток жизни в счастье и чувственных утехах. После смерти он также попадает в ад, а его брат Баладэва так горюет, что принимает монашество и достигает освобождения (см. МОКША). Индивидуальные отличия в жизнеописаниях "героев" почти отсутствуют, если не считать последнего, девятого Васудэва по имени Канха (Кришна), к-рый действует в джайнской версии мифа о Драупади и в повествовании о разрушении Дваравати при тиртханкаре Ариштанеми.

А. Терентьев

БАЛАРАМА

Баладэва - в эпико-пуранич. традиции - старший брат Кришны Васудэвы, популярный образ кришнаизма, в к-ром он иногда рассматривается в числе аватар Вишну. Различие во внешности между Кришной, "Черным" и светлокожим Б. мифологически объясняется их происхождением соответственно от черного и белого волоса Вишну. Подобно Кришне, Б. был удален из родительского дома, где братьям угрожала смертельная опасность от захватившего царский престол их родственника Кансы, и получил воспитание в чужой семье (его родителями называют пастушескую чету - Нанду и Рохини), разделяя тем самым с Кришной типологические черты мифологемы "подкидыша" (вариант мотива "чудесного рождения" вождя-героя, имеющего параллели в ряде сюжетов Средиземноморского ареала). Б. разделяет с Кришной и мн. демоноборческие деяния, в т. ч. расправу над Кансой. Истоками образа земледельческого божества объясняются одно из имен Б. - Халаюдха (Плугоносец) и ряд черт его мифологии, напр, способность изменять русла рек (в одном из мифов он подчиняет себе Ямуну)', связь с Санкаршаной объясняет е ю ассоциацию со змеями (иногда он изображается воплощением мирового змея Шеши) и пристрастие к хмельным напиткам (пьянство подается в кач-ве одной из гл. причин появления гибельных раздоров в племени ядавов).

С. Невелева

БАЛИ 1

БАЛИ 1 - иначе Махабали - добродетельный царь дайтьев, благодаря своему благочестию получивший господство над всеми тремя мирами (трилока). По поручению богов Вишну в образе карлика Ваманы перехитрил Б.: испросив у него земли на три своих шага, принял грандиозный облик, в два шага переступил через небеса и землю, а на третьем немного задержался и из уважения к достоинствам Б. оставил для его обитания область паталы. Б. - один из центральных персонажей легенд, связанных с малаяльским праздником Онам.

Н. Краснодембская

БАЛИ 2

БАЛИ 2 - жертвоприношение пищи духам-бхутам, животным и птицам, одно из обязат. ежедневных обрядовых действий, предписываемых домохозяину-грихастха.

Н. Краснодембская

БАНЬЯН

БАНЬЯН - см. НЬЯГРОДХА.

БАРАННИКОВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ

БАРАННИКОВ Алексей Петрович (1890-1952) - индолог, один из пионеров изучения новоиндийских языков в СССР. Выпускник Киевского ун-та, в аспирантуре в Киеве, затем в С.-Петербурге, у С. Ф. Ольденбурга и Ф. И. Щербатского. Преподавал санскрит и сравнит, языкознание в Самарском (19171920) и Саратовском (1920-1921) ун-тах. В 1921-1928 - ученый-хранитель Этнографич. отдела Русского музея, где занимался буддийским искусством. К этому периоду, помимо нескольких статей по буддизму, принадлежит незавершенная работа: перевод с санскрита "Гирлянды джатак" Арья Шуры (впоследствии доведенный до конца и изданный О. Ф. Волковой. М., 1962). Профессор Петрогр. (Ленингр.) ин-та живых восточных языков (Ленингр. Восточного ин-та, 1921-1936) и ЛГУ (1922-1952), где начал развивать новоиндийскую филологию. Издал учебники языков хиндустани (Л., 1934) и маратхи (Л., 1934-1935), перевод с хинди старейшего образца прозы - "Прем Сагара" Лаллу джи Лала (М.; Л., 1937). В 1934 поступил в Ин-т востоковедения АН, в 1935 получил звание кандидата наук (без защиты), в 1936 вышел, забрав с собой часть сотрудников, из руководимого Ф. И. Щербатским Индо-Тибетского кабинета и возглавил Новоиндийский кабинет; в 1938-1- директор ИВ. В 1939 избран действ, членом АН СССР. Стремительное возвышение Б. сопровождалось противопоставлением его как "советского ученого" - Ольденбургу, Щербатскому и их ученикам, представителям классической индологии, как "буржуазным ученым". В 1937 большинство оставшихся в Индо-Тибетском кабинете сотрудников были арестованы, другим запретили заниматься санскритом. Монопольное положение Б. в сов. науке, его недоступность для критики имели результатом снижение кач-ва его научной продукции. Выполненный им в 30-40-е гг. перевод с авадхи грандиозной по объему позднесредневековой поэмы "Тулсидаса", "Рамачаритаманаса" (М.; Л., 1948) совершенно неудобочитаем вследствие буквализма при передаче формальной стороны памятника, неудачно избранного стиля и монотонности. Переводческий метод Б. не нашел продолжателей. Учениками Б. в области новоиндийского языкознания были такие выдающиеся специалисты, как В. М. Бескровный, В. С. Воробьев Десятовский, Г. А. Зограф и др. Оригинальным вкладом Б в науку, до сих пор не утрашвшим значения, являются eго труды по цыгановеденню.

Я. Васильков

БАРХИС

БАРХИС - жертвенная подстилка из священной травы куша (дарбха). покрывавшая место обряда, прежде всего алтарь (веди): на нее совершались жертвенные возлияния; считалась сиденьем для богов и приносящих жертву.

В. Эрман

БАСАВА

БАСАВА (ок. 1105-1167) - мыслитель и религ. реформатор, один из основателей и духовный руководитель секты лингаятов. Отрицал все формальные стороны шиваитского культа; считал, что само человеческое тело - храм бога; выступал против кастового неравенства. Религ.-реформаторскую деятельность совмещал с государств, службой, подвергался преследованиям со стороны ортодоксов. Среди учеников Б. были представители как высших каст, так и неприкасаемых; преследования со стороны царской власти подтолкнули радикальное крыло секты к вооруженному восстанию и убийству царя, результатом чего явился разгром секты и смерть Б. в изгнании. Религ.-философские стихотворения (вачаны) Б. до сих пор являются священными текстами лингаятов.

