Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
Статьи на букву "Ш"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш"

ШАБАРА

ШАБАРА - автор первичного комментария (бхашья) на "Миманса-сутры", не ранее II в. н. э. Его труд интересен в осн. как трактат о ритуале; значимые философски части этого трактата принадлежат цитируемому Ш. более раннему комментатору, внесшему вклад в понимание восприятия. Основываясь на нескольких страницах труда Ш., Кумарила разворачивает в форме вторичного комментария гносеологию мимансы.

А. Парибок

ШАБДА

1) Звук вообще, т. е. объект органа слуха.

2) Членораздельный звук человеческой речи.

Так, в слове "кот" Ш. есть последовательность, "к " - "о " - "т". В любом случае Ш. есть кач-во первостихии акаши. В философии большое значение имел многовековой спор между мимансой, полагавшей Ш. вечной, и прочими школами, считавшими звук (в т. ч. членораздельный) тварным. В мимансе этот тезис подкреплял утверждение об извечности и безавторстве Вед. Наблюдаемое начало и конец слышимых звуков речи в мимансе объясняли как проявление, но не появление. Согласно великому философу-языковеду Бхартрихари (V в.) сущность Ш. есть абсолют, разворачивающийся затем своими потенциями в мир. В общекультурном плане дискуссии о Ш. подобны спорам о Платоновых идеях в европ. философии, нек-рым теологическим проблемам и отражают также огромную роль устного - а не писаного - слова в традиционной культуре, передаваемого - воспроизводимого авторитетным лицом (гуру, брахманом и пр.).

А. Парибок

ШАБДА-СИДДХАНТА

ШАБДА-СИДДХАНТА - "теория членораздельной речи"; см. ВЬЯКАРАНА.

А. Парибок

ШАЙВА-СИДДХАНТА

ШАЙВА-СИДДХАНТА (конечная цель шиваизма) - система идеалистич. философии, возникшая на юге Индии. Ее религиозным истоком является шиваизм, представленный поэтическими (гимны наянаров, в особенности "Тирувасагам" Маниккавасагара) и теологическими (шиваитские агамы) текстами. На их основе в XII-XIV вв. формируется умозрение, согласно к-рому мир, мыслящийся реальным, представлен тремя сущностями. Это: пати ("владыка") - Шива, являющийся первопричиной вселенной, высшей реальностью, абсолютом; пашу ("скот") - вечная индивидуальная душа; пашам ("оковы") - материя, понимаемая как нечистота, имеющая три разновидности: анава - изначальное неведение; карма - действия, ведущие к перевоплощению; майя - время, природа, чувства, тело и т. д. Шива обладает энергией (шакти), к-рая, будучи направленной на душу, активизирует присущие ей потенциально качества знания, ощущения, действия. С их помощью душа постоянно очищается от своих материальных оков и обретает спасение, на путь к к-рому ее наставляет сам Шива. Он же может своей милостью мгновенно освободить ее из сансары, если она принадлежит преданному ему безраздельно бхакту. Т. обр., Ш.-с. - философское осмысление личностно окрашенного ре лиг. опыта многовековой традиции тамильского бхакти. Осн. тексты Ш.-с. - объединенные в комплекс "14 шастр Ш.-с." - были созданы с XIII по XVI в. Самым ранним и наиб, важным является трактат "Сиванянабодам" (санскр. "Шиваджнянабодха") - "Учение о шиваитском знании" Мейкандара (XIII в.). Кроме него великими ачарьями Ш.-с. считаются Арунанди Дэвар, Умапати Шивачарья, Марёйнянасамбандар.

А. Дубянский

ШАКТИ

ШАКТИ - божественная сила или энергия, женская манифестация божества, гл. обр. в шиваитской мифологии. Шива, бог-абсолют, постигается через его энергетич. проявление, воплощенное в универсальном женском начале. Он пассивен и трансцендентен, а Ш. - его имманентная активная ипостась. Ш. может принимать разл. формы - от локальных божеств (семейных, родовых, племенных и т. п.) до великой богини-матери, воплощенной в образах супруги Шивы (Дурги, Кали, Умы, Парвати). Иконографически богиня изображается в двух гл. аспектах: благостном, в виде молодой красивой женщины, и гневном, в виде многорукой вооруженной демоницы с оскаленными клыками, красным языком и ожерельем из черепов. Символ единения бога со своей Ш. - Ардханари. Гл. объект почитания богини в культе - ее женский символ - йони, иногда в соединении с лингамом.

