Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
Статьи на букву "А" (часть 1, "АБУ"-"АНА")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "АБУ"-"АНА")

АБУ

АБУ - гора Абу - известный джайнский храмовый комплекс на юго-западе Раджастхана, являющийся центром массового паломничества и славящийся несравненной резьбой по мрамору. Два храма горы Абу особенно знамениты: Вимала Васахи - храм, построенный зодчим Вималой в XI в. и посвященный тиртханкару Ришабхе; Луна Васахи - храм, построенный в XIII в. и посвященный 22-му тиртханкару Неминатхе.

А. Терентьев

АБХАВА

АБХАВА (от "бхава" с отрицательным префиксом) - "отсутствующее. В вайшешике после Прашастапады - седьмой род реально сущего. Делится на четыре вида:

1) вещь (или иное сущее), отсутствующая до своего возникновения;

2) отсутствующее после своего разрушения;

3) отсутствующее в ином, не своем качестве - горшок в качестве циновки есть отсутствующее;

4) отсутствующее в данном месте.

В терминологии "инструментов верного познания" А. есть отсутствие любого из известных актов познания, что, согласно подшколе Кумарилы в мимансе, системно понимается как особый акт познания, к-рым познается реальное отсутствующее. В иных даршанах отсутствующее познается либо выводом, либо восприятием.

А. Парибок

АБХАНГ

АБХАНГ - жанр маратхской религиозной поэзии. Тематика его разнообразна - от подробностей жизни до философских рассуждений, но главное содержание одно - восхваление бога и описание взаимоотношений с ним поэта-адепта. Зародился в фольклорной среде. Его использовал самый ранний из известных маратхских поэтов Мукундрадж (XII в.), затем его популярности способствовало творчество ср.-век. поэтов-бхактов Днянешвара, Экнатха, Намдэва, Рамдаса. Более 4,5 тыс. А. принадлежит Тукараму (XVII в.). Различают малый А. из двух строк и большой с произвольным числом строк в различных разновидностях народного метра "ови". Рифмуются обычно первые три строки.

А. Цубянский

АБХЕДАНАНДА, СВАМИ

АБХЕДАНАНДА, СВАМИ (домонашеское имя Калипрасад Чандра, 1866-1939) - религ, деятель и мыслитель, один из прямых учеников Рамакришны. Родился в Калькутте в семье преподавателя англ. языка. В юности изучал западную и индийскую философию. Духовные искания молодого интеллектуала привели его к Рамакришне; их первая встреча состоялась летом 1884. С тех пор А. входил в узкий круг наиб, близких к учителю его последователей. К этому же времени относится начало дружбы А. с Вивеканандой. А. был одним из тех, кого умирающий Рамакришна выделил как будущих монахов - распространителей его учения. После смерти Рамакришны (1886) А. столь истово занимался духовной практикой, что даже среди своих товарищей - учеников Рамакришны заслужил прозвище аскет . Приняв обет санньясина, он становится странствующим монахом и начинает паломничество по святым местам Индии. В 1896 Вивекананда, находившийся в Лондоне, вызывает его к себе для чтения лекций и руководства работой ведантистского об-ва. После отъезда Вивекананды А. остается на Западе и возглавляет всю многогранную деятельность последователей Рамакришны сначала в Европе, а с 1897 в США. В 1921, увенчанный мировой славой, он навсегда возвращается в Индию, где становится вице-президентом "Миссии Рамакришны ". После пешего паломничества в Тибет он поселяется в Калькутте, где создает Ведантистское общество имени Рамакришны. В 1925 А. встретился в Дарджилинге с Махатмой Ганди и благословил его от имени учеников Рамакришны. В 1937 председательствовал на Всемирном Парламенте Религий, посвященном 100-летию со дня рождения Рамакришны. Пережив всех остальных прямых учеников Рамакришны, А. скончался 8 сент. 1939 в Калькутте и был кремирован на том же месте, что и его учитель. Автор мн. книг. Поли. собр. соч. А. издано в 11 томах (на англ. яз.).

Р. Рыбаков

АБХИШЕКА

АБХИШЕКА - окропление - центральный момент ритуала царского посвящения раджасуя. Жертвователя (царя) окропляли водой из различных рек, налитой в 4 сосуда из разных пород дерева. Ему вручались лук и стрелы. Затем, воздев к небу руки, царь совершал по шагу в направлении каждой из сторон света, тем самым как бы магич. овладевая горизонтальным пространством. В нек-рых формах обряда этот акт мог принимать форму военного набега на соседей, живущих в четырех направлениях. Царь совершал также "три шага Вишну", символизировавшие овладение вселенной в вертикальном ее делении (земля, воздушное пространство, небеса). На протяжении обряда царь постоянно отождествлялся с богами, особенно с Индрой, и сама А., называемая также "А. великого Индры", мыслилась осуществляемой по образцу обряда посвящения Индры на небесное царство. В послеведийскую эпоху название "А", и нек-рые элементы ее структуры были усвоены обрядами релит, посвящения (напр., в тантрическом буддизме).