Е. Ванина

БАУЛЫ

БАУЛЫ (баул, бенгал. - "безумный", имеется в виду "безумный от любви к богу") - бенгальская мистич. эзотерическая секта. Ее члены - обычно жители сельской местности из низших слоев индусской или мусульм. общины. Б. не признают кастового и классового деления об-ва. Они отвергают любые условности и живут как бы вне социума. Большинство их - нищенствующие бродячие певцы. Осн. лит-ра - песни; самые старые дошедшие до нас относятся к кон. XVIII в. В них в иносказательной поэтич. форме излагаются верования Б., доступные пониманию лишь посвященных. Они отрицают идолопоклонство, храмовые церемонии, аскетизм и богословие. Для них важен институт наставника-гуру. Учение Б. характеризует сочетание метафизич. воззрений с практикой хатха-йоги. Оно испытало влияние тантризма и вишнуизма толка сахаджъя, а также суфизма. Культ баулов исходит из йогич. постулата: человеческое тело (микрокосмос) есть полное отражение вселенной (макрокосмоса). Высшая Реальность, бог ("человек сердца", "неуловимый человек", "возлюбленный") пребывает в теле ("храме") каждого индивидуума. Обряд Б. (особым образом организованный ритуальный любовный акт) призван преодолеть дуализм материального и духовного, помочь Б. достичь слияния с богом в пределах его человеческого тела - обрести состояние, сопоставимое с суфийским "фана" ("смерть при жизни"). Ритуал длится 4 дня под наблюдением и руководством гуру. Начинается он после того, как Б. и его подруга, исполнив комплекс упражнений хатха-йоги, очистят свои тела и научатся контролировать дыхание, чувства и сознание. На четвертый день (полнолуние) акт любви доводится до метафизич. кульминации, когда грубая плотская страсть (кама) трансформируется, по мысли Б., в чистую возвышенную любовь к богу (према).

И. Товстых

БАХУБАЛИ

БАХУБАЛИ - в джайнской мифологии сын Ришабхи, первого тиртханкара. Он предавался суровой аскезе, беря тяжелые обеты, напр, долго стоял на одном месте, так что ноги его оплетали выросшие за это время растения. Дигамбары почитают Б. как святого. Огромные - до 17 м - изображения его воздвигнуты в нескольких местах южноиндийского штата Карнатак в X-XVII вв.

М. Альбедиль

БАЯДЕРА

БАЯДЕРА (искаж. португ. bailadeira - танцовщица, франц. bayadera) - европ. название храмовых танцовщиц. См. ДЭВАДАСИ.

А. Дубянский

БЕЛУР-МАТХ

БЕЛУР-МАТХ - штаб-квартира монашеского ордена последователей Рамакришны и религ.-общественной орг-ции "Миссия Рамакришны". Б. м. расположен в дистрикте Хугли, на правом берегу Гонги, примерно в 4 милях вверх по течению от Калькутты. К услугам паломников хорошая шоссейная дорога и совр. мост, связывающий Б. м. с храмовым комплексом в Дакшинешваре (на противоположном берегу), где прошла жизнь Рамакришны. Приобретение Б. м., его благоустройство и освящение были осуществлены по инициативе и при личном участии Свами Вивекананды (кон. 1898 - нач. 1899). Вивекананда жил и проповедовал в Б. м. и здесь же скончался в 1902. Его комната в Б. м. сохранена в полной неприкосновенности. На территории Б. м. функционируют служебные помещения, в части, офисы президента и генерального секретаря "Миссии Рамакришны", собственно монастырь - матх, учебный центр, библиотека. В Б. м. есть несколько небольших храмов, воздвигнутых на местах кремации вдовы Рамакришны Сарады Деви, его учеников Свами Вивекананды и Свами Брахмананды. Гл. храм Б. м. посвящен Рамакришне. Он эклектично соединяет в своем архитектурном решении разные стили храмовых зданий, символизируя тем самым основную идею Рамакришны - внутреннее единство не только всех толков и сект индуизма, но и всех религий вообще. План здания был намечен еще Вивеканандой, но задуманное удалось воплотить в реальность только в нач. 1938. В алтарной части храма высится отделенная от верующих большим стеклом мраморная статуя Рамакришны работы бенгальского скульптора Д. Пала. Под статуей, возле к-рой брахманы совершают постоянную пуджу, находится урна с прахом Рамакришны.

Р. Рыбаков

БЕНАРЕС

БЕНАРЕС - см. ВАРАНАСИ.

БИЛЬВА

БИЛЬВА - бэль - Aegle Marmelos, вид дикой яблони, плоды к-рой используются в народной медицине, а листья - в религ. церемониях, посвященных Шиве.

С. Невелева

БРАДЖ

БРАДЖ - область на севере Индии (зап. часть р-на Матхуры, Вриндавана), связанная с культом Кришны, места, где разворачиваются события кришнаитского мифа. Нек-рые исследователи считают, что до XVI в. специального кришнаитского культа, отделенного от поклонения якшам, духам гор, вод, растений, змей, здесь не было. Обитавшие здесь племена пастухов поклонялись божествам, связанным с шиваизмом и шактизмом. В лит-ре кришнаитских сект утверждается, что все объекты кришнаитского культа, кроме горы Говардхана и реки Ямуна, считавшихся естественными (сварупа) формами Кришны, были "утеряны" под воздействием мусульм. завоеваний. Вновь "открыты" они были в результате деятельности Валлабхачаръи и Чайтаньи, к-рая действительно дала колоссальный толчок развитию кришнаитского бхакти в этом районе.

А. Дубянский

БРАХМА

БРАХМА - один из 3-х верховных богов индуизма, бог - творец и отец др. богов, Прародитель (Питамаха) небожителей, демонов и смертных. Упоминается уже в Ведах, но во главе пантеона становится только в послеведийский период, оттесняя Индру и др. древних богов (исключая Вишну и Шиву). В эпосе Б. выступает как всеведущий и мудрый глава богов, к-рым он дарует власть над различными сферами мироздания, зиждитель и хранитель космич. и морального порядка, установивший осн. социальные инстатуты на земле (прежде всего царскую власть на земле и на небе, где Б. возводит на царство Индру). Б. выступает также как оракул и персонификация судьбы, дарует благополучие и победу, он исполняет все желания великих подвижников, подчиняясь магич. силе аскезы (тапаса). Б. беспристрастен, даруя блага своим потомкам - богам и демонам, но богам обычно помогает советом в борьбе. В позднем эпосе и упанишадах закон кармы умаляет роль Б., так же как возросшее значение Вишну и Шивы, оттесняющих Б. на второй план. Б. воплощает священное слово Вед и рассматривается как персонификация Брахмана, Мировой Души; позднее с Брахманом больше ассоциируется приобретающий универсальную сущность Вишну. В позднем эпосе Б. творит мир по велению Вишну; в индуистской иконографии он изображается сидящим на лотосе, к-рый вырастает из пупа покоящегося Вишну. Зооморфный атрибут Б. и его вахана - гусь: Б. изображается также верхом на гусе или на колеснице, запряженной 7 гусями, как красный бородатый человек с 4 головами, с жезлом и блюдом для милостыни в руках. Супругами Б. называют Савитри, олицетворение свящ. гимна, почитаемую матерью Вед, и Сарасвати, богиню мудрости. Сам Б. "силою духа" порождает 6 (в нек-рых версиях больше) "Владык творений" (Праджапати): Маричи, Атри, Ангираса, Пуластью, Пулаху и Крату, - от к-рых ведут происхождение все живые существа в 3 мирах, включая богов, демонов и людей; к сыновьям Б. причисляется также Дакша. Культ Б. не получил значит, распространения, число святилищ, ему посвященных, невелико, единственный значит, храм - в Аджмере (Раджастхан). Б. посвящается часть возлияния агнихотры, в полдень ему приносится один цветок.

