Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Подробный словарь библейских имен
Статьи на букву "Д"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д"

Давид

Младший из восьми сыновей вифлеемского крестьянина Иессея. Давид был простым пастухом, когда в Вифлеем пришел пророк Самуил, посланный Богом, чтобы помазать одного в сыновей Иессея на царство вместо Саула. Самуил избрал Давида, и это вызвазвало зависть его братьев. Давид искусно играл на цитре, благодаря чему оказался при дворе Саула. Музыка Давида помогала царю справиться с безумием, охватывавшим его время от времени. Во время битвы с филистимлянами отец послал Давида отнести еду братьям, находившимся в войске. Там Давид принял вызов на бой от филистимского великана Голиафа и сразил его камнем, пущенным из пастушеской пращи. После сражения женщины, вышедшие навстречу Саулу, пели: ""Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч!"" Саул стал завидовать Давиду и пытался его убить.

Ионафан, сын Саула и близкий друг Давида, посоветовал впавшему в немилость герою скрыться. Саул продолжал добиваться его смерти, но Давид дважды щадил царя, когда тот оказывался в его руках.

Саул и Ионафан погибли в сражении с филистимлянами, и Давид стал царем колена Иуды. Через два года весь Израиль признал его власть. Давид был храбрым воином и одержал много пoбед. Народ любил его, страна процветала. Своей столицей Давид сделал Иерусалии, захваченный у хананейского племени иевуссеев. Туда был перенесен ковчег завета. Давид хотел построить Храм, но Бог запретил ему это делать.

Давид полюбил Вирсавию - жену одного из своих воинов. Когда Вирсавия забеременела, Давид послал её мужа Урию на войну и приказал в бою поставить его на самое ""опасное место"". Урия погиб, и Давид женился на Вирсавии. Пророк Нафан изобличил его, и, хотя царь искренне раскаялся и Бог простил его, ребенок Вирсавии умер. Их второй сын, Соломон, стал наследником Давида.

Позднее сыновья причинили Давиду много неприятностей. Любимый сын Авессалом пытался захватить престол. Давид бежал из Иерусалима, но в конце концов мятеж был подавлен; сам Авессалом, к великому горю Давида, погиб. Позже, когда Давид уже состарился, другой его сын, Адония, тоже противился отцу.

Давид был великим царем, великим воином и великим поэтом. Он - автор многих знаменитых псалмов, прославляющих Бога. Давид не раз ошибался и грешил, однако всегда приходил к Богу с покаянием и мольбой о прощении. Бог называет Давида ""мужем по сердцу Своему"".

1Цар.16 - 3Цар.2; 1Пар.11 - 29

Далида

Красавица филистимлянка, погубившая Самсона.

См. Самсон.

Суд.16:4-21

Далида Делила

Красавица филистимлянка, погубившая Самсона.

См. Самсон.

Суд.16:4-21

Далматия

Римская провинция на восточном берегу Адриатического моря (ныне это западная часть Хорватии). Она упоминается во Второй послании апостола Павла Тимофею. Когда в конце жизни апостол остался почти совершенно один, и друзья по различным причинам оставили его, то Тит, в частности, ушел в Далматию.

2Тим.4:10

Дамаск

Столица Сирии (см. Арамеи). Дамаск был знаменит уже во времена Авраама. Этот город часто упоминается в Ветхом Завете. Царю Давиду удалось на время овладеть им, но вскоре Дамаск вернул свою независимость. Дамаск был родным городом Неемана, который приходил за исцелением к пророку Елисею. Позднее пророк навещал этот город, чтобы дать советы сирийскому царю относительно его болезни.

Пророк Исайя предсказал, что город будет разрушен. В 732 г. до н.э. после ряда войн ассирийцы захватили город, овладели его сокровищами и увели многих жителей в плен. Дамаск надолго лишился своего могущества. С 64 г. до н.э. городом владели римляне.

Савл (Павел)направлялся в Дамаск, чтобы преследовать тамошних христиан, когда встретился на пути с Самим Иисусом. Эта встреча перевернула всю жизнь Павла. Позднее, когда иудеи намеревались его убить, ему пришлось тайно бежать из Дамаска.

