Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Православный энциклопедический словарь (2009)
Статьи на букву "Д"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д"

Давид

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дагон

Дагон - филистимский идол с человеческой головой и телом рыбы. Когда иудеи внесли Ковчег Завета в храм Дагона, падение идола и разрушения были ужасны.

Далида

Далида - филистимлянка легкого поведения, которую полюбил Самсон и которая, узнав тайну его необыкновенной силы, предала его в руки своих соотечественников.

Даниил

Даниил - четвертый по счету из великих пророков. Его история изложена в им же написанной книге. Даниила считают потомком Давида, который еще в ранней юности был отведен в Вавилон вместе с другими пленными иудеями. Красивый и разносторонне одаренный юноша научился в Вавилоне халдейской мудрости и вместе с тремя своими товарищами - Азарией, Ананией и Мисаилом - был взят под именем Валтасара на службу к царю. С ранних лет Даниил отличался мудростью и очень скоро занял высокое положение при дворе. Он истолковывал царю его сны и сам был удостоен редких видений, в которых Господь открыл ему важнейшие и замечательнейшие события. Когда на вавилонский трон взошел царь Дарий, Даниила бросили в ров со львами за его преданность истинной вере. Однако звери не тронули пророка, а лежали рядом с ним тихие и умиротворенные. Где покоятся останки Даниила, не известно никому, но историки считают, что он мирно скончался в одной из халдейских областей в возрасте 90 лет. Слава о праведности и мудрости Даниила распространилась еще при его жизни. Церковные летописцы ставят его в один ряд с праведным Иовом и Ноем. Значение его пророчеств так велико, что на него имеются ссылки и в Новом Завете. Книга пророка Даниила состоит из 14 глав и написана им самим. В еврейском варианте Библии она включена в ряд писаний Божественного происхождения, а не в канон пророческих книг. Тем не менее, Книга пророка Даниила всегда была священной не только для иудеев, но и для христиан. Он была показана Александру Македонскому, после того как он взял Иерусалим (332 год до Рождества Христова). В ней оказалось пророчество о том, царь греческий ниспровергнет царство Персидское. Кроме того, особенности языка книги пророка Даниила соответствуют особенностям, свойственным иудейскому языку в период Вавилонского пленения. Одна ее часть написана на еврейском языке, а другая - на халдейском наречии. Но главной особенностью книги Даниила является не просто предсказание будущего, но и указание времени, в которое его пророчества должны исполниться. В частности это касается пророчества о семидесяти седминах: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи, и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых» (Книга пророка Даниила, 9, 24). Это пророчество является предсказанием о рождении Спасителя, Его крестной смерти, последующем разрушении Иерусалимского храма и прекращении ветхозаветных жертвоприношений. Оно исполнилось с потрясающей точностью. В славянской и русской Библиях пророка Даниила часто называют «мужем желаний».

Дань

Дань, пошлина, подать

у древних евреев во времена Ветхого Завета было два рода податей: церковная и гражданская. Каждый израильтянин должен был в течение 20 лет давать деньги на храм в качестве выкупа за свою душу. После Вавилонского плена этот закон распространился на всех евреев, живших вне Палестины. Когда к власти над Израилем пришли цари, у евреев появился еще один вид подати: гражданская. Особенно высокими были налоги при царе Соломоне. Затем, когда над Израилем воцарился его сын Ровоам, иудеи попросили его уменьшить подати, в чем молодой царь им грубо отказал. Не получив желаемого от нового царя, иудеи разделили свою страну на два царства: Израиль и Иудею. После того как последняя была завоевана римлянами, евреи стали платить подати кесарю. Кроме того, появились подати с торговли, дорожная пошлина и множество других, что вызывало в народе постоянный ропот. Иисус Христос и Его ученики внушали верующим не противиться исполнению своих гражданских обязанностей: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Евангелие от Матфея, 22, 21). Сам Господь, беседуя с апостолом Петром, говорил, что Он как Божий Сын может не платить подати, но чтобы предупредить недоразумения, сотворил чудо: Он велел Петру идти на море и забросить удочку. Тот сделал так, как ему было сказано, и поймал рыбу, во рту у которой обнаружил четыре драхмы (статир), тогда он смог заплатить за Господа и за себя самого (Евангелие от Матфея, 17, 27).