В. Эрман

БРАХМАН

БРАХМАН (от санскр. Корня "расти") - в древнейших ритуальных текстах - священное слово, молитва. Затем значение быстро спиритуализируется, и уже в ранних упанишадах Б. есть безличная абсолютная реальность, основа всего сущего, постигая к-рую человек достигает джняны и мокши. Б. оказывается в духовном опыте тождественным Атману, т. е. индивидуальному духу. Описывается исключительно апофатически: то, что вне времени, пространства, слов, образа, нетленное, нестановящееся, немыслимое (им мыслится), невидимое (им видится) и пр., т. е. в итоге - "не то, не то " (нети, нети). Эта формула, одно из "великих речений" упанишад, является, наряду с другими, инструментом познания Б., т. е. осознания себя в существе своем как Б. Это главное, экзистенциальное отношение к Б. В сфере же философской рефлексии Б. сопоставим с безличным богом философов, с гегелевской абсолютной идеей и т. д. Б. - важнейшее понятие всех школ веданты, но уже с Шанкары различается бескачественный Б. (о нем речь выше) и окачествленный, понятый как Господь Бог. В языке упанишад последнему соответствовало то же слово в мужском роде - Брахма, понимавшийся тогда как творец мира.

А. Парибок

БРАХМАНДА

БРАХМАНДА (др.-инд. - яйцо Брахмы) - в древнеинд. мифологии и умозрении вселенная Брахмы, возникшая из космич. яйца, плававшего в первозданных водах. Брахма в виде золотого зародыша (хираньягарбха) провел в яйце целый год, пока не вышел из яйца, разделив его с мыслью пополам.

В. Топоров

БРАХМАНИЗМ

БРАХМАНИЗМ - ступень в развитии ре лиг. мышления древней Индии, следующая за ведической религией и предшествующая собственно индуизму. Названа по имени жреческой варны - брахманов и одноименного класса текстов, хронологически и содержательно примыкающих к Ведам (см. БРАХМАНЫ 1). Б. сложился в осн. чертах в период приблиз. с VIII по II в. до н. э. в двуречье между Джамной и Гангой как результат взаимодействия ведийской религии ариев с местными культами. К этому времени язык древних ведийских текстов стал малопонятным, а в филологич. отношении мертвым. Выделился особый класс людей - брахманов, специалистов в толковании текстов и ритуалов, в объяснении цели и смысла обрядовых действий. Одновр. усложнялся ритуал и техника его исполнения, усложнялся и видоизменялся пантеон, мифология и т. п. Но все изменения происходили на старом фундаменте ведийских верований. Центральным моментом изменений было последовательное возведение множественности явлений природы и видимого мира к некоей единой сущности, а также упорядочивание космогонии и теологии. В пантеоне на первый план вышел Праджапати-бог-создатель, занимавший в Ведах второстепенное место. Он становится персонифицированной творч. силой, первоосновой всего сущего, порождающей весь мир и хранящей его. Эта идея получила дальнейшее мифологич. развитие в концепции индуистской триады тримурти. Праджапати осмысливается и как жертва, из к-рой создается мир. Вследствие этого жертвенное действие понимается как нечто большее, чем одна из форм ритуальных процедур: она приобретает космогонич. измерение. Космогония в Б. получила циклич. характер с введением в нее идеи мировой катастрофы - пралаи. С функцией брахманов-жрщов было связано развитие символич. стороны ритуала, а также выделение действующего начала всех ритуальных процедур и одновременно субстрата всех вещей в мире. Именно в этом направлении смещаются акценты: "речью и умом движется (букв, "вращается") жертва". Отсюда следует, что эффективность ритуальных процедур (песнопений, рецитации гимнов, произнесения священных формул и т. п.) повышается при концентрации внимания на опред. мифологеме, на мифич. образе - символич. прототипе совершаемого ритуального действия. Т. обр. в ритуале выделилось три осн. компонента: физическое действие, речевое сопровождение и ментальное усилие. Соотнесение действий ритуала с мифологич. прототипом символич. оправдывало и подкрепляло всю деятельность жреца-брахмана. Брахманическая картина мира характеризовалась главными чертами всякой ритуализованной картины бытия. Согласно ей, существует два мира: мир богов и мир людей, сакральный и профанный. Единственная возможность для людей обрести реальность, опору в жизни-перейти в мир богов, а это возможно лишь в ритуале. Так человеческая жизнь получала онтологич. прочность и истинность. Знание крайне сложного и запутанного ритуала делало положение брахманов высоким и прочным и приравнивало их к богам.

М. Альбедиль

БРАХМАНЫ 1

БРАХМАНЫ 1 - высшая варна в древнеиндийском об-ве, обязанностями к-рой было: учить и учиться, совершать жертвоприношения для себя и для других, раздавать и получать дары. Правитель (раджа, кшатрий) должен был действовать по совету Б. Б. совершали жертвоприношения по ведическому обряду, в т. ч. наиболее важные, царские, такие, как раджасуя и ашвамедха, комментировали Веды, составляли все виды лит-ры смрити. В средние века Б. разделились на ряд каст, причем статус Б. получали группы жрецов из местных народностей. Традиционно деление брахманов на "северных" (гауда, или гаура) и "южных" (дравида, или дравира). Первые подразделяются на каньякубджа (т. е. происходящие из Канауджа), сарасват (происходящие с северо-запада), гаур (из Бенгалии), майтхила (из Сев. Бихара), уткала (из Ориссы). Вторые подразделяются на дравира (в данном случае - происходящие из Тамилнада), тайланга (из Андхры), карната (из Карнатака), махараштра (из Махараштры), гурджара (из Гуджарата). Эти группы, в свою очередь, делятся на касты, носящие названия по месту происхождения, по культовой принадлежности (вишнуиты, шиваиты и т. п.), по роли в культовой практике. Всего сейчас в Индии около сотни каст Б., из к-рых одни считаются выше других, а нек-рые признаются Б. с оговорками. Б. монополизировали в средние века сферу интеллектуальной деятельности, административные функции. Многие стали землевладельцами, получив земли и деревни в привилегированное владение (брахмадея, аграхара) от правителей разного ранга и благочестивых частных лиц. В колониальный период Б. успешнее других каст стали овладевать образованием европейского типа и составили значит, часть колониальной администрации и нарождающейся индийской интеллигенции. В наст. вр. Б., составляя не более 6% населения, преобладают среди лиц умственного труда, творческой интеллигенции, административных работников, преподавателей всех уровней, политич. деятелей.