М. Альбедиль

ШАКТИЗМ

ШАКТИЗМ - культ шакти, восходящий своими истоками к архаич. древности, к культу богинь-матерей (см. ДЭВИ), а также к древнейшим шаманским культам. В его основе лежит почитание шакти как силы, творческого, энергетического начала божества и как созидательной силы сознания. Приверженцы шакти - шакты считают ее познание единственным путем к спасению от тягот бытия. Шакти имеет большой диапазон проявлений - от высшего духовного начала до персонификации в образе к.-л. ипостаси Дэви. Шакты опираются на агамы и тантры и совершают эзотерич. обряды, связанные с йогической практикой и психофизиологич. тренингом, несовместимые с брахманическим ритуалом. Целью культовой практики считается изменение своего психофизиологич. статуса, внутреннее уподобление своему божеству и слияние с ним. Важнейшие шактистские обряды - почитание Шакти в разных образах и ее атрибутов, поклонение гуру, чтение мантр и др. священных формул, жертвоприношения божеству и т. п. Гл. свящ. текстами шакты считают 77 шактистских агам, к-рые расцениваются как тантры. Шактизм особенно популярен на юге Индии, в дравидоязычном ареале, а также в Бенгалии и Ассаме. Шактистские секты традиционно делят на т. наз. секты "правой руки" и "левой руки". Последние гораздо более закрыты, эзотеричны, их ритуальная практика связана с использованием "пяти М" (панчамакара).

М. Альбедиль

ШАЛАГРАМЫ

ШАЛАГРАМЫ - черные камни (обычно речная галька или аммониты, окаменевшие раковины), почитающиеся вишнуитами как символич. воплощение Вишну. Прожилки и рисунок на них напоминают адептам вишнуитские атрибуты {чакра, лотос, брахманский шнур и т. п.) или аватары Вишну. В брахманских вишнуитских семьях наличие Ш. в домашнем алтаре считается обязательным. Наиб, священными считаются Ш., найденные в русле р. Гандаки в Гималаях, к-рое, по преданиям, часто навещал Вишну. Поклонение Ш. связано с древним культом камней, являющимся одним из мн. истоков индуизма. Характерно почитание Кришны в виде черного камня в районе горы Говардханы.

А. Дубянский

ШАЛАКА-ПУРУША

ШАЛАКА-ПУРУША (замечательные люди), также лакшана-пуруша, маха-пуруша - 63 выдающиеся личности, регулярно появляющиеся на каждом полуобороте "колеса времени". В это число входят 24 тиртханкара, 12 чакравартинов и 9 триад баладэв, васудэв и пративасудэв.

А. Терентьев

ШАНКАРА

1) также АДИ-Ш. (т. е. Изначальный Ш., в отличие от титулов глав основанных им монашеских орденов), или Шанкарачаръя (788-812 гг. н. э.) - величайший индуистский философ, крупнейший вероучитель шиваизма и гл. представитель и классик направления адвайта-веданты в философии. Брахман родом из Кералы, учился в традиции Гаудапады, рано принял монашество (санньясу). Обошел всю Индию, выступая в многочисл. диспутах и побеждая сторонников иных даршан; обратил в веданту в т. ч. великого философа мимансы Мандана Мишру, учредил четыре монастыря (матха): в Гималаях (Бадринатх) в Пури на востоке, в Карнатаке (Шрингери) - на юге, в Двараке на западе Индии. Основал, наподобие буддистского монашества, 10 орденов санньясинов, 5 из к-рых сохранились. Блестящий философский писатель с превосходным стилем, мощный полемист, не всегда беспристрастный в своем отношении к буддийской философии, хотя и упрекаемый ортодоксами в "скрытом буддизме ". Гл. произведения: комментарии на "Брахма-сутры ", 11 старших упанишад, "Бхагавадгиту"; великолепные религ.философские поэмы "Вивекачудамани" ("Жемчужина различения"), "Атмабодха" ("Постижение самости"), "Апарокшанубхути" ("Незаочное постижение"), "Анандалахари" ("Волна блаженства" - тантрический текст); гимны Шиве и др. Мн. произведения, приписываемые Ш., в действительности принадлежат главам ведантистских орденов.

2) Ш. - "Дающий благополучие", "Благостный" - один из эпитетов Шивы.