Дар языков

Дар языков - особый дар Бога, отличающий Апостольскую церковь от церкви ветхозаветной. Для того чтобы правильно понять всю важность этого дара, нужно различать дар языков, данный апостолам в день Пятидесятницы от дара языков прочим верующим (Деяния апостолов, 2, 1 - 18).

Дароносица

Дароносица (от слов «носить дары») -    переносная дарохранительница, которую священники используют в тех случаях, когда больной или престарелый прихожанин не может сам придти в храм, чтобы причаститься.

Дарохранительница

Дарохранительница - сосуд, в котором хранят Преждеосвященные дары. Обычно она стоит на престоле, но в некоторых храмах для нее отводят специальное место в алтаре. Современные дарохранительницы изготавливают в форме храма, внутри которого помещается ковчег для самих даров.

Дары Святые

Дары Святые - причастие, освященные вино и хлеб, которые во время таинства евхаристии были преосуществлены в кровь и плоть Христову. Преждеосвященными дарами называют запасные дары, освященные для литургии Преждеосвященных даров, либо дары, предназначенные для причащения вне храма.

Двери дьяконские

Двери дьяконские - одностворчатые двери, расположенные с южной и северной сторон алтаря, сбоку от Царских врат. В одноклирных храмах и часовнях может быть только одна дьяконская дверь. Дьяконские двери служат духовенству входом в алтарь как в течение церковной службы, так и в другое время. Название «дьяконские» произошло от традиции изображать на двери двух святых диаконов: первомученика Стефана и архидьякона Лаврентия. В некоторых случаях на дьяконских дверях можно встретить изображения архангелов.

Двор

Двор - о котором упоминает апостол и евангелист Лука (22, 55), находился при доме Каиафы. Скорее всего, это было открытое, но огороженное место, располагавшееся ниже комнат первого этажа. В этом дворе, идя за арестованным Иисусом, оказался апостол Пётр. Здесь его узнали, здесь же он трижды отрекся от Учителя.

Деисис

Деисис - «трехстворчатая» икона, в центре которой помещается образ Иисуса Христа, слева от Него образ Божьей Матери, а справа - образ Иоанна Крестителя.

Демон

Демон - злой дух, от которого была чудесно избавлена Сара, дочь Рагуила, жителя Екбатан Мидийских.

День воскресный

День воскресный - отмечается христианами со дня Воскресения Спасителя. В книге Деяний апостолов есть упоминания о собрании учеников Иисуса в первый день недели «для преломления хлеба». Под последним выражением следует понимать совершение таинства евхаристии (Деяния апостолов, 20, 7).

День очищения

День очищения - у древних иудеев был следующий обычай: в десятый день седьмого месяца, когда они постились и вспоминали содеянные за год грехи, первосвященник приносил особую жертву. Сначала он приносил жертву за себя, затем к нему подводили двух козлов, из которых по жребию выбирали одного для заклания.

Кровью закланного животного первосвященник кропил во святая святых и алтарь, так как это была жертва за грехи всего иудейского народа. Над вторым козлом первосвященник исповедовал грехи народа, после чего животное изгоняли в пустыню. Священнодействие заканчивалось всесожжением. Отсюда пошло расхожее выражение «козел отпущения».

Десница

Десница - правая рука, в Священном Писании является символом силы и могущества. В связи с этим все деяния Господа приписывают Его деснице.

Десятина

Десятина - десятая часть всех доходов, дань церкви, которую иудеи платили еще во времена Моисея. Данное приношение обычно составляло десятую часть всех плодов земли либо молодого скота. Все подношения шли в пользу левитов, так как те не имели своих наделов и должны были жить тем, что пожертвуют им остальные одиннадцать колен Израиля. В Православной церкви эта традиция сохранялась вплоть до 1917 года.