Л. Алаев

БРАХМАНЫ 2

БРАХМАНЫ 2 (объяснение Брахмана) - часть ведийского канона, шрути (см. ВЕДЫ), прозаич. тексты, содержание, разъяснения и толкования жертвоприношений, ритуальные, мифологич. Комментарии к Ведам. Существуют Б. разных ведийских школ, относящиеся к разным самхитам. Так, брахманы "Ригведы" - "Айтарея" и "Каушитаки"; "Яджурведы" - "Тайттирия" ("Черная Яджурведа") и "Шатапатха" ("Белая Яджурведа"); "Самаведы" - "Панчавишна", "Джайминия" и др.; "Атхарваведы" - "Гопатха". К Б. примыкают араньяки.

А. Дубянский

"БРАХМА-СУТРЫ"

"БРАХМА-СУТРЫ" (также "Веданта-сутры", "Шарирака-сутры", "Уттара-миманса") Бадараяны (приблиз. V- II вв. до н. э.) - один из фундаментальных, наряду с упанишадами и ' Бхагавадгитой", источников для всех направлений философии веданты и первый ее текст. По замыслу, содержит связное и систематич. изложение старейших упанишад. Состоит из 555 очень кратких предложений, допускающих большую свободу истолкования и малопонятных вне традиции. Подытоживает ранний этап осмысления и интерпретации откровения. Делится на 4 части:

1-я - саманвая, "гармонизация", объединяет в целое разрозненные высказывания упанишад о Брахмане, т. е. основе реальности;

2-я - авирддха, "непрекословие", рассматривает и опровергает возможные возражения оппонентов;

3-я - садхана, трактует "средство осуществления" непосредств. постижения Брахмана;

4-я описывает результат этого познания и посмертные пути.

"Б.-с." многократно и весьма разноречиво комментировались видными вероучителями веданты. Изучение их в отрыве от этих комментариев приведет лишь к новому и дилетантскому комментарию.

А. Парибок

БРАХМАЧАРИН

БРАХМАЧАРИН - ученик; первая возрастная ступень в 4 стадиях жизни (ашрама). Юноши трех высших варн вступали в нее после совершения обряда инициации (упанаяна). На 7-м году жизни или, как сказано в текстах, "на 8-м году от зачатия" ученика приводили в дом учителя, где он оставался на все время обучения (12, 24, а иногда 36 или 48 лет). В редких случаях ученик поселялся в доме учителя на всю жизнь. Его гл. обязанностью было изучение Вед. Ученик был обязан беспрекословно слушаться учителя, спать на земле, добывать себе пропитание сбором милостыни, приносить топливо для свящ. огня. Гл. поведенческая установка выражалась формулой: ученик должен делать полезное для гуру. Ученик становился в буквальном и юридич. смысле слова родственником учителя. Гл. ориентация всей парадигмы действий этой возрастной ступени направлена на отказ от суетных земных желаний и накопление энергии, потребной для полноценной семейной жизни. Завершение периода ученичества отмечалось заключит, омовением и принесением дара учителю (дакшина). После этого ученик возвращался домой и вступал в ел. стадию - домохозяина (грихастха).

М. Альбедиль

"БРАХМО САМАДЖ"

"БРАХМО САМАДЖ" (Об щество (почитания) Брахмана") - религ. реформаторское об-во, созданное в 1828 Раммоханом Роем в Калькутте. В деятельности "Б . с." получили воплощение осн. идеи Р. Роя - единобожие, отказ от идолопоклонства, борьба с разъединяющим индийцев сектантством, стремление найти общую основу для разл. религий. В 1842 главой об-ва стал Дебендранатх Тагор, который активизировал его деятельность, придал ему более строго организованный характер, ввел обряд посвящения и присягу. Влияние "Б . с." стало усиливаться, и вскоре возникли его филиалы вне Бенгалии. В 1866 произошел раскол, и об-во распалось на "Ади Брахмо самадж" и "Бхаратваршия Брахмо самадж" под руководством Кешобчондро Сена.

Р. Рыбаков

БРИХАСПАТИ

БРИХАСПАТИ - божественный жрец, в "Ригведе" именуемый также Брахманаспати (Господин молитвы) и почитаемый как бог - покровитель свящ. слова и жертвоприношения. Его происхождение связывают с культом огня, в Ведах Б. именуется также Атхарван, ассоциируется более всего с А гни и с Индрой, к-рого сопровождает как жрец в походе на демона, магич. словом помогая победе. В послеведийской мифологии Б. - сын Ангираса, внук Брахмы, мудрый наставник богов, олицетворение планеты Юпитер, соперничающий с Шукрой (олицетворением Венеры), наставником асуров.

В. Эрман

БУДДА

БУДДА - историч. основатель духовной традиции буддизма; собственно титул: "пробудившийся (к пониманию реальности)"; имя при рождении - Гаутама Сиддхартха. VI - V вв. до н. э. (точные даты жизни в разных традициях отличаются на десятки лет). Родом кшатрий из клана шакьев на территории нынешнего Непала. Достиг пробуждения в возрасте 35 лет после шестилетнего практич. решения проблемы: "Почему человеческая жизнь устроена так, что в ней есть болезни, старость и смерть?" Прожил 80 лет, проповедуя открытый им духовный путь и, основав орден монахов и монахинь (сангху), ушел в окончат, нирвану, т. е. больше не родится в сансаре поневоле.

Традиционной брахманской ортодоксией при жизни воспринимался как подозрительный шраман, отвергавший предъявимость Атмана ("где же этот Атман?"), притязания жрецов на исключит, положение в обществе и указывавший, что современное ему брахманство не отвечает своим же нормам и идеалам. Тем не менее виднейшие его сподвижники были брахманами и кшатриями. С ходом веков мн. положения учения Б. ассимилированы (нередко перефразированные) индуистскими школами мысли.

Единственное, остававшееся неприемлемым, - отрицание Атмана в метафизике и кастовой замкнутости в обществе (что подразумевает и отрицание авторитетности Вед). В средневековье Б. был объявлен предпоследней в этом мировом периоде аватарой Вишну, нисшедшим, чтобы проповедовать милосердие к животным (но иногда добавляют, что и для соблазнения нетвердых в дхарме, дабы отделить верных от полуверных). В целом роль Б. в индуизме осталась недопонятой, а философские аспекты его учения восприняты слабо.