Я. Васильков

АБХИШТАДЭВАТА

АБХИШТАДЭВАТА - иштадэвата - личное божество, к-рому поклоняется индуист наряду с божествами местным (грамадэвата) и семейным, или родовым (куладэвата). В отличие от двух последних, определенных ему по рождению, А. индус выбирает сам из общего пантеона той ветви индуизма, какой он принадлежит. Поклонение А. совершается в домашнем алтаре, в изоляции даже от близких родственников; изображение личного божества скрывают от чужих глаз; небольшие по размеру изображения хранят при себе.

Н. Краснодембская

АВАТАРА

АВАТАРА (букв, нисхождение) - воплощение божества на земле. Индуистская концепция А. связывается с мифологией Вишну, однако упоминаются земные воплощения и др. богов (напр., Праджапати первонач. превращается в рыбу, черепаху и вепря). В отличие от последних А. Вишну объединяются в канонич. списки, оперирующие стабильной сюжетикой; наиб, популярный из них: рыба-матсья, черепаха-курма, вепрь-вараха, человек-лев - нарасимха, карлик-вамана, Рама с топором - Парашурама, Рама - герой "Рамаяны", Кришна, Будда и Калки Вишнуяшас. В диахронич. последовательности А. традицией усматривается отражение процесса эволюции жизни на земле (и тем самым - раннеисторич. восприятия времени): первые три А. териоморфны, фиксируя развитие живого от рыб к млекопитающим; две следующих обозначают переход к антропоморфности; остальные же свидетельствуют о постепенном совершенствовании человека, сочетающего героику с высшей духовностью. А. Вишну объединяет идея спасения и охраны миропорядка в разных ее модификациях вплоть до близкой мессианству, что получает наиб, полное выражение в сюжете последней из А., связанной с образом Калки. Концепция А. выявляет свойственную индуизму уже на ранней стадии его формирования способность ассимилировать первонач. чуждые ему верования и религиозно-философские идеи, о чем говорит, в части., включение Будды в число земных воплощений Вишну. В буддизме и джайнизме имеются до нек-рой степени сходные представления о множестве будд и тиртханкаров.

С. Невелева

АВАШЬЯКА

АВАШЬЯКА - шесть ежедневных обязанностей джайна-мирянина: самайика, восхваление тиртханкаров, поклонение аскетам, покаяние в совершенных проступках, отказ от намерений совершать вредные действия, временное отречение от тела.

А. Дюранов

АВИДЬЯ

АВИДЬЯ - метафизическое неведение, считающееся во всех (кроме сугубо эмоционально-теистич.) направлениях традиц. мысли первопричиной изменчивого и тягостного бытия индивидуума в сансаре. Конкретизация А. разнится в даршанах. Так, в ньяе это неведение философских топик этой системы, в санкхье и йоге - незнание существенной неслиянности духа и материи (Атмана-пуруши и пракрити), в веданте - непостижение тождества себя с Абсолютом (Брахманом). Преодоление А. также мыслится по-разному: с помощью дискурсивной мысли; йогой (т. е. преображением психики); интеллектуальной метафизич. интуицией.(См. ВИДЬЯ.)

А. Парибок

АГАМА

АГАМА - разновидность др.-инд. религ.-философских текстов, составленных в нач. I тыс. и выделяемых в особый неведийский комплекс. Иногда их причисляют к шрути и делят всю священную лит-ру на ведийскую и агамическую; иногда А. считают даже священнее Вед; иногда причисляют к тантрам. А. обычно состоят из кратких изречений - сутр на санскрите или пракритах. А. относятся к шиваизму, вишнуизму или шактизму и делятся по содержанию на теолого-философские, йогические и ритуальные. Нек-рые А. содержат предписания о закладке и строительстве храмов, об изготовлении статуй и т. п. храмового инвентаря. Наиб, употребительны А., описывающие и разъясняющие храмовый ритуал и дающие наставления по поводу жертвоприношений, празднеств и ежедневных религ. обязанностей индусов. В Северной Индии А. (напр., тантра-шастра) противопоставляются Ведам, называемым в этом случае нигама. На юге Индии большинство А. связано с шиваизмом. Наиб, авторитетные тексты - "Камикагама" и "Каранагама". Популярные А. нередко называют дравидскими пуранами юга.

М. Альбедиль

АГАМА, ИЛИ СИДДХАНТА

АГАМА, или СИДДХАНТА - собрание канонич. текстов джайнизма. Предание говорит, что поучения Махавиры собрали его главные ученики, ганадхары, оформив в виде 14 лекций. Впоследствии каждый из 11 ганадхаров составил по одному тому наставлений, к-рые и образовали ядро джайнского канона. Эти 11 книг именуются "анга". 12-й анга, в к-рый были включены 14 лекций, утрачен. Исследователи этого собрания текстов, записанных только в V в. н. э. на языке ардхамагадхи, полагают, что мн. из них созданы на неск. столетий позже, чем считает традиция. Дигамбары вообще не признают канона, полагая, что в нем нет подлинных текстов, т. к. все они безвозвратно утрачены. Поэтому наиб, авторитетное изложение своего учения они видят в группе более поздних трактатов, написанных на пракрите и санскрите и разделенных на "четыре веды". Первая из них, "Пратхамануйога", включает тексты, касающиеся в осн. "мировой истории", вторая, "Каранануйога", - космологические тексты, "Дравиануйога" - религ.-философские трактаты и "Чаранануйога" - тексты по этике и ритуалу.