Дикирий

Дикирий (в переводе с греческого «двусвечник») -    подсвечник с двумя свечами. Он является неотъемлемой принадлежностью архиерейских богослужений. Если следовать литургическим толкованиям, две свечи в одном подсвечнике изображают два естества Иисуса Христа, божественное и человеческое. Во время богослужения архиерей благословляет народ дикирием и трикирием.

Динарий

Динарий - самая распространенная монета, имевшая хождение в Палестине. В древности на ней была изображена одна из римских богинь, а во времена императора

его профиль с надписью. Один динарий платили наемнику за день работы, что мы узнаем из притчи Господа о найме работников в виноградник и прочих источников (Евангелие от Матфея, 18, 28; 20, 2; 22, 19).

Дискос

Дискос - один из священных сосудов в виде блюда на ножке с изображением Богомладенца Иисуса. На проскомидии на него кладут агнец и частицы, вынутые из просфор, а во время евхаристии на нем освящают и преосуществляют агнец. Литургическое толкование дискоса таково: этот сосуд символизирует ясли в Вифлееме и одновременно гроб, в который было положено тело Иисуса Христа.

Догматик

Догматик - обязательное (догматическое) песнопение, посвященное Божьей Матери. Догматиков всего восемь (по числу гласов). Положенный по чину догматик поют на воскресной вечерне после того, как пропеты стихиры на «Господи воззвах». Все восемь догматиков можно найти в Октоихе.

Долги

Долги - под словом «долги» Священное Писание подразумевает наши грехи. Их называют долгами, потому что все, что мы имеем, мы получили от Бога и все должны отдавать Ему, то есть полностью покориться Его воле и Закону. Если же мы не исполняем Закон, то остаемся должниками перед Его правосудием. Нашими же должниками являются те люди, которые не отдали нам должное по Закону Божьему, то есть недодали любви и внимания, а вместо этого дали ненависть или вражду.

Драгоценные камни

Драгоценные камни - в Священном Писании они упоминаются достаточно часто, особенно в книгах Ветхого Завета. Царица Савская приезжала к царю Соломону и привозила ему различные дары, в том числе и драгоценные камни (Третья книга Царств, 10, 2). Слуги Соломона вместе со слугами Хирами привозили из Офира золото и драгоценные камни. Храм, который построил Соломон, также был обложен драгоценными камнями. Самоцветами и драгоценными камнями был украшен таинственный Вавилон. Кроме того, они легли в основание Небесного Иерусалима (Откровение Иоанна Богослова, 21, 19-20).

Дракон

Дракон - трудно представить себе, что за животное имели в виду древние, говоря о драконе. Например, древние греки имели в виду страшную и очень большую змею, невероятно ядовитую и чудовищную по своей силе. Этот дракон извергал из пасти огонь, имел крылья и мог обитать как на суше, так и на море. В Откровении Иоанна (12, 3; 13, 11) словами «большой дракон» описано существо красного цвета «с семью головами и десятью рогами», а также с чрезвычайно большим хвостом». По объяснению, которое дает эта книга, сей дракон есть дьявол, сатана, древний змий.

Древо жизни

Древо жизни - дерево, которое росло в самой середине рая. Его плоды давали человеку бессмертие, вечную молодость и исцеляли любые болезни. Древо жизни служило образцом блаженной и полной благодати жизни с Господом нашим Иисусом Христом. Ведь только соединяясь с Ним, человек может обрести духовную жизнь, полную Божественной благодати. После изгнания первых людей из рая человек больше не мог наслаждаться плодами древа жизни.

Древо познания добра и зла

Древо познания добра и зла - дерево, росшее в центре рая, плоды которого Господь запретил вкушать древним людям. Благодаря плодам этого древа, вкушенным вопреки Божьему запрету, человек понял, какое добро заключается в послушании Богу и какое зло - в противлении Ему.