А. Парибок

ШАНКАРАЧАРЬЯ

ШАНКАРАЧАРЬЯ ("Учитель Шанкара")

1) См. ШАНКАРА.

2) Титул духовных вождей шиваизма, возглавляющих монашеские ордена и монастыри (питхи), основанные Шанкарой для сохранения и развития традиций адвайта-веданты и шиваизма. Они расположены в Двараке, Бадринатхе, Пури, Шрингери и Канъчипураме. Ш. ведет строго монашеский образ жизни, является абсолютным духовным авторитетом для шиваитов. Он выбирает и готовит себе преемника, к-рый принимает титул Ш. после его смерти. Т. обр. поддерживается непрерывная линия духовного водительства, идущая от самого Шанкары.

А. Дубянский

ШАНКХА

ШАНКХА - раковина; широко употребляется в ритуальном обиходе индуистов, является одним из инструментов, с помощью к-рых призывают божество (наряду с колокольчиком и нек-рыми др.). В иконографии Ш. - один из гл. атрибутов Вишну.

Н. Краснодембская

ШАНМУКХА

ШАНМУКХА (Шестиликий) - одно из имен Сканды, имевшего шесть матерей.

А. Дубянский

ШАСАНА-ДЭВАТА

ШАСАНА-ДЭВАТА - пара божеств из числа якшей, к-рые являются охранителями, сопровождающими каждого из тиртханкаров, причем каждому тиртханкару служат особые Ш.-д.

А. Терентьев

ШАСТРА

ШАСТРА (от корня "учить; повелевать" с инструментальным суффиксом, т. е. как бы "законодательство (в сфере знаний)") - отрасли специальных теоретич. знаний, соответствующие им учебные дисциплины и тексты, их трактующие. В отличие от "искусств и умений" (кала, видья) освоение Ш. требует прежде всего интеллектуальных усилий и памяти. До XII-XIII вв. разделения на теоретич. Трактаты и учебники не было. Это единство и потребность компактного изложения для запоминания наизусть определило форму Ш. В основу Ш. как дисциплины кладется обычно очень краткий и емкий текст {сутры; карики - в стихах), малопонятный без разъяснений. Его заучивают. К нему прилагается первичный комментарий (бхашья), суммирующий практику преподавания сутр и имитирующий ее в тексте в виде диалога профессора и учеников. Проработка его с сутрами дает первичную компетентность в Ш. Затем в ходе веков в нек-рых шастрах появились целые цепочки надстроенных один над другим комментариев и иных текстов.

В адвайта-веданте и ньяе цепочки достигают 8 звеньев. Бьвают и более разветвленные иерархии текстов; иногда последовательное комментирование не развилось (в поэтике), и крупные авторы пишут осн. тексты заново. Язык Ш. - крайне специализированный санскрит; после освоения общеупотребительного языка Ш. надо учиться заново, еще раз. До сих пор знание Ш. в полном объеме остается достоянием традиционных ученых - пандитов. Европейцы и европейски образованные индийцы, как правило, остаются сравнительно с ними на положении хороших студентов, хотя и могут открыть немало нового в частностях. К числу важнейших Ш., помимо даршан, принадлежат: поэтика; грамматика; наука управления (артха-Ш.); законоуложения (дхарма-Ш.); эротика (кама-Ш.).

А. Парибок

ШАШТХИ

ШАШТХИ (букв, шестерица) - популярное божество сельских культов, одна из форм Дэви, персонифицирующей первые шесть дней после рождения ребенка и потому считающейся защитницей детей. Называется также Скандамата (Мать Сканды) и почитается женщинами, жаждущими иметь ребенка. Ее свящ. животное и вахана - кошка.

М. Альбедиль

ШВЕТАМБАРЫ

ШВЕТАМБАРЫ - см. ДИГАМБАРЫ и ШВЕТАМБАРЫ.