А. Терентьев

АГАСТЬЯ

АГАСТЬЯ - упоминающийся в "Ригведе" в кач-ве создателя ряда гимнов знаменитый мудрец-риши. Родился в кувшине от семени Митры и Варуны. К числу наиб, известных из связанных с ним сюжетов принадлежат следующие: о том, как горный хребет Виндхья склонился перед ним, чтобы дать ему возможность пройти на юг (сюжет, традиц. интерпретируемый как отражение процесса распространения индоарийского влияния на юг субконтинента); о том, как этот мудрец выпил океанские воды, в к-рых укрылись от богов их недруги-демоны, и о поглощении асуры Ватапи (демоноборчество); о том, как царь Нахуша силой проклятия А. был превращен в змея (отзвук брахманской апологетики). На юге Индии образ А. приобрел черты культурного героя. Он принес туда тамильский язык и его грамматику, полученные им от Шивы, покровительствовал поэтическим академиям в Мадурай.

С. Невелева

АГНИ

АГНИ (Огонь) - бог огня. В "Ригведе" - второе по числу упоминаний божество, культ к-рого сохраняет черты, восходящие к индоиранскому периоду; в гимнах его образ еще не отграничивается отчетливо от священного огня, к-рый он олицетворяет и к-рый занимает центральное место в ведийском ритуале наряду с Сомой, с которым А. чаще всего ассоциируется в Ведах. В гимнах А. прославляется как Пожиратель жертвы (Хуташана), возносящий ее к богам, жрец богов, посредник между ними и людьми. Связанный с повседневной жизнью людей, особенно же со свадебными и похоронными обрядами, А. - также бог домашнего очага, Принадлежащий всем людям (Вайшванара), Ведающий рожденных (Джатаведас). В Ведах тесно ассоциируется с мифич. родами жрецов огненного культа - Атхарванами, Ангирасами, Бхригу, принесшими огонь людям. В древних текстах подчеркивается множественность проявлений А. Объединяющий 3 сферы ведийской вселенной, А. - "трижды рожден" (в небе - солнце, на земле - огонь, в атмосфере - молния), имеет 3 обители; в гимнах часто отождествляется с др. богами, в чем усматривается тенденция к монотеизму. В гимнах образ А. еще слабо антропоморфизован; зооморфные его образы в Ведах - бык, конь, птица (посланец, связующий земной и небесный миры), козел (ассоциирующийся с разрушительным аспектом). Позднее значение А. умаляется. В послеведийском пантеоне А. занимает место в группе локапалов, подчиненной верховной индуистской триаде; антропоморфный образ определяется отчетливее. В моральном аспекте А. - всеведущий, выступает как испытывающий и свидетельствующий правду, в космическом - как создатель и разрушитель вселенной, испепеляющий ее в конце мирового цикла 4 юг. Ритуальная функция А. сохраняет значение в индуизме. Женой А. именуется Сваха - персонификация ритуального возглашения. В послеведийской лит-ре А. рассматривается также в физиологическом аспекте как элемент живого организма - "утробный" огонь (аударья). Представление об А., живущем в деревьях, восходит к ведийскому обряду добывания священного огня трением ритуальных палочек (арани).

В. Эрман

АГНИХБТРА

АГНИХБТРА - возлияние на жертвенный огонь молока с жидкой кашей, совершаемое ежедневно утром и вечером, один из важнейших ритуалов Вед, сохранившийся в индуизме. От постоянной А. (нитья) отличают совершаемую по желанию (камья). В ведийских ритуальных текстах А. придается мистич. значение.

В. Эрман

АГНИЧАЯНА

АГНИЧАЯНА - обряд воздвижения алтаря Агни, описываемый подробно в брахманах, где ему придается символич. и мистич. значение, и алтарь отождествляется с самим богом; он слагается из 10 800 кирпичей в форме птицы с распростертыми крыльями. Один из самых сложных обрядов ведийского ритуала, длящийся год, с жертвоприношением животных и чтением священных формул (см. ЯДЖУС).

В. Эрман

АГРАХАРА

1) Земля или деревня, выделявшаяся царем в качестве дара брахману;

2) Квартал или улица, где живут только брахманы.

А. Дубянский

АГХИРИ

АГХИРИ - последователи шиваитского культа Агхорапантха, основанного, по преданию, Горакхнатхом. По нек-рым характерным чертам (поедание трупов, питье вина из чаш, сделанных из черепов, и т. п.) сближаются с сектой капалика. А. - немногочисленны, живут преимуществ, на севере Индии.