А. Парибок

БУДДИЗМ

БУДДИЗМ - основанная историческим Буддой в V в. до н. э. духовная традиция, могущая представать и как религия, и как философия. Зародилась на территории нынешнего штата Бихар. Б. сыграл исключительную роль в духовной культуре Индии на протяжении полутора тысяч лет, вплоть до ухода из нее в XI в. (в нынешней Индии христиан больше, чем буддистов) по не вполне ясным причинам (разгром его центров мусульманами; сближение непрофессиональных форм Б. и индуизма; подъем веданты и пр.). В основаниях своих Б. отличен от индуизма неприятием ведийского канона и наличием своего ("Трипитака"); отрицанием ключевого понятия Атмана - духовной субстанции, и мышлением в процессуально-функциональных терминах; равнодушием к кастовому делению общества. Развитие историч. форм Б. и индуизма шло параллельно. Чаще новые идеи впервые появлялись в Б., а затем подхватывались ортодоксией (буддийская логика и позднейшая ньяя; философия мадхьямики и веданта; буддийская, а потом индуистская тантра). Спор буддийской и индуистской философии (обеих - в нескольких формах) был движущей силой прогресса индийской философии на протяжении I - X вв. н. э. В своем развитии в Индии Б. прошел три стадии: древней школы мудрости (V в. до н. э. - нач. н. э.), учившей индивидуальному избавлению от сансары; махаяны (до V в. н. э.), выдвинувшей идеал спасителя-бодхисаттвы, к-рый учится тому, чтобы избавлять из нее и других; и ваджраяны (после V в.), где на махаянской ценностной основе проповедуются новые эффективные методы быстрого обретения пробуждения, т. е. становления буддой. Каждая последующая стадия вбирает в себя все содержание предыдущих. Наследие Б. в индуизме включает в себя множество достижений теоретической мысли, обязанное своим появлением буддистам, но часто не осознаваемое в этом кач-ве; институт монашества, смоделированный ведантой с буддизма; отказ от кровавых жертв и замена их пуджей. Понимание буддийской философии было в индуизме избирательным. Буддийская логика высоко почиталась, хотя и критиковалась. Школа мадхьямики не была воспринята всерьез почти никем из индуистских философов, несмотря на глубинную близость веданте. Новейшие индуистские философы склонны преуменьшать оригинальность и значение Б., подавая его лишь как вариант индуистской традиции.

А. Парибок

БУДДХИ

БУДДХИ - в общеязыковом значении - интеллект. Важный термин антропологии во всех даршанах, понимаемый по-разному согласно различиям онтологии. В вайшешике и ньяе Б. по роду бытия - кач-во духовной субстанции (атмана), по способу бытия - события; т. обр. - это события психич. и интеллектуальной жизни с их содержательной стороны, верные и превратные акты познания, сомнения, внутренний вопрос и пр. В санкхъе Б. - первый продукт эволюции пракрити, содержательность в отделенности от сознания, ибо Б. в этой системе есть несознающий материальный орган. В веданте Б. есть внутренний орган (антахкарана) в аспекте возможного достижения уверенности в знании, в принятии решения. В йоге вместо термина Б. употребляется обычно чйтта.

А. Парибок

БУДХА

БУДХА - название планеты Меркурий, а также имя персонифицированного божества, соотносимого с этой планетой в астрологич. науке народов Южной Азии. С ним связано и название "среды" как дня недели. Астрологически, как считается, Б. сам по себе не оказывает специфич. влияния на тех, кто родился под его знаком, все зависит от расположения др. планет по отношению к Б. Особое поклонение Б. и совершение добрых дел по средам должно приносить удачу и процветание. Символический цвет Б. - желтый, растение соломоцвет (Achyranthes aspera).

Н. Краснодембская

БХАВА

БХАВА (с отрицат. Префиксом - абхава: от санскр. корня bhu - (изменчиво) быть, бывать) - встречающийся во всех даршанах один из важнейших оперативных терминов индийской философии, но так и не ставший в ней предметом мысли и специального изучения. На европ. языки переводился по-разному, несовместимыми способами: "бытие", "существование", "сущность" (entity) "состояние" и др.; соответственно абхава - как "отрицание", "небытие", "несуществование", "отсутствие". В интерпретациях постоянны колебания между "существованием" и "сущностью", а также пониманием Б. как абстракции свойства или (гораздо реже) как названия свойства предмета и предмета по свойству. Если использовать введенное Хайдеггером различение "бытия" и "сущего", то ясно, что Б. почти всегда означает "сущее", точнее "существующее-как-присутствующее", хотя

а) из-за чисто синтаксич. особенностей санскрита часто возникает искушение неверно перевести его как "бытие"; и

б) само "сущее" может по-разному пониматься в разных даршанах, согласно их онтологиям, как процессуальное, субстанциальное и т. п.

В нек-рых онтологиях "сущее" может сливаться с "бытием". С Б. близко связан по содержанию термин "свабхава", в толковании к-рого есть сходные колебания - "свое существование", "своя сущность" и пр. Наиб, адекватный его перевод - "существующее-как-присутствующее самим собою, в кач-ве самого себя, как само", что весьма близко к европ. категории "сущности" (чего-то, не гипостазированной абстракции). Однако встречается и употребление термина "свабхава", как абстракции свойства, т. е. "существование самим собою".

А. Парибок

БХАВАНАВАСИНЫ

БХАВАНАВАСИНЫ (во-дворцах-живущие) - первое из четырех осн. племен джайнских божеств, обитающее в Кхарабхаге (за исключ. рода Асура-кумара, живущего в Панкабхаге). В этом племени 10 родов, причем все они именуются "кумара" - юноши, "ибо жизнь и привычки этих божеств походят на жизнь и привычки молодежи до 20 лет".

1-й род, Асура-кумара, "демоническая молодежь", имеют черный цвет тела, красные одежды. Их символ - драгоценность в виде полумесяца; их правители (индры) - Камара и Бали.

2-й род, Нага-кумара, "драконья молодежь", светлокожие, в темных одеждах, их символ - корона в виде капюшона кобры. Нага-кумара связаны с водой, в части, с дождевыми облаками; их правители - Дхарана и Бхутаналда.

3-й род, Видьют-кумара, "молниевая молодежь", - краснокожий, в черных одеждах. Их символ - ваджра, а индры - Хари и Харисаха.

4-й род, Супарна-кумара, орлиная молодежь", золотого цвета, в белых одеждах, имеют символом птицу Гаруду; их индры - Венудэва и Вену дари. Битвы Супарна-кумара с Нага-кумара служат причиной нек-рых землетрясений.

5-й род, Агни-кумара, "огненная молодежь", красные, в черных одеждах. Их символ - кувшин, а индры - Агнишикха и Агниманава.

6-й род, Вата-кумара, "ветреная молодежь", темные, в багровых одеждах. Их символ - макара, а индры - Веламбха и Прабханджана.

7-й род, Станита-кумара, "громовая молодежь", золотого цвета, в белых одеждах. Их символ - ларец, "вардхаманака", индры - Сугхоша и Махагхоша.

8-й род, Удадхи-кумара, "океанская молодежь", светлые, в темных одеждах. Их символ - лошадь, индры - Джалаканта и Джалапрабха.

9-й род, Двипа-кумара, "островная молодежь", красные, в темных одеждах. Символ - лев, индры - Пурна и Васиштха.