Быт.14:15; 15:2; 2Цар.8:5; ЗЦар.20:34; 4Цар.5; 8:7-15; Ис.17:1-3; Деян.9:1-25

Дамаск Даммасек

Столица Сирии (см. Арамеи). Дамаск был знаменит уже во времена Авраама. Этот город часто упоминается в Ветхом Завете. Царю Давиду удалось на время овладеть им, но вскоре Дамаск вернул свою независимость. Дамаск был родным городом Неемана, который приходил за исцелением к пророку Елисею. Позднее пророк навещал этот город, чтобы дать советы сирийскому царю относительно его болезни.

Пророк Исайя предсказал, что город будет разрушен. В 732 г. до н.э. после ряда войн ассирийцы захватили город, овладели его сокровищами и увели многих жителей в плен. Дамаск надолго лишился своего могущества. С 64 г. до н.э. городом владели римляне.

Савл (Павел)направлялся в Дамаск, чтобы преследовать тамошних христиан, когда встретился на пути с Самим Иисусом. Эта встреча перевернула всю жизнь Павла. Позднее, когда иудеи намеревались его убить, ему пришлось тайно бежать из Дамаска.

Быт.14:15; 15:2; 2Цар.8:5; ЗЦар.20:34; 4Цар.5; 8:7-15; Ис.17:1-3; Деян.9:1-25

Дан

Сын Иакова и Баллы, прародитель одного из племен Израиля.

Быт. 30:6; 49:16-17

Даниил

Из нескольких персонажей Ветхого Завета, носивших это имя, наиболее известный - юноша из знатного еврейского рода, уведенный в вавилонский плен. Вместе с тремя друзьями - Седрахом, Мисахом и Авденаго - Даниил воспитывался при дворе царя Навуходоносора, собиравшегося сделать их своими советниками. Даниил во всем повиновался Богу. Строго соблюдая иудейские законы, он отказался от царских яств, что не только не ослабило, но приумножило его физическую силу.

Бог дал Даниилу необычайную мудрость. Он дважды смог объяснить Навуходоносору смысл странных снов. Позднее Даниил открыл Валтасару (который правил после Навуходоносора) значение появившейся на стене надписи: вавилонское царство обречено на гибель. В ту же ночь Вавилон захватили персы, а сам Валтасар погиб.

При персах Даниил оставался важным государственным чиновником. Завистливые вельможи организовали против него заговор. Даниила бросили в ров со львами, но Бог его спас.

Даниил описал также несколько своих снов, в которых Бог открывает ему будущее.

Дан.

Даниил Даниэл

Из нескольких персонажей Ветхого Завета, носивших это имя, наиболее известный - юноша из знатного еврейского рода, уведенный в вавилонский плен. Вместе с тремя друзьями - Седрахом, Мисахом и Авденаго - Даниил воспитывался при дворе царя Навуходоносора, собиравшегося сделать их своими советниками. Даниил во всем повиновался Богу. Строго соблюдая иудейские законы, он отказался от царских яств, что не только не ослабило, но приумножило его физическую силу.

Бог дал Даниилу необычайную мудрость. Он дважды смог объяснить Навуходоносору смысл странных снов. Позднее Даниил открыл Валтасару (который правил после Навуходоносора) значение появившейся на стене надписи: вавилонское царство обречено на гибель. В ту же ночь Вавилон захватили персы, а сам Валтасар погиб.

При персах Даниил оставался важным государственным чиновником. Завистливые вельможи организовали против него заговор. Даниила бросили в ров со львами, но Бог его спас.

Даниил описал также несколько своих снов, в которых Бог открывает ему будущее.

Дан.

Дарий

1. Дарий Мидянин; упоминается в книге Даниила как правитель, пришедший на смену Валтасару.

Дан.5:31 - 6:28; 9:1; 11:1

2. Дарий I, царь Персии (522-486 гг. до н.э.). Помог евреям завершить восстановление Иерусалимского Храма.