М. Альбедиль

АДВАЙТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДДХАЛОКА

АДДХАЛОКА (нижний мир) - диски семи нижних земель; расположены ниже срединного мира, причем диаметры этих земель тем больше, чем ниже они помещены. Разделены все земли прослойками воздуха, воды и пространства. Верхняя из них, Ратнапрабха, блистает как драгоценность и находится на 1000 йоджан* ниже срединного мира. Ратнапрабха разделена на три слоя. Верхний, Кхарабхага, имеет толщину 10 000 йоджан, средний, Панкабхага, - 84 000 йоджан, а нижний, Аббакулабхага, - 80 000 йоджан. Вторая из нижних земель, Шаркарапрабха, блестит подобно сахару и имеет толщину 32 000 йоджан. Следующая, Валукапрабха, обладает цветом песка и толщиной в 28 000 йоджан. Далее - Панкапрабха, цвета грязи, толщиной 24 000 йоджан; Дхумапрабха, цвета дыма, толщиной 20 000 йоджан и, наконец, "темная земля", Тамахпрабха, толщиной 16000 йоджан и имеющая толщину 8000 йоджан Махатамахпрабха, на к-рой царит полная тьма. На всех этих землях расположены ады (нарака).

Йоджана - мера длины, равная примерно 17 км.

А. Терентьев

АДЖИВИКА

АДЖИВИКА (средства к существованию, (правильный) образ жизни) - одна из традиций шраманов. Подлинных текстов не осталось; нек-рые черты учения восстанавливаются из пристрастно-неприязненных описаний критиков, в осн. по текстам буддийского и джайнского канонов (VI-V вв. до н. э.). Видный вероучитель (но не основатель) А. - Маскарин Гошала (пали - Маккхали Госало), современник Будды. Джайнские источники рисуют его ренегатом Махавиры после шести лет ученичества. В дальнейшем А. упоминается вскользь и с неизменным осуждением в разл. текстах вплоть до XIII в. В основе спекулятивных воззрений А. - объективный детерминизм, не оставляющий места целесообразной человеческой деятельности. Все в мире вершится по судьбе-необходимости, людские поступки не влекут за собою соответствующих им плодов, т. е. нет религ.-духовных плодов и кармы в строгом понимании, хотя перевоплощения признаются. Такой взгляд ("нет отца, нет матери, нет учителя, все происходит в силу рока, обстоятельств и природы существ") ведет к полному аморализму, в чем и упрекали А. Следование образу жизни шраманов тогда можно объяснять ленью и уклонением от тяжелой работы в миру, а аскеза есть видимость, т. е. способ заработать себе на жизнь (аджива). Так А. предстает "философией", как рефлексией практики и менталитета люмпенства. Однако этот напрашивающийся вывод подозрительно карикатурен. А. отвергала пользование одеждою, но, в отличие от остальных традиций, не требовала целомудрия. В схематизации понятий (по будд, источникам) заметна склонность к числу 7: по 7 классов богов и людей, 771000 видов заработка и пр. Все существа достигнут избавления от сансары через 8400 тыс. кальп. Наличие в А. теоретич. мысли сомнительно; если она была, то категориально интересно разведение понятий необходимости и причинности, т. е. первая признается, а вторая отрицается.

А. Парибок

АДИ БРАХМО САМАДЖ

АДИ БРАХМО САМАДЖ ("Изначальное общество почитания Брахмана") - название, к-рое получила ре лиг.-реформаторская группа, возглавляемая Дебендронатхом Тагором после раскола "Брахмо самаджа" (1866). Продолжая отрицать непогрешимость Вед и идолопоклонство, эта группа все более становилась своего рода протестантской сектой внутри индуизма и даже устами одного из своих лидеров, Раджнараяна Бошу, провозглашала превосходство индусской религии и культуры над христианской теологией и цивилизацией.

Р. Рыбаков

"АДИ ГРАНТХ"

"АДИ ГРАНТХ" (букв. "Изначальная книга"). Гуру Грантх, Гуру Сахиб - свящ. книга сикхской религии, к-рая содержит соч. сикхских гуру Нанака, Ангада, Амар Даса, Рам Даса, Арджуна, Тегх Бахадура, Гобинд Сингха. "А. Г." считается символич. представителем всех гуру, средоточием их учения и всей божественной мудрости, что придает "А. Г." в глазах верующего сикха статус "Книги - гуру на все времена". "А. Г." - главный объект релит, почитания у сикхов. "А. Г." была составлена и записана пятым гуру Арджуном и его учеником Гурдасом к 1604; позднее книга дополнялась сочинениями других гуру, десятый гуру Гобинд Сингх придал ей исключительное сакральное значение. Наряду с сочинениями сикхских гуру в "А. Г." вошли стихи ср.-век. св. и мистиков - индуистов и мусульман (бхакта Кабира, суфия шейха Фарид-уд-дина и др.).