10-й род, Дик-кумара, "молодежь направлений горизонта", золотого цвета, в белых одеждах. Символ - слон, индры - Амитагати и Амитавахана.

А. Терентьев

БХАГА

БХАГА (букв, доля, счастье, а также Владеющий долей и отсюда - Наделитель (счастливой) долей) - ведийское божество из группы Адитья. Б. "правит", "владеет" богатствами, сокровищами, посылает их людям как выигрыш в состязаниях или добычу в походах; доставляет их удачливому на колеснице или на ладье. Посылает счастье вообще и в особенности - "домашнее" счастье, состоящее в достатке, чадородии, плодовитости, а также эротич. счастье женщины в замужестве и счастье материнства. Б. - один из гл. богов свадебного обряда. По нек-рым свидетельствам, наделяя человека "долей", Б. лишь выполняет веление солярных божеств - Савитара или Ушас. Б. (Доля) иногда фигурирует в паре с божеством Амшей (Частью). Связанный с архаич. идеей "доли", Б. в индуизме теряет значение, оставаясь лишь персонажем мифа о том, как Рудра, к-рому боги не уделили доли на жертвоприношении, отомстил им, в частности - ослепив Бхагу, а затем вернув ему зрение. Впрочем, этот мотив определенно возник в результате переосмысления древнего (зафиксированного в "Атхарваведе") представления о том, что Б. "счастье слепо" или "Б . слеп" - как слепы мн. божества судьбы в мифологич. традициях разных народов.

Я. Васильков

БХАГАВАДГИТА

БХАГАВАДГИТА (Песнь Господа) - религ.-философская поэма, входящая в 6-ю кн. "Махабхараты", один из гл. текстов древней индуистской лит-ры. Построена в форме беседы между двумя героями эпоса перед началом великой битвы - Арджуной и его колесничим Кришной; вдохновляя друга на битву ради торжества дхармы, справедливости, Кришна произносит проповедь, заключающую в себе вероучение, к-рое развивает идеи упанишад (Б. иногда называют "упанишадой") и выдвигает новые концепции, легшие потом в основу религ.-этической доктрины индуизма. Поэма сложилась в осн. на исходе I тыс. до н. э. Кришна выступает в Б. как воплощение высшего божества - Вишну, именуемого в Б. Бхагаваном. Учение Б. имеет выраженный теистич. характер. Бог в человеческом образе указывает Арджуне пути к спасению, освобождению от уз земного существования; помимо "пути знания", проповедуемого в упанишадах, не всем доступного, он указывает "путь деяния", к-рое не увеличивает бремя кармы, удерживающее человека в мире сансары, повторных рождений, если деяние ограничено бескорыстным исполнением своего долга (дхармы). Особенно плодотворной была идея бхакти, любви к богу, к-рую Б. провозгласила высшим из путей достижения вечного спасения; идея чисто эмоционального, не связанного с интеллектуальным познанием почитания бога, получила впоследствии распространение во мн. течениях индуистской религ. мысли. На протяжении веков до наших дней Б. оказывает огромное влияние на духовную жизнь индийского об-ва, оставаясь одной из самых почитаемых священных книг индуизма (особенно почитается вишнуитской сектой бхагаватов); известную роль в этом играют ее значительные художеств, достоинства. Влияние идейного содержания Б. распространяется и за пределами Индии. Являясь первым переведенным на европ. язык (английский) памятником древнеинд. лит-ры, Б. с конца XVIII в. привлекает внимание мн. мыслителей Запада - В. Гумбольдта, И. В. Гете, Р. Эмерсона, Дж. Рассела, Р. Роллана, О. Хаксли и др. Наиб, авторитетный комментарий на Б. принадлежит крупнейшему философу индийского средневековья Шанкарачарье (нач. IX в.).

В. Эрман

БХАГАВАН

БХАГАВАН (Обладатель благ) - эпитет бога, применяемый в основном к Вишну-Кришне. См. БХАГАВАТ.

БХАГАВАТ

БХАГАВАТ - первоначально, в Ведах, - эпитет, синонимичный слову "бхага " в значении "Владеющий долей", "Способный одарить долей", что в контексте прошений, обращаемых к божеству, имело смысл "щедрый", "милостивый". Постепенно превращается в постоянный эпитет гл. обр. таких богов, к-рые мыслились ведающими личной судьбой человека (Бхага, Дхатар). С первых шагов индуизма становится эпитетом его великих богов: Вишну и Шивы (напр., Швет. уп. III. 11: "бхагават... Шива"), но только в вишнуизме приобретает характер одного из осн. имен верховного бога (см. БХАГАВАТИЗМ); в переводах осн. религ.-философских текстов индуизма передается обычно как "Господь" (напр., "Бхагавадгита" - "Песнь Господа"). Пара терминов - "Б. " и "бхакта" - первоначально означала, по-видимому, личного бога, посылающего человеку его судьбу, и самого этого человека как "наделенного (судьбой)", реципиента судьбы. Со временем контекстуальное осмысление этих терминов резко изменилось: "бхакта" стало обозначать адепта, исполненного самозабвенной любви к богу, а "Б." - самого бога, являющегося объектом этой любви.

Я. Васильков

"БХАГАВАТА-ПУРАНА", "БХАГАВАТА"

"БХАГАВАТА-ПУРАНА", "БХАГАВАТА" - одна из восемнадцати великих пуран, посвящена по преимуществу Вишну-Кришне и его аватарам. Была создана на юге Индии предположительно в IX-X вв. и явилась одним из произведений, обобщивших опыт так называемого "южного бхакти". В многочисл. рассуждениях и диалогах (особенно в диалоге Кришны и Уддхава в гл. 11) "Бхагавата" утверждает новый ре лиг. идеал и новую систему отношений между человеком и богом. Особое значение имеет 10-я глава пураны, излагающая в новом ключе миф о Кришне (от рождения до возвращения в Матхуру). Здесь впервые появляется эпизод экстатической пляски Кришны с пастушками ("танец раса"), навеянный религ, практикой и поэтич. традицией южноиндийских вишнуитов. "Бхагавата" получила широкое распространение в общинах североиндийских бхактов. Кришнаиты считают ее своим свящ. текстом Переложения как пураны в целом, так и отдельных ее тлав (прежде всего главы 10) существуют почти на всех новоиндийских языках (бенгальском, маратхском, ассамском, телугу, каннара и т. д.).

Ю. Алиханова

БХАГАВАТИ

БХАГАВАТИ - дравидская богиня, культ к-рой распространен на Малабарском побережье (штат Керала). Почитается под разными именами как сельская ипостась Дурги. Отличается своенравным характером, способна насылать несчастья, болезни. Умилостивительные обряды включают кровавые жертвоприношения (петуха, барана, козла) и экстатич. пляски. Храмы Б. - это чаще всего грубые сооружения из каменных плит; богиня представлена в них воткнутым в землю трезубцем (тришула); нередки в этих храмах деревянные или терракотовые изображения коня, слона или тигра, к-рые служат ваханами богини.