Езд.4:5; Агг.1:1; Зах.1:1

3. Дарий II, царь Персии (423-408 гг. до н.э.). Упомянут в книге Неемии.

Неем. 12:22

Дарий Дарьявеш

1. Дарий Мидянин; упоминается в книге Даниила как правитель, пришедший на смену Валтасару.

Дан.5:31 - 6:28; 9:1; 11:1

2. Дарий I, царь Персии (522-486 гг. до н.э.). Помог евреям завершить восстановление Иерусалимского Храма.

Езд.4:5; Агг.1:1; Зах.1:1

3. Дарий II, царь Персии (423-408 гг. до н.э.). Упомянут в книге Неемии.

Неем. 12:22

Девора

Единственная женщина среди Судей Израилевых. Вдохновила полководца Варака на бой с Сисарой, военачальником хананейского царя Иавина.

Суд.4 - 5

Дервия

Город в Ликаонии, области на юге Малой Азии (современная Турция), где апостол Павел проповедовал во время первого и второго миссионерских путешествий.

Деян.14:20-21; 16:1

Десятиградие

Союз десяти городов. Область Десятиградия лежала к югу от Галилейского озера, большей частью на восточной стороне Иордана. Среди местного населения было много неевреев, но и они присоединялись к толпам, следовавшим за Иисусом Христом. В 70 г. н.э., перед войной с римлянами, еврейские христиане бежали в Пеллу, один из городов Десятиградия.

Мф.4:25; Мк.5:19-20; 7:31-37

Десятиградие греч. Декаполис

Союз десяти городов. Область Десятиградия лежала к югу от Галилейского озера, большей частью на восточной стороне Иордана. Среди местного населения было много неевреев, но и они присоединялись к толпам, следовавшим за Иисусом Христом. В 70 г. н.э., перед войной с римлянами, еврейские христиане бежали в Пеллу, один из городов Десятиградия.

Мф.4:25; Мк.5:19-20; 7:31-37

Дивон

Моавитский город к востоку от Мертвого моря, в 5,5 км к северу от реки Арнон. Когда израильтяне покоряли Ханаан, они овладели и Дивоном. По жребию город достался племенам Гада и Рувима, но за время своего существования он несколько раз переходил из рук в руки.

Числ.21:30; 32:34; Ис.15:2

Димас

Христианин, разделивший с апостолом Павлом тяготы римской тюрьмы. Позднее Димас расстался с Павлом и отправился в Фессалоники.

Кол.4:14; 2Тим.4:10

Димитрий

1. Серебряных , дел мастер из Эфеса, чеканивший изображения храма

Артемиды. Испугавшись, что после проповеди Павла чужеземцы перестанут покупать украшения, склонил ремесленников к мятежу.

Деян.19:24-40

2. Добродетельный христианин, упомянутый в Третьем послании Иоанна.

3 Ин.12

Дина

Дочь Иакова и Лии, соблазненная Сихемом, сыном Еммора, одного из мелких хананейских царьков. В отместку братья Дины убили Сихема и всех мужчин его города.

Быт.34

Дионисий

Член Ареопага, влиятельного совещательного органа в Афинах. Дионисий обратился в христианство, услышав речи апостола Павла.

Деян.17:34

Диотреф

Гордый и неуживчивый предстоятель церкви, отказавшийся признать апостола Иоанна.

3 Ин.9 - 10

Доик

Идумеянин, начальник пастухов царя Саула. Предал священника Ахимелеха, который накормил и вооружил скрывавшегося от Саула Давида. По приказу Саула казнил Ахимелеха и его родственников.

1Цар.21:7; 22:9-19

Доик Доэг

Идумеянин, начальник пастухов царя Саула. Предал священника Ахимелеха, который накормил и вооружил скрывавшегося от Саула Давида. По приказу Саула казнил Ахимелеха и его родственников.

1Цар.21:7; 22:9-19

Долина Дуба

См. Элах.

Друзилла

Младшая дочь Ирода Антипы I и жена римского правителя Феликса.

См. Феликс.