Друг

Друг - в книгах Священного Писания слово «друг» встречается нередко, однако оно чаще употребляется как приветствие, но не как свидетельство особого расположения к человеку. Например, в притче о брачном пире, на который хозяин позвал первых встречных, хозяин спрашивает у одного из прибывших: «Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде» (Евангелие от Матфея, 22, 12). А на предательское целование Иуды Спаситель отвечает: «Друг, для чего ты пришел?» (Евангелие от Матфея, 26, 50).

Дух

Дух - это слово в книгах Священного Писания употребляется в самых различных значениях. Например, как веяние ветра, как дыхание жизни, как название бесплотного существа или человеческой души и, наконец, как Божий дар, исходящий от Самого Творца.

Дух Святой

Дух Святой - третья ипостась Святой Троицы, Истинный Бог, исходящий от Отца, которому следует поклоняться наравне с Богом Отцом и Богом Сыном. Святой Дух говорил через пророков (Второе послание Петра, 1, 21) и апостолов (Первое послание Петра, 1, 12) и открылся людям через Свое сошествие на апостолов в пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа. В наши дни благодать Святого Духа нисходит на истинных христиан через таинства Православной церкви и усердную молитву.

Духовенство

Духовенство - сословие священнослужителей. Подразделяется на белое (не монашествующее) и черное (монашествующее).

Душа человеческая

Душа человеческая - после того как Бог сотворил первого человека из земли, он вдохнул в него живую душу (бессмертное духовное существо). А после смерти человека она возвращается к Богу, который ее дал (Екклезиаст, 8, 7).

Дщерь Сионова

Дщерь Сионова - так пророки называют город Иерусалим.

Дьявол

Дьявол - в переводе с греческого означает «клеветник, обольститель». Падшие ангелы из-за своего коварства и старания всячески обольстить людей, внушив им злые желания и ложные мысли, называются дьяволами. Господь говорил неверующим иудеям: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он ложь и отец лжи» (Евангелие от Иоанна, 8, 44).

Дьякон

Дьякон - первая, низшая степень духовенства. Дьякон имеет право участвовать в совершении таинств, но не имеет благодати совершать их самостоятельно. Это правило не относится к таинству крещения, которое страха смертного ради могут совершать даже миряне. Во время церковных служб в обязанности дьякона входит приготовление священных сосудов, возглашение ектений и т. п. В этот чин ставленника рукополагает архиерей. Первых семь дьяконов избрали еще апостолы. Это были Стефан, Прохор, Филипп, Тимон, Никанор, Николай и Пармен (Деяния апостолов, 6, 1-7). Сначала дьяконы прислуживали при трапезе, пеклись о содержании больных и обездоленных. Затем им стали доверять присутствовать при совершении таинств и участвовать в общественных богослужениях. Впоследствии дьяконы стали незаменимыми помощниками пресвитеров и епископов и даже проповедовали Евангелие (Стефан и Филипп, Деяния апостолов, 6, 8-10; 8, 5-8 и пр.) Нравственные качества, которыми должны обладать дьякон и его супруга, апостол Павел подробно изложил в Первом послании к Тимофею (3, 8-13).

Дьяконисса

Дьяконисса - избрание дьяконисс началось еще во времена апостолов. Лаодикийский собор в своих правилах называет их старицами, так как на эту должность выбирали женщин старше 60 лет, не вступавших в брак либо единобрачных. В обязанности дьяконисс входило смотреть за дверьми в храм, наблюдать за поведением девиц и вдов, помогать священнику при крещении, помазывая миром различные части женского тела (кроме лба), а также заботиться о больных и неимущих, присутствовать при беседах женщин и священников, совершаемых наедине, и др. Во времена гонений на христиан многие дьякониссы помогали мученицам и мученикам в темницах.

Предыдущая страница Следующая страница