"А. Г." включает в себя более 6 тыс. стихов. Гимны расположены в соответствии с рагами инд. классич. музыки, т. к. все они предназначены для чтения нараспев в классич. стиле. Язык "А. Г." - так наз. "садхбхаша", в к-ром трудно провести границу между хинди, панджаби и др. диалектами. (Стихи записаны шрифтом гурмукхи) Чтение "А. Г." является гл. содержательным моментом сикхского ритуала.

Е. Успенская

АДИ-ПУРАНА

АДИ-ПУРАНА - авторитетный текст джайнов-дигамбаров; содержит жизнеописания 63 джайнских святых, а также легенды, относящиеся к ним. А.-П. была составлена в IX в. Джинасеной, дополнена Гунабхадрой.

М. Альбедиль

АДИТИ

АДИТИ - богиня, упоминаемая уже в Ригведе как мать группы богов Адитья; самостоятельной роли почти не играет. Толкуется как персонификация отвлеченного понятия (А. букв, несвязанность, бесконечность). В Ведах выступает в зооморфном образе коровы (иногда отождествляется с Землею). В послеведийской мифологии - одна из дочерей Дакши, жен Кашъяпы.

В. Эрман

АДИТЬЯ

АДИТЬЯ - группа богов, определяемая в Ведах числом 7 или 8; принадлежат к древнейшим в пантеоне (восходят, очевидно, к индоиранскому периоду). В Ведах имена А. ("сыновей Адипи): Митра, Варуна, Арьяман, Бхага, Дакша, Амша; имя 7-го не называется, 8-м назван Мартанда, противопоставляемый старшим как смертный, прародитель людей (впоследствии отождествляется с Солнцем).

В Ведах А. связаны с брачным ритуалом; происхождение их неясно; в пантеоне они не занимают заметного места (исключая Варуну). В послеведийском пантеоне число их возрастает до 12 (потом ассоциируются со знаками солнечного зодиака), в группу включаются боги, ранее в нее не входившие, в т. ч. Индра, Вивасват, бог солнца, Вишну (как младший). Впоследствии Адитья - одно из имен бога солнца.

В. Эрман

АДХАРМА

АДХАРМА (дхарма с отрицательным префиксом) - кривда, неправда, беззаконие, бесчинство, нарушение должного.

А. Парибок

АДХВАА

АДХВАА - жертвоприношение сомы.

АДХВАРЬЮ

АДХВАРЬЮ - жрец, к-рый совершает обрядовые действия при жертвоприношении, сопровождая их чтением яджусов; традиции и компетенции А. принадлежит Яджурведа, иногда называемая А.

В. Эрман

АИЯНАР

АИЯНАР (тамил, господин, от санскр. арья) - сельский бог (грамадэвата), связанный с земледелием и плодородием, охранитель селений от демонов. Культ А., возможно, восходящий к протоиндийской эпохе (бог-буйвол), сохранился в нек-рых районах Юж. Индии. А. - сын Шивы и Мохини, женской ипостаси Вишну (одно из имен А. - Харихарапутра, т. е. сын Харихары). Изображается с трезубцем (или рогами) на голове, часто как воин - пеший, конный или на слоне. Характерный атрибут храмов А. - терракотовые кони, на к-рых его войско совершает ночные объезды селений. Известен также под именем Шаста (тамил. Саттан) - наставник, правитель.

А. Дубянский

АЙОДХЬЯ

АЙОДХЬЯ - древний город в вост. части штата Уттар-Прадеш, на р. Гогра (Сараю), в окрестностях совр. г. Файзабада. Истории, столица Кошалы, резиденция легендарных царей династии Икшваку, прежде всего - Рамы, героя "Рамаяны", аватары Вишну. Крупный центр паломничества. А. почитается также джайнами как родина семи джайнских вероучителей. В раннее средневековье была значительным центром будд, культуры. Позднее мусульм. правители, разрушая индуистские, буддийские и джайнистские святыни, возводили на их месте мечети. В последние годы А. стала местом все обостряющегося межобщинного индуистско-мусульм. конфликта.

Я. Васильков

АЙРАВАТА

АЙРАВАТА - имя полученного при пахтании океана богами и демонами слона Индры, одного из дигнагов, "слонов сторон света", охраняющего Восток.

С. Невелева

АКАЛ ТАХТ

АКАЛ ТАХТ (букв, трон Бессмертного) - одна из гл. сикхских святынь; находится в г. Амритсаре рядом с Золотым храмом, на зап. стороне свящ. пруда. А. Т. и гурдвары в Патне, Анандпуре и Нандере, связанные с именем гуру Гобинд Сингха, являются особо свящ. и называются "тахт" - "троны" гуру. А. Т. был возведен как символ светской власти в 1606. Здесь решаются мирские дела общины. На площади перед А. Т. собирается сикхская община на праздники, собрания и т. п.; проводится церемония посвящения в сикхскую общину. По традиции в А. Т. помещается на ночь "Ади Грантх" из Золотого храма, к-рую каждое утро торжественно переносят обратно. В А. Т. хранятся драгоценные для сикхов предметы, напр, меч гуру Гобинда; здесь же хранится документация сикхской общины. А. Т. считается гл. храмом Акали сикхов. А. Т. - штаб-квартира некоторых сикхских обществ, и политич. орг-ций. А. Т. был разрушен в 1984 в ходе операции инд. властей против сикхских экстремистов и впоследствии восстановлен.

