Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Д"
Одна из священных книг буддизма Ваджраяна. Включает 225 томов. |
Основное понятие философии Лао-цзы и даосизма. Единое верховная сущность, первопричина всего существующего, являющаяся одновременно и идеалом нравственности в жизни человека, критерием добра и зла. Дао существует вне времени и пространства. В китайской традиции дао не имеет единого толкования - это и путь природы, и смысл человеческой жизни, и путь следования этическим нормам. |
Дао-дэ-цзин - книга, написанная или самим Лао-цзы, или его последователями. Датой появления книги считают IV-III век до н.э. Книга является каноном даосизма. В ней излагается резкая критика религиозных и социально-политических традиций Китая того периода, отрицается существование бога и утверждается, что все в мире происходит из Дао. Основное в закономерном развитии вещей заключается в том, что вещь, достигнув определенной степени развития, превращается в свою противоположность и затем, пройдя по кругу, возвращается в исходное состояние. Люди способны лишь понять окружающие их вещи, но неспособны противостоять или распоряжаться ими. Люди не должны усердствовать, так как их усилия могут привести к противоположным результатам. Текст книги в переводе с китайского Ян Хин Шуна |
В христианстве переносная дарохранительница, используемая священником для причащения дарами (например в больнице и т.п.). |
В христианстве священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные дары. Дарохранительница обычно устанавливается на престоле; в некоторых храмах на Ближнем Востоке для дарохранительницы предусматривается особое место в алтаре. Современные напрестольные дарохранительницы с ковчежцем для даров делаются по форме изображающими храм. Небольшие переносные дарохранительницы называют дароносицами. |
В христианстве хлеб и вино, освященные и преосуществленные в плоть и кровь Христовы во время совершения евхаристии. Преждеосвященными, или запасными, дарами называются освященные дары, оставленные для совершения литургии Преждеосвященных Даров, а также для совершения причастия вне храма - больных, умирающих и т.д. Для хранения преждеосвященных даров освященный и раздробленный агнец омокается в освященном вине и затем высушенным помещается в дарохранительницу. Приготовление запасных даров совершается в Великий Четверток. |
В православном храме две одностворчатые двери, расположенные в иконостасе по сторонам от врат царских (в небольших храмах и приделах дьяконская дверь делается с одной стороны). В отличие от царских врат, дьяконские двери служат для входа в алтарь церковнослужителей и духовенства в богослужебное и в не богослужебное время. Название происходит от традиции изображать на дьяконских дверях первомученика дьякона Стефана (1 в.) и римского архидьякона Лаврентия (III в.). Иногда на дьяконских дверях помещаются изображения архангелов. |
Направление позднего протестантизма. Возникло в конце XIX в. в США в методистской среде. Основная концепция движения святости проистекает из протестантской теологической теории о том, что грешник в своей духовной эволюции проходит две ступени: обращение |
Двунадесятые Праздники - Великие праздники русской православной церкви. К ним относятся: Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи) Вознесение Господне (в 40-й день по Пасхе) Троица (Пятидесятница, Сошествие Святого Духа на апостолов) (в 50-й день по Пасхе) Крещение Госпо |
В дозороастрийский период индо-иранской общности девы (именовавшиеся в Иране Дэвами) представляли из себя божества. В зороастризме они претерпели эволюцию, став богами "ложной" ориентации (Друдж). |
Доктрина, признающая бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную природу, давший ей законы и движения, но отрицающая дальнейшее вмешательство бога в деятельность природы и человека. Деизм не допускает других путей к познвнию бога, кроме разума. |
В православии композиция из трех икон - в центре икона Иисуса Христа, слева икона обращенной к Нему Богородицы, справа - Иоанна Крестителя. |
Религиозная организация, существовавшая в середине-конце XIX века в Германии. Одним из членов организации был Иоганн Йордан, основатель ордена сальваторианцев. Организация была ориентирована на формирование религиозных взглядов молодых ремесленников. |