ШЕН, КЕШОБЧОНДРО

ШЕН, КЕШОБЧОНДРО (СЕН, КЕШАБ ЧАНДЕР) (1838-1884) - релит, реформатор и обществ, деятель Индии. Лидер радикального крыла орг-ции "Брахмо самадж" (с 1862), резко изменивший направление практич. деятельности этой орг-ции. Под его руководством "Брахмо самадж" из религ.-реформаторской секты в индуизме фактич. превратилась в об-во соц.-бытовых реформ. Ш. К. усилил антикастовую направленность брахмосамаджистского движения, решительно выступил за разрешение вторичного замужества вдов, активизировал пропагандистскую и благотворительную деятельность об-ва, попытался превратить его в массовую общественно-религ. оргцию. Это привело к первому расколу "Брахмо самадж" (1866), после к-рого группа сторонников Ш. К. приняла название "Бхаратваршия Брахмо самадж", тогда как группа Деб. Тагора стала именоваться "Ади (исконное) Брахмо самадж:". После раскола Ш. К. вводит в практику руководимого им об-ва традиц. народные формы экстатического поклонения богу; с годами, однако, в его учении усиливаются христианские элементы. После поездки в Англию Ш. К. возобновляет борьбу за закон о гражданском браке (принятый в 1872). По этому закону разрешаются межкастовые браки и вторичное замужество вдов, запрещаются полигамия и детские браки. Правда, закон этот распространялся только на членов "Бхаратваршия Брахмо самадж". При этом Ш. К. поставил возглавляемую им орг-цию вне индуистской общины, заявив, что термин "индусы" на его сторонников не распространяется, ибо они отрицают авторитет Вед и признают прозелитизм всех релит, конфессий. Внутри "Бхаратваршия Брахмо самадж" нарастают противоречия, вызванные, в части., тенденцией обожествления лидера нек-рыми его приверженцами. В 1878 происходит раскол и в этой группе, поводом к к-рому послужило нарушение самим Ш. К. закона о гражданском браке. Ш. К. провозглашает создание церкви нового божественного установления ("Нававидхан"), в к-рой была предпринята (не без влияния идей Рамакришны) попытка создать наднациональную всемирную религию. Для этой орг-ции характерно эклектическое смешение догм, культов и ритуалов при явно просматривающемся христ. влиянии. Христ. элементы постепенно стали доминирующими. Как и следовало ожидать, это искусственное образование оказалось нежизненным и после смерти Ш. К. прекратило свое существование.

Р. Рыбаков

ШЕША

ШЕША - мифический персонаж, великий змей, символический спутник Вишну (см. также АНАНТ). Ш. фигурирует в кришнаитских легендах (он разведывал путь Васудэве, когда тот нес младенца Кришну в дом Нанды), и в шиваитских (упоминается как восхищенный поклонник танцевального искусства Шивы). В нек-рых системах считается одним из стражей света; его охране подлежит надир. Один из эпитетов Ш. - Нагендра - "Повелитель змей".

Н. Краснодембская

ШИВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШИВАИЗМ

ШИВАИЗМ - условное обозначение системы реальных культов, объединенных именами Шивы и связанного с ним пантеона божеств и легендарно-мифологич. персонажей: это его супруга-шякти - Парвати; сыновья Ганеша и Карттикея (он же Сканда, Субрахманья и др.), а также на юге - Аиянар; святые подвижники - шиваиты, наянары, и т. п. Т. обр., понятие Ш. включает в себя нек-рый набор опред. течений, или ветвей (сект): это лингаяты, пашупаты, шактисты (адепты шакти), капалики и др. История Ш. в Индии древняя и многосложная. Как определенная форма индуизма (в противоположность вишнуизму) Ш. оформился в эпоху раннего средневековья. В разл. историч. периоды разные ветви Ш. имели распространение у разных народов Индии. Так, в Ориссе "пик" Ш. приходился на X в.; в Андхре в XII в. особое развитие получило течение шиваитского бхакти.

"Цитаделью" Ш. считается Юж. Индия. В Бихаре шактизм сочетается с поклонением самому Шиве, а в Бенгалии ревностное поклонение Кали уживается с вишнуизмом, тогда как в Гуджарате слабо распространен культ Дурги, но обнаруживается немало почитателей Шивы. Шиваиты-каннада - преимуществ, лингаяты (вирашайва), а малая ли почитают гл. обр. Ганешу. В Махараштре культ этого бога популярен как среди шиваитов, так и среди вишнуитов; Шиву здесь почитают более всего под именем Шанкары, но больше распространено поклонение Витхобе, в к-ром сочетаются черты и Шивы и Вишну. Вообще, хотя наблюдаются различия в ритуальнообрядовых формах культов этих богов (ср. присущие Ш. институт дэвадаси, кровавые жертвы Кали и т. п.), в их мифологии, функциях, традициях праздников обнаруживается мн. общего. Ш. нередко сосуществует с древними местными верованиями, особенно в этнической периферии. См. также ИНДУИЗМ В ШРИ ЛАНКЕ, ИНДУИЗМ В НЕПАЛЕ, Индуизм в Ю.-в. Азии. Богаты литературная и иконографич. традиции Ш; с Ш. связаны различные виды традиц. искусства, в части, скульптура и театр.