Е. Успенская

АКАЛИ

Название происходит от эпитета бога в сикхизме - Акал: Вечный, Вневременный, Бессмертный.

1) А. сикхи - см. НИХАНГИ.

2) А. - движение хальсы за установление общинного контроля над сикхскими гурдварами в 1919-1926.

К нач. XX в. стало очевидным нетерпимое положение в храмах хальсы, управление к-рыми осуществляли враждебные общинным интересам хальсы маханты. Махантов поддерживали англ. правители Индии, к-рые сами контролировали четыре гл. сикхских храма. Пробуждению обществ, интереса в этом вопросе способствовала деятельность Сингх сабхи. Борьба за возвращение гурдвар под контроль хальсы велась против махантов и против правительства, что обусловило ее значение в контексте общенародной борьбы за независимость Индии: движение А. присоединилось к кампаниям массового несотрудничества под руководством Махатмы Ганди. В ходе борьбы А. уже в 1920 сикхи создали выборный Комитет по управлению гурдварами (Широмани гурдвара прабандхак комити). Кровавые конфликты продолжались еще несколько лет, сопротивление махантов и борьба правительства с лидерами А. отодвинули окончат, решение проблемы. Лишь в ноябре 1Закон о сикхских гурдварах санкционировал переход управления храмами к Комитету по управлению гурдварами, к-рый с тех пор является авторитетнейшим органом сикхской общины. С принятием Закона об управлении гурдварами А. прекратило существование как массовое движение, но политич. орг-ции А. активно участвовали в нац.-освободительной борьбе против англ. колонизаторов и сохранили свое влияние на долгие годы. См. также АКАЛИ ДАЛ, ГУРДВАРА, МАХАНТЫ.

Е. Успенская

АКАЛИ ДАЛ

АКАЛИ ДАЛ - партия сикхских конфессионалистов. Была создана в ходе движения Акали как одна из групп политич. руководства движением в 1921. А. д. стремится сплотить всех сикхов (ее называют "партией пантха") и последовательно отстаивает их общинные интересы. В период борьбы за независимость Индии А. д. сотрудничала с ИНК, участвовала в кампаниях гражданского несотрудничества под руководством Махатмы Ганди; акалисты входили в ИНК, когда считали это удобным, и резкого противостояния не было вплоть до 70-х гг. После 1А. д. сосредоточилась на борьбе за власть в Пенджабе, за раздел Пенджаба на панджабиязычный и хиндиязычный штаты. В 1973 партия приняла решения, приведшие к антиконгрессистской направленности ее политики. В последние годы А. д. представляет собой несколько направлений, активно участвующих в политич. жизни, но в целом занимающих умеренные позиции и стремящихся к законным методам решения сикхских проблем. А. д. много лет контролируется Комитетом по управлению гурдварами.

Е. Успенская

АКАША

АКАША - эфир как одна из пяти материальных первостихий (бхута) всегда строго отличен от пространства, т. е. места и ориентации. В вапшешике и ньяе А. - субстанция, носитель качества звука, она едина, безгранична и вечна. В санкхъе различаются "причиняющая" и "причиненная" А. "Причиняющая" А. есть праматерия, в к-рой бесструктурный тамас преобладает над саттвой, она всепроникающа и не может пониматься как чистое отсутствие препятствий. От взаимодействия этой А. с раджасом порождается потенциальность звука (или А.), к-рая, соединяясь с "началом первостихий", превращается в атомы А., т. е. в "причиненную" А. Эти атомы пребывают в "причиняющей" А. и служат материалом дальнейшего усложнения материи. Размеры их конечны. Сходно понимается А. в веданте, однако место праматерии занимает там майя. Представления об А. развились из осмысления природы членораздельного звука и его онтологической сути.

А. Парибок

АКШАМАЛА

АКШАМАЛА - четки. Шиваиты делают их обычно из высушенных плодов дерева рудракша (Eleocarpus ganitrus), может быть 14 разновидностей; вишнуиты - из веточек или зерен растения туласи. Число бусин в индуистских четках различно, чаще всего - 50 или 108.

М. Альбедиль

АКШАРА

АКШАРА (неуничтожимый)

1) В санскритской лингвистической традиции - выделяемая в потоке речи единица, состоящая из гласной и группы предшествующих ей согласных, обычно, но не всегда, соответствующая слогу (ср. слогоделение pra-gal-bha и деление на акшары pra-ga-lbha); также передающее эту единицу на письме начертание, складывающееся из знака для согласного или лигатуры согласных и постконсонантного знака для гласного.