А. Дубянский

БХАГАВАТИЗМ

БХАГАВАТИЗМ - направление в индуизме, возникшее в результате компромисса между развитой идеологией брахманизма и конкретными местными культами; термин часто используется как синоним вишнуизма. Контакты ариев с аборигенным населением привели к отождествлению и слиянию Праджапати-Брахмы с Нараяной - древним аборигенным божеством. В позднейших текстах он именуется Бхагаватом, т. е. "Наделяющим долей", "Подателем благ", "Владыкой", и постепенно приобретает брахманизированную форму. В сферу его культа втягивались ритуально-мифологич. традиции др. аборигенных божеств: Санкаршаны, Баларамы, Васудэвы, к-рые сложным образом переплетались. Существенным моментом Б. считается почитание аватар. Т. обр., в бхагаватистский пантеон была включена серия популярных местных культов, божества к-рых отождествлялись с Вишну-Нараяной. Популярная вишнуитская школа панчаратра отождествила Васудэву и нек-рых других богов культа с космическими эманациями и построила систему эволюции, в нек-рых чертах сходную с системой санкхьи (см. ВЬЮХА). Тем самым мифология Б. получила прочный космологич. фундамент. Основной женской ипостасью Бхагавата является Нашими - богиня успеха, благополучия и процветания, а также любви и красоты, известная и под именем Шри. Ее важный символ и атрибут - лотос. Архаичность культа Лакшми делает ее мифич. образ чрезвычайно сложным и противоречивым. К началу новой эры ее культ был брахманизирован и включен в офиц. пантеон в кач-ве супруги Яышну-Нараяны. Почитание Лакшми как супруги Нараяны составляет неотъемлемую часть Б. В средние века Лакшми и Нараяна превратились в идеал супружеской пары в лит-ре и искусстве и тема их любви стала одной из самых распространенных. Вместе с пуранической традицией в бхагаватизм-вишнуизм влились элементы шактизма: в нек-рых течениях Лакшми стала почитаться как шакти Вишну. Осн. культовым действием Б. является пуджа. Другие существ, черты культовой практики - чтение мантр, иногда сочетающееся с элементами йоги, нанесение на тело изображений атрибутов божества: раковины (шанкхи) и метательного диска (чакры). Широко распространенной была и практика поста, как и др. обетов. И м приписывалось магич. значение. Считалось, что они могли принести адептам необыкновенный успех в продвижении их по пути духовного совершенствования. В "Бхагавадгите" эмоциональная приверженность божеству (бхакти) провозглашается одной из важнейших добродетелей, а Бхагавят-Нараяна превращается в осн. символ космич. реальности.

М. Альбедиль

БХАДЖАНЫ

БХАДЖАНЫ - песнопения поэтов-проповедников традиции бхакти. Они группируются в тематич. блоки: выражающие любовь к богу и преклонение перед красотой его изображения; описывающие верующего как калеку, к-рого может излечить только бог; прославляющие поэтов-сантов и т. д., и исполняются в зависимости от времени суток, сезона, религ. события и т. д. Исполнение Б. сопровождается звучанием вины и ударных инструментов - талов и мруданги. Б. являются наглядной демонстрацией бхакти в действии: исполнение Б. концентрирует мысль на боге и устанавливает эмоциональную связь между верующим и объектом поклонения. С помощью Б. в значительной степени осуществляется процесс передачи традиции - как формальной - манера исполнения, реагирования и т. д., так и духовной.

И. Глушкова

БХАЙРАВА

БХАЙРАВА (Ужасный) - божество индуистской, буддийской и джайнской мифологии. Индуистский Б. рожден из крови Шивы и/или является одной из его гневных форм. Часто изображается в скульптуре и живописи, причем существуют разл. варианты его иконографии. Кала-Б. (Черный Б.) изображается с поясом из колокольчиков, с гирляндой из человеч. черепов, спутанными волосами, выступающими клыками; в его четырех руках - меч, трезубец (тришула), барабан и чаша. Согласно одному из мифов, отталкивающий облик Б. Шива обрел в наказание, после того как совершил преступление, отрубив Брахме его пятую голову; череп Брахмы при этом прилип к его руке, заменив собой чашу для сбора подаяния. Только когда Шива пришел в свящ. город Варанаси, череп сам упал на землю, что означало освобождение Шивы от греха. Из др. вариантов изображений Б. упомянем такие, как Капала Рудра (Рудра с чашей-черепом), Панчавактра (Пятиликий). Изображением Говинда-Бхайравы представлен грозный облик Вишну. В кач-ве ваханы Б. фигурируют волк или собака.

Я. Васильков

БХАЙРАВИ

БХАЙРАВИ - имя богини, супруги Бхайравы, одна из форм Дурги.

БХАКТ

БХАКТ (бхакта) - название адепта в движении бхакти.

БХАКТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БХАКТИ-МАРГА

БХАКТИ-МАРГА (путь бхакти) - путь любви, преданности, один из традиц. способов достижения мокши (наряду с йогой, джняна-маргой и карма-маргой). В "Бхагавадгите" Б.-М. (называемая бхакти-йогой) почитается наивысшим путем, доступным для духовно зрелых, овладевших др. путями адептов. См. БХАКТИ.

А. Дубянский

БХАРАТА

БХАРАТА - имя царя, от к-рого ведут свое происхождение упоминаемые в "Ригведе" воинств, бхараты; в "Махабхарате " - царь Лунной династии, сын Душьянты и Шакунталы, общий предок двух соперничающих ветвей рода - Пандавов и Кауравов. Согласно пуранам, Б. зовется древний царь первой манвантары, "периода Ману"; в "Рамаяне" же это имя носит младший брат Рамы, сын Дашаратхи, хранивший престол, пока тот находился в изгнании (как символ веры в возвращение законного престолонаследника Б. водрузил на трон Рамы его сандалии, - эпизод, часто символич. используемый в литературе).

С. Невелева

БХАРАТАВАРША

БХАРАТАВАРША (Страна Бхараты) - древнее название Индии. Впервые встречается в надписи царя Кхаравелы (I в. до н. э.). В "Ваю-" и "Вишну-пуранах" сообщается, что это страна, расположенная к северу от океана и к югу от Гималаев. О каком Бхарате идет речь, единого мнения нет. В индийской мифологии есть несколько персонажей с этим именем. См. также АРЬЯВАРТА, ДЖАМБУДВИПА.

А. Дубянский

"БХАРАТВАРШИЯ БРАХМО САМАДЖ"

"БХАРАТВАРШИЯ БРАХМО САМАДЖ" ("Индийский Брахмо самадж") - об-во, образовавшееся после раскола "Брахмо самадж" в 1866 (см. ШЕН, КЕШОБЧОНДРО).