Н. Краснодембская

ШИВАНАНДА, СВАМИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШИВАРАТРИ

ШИВАРАТРИ - праздник "ночь ШивъГ. Празднуется шиваитами в каждое новолуние, но особенно торжественно (Махашиваратри - "великая ночь Шивы") - раз в году, в 13-ю ночь темной половины месяца магха (янв.-февр.); по другим сведениям - в месяце пхальгуна (февр.-март) или чайтра (март-апр.). Дата праздника, т. обр., колеблется в промежутке от февр. до апр. С Ш. в пуранах связан миф о невежественном и ритуально нечистом охотнике-аборигене, к-рый в святую ночь шел мимо храма Шивы и, передразнивая повторявшийся в песнопениях жрецов возглас, научился повторять имя бога: "Шива, Шива". Накануне он не встретил добычи и потому в эту ночь как бы невольно "соблюдал пост". Забравшись для ночлега на ветви дерева бэль (бильва) и повторяя запомнившиеся слова "Шива, Шива", он стряхнул несколько листьев на камень под деревом, к-рый оказался заброшенным в лесу лингамом - символом Шивы. Т. обр., дикий охотник, сам того не сознавая, выполнил все гл. ритуалы, совершение к-рых предписывается в эту ночь шиваитам (пост, повторение имени Шивы, осыпание лингама листьями дерева бэль); тем самым он искупил все свои грехи и немедленно был вознесен в небесную обитель Шивы. В ряде областей почитание лингама в ночь Ш. сопровождалось экстатическими плясками и даже сексуальными оргиями.

Я. Васильков

ШИКША-ВРАТЫ

ШИКША-ВРАТЫ - в джайнизме 5 из 8 дополнит, к основным дисциплинарных обетов: самайика-, пошадхаупаваса-, бхога-упабхога-, дана-, саллекхана-врата..

А. Дюранов

ШИЛА-ВРАТЫ

ШИЛА-ВРАТЫ - в джайнизме 8 дополнительных к основным обетов, направленных на уменьшение праматта-йоги.

А. Дюранов

ШМАШАНА

ШМАШАНА (от "шмаша" - приподнятый край ямы, окопа) - площадка для кремации покойников. Располагается, как правило, недалеко от реки, куда сбрасывают несгоревшие останки и пепел. В древней и ср.-век. лит-ре Ш. описывается также как место, где трупы оставляли на съедение птицам, хищникам и разного рода нечистой силе - бхутам, претам, веталам, пишачам. Частый посетитель Ш. - Шива, к-рый, надев на себя гирлянду из черепов, покрытый белым пеплом, исполняет на ней танец самхара-тяндава, символизирующий гибель вселенной.

А. Лубянский

ШРАВАКАЧАРА

ШРАВАКАЧАРА - термин, к-рый широко использовался в ср.-век. традиции джайяоъ-дигамбаров для обозначения раздела учения, посвященного этике джайнов-мирян, а также для названия трактатов соответствующего содержания.

А. Дюранов

ШРАДДХА

ШРАДДХА - общее название ряда поминальных обрядов, призванных обеспечить и поддерживать благополучное существование умерших предков (питри) в загробном мире. Разновидностями Ш. являются:

1. экоддишта, имеющая целью приобщить умершего к сонму предков;

2. парвана-Ш., совершаемая в дни смены лунных фаз для всех предков трех ближайших поколений;

3. маси-Ш.. совершаемая раз в месяц;

4. сапиндикарана, совершаемая на 12-й день или ровно через год после смерти человека;

5. абхьюдайика-Ш., устраиваемая для того, чтобы порадовать предков к.-л. приятной семейной новостью, напр, о рождении сына - продолжателя рода;

6. камья-Ш., совершаемая для того, чтобы предки помогли в исполнении конкретного желания.