2) В философии (преимущественно грамматической) - сущностное свойство Брахмана - нетленность.

А. Парибок

АЛАКШМИ

АЛАКШМИ - богиня, олицетворяющая несчастье, неудачу, бедность, злой рок. В нек-рых местах, напр, в Бенгалии, в праздник Наваратри, перед Дурга-пуджей и после Сарасвати-щджи почитают А., чтобы отвратить ее от своего порога, затем моют ноги, совершают ритуальное очищение, чтобы совершить Лакшлш-пуджу и пригласить Лакшми в дом. А. изображается старой седой женщиной с морщинистым лицом. Существует выражение "Лакшми-Алакшми", означающее превратности человеческой жизни.

Н. Краснодембская

АЛЛАХАБАД

АЛЛАХАБАД (санскр. Праяга, хинди Праяг) - один из древнейших и крупнейших центров индуистского паломничества. Наибольшим почитанием пользуется Тривени ("Три потока") - место слияния Ганги, Джамны и мифич. "подземной" Сарасвати. С древнейших времен засвидетельствован здесь культ священного дерева, "нетленной смоковницы" (Акшаявата). Название "Праяга" означает "место жертвоприношения"; согласно мифу, здесь некогда совершали жертвенный обряд боги во главе с Праджапати. Главная черта местного культа - периодич. паломнические празднества (мелы), из к-рых главная - Кумбхамела - устраивается раз в 12 лет и собирает до нескольких миллионов паломников, совершающих омовения в водах Тривени. Ритуальное самоубийство практиковалось здесь до Нового времени, когда было запрещено британской администрацией. Популярны и нек-рые объекты паломничества в окрестностях А., связанные с именами известных мифич. и легендарных персонажей (Нахуша, Яяти, Пуруравас и др.).

Я. Васильков

АЛЬВАРЫ

АЛЬВАРЫ (тамил, "углубленные (в бога)") - наименование 12 тамильских поэтов-вишнуитов, творивших с VI по X в. Их произведения объединены Натхамуни (кон. IX - нач. X в.) в корпус "Налайира тиввияппирабандам" ("Божественные пирабандхи (циклы) из 4000 стихов"). А., развивая традицию воспевания Тиру маля-Вишну, представленную в ранней тамильской поэзии антологией "Парипадаль" и "Силаппадигарам" ("Повесть о браслете"), создали грандиозный поэтич. комплекс, ставший своеобразной "вишнуитской Ведой" не только для юга, но и для севера Индии. Рамануджа (XI в.), великий индийский философ, чье творчество оказало громадное влияние на развитие вишнуизма в Индии, писал на санскрите, но опирался на созданный А. тамильский поэтич. канон. Один из А. - Перияльвар (IX в.) был, видимо, первым индийским поэтом, создавшим цикл лирич. гимнов о Кришне-пастухе ("Кришнаяна"). Его приемная дочь Андаль прославилась кришнаитской поэмой "Тируппавей" ("Священный идол"). Очень популярны на юге произведения таких А., как Тирумангейальвар (IX в.), Наммальвар (IX-X вв.). Циклы их гимнов называются

"Тируможи" ("Священная речь"). Пением творений А. и сейчас сопровождаются храмовые ритуалы, службы, праздники в храмах Юж. Индии.

А. Дубянский

АМАВАСЬЯ

АМАВАСЬЯ (букв, совместное проживание) - ночь новолуния в индийских календарях; считается, что Луна и Солнце сходятся в этот момент в общем "доме". С А. начинается светлая половина - шукла пакша - лунного месяца. Это - период, когда в "сосуде" Луны накапливается амрита (напиток бессмертия); он увязывается с благостным влиянием богов. Темная же половина месяца - кришна пакша, - исчисляемая от полнолуния, более связана с влиянием предков.

Н. Краснодембская

АМАР ДАС

АМАР ДАС - гуру (1479-1574) - третий сикхский гуру. Был учеником гуру Ангада, к-рый назначил А. своим преемником, хотя ученик был старше учителя на 25 лет. А. родился в вишнуитской семье и был ревностным индуистом до зрелых лет. А. стал сикхским гуру в 1552, когда центром общины была деревня Гоиндвал. При А. сикхская община консолидировалась, и 22 манджи в различных частях Индии свидетельствовали о росте ее влияния и значения. Стремясь сделать сикхскую общину хорошо организованной и сплоченной, А. установил, что дважды в год - весной в месяце байсакх (апр.-май) и осенью на Дивали - вся община собирается возле гуру. Он воспитывал сикхов в духе всеобщего братства независимо от касты, чему способствовали общие трапезы, введенные в обычай еще гуру Нанаком, но ставшие при А. Д. элементом ритуала. А. Д. уделял много внимания разработке повседневного сикхского ритуала, различным традициям общинной жизни, сделал многое для того, чтобы устранить неравенство женщин. В "Лди Грантх", как считается, вошли 907 гимнов А. Д.