Деян.24:24

Дух

Святой Дух Божий находится в единстве с Богом Отцом и Иисусом Христом (см. Троица). Дух Божий участвовал в сотворении мира. Как Бог, Он вездесущ - во всей вселенной нет места, где бы не было Духа Святого. Мы читаем о Духе Божием, дающем людям необходимую силу. Дух Божий вдохновлял пророков и сообщал через них миру Божье слово. Но Ветхий Завет исполнен ожиданием дня, когда Святой Дух будет излит на всех людей.

Иисус был рожден на земле силою Святого Духа. Святой Дух сошел на Него в момент крещения в Иордане. Дух вел Иисуса в пустыню, где Тот подвергся искушениям диавола. Иоанн Креститель возвещал: Иисус будет крестить народ Духом Святым. И Сам Иисус обещал ученикам, что, оставив их, пошлет Духа Святого, Который будет пребывать с ними все время.

Христос вернулся к Своему Отцу, и теперь Святой Дух учит Его последователей, руководит ими и дает им силу. ""Он прославит Меня, - сказал Иисус, - потому что от Моего возьмет и возвестит вам"".

Как и обещал Иисус, в день Пятидесятницы ученики были крещены Святым Духом. Об этом свидетельствовали обретенная ими смелость, способность говорить на иных языках и сила их проповеди. Как сказал своим слушателям в день Пятидесятницы апостол Петр, исполнилось пророчество Иоиля: Бог излил Духа Своего на всех верующих.

Когда кто-либо становится христианином,он получает дар Святого Духа. Дух Святой живет в христианине, давая ему новое разумение и новую цель в жизни, свидетельствуя: теперь он - Божье дитя. Живущий в нас Дух является залогом того, что наше будущее - на небесах.

Святой Дух дает христианам силу и дары, необходимые для служения Богу, - дары ""любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания"".

См. также Троица, Церковь.

Быт.1:2; Пс.138:7-12; Суд.3:10; 14:6 и многие другие места; Ис.11:1-3; 2 Цар.23:2-5; Иез.36:26-27; Иоил.2:28-29; Мих.3:8; Лк.1:35; 3:22; 4:1-18,3:16; Ин.14:16-17; 16:7-15; Деян.2; Рим.8; 1Кор.12; Гал.5:22-23

Духовные дары

Дух Святой наделяет ими членов каждой христианской общины, чтобы те могли продолжать на земле труд, начатый Христом. В духовных дарах проявляется сверхъестественная сила Церкви. Она - собрание народа Божия, возможности которого ограничены обычными человеческими способностями. Дух Божий по воле Своей дает людям дары, необходимые для созидания Церкви.

В 4-й главе Послания Ефесянам апостол Павел упоминает о некоторых дарах, которыми бывают отмечены отдельные члены Церкви - апостолы, пророки, евангелисты, пастыри, учители. В 12-й главе 1-го Послания к Коринфянам Павел называет дарования, распространенные среди христиан: мудрость, знание, веру, исцеление, чудотворение, способность говорить на неведомых языках и истолкование сказанного. В 12-й главе Послания к Римлянам как о духовных дарах говорится о служении, увещевании, способности делиться с другими и благотворении.

Рим. 12; 1Кор.12; 14; Еф.4

Душа

Человек рассматривается в Библии как единое целое. Здесь ничего не говорится о бессмертной душе, запертой в тленное, греховное тело. Эта идея, которую разделяли многие поколения христиан, была заимствована из греческой философии.

Встречая в Ветхом Завете слово ""душа"", мы должны понимать, что там оно означает всего человека. Когда псалмопевец говорит: ""Благослови, душа моя, Господа"", он призывает самого себя всем существом воздать Богу хвалу.

В Новом Завете слово ""душа"" употребляется в сходном смысле и означает ""человек"". Это слово ""оказывает, что человек не просто плоть, - кроме материального тела он обладает сознанием, волей и индивидуальностью. Например, Иисус говорит: ""Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне"".

См. также Тело, Плоть.

Пс.102:1; Мф.10:28 и др. подобные места

Предыдущая страница Следующая страница