Устраивать Ш. имел право только старший мужчина в роде; если наследование по мужской линии прерывалось, всем предкам рода грозило лишение загробного блаженства. Во всех видах Ш. употреблялась спец. пища - рисовые клецки пинда; приглашенные брахманы выступали как заместители предков, принимая от их лица угощение и дары. Мн. действия в Ш. совершаются "наоборот" в сравнении с обычными жертвоприношениями, предназначенными для богов: круговое движение производится не по солнцу, а против солнца; жертвенный шнур брахманы перекидывают через правое, а не через левое плечо; приглашается нечетное, в отличие от нормального - четного, кол-во брахманов и т. д. (исключение составляет абхьюдайика, в ней все совершается так же, как в обычных, не заупокойных обрядах). Ш., как и жертвоприношения богам, по существу является разновидностью обряда приема почетного гостя, входящего в систему ритуалов церемониального обмена (предки и боги выступают как сообщества, состоящие в отношениях обмена с сообществом людей). Обряды Ш. подробнейше описаны в спец. ритуалистических текстах - шраддхакальпах. Начиная с эпоса, появляется идея о том, что Ш. особенно действенна, если совершается в определенных тиртхах, напр, в Праяге (Аллахабад) или в Гайе.

Я. Васильков

ШРАМАНА

ШРАМАНА (от корня "шрам " - утруждаться, стараться) - в VI-III вв. до н. э. профессиональный искатель духовной истины, порвавший связи с мирским об-вом, с хозяйств, деятельностью, живущий милостыней, нередко странствующий. Ш. объединялись вокруг видных учителей и наставников. Традиц. брахманство относилось к ним настороженно-неприязненно. Большая часть шраманских школ и групп вымерла уже в древности, нек-рые вылились в духовные традиции: адживши (до XIII в.), буддисты, джайны. Все шраманские учения не были ортодоксально-ведическими (ср. частика). Ш. впервые в Индии опробовали на себе монашеский статус и создали соотв. социальный институт, в индуизме позже отраженный в саннъясе. Из несохранившихся шраманских учений известны в древности были имморализм, материализм, фатализм, скептицизм.

А. Парибок

ШРАУТА-СУТРА

ШРАУТА-СУТРА - разновидность сутр, посвященных описанию ведийского ритуала (калъш-сутра). Содержат изложение обрядов шраута, т. е. считавшихся восходящими к шрути и имевших характер коллективных празднеств. Особенно большое место уделяется т. наз. "царским жертвоприношениям" (помазание на царство, жертвоприношение коня и др. См. АБХИШЕКА, АШВАМЕДХА, РАДЖАСУЯ). Ритуал шраута осуществлялся обычно в течение длительного срока (дни, недели и месяцы), иногда большими группами жрецов-брахманов: на специально сооруженном алтаре с несколькими священными огнями. Заказчиком чаще всего выступал царь. Ритуальные процедуры включали возлияния сомы, состязания, широкие раздачи даров участникам.

А. Вигасин

ШРИ (ЛАКШМИ)

ШРИ (ЛАКШМИ) - богиня богатства, счастья и красоты. Упоминается в текстах не ранее "Шатапатха-брахманы", но умолчание в Ведах свидетельствует, по-видимому, о жреческом неприятии популярного образа Ш., имеющего широкие индоевропейские аналогии. В сохраненных "Махабхаратой" архаических мифах Ш. - прежде всего богиня царской власти, удачи и процветания, связанного с плодородием. Ш. - супруга Индры, точнее - всякого дэвы или асуры, к-рый добивается статуса "Индры", становясь небесным царем. Земной царь также мыслился супругом Ш. (осознаваясь при этом воплощением Индры). В "Махабхарате" братья Пандавы - воплощения Индры - имеют общую супругу Драупади - воплощение Ш. В послеведийскую эпоху Ш. сливается с Л. (первоначально, по-видимому, богиней красоты и личного счастья); Ш.-Л. ассоциируется теперь не с Индрой, а с Вишну и выступает как супруга (в нек-рых поздних течениях вишнуизма - как шакти) последнего. В эпико-пуранической лит-ре воплощениями Ш.-Л. признаются Сита, супруга Рамы, и Рукмини, супруга Кришны (оба героя считаются аватарами Вишну).

Я. Васильков

ШРИВАТСА

ШРИВАТСА - свящ. символ в джайнизме; своим рисунком напоминает "завиток волос" на груди тиртханкара. Одна из его форм, известная как шриватса-свастика, похожа на изображение лабиринта.

О. Горовая

ШРИНГЕРИ

ШРИНГЕРИ - местечко в штате Карнатак, священное для шиваитов. В VIII в. Шанкара основал здесь храм богини Шарады (разновидность Дурги) и монастырь (питху), где сейчас находится резиденция одного из Шанкарачарий.