Е. Успенская

АМБА

АМБА (Мать) - одно из имен богини Дурги, супруги Шивы. В "Махабхарате" А., или Амбика, - одна из трех жен царя Вичитравирьи, в последующем рождении - воин Шикхандин, причина гибели героя старшего поколения Бхишмы, отказавшегося сражаться с тем, кто в прошлом был женщиной.

С. Невелева

АМБЕДКАР БХИМ РАО РАМДЖИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМБИКА

АМБИКА - одно из имен Умы, супруги Шивы; в "Махабхарате" - супруга Вичитравирьи, мать царя кауравов Дхритараштры, рожденного ею от Кришны Двайпаяны Вьясы, к-рому приписывается авторство эпоса.

С. Невелева

АММА

АММА - амман, аммей (мать) - у дравидских народов общее наименование богинь, к-рые функционируют на двух уровнях: общеиндийском как ипостаси "богини-матери", "дэви" или других персонажей общеинд. мифологии и местном, где они выступают под разными именами и обликами в окружении разных мифов и местных легенд. Таковы, напр., Елламман (мать, охраняющая границы (селения)), Мариямман (мать дождя), Минакшиямма (рыбоглазая), Канниямма (мать-девственница), Хулиямма (мать-тигрица) и др. Они обладают свирепым нравом, необузданны и кровожадны. Способны насылать болезни (оспу, холеру, желтуху), засуху, др. несчастья и требуют умилостивительных обрядов, включающих кровавые жертвоприношения (до недавнего времени кое-где существовал ритуал заклания буйвола), оргиастические пляски, песнопения. В ублаготворенном, "охлажденном" состоянии покровительствуют людям, охраняют их от врагов и болезней, обеспечивают урожай и процветание.

А. Дубянский

АМРИТА

АМРИТА (букв, не-мертвое, ср. греч. "амброзия" со сходным значением) - в архаической мифологии индоариев - напиток, к-рым боги подкрепляют силы, поддерживают свое существование. В мифич. космологии "сосуд с А." помещается в верхней сфере мироздания, над колесом Солнца-Времени-Года. Архаические календарные обряды предусматривали "восхождение" их участников к символам амриты на вершине ритуального столба. Миф о похищении А. Г ару дои ("Махабхарата" I. 23-30) образует явную параллель мифу о похищении сомы орлом: сома и мадху (мед) часто выступают как мифологич. эквиваленты А. Популярен в индуизме миф о том, как боги некогда добыли А. посредством пахтания (сбивания) Молочного океана, в результате чего из вод явилась А. вместе с другими ценностями; богам удалось завладеть А., несмотря на сопротивление этому их старших братьев и соперников - асу ров. С течением времени архаич. представление об А. как своего рода "живой воде", придающей тому, кто отведал ее, жизненные силы на новый временной цикл, сменяется в индуизме представлением об А. как "эликсире бессмертия", навсегда устраняющем возможность смерти; А. становится также символом вечности и мистич. соединения с Абсолютом (Брахманом).

Я. Васильков

АМРИТАЧАНДРА

Тхакур Амритачандра Сури - известный дигамбарский автор раннего средневековья. Почетный титул "Тхакур", очевидно, указывает на его принадлежность к высшим варнам, а "Сури" - на то, что он был руководителем сангхи. Среди дигамбаров А. почитается как крупный автор, комментатор, выдающийся философ и учитель, достигший высоких ступеней духовного развития.

Подробных сведений о его жизни не сохранилось, также ничего не известно о его общине, учителях и учениках. Согласно дигамбарской традиции, А. стал ачарьей в 905 г. Все авторы, на к-рых ссылался А. в своих работах, и все работы, на к-рые он писал комментарии, определенно относятся к периоду I - нач. IX в. С др. стороны, все авторы, к-рые обращались к его работам, ссылались на них или упоминали А., жили в XI в. или позже. Есть мнения, что А. мог жить в XI, XII или XIII в. А. написал несколько комментариев к работам наиб, выдающихся дигамбарских авторов (Кундакунда, Умасвати), а также авторитетный трактат по этике "Пурушартхасиддхйупая".

А. Дюранов

АМРИТСАР

АМРИТСАР - город в штате Пенджаб, один из религиозных центров Индии, свящ. город сикхов. Основан четвертым гуру Рам Дасом в 1577. Город получил название от свящ. пруда, в центре к-рого находится Харимандир (Золотой храм), главная сикхская гурде ара. В гл. храмовом комплексе А. расположен Акал Тахт. В А. происходили мн. важнейшие события сикхской истории, в т. ч. последних лет.

Е. Успенская

АНАНГА

АНАНГА (без членов (тела)) - эпитет бога любви Камы, к-рый был сожжен дотла огнем лобного глаза Шивы за то, что, пытаясь возбудить в нем любовь к Парвати, помешал его медитации. Существует гипотеза о том, что этот миф по-своему объясняет этимологию эпитета, восходящего к тамильскому слову "анангу", к-рое обозначает, в части., мучительную любовную страсть.

А. Дубянский

Следующая страница