В античной философии, в частности, у Платона, персонифицированное творческое начало мироздания, создающее мир (космос) из материи сообразно с вечным образцом - эйдосом. Этим демиург отличается от бога теистических религий, творящего мир из ничего. Демиург создает низших богов, мировую душу, бессмертную часть человеческой души. Впоследствии демиург отождествлялся с логосом, умом, вкусом. В отличие от бога теистических религий, демиург не всесилен. Стремлению демиурга устроить все "как можно лучше" противостоит сопротивление материи в виде детерминистической "необходимости". Часто демиурга идентифицируют с Богом Ветхого завета. Понятие демиурга играло важную роль в космологических построениях гностицизма и в герметической традиции. |
Мистическая секта иудаистского происхождения. Группа евреев из г.Салоники, участововавшая в массовом мессианском движении, захватившем большинство еврейских общин Европы и возглавленном Саббатаем Цви, приняла в середине XVII века вслед за своим вождем и |
Один из Великих праздников в Русской православной церкви. Празднуется 12 июля (29 июня). |
Маргинальная протестантская секта. Основана в 1969 г. в Калифорнии бывшим проповедником Христианского и миссионерского альянса Дэвидом Бергом, провозгласившим себя пророком Моисеем (МО). Основные догматическое положения секты соответствуют общепротестан |
Одна из исламских сект, образовавшихся после смерти Муххамеда. Характерной особенностью учения была позиция абсолютного предопределения. |
Мусульманский макрибун - один из четырех ангелов высшей категории. |
Джайнизм - одна из наиболее известных религий Индии. Обычно считается, что джайнизм возник в VI веке до н.э., однако есть основания полагать, что корни этой религии древнее. Джайнизм возник на северо-востоке Индии, в областях добрахманистско-ведийской к |
В религии аборигенов Австралии тайный обряд. |
Санскр. "живой". Понятие индийской философии, прежде всего джайнизма. Живое существо, душа. В джайнизме - одна из основных сущностей или субстанций. Дживе присущи сознание, вечность, способность к деятельности. Потенциально джива обладает нравственным с |
В исламе священная война во имя Аллаха. В Коране и Сунне различают две категории врагов ислама. Это "многобожники", окончательно заблудшие и погибшие, и "люди Писания", т.е. христиане и иудеи, почитающие Библию, в какой-то мере заблюждающеся, но все же близкие к истине. Первыю категорию Коран призывает истреблять и оставлять в живых только в случае принятия ими ислама, мнение же о второй группе достаточно противоречиво. |
Джняна (санскр. знание), понятие индийской философии, означающее высшее, полное знание, достигаемое при медитации. Джняна - это знание само по себе безотносительно к объекту, это знание сущности, которое как бы охватывает и другие виды знания, не совпадая ни с одним из них и не являясь их суммой. Джняна, как и карма, ведет к подлинному спасению. ВаЙоге к джняне и карме прибавляется третий путь к спасению - бхакти. Трактовка джняны как знания самого себя у последователей Прабхакары (школа миманса) перекликается с пониманием софии (мудрости) у Прокла. Во многих школах индийской философии Джняна противостоит незнанию, неведению (аджняна), понимаемому не столько как простое отсутствие Джняны, сколько как ложное знание, заблуждение (моха). |
Одна из первых школ амидаизма. Основана Синраном в XII веке. |
Дзен - японское название одной из школ буддизма махаяны, в основном сформировавшейся в средневековом Китае. В Китае эта школа имеет название Чань. Зародился Дзен в Индии благодаря деятельности монаха Бодхидхармы. Основа концепции дзен - положение о нево |
Синкретическая синтоистско-буддийская секта, зарегистрированная в 1924 г. на основе секты Дзиндо Токумицу-ке в качестве подразделения секты Фусо-ке. Основателем секты является Мики Токухару и его сын Мики Токутика. В основе вероучения секты лежит вероучение токумицу-ке. В 1931 г. название секты было изменено на "Хито-но мити Кедан". В этот период численность секты превысила 600 тысяч человек. Так как дальнейший рост популярности секты начал представлять определенную опасность для официальной идеологии Японии, в 1937 г. секта была закрыта по обвинению в искажении сущности богини Аматэрасу, а ее лидеры подвергнуты репрессиям. В 1946 г. секта возрождена Мики Токутика под названием PL-Кедан. |