А. Дубянский

ШРИРАНГАМ

ШРИРАНГАМ - населенный пункт в Тамилнаде на р. Кавери вблизи Тируччираппалли, где находится храм Вишну, именуемого Ранганатхасвами ("Владыка арены (мира)"). Это крупнейший центр вишнуизма, известный с древности и достигший расцвета в период средневековой династии Чолов (IX-XII вв.). Наиб, ранние сведения о храме относятся к X в. Храм постепенно разрастался и превратился в громадный храмовый комплекс, самый большой в Южной Индии. Он состоит из семи концентрич. прямоугольников, обозначенных высокими стенами с многочисленными гопурами. В гарбагрихе основного храма находится скульптурное изображение Вишну-Ранганатхи, возлежащего вместе с Лакшми на тысячеголовом змее Шеше. С Ш. связана значительная часть жизни Рамануджи. Здесь он преподавал теологию, участвовал в религ. диспутах, стал санньясином. III. Часто упоминают альвары, чьи статуи присутствуют в храме и чьи гимны до сих пор распевают перед Ранганатхой. Дважды в году (в январе и апреле) в храме проводится ратхаятра. Многие части храма замечательны в архитектурном отношении - т. н. Зал тысячи колонн, Гаруда-мандапа, Шешарая-мандапа и др. Последняя содержит выдающиеся произведения скульптуры - изображения всадников, фантастических животных, танцовщиц и т. п.

А. Дубянский

ШРУТА-ПАНЧАМИ

ШРУТА-ПАНЧАМИ - праздник пятого дня весны, проводимый школой дигамбара как памятование о дне, когда Кундакунда начал записывать джайнский канон.

О. Горовая

ШРУТИ

ШРУТИ (букв, услышанное) - откровение, противополагаемое смрити - свящ. преданию. Ш. включает наиб, авторитетную часть Вед - самхиты и брахманическую прозу (см. АРАНЬЯКА, БРАХМАНЫ 2, УПАНИШАДЫ), к-рые считаются вечными и не сотворенными, а лишь "увиденными" мудрецами-риши. Непосредственно к Ш. возводится ритуал шраута, излагаемый в шраутасутрах.

А. Вигасин

ШУДРЫ

ШУДРЫ - члены низшей из четырех варн в древней Индии. Согласно брахманским трактатам, обязанностью Ш. является услужение трем высшим варнам. Иногда эта обязанность расшифровывается как послушание, ремесло, актерство. Им не разрешалось совершать обряд упанаяна (в связи с чем они считались однорожденными) и изучать Веды. Принято считать, что варна Ш. сложилась позже других, из местного населения, подчиненного ариями. К Ш. отнесли также рабов, зависимых, арендаторов, др. лиц, не имеющих своей земли. К нач. н. э. дхармой Ш. начинают считаться также земледелие и скотоводство. В эту варну попадают, помимо ремесленников, земледельческие и скотоводческие касты. Касты Ш. в ср. века начинают подразделяться на "чистых Ш." (от к-рых брахман может принимать пищу) и "нечистых". В наст. вр. к Ш. относится большинство населения Индии.

Л. Алаев

ШУКРА

ШУКРА - название планеты Венера и имя соответствующего персонифицированного божества. В мифологии Ш. (иначе Шукрачарья), называемый также Ушанас, считается сыном святого мудреца древности Бхригу, наставником асуров и дайтьев; он владеет великой тайной оживления мертвых. Противником Ш. выступает сын Брихаспати Кача, к-рому с помощью дочери Ш. Дэваяни удается узнать эту тайну и сообщить ее богам. Иконографически Ш. представляется в виде престарелого брахмана, слепого на один глаз. В инд. календаре Ш. связан с 5-м днем недели (шукравара). Астрологич. этот знак считается самым благоприятным; тем, кто родился под ним, суждены мудрость, просвещенность, высокий авторитет, семейное счастье. Символич. цвет Ш. - белый.

Н. Краснодембская

ШУНЬЯ

ШУНЬЯ (букв, пустое, т. е. бессущностное, ничтожное). Такими, согласно буддийской философии, оказываются все явления во внешнем и внутреннем мире - положение, яростно критиковавшееся индуистскими философами, хотя и находящее себе ближайшую параллель (вероятно, возникшую под буддийским влиянием) в ведантийском понятии майя.

А. Парибок

Предыдущая страница Следующая страница