Р. Рыбаков

БХАРАТИ

БХАРАТИ - в древнеинд. мифологии богиня, входящая в триаду вместе с Сарасвати и Илой (Идой) и особо тесно связанная с Сарасвати. Как и последняя, Б. - богиня речи и песнопения и, видимо, представляет собой др. наименование Сарасвати. Впрочем, функция Б. уже, чем у Сарасвати. Имя Б. произведено от Бхарата.

В. Топоров

БХАРТРИХАРИ

1) Великий философ-языковед V в. н. э., создатель философии лингвистич. недуализма (шабдадвайта), согласно к-рой абсолютное начало мира есть слово.

2) Лирический поэт, мастер малой формы, автор поэтич. сборника "Три сотни" ("Шатакатрая"). Отождествление двух Бхартрихари весьма проблематично.

А. Парибок

БХАСМАН

БХАСМАН (также вибхути) - свящ. пепел, важный атрибут шиваитского культа. Рассматривается как агнея, т. е. аспект Агни, и как форма самого Шивы (иногда как его семя). Обладает большой магич. силой: посыпание тела пеплом или нанесение трех параллельных полос из него на лоб, плечи и грудь вместе с произнесением мантр имеет огромный охранит, и очистит, смысл. Нек-рые секты (капалики, пашупаты) практикуют "бхасма-снана", купание в пепле, и даже поедание его. Для аскета покрытие тела пеплом означает символический контроль над силой тапаса, а также уподобляет его Шиве, к-рый окутан пеплом с кремационных площадок, где он танцует свой такец-тандава. Существует несколько разновидностей Б., в зависимости от того, что сжигается для его получения (сухой коровий навоз, различные породы деревьев) и где - в домашнем очаге, ведическом или т. наз. шиваитском (дрова из бильвы, ашваттха и др.).

А. Дубянский

БХАТТА АКАЛАНКА

БХАТТА АКАЛАНКА - известный дигамбарский мыслитель VIII в., прославившийся своими победами в диспутах над буддистами. О его жизни почти ничего не известно, лишь в колофоне "Таттвартха-раджа-варттики" (комментарий на "Таттвартхадхигама-сутру") он сообщает, что является сыном раджи Лагху Хавва. Помимо указанного комментария к числу важнейших работ Б. А. относятся "Ашташати" - комментарий на "Аптамимансу" Самантабхадры и логический трактат Ньяявинишчая.

А. Терентьев

БХИМА

БХИМА (Грозный; усеченная форма имени Бхимасена - Грозное воинство) - один из пяти братьев Пандавов, сыновей Панду и Кунти, царевичей из рода Куру, героев "Махабхараты"; второй из них по старшинству (после Юдхиштхиры). По "небесному" родству - сын и частичное воплощение бога ветра Вою, от к-рого унаследовал способность совершать длинные прыжки или летать, а также стремительность и сокрушительную мощь натиска, удара. Вообще его выделяет среди братьев исключит, физич. сила; врагов Б. обычно побеждает в рукопашной схватке. Важнейшая эпико-мифологич. функция Б., - очищение земли от чудойищ. В сельских индуистских культах (особенно часто у дравидских племен) Б. (Бхимсен) почитается как божество, с его именем связано поклонение древним менгирам или каменным колоннам (в том числе колоннам Ашоки), к-рые при этом рассматриваются иногда как "палицы Бхимы".

Я. Васильков

БХОГА-УПАБХОГА ВРАТА

БХОГА-УПАБХОГА ВРАТА - третий дисциплинарный обет (см. ШИКША-ВРАТЫ) в этике джайнизма, содержащий требование допустимого прогрессирующего отказа от всех средств существования.

А. Дюранов

БХРИГУ

БХРИГУ - мифич. мудрец, упоминаемый еще в "Ригведе", чьи потомки принесли людям огонь, найденный ими в водах. В послеведийской мифологии Б. причисляется к Праджапати, сыновьям Брахмы; мифы рассказывают о его великом могуществе. В числе его потомков - Парашурама и Аурва, чей гнев породил вселенский огонь, таящийся на дне океана (Лгни).

В. Эрман

БХУБАНЕШВАР

БХУБАНЕШВАР - столица штата Орисса, крупный центр шиваизма. Название происходит от эпитета Шивы - Трибхубанешвара (Властитель трех миров). Легенды говорят об имевшихся здесь в прошлом 7000 храмах. Сейчас их численность, по нек-рым данным, около 500, причем лишь несколько из них посвящены Вишну и Дэви. Всемирно известен гл. храм Б. - Лингараджа. Его комплекс складывался в период примерно с VII по XII в. Шива представлен здесь естественным (сваямбху) лингамом - большим куском гранита, помещенным в каменное кольцо - йони диаметром 2,5 м. Наиб, древняя часть храма - вимана высотой 55 м. Ее строительство было завершено царем династии Кесари Лалатендрой (VII в.). Позже были построены соединенные с виманой здания: зал для собраний адептов (джаганмохан), зал для приношений (бхог мандир), для ритуальных танцев (нат мандир). Ансамбль, к-рый составляют помимо этого еще несколько храмов, обнесен высокой и мощной стеной, сложенной из громадных каменных блоков. За ее пределами разбросано множество храмов разной величины. Нек-рые из них повторяют форму главного святилища. К сев. от храма - храмовый пруд Виндусагар ("Капля океана"), к-рый, как считается, содержит воду из всех священных рек и водоемов Индии. Посередине его Джаль-мандир (Водный храм), куда во время праздников привозят шивалингам для омовения. Из др. храмов Б. выделяется небольшой, но исключительно гармоничный храм Муктешвара. Его стены, как, впрочем, и у многих храмов Б., покрыты искусной каменной резьбой и скульптурой, изображающей богов, мифологич. персонажей, сцены войны и мирной жизни. Художественным совершенством отмечены также храмы Парашурамешвара (самый древний в Б.) и Раджарани. В 6 км от Б. в горах Удаягири и Кхандагири сохранились джайнские пещерные храмы (среди них встречаются буддийские и индуистские). Фасады пещер также украшены резьбой, барельефами не только на религиозные, но и на светские темы. Сейчас в этом месте устроен музей.

А. Дубянский

БХУТЫ

1) Злые духи, один из низших разрядов демонов. Б. упоминаются уже в упанишадах как вредоносные существа. Они насылают несчастья и болезни на людей, порчу - на скот, губят урожай и т. п. Особенно опасны Б. для тех, кто не приносит им умилостивительные жертвы (балы); обитают они в лесах и в брошенных домах. Позднее стали ассоциироваться с претами и считаются душами мертвых, умерших насильств. смертью или оставленных без погребальных обрядов. Включаются в демонич. свиту Шивы.

2). Элементы мироздания, к-рых насчитывается пять (панчабхута): земля, вода, огонь, воздух, эфир (акаша).

В. Эрман

Предыдущая страница Следующая страница