Синтоистская секта. Основана Сибата Ханамори, признана в 1882 году. |
Второе после Аматерасу высшее божество в синтоизме. Дзимму считается предком японских императоров. 11 февраля 660 г. до н.э. Дзимму, согласно мифам, вступил на престол. С 1873 по 1948 год и с 1967 года этот день отмечается как праздник основания империи. |
Одна из школ синтоизма. Сформировалась в XIX веке после реформы Мэйдзи. С 1868 по 1945 год Дзиндзя являлся официальной религией Японии. Храмовый синтоизм находился в ведении особой ассоциации "Дзиндзя хонте". |
Синкретическая синтоистско-буддийская секта, основанная в 1919 г. на основе вероучения токумицу-ке. Основателем секты является бывший жрец одной из сект Дзен Мики Токухару. |
Одна из первых школ амидаизма. Основана Иппэном в XII веке. |
Искупительный обряд в синтоизме, совершаемый на месте будущего строительства. |
Дигамбары ("одетые в воздух", или "одетые в небо", т.е. обнаженные) - одно из двух основных направлений джайнизма. Придерживаются героической консервативной традиции, в том числе и нудизма. Дигамбары признают как источник только древнейшие части канона шветамбаров. |
В тантризме обряд инициации ученика. |
По буддийскому учению, будда, проповедовавший перед Шакьямуни и предсказавший последнему, что в будущем, через много перерождений, тот станет буддой по имени Шакьямуни. |
Раннехристианская гностическая ересь. Докеты исповедовали учение о призрачности тела и телесной жизни Христа. Прямым следствием этого было утверждение, что ввиду своей нематериальности Христос не мог страдать и умереть на кресте, а, следовательно, не мог и воскреснуть. Таким образром, учение докетов опровергало основную христанскую догму. Докетизм был расценен как ересь и отвергнут, а анти-докетийская аргументация внесла существенный вклад в формирование христианской догматики. |
Начальный этап формирования древнеегипетского государства. Относится к рубежу IV-III тысячелетий до н.э. В этот период из множества мелких княжеств сформировались сначала два царства Верхний и Нижний Египет, а затем образовалось единое централизованное государство. |
В зороастризме понятие лжи, отождествляемой со злом. Антагонист Друджа - Аша. |
I Понятие "дуализм" было создано в 1700 году первоначально для характеристики иранского учения о двух духах. Позднее обобщение мифологических исследований привело к унификации этого понятия в следующей трактовке: признание двух противоположных начал. Из |
Одна из школ буддизма Ваджраяны. |
Ряд конфессий, отошедших в XVII - XVIII вв. от Русской православной церкви по причине авторитарности православной церкви. Основной идеей течения стало "одухотворение" православной веры. |
Дхарма (санскр. - закон, порядок, долг, справедливость, качество, характер, природа), одно из важнейших понятий древне-индийской философии. В самом общем виде - некое установление положительного характера, образец, которому надлежит следовать как норме, |
Дхармакая - космическое тело Будды, составная часть доктрины трикая в буддизме. |
Санскр. мысль, размышление. В буддизме и индийской философии созерцание, медитация как этап на пути к просветлению. Дхьяна непосредственно предшествует самадхи. От санскритского слова "дхьяна" было образовано название японской секты Дзен. |
Греч. diabolos (клеветник) - в ряде религий злой дух либо глава злых духов, как правило, противостоящий богу. В другом значении - властелин ада. Наиболее традиционный облик дьявола - черный человек огромного роста, великан. В народных поверьях дьяволу также приписывался темный, черный цвет, большой рост, сиплый и очень громкий голос, способность к оборотничеству (излюбленный облик дьявола - змей). В европейских и русских народных поверьях дьявол, как и другие злые духи, - падший ангел; он обязан своим появлением богу. Однако существуют и другие народные повествования о миротворении; в них дьявол принимает участие в создании мира. В этом аспекте (а также в образе змея из ветхозаветной Книги Бытия) дьявол является классическим трикстером. Аналогом дьявола в исламе является Шейтан (Иблис). |